Премия в налоговой 2020

Опубликовано: 16.05.2024

317-основа.jpg

Что такое амортизация знает каждый. Но с нею также связан ещё один термин - амортизационной премии. С ним рано или поздно сталкивается любой бухгалтер в своей работе, соответственно возникают вопросы, самостоятельно разобраться с которыми не всегда просто. Сегодня разберём, что это такое, для чего нужно, где применяется премия, как её исчислять и определять максимальный размер.

Что такое амортизационная премия: разбираемся

Что означает термин амортизационная премия?

Под амортизационной премией имеется в виду льгота по налогу на прибыль, благодаря ей этот налог становится меньше. Такая премия подразумевает возможность списания на расходы частично стоимость приобретаемых основных средств (ОС) и их достройки, реконструкции, модернизации, ликвидации и т.п.

То есть она позволяет списать на расходы часть денежных средств, истраченных на покупку или постройку недвижимости – например, офиса. Оставшиеся затраты учитываются в расходах стандартно – начислением амортизации.

Разрешено применение амортизационной премии лишь в налоговом учёте. В бухучёте её использование недопустимо.

Если фирма начисляет такую премию, то по итогу между налоговым и бухучётом появляются налогооблагаемая временная разница и отложенное налоговое обязательство (ОНО). Последнее отображается в бухучёте согласно ПБУ 18/02. Правом не учитывать ОНО обладают лишь предприятия, обладающие разрешением на бухучёт в упрощённом варианте и не использующие данное ПБУ.

Говоря простыми словами: стоимость ОС различается с суммой начисляемой по ним каждый месяц амортизации. И образовывается разница во времени между учётами.

Амортизационную премию регулирует п. 9 ст. 258 НК РФ.

Когда применяется амортизационная премия

Использование амортизационной премии – это именно право, а не обязательство компаний. Решившие воспользоваться этим и применить такую премию, должны обозначить это в учётной политике. Иначе налоговая может убрать из расходов рассчитанную сумму амортизационной премии.

Просто написать о применении этой премии в учётной политике и остановиться на этом - недостаточно. Ещё нужно установить некоторые её параметры. Такими являются:

— Доля в % от стоимости ОС или от расходов на реконструкцию. Она не должна превышать допустимый предел премии, о нём расскажем далее.

— Список объектов, к которым применяется амортизационная премия.

Примечательно, что амортизационную премию можно применить только до введения в эксплуатацию ОС – при их приобретении, создании, постройке. По завершению эксплуатации, если предприятие не использовало льготу, начислять и учитывать в расходах амортизационную премию нельзя. А вот при модернизации, достройке, реконструкции ОС амортизационная премия применяется на дату окончания таких работ.

В каких таких случаях амортизационная премия не применима по нормам законодательства?

— ОС получены безвозмездно, плюс как вклад в уставный капитал;

— ОС не подлежат амортизации в принципе;

— ОС – это предметы лизинга и состоят на балансе лизингополучателя;

— ОС выявлены при инвентаризации;

— ОС – это объекты, по которым был применён инвестиционный вычет.

Исчисление максимального размера амортизационной премии

Максимальный или, как его ещё называют, предельный размер амортизационной премии устанавливается исходя из амортизационной группы. Он также устанавливается от изначальной стоимости ОС.

Разберём, какие бывают предельные размеры премии?

— Размер до 10 % – для ОС 1-2-й амортизационных групп;

— Размер до 30 % – для ОС 3-7-й амортизационных групп;

— Размер до 10 % – для ОС 8-10-й амортизационных групп.

Что касается амортизационной премии в минимальном размере, то такого законы не устанавливают.

Чтобы читателю было понятнее, к какой амортизационной группе относятся его ОС, приведём их перечень, утверждённый Постановлением Правительства РФ от 1.01.2002 № 1 (ред. 28.04.2018).

№ амортизационной группы

Срок пол. использования

Машины общего назначения

Насосы, чтобы перекачивать жидкости

Радиоэлектронные средства для связи

Постройки сферы лесной промышленности

Если ОС не подходит ни под одну из вышеперечисленных, компания самостоятельно назначает амортизационную группу. Далее премию нужно учитывать по общепринятым правилам.

Амортизационная премия: как рассчитать

Амортизационная премия исчисляется следующим образом: изначальная стоимость ОС (или стоимость модернизации, реконструкции и др.) умножается на написанный в учётной политике размер амортизационной премии в % (иначе говоря, на её ставку).

Например, в учётной политике прописано, что ОС относится ко 2-й амортизационной группе и ставка премии 10 %. ООО купило принтер ценой в 150 000 руб. Амортизационная премия = 150 000 руб. * 10 %. Размер премии составил 15 000 руб. и бухгалтер списал её на затраты.

Включение премии амортизационной в расходы

Если компания применяет амортизационную премию на приобретение ОС, их достройку, дооборудование и т. д., то эти расходы единовременно включаются в косвенные. А по части начисления амортизации на оставшуюся часть они каждый месяц включаются в прямые.

Подытожим: амортизационная премия относится к косвенным расходам, которые нужно отразить в отчётном периоде, на который приходится дата начала амортизации объекта.

Приведём простой пример. ОС введено в эксплуатацию в мае текущего года. Амортизация по нему начисляется с июня. Получается, что премию нужно учесть в июне, в 1-м полугодии.

Когда начислять амортизационную премию

Для только приобретённых ОС начисление премии начинается в месяце, следующем за месяцем ввода в эксплуатацию. Ежемесячная амортизация начинает «капать» с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода.

Для купленных ОС, побывших в эксплуатации, начисление премии производится также, только новым владельцем ОС.

При достройке, дооборудовании, реконструкции и т. д. начисление премии начинается в месяце, в котором состоялись изменения изначальной стоимости ОС – в дату, когда капитальные вложения финально окончены.

Восстановление амортизационной премии

Амортизационная премия восстанавливается, если в какой-то момент на протяжении 5 лет с момента начисления премии имущество было продано.

По прошествии 5 лет восстанавливать её не надо. Аналогично при безвозмездной передаче ОС.

Что значит восстановить премию? Имеется в виду, отнести её к внереализационным доходам того периода, в котором имущество было реализовано.

При этом есть несколько нюансов касательно восстановления:

— при «досрочной» продаже остаточная стоимость объекта увеличивается на сумму восстановленной премии;

— нельзя пересчитать уже начисленную амортизацию, опираясь на увеличенную стоимость объекта.

Амортизационная премия в бухучёте

Как уже упоминалось выше, в бухгалтерском учёте амортизационная премия не применима: этой льготы в ПБУ нет.

Поэтому когда такая премия амортизационная применяется в налоговом учёте, появляются расхождения, а именно – налогооблагаемая временная разница и отложенные налоговые обязательства (ОНО). Разница называется временной, поскольку по истечении срока полезного использования ОС она будет равна нулю. Однако разница налогооблагаемая, ведь балансовая стоимость ОС в бухучёте выше, чем в налоговом.

Отражать эти различия в бухучёте нужно по ПБУ 18/2. Разницу нужно продемонстрировать на конец отчётного года, потом сравнить её с временной разницей на конец предыдущего года.

ОНО должны фиксироваться в том месяце, где амортизационная премия была отражена в косвенных затратах. Отложенное обязательство будет уменьшаться каждый месяц по мере начисления амортизации.

Амортизационная премия и нематериальные активы

НК РФ предоставляет такую льготу в виде премии только по ОС. Для нематериальных активов возможности её применения нет.

Обучающие мероприятия Такском

Оператор ЭДО и отчётности Такском регулярно проводит мероприятия для сотрудников бухгалтерии, предпринимателей, налоговых консультантов и аудиторов. Они посвящены самым сложным и проблемным аспектам бухучёта, отчётности, кассовой техники и законодательным изменениям.

Формат мероприятий различен: круглые столы, вебинары, лектории, деловые конгрессы. На них эксперты ФНС и независимые консультанты и аудиторы отвечают на вопросы налогоплательщиков и освещают последние новшества в профессиональной сфере.

Такском предоставляет такие возможности, как:

— Получать записи прошедших мероприятий;

— Скачивать презентации спикеров;

— В один клик регистрироваться на мероприятия через удобную форму на сайте.

Ознакомиться с графиком мероприятий и зарегистрироваться на ближайшие события можно здесь.

Сервисы для отчётности Такском

Легко сдавать налоговую и бухгалтерскую отчётность через интернет можно с сервисами Такском. Компания предлагает несколько решений: облачное и программное.

Зайти в Спринтер можно будет с любого компьютера, что особенно актуально в реалиях удалённой работы. При этом они надёжно защищены в облачном архиве. Обновлять Спринтер также не требуется: пользователю всегда будет доступна только актуальная версия. Предусмотрено и автообновление форм отчётности по последним изменениям законодательства.

Интерфейс сервиса также удивит своей простотой и удобством. Главную страницу настраивайте под себя: блоки можно передвигать мышью компьютера. Добавлять новые файлы можно путём перетаскивания с рабочего стола или выбором из папки. Перед глазами всегда персональный календарь бухгалтера, настроенный под конкретно вашу организацию. Используя его, вы никогда не пропустите сроки сдачи отчётов в различные госорганы.

Второе решение - это программа Доклайнер, которая устанавливается на рабочий компьютер бухгалтера. Помимо перечисленных функций, как у Спринтера, у него есть и дополнительные преимущества. В Доклайнере реализован многопользовательский режим и разделение прав доступа между сотрудниками. Что очень удобно, если в компании несколько бухгалтеров, ответственных за разные направления работы. Или если бухгалтерский и кадровый учёт разделены.

А для бухгалтеров, которые ведут сразу несколько организаций (в группе компаний, например), удобно то, что в Доклайнере можно вести один аккаунт для всех предприятий на обслуживании. И есть сводная таблица для их контроля.

Все архивы будут сохраняться на ПК пользователя. В Доклайнере шифрование происходит в офлайн-режиме.

В комплекте с отчётностью бесплатно прилагается электронная подпись, которая является обязательным элементом ЮЗЭДО, и лицензия от официального разработчика КриптоПро.

Также у Такскома есть услуга выездного оформления документов. Менеджер приедет в удобное место и время к клиенту, идентифицирует его и проконсультирует по продукту.

А при возникновении вопросов или сложностей при работы с сервисом вам поможет круглосуточная техподдержка Такском.

Подробнее узнать про продукты Такском для отчётности можно на этой странице.

Законом от 29.12.2020 № 72-З «Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь» внесен ряд новшеств в порядок исчисления подоходного налога. Рассмотрим основные из них.

Ряд корректировок, вступающих в силу в 2021 году, являются нововведениями, а часть просто приводит нормы кодекса в соответствие с положениями указов от 31.10.2019 № 411 и от 31.12.2019 № 503 «О налогообложении».

Место работы

Местом основной работы для целей исчисления подоходного налога с 1.01.2021 считается организация или индивидуальный предприниматель, с которыми работник состоит в трудовых отношениях, за исключением работы по совместительству. При этом трудовая книжка не упоминается, поскольку ее заполнение с 28.01.2020 г. не обязательно, если нанимателем является физическое лицо (ст. 50 Трудового кодекса в редакции закона от 18.06.2019 № 219-З).

Доходы, не признаваемые объектом налогообложения

В перечень доходов, не признаваемых объектом налогообложения подоходным налогом, включены:

стоимость общедоступных социальных услуг, оказываемых бесплатно и финансируемых из бюджета либо за счет средств социального страхования, а также услуг в рамках государственного социального заказа, оказываемых бесплатно и финансируемых из бюджета (подпункт 2.23 п. 2 ст. 196 НК);

в размере расходов, оплаченных или возмещенных принимающей стороной, в т.ч. суточных, питания, проживания, проезда, при направлении организацией или индивидуальным предпринимателем, являющимися для плательщика местом основной работы (службы, учебы), за границу на обучение (профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации, стажировку, семинар, конференцию и иные мероприятия, связанные с обучением и деятельностью такой организации или индивидуального предпринимателя (подп. 2.24 п. 2 ст. 196 НК). Данная норма перенесена из Указа № 411;

для определения суммы дохода, которая не будет являться объектом при выплате вклада в уставный фонд или реализации доли (части доли) в уставном фонде организации, в состав расходов учредителя (участника) этой организации включаются (подп. 2.38 п. 2 ст. 196 НК):

С 2021 года не удерживается подоходный налог у физлица в случае, если контролирующий орган обнаружит, что налоговый агент неправомерного не удержал и не перечислил этот налог (подп. 2.39 ст. 196 НК). В такой ситуации налоговому агенту придется уплачивать налог за счет собственных средств. При этом такие суммы для плательщика не признаются объектом налогообложения. Под неправомерным неудержанием и неперечислением в бюджет суммы подоходного налога понимается невыполнение налоговым агентом в установленный срок обязанности по удержанию из доходов плательщика и перечислению в бюджет суммы подоходного налога, выразившееся в неотражении сведений об объекте налогообложения в налоговом и (или) бухгалтерском учете при его фактическом наличии, установленном на основании собранных доказательств либо данных, представленных правоохранительными органами (абз.8 ч.2 ст. 195 НК). Данные нормы введены в целях борьбы с выплатами заработной платы «в конвертах».

Налоговая база

1) С 2021 года плательщикам, получающим доходы в виде дивидендов, облагаемые подоходным налогом по ставке 6%, предоставляются налоговые вычеты, установленные ст. 209 — 211 НК (п. 3 ст. 199 НК);

2) при определении налоговой базы подоходного налога не учитываются доходы, полученные по договорам добровольного страхования (за исключением заключенных на срок менее 3 лет договоров добровольного страхования жизни и добровольного страхования дополнительных пенсий, по которым уплата страховых взносов (страховых премий) за плательщика осуществлялась за счет средств организации, индивидуального предпринимателя, физических лиц, не состоящих с плательщиком в отношениях близкого родства, опекуна, попечителя и подопечного) (подп. 1.2 ст. 202 НК);

3) порядок определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами по доходам, получаемым от физлиц (белорусских и (или) иностранных), аналогичен порядку при получении доходов от белорусских организаций или ИП (п. 5 ст. 202). Ранее этот вопрос разъяснялся письмом МНС от 02.04.2020 № 3-2-7/Ас-00430;

4) налоговая база подоходного налога по операциям с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок по договорам (соглашениям), заключенным с иностранной организацией, определяется как денежное выражение доходов от таких операций, уменьшенных на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов в размере:

стоимости приобретения ценных бумаг, переданных плательщиком иностранной организации на основании заключенного с такой организацией договора (соглашения);

денежных средств (электронных денег), переданных (зачисленных в электронный кошелек) плательщиком иностранной организации в соответствии с договором (соглашением) о совершении указанных операций (п. 8 ст. 202 НК).

Налоговые вычеты

Проиндексированы размеры стандартных налоговых вычетов.

Вид стандартного налогового вычета

Налоговый вычет, рублей

в месяц при получении дохода, подлежащего налогообложению, в сумме, не превышающей 709/761 руб. в месяц (подп. 1.1 п. 1 ст. 209 НК)

в месяц на ребенка до 18 лет и (или) каждого иждивенца (ч. 1 подп. 1.2 п. 1 ст. 209 НК)

предоставляемый вдове (вдовцу), одинокому родителю, приемному родителю, опекуну или попечителю — в месяц на каждого ребенка до 18 лет и (или) каждого иждивенца (ч. 5, абз. 1 ч. 7 и ч. 9 подп. 1.2 п. 1 ст. 209 НК)

предоставляемый родителям, имеющим 2 и более детей в возрасте до 18 лет или детей-инвалидов в возрасте до 18 лет — на каждого ребенка в месяц (ч. 8 и 9 подп. 1.2 п. 1 ст. 209 НК)

некоторым лицам в месяц, в т.ч. инвалидам I и II группы, инвалидам с детства, «афганцам», отдельным категориям «чернобыльцев» и др. (подп. 1.3 п. 1 ст. 209 НК)

Установлено, что для целей применения стандартного вычета на детей и (или) иждивенцев одиноким признается родитель, если второй родитель ребенка признан недееспособным (абз. 3 ч.6 подп. 1.2 ст. 209 НК.

Социальные вычеты

Введены следующие корректировки:

социальный вычет на страхование может быть предоставлен одному физлицу из лиц, состоящих между собой в отношениях близкого родства, независимо от того, кем из них уплачены страховые взносы (ч. 3 подп. 1.2 ст. 2010 НК);

социальные вычеты на обучение и на страхование в течение года предоставляются только по месту основной работы (службы, учебы) (по доходам, полученным не по месту основной работы (службы, учебы) эти вычеты предоставляет налоговый орган при подаче налоговой декларации (расчета) по окончании года) (ч. 1 п.1 ст. 210 НК).

Имущественные вычеты

1) В настоящее время между застройщиками и дольщиками нередко заключаются договоры создания объекта долевого строительства, предусматривающие последующее оформление договора купли-продажи с оплатой цены одноквартирного жилого дома или квартиры в рассрочку. При этом оформление квартиры в собственность дольщика осуществляется только после полной уплаты цены договора. До сих пор это не позволяло дольщику получить имущественный налоговый вычет. Корректировка ч. 1, 9 и 11 подп. 1.1 ст. 211 НК исправляет положение. Теперь л ицам, которые несут расходы на строительство или приобретение жилья имущественный вычет предоставляется при приобретении жилья в соответствии с договором создания объекта долевого строительства с последующим оформлением договора купли-продажи, предусматривающего оплату цены этого жилья в рассрочку:

после дня заключения договора создания объекта долевого строительства;

в пределах цены, указанной в договоре купли-продажи;

2) вычет в течение года предоставляется только по месту основной работы (службы, учебы). По доходам, полученным не по месту основной работы (службы, учебы этот вычет предоставляет налоговый орган при подаче налоговой декларации (расчета) по окончании года (ч. 17 подп. 1.1 ст. 211 НК).

Доходы, освобождаемые от налогообложения

Проиндексированы предельные годовые размеры освобождаемых доходов.

Освобождаемый доход, рублей

Стоимость путевок, приобретенных для детей в возрасте до 18 лет — на каждого ребенка от каждого источника в течение налогового периода (п. 14 ст. 208 НК)

Доходы, полученные в результате дарения, в виде недвижимого имущества по договору ренты бесплатно — в сумме от всех источников в течение налогового периода (п. 22 ст. 208 НК)

Не являющиеся вознаграждениями за исполнение трудовых или иных обязанностей доходы, в т.ч. в виде материальной помощи, подарков и призов, оплаты стоимости путевок (п. 23 ст. 208 НК), получаемые от:

организаций и ИП, являющихся местом основной работы (службы, учебы), в т.ч. пенсионерами, ранее работавшими в этих организациях и у ИП — от каждого источника в течение налогового периода

иных организаций и ИП — от каждого источника в течение налогового периода

Доходы в виде оплаты страховых услуг страховых организаций РБ — от каждого источника в течение налогового периода (п. 24 ст. 208 НК)

Безвозмездная (спонсорская) помощь, а также поступившие на благотворительный счет, открытый в банке, пожертвования, полученные инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей — в сумме от всех источников в течение налогового периода (п. 29 ст. 208 НК)

Доходы, получаемые от профсоюзных организаций их членами — от каждой профсоюзной организации в течение налогового периода (п. 38 ст. 208 НК)

Расширен перечень доходов, освобождаемых от подоходного налога. В него включены:

проценты, начисленные за период размещения средств семейного капитала в банковские вклады (депозиты) физлиц (п. 2 ст. 208 НК);

компенсация расходов по найму жилых помещений, выплачиваемая за счет принудительного сбора работникам органов принудительного исполнения, направленным в порядке перевода в другую местность, а также молодым специалистам, направленным на работу в органы принудительного исполнения не по месту жительства. (абз.9 ч. 1 п. 4 ст. 208 НК). В прошлом году такая льгота была предусмотрена Указом № 503;

суммы материальной помощи, оказываемой профсоюзными организациями, членом которых являлся умерший работник, его близким родственникам (п. 11-1 ст. 208 НК);

доходы, полученные от сдачи внаем жилых помещений выпускникам, получившим образование в дневной форме получения образования за счет средств физлиц или собственных средств и направленным по их желанию на работу на места работы, оставшиеся после распределения (п. 52 ст. 208 НК);

доходы в виде возврата денежных средств, внесенных в оплату цены одноквартирного жилого дома или квартиры при их приобретении в соответствии с договором создания объекта долевого строительства с последующим оформлением договора купли-продажи, предусматривающего оплату цены этого жилья в рассрочку, в случаях досрочного расторжения указанного договора купли-продажи, отказа от его исполнения (п. 61-1 ст. 208 НК);

единовременная выплата на оздоровление работникам бюджетных организаций, не являющимся государственными служащими и военнослужащими, сотрудниками (работниками) военизированных организаций, имеющими специальные звания. Данная льгота была предусмотрена указом № 503 еще в прошлом году, а с 1 января тг. она распространяется на работников государственных органов, не финансируемых за счет средств республиканского или местных бюджетов (п. 66 ст. 208 НК);

доходы, полученные с 01.01.2021 г. до 01.01.2025 г. физлицами-инвесторами от участия в инвестиционных фондах, зарегистрированных в Беларуси (п. 67 ст. 208 НК);

доходы в виде процентов по банковским вкладам (депозитам) и премия государства, полученные участником государственной системы жилищных строительных сбережений (п.п. 36-1 и 68 ст. 208 НК). Аналогичная норма предусмотрена п. 2 Указа от 26.10.2020 № 382 «О государственной системе жилищных строительных сбережений», вступающего в силу с 01.01.2021.

Командировочные расходы

Приведены в соответствие с требованиями указов № 411 и № 503, а также формулировками Положения о порядке и размерах возмещения расходов, гарантиях и компенсациях при служебных командировках, утвержденное постановлением Совмина от 19.03.2019 № 176, нормы ч. 3 п. 4 ст. 208 НК, согласно которым освобождаются от налогообложения расходы на служебные командировки по территории Беларуси и за ее пределы. Так, при возмещении (оплате) плательщику расходов на служебные командировки как на территории Республики Беларусь, так и за ее пределы освобождаются от подоходного налога:

суточные в размерах, установленных законодательством;

фактически произведенные и документально подтвержденные расходы по оплате проезда к месту служебной командировки и обратно. При отсутствии у плательщика документов, подтверждающих оплату указанных расходов, суммы такого возмещения освобождаются от подоходного налога в размерах, установленных законодательством;

фактически произведенные и документально подтвержденные расходы на такси, аренду автомобиля в пределах места командировки за границей;

фактически произведенные и документально подтвержденные расходы по найму жилого помещения. При отсутствии у плательщика документов, подтверждающих оплату указанных расходов, либо в случаях, когда законодательством предусмотрено возмещение (оплата) расходов по найму жилого помещения без представления таких документов, суммы такого возмещения (оплаты) освобождаются от подоходного налога в пределах размеров, установленных законодательством;

общая выплата, возмещающая водителям, осуществляющим внутриреспубликанские и (или) международные автомобильные перевозки, расходы по найму жилого помещения и суточные, определяемая в порядке, установленном законодательством;

иные расходы на служебные командировки, в том числе расходы, произведенные работником в командировке с разрешения или ведома нанимателя, оплачиваемые (возмещаемые) в соответствии с законодательством.

Также от подоходного налога освобождаются аналогичные расходам на командировки выплаты, связанные с направлением за границу на обучение — профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации, стажировку, семинар, конференцию и иные мероприятия, связанные с обучением и деятельностью организации или ИП, являющимися местом основной работы (службы, учебы) лица, направленного на обучение. При этом формулировки п. 4 ст. 208 НК приведены в соответствие с указом № 411.

1. С 1 января 2021 г. до 1 января 2023 г. доходы, полученные по трудовым договорам от резидентов ПВТ и резидентов Китайско-белорусского индустриального парка «Великий камень» и (или) совместной белорусско-китайской компании по развитию этого парка, облагаются подоходным налогом по ставке 13% (п. 3 ст. 3 Закона № 72-З).

Напомним, ставка подоходного налога 9% была установлена Положением о Парке высоких технологий, утв. Декретом от 22.09.2005 № 12, и Положением о специальном правовом режиме Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень», утв. указом от 12.05.2017 № 166 . При этом специальный правовой режимом ПВТ установлен до 1 января 2049 г., а особый порядок налогового регулирования парка «Великий камень» составляет 50 лет с принятия указа № 166. Однако теперь ставка налога повышена на 2 года — в целях принятия дополнительных мер по консолидации доходов бюджета для борьбы с COVID-19.

2. Увеличены ставки налога в фиксированных суммах по доходам, полученным от сдачи физлицам в аренду (субаренду), наем жилых и (или) нежилых помещений, машино-мест, находящихся на территории Беларуси (приложение 2 к НК). При этом подоходный налог в фиксированных суммах за январь тг. исчисляется плательщиками исходя из ставок налога и в порядке, предусмотренных НК, а уплачивается не позднее 22.01.2021 г., за исключением случая, когда срок уплаты налога в январе 2021 г., предусмотренный ч. 2 подп. 1.2 ст. 221 НК, приходится на период после 22.01.2021 г. (ч. 2, 3 п. 7 ст. 2 Закона № 72-З).

Наименование населенных пунктов и иных территорий

Ставки подоходного налога в фиксированных суммах за месяц, рублей

жилые помещения (за каждую сдаваемую жилую комнату), садовые домики, дачи

нежилые помещения, машино-места

металлический или деревянный гараж, машино-место

железобетонный или кирпичный гараж

другие нежилые помещения (за 1 м 2 площади)

Работать в налоговой инспекции стремятся далеко немногие, так как заработная плата работников в этой структуре невысокая. У некоторых возникает вопрос, а какой размер зарплаты у налоговиков и ожидается ли его повышение в текущем году.

Стоит отметить, что теперешнее положение для налоговой службы является далеко не завидным. Во-первых, отмечается дефицит и текучесть кадров, что не только не самым лучшим образом сказывается на качестве выполняемой работы, но и подрывает репутацию отдельных организаций.

Во-вторых, согласно статистике, сотрудникам налоговых служб оклады не повышались довольно долго, начиная с 2006 года.

Вопросы об увеличении зарплат в данной сфере стали подниматься. В источниках массовой информации появились сообщения по поводу действующих тарифов и возможности сохранения постоянных рабочих мест для налоговиков посредством повышения им жалования. Как сообщает СМИ, зарплаты сотрудников налоговой службы по своему размеру будут идентичны зарплатам таможенников.

Усредненный размер оплаты труда по России (за отработанный месяц) составит 30 тысячи рублей. В 2021 году запланировано увеличение окладов налоговикам на 10%.

Министерством финансов в Государственную думу был отправлен законопроект о повышении зарплат сотрудникам ФНС на 30% по сравнению с действующими тарифами.

О размерах заработной платы налоговиков

Если вести речь о размерах заработной платы налоговиков, то следует акцентировать внимание на разнице окладов в федеральной налоговой службе и ее в региональных представительствах. Росстат, в частности, предоставляет такие сведения о начисляемых суммах:

  • работникам федеральной службы столичного региона – 70 тысяч рублей;
  • сотрудникам региональных подразделений – 30 тысяч рублей.

Разница в цифрах является достаточно ощутимой. Так, заработная плата налоговых работников федеральной службы практически в два раза больше, чем у тех, кто трудится в административных подразделениях России. Стоит заметить, что доход отдельных служащих может существенно отличаться от усредненного показателя.

Разница в зарплате сотрудников, проживающих в разных районах, может быть не только в два раза, но и в 4, и в 6 раз.

Если в качестве сравнительного примера взять структуру МЧС и полицейскую службу, на первый взгляд, их оклады только чуть больше, чем у налоговиков. Однако полицейские и пожарные, благодаря наличию многочисленных льгот, имеют уровень жизни гораздо более высокий. Работники налоговой службы России лишены даже этих привилегий.

Можно сделать вывод, что кадровый кризис для налоговиков в России связан с отсутствием льгот и минимизацией заработных плат. Такое положение вещей вынуждает сотрудников налоговых служб искать более высокооплачиваемую работу. Что же касается молодежи, то они приходят в налоговую службу в основном для того, чтобы набраться опыта, после чего увольняются в силу вышеописанных причин. Помимо опыта, стимула для молодых специалистов в данной структуре нет.

Дело в том, что им предлагают заработную плату, имеющую фиксированный размер. Максимум – это 15-19 тысяч рублей. Казалось бы, достаточно неплохо для молодых специалистов, осваивающих профессию. Однако вся беда в том, что перспектива увеличения оплаты для них отсутствует.

Опытные налоговики, в свою очередь, отказываются выполнять дополнительные обязанности без оплаты и предпочитают искать вакансии в других ведомствах. Таким образом, снижается и уровень подготовки молодых специалистов на рабочих местах.

Текучесть кадров в налоговых органах достаточно высока: данный показатель составляет примерно 35 тысяч человек в год. В 2010 году был принят законопроект, согласно которого месячная оплата госслужащих должна расти с каждым годом в течение 5 лет.

Действие закона приостановили в 2014 году: основанием для этого послужил кризис в стране, обусловленный падением цены на нефть. На сегодняшний день налоговики не имеют больших доходов. Есть ли надежда в этом плане на 2021 год, целесообразно рассмотреть более подробно.

Таблица: размер средней оплаты труда инспектора ФНС в разных регионах РФ в 2021 году

Название субьекта РФ Средний размер оклада в месяц
Белгородская область 15300
Брянская область 17200
Владимирская область 28000
Воронежская область 25000
Ивановская область 14000
Калужская область 12180
Костромская область 14000
Курская область 21000
Липецкая область 22000
Московская область 33500
Орловская область 18000
Рязанская область 22000
Смоленская область 16100
Тамбовская область 12800
Тверская область 18000
Тульская область 14000
Ярославская область 32000
г.Москва 36300
Республика Карелия 14000
Республика Коми 21000
Архангельская область 27000
Вологодская область 23000
Калининградская область 13000
Ленинградская область 17000
Мурманская область 23000
Новгородская область 20000
Псковская область 14000
г.Санкт-Петербург 18600
Республика Адыгея 14000
Республика Калмыкия 13000
Республика Крым 12700
Краснодарский край 28000
Астраханская область 16000
Волгоградская область 15000
Ростовская область 18000
г.Севастополь 19000
Республика Дагестан 12500
Республика Ингушетия 12500
Кабардино-Балкарская Республика 12500
Карачаево-Черкесская Республика 12500
Республика Северная Осетия – Алания 12500
Чеченская Республика 12500
Ставропольский край 15000
Республика Башкортостан 16000
Республика Марий Эл 16000
Республика Мордовия 15000
Республика Татарстан 18000
Удмуртская Республика 14400
Чувашская Республика 16000
Пермский край 17000
Кировская область 14000
Нижегородская область 18500
Оренбургская область 13900
Пензенская область 21000
Самарская область 18000
Саратовская область 17000
Ульяновская область 15000
Курганская область 20000
Свердловская область 20000
Тюменская область 18000
Ханты-Мансийский авт. округ – Югра 25000
Ямало-Ненецкий авт. округ 28200
Челябинская область 12500
Республика Алтай 13500
Республика Тыва 14000
Республика Хакасия 18000
Алтайский край 19000
Красноярский край 38000
Иркутская область 21500
Кемеровская область 25000
Новосибирская область 18600
Омская область 14000
Томская область 14600
Республика Бурятия 14000
Республика Саха (Якутия) 25000
Забайкальский край 19000
Камчатский край 32200
Приморский край 21800
Хабаровский край 25000
Амурская область 15000
Магаданская область 24000
Сахалинская область 14000
Еврейская авт.область 21000
Чукотский авт.округ 24200

Ожидать ли повышения зарплат

Будет ли подниматься заработная плата работников налоговых служб в 2021 году? Вопросы по поводу изменения окладов в большую сторону были подняты Министерством финансов и переданы на рассмотрение в Государственную думу.

рост заработной платы

Мнение экспертов таково, что их решение приостановит текучесть кадров и отобьет у служащих желание менять рабочие места и искать их в других структурах.

На сегодняшний день предполагается поэтапное увеличение окладов для работников данного ведомства. Рост заработных плат проектом предусматривается в течение трех лет, начиная с 2017 года. Согласно плану, уже к 2021 году зарплата вырастет примерно на 30% по сравнению с действующими тарифами. Несмотря на то, что процент невелик, это уже будут эффективные меры. Министерством финансов было предложено увеличивать только поощрительную долю оклада, а служащими министерства труда – именно ежемесячную ставку.

Согласно убеждениям чиновников, как раз такой подход позволит вернуть налоговой службе прежнюю репутацию, в результате чего, у её сотрудников отпадет желание менять место работы.

Какой процент повышения зарплат будет введен в действие точно еще не известно. И тот и другой законопроект сейчас рассматривается в Госдуме, после чего ожидается их принятие. Надежда на то, что доходы налоговиков станут больше должна оправдаться.

Предыдущие проекты об увеличении зарплаты и индексации госслужащим были приостановлены, несмотря на то, что цены на многие товары неоднократно повышались. Само собой разумеется, что это не привело к росту доходов налоговиков.

Приказ о возврате индексации для госслужащих уже издан и скоро вступит в силу. Доходы должны быть проиндексированы при учете инфляционного уровня, который предполагается в пределах 4–5%.

Стоит заметить, что сами налоговики с такими мерами не согласны. По их мнению, обесценивание валюты ожидается большее. Кроме того, заработная плата налоговиков не индексировалась примерно два года, несмотря на вышеописанные экономические изменения. Однако повышения процентной ставки не предвидится.

По мнению чиновников, инфляционный порог не будет больше 6%. Перерасчета зарплат за два предыдущих года не производилось по той причине, что для этого не хватило бюджетных средств. Что ожидает налоговых работников в 2021 году – покажет время.

Сотрудникам налоговых служб зарплаты не повышались более семи лет, несмотря на инфляцию, изменение цен и другие экономические факторы, произошедшие в стране. Правительство России обещает увеличить зарплату всем работникам бюджетной сферы на 10%, где налоговики не являются исключением. Предполагается и другая схема повышения окладов трудящимся кадрам налоговых органов в 2021 году, которая была применена при проведении реформы МВД.

почасовая оплата

Когда значительная часть сотрудников попала под сокращение, а оставшимся служащим за счет этого добавлялось жалование и вменялись дополнительные обязанности. Несмотря на неординарность таких мер, заявления чиновников носят оптимистический характер.

Таким образом, можно отметить неоднозначность и противоречивость последних новостей, касающихся изменения доходов налоговиков. На данный момент Дума рассматривает несколько проектов, в том числе решает вопрос о проведении индексации зарплат с 2006 года на 3%. Кроме того, все налоговые службы в 2021 году могут быть переведены на почасовую оплату. При этом начисление премиальных и разного рода доплат, например, за интенсивный труд и переработку, совсем не будут исключены.

Дело в том, что в налоговом ведомстве сокращение кадров ожидается частичное и гораздо в меньшем масштабе, чем было в МВД. Положение вещей обусловлено иной спецификой работы в налоговых службах. По прогнозам аналитиков, тотальная реорганизация приведет к снижению качества выполняемой работы и потере контроля, за наполнением бюджетов.

Этого допустить никак нельзя. Однако некоторое сокращение кадров в налоговых органах до конца 2021 года будет проведено. Скорее всего, произойдет уменьшение руководящего состава, весь остальной штат планируется затронуть по минимуму.

Каждому уволенному сотруднику будет выплачена компенсация в размере четырех окладов, что и предусмотрено российским законодательством. Таким образом, вопрос о повышении зарплаты налоговикам до 2021 года можно считать наполовину решенным, и это несмотря на то, что процент увеличения только рассматривается.

Конечные же суммы и оклады будут изменяться в индивидуальном порядке, после окончательного принятия законопроектов и введения их в действие.

Автор: Зобова Е., эксперт журнала

Работодатели используют различные варианты стимулирования своих сотрудников. Но, безусловно, самым эффективным является материальное поощрение в виде различных премий. Согласно п. 2 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда в целях применения гл. 25 НК РФ относятся, в частности, начисления стимулирующего характера, в том числе премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и иные подобные показатели.

При этом при определении базы по налогу на прибыль не учитываются расходы на любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров (контрактов), а также в виде премий, выплачиваемых работникам за счет средств специального назначения или целевых поступлений (п. 21, 22 ст. 270 НК РФ).

Так какие же виды премий и в каком периоде можно учесть для целей исчисления налога на прибыль, а какие – нельзя? Давайте разбираться.

Нормы действующего законодательства и позиция финансистов.

Премии можно учесть для целей исчисления налога на прибыль при выполнении установленных условий

Перечень расходов на оплату труда определен в ст. 255 НК РФ: в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты), на основании ст. 135 ТК РФ, являются элементами системы оплаты труда в организации. К таким расходам могут быть отнесены, в частности, начисления стимулирующего характера, в том числе премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и иные подобные показатели, а также другие виды расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренных трудовым договором и (или) коллективным договором (п. 2 и 25 ст. 255 НК РФ).

Вместе с тем согласно положениям п. 21 и 22 ст. 270 НК РФ доходы, формирующие налоговую базу, не могут уменьшаться на затраты в виде расходов на любые виды вознаграждений, выплачиваемых сотрудникам сверх премий, указанных в трудовом договоре, а также за счет средств специального назначения или целевых поступлений.

Таким образом, налоговые расходы на премии в виде премий могут быть учтены в целях налогообложения прибыли организаций при выполнении следующих условий:

порядок, размер и условия их выплаты предусмотрены локальными нормативными актами организации, содержащими нормы трудового права;

подобные расходы не поименованы в ст. 270 НК РФ.

При этом следует иметь в виду, что указанные налоговые расходы на премии должны соответствовать общеустановленным требованиям ст. 252 НК РФ, а именно такие расходы должны быть признаны экономически оправданными и документально подтвержденными затратами, произведенными для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (письма Минфина России от 03.07.2019 № 03-03-07/48770, от 08.07.2019 № 03-03-06/1/49986).

Аналогичного подхода к данному вопросу финансисты придерживались и ранее (в частности, в письмах от 17.04.2017 № 03-03-06/2/22717, от 19.05.2017 № 03-03-06/1/30897).

Премии учитываются для целей расчета налога на прибыль по мере их начисления.

Поскольку на практике возможны самые разные виды премий, встает вопрос о том, в каком периоде их учитывать для целей исчисления налога на прибыль.

Ежемесячные премии. Например, организация выплачивает ежемесячные премии за производственные результаты расчетного месяца вместе с заработной платой за этот месяц. Размер премии определяется по итогам оценки показателей деятельности организации и работников за расчетный месяц и оформляется приказом о премировании. Но оценку показателей деятельности организации и работников невозможно определить ранее 5-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем. Соответственно, приказ о премировании издается не ранее 5-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем. При этом заработная плата выплачивается, например, не позднее 15-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем. В каком месяце нужно учитывать данную премию: в месяце, за который она начисляется, или в месяце ее начисления?

Порядок признания расходов при методе начисления установлен ст. 272 НК РФ, согласно п. 4 которой расходы на оплату труда признаются в качестве расходов ежемесячно исходя из суммы начисленных в соответствии со ст. 255 НК РФ расходов на оплату труда. Из чего представители Минфина делают следующий вывод: при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций расходы на оплату труда признаются по мере начисления (Письмо от 20.12.2019 № 03-03-06/1/99989).

Еще в Письме Минфина России от 10.12.2010 № 03-03-06/4/122 было разъяснено, что если начисление премии сотрудникам налог на прибыль произведено в месяце, следующем за отчетным, то вознаграждения, при условии их соответствия критериям ст. 252 НК РФ, учитываются для целей расчета налога на прибыль в месяце начисления, то есть в следующем за месяцем, по итогам которого начислено вознаграждение.

Премия по итогам года. Вознаграждения работникам в виде премии за результаты работы за год учитываются в целях налогообложения прибыли организаций в периоде начисления данных премий при условии их соответствия положениям ст. 252 НК РФ, в случае если налогоплательщик не формировал резерв на выплату ежегодного вознаграждения по итогам работы за год (Письмо Минфина России от 06.02.2017 № 03-03-06/2/5954).

То есть вознаграждения по итогам работы за 2019 год, начисленные в январе 2020 года, учитываются в целях налогообложения прибыли в периоде начисления данных премий – в январе 2020 года.

Подобный подход связан с тем, что для выплаты премии сотрудникам налог на прибыль – и ежемесячной, и годовой – нужен приказ руководителя. В каком периоде данный приказ будет издан, в таком данная премия и будет учтена для целей расчета налога на прибыль (при соответствии приведенным выше условиям ее учета для целей налогообложения).

Судебные споры по вопросам учета премий для целей исчисления налога на прибыль.

Несмотря на то, что к расходам на оплату труда в целях применения гл. 25 НК РФ относятся, в частности, начисления стимулирующего характера, в том числе премии за производственные результаты, на практике возникает много вопросов о правомерности отнесения различных выплат сотрудникам организации, именуемых работодателями премиями, к расходам по налогу на прибыль. Поскольку понятие «стимулирующий характер», который согласно ст. 255 НК РФ должны иметь премии, по мнению автора, является отчасти оценочной категорией, на практике имеет место большое количество судебных споров по вопросам правомерности учет премий работникам в расходах различных видов премий. Рассмотрим «свежие» примеры.

Выплаты работникам, имеющим право на пенсию, не являются премиями.

Все три судебные инстанции отказали налогоплательщику в признании решения налогового органа незаконным в деле, рассмотренном АС ВВО (Постановление от 11.02.2019 № Ф01-6136/2018 по делу № А29-13094/2016).

По результатам выездной налоговой проверки организации были доначислены налоги, штрафы и пени, в том числе налог на прибыль.

Один из спорных вопросов касался учет премий работникам в расходах для целей расчета налога на прибыль единовременного вознаграждения в размере 15 % среднемесячного заработка за каждый год работы в угольной промышленности работникам, получившим право на пенсионное обеспечение. Данные выплаты предусмотрены территориальным соглашением по организациям угольной промышленности города Воркута на 2011 – 2013 годы и квалифицированы обществом как расчеты с персоналом по оплате труда и отнесены в состав косвенных расходов по налогу на прибыль. По мнению налогоплательщика, это не что иное, как премия, которая носит стимулирующий характер.

По мнению налогового органа, единовременные пособия, выплачиваемые работникам организации, получившим право на пенсионное обеспечение, независимо от достижений ими каких-либо производственных результатов, профессионального мастерства, и предусмотренные вышеуказанным соглашением, не связаны с выполнением работниками своих трудовых обязанностей в рамках трудовых отношений. Соответственно, названные выплаты не должны учитываться при исчислении налога на прибыль.

Из материалов проверки следует, что спорная премия начислялась и выплачивалась на основании личного заявления работника, получившего право на пенсионное обеспечение, при условии представления документа, подтверждающего момент наступления такого права (пенсионного удостоверения). Выплата вознаграждения производилась в соответствии с приказом общества.

Обратите внимание

По мнению судов, на основании п. 2 ст. 255 НК РФ спорное единовременное пособие критериям оплаты труда не отвечает:

  • его выплата связана с возникновением права на пенсию, а не с конкретным трудовым результатом. Стаж работы и среднемесячный заработок необходимы лишь для определения размера единовременного пособия;

  • пособие не выплачивается работникам, не достигшим пенсионного возраста. При этом оплата труда (ее составляющие) распространяется на всех работников;

  • данная выплата имеет (целевой) разовый, а не регулярный характер, так как единовременное пособие выплачивается только при возникновении права на пенсию.

На основании изложенного суды пришли к выводу о том, что спорные выплаты не связаны с трудовыми результатами, обусловлены возникновением у работника права на пенсионное обеспечение и не относятся к расходам на оплату труда, учитываемым в целях обложения налогом на прибыль, в связи с чем отказали налогоплательщику в признании решения инспекции в данной части недействительным.

Премии при увольнении учитываются для целей исчисления налога на прибыль.

В деле, рассмотренном АС МО (Постановление от 14.03.2019 № Ф05-1688/2019 по делу № А40-132412/2017), налогоплательщик прошел три судебные инстанции, чтобы доказать правомерность учета в расходах для целей исчисления налога на прибыль выплату выходных пособий и годового вознаграждения при увольнении работников. Дело было возвращено на новое рассмотрение в первую инстанцию, которая и вынесла окончательное решение в пользу организации.

По результатам выездной налоговой проверки были исключены из расходов по налогу на прибыль в том числе затраты на выплаты сотрудникам, уволенным по соглашению сторон. Спор между налоговым органом и налогоплательщиком заключался в том, как квалифицировать ряд выплат работникам (19 человек), уволенным по соглашению сторон, – как выплаты, предусмотренные системой оплаты труда, либо как выплаты, не связанные с оплатой труда. При этом одним работникам выплачивалось только выходное пособие, а другим – выходное пособие и денежная премия по результатам деятельности за год. Поскольку в рамках данного материала нас интересуют непосредственно вопросы выплаты премий, остановимся подробнее именно на них.

По мнению налогового органа, выплата выходного пособия на основании соглашения о расторжении трудового договора по соглашению сторон, в том числе премии, не связана с исполнением работниками обязанностей в рамках трудового договора, не предусмотрена коллективным договором, следовательно, не является расходами работодателя на оплату труда.

Суд первой и апелляционной инстанции принял во внимание доводы налогового органа и согласился с ними. При этом кассационный суд указал, что для правильного разрешения спора судам следовало дать оценку экономической оправданности спорных выплат, установив их природу. Непосредственно по вопросу правомерности учета в расходах сумм выплаченных при увольнении денежных премий суд кассационной инстанции отметил следующее.

В Трудовом кодексе сказано, что работодатель имеет право устанавливать различные системы премирования, стимулирующие доплаты и надбавки. На основании ст. 135 ТК РФ, п. 2 ст. 255 НК РФ был сделан вывод: условия, сроки и размеры выплаты премии должны предусматриваться трудовыми договорами
и (или) коллективными договорами. Соответственно, если выплата премии предусмотрена трудовым и (или) коллективным договором, то такие расходы на основании ст. 255 НК РФ должны учитываться при определении базы по налогу на прибыль.

В данном случае работникам при увольнении были выплачены премии по результатам их работы пропорционально фактически отработанному в году увольнения времени. Обязательство по выплате спорных премий возникло у работодателей исходя из условий трудовых договоров. Условие о выплате вознаграждения предусмотрено дополнительными соглашениями к трудовым договорам поименованным в решении работникам. Эти соглашения, в свою очередь, являются неотъемлемой частью трудовых договоров. Размеры причитающихся к получению работником премий определены условиями трудовых договоров. В тех же трудовых договорах закреплено, что работнику полагается денежная премия в рамках системы оплаты труда, в связи с этим выплаченное годовое вознаграждение учитывается в составе расходов на оплату труда в целях налогообложения прибыли.

Обратите внимание

Основанием для пересмотра дела послужили следующие доводы.

Премии выплачены в связи с увольнением не по собственному желанию, а по соглашению сторон о расторжении трудового договора. Вследствие этого работник вправе претендовать на получение бонуса (который предусмотрен трудовым договором и был бы выплачен работнику по результатам года) за фактически отработанное время, исходя из установленных показателей для расчета бонуса за год.

При новом рассмотрении непосредственно по вопросам правомерности учета в расходах сумм выплаченных при увольнении сотрудников премий суд поддержал приведенные выводы суда кассационной инстанции, указав: доводы налогового органа относительно того, что общество в нарушение п. 1 ст. 252 НК РФ документально не подтвердило обоснованность размера выплаченных денежных премий, взаимосвязь их размера с трудовыми результатами уволившихся работников, подлежат отклонению. В ТК РФ предусмотрено, что работодатель имеет право устанавливать различные системы премирования, стимулирующие доплаты и надбавки.

Согласно действующим нормам налогового законодательства налогоплательщик вправе учесть в расходах по налогу на прибыль в том числе начисления стимулирующего характера, а именно премии за производственные результаты, высокие достижения в труде и иные подобные показатели. Исключением из этого правила являются премии, которые выплачены не на основании трудового договора и за счет средств специального назначения или целевых поступлений.

Представители Минфина в своих разъяснениях полностью придерживаются норм, установленных п. 2 ст. 255 и п. 21, 22 270 НК РФ, отмечая, что указанные расходы должны быть признаны экономически оправданными и документально подтвержденными затратами, произведенными для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

При рассмотрении спорных вопросов об учете премий (различных видов и с разными названиями) в расходах по налогу на прибыль суды исходят из следующего:

работодатель имеет право устанавливать различные системы премирования, стимулирующие доплаты и надбавки;

условия, сроки и размеры выплаты премии должны предусматриваться трудовыми договорами и (или) коллективными договорами;

премия должна быть связана с трудовыми результатами.

Соответственно, при разработке положений о каких-либо стимулирующих выплатах работодатель должен иметь в виду приведенные выводы, чтобы отстоять свое право на учет премий в расходах для целей исчисления налога на прибыль, в том числе в судах.


Государственные служащие – это особая прослойка населения, ведь им приходится заниматься довольно специфическими обязанностями, поэтому заработные платы им начисляются по особенной схеме. Они относятся к бюджетникам, соответственно, могут рассчитывать на ежегодный рост доходов.


Однако в прошлом во время кризиса именно на государственных служащих было решено экономить, то есть не поднимать им заработные платы. В связи с этим возникает вполне логичный вопрос о том, будет ли повышение зарплаты федеральным госслужащим в 2020 году.

Самые последние новости о повышении зарплат налоговикам в 2020 году

Сотрудники налогового ведомства — обычные бюджетники, они относятся к гражданским госслужащим. Разумеется, они не входят в число тех бюджетников, рост доходов которых контролируется майским указом.

Повышение зарплат налоговикам происходит на общих для всех работников бюджетной сферы основаниям.

Процент индексации заработных плат бюджетников не из майских указов в 2020 году — 4,3%. Повышение запланировано на 1 октября.

Таким образом, в октябре 2020 года заработные платы налоговиков будут проиндексированы на 4,3%. До осени повышения окладов в ФНС ждать не стоит.

Предпосылки сокращения штата госслужащих и условия оптимизации

Предпосылки оптимизации кроются в том, что на содержание аппарата госслужбы требуются колоссальные средства из государственного бюджета. Их поступление в сложившейся экономической ситуации никто не может гарантировать.

К тому же из-за раздутого аппарата чиновников их ставки малы и требуют повышения, чтобы хоть как-то вписаться в существующие условия рынка. Для того чтобы решить обе поставленные задачи, в 2020 году пройдёт основной этап оптимизации. В первую очередь, под неё подпадают работники мэрий и муниципалитетов, занимающие следующие должности:

  • бухгалтеров и экономистов;
  • технических специалистов;
  • делопроизводителей.

Для того чтобы запустить процесс оптимизации, был проведён предварительный мониторинг. На основании анализа полученных данных были сделаны выводы:

  1. Реформы по цифровизации системы управления высвобождают возможности для более эффективной работы органов исполнительной власти.
  2. В связи с усовершенствованием единой системы управления и обеспечения существующая нагрузка в расчёте на одного работника, может быть увеличена.
  3. Увеличение планируемой нагрузки на одного работника соответствует нормам СанПИН.
  4. При запланированном сокращении из государственного бюджета может высвободиться порядка 100 миллиардов рублей, которые иначе придётся затратить на увеличение заработных плат сотрудников исполкомов.

Условия оптимизации предусматривают запланированное изменение штата в сторону его уменьшения. Сотрудники будут уволены по сокращению, согласно нормам закона, отражённым в статье 178 ТК РФ. Обязанности специалистов, попавших под сокращение, будут распределены между оставшимися сотрудниками.

Кроме этого, будут удалены лишние звенья в цепочке управления, которые дублируют работу друг друга. Такое дублирование не только не приносит пользу делу, но и вредит ему, ведь на разных уровнях могут формироваться противоречивые законодательные акты, исполнение которых идёт встык с основным планированием.

Налог добровольный или обязательный?

В законопроекте Минфина и Центробанка сказано, что ИПК станет существенной прибавкой к страховым пенсионным выплатам. Новый пенсионный капитал граждане смогут передавать по наследству, а также распоряжаться им даже до наступления пенсионного возраста, например в случае тяжелой болезни. При этом страховая часть пенсии, как сказано в законопроекте, останется без изменений. При этом пенсионные накопления граждан будут застрахованы по аналогии с банковскими вкладами.

Но как быть, если человек не хочет для себя всех этих дополнительных выгод? Оказывается, от нового налога на зарплату можно будет отказаться.

Законопроектом предусмотрено автоматическое подключение к пенсионным накоплениям всех работающих граждан, за которых сейчас работодатель уплачивает страховые взносы. При начислении им заработной платы бухгалтеры организации-работодателя будут обязаны удерживать с зарплаты отчисления в НПФ по установленной ставке и перечислять их в выбранный НПФ. Если работник не хочет копить себе на пенсию, он сможет написать письменное заявление на имя руководителя организации. До получения такого заявления удержания с зарплаты будут осуществлять каждый месяц.

Законопроект должен получить одобрение Правительства РФ, после чего он будет внесен на рассмотрение Госдумы. Эксперты ожидают, что инициатива Минфина будет принята уже в осеннюю сессию, а значит, вступит в силу с 2020 года.

Масштабы предполагаемых сокращений

Процесс сокращения планируется начать с января 2020 года. Начнётся он с увольнения:

  • сотрудников федеральных структур в объёме 10% от их общего числа;
  • сотрудников муниципальных структур в объёме 5% их общего числа.

На этом Правительство не планирует останавливаться, поэтому к своему завершающему этапу и конечному результату система федерального и муниципального управления ещё не подойдёт. Понадобится ещё один последующий этап, который пройдёт в 2021 году. Он будет планироваться на основании мониторинга результатов изменения штата, прошедших в 2020 году. Опыт этого года будет изучен и запущен на завершающий этап. Если система оправдает себя, то произойдёт сокращение ещё 5% государственных служащих. Они будут выбраны в результате мониторинга и анализа эффективности оптимизации, проведённого по отчётам за 2020 год.

Некоторые технические сотрудники будут лаконично и безболезненно заменены автоматизированными системами управления, вновь внедрёнными или усовершенствованными. А их должности будут аннулированы, как морально устаревшие. Основным стержнем оптимизации структуры Министерства финансов будет перевод ряда министерств и ведомств на бухгалтерское обслуживание в Казначейство.

Предполагается, что этот шаг будет особенно эффективным. Ведь он позволит не только экономить средства на содержание аппарата госслужащих, но и создать централизованное управление финансовыми потоками, поступающими в федеральные и муниципальные исполкомы.

Когда вводится?

Законопроект подготовлен, но еще не рассмотрен депутатами Госдумы и не подписан президентом, поэтому точную дату Минфин не называет. Вероятность введения в 2020 году высока.

Окончательного механизма перевода трудоустроенных граждан на новую схему налогообложения пока нет – специалисты профильного министерства рассматривают разные варианты, в том числе автоматический перевод.

Нет и единого решения по поводу обязательности фискального взноса – рассматривается возможность отказа от его уплаты на основании письменного заявления сотрудника.

Переход к новому алгоритму пенсионных отчислений будет поэтапным, с ежегодным увеличением взноса на 1%. Таблица нового налога с зарплаты будет выглядеть следующим образом:

Год %
2020 1
2021 2
2022 3
2023 4
2024 5
2025 6

В общей сложности переход займет 6 лет. Эксперты сомневаются, что введение дополнительного фискального взноса решит проблему пенсионных выплат. Работодатели зачастую умышленно уменьшают официальную зарплату, чтобы сократить обязательные взносы с нее.

Не все сотрудники согласятся, чтобы с их оплаты труда удерживали дополнительные 6% накоплений. Многие откажутся, если государство предоставит им такую возможность.

Российские власти собираются мотивировать трудоспособное население к дополнительным отчислениям предоставлением плательщикам налоговых льгот. Каких именно, пока не ясно.

Изменение заработных плат сотрудников

Зачастую из сокращения логически вытекает, что оставшиеся специалисты смогут получать повышенную заработную плату в сравнении с той, которая выплачивается в текущий момент. Так и здесь – заработок планируется повысить. В текущий момент зарплата государственных служащих составляет 40% Фонда заработной платы. То есть 40% оклада специалисты бухгалтерии и экономических отделов получают фиксировано. Соответственно, 60% заработка складывается из следующего:

  • премий;
  • стимулирующих выплат;
  • иных видов доплат.

Дополнительные выплаты, соответственно, составляют большую часть заработка чиновника. Но именно эта часть носит несистематический характер, что подвергает риску доход госслужащего.

Результатом реформы станет то, что фиксированная часть заработка составит 60% всех полученных им денег. И только 40% будут иметь непостоянную основу. Это не только даст старт повышению заработных плат чиновников, но и стабильность их получения, ориентацию на оклад, а не на премиальный фонд.

По сути, планирующееся сокращение госслужащих выглядит, как прорыв к более смелому использованию инновационных технологий, как развитие, а не угасание системы управления. Поэтому планирующуюся оптимизацию можно назвать реформой в области управления, отлаживанием финансовых потоков государства и надзором за их правильным течением.

НДФЛ и возможные изменения

Все физические лица, получающие доходы, обязаны платить НДФЛ (подоходный налог).

Таблица НДФЛ заработной платы в процентах:

Ставка НДФЛ Виды дохода
13% • заработная плата по трудовым и гражданско-правовым договорам у сотрудников-граждан России;
• заработная плата гражданам стран ЕАЭС;
• оплата высококвалифицированным иностранным специалистам;
• доход граждан, оформивших и работающих в РФ по патенту;
• оплата труда лицам, получившим временное убежище в РФ.
30% • заработная плата сотрудников-нерезидентов Российской Федерации.

В 2020 году в ставках НДФЛ ожидаются изменения. Первый вице-премьер, министр финансов Силуанов считает, что процент удержаний должен быть единым для всех. Соответствующий законопроект уже подготовлен – есть вероятность, что Госдума утвердит его на предстоящей осенней сессии.

Увеличат ли в ближайшее время ставку НДФЛ? Такая возможность обсуждалась, но четких разъяснений по этому поводу нет. В Министерстве финансов пока не планируют таких мер, хотя работа над масштабной налоговой реформой в российском правительстве продолжается.

Ранее независимые эксперты РАНХиГС провели расчеты и пришли к выводу, что сбалансировать бюджет России можно за счет увеличения налога на доходы физлиц на 4% — с 13 до 17%.

В следующем году не исключено повышение ставки до 15% — об этом не раз говорил экономист Аркадий Дворкович. Повышение ставки на 2% обеспечит дополнительные 1,5 триллиона рублей государственному бюджету.

Налогообложение самозанятых

Самозанятым придется легализовать свои доходы уже в следующем году и перечислять в бюджет фискальные платежи. Закон, регламентирующий налогообложение самозанятых лиц, стал одним из самых резонансных в текущем году.

В 2019-м удержания с доходов самозанятых осуществлялись в экспериментальном порядке в четырех субъектах РФ: Москве, Московской области, Татарстане, Калужской области. В конце года эксперимент заканчивается – налоговый режим вводится для всех россиян, подпадающих под категорию самозанятых.

Специальный налоговый режим позволяет работать без регистрации и уплачивать льготные ставки с полученных гонораров:

  • 4% — в случае, если доход получен от физического лица;
  • 6% — в случае поступлений от индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Зачастую фрилансеры, блогеры, юрисконсульты и другие категории самозанятых граждан оказывают услуги физическим и юридическим лицам – в таких ситуациях применяются дифференцированные ставки для каждой категории.

Изначально законодатели планировали введение налогообложение для таких налогоплательщиков до 2029 года, но теперь сроки сократились.

Обязательные взносы для работодателей

Есть три страховых взноса, обязательных к уплате, но не являющихся налогами. Это взносы:

  • пенсионного страхования (22%);
  • медицинского страхования (5,1%);
  • социального страхования (2,9%).

Их расчет и перечисление в ФСС – обязанность работодателей.

В следующем году к обязательным страховым отчислениям, возлагаемым на работодателей, может добавиться страховой взнос от банкротства. Его ставка составит 0,02% с Фонда оплаты труда (ФОТ).

Пакет соответствующих законопроектов российские депутаты уже направили в правительство и ждут экспертных заключений по каждому документу. Введение нового вида обязательного страхования защитит сотрудников в случае банкротства компании-работодателя и невыплаты причитающейся зарплаты по этой причине. Общая сумма отчислений с ФОТ увеличится с 30 до 30,02%.

Читайте также: