При уплате налога с нарушением установленного срока

Опубликовано: 13.05.2024

Такие нарушения определены в Главе 16 «Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение» Налогового кодекса РФ. Основная их часть размещена в таблице ниже.

Вид нарушения Размер штрафа Основание (статья НК)
Нарушение налогоплательщиком установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе 10 000 руб. ст. 116
Ведение деятельности организацией или ИП без постановки на учет в налоговом органе 10% от доходов, полученных в результате такой деятельности, но не менее 40 000 руб. ст. 116
Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета 5% не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 000 руб. ст. 119
Непредставление управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества в налоговый орган по месту учета в установленный законодательством о налогах и сборах срок 1 000 руб. за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления ст. 119
Несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронной форме 200 руб. ст. 119.1
Грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения 10 000 руб. (если эти деяния совершены в течение одного налогового периода);
30 000 руб. (если эти деяния совершены в течение более одного налогового периода);
20% от суммы неуплаченного налога (взноса), но не менее 40 000 руб. (если эти деяния повлекли занижение налоговой базы)
ст. 120
Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия) 20% от неуплаченной суммы налога (сбора, взноса);
40% от неуплаченной суммы налога (сбора, взноса) (если эти деяния совершены умышленно)
ст. 122
Неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом 20% от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению ст. 123
Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест или в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога 30 000 руб. ст. 125
Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений 200 руб. за каждый непредставленный документ ст. 126
Непредставление в установленный срок налоговому органу сведений о налогоплательщике (плательщике страховых взносов), отказ лица представить имеющиеся у него документы, со сведениями о налогоплательщике (плательщике страховых взносов) по запросу налогового органа либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями 10 000 руб. ст. 126
Представление налоговым агентом налоговому органу документов, содержащих недостоверные сведения 500 руб. за каждый представленный документ, содержащий недостоверные сведения ст. 126.1
Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля 1 000 руб. ст. 128
Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний 3 000 руб. ст. 128
Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые это лицо должно сообщить налоговому органу, в том числе непредставление (несвоевременное представление) лицом в налоговый орган пояснений в случае непредставления в установленный срок уточненной налоговой декларации 5 000 руб.;
20 000 руб. (те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года)
ст. 129.1

Стоит отметить, что ранее в случае не сообщения в налоговую инспекцию об открытии (закрытии) банковского счета в течение 7 рабочих дней был штраф в размере 5 000 рублей. На данный момент этот штраф упразднён (Федеральный закон от 02.04.2014 № 52-ФЗ).

Налоговые штрафы – это всегда административная ответственность за правонарушения, так или иначе связанные с не надлежаще выполняемыми обязанностями по уплате налогов. При этом субъектами правонарушения, то есть лицами, привлекаемыми к административной ответственности, могут быть как граждане, так и юридические лица.

Уголовные преступления

Следует знать, что само понятие «налоговые штрафы» не имеет к Уголовному кодексу никакого отношения. А потому причислять «штрафы» к уголовной ответственности – грубейшая ошибка и полное незнание основ юриспруденции.

Ряд статей Уголовного кодекса предусматривает ответственность за налоговые преступления, а именно ст.ст. 198–199.4 УК РФ. Диспозиция этих статей дифференцирует меру наказания в зависимости от тяжести совершенного преступления или в зависимости от личности подсудимого. Среди этих мер наказания есть и штрафы, и лишение свободы, и исправительные работы, при этом вне зависимости от вида наказания, это все равно будет уголовное наказание.

Еще одним существенным дифференцирующим признаком является то, что субъектом преступления всегда является только физическое лицо. Это означает, что к уголовной ответственности может быть привлечен только гражданин, но не, например, субъект предпринимательской деятельности.

Так, привлечены в качестве подозреваемых, обвиняемых и подсудимых, могут быть только конкретные лица, чья вина в нарушении налогового законодательства была непосредственной и чьи действия подпадают под Уголовный кодекс. При этом для привлечения к уголовной ответственности должны быть соблюдены два условия:

  • умышленный или халатный характер действий обвиняемого;
  • причинение обвиняемым государству ущерба в крупных или особо крупных размерах;
  • достижение обвиняемым возраста 16 лет.

Если нет хотя бы одного из этих условий, привлечение к уголовной ответственности невозможно.

Отдельного пояснения требует ст. 199 УК РФ, поскольку, на неподготовленный взгляд, она указывает на возможность привлечения к ответственности организации. На самом деле нет. К ответственности может быть привлечено должностное лицо: руководитель или главный бухгалтер (или оба сразу) виновные в уклонении от исполнения налоговых обязательств.

То есть, в конечном счете, к уголовной ответственности все равно будет привлечено физическое лицо, и именно оно будет подвергнуто уголовному наказанию, но никак не организация или предприятие.

Виды налоговых обязательств

Существует целый ряд налоговых обязательств как для физических, так и для юридических лиц.

Так, физические лица обязаны уплачивать налоги:

  • на доходы (НДФЛ) в размере 13% со всех видов дохода, включая заработную плату, доходы от сдачи имущества в аренду, доходы от выигрышей и т.д.;
  • налог на имущество, включая налог на недвижимость и транспортный налог.

Юридические лица и ИП несут следующие налоговые обязательства, в зависимости от вида и системы налогообложения:

  • НДС;
  • на прибыль юридических лиц (УСН, ЕНВД, ОСН, ПСН). Для ИП – НДФЛ;
  • акцизные сборы;
  • социальный.

Любые отклонения от правильного исполнения налоговых обязательств караются (в зависимости от суммы ущерба государству) либо в порядке административной, либо в порядке уголовной ответственности.

Индивидуальные предприниматели

Шансы попасть под правоохранительный административный «каток» есть у ИП, которые:

  • внесли неверные сведения в декларацию;
  • опоздали с подачей декларации;
  • не оплатили или частично не оплатили страховые, социальные и пенсионные взносы, НДФЛ, НДС, налог на имущество.

Ответственность по Налоговому кодексу

Прежде всего, следует понимать, что ответственность, установленная в НК – эта та же административная ответственность, хотя и не включенная в КоАП.

К основным видам правонарушений в сфере налоговых обязательств НК РФ относит:

  • «теневую деятельность» или непостановку на учет в ФНС как плательщика налогов (ст. 116 НК);
  • некорректные расчеты налоговых обязательств (ст. 120 НК РФ);
  • уклонение от подачи декларации, объяснений и документов в ФНС (ст.ст. 119, 123, 122 НК РФ).

То есть, как мы видим, Налоговый кодекс регламентирует ответственность только в части организационных вопросов, связанных с ФНС.

Кодекс административных правонарушений

В соответствии с положениями КоАП РФ, а именно ст.ст. 15.34, 15.9, 15.11, привлекаются к административной ответственности должностные лица организаций и предприятий за правонарушения, связанные:

  • с несвоевременной постановкой на учет в качестве налогоплательщика;
  • с несвоевременной сдачей налоговых отчетов;
  • с отказом в предоставлении документов сотрудникам ФНС, осуществляющим контроль за исчислением налоговых платежей;
  • с нарушениями в ведении бухгалтерской документации.

Что кроме штрафов

Лица, привлеченные к ответственности за нарушения в сфере налогообложения, помимо административного штрафа или уголовного наказания, могут быть обязаны также выплатить пеню, накопившуюся за время просрочки платежей.

При умышленном уклонении от уплаты налогов могут быть применены также штрафные санкции в размере до 40% от суммы начисленного налога. При этом следует учитывать, что при расчете пени и штрафа учитываются 3 последних года из истории налогоплательщика.

Как правило, пеня начисляется исходя из размера ставки рефинансирования, утвержденной ЦБ РФ.

"Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2012, N 2

Для реализации предоставленных налогоплательщикам и налоговым органам прав и полномочий, а также исполнения обязанностей налоговым законодательством установлены определенные сроки. Как показывает практика, нормы, устанавливающие подобные сроки, оказывают существенное влияние на налоговые правоотношения. Не меньшую роль играют, конечно, и нормы, определяющие для участников этих правоотношений различные последствия нарушения сроков и соответствующие меры ответственности .

Например, начисление процентов за нарушение налоговым органом срока возврата излишне уплаченного налога (п. 10 ст. 78 НК РФ).

Например, если речь идет о процедуре принудительного взыскания налога, именно налоговый орган обязан соблюсти сроки ее проведения (поскольку в отношении конкретного налогоплательщика данная процедура не может длиться бесконечно). Правда, в этом случае не ясно, является ли срок, установленный для направления требования об уплате налога, предусмотренный п. 2 ст. 70 НК РФ, пресекательным.

Налоговые нормы

Прежде всего отметим, что процедура принудительного взыскания налога состоит из нескольких стадий, для каждой из которых установлены свои порядок и сроки реализации. Но, несмотря на то что все эти стадии объединены, по сути, одной целью, последствия несоблюдения установленных для них налоговым законодательством сроков регулируются по-разному.

Требование об уплате налога является самостоятельным ненормативным правовым актом, его направление является начальной стадией процесса принудительного взыскания с налогоплательщика указанных в требовании сумм . С учетом этого законодатель счел необходимым подробно регламентировать не только содержание требования, но и порядок его вручения (направления) налогоплательщику, а также сроки его направления.

Требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени (п. 1 ст. 69 НК РФ).

В силу п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые принимаются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог. В противном случае требование может быть признано недействительным (см., например, Постановление ФАС МО от 17.05.2011 N КА-А40/4069-11).

Требование об уплате налога может быть вручено руководителю организации (ее представителю) лично под расписку, направлено по почте или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (п. 6 ст. 69 НК РФ). В случае направления требования по почте оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправки.

Из содержания п. 2 ст. 70 НК РФ следует, что требование направляется в течение 10 дней с момента вступления в силу решения, принятого по результатам налоговой проверки. Правила, установленные указанной нормой, применяются и в отношении сроков направления требования об уплате сбора, а также пеней и штрафа (Постановление ФАС УО от 07.04.2011 N Ф09-899/11-С2).

Причем нарушение налоговым органом срока направления требования об уплате налога, установленного названной нормой, не влечет для него каких-либо последствий, вследствие чего налоговые органы выставляют требование об уплате налога даже за пределами срока его исполнения (Постановление ФАС ПО от 25.10.2010 по делу N А55-39867/2009).

А вот если налогоплательщик не исполнит данное требование вовремя, негативные последствия наступят для него практически незамедлительно - в виде решения о бесспорном взыскании задолженности за счет денежных средств на его счетах (ст. 46 НК РФ) и, соответственно, приостановлении операций по расчетным счетам. В дальнейшем взыскание может быть произведено за счет имущества налогоплательщика (ст. 47 НК РФ). Согласно абз. 3 п. 1 этой статьи решение о взыскании налога за счет имущества принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Хотя п. 3 ст. 46 НК РФ гласит, что решение о взыскании задолженности в бесспорном порядке принимается после истечения срока, установленного в требовании, но не позднее двух месяцев.

Напомним, для добровольного исполнения требования налогоплательщику согласно абз. 4 п. 4 ст. 69 НК РФ отводится, как правило, восемь дней с даты его получения (хотя из нормы следует, что в требовании может быть указан и более продолжительный период времени для уплаты налога). Указанный срок отсчитывается со дня, следующего за датой, когда требование получено (считается полученным).

Согласно п. 6 ст. 6.1 НК РФ срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если не установлен в календарных (Постановление ФАС СЗО от 03.11.2011 по делу N А56-7885/2011).

Впрочем, иногда случается так, что налоговая инспекция принимает решение о принудительном взыскании налогов, сборов (пеней, штрафов), не дожидаясь истечения срока, отведенного для добровольного исполнения требования об их уплате. Налогоплательщики, считая подобные действия налоговиков нарушением своих прав, пытаются оспорить их в судебном порядке и признать решение о взыскании незаконным. Но вот отстоять свои интересы им удается не всегда.

Так, в Постановлении ФАС ДВО от 23.06.2011 N Ф03-2657/2011 в удовлетворении подобного требования налогоплательщику было отказано. В обоснование своего решения судьи кассационной инстанции указали, что несоблюдение налоговым органом порядка принятия решений о взыскании задолженности за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках до истечения срока на добровольное исполнение требований не повлекло нарушения прав налогоплательщика и не привело к необоснованному взысканию либо изменению его фактической налоговой обязанности или иному ущемлению прав и законных интересов.

Действия инспекции не могут быть расценены как грубые нарушения процессуальных процедур налогового контроля, выявленные нарушения не носят существенного характера. А учитывая, что налогоплательщик не погасил задолженность ни в течение срока, указанного в требовании, ни после его окончания, взыскание является правомерным.

Иными словами, нарушение инспекцией порядка принятия решения о взыскании задолженности за счет денежных средств, по мнению ФАС ДВО, не нарушает права и интересы налогоплательщиков, поскольку не приводит к изменению законной обязанности налогоплательщика по уплате налогов либо к их необоснованному взысканию.

Решение о бесспорном взыскании налога за счет денежных средств на счетах в банках, принятое после истечения двухмесячного срока со дня установленного срока исполнения требования об уплате налога, считается недействительным и исполнению не подлежит (п. 3 ст. 46 НК РФ). В то же время налоговому органу данной нормой предоставлена возможность обратиться в суд с заявлением о взыскании налога в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Причем данный срок может быть восстановлен судом.

Иными словами, налоговому органу законодательно предоставлена легальная возможность увеличения срока для принудительного взыскания доначислений, произведенных по результатам налоговых проверок, тогда как налогоплательщику применительно к рассматриваемой ситуации подобной возможности не предоставлено. Все это, безусловно, порождает массу споров между участниками налоговых правоотношений, в том числе и о том, является ли требование об уплате налога, направленное с нарушением установленного срока, действительным и, соответственно, подлежит ли оно исполнению.

Мнение судей

До недавнего времени судебная практика не могла выработать единого мнения относительно того, является ли срок, установленный п. 2 ст. 70 НК РФ, пресекательным .

Применительно к налоговым правоотношениям пресекательный срок означает тот максимальный срок, который отводится налоговому органу для осуществления определенных действий.

Как указал ФАС ЦО в Постановлении от 14.01.2010 по делу N А68-2100/09, требование об уплате налога, выставленное раньше, чем решение инспекции вступило в законную силу, является нарушением норм законодательства (в частности, п. 2 ст. 70 НК РФ) и признается недействительным.

Аналогичную позицию высказали судьи этого округа и в случае, когда требование было выставлено позже отведенного п. 2 ст. 70 НК РФ срока.

Увеличение срока, установленного в названной норме, по мнению ФАС ЦО, приводит к увеличению срока, в течение которого налоговый орган может произвести взыскание как в порядке, определенном в ст. ст. 46 и 47 НК РФ, так и в судебном порядке, поскольку срок вынесения соответствующих решений и обращения в суд подлежит исчислению после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Поэтому направление требования об уплате налога (сбора, пени, штрафа) в установленный законом срок является одной из гарантий защиты прав налогоплательщиков, а нарушение налоговым органом этого срока следует рассматривать как существенное нарушение прав налогоплательщика. Иное толкование закона означало бы признание за налоговыми органами права на произвольное продление срока направления требования (Постановление ФАС ЦО от 01.03.2011 по делу N А23-2813/10А-21-125).

Иное мнение заключается в том, что выставление требования об уплате налога с нарушением срока, предусмотренного п. 2 ст. 70 НК РФ, не влечет недействительности данного требования.

Так, ФАС СКО в Постановлении от 08.02.2011 по делу N А53-8324/2010 подчеркнул, что срок направления требования, установленный п. 2 ст. 70 НК РФ, не является пресекательным и налоговое законодательство не содержит последствий его несоблюдения, а потому само по себе нарушение налоговым органом срока направления требования не является основанием для признания требования недействительным. А ФАС МО в Постановлении от 28.06.2011 N КА-А40/6071-11 уточнил, что нарушение данного срока само по себе не является основанием для признания его недействительным (см. также Постановление ФАС ДВО от 15.11.2010 N Ф03-7603/2010).

Обобщить сложившуюся судебную практику мог бы Президиум ВАС РФ. Его позиция способствовала бы выработке единого подхода к рассмотрению споров по данному вопросу. С этой целью одно из судебных дел Определением ВАС РФ от 22.08.2011 N ВАС-8330/11 было передано в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора.

Позиция ВАС РФ

Напомним, высшие арбитры ранее предпринимали попытки разъяснить данный вопрос. И каждый раз их позиция (озвученная, к сожалению, не в судебных актах по результатам рассмотрения конкретного спора по обозначенной проблеме) сводилась к тому, что нарушение срока, указанного в п. 2 ст. 70 НК РФ, само по себе не является достаточным основанием для признания требования недействительным. В этом случае попросту сокращается общий срок, установленный для процедуры принудительного взыскания налога (пеней), осуществляемого в бесспорном порядке, за счет как денежных средств, так и иного имущества налогоплательщика.

Так, в п. 6 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71 указано на то, что пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога, установленного ст. 70 НК РФ, не влечет изменения порядка исчисления срока принудительного взыскания налога и пеней.

Позже высшие арбитры уточнили свою позицию в п. 24 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25: пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога не влечет изменения порядка исчисления срока на бесспорное взыскание недоимки, в течение которого налоговый орган должен принять решение о взыскании налога за счет денежных средств и выставить инкассовое поручение на его перечисление в бюджет. Срок бесспорного взыскания начинает течь с момента истечения срока на добровольную уплату налога, который, в свою очередь, исчисляется с момента окончания срока, в течение которого требование об уплате налога должно было быть направлено налогоплательщику в соответствии с правилами ст. 70 НК РФ.

Подобный вывод содержится в целом ряде актов ВАС РФ (см., например, Определения от 04.07.2011 N ВАС-5843/11, от 03.02.2009 N ВАС-718/09).

Другими словами, в рассматриваемой ситуации, по мнению судей ВАС РФ, значение имеет только общий срок всей процедуры принудительного взыскания налога, исчисляемый по правилам сложения нормативных сроков, установленных для каждой стадии этой процедуры, тогда как нарушение срока применительно к отдельной стадии процедуры (например, направление требования об уплате налога) само по себе не суть важно. Однако, как показывает анализ судебной практики, не все федеральные судьи согласны с подходом высших арбитров.

Несмотря на изложенное, оставалась надежда, что в результате рассмотрения конкретного спора о нарушении налоговым органом срока выставления требования об уплате налога, установленного в п. 2 ст. 70 НК РФ, Президиум ВАС РФ примет позитивное для налогоплательщиков решение.

Но, увы, после опубликования на сайте ВАС РФ (www.arbitr.ru) проекта постановления Пленума ВАС РФ "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" стало ясно, что надеждам этим вряд ли суждено сбыться. Дело в том, что в данном проекте (п. 32) нашло отражение озвученное ранее мнение судей ВАС РФ по обозначенной проблеме: судам надлежит учитывать, что несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков, предусмотренных п. 2 ст. 88, п. 6 ст. 89, п. п. 1, 5 ст. 100, п. п. 1, 6, 9 ст. 101, п. п. 1, 6, 10 ст. 101.4, ст. 70 НК РФ, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами НК РФ.

Напомним, данным Постановлением планируется заменить аналогичные разъяснения, приведенные в Постановлении Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5, поскольку динамично развивающееся налоговое законодательство требует новых разъяснений положений части первой Налогового кодекса.

Президиум ВАС РФ о нарушении срока

Забегая немного вперед, скажем, что опасения были не напрасны. Президиумом ВАС РФ в Постановлении от 01.11.2011 N 8330/11 была рассмотрена следующая ситуация.

Инспекция провела выездную проверку налогоплательщика за 2006 - 2008 гг. По ее результатам было вынесено решение о доначислении сумм налогов, пеней и штрафов. Требования об уплате недоимки, пеней и штрафов в нарушение установленного п. 2 ст. 70 НК РФ срока были направлены в адрес налогоплательщика с задержкой более чем на месяц.

Посчитав, что налоговый орган нарушил положения названной нормы, налогоплательщик обратился в суд с требованием признать выставленные требования недействительными. В качестве дополнительного основания для этого налогоплательщик назвал отсутствие в них расчета пеней.

Суды трех инстанций поддержали налогоплательщика, признав факт нарушения срока выставления требований достаточным основанием для вывода об их недействительности.

Президиум ВАС РФ, напротив, встал на сторону налогового органа, указав на ошибочное толкование норм ст. ст. 46, 47, 69, 70 НК РФ нижестоящими судебными инстанциями.

В итоге высшие арбитры пришли к заключению, что налоговая инспекция имеет право выставить требование об уплате сумм, доначисленных по результатам налоговой проверки, и после истечения 10 дней, предусмотренных для этого п. 2 ст. 70 НК РФ. Нарушение срока выставления требования не изменяет предусмотренного срока принудительного взыскания доначислений (ст. ст. 46, 47 НК РФ) .

Что конкретно указали арбитры в мотивировочной части данного решения, пока неизвестно. На момент подготовки журнала в печать текст Постановления не был опубликован, была известна лишь резолютивная часть данного документа.

Но это, к сожалению, отнюдь не означает, что процедура принудительного взыскания налогов, сборов (пеней и штрафов) в отношении конкретного налогоплательщика ограничена по времени. Как указывалось выше, согласно п. 3 ст. 46 НК РФ сроки ее проведения могут быть существенно увеличены.

Итак, пропуск налоговой инспекцией срока направления требования об уплате налога (например, на месяц) никаких негативных последствий для нее не повлечет. Есть еще время на принятие решения о бесспорном взыскании налога. Если же и он окажется пропущенным, инспекция вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, а если и этот срок пропущен, она может попробовать его восстановить (разумеется, в судебном порядке).

Пропуск же налогоплательщиком срока для исполнения требования об уплате налога чреват для него приостановлением (порой незамедлительным) операций по расчетным счетам и, соответственно, бесспорным взысканием этой задолженности.

Налицо очевидное неравенство применительно к последствиям нарушения налогоплательщиками и налоговыми органами процедурных сроков, но, как видно, данное обстоятельство нисколько не смущает высших арбитров. Мы считаем, что данный вопрос требует урегулирования на законодательном уровне.

По итогам налоговой проверки компании могут быть выдвинуты требования уплатить недоплаченные ранее налоги, а также штрафы, пени и т.д. за предыдущие просрочки по обязательным платежам. Подобные претензии налоговиков обычно оформляются в виде требования об уплате налогов – специального документа, в котором указано, сколько и каких налоговых платежей должен внести налогоплательщик в ближайшее время. Однако не всегда такие требования бывают правомерны и обоснованы – нередки налоговики формируют их на основании ошибочных данных, и, конечно, в таких случаях платить «несуществующие» налоги и сборы никому не хочется. В данной статье мы рассмотрим, в каких случаях можно не исполнять налоговое требование об уплате налога, что грозит компании за игнорирование требований ФНС, когда постановление об уплате налогов можно обжаловать и добиться отмены, и как лучше всего защищать свои интересы при возникновении подобных ситуаций.

Какая ответственность за неисполнение требований об уплате налога?

Как известно, все субъекты предпринимательской деятельности в стране имеют одно общее обязательство перед государством – вовремя и в полном объеме платить требуемые налоги и сборы. Конечно, их размер отличается в зависимости от системы налогообложения, размеров компании и ее оборота, доходов и расходов за отчетный период и т.д., но в целом требования остаются идентичными для всех. Если какой-либо налог не будет уплачен в установленные сроки, налогоплательщик получит специальное уведомление – то самое требование об уплате налогов от своего отделения ФНС, с указанием суммы и сроков, в которые необходимо погасить задолженность перед бюджетом или фондом.

Что же будет, если налогоплательщик получит требование уплатить налоги, но не исполнит его? По закону это то же самое, что и уклонение от уплаты налогов, а значит, к виновному могут быть применены следующие санкции:

  • штраф за неисполнение требования об уплате налога – наиболее распространенный вид санкций для тех предпринимателей, которые не платят налоги вовремя. Размер штрафа устанавливается в зависимости от величины задолженности по налогам, срока просрочки и других факторов. При этом важно помнить, что штраф не освобождает от необходимости уплатить основную часть налоговой задолженности, а только добавляется к ней, увеличивая размер налогового долга перед бюджетом;
  • пени за нарушение сроков внесения налоговых платежей – если налоги, в том числе и те, что пришли из ФНС в виде требований, не будут уплачены в срок, за каждый день просрочки будут назначаться пени, в размере 1/150 от ставки рефинансирования на день начисления. Если не погашать задолженность по налогам достаточно долго, размер пени может очень сильно вырасти, усложнив и без того непростую ситуацию для налогоплательщика. За неуплату пени предусмотрены те же санкции, что и за другие налоговые платежи;
  • блокировка расчетных счетов компании до погашения налогового долга – если другими способами добиться уплаты налогов не удается, налоговая имеет право заблокировать все расчетные счета налогоплательщика, что приводит к фактической остановке деятельности предприятия – становится невозможно осуществлять никакие операции. Блокировка в таких случаях может быть снята только после погашения задолженности по налогам или по решению суда, если компания решила обратиться с иском по защите своих интересов и добилась положительного решения по нему;
  • возбуждение уголовного дела против должностных лиц предприятия, виновных в неуплате налогов – если сумма долга по налогам превышает установленные законодательством пороговые значения, и нарушены все сроки погашения налогового долга, может быть возбуждено уголовное дело по статье об уклонении от уплаты налогов. Эта статья Уголовного кодекса достаточно строгая и предусматривает наказание для виновных вплоть до длительных сроков тюремного заключения, а также крупные штрафы, конфискацию имущества, запрет занимать те или иные должности, временное ограничение свободы передвижения и т.д.

Кроме того, необходимо не забывать о том, что проблемы с уплатой налогов автоматически переводят компанию в категорию «неблагонадёжных», что в будущем может усложнить ведение деятельности: налоговые проверки будут проводиться чаще, все операции с контрагентами – тщательно изучаться и т.д. Потому не выполнять требования ФНС об уплате налогов не рекомендуется – последствия могут быть очень серьезными.

Как обжаловать требование об уплате налога?

Как уже упоминалось выше, не всегда требования налоговой уплатить налоги являются правомерными и обоснованными. Что же делать, если вы не согласны с требованиями, которые вам выдвинули, ведь просто игнорировать их нельзя – можно столкнуться с ответственностью и неприятными последствиями для компании и отдельных ее должностных лиц. Единственный вариант выйти из ситуации, не нарушив законодательство и при этом не выплачивая несправедливый налог – это попытаться обжаловать постановление ФНС. Процедура обжалования состоит из таких этапов:

  • подготовка возражения на полученное требование – это самый первый шаг после того, как вы получили требования от налоговиков. В возражении указывается, что вы не согласны с выдвинутыми требованиями по тем или иным причинам (например, налоги рассчитывались с ошибками, ФНС не учла все факторы для расчета сборов, были использованы недостоверные сведения о доходах и расходах и т.д.). Причины обязательно должны быть подкреплены документально: платежками и другой первичной документацией, ссылками на законы и подзаконные акты, квитанциями, актами выполненных работ и т.д. Далее возражение направляется в то же отделение ФНС, которое вынесло постановление относительно необходимости доплаты налогов;
  • жалоба в вышестоящую инстанцию – если возражение не принесло результата, и требования уплатить налоги осталось в силе, можно оспорить его, направив жалобу в вышестоящее отделение Налоговой инспекции. В тексте жалобы указывается, какое именно решение оспаривается, приводятся аргументы в пользу того, почему вы считаете его неправомерным, а также доказательства в подтверждение вашей позиции. Можно также указать, что было подано возражение, но оно не привело к ожидаемой цели. Далее жалоба направляется в региональной отделение ФНС, где рассматривается ответственными должностными лицами;
  • обращение в арбитражный суд – в случае, если все досудебные попытки урегулировать спор и добиться отмены неправомерных налоговых платеже не дали результата, единственная опция, которая остается у налогоплательщика – это обращение в суд. Для этого нужно собрать комплект документов, который бы подтверждал вашу правоту в споре, а также доказывал соблюдение претензионного досудебного порядка урегулирования спора. Кроме того, потребуется составить исковое заявление в соответствии с принятыми нормами. На этот этапе необходимо привлечь к процессу обжалования требований об уплате налогов профессионального юриста – благодаря его помощи добиться положительного решения в суде будет намного проще. В случае выигрыша незаконные требования налоговиков будут отменены.

Для того чтобы повысить шансы на успешное оспаривание и при этом облегчить себе жизнь, рекомендуется воспользоваться услугами юриста по налогам. Он сможет проконсультировать относительно сложившейся ситуации, подсказать, как действовать в данном случае, а также соберёт необходимые документы, чтобы защищать ваши интересы.

Заключение

Если проигнорировать и не исполнять требование об уплате налогов, можно столкнуться с очень неприятными последствиями, вплоть до уголовной ответственности. Потому, если вы не согласны с постановлением ФНС, лучше обжаловать его в установленном порядке и добиться отмены. Услуги налогового юриста с достаточным опытом помогут добиться желаемого результата.

Автор: Данченко С.П., эксперт журнала

В силу самых разных причин налоговые агенты нередко перечисляют НДФЛ в бюджет позже установленного срока. Согласно действующим нормам кроме пени в этом случае налоговики начисляли еще и штраф за несвоевременный НДФЛ – 20 % от неперечисленной суммы, – что выливалось в весьма ощутимые потери налогового агента. Но с 2019 года ситуация изменится – штрафа можно будет избежать. Подробности – в нашем материале.

Уплата НДФЛ позже срока = пени + штраф.

Действующая редакция ст. 123 НК РФ устанавливает для налоговых агентов ответственность за неправомерное неудержание и неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом: штраф в размере 20 % от суммы, подлежащей удержанию или перечислению.

На практике данная норма наиболее широко применяется в отношении налоговых агентов по НДФЛ в случае перечисления сумм налога позже установленных сроков. Получается, что если налоговый агент перечислил сумму НДФЛ позже установленного срока, но сделал это сам независимо от требований налогового органа, а также уплатил пени, то ему ответственности все равно не избежать: при выездной налоговой проверке ему будет начислен штраф за несвоевременную уплату налога. При этом штраф за несвоевременный НДФЛ будет начислен независимо от того, на какое время был задержан платеж и по какой причине.

Еще в Письме Минфина России от 04.04.2017 № 03-02-08/19755 было сказано, что НК РФ не предусмотрено освобождение налогового агента от ответственности в зависимости от срока неправомерного неисполнения им установленной обязанности по удержанию и перечислению суммы налога в бюджетную систему РФ. Что же касается причины, по которой НДФЛ не был уплачен в установленный срок, финансисты отмечают, что отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения согласно пп. 2 п. 1 ст. 109 НК РФ является обстоятельством, исключающим привлечение этого лица к ответственности за совершение налогового правонарушения. При применении налоговой санкции судом или налоговым органом, рассматривающим дело, учитываются обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, или обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения (ст. 111 и 112 НК РФ).

Но на практике ни отсутствие умысла в совершении налогового правонарушения, ни совершение налогового правонарушения впервые, ни тяжелое финансовое положение налогового агента, ни какие-либо другие причины не принимались налоговыми органами в качестве обстоятельств, исключающих или смягчающих вину в данном случае. Это связано с принципиальным подходом контролирующих органов к рассматриваемому вопросу: источником перечисления налоговым агентом сумм НДФЛ в бюджетную систему РФ являются суммы денежных средств, удерживаемые у налогоплательщиков (Письмо Минфина России от 15.10.2012 № 03-02-07/1-253).

В Письме от 15.03.2018 № 03-04-05/16172 представители Минфина прямо указали, что налоговый агент перечисляет не свои денежные средства, а денежные средства, удержанные непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Соответственно, не перечислив в установленный срок НДФЛ, налоговый агент незаконно пользуется денежными средствами налогоплательщиков, что недопустимо.

При этом на практике налоговики пытались применить ст. 123 НК РФ и в случае своевременной уплаты НДФЛ в бюджет, но с ошибками в платежном поручении, например при уплате НДФЛ обособленным подразделением организации. Хотя согласно правовой позиции ВАС налоговый агент признается исполнившим свои обязательства перед бюджетной системой РФ в случае исчисления, удержания и перечисления налога на соответствующий счет Федерального казначейства (Постановление Президиума ВАС РФ от 23.07.2013 № 784/13 по делу № А06-9384/2011). Также Президиум ВАС пришел к выводу о том, что неправильное указание в платежных документах кода ОКАТО не ведет к образованию недоимки и не может рассматриваться как основание для начисления сумм пеней, поскольку налог в бюджетную систему РФ налоговым агентом перечислен в установленный срок. Аналогичная позиция отражена в Определении ВС РФ от 10.03.2015 № 305-КГ15-157 по делу № А40-19592/14. Соответственно, указание реквизитов организации вместо указания реквизитов ее обособленного подразделения не является основанием для признания обязанности по уплате налога в бюджетную систему РФ неисполненной.

В Письме ФНС России от 24.11.2017 № ГД-4-11/23852 однозначно сказано, что НК РФ не предусматривает ответственности за ненадлежащее исполнение налоговым агентом своих обязанностей, в частности за нарушение порядка перечисления удержанного НДФЛ. Следовательно, если налоговым агентом НДФЛ был удержан и перечислен своевременно и в полном объеме, у налогового органа не имеется оснований для привлечения его к налоговой ответственности в соответствии со ст. 123 НК РФ. Данная позиция нашла свое отражение еще в Постановлении ВАС РФ от 24.03.2009 № 14519/08.

При этом налоговики напоминают, что нарушение порядка перечисления налога приводит к трудностям идентификации налоговым органом платежей, а также сложностям для самого налогового агента при уточнении оснований, типа и принадлежности платежа. С этим трудно не согласиться.

Последняя инстанция – Конституционный суд.

Сложившаяся ситуация не могла устроить налоговых агентов, и они обращались в суд. Но суды принимали сторону налоговиков, указывая, например, что обстоятельств, объективно препятствовавших своевременному исполнению обязанности по перечислению удержанного НДФЛ в бюджет, налоговым агентом не приведено и судами не установлено, в связи с чем штраф за несвоевременный НДФЛ по ст. 123 НК РФ начислен правомерно (Определение ВС РФ от 19.12.2016 № 305-КГ16-17454 по делу № А40-189421/2015). И это несмотря на то, что налоговый агент в данном случае при отсутствии ошибок в представленных расчетах по НДФЛ самостоятельно погасил задолженность в бюджет по НДФЛ и уплатил пени.

Последней инстанцией в данном споре оставался Конституционный суд, в который и обратился налоговый агент (Постановление КС РФ от 06.02.2018 № 6-П). Он оспорил конституционность п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ.

Согласно п. 4 ст. 81 НК РФ если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случаях:

представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени;

представления уточненной налоговой декларации после проведения выездной налоговой проверки за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога.

По мнению налогового агента (ОАО), положения п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ противоречат ст. 19, 46 и 55 Конституции РФ, поскольку позволяют освобождать налогового агента от налоговой ответственности (штрафа) за несвоевременное перечисление в бюджет удержанных им сумм НДФЛ лишь в том случае, если он представит уточненную налоговую отчетность. Поскольку же при изначально правильно составленной отчетности это условие исполнить нельзя, освобождением от налоговой ответственности за такую просрочку могут пользоваться лишь налоговые агенты, представившие недостоверную налоговую отчетность.

Кроме этого, ОАО указывало на то, что штраф по ст. 123 НК РФ не зависит от срока просрочки уплаты НДФЛ и факта самостоятельного устранения задолженности до окончания налогового периода с уплатой пеней в возмещение ущерба казне.

Принимая во внимание расхождения в понимании положений п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ, имеющие место в судебной практике, Конституционный суд пришел к выводу, что эти положения в их взаимосвязи и с учетом их места в системе правового регулирования не должны толковаться как лишающие налогового агента, допустившего просрочку в уплате НДФЛ, который был правильно исчислен им в представленном налоговому органу расчете, права на освобождение от налоговой ответственности. При этом КС РФ установил следующие условия:

налоговый агент уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени до момента, когда ему стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременного перечисления удержанного налога или о назначении выездной налоговой проверки;

отсутствие доказательств, указывающих на то, что несвоевременное перечисление налоговым агентом в бюджет сумм налога носило преднамеренный характер, не было результатом его упущения (технической или иной ошибки).

Данный вывод был очень важен для налоговых агентов, поскольку, во-первых, он обязывает законодателя устранить расплывчатость приведенных налоговых норм, а во-вторых, дает налоговому агенту, который обратился в Конституционный суд, возможность пересмотреть решения суда, вынесенного ранее, по вновь открывшимся обстоятельствам со ссылкой на данное постановление КС РФ. Таким образом, конституционно-правовой смысл взаимосвязанных положений п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ, выявленный Конституционным судом, является общеобязательным, что исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

ОАО использовало свой шанс и отсудило у налоговиков всю сумму штрафа, которая была ранее начислена по ст. 123 НК РФ (Решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.07.2018 по делу № А40-189421/15-108-1542).

Штрафа можно избежать: условия установлены.

В целях реализации Постановления КС РФ № 6-П, которым взаимосвязанные положения п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ признаны не противоречащими Конституции РФ в той мере, в какой они не препятствуют освобождению от налоговой ответственности за несвоевременное перечисление в бюджет сумм НДФЛ налоговых агентов, не допустивших искажения налоговой отчетности, если они самостоятельно (до момента, когда им стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременной уплаты налога или о назначении выездной налоговой проверки) уплатили необходимые суммы налога и пени, а несвоевременное перечисление ими в бюджет соответствующих сумм явилось результатом технической или иной ошибки и носило непреднамеренный характер, законодатель внес изменения в НК РФ.

28.12.2018 был опубликован Федеральный закон от 27.12.2018 № 546-ФЗ[1]. Начало действия документа – 28.01.2019.

Статья 123 НК РФ дополнена п. 2, согласно которому налоговый агент освобождается от ответственности, предусмотренной названной статьей, при одновременном выполнении следующих условий:

налоговый расчет (расчет по налогу) представлен в налоговый орган в установленный срок;

в налоговом расчете (расчете по налогу) отсутствуют факты неотражения или неполноты отражения сведений и (или) ошибки, приводящие к занижению суммы налога, подлежащей перечислению в бюджетную систему РФ;

налоговым агентом самостоятельно перечислены в бюджетную систему РФ сумма налога, не перечисленная в установленный срок, и соответствующие пени до момента, когда ему стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременного перечисления суммы налога или о назначении выездной налоговой проверки по такому налогу за соответствующий налоговый период.

Внесенная норма позволяет налоговому агенту избежать штрафа в 20 % от не перечисленной в установленный срок суммы НДФЛ, но при выполнении ряда условий:

отчетность по НДФЛ, в частности расчет по форме 6-НДФЛ, корректна и представлена в установленный срок;

сумма налога уплачена налоговым агентом самостоятельно до активизации налогового органа по данному вопросу;

пени рассчитаны самим налоговым агентом и уплачены в бюджет.

Безусловно, данные новшества убирают дискриминацию в отношении налоговых агентов и уравнивают их в правах с налогоплательщиками: теперь за пропуск сроков перечисления НДФЛ в бюджет нужно будет уплатить только пени при выполнении прочих условий.

В заключение отметим, что ст. 123 НК РФ применяется не только в отношении налоговых агентов по НДФЛ, но и в отношении налоговых агентов по НДС и по налогу на прибыль (ст. 174, 287, 310 НК РФ). Соответственно, на них также распространяется действие новой нормы: НК РФ не предусматривается различное применение ст. 123 НК РФ в зависимости от конкретного налога, по которому совершено соответствующее налоговое правонарушение (Письмо Минфина России от 15.10.2012 № 03-02-07/1-253).

[1] «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации».

Первая часть НК РФ

Раздел I. Общие положения

Раздел II. Налогоплательщики и плательщики сборов. Налоговые агенты. Представительство в налоговых правоотношениях

Раздел III. Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Органы внутренних дел. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, их должностных лиц

Раздел IV. Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов


Раздел V. Налоговая декларация и налоговый контроль

Раздел VI. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение


Раздел VII. Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц

Вторая часть НК РФ

Раздел VIII. Федеральные налоги

Утратила силу с 1 января 2010 года. - Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ (Статьи 234-245)


Раздел VIII.1. Специальные налоговые режимы


Раздел IX. Региональные налоги и сборы

Согласно Федеральному закону от 31 июля 1998 г. N 147-ФЗ положения части первой настоящего Кодекса не применяются к отношениям, регулируемым Федеральным законом "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей"

Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ в статью 61 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г.

1. Изменением срока уплаты налога и сбора признается перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок.

2. Изменение срока уплаты налога и сбора допускается в порядке, установленном настоящей главой.

Срок уплаты налога может быть изменен в отношении всей подлежащей уплате суммы налога либо ее части с начислением процентов на неуплаченную сумму налога (далее - сумма задолженности), если иное не предусмотрено настоящей главой.

Изменение срока уплаты государственной пошлины осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных главой 25.3 настоящего Кодекса.

3. Изменение срока уплаты налога и сбора осуществляется в форме отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита.

4. Изменение срока уплаты налога и сбора не отменяет существующей и не создает новой обязанности по уплате налога и сбора.

5. Изменение срока уплаты налога и сбора по решению органов, указанных в статье 63 настоящего Кодекса, может производиться под залог имущества в соответствии со статьей 73 настоящего Кодекса либо при наличии поручительства в соответствии со статьей 74 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей главой.

6. Изменение срока уплаты налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, производится в порядке, предусмотренном настоящей главой.

7. Утратил силу с 1 января 2007 г.

Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. N 268-ФЗ статья 61 настоящего Кодекса дополнена пунктом 8, вступающим в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

8. Изменение срока уплаты налога и сбора налоговыми органами осуществляется в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

1. Срок уплаты налога не может быть изменен, если в отношении лица, претендующего на такое изменение (далее - заинтересованное лицо):

1) возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах;

2) проводится производство по делу о налоговом правонарушении либо по делу об административном правонарушении в области налогов и сборов, таможенного дела в части налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации;

3) имеются достаточные основания полагать, что это лицо воспользуется таким изменением для сокрытия своих денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложению, либо это лицо собирается выехать за пределы Российской Федерации на постоянное жительство.

2. При наличии на момент вынесения решения об изменении срока уплаты налога обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, решение об изменении срока уплаты налога не может быть вынесено, а вынесенное решение подлежит отмене.

Об отмене вынесенного решения в трехдневный срок письменно уведомляются заинтересованное лицо и налоговый орган по месту учета этого лица.

Заинтересованное лицо вправе обжаловать такое решение в порядке, установленном настоящим Кодексом.

1. Органами, в компетенцию которых входит принятие решений об изменении сроков уплаты налогов и сборов (далее - уполномоченные органы), являются:

1) по федеральным налогам и сборам - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов (за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 3-5 настоящего пункта и пунктом 2 настоящей статьи);

2) по региональным и местным налогам - налоговые органы по месту нахождения (жительства) заинтересованного лица. Решения об изменении сроков уплаты налогов принимаются по согласованию с соответствующими финансовыми органами субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи);

3) по налогам, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области таможенного дела, или уполномоченные им таможенные органы;

4) по государственной пошлине - органы (должностные лица), уполномоченные в соответствии с главой 25.3 настоящего Кодекса совершать юридически значимые действия, за которые подлежит уплате государственная пошлина;

5) по единому социальному налогу - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов. Решения об изменении сроков уплаты единого социального налога принимаются по согласованию с органами соответствующих государственных внебюджетных фондов.

Об отсрочках (рассрочках) по уплате взносов, предоставленных до введения в действие части второй НК РФ государственными социальными внебюджетными фондами см. Федеральный закон от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ

2. Если в соответствии с законодательством Российской Федерации федеральные налоги или сборы подлежат зачислению в федеральный бюджет и (или) бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты, сроки уплаты таких налогов или сборов (за исключением государственной пошлины) изменяются на основании решений федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в части сумм, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты, по согласованию с финансовыми органами соответствующих субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

3. Если в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации региональные налоги подлежат зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и (или) местные бюджеты, сроки уплаты таких налогов изменяются на основании решений налоговых органов по месту нахождения (жительства) заинтересованных лиц в части сумм, подлежащих зачислению в:

бюджеты субъектов Российской Федерации, - по согласованию с финансовыми органами соответствующих субъектов Российской Федерации;

местные бюджеты, - по согласованию с финансовыми органами соответствующих муниципальных образований.

4. В случае, предусмотренном абзацем вторым пункта 1 статьи 64 настоящего Кодекса, решение об изменении сроков уплаты федеральных налогов и сборов принимается Правительством Российской Федерации.

1. Отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных настоящей статьей, на срок, не превышающий один год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности.

Отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, на срок более одного года, но не превышающий три года, может быть предоставлена по решению Правительства Российской Федерации.

2. Отсрочка или рассрочка по уплате налога могут быть предоставлены заинтересованному лицу при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) причинения этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

2) задержки этому лицу финансирования из бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа;

3) угрозы банкротства этого лица в случае единовременной выплаты им налога, утверждения арбитражным судом мирового соглашения либо графика погашения задолженности в ходе процедуры финансового оздоровления;

4) если имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога;

5) если производство и (или) реализация товаров, работ или услуг лицом носит сезонный характер. Перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер, утверждается Правительством Российской Федерации;

Перечень сезонных отраслей и видов деятельности, применяемый при предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога, утвержден постановлением Правительства РФ от 6 апреля 1999 г. N 382

6) при наличии оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, установленных Таможенным кодексом Российской Федерации.

3. Отсрочка или рассрочка по уплате налога могут быть предоставлены по одному или нескольким налогам.

4. Если отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставлена по основаниям, указанным в подпунктах 3, 4 и 5 пункта 2 настоящей статьи, на сумму задолженности начисляются проценты исходя из ставки, равной одной второй ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей за период отсрочки или рассрочки, если иное не предусмотрено таможенным законодательством Российской Федерации в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.

Если отсрочка или рассрочка по уплате налогов предоставлена по основаниям, указанным в подпунктах 1 и 2 пункта 2 настоящей статьи, на сумму задолженности проценты не начисляются.

5. Заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога с указанием оснований подается в соответствующий уполномоченный орган. К этому заявлению прилагаются документы, подтверждающие наличие оснований, указанных в пункте 2 настоящей статьи. Копия указанного заявления направляется заинтересованным лицом в пятидневный срок в налоговый орган по месту его учета.

По требованию уполномоченного органа заинтересованным лицом представляются уполномоченному органу документы об имуществе, которое может быть предметом залога, либо поручительство.

Редакции Налогового кодекса (часть первая), опубликованные в "Собрании законодательства Российской Федерации" и "Российской газете", имеют расхождения. Текст предыдущего абзаца приводится в редакции "Собрания законодательства"

6. Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставлении принимается уполномоченным органом по согласованию с финансовыми органами (органами государственных внебюджетных фондов) в соответствии со статьей 63 настоящего Кодекса в течение одного месяца со дня получения заявления заинтересованного лица.

По ходатайству заинтересованного лица уполномоченный орган вправе принять решение о временном (на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки) приостановлении уплаты суммы задолженности заинтересованным лицом. Копия такого решения представляется заинтересованным лицом в налоговый орган по месту его учета в пятидневный срок со дня принятия решения.

7. При отсутствии обстоятельств, установленных пунктом 1 статьи 62 настоящего Кодекса, уполномоченный орган не вправе отказать заинтересованному лицу в отсрочке или рассрочке по уплате налога по основаниям, указанным в подпунктах 1 или 2 пункта 2 настоящей статьи, в пределах соответственно суммы причиненного заинтересованному лицу ущерба либо суммы недофинансирования или неоплаты выполненного этим лицом государственного заказа.

8. Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должно содержать указание на сумму задолженности, налог, по уплате которого предоставляется отсрочка или рассрочка, сроки и порядок уплаты суммы задолженности и начисляемых процентов, а также в соответствующих случаях документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство.

Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога вступает в действие со дня, установленного в этом решении. При этом причитающиеся пени за все время со дня, установленного для уплаты налога, до дня вступления в силу этого решения включаются в сумму задолженности, если указанный срок уплаты предшествует дню вступления этого решения в силу.

Если отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставляется под залог имущества, решение о ее предоставлении вступает в действие только после заключения договора о залоге имущества в порядке, предусмотренном статьей 73 настоящего Кодекса.

В случае расторжения мирового соглашения и возобновления производства по делу о банкротстве либо в случае прекращения процедуры финансового оздоровления решение о предоставлении отсрочки или рассрочки, принятое в соответствии с настоящей статьей, при наличии соответствующего основания, предусмотренного подпунктом 3 пункта 2 настоящей статьи, утрачивает силу со дня расторжения мирового соглашения либо со дня прекращения процедуры финансового оздоровления.

9. Решение об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должно быть мотивированным.

При наличии оснований, указанных в подпунктах 1 или 2 пункта 2 настоящей статьи, в решении об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должны быть приведены имеющее место обстоятельства, исключающие изменение срока исполнения обязанности по уплате налога.

Решение об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога может быть обжаловано заинтересованным лицом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

10. Копия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставлении направляется уполномоченным органом в трехдневный срок со дня принятия такого решения заинтересованному лицу и в налоговый орган по месту учета этого лица.

11. Утратил силу с 1 января 2004 г.

12. Законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут быть установлены дополнительные основания и иные условия предоставления отсрочки и рассрочки уплаты соответственно региональных и местных налогов.

13. Правила настоящей статьи применяются также в отношении порядка и условий предоставления отсрочки или рассрочки по уплате сборов, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Читайте также: