Ип кириллов не предоставил декларацию в налоговые органы

Опубликовано: 17.04.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Каков по закону срок для повторной отправки декларации без штрафа, если после первой сдачи декларации пришел отказ налогового органа в приеме декларации?
Квитанция оператора о доставке декларации по ЕНВД имеется. Причина, по которой отказано в принятии документа, - в декларации ошибочно указан код причины постановки на учет (КПП).


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Отказ налогового органа в приеме декларации был неправомерен.
В случае привлечения организации к ответственности по ст. 119 НК РФ имеется возможность доказать в судебном порядке незаконность такого решения налогового органа.

Обоснование вывода:
Пунктом 1 ст. 80 НК РФ установлено, что Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком.
В п. 4 ст. 80 НК РФ определено, что При передаче налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи (далее ТКС) или через личный кабинет налогоплательщика днем ее представления считается дата ее отправки.
В письме Минфина России от 29.04.2011 N 03-02-08/49 уточняется, что датой представления налоговой декларации считается дата, указанная в подтверждении специализированного оператора связи; документом, подтверждающим прием налоговой декларации в электронном виде по ТКС, является квитанция о приеме.
Пункт 4 ст. 80 НК РФ также устанавливает, что налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации, представленной налогоплательщиком по установленной форме (установленному формату), если иное не предусмотрено НК РФ. Налоговый орган обязан передать налогоплательщику квитанцию о приеме в электронной форме при получении налоговой декларации по ТКС.
Закрытый перечень оснований для отказа в приеме налоговой декларации приведен в п. 28 Административного регламента Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов), утвержденного приказом Минфина России от 02.07.2012 N 99н (далее - Административный регламент).
Так, основаниями для отказа в приеме налоговой декларации (расчета) являются:
1) отсутствие документов, удостоверяющих личность физического лица, или отказ физического лица предъявить должностному лицу, предоставляющему государственную услугу, такие документы в случае представления налоговой декларации (расчета) непосредственно этим лицом;
2) отсутствие документов, подтверждающих в установленном порядке полномочия физического лица - уполномоченного представителя заявителя на представление налоговой декларации (расчета) или подтверждение достоверности и полноты сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), либо отказ указанного лица предъявить должностному лицу, предоставляющему государственную услугу, такие документы;
3) представление налоговой декларации (расчета) не по установленной форме (установленному формату);
4) отсутствие в налоговой декларации (расчете), представленной на бумажном носителе, подписи руководителя (иного представителя - физического лица) организации-заявителя (физического лица - заявителя или его представителя), уполномоченного подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), печати организации;
5) отсутствие усиленной квалифицированной электронной подписи руководителя (иного представителя - физического лица) организации-заявителя (физического лица - заявителя или его представителя) или несоответствие данных владельца квалифицированного сертификата данным руководителя (иного представителя - физического лица) организации-заявителя (физического лица - заявителя или его представителя) в налоговой декларации (расчете) в случае ее представления в электронной форме по ТКС;
6) представление налоговой декларации (расчета) в налоговый орган, в компетенцию которого не входит прием этой налоговой декларации (расчета).
Как видим, ошибка в КПП, допущенная при заполнении декларации, основанием для отказа в ее приеме не является. В этой связи считаем, что последующее привлечение налогоплательщика к ответственности, предусмотренной ст. 119 НК РФ, является незаконным. Аналогичное мнение высказывают и представители налоговых органов (письмо УФНС России по г. Москве от 22.02.2011 N 16-15/016774).
Однако неправомерность привлечения к ответственности по ст. 119 НК РФ организации с большой долей вероятности придется доказывать в суде.
При этом в ситуациях, близких к рассматриваемой, судьи неоднократно поддерживали налогоплательщиков.
Так, в постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2018 N 09АП-38393/18 судьи отметили, что в соответствии с п. 4 раздела 2 Порядка представления налоговой декларации в электронном виде по ТКС (утвержден приказом МНС России от 02.04.2002 N БГ-3-32/169) датой представления налоговой декларации в электронном виде является дата ее отправки, зафиксированная в подтверждении специализированного оператора связи.
Если специализированным оператором связи зафиксировано подтверждение даты отправки налогоплательщиком налоговой декларации в пределах установленного срока, налогоплательщик считается своевременно исполнившим свою обязанность по представлению в налоговый орган налоговой декларации.
Нормой п. 1 ст. 119 НК РФ установлена ответственность за виновное непредставление деклараций в определенные законодательством о налогах и сборах сроки, а не за представление налоговой отчетности в электронном виде с техническими ошибками.
В постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2016 N 09АП-32695/16 судьи при вынесении решения в пользу налогоплательщика учли, что налогоплательщиком по ТКС была направлена налоговая декларация, однако ИФНС отказала в приеме с указанием в уведомлении об отказе в приеме налоговой декларации кода ошибки 0400100001 - не найден плательщик по ИНН/КПП в представленном файле.
Судьи также указали, что инспекция незаконно привлекла общество к ответственности за нарушение срока подачи декларации, поскольку подача обществом декларации с нарушением срока была вызвана действиями инспекции.
В постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 04.07.2014 N Ф08-3999/14 по делу N А53-20530/2013 рассматривалась ситуация, при которой налоговым органом было направлено налогоплательщику уведомления об отказе в приеме налоговых деклараций по причине ошибки (не найден плательщик по ИНН/КПП).
По мнению судей, протокол приема отчета может быть оценен только как требование об устранении выявленной ошибки в заполнении документов или противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, направляемый в адрес налогоплательщика в порядке названной статьи.
Пункты 28 и 194 Административного регламента содержат закрытый перечень оснований отказа в принятии налоговой декларации. Данный перечень не подлежит расширительному толкованию. Ошибка, допущенная налогоплательщиком, в названных пунктах не содержится, поэтому оснований для непринятия налоговых деклараций у инспекции на основании Административного регламента не имелось.
В постановлении ФАС Московского округа от 05.07.2013 N Ф05-6739/13 по делу N А40-107240/2012 судьи не поддержали налоговый орган, который утверждал, что факт представления налоговой декларации в налоговый орган подтверждается формированием налоговым органом квитанции о приеме декларации. Арбитры подтвердили, что датой, которую следует считать днем представления налоговой декларации, переданной в налоговый орган по телекоммуникационным каналам связи, является дата отправки такой декларации, которая документально подтверждается специализированным оператором связи.
В этой связи даже отказ в приеме декларации не говорит о том, что налоговая декларация не была представлена в срок.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Завьялов Кирилл

Ответ прошел контроль качества

30 января 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter


  • 10 334

  • 0

Налоги – неотъемлемая часть любого бизнеса. Если вдуматься, государство требует немного: своевременные выплаты и грамотное оформление всех сопутствующих документов. И это уже весомый вклад в положительную репутацию предпринимателя и успешность его бизнеса. Но что если допущены оплошности? Рассмотрим, какая ответственность ждет предпринимателя и что делать, чтобы не получить штраф за несдачу декларации ИП.

За что ответственен ИП

Индивидуальные предприниматели несут личную ответственность по всем обязательства своего бизнеса. Налоговой отчетности это тоже касается.

Пункт 1 ст. 289 Налогового кодекса обязывает всех налогоплательщиков сдавать декларации в установленные сроки. В противном случае их ждут штрафные санкции и прочие неприятности. Это правило касается и так называемых «нулевых» отчетов. Их также необходимо сдавать своевременно.

Ответственность ИП за непредоставление декларации в налоговую наступает через 10 рабочих дней. Иными словами, опоздали на этот срок или больше – платите штраф.

Суммы штрафов

Если подача декларации задержалась, то предприниматель заплатит минимальный штраф в 1000 рублей. Плюсом к этому придется уплатить от 5% до 30% от неуплаченной суммы налога за каждый месяц просрочки – гласит 119 статья закона. Причем здесь не играет роли, был месяц полным или нет.

Если налог вы все-таки уплатили, а задержка произошла только с документами, штраф будет минимальным – 1000 рублей. Таким же наказанием грозит и неподача нулевой декларации.

Если предприниматель ведет деятельность по упрощенной системе налогообложения, то последствия за несданный документ могут быть еще более серьезными. Если ИП опоздал со сдачей декларации более чем на 10 дней, то его счета могут быть заморожены согласно статье 76 НК РФ. То есть никаких операций по счетам вы произвести уже не сможете, за исключением обязательных – таких как алименты или заработная плата сотрудникам. В этом случае срочно сдавайте необходимую декларацию, и уже на следующий день блокировка с ваших счетов будет снята.

Если вы задержали саму оплату, то вам начислят пени, причем посчитают каждый пропущенный день. Если вы их не оплатите добровольно, у налоговой есть механизмы принудительного взыскания. Пени спишут с ваших счетов в банке. Порядок взыскания пени разъясняет статья 75 Налогового кодекса.

Ну а если налог так и не уплачен, то внушительного штрафа не избежать. Он составит от 20% до 40% от суммы долга (статья 122 НК РФ). Заплатить наивысшую сумму штрафа придется, если предприниматель не уплатил налог умышленно.

Такой же штраф полагается и за неполную уплату налога. Например, если вы что-то неправильно посчитали или утаили. Тогда вам начислят 20% или 40% от той суммы, которую вы не доплатили.

Процесс

Как происходит сам процесс наложения взысканий? Налоговая инспекция обладает полномочиями самостоятельно налагать штрафы и санкции, а также вести дело. Если нарушение выходит за рамки налогового законодательства, тогда инспекции не обойтись без помощи суда.

  1. Совершено налоговое нарушение (есть подозрение в его совершении).
  2. Налоговая инспекция выносит постановление о привлечении ИП к ответственности за конкретное нарушение.
  3. Получив постановление, предприниматель обязан в добровольном порядке выплатить штраф.
  4. В случае отказа налоговая инспекция подает исковое заявление в арбитражный суд. Срок подачи – не позднее шести месяцев со дня вынесения постановления. Именно такой срок давности взыскания штрафов прописан статье 115 НК РФ.
  5. Далее – судебный процесс и исполнительное производство.

Уголовное наказание

Самое серьезное наказание, которое грозит за несданную декларацию, – это уголовная ответственность. К такой ответственности может привлечь только суд. Если суд докажет, что декларация не сдана по причине уклонения от уплаты налогов, то виновника обяжут уплатить штраф в размере от 100 до 300 тысяч рублей. В худшем случае – арест, исправительные работы, лишение свободы до двух лет. Штрафы и сроки увеличатся, если преступление совершено группой лиц или в особо крупном размере – сообщает статья 199 Уголовного кодекса РФ.

Вовремя не сданный предпринимателем налоговый документ может повлиять на бизнес и даже судьбу. Избежать неприятностей с контролирующими органами вам поможет ответственность и дисциплина. Второй вариант – прибегнуть к помощи профессионалов и нанять бухгалтера. Так или иначе, налоговое законодательство не терпит безалаберного к себе отношения и на все нарушения находит управу.

Нет времени читать?

Когда мы сдали отчетность в налоговую, по факту это еще не означает, что инспекция ее приняла. За несоблюдение сроков сдачи отчетности можно получить требование о пересдаче декларации, вслед за ним придет решение о наложении штрафа. И как неприятный бонус: грозит опасность в виде блокировки счета и отказ в вычете по НДС. Возникает резонный вопрос: в каких случаях инспекция имеет право отказать в приеме деклараций, а в каких случаях такой отказ является незаконным.

В каких случаях налоговики могут не принять декларацию

В п. 19 Административного регламента предоставления госуслуги по приему налоговых деклараций, утв. приказом ФНС от 08.07.2019 № ММВ-7-19/343 указан перечень оснований для отказа в приеме деклараций. Они могут различаться для бумажной и электронной декларации.

Для бумажной декларации:

  1. Декларация сдана не в тот налоговый орган.
  2. Отсутствие подписи ответственного лица за предоставление достоверных и полных сведений, указанных в отчетности.
  3. Отсутствие документов, удостоверяющих личность физического лица, ответственного за предоставление деклараций в инспекцию.
  4. Отсутствие документов, подтверждающих полномочия представителя, ответственного за подачу деклараций в налоговую инспекцию.
  5. Сдача декларации не по установленной форме.
  6. Представление деклараций и отчетности, в которых допущены ошибки, например, в отчете расчета по страховым взносам, суммы выплат и страховых взносов по всем физлицам не соответствуют этим же показателям в целом по плательщику взносов.
  7. Указаны недостоверные данные, например, в расчете по страховым взносам, допущены ошибки в персональных данных работников.
  8. Декларация подписана лицом, у которого отсутствует полномочия подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в декларации.

Для электронной декларации:

  1. Декларация сдана не по установленной форме/формату.
  2. Декларация не подписана усиленной квалификационной электронной подписью лица ответственного за предоставление достоверных и полных сведений, указанных в отчетности (руководитель или уполномоченное лицо организации), в т.ч. для ИП, предоставляющих налоговые декларации/расчет через личный кабинет налогоплательщика на официальном сайте ФНС.
  3. Декларация сдана не в ту налоговую инспекцию.
  4. Представление деклараций и отчетности, в которых допущены ошибки, например, в отчете расчета по страховым взносам, суммы выплат и страховых взносов по всем физлицам не соответствуют этим же показателям в целом по плательщику взносов.
  5. Указаны недостоверные данные, например, в расчете по страховым взносам, допущены ошибки в персональных данных работников.
  6. Декларация подписана лицом, у которого отсутствует полномочия подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в декларации.

Примечание по п. 6: если декларация подписана руководителем организации, у которого отсутствуют полномочия подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в декларации, то декларация будет считаться подписанной неуполномоченным лицом.

В каких случаях ИФНС приходит к такому выводу:

  1. Декларацию подписал дисквалифицированный руководитель ООО/ИП.
  2. Декларация подписана умершим руководителем ООО/ИП (согласно сведениям о государственной регистрации смерти).
  3. Декларация подписана руководителем, отказавшимся от руководства (участия) в организации.
  4. Декларация подписана недееспособным/ограниченно дееспособным руководителем, в т.ч. безвестно отсутствующим (нет сведений о его месте пребывания в течение года по месту жительства).
  5. Декларация подписана руководителем, в отношении которого внесена запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о руководителе организации.

При наличии хотя бы одного из вышеуказанных пунктов, налоговая инспекция формирует уведомление об отказе в приеме декларации, с последующим уведомлением плательщика. В таком уведомлении в обязательном порядке должна быть указана конкретная причина отказа в приеме деклараций.

Дополнительные причины не принять декларацию

И если вы думаете, что мы разобрали весь перечень причин для отказа – все еще нет. Есть дополнительные основания для отказа в приеме налоговой отчетности.

П. 142 Административного регламента предоставления госуслуги по приему налоговых деклараций, утв. приказом ФНС РФ от 08.07.2019 № ММВ-7-19/343 информирует нас о том, какой ряд обязательных реквизитов должна содержать декларация (независимо, бумажная она или электронная), без которых отчетность считается непринятой.

Реквизиты для ИП: в декларации обязательно должны быть указаны фамилия, имя и отчество (при его наличии) ИП.

Реквизиты для ООО:

  1. Полное наименование организации.
  2. ИНН.
  3. Вид документа (первичный, корректирующий).
  4. Наименование налоговой инспекции.
  5. Подпись лиц, ответственных за подтверждение достоверности и полноты сведений, указанных в налоговой декларации/расчете.

Причины незаконного отказа в приеме деклараций

Мы рассмотрели полный перечень оснований для отказа в приеме деклараций. Данный перечень не подлежит расширению. Налоговые инспекторы не могут толковать его на свое усмотрение. Именно поэтому следующие причины не являются основанием для отказа:

Важно отметить, что налоговые инспекторы не имею права оценивать добросовестность организации и проверять расчеты, указанные в декларации. Данные действия выполняются только в рамках камеральной налоговой проверки. Именно поэтому все вышеуказанные причины не являются законным основанием для отказа в приеме отчетности, налоговые инспекторы обязаны принять отчетность.

Кроме того, налоговые органы не имеют права аннулировать декларации (письмо ФНС РФ от 02.11.2018 № ЕД-4-15/21496@). Даже при недостоверности сведений, содержащихся в декларации или при ее недобросовестной подаче ООО/ИП.

Что делать, если пришло письмо «счастья» в виде отказа в принятии декларации

Это влечет за собой нарушение сроков сдачи декларации, что является основанием для привлечения ООО/ИП к налоговой ответственности (согласно ст.119 НК РФ). А где налоговая ответственность, там и штраф. В данном случае это 5% неуплаченной по декларации суммы налога (за каждый полный или неполный месяц просрочки сдачи). Штраф может достигать от 1000 руб. до 30% от суммы налога. И самая неприятна санкция – это блокировка счета если декларация не сдана + 10 дней (пп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ).

В случае необоснованного отказа в принятии декларации налоговым органом, необходимо оспорить отказ в вышестоящий налоговый орган – подать жалобу. В жалобе на действия налоговой инспекции максимально подробно указывается суть претензии с ссылкой на п. 19 и п. 142 Административного регламента предоставления госуслуги по приему налоговых деклараций, утв. приказом ФНС от 08.07.2019 № ММВ-7-19/343, где содержится исчерпывающий список оснований для непринятия деклараций.

Следующий шаг: обжалование действий налогового инспектора в судебном порядке. Суды зачастую принимают сторону организации, сходясь во мнении, что налоговая инспекция не вправе отказать в принятии декларации, представленной в установленной форме.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Автор: Валентина Петрова,
специалист-консультант отдела сопровождения и поддержки «ГЭНДАЛЬФ»

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Отчетность
Фото Бориса Мальцева, Клерк.Ру

Способы представления налоговых деклараций

Своевременное представление налоговых деклараций — одна из самых главных обязанностей налогоплательщиков, и данная процедура регламентирована ст. 80 НК РФ.

Существует два варианта представления налоговых деклараций: на бумажном носителе; в электронной форме.

Налоговая декларация может быть представлена по установленной форме на бумажном носителе. При этом налогоплательщик может представить отчетность в ИФНС лично или через уполномоченного представителя.

Подать налоговую декларацию может как лично руководитель организации (предприниматель) или бухгалтер, так и уполномоченный представитель организации (предпринимателя).

Датой подачи налоговых деклараций законным или уполномоченным представителем организации считается дата фактического представления их в налоговый орган на бумажных носителях.

Направляя отчетность почтовым отправлением, необходимо убедиться, что приложена опись вложения.

При отправке налоговой декларации по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления.

Представление деклараций в электронной форме осуществляется по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) с применением усиленной квалифицированной электронной подписи через операторов электронного документооборота.

ТКС — это система представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде.

Преимущества данного способа пред­ставления:

Представление отчетности в электронной форме с применением усиленной квалифицированной электронной подписи в рамках проводимого ФНС России пилотного проекта может осуществляться через сайт: https://www.nalog.ru

В отдельных случаях налогоплательщики обязаны представлять налоговую декларацию в электронной форме:

если среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год превышает 100 человек; если создана (в том числе реорганизована) организация с численностью работников, превышающая 100 человек; если такая обязанность предусмотрена применительно к конкретному налогу (с 1.01.2014 г. данная обязанность действует в отношении налога на добавленную стоимость).

Исчисление штрафа за непредставление декларации

Согласно п. 1 ст. 119 НК РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5% не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 руб. Однако согласно предыдущей редакции указанного положения, действовавшей до 1.01.2014 г., сумма штрафа исчислялась исходя из неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании декларации.

При этом словосочетание «неуплаченная сумма налога» интерпретировалось в правоприменительной практике неоднозначно. Словосочетание трактовалось как: «не уплаченная на день вынесения решения», «не уплаченная на день принятия акта», «не уплаченная на дату представления декларации», «не уплаченная в срок», что вызывало разногласия между налоговыми органами и налогоплательщиками.

Позиция, согласно которой при расчете штрафа необходимо учитывать сумму налога, не уплаченную в установленный законодательством срок, высказывалась, в частности, в письмах Минфина России от 21.10.10 г. № 03-02-07/1479, от 29.04.11 г. № 03-02-08/48.

Иное мнение, согласно которому при несоблюдении срока подачи декларации штраф по ст. 119 НК РФ подлежит исчислению исходя из суммы, не уплаченной на момент вынесения решения, излагалось, например, в письме ФНС России от 26.11.10 г. № ШС-37-7/16376@ (в настоящее время утратившем силу согласно письму ФНС России от 30.09.14 г. № СА-4-7/19945).

Однозначная позиция по рассматриваемому вопросу не была выработана и в судебной практике (см., например, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.11.11 г. № 09АП-29306/2011-АК).

Вместе с тем по вопросу применения п. 1 ст. 119 НК РФ (в редакции, действовавшей до 1.01.2014 г.) в п. 18 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 г. № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что размер неуплаченной суммы налога надлежит определять на момент истечения срока, установленного положениями НК РФ для уплаты соответствующего налога.

Как указано в письме ФНС России от 22.08.14 г. № СА-4-7/16692 «О применении отдельных положений Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», разъяснения, представленные в п. 18 данного постановления Пленума ВАС РФ, фактически указывают на необходимость формального подхода к определению факта совершения правонарушения и на необходимость привлечения к ответственности при наличии неуплаченной суммы налога на момент истечения срока уплаты вне зависимости от факта последующей уплаты налога.

Неоднозначность толкования нормы устранена с 1.01.2014 г. посредством вступления в силу Федерального закона от 28.06.13 г. № 134-ФЗ, которым в п. 1 ст. 119 НК РФ словосочетание «не уплаченной суммы налога» заменено словосочетанием «не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога».

На устранение неоднозначности толкования п. 1 ст. 119 НК РФ при исчислении налоговым органом суммы штрафа также указала ФНС России посредством направления письма от 30.09.14 г. № СА-4-7/19945 «О признании утратившим силу Письма ФНС России от 26.11.2010 № ШС-37-7/16376@».

В письме Минфина России от 14.08.15 г. № 03-02-08/47033 отмечено, что ст. 119 НК РФ установлены максимальный штраф в зависимости от неуплаченной суммы налога и минимальный штраф в фиксированной сумме, которая не ставится в зависимость от суммы неуплаченного налога.

В п. 18 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 г. № 57 разъяснено, что отсутствие у налогоплательщика недоимки по задекларированному налогу либо суммы налога к уплате по соответствующей декларации не освобождает его от названной ответственности. В таком случае установленный ст. 119 НК РФ штраф подлежит взысканию в минимальном размере — 1000 руб.

Минимальный размер штрафа, предусмотренный ст. 119 НК РФ, был увеличен со 100 до 1000 руб. Федеральным законом от 27.07.10 г. № 229-ФЗ.

В связи с изложенным финансовое ведомство заключило, что п. 1 ст. 119 НК РФ не содержит противоречий в том числе относительно установленных размеров штрафов.

Ответственность за непредставление расчета авансового платежа

Соответственно из взаимосвязанного толкования указанной нормы и п. 1 ст. 80 НК РФ следует разграничение двух самостоятельных документов — налоговой декларации, представляемой по итогам налогового периода, и расчета авансового платежа, представляемого по итогам отчетного периода.

В связи с этим судам необходимо исходить из того, что установленной ст. 119 НК РФ ответственностью за несвоевременное представление налоговой декларации не охватываются деяния, выразившиеся в непредставлении либо в несвоевременном представлении по итогам отчетного периода расчета авансовых платежей, вне зависимости от того, как поименован этот документ в той или иной главе части 2 НК РФ.

Отметим, что ответственность за непредставление таких документов установлена ст. 126 НК РФ.

В письме ФНС России от 22.08.14 г. № СА-4-7/16692 разъяснено, что поскольку из взаимосвязанного толкования п. 3 ст. 58 НК РФ и п. 1 ст. 80 НК РФ следует разграничение двух самостоятельных документов — налоговой декларации, представляемой по итогам налогового периода, и расчета авансового платежа, представляемого по итогам отчетного периода, то установленной ст. 119 НК РФ ответственностью за несвоевременное представление налоговой декларации не охватываются деяния, выразившиеся в непредставлении либо в несвоевременном представлении по итогам отчетного периода расчета авансовых платежей, вне зависимости от того, как поименован этот документ в той или иной главе части 2 НК РФ.

При этом ст. 119 НК РФ не охватываются такие нарушения, как представление налоговой декларации в бумажной форме в ситуации, когда требовалось представление декларации в электронном виде.

Ответственность за нарушение формата представления декларации

Ответственность, установленная ст. 119.1 НК РФ, применяется в случае, если форма (формат) налоговой декларации соответствует установленной, но нарушен способ представления налоговой декларации, указанный в ст. 80 НК РФ. При этом отказать в данном случае в принятии налоговой декларации налоговый орган не вправе.

Применение одновременно ответственности, установленной ст. 119 и 119.1 НК РФ, возможно только при нарушении срока представления налоговой декларации и способа ее представления (письмо ФНС России от 26.11.10 г. № ШС-37-7/16376@).

Как разъяснено в письме ФНС России от 11.04.14 г. № ЕД-4-15/6831, для целей ст. 119.1 НК РФ под порядком представления налоговой декларации понимается способ представления налоговой декларации.

Так, представление налоговой декларации по НДС на бумажном носителе с 1 января 2014 г. не предусмотрено. За несоблюдение порядка представления налоговой декларации в электронной форме предусмотрена ответственность по ст. 119.1 НК РФ. Ответственность, установленная данной статьей, применяется в случае, если форма налоговой декларации соответствует установленной, но нарушен способ представления налоговой декларации, указанный в ст. 80 НК РФ.

Аналогичная позиция изложена в письме Управления ФНС России по г. Москве от 12.03.14 г. № 24–15/022540.

В отдельных случаях налогоплательщики обязаны представлять налоговую декларацию в электронной форме:

если среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год превышает 100 человек; если создана (в том числе реорганизована) организация с численностью работников, превышающая 100 человек; если такая обязанность предусмотрена применительно к конкретному налогу (с 1.01.2014 г. данная обязанность действует в отношении налога на добавленную стоимость).

Исчисление штрафа за непредставление декларации

Согласно п. 1 ст. 119 НК РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5% не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 руб. Однако согласно предыдущей редакции указанного положения, действовавшей до 1.01.2014 г., сумма штрафа исчислялась исходя из неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании декларации.

При этом словосочетание «неуплаченная сумма налога» интерпретировалось в правоприменительной практике неоднозначно. Словосочетание трактовалось как: «не уплаченная на день вынесения решения», «не уплаченная на день принятия акта», «не уплаченная на дату представления декларации», «не уплаченная в срок», что вызывало разногласия между налоговыми органами и налогоплательщиками.

Позиция, согласно которой при расчете штрафа необходимо учитывать сумму налога, не уплаченную в установленный законодательством срок, высказывалась, в частности, в письмах Минфина России от 21.10.10 г. № 03-02-07/1479, от 29.04.11 г. № 03-02-08/48.

Иное мнение, согласно которому при несоблюдении срока подачи декларации штраф по ст. 119 НК РФ подлежит исчислению исходя из суммы, не уплаченной на момент вынесения решения, излагалось, например, в письме ФНС России от 26.11.10 г. № ШС-37-7/16376@ (в настоящее время утратившем силу согласно письму ФНС России от 30.09.14 г. № СА-4-7/19945).

Однозначная позиция по рассматриваемому вопросу не была выработана и в судебной практике (см., например, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.11.11 г. № 09АП-29306/2011-АК).

Вместе с тем по вопросу применения п. 1 ст. 119 НК РФ (в редакции, действовавшей до 1.01.2014 г.) в п. 18 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 г. № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что размер неуплаченной суммы налога надлежит определять на момент истечения срока, установленного положениями НК РФ для уплаты соответствующего налога.

Как указано в письме ФНС России от 22.08.14 г. № СА-4-7/16692 «О применении отдельных положений Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», разъяснения, представленные в п. 18 данного постановления Пленума ВАС РФ, фактически указывают на необходимость формального подхода к определению факта совершения правонарушения и на необходимость привлечения к ответственности при наличии неуплаченной суммы налога на момент истечения срока уплаты вне зависимости от факта последующей уплаты налога.

Неоднозначность толкования нормы устранена с 1.01.2014 г. посредством вступления в силу Федерального закона от 28.06.13 г. № 134-ФЗ, которым в п. 1 ст. 119 НК РФ словосочетание «не уплаченной суммы налога» заменено словосочетанием «не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога».

На устранение неоднозначности толкования п. 1 ст. 119 НК РФ при исчислении налоговым органом суммы штрафа также указала ФНС России посредством направления письма от 30.09.14 г. № СА-4-7/19945 «О признании утратившим силу Письма ФНС России от 26.11.2010 № ШС-37-7/16376@».

В письме Минфина России от 14.08.15 г. № 03-02-08/47033 отмечено, что ст. 119 НК РФ установлены максимальный штраф в зависимости от неуплаченной суммы налога и минимальный штраф в фиксированной сумме, которая не ставится в зависимость от суммы неуплаченного налога.

В п. 18 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 г. № 57 разъяснено, что отсутствие у налогоплательщика недоимки по задекларированному налогу либо суммы налога к уплате по соответствующей декларации не освобождает его от названной ответственности. В таком случае установленный ст. 119 НК РФ штраф подлежит взысканию в минимальном размере — 1000 руб.

Минимальный размер штрафа, предусмотренный ст. 119 НК РФ, был увеличен со 100 до 1000 руб. Федеральным законом от 27.07.10 г. № 229-ФЗ.

В связи с изложенным финансовое ведомство заключило, что п. 1 ст. 119 НК РФ не содержит противоречий в том числе относительно установленных размеров штрафов.

Ответственность за непредставление расчета авансового платежа

Соответственно из взаимосвязанного толкования указанной нормы и п. 1 ст. 80 НК РФ следует разграничение двух самостоятельных документов — налоговой декларации, представляемой по итогам налогового периода, и расчета авансового платежа, представляемого по итогам отчетного периода.

В связи с этим судам необходимо исходить из того, что установленной ст. 119 НК РФ ответственностью за несвоевременное представление налоговой декларации не охватываются деяния, выразившиеся в непредставлении либо в несвоевременном представлении по итогам отчетного периода расчета авансовых платежей, вне зависимости от того, как поименован этот документ в той или иной главе части 2 НК РФ.

Отметим, что ответственность за непредставление таких документов установлена ст. 126 НК РФ.

В письме ФНС России от 22.08.14 г. № СА-4-7/16692 разъяснено, что поскольку из взаимосвязанного толкования п. 3 ст. 58 НК РФ и п. 1 ст. 80 НК РФ следует разграничение двух самостоятельных документов — налоговой декларации, представляемой по итогам налогового периода, и расчета авансового платежа, представляемого по итогам отчетного периода, то установленной ст. 119 НК РФ ответственностью за несвоевременное представление налоговой декларации не охватываются деяния, выразившиеся в непредставлении либо в несвоевременном представлении по итогам отчетного периода расчета авансовых платежей, вне зависимости от того, как поименован этот документ в той или иной главе части 2 НК РФ.

При этом ст. 119 НК РФ не охватываются такие нарушения, как представление налоговой декларации в бумажной форме в ситуации, когда требовалось представление декларации в электронном виде.

Ответственность за нарушение формата представления декларации

Ответственность, установленная ст. 119.1 НК РФ, применяется в случае, если форма (формат) налоговой декларации соответствует установленной, но нарушен способ представления налоговой декларации, указанный в ст. 80 НК РФ. При этом отказать в данном случае в принятии налоговой декларации налоговый орган не вправе.

Применение одновременно ответственности, установленной ст. 119 и 119.1 НК РФ, возможно только при нарушении срока представления налоговой декларации и способа ее представления (письмо ФНС России от 26.11.10 г. № ШС-37-7/16376@).

Как разъяснено в письме ФНС России от 11.04.14 г. № ЕД-4-15/6831, для целей ст. 119.1 НК РФ под порядком представления налоговой декларации понимается способ представления налоговой декларации.

Так, представление налоговой декларации по НДС на бумажном носителе с 1 января 2014 г. не предусмотрено. За несоблюдение порядка представления налоговой декларации в электронной форме предусмотрена ответственность по ст. 119.1 НК РФ. Ответственность, установленная данной статьей, применяется в случае, если форма налоговой декларации соответствует установленной, но нарушен способ представления налоговой декларации, указанный в ст. 80 НК РФ.

Аналогичная позиция изложена в письме Управления ФНС России по г. Москве от 12.03.14 г. № 24–15/022540.

Каждый предприниматель при выборе определенной системы налоговой отчетности должен оплачивать подоходные налоги, в установленное время подавать правильно заполненную отчетность. Сдавать декларацию даже если работа не велась и не была получена прибыль. Изучив представленный материал, вы поймете, какую отчетность требуется сдавать, чем грозит пренебрежение данным правилом. Также вниманию представлена информация, какие организации следят за соблюдения закона и как снизить уже назначенный штраф.

Главные законные положения

Согласно п. 1 ст. 23 ГК РФ, предприниматель – это обычный человек, который соответствующим образом зарегистрировался и занимается определенной коммерческой деятельностью.

Он обязан не только платить положенные налоги с получаемой прибыли, но своевременно отчитываться об этом в налоговой инспекции. Пренебрежение данным правилом приведет к назначению серьезных штрафов.

Его сумма не может быть меньше 1000 рублей. А назначается в объеме 40% от общей суммы сбора. Если у ИП были определенные смягчающие факторы и обстоятельства для задержки отчетности, размер штрафа и иной санкции можно существенно снизить.

Платить налог на полученную гражданами прибыль и отчитываться в налоговой обязаны по закону не только ИП, но нотариусы, практикующие адвокаты и обычные физические лица, которые получили определенный доход. Все они должны сдавать официальную декларацию, оформленную в виде 3-НДФЛ.

Далеко не все предприниматели должны подавать налоговую декларацию. Лишь те, кто выбрал для ведения своей деятельности ОСНО. Коммерсанты, которые работают на одном из специальных режимов – ПСН, ЕНВД, а также УСН или ЕСХН – не должны платить положенный НДФЛ и тем более не нужно отчитываться по данной статье отчислений. Им нужно просто перечислять положенный налог. Это отчисление, которое соответствует выбранному отчетному режиму для ИП.

Прибыль, вне зависимости от программы налогового обложения, полученная не от коммерческой деятельности, напрямую относится к стандартным доходам человека. Она, согласно общим правилам, облагается НДФЛ. Данное правило прописано в гл. 23 НК РФ.

В 2020 году для отчетности используется форма категории 3-НДФЛ за пройденный 2019-ый. Но она была обновлена. На данный момент в ней следует прописать категорию зарегистрированного ИП, как налогоплательщика – 720, а также заполняется приложение под порядковым номером 3.

Основания для штрафа

Прибыль, которая была получена коммерсантом, работающим на ОСНО, декларируется строго до 30 апреля. Это должен быть год, который следует за тем, когда средства от дохода поступают на счет. Если до данного периода времени не предоставить положенную декларацию, налогоплательщик автоматически столкнется со штрафными санкциями.

Если отчетный документ будет отражать информацию по вычетам НДФЛ, если не нужно платить налог, требования по соблюдению временных сроков соблюдать не требуется. Подобную декларацию можно сдавать на протяжении всего года. Никаких штрафных санкций здесь не будет.

Если коммерсант не вел никакой коммерческой деятельности, он все равно заполняет положенную форму и сдает ее в установленные даты. В этом случае сдается нулевая декларация. При полном отказе от данной процедуры ИП может столкнуться со штрафом.

Работа контролирующих органов

ИП не сдал декларацию вовремя: штрафы в 2020 году

Каждый индивидуальный предприниматель может отчитываться перед государственными структурами самостоятельно. Отчеты должны касаться доходов и начисленного налога, который требуется оплатить. Если положенный отчет платить не вовремя, сотрудник налоговой инспекции начислит денежный штраф. Если коммерсант не зафиксирует в декларации какую-то из операций, не стоит рассчитывать, что он уйдет от оплаты положенного налога. Налоговая организация получает необходимые сведения о проведенных манипуляциях из самых разных источников. Вот самые основные из них:

  • Росреестр – здесь фиксируются операции, связанные с переходом прав на недвижимость. Речь идет о земельных наделах, квартирах, домах и гаражах;
  • ГИБДД – приобретение транспортных средств;
  • финансовые учреждения – движение денежных сумм.

На базе полученной из разных организаций информации сотрудники ФНС рассчитывают размер налога. Если по прошествии установленного времени сумма не приходит, если было обнаружено, что объем полученной прибыли был снижен, предпринимателю будет назначен достаточно серьезный штраф.

Виды ответственности

Данное условие прописано в ст. 119 НК. Вот условия начисления штрафа и его размер:

  1. Декларация полностью отсутствует – 1000 руб.
  2. Налог рассчитан и перечислен — 5% от суммы за месяц, который был пропущен. Здесь установлен минимум – 1000 рублей и максимум – 30%.
  3. Если документ не представлен своевременно, даже несмотря на оплату налога, ответственность составит 20% от всего долга – ст. 122 НК РФ.
  4. Если сотрудники ФНС докажут, что предприниматель умышленно уклонился от оплаты налогов и от предоставления отчета, размер штрафа составит 40%.

Если ИП не перечислил положенный налог своевременно, если он самостоятельно выявил собственное нарушение, полностью погасил весь долг и начисленные пени, а также сдал декларацию, сумма санкции составит 20%.

В данной ситуации главным условием является оплата налога до времени, когда об этом узнают сотрудники ФНС. То есть до того времени, когда подают уточняющую декларацию.
Чтобы понять, как осуществляется начисление штрафа, стоит рассмотреть два примера, показывающих наглядные ситуации.

Пример 1

Бизнесмен Кравченко А.В. работает на стандартной программе оплаты налогов. Она не занималась в последний год никакой прибыльной деятельностью. Приняла решение не сдавать отчет. За это сотрудник выписал предпринимателю штраф 1000 рублей.

Пример 2

ИП Шамрин А.С. по итогам за прошлый отчетный год получил прибыль в размере 645 тысяч. Предприниматель сдал документ позже на 1,5 месяца. При этом сам налог был оплачен своевременно. На основании этому бизнесмену был выписан штраф 8385 рублей.

Расчет был осуществлен таким образом — 645 000 х 13 % х 5 % х 2 мес. Два полных месяца в данном случае – это существенная задержка с предоставлением декларации. В данном случае суммируются все частичные, а также полные месяцы нарушения сроков.

Снижение суммы штрафа

Для современных коммерсантов начисленные за нарушения штрафы серьезными. Чтобы снизить их сумму, разрешается подать официальное ходатайство, составленное на имя начальников налоговой организации.

При этом нужно представить письменно зафиксированные факторы, смягчающие степень ответственности. Данный документ должен быть направлен в следующие сроки:

  1. 15 дней от составления официального акта проведенной проверки и выявленного нарушения.
  2. 10 дней от обнаружения факта нарушения правил без проведения предварительной проверки.

Среди основных смягчающих моментов можно отметить:

  • нарушение установленных правил было зафиксировано первый раз;
  • отсутствие долга по иным налогам, что показывает добросовестный подход к отчетности;
  • отсутствие умысла скрыть прибыль или налоги;
  • сложное семейное или финансовое состояние;
  • небольшой период задержки – не превышает 10 дней;
  • технические сложности при сдаче отчета на положенную дату.

Если сотрудники ФНС откажутся пойти навстречу налогоплательщику, он может написать официальную жалобу в УФНС. В данном документе стоит указать, что при назначении штрафа не были приняты во внимание смягчающие факторы.

Если и здесь не дают одобрение и положительное решение, можно составить иск и обратиться в суд. Главным здесь должно быть требование признать решение сотрудников государственной власти недействительным.

В этом случае важно иметь в виду, что в ст. 114 НК прописано все, что касается уменьшения ранее назначенных штрафных санкций в два раза, как минимум. Подобного послабления можно добиться при обнаружении хотя бы одного оправдывающего и смягчающего фактора.

В России побеждает тот, кто знает свои права


Если вы хотите узнать, как решить именно вашу проблему, то спросите об этом нашего дежурного юриста онлайн. Это быстро, удобно и бесплатно

или по телефону:

Москва и область:+7 (495) 128-79-68

Санкт-Петербург и область:+7 (812) 660-52-27

Федеральный номер:+7 (800) 350-56-93

Заключение

Каждый бизнесмен обязан по итогам своей деятельности сдавать грамотно оформленную налоговую декларацию. Это документ, составленный по форме 3-НДФЛ. Если работа осуществляется на ОСНО, а также если прибыль не связана с осуществлением предпринимательством, никаких иных документов предоставлять не потребуется. Стоит помнить, что опоздание с оформлением отчетности может привести к существенным штрафам, даже если деятельность не велась и отчетность нужна нулевая.

В форме комментариев Вы можете задать уточняющий вопрос, в том числе с просьбой разъяснения Вашего индивидуального случая. Для более оперативного ответа свяжитесь с нами по телефонам, указанным на сайте.

Читайте также: