Представительство в отношениях регулируемых законодательством о налогах и сборах

Опубликовано: 14.05.2024

Новая редакция Ст. 26 НК РФ

1. Налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

2. Личное участие налогоплательщика в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в указанных правоотношениях.

3. Полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

4. Правила, предусмотренные настоящей главой, распространяются на плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов.

Комментарий к Статье 26 НК РФ

Налогоплательщик (физическое лицо и (или) организация) может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

При этом законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов.

Законными представителями налогоплательщика - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Пункт 2 настоящей статьи Кодекса говорит о том, что, участвуя в налоговых отношениях, налогоплательщик имеет право одновременно представлять свои интересы как лично, так и через своих представителей (законного и (или) уполномоченного, как одного, так и нескольких).

Полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Полномочия законного представителя налогоплательщика-организации могут быть подтверждены в силу закона или ее учредительными документами.

Юридическое лицо (организация) действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.

Юридическое лицо (организация) приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами.

Лицом, которое в силу закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени без доверенности, является его исполнительный орган (Генеральный директор, Президент, Председатель и пр.), который должен действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно (Приказ о его назначении, Решение об избрании и т.п.).

Кроме того, документальное подтверждение полномочий представителей может быть основано на акте уполномоченного государственного органа (Приказ, Общее положение и т.п.).

В соответствии с законодательством Российской Федерации документами, подтверждающими полномочия законного представителя налогоплательщика-организации, являются:

- договоры поручения (ст. ст. 971 - 979 ГК РФ);

- агентские договоры (ст. ст. 1005 - 1011 ГК РФ);

- договоры коммерческого представительства (ст. 184 ГК РФ);

- договоры возмездного оказания услуг (ст. ст. 779 - 783 ГК РФ);

- договоры доверительного управления имущества (ст. ст. 1012 - 1026 ГК РФ).

Полномочия законного представителя налогоплательщика - физического лица могут быть подтверждены такими документами, как решение органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, принятого в установленном порядке, паспорта родителей и свидетельства о рождении (при представительстве интересов малолетнего) и другие.

Полномочия уполномоченного представителя налогоплательщика - физического лица подтверждаются доверенностью, удостоверенной нотариально или приравненной к таковой.

При этом доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами.

К нотариально удостоверенным доверенностям приравниваются:

1) доверенности военнослужащих и других лиц, находящихся на излечении в госпиталях, санаториях и других военно-лечебных учреждениях, удостоверенные начальником такого учреждения, его заместителем по медицинской части, старшим или дежурным врачом;

2) доверенности военнослужащих, а в пунктах дислокации воинских частей, соединений, учреждений и военно-учебных заведений, где нет нотариальных контор и других органов, совершающих нотариальные действия, также доверенности рабочих и служащих, членов их семей и членов семей военнослужащих, удостоверенные командиром (начальником) этих части, соединения, учреждения или заведения;

3) доверенности лиц, находящихся в местах лишения свободы, удостоверенные начальником соответствующего места лишения свободы;

4) доверенности совершеннолетних дееспособных граждан, находящихся в учреждениях социальной защиты населения, удостоверенные администрацией этого учреждения или руководителем (его заместителем) соответствующего органа социальной защиты населения.

Полномочия уполномоченного представителя налогоплательщика-организации подтверждаются доверенностью, выдаваемой такой организацией.

При этом доверенность от имени юридического лица (организации) выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации. Доверенность от имени юридического лица, основанного на государственной или муниципальной собственности, на получение или выдачу денег и других имущественных ценностей должна быть подписана также главным (старшим) бухгалтером этой организации.

Плательщики сборов (т.е. организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать сборы) и налоговые агенты (лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов) в соответствии с настоящей статьей:

- имеют право участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом;

- имеют право одновременно участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично и через своих представителей (законного и(или) уполномоченного, одного или нескольких);

- несут права и обязанности по действиям (бездействию) своих представителей как по своим собственным;

- не могут привлекать в качестве уполномоченных представителей должностных лиц налоговых и таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, органов внутренних дел, судей, следователей и прокуроров;

- документально подтверждают полномочия своих представителей в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Другой комментарий к Ст. 26 Налогового кодекса Российской Федерации

1. В пункте 1 ст. 26 Кодекса установлено, что налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено Кодексом.

Как разъяснил Пленум ВАС России в п. 7 Постановления от 28 февраля 2001 г. N 5, по смыслу гл. 4 Кодекса, в том числе п. 1 ст. 26 Кодекса, субъектом налогового правоотношения является сам налогоплательщик, независимо от того, лично ли он участвует в этом правоотношении либо через законного или уполномоченного представителя.

В связи с этим Пленум ВАС России указал, что при решении вопроса о привлечении налогоплательщика к ответственности за то или иное нарушение законодательства о налогах и сборах действия (бездействие) его представителя расцениваются как действия (бездействие) самого налогоплательщика. Последствия ненадлежащего исполнения законным или уполномоченным представителем возложенных на него обязанностей в сфере налогообложения определяются для последнего правилами соответственно гражданского, семейного или трудового законодательства.

2. Пункт 2 ст. 26 Кодекса определяет соотношение личного участия налогоплательщика и участия его через представителя в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах:

личное участие налогоплательщика в указанных правоотношениях не лишает его права иметь представителя;

участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в указанных правоотношениях.

3. В пункте 3 ст. 26 Кодекса установлено, что полномочия представителя налогоплательщика должны быть документально подтверждены в соответствии с Кодексом и иными федеральными законами.

4. Правила комментируемой статьи о представительстве налогоплательщика в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в соответствии с п. 4 ст. 26 Кодекса распространяются на плательщиков сборов и налоговых агентов.

1. Налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

2. Личное участие налогоплательщика в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в указанных правоотношениях.

3. Полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

4. Правила, предусмотренные настоящей главой, распространяются на плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов.

Комментарий к Ст. 26 НК РФ

Налогоплательщик (физическое лицо и (или) организация) может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ.

При этом законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов.

Законными представителями налогоплательщика — физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Пункт 2 ст. 26 НК РФ говорит о том, что, участвуя в налоговых отношениях, налогоплательщик имеет право одновременно представлять свои интересы как лично, так и через своих представителей (законного и (или) уполномоченного, как одного, так и нескольких).

Полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с Налоговым кодексом РФ и иными федеральными законами.

Полномочия законного представителя налогоплательщика-организации могут быть подтверждены в силу закона или ее учредительными документами.

Юридическое лицо (организация) действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.

Юридическое лицо (организация) приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами.

Лицом, которое в силу закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени без доверенности, является его исполнительный орган (генеральный директор, президент, председатель и пр.), который должен действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно (приказ о его назначении, решение об избрании и т.п.).

Кроме того, документальное подтверждение полномочий представителей может быть основано на акте уполномоченного государственного органа (приказ, общее положение и т.п.).

В соответствии с законодательством Российской Федерации документами, подтверждающими полномочия законного представителя налогоплательщика-организации, являются:

агентские договоры (ст. ст. 1005 — 1011 Гражданского кодекса РФ);

договоры коммерческого представительства (ст. 184 Гражданского кодекса РФ);

договоры возмездного оказания услуг (ст. 779 — 783 Гражданского кодекса РФ);

договоры доверительного управления имуществом (ст. ст. 1012 — 1026 Гражданского кодекса РФ).

Полномочия законного представителя налогоплательщика — физического лица могут быть подтверждены такими документами, как решение органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, принятое в установленном порядке, паспорта родителей и свидетельства о рождении (при представительстве интересов малолетнего) и другие.

Полномочия уполномоченного представителя налогоплательщика — организации подтверждаются доверенностью.

Полномочия уполномоченного представителя налогоплательщика — физического лица подтверждаются доверенностью.

Доверенность выдается в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Согласно положениям ст. 185 Гражданского кодекса РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами.

Письменное уполномочие на совершение сделки представителем может быть представлено представляемым непосредственно соответствующему третьему лицу, которое вправе удостовериться в личности представляемого и сделать об этом отметку на документе, подтверждающем полномочия представителя.

Правила Гражданского кодекса РФ о доверенности применяются также в случаях, когда полномочия представителя содержатся в договоре, в том числе в договоре между представителем и представляемым, между представляемым и третьим лицом, либо в решении собрания, если иное не установлено законом или не противоречит существу отношений.

В случае выдачи доверенности нескольким представителям каждый из них обладает полномочиями, указанными в доверенности, если в доверенности не предусмотрено, что представители осуществляют их совместно.

В соответствии с п. п. 1 и 4 ст. 185.1 Гражданского кодекса РФ доверенность на совершение сделок, требующих нотариальной формы, на подачу заявлений о государственной регистрации прав или сделок, а также на распоряжение зарегистрированными в государственных реестрах правами должна быть нотариально удостоверена, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это в соответствии с законом и учредительными документами.

При этом отметим, что каких-либо особенностей в отношении оформления полномочий представителя индивидуального предпринимателя положения Гражданского кодекса РФ не содержат.

Однако абз. 2 п. 3 ст. 29 НК РФ установлено, что уполномоченный представитель налогоплательщика — физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (ст. 185 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Указанное положение, согласно разъяснениям Минфина России, применяется и в отношении уполномоченного представителя индивидуального предпринимателя (Письмо Минфина России от 1 августа 2013 г. N 03-02-08/30900).

В связи с этим Минфин России приходит к выводу, что уполномоченный представитель налогоплательщика — физического лица, являющегося индивидуальным предпринимателем, представляет интересы индивидуального предпринимателя в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, подтверждающей в установленном порядке личность и полномочия уполномоченного представителя налогоплательщика (Письмо Минфина России от 9 декабря 2013 г. N 03-11-06/53558).

В соответствии со ст. 186 Гражданского кодекса РФ, если в доверенности не указан срок ее действия, она сохраняет силу в течение года со дня ее совершения.

Доверенность, в которой не указана дата ее совершения, ничтожна.

Удостоверенная нотариусом доверенность, предназначенная для совершения действий за границей и не содержащая указания о сроке ее действия, сохраняет силу до ее отмены лицом, выдавшим доверенность.

"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 52, 1999

Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ) введен институт представительства в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Данный институт является новым для налогового законодательства, так как ранее действовавшее законодательство о налогах и сборах не предусматривало участия представителей налогоплательщиков в отношениях с налоговыми органами.

Главой 4 НК РФ устанавливается право на представительство и порядок представительства в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Согласно ст.26 НК РФ налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации. Личное участие налогоплательщика в налоговых отношениях не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в указанных правоотношениях. Пунктом 4 ст.26 НК РФ устанавливается право на представительство плательщиков сборов и налоговых агентов, т.е. налоговые агенты или плательщики сборов также имеют право участвовать в налоговых отношениях через законных или уполномоченных представителей.

Таким образом, Налоговый кодекс Российской Федерации определяет два вида представительства в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, - законное и уполномоченное представительство.

По нашему мнению, основное отличие законного представительства от уполномоченного представительства в том, что законный представитель налогоплательщика представляет его интересы на основании закона или учредительных документов и не требует специального полномочия. В то же время уполномоченный представитель осуществляет свои функции только на основании выданного ему налогоплательщиком специального полномочия (доверенности).

Законное представительство

В соответствии со ст.27 НК РФ законными представителями налогоплательщика - организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов.

Действующий Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) не дает понятия законных представителей юридического лица. Вместе с тем, например, в Федеральном законе от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" (с учетом последующих изменений и дополнений) предусмотрено, что председатель кооператива действует от имени кооператива без доверенности, представляет кооператив в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, заключает договоры и выдает доверенности. В ст.69 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" также предусматривается, что единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор) без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы, совершает сделки от имени общества. Однако необходимо учитывать, что согласно п.1 указанной статьи по решению общего собрания акционеров полномочия исполнительного органа общества могут быть переданы по договору коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему). Условия заключаемого договора утверждаются советом директоров (наблюдательным советом) общества, если иное не предусмотрено уставом общества.

В том случае, если законное представительство налогоплательщика - юридического лица осуществляется на основании учредительных документов, юридическое лицо имеет право определить в уставе или учредительном договоре статус законного представителя, а также объем его полномочий (ст.52 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Следует также учитывать, что на основании ст.28 НК РФ действия (бездействие) законных представителей организации, совершенные в связи с участием этой организации в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, признаются действиями (бездействием) этой организации. Следовательно, в случае совершения законным представителем организации в нарушение законодательства о налогах и сборах деяния (действия или бездействие), за которое НК РФ установлена ответственность, указанную ответственность будет нести организация самостоятельно.

Например, законным представителем акционерного общества в установленный законодательством о налогах и сборах срок не была представлена в налоговый орган по месту учета общества налоговая декларация. В данном случае штраф, предусмотренный ст.119 НК РФ, будет взыскан с акционерного общества.

В ст.27 НК РФ предусматривается, что законным представителем налогоплательщика - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. В настоящее время такими представителями признаются:

  1. Родители несовершеннолетних детей, а также усыновители. На основании ст.64 Семейного кодекса Российской Федерации родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.
  2. Опекуны. В ст.32 ГК РФ установлено, что опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки. В ст.51 НК РФ определена обязанность опекуна по уплате налогов и сборов физического лица, признанного судом недееспособным за счет денежных средств этого недееспособного лица. Опекун такого физического лица обязан уплатить всю неуплаченную налогоплательщиком (плательщиком сбора) сумму налогов и сборов, а также причитающиеся на день признания лица недееспособным пени и штрафы. Опекун при исполнении указанной обязанности пользуется всеми правами, исполняет все обязанности в порядке, предусмотренном НК РФ, с учетом ст.51. Если опекун при исполнении обязанности по уплате налогов или сборов привлекается к ответственности за виновное совершение налоговых правонарушений, то он не вправе уплачивать штрафы, предусмотренные НК РФ, за счет имущества лица, признанного недееспособным.

Уполномоченное представительство

Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами, таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов и иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Уполномоченное представительство может осуществляться как на возмездной, так и на безвозмездной основе.

Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит специальных требований к физическим или юридическим лицам, которые могут быть представителями налогоплательщика. Поэтому уполномоченным представителем налогоплательщика могут быть любые физические лица, обладающие дееспособностью, граждане - предприниматели, юридические лица любой организационно - правовой формы. Однако следует отметить, что осуществление уполномоченного представительства некоммерческой организацией не должно противоречить целям, определенным в ее учредительных документах.

Однако в п.2 ст.29 НК РФ указываются лица, которые не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика. Это, например, должностные лица налоговых органов, органов налоговой полиции, судьи, следователи и прокуроры. В НК РФ отсутствуют понятие должностных лиц, а также перечень действий должностных лиц налоговых органов. Анализ норм НК РФ позволяет сделать вывод о том, что должностными лицами налоговых органов являются руководитель и заместитель руководителя налогового органа, должностное лицо, проводящее проверку, так как реализация некоторых полномочий налоговых органов, предусмотренных НК РФ, может осуществляться только данными лицами.

Как уже указывалось, на основании п.3 ст.29 НК РФ уполномоченный представитель налогоплательщика - организации осуществляет свои полномочия только на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством. В соответствии со ст.185 ГК РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому для представительства перед третьими лицами. По нашему мнению, налогоплательщик может выдать доверенность как на осуществление всех предоставленных прав и обязанностей, так и на совершение определенных действий (на получение акта налоговой проверки - п.4 ст.100 НК РФ, на участие в осмотре территорий, документов и предметов налогоплательщика - ст.92 НК РФ).

На основании п.5 ст.185 ГК РФ доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации. Доверенность от имени юридического лица, основанного на государственной или муниципальной собственности, должна быть подписана также главным бухгалтером этой организации.

Пунктом 3 ст.29 НК РФ предусматривается, что уполномоченный представитель налогоплательщика - физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. К нотариально удостоверенным доверенностям приравниваются:

  1. Доверенности военнослужащих и других лиц, находящихся на излечении в госпиталях, санаториях и других военно - лечебных учреждениях, удостоверенные начальником такого учреждения, его заместителем по медицинской части, старшим или дежурным врачом.
  2. Доверенности военнослужащих, а в пунктах дислокации воинских частей, соединений, учреждений и военно - учебных заведений, где нет нотариальных контор и других органов, совершающих нотариальные действия, - также доверенности рабочих и служащих, членов их семей и членов семей военнослужащих, удостоверенные командиром (начальником) части, соединения, учреждения или заведения.
  3. Доверенности лиц, находящихся в местах лишения свободы, удостоверенные начальником соответствующего места лишения свободы.
  4. Доверенности совершеннолетних дееспособных граждан, находящихся в учреждениях социальной защиты населения, удостоверенные администрацией этого учреждения или руководителем (его заместителем) соответствующего органа социальной защиты населения.

Лицо, которому выдана доверенность, должно лично совершать те действия, на которые оно уполномочено. При осуществлении лицом уполномоченного представительства оно может передоверить его совершение другому лицу в порядке, предусмотренном ст.187 ГК РФ.

Согласно п.1 ст.186 ГК РФ доверенность может быть выдана уполномоченному представителю налогоплательщика на срок не более трех лет. Если срок в доверенности не указан, она сохраняет силу в течение года со дня ее совершения. Доверенность, в которой не указана дата ее совершения, ничтожна.

Действие доверенности прекращается вследствие:

истечения срока доверенности;

отмены доверенности лицом, выдавшим ее;

отказа лица, которому выдана доверенность;

прекращения юридического лица, от имени которого выдана доверенность;

прекращения юридического лица, которому выдана доверенность;

смерти гражданина, выдавшего доверенность, признания его недееспособным, ограниченно недееспособным или безвестно отсутствующим;

смерти гражданина, которому выдана доверенность, признания его недееспособным или безвестно отсутствующим.

Лицо, выдавшее доверенность, может во всякое время отменить доверенность или передоверие, а лицо, которому доверенность выдана, - отказаться от нее. С прекращением доверенности теряет силу передоверие.

По нашему мнению, необходимо обратить особое внимание на положения ст.189 ГК РФ в части того, что лицо, выдавшее доверенность и впоследствии отменившее ее, обязано известить об отмене лицо, которому доверенность выдана, а также известных ему третьих лиц, для представительства перед которыми дана доверенность. Такая же обязанность возлагается на правопреемников лица, выдавшего доверенность, в случаях ее прекращения по основаниям, предусмотренным в пп.4 и 6 п.1 ст.188 ГК РФ. Права и обязанности, возникшие в результате действий лица, которому выдана доверенность, до того, как это лицо узнало или должно было узнать о ее прекращении, сохраняют силу для выдавшего доверенность и его правопреемников в отношении третьих лиц. Это правило не применяется, если третье лицо знало или должно было знать, что действие доверенности прекратилось.

Таким образом, налогоплательщик должен уведомить налоговый орган о прекращении представительства уполномоченным лицом. Если уполномоченный представитель налогоплательщика совершит налоговое правонарушение после прекращения действия полномочия и налоговый орган не будет уведомлен о его прекращении, то налогоплательщик будет нести ответственность, предусмотренную гл.16 НК РФ.

Представитель налогоплательщика может пользоваться всеми правами и исполнять все обязанности, установленные НК РФ. Однако в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, налогоплательщик должен лично реализовывать указанные права и обязанности. Так, он обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (ст.45 НК РФ).

date image
2015-03-27 views image
1721

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Налоговый кодекс РФ с учетом норм Гражданского кодекса РФ предусматривает возможность использования института представительства в налоговых правоотношениях. В соответствии со ст. 26 Налогового кодекса РФ налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ.
Личное участие налогоплательщика в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в указанных правоотношениях. Полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с Налоговым кодексом РФ и другими федеральными законами.
Данные положения распространяются на плательщиков сборов и на налоговых агентов.
Законный представитель налогоплательщика. В ст. 27 Налогового кодекса установлено, что законными представителями налогоплательщика ­ организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов; законными представителями налогоплательщика - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Налоговым кодексом закрепляется положение гражданского законодательства РФ о том, что действия (бездействие) законных представителей организации, совершенные в связи с участием этой организации в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, признаются действиями (бездействием) этой организации.
Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика должностные лица налоговых и таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов и налоговой полиции, судьи, следователи и прокуроры. Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации. Уполномоченный представитель налогоплательщика физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

30. Налоговые органы в Российской Федерации: их система, задачи,
права и обязанности, ответственность

Налоговые органы РФ - государственные органы, осуществляющие в соответствии с действующим законодательством взимание налогов и сборов.

В Российской Федерации - единая централизованная система контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей.

Главными задачами налоговых органов являются: контроль за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных законодательством Российской Федерации, а также валютный контроль, осуществляемый в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле и настоящим Законом.
Налоговым органам предоставляется право:




1. Производить в органах государственной власти и органах местного самоуправления, организациях, у граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - органы, организации и граждане) проверки денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, планов, смет, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет; получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, определяемую в установленном законодательством порядке.

2. Контролировать соблюдение законодательства гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью.

3. Получать от предприятий, учреждений, организаций (включая банки и иные финансово-кредитные учреждения), а также от граждан с их согласия справки, документы и копии с них, касающиеся хозяйственной деятельности налогоплательщика и необходимые для правильного налогообложения.

4. Обследовать, с соблюдением соответствующих правил при осуществлении своих полномочий, любые используемые для извлечения доходов, либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения, производственные, складские, торговые и иные помещения предприятий, учреждений, организаций и граждан.

5. Требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых предприятий, учреждений, организаций, а также от граждан устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и других обязательных платежах в бюджет и законодательства о предпринимательской деятельности и контролировать их выполнение.

6. Приостанавливать операции предприятий, учреждений, организаций и граждан по расчетным и другим счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях в случаях непредставления (или отказа представить) налоговым органам и их должностным лицам бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и иных обязательных платежей в бюджет.

7. Изымать у предприятий, учреждений и организаций документы, свидетельствующие о сокрытии или занижении прибыли (дохода) или о сокрытии иных объектов от налогообложения, с одновременным производством осмотра документов, фиксации их содержания. Объем и состав изымаемых документов определяются инструкцией Министерства финансов Российской Федерации.

8. Выносить решения о привлечении органов, организаций и граждан к ответственности за совершение налоговых правонарушений в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

9. Взыскивать недоимки по налогам и взыскивать пени в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

10. Возбуждать ходатайства о запрещении в установленном порядке заниматься индивидуальной трудовой деятельностью.

11. Предъявлять в суде и арбитражном суде иски

12. Создавать на период погашения задолженности по налогам налоговые посты в организациях, имеющих трехмесячную и более задолженность, в целях обеспечения контроля за ее погашением.

13. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области налогов и сборов, является органом валютного контроля и выполняет функции, связанные с осуществлением им валютного контроля, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Вышестоящим налоговым органам предоставляется право отменять решения нижестоящих налоговых органов в случае их несоответствия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам.
Для обеспечения уплаты налогов налоговые органы наделены полномочиями контролирующего характера и мерами воздействия на нарушителей налогового законодательства и выполняют три основные функции:
1. контроль за исполнением обязанности по уплате налогов;
2. осуществление валютного контроля;
3. административно-юридикционная деятельность, т.е. налоговые органы, выявляют и самостоятельно рассматривают дела об административных правонарушениях.
Должностные лица налоговых органов выполняют обязанности, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации:
- соблюдать законодательство о налогах и сборах
- осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов
- вести в установленном порядке учет налогоплательщиков
- бесплатно проводить разъяснительную работу, вовремя информировать налогоплательщиков о внесенных изменениях в налоговый кодекс
- осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных сумм налогов, пеней, штрафов
-соблюдать налоговую тайну
- направлять налогоплательщику копии акта налоговой проверки и решения налогового органа
Налоговые органы несут также другие обязанности предусмотренные налоговым кодексом или иными федеральными законами.

1. Налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

2. Личное участие налогоплательщика в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в указанных правоотношениях.

3. Полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

4. Правила, предусмотренные настоящей главой, распространяются на плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов.

Комментарии к ст. 26 НК РФ

Текст комментария: "ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ЧАСТИ ПЕРВОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" ()
Авторы: Ю.М. Лермонтов
Издание: 2016 год

Комментируемая статья закрепляет важную гарантию, заключающуюся в праве налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента, вне зависимости, идет ли речь о физическом или юридическом лице, действовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не только лично, но и через представителя.

Налогоплательщик не может прибегнуть к услугам представителя только в случаях, прямо указанных в законе.

КС РФ в Определении от 22.01.2004 N 41-О указал, что представительство в налоговых правоотношениях означает совершение представителем действия от имени и за счет собственных средств налогоплательщика - представляемого лица, следовательно, платежные документы на уплату налога должны исходить от налогоплательщика и быть подписаны им самим, а уплата соответствующих сумм должна производиться за счет средств налогоплательщика (плательщика сбора), находящихся в его свободном распоряжении, то есть за счет его собственных средств.

В письме от 01.06.2012 N 03-05-04-03/43 Минфин России поясняет, что при этом важно, чтобы из представленных платежных документов можно было четко установить, что соответствующая сумма налога (сбора) уплачена именно этим налогоплательщиком и именно за счет его собственных денежных средств.

Кроме того, ВАС РФ даны разъяснения по вопросу об уплате государственной пошлины российскими и иностранными лицами через представителей (информационное письмо Президиума ВАС РФ от 29.05.2007 N 118), согласно которым государственная пошлина может быть уплачена представителем от имени представляемого. При этом отмечено, что уплата государственной пошлины с банковского счета представителя прекращает соответствующую обязанность представляемого. В платежном документе на перечисление суммы государственной пошлины в бюджет с банковского счета представителя должно быть указано, что плательщик действует от имени представляемого.

ВАС РФ также отмечено, что уплата государственной пошлины за доверителя его поверенным не противоречит налоговому законодательству и сложившейся судебной практике (Определение от 11.04.2011 N ВАС-3950/11).

Следовательно, при уплате государственной пошлины представителем организации-плательщика в платежном документе на перечисление суммы государственной пошлины в бюджет с банковского счета представителя должно быть указано, что плательщик действует от имени представляемого.

При уплате государственной пошлины физическим лицом от имени представляемой организации наличными денежными средствами к платежному документу (чек-ордеру) должны быть приложены доказательства принадлежности уплаченных денежных средств организации, обратившейся в соответствующий государственный орган за совершением юридически значимого действия, т.е. должно быть указано, что физическое лицо - представитель действует на основании доверенности или учредительных документов с приложением расходного кассового ордера или иного документа, подтверждающего выдачу ему денежных средств на уплату государственной пошлины.

Минфин России в письме от 23.11.2012 N 03-02-08/100 отметил, что внесение изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, предусматривающих уплату налогов третьими лицами за налогоплательщиков, не требуется.

Следует отметить, что представитель должен действовать на основе документов, подтверждающих его полномочия.

В письме ФНС России от 08.12.2015 N ЗН-4-1/21494@ разъяснено, что налог может быть уплачен представителем налогоплательщика от имени представляемого. В этом случае уплата налога представителя прекращает соответствующую обязанность представляемого.

В платежном документе на перечисление суммы налога в бюджет должно быть указано, что плательщик действует от имени представляемого.

Указанная позиция изложена в Постановлении Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46.

Установление факта, за счет чьих (налогоплательщика или его представителя) денежных средств был произведен платеж, невозможно, уплата налога налогоплательщиком или его представителем является исполнением обязанностей налогоплательщика по его уплате.

Право налоговых органов истребовать документы, подтверждающие принадлежность денежных средств, за счет которых была произведена уплата налогов, НК РФ не установлено.

Приморский краевой суд в Определении от 20.11.2014 по делу N 33-10370, ссылаясь на положения пункта 1 статьи 185 и пункта 4 статьи 185.1 ГК РФ, указал, что изготовленная при помощи копировальной техники доверенность, на которой отражены копии подписей и печатей, не является документом, удостоверяющим полномочия представителя. Заверенной копией документа является копия документа, на которую в соответствии с установленным порядком проставляют необходимые реквизиты, придающие ей юридическую силу. Копии документов являются надлежащим образом заверенными, если их достоверность будет засвидетельствована подписью уполномоченного на то лица и печатью, то есть копия нотариальной доверенности должна быть заверена нотариусом.

Учитывая изложенное, при представлении интересов налогоплательщика - физического лица представитель должен представить оригинал доверенности на представление интересов от имени налогоплательщика либо заверенную в установленном порядке копию такой доверенности.

ФНС России в письме от 16.10.2013 N ЕД-4-3/18527@ по вопросу необходимости наличия нотариальной формы доверенности при участии в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, представителя налогоплательщика - индивидуального предпринимателя, руководствуясь письмами Минфина России от 09.10.2009 N 03-02-07/2-166, от 17.11.2009 N 03-02-07/1-508 и Постановлением Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", сообщила следующее.

ВАС РФ в пункте 4 Постановления Пленума от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" указал, что положения абзаца второго пункта 3 статьи 29 НК РФ распространяются также и на физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями.

Таким образом, представитель налогоплательщика - физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, должен иметь нотариально удостоверенную доверенность или доверенность, приравненную к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, подтверждающую в установленном порядке полномочия представителя налогоплательщика.

Читайте также: