Применяются методы налогового планирования учетной политики микробалансов контрольных мероприятий

Опубликовано: 14.05.2024

Налоговое планирование – систематический анализ различных налоговых альтернатив, направленный на оптимизацию налоговых обязательств в текущем и будущих периодах, представляющий собой ряд мероприятий, направленных на уменьшение налоговых выплат, которые в первую очередь состоят в структурировании бизнеса. В отличие от уклонения от уплаты налогов, налоговое планирование – абсолютно законное средство сохранения заработанных средств.

Задача налогового планирования – организация системы налогообложения для достижения максимального финансового результата при минимальных затратах. Комплексное налоговое планирование – часть финансового планирования в организации.

Основные функции налогового планирования. Налоговое планирование включает:

? планирование непосредственно (определение налоговой стратегии; выбор системы налогообложения; формирование налогового поля; разработка налогового бюджета и согласование его с генеральным бюджетом организации);

? координирование (координация фактических и операционных систем; решение налоговых проблем; организация налогового учета; планирование контрактных схем по типовым, крупным, долгосрочным контрактам);

? контроль (мониторинг нормативных документов; формирование операционной структуры для снижения налогов; составление налогового календаря; контроль правильности расчетов, оформления документов и регистров).

Организация налогового планирования заключается:

? в предварительном анализе финансово-хозяйственной деятельности организации;

? исследовании действующего законодательства, исследовании и анализе налоговых проблем организации-налогоплательщика для выявления наиболее перспективных направлений налогового планирования;

? изучении схем оптимизации налогообложения партнеров и конкурентов в конкретных видах деятельности;

? применении наиболее выгодных способов налогообложения организации.

Оптимизация налогообложения организации, разработка отдельных схем минимизации налогов применительно к конкретному виду деятельности или определенной организационно-правовой форме позволит сократить налоговые платежи.

Основные методы оптимизации налогообложения организации таковы.

Метод замены отношений заключается в том, что организация при юридическом оформлении хозяйственных отношений со своими контрагентами выбирает гражданско-правовую норму, исходя не только из принципов оформления таких норм и юридической техники, но и с учетом налоговых последствий применения этих норм. Иными словами, происходит замена одних хозяйственных правоотношений, налогообложение результатов которых происходит по повышенным ставкам, на другие, близкие и однородные, имеющие льготный режим налогообложения. При этом экономическая сущность хозяйственной операции остается неизменной.

Метод разделения отношений, как и метод замены, также основывается на принципе диспозитивности в гражданском праве, только в данном случае происходит не замена одних хозяйственных отношений на другие, а разделение одного сложного отношения на ряд простых хозяйственных операций, хотя первое может функционировать и самостоятельно.

Метод оптимизации учетной политики заключается в отражении в приказе об учетной политике организации-налогоплательщика законодательно установленных возможных вариантов закрепления хозяйственных операций в бухгалтерском учете, наиболее предпочтительных с точки зрения минимизации налоговых платежей.

Использование метода применения законодательно установленных льгот и преференций для различных отраслей народного хозяйства и групп налогоплательщиков связано с особыми режимами налогообложения для отдельных отраслей народного хозяйства, наиболее нуждающихся в государственной поддержке групп налогоплательщиков, территорий, предприятий, участвующих в решении болезненных социальных вопросов, экспортно-ориентированных организаций и др. Все эти льготы предусмотрены законодательными актами Российской Федерации, а в исключительных случаях – указами Президента Российской Федерации.

Метод смены юрисдикции сбытового управления или центра принятия управленческих решений организации в виде учреждения самостоятельного юридического лица либо перенос самих производственных мощностей в зону льготного режима налогообложения базируется на принципе налогового федерализма, основывающегося на исключительном праве субъектов Российской Федерации самостоятельно и по своему разумению устанавливать ставки региональных и местных налогов и льготных режимов налогообложения определенных территорий страны.

Метод отсрочки налогового платежа основывается на том обстоятельстве, что срок уплаты большинства налогов тесно связан с моментом возникновения объекта налогообложения и календарным периодом (месяц, квартал, год).

Метод прямого сокращения объекта налогообложения преследует цель избавиться от ряда налогооблагаемых операций или облагаемого имущества и при этом не оказать негативного влияния на хозяйственную деятельность организации.

Метод делегирования налоговой ответственности организации-сателлиту заключается в передаче ответственности за уплату основных налоговых платежей специально созданной организации, деятельность которой призвана уменьшить фискальное давление на материнскую компанию всеми возможными способами вплоть до криминальных. Этот способ минимизации налоговых отчислений наиболее часто используется в снабженческо-сбытовой деятельности.

Наиболее эффективным считается такое сочетание методов налоговой оптимизации, которое позволяет организации достичь поставленных целей в наиболее короткий промежуток времени с наименьшими затратами.

Методы налогового планирования более разнообразны. Для выведения оптимального сочетания и использования налоговых схем применяются ситуационный, численные балансовые методы и метод определения финансовых потоков организации в двухкоординатной системе налогообложения.

Метод ситуационного налогового планирования – наиболее прост и доступен. Суть его заключается в следующем. Руководство организации на основе учредительных документов в соответствии с НК РФ и статистическими нормативами определяет спектр основных налогов, которые надлежит уплачивать организации, уточняет ставки и льготы. Формируется так называемое налоговое поле организации. Далее подбираются типичные хозяйственные операции, в которых организация участвует, учитывая специфику вида деятельности и сложность производственного процесса.

Затем образуется система договорных отношений с учетом сформированного налогового поля. После этого разрабатываются различные ситуации с учетом уже выполненных налоговых, договорных и хозяйственных наработок, охватывающих самые разнообразные стороны экономической жизни, реализуемые в нескольких сравнительных вариантах. На основе всестороннего исследования ситуаций выбираются оптимальные варианты. При анализе различных ситуаций целесообразно сопоставлять полученные финансовые результаты с возможными потерями, обусловленными штрафными и другими санкциями, и определять размеры налоговых рисков.

К численным балансовым методам относятся методы микробалансов и графоаналитических зависимостей, а также матричнобалансовый и статистический балансовый методы.

Метод микробалансов состоит в следующем. Чтобы оценить тот или иной вариант экономической деятельности организации в разных условиях хозяйствования, выделяются крупные блоки хозяйственных операций, включающие главные отличия. Эти блоки оформляются в виде бухгалтерских проводок, для каждого из них выполняются расчеты балансов. Сравнение полученных микробалансов позволит выбрать более выгодный вариант.

Таким образом, исследование с помощью микробалансов основывается на выделении из всей совокупности хозяйственных операций одного определяющего блока и на рассмотрении его как самостоятельного журнала хозяйственных операций с оформлением нескольких вариантов проводок и с составлением нескольких вариантов микробалансов. Их анализ позволит выбрать наиболее экономичный. Если в блок хозяйственных операций включаются все необходимые налоговые платежи, то микробалансы позволяют также определить вариант с минимальным уровнем этих платежей.

Исследование с помощью метода графоаналитических зависимостей основывается на выделении одного или нескольких важнейших параметров баланса, которые могут оказать решающее влияние на итоги работы организации. Чтобы определить влияние на финансовый результат деятельности любого из экономических параметров, выделяется крупный блок хозяйственных операций, в котором этот параметр участвует. Затем путем ряда последовательных расчетов микробалансов при разных величинах исследуемого параметра получают графическую или аналитическую зависимость от него финансового результата. На ее основе можно выбрать оптимальное соотношение.

Для полных и всесторонних исследований можно применить достаточно простой матрично-балансовый метод, позволяющий прогнозировать финансовые результаты и выявлять критические места баланса. Его суть состоит в следующем. Бухгалтерский баланс, представленный с помощью уравнения, имеет вид:

где Y1, – хозяйственные средства и их источники на текущий момент времени;

Y0 – хозяйственные средства и их источники на предыдущий момент времени;

k1 – коэффициенты хозяйственных операций текущего момента.

Методы исследования матриц позволяют устанавливать существование сильных и слабых связей между отдельными счетами и хозяйственными операциями. Математический анализ этих связей может быть дополнен экономическими условиями, позволяющими определить неявные (опосредованные) связи.

Статистический балансовый метод состоит в том, что на основе балансов ряда коммерческих предприятий определяются усредненные величины параметров, которые могут быть использованы для сравнения или построения расчетной экономической модели. Отклонения в ту или иную сторону показателей конкретной организации от среднестатистических характеризуют положительную или отрицательную динамику ее деятельности. Экономическая среднестатистическая модель, заложенная в алгоритм и дополненная конкретными блоками хозяйственных операций, может послужить основой для проведения тактического налогового планирования и отработки различных видов хозяйственной деятельности.

Метод определения финансовых потоков организации в двухкоординатной системе налогообложения строится на основе презумпции, что действуют всего два налога – косвенный (НДС, акцизы и т. п.) и налог на прибыль. Ряд налогов игнорируется в силу своей незначительности либо приводится с помощью определенных итераций к одному из этих двух видов.


  • Какое значение имеют налоговое планирование и прогнозирование?
  • Общие принципы налогового планирования
  • Формы налогового планирования
  • Методы налогового планирования
  • ИТОГИ

Какое значение имеют налоговое планирование и прогнозирование?

Значение налогового планирования в современных условиях ведения бизнеса сложно переоценить. Используя налоговое планирование, можно вполне легально снизить налоговую нагрузку на бизнес, что обеспечит уменьшение расходов и повысит конкурентоспособность выпускаемой продукции.

Заниматься налоговым планированием можно уже на стадии регистрации бизнеса, ведь организационно-правовая форма, структура будущего предприятия и даже его месторасположение могут сыграть впоследствии решающую роль в налоговой оптимизации и уменьшении налогового бремени.

Советуем ознакомиться с информацией об оптимизации налогов на примере одного из используемых режимов — подробнее в нашей статье «Какие возможности оптимизации налогов при УСН?».

Суть налогового планирования заключается в признании фискальными и иными контролирующими органами за плательщиком налогов права применять все дозволенные действующим законодательством средства, способы, приемы с целью уменьшения налогового бремени. Налоговое планирование представляет собой целый комплекс мер, которые объединяют все сферы деятельности компании, при этом оно способствует выполнению уставных целей, снижению затрат и получению прибыли.

Самым действенным способом повышения доходности бизнеса является не просто снижение размера уплачиваемых налогов (этого можно добиться, снизив число операций и замедлив оборачиваемость капитала), а построение эффективного менеджмента и налоговое планирование. То есть снижение налогового бремени должно являться для предприятия не тактическим ходом, а грамотно выстроенной стратегией.

Для того чтобы определиться, необходимо ли что-то кардинально менять в системе управления компании, следует сначала высчитать налоговую нагрузку. Рассмотрим различные ситуации:

  • Если общая налоговая нагрузка не превышает 15% от чистого дохода компании по итогам года, то потребность в налоговом планировании и прогнозировании у предприятия минимальная. Для контроля за состоянием налоговых платежей может следить главный бухгалтер или его заместитель.
  • Если налоговая нагрузка составляет от 20 до 35% у предприятий малого и среднего бизнеса, то потребность в налоговом планировании актуальна. Для того чтобы прогноз и налоговое планирование осуществлялись эффективно и своевременно, необходимо ввести штатную единицу, которой следует поручить эти функции. Отдельный специалист, а в крупных компаниях — целая команда профи будет контролировать все налоговые обязательства и участвовать в составлении бизнес-планов на следующий год с целью осуществления бизнес-прогноза. Для реализации крупных или нестандартных проектов будет целесообразным привлекать специалиста по налоговому планированию на аутсорсинговой основе.

Эксперты КонсультантПлюс подготовили шаблон должностной инструкции специалиста по налоговому планированию. Получите пробный демо-доступ к К+ и переходите к документу. Это бесплатно.

  • Если налоговая нагрузка превышает 40%, то предприятию жизненно необходимо уделить пристальное внимание налоговому планированию. Иначе оно просто станет неконкурентоспособным и в конечном счете может и вовсе обанкротиться. В такой ситуации налоговое планирование должно стать самым важным элементом работы топ-менеджмента. Для средних и крупных компаний предпочтительно создание отдела по налоговому планированию.

Для определения налогового бремени советуем изучить нашу статью «Расчет налоговой нагрузки в 2020-2021 годах (формула)».

В современной бизнес-среде сложились основные подходы к уменьшению налоговой нагрузки, что является главной целью налогового планирования:

  • применение всех возможных налоговых льгот, предусмотренных в Налоговом кодексе;
  • разработка правильной учетной политики, которая бы позволила использовать все имеющиеся пробелы в налоговом законодательстве в свою пользу;
  • контроль за тем, чтобы не были пропущены сроки уплаты налоговых платежей.

Различают следующие виды налогового планирования:

  1. корпоративное — проводимое в пределах одной отдельно взятой компании;
  2. партнерское — осуществляемое в ряде компаний, связанных друг с другом по форме управления или бизнес-сотрудничеством;
  3. национальное — реализуется в случае, если хоздеятельность компании ведется лишь в одной стране;
  4. международное — осуществляется в тех случаях, если бизнес ведется на территории нескольких стран.

Общие принципы налогового планирования

Применяя те или иные способы, методы и приемы налогового планирования, налогоплательщику надлежит придерживаться основных принципов, которые позволят ему добиться своих целей при минимальных усилиях и без нарушения законодательства. Принципы налогового планирования можно разделить на несколько основных групп:

  1. Принцип законности, что означает соблюдение всех налоговых норм при расчете и оплате налоговых платежей. Именно этот принцип и является основополагающим, он позволяет дистанцировать и отмежевать налоговое планирование от обвинений в уклонении от уплаты налогов.
  2. Принцип оперативности — подразумевает произведение своевременного налогового планирования. Это означает, что утвержденные учетная и налоговая политики компании должны вовремя пересматриваться для быстрого реагирования на изменение норм налогового законодательства, позволяющих снизить бремя по уплате налогов. Также изменения должны своевременно вноситься и в случае появления нового направления деятельности, расширения или другого переформатирования бизнеса.
  3. Принцип оптимальности, предполагающий использование таких механизмов, которые бы привели к уменьшению налоговой нагрузки без ущерба для бизнес-целей и интересов владельцев предприятия. Следует помнить, что налоговое планирование —это всего лишь средство для разрешения определенных задач, а не самоцель. Бизнесменам потребуется достичь равновесия между величиной налоговой нагрузки и размером ожидаемой прибыли, которая могла быть направлена на расширение бизнеса. Аналитикам необходимо заранее просчитывать, какой экономический эффект следует ожидать от внедрения того или иного метода налогового планирования, не покроют ли затраты на его внедрение всей ожидаемой доходности как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Необходимо своевременно просчитать, не приведет ли сокращение одного налога к росту других обязательных платежей.
  4. Принцип обоснованности предполагает, что налогоплательщик заранее подготовил необходимые аргументы для объяснения перед налоговыми инспекторами и защиты своей позиции в суде в случае применения непопулярных или спорных методов налогового планирования.
  5. Принцип комплексности, обозначающий, что при налоговом планировании учитываются не только нормы налогового законодательства, но и других правовых отраслей, особенно гражданского законодательства.
  6. Принцип профессионализма, говорящий о том, что к такой деятельности надлежит привлекать квалифицированных специалистов, что означает грамотное составление первичных документов, договоров, регистров, отчетности и пр.
  7. Принцип конфиденциальности, означающий, что налогоплательщик не должен афишировать посторонним лицам применяемые на предприятии методы налогового планирования.

Формы налогового планирования

Организация налогового планирования может быть облечена в такие формы:

  • систематизация сведений о налогообложении, постоянный мониторинг изменений в законодательстве;
  • реализация предусмотренных этапов планирования и постоянный контроль за выполнением всех налоговых обязательств;
  • анализ принимаемых решений под призмой соблюдения налогового законодательства;
  • выполнение ряда мероприятий по оптимизации налогообложения при росте налоговой нагрузки.

Налоговое планирование обычно имеет следующие направления:

  1. выбор перед проведением госрегистрации организационно-правовой формы;
  2. выбор подходящего налогового режима;
  3. определение объекта налогообложения и его изменение в случае возникновения необходимости;
  4. изменение направления хоздеятельности, реструктуризация (создание обособленных подразделений с иными формами налогообложения в зависимости от направления бизнеса);
  5. регистрация бизнеса в оптимальном для уплаты налоговом географическом месте (выбор ИФНС, близость к производственным активам, особые экономические зоны, особенности регионального налогового законодательства в виде льгот и сниженных ставок налогов и пр.);
  6. полноценное применение всех существующих налоговых льгот — с этой целью необходимо регулярно мониторить изменения налогового законодательства и анализировать их применимость к деятельности налогоплательщика;
  7. планирование распределения полученной прибыли с целью переформатирования бизнеса для возможности применения дополнительных налоговых льгот.

Методы налогового планирования

Налоговое планирование подразумевает использование комплекса методов, направленных на снижение налоговой нагрузки и повышение финансовой эффективности бизнеса. Налоговое планирование включает использование как внешних, так и внутренних методов. Внешние методы могут повлечь за собой наступление глобальных последствий для бизнеса, поэтому их использование достаточно ограничено. К ним можно отнести замены, которые могут повлиять на налоговую политику компании (группы компаний): налогового субъекта, налоговой юрисдикции и вида деятельности.

Перечислим основные внутренние методы налогового планирования:

    Выбор учетной политики, утверждаемой раз в год, — это самая важная часть планирования. Так, например, переоценка основных средств позволяет существенно и легально сэкономить на уплате налогов на имущество и прибыль.

Расчетный пример, а также информацию о том, какая налоговая нагрузка по налогу на прибыль является низкой, смотрите в Готовом решении от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

  • Аналитико-расчетный метод поможет произвести налоговое планирование на основании показателей за прошлые налоговые периоды. Благодаря этому методу можно в утверждаемый бизнес-план на следующий год заложить планы по изменению:
    • объемов работ (влияет на налог на прибыль, НДС);
    • среднесписочного состава служащих (влияет на уплату НДФЛ и взносов во внебюджетные госфонды);
    • размера (количества) используемых в хоздеятельности активов, в т. ч. и земельных участков (влияет на налоги на землю, имущество).
  • Балансовый метод применяется при разработке бухгалтерской модели какой-либо финансовой или хозяйственной ситуации. Например, рассчитывается потребность в финансах и анализируются всевозможные источники получения средств, исходя из балансовых показателей. Особенно данный метод актуален при построении взаимоотношений материнской компании с дочерними.
  • Нормативный метод используется при планировании будущих налогов путем расчета ожидаемых показателей с применением действующих налоговых ставок и норм.
  • Оптимизация планов и решений означает проработку нескольких вариантов прогнозов с целью выбора оптимального.
  • Метод создания налогового поля означает создание собственного перечня подлежащих уплате налогов и сборов в компании, статуса налогоплательщика, выбранной системы налогообложения, месторасположения, льгот и сроков уплаты налогов. Данный перечень разрабатывается на основе таких вводных данных, как организационно-правовая форма компании, виды хоздеятельности, сформированная учетная политика. На основании созданной индивидуальной налоговой базы прорабатывается каждый платеж.
  • Советуем ознакомиться со статьей по налоговой оптимизации «Какие существуют способы оптимизации налога на прибыль?».

    ИТОГИ

    Налоговое планирование позволяет легально снизить налоговую нагрузку на предприяетие или ИП. Методов и принципов проведения налогового планирования достаточно много. Основные из них мы рассмотрели в данной статье.

    Наиболее эффективным считается такое сочетание методов налоговой оптимизации, которое позволяет организации достичь поставленных целей в наиболее короткий промежуток времени с наименьшими затратами.

    Методы налогового планирования более разнообразны. Для выведения оптимального сочетания и использования налоговых схем применяются ситуационный, численные балансовые методы и метод определения финансовых потоков организации в двухкоординатной системе налогообложения.

    Метод ситуационного налогового планирования – наиболее прост и доступен. Суть его заключается в следующем. Руководство организации на основе учредительных документов в соответствии с НК РФ и статистическими нормативами определяет спектр основных налогов, которые надлежит уплачивать организации, уточняет ставки и льготы. Формируется так называемое налоговое поле организации. Далее подбираются типичные хозяйственные операции, в которых организация участвует, учитывая специфику вида деятельности и сложность производственного процесса.

    Затем образуется система договорных отношений с учетом сформированного налогового поля. После этого разрабатываются различные ситуации с учетом уже выполненных налоговых, договорных и хозяйственных наработок, охватывающих самые разнообразные стороны экономической жизни, реализуемые в нескольких сравнительных вариантах. На основе всестороннего исследования ситуаций выбираются оптимальные варианты. При анализе различных ситуаций целесообразно сопоставлять полученные финансовые результаты с возможными потерями, обусловленными штрафными и другими санкциями, и определять размеры налоговых рисков.

    К численным балансовым методам относятся методы микробалансов и графоаналитических зависимостей, а также матричнобалансовый и статистический балансовый методы.

    Метод микробалансов состоит в следующем. Чтобы оценить тот или иной вариант экономической деятельности организации в разных условиях хозяйствования, выделяются крупные блоки хозяйственных операций, включающие главные отличия. Эти блоки оформляются в виде бухгалтерских проводок, для каждого из них выполняются расчеты балансов. Сравнение полученных микробалансов позволит выбрать более выгодный вариант.

    Таким образом, исследование с помощью микробалансов основывается на выделении из всей совокупности хозяйственных операций одного определяющего блока и на рассмотрении его как самостоятельного журнала хозяйственных операций с оформлением нескольких вариантов проводок и с составлением нескольких вариантов микробалансов. Их анализ позволит выбрать наиболее экономичный. Если в блок хозяйственных операций включаются все необходимые налоговые платежи, то микробалансы позволяют также определить вариант с минимальным уровнем этих платежей.

    Исследование с помощью метода графоаналитических зависимостей основывается на выделении одного или нескольких важнейших параметров баланса, которые могут оказать решающее влияние на итоги работы организации. Чтобы определить влияние на финансовый результат деятельности любого из экономических параметров, выделяется крупный блок хозяйственных операций, в котором этот параметр участвует. Затем путем ряда последовательных расчетов микробалансов при разных величинах исследуемого параметра получают графическую или аналитическую зависимость от него финансового результата. На ее основе можно выбрать оптимальное соотношение.

    Для полных и всесторонних исследований можно применить достаточно простой матрично-балансовый метод, позволяющий прогнозировать финансовые результаты и выявлять критические места баланса. Его суть состоит в следующем. Бухгалтерский баланс, представленный с помощью уравнения, имеет вид:

    ΣY 1 = ΣY 0 × k 1 ,

    где Y 1 , – хозяйственные средства и их источники на текущий момент времени;

    Y 0 – хозяйственные средства и их источники на предыдущий момент времени;

    k 1 – коэффициенты хозяйственных операций текущего момента.

    Методы исследования матриц позволяют устанавливать существование сильных и слабых связей между отдельными счетами и хозяйственными операциями. Математический анализ этих связей может быть дополнен экономическими условиями, позволяющими определить неявные (опосредованные) связи.

    Статистический балансовый метод состоит в том, что на основе балансов ряда коммерческих предприятий определяются усредненные величины параметров, которые могут быть использованы для сравнения или построения расчетной экономической модели. Отклонения в ту или иную сторону показателей конкретной организации от среднестатистических характеризуют положительную или отрицательную динамику ее деятельности. Экономическая среднестатистическая модель, заложенная в алгоритм и дополненная конкретными блоками хозяйственных операций, может послужить основой для проведения тактического налогового планирования и отработки различных видов хозяйственной деятельности.

    Метод определения финансовых потоков организации в двухкоординатной системе налогообложения строится на основе презумпции, что действуют всего два налога – косвенный (НДС, акцизы и т. п.) и налог на прибыль. Ряд налогов игнорируется в силу своей незначительности либо приводится с помощью определенных итераций к одному из этих двух видов.

    1.4. Виды, принципы и элементы налогового планирования

    Налоговые платежи составляют значительную долю в финансовых потоках хозяйствующих субъектов, поэтому все более актуальным становится управление налогообложением, один из методов которого – планирование.

    Сущность налогового планирования заключается в признании за каждым налогоплательщиком права применять все допустимые законами средства, приемы и способы (в том числе и пробелы в законодательстве) для максимального сокращения своих налоговых обязательств. Следовательно, налоговое планирование – законный способ уменьшения сумм налоговых платежей с использованием предоставляемых законом льгот и приемов сокращения налоговых обязательств.

    По видам налоговое планирование подразделяется на корпоративное и личное. Корпоративное налоговое планирование предусматривает выработку и оценку управленческих решений, исходя из целевых установок организации и учета величины возможных налоговых последствий. Организации стремятся максимизировать свой доход и прибыль. С этих позиций основная задача налогового планирования – выбор варианта уплаты налогов, позволяющего оптимизировать систему налогов. Это означает не только снижение налогового бремени по отдельным налогам и в целом по организации, но также и оптимальное распределение налоговых платежей по времени.

    Цель налогового планирования при условии соблюдения налогового законодательства:

    ✓ сведение до минимума налоговых выплат;

    ✓ оптимизация размеров прибыли;

    ✓ обоснование условий сделок;

    ✓ оптимизация потоков денежных средств.

    В зависимости от поведения налогоплательщика следует различать понятия "налоговое планирование", "уклонение от уплаты налога" и "обход налогов".

    Уклонение от уплаты налогов – это несвоевременная уплата налогов, непредставление документов, незаконное использование налоговых льгот и т. д.

    Обход налогов – это ситуация, в которой лицо не является налогоплательщиком в силу различных причин. Налоговое право различает два способа обхода налогов:

    ✓ законный (уклонение от получения доходов в формах, с которыми законодатель связывает обязанность уплаты налогов);

    ✓ с применением запрещенных законом приемов (налоговое правонарушение).

    Уклонение от уплаты налогов включает способы, при которых снижение размера налоговых платежей достигается в результате применения противозаконных действий.

    Уклонение от уплаты налогов представляет собой уменьшение налоговых и других платежей, при которых налогоплательщик умышленно или неосторожно уменьшает размер своих налоговых обязательств с нарушением действующего законодательства.

    Выделяют следующие механизмы ухода от налогов:

    ✓ уклонение от постановки на учет в налоговых органах;

    ✓ сокрытие доходов (прибыли);

    ✓ нарушение правил бухгалтерского и налогового учета;

    ✓ фальсификация учетных данных, сокрытие объектов налогообложения;

    ✓ неправильное использование налоговых льгот;

    ✓ непредставление или несвоевременное представление документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов или их уничтожение.

    Так как уход от налоговых платежей достигается незаконным путем, то за него предусмотрены следующие виды ответственности:

    Выделяют некриминальное и криминальное уклонение от уплаты налогов. Некриминальное уклонение от уплаты налогов – это действия, нарушающие налоговое законодательство, но не влекущие состава налогового преступления и применения уголовной ответственности. Оно связано:

    ✓ с неправильным отражением операций в бухгалтерском и налоговом учете;

    ✓ с заключением фиктивных договоров и изменением их содержания после исполнения этих договоров, выплатой санкций за несуществующие нарушения.

    Криминальное уклонение от уплаты налогов – это действия, нарушающие налоговое законодательство и влекущие состав налогового преступления с применением мер уголовно-правовой ответственности. Данные способы составляют состав налоговых преступлений по ст. 194, 198, 199 Уголовного кодекса Российской Федерации:

    Налоговое планирование позволяет заметно снизить показатели и объем расходов на содержание предприятия посредством разработанной программы оптимизации налогообложения. В целом налоговое планирование способствует решению таких задач, как оптимизация налогообложения, снижение налоговых выплат, контроль за расходами и многие другие. Налоговое планирование является важной и неотъемлемой частью системы финансового управления в организации. Это обусловлено тем, что с налогообложением связаны все сферы производственной, финансовой, хозяйственной деятельности предприятия. На этапе стратегического планирования формируется налоговое поле организации, на основании которого составляются в дальнейшем и среднесрочные, и текущие планы налоговых платежей, налоговые календари и прочие элементы налогового планирования.

    Предметом налогового планирования являются экономические процессы, которые будут протекать в организации в плановом периоде. Эти процессы могут относиться к различным сферам деятельности организации. Основным документом долгосрочного налогового планирования является налоговый бюджет.

    Налоговый бюджет является составной частью финансового бюджета организации, состоящего из прогнозного отчета о прибылях и убытках, прогнозного бухгалтерского баланса и бюджета движения денежных средств. Показатели налогового бюджета - суммы планируемых к начислению налогов и страховых взносов - отражаются в производственном бюджете и прогнозном отчете о прибылях и убытках.

    Планирование налогового бюджета осуществляется не менее чем за месяц до начала следующего года.

    Налоговый бюджет планируется на основании принятой налоговой политики, амортизационной политики, данных бухгалтерского учета и расчетов налогооблагаемых баз в следующие сроки:

    для годового планирования - до 1 декабря года, предшествующего планируемому году;

    для квартального планирования - до 1 числа третьего месяца предшествующего квартала;

    для месячного планирования - до 20 числа предшествующего месяца.

    Внешние и внутренние виды планирования.

    Д.В. Попков выделяет подход к планированию на основе внешнего и внутреннего планирования.

    Внешнее планирование.

    Может проводиться несколькими методами: замены налогового субъекта, замены вида деятельности, замены налоговой юрисдикции.

    Метод замены налогового субъекта основывается на использовании в целях налоговой оптимизации такой организационно-правовой формы ведения бизнеса, в отношении которой действует более благоприятный режим налогообложения. Так, например, включение в бизнес-схему "инвалидных" компаний, имеющих льготы как общества инвалидов или имеющих долю инвалидов в штате более определенного уровня, позволяет экономить на прямых налогах.

    Метод изменения вида деятельности налогового субъекта предполагает переход на осуществление таких видов деятельности, которые облагаются налогом в меньшей степени по сравнению с теми, которые осуществлялись. Примером использования этого метода может служить превращение торговой организации в торгового агента или комиссионера, работающего по чужому поручению с чужим товаром за определенное вознаграждение, или использование договора товарного кредита - из соображений более легкого учета и меньшего налогообложения.

    Метод замены налоговой юрисдикции заключается в регистрации организации на территории, предоставляющей при определенных условиях льготное налогообложение. Выбор места регистрации (территории и юрисдикции) важен при условии неоднородности территории. Когда каждый регион страны наделен полномочиями по формированию местного законодательства и на этом поле субъекты обладают некоторой свободой, каждая территория использует эту свободу по-своему. Отсюда различия в размере налоговых отчислений. Разработка стратегии развития компании подразумевает возможную организацию аффилиационных структур во внешних зонах с минимальным налоговым бременем (офшор).

    Внутреннее планирование.

    Налоговое законодательство предоставляет налогоплательщику достаточно много возможностей для снижения размера налоговых платежей путем внутреннего планирования, в связи с чем можно выделить общие и специальные методы. Среди общих методов выделяют: выбор учетной политики, разработку контрактных схем, использование оборотных средств, льгот и прочих налоговых освобождений. Среди специальных: метод замены отношений, метод разделения отклонений, метод отсрочки налогового платежа и метод прямого сокращения объекта налогообложения.

    Общие методы внутреннего планирования.

    Выбор учетной политики организации, разрабатываемой и принимаемой один раз в финансовый год, - важнейшая часть внутреннего налогового планирования. Этот документ подтверждает обоснованность и законность того или иного толкования нормативных правовых актов и действий в отношении ведения бухгалтерского учета.

    Одним из тривиальных и часто используемых методов налоговой оптимизации является снижение налогооблагаемой прибыли за счет применения ускоренной амортизации и (или) переоценки основных средств. Так, если возможности для ускоренной амортизации в России невелики, то переоценка основных средств представляет собой достаточно эффективный способ экономии на налоге на прибыль и налоге на имущество.

    Контрактная схема позволяет оптимизировать налоговый режим при осуществлении конкретной сделки. Речь идет, во-первых, об использовании налогоплательщиком в контрактах четких и ясных формулировок, а не принятых типовых; во-вторых, - об использовании нескольких договоров, обеспечивающих одну сделку. Все это помогает выбрать оптимальный налоговый режим осуществления конкретной сделки с учетом графика поступления и расходования финансовых и товарных потоков.

    Льготы - одна из важнейших деталей внутреннего и внешнего налогового планирования. Теоретически льготы - один из способов для государства стимулировать те направления деятельности и сферы экономики, которые необходимы государству в меру их социальной значимости или из-за невозможности государственного финансирования. Практически же большинство льгот достаточно жестко лимитируют сегмент их использования. Льготы и их применение в значительной степени зависят от местного законодательства. Как правило, значительную часть льгот предоставляют местные законы.

    Налоговое законодательство предусматривает различные льготы:

    освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков;

    понижение налоговых ставок;

    целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочки взимания налогов);

    прочие налоговые льготы.

    Специальные методы налоговой оптимизации.

    Специальные методы налоговой оптимизации имеют более узкую сферу применения, чем общие, однако также могут применяться на всех предприятиях.

    1. Метод замены отношений основывается на многовариантности путей решения хозяйственных проблем в рамках существующего законодательства. Субъект вправе предпочесть любой из вариантов, допустимых как с точки зрения экономической эффективности операции, так и с точки зрения оптимизации налогообложения.

    2. Метод разделения отклонений базируется на методе замены. В данном случае заменяется не вся хозяйственная операция, а только ее часть либо хозяйственная операция заменяется на несколько операций. Метод применяется, как правило, когда полная замена не позволяет достичь ожидаемого результата.

    3. Метод отсрочки налогового платежа основан на возможности переносить момент возникновения объекта налогообложения на последующий календарный период. В соответствии с действующим законодательством срок уплаты большинства налогов тесно связан с моментом возникновения объекта налогообложения и календарным периодом. Используя элементы метода замены и метода разделения, можно перенести срок уплаты налога или его части на последующий период, что позволит существенно сэкономить оборотные средства.

    4. Метод прямого сокращения объекта налогообложения имеет целью снижение размера объекта, подлежащего налогообложению, или замену этого объекта иным, облагаемым более низким налогом или не облагаемым налогом вовсе. Объектом могут быть как хозяйственные операции, так и облагаемое налогами имущество, причем сокращение не должно оказать негативного влияния на хозяйственную деятельность предпринимателя.

    Расчетно-аналитический метод.

    Расчетно-аналитический метод применяется при отсутствии нормативов в случае анализа достигнутых значений конкретных финансовых показателей. Данный метод предполагает расчет показателей на основе известных величин за прошедшие периоды, индексов их изменения и экспертных оценок развития. Метод используется при расчете и анализе налогооблагаемых баз и их составляющих, а также при планировании налогов за прошлые периоды. Для применения метода могут быть использованы данные налоговых деклараций с разбивкой по видам налогов.

    Данные, полученные в соответствии с расчетно-аналитическим методом, могут быть скорректированы по следующими причинам:

    планируемое увеличение/уменьшение объемов работ, услуг, выполняемых компанией (налог на прибыль);

    увеличение/уменьшение среднесписочной численности работников (НДФЛ, страховые взносы в Пенсионный фонд);

    изменение законодательства (изменение размера взносов в Пенсионный фонд);

    наличие штрафов, пени;

    С применением этого метода могут подвергаться сравнению квартальные, месячные и годовые показатели.

    Неопределенность внешней среды и наличие непредусмотренных факторов вынуждают постоянно корректировать ожидания фирмы относительно внешних условий и уточнять планы. Подобное планирование будет более точным, если его осуществлять ежеквартально и сравнивать показатели за несколько лет:

    Кобщ. = К2005 + К2006 + . + К2009 / п (количество лет)

    Возможно также скорректировать полученные результаты, исходя из следующих показателей:

    коэффициент изменения средней заработной платы по региону;

    коэффициент изменения объема реализации, обусловленного планами по расширению или закрытию производства;

    коэффициент изменения численности работников, рассчитываемый исходя из данных статистической отчетности.

    Итоговый расчет налога:

    Налоговая база x Ставку налога x Кбщ. x Кскор. = Сумма налога

    10000000 - налоговая база по налогу на прибыль (20000000 (доход) - 10000000 (расход) = 10000000 налоговая база);

    Ставка налога 20%;

    10000000 x 0,2 x 1,14 x 2 = 4560000 (сумма налога за 2 года).

    При этом мы фактически осуществляем грубый расчет налога, не корректируя значения с учетом сложного процента, ставки дисконтирования и иных показателей.

    Наименова-
    ние налога
    (по данным
    формы
    расшифровки
    кратко-
    срочных
    оборотных
    активов /
    формы 1
    Бух.
    баланса)

    Увели-
    чение
    налогов
    в % к
    2008 г.
    (01.01 -
    01.07)
    (столбец
    Е x 100 /
    С)

    Коэф-
    фициент
    (стол-
    бец 4 /
    столбец
    2)

    Прогноз
    01.01.09 -
    31.12.09
    столбец 4
    x столбец
    6)

    Коэф-
    фициент
    увели-
    чения
    на 2010
    год
    (стол-
    бец 6)

    Налоговое планирование и оценка его эффективности
    (Долгих И.Н.)
    ("Международный бухгалтерский учет", 2013, N 21)

    Статья публикуется по материалам журнала "Финансы и кредит". 2013. N 16 (544).

    В статье отмечается, что в современных условиях хозяйствования, при достаточной сложности налогового законодательства и наличии большого количества налоговых преференций для различных групп налогоплательщиков, особую роль приобретает налоговое планирование в организациях. Проанализированы различные методы снижения налоговой нагрузки на предприятия, приведены основные принципы, этапы и методы налогового планирования, дана подробная характеристика показателей оценки результатов разработанного налогового плана. Сделан вывод о том, что финансовое планирование и управление денежными потоками в организации невозможны без эффективного налогового планирования, позволяющего увеличить прибыльность компании и повысить ее платежеспособность.

    Эффективное управление финансами коммерческого предприятия может осуществляться только при условии планирования всех финансовых процессов и отношений хозяйствующего субъекта. Любой вид планирования - это прежде всего основной элемент системы внутрифирменного управления на основе концепции, содержащей:

    - основные направления развития;

    - приоритеты в распределении ресурсов.

    Налоговое планирование - неотъемлемая часть финансового планирования (бюджетирования) предприятия, направленная на упорядочивание и оптимизацию налоговых платежей с помощью разрешенных законом способов.

    Современное налоговое законодательство, с одной стороны, достаточно нестабильно, а с другой - предоставляет организациям возможность выбора налоговых режимов и методов исчисления и уплаты налогов, которые наиболее соответствуют целям и задачам, стоящим перед предприятием. Выделяют следующие методы сокращения налоговых обязательств:

    - уклонение от уплаты налогов;

    - минимизация налоговых платежей;

    Уклонение от уплаты налогов характеризуется сокрытием доходов и имущества от налогообложения с использованием различных методов, практическим отсутствием налоговых платежей. Но эта "экономия" имеет обратную сторону - высокий риск уголовной ответственности: штраф в размере до 500 тыс. руб. либо лишение свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности на срок до трех лет (ст. 199 УК РФ).

    Минимизация налоговых платежей основана на "пробелах" в законодательстве, построении легальных "налоговых схем":

    - применение договора аутсорсинга производственного персонала для минимизации взносов по обязательному страхованию;

    - оформление договоров купли-продажи с указанием момента перехода права собственности - после оплаты, а не фактической отгрузки товаров и т.д.

    Данный метод чреват постоянными судебными спорами с налоговыми органами и неоднозначностью последующего судебного решения.

    В отличие от предыдущего метода налоговое планирование основано на принципе осмотрительности и использовании только разрешенных методов для оптимизации исчисления и уплаты налогов. Основные характеристики каждого метода представлены в табл. 1.

    Методы сокращения налоговых обязательств

    сокрытие доходов и

    сборов и взносов

    Судебные тяжбы с

    налоговыми органами и,

    как следствие, большие

    затраты на юридическое

    сопровождение в суде;

    доначисления налогов с

    присуждением штрафа и

    пени за несвоевременное

    Более высокий уровень

    налоговых платежей по

    Таким образом, налоговое планирование - это положительное социально-экономическое явление современности, так как оно способствует развитию налоговой культуры и соответствует перспективным экономическим интересам государства и бизнеса. Налоговое планирование должно обеспечивать:

    - эффективное использование собственных финансовых ресурсов;

    - оптимизацию налоговых платежей при приемлемом уровне налогового риска;

    - высокорентабельное использование собственного капитала.

    Налоговый план необходимо составлять в тесной связи с планом маркетинга, инвестиционным планом, планом НИОКР, планами снабжения, кадровой политикой и др. Он должен содержать график оптимизированных налоговых платежей и использоваться для дальнейшего расчета финансовых показателей компании.

    Основными принципами налогового планирования являются:

    - сбалансированность налоговой политики организации с общей стратегией ее развития;

    - согласованность налоговой стратегии предприятия с предполагаемыми изменениями внешней налоговой среды и политики государства;

    - альтернативность вариантов налогового планирования;

    - обоснованность и реализуемость налогового плана;

    - законность и приемлемость уровня налоговых рисков;

    - результативность разработанного налогового плана.

    В связи с постоянным изменением законодательства, а также правовой оценки тех или иных действий судами и налоговыми органами совокупность применяемых методов налоговой оптимизации постоянно меняется. Поэтому организация не может разработать налоговый план применительно к своей деятельности раз и навсегда. Процесс налогового планирования должен быть непрерывным и включать в себя следующие этапы.

    1. Исследование факторов внешней налоговой среды и налоговой политики государства.

    2. Оценка основных видов и показателей деятельности предприятия и формирование на их основе целевых показателей налоговой стратегии.

    3. Разработка налоговой политики по отдельным аспектам деятельности.

    4. Поэлементное планирование каждого вида налога и отдельных аспектов деятельности с использованием различных методов налогового планирования.

    5. Составление налогового календаря.

    6. Разработка системы организационно-экономических и правовых мероприятий по обеспечению реализации налогового плана.

    7. Оценка эффективности разработанного налогового плана.

    При планировании важное значение имеет деление налогов на прямые и косвенные.

    Прямые налоги непосредственно зависят от результатов и размеров деятельности предприятия (прибыль, стоимость основных средств, начисленный фонд оплаты труда) и включаются в расходы, уменьшающие чистую прибыль предприятия.

    Косвенные налоги (в основном налог на добавленную стоимость) такой прямой зависимости не имеют и не влияют на величину прибыли, но при этом от них зависят денежные потоки организации.

    Кроме того, необходимо сгруппировать налоги по сходной налоговой базе и установить связи между налогооблагаемыми базами и группами налогов. Например, увеличение фонда оплаты труда вызовет рост взносов во внебюджетные фонды и снижение прибыли. Но при этом происходит уменьшение суммы налога на прибыль. Увеличение амортизационных отчислений (например, вследствие применения метода амортизации по остаточной стоимости) вызовет снижение сумм исчисленного налога на имущество, налога на прибыль, но при этом и размер прибыльности предприятия снизится. Это может негативно сказаться на инвестиционной привлекательности организации.

    Взаимное влияние налогов, налоговых баз и финансового результата должно оцениваться с точки зрения сохранения и увеличения рентабельности предприятия при условии возможности снижения налоговой нагрузки предприятия.

    При осуществлении непрерывного процесса налогового планирования проводятся постоянный анализ и оценка всех заключаемых сделок на стадии их оформления, так как часто величина налоговых платежей зависит от условий договора. Например, оказание услуги по ремонту частному, а не юридическому лицу способно вызвать дополнительное налогообложение единым налогом на вмененный доход.

    Существует достаточно большое количество методов налогового планирования. В настоящее время выделяют:

    - метод графо-аналитических зависимостей;

    Наиболее эффективным в практике налогового планирования является ситуационный метод, который позволяет при наименьших затратах осуществлять процесс планирования.

    Основу метода представляет разработка различных ситуаций с учетом налоговых, договорных и иных наработок, охватывающих все стороны хозяйственной жизни организации в нескольких вариантах. С помощью анализа вариантов выбирается оптимальный, на основе которого формируется журнал хозяйственных операций, дается оценка полученных финансовых результатов и размера налоговых платежей. В заключение проводится анализ рентабельности, платежеспособности организации, а также оценка возможных налоговых рисков.

    Налоговое планирование имеет особое значение, когда планируются новые виды деятельности или выход на новые географические рынки. Для этих целей используют метод микробалансов - выделяются крупные блоки хозяйственных операций по основным отличительным характеристикам. На их основе формируются бухгалтерские проводки и рассчитываются бухгалтерские балансы. Выбор варианта, который наиболее эффективен с точки зрения достижения целей предприятия, осуществляется на основе сравнения полученных балансов.

    Эффективность разработанного налогового плана можно оценить с помощью системы различных показателей, которые условно можно разделить на следующие группы.

    1. Общие индикаторы:

    а) налоговая нагрузка по методике ИФНС:

    Согласно данной методике установлены минимальные значения налоговой нагрузки по видам деятельности при общем режиме налогообложения. Например, производство машин и оборудования - 17,6%, добыча топливно-энергетических полезных ископаемых - 33,6%, оптовая торговля - 2,2%. В случае снижения налоговой нагрузки ниже установленного минимума назначается выездная налоговая проверка;

    б) совокупная налоговая нагрузка. Определяется по следующей формуле:

    в) коэффициент эффективности налогообложения:

    Рост этого коэффициента будет свидетельствовать о повышении эффективности налогового планирования и увеличении чистой прибыли на рубль уплачиваемых налогов и взносов;

    г) доля налоговых отчислений в добавленной стоимости, производимой предприятием:

    Данный коэффициент характеризует реальную налоговую нагрузку предприятия;

    д) коэффициент налоговой платежеспособности:

    - уменьшение дебиторской задолженности покупателей прошлых периодов;

    - увеличение дебиторской задолженности покупателей в текущем периоде.

    Отсутствие "живых денег" в расчете за отгруженную продукцию, увеличение дебиторской задолженности вследствие предоставления товарных кредитов покупателям могут привести к нехватке средств для уплаты налогов даже у прибыльных предприятий;

    е) минимальный уровень денежных активов, обеспечивающий текущую налоговую платежеспособность организации:

    Как правило, большинство налогов и взносов уплачиваются ежемесячно. Поэтому данный показатель характеризует текущую ежемесячную потребность в денежных средствах для уплаты налоговых платежей и взносов.

    2. Частные показатели:

    а) коэффициент налоговых льгот:

    НБ - соответствующая налоговая база.

    Данный показатель характеризует удельный вес используемых льгот при налогообложении;

    б) коэффициент эффективности налоговых льгот:

    Коэффициент показывает долю сэкономленных средств по налоговым платежам при использовании льгот;

    в) доля косвенных налогов в выручке с НДС - характеризует налоговую нагрузку по косвенным налогам;

    г) доля косвенных налогов в добавленной стоимости - характеризует эффективность использования налоговых вычетов;

    д) доля косвенных налогов в оплаченной выручке - характеризует эффективность бюджетирования косвенных налогов и планирования денежных доходов от реализации;

    е) доля прямых налогов в выручке с НДС - характеризует налоговую нагрузку по прямым налогам;

    ж) доля прямых налогов в добавленной стоимости - характеризует эффективность выбранного режима налогообложения;

    з) коэффициент налоговой эффективности по прямым налогам - показывает сумму прибыли, приходящейся на один рубль уплачиваемых прямых налогов;

    и) процентное распределение переменных и постоянных налоговых издержек организации. К условно постоянным налоговым издержкам можно отнести:

    - налог на имущество;

    - единый налог на вмененный доход;

    К переменным издержкам:

    - налог на добавленную стоимость;

    - налог на прибыль;

    - взносы во внебюджетные фонды;

    - налог на добычу полезных ископаемых;

    - единый налог при упрощенной системе налогообложения.

    Все показатели эффективности налогового планирования должны определяться в динамике. На этой основе происходит оценка результативности разработанного налогового плана. Необходимо также сравнивать плановые и фактические величины налоговых платежей с одновременным выяснением причин отклонений.

    Используя данную методику, проведем оценку эффективности налогового планирования на примере промышленного предприятия по лесопереработке. Показатели налогового плана, их фактическая реализация по данным предприятия за 2011 г. представлены в табл. 2.

    Показатели налогового планирования

    Выручка (без НДС)

    Взносы во внебюджетные

    несчастных случаев на

    Налог на имущество

    Налог на прибыль

    Проведенный анализ динамики показателей характеризует увеличение общей величины налоговых платежей в бюджет и внебюджетные фонды на 1294,4 тыс. руб., или на 4%, по сравнению с разработанным налоговым планом. Основное влияние на рост платежей в бюджет и внебюджетные фонды оказали:

    - косвенные налоги, которые составили практически половину от всех платежей: 46,39% - по плану и 47,06% - по факту. Темп прироста по ним значительно превысил платежи, связанные с уплатой прямых налогов и взносов на обязательное страхование (табл. 3).

    Анализ платежей в бюджет и внебюджетные фонды

    Однако увеличение абсолютного значения налоговых платежей не всегда свидетельствует об отрицательных тенденциях в работе предприятия. Проведем расчет основных показателей налоговой эффективности (табл. 4).

    Показатели налоговой эффективности, %

    Налоговая нагрузка по

    Несмотря на рост налоговых и иных платежей в бюджет и внебюджетные фонды в абсолютном значении, произошло незначительное снижение совокупной налоговой нагрузки на 0,11%, рассчитанной по общепринятым правилам. Налоговая нагрузка по методике ИФНС практически не изменилась и продолжает оставаться выше минимального уровня (3,8%), что уменьшает риск проведения выездных проверок предприятия.

    Однако снижение коэффициента эффективности налогообложения по сравнению с планом свидетельствует об уменьшении чистой прибыли на рубль уплачиваемых налогов и взносов. Кроме того, анализ доли налоговых отчислений в добавленной стоимости, производимой предприятием, показал ухудшение данного показателя, что характеризует рост реальной налоговой нагрузки предприятия за счет увеличения уплачиваемых косвенных налогов.

    К отрицательным тенденциям также следует отнести снижение коэффициента налоговой платежеспособности вследствие роста дебиторской задолженности. Он хоть и продолжает оставаться больше 100%, но находится уже в пограничной зоне. Поэтому предприятию необходимо несколько уменьшить срок предоставления товарных кредитов своим покупателям и увеличить оборачиваемость дебиторской задолженности. Минимальный уровень денежных активов, обеспечивающий текущую налоговую платежеспособность организации, также вырос и составил по факту 2801,2 тыс. руб.

    Таким образом, налоговое планирование - это одна из основных составляющих финансового планирования и управления денежными потоками организации, позволяющая оптимизировать налоговые платежи при условии увеличения прибыльности компании и повышения ее платежеспособности. Дополнительной целью налогового планирования должно стать приобретение имиджа добросовестного налогоплательщика в глазах клиентов, бизнес-партнеров и государственных органов.

    1. Маслов М.Б. Методика реализации налогового планирования на промышленном предприятии // Управленческий учет. 2011. N 7.

    2. Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок: Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@.

    3. Псарева О.В. Формирование налоговой стратегии промышленного предприятия в целях повышения эффективности планирования налоговых обязательств // Управленческий учет. 2011. N 5.

    4. Поздняев А.С. Планирование и прогнозирование в системе налогового регулирования // Экономические и гуманитарные науки. 2010. N 2.

    Читайте также: