Применяемые налоги можно оценить как пропорциональные если величина средней налоговой ставки

Опубликовано: 01.05.2024

1.1 Сущность и принципы построения налоговой системы РФ

Налогообложение – это закрепленная действующим законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов. Эта процедура в Российской Федерации регламентируется законодательством о налогах и сборах, представляющим собой упорядоченную систему норм и правил, содержащихся в законах и регулирующие отношения в сфере налогообложения.

Основным документом в законодательстве о налогах и сборах является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), состоящий из двух частей. Первая часть НК РФ вступила в действие 1 января 1999 г., вторая – двумя годами позже.

Согласно статье 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законах о налогах и сборах. В целом законодательство о налогах и сборах Российской Федерации можно представить как трехуровневую иерархическую систему, состоящую из:

  • федерального законодательства, включающего в себя Налоговый кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты на федеральном уровне;
  • регионального законодательства. В соответствии с НК РФ субъекты РФ вправе принимать нормативно-правовые акты, касающиеся региональных налогов и сборов;
  • нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, которые регулируют порядок начисления и уплаты местных налогов и сборов.

Нормы, устанавливаемые законодательством о налогах и сборах нижестоящего уровня, должны приниматься во исполнение и не противоречить нормам вышестоящего уровня и Налоговому Кодексу РФ.

Налоговый Кодекс устанавливает (ст. 2 НК РФ):

  • 1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
  • 2) основания возникновения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов;
  • 3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
  • 4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
  • 5) формы и методы налогового контроля;
  • 6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
  • 7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий их должностных лиц.

В соответствии со статьей 7 НК РФ если международным договором Российской Федерации, установлены иные правила, чем в НК РФ, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных НК РФ представляет собой налоговую систему.

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).

Сбор – обязательный взнос, который взимается за оказание законно установленных услуг или предоставление определенного права (разрешения).

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.

Формирование налоговой системы РФ проходило в несколько этапов:

1 этап (1991–1993) – принятие закона об основах налоговой системы РФ.

2 этап (1994–1998) – характеризуется внесением большого количества изменений и дополнений, что, безусловно, создавало нестабильность налоговой системы.

3 этап (1998–наше время) – этап введения в действие единого документа по налогам (НК РФ части 1 и 2).

В современную налоговую систему РФ входят четыре блока:

  • система налогов и сборов РФ;
  • система налоговых правоотношений;
  • система участников налоговых правоотношений;
  • нормативно-правовая база сферы налогообложения.

Функции налогов

Более полно сущность налоговой системы раскрывается в функциях налогов.

    Фискальная функция заключается в обеспечении государства за счет налоговых поступлений финансовыми ресурсами, необходимыми для покрытия его расходов.

Регулирующая (экономическая) функция. Она заключается в воздействии налогов на общественно-экономические отношения в государстве.

С помощью регулирующей функции осуществляется:

  • 1) регулирование спроса и предложения на товары (работы, услуги);
  • 2) выравнивание доходов бюджетов отдельных субъектов РФ.
  • Воспроизводственная функция заключается в существовании налогов, за счет которых осуществляется воспроизводство природных ресурсов (например, НДПИ, водный налог, земельный налог и т.п.).
  • Контрольная функция состоит в том, что в процессе налогообложения появляется возможность сопоставления фактических налоговых поступлений в бюджеты различных уровней с заранее запланированными показателями.
  • Принципы построения налоговой системы

    Условием оптимального использования функций налогов являются принципы налогообложения. Принципы налогообложения – это сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления.

    Классическими принципами построения налоговой системы (по А. Смиту) являются:

    • принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
    • принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
    • принцип удобства – налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
    • принцип экономии – сокращение издержек взимания налогов.

    Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией РФ и НК РФ (ст. 3 ч. 1 НК РФ):

    • Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
    • Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер.
    • Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физического лиц или места происхождения капитала.
    • Налоги и сборы должны иметь экономическое основание.
    • Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации.
    • Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.
    • Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

    Качество налоговой системы можно оценить по следующим критериям: сбалансированность государственного бюджета; эффективность и рост производства; стабильность цен; эффективность социальной политики; полнота и своевременность уплаты налогов.

    Все принципы, лежащие в основе налога, можно объединить в три группы: юридические, организационные, экономические принципы.

    К правовым относятся принципы: обязательности; отрицания обратной силы закона; законности; экономической целостности; приоритетности налогового законодательства.

    К экономическим относятся принципы: эффективности налогообложения, заключающийся в минимизации издержек государства по взиманию налога; прогнозирования налогообложения; нейтральности, предполагающей, что налог должен способствовать созданию конкурентной среды; справедливости.

    К организационным принципам относятся: универсализация налогообложения, обеспечивающая одинаковые требования для всех плательщиков; удобство уплаты налогов; исчерпывающий перечень налогов; гармонизация, учитывающая международные нормы и правила.

    Классификация налогов и сборов

    Классификация налогов – это группировка налогов, обусловленная их назначением, методами взимания, источниками уплаты, характером применяемых ставок и др. признаками.

    Действующие в Российской Федерации налоги и сборы можно классифицировать по нескольким признакам (рисунок 1.1).

    Рисунок 1.1 – Типовая классификация налогов и сборов в РФ

    Рассмотрим подробно представленную на рисунке 1.1 классификацию налогов.

    1. По уровню управления

    Федеральные налоги вводятся федеральными органами власти; действуют в обязательном порядке на всей территории РФ; являются источником доходов, как правило, федерального бюджета РФ.

    Налоги федерального уровня могут перечисляться в пропорциональной величине: часть – в федеральный бюджет, часть – в нижестоящие бюджеты с целью оказания последним финансовой поддержки. Например, в соответствии со ст. 284 Налогового кодекса РФ, налог на прибыль организаций является федеральным, взимается по ставке 20 %, из которой 2 % перечисляются в федеральный бюджет, а остальные 18 % – в бюджет субъекта РФ, где функционирует фирма-налогоплательщик.

    К федеральным налогам относятся:

    • 1) налог на добавленную стоимость (НДС);
    • 2) акцизы;
    • 3) налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
    • 4) налог на прибыль организаций;
    • 5) водный налог;
    • 6) сбор за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;
    • 7) налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
    • 8) государственная пошлина.

    Кроме того, существуют два вида обязательных страховых взносов федерального значения, перечисляемых в государственные внебюджетные фонды РФ:

    • 1) страховые взносы, перечисляемые работодателями за своих работников:
      • в Пенсионный фонд РФ (ПФР) – на цели обязательного пенсионного страхования;
      • в Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) – на цели обязательного социального страхования;
      • в фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) – на цели обязательного медицинского страхования.

      Указанные взносы взимаются с 01.01.2010 г. вместо Единого социального налога (ЕСН), отмененного с 01.01.2010 г.;

    • 2) взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний («взносы на травматизм»).

    Среди федеральных налогов особое место занимают специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замену нескольких налогов одним (единым налогом).

    К специальным налоговым режимам в Российской Федерации относятся:

    • 1) упрощенная система налогообложения (УСН);
    • 2) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
    • 3) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН);
    • 4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
    • 5) патентная система налогообложения (ПСН, с 1 января 2015 года).

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) вводятся органами власти конкретного субъекта РФ только на территории конкретного субъекта РФ и являются источником доходов бюджетов субъектов РФ.

    Важно, что органы власти субъектов РФ вправе ввести на своей территории только те налоги и сборы, которые разрешены НК РФ.

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) включают:

    • 1) налог на имущество организаций;
    • 2) транспортный налог;
    • 3) налог на игорный бизнес.

    Основные правила взимания налогов субъектов РФ определяют федеральные власти в НК РФ. Власти субъектов РФ могут изменять или дополнять эти правила, но лишь в пределах, установленных НК РФ.

    Налоговым кодексом РФ региональных сборов не предусмотрено.

    Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах. Местные налоги перечисляются исключительно в местные бюджеты.

    К местным налогам относятся:

    • 1) земельный налог;
    • 2) налог на имущество физических лиц;
    • 3) торговый сбор (введен с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ).

    2. По способу взимания налога

    Прямые налоги взимаются с конкретного налогоплательщика – юридического или физического лица (например, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, транспортный налог, НДФЛ, земельный налог и т.п.).

    Косвенные налоги входят в цену готовой продукции (товаров, работ, услуг) и, как следствие, увеличивают ее. Так как косвенные налоги входят в цену, их фактическим плательщиком является покупатель, но перечисляет их в бюджет продавец за счет части выручки, полученной от покупателя. К косвенным налогам относятся НДС и акцизы.

    3. Источники уплаты налога

    К налогам, включаемым в себестоимость готовой продукции (товаров, работ, услуг) относятся земельный налог, водный налог, НДПИ (т.е. налоги на пользование природными ресурсами), а также страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, включая «взносы на травматизм».

    К налогам, относимым на выручку от реализации готовой продукции (товаров, работ, услуг), которые увеличивают ее величину, относятся НДС и акцизы.

    На прибыль, оставшуюся в распоряжении организации до налогообложения прибыли, относится налог на прибыль организаций.

    К налогам, взимаемым за счет доходов физических лиц, относится НДФЛ.

    На прочие расходы, не включаемые в себестоимость готовой продукции, товаров, работ, услуг, относятся налоги, учитываемые в составе прочих расходов организации. Например, налог на имущество организаций, государственная пошлина, уплачиваемая фирмой при судебных разбирательствах и т.п.

    4. В зависимости от применяемых ставок

    Фиксированные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых не зависит от изменения величины налоговой базы (например, НДС, налог на прибыль организаций, НДФЛ, налог на имущество организаций и др.).

    Прогрессивные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых увеличивается по мере увеличения налоговой базы, например: акцизы (чем выше доля спирта в спиртосодержащей продукции, тем выше ставка акциза, и наоборот).

    Элементы налога

    Законодательное основание является важнейшим принципом налога. Каждый установленный налог характеризуется несколькими обязательными параметрами – элементами налога. Выделяют существенные и факультативные элементы налога.

    Существенные элементы – элементы налога, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определёнными.

    Факультативные элементы – элементы, отсутствие которых не влияют на определённость налога.

    В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

    1. Субъект налога (налогоплательщик) – это тот, кто обязан уплачивать налог в бюджет государства. Налогоплательщиками могут являться: юридические лица, физические лица, индивидуальные предприниматели. К субъектам налоговых правоотношений относятся налоговые агенты – это лица, на которых возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению налогов в соответственный бюджет.
    2. Объект налогообложения (объект налога) – это то, что облагается налогом.
    3. Налоговая база – это величина, которая фактически облагается конкретным налогом, и по отношению к которой производится исчисление налога.
    4. Ставка налога – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
    5. Налоговый период – это отрезок времени (месяц, квартал, год), по завершении которого рассчитывается и уплачивается налог. Налоговый период может состоять из нескольких промежуточных отчетных периодов, по итогам которых исчисляются и уплачиваются промежуточные авансовые платежи.
    6. Порядок исчисления и сроки уплаты налога, предоставления отчетности показывает, кто и в каком порядке должен исчислять и уплачивать конкретный налог.

    Основным факультативным элементом налога являются налоговые льготы.

    Можно выделить пять групп налоговых льгот по элементам налога, представленные на рисунке 1.2.

    Рисунок 1.2 – Виды налоговых льгот по элементам налога в соответствии с НК РФ

    Также существуют льготы, не привязанные к элементам налогов – это специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов.

    Извините, доступ к дальнейшему материалу закрыт в демо-версии.

    ← предыдущая следующая → Наверх © ФГБОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет
    Институт дополнительного профессионального образования
    Уфа 2015

    Донецкий национальный технический университет

    по дисциплине: Экономика общественного сектора

    на тему: Виды налогов, критерии оценки налоговых систем

    Слушателя Мирошниковой О.С.

    1. Виды налогов, критерии оценки налоговых систем в Российской Федерации

    2. Краткий экскурс по системам налогообложения других стран

    Список использованных источников

    Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Налоги из простого инструмента мобилизации доходов бюджетов государства превращаются в основной регулятор всего воспроизводственного процесса, влияя на все пропорции, темпы и условия функционирования экономики. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

    Известно, что посредством налогов стала перераспределяться большая часть национального дохода в странах с развитой рыночной экономикой. На Западе налоговые вопросы давно уже занимают почетное место в финансовом планировании предприятий. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность и полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.

    налог платежеспособность нейтральность экономический

    1. Виды налогов, критерии оценки налоговых систем в РФ

    В истории развития налогообложения зафиксировано довольно большое разнообразие налогов и сборов, которые в отдельные периоды входили в состав налоговых систем. Например, основным источником доходов княжеской казны в Древнерусском государстве была дань, а также взимались торговые и судебные пошлины. В эпоху Петра I в России кроме налогов с извозчиков, постоялых дворов, печей и многих других были установлены экзотические налоги за бороды и усы. Разные названия налогов в основном определялись объектом налогообложения. В XX в. перечень основных налогов стал более универсальным. Это – налоги с оборота, акцизы, налоги на прибыль, на имущество, подоходный налог с граждан и прочие. При этом, несмотря на разные названия, основным источником уплаты налогов в большинстве случаев является доход налогоплательщиков.

    Налоги, составляющие налоговые системы разных стран, принято классифицировать по ряду признаков. Прежде всего, по способу изъятия налоги разделяют на:

    Прямые налоги взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. К ним относятся налог на доходы физических лиц, на имущество, налог на прибыль и др. Косвенные налоги на товары и услуги обычно устанавливаются в виде надбавки к цене или тарифу. Они отличаются более широкими возможностями переложения их на конечного потребителя. Это НДС, акцизы, налоги с оборота, таможенные пошлины, регистрационные и лицензионные сборы и т.п.

    По соотношению прямых и косвенных налогов в совокупных налоговых поступлениях судят об особенностях налоговой системы. Согласно данным ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развимтия(сокр. ОЭСР,англ.Organisation for Economic Co-operation and Development, OECD)– международная экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики.), в экономически развитых странах обычно преобладает доля прямых налогов . В России, доля подоходных налогов (налога на прибыль организаций и налога на доходы физических лиц) в налоговых доходах консолидированного бюджета превысила поступления НДС, изчего можно сделать вывод о преобладании прямого налогообложения. Если же в составе косвенных налогов учесть таможенные пошлины, становится ясным, что преобладание прямого налогообложения относительно невелико.

    По характеру налоговых ставок, который определяет соотношение сумм налога и налоговой базы, налоги делятся на:

    Пропорциональный налог предполагает использование единой налоговой ставки, которая не зависит от величины налоговой базы. Таков российский налог на доходы физических лиц, по которому установлена единая основная налоговая ставка 13%, НДС с его основной ставкой 18% и др. Прогрессивное налогообложение предусматривает рост ставки налога по мере увеличения налоговой базы. Во многих странах прогрессивные шкалы используются в подоходном налоге, а в России — при обложении налогом на имущество физических лиц.

    Регрессивное налогообложение, наоборот, предусматривает снижение ставки налога по мере роста налоговой базы. В России с 2001 г. регрессивные налоговые ставки установлены по единому социальному налогу. В то же время ряд налогов, особенно косвенных, несмотря на внешние признаки пропорционального налогообложения, имеют регрессивный или прогрессивный характер в отношении доходов населения, а НДС является регрессивным налогом для последних. В частности, акциз, установленный в виде фиксированной ставки в рублях на единицу товара, может быть регрессивным по отношению к лицам с высокими доходами и прогрессивным для малообеспеченных слоев населения.

    Если налог связан с конкретным видом общественных благ, средства на которые формируются за его счет, он называется специальным маркированным. Это платежи в пенсионные фонды, фонды медицинского и социального страхования, транспортный налог, идущий на содержание и развитие дорожной сети.

    Остальные налоги не имеют узкоцелевого характера, являются общими или немаркированными и могут использоваться на финансирование большей части различных общественных благ, предоставляемых государством. В современных налоговых системах доминирующее положение занимают общие налоги. Это обеспечивает гибкость бюджетной политики, возможность перераспределять налоговые доходы, не меняя налоговую систему. Федеративные государства обычно имеют трехуровневую налоговую систему, в которой налоги делятся на федеральные, или общегосударственные, региональные (налоги штатов, провинций, земель и т.д.) и местные. В Налоговом кодексе РФ эти группы налогов называются видами. Кроме того, налоги могут быть сгруппированы по субъекту уплаты (с юридических и физических лиц), способу обложения и ряду других классификационных признаков (см. табл1).

    Таблица 1. Классификационные признаки и виды налогов

    По способу изъятия

    По объекту налогообложения

    Имущественные Ресурсные или имеющие рентный характер Взимаемые с дохода, результатов деятельности Налоги на потребление Налоги со сделок

    По методу исчисления и характеру налоговых ставок

    Прогрессивные Пропорциональные Регрессивные

    По характеру связи с конкретным видом общественных благ

    Общие (немаркированные) Целевые (маркированные)

    По принадлежности к уровню власти и управления

    Федеральные Государственные (национальные) Региональные Местные

    По субъекту уплаты

    С юридических лиц

    С физических лиц

    По способу обложения

    Уплачиваемые на основе декларации

    Взимаемые у источника дохода

    Рассчитываемые на основе кадастра

    Российская налоговая система в соответствии с Налоговым кодексом РФ включает налоги трех уровней, в том числе:

    – 3 региональных (уровень субъектов Федерации) ,

    Федеральные налоги и сборы обязательны к уплате на всей территории страны. К ним относятся: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, налог на доходы физических лиц (НДФЛ), единый социальный налог (ЕСН), налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина.

    В состав региональных налогов входят налог на имущество организаций, транспортный налог и налог на игорный бизнес.

    К местным относятся земельный налог и налог на имущество физических лиц. Кроме того, Налоговый кодекс РФ регламентирует применение 4 специальных режимов:

    – системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога);

    – упрощенной системы налогообложения;

    – системы налогообложения в виде единого налога на временный доход для отдельных видов деятельности;

    – системы налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции. В настоящее время основная часть налоговых доходов бюджетной системы России формируется за счет налога на прибыль организаций, НДС, налога на добычу полезных ископаемых и налоги на доходы физических лиц.

    2. Краткий экскурс по системам налогообложения других стран

    Налоговые системы развитых стран складывались под воздействием разных экономических, политических и социальных условий. По перечню налогов, их структуре, способам взимания, ставкам, объектам налогообложения, льготам, фискальным полномочиям различных уровней власти налоговые системы существенно отличаются друг от друга.

    Несмотря на многообразие и сложность налоговых систем в разных странах, можно выделить две основные модели их построения. Одна модель налоговой системы базируется на налогообложении доходов. Так, основными источниками поступлений в федеральный бюджет США являются подоходный налог с физических ниц (свыше 45%), взносы в фонды социального страхования (около 37%), налог на прибыль корпораций (около 9%). Налогообложение потребления в США относительно невелико. Оно представлено региональным налогом с продаж, который обеспечивает около 30% дохода бюджетов американских штатов.

    Другая модель делает упор на налогообложение потребления — налоги взимаются в тот момент, когда доход тратится. Таков налог на добавленную стоимость, который обычно обеспечивает наибольшую долю бюджетных доходов. Доля поступлений НДС в бюджете Франции составляет более 41%, подоходного налога с физических лиц — более 18%, налога на акционерные общества (на прибыль) — около 11%.

    В налоговых системах ряда стран, таких как Италия, Скандинавские государства, сформировалась уравновешенная структура косвенных и прямых налогов. Теоретически, налоговые системы могут также строиться на основе преобладания ресурсных или имущественных налогов. Однако на практике эти налоги не являются ключевыми в доходах государств. Обычно они играют ведущую роль при формировании региональных и местных бюджетов.

    В современном мире происходит гармонизация налогообложения на территориях интегрирующихся государств путем определения основных принципов и правил организации налогового процесса в границах регионального экономического образования. Цель общей налоговой политики – выработка унифицированных форм и методов налогообложения, учитывающих как уровень развития и особенности модели национальной экономики отдельных государств, входящих в объединение, так и межгосударственные приоритеты объединенной экономики. Наглядным примером экономической интеграции государств с рыночной экономикой стало образование и развитие Европейского Союза (ЕС). Гармонизация и унификация налоговых систем в рамках ЕС прежде всего реализуется в отношении косвенных налогов, в частности НДС, для которого рекомендованы минимальная стандартная (на уровне 15%) и льготная (5%) налоговые ставки. Сохраняется применение нулевой ставки для товаров, экспортируемых за пределы стран ЕС, и освобождение от налога ограниченного круга социально значимых товаров.

    Чтобы смягчить влияние сближения действующих стандартных ставок НДС на величину бюджетных доходов отдельных стран, этот процесс происходит постепенно и допускает сохранение налоговых ставок в пределах установленного диапазона, например от 15 до 25%. В то же время сохраняются неравенство налогообложения для национальных корпоративных систем и налоговая конкуренция между регионами.

    При сравнении национальных налоговых систем с точки зрения эффективности выполняемых ими функций исходят из критериев их оценки, к которым можно отнести:

    -относительное равенство налоговых обязательств, экономическую нейтральность,

    – организационную простоту, гибкость и прозрачность для налогоплательщиков.

    Степень обеспечения равенства обязательств налогоплательщиков определяет уровень восприятия ими налоговой системы как справедливой. Поскольку налогообложение носит принудительный характер, необходимо стремиться к его равному воздействию им граждан и предпринимателей при сохранении определенной дифференциации на основе принципов полезности и платежеспособности. Принцип полезности или получаемых выгод увязывает величину налоговой нагрузки с объемами фактического потребления общественных и частных благ, получаемых от государства или с его помощью. Принцип платежеспособности предполагает соразмерность налогообложения и объективной способности налогоплательщиков уплачивать налоги, которая оценивается размером получаемых доходов, объемом покупок и другими показателями. Именно этот принцип во многом характеризует справедливость налоговой системы, но обеспечить полное равенство налоговой нагрузки для всех налогоплательщиков весьма сложно.

    Критерий экономической нейтральности предполагает минимизацию искажающего воздействия налогов на рыночное поведение групп налогоплательщиков в различных сферах экономики. Однако именно налоги должны оказывать влияние на использование и распределение ресурсов общественного сектора, способствовать повышению эффективности их использования путем обеспечения сбалансированности налогового бремени с потребностями в общественных благах. Налоги являются инструментом более справедливого перераспределения доходов, изменения структуры и темпов развития производства, решения социальных задач, нейтрализации недостатков рыночной системы хозяйствования, например, в области противодействия загрязнению окружающей среды. Таким образом, нейтральность налогов следует понимать как минимизацию их негативного влияния на экономику и социальную сферу.

    Критерий организационной простоты предполагает снижение издержек налогового администрирования как у налоговых органов, гак и у налогоплательщиков. Это условие может быть реализовано при достижении ясности и единообразия налоговых обязательств, изложенных в налоговом законодательстве. Критерий гибкости предусматривает наличие способности налоговой системы быстро и адекватно реагировать на изменения экономических процессов. Оперативность реакции особенно важна в условиях избыточного роста или снижения экономических показателей, например для преодоления финансового кризиса. При этом характер налоговых ставок может выполнять функцию встроенного стабилизатора. Например, прогрессивные ставки налога на прибыль в определенной степени сдерживают стремление предприятий к по лучению сверхприбыли в период ее роста, а снижение ставок в пе риод спада обеспечивает опережающее снижение налогового бремени по сравнению с уменьшением массы прибыли.

    Критерий прозрачности налоговой системы реализуется в тех случаях, когда налогоплательщик способен самостоятельно или с минимальной помощью разобраться, понять особенности исчисления и уплаты действующих налогов, оценить влияние налоговой системы на достижение своих интересов. Этот критерий часто рассматривают в совокупности с критерием контролируемости; т.е. с наличием возможности для налогоплательщиков или их групп вносить коррективы в налоговую систему (например, через участие в выборах органов власти или референдумах), в той или иной сфере осуществлять контроль за формированием и функционированием бюджетной и налоговой систем, включая расходование бюджетных средств.

    При рассмотрении названных критериев в комплексе видно, что при их реализации могут возникать противоречия. Например, введение налоговых льгот может восприниматься как справедливое и, наоборот, как создание неравных условий для отдельных групп налогоплательщиков, как усложнение налогового администрирования, как нарушение критерия нейтральности. Поэтому на практике обычно принимаются компромиссные решения, отражающие баланс интересов различных сторон налоговых взаимоотношений.

    Основным источником доходов общественного сектора являются налоги, которые выполняют фискальную, регулирующую, контрольную, социальную и другие функции. Приоритетность различных функций налогов, принципов налогообложения, отдельных налогов в налоговой системе определяется экономической и социальной политикой государства. В демократическом обществе налоги выступают как отражение спроса налогоплательщиков на общественные блага.

    При оценке эффективности функций, выполняемых национальной налоговой системой, исходят из критериев обеспечения равенства налоговых обязательств, экономической нейтральности, организационной простоты, гибкости и прозрачности.

    Список использованных источников

    1. П.В. Савченко, И.А. Погосов, Е.Н. Жильцов. Экономика общественного сектора: Учебник / Под ред. П.В. Савченко, И.А. Погосова, Е.Н. Жильцова. — М.: ИНФРА-М,2010. — 763 с., 2010 – перейти к содержанию учебника

    2. Государственное регулирование экономики: Учебное пособие/ Под ред. И.Н. Мысляевой, Н.П. Кононковой – М.: Издательство Московского университета, 2014 – 440с.

    3. Пономаренко Е.В. Экономика и финансы общественного сектора. Учебник для магистров – М.: МИГСУ, 2011 – 348 с.

    Кривая Лаффера: оптимальные налоговые ставки

    Сегодня я хочу поднять важную тему: зависимость налоговых поступлений в бюджет от уровня налоговых ставок, которая известна как кривая Лаффера. Что отображает данная кривая, почему она именно такая, и каковы оптимальные налоговые ставки в государстве — обо всем этом поговорим далее. Думаю, что тема должна быть интересной.

    1. К чему приводит повышение налоговых ставок?
    2. Кривая Лаффера
    3. Каковы оптимальные налоговые ставки?

    К чему приводит повышение налоговых ставок?

    Как вы знаете, в последние годы в России ведется политика повышения налогов и сборов. Увеличиваются ставки по действующим налогам (например, НДС), вводятся новые (на проценты по вкладам, доходы по облигациям, налог на профессиональную деятельность для самозанятых, увеличение налога «для богатых» и т.д.). Таким образом государство стремится увеличить бюджетные поступления. Однако, эти поступления по многим видам налогов не растут, а падают, и в целом — тоже падают, о чем свидетельствуют данные налоговой службы:

    Почему так происходит? Дело в том, что увеличение налоговых ставок не всегда ведет к увеличению объема налоговых платежей, а может привести и к обратному эффекту. В какой-то момент налоговые платежи становятся непосильными для представителей бизнеса и граждан, и они попросту закрывают свою деятельность, либо уходят в тень, чтобы не платить налоги.

    Именно такой эффект мы и наблюдали в России в 2020 году: согласно официальной статистике прекратили свою деятельность около 20% бизнес-единиц, то есть, пятая часть! Это, соответственно, привело к снижению налоговых сборов не только с бизнеса, но и с граждан, пользующихся товарами и услугами.

    Чтобы увеличить налоговые поступления в бюджет, во многих случаях следует не увеличивать, а наоборот, уменьшать налоговые ставки и количество налогов. Эта экономическая закономерность выявлена аналитическими исследованиями и получила известность в своем графическом отображении как кривая Лаффера.

    Кривая Лаффера

    Американский экономист Артур Лаффер вывел и доказал зависимость влияния уровня налоговых ставок на объем налоговых поступлений в бюджет государства. Хотя он же утверждал, что не является основоположником данной теории, истоки которой он находил и в экономической теории кейнсианства и даже у средневековых ученых. Лаффер знаменит тем, что наглядно отобразил данную зависимость на графике, получившем название «Кривая Лаффера». Вот так она выглядит:

    Кривая Лаффера

    Кривая Лаффера показывает зависимость налоговых поступлений от налоговых ставок. При увеличении налоговой нагрузки объем налоговых поступлений в бюджет растет только до определенного уровня, далее — он начинает снижаться.

    Точка А на графике — это идеальное соотношение между налоговыми ставками и налоговыми поступлениями.

    Например, если при совокупном объеме налоговых ставок 50% (в точке A) налоговые поступления в бюджет будут максимальными, то при объеме ставок 30% и 70% (в точках B и C) налоговые поступления будут ниже, причем, одинаковыми.

    Из этой закономерности можно вывести важные следствия:

    1. Если после повышения налоговых ставок и начала снижения поступлений повышать ставки еще сильнее, то и поступления начнут снижаться еще сильнее.
    2. Если после повышения налоговых ставок объем поступлений снизился, для его увеличения ставки надо обратно понижать.
    3. Если ставки долгое время не менялись, и стоит задача повысить налоговые поступления в бюджет — возможно, для этого следует понизить, а не повысить ставки.
    4. Если снижать налоговые ставки, то в краткосрочной перспективе это может привести к снижению налоговых поступлений, а в долгосрочной — приведет к росту.
    5. Если повышать налоговые ставки, то в краткосрочной перспективе это может привести к росту налоговых поступлений, а в долгосрочной — приведет к снижению.

    Каковы оптимальные налоговые ставки?

    Теперь о главном: какими должны быть оптимальные налоговые ставки, как найти ту самую точку A на графике? На этот вопрос нет однозначного ответа: для каждой страны эта точка может быть разной. Если очень сильно усреднить, то считается, что уровень предельной налоговой нагрузки не должен превышать 40-50% от дохода, если ставки выше — интерес к заработку теряется. При этом оптимальной налоговой ставкой, устраивающей налогоплательщиков, считается ставка налога на доходы около 15%. Так или иначе, оптимальный уровень налоговых ставок в конкретной ситуации можно определить путем анализа, опытным путем.

    Кривая Лаффера используется для оценки и анализа объема налоговых поступлений не только от представителей бизнеса, но и от населения. Тем более, что изначально объектом исследования был налог на доходы, применяемый как к физлицам, так и к представителям бизнеса.

    В истории есть успешные примеры применения кривой Лаффера на практике, когда налоговые ставки снижали, в т.ч. и кардинально, и это приводило к росту налоговых поступлений в бюджет.

    Например, еще в 1925 году в США кардинальным образом снизили налог на доходы физлиц — с 73% до 25%, примерно в 3 раза. За последующие 8 лет объем годовых налоговых поступлений в бюджет увеличился с 719 млн. до 1 млрд. долларов, то есть, на 39%.

    Другой пример. В конце 90-х годов в Польше власти существенно повысили акцизы на алкогольные и табачные изделия. Это привело к резкому сокращению поступлений акцизного сбора, поскольку граждане страны перестали покупать легальные товары и начали пользоваться контрабандой. Как следствие падения объема продаж, упало и производство. Тогда власти страны вновь понизили ставку акцизного сбора с 29% до 18% и объемы налоговых сборов вновь увеличились.

    Кривая Лаффера в реальных условиях не столь ровная и симметричная, как показана на графике, график является лишь упрощенным представлением этой зависимости. Но зависимость в любом случае есть.

    Важно понимать, что если государство повышает налоги, а объемы налоговых платежей при этом падают, самое время вспомнить кривую Лаффера и действовать в обратном направлении. Тем более, если налоговая нагрузка в стране и так очень высока.

    Однажды я подсчитывал, какие налоги в России платит человек, и получилось, что около 70% (!) своего заработка он отдает государству в виде прямых и косвенных налогов. Также я сравнивал налоги в России и в США, получилось, что в США налоговая нагрузка более чем в 3 раза ниже. При подобном и так очень высоком уровне налоговой нагрузки дальнейшее повышение налогов и сборов вряд ли приведет к увеличению наполняемости бюджета, а скорее, согласно кривой Лаффера, покажет обратный результат. Что мы уже начинаем наблюдать. Так что, в нынешней ситуации, с учетом и так нерадужного финансового положения страны и ее граждан, целесообразнее было бы снижать налоги, а не повышать их и вводить новые.

    Теперь вы знаете, что отражает кривая Лаффера, и где она используется. На этом буду заканчивать. Как всегда рад услышать ваше мнение в комментариях. Оставайтесь на Финансовом гении и повышайте свой уровень финансовой грамотности!

    а) растет с увеличением дохода

    б) не изменяется при увеличении дохода

    в) сокращается с увеличением дохода

    г) не изменяется при уменьшении дохода

    д) сокращается с уменьшением дохода.

    315. Применяемые налоги можно назвать пропорциональными, если величина средней налоговой ставки:

    а) не изменяется с увеличением дохода

    б) не изменяется с уменьшением дохода

    в) не изменяется при любом изменении дохода

    г) не изменяется в соответствии с изменением дохода

    д) изменяется пропорционально изменению дохода.

    316. Государственный бюджет становится дефицитным, когда:

    а) государственные расходы сокращаются

    б) размеры государственных расходов превышают доходы

    в) налоги сокращаются

    г) налоги увеличиваются

    д) государственные расходы растут.

    317. Что является инструментом фискальной политики стабилизации экономики?

    а) повышение нормы резервов

    б) операции на открытом рынке

    в) изменение учетной ставки

    г) увеличение и уменьшение государственных расходов

    д) операции с ценными бумагами.

    318. Какие из перечисленных функций выполняют налоги в рыночной экономике?

    а) фискальную, социальную, регулирующую, стимулирующую

    б) контрольную, перераспределительную, конфискационную

    в) экономическую, автоматическую, регулирующую

    г) фискальную, контрольную, социально-экономическую

    д) стимулирующую, распределительную, регулирующую.

    319. К косвенным налогам относится:

    а) налог на прирост капитала

    б) подоходный налог с населения

    в) налог на наследство и дарение

    д) таможенный тариф.

    320. Одна из реальных проблем государственного долга заключается в том, что:

    а) часть национального продукта уходит за пределы страны, т.е. экспортируется

    б) сокращается неравенство в доходах

    в) возрастает доля сбережений при всех уровнях располагаемого дохода

    г) доля сбережений не изменяется

    д) может привести к банкротству государства.

    321. Отношение изменения чистого национального продукта к изменению правительственных расходов – это:

    а) мультипликатор инвестиций

    б) налоговый мультипликатор

    в) банковский мультипликатор

    г) мультипликатор государственных расходов

    д) мультипликатор государственных доходов.

    322. К каким экономическим последствиям может привести государственный долг?

    а) сокращение производственных возможностей национальной экономики

    б) снижение уровня жизни

    в) перераспределение национального богатства

    г) увеличение совокупных национальных расходов

    д) повышение уровня жизни.

    323. Если правительство ежегодно будет стремится к сбалансированному бюджету, то такой бюджет:

    а) будет сглаживать колебания в рамках экономического цикла

    б) будет усиливать колебания в рамках экономического цикла

    в) не будет оказывать никакого влияния на объем производства и занятости

    г) будет способствовать ослаблению инфляции

    д) будет стимулировать совокупный спрос.

    324. Взаимосвязь между ставкой налогов и величиной налоговых поступлений в государственный бюджет отражает:

    а) кривая Филлипса

    б) кривая Оукэна

    в) кривая Лаффера

    г) кривая Лоренца

    д) кривая спроса.

    325. Дефицит государственного бюджета – это всегда явление:

    г) существуют разные оценки

    д) только негативное воздействие.

    326. Фискальная политика – это:

    а) система регулирования правительственных расходов и налогов

    б) так в средние века называлась политика сети банков

    в) постоянное изменение налоговых поступлений

    г) манипулирование расходами компаний

    д) это регулирование трансфертных платежей.

    327. Экономическая база и инструмент фискальной политики государства:

    в) дефицит бюджета

    г) государственный долг

    д) иностранные инвестиции.

    328. Основа кредитной системы:

    а) денежные вклады физических лиц

    б) Народный банк

    в) Национальный банк

    г) денежные вклады юридических лиц

    д) национальная валюта – тенге.

    329. Государственный долг – порождение:

    а) дефицита бюджета

    б) избыток бюджета

    в) займа у населения

    г) прямых иностранных инвестиций

    д) займа у зарубежных государств.

    330. При прочих равных условиях, крупный бюджетный дефицит в период полной занятости приводит:

    а) превышению экспорта над импортом

    б) сокращению международной ценности валюты

    в) инфляции, обусловленной ростом издержек

    г) росту реальной процентной ставки

    д) снижению реальной процентной ставки.

    331. Наиболее существенная причина экономического роста в развитых странах это:

    а) увеличение объема рабочего времени

    б) технологические изменения в производстве

    в) увеличение объема применяемого капитала

    г) реализация денежно-кредитной и фискальной политики, способствующей экономическому росту

    д) рост квалификации рабочей силы.

    332. Налоги, являясь основным инструментом пополнения государственного бюджета, выполняют:

    а) фискальную функцию

    б) распределительную функцию

    в) контрольную функцию

    г) стимулирующую функцию

    д) сдерживающую функцию.

    333. Государственный бюджет – это:

    а) счет доходов и расходов государства

    б) все источники доходов государства

    в) все статьи государственных расходов

    г) налоговые поступления

    д) баланс государственных расходов и доходов.

    334. Под дискреционной фискальной политикой понимается:

    а) сознательное манипулирование правительственными закупками

    б) сознательное манипулирование ставками налогов

    в) сознательное манипулирование правительственными закупками, ставками налогов и

    размерами трансфертных платежей

    г) сознательное манипулирование трансфертных платежей

    д) сознательное манипулирование государственных расходов.

    335. В основе функционирования мирового хозяйства лежит:

    а) международное разделение труда

    б) совместный труд

    в) валютная «корзина»

    г) политическое регулирование

    д) дипломатические связи.

    336. Дайте определение международного разделения труда:

    а) специализация стран на определенных видах товаров и услуг

    б) перераспределение ограниченных ресурсов в мировом хозяйстве

    в) перемещение в мировом хозяйстве квалифицированной рабочей силы

    г) установление пропорций национальной и мировой рабочей силы

    д) экономическая интеграция государств в мировое хозяйство.

    337. Вывоз капитала – это:

    а) организация эффективности производства

    б) экспорт капитала в другие страны с целью эффективного размещения и использования

    в) помощь экономикам других стран

    г) расширение международного кредитования

    д) сокрытие денежных средств в банках других стран.

    338. Валютный курс – это:

    а) совокупность отношений, возникающих между субъектами валютных сделок

    б) национальный режим регулирования валютных сделок

    в) платежный документ, используемый в международных расчетах

    г) теория паритета покупательной способности

    д) цена одной денежной единицы, выраженная в денежной единице другой страны.

    339. Политику протекционизма впервые рекомендовали:

    б) ранние меркантилисты

    г) поздние меркантилисты

    340. Сторонники протекционизма утверждают, что введение торговых барьеров (пошлин, квот) приводит к:

    а) сокращению занятости в отраслях национальной экономики

    б) защите отраслей национальной экономики

    в) образованию внутренних монополий

    г) ослаблению обороноспособности страны

    д) ослаблению конкуренции на мировом рынке.

    341. Принцип абсолютных преимуществ был впервые сформулирован:

    342. Международная торговля является взаимовыгодной, если:

    а) одна страна обладает абсолютным преимуществом в производстве одного товара, а вторая страна – другого товара

    б) страна не обладает абсолютным преимуществом в производстве ни одного товара

    в) страны обладают сравнительными преимуществами в производстве каких-либо товаров

    г) страна обладает и абсолютным и сравнительным преимуществом в производстве одного товара

    д) все страны обладают абсолютными и сравнительными преимуществами в производстве товаров.

    343. Соотношение между валютными поступлениями в страну и платежами, которые страна осуществляет за границей за определенный промежуток времени – это:

    а) торговый баланс

    б) платежный баланс

    в) государственный бюджет

    д) баланс переводов.

    344. Если валюта данной страны без ограничений обмениваются на любые иностранные валюты, т.е. не существует валютных ограничений ни по текущим, ни по капитальным операциям платежного баланса, то это означает:

    а) внешнюю конвертируемость

    б) внутреннюю конвертируемость

    в) свободную конвертируемость

    г) частичную конвертируемость

    д) не конвертируемость (замкнутость) валюты.

    345. Полный контроль над объектами капиталовложений вследствие полной собственности на зарубежный капитал, а также обладание контрольным пакетом акций обеспечивает:

    а) вывоз ссудного капитала

    б) ввоз предпринимательского капитала

    в) вывоз капитала в форме портфельных инвестиций

    г) вывоз предпринимательского капитала в форме прямых инвестиций

    д) ввоз ссудного капитала.

    346. К международным монополиям следует отнести:

    а) транснациональные корпорации (ТНК)

    б) многонациональные корпорации (МНК)

    в) международные монополистические союзы (ММС)

    г) национальные корпорации

    347. Активное сальдо торгового баланса увеличится, если в стране:

    а) снизятся реальные процентные ставки

    б) вырастут темпы инфляции

    в) вырастут темпы экономического роста

    г) снизятся темпы экономического роста

    д) повысятся реальные процентные ставки.

    348. В современных условиях темпы роста торговли товарами ниже только темпов роста торговли:

    349. Назовите основной источник выгод от международной торговли:

    а) разница в ценах на блага в отдельных странах

    б) незнание цен сопредельных государств

    в) принцип меркантилизма: «купить дешевле, продать дороже»

    г) понижение цен на товары

    д) разница таможенных тарифов разных стран.

    350. Кто в классической экономической теории доказал, что международная торговля позволяет извлекать выгоду от всемирного разделения труда:

    351. Какая из перечисленных проблем не относится к глобальным социально- экономическим проблемам?

    а) экономическая отсталость

    б) демографическая проблема

    в) продовольственная проблема

    г) экологическая проблема

    д) рост преступности

    352. Международная специализация и свободная торговля, основанная на принципах сравнительных преимуществ, означают:

    а) сокращение внутреннего потребления стран

    б) увеличение внутреннего потребления стран

    в) увеличение суммарного производства товаров, превышение уровня потребления стран их производственных возможностей

    г) увеличение валового потребления

    д) сокращение валового потребления

    353. Согласно принципа сравнительных преимуществ:

    а) совокупные расходы при выпуске продукции будут наименьшими тогда, когда каждый товар будет производиться той страной, в которой ниже переменные издержки

    б) совокупные объем выпуска продукции будет наименьшим тогда, когда каждый товар будет производиться той страной, которая проводит более выгодную специализацию

    в) совокупные объем выпуска продукции будет наибольшим тогда, когда каждый товар будет производиться той страной, в которой ниже вмененные издержки

    г) совокупные объем выпуска продукции будет наибольшим тогда, когда каждый товар будет производиться той страной, которая проводит выгодную специализацию

    д) чистый экспорт страны выше, чем у других стран.

    354. Бреттон-Вудская валютная система – это система:

    а) золотого стандарта

    б) золотого паритета

    в) фиксированных связанных валютных курсов

    г) «плавающих» валютных курсов

    д) обменного курса

    355. Сумма всех расходов жителей страны на иностранные товары за вычетом расходов остального мира на товары данной страны является:

    а) национальным потреблениям

    г) национальными сбережениями

    д) чистым экспортом

    356. Полная конвертируемость национальной валюты означает:

    а) возможность покупки иностранной валюты без ограничения

    б) возможность свободного вывоза и ввоза национальной валюты

    в) возможность свободного вывоза и ввоза иностранной валюты

    г) возможность свободного обмена денежной единицы данной страны на национальную валюту другой страны

    д) возможность установления плавающего курса национальной валюты

    357. Фирма является монопсонией на рынке труда, но не обладает монопольной властью на рынке готовой продукции. По сравнению с конкурентными фирмами она будет:

    а) нанимать больше работников и устанавливать более высокую заработную плату

    б) нанимать меньше работников и устанавливать более низкую заработную плату

    в) нанимать меньше работников и устанавливать более высокую заработную плату

    г) нанимать больше работников и устанавливать более низкую заработную плату

    д) нанимать больше работников при прежнем уровне заработной платы

    358. Разница между стоимостью национального экспорта и импорта это:

    а) платежный баланс

    б) торговый баланс

    в) паритет покупательной способности

    г) паритет торгового баланса

    д) валютная интервенция.

    359. На международную миграцию трудовых ресурсов влияет:

    а) высокий уровень безработицы внутри страны

    б) различия в условиях оплаты труда

    в) стремление получить образование

    г) низкий уровень рождаемости

    д) низкий уровень безработицы внутри страны

    360. Согласно закону Оукена, двухпроцентное превышение фактического уровня безработицы над его естественным уровнем означает, что отставание фактического объема ВВП от реального составляет:

    д) значительно больше, чем 5%.

    Дата добавления: 2015-04-11 ; просмотров: 30 | Нарушение авторских прав

    безвозмездные поступления от физических и юридических лиц

    дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

    7. Налог с владельцев транспортных средств - это налог

    Прямой

    денежное содержание неработающего человека

    денежные и натуральные платежи, выплачиваемые из госбюджета

    денежные изъятия государства из прибыли и зарплаты;

    Обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет в размерах и в сроках, установленных законом

    9. Непосредственное равенство налоговых обязательств всех субъектов экономики, находящихся в одинаковом положении реализует принцип

    Справедливости налогообложения

    10. Установление оптимальных налоговых ставок обратно пропорциональны эластичности спроса на товар сформулировано в правиле об оптимальности налогообложения

    Обратных эластичностей

    все варианты верны

    Если с ростом дохода растет и доля этого дохода, выплачиваемая в виде налога, то такой налог носит название:

    Применяемые налоги можно оценить как регрессивные, если величина средней налоговой ставки:

    а) растет с увеличением дохода;

    б) не изменяется при изменении дохода;

    *в) сокращается с увеличением дохода;

    17. Применяемые налоги можно оценить как пропорциональные, если величина средней налоговой ставки:

    а) не изменяется с увеличением дохода;

    б) не изменяется с уменьшением дохода;

    *в) не изменяется при любом изменении дохода;

    г) изменяется в соответствии с изменением дохода;

    Увеличение ставки налога, при прочих равных условиях.

    а) приведет к увеличению поступлений от этого налога;

    б) является прерогативой налоговой инспекции соответствующей территории;

    *в) может привести как к увеличению, так и к снижению поступлений от этого налога;

    г) приведет к снижению дефицита государственного бюджета.

    22. Регрессивное налогообложение.

    а) делает невозможным выплату трансфертов государством;

    б) приводит к тому, что налоги в основном выплачиваются фирмами, а не отдельными лицами;

    *в) может иметь место при взимании как прямых, так и косвенных налогов;

    г) не приводит к перераспределению доходов в обществе.

    23. Подоходный налог с физических лиц, взимавшийся в России в 2000 г., - это пример.

    а) регрессивного прямого налога;

    б) прогрессивного косвенного налога;

    в) регрессивного косвенного налога;

    *г) прогрессивного прямого налога.

    24. После повышения ставок подоходного налога с физических лиц Марина, работая референтом, добилась от руководства повышения ей заработной платы. Это пример.

    *а) переложения налогового бремени;

    б) роста спроса на услуги референтов;

    в) прогрессивного налогообложения;

    г) ценовой дискриминации.

    Про какой из перечисленных ниже налогов можно утверждать, что все налоговое бремя неизбежно ляжет на непосредственного плательщика этого налога:

    а) налог на прибыль предприятий;

    *б) подоходный налог с населения;

    г) ни про один из перечисленных типов этого утверждать нельзя.

    Тема 6

    1. Трансфертные платежи - это

    Выплаты, не обусловленные производством товаров и услуг

    часть произведенного продукта, не имеющую форму дохода

    2. Какие из перечисленных статей относятся к расходам государственного сектора

    Выплаты по государственному долгу

    доходы от государственной собственности

    Межбюджетные трансферты

    3.Расходы на расходы на ЖКХ –это классификация

    расходов бюджета по влиянию на процесс расширенного воспроизводства

    Расходов бюджета по функциональному содержанию

    расходы бюджета во ведомственной классификации

    4. Что из перечисленных расходов не относится к государственным?




    Оплата импорта товаров

    расходы на социально-культурные нужды

    обслуживание государственного долга

    5.В каких формах могут осуществляться расходы общественного сектора

    В натуральной и денежной

    исключительно в денежной

    исключительно в натуральной

    6. Классификация, оценивающая влияние общественных расходов на национальный доход, предполагает деление расходов

    по функциональному содержанию

    по ведомственному подходу

    по экономическому содержанию

    По направленности трансфертных платежей

    7. Реципиент общественных расходов – это

    лицо, получающее выгоду от программ общественных расходов

    Лицо, непосредственно получающее блага от расходов общественного сектора

    все варианты верны

    участник общественного сектора экономики

    8. Под перемещением выгод понимают

    получение денежных выгод нуждающимися

    несовпадение полученных выгод с проведенными расходами

    Движение выгод от получателя общественного блага к другим рыночным субъектам

    все ответы верны

    9. К какому типу контрактов относится контракт, который предусматривает фиксированную величину оплаты независимо от объема фактически оказанных услуг.

    контракт с разделением затрат;

    контракт типа «издержки и объем»;

    Блочный контракт

    контракт с фиксированной ценой

    10. Какой тип контракта можно заключить, если результаты и издержки в достаточной степени определены?

    контракт с разделением затрат

    контракт типа «издержки и объем»

    Контракт с фиксированной ценой

    11. Контрактация - это

    Установление контрактных отношений государственного и частного секторов экономики

    принудительное переложение государством на частный сектор функции по предоставлению общественных благ

    область действий программ общественного сектора экономики

    объединение организаций по предоставлению общественных благ

    12. К критериям оценивания общественных расходов относят

    все ответы верны

    13. Теневая цена общественного блага – это

    скрытая от потребителя цена общественного блага

    рыночная цена общественного блага за вычетом затрат на ее предоставление

    Расчетная цена, сопоставляющая общественные издержки и выгоды от потребления общественного блага

    рыночная цена теневого рынка общественных благ

    14. Оценка эффективности расходов общественного сектора характеризуется

    максимальной прибылью от производства общественных благ

    максимальными общественными выгодами

    минимальными общественными затратами

    Максимальной разностью между общественными выгодами и общественными издержками

    15. Выгода непосредственных потребителей общественного блага, а также всех третьих лиц, связанная с производством и потреблением данного блага - это

    Общественная выгода

    16. Общественные издержки – это

    Совокупные затраты как производителей, так и всех третьих лиц, связанные с производством и потреблением данного продукта

    совокупные затраты общественного сектора

    общие затраты субъектов, предоставляющие общественные блага

    отрицательные внешние эффекты от потребления общественного блага

    Тема 7

    1.Бюджетный федерализм – это

    a) устройство бюджетной системы государства, при котором каждый из уровней государственной власти располагает собственным бюджетом и действует в пределах закрепленных за ним бюджетных полномочий

    b) свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории (консолидированный бюджет)

    c) регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и их исполнению, а также по контролю за их исполнением (бюджетный процесс)

    2. Форма государственного устройства, при котором его административно-территориальные единицы подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают

    a) унитарное государство

    b) федеративное государство

    c) правовое государство

    d) демократическое государство

    3. Государство, объединяющее административно-территориальные или национальные образования, которые обладают значительной степенью самостоятельности (штаты в США, земли в Германии, области и края в России) или суверенитетом (кантоны в Швейцарии, республики в России)

    a) унитарное государство

    b)федеративное государство

    c) правовое государство

    4. Высокая бюджетная централизация характерна для государства

    a) унитарного

    5. Бюджетная система России в зависимости от степени распределения власти между центром и административно-территориальными образованиями соответствует следующему типу государственного устройства

    b) федеративному

    6. Дотации – это бюджетные средства, передаваемые нижестоящему бюджету

    a) на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия целевых расходов

    b) на возвратной основе для покрытия текущих расходов

    c) на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов

    7. Бюджетные средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основах на финансирование целевых расходов в рамках бюджетной системы или юридическим лицам

    a) субвенция

    b) бюджетная ссуда

    8. Представляемые бюджету другого уровня бюджетные средства на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года

    a) бюджетная ссуда

    9.Бюджетные средства, предоставляемые на условиях долевого финансирования целевых расходов в рамках бюджетной системы физическим и юридическим лицам.

    Читайте также: