Представление интересов клиента адвокатом в налоговых органах

Опубликовано: 14.05.2024

Почему выбирают нас







Цены на услуги обжалования решений налоговой службы

Представительство в административном порядке

Представительство в суде

Административная часть (участие в проверке, подготовка возражений на акт, участие в рассмотрении материалов и обжаловании решений, в т.ч. в вышестоящем налоговом органе)

Судебная часть (представительство в суде первой, второй и кассационной инстанций)

Процент от положительного результата

* варианты ценообразования могут быть смешанными.

Устраним неприятности



  1. Юридическая компания «Центральный округ» имеет значительный опыт в налоговых спорах, что позволяет принимать обдуманные решения и разрабатывать оптимальные варианты для получения положительного результата.
  2. Ежедневно специалисты Центрального округа представляют интересы своих клиентов в налоговых спорах как досудебном, так и судебном порядке.
  3. Принцип оплаты услуг «по результату» определяет у юристов Центрального округа не меньший чем у клиента интерес в достижении необходимого результата в суде
Заказать консультацию

Без квалифицированной юридической поддержки вы рискуете:


    Нести уголовное риски за ненадлежащее исполнение налоговых обязательств

Более чем реальные уголовные риски за нарушение налогового законодательства.

  • Проиграть дело в налоговых органах и в суде

Даже в 100% выигрышной ситуации проиграть дело только лишь потому, что не совершили необходимые процессуальные действия.

Лишиться части оборотных средств

По решению налогового органа «спорные» налоговые обязательства могут быть списаны с вашего счета на уплату налогов в бюджет всех уровней.

Понести несопоставимые расходы на восстановление своих прав

Понести несопоставимые с первоначальными расходами на консультирование и первичное представительство в налоговых органах, затраты на оспаривание в вышестоящих инстанциях принятых против вас судебных актов.

Как мы достигаем успеха

Мы бесплатно проводим экспресс-анализ и определяем перспективы спора

Изучаем судебную практику и формируем правовую позицию по делу

Готовим все необходимые процессуальные документы

Участвуем в административном и судебном рассмотрении дела

Осуществляем необходимое взаимодействие с экспертами и специалистами

Представляем интересы клиента в суде вплоть до надзорной инстанции

Нас рекомендуют


















Юридическая справка

Налоговые споры в суде. Обжалование актов и решений ФНС с помощью налоговых юристов

Весомая доля притока денег в государственную казну - это налоги с граждан страны. Контроль их оплаты должны осуществлять налоговые органы. Это они и делают, однако не всегда налогоплательщики согласны с "политикой" подобных организаций.

Нередки случаи, когда перед налоговой ставится задача всеми правдами и неправдами увеличить поступающий от плательщиков финансовый поток. Соответственно, бывают и такие ситуации, когда физическое лицо попросту не соглашается с мнением инспекции и предоставленными ею документами. Это называется налоговый спор. Он же в дальнейшем может вылиться в суд с налоговой.

Налоговые споры - какими они бывают?

Споры принято разделять на два базовых типа, а именно:

  • Спор, возникший по инициативе инспекции (к примеру, за несвоевременную уплату налогов плательщику был начислен штраф, который гражданин попросту отказывается платить - как результат, налоговая инициирует судебный процесс).
  • Спор, возникший по инициативе физического лица (к примеру, налоговая отказалась возвращать плательщику переплату - в итоге, гражданин инициирует судебное разбирательство).

Помимо этого можно классифицировать налоговые споры по предмету спора - тогда можно выделить:

  • Споры об исполнении налогообязанными лицами законодательства о налогах и сборах;
  • Споры, возникающие из причинения вреда незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями их должностных лиц.

Также стоит иметь в виду, что налоговые споры могут рассматриваться как в суде, так могут и решаться во внесудебном порядке.

Урегулирование налоговых споров

Чтобы выиграть суд, на вашей стороне должна быть не только правда. На вашей стороне должны быть специалисты - в частности опытный налоговый адвокат.

Во всех этих случаях возникает необходимость объективной оценки ситуации и определения перспектив. Неверно оцененная ситуация с большой долей вероятности может привести к финансовой катастрофе. Риск проигрыша, и как следствие доначисление налогов, взыскание пени и штрафов, превращает любые налоговые споры в крайне ответственное мероприятие.

Учитывая риски и нуждаясь в объективной оценке ситуации, настоятельно рекомендуем привлекать налоговых юристов и адвокатов, специализирующихся на практике обжалования актов и решений ФНС. Подобная тактика представляется разумной и выгодной уже в краткосрочной перспективе.

Услуги налогового юриста

Налоговые юристы и адвокаты юридической компании «Центральный округ» ежедневно сопровождают и консультируют своих клиентов по вопросам налогообложения, налогового обжалования, постоянно совершенствуют свои знания, изучают правоприменительную практику регионов своего присутствия в г. Воронеж, Липецк, Курск, Белгород, Тамбов, Москва и предлагают услуги по:

  • консультированию по вопросам толкования и правоприменения налогового законодательства;
  • сопровождению при проведении проверок;
  • обжалованию действий или бездействий ФНС;
  • представлению интересов в налоговых органах по результатам налоговых проверок;
  • представлению интересов в суде при обжаловании актов и решений налоговых органов.

Оказываемая помощь включает в себя: анализ ситуации профессиональным налоговым юристом или адвокатом; оценку перспектив разрешения налогового спора и подготовку необходимых документов; соблюдение досудебного порядка обжалования; обжалование решений ФНС в административном и суде (суд с налоговой); представление интересов в суде.

Стоит сказать, что налоговый спор - это поистине одно из наиболее трудных направлений в юриспруденции. Юрист, который участвует в подобном судебном процессе, должен быть не только грамотным и знающим толк в деле, он также должен иметь за плечами соответствующий опыт. Хороший налоговый адвокат поможет своему клиенту сэкономить и законно вернуть собственные финансовые средства, а также защитит его от потенциальной административной либо уголовной ответственности в случае судебного разбирательства, начатого по инициативе налоговой инспекции.

Дело № 15/672

Суть дела: С помощью адвоката удалось добиться закрепления авторских прав на спорные архитектурные проекты

Результат: Иск удовлетворен полностью

Дело № 15/669

Суть дела: Адвокату удалось добиться отказа в исковых требованиях о незаконном использовании чужого секрета производства

Результат: Иск удовлетворен полностью

Дело № 15/13045

Суть дела: Адвокат добился приостановки строительных работ, так как наличие сертификата по шуму не является основанием для нарушения тишины и покоя граждан

Результат: Иск удовлетворен полностью

Одной из наиболее сложных и запутанных сфер отечественного законодательства выступает направление правоотношений в сфере налогообложения. Это связывается не только со специфичностью области, а также финансовыми обременениями, но и с тем, что налоговое законодательство в России постоянно меняется. Вот почему помощь налогового адвоката при работе с юридическими лицами обязательна.

Обращение к юристу по налогам требуется даже в тех случаях, если в компании есть штатный юридический консультант. Как правило, штатные сотрудники являются специалистами по общей направленности – они плохо знакомы со специфическими направлениями законодательства. Получите бесплатную консультацию от сотрудников нашей компании, чтобы уточнить перечень услуг для организации и их расценкам.

Стоимость услуг юриста по налоговым вопросам

Стоимость консультационных услуг от налогового адвоката

Первичная консультация от специалиста (без ознакомления с материалами дела)

Очная консультация специалиста в офисе компании по проблеме клиента

Письменное консультирование, составление рекомендация по вопросу или проблеме клиента

Консультирование при ознакомлении с материалами дела, правовым анализом ситуации

Стоимость разовых услуг налогового юриста

Представление интересов клиента при взаимодействии со службой ФНС

Расчет налогов для организации

Помощь в выборе режима налогообложения при регистрации юридического лица

Абонентское обслуживание юридических лиц специалистом по правоотношениям в сегменте налогообложения

Стоимость услуг налогового адвоката при проведении проверок из ФНС

Комплексное юридическое обслуживание при проведении проверок

Представительство интересов клиента в государственных органах по результатам проверки

Контроль проведения проверок в организации, надзор за выполнением правил проведения

Обжалование результатов проверки на досудебной стадии

Апелляционное обжалование результатов проведенной проверки в Высшем суде

Стоимость помощи юриста по налоговым вопросам в арбитражном суде

Комплексное представительство в арбитражном суде при процессе с ФНС

Возбуждение судебного разбирательства по вопросам перерасчета налогов, взыскания неустойки с ФНС

Представительство в суде, один рабочий день (один суд)

Составление апелляций/кассаций при несогласии с решением судебного органа

Сопровождение исполнительного производства по вопросам взыскания

Стоимость услуг налогового адвоката в уголовных процессах

Участие адвоката на стадии возбуждения уголовного дела (рассмотрение материалов проверок)

Участие в ходе предварительного следствия, консультирование и защита клиента на стадии следственных мероприятий

Ведение уголовного процесса «под ключ»

Наша практика по этой услуге

Адвокат нашей коллегии добился прекращения уголовного дела по краже с назначением административного наказания
13 апреля 2021 Адвокат нашей коллегии добился прекращения уголовного дела по краже с назначением административного наказания

За помощью в Коллегию адвокатов № 1 регулярно обращаются родители несовершеннолетних, которых привлекают к ответственности по УК РФ. Подробнее

Услуги налогового адвоката в Москве: когда идти в суд с ФНС?

Часто использование услуг юриста по вопросам налогообложения – это необходимость. Руководители предприятий уверены, что использовать помощь правозащитника актуально исключительно при судебном порядке рассмотрения дел. На самом деле, для процессов, которые связаны с вопросами налогообременения, обязателен досудебный порядок регулирования, что регламентировано Арбитражным кодексом РФ. При этом у досудебного порядка решения проблемы множество преимуществ:

  • Претензия для ФНС пишется в свободной форме;
  • Нет необходимости оплачивать государственную пошлину;
  • Жалоба рассматривается в короткие сроки – вы быстро получаете результат.

В инспекции удовлетворяют требования заявителей по жалобам, если они объективны и подкреплены доказательной базой. Здесь и поможет адвокат по налогам – он позаботится о точном и четком изложении требований, а также о доказательстве их законности. В случае отказа специалист возбуждает дело по арбитражному делопроизводству.

Преимущества работы с нами

  • Квалификация специалистов. Юристы компании специализируются на налоговом законодательстве;
  • Быстрые сроки. Специалист быстро добьется результата;
  • Лучшие цены. Обращаясь к нам, вы получаете оптимальные расценки на услуги.

Юридические налоговые услуги: перечень предложений от компании

Услуги юриста по налоговым вопросам в Москве включают следующие направления:

  • Первичная бесплатная консультация от юриста по налогам юридических лиц, устные консультации по интересующим вопросам, а также консультирование с письменным заключением. В процессе оказания услуги вы сможете понять, насколько актуально конкретно в вашей ситуации обращение к юристу и инициирование спора со службой;
  • Работа с документацией. Специалист соберет и подготовит необходимые документы для инициирования досудебного или судебного разбирательства. Кроме того, юристом будут произведены необходимые расчеты в том случае, если клиент уверен в переплате по налогам;
  • Составление и направление в ФНС претензии относительно расчетов или жалобы относительно результатов проверки. Составление необходимой документации для обжалования результатов проверок в вышестоящих органах;
  • Услуги юриста по налоговым спорам потребуются для представительства интересов клиента в налоговой, судебной инстанции. Специалист компании поможет подготовиться к суду, выстроит линию защиты и будет вести делопроизводство в судебном органе до достижения необходимых результатов;
  • Контроль при проведении проверок от сотрудников ФНС. Юрист присутствует на каждой проверке и контролирует, чтобы при их проведении не нарушались права клиента, а представители ФНС работали строго по регламенту законодательства;
  • Представительство, защита в уголовных судах в случае выявления нарушений закона. Адвокат поможет выработать правильную позицию, позаботится о максимальном смягчении меры пресечения в отношении клиента.

Если у вас остались вопросы по налоговому праву, юридическим услугам, вы можете прямо сейчас воспользоваться бесплатной консультацией от представителей компании «Правовой надзор». Позвоните по телефонам, указанным на сайте и получите требуемые сведения.

В силу своей загруженности или по каким-либо другим причинам бухгалтер не всегда может лично совершить ряд действий, связанных с уплатой налогов: доставить необходимые документы в налоговую инспекцию, присутствовать в суде при возникновении спора с налоговой инспекцией и т.

В таких случаях предприятие может воспользоваться услугами представителя, через него реализовать свои права налогоплательщика. Представитель, обладающий соответствующими полномочиями, может выполнять обязанности налогоплательщика.

Пользоваться услугами представителя можно даже в том случае, если налогоплательщик и сам лично участвует в налоговых отношениях. Например, организация заключила договор с юридической фирмой на представление интересов в налоговых органах. Но это вовсе не означает, что сама организация уже не может участвовать в решении вопросов, связанных с уплатой налогов, наряду с представителем юридической фирмы.

Отметим, что и до принятия Налогового кодекса РФ (НК РФ) предприятия могли выступать в налоговых отношениях через представителя, руководствуясь ст.

С принятием Налогового кодекса РФ значительно расширились права налогоплательщика, в частности появилось право поручать представление своих интересов через уполномоченных представителей – как юридических лиц, так и физических. В частности, ст. 26 НК РФ предоставляет налогоплательщику право участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено НК РФ. Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством. Уполномоченный представитель налогоплательщика – физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством.

Для адвокатуры в данной области открылось обширное поле деятельности.

Для представления лица в налоговых правоотношениях адвокату необходимо заключить с налогоплательщиком гражданско-правовой договор о представлении его интересов в качестве уполномоченного представителя.

Услуги, связанные с представлением интересов заказчика, оказываемыми адвокатом в качестве уполномоченного представителя, могут осуществляться в форме:

1) правового анализа налоговых ситуаций, которые возникают у клиента при осуществлении им финансово-хозяйственной деятельности;

2) дачи консультаций по вопросам налогообложения;

3) оптимизации налогообложения путем выбора соответствующих видов договорных отношений с контрагентами (как при заключении договора, так и с помощью изменения условий уже заключенных договоров), наиболее выгодного определения состава затрат, включаемых в себестоимость, а также с помощью определения способов ведения бухгалтерского учета, позволяющих законно уменьшить налогооблагаемую базу, или иными способами;

4) осуществления защиты и представления интересов заказчика (клиента) в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Это краткий и далеко не полный перечень услуг, которые адвокат может предложить предпринимателям в этой сфере. При осуществлении данной деятельности необходимо параллельное привлечение для консультаций специалиста-бухгалтера, сведущего в вопросах налогообложения, или аудитора.

Полномочия представителей оформляются доверенностью, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством РФ (п.

Таким образом, необходимо обратить внимание, что между налогоплательщиком (налоговым агентом) и его представителем возникают не налоговые, а гражданско-правовые отношения.

Доверенность, выдаваемая представителю налогоплательщика – физического лица, должна быть удостоверена нотариально либо в форме, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с порядком, установленным п. 3 ст. 185 ГК РФ.

Для представления интересов налогоплательщиков-организаций нотариальное удостоверение доверенности не требуется. В этом случае доверенность должна быть подписана руководителем соответствующего юридического лица (иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами). Доверенность должна быть скреплена печатью организации-доверителя.

Доверенность представляет собой письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами (ст. 185 ГК РФ). Таким образом, объем полномочий представителя (адвоката) в налоговых правоотношениях определяется в доверенности.

Представительство

наставление по медиации

адвокат ЗD и Интеллект-С

Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ (ред. от 24.07.2007г.) "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"* (пп. 1 п. 3 ст. 6) закрепил за адвокатом право на сбор сведений, необходимых для оказания юридической помощи, в том числе путем запроса справок, характеристик и иных документов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, а также иных организаций (далее - органов и организаций). Таким образом, при оказании любой юридической помощи адвокат имеет право собирать необходимые сведения, в том числе путем запроса документов, их содержащих. Когда речь идет об оказании адвокатом юридической помощи в сфере гражданского судопроизводства (в качестве представителя), полученные таким образом документы могут стать доказательствами по делу.

Проанализировав данное извлечение, можно выделить один важный момент, а именно: только оказывая юридическую помощь, адвокат вправе запрашивать справки, характеристики и другие документы. Сам по себе адвокатский статус не дает лицу, им обладающему, никаких дополнительных процессуальных возможностей. Необходимы действия в интересах лица (лиц).

Согласно п. 4 ч. 2 ст. 2 Закона N 63-ФЗ участие адвоката в качестве представителя доверителя в гражданском судопроизводстве является оказанием юридической помощи.

Таким образом, представляя интересы доверителя в гражданском процессе, адвокат имеет право собирать письменные доказательства путем своего официального запроса.

Пункт 2 ст. 6 Закона N 63-ФЗ указывает, что в случаях, предусмотренных Федеральным законом, адвокат для исполнения поручения должен иметь ордер, например для представления интересов в гражданском процессе. В иных случаях адвокат представляет доверителя на основании доверенности, причем, как следует из смысла названного п. 2, законодатель имел в виду случаи, когда доверенность является единственным документом, уполномочивающим адвоката на оказание юридической помощи. Гражданское судопроизводство к таким случаям не относится.

По мнению Брюховецкого Н. «адвокат имеет право запрашивать документы, необходимые для использования в гражданском судопроизводстве, на основании ордера как в период досудебной подготовки, так и после принятия судом искового заявления (заявления) к производству, причем сведения, которые запрашивает адвокат, могут содержать информацию, касающуюся не только лично доверителя, но и других лиц» **.

* СЗ РФ. 2002. N 23. Ст. 2102.

**"Ордер как основание для сбора информации адвокатом в гражданском процессе» (Н. Брюховецкий) ("Адвокатская практика", 2007, N 1)

В тоже время адвокат вправе получать информацию в интересах своего доверителя на основании доверенности.

На вопрос адвоката о правомерности действий налогового органа, отказавший предоставить информацию о порядке налогообложения доходов физических лиц, Представитель Пензинской налоговой службы порекомендовал адвокату обратиться в налоговую инспекцию с соответствующим запросом как уполномоченному представителю налогоплательщика с подтверждением своих полномочий в соответствии со ст. 29 НК РФ.

Согласно п.3 ст. 29 НК, уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации*.

Адвокат М. обратился в Домодедовскую таможню с запросом о предоставлении таможней сведений о каталогах иностранных организаций, содержащих ценовую информацию о товарах, на основании которой таможенные органы определяют таможенную стоимость товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, а также об источнике получения, местах размещения этих каталогов и о возможности физических лиц свободного пользования каталогами после получения ручной клади и сопровождаемого багажа.

Решением** Домодедовской таможни в предоставлении запрашиваемой информации заявителю было отказано на основании отсутствия доверенности на представление интересов соответствующего заинтересованного лица, как установлено пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации".

ФТС России была рассмотрена жалоба адвоката М. на решение Домодедовской таможни об отказе в предоставлении вышеуказанных сведений по запросу.

По результатам изучения материалов жалобы решение Домодедовской таможни об отказе в предоставлении информации по запросу М. было признано правомерным по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 10 статьи 403 Таможенного кодекса Российской Федерации одними из основных функций таможенных органов являются информирование (статья 23) и консультирование (статья 25) в области таможенного дела.

В соответствии со статьей 23 Таможенного кодекса Российской Федерации с запросом в таможенный орган о причинах и об основаниях принятого решения или совершенного действия либо о причинах непринятия решения или несовершения действия вправе обратиться лицо, в отношении которого таможенным органом либо его должностным лицом принято решение или совершено действие, а также лицо, в отношении которого решение не принято либо подлежащее совершению действие не совершено в течение установленного срока, и интересы которого затронуты непосредственно и индивидуально.

Ввиду отсутствия в тексте запроса ссылки на какое-либо принятое решение, совершенное действие или бездействие Домодедовской таможни или ее должностного лица по отношению к заявителю, он не подлежал рассмотрению в порядке, предусмотренном положениями статьи 23 Таможенного кодекса РФ.

* "Собрание законодательства РФ", N 31, 03.08.1998, ст. 3824.

**п.17 Письма ФТС РФ от 12.03.2007 N 01-06/8631 «О направлении обзора практики рассмотрения жалоб»

Согласно статье 25 Таможенного кодекса РФ таможенные органы консультируют по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию этих органов, заинтересованных лиц. В соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 11 Таможенного кодекса РФ заинтересованными являются лица, интересы которых затрагиваются решениями, действиями (бездействием) таможенных органов в отношении товаров или транспортных средств непосредственно и индивидуально. Адвокат, осуществляющий на профессиональной основе оказание юридической помощи лицам в связи с перемещением ими товаров или транспортных средств через таможенную границу, к числу заинтересованных лиц не относится.

Подпунктом 1 пункта 3 статьи 6 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" установлено, что адвокат вправе собирать сведения, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти для оказания юридической помощи.

Характер адвокатской деятельности предусматривает оказание юридической помощи физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и законных интересов.

Осуществляя адвокатскую деятельность и оказывая юридическую помощь физическим и юридическим лицам, адвокат действует на основании ордера или доверенности (пункт 2 статьи 6 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"), что не было соблюдено адвокатом М. при обращении в Домодедовскую таможню с запросом о предоставлении информации.

В адвокатской практике возникают проблемы, когда должностные лица или организации отказывают адвокату в предоставлении доказательств.

Государственные органы либо отказываются получать адвокатский запрос, либо игнорируют его, либо отвечают, что соответствующая информация может быть предоставлена только по запросу суда, рассматривающего дело.

В практике имеются подобные материалы, по которым невозможно получить необходимые письменные доказательства*.

Так, ст. 7 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" ** указывает, что

"1. Государственная регистрация прав носит открытый характер. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан предоставлять сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав, о любом объекте недвижимости любому лицу, предъявившему удостоверение личности и заявление в письменной форме (юридическому лицу - документы, подтверждающие регистрацию данного юридического лица и полномочия его представителя). Выписки из Единого государственного реестра прав, утвержденные в установленном порядке, должны содержать описание объекта недвижимости, зарегистрированные права на него, а также ограничения (обременения) прав, сведения о существующих на момент выдачи выписки правопритязаниях и заявленных в судебном порядке правах требования в отношении данного объекта недвижимости.

2. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, должен в течение пяти рабочих дней предоставить запрошенную информацию заявителю или выдать ему в письменной форме мотивированный отказ. Такой отказ может быть обжалован обратившимся за информацией лицом в суд. В случае если Единый государственный

* См.: Гусев В.Г. Защита права на правосудие в стадии обращения с иском или заявлением // Журнал российского права. 2004. N 2.

** Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 30. Ст. 3594.

реестр прав ведется на магнитном носителе, сведения, подлежащие предоставлению любому лицу в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, предоставляются не позднее чем в течение рабочего дня, следующего за днем обращения за такими сведениями.

3. Сведения о содержании правоустанавливающих документов, за исключением сведений об ограничениях (обременениях), обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости, выписки, содержащие сведения о переходе прав на объекты недвижимости, а также сведения о

признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным предоставляются в установленном законом порядке только:

самим правообладателям или их законным представителям;

физическим и юридическим лицам, получившим доверенность от правообладателя или его законного представителя;

руководителям органов местного самоуправления и руководителям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

налоговым органам в пределах территорий, находящихся под их юрисдикцией;

судам, правоохранительным органам, судебным приставам-исполнителям, имеющим в производстве дела, связанные с объектами недвижимого имущества и (или) их правообладателями;

лицам, имеющим право на наследование имущества правообладателя по завещанию или по закону;

федеральному антимонопольному органу и его территориальным органам в пределах территорий, находящихся под юрисдикцией указанных территориальных органов".

Однако, несмотря на данные положения, органы юстиции отказывают адвокатам в предоставлении сведений о регистрации права на объекты недвижимого имущества. Подобные случаи возникают и при истребовании адвокатом сведений, предусмотренных законом, от нотариусов и налоговых органов.

В свою очередь, это приводит к: затягиванию поручения по подготовке искового заявления; отложению разбирательства по делу и последующему судебному запросу на неполученную информацию.

Следует сказать, что уполномоченные органы и должностные лица обязаны предоставить необходимую информацию адвокату, ничего не требуя от последнего.

Адвокат Загайнов Д.И. (Из личного архива автора статьи) обратился в ЕМУП «Бюро технической инвентаризации г. Екатеринбурга» с запросом о предоставлении информации собственнике квартире и указано, что информация будет представлена в суде в защиту интересов доверителя, в интересах которого адвокат и обратился с запросом. На запрос адвоката был получен отказ, мотивированный тем, что согласно п.16 Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2000 года № 921, существует перечень лиц и органов по заявлениям (запросам), которых предоставляются сведения об объектах учета и в данном перечне отсутствует запрос адвоката.

Отказ ЕМУП «БТИ г. Екатеринбурга» был оспорен в Ленинском районном суде г. Екатеринбурга. В ходе судебного заседания представитель ЕМУП «БТИ г. Екатеринбурга» также отметил, что исходя из законных интересов владельцев объектов недвижимости, с учетом соблюдения принципа баланса публичных и частных интересов, в процессе осуществления организациями технической инвентаризации своих функций в их распоряжении оказывается значительный объем информации об объектах технического учета, распространение которой может причинить ущерб как интересам отдельных граждан, частная жизнь которых является неприкосновенной и охраняется законом, так и юридических лиц, чьи коммерческие и иные интересы могут быть нарушены в случае непроизвольного распространения в конкурентной или криминальной среде значимой для бизнеса конфиденциальной информации. Поэтому федеральный законодатель предусмотрел ограниченный режим доступа к такой информации, в том числе путем установления перечня субъектов, обладающих в силу закона правом обращения за предоставлением сведений, имеющих конфиденциальный характер, в указанных в законе целях. Указанный перечень может быть расширен только за счет включения в него лиц, которые имеют на основании закона право на получение информации в особом, а не в общем, порядке. Предоставление адвокату больших полномочий, чем лицу, которое он представляет не основано ни на положениях Конституции, ни на положения принятых на основе нее федеральных законах и иных нормативных правовых актов.

Удовлетворяя требования адвоката, суд указал, что перечень лиц, которым предоставляются сведения об объектах учета, носит открытый характер, и другие категории лиц определяются законодательством Российской Федерации. Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» наделяет адвокатов правом на обращение в органы и учреждения, организации с соответствующими запросами, а указанные органы обязанностью выдать адвокаты запрошенные документы.

Следует поставить под сомнение срок предоставления адвокату необходимой информации.

В Законе «об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» в статье 6 четко говорится о том, что адвокату предоставляются сведения в течение одного месяца. Данный срок был указан законодателем по аналогии с порядком обращения граждан.

Месячный срок, указанный в законе, с которым связано предоставление сведений адвокату, а тем более невыполнение требования адвоката о предоставлении таких сведений нарушает права и интересы доверителя, а также добавляет работы суду, рассматривающему дело.

Так, в силу ст. 66 АПК РФ лицо, участвующее в деле и не имеющее возможности самостоятельно получить необходимое доказательство от лица, у которого оно находится, вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством об истребовании данного доказательства. Об истребовании доказательств арбитражный суд выносит определение.

Таким образом, в случае судебного запроса об истребовании доказательства, которое не может быть получено иначе как по запросу суда, судебное разбирательство откладывается.

В данном случае решение данной проблемы возможно только при сокращении срока представления адвокату информации, а также внесением в Закон об адвокатской деятельности и адвокатуре и Кодекс РФ об административных правонарушениях правовой нормы, устанавливающей ответственность за непредставление либо за несвоевременное представление сведений.

Если законом, в частности ГПК РФ (ст. 57) и АПК РФ (ст. 66), предусмотрен срок, в течение которого любое лицо обязано представить в суд доказательства, равный пяти дням, то вполне возможно установить сокращенный срок для предоставления информации адвокату, который будет равен десяти дням.

«Сокращение срока для ответа на запрос обусловлена необходимостью улучшения качества оказываемой адвокатами правовой помощи, действительным соблюдением принципов состязательности сторон, закрепленных процессуальными законами об уголовном, гражданском и административном судопроизводстве, а также сокращением фактических сроков рассмотрения дел».*

Подводя итого ко всему вышесказанному отмечу, что несокращение срока ответа на запрос адвоката, а равно неустановление ответственности за отказ в предоставлении адвокату доказательств либо за несвоевременное предоставление ему доказательств будет в дальнейшем восприниматься как одна из основных причин "тормоза" эффективного осуществления правосудия и индивидуальной защиты прав граждан, иных физических лиц и организаций.

Автор: Адвокат коллегии адвокатов «Свердловская областная гильдия адвокатов»

Загайнов Дмитрий Иванович

*Из пояснительной записки «К проекту Федерального закона «О внесении изменений в статью 6 федерального закона «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», внесенной Законодательным Собранием Красноярского края.

Вопрос: Может ли адвокат давать показания в налоговом органе вместо лиц, вызванных на допрос?

Ответ: Допрос свидетеля вправе проводить любое должностное лицо налоговой инспекции. Свидетель в свою очередь может прийти на допрос с адвокатом, который вправе делать замечания, подлежащие внесению в протокол или приобщению к делу. При этом ответы на вопросы при проведении допроса свидетель должен давать самостоятельно (Письмо ФНС России от 30.10.2012 N АС-3-2/3920@).

Участие адвоката не может заменить личное исполнение физическим лицом, получившим повестку о вызове на допрос, обязанности явиться в налоговый орган для дачи показаний. Привлечение к ответственности за неявку зависит от статуса, в котором у физического лица истребуются показания. Также следует обратить внимание, что для участия представителя физического лица необходима доверенность, выданная физическим лицом, а не доверенность от организации.

Налоговые органы вправе вызывать на основании письменного уведомления налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах (пп. 4 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса РФ). Форма уведомления о вызове в налоговый орган налогоплательщика для дачи пояснений приведена в Приложении N 2 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@.

Кроме того, налоговые органы также вправе вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля (пп. 12 п. 1 ст. 31, ст. 90 НК РФ). Вызов лиц в качестве свидетелей производится повесткой.

Налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через уполномоченного представителя (п. 1 ст. 26 НК РФ).

При этом следует обратить внимание, что при вызове работников, должностных лиц организации в налоговый орган участие адвоката в качестве их представителя возможно при наличии доверенности, выданной от имени физических лиц. Доверенность, выданная адвокату организацией, не является основанием для представления интересов ее работников.

Однако участие представителя не освобождает от обязанностей, в отношении которых предусмотрено личное (самостоятельное) исполнение, в частности, представление показаний, пояснений нельзя передоверить представителю.

Кроме того, как можно понять из вопроса, в данном случае работники организации вызываются на допрос не в качестве налогоплательщиков.

НК РФ установлена ответственность свидетеля за неявку или уклонение от явки, а также за неправомерный отказ от дачи показаний или за дачу заведомо ложных показаний (ст. 128 НК РФ).

Налоговое законодательство не предусматривает ответственность физического лица, вызванного для дачи пояснений, за отказ от дачи пояснений. При этом за неявку для дачи пояснений как за неповиновение законному требованию должностного лица налогового органа может быть применена административная ответственность (ст. 19.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

ФНС России в п. 5.1 Письма от 17.07.2013 N АС-4-2/12837 рекомендует квалифицировать протокол допроса директора, главного бухгалтера проверяемого налогоплательщика, опрошенных в качестве свидетелей и заведомо заинтересованных в исходе дела, как документ, которым оформлены пояснения налогоплательщика (пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ).

Таким образом, участие адвоката не освобождает физическое лицо от обязанности личного исполнения уведомления (повестки) налогового органа о даче пояснений (показаний). Ответственность за неисполнение уведомления (повестки) зависит от статуса, в котором физическое лицо вызывалось для дачи пояснений (показаний).

Вопрос: О порядке оформления полномочий представителя, сопровождающего лицо, вызванное на допрос в налоговый орган на основании ст. 90 НК РФ.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

от 30 октября 2012 г. N АС-3-2/3920@

Федеральная налоговая служба рассмотрела интернет-обращение о порядке оформления полномочий представителя, сопровождающего лицо, вызванное на допрос в налоговый орган в порядке ст. 90 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), и сообщает следующее.

Согласно пп. 12 п. 1 ст. 31 Кодекса и п. 1 ст. 90 Кодекса налоговые органы вправе вызывать в качестве свидетеля для дачи показаний любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля.

Кодексом не указан исчерпывающий перечень лиц, которые могут участвовать или присутствовать при допросе. Вместе с тем при проведении допроса свидетеля должно строго соблюдаться гарантированное ч. 1 ст. 48 Конституции Российской Федерации право каждого на получение квалифицированной юридической помощи.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (далее - Закон N 63-ФЗ) адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном в Законе N 63-ФЗ, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию. Закон N 63-ФЗ не регламентирует участие адвоката от имени доверителя в процессуальных мероприятиях, проводимых в отношении него.

Одновременно сообщаем, что в соответствии с п. 1 ст. 26 Кодекса налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено Кодексом.

Согласно положениям ст. 29 Кодекса уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Уполномоченный представитель налогоплательщика - физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 185 Гражданского кодекса Российской Федерации доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Таким образом, в налоговом законодательстве дифференцированы понятия "налогоплательщик" и "свидетель". Следовательно, положения ст. 26 Кодекса, в соответствии с которой регламентировано право на представительство в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на свидетелей не распространяются.

Из системного толкования вышеприведенных норм права следует, что налоговым законодательством не регламентированы права и обязанности лица, сопровождающего гражданина, вызванного повесткой для допроса в налоговый орган в порядке ст. 90 Кодекса.

Необходимо также отметить, что в случае допроса свидетеля в порядке ст. 90 Кодекса, который пользуется квалифицированной юридической помощью, адвокат в порядке п. 3 ст. 99 Кодекса вправе делать замечания, подлежащие внесению в протокол или приобщению к делу. При этом ответы на вопросы при проведении допроса дает свидетель самостоятельно.

Допрос адвоката (поверенного) вместо свидетеля является недопустимым вне зависимости от наличия у первого доверенности, предусматривающей такие полномочия.

Таким образом, полномочия представителя, сопровождающего лицо, вызванное на допрос в налоговый орган в порядке ст. 90 Кодекса, не могут быть оформлены в соответствии с представленными образцами, так как в них речь идет о даче показаний (пояснений) от имени свидетеля его представителем.

Читайте также: