При уплате налога физическим лицом в наличной форме налог считается уплаченным со дня

Опубликовано: 11.05.2024

Уплата налогов и сборов - это порядок внесения или перечисления налоговых платежей в бюджет.

Правовые аспекты определения порядка уплаты налогов и сборов

Своевременная оплата налогов и сборов – одна из основных обязанностей плательщика налога, неисполнение которой влечет за собой привлечение нарушителя к юридической ответственности, поэтому вопросы порядка и условий произведения соответствующих платежей, исчисления их размеров и сроков выполнения данной операции довольно актуальны.

Порядок уплаты налогов и сборов, наряду с субъектом и объектом обложения, налоговой базой и налоговой ставкой, - один из основополагающих элементов системы налогообложения, на основании которого осуществляется реализация налоговой политики РФ.

Основополагающие принципы, используемые при уплате налогов и сборов

Порядок и форма уплаты налогов и сборов, обязательства и права плательщиков регламентированы ст. 58 НК РФ.

Согласно с предписаниями данной нормы права:

  • оплата налога, произведенная в надлежащей форме, осуществляется разово и в полном объеме. Законом допускается перечисление предварительных платежей, однако они не обладают основными свойствами налога, поэтому нарушение сроков их проведения и порядка исчисления не является достаточным основанием для привлечения нарушителя к юридической ответственности, в частности к административной;
  • плательщик налога (налоговый агент) или его уполномоченный представитель должен перечислять всю сумму налога или сбора в срок, установленный соответствующими нормами права;
  • соблюдение порядка исчисления и уплаты предварительных платежей, установленных НК РФ, является обязательным для плательщиков налогов;
  • допускается проведение платежа наличными и в безналичной форме;
  • порядок исчисления и уплаты каждого конкретного налога устанавливается НК РФ, а также налоговыми законами отдельных субъектов РФ и подзаконными актами муниципальных органов.

Правоотношения, возникающие после корректного исчисления и уплаты налогоплательщиком обязательных налогов и сборов, что предусматривает надлежащее исполнение ним налоговой обязанности, регулируются бюджетными актами правотворчества.

Способы уплаты налогов и сборов и особенности их реализации

НК РФ установлено несколько способов взимания налога, к числу которых относят:

  • уплата налога на основании декларации;
  • взимание налогового платежа с источника дохода;
  • кадастровый способ взимания налогового платежа;
  • взимание налога во время реализации дохода;
  • исполнение обязанности по уплате налога в процессе использования имущества: как движимого, так и недвижимого.

Рассмотрим некоторые способы более детально.

1. Уплата налогового сбора по декларации.

Взимание налогового платежа производится на основании декларации.

Использование данного метода предполагает обязанность налогоплательщика предоставить в соответствующий налоговый орган информацию о полученных за определенный период доходах.

Сведения, на основании которых производится исчисление налога, необходимо подать в надлежащем виде и в установленный срок. После исполнения налогоплательщиком своего обязательства по уплате налогов, орган, принявший платеж, должен вручить плательщику уведомление об оплате.

Следует отметить, что способ исполнения обязанности по уплате налогов и сборов через декларацию является недостаточно эффективным, в силу безответственности некоторых граждан и стремления неблагонадежных налогоплательщиков уклониться от выполнения обязанности. К тому же, анализ и обработка данных, представленных в декларации, требует немалых усилий и времени.

2. Уплата налога с источника дохода.

Для данного способа характерен следующий порядок взимания налога: налоговый платеж удерживается с дохода лиц до того момента, как он переходит в их собственность.

То есть уплата налогового сбора производится автоматически, что делает его более эффективным, в отличие от предыдущего способа.

3. Кадастровый способ.

Кадастровый способ взимания налога реализуется с помощью использования кадастровых реестров (домового, земельного, имущественного, промыслового и прочих), содержащих перечни типичных объектов налогообложения, которые классифицируются по внешним признакам. Кадастровый способ позволяет определить среднюю доходность конкретного объекта налогообложения.

Для данного способа характерно установление фиксированных сроков, до истечения которых налогоплательщик обязан произвести оплату. Скажем, налог на имущество физических лиц требуется уплачивать равными частями в сентябре и октябре, до 15 числа каждого месяца.

Обязанность налогоплательщиков по уплате авансовых платежей

В некоторых случаях нормами налогового права устанавливается обязанность налогоплательщика произвести оплату предварительного платежа по налогу, так называемого авансового платежа.

Необходимость внесения авансового платежа обоснована необходимостью обеспечить равномерное наполнение бюджета, что требуется во избежание кассового разрыва.

Особенности, связанные с уплатой авансовых платежей:

  • порядок уплаты авансового платежа аналогичен тому, который предусмотрен для уплаты самого налога;
  • обязанность по уплате предварительного платежа считается выполненной надлежащим образом в случае исполнения ее в порядке, предусмотренном законодательством;
  • некорректное исчисление размера авансового платежа и нарушение порядка его уплаты не является основанием для привлечения плательщика к юридической ответственности по причине ненадлежащего исполнения налогового законодательства.

Обязанности представителей местной администрации и организаций почтовой связи РФ

В соответствии с 4 пунктом 58 статьи НК РФ организации почтовой связи и органы местной администрации должны:

1. Принимать и своевременно производить перечисление денежных сумм, основным предназначением которых является уплата налогов и сборов, в бюджет РФ. Следует отметить, что взимание вышеперечисленными органами платы за прием денежных средств на оплату налога законодательством не предусмотрено;

2. Вести учет денежных средств, перечисленных в бюджет РФ в счет уплаты налога;

3. Обеспечивать выдачу налогоплательщику (налоговому агенту), оплатившему налог, документа, подтверждающего исполнение обязательства надлежащим образом. Как правило, после оплаты налога плательщик получает соответствующую квитанцию;

4. По требованию должностных лиц налоговых органов предоставлять информацию, имеющую отношение к перечислению (исчислению) налогоплательщиком или налоговым агентом средств в счет оплаты налога в бюджет государства.

Юридическая ответственность местной администрации и почтовых организаций РФ за невыполнение обязанности и нарушение порядка уплаты налогов и сборов

На перечисление наличных средств, принятых органами местной администрации от плательщиков налогов, в банк либо организацию почтовой связи РФ отводится пять дней. В случае возникновения форс-мажорных обстоятельств, данный срок может быть продлен до момента их устранения.

Неисполнение органами местной администрации или организациями почтовой связи возложенных на них обязательств является основанием для их привлечения к юридической ответственности, предусмотренной законодательными актами РФ. При этом от надлежащего исполнения обязательства по перечислению средств, принятых от налогоплательщика (налогового агента), нарушитель не освобождается.

Ответственность за ненадлежащее исполнение обязательства по перечислению средств банком или другим финансовым учреждением предусмотрена КоАП РФ. Согласно данному нормативно-правовому акту по отношению к нарушителям применяются такие штрафные санкции:

  • от 10 до 30 тысяч рублей для должностных лиц;
  • в процентном соотношении к сумме перечисления (от 1 до 5%) для юридических лиц.

Определение порядка и сроков уплаты разных видов налогов и сборов

Исчисление и уплата конкретных налогов осуществляются в порядке, предусмотренном такими нормативно-правовыми актами:

  • в отношении региональных налогов применяются предписания актов правотворчества, принятых уполномоченными органами субъектов федерации;
  • исчисление и оплата местных налоговых сборов осуществляются на основании правовых актов муниципальных органов;
  • федеральные налоговые сборы – в соответствии с нормами Налогового кодекса.

На выполнение налогового обязательства законом отводится срок в один месяц, истечение которого начинается с момента получения налогоплательщиком соответствующего извещения из органа налоговой службы.

Исключение составляют случаи, когда в извещении установлен более длительный период для проведения платежа.

В соответствии с действующим российским законодательством о налогах и сборах под налоговой обязанностью принято понимать конституционную обязанность граждан своевременно и в полном объеме уплачивать законно установленные налоги и сборы в пользу государства и муниципальных образований.

Налоговую обязанность целесообразно рассматривать в широком и узком аспектах.

В широком аспекте налоговая обязанность включает комплекс мер должного поведения налогоплательщика, определённых ст. 23 НК РФ.

В узком аспекте налоговая обязанность представляет часть налоговых обязанностей налогоплательщика и является реализацией конституционно установленной меры должного поведения по уплате законно установленных налогов и сборов. Исполнение налоговой обязанности является первоочередной обязанностью по отношению к иным имущественным обязанностям налогоплательщика и определяет развитие иных налоговых правоотношений.

Сущность исполнения налоговой обязанности заключается в уплате налога или сбора. Содержание налоговой обязанности составляют императивные нормы-требования государства об уплате соответствующих налогов или сборов. Однако механизм реализации исполнения налоговой обязанности допускает и элементы диспозитивности, разрешая, в частности, договорные процедуры между налогоплательщиком и уполномоченным органом государства.

С момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату конкретного налога или сбора, возникает налоговая обязанность.

При этом необходимо учитывать, что налогоплательщики зачастую являются потенциальными плательщиками. Так, например, физическое лицо является потенциальным плательщиком налогов и сборов до тех пор, пока у него не возникнет обязанность по уплате налогов или сборов, после возникновения такой обязанности физическое лицо будет являться налогоплательщиком. Обязанность по уплате налогов (т.е. налоговая обязанность) может возникнуть у физического лица, например, при получении дохода. Каждый гражданин должен исполнить налоговую обязанность по уплате налога на доходы физических лиц (НДФЛ). То же касается и юридических лиц – юридическое лицо, зарегистрированное в налоговых органах, будет являться потенциальным налогоплательщиком то тех пор, пока у него не возникнет налоговая обязанность по уплате какого-либо налога, например, налога на прибыль, налога на добавленную стоимость и т.д.

Таким образом, к основаниям возникновения налоговой обязанности можно отнести следующие:

Во-первых, наличие объекта конкретного налога или сбора, например, дохода – в налоге на доходы физических лиц; транспортного средства – в транспортном налоге; спиртных напитков и табачных изделий – в акцизах и др.;

Во-вторых, наличие непосредственной связи между объектом налога или сбора и субъектом (налогоплательщиком). Например, для возникновения налоговой обязанности по уплате земельного налога физическое лицо должно иметь титул собственности на этот земельный участок; по уплате налога на прибыль – предприниматель (индивидуальный или коллективный) должен самостоятельно получить данную прибыль в наличной либо в безналичной форме. Только при наличии связи между субъектом и объектом возникает налоговая обязанность, при этом необходимо помнить, что у каждого налога эта связь будет специфическая;

В-третьих, наступление срока уплаты налога или сбора. В п. 3 ст. 57 НК РФ указаны критерии определения сроков уплаты налогов или сборов: календарная дата или же истечение периода времени: года, квартала, месяца, декады, недели или дня, также в качестве срока наступления налоговой обязанности может выступать указание на какое-то событие или указание на действие, которое должно быть совершено (например, уплата налога на имущество, переходящее в порядке наследования, дарения, сопряжена с определённым сроком, связанным с событием или действием).

Налоговая обязанность чётко определена временными рамками. Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Изменение срока уплаты налога допускается только по правилам, установленным НК РФ. При уплате налогов со сложным юридическим составом (т. е. когда расчёт налоговой базы производится налоговым органом) налоговая обязанность возникает не ранее даты получения налогового уведомления. Нарушение срока уплаты налога влечёт начисление пени.

В соответствии с п.1, 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Основанием возникновения налоговой обязанности служит налоговая база. На основании налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога. При этом необходимо учитывать, что финансово-хозяйственная деятельность налогоплательщика или сам объект налогообложения не являются основаниями возникновения налоговой обязанности. Ведение финансово-хозяйственной деятельности или приобретение объекта налогообложения выступает основанием для возникновения обязанности по исчислению суммы соответствующего налога, но пока ещё не по её уплате. Уплате будет подлежать сумма, оставшаяся от объекта налогообложения после применения необходимых вычетов и налоговых льгот.

Относительно некоторых налогов юридический факт, лежащий в основе обязанности по уплате этих налогов, состоит не только из материальных, но и из процессуальных обстоятельств. Так, в случаях, предусмотренных налоговым законодательством Российской Федерации, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В этих случаях не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет плательщику налоговое уведомление. К подобным налогам, в частности, относятся налог на имущество физических лиц, земельный налог, налог на доходы физических лиц. Правоотношения по уплате подобных налогов возникают на основании фактического состава (сложного юридического факта), составными частями которого выступают налоговая база и нормативный акт налогового органа. Необходимость наличия сложного юридического факта всегда указывается в гипотезе налогового закона.

Статьи 44, 45 НК РФ содержат специальные указания на ситуации, когда налоговая обязанность считается прекращённой.

Так, в соответствии с п. 3 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается:

1) с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора;

2) со смертью физического лица – налогоплательщика или с объявлением его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации. Задолженность по налогам, указанным в п. 3 ст. 14 и ст. 15 НК РФ, умершего лица либо лица, объявленного умершим, погашается наследниками в пределах стоимости наследственного имущества в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации для оплаты наследниками долгов наследодателя;

3) с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой Российской Федерации в соответствии со ст. 49 НК РФ;

4) с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.

Исполнение самой налоговой обязанности (уплата налога или сбора) является самой распространенной ситуацией прекращения налоговой обязанности. В подп. 1 п. 3 ст. 44 сказано, что налоговая обязанность прекращается с уплатой налога или сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора, т. е. предполагается как бы личное участие налогоплательщика в этом мероприятии. При этом необходимо учитывать, что на практике часто бывают ситуации исполнения налоговой обязанности не лично налогоплательщиком, а налоговым агентом или представителем налогоплательщика. В данном случае необходимо получить решение налогового органа о зачёте его налоговой обязанности.

Примером возникновения обстоятельств, с которыми налоговое законодательство связывает прекращение налоговой обязанности, может служить процедура банкротства, так как в процессе банкротства происходит погашение всех недоимок, в том числе и налогов.

При прекращении налоговой обязанности в связи со смертью гражданина необходимо учитывать, что это относится только к преимущественным налогам, а те налоги, в которых не требуется участие гражданина (не преимущественные налоги), оплачиваются и после смерти гражданина (например, подоходный налог).

При ликвидации организации-налогоплательщика прекращается налоговая обязанность. Но встречается и ряд существенных исключений.

Во-первых, если в процессе ликвидации ликвидационная комиссия уплачивает налоги, то это будет первый случай уплаты налога.

Во-вторых, если это банкротство, то это будет второй случай, когда именно с банкротством связывается погашение налоговой обязанности.

В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Российское налоговое законодательство не допускает уплату налога третьими лицами, поэтому различные «налоговые оговорки», перевод долга по налоговым платежам и подобные соглашения являются ничтожными и не влекут правовых последствий. Нарушение данного запрета не снимает с самого налогоплательщика обязанности по уплате причитающихся налогов. В исключительных случаях, установленных только налоговым законодательством, исполнение налоговой обязанности может быть возложено на других лиц. Например, возможны ситуации возложения обязанности по исчислению, удержанию и перечислению налогов в бюджет на налоговых агентов (ст. 24 НК РФ); уплата налога правопреемником реорганизованного предприятия (ст. 50 НК РФ); уплата налогов через законного или уполномоченного представителя (ст. 26 НК РФ); уплата налога за налогоплательщика его поручителем (ст. 74 НК РФ).

Исполнение налоговой обязанности в соответствии с налоговым законодательством понимается как:
– добровольное или на основании требования уполномоченных органов государства действие самого налогоплательщика;
– действие налогового или иного уполномоченного органа по взысканию неуплаченного (не полностью уплаченного) налога.

По общему правилу моментом исполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) своей обязанности по уплате налога служит момент предъявления в банк поручения на уплату налога. Аналогичное правило применяется и относительно налогов, уплачиваемых наличными денежными средствами.

Вместе с тем в зависимости от способа уплаты и порядка взимания налоговая обязанность может быть исполнена и двумя другими способами:

1) в порядке зачёта переплаченной ранее суммы налога в порядке ст. 78 НК РФ;

2) при взимании налога у источника выплаты налоговая обязанность считается выполненной с момента удержания обязательного платежа налоговым агентом.

Таким образом, налоговое законодательство выделяет два способа уплаты налога:

1) действие самого налогоплательщика и реальное перечисление налога в бюджет;

2) действие банка, обслуживающего плательщика налога (сбора).

Необходимо также учитывать, что исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога посредством предъявления в банк надлежаще оформленного и обеспеченного денежными средствами платёжного поручения влечёт прекращение налогового правоотношения между налогоплательщиком и государством (муниципальным образованием) и возникновение бюджетных отношений. Определение момента уплаты налога нормы НК РФ имеют приоритет над нормами бюджетного законодательства. Таким образом, согласно п. 1 ст. 40 БК РФ налоговые доходы считаются уплаченными доходами соответствующего бюджета с момента, определяемого налоговым законодательством. Следовательно, момент уплаты налога может определяться только в соответствии с нормами НК РФ.

В соответствии с НК РФ, ст. 140 ГК РФ, ст. 27 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и ст. 1 Закона РФ от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» налоги и сборы уплачиваются только в валюте Российской Федерации – рублях. Уплата обязательных платежей, в том числе иностранными лицами, в иностранной валюте не допускается.

В соответствии со ст. 45 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном НК РФ.

Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном ст. 46 и 47 НК РФ. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ.

Взыскание налога в судебном порядке. В соответствии с правилами подп. 2 п. ст. 45 НК РФ взыскании налога в судебном порядке производится:

1) с организации, которой открыт лицевой счёт;

2) в целях взыскания недоимки, числящейся более трёх месяцев за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), с соответствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий) в случаях, когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) обществ (предприятий), а также за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации основными (преобладающими, участвующими) обществами (предприятиями), с зависимых (дочерних) обществ (предприятий), когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий);

3) с организации или индивидуального предпринимателя, если их обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделки, совершённой таким налогоплательщиком, или статуса и характера деятельности этого налогоплательщика.

Необходимо учитывать, что в отношении юридических лиц налоговым законодательством предусмотрен бесспорный порядок, а в отношении физических лиц судебный порядок взыскания.

В то же время в налоговом законодательстве предусмотрено исключение в отношении взыскания налогов с юридических лиц в бесспорном порядке. Такое взыскание не допускается в двух случаях:

1) обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделок, заключённых налогоплательщиком с третьими лицами, или юридической квалификации статуса и характера деятельности налогоплательщика;

2) пропуска налоговым органом установленного срока на принятие решения о бесспорном взыскании налога.

Принудительное исполнение налоговой обязанности (взыскание налога) производится по решению налогового органа посредством направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств. До вынесения решения о принудительном взыскании налоговой недоимки налоговый орган обязан уведомить налогоплательщика об образовавшейся задолженности перед казной и предложить добровольно погасить недостающие налоговые платежи.

Однако налоговым законодательством не установлен предельный срок, в течение которого налоговый орган может «ожидать» добровольного исполнения налоговой обязанности. Истечение дополнительного срока уплаты налога служит основанием для вынесения налоговым органом решения о принудительном (бесспорном) взыскании налога. Данное решение должно быть вынесено не позднее 60 дней с момента истечения дополнительного срока на уплату налога. Пропуск налоговым органом этого срока влечёт невозможность бесспорного взыскания налога, и дальнейшее принудительное исполнение налоговой обязанности возможно только в судебном порядке.

В случае бесспорного взыскания налоговой недоимки обязательно должно соблюдено требование об уведомлении налогоплательщика со стороны налоговых органов о вынесенном решении и его содержании в срок не позднее пяти дней после вынесения подобного нормативного акта.


А. В. Нестерович
автор статьи, консультант Аскон по бухгалтерскому учету и налогообложению

С 1 января 2019 года вступила в действие статья 45.1 Налогового кодекса РФ. У некоторых экспертов и граждан сложилось мнение, что введение этой статьи предполагает полный перевод уплаты имущественных налогов физических лиц и НДФЛ на добровольную основу.

Единый налоговый платеж физических лиц – что это?

С 1 января 2019 года вступила в действие статья 45.1 Налогового кодекса РФ, которая вводит понятие единого налогового платежа физических лиц.

Предлагаю разобраться, что же такое единый налоговый платеж, а также развеять мифы, которые уже сложились вокруг данного нововведения.

На сегодняшний день согласно положениям статьи 45.1 НК РФ единый налоговый платеж физического лица — это денежные средства, которые гражданин добровольно перечисляет в бюджетную систему Российской Федерации с помощью одного платежного документа для уплаты налога на имущество физических лиц, транспортного и земельного налогов.

Идея единого налогового платежа была заложена законодательным органом еще при объединении имущественных налогов в части установления единого срока уплаты.

Все мы знаем, что в настоящее время срок уплаты транспортного, земельного налогов и налога на имущество физических лиц установлен как единая дата, в силу последних изменений это 1 декабря. Кроме того, физические лица получают единое налоговое уведомление о начисленных имущественных налогах по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 07.09.2016 N ММВ-7-11/477@.

Рассмотрим особенности уплаты и зачета единого налогового платежа физических лиц

В общем случае единый налоговый платеж физического лица перечисляется в бюджетную систему Российской Федерации по месту жительства физического лица либо по месту пребывания, если отсутствует место жительства в России. При отсутствии у физического лица и того и другого платеж перечисляется по месту нахождения одного из принадлежащих такому лицу объектов недвижимого имущества.

Зачет суммы единого налогового платежа физического лица осуществляется налоговым органом самостоятельно в счет предстоящих текущих платежей либо в счет уплаты недоимки по указанным налогам и (или) задолженности по соответствующим пеням. Причем здесь важно отметить, что зачет осуществляется в счет предстоящих платежей последовательно начиная с меньшей суммы налога. В случае отсутствия недоимки по налогам, зачет осуществляется последовательно начиная с задолженности по пеням с меньшей суммой, а в случае отсутствия задолженности по пеням - начиная с задолженности по процентам с меньшей суммой.

По результатам проведенного зачета налоговый орган сообщает налогоплательщику (физическому лицу) о принятом решении - о зачете суммы единого налогового платежа физического лица - в течение пяти дней со дня наступления установленного срока уплаты соответствующих налогов.

С 2020 года в статью 45.1 НК РФ вносятся изменения. Президент Владимир Путин подписал Федеральный закон, дополняющий положения Налогового кодекса РФ статьей 45.1, в частности, перечень налогов, учитываемых в едином налоговом платеже, дополнен налогом на доходы физических лиц, уплачиваемым в случае представления налоговым агентом сведений о невозможности удержания НДФЛ.

Развенчиваем мифы, сложившиеся вокруг единого налогового платежа

В средствах массовой информации началось бурное обсуждение нововведения как уже действующего с января 2019 года, так и запланированного на 2020 год.

У некоторых экспертов и граждан сложилось мнение, что введение в Налоговый кодекс РФ статьи 45.1 предполагает полный перевод уплаты имущественных налогов физических лиц и НДФЛ на добровольную основу. И эксперты охотно делятся рекомендациями, как заявить в налоговую инспекцию об отсутствии доброй воли на уплату налогов и, соответственно, полного отказа от уплаты имущественных налогов и НДФЛ.

Как бы ни хотелось принять эту радостную новость в качестве щедрого подарка, но придется развеять миф и взглянуть на нововведение с точки зрения практики применения законодательства о налогах. Нормы Налогового кодекса РФ взаимосвязаны между собой. Первая часть НК РФ устанавливает общие понятия и требования, которые полностью применимы для второй части НК РФ. Толковать одну часть без учета другой некорректно и непрофессионально.

Так, в главе 23 «Налог на доходы физических лиц», главе 28 «Транспортный налог», главе 31 «Земельный налог», главе 32 «Налог на имущество физических лиц» второй части НК РФ установлены обязанности по уплате налогов, их сроки уплаты и порядок исчисления. Отмечу, что в названных главах НК РФ отсутствуют условия о добровольной уплате налогов. А вновь введенная статья 45.1 НК РФ не отменяет действие второй части Налогового кодекса РФ по указанным налогам.

Итого: единый налоговый платеж позволяет упростить физлицам процедуру уплаты имущественных налогов, но никак не отменяет обязанность по уплате. А также ЕНП позволит исключить ситуации несвоевременной уплаты налогов в связи с опозданием доставки квитанций на момент наступления срока уплаты.

Иными словами, физическое лицо по всему своему имуществу сможет заплатить имущественные налоги одной суммой без заполнения реквизитов по каждому платежу. А с нового года к уже установленному перечню добавляется НДФЛ, который в силу каких-либо причин не смог удержать налоговый агент. Причем здесь важно отметить, что о ежемесячных удержаниях по НДФЛ с заработной платы в новой редакции статьи 45.1 НК РФ речь не идет.

В информации, выпущенной ФНС России, руководство службы подчеркнуло, что использование единого налогового платежа значительно сократит время, затрачиваемое на оформление платежных документов, а также минимизирует ошибки граждан при заполнении нескольких платежных документов.

И когда переплату могут не вернуть

Этот материал обновлен 16.03.2021.

Если владеете квартирой, земельным участком или гаражом — словом, любым имуществом, налоговая каждый год присылает вам квитанции и просит заплатить налоги. Есть и другие налоги, например НДФЛ.

Но бывает, что возникает переплата — если случайно заплатили дважды или позже предоставили документы о льготах и сумму пересчитали. Расскажу, можно ли эти деньги вернуть и какие есть ограничения.

Что такое переплата

Переплата по налогам официально называется суммой излишне уплаченного налога. Это остаток средств на вашем счете в налоговой после того, как вы заплатили налог, то есть, словами налоговой, погасили налоговую задолженность.

Например, вам нужно заплатить 400 Р в качестве налога за владение машиной, но вы по каким-то причинам уплатили 500 Р . В день уплаты налоговая спишет 400 Р в счет налоговой задолженности, а оставшиеся 100 Р будут считаться переплатой.

Почему появляются переплаты по налогам

Переплата может возникнуть по разным причинам. Например, если налоговая по ошибке начислила налог за чужое имущество, а вы уже оплатили квитанцию. Или вы могли поздно узнать о причитающейся льготе — пенсионеры, например, не платят налог на часть имущества, — подаете заявление на льготу и просите пересчитать налог с момента появления права на эту льготу. В обоих случаях после перерасчета появится переплата.

Когда продаете подаренную квартиру, где даритель — дальний родственник или просто знакомый, можно неправильно рассчитать облагаемую налогом сумму: вычесть можно не 1 млн рублей, а больше, если уже заплатили налог на эту сумму в момент дарения. Другой вариант: подарил близкий родственник, а вы сразу заплатили налог, хотя подарки от близких родственников не облагаются налогом.

НДФЛ могут переплатить бывшие нерезиденты. Если к концу года окажется, что сотрудник более полугода был нерезидентом, а работодатель не смог вернуть всю переплату, нужно подавать декларацию.

Есть и более простые случаи переплаты. При уплате налогов онлайн с банковской карты сумма списывается копейка в копейку и переплаты не будет. А если для этого использовать терминал с приемом наличных, уплатить 135 Р без сдачи не получится. Поэтому придется заплатить минимум 150 Р двумя купюрами. Иногда у терминала есть «сдача» — остаток платежа переводится на счет мобильного телефона, но не всегда есть такая опция.

Еще одна причина — опечатка при вводе. Некоторые системы просят ввести сумму вручную или предлагают ее скорректировать, чтобы уплатить больше или меньше. Если случайно ввести не ту цифру, сумма изменится и может возникнуть переплата.

Иногда одни и те же налоги уплачивают дважды. Такое может произойти, если два интернет-банка одновременно настроены на автоматическую уплату налогов. Или муж с женой случайно каждый сам по себе оплатили одну и ту же квитанцию онлайн или через терминал. Двойной оплаты точно не будет, если делать это в отделении банка через операциониста. В этом случае на платежке будет информация об уплате — и повторно оплатить ту же квитанцию не получится.

Как узнать о переплате

По закону налоговая должна сообщить о переплате в течение 10 дней с момента, как ее обнаружит. Но закон не уточняет, как именно это нужно сделать. На практике переплату можно увидеть в личном кабинете налогоплательщика — там данные обновляются быстрее, чем дойдет бумажное письмо.

Что лучше: возврат или зачет

Обнаруженную переплату можно вернуть или зачесть в счет уплаты налогов в будущем.

Зачесть переплату по налогу имеет смысл, если сумма переплаты небольшая или если ее обнаружили поздно и близится новый срок уплаты налогов. Когда получите налоговое уведомление за следующий год, перед уплатой из суммы начисленного налога вычтите размер переплаты.

Изменение правил учета переплаты

С 1 октября 2020 года переплатой можно распоряжаться для уплаты любых налогов и пеней.

Вернуть переплату по налогу целесообразно, если сумма существенная и выгоднее будет держать эти деньги на своем счете. Есть есть задолженность по налогам, сборам и пеням, сначала нужно погасить долг, например за счет этой же переплаты, а потом оформить на остаток возврат.

Сколько денег можно вернуть

Можно вернуть всю сумму переплаты за вычетом других задолженностей по этому налогу и пеням. Если за один автомобиль в собственности переплатили, а по второму есть долг, сначала нужно погасить долг, а потом вернуть переплату. За счет переплаты можно погасить долг и по другому налогу и после этого вернуть остаток переплаты. Например, если есть долг по земельному налогу и переплата по налогу на имущество физических лиц.

Ограничений по суммам нет. С 1 октября будет иначе: за счет переплаты можно будет погасить долг по другому налогу и только после этого возвращать остаток переплаты.

Как вернуть переплату

Процесс возврата переплаты и подаваемые документы зависят от причины, по которой переплата возникла.

Куда обращаться. С заявлением о возврате переплаты нужно обратиться в налоговый орган по месту учета налогоплательщика. Даже если переплата возникла по налогу, уплаченному в другом регионе, ехать туда не нужно.

Порядок обращения. Заявление на возврат переплаты подается лично, заказным письмом или онлайн в личном кабинете налогоплательщика. Расскажу обо всех способах.

  1. В личном кабинете на сайте налоговой в разделе «Жизненные ситуации» есть ссылка «Распорядиться переплатой». Система подскажет все нужные поля для заполнения.
  2. При личном обращении составьте заявление в двух экземплярах: первый вы отдадите, а на втором налоговый инспектор поставит штамп о принятии с датой и вернет вам. На период ограничений, которые связаны с самоизоляцией, воспользуйтесь интернет-приемной на сайте налоговой.
  3. Если решите действовать через почту, вам понадобится также составить заявление налоговой. Письмо лучше отправлять с описью вложений. Неважно, когда налоговая получит письмо, — датой подачи заявления будет считаться день отправки.

Образец заявления для зачета и возврата при подаче онлайн через личный кабинет формируется автоматически. Вы можете также скачать бланк заявления и заполнить его самостоятельно.

Для самостоятельного заполнения нужно знать ИНН, код налоговой и реквизиты банковского счета для получения возврата: БИК, наименование банка и расчетный счет. Счет должен принадлежать заявителю — налоговая перечисляет возврат только самому налогоплательщику.

Список документов при подаче заявления на возврат зависит от причины переплаты. Если вы вовремя не подали заявление на льготу, нужно приложить подтверждающие льготу документы. Если переплата связана с возвратом налога на доходы физических лиц — НДФЛ, нужно приложить документы, которые дают право на вычет, например договор покупки квартиры.

Когда налоговой уже известно о переплате — заплатили больше или налоговая сама нашла ошибку — достаточно заявления на возврат и реквизитов для перечисления денег.

Для возврата переплаты из-за ошибки в поданной декларации нужно подать уточненную декларацию с исправленной ошибкой и заявление на возврат или зачет.

К заявлению о возврате излишне уплаченной суммы государственной пошлины приложите документы об уплате: их сканы или электронные версии чеков или платежных поручений из интернет-банка.

Сроки

Для возврата переплаты есть регламент.

В какой срок нужно обратиться за возвратом переплаты. Переплату можно вернуть, если со дня уплаты прошло не более трех лет. Если за три года не успеете обратиться, налоговая спишет переплату.

Когда налоговая вернет переплату. После подачи заявления о возврате или зачете переплаты у налогового органа есть 10 дней для рассмотрения. После принятия решения налоговая в течение пяти дней должна уведомить заявителя о принятом решении, а в случае возврата — вернуть переплату в течение месяца.

Если налоговая не перечисляет переплату вовремя, за каждый день сверх срока на сумму возврата начисляются проценты по ставке, равной ключевой ставке ЦБ на момент просрочки. Если налоговая вернула деньги позднее и без процентов, отправьте обращение в свободной форме через личный кабинет или обратитесь с исковым заявлением в суд. Для расчетов есть специальный калькулятор.

Что может пойти не так

Не любое заявление о возврате или зачете налоговая может рассмотреть положительно. Например, переплату не вернут, если предоставлены неверные реквизиты банковского счета для возврата или владелец счета — другой человек.

Что такое невозвратная переплата. Переплата считается невозвратной, если прошло три года с момента уплаты этого налога или есть долги по налогу, которые можно покрыть переплатой. В 2021 году бесполезно писать заявление на возврат переплаты, которая появилась в 2017 году.

По истечении трех лет налоговая может списать переплату — ни вернуть, ни зачесть ее уже не получится.

Что делать, если налог списался ошибочно. В этом случае также поможет заявление в налоговый орган. Укажите основания, на которых вы считаете списание налога ошибочным, и дождитесь решения. Если результат вас не устроит — обращайтесь в суд.

Что делать, если налоговая не хочет делать возврат. Если при подаче заявления с документами вы получили отказ на возврат — подайте жалобу в управление ФНС по вашему региону. Это можно сделать лично в налоговом органе или через кабинет налогоплательщика на сайте. В случае отказа налогоплательщик может подать исковое заявление в суд.

Как не переплачивать

Налоги можно уплачивать через личный кабинет на сайте, через интернет-банк или мобильный банк — тогда спишется точная сумма. Перед уплатой проверьте содержание налогового уведомления: все объекты должны принадлежать вам, льготы должны быть учтены.



У меня была неприятная переплата при закрытии ИП. Неприятная, потому что я переплатила на авансовых платежах, а потом взяла и закрыла ИП. Мне посчитали закрывающие налоги, но перезачесть переплату было нельзя (разные коды). Я заплатила еще раз и заказала камеральную проверку онлайн. Проверка длилась, наверно, почти полгода. Дело сдвинулось только, когда мне надоело ждать и я позвонила в налоговую.
Потом все прошло очень быстро, проверка магически завершилась в тот же день и подтвердила переплату. Деньги я получила через 10 дней. Заморачиваться с процентами мне было лень, сами они, конечно, вернули только сумму переплаты.
Справедливости ради, в налоговой на телефоне работают милейшие люди, мне даже сказали про неустойку. Ужасно не хотелось контактировать с людьми, но совершенно онлайн вернуть деньги не вышло, может, не повезло, или система была еще не очень в то время

была переплата 3р. 84коп. по транспортному налогу. Каждый год писал заявления на возврат, по прошествии трёх лет наконец отписались, что мол срок вышел. (((

TLDR
2014год подмосковная налоговая(кажется 5020), платил выставленную заведомо ошибочно сумму просто чтобы не создавать задолженность. Возврат и процесс урегулирования очень позитивные, прямо плюсик в карму инспектору которая занималось. Неделя +-.
2017-18-19 возврат вычетов которые тоже переплата. Просрочки от 2 месяцев и больше. Хорошо если по декларации поданной в январе возврат будет в августе. Московская налоговая(7743 если я правильно вспомнил).

Подробности в отдельном комментарии.

Глобально не вижу смысла писать жалобы -- бумажки ради бумажек, ничего не ускоряют, да и если в налоговой тупо денег нет, то кому от жалоб лучше станет.
За три года соберу в кучу все просрочки, оценю потенциальный размер неустоек и решу подавать или нет на пени за просрочку возврата, но скорее нет чем да.

Подробно:
2014 год . Налоговая неправильно рассчитала налог на дачный участок так как напутала назначение и кадастровую стоимость(лишний нолик), пишу в налоговое заявление о несогласии с расчётом, всё оперативно и вежливо исправляют. Оплачиваю налог в исправленной сумме (раз в 20 меньше), получаю сверку что всё ок, долгов нет.
Проходит год, плачу рассчитанную корректно сумму. За месяц до дедлайна приходит новое налогвовое уведомление с ошибкой из первого абзаца и перерасчётом за три года, снова переписка (всё электронно, через ЛК) и тут начинаются стрелочники между налоговой по месту учёта налогоплательщика как сформировавшей уведомление и налоговой по месту нахождения объекта имущества. За день до дедлайна плачу выставленную сумму чтобы не создавать задолженность, приходит ответ и корректировка, переплата появляется на балансе. Через лк подаю заявление на возврат(на самом деле -- в свободной форме ), недели полторы и он приходит.
Архива переписки за это время ни в старом, ни в новом ЛК ФЛ нет, так что сроки примерны.
При этом это реально очень позитивная история, помню инспектор звонила мне и просила дослать на email важные детали.
На этом позитивные кейсы заканчиваются.

2017 год, подаю 3НДФЛ 11.03.2018, переплата появляется "на балансе" 16/03 и приходит уведомление об излишней уплате, подаю заявление на возврат переплаты в банк. и тишина. Затем 14.07.2018 после окончания камеральной проверки . и тишина. Возврат приходит в начале сентября. 2 месяца просрочки.
2018 год. Декларация подаётся в начале января, также появляется переплата "на балансе", заявление 04.02.2019, затем 20.05.2019 и тишина . Писал жалобы, ходил ногами, всё бестолку. Возврат пришел в начале сентября. 4 месяца просроки.
2019 год. Декларация -- начало января, также появляется переплата "на балансе", заявление на возврат 22 января, 9 апреля (за 6 дней до максимального срока камеральной проверки) приходит отказ "камеральная проверка не окончена", ну наконец, первый раз пришло в ответ хоть что-то. 15 апреля подал ещё одно, ждёмс.


Alexander, и не ждите! Я год пыталась зачесть переплату по налогу на имущество по одному объекту на налог по другому (оба объекта в Москве, но разные налоговые). Получила сначала устный, потом письменный отказ, хотя при звонке на линию поддержки мне говорят, что обязаны зачесть. И каким образом.
Я уж не буду описывать истор ю года на 2 - пыталась зачесть переплату на погашение копеечной недоимки - писала раза три, потом плюнула и заплатила!
А заведенные 5 разных ИНН по объектам недвижимости года три переносила на один правильный :)

В вопросе налогообложения между физическими и юридическими лицами есть очевидное сходство – они не только обязаны регулярно вносить платежи в ФНС, но и не должны нарушать отмеренных законом сроков. Если опоздать с оплатой, добавятся пени. Откажешься заплатить – оштрафуют. Злостным нарушителям грозят неприятности посерьезней. Им светит реальное уголовное наказание.

Основы налогообложения

Режим взимания государственных сборов с населения подробно описан в 58 статье Налогового кодекса Российской Федерации. В ней раскрыта тема внесения платежей и рассказывается о соответствии размера процентной ставки виду собираемого налога.

Вот ее основные положения:

  • Можно заплатить всю сумму целиком или за несколько раз, поделив ее на части. На способы расчета влияют общероссийские законы, с поправками постановлений местных властей.
  • Задолженность гасят через кассу наличными средствами или переводят на банковский счет Налоговой службы.
  • Деньги вносят не только рублями. Иностранцам или людям, не являющимся резидентами Российской Федерации, разрешили расплачиваться валютой.
  • Банковские расчеты по платежке – общепринятая практика. Однако встречаются и нестандартные методы уплаты. Налоги могут перечисляться посредством касс регионального управления, отделений связи или поселковую администрацию.
  • У каждого вида налога свой период оплаты. На крайнюю дату платежа влияет местное законодательство. Бывает, срок переносится на целый год. Это максимальное время отсрочки. Подобные шаги региональной власти не противоречат федеральному законодательству. Они выполняются в четком соответствии с прописанными в Налоговом кодексе России правилами.

Несоблюдение установленных для оплаты сроков карается начислением пени. Добавленная сумма тем больше, чем значительнее налоговая задолженность, ведь она составляет часть недополученных государством денег.

Сроки уплаты налогов

На понятном экономистам языке они называются налоговым периодом и разнятся в зависимости от взимаемого с россиян сбора:

При налоге на прибыль срок уплаты выбирают муниципальные власти, но преступать требования 281 статьи Налогового кодекса РФ они не вправе. Если организация рассчитывается авансовыми платежами, квартальное перечисление необходимо сделать не позднее срока сдачи отчетности за текущий налоговый период.

Сказанное относится и ко всему году. Очередной авансовый платеж перечисляется в следующем за отчетным кварталом месяце не позднее 28 числа. Для юридических лиц кроме поквартальной уплаты налога применяется также помесячная. Права на авансовую оплату предпринимателям дает 286 статья НК Российской Федерации.

Отчетным периодом транспортного налога считается календарный год. Региональное законодательство позволяет оплачивать этот налог авансами. Деньги переводят в месте регистрации транспортного средства. Физические лица платят согласно полученному на почтовый адрес уведомлению из Налоговой службы. Там указывается не только сумма платежа, но и ее крайний срок внесения. Юридические лица перечисляют налог в следующем году не позднее 1 февраля. Сбор транспортного налога находится в полной власти местных руководителей региона.

Земельный сбор оплачивается юридическими лицами до 1 февраля следующего года. При его уплате руководствуются региональными законодательными актами в сфере налогообложения.

Деньги за Единый налог вносятся вместе с подачей в ФНС декларации. Обычно это делают в следующем отчетном периоде в первом месяце не позднее 20 числа. Платеж производят согласно общероссийским правовым нормам.

Пока текущий налоговый период не закончен, беспокоиться не стоит. Деньги перечисляются только после его завершения. Годовой налоговый цикл разбивается на более мелкие части: месяц, квартал, полугодие или 9-месячный отрезок. Деление не всегда целесообразно. Бывает, граждане платят 1 раз в год. Вносимая в бюджет сумма подсчитывается и вписывается в налоговую декларацию, которая затем подается в контролирующие органы.

Порядок исчисления и уплаты налога

Порядок уплаты налога

Здесь требуется порядок. Финансовые вопросы воспринимаются людьми наиболее болезненно. Следить за своевременным исполнением обязанностей гражданами поручено бездушному закону. В нем обозначены следующие правила внесения налоговых платежей:

  • перечисление денег, не дожидаясь окончания предписанного срока;
  • самостоятельное погашение налоговой задолженности, если местным или федеральным законодательством не определено иное положение;
  • оплата вносится наличностью или перечисляется в безналичной форме.

Налоги считают выплаченными, когда выполняются следующие условия:

  • Работником банка получен платежный документ о перечислении средств. При этом на счету налогоплательщика должна находиться достаточная для покрытия начисленного налога сумма.
  • После перечисления в банковском счете организации отражается информация о проделанной операции.
  • Когда граждане, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, расплатились в соответствии с полученным по почте уведомлением.
  • Внесение физическим лицом платежа, зависимого от задекларированного им дохода.
  • Если суд постановил считать зачисленные излишки в счет текущей налоговой задолженности.

Долги по налогам не погашены в случаях:

  • возвращения внесенных ранее денег по решению банка или просьбе налогоплательщика;
  • отзыва платежного поручения госорганами или уплачивающим налог гражданином;
  • почтовое отделение или региональное руководство вернули перечисленные за налог средства;
  • при переводе денег нарушена форма заполнения: неверно вписаны платежные реквизиты, наименование получателя.

Если деньги не поступили на счет ФНС вовремя, появится долг, который нужно срочно гасить. Это случается не только по желанию избежать налогового бремени. Когда у гражданина есть обязательства перед другими кредиторами, средств на счете для уплаты налога может не хватить. Объяснение тут простое. Вначале деньги получает первый стоящий в очереди финансист.

Лучше укладываться в отведенное для уплаты налогов время. Государство не разбрасывается деньгами и найдет эффективные способы убеждения. Для стимулирования законопослушания применяются пени, штрафы и Уголовный кодекс.

Порядок и сроки уплаты НДС

Читайте также: