Приказ 323 налоговый мониторинг

Опубликовано: 05.05.2024

от 21 апреля 2017 года N ММВ-7-15/323@

Об утверждении форм документов, используемых при проведении налогового мониторинга, и требований к ним

форму заявления о проведении налогового мониторинга согласно приложению N 1 к настоящему приказу;

форму заявления об отказе в проведении налогового мониторинга согласно приложению N 2 к настоящему приказу;

форму регламента информационного взаимодействия согласно приложению N 3 к настоящему приказу;

форму решения о проведении налогового мониторинга согласно приложению N 5 к настоящему приказу;

форму решения об отказе в проведении налогового мониторинга согласно приложению N 6 к настоящему приказу;

форму запроса о предоставлении мотивированного мнения налогового органа согласно приложению N 7 к настоящему приказу;

форму мотивированного мнения налогового органа согласно приложению N 8 к настоящему приказу;

форму уведомления о досрочном прекращении налогового мониторинга согласно приложению N 10 к настоящему приказу;

форму уведомления о наличии (об отсутствии) невыполненных мотивированных мнений согласно приложению N 11 к настоящему приказу;

форму уведомления об изменении (оставлении без изменения) мотивированного мнения налогового органа согласно приложению N 12 к настоящему приказу.

2. Признать утратившими силу:

3. Руководителям (исполняющим обязанности руководителей) управлений Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации довести настоящий приказ до нижестоящих налоговых органов и обеспечить его применение.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, координирующего вопросы проведения налогового мониторинга.

Руководитель
Федеральной налоговой службы
М.В.Мишустин

в Министерстве юстиции

22 июня 2017 года,

регистрационный N 47108

Приложение N 1

УТВЕРЖДЕНО
приказом ФНС России
от 21 апреля 2017 года N ММВ-7-15/323@

Форма по КНД 1110301

(наименование налогового органа)

Код налогового органа

ЗАЯВЛЕНИЕ
о проведении налогового мониторинга

Прошу провести в соответствии со статьей 105_29 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) за___________год налоговый мониторинг по вопросам правильности исчисления (удержания), полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов,

обязанность по уплате (перечислению) которых в соответствии с Кодексом возложена на:

(наименование организации - налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента)

Место нахождения организациии

Подтверждаю соответствие условиям, установленным пунктом 3 статьи 105_26 Кодекса, в том числе:

1) совокупная сумма налогов, подлежащая уплате за

Код бюджетной классификации

Сумма налога, тыс. рублей

Код налогового органа

2) суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой)

3) совокупную стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности по состоянию

1) регламент информационного взаимодействия на____листах;

2) информация об организациях, о физических лицах, которые прямо и (или) косвенно участвуют в организации, представляющей заявление о проведении налогового мониторинга, и при этом доля такого участия составляет более 25 процентов, на____листах;

3) учетная политика для целей налогообложения организации, действующая в календарном году, в котором представлено заявление о проведении налогового мониторинга на____листах;

4) внутренние документы, регламентирующие систему внутреннего контроля организации на ____листах.

(должность, Ф.И.О. руководителя организации (представителя организации)

(наименование и реквизиты документа, подтверждающего полномочия представителя организации)

В отношении участника консолидированной группы налогоплательщиков налоговый мониторинг проводится также по вопросам правильности определения полученных им доходов и осуществленных расходов для целей исчисления и уплаты налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков.

Указывается КПП, присвоенный организации при постановке на учет в налоговом органе по месту ее нахождения. Для организации, отнесенной в соответствии со статьей 83 Кодекса к категории крупнейших налогоплательщиков, указывается КПП, присвоенный при постановке на учет в налоговом органе в качестве крупнейшего налогоплательщика.

Выполнение условий, предусмотренных пунктом 3 статьи 105_26 Кодекса для организаций, в отношении которых проводится налоговый мониторинг, не является обязательным.

Совокупная сумма налогов, подлежащая уплате организацией за соответствующий календарный год, превышающая сумму, указанную в подпункте 1 пункта 3 статьи 105_26 Кодекса, в таблице может не указываться.

Отчество указывается при наличии.

Форма по КНД 1110302

Приложение
к Заявлению о проведении
налогового мониторинга,
утвержденному приказом ФНС России
от 21 апреля 2017 года N ММВ-7-15/323@

Иван Родионов

Показать вложения

Tax Messenger, 6 November 2020

3 ноября 2020 года на официальном интернет-портале правовой информации был опубликован Проект Приказа ФНС России (далее – Проект) «Об утверждении форм и форматов документов, используемых при проведении налогового мониторинга, и требований к ним». Проект дополняет и частично изменяет рекомендации, изложенные ранее в Письме ФНС России № БВ-4-23/13939@ от 31 августа 2020 «О возможности представления заявления о проведении налогового мониторинга и приложений к нему в электронной форме по ТКС» (далее – Письмо ФНС).

Проектом предполагается, что в результате его принятия будет признан утратившим силу Приказ ФНС России № ММВ-7-15/323@ от 21 апреля 2017 года «Об утверждении форм документов, используемых при проведении налогового мониторинга, и требований к ним». При этом предполагаемый срок вступления в силу Проекта - апрель 2021 года.

Основные положения, предусмотренные Проектом:
  • Разработаны требования к новой форме Регламента информационного взаимодействия, предполагающие более детальное раскрытие информации об информационных системах, регистрах бухгалтерского и налогового учета в специальных табличных формах;
  • Разработаны новые формы отчетов, дополняющие необходимую к регулярному раскрытию информацию;
  • Сокращены сроки представления документов, расшифровывающих налоговую отчетность;
  • Разработаны требования по формату раскрытия учетной политики для целей налогообложения в специальной табличной форме;
  • Разработаны требования к XML – файлам для возможности передачи в налоговые органы документов, используемых при проведении налогового мониторинга, в электронном формате;
  • Регламентированы дополнительные документы, используемые при налоговом мониторинге.

Далее в настоящем информационном бюллетене мы приводим краткий обзор основных предлагаемых положений Проекта.

1. Требования к Регламенту информационного взаимодействия

Проект предусматривает изменение формы, формата и содержания Регламента информационного взаимодействия (далее – РИВ): теперь РИВ представляется в виде совокупности табличных форм (ранее использовался текстовый формат).

Проект также предполагает добавление главы IV «Информация о порядке внесения изменений» (ранее включалась в РИВ отдельным пунктом, однако не была выделена в самостоятельную главу), расширение представляемых сведений об информационных системах организации – в частности, указание различных видов информационных систем, указание на наличие персональных данных в них и другую информацию.

Также Проектом предлагается изменить форму представления информации по структуре раскрытия показателей налоговой отчетности (ранее приложение 2.1 к РИВ) в части добавления граф для указания корреспонденции счетов операций, составляющих показатели строк налоговой отчетности.

РИВ также дополняется требованиями о необходимости представления новых форм отчетов, содержащих информацию, ранее не представляемую налоговым органам:

  • Информация о разницах, возникающих между бухгалтерской и налоговой прибылью (убытком), образовавшихся в результате различных правил признания доходов и расходов;
  • Информация о расшифровке доходов и расходов по ОКВЭД по данным бухгалтерского учета;
  • Информация о сопоставлении операций по бухгалтерскому учету с показателями для целей исчисления налога на добавленную стоимость;
  • Информация о расчете удельного веса обособленных подразделений организации-налогоплательщика;
  • Информация о структуре взаимосвязей внутри группы компаний;
  • Протокол результатов контроля показателей налоговой отчетности;
  • Протокол результатов контроля корректности справочной информации.

Проект содержит отсутствующие в Письме ФНС России отчеты - Протокол контроля показателей налоговой отчетности, представляющий собой перечень результатов выполнения контрольных соотношений, представление в налоговый орган которого осуществляется одновременно с соответствующей формой налоговой отчетности, а также Протокол результатов контроля корректности справочной информации, содержащий сведения о проверке актуальности и корректности справочных данных, представляемый в налоговый орган ежеквартально по состоянию на 1 число квартала, не позднее одного месяца со дня наступления соответствующего квартала.

Также Проект содержит изменения сроков представления налоговым органам документов, расшифровывающих налоговую отчетность - срок предоставления регистров, оборотно-сальдовых ведомостей и расшифровок строк деклараций сокращен до 10 рабочих дней после предоставления деклараций (ранее срок составлял 1 месяц).

2. Требования к Учетной политике организации

Проект включает в себя положения по закреплению требований к раскрытию информации об Учетной политике организации.

Сведения из Учетной политики организации представляются в налоговый орган в табличной форме, согласно Приложению №20 к Проекту, в которой осуществляется заполнение признаков наличия или отсутствия определённых видов операций, использования различных методов и способов ведения налогового учета хозяйственной деятельности, а также краткое описание применяемых методов.

3. Порядок представления документов в электронном формате

Для всех представляемых в налоговый орган документов Проект предусматривает требования к электронным форматам, включающие в себя описание форматно-логической модели файла обмена.

Согласно тексту Проекта изменяются требования к порядку представления РИВ: представление РИВ в налоговый орган будет осуществляться в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (далее – ТКС) или посредством размещения в информационных системах организации, которым представляется доступ налоговому органу (ранее было возможно представить РИВ на бумажном носителе).

При этом для Учетной политики организации документ должен быть представлен в трех частях – визуальной (PDF), структурированной части (xml) и файла электронной подписи, предназначенного для защиты документа от несанкционированных изменений.

4. Закрепление дополнительных документов, используемых при переходе на налоговый мониторинг

Проект предусматривает регламентирование форм и форматов дополнительных документов, часть из которых ранее использовалась организацией и налоговым органом в ходе подготовки к переходу и осуществления налогового контроля в форме налогового мониторинга, но отсутствовала в соответствующих нормативных актах:

  • План-график по переходу на налоговый мониторинг;
  • Дорожная карта по подготовке к переходу на налоговый мониторинг;
  • Уведомление о согласовании дорожной карты по подготовке к переходу на налоговый мониторинг, и другие.

Подводя итоги

Предлагаемые положения хотя и значительно расширяют представляемую в налоговый орган информацию на этапе вступления в налоговый мониторинг, обеспечивают возможность электронной передачи в налоговый орган стандартизированных форм отчетности по налоговому мониторингу.

Предлагаемые Проектом изменения форм и требований к документам призваны автоматизировать и стандартизировать работу налогового органа по оценке готовности вступления в налоговый мониторинг организации, а также значительно упростить процедуру вынесения решения относительно вступления налогоплательщика в данный режим налогового контроля.

Новые документы (отчеты), представление которых предполагается Проектом на регулярной основе, могут снизить объемы запрашиваемой налоговыми органами информации, однако на первом этапе потребуют от налогоплательщиков доработки информационных систем.

До конца 2020 г. дополнительно ожидается публикация Проекта Приказа ФНС России с обновленными требованиями к Информации о системе внутреннего контроля, ранее описанными в Письме ФНС России, и им будет посвящен отдельный информационный бюллетень.

Авторы:
Иван Родионов,
Максим Жаворонков,
Анастасия Шеслер

Плюсы и минусы налогового мониторинга

Чем выгодно добровольно раскрывать свои карты налоговикам:

  • компании, которой нечего скрывать, больше доверяют государственные органы и партнёры;
  • в период действия налогового мониторинга не будут проводиться камеральные и выездные проверки. Есть исключения — проверки могут проводить при возмещении НДС или акциза, уменьшении суммы налога к уплате или увеличении убытка по сравнению с предыдущей декларацией, досрочном прекращении мониторинга, предоставлении декларации позже 1 июля года, следующего за контролируемым годом;
  • в процессе мониторинга организация может сразу узнать о найденных ошибках и противоречиях и урегулировать эти вопросы без штрафов;
  • если есть сомнения в правильности начисления или уплаты налогов, можно проконсультироваться с инспекторами и получить их мотивированное мнение. Причём если компания сделает что-то на основе мотивированного мнения и это приведёт к нарушениям, оштрафовать её за это уже не смогут, если мотивированное мнение составлялось не на основании искажённых данных.

Если организация, участвующая в мониторинге не представит в срок декларации, ответственность будет та же, что и для всех остальных.

К недостаткам можно отнести постоянный налоговый контроль со стороны ИФНС, риск утечки конфиденциальной информации и большие требования к системе внутреннего контроля в организации.

Условия введения налогового мониторинга

Организация вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении налогового мониторинга при выполнении условий, указанных в Таблице 1.

Обратите внимание, все условия должны выполняться одновременно. Размеры налогов, доходов и активов определяются за календарный год, предшествующий году, в котором организация подает заявление.

Таблица 1 – Условия, дающие право устанавливать налоговый мониторинг

№ п/п Категория условия Условие Величина ограничения
1 Размер налогов Совокупная сумма налогов: НДС, акцизы, на прибыль организаций, на добычу полезных ископаемых (без налогов, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза). не менее 300 миллионов рублей
2 Объем доходов Суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации . не менее 3 миллиардов рублей
3 Стоимость активов Совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации на 31 декабря. не менее 3 миллиардов рублей

Как стать участником мониторинга

Организации, которая хочет участвовать в мониторинге и соответствует его критериям, нужно подать заявление в налоговую инспекцию по месту регистрации.

Нельзя заявиться на мониторинг только по отдельным налогам.

ФНС России утвердила официальную форму заявления приказом № ММВ-7-15/323 от 21.04.2017, но лучше использовать форму рекомендованную Письмом ФНС России №БВ-4-23/[email protected] от 31.08.2020.

Срок подачи заявления — до 1 июля года, который предшествует периоду мониторинга. К заявлению нужно приложить следующие документы:

  • регламент информационного взаимодействия. Форма регламента по Приказу ФНС России от 21.04.2017 №ММВ-7-15/[email protected];
  • информацию о физических или юридических лицах, чья доля участия в организации превышает 25%;
  • действующую учётную политику организации для целей налогообложения;
  • информацию об организации внутреннего контроля в компании. Она должна соответствовать требованиям, установленным Приказом ФНС России от 16.06.2017 №ММВ-7-15/[email protected]

До 1 ноября налоговая инспекция рассматривает полученные материалы и в течение пяти рабочих дней принимает решение:

  • провести налоговый мониторинг. В этом случае организации отправят уведомление по форме, указанной в приложении №5 к Приказу ФНС России № ММВ-7-15/[email protected] от 21.04.2017;
  • отказать в проведении мониторинга — организация получит уведомление по форме в приложении №6 к Приказу № ММВ-7-15/[email protected]

Отказать могут из-за несоответствия критериям, либо несоответствия системы внутреннего контроля или информационного взаимодействия установленным требованиям.

При положительном решении мониторинг начинается с 1 января следующего года. Если организация не захочет продолжать мониторинг в течение второго года, нужно подать в налоговую заявление об отказе не позднее 1 декабря контролируемого года. Если такого заявления не будет, мониторинг автоматически продлевается ещё на два календарных года. То есть если компания заявилась в 2021 году и в течение 2021 года является участником мониторинга, то чтобы в 2022 году мониторинга не было, нужно подать заявление об отказе до 1 декабря 2021 года. Если заявления не будет, мониторинг продлится в 2022 и 2023 годах.

Взаимосогласительная процедура

После того как получены данные о разногласиях, а также все необходимые материалы, начинается взаимосогласительная процедура. Длится она один месяц. К процедуре привлекается налоговый орган, составивший мотивированное мнение, а также организация, которая не удовлетворена ним. По результатам уведомляется о принятии решения, об его изменении или оставлении в существующем виде. Организация имеет месяц с момента получения информации для того, чтобы заявить о своем не/согласии. Налоговый орган должен не позднее двух месяцев с момента окончания мониторинга уведомить проверяемую структуру о наличии или отсутствии невыполненных мотивированных мнений, которые были направлены.

Период мониторинга

Мониторинг охватывает один календарный год: с 1 января по 31 декабря. Налоговая инспекция должна завершить его до 1 октября следующего года.

Например, в компании налоговый мониторинг будет проводиться с 1 января по 31 декабря 2022 года. Инспекция ФНС в срок до 1 октября 2023 года обязана завершить проверку деятельности этой компании за 2022 год и предоставить все необходимые документы.

Если организация нарушает регламент взаимодействия, не предоставляет документы или даёт недостоверные сведения, мониторинг могут прекратить досрочно. Инспекция ФНС письменно сообщит об этом организации в течение 10 рабочих дней после возникновения обстоятельств, но не позднее 1 сентября следующего за контрольным года.

Порядок проведения и мотивированное мнение

Мониторинг осуществляется уполномоченными должностными лицами, трудящимися в налоговом органе по месту нахождения. Они могут истребовать пояснения и документацию. Особенно важным является мотивированное мнение. Используется оно для отражения позиции налогового органа относительно вопросов правильности удержания, полноты и своевременности перечисления платежей. Может быть составлено как по инициативе проверяющей структуры, так и по запросу организации. Первый случай имеет место быть при установлении факта, свидетельствующего о неправильно удержании платежей, их несвоевременности или неполноте. Запросы направляют в тех случаях, если в организации есть определенные сомнения или неясности по конкретным вопросам. В нем должна быть изложена позиция (не)коммерческой структуры, по отношению к которой и проводился мониторинг. Направлять запрос необходимо не позднее первого июля года, следующего за периодом. В таком случае мотивированное мнение получается через один месяц со дня его передачи налоговому органу. Этот срок может быть продлен. Максимум — на один месяц. Делается это в тех случаях, когда необходимо истребовать дополнительную документацию. О таком решении сообщается в письменной форме в течении трех дней после принятия соответствующего решения.

Система внутреннего контроля: требования при налоговом мониторинге

С 16.10.2017 утверждены требования к организации системы внутреннего контроля для юридических лиц, в отношении которых проводится налоговый мониторинг.

Налоговый контроль в форме мониторинга

Налоговый мониторинг* — это особая форма налогового контроля, которая заключается в электронном информационном взаимодействии и применяется наряду с камеральными и выездными проверками.

* Для перехода к процедуре налогового мониторинга организация должна соответствовать одновременно следующим трем критериям (п. 3 ст. 105.26 НК РФ):

  • совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль организаций и НДПИ, подлежащих уплате в бюджет РФ за предшествующий календарный год (без учета налогов к уплате в связи с ввозом-вывозом товаров), составляет не менее 300 млн рублей;
  • суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год составляет не менее 3 млрд рублей;
  • совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации на 31 декабря предшествующего календарного года составляет не менее 3 млрд рублей.

Главное отличие налогового мониторинга от иных форм налогового контроля в том, что в период его проведения организация (п. 6 ст. 105.26 НК РФ):

  • самостоятельно обеспечивает налоговой инспекции доступ к своим документам (информации), на основании которых она исчисляет и платит налоги;
  • раскрывает порядок отражения доходов, расходов и объектов налогообложения в регистрах налогового и бухгалтерского учета.

Таким образом, инспекция может видеть данные бухгалтерского и налогового учета организации, а также отслеживать правильность исчисления и своевременность уплаты налогов и сборов в режиме реального времени.

Система внутреннего контроля

Чтобы провести налоговый мониторинг, организация, соответствующая установленным требованиям по суммам налогов, доходов и активов, должна подать в налоговую инспекцию заявление, а также (п. 2 ст. 105.27 НК РФ):

  • информацию о своих участниках с долей прямого или косвенного участия более 25 процентов;
  • учетную политику для целей налогообложения, действующую в календарном году, в котором подано заявление о проведении налогового мониторинга;
  • регламент информационного взаимодействия;
  • внутренние документы, регламентирующие систему внутреннего контроля.

Для целей проведения налогового мониторинга под системой внутреннего контроля (СВК) понимается совокупность организационной структуры, методик и процедур, утвержденных для (п. 7 ст. 105.26 НК РФ):

  • упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности (в том числе достижения финансовых и операционных показателей, сохранности активов);
  • выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации при исчислении (удержании) налогов, сборов, страховых взносов;
  • полноты и своевременности их уплаты (перечисления);
  • своевременной подготовки бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности организации.

Комментируемым приказом установлены требования, которым с 16.10.2017 должна соответствовать СВК.

Требования ФНС России

  • отвечать специфике финансово-хозяйственной деятельности организации;
  • функционировать на постоянной основе;
  • функционировать на всех уровнях контроля осуществления бизнес-процесса.
  • обеспечивать выполнение контрольных процедур, направленных на предупреждение или минимизацию рисков, влияющих на достижение целей организации.

Для организации и функционирования СВК ФНС России предписывает создать систему управления рисками. Эта система позволит выявлять и оценивать наличие или вероятность возникновения обстоятельств, которые могут привести к:

  • искажению информации в бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности;
  • неправильному исчислению (удержанию), неуплате (неперечислению) налогов, сборов, страховых взносов;
  • несвоевременному представлению (непредставлению) отчетности в налоговую инспекцию.

Чтобы предупредить и минимизировать указанные риски, организации следует разработать и описать контрольные процедуры, в том числе:

  • санкционирование (авторизацию) операций, обеспечивающее подтверждение правомочности их совершения;
  • разграничение полномочий, в том числе посредством исключения совмещения одним лицом функции инициирования, исполнения и контроля совершения хозяйственной операции;
  • контроль доступа, целостности данных и внесения изменений в информационные системы;
  • разграничение доступа должностных лиц к блокам учета в информационной системе в целях исключения несанкционированного доступа и возникновения риска искажения бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности.

Правильно организованная система внутреннего контроля позволит организации обеспечивать заинтересованных лиц полной информацией о:

  • выявленных рисках;
  • контрольных процедурах;
  • уровне организации СВК, который необходимо оценить с помощью критериев, утвержденных комментируемым приказом.

Итоговым отчетным документом организации станет «Информация об организации системы внутреннего контроля организации», включающая:

  • титульный лист;
  • главу I «Общие положения»;
  • главу II «Контрольная среда организации»;
  • главу III «Система управления рисками организации»;
  • главу IV «Контрольные процедуры организации»;
  • главу V «Информационные системы организации»;
  • главу VI «Мониторинг и оценка организацией системы внутреннего контроля организации»;
  • приложений.

Внесение изменений в информацию об организации СВК разрешено:

  • при изменении требований законодательства о налогах и сборах, о бухгалтерском учете — в течение одного месяца с даты вступления в их силу;
  • при обнаружении ошибок, неточностей, искажений, противоречивости информации — в течение одного месяца с даты обнаружения.

Причины внедрения

Почему же вводится такая налоговая проверка? Мониторинг является следствием политики, когда осуществляется переход от контроля к прозрачности и взаимовыгодному сотрудничеству. Ведь если думать в оптимальном русле, то ведь честной компании нечего скрывать от государства. Если все налоги и сборы платятся, то почему бы не воспользоваться возможностью облегчения бюрократической нагрузки? Более того, в случае допущения определенных оплошностей их можно оперативно устранять, избегая проблем в будущем.

Цель налогового мониторинга – выстроить взаимовыгодные отношения. Для этого организация должна добровольно в режиме реального времени предоставлять инспекторам доступ к первичным документам, данным учета, налоговым регистрам, а также иной информации. Все это позволяет контролировать, правильно ли рассчитываются платежи, не проводя при этом выездных и камеральных проверок. Конечно, в условиях, когда есть желание уклониться у очень большого участников хозяйственных взаимоотношений, такая позиция приводим к многочисленному неодобрению. Поэтому было решено начать с крупных предприятий. А затем, можно надеяться, налоговый мониторинг в РФ будет становиться все более доступным.

Марина Крашенинникова

Марина Крашенинникова

Начальник Управления налогового мониторинга

В течение 2020 года регулярно выходили новости о переходе той или иной компании на режим налогового мониторинга. Начальник Управления налогового мониторинга ФНС России Марина Крашенинникова рассказала Клубу ОЦО о том, какие факторы подтолкнули бизнес активнее участвовать в налоговом мониторинге и как компаниям оценить собственную готовность к переходу на эту форму налогового контроля.

— Марина, по итогам 2020 года количество компаний, которые перешли на налоговый мониторинг с 2021-го, существенно увеличилось. Сколько компаний должны перейти на налоговый мониторинг с 2021 года и насколько это число совпадает с вашими планами?

— Мы уже можем назвать точное число компаний, которые перешли на налоговый мониторинг с 2021 года, — это 209 компаний. Мы ставили себе цель — 200 компаний, то есть наш план немного перевыполнен. Количество участников выросло более чем в два раза, в 2020 году в налоговом мониторинге участвовало 95 компаний, сейчас к ним добавилось 114 компаний.

— По вашим оценкам, чем был вызван рост интереса бизнеса к этой форме налогового контроля? Повлияла ли на это пандемия?

— На мой взгляд, повлияла совокупность нескольких факторов. У нас уже есть масса примеров, когда налогоплательщики перешли на налоговый мониторинг и много лет успешно работают в этом режиме. Поэтому все те опасения, которые были раньше, связанные с тем, что это пилотный проект, надо посмотреть, как он будет проходить, постепенно отпали. Все поняли, что это та форма контроля, которая развивается достаточно быстрыми темпами, все больше компаний хотят к ней присоединиться, чтобы успевать за теми изменениями, которые мы внедряем.

Пандемия коронавируса, конечно же, тоже подтолкнула бизнес, потому что он столкнулся с неопределенностью из-за приостановки налоговых проверок и истребований документов, тогда как для тех компаний, которые перешли на налоговый мониторинг, ничего не изменилось, они чувствовали себя стабильно и продолжали работать по тем правилам, которые уже согласовали с налоговым органом.

В 2020 году из-за пандемии мы продлили сроки предоставления заявлений о переходе на режим налогового мониторинга до 1 октября (ранее — до 1 июля), благодаря чему его успели подать большее количество компаний. С этого, 2021 года и далее компании смогут подавать заявления до 1 сентября.

— До сих пор многие компании, которые пока не готовы участвовать в налоговом мониторинге, говорят об опасении, что в случае перехода налоговые органы получат доступ к полной информации об их деятельности, в том числе к конфиденциальным сведениям. Вы могли бы развеять эти опасения?

— У налогового органа есть полномочия по истребованию документов налогоплательщика, независимо от того, перешел он на налоговый мониторинг либо используется другая форма контроля. Являются ли сведения из этих документов конфиденциальными или нет, это вопрос классификации. В них содержится информация о сделках компании, фактах и событиях ее финансово-хозяйственной деятельности. Безусловно, налоговый орган может получить эти данные в любом случае. Разница только лишь в том, что при налоговом мониторинге налоговый орган получает доступ к системе, в которой эти документы находятся, это просто облегчение способа передачи данных: одно дело, когда ты их долго и упорно в контейнеры пакуешь или собираешь и передаешь через оператора ЭДО, другое дело — налоговый орган смотрит твои документы в системе.

— Второе опасение — дополнительные затраты, которые требуются на доработку существующих IТ-систем при переходе на налоговый мониторинг. Можно ли сказать, насколько они существенны?

— Это зависит от компании. Есть организации, которые работают на типовой учетной системе и переходят на налоговый мониторинг, они дают доступ налоговой службе к этой системе и не несут дополнительных затрат. На сегодняшний день нет требования, что каждый участник мониторинга должен разработать налоговую витрину. Если компания хочет создавать отдельную IТ-систему, она принимает такое решение самостоятельно и, как правило, для решения собственных управленческих задач, например для мониторинга дочерних обществ, чтобы консолидировать информацию по нескольким плательщикам в одной системе и самим ее отслеживать. Мы не заставляем создавать систему специально для нас, мы говорим: дайте нам доступ к той системе, в которой вы работаете.

— Регулярно в СМИ появляются новости о том, что та или иная компания, которая решила перейти на налоговый мониторинг, встречается с налоговой службой, показывает ей свою IТ-систему. Насколько часто происходят такие встречи и какова их цель?

— Задолго до того, как налогоплательщики предоставляют заявление о переходе на налоговый мониторинг, они составляют дорожную карту по переходу на новый режим. Это целый комплекс мероприятий — большой план по совместной работе компании с налоговым органом. Проверяются все документы, налоговой службе дается тестовый доступ к системам, происходит демонстрация системы и тех функциональных особенностей, которые у нее есть, в том числе как будет выглядеть виртуальное рабочее место инспектора, что ему будет доступно. Это огромная работа, которая фактически проводится в течение года, предшествующего году проведения налогового мониторинга, и на каждом этапе идет очень тесная проработка всех вопросов с налоговым органом. Поэтому мы встречаемся, у каждого этапа есть отчетное мероприятие, когда налогоплательщик показывает, что он сделал, и предлагает тот или иной вариант реализации. Налоговый орган смотрит и говорит, что устраивает, а что необходимо доработать.

— Как нужно компаниям перестроить систему внутреннего контроля для перехода на режим налогового мониторинга?

— У нас нет требования по перестройке системы внутреннего контроля. Еще в 2017 году в приказе ФНС России (Приказ ФНС России от 16.06.2017 года № ММВ-7-15/509@ «Об утверждении Требований к организации системы внутреннего контроля». — Прим. ред. ) было прописано, какую информацию налогоплательщик должен раскрывать о системе внутреннего контроля (СВК). Нашим приказом предусмотрена методика по оценке уровня организации этой системы, которая включает пять этапов, но нет никаких ограничений, к примеру, что на налоговый мониторинг могут перейти компании только с определенным уровнем организации СВК. На этапе оценки налогоплательщик понимает, насколько его система соответствует утвержденным требованиям. Если не полностью, то не обязательно перестраивать СВК, возможно, нужно ее доработать либо достаточно доработать отчет о результатах функционирования системы.

— Насколько снижение критериев для входа в налоговый мониторинг будет способствовать увеличению числа компаний, перешедших на эту форму налогового контроля?

— Действительно, мы в три раза снижаем суммовые критерии для перехода на режим налогового мониторинга. Конечно, мы ориентированы на то, чтобы расширить перечень потенциальных участников. Но прежде всего мы отвечаем на запросы тех компаний, которые уже были готовы перейти на эту форму налогового контроля, но не соответствовали старым критериям. Зачастую это организации, у которых либо контрагенты перешли на налоговый мониторинг, либо их головные компании, и они также хотят в этом направлении двигаться. Многие налогоплательщики планируют переход в последующий период в связи с тем, что у них такая возможность открывается.

— Что бы вы могли посоветовать компаниям, которые только рассматривают вопрос перехода на режим налогового мониторинга? Как им оценить собственную готовность?

— Самый главный критерий, на мой взгляд, который позволяет компании оценить готовность, — наличие учетной системы, в которой все декларации формируются автоматически. Это первый тест, который налогоплательщик должен пройти. Второй тест — каждая операция должна иметь ссылку на первичный документ, и все документы должны быть в электронном виде. Сейчас это не обязательное требование, но нужно понимать, что б о льшая часть документов (60–70%) должна быть прикреплена к соответствующим операциям в учете.

— Были ли в вашей практике случаи, когда компании сначала принимали решение о переходе на налоговый мониторинг, а затем отказывались от этого?

— Если такие случаи и были, то мы об этом не знаем, это было внутреннее решение компании. У нас нет такой практики, чтобы компании, которые подавали заявление о переходе на налоговый мониторинг, отзывали его после того, как решение уже было принято. Были те, кто планировали переход, но понимали, что в этом году они не успевают подготовиться, поэтому переносили подачу заявления на следующий год. Это очень концептуальный процесс, за которым стоит большая работа и подготовка, поэтому нельзя принять решение, а потом просто передумать.

— Вы часто участвуете в вебинарах и в профессиональных конференциях . Какие вопросы наиболее часто задают участники по поводу перехода на налоговый мониторинг, меняются ли они в последнее время?

— Если раньше регулярно спрашивали, когда переход на налоговый мониторинг станет обязательным для крупнейших налогоплательщиков, то теперь такой вопрос не задают. Чаще всего интересуются, когда налоговая служба законодательно пропишет требования к информационным системам, чтобы компании успели вовремя синхронизировать с ними свои IТ-системы. 2021 год как раз и будет посвящен проработке этих требований, мы будем тестировать их с пилотной группой компаний и надеемся, что к концу этого года они будут законодательно приняты.

Налоговый мониторинг предусматривает регулярное взаимодействие компании с налоговой инспекцией в режиме реального времени. При выявлении нарушения налоговики не принимают решение о привлечении к ответственности, а составляют мотивированное мнение.

Срок выполнения налогового мониторинга – с 1 января проверяемого года до 1 октября следующего года. В этот период обычно не назначаются выездные и камеральные налоговые проверки.

Запрашивать проведение налогового мониторинга могут крупные организации, соответствующие одновременно ряду условий (п. 3 ст. 105.26 НК РФ):

  • общая сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ превысила 300 млн рублей за предыдущий год;
  • доходы по данным бухотчетности составили не менее 3 млрд рублей за предыдущий год;
  • балансовая стоимость активов на конец прошлого года составляла не менее 3 млрд рублей.

Приведенные условия должны соблюдаться, если организация впервые подает заявление на проведение налогового мониторинга. В случае продления его на очередной период, придерживаться всех критериев необязательно (п. 3 ст. 105.26 НК РФ).

Министерство финансов разработало проект, предусматривающий более доступный налоговый мониторинг. Предлагается скорректировать правила перехода на такую систему налогового контроля, в том числе снизить лимиты для налогоплательщиков (налоги – до 100 млн рублей, доходы по бухотчетности и стоимость активов – до 1 млрд рублей). Таким образом, большее количество компаний смогут воспользоваться преимуществами налогового мониторинга.

Заявление о проведении налогового мониторинга

К заявке прилагается:

  • регламент информационного взаимодействия, составленный согласно Приложениям 3 и 4 к Приказу ФНС России от 21.04.2017 N ММВ-7-15/323@;
  • сведения об участниках, доля участия которых в компании больше 25 процентов (организации и физлица);
  • учетная политика за год, в котором подается заявление;
  • документы, регламентирующие систему внутреннего контроля организации.

Подать заявление на проведение налогового мониторинга за 2021 год можно не позже 1 октября 2020 года.

Отказаться от налогового мониторинга на следующий год можно, отправив в инспекцию уведомление до 1 декабря текущего года.

Ход проведения налогового мониторинга

Обязанности налогоплательщика во время налогового мониторинга:

  • раскрыть налоговикам информацию по финансово-хозяйственной деятельности.

Объем представляемых сведений заранее определяется в Регламенте информационного взаимодействия и зависит от оценки системы внутреннего контроля компании (п. 6 ст. 105.26 НК РФ, Приложение N 8 к Требованиям к организации системы внутреннего контроля). Налоговая может запросить дополнительные документы или пояснения.

  • раскрыть риски, выявленные системой внутреннего контроля (разд. VII Требований к организации системы внутреннего контроля, Приложение N 1 к Требованиям).

Налогоплательщик вправе запрашивать мотивированное мнение налоговой по вопросам расчета и перечисления налогов или страховых взносов.

Налоговая инспекция в ходе мониторинга:

  • комплексно анализирует риски юридического лица;
  • оценивает эффективность работы внутреннего контроля;
  • проводит текущий анализ операций организации на основе представленных данных;
  • при необходимости привлекает экспертов или специалистов;
  • запрашивает дополнительные документы, пояснения.

При выявлении несоответствий в документах, налоговики могут потребовать представить пояснения (в течение 5 рабочих дней) или внести корректировки (на это отводится 10 рабочих дней).

Мотивированное мнение налоговой

Если в расчете или уплате налогов (неправильное исчисление, несвоевременная уплата) обнаружены нарушения, инспекция оформляет мотивированное мнение, где определяет свою позицию, оценивает порядок осуществления и результаты сделок с учетом налогового законодательства. Мотивированное мнение не является решением о привлечении к ответственности и не налагает штраф на компанию, но оно обязательно для выполнения, как налогоплательщиком, так и налоговым органом. Срок его отправки в организацию – пять дней со дня составления.

Также налоговый орган может составить мотивированное мнение по запросу налогоплательщика.

Если организация согласна с положениями, указанными в мотивированном мнении, необходимо в течение месяца уведомить об этом инспекцию и подтвердить выполнение требований. В этом случае налогоплательщика не оштрафуют и не начислят пени.

Если компания не согласна с мотивированным мнением, следует в течение месяца сообщить о разногласиях в налоговую – для их разрешения проводится взаимосогласительная процедура, по итогам которой мотивированное мнение может быть оставлено без изменений или откорректировано.

Для контроля предприятия, не выполнившего мотивированное мнение, налоговая организует выездную проверку, по результатам которой сможет привлечь к ответственности и доначислить налоги и взносы.

Документ: Проект федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием налогового мониторинга»

Налоговые проверки 2020

Читайте также: