Принципы налогообложения коммерческих организаций

Опубликовано: 30.04.2024

Налогообложение – это система распределения доходов между юридическими или физическими лицами и государством. Налоги – обязательные безвоздмездные платежи, взимаемые с организаций или физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Налоговая система РФ включает разнообразные виды налогов и сборов, которые могут быть классифицированы по различным признакам.

В зависимости от объекта обложения налоги подразделяют:

1. Прямые, устанавливаемые на доход или имущество:

- налоги на доход (налог на прибыль, подоходный налог);

- налоги на собственность (налог на недвижимость).

2. Косвенные, устанавливаемые на товары или услуги через надбавку к цене (НДС, акцизы, таможенные пошлины).

В зависимости от уровня налоги подразделяют:

- Налог на прибыль;

- Налог на доход от капитала;

- Доходный налог с физических лиц;

- Взносы в государственный внебюджетные фонды;

- Таможенные пошлины и сборы;

- Налог на пользование недрами;

- Налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

- Сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

- Федеральные лицензионные сборы.

- Налог на имущество организации;

- Налог на недвижимость;

- Налог на игорный бизнес;

- Региональные лицензионные сборы.

- Налог на имущество физических лиц;

- Налог на рекламу;

- Налог на наследование или дарение;

- Местные лицензионные сборы.

В зависимости от порядка использования налоги подразделяют:

1. Общие, не закрепленные за конкретным ведомством.

2. Специальные, имеющие строго целевое назначение (единый социальный налог).

В зависимости от источника покрытия налоги подразделяют:

1. Включаемые в собственность (земельный налог, налог на пользование автомобильных дорог и т.д.).

2. Относимые на финансовые результаты (прибыль до налогообложения, налог на имущество организаций, налог на рекламу).

3. За счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после налогообложения.

Налогообложение предприятий регулируется налоговым кодексом РФ, федеральным законом о налогах и сборах, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Основными налогами, уплачиваемыми предприятиями являются:

- налоги на товары и услуги (НДС, акцизы, налоги с продаж, таможенные пошлины);

- налог на прибыль;

- налог на имущество организаций;

- социальные взносы (единый социальный налог).

Одним из важнейших по размеру ставки и объему поступлений в бюджет является налог на добавленную стоимость (НДС). Под добавленной стоимостью понимается разность между стоимостью реализованных товаров и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. Это косвенный налог. Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене товаров и оплачиваются покупателем при покупке. Предприятия, реализующие товары, лишь перечисляют налоговые суммы государству. Объектом обложения налогом на добавленную стоимость являются: реализация товаров (работ, услуг), выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления, ввоз товаров на таможенную территорию РФ. Плательщиками налога являются организации и индивидуальные предприниматели.

Также косвенными налогами являются акцизы и налоги с продаж. Акцизами облагаются товары со значительной разницей между ценой реализации и себестоимостью (вино водочные изделия, этиловый спирт, табачные изделия, легковые автомобили и т.д.). Налог с продаж – косвенный налог (ставка не более 5%), порядок и сроки уплаты которого устанавливаются законами субъектов РФ. Объектом налогообложения является стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет (кроме хлебобулочных изделий, молока и молочных продуктов, лекарств и др.).

Основное влияние на формирование финансовых ресурсов предприятия и их использование оказывает налог на прибыль. Объектом налогообложения является валовая прибыль, представляющая собой сумму:

1. прибыли от реализации продукции (работ, услуг);

2. прибыли от прочей реализации (основных фондов, включая земельные участки, иного имущества);

3. доходов от вне реализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по ним.

Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации (без НДС, акцизов, налога с продаж) и затратами на производство и реализацию продукции.

В целях налогообложения валовая прибыль уменьшается на сумму доходов, облагаемых налогом по иным ставкам. Налогооблагаемая прибыль уменьшается с учетом льгот, предусмотренных законодательством.

Важное место в системе налогообложения предприятий занимает налог на имущество организаций, который относится к региональным налогам. Объектом налогообложения являются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе предприятия. Основные средства и нематериальные активы для целей налогообложения учитываются по остаточной стоимости. Для целей налогообложения определяется среднегодовая стоимость имущества предприятия. Максимальная ставка – 2%. Налог относится на финансовые результаты деятельности предприятия.

Предприятия являются также плательщиками единого социального налога, зачисляемого в государственные внебюджетные фонды: пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования РФ. Средства данных фондов предназначены для реализации прав граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь. Объектом налогообложения являются любые выплаты работодателей в пользу своих наемных работников. Зачисление социального налога носит строго целевой характер, и каждый фонд получает определенную часть налога в соответствии с предусмотренной налоговой ставкой.

Классические принципы налогообложения и их значение в современных условиях. Современные принципы налогообложения, их роль и значение для развития налоговой системы.

Классические принципы выделяли А.Смит, Вагнер, Тургенев.

- справедливость
Подданные всякого государства обязаны участвовать в поддержке государства по возможности сообразно со своими средствами, т.е. соответственно тем доходам, которые получает каждый под охраной государства
Справедливость налогообложения в вертикальном разрезе означает, что налог должен взиматься в строгом соответствии с материальными возможностями конкретного лица, т.е. что с повышением дохода ставка налога увеличивается.
Справедливость налогообложения в горизонтальном разрезе – это принцип, предлагающий единую налоговую ставку для лица с одинаковыми доходами.

- равномерность
Налог, который должен уплачивать каждый, должен быть точно определен, а не произволен. Время его уплаты, способ и размер уплачиваемого налога должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому
– удобство
Каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие удобны для плательщика
– дешевизна
Каждый налог должен быть устроен так, чтобы он извлекал из кармана населения возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства.
Значение очень велико эти принципы во все времена остаются актуальными это базовый минимум, который должно обеспечить государство для нормальной работы налоговой политики

Современные: Экономико-функциональные и организационно-правовые
Экономико-функциональные: – стабильность – устойчивость – запрет обратной силы закона – стремление к универсальному налогообложению – однократность взимания налогов – нейтральность, прозрачность, дискретность налогообложения – равнонапряженность налогового бремени для всех субъектов налогообложения – стремление к достижения равновесия между налоговыми функциями – недопущение репрессивного характера действий со стороны налоговых администраций.

Организационно-правовые Децентрализация Принципы единства

В других источниках выделяют: (можно учить и тот и другой вариант)
Экономические принципы налогообложения
Принцип справедливости предполагает установление обязанности каждому юридическому и физическому лицу принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям. Зачастую этот принцип также характеризуют как принцип справедливости и равенства (распределение налогового бремени должно быть равным) либо как принцип справедливости и всеобщности (обложение налогами должно быть всеобщим и равномерно распределяться между налогоплательщиками). Представляется, что при неизменном названии этого классического принципауточнение его сущности с течением времени является объективным процессом, что и было сделано в рамках теории общественного выбора, предложившей сочетать горизонтальную и вертикальную справедливость при использовании понятий экономического равен¬ства (неравенства).
Принцип эффективности (его еще характеризуют как принцип экономичности) подразумевает необходимость установления таких налогов, чтобы поступления по каждому из них существенно перекрывали затраты государства на его администрирование. По подавляющему большинству российских, в первую очередь федеральных, налогов этот принцип реализуется. Однако по некоторым налогам — региональному (транспортному) и местному (на имущество физических лиц) — он реализуется далеко не в полной мере.
Усилия налоговых органов по выявлению объектов обложения, рассылке извещений, контролю за уплатой едва перекрывают поступления от них, а уж экономическую целесообразность трудоемких усилий по взысканию незначительных сумм в судебном порядке во¬обще трудно оценить. Но содержание этого принципа не ограничивается только требованиями экономичности. В более широком смысле для его реализации следует оценивать различные эффекты действия тех или иных налогов, соизмерять полезную их эффективность с неизбежными потерями.
Принцип соразмерности основан на взаимозависимости процессов наполняемости бюджетов и дестимулирования налогообложением экономической активности налогоплательщиков. Дан¬ный принцип зачастую характеризуют также как принцип экономической сбалансированности интересов налогоплательщиков и государственной казны. То есть при установлении налогов и определении их элементов необходимо соизмерять последствия как с точки зрения выгод для бюджета, так и с точки зрения ущерба для экономики. Причем сопоставлять эти выгоды и поте¬ри следует не только в текущий момент времени, но и на перспективу, дабы не получить в дальнейшем уменьшение налоговой базы и снижения налоговых поступлений.
Принцип учета интересов основан на определенности налогового платежа, а именно всех элементов налога, а также удобстве исчисления и времени уплаты налога в первую очередь для налогоплательщика. Одним из обязательных атрибутов этого принципа яв¬ляется предварительная информированность налогоплательщика не только об исчерпывающем перечне налогов, которые ему следует уплачивать, но и во всех вводимых в налоговое законодатель¬ство изменениях. Другим атрибутом является обеспечение простоты исчисления налогового обязательства и удобства времени уплаты, которое следует совмещать с фактом получения дохода или с моментом осуществления факта потребления (по налогам на потребление). Одним из на¬глядных примеров реализации данного принципа является определенная вариативность выбора налогоплательщиком того или много способа исчисления и уплаты по отдельным налогам, а также возможность применения малым бизнесом различных систем налогообложения.
Принцип множественности налогов синтезирует в себе два аспекта:
• целесообразность построения налоговой системы на совокупности дифференцированных налогов и различающихся объектов «положения. Множественность налогов создает предпосылки для повышения адресности налогообложения, в большей мере улавливающей платежеспособность налогоплательщиков и наличие у них наличных объектов обложения, позволяет более эффективно распределять налоговое бремя по разным категориям плательщиков, формируя тем самым более толерантное отношение к налогам;
• целесообразность формирования множественности источников бюджетов каждого уровня, поскольку при множественности источников обеспечивается относительная гарантированность его наполнения вне зависимости от возможных провалов поступления того или •его налога. Множественность источников бюджета экономически более целесообразна особенно в кризисные периоды.
Юридические принципы налогообложения
Принцип нейтральности предполагает единообразный характер применения налогов и равенство всех плательщиков перед налоговым законом. В соответствии с этим принципом считается недопус¬тимым установление различных налогов или элементов налогов дифференцированно, исходя из социальных, национальных, конфессиональных и иных критериев, а также в зависимости от формы собственности, организационно-правовой формы предпринимательской деятельности, местонахождения налогоплательщика и иных дискриминационных оснований.
Принцип установления налогов законами означает, что любой закон должен быть введен исключительно посредством принятия представительной (законодательной) властью страны соответствующего законодательного акта. Этот принцип воплощен в ст. 12 НК РФ. в соответствии с которой применительно к федеральным налогам Российской Федерации законно установленными могут считаться только те налоги, которые определены НК РФ, к региональным — только те, которые установлены НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, к местным — только те, которые установлены НК РФ и нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Также в соответствии со ст. 3 НК РФ ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные Налоговым кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ.
Принцип отрицания обратной силы налогового закона основан на том, что вновь принимаемый закон, ухудшающий положение налогоплательщиков, не может распространяться на отношения, возникшие до его принятия. Данный принцип реализован в ст. 5 НК РФ, где предусматривается, что законодательные акты о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение налогового законодательства, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, обратной силы не имеют.
Принцип приоритетности налогового законодательства заключается в том, что нормативно-правовые акты, регулирующие какие-либо отношения, в целом не связанные с вопросами налогообложение должны содержать норм, устанавливающих особый порядок взимай налогов. Данный принцип воплощен в ст. 4 и 6 НК РФ. Таким образом, если в неналоговых законах и актах имеются нормы, так или иначе касающиеся налоговых отношений, то применять их следует только тогда, когда они подтверждены и соответствуют нормам налогового законодательства, т.е. при коллизии этих норм должны применяться положения именно налогового законодательства.
Принцип наличия всех элементов налога в законе означает, что налог считается установленным лишь в том случае, когда соответствующим законом определены налогоплательщики и все элементы налога. К обязательным элементам ст. 17 НК РФ относит: объект налогообложения, налоговую базу, налоговый период, налоговую ставку, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. Отсутствие хотя бы одного элемента в законе означает, что обязанности налогоплательщика по уплате данного налога не установлены.
Организационные принципы налогообложения
Принцип единства налоговой системы предполагает недопустимым установление налогов, прямо или косвенно ограничивающих свободное перемещение в пределах территории страны товаров (работ, услуг) или денежных средств. Данный принцип закреплен в ст. 3 НК РФ.
Исходя из этого принципа не должны устанавливаться налоги, нарушающие единство экономического пространства и налоговой системы страны. Поэтому недопустимо установление налогов, ограничивающих или создающих препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций, а также препятствующих реализации гражданами своих конституционных прав. Кроме того, принцип единства налоговой системы обеспечивается единой системой налоговых органов, пронизанных вертикалью, а не горизонталью управления.
Принцип подвижности (эластичности) налогообложения заключается в том, что в целях приведения в соответствие с объективно изменяющимися государственными потребностями некоторые обязательные элементы налога и даже сам налог могут быть оперативно изменены как в сторону ослабления, так и в сторону усиления его фискальной или иной функции. Кроме того, подвижность налогообложения проявляется в регулярном заполнении обнаруживающихся в нало¬говом законодательстве пробелов и различных нестыковок. Данный принцип направлен на эволюционное, а не революционное развитие налоговой системы, и при постепенном совершенствовании процесса налогообложения он не будет противоречить принципу стабильности. Отражение данного принципа можно найти в ст. 5 НК РФ.
Принцип стабильности налоговой системы основан на том, что, несмотря на определенную подвижность налогообложения, налоговая система должна быть достаточно стабильной. Кардинальное реформирование налоговой системы должно проводиться лишь в исключительных случаях и в строго определенном порядке. Одним из атрибутов данного принципа является требование ст. 5 НК РФ о том, что изменения в части установления новых налогов или сборов должны вступать в силу не ранее 1 января года, следующего за го¬дом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.
Принцип налогового федерализма следует рассматривать как основной организационный принцип функционирования налоговой системы страны, наделяющий различные уровни государственного управления налоговыми полномочиями и ответственностью по по¬воду установления налогов, налоговых отчислений и распределения налоговых доходов между бюджетами соответствующих уровней для обеспечения их финансовой самостоятельности. Данный принцип отражен не только в ряде статей Налогового кодекса, но и в самом делении налогов на федеральные, региональные и местные.
Принцип гласности основан на требовании обязательного официального опубликования законов, других нормативных актов, касающихся тем или иным образом обязанностей налогоплательщика. Исходя из этого принципа в ст. 32 НК РФ за налоговыми органами закреплена обязанность бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, давать разъяснения и кон¬сультации о порядке исчисления и уплаты налогов.
Принцип одновременности обложения базируется на недопущении обложения одного и того же объекта более чем одним налогом. Другими словами, один и тот же объект должен облагаться только одним налогом и только один раз за определенный законодательством налоговый период. Данный принцип воплощен, в частности, в ст. 38 Н К РФ, где сказано, что каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения.

Значение эти принципы необходимы для развития налоговой системы государства, наведения порядка и справедливости налогообложении.

Налогообложение – это система распределения доходов между юридическими или физическими лицами и государством. Налоги – обязательные безвоздмездные платежи, взимаемые с организаций или физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Налоговая система РФ включает разнообразные виды налогов и сборов, которые могут быть классифицированы по различным признакам.

В зависимости от объекта обложения налоги подразделяют:

1. Прямые, устанавливаемые на доход или имущество:

- налоги на доход (налог на прибыль, подоходный налог);

- налоги на собственность (налог на недвижимость).

2. Косвенные, устанавливаемые на товары или услуги через надбавку к цене (НДС, акцизы, таможенные пошлины).

В зависимости от уровня налоги подразделяют:

- Налог на прибыль;

- Налог на доход от капитала;

- Доходный налог с физических лиц;

- Взносы в государственный внебюджетные фонды;

- Таможенные пошлины и сборы;

- Налог на пользование недрами;

- Налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

- Сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

- Федеральные лицензионные сборы.

- Налог на имущество организации;

- Налог на недвижимость;

- Налог на игорный бизнес;

- Региональные лицензионные сборы.

- Налог на имущество физических лиц;

- Налог на рекламу;

- Налог на наследование или дарение;

- Местные лицензионные сборы.

В зависимости от порядка использования налоги подразделяют:

1. Общие, не закрепленные за конкретным ведомством.

2. Специальные, имеющие строго целевое назначение (единый социальный налог).

В зависимости от источника покрытия налоги подразделяют:

1. Включаемые в собственность (земельный налог, налог на пользование автомобильных дорог и т.д.).

2. Относимые на финансовые результаты (прибыль до налогообложения, налог на имущество организаций, налог на рекламу).

3. За счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после налогообложения.

Налогообложение предприятий регулируется налоговым кодексом РФ, федеральным законом о налогах и сборах, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Основными налогами, уплачиваемыми предприятиями являются:

- налоги на товары и услуги (НДС, акцизы, налоги с продаж, таможенные пошлины);

- налог на прибыль;

- налог на имущество организаций;

- социальные взносы (единый социальный налог).

Одним из важнейших по размеру ставки и объему поступлений в бюджет является налог на добавленную стоимость (НДС). Под добавленной стоимостью понимается разность между стоимостью реализованных товаров и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. Это косвенный налог. Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене товаров и оплачиваются покупателем при покупке. Предприятия, реализующие товары, лишь перечисляют налоговые суммы государству. Объектом обложения налогом на добавленную стоимость являются: реализация товаров (работ, услуг), выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления, ввоз товаров на таможенную территорию РФ. Плательщиками налога являются организации и индивидуальные предприниматели.

Также косвенными налогами являются акцизы и налоги с продаж. Акцизами облагаются товары со значительной разницей между ценой реализации и себестоимостью (вино водочные изделия, этиловый спирт, табачные изделия, легковые автомобили и т.д.). Налог с продаж – косвенный налог (ставка не более 5%), порядок и сроки уплаты которого устанавливаются законами субъектов РФ. Объектом налогообложения является стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет (кроме хлебобулочных изделий, молока и молочных продуктов, лекарств и др.).

Основное влияние на формирование финансовых ресурсов предприятия и их использование оказывает налог на прибыль. Объектом налогообложения является валовая прибыль, представляющая собой сумму:

1. прибыли от реализации продукции (работ, услуг);

2. прибыли от прочей реализации (основных фондов, включая земельные участки, иного имущества);

3. доходов от вне реализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по ним.

Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации (без НДС, акцизов, налога с продаж) и затратами на производство и реализацию продукции.

В целях налогообложения валовая прибыль уменьшается на сумму доходов, облагаемых налогом по иным ставкам. Налогооблагаемая прибыль уменьшается с учетом льгот, предусмотренных законодательством.

Важное место в системе налогообложения предприятий занимает налог на имущество организаций, который относится к региональным налогам. Объектом налогообложения являются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе предприятия. Основные средства и нематериальные активы для целей налогообложения учитываются по остаточной стоимости. Для целей налогообложения определяется среднегодовая стоимость имущества предприятия. Максимальная ставка – 2%. Налог относится на финансовые результаты деятельности предприятия.

Предприятия являются также плательщиками единого социального налога, зачисляемого в государственные внебюджетные фонды: пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования РФ. Средства данных фондов предназначены для реализации прав граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь. Объектом налогообложения являются любые выплаты работодателей в пользу своих наемных работников. Зачисление социального налога носит строго целевой характер, и каждый фонд получает определенную часть налога в соответствии с предусмотренной налоговой ставкой.

Впервые принципы налогообложения сформулировал в конце XVIII века Адам Смит. Он выделил пять принципов, названных впоследствии "Декларацией прав плательщика":

  1. Налоги не должны быть чрезмерно обременительны.
  2. Они должны быть понятны налогоплательщикам.
  3. Каждый налогоплательщик должен знать, какую сумму и в какой срок он должен оплатить и почему.
  4. Налоги должны быть справедливыми, и при сходных обстоятельствах разные налогоплательщики должны платить примерно одинаковые налоги.
  5. Государство должно уметь собирать налоги, не расходуя на это слишком большие средства.

Реализация этих принципов и в настоящее время остается приоритетной задачей налогового законодательства.

Новая налоговая система России формируется на следующих основных экономических началах (ст. 3 Налогового кодекса РФ):

1. Принцип всеобщности налогообложения: каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Данный принцип провозглашен Конституцией РФ.

2. Принцип равенства налогообложения:

  • налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться, исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев;
  • не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

3. Принцип платежеспособности: при установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога, то есть сумма взимаемых налогов должна определяться в зависимости от величины доходов плательщика.

4. Принцип защиты экономических интересов РФ во внешней торговле: допускается установление особых видов пошлин (например, защитных пошлин - специальных, антидемпинговых, компенсационных) либо дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара в соответствии с Налоговым кодексом и Таможенным законодательством РФ.

5. Принцип наличия экономического основания для взимания налогов и сборов: налоги и сборы не могут быть произвольными, они должны взиматься только при условии установления экономически оправданной налоговой базы.

6. Принцип единства экономического пространства России: не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств либо иначе ограничивающие или создающие препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

7. Принцип федерализма и законности в установлении и изменении налогов: федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются Налоговым кодексом. Налоги и сборы субъектов Российской Федерации, местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются соответственно законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в соответствии с Налоговым кодексом. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, не предусмотренные Налоговым кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено кодексом.

8. Принцип презумпции правоты налогоплательщика: при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах необходимо формировать таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.


Все расположенные на сервере материалы являются собственностью их авторов. Любое воспроизведение, копирование с целью коммерческого использования этих материалов должно согласовываться с авторами материалов.

Все предприятия и организации при осуществлении коммерческой деятельности должны использовать систему налогообложения, уплачивая налоги и сборы в соответствии с законодательством РФ.

Система налогообложения – это совокупность законодательных и других нормативных актов, регулирующих процесс взимания налоговых платежей с юридических и физических лиц.

Законодательная основа для построения системы налогообложения – Налоговый кодекс и принятые в соответствии с ним законы о сборах и налогах.

Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Основные принципы налогообложения были разработаны А. Смитом. К ним относятся:

1. Принцип справедливости, который утверждает, что всеобщность обложения, а также равномерность распределения налогов между гражданами государства соразмерно их доходам.

2. Принцип справедливости подразделяется на горизонтальную и вертикальную справедливость. Принцип горизонтальной справедливости предполагает равное налогообложение равных доходов независимо от того, где бы они ни получались. Принцип вертикальной справедливости означает, что тяжесть налогов должна быть поставлена в зависимость от величины дохода и уровня благосостояния.

3. Принцип определенности, согласно которому, сумма, время, а также способ платежа были известны плательщику заранее.

4. Принцип удобности, который предполагает, что любой налог должен взиматься вовремя и способом, наиболее удобным для плательщика.

5. Принцип экономии, который заключается в сокращении всех издержек взимания налога, а также в рационализации системы налогообложения государства.

В современной интерпретации налоги считаются эффективными, если минимизируют неблагоприятные последствия своего функционирования для процесса распределения ресурсов.

Основными функциями налогов являются:

1. Фискальная функция — основная функция налогообложения. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения — производные от фискальной функции.

2. Распределительная (социальная) функция — состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищённых категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).

3. Регулирующая функция — направлена на решение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства. В рамках регулирующей функции налогообложения выделяют три подфункции:

3.1. Стимулирующая подфункция — направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д.

3.2. Дестимулирующая подфункция — направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов.

3.3. Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д.

4. Контрольная функция — позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.

Государство использует налоги посредством фискальной и стимулирующей функции только в тех случаях, когда в государстве царит атмосфера уважения к налоговой системе, основанное на понимании ее роли и знании правил взимания налоговых платежей.

Коммерческие организации уплачивают налоги, состав и вид которых определены налоговым законодательством, при этом налоги классифицируются на:

1. Прямой налог, который установлен непосредственно на доход (имущество) плательщика (налог на владение и пользование, подоходный налог, налог на прибыль, имущественные налоги);

2. Косвенный налог, представляющий собой надбавку к цене продукции или к тарифу на услуги. Этот вид налога оплачивают потребители (налог на добавленную стоимость, таможенная пошлина, налоги на операции с ценными бумагами).

Системой налогообложения коммерческих предприятий предусматривается уплата налогов и сборов в виде общего и специального режима налогообложения.

В соответствии с общим режимом налогообложения, взимаются налоги:

2. Налог на прибыль компании;

3. Имущественный налог;

4. Страховой взнос.

Основная особенность общего режима - необходимый учет, исчисление, уплата налога на добавленную стоимость.

По специальному режиму взимаются налоги:

1. С предприятий малого и среднего бизнеса;

2. С сельскохозяйственных предприятий;

3. С предприятий, осуществляющих раздел готовой продукции.

Применяя специальный режим налогообложения, предприятия уплачивают единый налог, исчисляемый для каждого случая по-разному.

Система налогообложения классифицирует налоги также по уровням:

1. Федеральный налог;

2. Региональный налог;

3. Местный налог.

На этапе современного развития экономики собственниками данного предприятия уделяется внимание налогам предприятий, которые оказывают влияние на прибыль. Финансово-хозяйственная деятельность зависит от многих факторов — выбора условий оформления сделок, которые снижают объемы налоговых платежей. Своевременное и правильное исчисление налогов, определение прибыли имеют особое значение. Сильную позицию в условиях среды определяет организация расчетов предприятия по налогам и сборам. Избежать расходов налоговых штрафных санкций, организовать работу с минимальным объемом налоговых платежей позволяет соблюдение всех норм законодательства.

На сегодняшний день Правительство Российской Федерации преодолевают трудности в области законодательства, а также и в вопросах экономики, все больше и интенсивней развиваются рыночные отношения. В данных критериях от налоговой системы почти все находится в зависимости, так как она оказывает большое воздействие на регулирование рынка.

Каждая Российская организации при создании определяется самостоятельно с выбором налогообложения, так ка это требуют особого подхода по расчету налогов и благодаря этому сможет оптимизировать свои расходы и в свое время получить высокую прибыль. И дабы сделать нормальную работу налоговой системы, надо в первую очередь отрегулировать механизмы ее правового регулирования. Важную роль для любой страны играет налог на прибыль коммерческих организаций. С помощью него можно воздействовать на экономику страны и иное развитие. В структуре платежей организаций, например, налог на прибыль коммерческих предприятий является более значимым элементом всей структуры. Так же на деятельность предприятий влияют и поправки в налоговом законодательстве.

Налог на прибыль является средством регулирования доходной базы бюджета государства и несет в себе фискальную значимость.

Для налогоплательщиков самым выгодны считается — это низкая ставка налога. И самым важным для коммерческих организаций в налоговом планировании является совершенствование налогообложения. У каждой организации есть стремление к снижению налоговых обязательств. На современном этапе развития экономики используется зарубежный опыт налогообложения коммерческих организаций. С прибылью организаций связана уплата прямых налогов в бюджет, по размеру которой можно говорить об инвестиционной и финансовой активности организации.

Устойчивость экономики в стране напрямую зависит от налогообложения. Поэтому и появляется потребность уделять больше интересов государственному регулированию в области сбора налогов. На современном этапе развития происходит перераспределение доходов коммерческих организаций, зависящее от результатов их деятельности. Это формируется путем создания системы подоходного налогообложения организаций.

Увеличение ставок налогообложения начинает приводить к скрытию доходов, рост производственного труда падает. Налогообложение должно быть простым и прозрачным, в противном случае усложнение системы может привести к отрицательному влиянию на экономику, за счет чего понижается эффективность развития. В нынешнее время усовершенствование налоговой системы её формирование ориентировано на соблюдение заинтересованностей коммерческих организаций и заинтересованностей страны.

На сегодняшний день в Российской Федерации для того, чтобы повысить уровень населения и повысить эффективность экономики, а также повысить сбор налогов, нужно создать благоприятный налоговый климат, и чтобы законодательство могло вносить поправки в налоговые отношения для этого нужна в первую очередь его стабильность.

К равновесию возможно прийти посредством понижения налоговой нагрузки на экономику методом понижения нагрузки на налогоплательщиков. Если снизить налоговую нагрузку коммерческим организациям, то это может привести к снижению поступления средств по налогам в бюджет. Формирование налогового администрирования может быть следующей мерой, которая обеспечит эффективную работу налоговой системы в стране.

Анализ деятельности ИФНС РФ

Дата добавления: 2019-08-31 ; просмотров: 374 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Читайте также: