Примеры возникновения двойного налогообложения у резидентов республики казахстан

Опубликовано: 11.05.2024

Российские компании все чаще сталкиваются с проблемой налогообложения дивидендов, получаемых от «дочки», находящейся в Казахстане. В чем проявляются трудности и каким образом дочерней компании снизить налоговое бремя, рассмотрим в статье.

Термин «дивиденды» означает доходы по акциям, учредительским паям, правам или сертификатам на участие в прибыли. Исключение составляют долговые требования. Если организация и инвестор являются резидентами России, то налогообложение дивидендов происходит в соответствии с российским законодательством. А в случае, когда инвестор — иностранец, российская фирма может столкнуться с некоторыми трудностями при налогообложении его доходов. Рассмотрим вопрос налогообложения дивидендов, получаемых от казахской компании, с точки зрения налогового законодательства и Конвенции между Россией и Казахстаном от 18 октября 1996 г. об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал.

Характеристика ТОО

Наиболее распространенная форма юридического лица в Казахстане — товарищество с ограниченной ответственностью (ТОО). Участники ТОО не отвечают по его обязательствам, но при этом они несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Как правило, доли всех участников в уставном капитале пропорциональны их доле в стоимости имущества. Однако в уставе может быть указан и иной порядок распределения долей (ст. 59 Гражданского кодекса Республики Казахстан — далее ГК РК). Чистая прибыль ТОО облагается корпоративным подоходным налогом (ст. 78 Налогового кодекса Республики Казахстан — далее НК РК), а с участников взимается подоходный налог, который удерживает источник выплаты (ст. 131 НК РК).

Упрощенная система регистрации делает ТОО наиболее привлекательными для ведения бизнеса в Казахстане. Чтобы зарегистрировать ТОО, не нужно дополнительно проводить регистрацию эмитированных акций и соблюдать требования, предъявляемые к размеру минимального акционерного капитала.

Порядок налогообложения дивидендов в Казахстане

Дочерняя компания, работающая в Казахстане, при расчете налогов должна руководствоваться кодексом РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет».

Дивидендами в ТОО признается часть чистого дохода, распределяемого между его участниками. Размер чистого дохода, который пойдет на выплату дивидендов, определяет общее собрание участников ТОО. Чистый доход или чистая прибыль ТОО — это разница между налогооблагаемым доходом и обязательством ТОО по корпоративному подоходному налогу. Корпоративный подоходный налог в Казахстане аналогичен налогу на прибыль организаций в России и составляет 30 процентов. Подлежащий налогообложению доход включает в себя все виды доходов, полученных ТОО в течение года, и определяется как разница между выручкой компании и налоговыми вычетами (расходами), предусмотренными НК РК. Как правило, на вычет можно относить все расходы, понесенные дочерней фирмой в ходе ее предпринимательской деятельности.

Дочерняя компания несет ответственность за своевременное и полное удержание налога и перечисление его в государственный бюджет.

В Казахстане для доходов в виде дивидендов применяется ставка в размере 15 процентов (ст. 180 НК РК). Отметим, что при расчете налога на дивиденды наряду с НК РК следует учитывать и соглашения об избежании двойного налогообложения. Согласно нормам НК РК, международные соглашения играют первоочередную роль при налогообложении доходов.

это важно

Уплаченный за границей налог может быть вычтен из сумм, подлежащих уплате в России, но его размер не должен превышать сумму российского налога, исчисленного с такого дохода.

Налогообложение в России дивидендов, полученных от казахской «дочки»

По действующему в России Налоговому кодексу дивиденды, полученные российской организацией за рубежом, учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Эти доходы учитываются в полном объеме с учетом расходов, произведенных как в России, так и за ее пределами (п. 1 ст. 311 НК РФ).

Если дивиденды выплачивает иностранная организация (в нашем случае — казахская), то они облагаются по ставке 9 процентов (подп. 2 п. 3 ст. 284 НК РФ).

Так как между Россией и Казахстаном заключена Конвенция от 18 октября 1996 г. об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал (ратифицирована Федеральным законом от 28 апреля 1997 г. № 74-ФЗ), ставка налога на дивиденды может быть снижена. А в некоторых случаях международные соглашения и вовсе освобождают дивиденды от налогообложения у источника выплаты. В нашем случае материнская компания может применить нормы соглашения, что даст ей возможность снизить ставку по подоходному налогу, удерживаемому у источника выплаты в Казахстане (п. 2 ст. 23 Конвенции). Вместе с тем уплаченный за границей налог может быть вычтен из сумм, подлежащих уплате в России (п. 3 ст. 311 НК РФ). В России зачет налога по доходам в виде дивидендов, уплаченных в иностранном государстве, предоставляется только в случае наличия международного соглашения об избежании двойного налогообложения. Для этого казахская сторона должна предоставить российской организации документы, подтверждающие уплату налога в Казахстане. Это могут быть контракты (договоры) на оказание услуг (выполнение работ) не на территории Российской Федерации, а также первичные документы, оформленные должным образом и подтверждающие место оказания услуг. При этом размер такого вычета не должен превышать сумму российского налога, исчисленного с такого дохода.

Пример

При выплате дивидендов российской компании в Казахстане будет удержан подоходный налог у источника выплаты по ставке 10 процентов. Сумма удержанного налога составит 100 000 руб. В России размер налога на прибыль составит 81 000 руб. [(1 000 000 - 100 000) × 9%]. Так как в Казахстане была уплачена сумма большая, чем та, которая подлежит уплате в России, налог платить не нужно.

С 1 января 2008 года компании, получающие дивиденды за рубежом, могут быть освобождены от уплаты налога на прибыль с полученных дивидендов полностью (ст. 284 НК РФ), но при соблюдении определенных условий:

  • материнская компания должна владеть не менее чем 50 процентами уставного капитала выплачивающей организации;
  • на день принятия решения о выплате дивидендов получатель в течение не менее 365 дней обязан непрерывно владеть на праве собственности правами участия (акциями, долями, депозитарными расписками);
  • стоимость приобретения данной 50-процентной доли превышает 500 млн рублей;
  • дочерняя компания не должна быть резидентом офшорной зоны, перечень которых утвержден приказом Минфина РФ от 13 ноября 2007 г. № 108н.

И. Кумаритов, финасовый менеджер ООО «БазэлЦемент»

Ответ Председателя Комитета государственных доходов МФ РК от 19 июня 2020 года на вопрос от 1 июня 2020 года № 620514 (dialog.egov.kz)

В ТОО имеются работники, являющиеся резидентами Китая. Работники выполняют свои функциональные обязанности в Китае дистанционно. Работодатель является резидентом РК. Работодатель не осуществляет деятельность в Китае, работник выполняет работу дистанционно в рамках деятельности Работодателя в Казахстане.

Согласно п.1 статьи 15 Соглашения между Правительством РК и Правительством КНР об избежании двойного налогообложения и предотвращения уклонения от налогообложения в отношении налогов на доход, ратифицированного Законом РК от 2 июня 2003 года № 421 (далее — Соглашение), …жалованье, заработная плата и другие подобные вознаграждения, полученные резидентом Договаривающегося Государства (Китая) в связи с работой по найму, облагаются налогом только в этом Государстве (в Китае), если только работа по найму не выполняется в другом Договаривающемся Государстве (РК).

Если работа по найму выполняется таким образом, такое вознаграждение, полученное в связи с этим, МОЖЕТ облагаться в этом другом Государстве». Согласно п.2 Соглашения, несмотря на положения пункта 1, вознаграждение, полученное резидентом Договаривающегося Государства (Китая) в связи с работой по найму, выполняемой в другом Договаривающемся Государстве (в РК), облагается налогом только в первом упомянутом Государстве (в Китае), если:

  1. a) получатель находится в другом Государстве (в РК) в течение периода или периодов, не превышающих в совокупности 183 дня в соответствующем календарном году; и
  2. b) вознаграждение выплачивается нанимателем или от имени нанимателя, который не является резидентом другого Государства (РК), и c) вознаграждение не выплачивается постоянным учреждением или постоянной базой, которые наниматель имеет в другом Государстве (в РК).

Исходя из смысла пункта 1 Соглашения, жалованье, заработная плата и другие подобные вознаграждения, полученные резидентом Китая в связи с работой по найму, выполняемой в РК могут облагаться в РК».

Просим Вас разъяснить, как следует понимать слова: «МОЖЕТ облагаться в этом другом Государстве»? В каком порядке, при каких обстоятельствах осуществляется налогообложение полученных вознаграждений в РК, именно в обязательном порядке? В случае осуществления трудовой деятельности работниками ТОО РК — резидентами Китая дистанционно, на территории Китая в течение периода, в совокупности не превышающего 183 дня в соответствующем календарном году, и заработная плата выплачивается работодателем — резидентом РК, имеющим постоянный офис в РК, осуществляющим деятельность только в РК, то

1) каким образом будет осуществляться налогообложение, на территории РК или Китая?

2) какие именно возникнут налоговые обязательства у Работодателя — ТОО РК. Какие необходимо осуществлять налоги и отчисления с зарплаты данных работников?

3) Если налогообложение должно быть осуществлено в Китае, то лично работниками или от ТОО и каким образом?

Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан (далее — КГД МФ РК) рассмотрев Ваш вопрос, поступивший на блог Председателя КГД МФ РК, сообщает следующее.

В рассматриваемом случае не ясны предмет и условия договора, которые влекут возникновение налогового обязательства, что является существенным для определения порядка налогообложения.

При этом, возникновение того или иного юридического факта зависит от условий гражданско-правовых сделок, финансовых взаимоотношений между участниками сделок.

Вместе с тем, представляем общеустановленный порядок налогообложения по интересующим Вас вопросам.

В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (далее — Налоговый кодекс), если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в Налоговом кодексе, применяются правила указанного договора.

Согласно пункту 1 статьи 15 Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Китайской Народной Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доход (далее — Соглашение) с учетом положений статей 16, 18, 19 и 20 и 21 жалованье, заработная плата и другие подобные вознаграждения, полученные резидентом Договаривающегося Государства в связи с работой по найму, облагаются налогом только в этом Государстве, если только работа по найму не выполняется в другом Договаривающемся Государстве.

Если работа по найму выполняется таким образом, такое вознаграждение, полученное, в связи с этим, может облагаться в этом другом Государстве.

В соответствии с пунктом 1 Комментарий к статье 15 «Зависимые личные услуги» Модели Конвенции по налогам на доход и капитал, доход, получаемый от работы по найму (за исключением пенсий) облагается налогом в том Государстве, где фактически и выполняется работа по найму. Работа по найму выполняется в том месте, где работник присутствует физически и ведет какую-либо деятельность, за которую ему платит работодатель.

В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Соглашения несмотря на положения пункта 1, вознаграждение, получаемое резидентом Договаривающегося Государства в связи с работой по найму, выполняемой в другом Договаривающемся Государстве, облагается налогом только в первом упомянутом Государстве, если:

а) получатель пребывает в другом Государстве в течение периода или периодов, не превышающих в совокупности 183 дня в соответствующем календарном году; и

  1. b) вознаграждение выплачивается нанимателем или от имени нанимателя, который не является резидентом другого Государства, и с) вознаграждение не выплачивается постоянным учреждением или постоянной базой, которые наниматель имеет в другом Государстве. обложению индивидуальным походным налогом в Республике Казахстан.

Из вашего обращения следует, что работники ТОО выполняют свои функциональные обязанности и физически находятся в Китае, из чего следует, что в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 15 Соглашения доходы таких работников подлежат налогообложению подоходным налогом в Китайской Народной Республике.

Согласно пункта 1 статьи 138 Трудовой кодекс Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года № 414-V, дистанционная работа является особой формой осуществления трудового процесса вне места расположения работодателя с применением в процессе работы информационно-коммуникационных технологий.

В соответствии с подпунктом 20) пункта 1 статьи 644 Налогового кодекса, доходы физического лица-нерезидента от деятельности в Республике Казахстан по трудовому договору (соглашению, контракту), заключенному с резидентом или нерезидентом, являющимися работодателями признаются доходами нерезидента из источников в Республике Казахстан.

Согласно пункта 3 статьи 655 Налогового кодекса исчисление индивидуального подоходного налога по доходам, подлежащим налогообложению у источника выплаты, с учетом положений, предусмотренных пунктом 2 статьи 319 Налогового кодекса, производится налоговым агентом без осуществления налоговых вычетов путем применения ставки, установленной пунктом 1 статьи 320 Налогового кодекса, к сумме следующих доходов физического лица-нерезидента, включая доходы, определенные пунктом 1 статьи 322 Налогового кодекса:

от деятельности в Республике Казахстан по трудовому договору (соглашению, контракту), заключенному с резидентом или нерезидентом, являющимися работодателями;

от деятельности в Республике Казахстан в виде материальной выгоды, полученной от работодателя;

гонорары руководителя и (или) иные выплаты членам органа управления (совета директоров или иного органа), получаемые указанными лицами в связи с выполнением возложенных на них управленческих обязанностей в отношении резидента, независимо от места фактического выполнения таких обязанностей;

надбавки, выплачиваемые ему в связи с проживанием в Республике Казахстан резидентом или нерезидентом, являющимися работодателями;

пенсионные выплаты, осуществляемые накопительным пенсионным фондом-резидентом.

Пунктами 4 и 5 статьи 655 Налогового кодекса определено, что исчисление и удержание индивидуального подоходного налога по доходам, подлежащим налогообложению у источника выплаты, производятся налоговым агентом не позднее дня выплаты доходов физическому лицу-нерезиденту, за исключением случая, указанного в пункте 7 данной статьи.

Индивидуальный подоходный налог у источника выплаты удерживается налоговым агентом независимо от формы и места осуществления выплаты дохода физическому лицу-нерезиденту.

Перечисление индивидуального подоходного налога с доходов физического лица-нерезидента, подлежащих налогообложению у источника выплаты, в бюджет производится налоговым агентом по месту нахождения до 25 числа месяца, следующего за месяцем, в котором налог подлежит удержанию.

Таким образом, доходы физического лица-нерезидента от деятельности в Республике Казахстан по трудовому договору (соглашению, контракту), заключенному с резидентом или нерезидентом, являющимися работодателями, подлежат налогообложению по ставке 10 процентов.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1 статьи 482 Налогового кодекса плательщиками социального налога являются:

1) индивидуальные предприниматели;

2) лица, занимающиеся частной практикой;

3)юридические лица-резиденты Республики Казахстан, если иное не установлено пунктом 3 данной статьи;

4) юридические лица-нерезиденты, осуществляющие деятельность в Республике Казахстан через постоянные учреждения;

5) юридические лица-нерезиденты, осуществляющие деятельность через структурное подразделение, которое не приводит к образованию постоянного учреждения.

Согласно пункту 2 статьи 484 Налогового кодекса объектом налогообложения для плательщиков, указанных в подпунктах 3), 4) и 5) пункта 1 статьи 482 Налогового кодекса, являются расходы:

1) работодателя по доходам работника, указанным в пункте 1 статьи 322 Налогового кодекса (в том числе расходы работодателя, указанные в подпунктах 20), 23) и 24) пункта 1 статьи 644 Налогового кодекса);

2) налогового агента по доходам иностранного персонала, указанного в пункте 7 статьи 220 Налогового кодекса.

Подпунктами 20), 23) и 24) пункта 1 статьи 644 Налогового кодекса доходами нерезидента из источников в Республике Казахстан признаются доходы, в том числе: доход физического лица-нерезидента от деятельности в Республике Казахстан по трудовому договору (соглашению, контракту), заключенному с резидентом или нерезидентом, являющимися работодателями; надбавки физическому лицу-нерезиденту, выплачиваемые ему в связи с проживанием в Республике Казахстан резидентом или нерезидентом, являющимися работодателями; доход физического лица-нерезидента от деятельности в Республике Казахстан в виде материальной выгоды, полученной от работодателя.

При этом из подпункта 25) пункта 1 статьи 1 Налогового кодекса следует, что работник:

физическое лицо, состоящее в трудовых отношениях с работодателем и непосредственно выполняющее работу по трудовому договору (контракту);

член совета директоров или иного органа управления налогоплательщика, не являющегося высшим органом управления, за исключением государственных служащих;

иностранец или лицо без гражданства, предоставленные для работы по контракту на предоставление персонала нерезидентом, деятельность которого не образует постоянного учреждения в соответствии с положениями пункта 7 статьи 220 Налогового кодекса, резиденту или иному нерезиденту, осуществляющему деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение.

На основании изложенного, учитывая, что для целей налогообложения физические лица-нерезиденты признаются работниками, соответственно, выплаты, получаемые указанными лицами в связи с выполнением возложенных на них функциональных обязанностей, признаются доходом физического лица-нерезидента и являются объектом обложения социальным налогом по ставке 9,5 процентов.

Вы писали несколько статей про налоги с иностранных дивидендов, налоги для нерезидентов и прочее. Я внимательно прочитал налоговые соглашения об избежании двойного налогообложения и другие документы, и у меня возник такой вопрос: может ли человек — налоговый нерезидент России применять налоговое соглашение с другой страной, в которой он тоже не считается налоговым резидентом?

Вот конкретный пример.

Петя уехал учиться в США по визе F-1 . Для студентов с этой визой в налоговом законодательстве США предусмотрено исключение, по которому они не будут считаться налоговыми резидентами США первые 5 лет. Для этого надо подать форму 8843. Будем считать, что Петя не забывает подавать ее вовремя.

Петя — финансово грамотный студент, так что у него есть акции американских компаний, с которых он получает дивиденды. По идее, он должен платить налог 30% в США, но он ссылается на статью 10 соглашения между РФ и США об избежании двойного налогообложения и платит только 10%. Пока Петя жил в России, он доплачивал государству 3%, но поскольку теперь он находится в США уже свыше 183 дней, то в РФ он больше не налоговый резидент, так что в России с этих дивидендов он теперь не платит вообще ничего.

Среди моих знакомых есть два лагеря: большой и маленький.

Маленький лагерь считает так: в статье 4 соглашения есть определение резидента с точки зрения соглашения. Там написано, что резидентом России считается человек, который по какой-то причине должен платить в ней налоги. Но если он должен платить налоги только с дохода, полученного в России, то тогда он не резидент.

Петя — налоговый нерезидент в России согласно налоговому кодексу, так что он должен платить налоги в РФ только с российских доходов, а значит, он подпадает под исключение и не будет резидентом России по определению из соглашения. Резидентом США он не является по той же причине, так что соглашение вообще никаким образом к нему не применяется. Соответственно, в США он должен платить большие налоги только с доходов из США, а в России — тоже большие налоги, но только с доходов из РФ.

Большой лагерь думает так: в статье 4 соглашения написано, что налоговым резидентом России признается человек, который должен платить в РФ налоги по какой-то причине, но только если неверно, что единственная причина налогов — это доход из России.

Петя — гражданин России. И вообще у него тут семья, центр жизненных интересов и место постоянного проживания — собственная квартира, а в США он арендует. Так что у него много причин платить налоги в России. А налоговый кодекс тут вообще ни при чем, потому что соглашение имеет над ним приоритет. Поэтому он резидент России по определению из соглашения, а значит, все делает правильно и с чистой совестью указывает в форме W-8BEN свой российский адрес, российский ИНН и ссылается на статью 10 соглашения. А если бы он так не делал, то ему пришлось бы платить большие налоги или там, или там, но не одновременно: как-то это несправедливо.

На последнее возражение маленький лагерь отвечает, что эти соглашения созданы, чтобы избегать двойного, а не большого налогообложения.

Я почему-то не нашел обсуждения этого, как мне кажется, довольно тонкого момента нигде в интернете. Помогите, пожалуйста, — рассудите спорщиков!

Спасибо за интересный вопрос! Если коротко, то маленький лагерь прав. Соглашение об избежании двойного налогообложения к Пете не применяется, поскольку в его случае угрозы двойного налогообложения нет. Разберемся подробнее.


Какие цели преследуют государства, избегая двойного налогообложения

Каждое государство самостоятельно создает свою налоговую систему. Несогласованность систем разных стран может приводить к тому, что с полученного дохода один и тот же налог приходится заплатить дважды. Это препятствует росту инвестиционных потоков между государствами, международной торговле и передаче технологий. В условиях глобализации двойное налогообложение признается злом, с которым принято бороться.

Введение к типовой конвенции ООН об избежании двойного налогообложенияPDF, 2,9 МБ

Когда одно государство заключает соглашение об избежании двойного налогообложения с другим государством, оно в первую очередь руководствуется не интересами отдельных граждан, а пользой для экономики.

Россия заключила двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения с более чем 80 странами, в том числе с США. Для удобства я буду называть договор между РФ и США соглашением, как и вы в своем вопросе.

Сразу оговорюсь, что при толковании международного договора учитывается не только обычное значение терминов в их контексте, но и цели договора.

Государственное регулирование в любой стране основывается на таких инструментах воздействия, как государственные заказы, предпринимательстве, кредитно-денежная регулирование и бюджетно-налоговое воздействие на экономику. При этом, возводя налоговую политику в ранг национального регулирования, государство с ее помощью смягчает циклические колебания в экономическом развитии, ведет борьбу с инфляцией, развивает производственную и социальную структуру. Следовательно, среди экономических инструментов государственного регулирования важное значение имеет налоговая система.

Одна из предпосылок нормального функционирования системы налогообложения - стабильность налогового законодательства. В этом заинтересованы и налогоплательщики и налоговики. Но положение не меняется. По-прежнему налоговое законодательство периодически пересматривается в связи с разработкой смежных законодательных актов, вносят разные поправки, дополнения, корректировки.

Создание правового и независимого государства требует структурной перестройки экономики и формирования нормативно-правовой базы, регулирующей финансовые правоотношения. Обязательным условием эффективного функционирования финансовой системы является государственный налоговый контроль. Налоговый контроль присущ любому государству, именно он создает условия для выполнения налогами в полном объеме своей фискальной функции - формирование денежных ресурсов государства [1].

По оценкам различных международных организаций, налоговое законодательство Республики Казахстан является лучшим среди стран СНГ. У нас есть единый Налоговый Кодекс, электронная налоговая отчетность, да и сами ставки налогов небольшие: НДС =12%, КПН =20%, социальный налог 11%, социальные отчисления 5%, ИПН =10% от дохода, обязательные пенсионные взносы 10%.

Проблемы, естественно, тоже имеются - одни недовольны размером штрафных санкций за неуплату налогов, другие сложностью формулировок законодательных актов по вопросам налогообложения, из - за чего происходят ошибки в ходе уплаты и начисления налогов. Предприниматели, в свою очередь ратуют за снижение корпоративного налога и НДС, просят сократить налоговые режимы. Работа по совершенствованию налоговой системы ведется регулярно, изменения происходят каждый год. Вот и сейчас в правительстве и парламенте Казахстана идет обсуждение новых поправок в некоторые законодательные акты по вопросам налогообложения, которые предполагают увеличение ставки налога на имущество и дорогостоящую недвижимость. Законопроект содержит также поправки, ограничивающие внешние заимствования и применения специального налогового режима.

На днях в Атырау прошел семинар, организованный Международным центром по налогам и инвестициям в Республике Казахстан. Основная тема мероприятия была посвящена вопросам международного налогообложения.[2]

Существенным фактором оценки инвестиционного климата любой страны, безусловно, является наличие достаточных гарантий защиты интересов инвесторов – как с точки зрения норм национального законодательства, так и признания и исполнения в данной стране норм международных соглашений. Иностранные инвесторы (а это справедливо как для иностранных лиц в Казахстане, так и для казахстанских за рубежом) должны быть уверены в том, что в определенных случаях они могут рассчитывать на дополнительную защиту посредством надлежащего применения к ним норм международных соглашений. Принимая во внимание, что в казахстанской практике наблюдается устойчивая тенденция к росту споров в сфере налогообложения, подпадающих под действие Конвенций об избежание двойного налогообложения с участием Республики Казахстан.

В рамках казахстанской практики действует инструкция о порядке применения Конвенций (Соглашений) об избежании двойного налогообложения и предотвращении от уплаты налогов на доход и капитал (имущество), заключенных Республикой Казахстан с иностранными государствами. Она была разработана с целью разъяснения только общих принципов применения налоговых конвенций, и в ней совершенно определенно предусмотрено, что в каждом конкретном случае в первую очередь следует руководствоваться положениями соответствующей налоговой конвенции. Однако на практике при разрешении споров, подпадающих под действие той или иной налоговой конвенции, налоговые органы и суды достаточно часто ограничиваются применением только указанной Инструкции и норм специальных положений по международным договорам главы 31 Кодекса РК "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс). Либо, что также встречается часто, интерпретируют положения налоговых конвенций с точки зрения норм национального права. Такие нарушения, по существу, противоречат как целям самой налоговой конвенции, так и принципу содействия договаривающимся государствам сохранить баланс интересов налогоплательщика и самих государств.

Казахстан и ряд других стран устраняет двойное налогообложение. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в 2010 году подписал закон «О ратификации конвенции между правительством Республики Казахстан и правительством Республики Армения об избежании двойного налогообложения и предотвращения уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и на имущество и протокола к нему».

Данная конвенция была разработана с целью устранения двойного налогообложения. Согласно ей, каждое из государств будет обеспечивать уплату налогов налогоплательщиком один раз в одном из государств. Другое государство в свою очередь будет принимать в зачет уплату.

Казахстан также заключил данную конценцию с рядом других стран: Великобритания, Канада, США, Испания и другие. На данный момент действуют 45 конвенций об избежании двойного налогообложения (КИДН) между Казахстаном и другими государствами.

Исходя из вышесказанного можно полагать, что будет правильным прежде всего указать на прямое действие положений конвенций, что имеет большое практическое значение для надлежащего налогообложения [3].

В налоговых конвенциях отсутствует положение о необходимости издания дополнительных нормативных правовых актов для их применения. Следовательно, данные соглашения должны исполняться непосредственно, т.е. прямо, без посредства национального законодательства, регулирующего аналогичные налоговые отношения.

Вместе с тем, на практике возникает множество проблем с применением этих конвенций, что объясняется недостаточной определенностью большинства их положений. Неопределенность конвенций, в свою очередь, порождает или даже вынуждает государство включить в Налоговый кодекс РК Специальные положения по международным договорам (глава 31, ст.ст. 193-204), издать подзаконные акты, постоянно давать индивидуальные расширительные разъяснения налогоплательщикам [4].

Конвенции применяются в основном к налогам на доходы юридических лиц, налогам на доходы физических лиц и налогам на имущество. В некоторых случаях встречаются конвенции, которые применяются к земельному налогу и так далее. При этом к косвенным налогам (НДС, акциз) конвенции не применяются.

Иностранные инвестиции или операции иностранных компаний могут определенно серьезно пострадать, если существует риск двойного налогообложения дохода от таких инвестиций. Благоприятный бизнес-климат, в том числе, конвенции об избежании двойного налогообложения, привлекают приток иностранных инвестиций в Казахстан.
Ввиду увеличения объема торговли и инвестиций иностранных компаний в Казахстане, возможность возникновения международных налоговых споров повышается. Если их оставить нерешенными, такие споры могут привести к возникновению двойного налогообложения, а также соответствующего препятствия для международной торговли и важного иностранного бизнеса в Казахстане.

На вопрос о том, насколько качественно конвенции защищают юридические и физические лица, ответить однозначно невозможно. Все зависит от профессионализма бухгалтеров и юристов как компании – резидента РК, так и нерезидента. Так как вопрос, можно применить конвенцию или нет, зависит от некоторых юридических аспектов: необходимость представления документа, подтверждающего резидентство, необходимость определения того, образовал ли иностранный предприниматель постоянное учреждение в РК или нет и т. д.

Органы налоговой службы постоянно совершенствуют свою деятельность, согласно новым международным соглашениям, а также Налоговому кодексу РК. На основании опыта других конкурентоспособных стран проводят мероприятия по реализации новых программ.

Сама сущность конвенции направлена на избежание такого явления, как двойное налогообложение. Поэтому сложно говорить о каких-либо минусах конвенции. Конвенции предоставляют возможность договаривающимся государствам предусматривать в своем законодательстве особые условия по способу, порядку применения конвенций. Вследствие этого появляются административно- бюрократичесикие барьеры при применения конвенций.

Основная цель конвенций об избежании двойного налогообложения – способствовать международной торговле и инвестированию путем уменьшения налоговых барьеров, препятствующих свободному международному обмену товарами и услугами. Облегчение налогового бремени стимулирует развитие торговли и инвестирования.

КОМПРОМИСС

На деле должен применяться особый порядок, устраняющий двойное налогообложение . Доходы российской организации – нерезидента, полученные от источников в Казахстане, полностью или частично освобождаются от подоходного налога. Налоговый агент (казахстанская организация) в момент выплаты или при отнесении дохода на вычеты вправе не начислять налог или применить пониженную ставку, предусмотренную международным договором. При этом нерезидент должен быть окончательным получателем дохода и резидентом страны, с которой заключен международный договор. Такие условия предусмотрены в статье 212 НК РК.

Российской организации придется предоставить налоговому агенту документ, подтверждающий резидентство в РФ. Последний должен соответствовать требованиям пункта 4 статьи 219 НК РК.

Если условия статьи 212 НК РК не выполняются, налоговый агент обязан в момент выплаты дохода нерезиденту удержать подоходный налог и перечислить его в бюджет или на условный банковский вклад, открытый на нерезидента (ст.216 НК РК).

КАК ИЗБЕЖАТЬ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Как показывает практика, безопаснее всего для казахстанских организаций удержать подоходный налог при выплате доходов российским компаниями и перечислить его в государственный республиканский бюджет. Однако такой подход не соответствует положениям Конвенции. Ведь, как было указано выше, международный договор предполагает, что доходы, полученные российской организацией в Казахстане, подлежат налогообложению только в РФ.

Следует отметить, что удержание казахстанской организацией корпоративного подоходного налога не освобождает российскую компанию от обязанности обложить доходы налогом на прибыль в РФ.

Перспектива заплатить налог с доходов от одной и той же операции дважды вряд ли порадует российскую организацию. У нее есть два выхода из сложившейся ситуации.

Способ первый

Российская организация может вернуть удержанный налог, обратившись в казахстанские налоговые органы с заявлением о возврате налога. Нужно также подать дополнительные формы к нему с приложением копий:

– контракты (договоры, соглашения) на выполнение работ (оказание услуг) или на иные цели;

– учредительные документы (в них должны быть указаны учредители (участники) юридического лица – нерезидента);

– акты выполненных работ или иных документов, подтверждающих факт и сроки выполнения нерезидентом различных видов работ;

– счет, платежный документ, подтверждающий суммы выплаченных доходов и суммы уплаченных налогов;

– документ, подтверждающий резидентство налогоплательщика-нерезидента, заверенный компетентным или уполномоченным органом РФ (так называемый сертификат резидентства).

Недостаток этого способа в том, что он требует подготовки большого объема документации. Поэтому организации редко используют этот вариант.

Способ второй

Есть возможность зачесть сумму корпоративного подоходного налога, удержанного в Казахстане, при уплате налога на прибыль в РФ. Такой зачет действительно предусмотрен Конвенцией, а также нормами НК РФ. Однако использовать этот способ рискованно. Объясним, почему.

Согласно статье 23 Конвенции двойное налогообложение в России устраняется следующим образом: если резидент России получает доход или владеет капиталом в Казахстане, которые в соответствии с Конвенцией могут облагаться налогом в этой республике, сумма налога, уплачиваемая в Казахстане, может быть вычтена из налога, взимаемого с этого резидента в России. Такой вычет, однако, не будет превышать российского налога, исчисленного с такого дохода или капитала в России.

Зачет производится при условии, что организация представит документ, подтверждающий уплату налога за пределами России. А если налоги удержаны в соответствии с законодательством иностранных государств или международным договором налоговым агентом, то понадобится подтверждение от него (ст.311 НК РФ). В качестве такого подтверждения может выступать письмо от налогового агента, подписанное уполномоченным лицом. К нему должно прилагаться платежное поручение о перечислении соответствующей суммы в качестве налога (письмо Минфина от 16 июня 2010 г. N 03-08-05).

МИНФИН ЗА ЗАЧЕТ, А ФНС – ПРОТИВ

Возможность зачесть сумму налога на прибыль, удержанного с доходов российской организации в Казахстане в соответствии с законодательством этого иностранного государства, подтверждается «нашим» Минфином в письмах от 24 мая 2011 г. N 03-03-06/1/304, от 31 декабря 2009 г. N 03-08-05, от 17 декабря 2009 г. N 03-08-05.

В то же время, по мнению налоговиков, зачет не может быть произведен, если у организации нет постоянного представительства на территории республики. Ведь при таких обстоятельствах доходы в соответствии с Конвенцией вообще не должны были облагаться налогом в Казахстане (письмо УФНС по г. Москве от 25 ноября 2004 г. N 26-12/76619). По мнению налоговиков, у организации есть только один выход – обратиться за возвратом в соответствующий налоговый орган Республики Казахстан.

В единственном судебном решении по данному вопросу арбитры принимают сторону налоговиков. В нем говорится, что если казахстанская организация необоснованно удержала сумму налога, то российская компания не может воспользоваться правом зачета в соответствии с пунктом 3 статьи 311 НК РФ, поскольку такой порядок налогообложения не соответствует положениям Конвенции (постановление ФАС Московского округа от 27.07.2005, 20.07.2005 N КА-А41/6603-05).

Таким образом, вопрос, можно ли зачесть налог, удержанный казахстанскими предприятиями, при налогообложении дохода, на сегодняшний день является спорным. И все же, по располагаемой нами информации, налоговые органы на местах не препятствуют такому зачету.

Российская организация осуществляет пуско-наладочные работы системы измерения количества и показателей качества нефти на территории Казахстана. Указанные работы были выполнены в течение трех месяцев. Стоимость работ составляет $40 000. В бухгалтерской отчетности данная сделка будет отражена следующим образом:

Дебет 62 Кредит 90

– $40 000– отражена выручка от реализации на общую стоимость договора;

Дебет 51 Кредит 62

– $32 000 (40 000 – 8000) – перечислена разница между стоимостью договора и суммой удержанного КПН;

Дебет 68 Кредит 62

– $8000 – произведен зачет на сумму удержанного КПН;

Дебет 99 Кредит 68

– условно $5000 – отражена сумма начисленного налога на прибыль по указанной сделке;

Дебет 99 Кредит 68

– $3000 (8000 – 5000) – отражена разница между суммой КПН и суммой налога на прибыль. Эта разница не учитывается при налогообложении прибыли.

Остались вопросы? Налоговые консультанты компании "Аудэкс" найдут решение проблемы с выгодой для вас.

Читайте также: