Принцип защиты прав и свобод личности в налоговом праве

Опубликовано: 13.05.2024



Аннотация. В статье раскрываются виды и сущность конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина. Автор исследует отечественные и международные правовые средства защиты прав и свобод, называя органы государства, которые призваны обеспечивать реализацию прав и свобод гражданами, а также принимать меры по восстановлению уже нарушенных прав.

Прежде чем говорить о механизме реализации гарантий, закрепленных на конституционном уровне, следует подробно остановиться на определении таких гарантий. Так, в самом широком понимании, конституционными гарантиями являются такие положения Основного закона, которыми обеспечивается правовая защита государственных институтов и основополагающих принципов: федерализм, разделение властей, приоритет прав и свобод человека и т.д. В положениях главы 9 Конституции отражены гарантии законности, нерушимости конституционного строя, вышеуказанных прав и свобод.

Если рассматривать вышеперечисленные гарантии в более узком понимании, то они представлены правовыми средствами защиты. Конституция признает права и свободы личности, гарантируя их защиту, в том числе – судебную. Что касается правового механизма именно данной гарантии, то его определяет ФЗ от 02.05.2006 N 59-ФЗ[1].

Кроме того, систему рассматриваемых нами гарантий образует также деятельность специализированных органов: например, уполномоченного по правам человека, Конституционного Суда.

По мере того, как РФ интегрировала в мировое сообщество, особенно в правовой сфере, возрастало значение государственных органов в рассматриваемой нами проблеме на территории страны. Исходя из смысла статьи 2 Конституции[2] (о нем упоминалось выше), государство обязано признавать, соблюдать и защищать права и свободы личности. Указанное положение – точка опоры при решении возникающих споров в реализации названных выше прав.

За несколько минувших десятилетий отечественная конституционная практика претерпела существенные изменения. Впервые провозглашенные в Декларации от 22.11.1991 г.[3], права и свободы личности, в дальнейшем получили развитие в действующей ныне Конституции. Кроме этого, Конституция признала составной частью отечественной системы права международные нормы.

Те особенности, которые существуют на сегодняшний день в области реализации рассматриваемых нами конституционных ценностей, являются комплексной, довольно сложной проблемой. Если ее не решать, то в таком случае права и свободы станут всего лишь фикцией, закрепленной на бумаге.

Что же представляет собой механизм реализации указанных прав и свобод? Полагаем, что таковым является как деятельность органов государства, а также различных организаций, так и гарантии их защиты.

Учитывая вышеизложенное, правильнее всего считать действие рассматриваемого механизма двухуровневым: он реализуется как внутри страны, так и на международном уровне. Выстраивается правозащитная деятельность следующим образом: сначала разрабатываются и утверждаются международные стандарты в данной сфере, создаются контролирующие органы, задача которых – следить за их надлежащим исполнением. Затем уже отдельные государства во внутреннее законодательство вносят изменения, позволяющие привести национальные нормы в соответствие с вышеназванными стандартами, гарантируя их неукоснительное исполнение.

Отметим, что реализация права становится возможной только при условии, что кто-либо обязан его обеспечить. Таким образом, гарантии – есть обязанности (в нашем случае – государства), по охране и обеспечению прав и свобод граждан[4].

Гарантии могут быть общими или специальными (т.е. юридическими). В первом случае перед нами предстает совокупность различных условий, за счет которых обеспечение прав становится реальным; во втором мы видим нормативно-правовое закрепление вышеупомянутых прав, причем такое закрепление происходит как на внутригосударственном, так и на международном уровне. Иными словами, под правовыми гарантиями следует понимать условия, средства и способы, благодаря которым, субъект осуществляет принадлежащие ему права[5].

Еще раз обратим внимание на то, что средства защиты прав могут быть как внутринациональными, так и международными. В юридической литературе особого внимания заслуживает точка зрения С.В. Калашникова, который утверждает, что юридические гарантии стоит рассматривать и как средства, с помощью которых личность может защитить свои права, и как деятельность государства, призванная их обеспечивать[6].

В чем же конкретно состоит сущность государственной защиты прав и свобод человека? Если мы говорим о данном механизме гарантий, то это, прежде всего – обязанность государства признавать, закреплять и обеспечивать охрану рассматриваемых прав. Причем такая защита может предоставляться как со стороны государственных органов, так и общественных организаций. Гарантия такой защиты получила закрепление в части 1 статьи 28 Конституции[2].

Анализ вышеприведенной нормы свидетельствует о том, что государством должны использоваться различные правовые инструменты в целях защиты прав граждан. Рассмотрим данный процесс более подробно, в разрезе специализированных органов, призванных осуществлять такую защиту.

Так, статья 80 в части 2 Конституции закрепляет ведущую позицию Президента РФ в области защиты прав и свобод человека[2]. Выступая гарантом Конституции, он обязан контролировать соблюдение прав и обязанностей граждан, в случае нарушений – незамедлительно реагировать на данные факты, принимая доступные меры по их устранению. Для восстановления нарушенных прав, Президент наделен полномочиями принятия различных указов, заключения договоров, помилования и т. д.

Что касается места законодательных органов, то в рассматриваемой нами сфере их роль состоит в том, что они принимают соответствующие НПА, регламентирующих права и свободы личности, а также закрепляющих гарантии данных прав.

Задача исполнительных органов – обеспечить соблюдение норм как самими гражданами, так и иными субъектами – в том числе и государством. С этой целью вышеназванные органы создают собственные подразделения - например, для рассмотрения дел об административных нарушениях.

Но не только вышеназванными органами ограничивается перечень субъектов, осуществляющих правовую охрану. К их числу также относятся специальные институты, например – Уполномоченный по правам человека. Регулируется его деятельность специальным ФКЗ[7]. Для наибольшей эффективности в своей деятельности омбудсмен взаимодействует с иными органами в вопросах защиты прав. Данный институт примечателен тем, что его сфера деятельности охватывает не только федеральный уровень: Уполномоченные действуют также в субъектах РФ. Создание специализированных институтов Уполномоченного по правам человека на федеральном и региональном уровнях могло бы получить свое дальнейшее развитие. Например, в некоторых зарубежных странах учреждены аналогичные должности в вооруженных силах, учебных заведениях, государственной администрации и т. д.

Но наибольшее распространение в нашей стране получил институт судебной защиты. Деятельность судов – это отправление правосудия, в целях восстановления нарушенных прав.

И, наконец, самый значимый, и, пожалуй, один из наиболее эффективных и мощных механизмов – это международная защита. Но его применение возможно лишь тогда, когда внутренние правовые средства защиты были исчерпаны в своем государстве субъектами, чьи права нарушены. Высшими органами правозащиты на международном уровне выступают Комитет по правам человека ООН и Европейский суд по правам человека. Но если характер решений Комитета – рекомендательный, то решения Суда – обязательны для исполнения странами, ратифицировавшими Конвенцию от 1950 года[8].

Однако, к сожалению, год от года мы наблюдаем, что в данный момент Россия лидирует по количеству обращений в ЕСПЧ. Это свидетельствует на наш взгляд, лишь о том, что внутригосударственные механизмы защиты прав не столь эффективны.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что от того, насколько строго и неукоснительно соблюдается Конституция, иные НПА, органами власти, а также гражданами выполняются их обязанности, полностью зависит то, насколько качественно граждане могут реализовать свои незыблемые права и свободы.

Список литературы
1. Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" от 02.05.2006 N 59-ФЗ (последняя редакция).
2. Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
3. Постановление ВС РСФСР от 22.11.1991 N 1920-1 "О Декларации прав и свобод человека и гражданина".
4. Гаврилов В.В. ООН и права человека. Механизмы создания и осуществления нормативных актов. Владивосток: ДВГУ, 2008. 129 с.
5. Бондарь Н.С. Гражданин и Российское государство: конституционные основы взаимодействия. Ростов-на-Дону, 2012. 186 с.
6. Дмитриев Ю.А., Шленева Е.В. Право человека в Российской Федерации на осуществление эвтаназии //Государство и право. 2012. № 10. С. 37-39.
7. Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 N 1-ФКЗ (ред. от 31.01.2016) "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации".
8. Конвенция о защите прав человека и основных свобод" (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) (вместе с "Протоколом [N 1]" (Подписан в г. Париже 20.03.1952), "Протоколом N 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней" (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), "Протоколом N 7" (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984)).



Аннотация. В статье раскрываются виды и сущность конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина. Автор исследует отечественные и международные правовые средства защиты прав и свобод, называя органы государства, которые призваны обеспечивать реализацию прав и свобод гражданами, а также принимать меры по восстановлению уже нарушенных прав.

Прежде чем говорить о механизме реализации гарантий, закрепленных на конституционном уровне, следует подробно остановиться на определении таких гарантий. Так, в самом широком понимании, конституционными гарантиями являются такие положения Основного закона, которыми обеспечивается правовая защита государственных институтов и основополагающих принципов: федерализм, разделение властей, приоритет прав и свобод человека и т.д. В положениях главы 9 Конституции отражены гарантии законности, нерушимости конституционного строя, вышеуказанных прав и свобод.

Если рассматривать вышеперечисленные гарантии в более узком понимании, то они представлены правовыми средствами защиты. Конституция признает права и свободы личности, гарантируя их защиту, в том числе – судебную. Что касается правового механизма именно данной гарантии, то его определяет ФЗ от 02.05.2006 N 59-ФЗ[1].

Кроме того, систему рассматриваемых нами гарантий образует также деятельность специализированных органов: например, уполномоченного по правам человека, Конституционного Суда.

По мере того, как РФ интегрировала в мировое сообщество, особенно в правовой сфере, возрастало значение государственных органов в рассматриваемой нами проблеме на территории страны. Исходя из смысла статьи 2 Конституции[2] (о нем упоминалось выше), государство обязано признавать, соблюдать и защищать права и свободы личности. Указанное положение – точка опоры при решении возникающих споров в реализации названных выше прав.

За несколько минувших десятилетий отечественная конституционная практика претерпела существенные изменения. Впервые провозглашенные в Декларации от 22.11.1991 г.[3], права и свободы личности, в дальнейшем получили развитие в действующей ныне Конституции. Кроме этого, Конституция признала составной частью отечественной системы права международные нормы.

Те особенности, которые существуют на сегодняшний день в области реализации рассматриваемых нами конституционных ценностей, являются комплексной, довольно сложной проблемой. Если ее не решать, то в таком случае права и свободы станут всего лишь фикцией, закрепленной на бумаге.

Что же представляет собой механизм реализации указанных прав и свобод? Полагаем, что таковым является как деятельность органов государства, а также различных организаций, так и гарантии их защиты.

Учитывая вышеизложенное, правильнее всего считать действие рассматриваемого механизма двухуровневым: он реализуется как внутри страны, так и на международном уровне. Выстраивается правозащитная деятельность следующим образом: сначала разрабатываются и утверждаются международные стандарты в данной сфере, создаются контролирующие органы, задача которых – следить за их надлежащим исполнением. Затем уже отдельные государства во внутреннее законодательство вносят изменения, позволяющие привести национальные нормы в соответствие с вышеназванными стандартами, гарантируя их неукоснительное исполнение.

Отметим, что реализация права становится возможной только при условии, что кто-либо обязан его обеспечить. Таким образом, гарантии – есть обязанности (в нашем случае – государства), по охране и обеспечению прав и свобод граждан[4].

Гарантии могут быть общими или специальными (т.е. юридическими). В первом случае перед нами предстает совокупность различных условий, за счет которых обеспечение прав становится реальным; во втором мы видим нормативно-правовое закрепление вышеупомянутых прав, причем такое закрепление происходит как на внутригосударственном, так и на международном уровне. Иными словами, под правовыми гарантиями следует понимать условия, средства и способы, благодаря которым, субъект осуществляет принадлежащие ему права[5].

Еще раз обратим внимание на то, что средства защиты прав могут быть как внутринациональными, так и международными. В юридической литературе особого внимания заслуживает точка зрения С.В. Калашникова, который утверждает, что юридические гарантии стоит рассматривать и как средства, с помощью которых личность может защитить свои права, и как деятельность государства, призванная их обеспечивать[6].

В чем же конкретно состоит сущность государственной защиты прав и свобод человека? Если мы говорим о данном механизме гарантий, то это, прежде всего – обязанность государства признавать, закреплять и обеспечивать охрану рассматриваемых прав. Причем такая защита может предоставляться как со стороны государственных органов, так и общественных организаций. Гарантия такой защиты получила закрепление в части 1 статьи 28 Конституции[2].

Анализ вышеприведенной нормы свидетельствует о том, что государством должны использоваться различные правовые инструменты в целях защиты прав граждан. Рассмотрим данный процесс более подробно, в разрезе специализированных органов, призванных осуществлять такую защиту.

Так, статья 80 в части 2 Конституции закрепляет ведущую позицию Президента РФ в области защиты прав и свобод человека[2]. Выступая гарантом Конституции, он обязан контролировать соблюдение прав и обязанностей граждан, в случае нарушений – незамедлительно реагировать на данные факты, принимая доступные меры по их устранению. Для восстановления нарушенных прав, Президент наделен полномочиями принятия различных указов, заключения договоров, помилования и т. д.

Что касается места законодательных органов, то в рассматриваемой нами сфере их роль состоит в том, что они принимают соответствующие НПА, регламентирующих права и свободы личности, а также закрепляющих гарантии данных прав.

Задача исполнительных органов – обеспечить соблюдение норм как самими гражданами, так и иными субъектами – в том числе и государством. С этой целью вышеназванные органы создают собственные подразделения - например, для рассмотрения дел об административных нарушениях.

Но не только вышеназванными органами ограничивается перечень субъектов, осуществляющих правовую охрану. К их числу также относятся специальные институты, например – Уполномоченный по правам человека. Регулируется его деятельность специальным ФКЗ[7]. Для наибольшей эффективности в своей деятельности омбудсмен взаимодействует с иными органами в вопросах защиты прав. Данный институт примечателен тем, что его сфера деятельности охватывает не только федеральный уровень: Уполномоченные действуют также в субъектах РФ. Создание специализированных институтов Уполномоченного по правам человека на федеральном и региональном уровнях могло бы получить свое дальнейшее развитие. Например, в некоторых зарубежных странах учреждены аналогичные должности в вооруженных силах, учебных заведениях, государственной администрации и т. д.

Но наибольшее распространение в нашей стране получил институт судебной защиты. Деятельность судов – это отправление правосудия, в целях восстановления нарушенных прав.

И, наконец, самый значимый, и, пожалуй, один из наиболее эффективных и мощных механизмов – это международная защита. Но его применение возможно лишь тогда, когда внутренние правовые средства защиты были исчерпаны в своем государстве субъектами, чьи права нарушены. Высшими органами правозащиты на международном уровне выступают Комитет по правам человека ООН и Европейский суд по правам человека. Но если характер решений Комитета – рекомендательный, то решения Суда – обязательны для исполнения странами, ратифицировавшими Конвенцию от 1950 года[8].

Однако, к сожалению, год от года мы наблюдаем, что в данный момент Россия лидирует по количеству обращений в ЕСПЧ. Это свидетельствует на наш взгляд, лишь о том, что внутригосударственные механизмы защиты прав не столь эффективны.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что от того, насколько строго и неукоснительно соблюдается Конституция, иные НПА, органами власти, а также гражданами выполняются их обязанности, полностью зависит то, насколько качественно граждане могут реализовать свои незыблемые права и свободы.

Список литературы
1. Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" от 02.05.2006 N 59-ФЗ (последняя редакция).
2. Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
3. Постановление ВС РСФСР от 22.11.1991 N 1920-1 "О Декларации прав и свобод человека и гражданина".
4. Гаврилов В.В. ООН и права человека. Механизмы создания и осуществления нормативных актов. Владивосток: ДВГУ, 2008. 129 с.
5. Бондарь Н.С. Гражданин и Российское государство: конституционные основы взаимодействия. Ростов-на-Дону, 2012. 186 с.
6. Дмитриев Ю.А., Шленева Е.В. Право человека в Российской Федерации на осуществление эвтаназии //Государство и право. 2012. № 10. С. 37-39.
7. Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 N 1-ФКЗ (ред. от 31.01.2016) "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации".
8. Конвенция о защите прав человека и основных свобод" (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) (вместе с "Протоколом [N 1]" (Подписан в г. Париже 20.03.1952), "Протоколом N 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней" (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), "Протоколом N 7" (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984)).

date image
2015-04-06 views image
3943

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Большинство принципов налогового права, естественно, являются отражением общеправовых принципов. Это либо прямо следует из текста актов налогового законодательства, либо выявляется путем его толкования, в том числе в актах Конституционного Суда РФ.

1) Принцип законности – в обобщенном виде требование соблюдения субъектами права законов и иных нормативных правовых актов, основанных на законах.

В качестве примера отражения данного принципа в налогообложении можно привести ст. 57 Конституции РФ: каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Пункт 5 ст. 3 НК РФ в развитие данного положения устанавливает, что ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ. В определении КС РФ от 4 июня 2013 г. № 966‑О указанное положение уточнено: обязанность платить налоги должна, среди прочего, пониматься, как обязанность платить налоги в размере не большем, чем это установлено законом.

В налоговом праве отражение данного принципа обычно рассматривается как принцип законности налогообложения.

2) Принцип справедливости. В пунктах 1 и 3 ст. 3 НК РФ, как отражение принципа справедливости, установлено, что при установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога; налоги и сборы должны иметь экономическое основание, и не могут быть произвольными; недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

3) Принцип юридического равенства. На основании ч. 2 ст. 6 Конституции РФ каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ. В ч. 1 ст. 19 Конституции РФ установлено, что все равны перед законом и судом.

Если рассматривать нормативный правовой акт, регламентирующий уплату какого–либо налога, то можно видеть, что он возлагает обязанность по его уплате в равной степени на всех лиц, которые относятся к выделенной данным актом определенной категории. В том числе все физические лица с одинаковым правовым статусом, определяемым гл. 23 НК РФ, получающие определенные виды доходов, уплачивают НДФЛ в одинаковом размере, зависящем только от размера дохода. Как указано в п. 1 и 2 ст. 3 НК РФ, законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.

4) Принцип гуманизма сформулирован в ст. 2 Конституции РФ: человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. В силу п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). Данная норма НК РФ является коллизионной, то есть позволяющей разрешать спорные ситуации. Взаимосвязь ст. 2 Конституции РФ и п. 7 ст. 3 НК РФ продемонстрирована в постановлении КС РФ от 13 марта 2008 г. № 5‑П.

Из принципа гуманизма следует требованиенеприкосновенности личности и сфер ее жизнедеятельности. В силу ч. 1 ст. 24 Конституции РФ сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. Статья 25 Конституции РФ предусматривает, что жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения. На основании п. 5 ст. 91 НК РФ доступ должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, в жилые помещения помимо или против воли проживающих в них физических лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения не допускается. Согласно пункту 1 ст. 102 НК РФ налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением прямо указанных в данной статье сведений (являющихся общедоступными, в том числе ставших таковыми с согласия их обладателя – налогоплательщика, об ИНН, о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения и др.)




5) Принцип презумпции законности в общем виде можно определить следующим образом: каждое лицо считается действующим добросовестно, разумно (с правовой точки зрения – законно), пока в установленном порядке не будет доказано иное.

Данный принцип имеет отношение ко всем субъектам права (как к публичным, так и к частным).

Одним из отражений данного принципа в налоговых правоотношениях является презумпция достоверности суммы налога, самостоятельно исчисленной и продекларированной налогоплательщиком в налоговой декларации (ст. 80 НК РФ). До тех пор, пока не доказано иное, продекларированная налогоплательщиком сумма считается достоверной. Если налогоплательщик уплатит в бюджет продекларированную сумму налога, он будет считаться исполнившим свою обязанность по уплате налога. Тем не менее, если налогоплательщик после представления первичной налоговой декларации представит уточненную налоговую декларацию (как с большей, так и с меньшей суммой налога) в порядке ст. 81 НК РФ, то достоверной будет считаться, пока не доказано иное, последняя продекларированная сумма. Очевидно, что налоговые органы имеют право усомниться в продекларированной сумме и могут в порядке камеральной (ст. 88 НК РФ) или выездной (ст. 89 НК РФ) налоговой проверки получить сведения, на основании которых ими может быть обоснована иная сумма налога.

Другим отражением рассматриваемого принципа, в том числе, является презумпция невиновности (п. 6 ст. 108 НК РФ) – лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке.

6) Принцип публичной цели (демократизма). В силу п. 3 ст. 45 НК РФ налоги уплачиваются в бюджетную систему РФ. Исходя из ст. 6 БК РФ бюджет – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

При этом государство (муниципальное образование) является особой организацией, созданной обществом и, вообще говоря, не имеющей иных задач, кроме как стоящих перед обществом.

7) Принцип публичной гласности – деятельность органов государственной (муниципальной) власти отрыта и доступна (за исключением прямо установленных законом случаев).

Пункт 2 статьи 24 Конституции РФ устанавливает, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Соответственно, в силу подп. 10 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам и справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов на основании данных налогового органа. Справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам передается (направляется) указанному лицу (его представителю) в течение пяти рабочих дней, справка об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов – в течение десяти рабочих дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего запроса.

Кроме того, налогоплательщик имеет право получать от налогового органа в четко регламентированные сроки и без специальных запросов ненормативные акты, имеющие к нему отношение: налоговое уведомление (п. 2 ст. 52 НК РФ), требование об уплате налога (ст. 69, 70 НК РФ), акт налоговой проверки (п. 5 ст. 100 НК РФ), решение по результатам выездной (камеральной) налоговой проверки (п. 9 ст. 101 НК РФ) и др., а также получать от налоговых органов иную информацию в порядке, установленном НК РФ.

8) Принцип ответственности за вину.В статье 106 НК РФ определено, что налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность.

налог

Налоговое право— отрасль права, которая регулирует общественные отношения в сфере налогообложения, возникающие между государством, налогоплательщиками и иными обязанными лицами.

Налоговое право — совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по установлению, введению и взиманию налога путем императивного метода воздействия на соответствующих субъектов.

Источники налогового права в РФ.

Конституция РФ. Статья 57.

  • Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
  • Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Налоговый кодекс РФ принят в 1998 году, вступил в силу с 1 января 1999г.
Федеральные законы:

  • «Об основах налоговой системы в РФ», 1991 г.
  • «О подоходном налоге с физических лиц», 1991 г.
  • «О налоге на прибыль предприятий и организаций», 1991 г.
  • «О налоге на добавленную стоимость», 1991 г. и др.

Принципы налогообложения в РФ

(по Налоговому кодексу РФ).

  1. Принцип всеобщности налогообложения — каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
  2. Принцип равенства налогообложения — предполагается равенство всех налогоплательщиков перед налоговым законом.
  3. Принцип справедливости — учитывается фактическая способность налогоплательщика уплачивать налог при обязательности каждого участвовать в финансировании расходов государства.
  4. Принцип соразмерности, или экономической сбалансированности, — учитывается сбалансированность интересов налогоплательщика и казны государства.
  5. Принцип отрицания обратной силы закона — законы, изменяющие размеры налоговых платежей, не распространяются на отношения, возникшие до их принятия.
  6. Принцип однократности налогообложения — один и тот же объект может облагаться налогом одного вида и только один раз за определенный законом период налогообложения.
  7. Принцип льготности налогообложения — налоговые законы должны иметь правовые нормы, устанавливающие для отдельных и (или) определенных групп налогоплательщиков как юридических, так и физических лиц льготы по налогам, облегчающие налоговое бремя.
  8. Принцип равенства защиты прав и интересов налогоплательщиков и государства — каждый из участников налоговых правоотношений имеет право на защиту своих законных прав и интересов в установленном законом порядке.
  9. Принцип недискриминационности — налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и применяться по-разному исходя из политических, идеологических, этнических, конфессиональных и иных различий между налогоплательщиками.
  10. Принцип единства экономического пространства Российской Федерации и единства налоговой политики. Не допускается установление налогов и сборов, нарушающих единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающих свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или денежных средств.
  11. Принцип единства системы налогов и сборов.

Структура налоговых правоотношений.

Субъекты налоговых правоотношений (их участники).
  • налогоплательщики (юридические и физические лица).
  • налоговые агенты (организации — государственные налоговые инспекции и физические лица — налоговые представители).
  • Министерство РФ по налогам и сборам и его территориальные подразделения.
  • Государственный таможенный комитет РФ и его территориальные подразделения.
  • Министерство финансов РФ, министерства финансов республик, финансовые управления администраций краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, районов и городов, иные уполномоченные органы.
Объекты налоговых правоотношений:
  • недвижимое имущество;
  • движимое имущество (материальные и нематериальные объекты).
Содержание налоговых правоотношений —субъективные права и субъективные обязанности их участников.

Права налогоплательщиков

(по Налоговому кодексу.)

  • Получать в налоговых органах по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах (сборах), законодательных и иных нормативных актах, регулирующих порядок и условия их уплаты;
  • получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;
  • использовать налоговые льготы в установленном порядке при наличии оснований;
  • получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, предусмотренных Налоговым кодексом;
  • на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;
  • представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;
  • присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
  • не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие Налоговому кодексу или иным федеральным законам;
  • обжаловать в установленном порядке решения налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц;
  • требовать соблюдения налоговой тайны.

Обязанности налогоплательщиков (по Налоговому кодексу.)

  • Уплачивать законно установленные налоги;
  • встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена Налоговым кодексом;
  • вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;
  • представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые он обязан уплачивать, а также бухгалтерскую отчетность;
  • представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
  • в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций — также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги.

Обязанности налогоплательщиков по закону

«О бухгалтерском учёте», 1996 г.:

представлять в налоговые органы по месту учета в строго установленные сроки дополнительные сведения, связанные с их деятельностью:

  • об открытии или закрытии счетов (в десятидневный срок);
  • обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях (не позднее месяца со дня начала такого участия);
  • обо всех обособленных подразделениях (филиалах и представительствах), созданных на территории Российской Федерации (не позднее месяца);
  • об объявлении несостоятельности (банкротства), о ликвидации или реорганизации (не позднее трех дней со дня принятия такого решения);
  • об изменении своего места нахождения или места жительства (не позднее десяти дней).

Обеспечение и защита прав налогоплательщиков.

В соответствии со статьей 137 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик или налоговый агент имеет право на обжалование:

  • ненормативных актов налоговых органов;
  • действий должностных лиц налоговых органов;
  • бездействия должностных лиц налоговых органов. Например, могут быть обжалованы следующие ненормативные
  • акты налоговых органов:
  • решения о доначислении налога и пени;
  • решения налогового органа об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога;
  • решения о приостановлении операций по банковским счетам налогоплательщика;
  • решения об аресте имущества налогоплательщика;
  • акт о совершении лицом, не являющимся налогоплательщиком или налоговым агентом, нарушений законодательства о налогах и сборах; решения, принятые вышестоящими налоговыми органами по итогам рассмотрения жалоб.

Способы защиты прав налогоплательщиков.

  • Обращение к Президенту— могут быть обжалованы любые действия (бездействия) контролирующих органов в финансовой сфере. В частности, решения Федеральной службы по экономическим и налоговым поступлениям, Федеральной службы по финансовым рынкам, функционирующей под руководством Правительства.
  • Административный — обращение за защитой и восстановлением нарушенного права к вышестоящему органу власти по отношению к органу, принявшему решение или выполнившему действие.
  • Судебный— право на обжалование имеет каждый гражданин, считающий, что нарушены его права и свободы, на него возложена какая-либо обязанность, или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности, или созданы препятствия для осуществления его прав и свобод (Конституционный Суд, прокуратура).
  • Самозащита — налогоплательщик имеет право не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц.

Из Уголовного кодекса РФ.

Предусмотрена ответственность гражданина за уклонение от уплаты налога (ст. 198) и организации за уклонение от уплаты налогов с организаций (ст. 199).

  • Из стати 198. Уклонение гражданина от уплаты налога путем непредставления декларации о доходах, если подача декларации является обязательной, либо путем включения в декларацию заведомо искаженных данных о доходах, совершенное в крупном размере, наказывается штрафом в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо лишением свободы на срок до одного года. При этом уклонение гражданина от уплаты налога признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченного налога превышает 200 минимальных размеров оплаты труда, а в особо крупном размере — 500 минимальных размеров оплаты труда.
  • Из статьи 199.Уклонение от уплаты налогов с организаций путем включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах либо путем сокрытия других объектов налогообложения, совершенное в крупном размере, наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.
  • При этом уклонение от уплаты налогов с организаций признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченного налога превышает 1000 минимальных размеров оплаты труда.

СТ 3 НК РФ.

1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

2. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

Абзац третий утратил силу.

3. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

4. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

5. Абзацы первый - второй утратили силу.

Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.

6. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы, страховые взносы), когда и в каком порядке он должен платить.

7. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента).

Комментарий к Ст. 3 Налогового кодекса

Принципы правового регулирования налоговых отношений представляют собой общие начала, основные положения, в которых находит выражение сущность налогового права, его основные черты и проявляются закономерности его развития.

Принципы налогового права обеспечивают единообразные подходы к формированию налоговых норм и их применению, а также используются для устранения пробелов в налоговом праве.

В целях регулирования налоговых отношений используются как общие общеправовые и межотраслевые принципы, охватывающие все или несколько отраслей права, так и специальные (отраслевые) принципы, распространяющиеся только на налоговую сферу.

Общеправовые и межотраслевые принципы, используемые для регулирования налоговых отношений, - это принципы законности, гуманизма, демократизма, гласности, единства прав и обязанностей, неотвратимости наказания, ответственности за вину и др.

Применение ряда общеправовых принципов в налоговой сфере может отличаться существенными особенностями. Например, принцип демократизма в налоговом праве означает, что решения по основным и наиболее важным вопросам налогообложения и налогового регулирования должны приниматься органами представительной власти и оформляться в виде законов и иных актов органов представительной власти. Однако именно в финансовой и налоговой сферах на реализацию принципа демократизма накладываются существенные ограничения. В соответствии с федеральным конституционным законом о референдуме и региональными законами о референдумах вопросы налогообложения не могут выноситься на референдум. Таким образом, инструменты прямой (непосредственной) демократии оказываются неприменимы для регулирования налоговых отношений.

Ряд общеправовых принципов в трансформированном виде, уточненном применительно к налоговому регулированию, закреплен в законодательстве о налогах и сборах в качестве специализированных принципов налогового права. Это прежде всего касается таких норм-принципов в налоговом праве, как справедливость, равенство, законность и соразмерность.

Справедливость представляет собой абстрактное выражение и определение права вообще, любой его отрасли, в том числе и налогового права. Требование справедливости проявляется одновременно во всех принципах налогового права. Наверное, поэтому упоминание о принципе справедливости как об отдельном принципе налогового права было исключено из Налогового кодекса РФ (Федеральный закон от 09.07.1999 N 154-ФЗ).

Требование справедливого регулирования налоговых отношений - емкое и многогранное. Во-первых, оно должно гарантировать свободу налогоплательщика: налог ограничивает право собственности, чтобы защитить собственность налогоплательщика. Во-вторых, оно предполагает обеспечение формально-юридического равенства через установление равной меры для фактически неравных субъектов. И в этом смысле налоговое право должно выстраиваться на основе всеобщности и равенства налогообложения. Наконец, в-третьих, справедливость - это и требование социальной солидарности, в соответствии с которым формально равное для всех налоговое право должно быть социально дифференцированным (то есть фактически неравным!) и предусматривать систему налоговых льгот социальной направленности.

В налоговом деликтном праве требование справедливости проецируется на налоговые санкции и иные принудительные меры воздействия на налогоплательщика, которые должны соответствовать характеру и степени общественной опасности налогового правонарушения, обстоятельствам его совершения и личности правонарушителя. Требование справедливости устанавливает также, что никто не может нести ответственность дважды за одно и то же правонарушение.

Закрепленный в Конституции РФ принцип равенства всех перед законом и судом детализирован в Налоговом кодексе РФ. Он трансформируется в налоговом праве, во-первых, в требование равноправия и всеобщности налогообложения: каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы; законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения; запрет устанавливать налоговые льготы индивидуального характера и т.д. Во-вторых, равноправие в налоговом праве понимается и как запрет дискриминации:

- налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев;

- не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

Принцип законности - один из базовых общеправовых принципов - понимается по-разному в сфере налогового правотворчества и в области налогового правоприменения.

В процессе формирования налоговых норм требование законности предполагает, что:

- налоги устанавливаются исключительно актами законодательства о налогах и сборах; ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные Налоговым кодексом РФ, либо установленные в ином порядке, чем это определено Налоговым кодексом РФ;

- в тексте таких актов должны быть четко определены все элементы налоговой обязанности;

- должны быть соблюдены процессуальные нормы подготовки, принятия и вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах.

В процессе применения налоговых норм законность означает неукоснительное выполнение конституционного предписания, в соответствии с которым органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать законы. Нарушение этого требования предполагает привлечение виновного лица к юридической ответственности. И уже в сфере деликтного налогового права принцип законности предусматривает, что состав налогового правонарушения, налоговые санкции и иные правовые последствия совершения налогового правонарушения должны определяться только законом, конкретно - Налоговым кодексом РФ.

Одним из наиболее востребованных на практике является принцип соразмерности, означающий в налоговом праве одновременное выполнение трех требований:

а) пропорциональности - при установлении налога учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налогов;

б) обоснованности - налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными;

в) гарантии конституционных прав и свобод при осуществлении налогообложения - недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

Развивая последнее требование, Конституционный Суд РФ сделал важное уточнение: реализация основных прав и свобод не может ставиться в зависимость от уплаты или неуплаты каких-либо налогов и сборов, поскольку основные права граждан гарантируются Конституцией РФ без каких-либо условий фискального характера (Постановление КС РФ от 04.04.1996).

Еще одним правовым принципом, приобретающим особое звучание в налоговом праве, выступает принцип определенности, предполагающий четкость и ясность нормативного предписания, предельную точность установления границ должного, запрещенного и возможного поведения субъекта налогового права. Этот принцип-требование означает, во-первых, что при установлении налога должны быть определены все обязательные элементы налогообложения; во-вторых, что акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить; в-третьих, все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

Особое значение для развития российского налогового права имеет принцип единства налоговой системы Российской Федерации. Он соответствует конституционному принципу единого экономического пространства России и единой финансовой и налоговой политики (ст. 8, 74, 114 Конституции РФ), который означает, что не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров, работ, услуг или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций (п. 4 ст. 3 НК РФ).

Принцип единства налоговой системы Российской Федерации раскрывается через законодательное закрепление тенденции централизации российской налоговой системы:

- исчерпывающий перечень всех налогов закрепляется в Налоговом кодексе РФ (ст. 13, 14, 15);

- не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные Налоговым кодексом РФ (п. 6 ст. 12);

- отмена федеральных, региональных и местных налогов осуществляется только Налоговым кодексом РФ (п. 5 ст. 12);

- четкое определение границ регионального и местного нормотворчества в налоговой сфере (п. 3 и 4 ст. 12 НК РФ).

Кроме того, этот принцип налогового права обеспечивается единой системой федеральных налоговых органов. Налоговые органы как относящиеся к федеральным экономическим службам в соответствии с Конституцией РФ находятся в ведении Российской Федерации (ст. 71, п. "ж"); налоговые органы в субъектах Российской Федерации являются территориальными органами федеральных органов исполнительной власти (ст. 78, ч. 1), а не органами субъектов Российской Федерации.

Принцип единства налоговой системы России не раз интерпретировался Конституционным Судом РФ:

- недопустимость введения региональных налогов, которые могут прямо или косвенно ограничивать свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств, или таких региональных налогов, которые позволяли бы формировать бюджеты одних территорий за счет налоговых доходов других территорий либо переносить уплату налогов на налогоплательщиков других субъектов РФ (Постановление КС РФ от 21.03.1997);

- субъекты Российской Федерации не вправе определять налоговые изъятия произвольно, в нарушение принципов, закрепленных Конституцией РФ и федеральным законом. Это вытекает, среди прочего, из принципа единой финансовой, в том числе налоговой, политики, закрепленного ст. 114 Конституции РФ (Постановление КС РФ от 04.04.1996);

- установление общих принципов и формирование налоговой системы, включая исчерпывающий список региональных и местных налогов как источников поступлений в региональные и местные бюджеты, осуществляются федеральным законом в соответствии с Конституцией РФ (Постановление КС РФ от 30.01.2001);

- право субъектов Российской Федерации на установление налогов всегда носит производный характер, поскольку субъекты Российской Федерации связаны общими принципами налогообложения, закрепленными в федеральном законодательстве (Постановление КС РФ от 21.03.1997).

Заметим, что не все принципы налогового права нашли свое закрепление в комментируемой статье. Так, например, важный для современного правоприменения принцип добросовестности налогоплательщика не имеет законодательного оформления и выводится из решений Конституционного Суда РФ.

Читайте также: