Принцип фискального налогового федерализма означает

Опубликовано: 14.05.2024

Фискальный федерализм

Фискальный федерализм ( fiscal federalism) - система трансфертов ( дотаций), на основе которой федеральное правительство делится своими доходами с правительствами штатов и местными органами власти. [1]

Экономическая теория фискального федерализма анализирует оптимальные размеры и число местных администраций, разделение полномочий по сбору налогов и расходам между различными уровнями управления. [2]

В условиях фискального федерализма поступления штатов и местных органов власти дополняются крупными субсидиями от федерального правительства. [3]

С другой стороны, фискальный федерализм предполагает оказание финансовой помощи вышестоящими звеньями бюджетной системы нижестоящим в форме дотаций, субвенций. Дотации предоставляются безвозмездно в виде определенной суммы денег для пополнения доходов и минимизации бюджетного дефицита нижестоящего звена. Они не имеют строго целевого назначения. Субвенции - это также денежные суммы, предоставляемые нижестоящим бюджетам, но имеющие строго целевое назначение. Этот метод регулирования межбюджетных отношений помогает нивелировать различия в социально-экономическом развитии регионов. [4]

Эти процессы говорят об отступлении от принципа фискального федерализма , закрепленного в Бюджетном кодексе РФ, и гласящего, что местные бюджеты не входят своими доходами и расходами в государственный бюджет. Этот принцип, который давно уже утвердился в странах с развитой рыночной экономикой, в России, увы, не приживается. [5]

Хотя большинство развитых стран Запада имеют общенациональную и местную системы налогообложения ( фискальный федерализм ( fiscal federalism)), важность межправительственных субсидий или финансовой помощи, предоставляемой национальным правительством местным администрациям, возрастает. [6]

Наиболее распространенным в настоящее время принципом построения финансовой системы государства является принцип фискального федерализма . Он используется и в Российской Федерации. Согласно данному принципу четко разграничиваются функции между отдельными звеньями финансовой системы. Так, федеральное правительство полностью независим в национальных расходах на оборону, космос, осуществление внешнеэкономических связей. [7]

Все уровни финансов государства взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Это осуществляется через механизмы фискального федерализма . Фискальный федерализм представляет систему межправительственного перераспределения финансовых средств от одного государственного звена к другому в целях их наилучшего использования. В результате такого перераспределения: укрепляется доходная база бюджетов; сокращаются или полностью покрываются дефициты бюджетов; сдерживается ввод новых налогов и рост налоговой нагрузки на участников рыночного хозяйства. [8]

Система налогообложения ( taxation) и государственных расходов ( public expenditure), при которой правами на получение доходов и управление расходами наделяются различные уровни государственного управления - от общенационального правительства до самых малых местных администраций. В большинстве промышленно развитых стран в различной степени реализуется принцип фискального федерализма , хотя, например, автономия местных администраций в США значительно шире, чем в Великобритании. [9]

Все уровни финансов государства взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Это осуществляется через механизмы фискального федерализма. Фискальный федерализм представляет систему межправительственного перераспределения финансовых средств от одного государственного звена к другому в целях их наилучшего использования. В результате такого перераспределения: укрепляется доходная база бюджетов; сокращаются или полностью покрываются дефициты бюджетов; сдерживается ввод новых налогов и рост налоговой нагрузки на участников рыночного хозяйства. [10]

Исторически сложилось так, что сбор налогов в штатах и на местном уровне всегда значительно отставал от расходов этих властей. Нехватка поступлений покрывается в основном за счет федеральных трансфертов, или субсидий. Обычно от федерального правительства местные власти и правительства штатов получают от 15 до 20 % всех своих доходов. Федеральные субсидии, предоставляемые правительствам штатов и местным властям, сами штаты дополняют собственными субсидиями местным органам управления. Эта система межправительственных трансфертов называется фискальным федерализмом . [11]


Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 12.12.2018 2018-12-12

Статья просмотрена: 1493 раза

Библиографическое описание:

Аминова, Д. А. Налоговый федерализм и особенности его реализации / Д. А. Аминова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 50 (236). — С. 213-214. — URL: https://moluch.ru/archive/236/54645/ (дата обращения: 20.05.2021).

Статья направлена на раскрытие содержания налогового федерализма и его принципов. Обозначены способы его функционирования и реализации.

Ключевые слова: налоговый федерализм, распределение налогов, принципы налогового федерализма, государственное управление.

Сегодняшний этап налоговой реформы в Российской Федерации отличается высокой динамичностью. Активно реализуется совокупная концепция развития налоговой системы, которая направлена на создание рациональной системы налогообложения в стране, принимаются кардинальные поправки в отдельные виды налогов.

В связи с тем, что были приняты Бюджетный Кодекс РФ и Налоговый Кодекс РФ, в последующем БК РФ и НК РФ, возросла актуальность проблемы правового разграничения и в последствии распределения налогов между органами федеральной государственной власти и органами местного самоуправления. Учитывая утверждение демократических принципов устройства Российской Федерации, можно утверждать, что органы местного самоуправления стали неотъемлемым компонентом системы государственного управления, получив управленческие и финансово-бюджетные права.

При построении модели налогового федерализма России возникают определенные проблемы. С одной стороны, они связаны с несовершенством теоретической основы налогового федерализма, с другой, наличием вопросов построения на практике федеративных отношений между разными уровнями органов власти. До сих пор ведутся обсуждения, связанные с пониманием правового содержания структуры, принципов и механизмов функционирования федерализма.

Различные источники по-разному дают характеристику налоговому федерализму, согласно книге Юткина Т. Ф. «Налоги и налогообложение» налоговый федерализм представляет собой правовую систему разграничения бюджетно-налоговых полномочий между уровнями власти и управления. Он предполагает сохранение принципа единства налоговой системы в качестве определяющего при ее изначальной организации или в процессе дальнейшего реформирования. Этот принцип провозглашен в качестве исходного и в проекте Налогового кодекса, в котором определена стратегия налогообложения. Другие источники делают акцент на том, что налоговый федерализм это прежде всего основной организационный принцип функционирования налоговой системы страны, наделяющий различные уровни управления разными полномочиями в сфере налогов, по поводу их отчислений и распределения между бюджетами разных уровней для их самостоятельности в вопросах финансов.

Теоретический смысл налогового федерализма раскрывается благодаря принципам, которые обеспечивают оптимальное управление большими многоуровневыми системами:

1) конституционное закрепление характеристики финансовой системы, видов налогов, главных принципов налогообложения;

2) разграничение прав, обязанностей и ответственности при формировании и исполнении бюджетов между федеральными, региональными и местными органами РФ;

3) законодательная регламентация налоговых полномочий уровней управления;

4) равноправие все субъектов РФ в принятии финансовых решений с федеральным центром;

5) конституционная гарантия финансовой самостоятельности субъектов РФ и местного самоуправления и обеспеченность ресурсной базы, которая должна быть адекватной их полномочиям;

6) достаточность собственных доходов в бюджетах каждого уровня для реализации закрепленных за ними расходных полномочий;

7) закрепление за каждым уровнем бюджета собственных налогов, права на изменение отдельных составляющих налогообложения по собственным налогам;

8) конституционная гарантия справедливого перераспределения бюджетных средств между сферами управления, регионами, отдельными гражданами и контроль за их применением;

9) перераспределение финансовых ресурсов между звеньями бюджетной системы для сглаживания неравенств различных бюджетов, применяя межбюджетные трансферты;

10) автономизация, которая предполагает оптимальное сочетание центра и нижерасположенных уровней путем наделения последних собственными доходными источниками, налоговыми полномочиями и ответственностью.

Реализация налогового федерализма основывается на следующих принципах:

‒ сбалансированность бюджетов всех уровней;

‒ равенство прав и обязанностей всех территориально-административных единиц РФ;

‒ равномерность поступления налоговых платежей в течение года, в связи недопущения кассовых разрывов;

‒ заинтересованность в наращивании собственных доходов всех органов власти.

Существует два образа реализации налогового федерализма:

‒ все налоги, платежи и сборы согласно НК РФ делятся на федеральные, региональные, местные и по каждой группе определены границы соответствующих уровней государственной власти по установлению и изменению элементов налогообложения;

‒ в НК РФ заложен метод разделения налоговых ставок, а конкретно в части налога на прибыль организаций, по которому общая налоговая ставка равна 20 % делится на 2 % (для поступления налога в федеральный бюджет) и 18 % (для исчисления налога в бюджет субъектов РФ).

Кроме этого, по бюджетному законодательству (БК РФ) налоговые доходы поступая в бюджетную систему страны, зачисляются в соответствующие бюджеты по нормативам. Рассмотрим данный процесс на примере некоторых налогов федерального бюджета:

‒ налог на прибыль организаций (НПО) по налоговой ставке — по нормативу 100 %;

‒ налог на добавленную стоимость (НДС) — по нормативу 100 %;

‒ акцизы на спиртовые продукты — по нормативу 50 %;

‒ налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) — по нормативу 40 %

‒ сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов — по 20 % и т. д.

Проблема налогового федерализма заключается во взаимоотношениях государства и его граждан на основе организации движения финансовых потоков рациональным образом. При данном понимании налогового федерализма изменяется толкование базы доходов государства, услуги власти приобретают характер подчинения гражданам в условиях двустороннего контракта.

Модель налогового федерализма, которая сложилась в России, по большому счету уникальна. Тот факт, что в состав Российской Федерации входят 85 субъектов, определяет сложность и многогранность конструкции, учитывающей различия исторического, географического, национального, экономического, климатического характера. Исходя из этого, главной задачей государства является выбор оптимальной модели налоговых отношений в стране и её реализации, устраняющей дисбаланс социально-экономического развития субъектов.

Подводя итог, можно утверждать, что налоговый федерализм представляет собой сложный механизм, в который входят множество нюансов при его реализации. Следовательно, для правильного его определения и реализации нужен системный подход.

Финансовый словарь Финам .

Финансовый словарь Финам .

Смотреть что такое ФИСКАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ в других словарях:

ФИСКАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ

система финансовых отношений субъектов иерархической структуры административно-территориальных образований, в которой каждый субъект является членом более чем одного образования. Это понятие, с одной стороны, выходит за чисто бюджетные рамки, с др., – не замыкается на отношениях между центром и регионами, включая и финансы муниципальных образований. Неразделимость осн. функций разных уровней власти (образование, здравоохранение, соц. обеспечение, правопорядок одинаково важны и для местного самоуправления, и для региона, и для федерации в целом) не позволяет говорить о какой-то единой модели Ф.ф. В высокой степени здесь отражаются историч. особенности формирования государственности и нац. традиции. Для России с ее характерно высокой централизацией внедрение либеральных идей в 90-х гг. проходило особенно остро (провозглашение «районных суверенитетов», образование муниципальной милиции, желание иметь местную налоговую службу, отказ федерального бюджета от подоходного налога, местное налоготворчество). Региональные и местные налоги всегда в той или иной форме находятся под общегос. контролем, чтобы гос-во могло проводить единую налоговую политику, обеспечивать системность налогов, управлять их общей тяжестью, не допускать ущемления доходной базы одних бюджетов за счет др., регулировать механизм перераспределения части средств между бюджетами, предотвращать возможные случаи ошибочных решений на местах. В мире используется две модели Ф.ф.: соответственно с высокой и низкой долей подоходного налога в бюджетах низших уровней. При этом во всех странах действуют системы межбюджетного регулирования, обусловленные неравномерностью социально-экономич. развития территорий, концентрацией доходов и децентрализацией расходов. Огромное значение для России с т.з. бюджетного регулирования имеет усиление роли центра в перераспределении ресурсов и повышение его доли в консолидированном бюджете. Из всех федераций Россия относится к числу стран с самой низкой долей центрального бюджета. Решение главных проблем Ф.ф. связано с ростом экономики и увеличением бюджетных доходов. Поэтому налоги должны выполнять не только фискальную функцию, но и инициировать запуск инвестиционного процесса. Отсюда следует неизбежность усиления роли налогов в выходе России из финансово-экономич. кризиса. Важным шагом в этом направлении стало принятие Бюджетного и Налогового кодексов РФ. смотреть

ФИСКАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ

— принцип разделения полномочий между федеральной властью и властями штатов в США в финансовой сфере, основанный на главенстве федерации. Усиление федерального правительства, предоставление ему расширенных полномочий и прав (по сравнению со штатами) были основаны на объективной тенденции к экономической и политической централизации. Самостоятельность (автономия) штатов в финансовой сфере основывается на возможности штатов вводить отдельные виды налогов и сборов, устанавливать лимит государственного долга для штата, маневрировать финансовыми ресурсами. За федеральным правительством закреплено право осуществления контроля за расходованием средств, направляемых в бюджеты низших звеньев государственной власти и бюджеты органов местного самоуправления.
. смотреть

ФИСКАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ

принцип разделения полномочий между федеральной властью и властями штатов в США в финансовой сфере, основанный на главенстве федерации. Усиление федерального правительства, предоставление ему расширенных полномочий и прав (по сравнению со штатами) были основаны на объективной тенденции к экономической и политической централизации. Самостоятельность (автономия) штатов в финансовой сфере основывается на возможности штатов вводить отдельные виды налогов и сборов, устанавливать лимит государственного долга для штата, маневрировать финансовыми ресурсами. За федеральным правительством закреплено право осуществления контроля за расходованием средств, направляемых в бюджеты низших звеньев государственной власти и бюджеты органов местного самоуправления. смотреть

ФИСКАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ

ФИСКАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ принцип разделения полномочий между федеральными и региональными властями в финансовой сфере, основанный на главенстве федерации. смотреть

ФИСКАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ

(система трансфертов, на основе которой федеральное правительство делится своими доходами с правительствами штатов и местными органами власти) fiscal federalism. смотреть

ФИСКАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ

- принцип разделения полномочий между федеральными и региональными властями в финансовой сфере, основанный на приоритете федерации.

ФИСКАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ

принцип разделения полномочий между федеральными и региональными властями в финансовой сфере, основанный на приоритете федерации.

Финансы — неотъемлемая часть денежных отношений. Финансы являются распределительной категорией, с помощью которой происходит распределение или перераспределение валового внутреннего продукта и национального богатства. Именно благодаря этому качеству финансов государство и местное самоуправление обеспечиваются необходимыми финансовыми ресурсами, используемыми в форме денежных фондов.

Финансовое право представляет собой совокупность взаимосвязанных правовых норм, закрепляющих и регулирующих круг общественных отношений и связей между частными и публичными субъектами, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и местного самоуправления.

Финансовая деятельность государства обеспечивает взаимодействие частного и публичного секторов экономики, национального и международных рынков капиталов, способствует обеспечению и поддер­жанию экономической безопасности государства.

Финансы можно рассматривать в экономическом и материальном аспектах. В экономическом аспекте финансы — это экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения собственных функций и задач государства или местного самоуправления, а также делегированных полномочий государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства, в процессе которых осуществляются распределение и перераспределение валового внутреннего продукта и контроль за удовлетворением потребностей сообщества.

В материальном аспекте финансы представляют собой денежные фонды государства, государственно-территориальных и муниципальных образований, предприятий, учреждений, организаций, используемые для материального обеспечения потребностей общества и развития производства. Совокупность названных фондов денежных средств представляет собой финансовые ресурсы государства.

Финансовая система представляет собой совокупность финансовых отношений и субъектов, осуществляющих эти отношения. Все блоки и звенья в финансовой системе взаимосвязаны и взаимозависимы. Государство с помощью различных финансово-кредитных рычагов может эффективно перераспределить денежные потоки между блоками и звеньями в финансовой системе, руководствуясь своими приоритетами. Первый блок играет ведущую роль, т.к. эти финансы обслуживают процесс производства совокупного продукта. Страхование обеспечивает непрерывность воспроизводственного процесса и возмещение убытков (физических и юридических лиц). Государственные финансы обеспечивают функционирование государства и всей общественной системы. С точки зрения воздействия государства на общественную жизнь ведущим звеном является государственный бюджет. Через государственный бюджет осуществляется распределение денежных ресурсов на межотраслевом, внутриотраслевом уровнях в производственной сфере, между производственной и непроизводственной сферами, между различными территориями и группами населения национального дохода страны.

Существует два принципа построения финансовой системы:

принцип демократического централизма принцип фискального (бюджетного) федерализма. В соответствии с первым признаком все блоки и звенья финансовой системы являются составными частями одного центрального бюджета государства или входят в него составными частями с сильно ограниченными правами и компетенцией (тотальное государство, командно-административная экономика).

Согласно второму принципу различные блоки и звенья в финансовой системе в своих правах и компетенции не пресекаются. Правительство со своим бюджетом отвечает за общенациональные цели и приоритеты, а местные власти отвечают за ЖКХ, дорожное строительство, за бытовую сферу, частично образование, здравоохранение и т.д.

Такие финансовые системы характерны для стран с рыночной экономикой и демократическим устройством государства (проблема вертикального и горизонтального межбюджетного регулирования). Состояние финансовой системы является важным индикатором состояния всей экономики страны.

Финансовая система Российской Федерации представляет собой 4-блочную систему:

· финансы хозяйствующих субъектов;

Финансовая политика - совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций.

Содержание финансовой политики:

1. Разработка общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач.

2. Создание адекватного финансового механизма.

3. Управление финансовой деятельностью государства и других субьектов экономики.

Основа финансовой политики - стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны между собой и взаимозависимы.

Важная составная часть финансовой политики - установление финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов.

Финансовый механизм - система установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений.

Элементы финансового механизма:

· формы финансовых ресурсов;

· методы их формирования;

· система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении дохо­дов и расходов государства;

· организации бюджетной системы, фи­нансов предприятий и рынка ценных бумаг.

ФИСКАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ - принцип разделения полномочий между федеральными и региональными властями в финансовой сфере, основанный на главенстве федерации.

В принципе фискальный федерализм должен обеспечивать политическую стабильность, экономический рост и справедливость в отношениях между различными территориями страны. Эти цели часто противоречат друг другу, но задача властных структур и заключается в том, чтобы достигать, по меньшей мере, взаимовыгодного компромисса. Исследования российской системы взаимоотношений различных уровней государственной власти показывают, что она все еще весьма далека от реализации этих целей. С экономической точки зрения наиболее важным критерием организации взаимоотношений между различными уровнями государственной власти является создание стимулов для экономического развития и инвестиций в инфраструктуру.

Основные принципы федерализма, ориентированного на создание и поддержание рыночной экономики, таковы:

· Равенство всех регионов в их бюджетных отношениях с федеральным центром и всех местностей в их отношениях с соответствующими региональными центрами. Нельзя допускать никакой дискриминации отдельных регионов и местностей.

· Независимость бюджетов различных уровней, что подразумевает: наличие собственных, определенных законом источников доходов для каждого уровня; право принимать решения относительно структуры расходов; невозможность налогообложения дополнительных доходов со стороны более высокого уровня власти; право на возмещение дополнительных обязательных расходов, возникших вследствие принятия высшим органов власти законодательных поправок; право устанавливать любые снижения налоговых ставок, которые отражаются только на собственных источниках доходов.

· Установленное согласно закону (зафиксированное и прозрачное) распределение источников доходов и ответственности по расходам между различными уровнями государственной власти. Как будет показано ниже, принципы разделения доходов могут оказаться ключевым фактором формирования стимулов экономического роста.

· Соответствие на каждом уровне власти ответственности за определенные расходы доходам на этом уровне.

· Любое перераспределение финансовых ресурсов между субъектами Федерации или местностями региона либо финансовая помощь одного уровня власти другому должны осуществляться по объективным критериям, открыто и на долгосрочной правовой основе, иными словами, должны быть исключены возможности каких-либо сделок.

· Все споры относительно налоговых доходов или бюджетного процесса следует разрешать на основе закона.

Понятие налогового федерализма. Проблема построения эффективной модели налогового федерализма в России, ее причины. Анализ подходов к исследованию налогового федерализма: фискальный, перераспределительный и регулирующий. Понятие межбюджетных трансфертов.

Рубрика Финансы, деньги и налоги
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 21.04.2016
Размер файла 38,6 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Сулейманов М.М., к.э.н., доцент

кафедры «Налоги и денежное обращение»

РАЗВИТИЕ НАЛОГОВОГО ФЕДЕРАЛИЗМА В РОССИИ

Формирование трехуровневой бюджетной системы России, основанной на принципах самостоятельности и сбалансированности, предполагает построение адекватной модели налогового федерализма. Это означает, что каждый орган власти должен обладать своими источниками доходов, достаточными для реализации возложенных задач и функций. Одновременно с этим он должен обладать и относительной самостоятельностью в управлении налогами и другими обязательными платежами, поступающими в соответствующий бюджет. К сожалению, сложившаяся в Российской Федерации модель налогового федерализма, несмотря на проведенные за последние годы реформы, не в полной мере отвечает интересам региональных органов власти и органов местного самоуправления, стратегии развития страны на долгосрочную перспективу и, несомненно, нуждается в дальнейшем развитии и модернизации.

Одной из причин такой ситуации является экономически нерациональная концентрация налоговых платежей в федеральном бюджете. Так, в последние годы почти 60 % всех налоговых поступлений зачисляются в федеральный бюджет. Более 80 процентов налоговых доходов бюджетов территорий формируется за счет отчислений от федеральных налогов. Зависимость этих бюджетов от устанавливаемых нормативов отчислений подрывает стимулы к проведению структурных реформ, привлечению инвестиций, развитию налогового потенциала и повышению собираемости налогов. налоговый федерализм межбюджетный трансферт

Проблема построения эффективной модели налогового федерализма в России обусловлена, с одной стороны, неполнотой и несовершенством теоретической концепции налогового федерализма, с другой стороны, наличием практических вопросов организационного построения федеративных отношений в сфере налогов. Современная теория налогового федерализма пока не представляет собой комплексной системы знаний, поскольку до сих пор сохраняется дискуссионность подходов разных авторов к пониманию его экономического содержания, структуры, моделей, принципов и механизма функционирования.

Обобщая представленные в экономической литературе позиции различных ученых, можно выделить следующие теоретико-методологические подходы к исследованию налогового федерализма: фискальный, перераспределительный и регулирующий.

Первый подход основан на изучении проблемы налогового федерализма с точки зрения повышения фискальной эффективности российской налоговой системы посредством достижения результативности налогового администрирования. Сторонники этого подхода рассматривают налоговый федерализм с точки зрения оценки государственной налоговой политики в части её влияния на «вертикальное» и «горизонтальное» распределение налоговых поступлений по уровням бюджетной системы, в том числе вопросов собираемости налогов, изменения структуры налогового платежа, уплачиваемых физическими лицами и организациями в бюджеты разных уровней, проблем оффшорных зон и др.

В рамках другого подхода налоговый федерализм рассматривается как основной организационный принцип функционирования налоговой системы страны, наделяющий различные уровни управления разными налоговыми полномочиями и ответственностью по поводу установления налогов, налоговых отчислений и распределения налоговых доходов между бюджетами соответствующих уровней для обеспечения их финансовой самостоятельности. Акцент на разграничение налоговых полномочий, либо распределение налоговых доходов между звеньями бюджетной системы позволяет раскрыть лишь один из аспектов содержания налогового федерализма - перераспределительный.

Третий подход состоит в исследовании проблем налогового федерализма через призму анализа налогового потенциала территорий. При этом на первый план выдвигаются количественные оценки межбюджетных трансфертов, перечисляемых из вышестоящих бюджетов, степени межтерриториальных диспропорций, а также финансовой устойчивости регионов. При всей актуальности этих вопросов вне сферы анализа остаются качественные характеристики налогового федерализма, институциональные условия его реализации.

Детальный анализ этих подходов свидетельствует о том, что они концентрируются лишь на отдельных аспектах и не раскрывают в полной мере экономическое содержание налогового федерализма, и потому дают одностороннее представление о нем, а определения, полученные на такой основе, не отражают существенные признаки рассматриваемой категории.

В этой связи нами обоснован вывод о целесообразности использования комплексного подхода, состоящего в выделении институционального, экономического и организационного аспектов налогового федерализма. Налоговый федерализм, по нашему мнению, следует рассматривать как институционально детерминированную систему финансовых отношений в налоговой сфере между федеральным центром, субфедеральными органами власти и органами местного самоуправления, которая обеспечивает эффективную реализацию функций и задач каждого уровня власти при повышении уровня налогового самообеспечения и паритетность их экономических интересов.

Институциональный аспект налогового федерализма следует рассматривать в контексте разграничения полномочий между органами власти «по вертикали» бюджетной системы страны. С экономической точки зрения налоговый федерализм представляет собой совокупность финансовых отношений между органами власти разных уровней, направленные на обеспечение достаточными финансовыми ресурсами для реализации возложенных на них функций и задач. Организационный аспект налогового федерализма заключается в сохранении целостности и стабильности налоговой системы федеративного государства посредством гармонизации налоговых отношений, с учётом интересов всех уровней бюджетной системы.

Следует констатировать тот факт, что в России сложилась довольно противоречивая и экономически неэффективная модель разграничения и распределения налогов между бюджетами разных уровней.

Обратимся к ситуации, сложившейся Республике Дагестан. По данным Министерства финансов Республики Дагестан уровень собственных доходов бюджета республики за 2007-2011 гг. колебался в пределах от 2,4% в 2007 г. до 3,3% в 2011 г. (табл.1).

Таблица 1

Соотношение собственных и регулирующих доходных источников в общем объеме доходов республиканского бюджета Республики Дагестан, %.

Читайте также: