Принцип эластичности налогообложения а вагнера относится к группе

Опубликовано: 17.05.2024

Генезис функций и принципов налогообложения

Научное понимание экономического содержания налоговых отношений в теории рыночной экономики формировалось долго и постепенно. История налогов свидетельствует о практических поисках использования налогов в регулировании экономики и постепенной выработке, расширении и усложнении структуры механизма налогового регулирования.

Развитие теории налогов шло по пути обоснования прежде всего их фискальной функции. По мере развития налогов (что предопределялось усилением роли и усложнением функций государства) стала обосновываться и регулирующая функция. Основоположник теории налогов шотландский экономист А. Смит признавал налоги лишь средством формирования доходов казны. Он считал, что почти весь государственный доход, полученный за счет налогов, расходуется непроизводительно, неэффективно, что приводит к ограничению накопления капитала, роста национального дохода и развития производительных сил. Этим и определялось его негативное отношение к налогам.

Единомышленник А. Смита Д. Риккардо также критически относился к налогам. Риккардо считал: «Налогообложение представляет собой лишь выбор из различных зол, если оно не влияет на прибыль или другие источники дохода, то оно должно влиять на расходы; и если предположить, что бремя его распределяется равномерно и не подавляет воспроизводство, то безразлично, на что падает налог» 1 Рикардо Д. Сочинения. М., 1955. Т. 1. С. 206. .

Лишь в конце 70-х — начале 80-х годов XIX в. в финансовой литературе под влиянием идей А. Вагнера, одного из основателей школы «государственного социализма» возникает новое течение, которое включает в задачи налогов, помимо финансовых, также и социально-политические цели. Вагнер видит в налоговом механизме рычаг систематического воздействия на распределение национального богатства и доходов в желательном для государства направлении.

Идея о возможности использования налогов в целях социально-экономического регулирования была сформулирована задолго до А. Вагнера, однако не в таком разработанном виде. Заслуга А. Вагнера состояла в том, что он впервые в научно обоснованном виде выдвинул лозунг о важности использования налогов в целях социально-экономического регулирования.

Классики политической экономии (Д. Рикардо, А. Смит и др.), являясь сторонниками индивидуалистической точки зрения и противниками вмешательства государства в хозяйственную жизнь, были против осложнения задач налоговой политики чисто регулирующей функцией. Вагнер был сторонником расширения вмешательства государства в хозяйственную жизнь. Налоги, с его точки зрения, должны выполнять помимо фискальной функции еще и регулирующую.

Такой же точки зрения придерживался французский экономист Франсуа Кенэ, который показал в своей знаменитой «экономической таблице» необходимость налога, а также подчеркнул, что налоги являются одним из факторов, влияющих на процесс воспроизводства капитала 2 Кенэ Ф. Экономическая таблица. М., 1996. С. 71-72. .

По поводу концепции Кенэ и Вагнера необходимо отметить также, что они рассматривали налоги как орудие активного вмешательства в хозяйственную жизнь, указывая на возможность путем более правильного распределения налогового бремени устранить или, по крайней мере, ослабить их вредное влияние на ход хозяйственного развития.

Практика успешного использования налогов как одного из самых действенных финансовых инструментов регулирования экономики в развитых странах мира подтвердила правильность его выводов. В то же время следует отметить, что у Вагнера социально-политические цели налогов ограничивались рамками регулирования распределения и потребления.

К идее о налоговом воздействии на процесс экономического развития экономисты пришли не сразу. Рождению этой мысли предшествовал долгий период формирования налоговых теорий, ее развитию способствовали коллизии капиталистического общества.

Например, теория Кейнса возникла в годы мирового экономического кризиса, когда вмешательство государства в реализацию созданного продукта в целях стимулирования новых капиталовложений и увеличения занятости растущего населения стало объективно необходимым. Главная идея учения английского экономиста Дж. М. Кейнса, выраженная в «Общей теории занятости, процента и денег», — обоснование необходимости государственного вмешательства в воспроизводственный процесс, аргументированное неспособностью экономики к эффективному саморегулированию.

Кейнс первым из западных экономистов — «рыночников» стал рассматривать государственное вмешательство в экономику как объективно неизбежное явление для обеспечения жизнеспособности национальной экономики 3 См.: Мазаев М.А. Взгляды представителей различных школ экономической теории на роль рынка и государства в регулировании экономики. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2002. С. 227. . Он считал, что государство для повышения общего объема занятости должно стимулировать частные и государственные инвестиции, создавать дополнительный спрос. В качестве средства стимулирования частных инвестиций Кейнс предлагал нормы процентов. Он считал, что государство имеет возможность регулировать уровень процента путем увеличения количества денег в обращении, то есть путем инфляции. Другим способом достижения полной занятости Кейнс считал регулирование национального дохода. Главное средство — налоги.

Согласно логике кейнсианской модели регулирования экономики, налоги выполняют не только фискальную функцию, но и в гораздо большей степени нефискальную, регулирующую функцию, являясь средством преодоления циклического развития экономики, устранения возникающих диспропорций между объемом производства и платежеспособным совокупным спросом.

Стабилизирующее влияние налоговой политики заключается в ее гибкости в пределах цикла; в условиях подъема экономики предлагается увеличивать налоги, а при кризисной ситуации — сокращать их, в том числе за счет расширения налоговых льгот корпорациям и предпринимателям.

Таким образом, объективная необходимость усиления экономической роли государства и активизации его хозяйственной деятельности послужила толчком к более углубленному теоретическому анализу финансовой деятельности государства, к заметному расширению границ исследования роли налогового регулирования

Налоговая система любой страны базируется на законодательных актах государства. Они устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, то есть определяют элементы налоговой системы. Основой построения элементов налога являются принципы налогообложения. Рассмотрим наиболее важные из них с точки зрения их влияния на формирование механизма налогового регулирования.

Финансовая наука до периода XVII в. не была в состоянии ответить на вопросы, что облагать налогом, каковы принципы обложения. Поэтому государство взимало налоги произвольно, руководствуясь лишь потребностями казны. Превращение налогов в главный источник государственных доходов создало возможность и поставило задачу исследования принципов обложения. С этой точки зрения в истории финансовой науки необходимо выделить А. Смита и А. Вагнера.

Фундаментом теории налогов по праву считаются знаменитые принципы (справедливость, т.е. всеобщность и равномерность, определенность, удобство и экономичность), обоснованные Смитом в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов».

Смит считал, что налоги могут стать положительным фактором экономического развития лишь при соблюдении принципов налогообложения. Разработанные им правила налогообложения оказали значительное влияние на европейские государства при реализации налоговой политики. «Вклад А. Смита в теорию налогов состоит в том, что он — автор четырех принципов налогообложения, названных впоследствии «великой хартией вольностей плательщика» и «декларацией прав плательщика», «максимами обложения»» 4 Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политики налогов. М., 2003.С. 76. .

Развитие принципов налогообложения вызвало изменения способов обложения и видов налогов, оказывая тем самым определенное воздействие на процесс производства, на доходы налогоплательщика и государства. Впоследствии немецкий ученый Вагнер объединил в следующие четыре группы девять основных правил налогообложения.

1. Финансовые принципы организации обложения .

1) достаточность обложения;

2) эластичность (подвижность) обложения.

2. Народнохозяйственные принципы :

3) надлежащий выбор источника обложения, то есть в частности, решение вопроса — должен ли налог падать только на доход или капитал отдельного лица или населения в целом;

4) правильная комбинация различных налогов в такую систему, которая бы считалась с последствиями и условиями их переложения.

3. Этические принципы, принципы справедливости ;

5) всеобщность обложения;

4. Административно-технические принципы налогового управления :

7) определенности обложения;

8) удобства уплаты налога;

9) максимального уменьшения издержек взимания.

Вагнер ставит во главе всех финансовые принципы достаточность и подвижность в отличие Смита, который ставил на первое место принцип справедливости обложения. Он руководствуется тем, что общественно-хозяйственная система настолько необходима для людей, что доставление средств для нее, достаточность должны быть поставлены на первое место, и принцип справедливости проводится в той мере, в какой это позволяют финансовые принципы.

Принцип достаточности означает, что часть валового внутреннего продукта (ВВП), изымаемая через налоговую систему, должна покрывать основной объем государственных расходов, не сокращая при этом масштабов производства товаров и услуг. Этот принцип показывает взаимосвязь налогов с госбюджетом и реальным сектором экономики. На наш взгляд, он нашел развитие в кривой Лэффера.

Под принципом подвижности (эластичности) подразумевает, что в случае необходимости государство может путем нивелирования элементов налога достичь увеличения или уменьшения налоговых поступлений в бюджет без негативного воздействия на социально-экономическое развитие страны и ее регионов. Использование принципа эластичности в налоговом регулировании гарантирует возможность проведения гибкой налоговой политики, оперативного воздействия на экономику, смягчение социальной напряженности, вызываемой ростом цен и налогов.

Вагнер, развивая идеи справедливости применительно к источникам налогообложения, высказался за то, чтобы не только доход, но и такой капитал, как имущественная собственность (земля, наследство) мог являться источником обложения 5 Вагнер А. Финансовая наука. Извлечение. С. 145. . В то же время налог не должен изымать ресурсы, составляющие базу расширенного воспроизводства у плательщика.

Заслуга Вагнера состояла в том, что его дополнение классических принципов налогообложения носили концептуальный характер. Смит считал налоги источником покрытия непроизводительных затрат государства и потому хотел защитить права налогоплательщиков. Вагнер в разработке принципов руководствовался теорией коллективных потребностей и поэтому на первое место ставил финансовые принципы достаточности и эластичности обложения. Принципы налогообложения стали представлять собой систему, которая учитывала интересы и налогоплательщиков и государства.

Таким образом, финансовая наука поставила вопрос о сбалансированности фискальных интересов государства и налогоплательщиков. Исследованию принципов налогообложения посвящены также труды известных американских экономистов А. Пигу и Р. Масгрейва.

Пигу довольно детально разработал и предложил систему оптимального налогообложения. Исходный принцип установления налоговых ставок — принцип «наименьшей совокупной жертвы». Он выдвинул идею сравнимости. Когда вводятся новые формы налогообложения, никто ни в коем случае не должен терпеть урон. Условие, согласно которому чистая совокупная полезность, получаемая при взимании налогов должна быть максимальной, сводится тогда к условию минимальности совокупной тяжести налогов. В соответствии с этим он обосновывает необходимость прогрессивной системы налогообложения.

Пигу настаивал на том, что налог должен способствовать расширению сферы трудовой деятельности или, по крайней мере, не препятствовать ей. Если в обществе, где доходы равны, наиболее эффективным был бы подушный налог, то, очевидно, что в обществе с дифференцированными доходами вполне обоснованно применять прогрессивный налог.

Американский экономист, представитель неоклассической школы Масгрейв выдвигает в качестве главных принципов налогообложения бесспорный со времен Смита принцип справедливости, а также принцип нейтральности. «Налоги должны выполнять назначенную им роль с наибольшей эффективностью, но помимо этого они должны быть настолько нейтральны, насколько это возможно» 6 См.: Всемирная история экономической мысли: В 6 т. / Гл. ред. В.Н. Черковец. М., 2004. Т. 6. С. 35. . Нейтральность налогообложения предполагает равновеликость налоговых изъятий независимо от сфер приложения капитала и видов экономической деятельности.

Масгрейв поясняет, что «излишек налогового бремени» является непреднамеренным вмешательством в рыночный механизм, искажая инициативы и решения, принимаемые рынком, и по этой причине его следует избегать. Принцип невмешательства налогов в функционирование рыночной системы Масгрейв обозначает как «нейтральность» налогообложения. Иными словами, налоговое регулирование экономики в рамках данного принципа есть не что иное, как отсутствие неэффективного вмешательства в рыночный механизм.

Принцип справедливости уточнялся на протяжении двух веков и получил окончательную формулировку как «принцип справедливости с конкретизацией в его вертикальном и горизонтальном аспектах» 7 Глухов В.В., Дольде И.И. Налоги: теория и практика. СПб., 2005. С. 19. .

Справедливость налогообложения в вертикальном разрезе означает, что налог должен взиматься в строгом соответствии с материальными возможностями конкретного лица, то есть с повышением дохода ставка налога должна увеличиваться (прогрессивная шкала налогообложения). Справедливость налогообложения в горизонтальном разрезе — это принцип единой налоговой ставки для лиц с одинаковыми доходами.

Развитие деятельности государства по сбору налогов на основе научно обоснованных принципов налогообложения позволило определить наиболее эффективные виды налогов, способы и методы их взимания, сформировать оптимальную структуру модели налогового регулирования.


Модель налогового регулирования

Современные ученые-экономисты (Д.Ю. Стиглиц, И. Русакова, Л. Якобсон), говоря о критериях, направленных на достижение эффективности общественного развития, выделяют ряд желаемых характеристик любой налоговой системы:

  • справедливость;
  • нейтральность (такое состояние налоговой системы, которое не оказывает влияния на принятие налогоплательщиком решений в предпринимательской деятельности или в личной жизни);
  • экономическую эффективность (полноту выявления источников доходов в целях обложения их налогами, а также минимизацию расходов по их взиманию);
  • гибкость (налоговая система должна просто, а в отдельных случаях автоматически, реагировать на изменение экономических условий).

Комплекс этих принципов (которые во многом аналогичны — принцип налогообложения, высказанным Смитом) с преобладанием отдельных из них действуют в налоговых системах разных стран. Они могут быть использованы в качестве основных критериев оценки оптимальности налоговой системы страны.

Разные цели, которые преследует налоговая политика, не обязательно согласуются друг с другом, и в тех случаях, когда возникают противоречия между ними, необходимо добиваться временного компромисса. Осуществление налогового регулирования на основе общепринятых принципов налогообложения зависит от политического строя, исторических особенностей страны, конкретной экономической ситуации, которые определяют доминирующие принципы построения налоговой системы

Принципы налогообложения, обоснованные А. Смитом в конце XVIII в. были расширены и систематизированы немецким ученым-экономистом Адольфом Вагнером, который объединил все принципы налогообложения в четыре группы.

1) Финансовые принципы организации налогообложения: достаточность налогообложения; эластичность (подвижность) налогообложения;

2) Народнохозяйственные принципы: правильный выбор источника налогообложения; правильная комбинация различных налогов в такую систему, которая бы считалась с последствиями и условиями их продолжения;

3) Этические принципы (принципы справедливости): всеобщность налогообложения; равномерность налогообложения

4) Административно-технические правила (принципы налогового управления): определенность налогообложения; удобство уплаты налога; максимальное уменьшение издержек взимания.

Сростом правительственных расходов должны расти и налоговые поступления в бюджет в достаточном объеме, то есть налоги должны быть эластичными, подвижными, приспособленными к государственным нуждам. Таким образом, если налоги не будут в достаточной мере покрывать расходы бюджета, то государство будет вынуждено усилить налоговое бремя, расширить сферу применения налогов, особо не принимая во внимание принципы справедливости, равномерности, однократности обложения.

Виды налоговых ставок и особенности их построения. Способы взимания налогов.

Налоги – законодательно установленные государством в одностороннем порядке обязательные денежные платежи в бюджет, производимые в определенных размерах, носящие безвозвратный и безвозмездный характер.

1. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода (например, на тонну нефти или газа).

2. Пропорциональные - действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины

3. Прогрессивные - средняя ставка прогрессивного налога повышается по мере возрастания дохода. При прогрессивной ставке налогообложения налогоплательщик выплачивает не только большую абсолютную сумму дохода, но и большую его долю.

4. Регрессивные - средняя ставка регрессивного налога понижается по мере роста дохода. Регрессивный налог может приносить большую абсолютную сумму, а может и не приводить к росту абсолютной величины налога при увеличении доходов. В общих чертах видно, что прогрессивные налоги - это те налоги, бремя которых наиболее сильно давит на лиц с большими доходами, регрессивные налоги наиболее тяжело ударяют по физическим и юридическим лицам, обладающим незначительными доходами.

Существует четыре способа взимания налогов в зависимости от способов учета и оценки объектов обложения: кадастровый; изъятие налога до или в момент получения владельцем дохода (у источника); изъятие налога после получения дохода владельцем (по декларации); по патенту.

1)Кадастровый - учет и взимание налога осуществляются на основе описи объектов обложения с указанием нормы их доходности (земельный, имущественный) без учета фактической доходности. 2)Изъятие налога у источника (метод удержания) означает, что налог исчисляется и удерживается бухгалтерией того юридического лица, которое выплачивает доход субъекту налога (ИПН с з/п). 3)Метод начисления (по декларации), предусматривает подачу налогоплательщиками деклараций (официального заявления о полученных доходах и произведенных расходах за истекший отчетный год) в налоговые органы. 4)На основе патента налог уплачивается за получение доходов от разнообразных видов деятельности, по которым трудно определить и учесть их объемы.

Этапы становления налоговой системы РК

1 этап 1991-1994гг. харак-ся созданием налог.сис-мы, путем исп-ия различных инструментов в частности таких как определ.виды налогов и их эл-ты для накопления гос. бюджета и предотвращения инфляции.

2 этап 1995-1998гг. харак-ся созданием благоприятных условий для активной деят- ти субъектов экономики ведущей к устойчивости налогооблагаемой базы и увеличением возмож-ти решения соц.проблем. этому способствует принятие указа имеющего силу закона «О налогах и др. платежах в бюджет», введенного в действие с 1 июля 1995 г.

3 этап 1999-2001гг. харак-ся изменениями внесенными в указ. Суть нововведений заключалась в упразднении разделении налогов на общегос-ные и местные. Эти изменения были продиктованы наличием распространенных в мир.практике принципа формирования доходов различных ур-ней власти.

4 этап 2002-2008гг. харак-ся введенным в действие с 1 янв. 2002 г налогового кодекса «о налогах и др платежах в бюджет». Данный документ регламентирует качественно новые отношения м/у гос-вом и налогоплательщиком.

5 этап с 2009г. современный этап харак-ся введением в действие с 1 янв. 2009 г кодекса который направлен на создание благоприятных условий способствующих сокращению теневого сектора эк-ки, снижения общей налоговой нагрузки на несырьевые сектора эк-ки, повышению эк-кой ситуации от добывающего сектора эк-ки.

Налоговую систему образуют совокупность налогов, сборов, пошлин, и др платежей, взимаемых в установленном порядке, а также формы и методы их построения, в которых реализуются определенные принципы. Наиболее глубинным коренным признаком налоговой системы является законный, легальный характер, хозяйственная самостоятельность плательщика. Налоговая система представляет собой совокупность налогов вводимых государством, методом их исчисления, и уплаты, а также способом распределения налогов между различными уровнями управления. По мере углубления рыночных процессов возникла необходимость реформирования налоговой системы и расширение принципов налогообложения, которые способствовали бы переходу экономики Казахстана в качественно новое состояние.

То обстоятельство, что налоги стали основным источником доходов для государства, вынудило научный мир не только научно обосновать данное понятие, но и исследовать содержание понятия налогов. Более того, ключевым основанием к изучению данного термина послужила необходимость в том, чтобы разобраться в принципах, которые должны выстраивать государственную систему налогообложения.

Принципы налогообложения

Принципы налогообложения концентрировали на себе внимание практиков и теоретиков экономической науки с того самого момента, как заговорили об их возникновении. Наибольший интерес налоги стали вызывать в период возникновения финансовой науки.

Во времена меркантилизма в своих работах Ж. Боден, Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Т. Ман, Дж. Локк, У. Петти пробовали сформулировать некоторые фундаментальные принципы построения налогообложения.

Первый и самый важный принцип налогообложения был сформулирован Ж. Боденом в своей работе "Шесть книг о государстве". Его смысл заключался в том, что никакой налог не может быть взыскан без согласия подданных.

Ж. Боден: "Монархи не имею права облагать своих подданных налогом без их согласия".

Дж. Локк утверждал, что для того, чтобы собрать налоги, нужно получить согласие большинства, которое оно даёт либо само, либо посредством избранных или представителей. Это было сказано в его труде "О гражданском правлении". Уже в середине XVIII в., как полагал Ж. Ж. Руссо, налоги не могут устанавливаться законодательным органом без согласия народа или его представителей. Примечательно, что все философы и законоведы признали это.

Ещё один вопрос, который волновал умы практиков и теоретиков был о справедливости и равномерности налогообложения. Т. Гоббс выступал с доказательствами преимуществ косвенного обложения и недостатками налогообложения имущества. Кроме этого утверждал, что косвенное налогообложения является самым равномерным и справедливым.

Примерно такие же объяснения системы налогообложения можно встретить и в "Трактате о налогах и сборах" У. Петти.

Однако стоит отметить, что до середины XVIII в. все эти обоснования не имели общей базы и носили весьма отрывочный характер. Физиократы были первыми, кто совершил попытку лаконично и логично сформулировать принципы налогообложения. Экономист из Франции В. Р. Мирабо высказал предположение, что любое налогообложение должно придерживаться следующих принципов:

  • Основывается на самом источнике дохода.
  • Находится в известном постоянном соотношении с данными доходами.
  • Не должно обременять налогоплательщика в высокой степени издержками взимания.

Опираясь на собственные взгляды на землю, как на основной источник богатств, физиократы высказывали предположение, что облагаться должен чистый доход собственников земли. Их предположения были таковы, что налог на землю должен быть единственным, в силу того, что в итоговом варианте все остальные налоги перелагаются на чистый доход от земли.

Определение этого единственного и прямого налога должно происходить на основе кадастра и соизмеряться с производительностью земли.

Третий принцип, который обозначен выше, возник из-за существовавшей в то время системой сбора налога в форме откупа во Франции. Мирабо говорил о том, что те самые откупщики действуют по принципу паразитов, которые то и дело подтачивают государство и народное хозяйство. Его главная идея состояла в том, чтобы полностью искоренить откуп и избавиться от употребления слова откупщик во французском языке. Кроме этого Мирабо много внимания уделял юридическому обоснованию налогообложения. Наряду с Дж. Локком, Ж. Ж. Руссо он считал, что налоги не могут взиматься без согласия граждан или их представителей.

Серьёзный вклад физиократов состоит в том, что они первыми подняли и окончательно сформулировали вопрос о принципах налогообложения и выдвинули своё понимание данной проблемы.

А. Смит также сыграл не последнюю роль в процессе решения проблем, связанных с налогообложением. Он конкретно сформулировал основные принципы налогообложения. Его главный вклад заключается не в приоритете их открытия. Многие положения, о которых он писал, были сформулированы до него. Но нельзя не учитывать тот факт, что именно А. Смит первым обобщил и переосмыслил опыт предыдущих поколений. Это помогло ему прославиться как эксперту, который наиболее точно сформулировал ключевые принципы. Об этом говорили и много лет спустя, к примеру, учёные в XIX и XX вв.

Принципы налогообложения, сформулированные А. Смитом, лежат в основе современных налоговых систем.

Разрабатывая данные принципы, А. Смит полагался на индивидуалистические теории государства, подразумевая что налоги – это основной источник покрытия непродовольственных затрат государства, что давало ему все основания считать интересы налогоплательщиков приоритетными.

Именно это стало причиной того, что его принципы в дальнейшем получили название "Великая хартия вольностей налогоплательщика" или "Декларация прав налогоплательщика".

Без сомнения, авторитет А. Смита в качестве выдающегося экономиста XVIII в. надавал этим принципам особую значимость.

Принципы налогообложения были сформулированы А. Смитом в его фундаментальном труде "Исследование о природе и причинам богатства народов". Четвёртая книга "О доходах монарха и республики" гласит: "Подданные государства должны, по возможности, соответственно своей способности и силам участвовать в содержании правительства, т.е. соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства.

Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа – все это должно быть ясно и определенно для плательщика и каждого другого лица. Точная определенность того, что каждое отдельное лицо обязано платить, в вопросе налогового обложения представляется делом столь большого значения, что весьма значительная степень неравномерности, как это, по моему мнению, явствует из опыта всех народов, составляет гораздо меньшее зло, чем весьма малая степень неопределенности.

Каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего платить его.

Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству. Налог может брать или удерживать из карманов народа гораздо больше того, что он приносит в казну государства следующими путями: во-первых, его собирание может требовать большого числа чиновников, жалованье которых в состоянии поглощать большую часть суммы, какую приносит налог, и вымогательства которых могут обременить народ дополнительным налогом. Во-вторых, он может затруднить приложение труда населения и препятствовать ему заниматься теми промыслами, которые дают средства к существованию и работу множества людей. Обязывая людей платить, он может тем самым уменьшать или даже уничтожать фонды, которые позволяли бы им осуществлять эти платежи с большей легкостью. В-третьих, конфискациями и другими наказаниями, которым подвергаются несчастные люди, пытающиеся уклониться от уплаты налога, он часто разоряет их и таким образом уничтожает ту выгоду, которое общество могло бы получить от приложения их капиталов".

Этот отрывок из книги позволяет чётко сформулировать четыре фундаментальных принципа налогообложения, которые по сей день актуальны:

  • Принцип справедливости. Согласно данному принципу утверждается всеобщность и равномерность распределения налогов среди граждан соразмерно их доходам, которые они получают под защитой государства.
  • Принцип определённости. Данный принцип требует, чтобы сумма, срок и способ уплаты налогов заранее были известны налогоплательщик, в том числе и иным лицам.
  • Принцип удобности. Он предполагает, что налог в обязательном порядке взимается в такое время и таким способом, который наиболее удобен для налогоплательщика.
  • Принцип экономии. Его суть в том, чтобы сократить издержки взимания налога и рационализировать систему сбора налогов.

Примечательно, что данные принципы, которые были сформулированы в XVIII в. до сих пор актуальны и стали основой для создания современной финансовой и налоговой политики государств. Однако, даже не смотря на высокий статус А. Смита, сформулированные им принципы налогообложения стали аксиомами прошло более сотни лет, а до момента их внедрения в финансовую политику государства, ещё немногим больше. Следует отметить, что только во второй половине XIX в., когда государство стало крепким и окончательно сформированным, принципы налогообложения смогли реализоваться в полной мере в налоговой системе.

В первую очередь, стоит сказать о том, что А. Смит в процессе формирования принципов налогообложения полагался на интересы налогоплательщика, а не государства. Уже в конце XIX в. немецкий экономист А. Вагнер добавил несколько положений. Разрабатывая систему принципов налогообложения, он взял за основу теорию коллективных потребностей, что позволило на первый план вынести ему финансовые потребности государства, без которых невозможно обеспечить коллективные потребности общества. Вагнером была создана система принципов налогообложения, которая затрагивала интересы налогоплательщиков и государства одновременно. Однако в приоритете было государство. Эта система имеет девять положений, которые поделены на четыре группы.

Первое место занимали финансовые принципы налогообложения. Они состояли в следующем:

  • Достаточность налогообложения.
  • Эластичность налогообложения.

Во вторую группу были включены народнохозяйственные принципы, она включала в себя:

  • Адекватно подобранный источник обложения.
  • Правильное соотношение различных налогов в системе, которая учитывает последствия и условия переложения.

Третья группа состояла из этических принципов:

  • Всеобщность обложения.
  • Равномерность обложения.

Четвёртая группа состояла из административно-технических принципов:

  • Определённость налогообложения.
  • Удобство уплаты налога.
  • Максимальное уменьшение издержек взимания.

А. Смит принцип справедливости определял к этической группе и по своему содержанию он соответствовал пятому и шестому принципам А. Вагнера. Ещё три принципа А Смит относит к организации и администрированию налогообложения, иначе говоря, они сопоставимы с принципами из третьей и четвёртой групп у А. Вагнера.

Отличие принципов налогообложения Вагнера и Смита

Ключевое отличие принципов А. Вагнера от принципов А. Смита заключается в том, что А. Вагнер относит первые два принципа к финансово-политическому блоку – достаточности и подвижности и определяет их ведущую роль выше принципа справедливости. Именно это кардинально отличает его от предыдущих исследователей.

Примечательно, что данная позиция сформировалась у А. Вагнера благодаря тому, что он сам являлся активным сторонником государственного вмешательства в экономику, считая, что общественно-хозяйственная система нужна людям в такой степени, что доставление для неё средств и их достаточность должны занимать приоритетное место в жизни общества. Однако он ни в коем случае не отвергал принцип справедливости, хотя и утверждал, что его воплощение должно происходить в той мере, в которой позволяют это сделать финансовые принципы.

Второй финансовый принцип – подвижность. Он заключается в использовании налога или целой системы, которая адаптируется к государственным нуждам. Иначе говоря, даёт возможность в весьма сжатые сроки увеличить или уменьшить налоговые доходы и таким образом облегчить налоговое бремя.

В качестве примера эластичного налога можно рассмотреть современный подоходный налог, который применяет прогрессивную шкалу налогообложения. Примером неэластичного налога являлся соляной налог, увеличение которого в России в XVIII в. стало причиной затяжных экономических последствий, в том числе и в социальной сфере.

Третий принцип налогообложения – надлежащий источник обложения – А. Вагнер интерпретировал так, что источником обложения должен быть доход, а также капитал.

Дискуссии по поводу третьего принципа налогообложения ведутся со времён А. Смита и по сей день.

А. Вагнер для объяснения данного принципа опирался на необходимость наименьшего стеснения народного хозяйства, а с другой стороны, хотел обеспечить лучшую реализацию социально-политических целей налога посредством обложения капитала, начиная с наследуемого.

Четвёртый принцип налогообложения А. Вагнером объясняется правильностью соотношения налогов. Он говорит о том, что налоговая система представляет собой систему совокупности налогов, что должна обеспечивать достаточное количество поступлений в бюджет при любых условиях.

Говоря о различия принципов, которые сформулированы А. Смитом и А. Вагнером, обязательно стоит сказать, что их различают между собой, в первую очередь два столетия.

В завершении необходимо ещё раз напомнить о том, что принципы налогообложения, которые были разработаны в XVIII-XIX вв. актуальны до сих пор в XXI в.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 00:27, реферат

Описание

В этой главе рассматриваются правила налогообложения, сформулированные А. Смитом. Приводится анализ принципов налогообложения, предложенных А. Вагнером. Подробно освещены основные направления современных принципов построения систем налогообложения. Раскрыты экономические принципы налогообложения. Одновременно характеризуются основные организационные принципы системы налогообложения. Также рассмотрены юридические принципы налогообложения.

Работа состоит из 1 файл

адам смит и вагнер.docx

Принципы А. Смита и Вагнера

В этой главе рассматриваются правила налогообложения, сформулированные А. Смитом. Приводится анализ принципов налогообложения, предложенных А. Вагнером. Подробно освещены основные направления современных принципов построения систем налогообложения. Раскрыты экономические принципы налогообложения. Одновременно характеризуются основные организационные принципы системы налогообложения. Также рассмотрены юридические принципы налогообложения.

Налоговые системы большинства стран складывались столетиями под воздействием различных экономических, политических и социальных условий. Поэтому вполне естественно, что налоговые системы разных стран отличаются друг от друга: по видам и структуре налогов, налоговым ставкам, способам взимания, фискальными полномочиями органов власти разного уровня, уровню, масштабам и количеству предоставляемых льгот и ряду других важнейших признаков. Вместе с тем для всех стран существуют общие принципы налогообложения, позволяющие создать достаточно оптимальные налоговые системы.

Потребность в выработке правил налогообложения появилась буквально с возникновением налогов и фактически с этого момента данная проблема стала привлекать внимание теоретиков финансовой науки. В этот период их мировоззрение строилось на индивидуалистических теориях государства и налогов, в соответствии с которыми государство должно было как можно меньше обременять налогоплательщика. Что касается интересов государства, то согласно указанным теориям налоги должны удовлетворять минимальные потребности казны.

Правила налогообложения А. Смита

В основу современной мировой налоговой системы положены принципы налогообложения, разработанные А. Смитом и дополненные А. Вагнером. Основоположник классической политической экономии шотландский экономист А. Смит в своем труде "Исследование о природе и причинах богатства народов", изданном в 1776 г. впервые сформулировал четыре основные правила налогообложения. Суть их состоит в следующем.

Правило равномерности гласит, что подданные всякого государства обязаны участвовать в поддержке правительства по возможности сообразно со своими средствами, т. е. соответственно тем доходам, которые получает каждый под покровительством правительства.

Это правило нередко в экономической теории называется также принципом справедливости, поскольку оно призывает ко всеобщности обложения и равномерности его распределения между всеми гражданами.

Суть правила определенности, или известности, состоит в том, что налог, который должен уплачивать каждый, должен быть точно определен, а не произволен. Время его уплаты, способ и размер налога должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому.

Правило удобства означает, что каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие удобны для плательщика. Это правило означает необходимость устранения формальностей и упрощение акта уплаты налогов.

Исходя из правила экономности каждый налог должен быть устроен так, чтобы он извлекал из кармана населения возможно меньше сверх того, что поступает в казну государства. Этот принцип налогообложения утверждает необходимость рационализации системы налогового администрирования и сокращения расходов на его осуществление. Действовавшая в XVIII в. откупная система приводила к тому, что в казну государства нередко поступало менее половины собранных с населения налогов1.

Справедливости ради необходимо отметить, что некоторые ученые еще ранее А. Смита сформулировали определенные положения, относящиеся к принципам налогообложения. Например, идеи о необходимости равномерности налогообложения, определенного удобства для налогоплательщика и возможно меньшего налогового гнета до А. Смита высказывали В.Р. Мирабо (1761), Ф. Юсти (1766), П. Верри (1771).

В частности, французский экономист В.Р. Мирабо считал, что налогообложение должно основываться непосредственно на самом источнике дохода, быть с ним в постоянном соотношении и не должно быть обременено издержками взимания.

Но именно А. Смит сумел не только четко и ясно сформулировать, но и научно обосновать указанные положения, чем заложил фундамент начало теоретической разработке принципиальных основ налогообложения.

Как видно из указанных принципов, они построены А. Смитом исходя из интересов одной стороны налоговых отношений - налогоплательщика. Поэтому сформулированные А. Смитом, принципы получили название "декларации прав плательщика".

Принципы налогообложения А. Вагнера

В отличие от А. Смита, считавшего налоги источником покрытия непроизводительных расходов государства, немецкий экономист А. Вагнер исходил из теории коллективных потребностей. В соответствии с этой теорией он дополнил принципы налогообложения, изложенные А. Смитом, новыми принципами, в основу которых положил интересы государства.

Предложенные принципы налогообложения А. Вагнер в конце XIX в. изложил в девяти основных правилах, которые он объединил в четыре группы.

1. Финансовые принципы:

эластичность, т. е. подвижность, налогообложения.

2. Экономико-хозяйственные принципы:

надлежащий выбор источника налогообложения (доход или капитал);

разумность построения системы налогов, считающейся с последствиями и условиями их предложения.

3. Этические принципы, или принципы справедливости:

4. Принципы налогового администрирования:

удобство уплаты налога;

максимальное уменьшение издержек взимания.

"Опыт теории налогов" Н.И. Тургенева

Подкрепление и определенное развитие принципов налогообложения А. Смита получили в труде российского ученого Н.И. Тургенева "Опыт теории налогов" (1818). Касаясь правила справедливости, он отмечал, что каждый налог имеет свои неудобства и поэтому при введении налогов следует избирать те из них, которые сопряжены с меньшими неудобствами. При этом Н.И. Тургенев указывал на необходимость установления умеренных налогов. Он в своем труде особо подчеркивает необходимость соблюдения принципа равного распределения налогов между всеми гражданами согласно их доходам. К числу важнейших принципов Н.И. Тургенев относит также такие принципы, как определенность налога, сокращение издержек, а также удобство взимания налогов. Существенным развитием теории налогообложения явилось высказывание Тургенева о целесообразности взимания налога не с самого капитала, а с дохода, причем чистого дохода, с тем чтобы не истощать источники государственных доходов.

Таким образом, в теории налогообложения была заложена основа системы принципов налогообложения, сочетающей в себе интересы как государства, так и налогоплательщиков.

Практическое применение вышеназванные принципы налогообложения получили лишь в начале XX в., когда после первой мировой войны в экономике многих стран назрели и стали осуществляться налоговые реформы.

Между тем, налоговая теория не ограничивается этими классическими принципами и правилами. По мере развития и совершенствования налоговых систем развивалась и финансовая наука, уточняя старые и выделяя новые принципы налогообложения.

Разработанные в XVIII-XIX вв. и уточненные в XX в. с учетом реалий экономической и финансовой теории и практики, принципы налогообложения в настоящее время сформированы в определенную систему.

Указанную систему принципов можно объединить в три направления налогообложения (рис. 8).

Рассмотрим более подробно экономические принципы налогообложения, которые схематично приведены на рис. 9.

Принцип равенства и справедливости

В первую очередь в ряду экономических принципов необходимо выделить принцип равенства и справедливости. Согласно этому принципу распределение налогового бремени должно быть равным и каждый налогоплательщик должен вносить справедливую долю в государственную казну. Все юридические и физические лица должны принимать материальное участие в финансировании потребностей государства соизмеримо доходам, получаемым ими под покровительством и при поддержке государства. Одновременно обложение налогами должно быть всеобщим и равномерно распределяться между налогоплательщиками.

Принцип равенства в вертикальном аспекте

При этом равенство и справедливость налогообложения должны быть обеспечены в вертикальном и горизонтальном аспектах. Исходя из принципа равенства и справедливости в вертикальном аспекте налоги должны взиматься в строгом соответствии с материальными возможностями конкретного налогоплательщика. Иначе говоря, с повышением дохода должна увеличиваться и налоговая ставка. Вместе с тем должны больше платить налогов и те налогоплательщики, которые получают больше от государства материальных или иных благ.

Принцип равенства в горизонтальном аспекте

Согласно принципу равенства и справедливости в горизонтальном аспекте, налогоплательщики, находящиеся в равном положении, должны рассматриваться налоговым законодательством одинаково, т.е. плательщики с одинаковыми доходами должны облагаться налогом по одинаковой ставке.

В мировой практике существует два подхода к реализации принципа равенства и справедливости.

Реализация принципа равенства: два подхода

Первый подход состоит в обеспечении выгоды налогоплательщика. Согласно этому подходу, уплачиваемые налоги соответствуют тем выгодам, которые налогоплательщик получает от услуг государства, т.е. налогоплательщику возвращается часть уплаченных налогов путем выплат из бюджета, различного рода компенсаций, трансфертов, финансирования образования, здравоохранения и других социальных затрат. Таким образом, в данном случае имеет место связь указанного подхода со структурой расходов бюджета.

Второй подход в реализации принципа равенства и справедливости состоит в способности налогоплательщика платить налоги. В данном случае этот подход не привязан к структуре расходов бюджета. Каждый платит свою долю в зависимости от платежеспособности.

В построении мировых налоговых систем эти два подхода, как правило, сочетаются, что обеспечивает наиболее благоприятные условия для реализации этого важнейшего принципа построения налоговой системы.

Наиболее наглядно иллюстрирует принцип равенства и справедливости так называемая "кривая Лоренца", представленная на рис. 10.

Абсолютно равномерное распределение доходов (полное равенство) представлено биссектрисой ОСА.

Эта прямая указывает на то, что любой данный процент семейных хозяйств получает соответствующий процент дохода: на 20% хозяйств приходится 20% доходов, на 40% хозяйств - 40% доходов и т. д. Область между линией, обозначающей полное равенство и кривой Лоренца (ОЕА) отражает степень неравенства доходов. Чем шире эта область, тем больше степень неравенства доходов. Треугольник, образованный биссектрисой и осями координат (ОВ и АВ), характеризует крайнюю степень неравенства. Если бы фактическое распределение доходов было абсолютно равным, кривая Лоренца и биссектриса совпали бы, и разрыв исчез. Анализ кривой Лоренца позволяет сделать заключение, что прогрессивные налоги уменьшают неравенство: они делают распределение доходов после вычета налогов более равномерным по сравнению с их распределением до вычета налогов. Отсюда можно сделать вывод, что прогрессивное налогообложение более справедливо, поскольку обеспечивает большее равенство плательщиков.

Принцип эффективности налогообложения

Среди экономических принципов налогообложения наиболее принципиальное значение имеет принцип эффективности, который фактически состоит из двух самостоятельных принципов, объединенных общей идеологией эффективности:

Финансовые принципы организации налогообложения Достаточность налогообложения Эластичность (подвижность) налогообложения
Народнохозяйственные принципы Надлежащий выбор источника налогообложения (в частности, решение вопроса - должен ли налог падать только на доход или капитал отдельного лица либо населения в целом) Правильная комбинация различных налогов в такую систему, которая бы считалась с последствиями и условиями их продолжения
Этические принципы (принципы справедливости) Всеобщность налогообложения Равномерность налогообложения
Административно-технические правила (принципы налогового управления) Определенность налогообложения Удобство уплаты налога Максимальное уменьшение издержек взимания

Принципы налогообложения на практике реализуются через методы налогообложениия. Под методом налогообложения понимается установление зависимости между величиной ставки налога и размером объекта налога. Разработаны 4 метода налогообложения: равный, пропорциональный, прогрессивный и регрессивный.

На протяжении всей истории человечества ни одно государство не смогло существовать без налогов. Налоговый опыт подсказал и главный принцип налогообложения: " Нельзя резать курицу, несущую золотые яйца т.е. как бы велики ни были потребности в финансовых средствах на покрытие мыслимых и немыслимых расходов, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности.

Для того, чтобы глубоко вникнуть в суть налоговых платежей, важно определить основные принципы налогообложения. Качества, с экономической точки зрения желательные в любой системе налогообложения, были сформулированы Адамом Смитом в форме четырех положений, ставшими классическими принципами, с которыми, как правило, соглашались последующие авторы. Они сводятся к следующему:

Подданные государства должны участвовать в покрытии расходов правительства, каждый по возможности, т.е. соразмерно доходу, которым он пользуется под охраной правительства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им ведет к так называемому равенству или неравенству обложения. Налог, который обязан уплачивать каждый, должен быть точно определен, а не произволен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому.

Каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика.

Каждый налог должен быть так устроен, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства. Принципы Адама Смита, благодаря их простоте и ясности, не требуют никаких иных разъяснений и иллюстраций, кроме тех, которые содержатся в них самих, они стали " аксиомами " налоговой политики.

Сегодня эти принципы расширены и дополнены в соответствии с духом нового времени.

Современные принципы налогообложения таковы:

Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т.е. уровня доходов. Налог с дохода должен быть прогрессивным. Принцип этот соблюдается далеко не всегда, некоторые налоги во многих странах рассчитываются пропорционально.

Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.

Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа.

Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.

Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям.

Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики.

Существует два основных вида налоговой системы: шедулярная и глобальная.

В шедулярной налоговой системе весь доход, получаемый налогоплательщиком, делится на части - шедулы. Каждая из этих частей облагается налогом особым образом. Для разных шедул могут быть установлены различные ставки, льготы и другие элементы налога, перечисленные выше.

В глобальной налоговой системе все доходы физических и юридических лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и упрощает планирование финансового результата для предпринимателей.

Читайте также: