Принципы международного налогового планирования

Опубликовано: 15.05.2024


  • Какое значение имеют налоговое планирование и прогнозирование?
  • Общие принципы налогового планирования
  • Формы налогового планирования
  • Методы налогового планирования
  • ИТОГИ

Какое значение имеют налоговое планирование и прогнозирование?

Значение налогового планирования в современных условиях ведения бизнеса сложно переоценить. Используя налоговое планирование, можно вполне легально снизить налоговую нагрузку на бизнес, что обеспечит уменьшение расходов и повысит конкурентоспособность выпускаемой продукции.

Заниматься налоговым планированием можно уже на стадии регистрации бизнеса, ведь организационно-правовая форма, структура будущего предприятия и даже его месторасположение могут сыграть впоследствии решающую роль в налоговой оптимизации и уменьшении налогового бремени.

Советуем ознакомиться с информацией об оптимизации налогов на примере одного из используемых режимов — подробнее в нашей статье «Какие возможности оптимизации налогов при УСН?».

Суть налогового планирования заключается в признании фискальными и иными контролирующими органами за плательщиком налогов права применять все дозволенные действующим законодательством средства, способы, приемы с целью уменьшения налогового бремени. Налоговое планирование представляет собой целый комплекс мер, которые объединяют все сферы деятельности компании, при этом оно способствует выполнению уставных целей, снижению затрат и получению прибыли.

Самым действенным способом повышения доходности бизнеса является не просто снижение размера уплачиваемых налогов (этого можно добиться, снизив число операций и замедлив оборачиваемость капитала), а построение эффективного менеджмента и налоговое планирование. То есть снижение налогового бремени должно являться для предприятия не тактическим ходом, а грамотно выстроенной стратегией.

Для того чтобы определиться, необходимо ли что-то кардинально менять в системе управления компании, следует сначала высчитать налоговую нагрузку. Рассмотрим различные ситуации:

  • Если общая налоговая нагрузка не превышает 15% от чистого дохода компании по итогам года, то потребность в налоговом планировании и прогнозировании у предприятия минимальная. Для контроля за состоянием налоговых платежей может следить главный бухгалтер или его заместитель.
  • Если налоговая нагрузка составляет от 20 до 35% у предприятий малого и среднего бизнеса, то потребность в налоговом планировании актуальна. Для того чтобы прогноз и налоговое планирование осуществлялись эффективно и своевременно, необходимо ввести штатную единицу, которой следует поручить эти функции. Отдельный специалист, а в крупных компаниях — целая команда профи будет контролировать все налоговые обязательства и участвовать в составлении бизнес-планов на следующий год с целью осуществления бизнес-прогноза. Для реализации крупных или нестандартных проектов будет целесообразным привлекать специалиста по налоговому планированию на аутсорсинговой основе.

Эксперты КонсультантПлюс подготовили шаблон должностной инструкции специалиста по налоговому планированию. Получите пробный демо-доступ к К+ и переходите к документу. Это бесплатно.

  • Если налоговая нагрузка превышает 40%, то предприятию жизненно необходимо уделить пристальное внимание налоговому планированию. Иначе оно просто станет неконкурентоспособным и в конечном счете может и вовсе обанкротиться. В такой ситуации налоговое планирование должно стать самым важным элементом работы топ-менеджмента. Для средних и крупных компаний предпочтительно создание отдела по налоговому планированию.

Для определения налогового бремени советуем изучить нашу статью «Расчет налоговой нагрузки в 2020-2021 годах (формула)».

В современной бизнес-среде сложились основные подходы к уменьшению налоговой нагрузки, что является главной целью налогового планирования:

  • применение всех возможных налоговых льгот, предусмотренных в Налоговом кодексе;
  • разработка правильной учетной политики, которая бы позволила использовать все имеющиеся пробелы в налоговом законодательстве в свою пользу;
  • контроль за тем, чтобы не были пропущены сроки уплаты налоговых платежей.

Различают следующие виды налогового планирования:

  1. корпоративное — проводимое в пределах одной отдельно взятой компании;
  2. партнерское — осуществляемое в ряде компаний, связанных друг с другом по форме управления или бизнес-сотрудничеством;
  3. национальное — реализуется в случае, если хоздеятельность компании ведется лишь в одной стране;
  4. международное — осуществляется в тех случаях, если бизнес ведется на территории нескольких стран.

Общие принципы налогового планирования

Применяя те или иные способы, методы и приемы налогового планирования, налогоплательщику надлежит придерживаться основных принципов, которые позволят ему добиться своих целей при минимальных усилиях и без нарушения законодательства. Принципы налогового планирования можно разделить на несколько основных групп:

  1. Принцип законности, что означает соблюдение всех налоговых норм при расчете и оплате налоговых платежей. Именно этот принцип и является основополагающим, он позволяет дистанцировать и отмежевать налоговое планирование от обвинений в уклонении от уплаты налогов.
  2. Принцип оперативности — подразумевает произведение своевременного налогового планирования. Это означает, что утвержденные учетная и налоговая политики компании должны вовремя пересматриваться для быстрого реагирования на изменение норм налогового законодательства, позволяющих снизить бремя по уплате налогов. Также изменения должны своевременно вноситься и в случае появления нового направления деятельности, расширения или другого переформатирования бизнеса.
  3. Принцип оптимальности, предполагающий использование таких механизмов, которые бы привели к уменьшению налоговой нагрузки без ущерба для бизнес-целей и интересов владельцев предприятия. Следует помнить, что налоговое планирование —это всего лишь средство для разрешения определенных задач, а не самоцель. Бизнесменам потребуется достичь равновесия между величиной налоговой нагрузки и размером ожидаемой прибыли, которая могла быть направлена на расширение бизнеса. Аналитикам необходимо заранее просчитывать, какой экономический эффект следует ожидать от внедрения того или иного метода налогового планирования, не покроют ли затраты на его внедрение всей ожидаемой доходности как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Необходимо своевременно просчитать, не приведет ли сокращение одного налога к росту других обязательных платежей.
  4. Принцип обоснованности предполагает, что налогоплательщик заранее подготовил необходимые аргументы для объяснения перед налоговыми инспекторами и защиты своей позиции в суде в случае применения непопулярных или спорных методов налогового планирования.
  5. Принцип комплексности, обозначающий, что при налоговом планировании учитываются не только нормы налогового законодательства, но и других правовых отраслей, особенно гражданского законодательства.
  6. Принцип профессионализма, говорящий о том, что к такой деятельности надлежит привлекать квалифицированных специалистов, что означает грамотное составление первичных документов, договоров, регистров, отчетности и пр.
  7. Принцип конфиденциальности, означающий, что налогоплательщик не должен афишировать посторонним лицам применяемые на предприятии методы налогового планирования.

Формы налогового планирования

Организация налогового планирования может быть облечена в такие формы:

  • систематизация сведений о налогообложении, постоянный мониторинг изменений в законодательстве;
  • реализация предусмотренных этапов планирования и постоянный контроль за выполнением всех налоговых обязательств;
  • анализ принимаемых решений под призмой соблюдения налогового законодательства;
  • выполнение ряда мероприятий по оптимизации налогообложения при росте налоговой нагрузки.

Налоговое планирование обычно имеет следующие направления:

  1. выбор перед проведением госрегистрации организационно-правовой формы;
  2. выбор подходящего налогового режима;
  3. определение объекта налогообложения и его изменение в случае возникновения необходимости;
  4. изменение направления хоздеятельности, реструктуризация (создание обособленных подразделений с иными формами налогообложения в зависимости от направления бизнеса);
  5. регистрация бизнеса в оптимальном для уплаты налоговом географическом месте (выбор ИФНС, близость к производственным активам, особые экономические зоны, особенности регионального налогового законодательства в виде льгот и сниженных ставок налогов и пр.);
  6. полноценное применение всех существующих налоговых льгот — с этой целью необходимо регулярно мониторить изменения налогового законодательства и анализировать их применимость к деятельности налогоплательщика;
  7. планирование распределения полученной прибыли с целью переформатирования бизнеса для возможности применения дополнительных налоговых льгот.

Методы налогового планирования

Налоговое планирование подразумевает использование комплекса методов, направленных на снижение налоговой нагрузки и повышение финансовой эффективности бизнеса. Налоговое планирование включает использование как внешних, так и внутренних методов. Внешние методы могут повлечь за собой наступление глобальных последствий для бизнеса, поэтому их использование достаточно ограничено. К ним можно отнести замены, которые могут повлиять на налоговую политику компании (группы компаний): налогового субъекта, налоговой юрисдикции и вида деятельности.

Перечислим основные внутренние методы налогового планирования:

    Выбор учетной политики, утверждаемой раз в год, — это самая важная часть планирования. Так, например, переоценка основных средств позволяет существенно и легально сэкономить на уплате налогов на имущество и прибыль.

Расчетный пример, а также информацию о том, какая налоговая нагрузка по налогу на прибыль является низкой, смотрите в Готовом решении от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

  • Аналитико-расчетный метод поможет произвести налоговое планирование на основании показателей за прошлые налоговые периоды. Благодаря этому методу можно в утверждаемый бизнес-план на следующий год заложить планы по изменению:
    • объемов работ (влияет на налог на прибыль, НДС);
    • среднесписочного состава служащих (влияет на уплату НДФЛ и взносов во внебюджетные госфонды);
    • размера (количества) используемых в хоздеятельности активов, в т. ч. и земельных участков (влияет на налоги на землю, имущество).
  • Балансовый метод применяется при разработке бухгалтерской модели какой-либо финансовой или хозяйственной ситуации. Например, рассчитывается потребность в финансах и анализируются всевозможные источники получения средств, исходя из балансовых показателей. Особенно данный метод актуален при построении взаимоотношений материнской компании с дочерними.
  • Нормативный метод используется при планировании будущих налогов путем расчета ожидаемых показателей с применением действующих налоговых ставок и норм.
  • Оптимизация планов и решений означает проработку нескольких вариантов прогнозов с целью выбора оптимального.
  • Метод создания налогового поля означает создание собственного перечня подлежащих уплате налогов и сборов в компании, статуса налогоплательщика, выбранной системы налогообложения, месторасположения, льгот и сроков уплаты налогов. Данный перечень разрабатывается на основе таких вводных данных, как организационно-правовая форма компании, виды хоздеятельности, сформированная учетная политика. На основании созданной индивидуальной налоговой базы прорабатывается каждый платеж.
  • Советуем ознакомиться со статьей по налоговой оптимизации «Какие существуют способы оптимизации налога на прибыль?».

    ИТОГИ

    Налоговое планирование позволяет легально снизить налоговую нагрузку на предприяетие или ИП. Методов и принципов проведения налогового планирования достаточно много. Основные из них мы рассмотрели в данной статье.

    Международное налоговое планирование – это:

    · выбор между различными вариантами и методами осуществления деятельности и размещения активов, направленный на достижение возможно более низкого уровня возникающих при этом налоговых обязательств;

    · допускаемое законодательством снижение глобального налогового бремени физических и юридических лиц с целью максимизации их совокупных доходов, возникающих во всех юрисдикциях внешнеэкономической деятельности;

    · создание схем и инструментов налогового планирования с целью снижения налоговых потерь при проведении международных инвестиционных и финансовых операций.

    Международное налоговое планирование (МНП) как составная часть корпоративного налогового планирования – это процесс систематического использования оптимальных законных налоговых способов и методов для установления желаемого будущего финансово-хозяйственного состояния организации при проведении различных международных операций в условиях ограниченности ресурсов. Результатами данного налогового планирования являются совокупная налоговая экономия и максимизация совокупной чистой прибыли хозяйствующего субъекта, возникающие во всех юрисдикциях деятельности и регистрации в соответствии с принципом резидентства.

    Задачами международного налогового планирования являются:

    1) учет всех налогов, уплаченных во всех юрисдикциях активности, специфики различных элементов налогов (ставок, налоговой базы, предоставляемых льгот и т. д.);

    2) изыскание наиболее рациональных способов оптимизации таких налогов;

    3) эффективное использование различных способов урегулирования международного двойного налогообложения;

    4) максимизация глобального дохода хозяйствующего субъекта за счет снижения его совокупного налогового бремени.

    Особенностью корпоративного МНП является использование вариантов создания различных транснациональных корпораций для перераспределения прибыли между соответствующими структурными единицами группы, находящимися в странах с разным уровнем налогов.

    По уровню налогового бремени все страны мира условно можно разделить на две большие группы, различающиеся по уровню налогообложения и государственного контроля за коммерческой деятельностью:

    1) юрисдикции с высокими налогами;

    1) юрисдикции с либеральным налогообложением.

    К юрисдикциям с высоким уровнем налогообложения относится большинство промышленных стран с развитой рыночной экономикой. Ставки налога на прибыль и индивидуального подоходного налога здесь составляют порядка 30 – 60 %, а ставки налогов на распределение прибыли в форме процентов, дивидендов и роялти – 15 – 35 %. Деятельность хозяйственных субъектов строго регламентирована, действуют специальные правовые нормы, ограничивающие внутрифирменные операции и использование зарубежных фирм с целью минимизации налогов. В этих странах существуют также достаточно жесткая процедура создания компаний, контроль финансовой отчетности, а в случаях нарушения налогового законодательства применяются суровые штрафные и уголовные санкции.

    Юрисдикции со льготным налогообложением, в свою очередь, можно разделить на две группы:

    · к первой относятся юрисдикции, где при достаточно высоком уровне подоходного налога применяется система специальных налоговых льгот, касающихся деятельности компаний определенных типов, в том числе холдинговых, финансовых и торговых; механизма перевода доходов и репатриирования прибылей. Налоги, взимаемые в этих странах при вывозе и репатриировании дивидендов, банковского процента, платежей роялти и некоторых других видов дохода, обычно снижены. Страны этой группы отличаются также либеральными валютными и таможенными режимами;

    · ко второй группе относятся государственные образования и административные территории, называемые налоговыми гаванями или налоговыми убежищами, в которых предельно упрощен порядок регистрации юридических лиц и значительно снижены (или отсутствуют) налоги на прибыль.

    К государствам и территориям, предоставляющим льготный налоговый режим и не предусматривающим раскрытие информации при проведении финансовых операций относят:

    Налоговое планирование - это активные и целенаправленные законные действия организации с целью уменьшения налоговых платежей (налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей).

    Цели налогового планирования

    Основные цели налогового планирования заключаются в следующем:

    оптимизация налоговых платежей;

    сокращение налоговых потерь по конкретному налогу или по группе налогов.

    При минимизации налогов налогоплательщик использует все достоинства и недостатки существующего законодательства, в том числе его несовершенство, сложность и противоречивость.

    При этом он реализует налоговые схемы, позволяющие применять такие формы экономических действий, налогообложение которых минимально.

    Стратегическое и текущее налоговое планирование

    На практике осуществляется стратегическое и текущее налоговое планирование.

    Стратегическое налоговое планирование в реальной практике хозяйствующих субъектов может выглядеть следующим образом:

    обязательный обзор проектов нормативных правовых актов и прогноз возможного развития событий;

    обзор и прогноз обычаев делового оборота и судебной практики;

    составление прогнозов налоговых обязательств фирмы;

    нужно продумать варианты схем управления финансовыми, документарными, информационными и товарными потоками;

    составление сетевого графика соответствия исполнения налоговых и финансовых обязательств организации;

    обязательная оценка риска различных инструментов, проработка вариантов возможных причин резких отклонений от расчетных показателей деятельности организации;

    составление прогноза эффективности применяемых инструментов налоговой оптимизации.

    Текущее налоговое планирование может включать в себя следующие мероприятия:

    еженедельный мониторинг нормативных правовых актов;

    составление прогнозов налоговых обязательств организации и последствий планируемых сделок;

    составление графика соответствия исполнения налоговых обязательств и изменения активов фирмы;

    прогноз и исследование возможных причин резких отклонений от среднестатистических показателей деятельности организации и налоговых последствий инноваций или проводимой сделки.

    Для проведения этих мероприятий хозяйствующим субъектам необходимо иметь правовые системы, которые должны обновляться хотя бы не реже одного раза в месяц, а также сопровождение специалистов и экспертов.

    Этапы налогового планирования

    Основными этапами налогового планирования являются:

    выявление налоговых рисков;

    анализ налоговых проблем и постановка задачи для разработки налоговой схемы;

    выбор основных инструментов для осуществления налогового планирования;

    разработка налоговой схемы;

    осуществление деятельности в соответствии с разработанной налоговой схемой.

    Выявление налоговых рисков

    Под рисками налоговой оптимизации понимаются возможности понести финансовые потери, связанные с проведением налогового планирования.

    Общие риски минимизации налогов можно оценить как совокупность возможных прямых потерь (убытков) налогоплательщика при налоговом контроле, включая взыскание недоимок и штрафов, а также возможные предстоящие расходы на урегулирование негативной ситуации.

    К налоговым рискам относятся:

    риски контроля со стороны налоговых органов;

    риски увеличения сумм налогов;

    риски привлечения к уголовной ответственности за применение незаконных схем оптимизации.

    В процессе оптимизации налоговых платежей следует придерживаться следующих принципов:

    принцип разумности и экономической обоснованности. Выгода, получаемая от налоговой оптимизации, должна значительно превосходить затраты, которые необходимо осуществить для реализации данного решения;

    принцип комплексного расчета экономии и потерь. Перед тем, как внедрить схему оптимизации налогов, необходимо сравнить потенциальную экономию и возможные расходы;

    принцип документального оформления операций. Все хозяйственные операции налогоплательщика должны быть тщательно документированы. Это пригодится при проведении налоговой проверки и в качестве доказательств в суде;

    принцип индивидуального подхода. Только зная все тонкости своего предприятия, можно рекомендовать тот или иной инструмент снижения налогов. Механически переносить одну и ту же схему с одного предприятия в другое нельзя;

    принцип комплексной налоговой экономии (принцип многообразия применяемых способов минимизации налогов);

    принцип заблаговременности. Налоговое планирование необходимо осуществлять не после проведения какой-либо хозяйственной операции или завершения налогового периода, а до него, то есть заблаговременно.

    Анализ налоговых проблем и постановка задачи для разработки налоговой схемы

    На этом этапе налогового планирования проводится анализ существующих налоговых проблем организации и ставится задача, для решения которой выбираются необходимые инструменты и вырабатываются схемы налогового планирования.

    Налоговый анализ включает, например:

    выявление особенностей финансово-хозяйственной деятельности организации;

    перечень налогов, ставки налогов и суммы налогов, которые необходимо перечислять в бюджет;

    анализ заключенных договоров с контрагентами.

    Примером задачи налогового планирования является достижение сокращения налоговых потерь организации по какому-либо конкретному налогу или сбору; по группе налогов.

    Выбор основных инструментов для осуществления налогового планирования

    Действующее налоговое законодательство позволяет использовать инструменты налогового планирования.

    В качестве основных инструментов налогового планирования можно выделить следующие инструменты:

    Применение налоговых льгот, предусмотренных налоговым законодательством

    Оптимизация налоговых последствий при использовании различных форм договоров с контрагентами

    Оптимизация цены сделок

    Применение отдельных элементов налогообложения

    Использование специальных налоговых режимов, предусмотренных НК РФ, и особых систем налогообложения (например, организация может использовать упрощенную систему налогообложения)

    Применение льгот согласно соглашениям об избежании двойного налогообложения

    Использование определенных элементов бухгалтерского учета в целях налогообложения, формирование учетной политики в целях налогообложения

    Для оптимизации налогового бремени имеет значение выбор следующих показателей:

    начисление амортизации основных средств: линейный способ, способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования, способ уменьшаемого остатка, способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ);

    начисление амортизации нематериальных активов: линейный способ, способ уменьшаемого остатка, способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ);

    списание товарно-материальных ценностей: по себестоимости каждой единицы, но средней себестоимости, по методу FIFO (по себестоимости первых по времени приобретения товарно-материальных ценностей);

    порядок списания расходов;

    определение выручки от реализации продукции (работ, услуг) для целей налогообложения.

    Отметим, что в зависимости от применяемых инструментов налоговое планирование может базироваться на использовании:

    налоговых льгот – полное или частичное освобождение субъектов предпринимательства от уплаты конкретных налогов, связанное с определенной деятельностью или производством определенной продукции;

    "налоговых лазеек" – отдельных вопросов предпринимательской деятельности, не урегулированных налоговым законодательством;

    специально разработанных схем оптимизации налоговых платежей, которые обычно и являются главным инструментом налогового планирования.

    Разработка налоговой схемы

    При осуществлении налогового планирования вырабатывается схема, в соответствии с которой предприятие планирует осуществлять свою деятельность.

    При этом организация должна верно применить выбранные инструменты налогового планирования для реализации задачи налогового планирования эффективным и оптимальным образом.

    При осуществлении налогового планирования следует учитывать возможные изменения налогового законодательства, которые могут быть связаны с установлением новых форм и режимов налогообложения, изменением налоговых ставок, отменой налоговых льгот или вводом новых налоговых льгот.

    Поэтому в некоторых случаях надо внести необходимые изменения в учетную политику организации для целей налогообложения.

    В заключение отметим, что способы законного (легального) уменьшения налогов всегда были и будут.

    Во-первых, из-за законодательно установленных различных видов налоговых режимов и льгот.

    Нестандартное применение различных налоговых режимов и льгот бывает полезным с точки зрения минимизации налогообложения.

    Во-вторых, по причинам системного характера.

    В современной динамичной и сложной экономике заранее просчитать все налоговые последствия самых разнообразных экономических действий налогоплательщика принципиально не представляется возможным, а значит, всегда будут существовать возможности таких действий, которые более выгодны налогоплательщику.

    Таким образом, возможности применения различных налоговых схем позволяют вносить свои коррективы в процесс налогового планирования, минимизировать налоговые риски и, следовательно, повышать уровень экономической безопасности хозяйствующего субъекта.

    Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

    Честно. Консервативно. Конфиденциально.


    • Цель и замысел компании
    • История компании
    • Принципы нашей работы
    • Почему мы
    • Видеоролики
    • Сотрудничество
    • Нас рекомендуют
    • Москва
    • Киев
    • Никосия (Кипр)

    Международное налоговое планирование


    В данном разделе представлена информация об основных инструментах и методах, используемых обычно в области международного налогового планирования, а также о критериях, которые необходимо учитывать для принятия правильного решения.

    Что такое международное налоговое планирование?

    Международное налоговое планирование (МНП) — это совокупность инструментов и методов, позволяющих получить бизнесу налоговые преференции путем использования офшорных и низконалоговых юрисдикций, трастов и фондов, различных организационно-правовых форм. Во многом выбор будет зависеть от следующих факторов:

    • вид осуществляемой деятельности;
    • место нахождения основного актива;
    • место ведения основной деятельности, приносящей доход;
    • налоговое резидентство конечного собственника бизнеса.

    В современном мире трудно представить себе хотя бы одну крупную транснациональную корпорацию, которая бы в той или иной степени не прибегала к налоговой оптимизации. В этой связи многие известные компании открывают дочерние предприятия в странах с благоприятными налоговыми режимами, тем самым минимизируя свои налоговые выплаты.

    Однако стоит учитывать тот факт, что в текущих реалиях использование зарубежных компаний и структур не должно быть обусловлено исключительно налоговыми соображениями. Включение в цепочку владения иностранной компании без реальных на то экономических причин лишь с целью снижения налогового бремени зачастую сопряжено с рисками негативных налоговых последствий.

    В последнее время существенно усилилась борьба развитых стран с размыванием налоговой базы и искусственным переносом центра прибыли в другие юрисдикции. Итогом такой борьбы становится доступность для налоговых органов информации о зарубежных структурах, их операциях и конечных собственниках.

    Для того, чтобы международное планирование оказалось успешным, очень важно учитывать особенности каждого конкретного случая, а также не забывать про цели, которые необходимо достичь.

    Как осуществляется международное налоговое планирование?

    Одним из наиболее часто используемых методов МНП является регистрация компании в т.н. офшорной зоне (offshore zone). Если вы планируете зарегистрировать компанию в офшорной зоне, необходимо учесть следующие аспекты:

    • определиться с целью, которую вы планируете достичь, и оценить, насколько эффективным будет учреждение офшорной компании, исходя из поставленных целей;
    • оценить налоговые последствия регистрации иностранной компании для бенефициарного владельца;
    • оценить налоговые последствия операционной деятельности и управления компанией;
    • оценить налоговые последствия для российских компаний, если такие компании будут являться дочерними по отношению к иностранной или будут осуществлять с ней какие-либо операции;
    • определиться с доступными возможностями по открытию банковского счета такой компании.

    В то же время существует множество иных способов международного налогового планирования, которые включают в себя использование как офшорных, так и низконалоговых юрисдикций, в зависимости от конкретных целей.

    Существует три основных подхода к формированию международных структур:

    1. Различные государства имеют различные налоговые системы. Совершенно очевидно, что налоговая система, к примеру, Российской Федерации отличается от налоговой системы многих других стран, и, получив один и тот же доход, необходимо будет оплатить совершенно разные по сумме налоги. Если бизнес направлен на иностранные рынки, то вполне логично создать локальное присутствие в стране, которая ориентирована на такие рынки и одновременно предоставляет благоприятный налоговый режим.
    2. Организационно-правовые формы предприятий и подход к их регулированию могут отличаться в разных странах. Данный аспект необходимо учитывать при учреждении иностранной структуры.
    3. Соглашения об избежании двойного налогообложения позволяют не платить налог с одного и того же вида дохода дважды, поэтому данный аспект имеет существенное значение при построении бизнеса.

    Особо отметим, что в каждой конкретной ситуации необходимо обращаться к специалистам, у которых есть большой профессиональный опыт в сфере МНП.

    Критерии выбора юрисдикций для МНП

    На сегодняшний день в мире насчитывается более 60 стран, предусматривающих налоговые льготы (вплоть до полного освобождения от любых налогов) для зарегистрированных в них компаний (т. н. офшоры).

    Как правильно сделать выбор юрисдикции для регистрации своей зарубежной компании? Ответ на этот вопрос, к сожалению, не может быть дан без понимания всех аспектов планируемой деятельности (бизнеса), а также долгосрочных планов его бенефициарных владельцев.

    Кроме того, необходимо понимать, чем отличаются офшорные и низконалоговые юрисдикции друг от друга. Юрисдикции, используемые в международном налоговом планировании, условно можно разделить на три группы:

    1. Классические офшорные зоны, или офшоры. К ним относятся страны, предоставляющие зарегистрированным в них офшорным компаниям, не ведущим деятельность на их территории, полное освобождение от уплаты каких-либо налогов в обмен на небольшой фиксированный ежегодный сбор. Ведение и последующая подача финансовой отчетности в таких странах не является обязательным. Это, как правило, небольшие «островные» государства. Наиболее известны среди них: Багамские Острова, Британские Виргинские Острова (БВО), Сейшельские Острова, Белиз, Маврикий, Нeвис, Панама, Маршалловы Острова.
    2. Низконалоговые зоны. К таким юрисдикциям относятся страны, в которы хустановлены низкие налоговые ставки для определенных типов компаний. Зачастую их причисляют к «офшорам», а зарегистрированные в них компании могут называть «офшорными», а также нерезидентными (non-resident) или освобожденными (exempt). Как правило, такие государства требуют от компаний ведения финансовой отчетности и в ряде случаев уплаты минимальных налогов от своей деятельности. Наиболее показательные примеры таких стран — Кипр, Гибралтар, Гонконг, Лихтенштейн, Люксембург, Уругвай.
    3. К третьей группе можно отнести юрисдикции, отличающиеся высокой респектабельностью. Они предоставляют в ряде случаев различные налоговые льготы при соблюдении, как правило, определенных достаточно жестких условий. Такие страны никоим образом нельзя отнести к офшорным зонам. Подобные юрисдикции в основном выбирают в целях улучшения имиджа своего бизнеса, придания ему большой респектабельности, а также для возможного последующего выхода на финансовые рынки этих высокоразвитых стран. Среди таких стран — Нидерланды, США, Великобритания, Швейцария.

    Офшорные и иные юрисдикции сильно отличаются друг от друга по административным условиям работы компаний, требованиям к отчетности, налоговым ставкам и т. д. Поэтому страна регистрации вашей компании, в том числе офшора, должна выбираться с учетом конкретных особенностей и природы вашего бизнеса. Традиционно основными критериями при выборе юрисдикции считаются, с одной стороны, низкая стоимость, простота регистрации и поддержания компании, а с другой — имидж страны регистрации.

    Обращайтесь к специалистам!

    Если вы решили прибегнуть к международному налоговому планированию, то в силу необходимости учета огромного количества факторов и обстоятельств мы не рекомендуем вам заниматься этим самостоятельно.

    Если вы хотите минимизировать риски возможного признания своих зарубежных операций незаконными, мы рекомендуем вам обращаться за юридической поддержкой в нашу компанию.

    Что это такое?

    В современном мире бизнес приобретает все более интернациональный характер. Транснациональные корпорации существуют уже давным-давно, но в наше время - время глобализации и сети Интернет - на международную арену все больше выходит средний, а то и мелкий бизнес.
    И вот тут-то оказывается, что разные страны мира не только обладают очень различными природными, трудовыми и финансовыми ресурсы, но и имеют подчас радикально отличающиеся налоговые системы. Причем речь идет не только о ставках, отличаться могут даже сами принципы взимания налогов. Помимо национальных законодательств налоговые вопросы в глобальной коммерции регулируются международными соглашениями, заключенными между отдельными странами.

    Вполне естественно желание каждого предпринимателя снизить затраты на производство своей продукции. Поэтому производство, скажем, бытовой электроники все больше перемещается из развитых стран в Китай и Малайзию, где труд дешевле. И в каком-то смысле преимущества национальной налоговой системы некоторой страны оказываются для предпринимателя таким же полезным ресурсом, как дешевая рабочая сила или месторождение полезных ископаемых, ресурсом, притягивающим бизнес со всех концов земли. В особенности это относится к мобильным видам коммерции, таким как международная торговля или финансы.

    Международный бизнес в построении схемы своей работы обязательно учитывает степень налоговой привлекательности стран, где ему предстоит действовать. Более того, в определенных случаях именно налоговые соображения играют определяющую роль для выбора места деятельности тех или иных подразделений компании. Бывает, что корпорация полностью перестраивает свою всемирную структуру, исходя именно из налоговых соображений. Это, собственно говоря, и есть международное налоговое планирование, то есть легитимная деятельность по минимизации налогов в междуна-родном бизнесе.

    В простейшем случае предприятие может попросту перебраться в соседнюю страну, где ставка налога ниже. Однако в международном налоговом планировании существуют и значительно более сложные задачи.

    Современная транснациональная корпора-ция может, например, иметь штаб-квартиру в Лондоне, производственные мощности в Сингапуре, дочернюю компанию для владения патентами фирмы - на Джерси, финансовый центр - в Голландии, холдинговую компанию - в Люксембурге, торговую фирму - на Гибралтаре, страховую компанию для страхования собственных рисков - на Бермудах и т.д.

    Разумеется, для построения оптимальной с налоговой точки зрения международной структуры бизнеса необходимо близкое знакомство с корпоративным и налоговым законодательством различных юрисдикций, а также с международными налоговыми договорами.

    Инструменты налогового планирования

    Естественно, основным элементом для построения корпоративных структур являются компании, зарегистрированные в различных странах. Для целей уменьшения налогов могут использоваться компании, действующие в безналоговом или низконалоговом режиме. Это могут быть как офшорные компании, так и компании из «обычных» стран, но пользующиеся определенными налоговыми льготами. Скажем, в некоторых странах доходы компании от владения акциями других компаний - дивиденды, прирост стоимости акций - освобождены от налогообложения (например, Люксембург). Это позволяет использовать такие компании в качестве холдингов, что и является тра-диционной ролью люксембургских компаний в налоговых схемах.

    Под офшорными компаниями понимаются безналоговые или низконалоговые компании, зарегистрированные в офшорных зонах. Так называются страны и территории, целенаправленно привлекающие международный бизнес путем предоставления ему налоговых льгот - часто полного освобождения от налога. Таких стран и территорий насчитывается несколько десятков, и у каждой есть своя специфика, так что для раз-личных целей используют компании из разных юрисдикций.

    Как офшорные, так и неофшорные компании, задействованные в налоговых схемах, могут быть либо «обычными» компаниями, то есть неспециализированными организациями с широким спектром уставных видов деятельности, либо предназначаться для специфических операций, часто требующих государственной лицензии. Так, в международном налоговом планировании широко используются офшорные страховые компании, офшорные инвестиционные фонды, офшорные финансовые компании и даже офшорные банки.

    Помимо компаний, в налоговых схемах могут использоваться и более экзотические образования, такие как товарищества, трасты и т.д.

    Схемы налогового планирования

    Схемы снижения налогов в международном бизнесе могут быть самыми разнообразными. Простейший вариант использования офшорной компании в торговых операциях состоит в том, что через нее производятся сделки по импорт или экспорту. Регулируя контрактную цену, владелец компании тем самым регулирует и сумму выплачиваемых налогов и пошлин. Эта техника называется трансфертным ценообразованием (transfer pricing).

    Низконалоговая компания может использоваться в качестве холдинга. Так, для России классической юрисдикцией для создания холдинга является Кипр в силу, во-первых, выгодного налогового соглашения с Россией, предполагающего низкий налог на ди-виденды у источника в России при выплатах на Кипр, и, во-вторых, низкой ставки налога на самом Кипре.
    Часто офшорные компании используются для владения авторскими правами, торговыми марками, патентами и другой интеллектуальной собственностью. При этом лицензионные выплаты (роялти), идущие из страны основной деятельности транснациональной корпорации, накапливаются в офшорной зоне в безналоговом режиме.

    Офшорная компания может использоваться в качестве финансовой, выдавая кредиты (как правило, связанным с ней компаниям) и получая их обратно с процентами. Проценты при этом также накапливаются в безналоговом режиме.

    Поскольку офшорные зоны обычно не имеют соглашений об исключении двойного налогообложения, часто в схемах с выплатой роялти и процентов в качестве промежуточного элемента используются неофшорные компании из стран, которые такие соглашения имеют (например, Нидерланды).
    Для безналогового накопления страховых выплат используются офшорные страховые компании. Обычно это так называемые кэптивные компании, то есть страхующие риски только своих учредителей. Классическая юрисдикция для их регистрации - Бермудские острова.

    Для привлечения и инвестирования средств на международных рынках используются офшорные инвестиционные фонды (например, на Британских Виргинских островах). Крупные международные банковские структуры создают дочерние офшорные банки и в результате ведут часть своего бизнеса в безналоговом режиме.

    Ну и, конечно, возможны всякого рода составные схемы с участием как офшорных, так и неофшорных компаний различного типа, в зависимости от конкретной специфики данного бизнеса.

    Антиофшорное регулирование

    Власти налогооблагаемых стран не очень-то довольны офшорной деятельностью своих резидентов, направленной на снижение налогов. Однако их возможности по противодействию ей довольно ограничены, так как такая деятельность ведется за пределами их юрисдикции. Тем не менее, определенные «антиофшорные» меры возможны и широко применяются.
    Основной прием в борьбе с офшорами - составление «черных списков» подозрительных стран. Компании из таких стран так или иначе дискриминируются, а резиденты, имеющие с ними дело, подвергаются санкциям. Такие списки составляют как нацио-нальные правительства, так и международные организации, такие как ОЭСР и ФАТФ.
    Кроме того, в национальное налоговое законодательство вводятся положения, препятствующие использованию определенных схем по снижению налогов.

    Так, для борьбы с трансфертным ценообразованием власти могут определять таможенную стоимость товара не по его контрактной стоимости, а по существующим рыночным ценам на данный товар, взятым из справочников, каталогов и т.д.

    Помимо этого, для предотвращения манипулирования контрактными ценами при сделках между «родственными» фирмами в законодательство многих стран, а также в международные налоговые договоры вводится «принцип вытянутой руки». Это значит, что в случае искусственного перераспределения прибыли между связанными компаниями эта прибыль для целей налогообложения пересчитывается таким образом, как если бы компании были независимы (находились «на расстоянии вытянутой руки»). Это относится как к торговым сделкам, так и к выплате роялти, процентов и т.д.

    Для борьбы с получением своими резидентами доходов на офшор в безналоговом режиме власти большинства развитых стран вводят так называемое законодательство о контролируемых иностранных компаниях. Суть его состоит в том, что доходы офшора, контролируемого резидентом, принудительно включаются в налогооблагаемый доход этого резидента. Впрочем, в России такого законодательства пока нет.

    Для того чтобы получить информацию об офшорах, контролируемых своими резиден-тами, развитые страны заключают договоры с офшорными зонами по обмену налоговой информацией. Кроме того, на офшорные юрисдикции оказывается давление с це-лью изменения их законодательства в сторону большей прозрачности банковской системы и корпоративных структур. Офшорные зоны вынуждены идти на сотрудничест-во под угрозой включение в упомянутые черные списки ОЭСР («нечестная налоговая конкуренция») и ФАТФ («отмывание денег»).

    Налоговое планирование или уклонение от налогов?

    На бытовом уровне многие считают понятия «офшорная компания» и «отмывание де-нег» чуть ли не синонимами. На самом же деле офшорная (как и обычная) компания - это всего лишь инструмент, который можно использовать и в законных, и, увы, в противозаконных целях, так же как, например, молоток.

    Следует четко различать налоговое планирование и уклонение от налогов. Налоговое планирование - это такая деятельность по минимизации налогов, которая не вступает в противоречие с законом. Уклонение же от налогов - это нарушение закона, в особо серьезных случаях - уголовное преступление. Еще хуже, когда уклонение от налогов сопровождается другими правонарушениями, особенно «отмыванием» (это отдельный состав, отличный от налоговых нарушений). Однако к настоящему налоговому плани-рованию это отношения не имеет.

    И все же в силу неоднозначности положений законодательства граница между планированием и уклонением подчас может быть размыта. Соблюсти эту границу, оставшись в рамках закона - важнейшая задача в международном налоговом планировании.

    Обращайтесь к специалистам

    Для того чтобы налоговые схемы были как эффективными, так и законными, их раз-работкой должны заниматься квалифицированные специалисты. Компания Roche & Duffay предлагает свои услуги по международному налоговому планированию торго-вым организациям, банкам, страховым компаниям, всем участникам внешнеэкономи-ческой деятельности.

    Читайте также: