Представители каких сословий были освобождены от уплаты налогов королю

Опубликовано: 19.09.2024


Лекция 4. Налоги в средневековой Европе

В Западной Европе по мере развития государства увеличивались потребности в денежных ресурсах. Происходила концентрация власти, создавались регулярные королевские армии, возникала оплачиваемая государственная служба. В средние века налоги носили неопределенный и зачастую временный характер. Не существовало и налогового аппарата. Когда королю нужны были деньги, то он обращался к сословиям и они сами раскладывали между собой необходимую сумму. В конечном виде налог превращался в поземельное, поимущественное или подушное обложение. При этом городская община, как правило, несла ответственность за уплату определенной суммы. Другой формой, перенятой еще от римлян, была система откупщиков. Существовало огромное количество разнообразных временных налогов. Например, сборы на содержание королевской свиты с жителей той провинции, где она в данный момент присутствовала. Налоги платились при рождении у короля ребенка, при возведении старшего сына короля — наследника престола в ранг рыцаря, при замужестве королевских дочерей и т. д.

Главная тяжесть налогов ложилась обычно на людей, принадлежавших к третьему сословию, а именно сельских жителей и горожан недворянского происхождения.

Современное государство раннего периода новой истории появилось в XVI—XVII вв. в Европе. Но и это государство еще не имело теории налогов и достаточного аппарата чиновников для их регулярного сбора. Процветала, вызывая всеобщую ненависть населения, система откупов. В качестве основных налогов, практиковавшихся почти во всех странах, можно назвать поземельные налоги, налоги со строений, подушные (поголовные) налоги, акцизы, таможенные пошлины, коммунальные или местные налоги.

Поземельный налог выступал в двух формах – в виде уже известной десятины и в виде налога на доход. Обычно определялся чистый доход с учетом издержек. Налог на доход мог устанавливаться фиксированным на несколько лет вперед по усредненным показателям или дифференцированным по годам в соответствии с реально полученным результатом. Нередко одновременно устанавливались обе формы налога: первая десятина шла в пользу церкви, вторая — государства.

Поземельный налог взимался еще во Франкском государстве раннего средневековья.

В государстве Меровингов данный налог, как правило, вносился деньгами, реже натурой. Налогоплательщиками являлись все владельцы земли, получающие с нее доход, а также владельцы домов в городских поселениях. Знатные франки и высшие сановники церкви нередко получали от короля привилегии не платить налогов, но само наличие освобождений свидетельствует о всеобщности обложения.

По мере становления государства в Англии все землевладельцы уплачивали налог в размере 10% от объявляемого ими самими дохода. Указанные сведения в отдельных случаях проверялись чиновниками. При этом имелся необлагаемый минимум в виде дохода до 60 фунтов стерлингов.

Чистый доход для измерения величины налога применялся в германских государствах. В Пруссии земли были разделены на классы в зависимости от их качества и месторасположения. Землевладельцы дворяне платили налог 20 или 25% от чистого дохода, духовенство — 40 или 45%. В Силезии духовенство вносило налог в размере 50% от чистого дохода, с имений Тевтонского и Мальтийского орденов взималось 40%, дворяне платили 35,5%, простые люди — 25,5%.

К. поземельным налогам относились также подати с рудников. Одним из наиболее древних и распространенных является налог со строений. Налог «с дыма» существовал не только у древних славян.

В Великобритании в средние века взималась подать со строений по количеству дымов, с каждого дыма по два шиллинга. Затем подать с дыма преобразовалась в подать с окна, что упростило контроль за ее сбором. Два шиллинга стали взимать с любого строения, но если оно имело более 10 окон, то налог увеличивался еще на 4 шиллинга, а с дома с 10-ю и более окнами—на 8 шиллингов. Впоследствии система модернизировалась. Был введен налог 3 шиллинга с дома и 2 пенса с каждого окна в этом доме, если их не больше 7. Для больших домов добавка постепенно увеличивалась с 2 пенсов до 2 шиллингов для строений, имеющих 25 и более окон.

Подушный, или поголовный, налог несмотря на свои очевидные недостатки являлся одной из основных форм налогообложения еще со времен римского владычества в Европе. В государстве франков вносить подушную подать был обязан каждый, кто не владел землей или домом, т. е, не платил поземельного налога. Ею облагались и несовершеннолетние, за которых вносить подать был обязан глава семьи. Феодалы платили налог за зависимых от них крепостных. Освобождались от нее вдовы и сироты. Уплата подушной подати в данном случае свидетельствовала о низком общественном положении человека, об отсутствии у него имущества.

В Англии положение с поголовным налогом было совсем другое. Существовал он там с 1379 г. и изменялся в связи с общественным положением человека иначе. Например, в 1641г. герцоги платили по 100 фунтов стерлингов, бароны — по 40 фунтов стерлингов, нетитулованные лица — от 5 шиллингов до 5 фунтов стерлингов.

В Дании еще в середине XVIIIв. каждый житель должен был платить ежегодный подушный налог в 1 талер. От него освобождались лишь солдаты и дети до 12 лет.

В XIII в. во Франции был введен акциз на соль. Оттуда само понятие акцизного налога перешло в Голландию, где акцизы весьма прижились. Затем перекочевали в Англию и другие страны Европы. Главным образом облагались ими алкогольные напитки и табачные изделия, но нередко они распространялись на массу предметов потребления. Так было в Англии во времена Кромвеля.

Таможенные пошлины отнюдь не всегда взимались на государственных границах. В описываемые времена, кроме внешних, функционировало множество внутренних пошлин: мостовой сбор при переезде через мост, причальная пошлина — на устройство причалов, торговые пошлины. В Англии, например, таможенные пошлины взимались еще со времен господства римлян. А с 979г., по сведениям , они стали постоянными. В том году король Этельред повелел взимать с каждой прибывающей для торговли лодки по полпенни пошлины, а с большой лодки — 1 пенни.

1187 г. в Англии и во Франции была установлена «саладинова десятина». Это было ответом на успешные действия султана Садах Ад Дина, разгромившего основанное крестоносцами Иерусалимское королевство. Налог взимался с имения тех, кто не принимал личного участия в крестовых походах. В дальнейшем парламенты весьма часто позволяли королям и правителям пользоваться этой мерой.

Коммунальные и местные налоги возникли, как говорилось выше, еще в Древнем Риме. Чаще всего они носили целевой характер, обеспечивая финансирование определенной потребности общины.

В Англии местное налогообложение стало развиваться с XVI в. на основе налога для бедных. Именно тогда королевским законодательством содержание неимущих было возложено на общины. Затем для каждой потребности вводился или новый налог, или надбавка к налогу на бедных. Постепенно появились дорожный налог, налог на содержание церквей, на устройство плотин, на очистку рек, на содержание стражи и освещения, на устройство публичных библиотек и музеев, на здравоохранение и т. д.

Административно-хозяйственной единицей стал приход. Первоначально он был связан с церковью. Приходы могли объединяться в округа. Более крупной административной единицей являлось графство, что сохранилось до сих пор. Графство могло взимать свои налоги. Одним из важных видов местных налогов были налоги городов.

Другой тип местного налогообложения можно было наблюдать во Франции. У департаментов и провинций почти не было финансовой самостоятельности. Источники финансовых ресурсов строго регламентировались сверху. Доходы общине давали эксплуатация принадлежащих ей имущества и процентные надбавки к государственным прямым налогам: поземельному, со строений, личному, промысловому. Надбавки могли быть общими и целевыми (субвенции), но всегда определялись вышестоящими органами управления.

Как отмечалось выше государство не имело достаточного количества квалифицированных чиновников и в результате сборщиком налогов становился, как правило, откупщик. На откуп обычно отдавались косвенные налоги, чрезвычайные налоги. Прямые налоги, носившие регулярный характер, чаще всего собирала община. В странах континентальной Европы практиковался метод, при котором определенный налог, как только было получено право на его взимание, выставлялся на торги для сдачи в откуп. Кто предлагал самую высокую цену, тому он и продавался. Вся сумма немедленно поступала в княжескую или королевскую казну. А далее откупщик, наделенный уже государственными полномочиями, вместе со своими помощниками и субарендаторами старался получить прибыль. Естественно, народ ненавидел откупщиков. Серьезно страдала и государственная казна. Вот что писал об этом методе Н. Тургенев: «Полагают, что во Франции издержки сбора налога с соли вместе с выигрышем откупщиков равнялись доходу, который получало Правительство от сего налога. Сюлли говорит, что в начале его министерства казна Государственная получала 30 миллионов дохода, между тем как народ платил 150 миллионов. По смерти Людовика XIV многие утверждали, что Франция в последние годы царствования сего короля платила 750 миллионов ливров, из коих король получал только 250 миллионов».

Попытка серьезно ограничить деятельность откупщиков и поставить ее под контроль государства была предпринята в 60-х годах XVIв. во Франции, когда экономикой страны управлял Жан Батист Кольбер (1619-1683). В 1662г. там законодательно ограничили норму комиссионных по откупам до одной шестой от цены откупа. Ранее она практически доходила до одной четвертой. После введения указанного закона в целом по основным откупам при небольшом повышении общего сбора налогов с 36,7 млн. ливров до 39,4 млн. ливров, или на 7%, чистый доход государства вырос в 1662 г. по сравнению с 1661г. с 10,9 млн. ливров до 18,5 млн. ливров, или почти на 70%. Расходы на сбор налогов, куда входили и комиссионные откупщиков, сократились с 25,8 млн. ливров до 20,9 млн. ливров, или более чем на 23%.

Переход от откупов к государственной системе установления и сбора налогов становился все более насущным. Отвечал он и интересам налогоплательщиков. Практические потребности неизбежно должны были породить и научную теорию.

Проблемы налогообложения постоянно занимали умы экономистов, философов, государственных деятелей различных эпох.

(1225 или 1226—1274), известный церковный деятель и философ, высказывался относительно налогов, определив их как «дозволенную форму грабежа». Он полагал наиболее богоугодной формой финансирование государственных расходов за счет богатства знатных людей. Впрочем он не отрицал необходимости налогов в определенных случаях. Ф. Аквинский писал: «Временами случается, что князья не располагают в достаточном объеме средствами для обороны страны и для решения всех прочих задач, которые они, руководствуясь здравым смыслом, должны брать на себя. В таком случае будет справедливо, если подданные оплатят то, чем обеспечивается их общее благополучие».

Итак, критерий установления налогов по Ф. Аквинскому — это здравый смысл правителя, направленный на всеобщее благо.

В изданной в 1625г. книге «Опыты или наставления нравственные и политические» английский философ Фрэнсис Бэкон (1561—1626), лорд-хранитель большой печати при короле Якове Стюарте, пишет: «Налоги, взимаемые с согласия народа, не так ослабляют его мужество: примером тому могут служить пошлины в Нидерландах и до известной степени субсидии в Англии. Заметьте, что речь у нас идет сейчас не о кошельке, а о сердце. Подать, взимаемая с согласия народа или без такового, может быть одинакова для кошельков, но не одинаково ее действие на дух народа».

Французский писатель и философ Ш. Монтескье (1689—1755) с полным основанием высказался, что ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им.

В конце XVII — начале XVIIIвв. в европейских странах стало формироваться административное государство, создававшее чиновничий аппарат и вводящее достаточно стройную и рациональную налоговую систему, состоящую из прямых и косвенных налогов. Из косвенных налогов особую роль играл акциз. Обычно он взимался непосредственно у городских ворот со всех ввозимых и вывозимых товаров. Иногда налогом облагалось только то, что ввозилось в страну, т. е. освобождались товары, идущие на экспорт. Размеры акциза колебались обычно от 5 до 25%. Какого-либо научного обоснования размеров налогообложения не было.

Налоги на предметы потребления давали крупные доходы, но они в малой степени сдерживали развитие торговли.

Из прямых налогов основная масса доходов приходилась на подушный и подоходный налоги. От них были освобождены дворянство и духовенство. Зато буржуазия и крестьянство отдавали государству в виде прямых налогов 10—15% всех своих доходов.

Тогда же началось теоретическое осмысление роли косвенных налогов в финансировании расходов государства. Французский экономист Ф. Демэзон писал в 1666 г., что акциз «способен один принести столько же и даже больше, чем все другие налоги…».

Английский экономист Уильям Петти (1623—1687), известный как автор теории трудовой стоимости, обосновывал в своей работе «Трактат о налогах и сборах» преимущества косвенного налогообложения. Он доказывал: «Доводы в пользу акциза сводятся к следующему.

Во-первых, естественная справедливость требует, чтобы каждый платил в соответствии с тем, что он действительно потребляет. Вследствие этого такой налог вряд ли навязывается кому-либо насильно и его чрезвычайно легко платить тому, кто довольствуется предметами естественной необходимости.

Во-вторых, этот налог, если только он не сдается на откуп, а регулярно взимается, располагает к бережливости, что является единственным способом обогащения народа, как это ясно видно на примере голландцев и евреев и всех других, наживших большие состояния.

В-третьих, никто не уплачивает вдвое или дважды за одну и ту же вещь, поскольку ничто не может быть потреблено более одного раза. Они уплачивают также добровольные взносы и десятины. Между тем при акцизе никто не должен, собственно говоря, платить еще и другим способом и больше чем один раз.

В-четвертых, при этом способе обложения можно всегда иметь превосходные сведения о богатстве, росте, промыслах и силе страны в каждый момент. В силу всех этих причин при акцизе требуются не отдельные соглашения с семьями и не сдача всего налога на откуп, а собирание его особыми чиновниками, которые, будучи полностью заняты, не потребуют и четвертой части расходов, каких требует взимание наших теперешних многочисленных и многообразных налогов».

Практика налогообложения развивалась в соответствии с теорией. Так, назначенный в 1769г. министром финансов Франции аббат Тэрре отдавал предпочтение косвенным налогам, поскольку считал, что «налоги на расходы наименее обременительны. они взимаются постепенно и, так сказать, незаметно».

Тэрре исходил из целесообразности дифференциации косвенных налогов: продукты первой необходимости (зерно) должны быть от него освобождены, скот должен облагаться очень незначительно, вино — немного больше, грубые ткани — очень мало, а предметы роскоши — очень высоко и так далее.

Тот же аббат Тэрре в 1770г. собственноручно начертал на письме одного интенданта: «Я больше стараюсь добиться равенства в распределении налога, чем точной уплаты двадцатины».

В те же годы (последняя треть XVIIIв.) создавалась подлинно научная теория налогообложения. Ее основоположником с полным правом считается шотландский экономист и философ Адам Смит (1723—1790). Кстати, именно он в опровержение известного высказывания Ф. Аквинского подчеркнул, что налоги для того, кто их выплачивает, — признак не рабства, а свободы. В 1776г. вышла книга А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов». В ней автор писал следующее: «Подданные государства должны, по возможности, соответственно своей способности и силам участвовать в содержании правительства, т. е. соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства. Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа — все это должно быть ясно и определенно для плательщика и для всякого другого лица. Там, где этого нет, каждое лицо, облагаемое данным налогом, отдается в большей или меньшей степени во власть сборщика налогов, который может отягощать налог для всякого неугодного ему плательщика или включать для себя угрозой такое отягощение подарок или взятку. Неопределенность обложения развивает наглость и содействует подкупности того разряда людей, которые и без того не пользуются популярностью даже в том случае, если они не отличаются наглостью и подкупностью. Точная определенность того, что каждое отдельное лицо обязано платить, в вопросе налогового обложения представляется делом столь большого значения, что весьма значительная степень неравномерности, как это, по моему мнению, явствует из опыта всех народов, составляет гораздо меньшее зло, чем весьма малая степень неопределенности. Каждый налог должен взиматься в то время или тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего платить его. Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству. Налог может брать или удерживать из карманов народа гораздо больше того, что он приносит в казну государства следующими путями: во-первых, его сбор может требовать большого числа чиновников, жалованье которых в состоянии поглощать большую часть той суммы, какую приносит налог, и вымогательства которых могут обременить народ дополнительным гнетом. Во-вторых, он может затруднять приложение труда населения и препятствовать ему заниматься теми промыслами, которые дают средства к существованию и работу множеству людей. Обязывая людей платить, он может тем самым уменьшать или даже уничтожать фонды, которые позволяли бы им осуществлять эти платежи с большей легкостью. В-третьих, конфискациями и другими наказаниями, которым подвергаются несчастные люди, пытающиеся уклониться от уплаты налога, он часто разоряет их и таким образом уничтожает ту выгоду, которую общество могло бы получить от приложения их капиталов».

Итак, из приведенной цитаты можно вынести четыре основных принципа, которые не устарели и до нашего времени:

1. Принцип справедливости, утверждающий всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам (вспомним надпись аббата Тэрре).

2. Принцип определенности, требующий, чтобы - сумма, способ и время платежа были совершенно точно заранее известны плательщику.

3. Принцип удобности, предполагающий, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, который представляет наибольшие удобства для плательщика.

4. Принцип экономии, заключающийся в сокращении издержек взимания налога, в рационализации системы налогообложения.

Именно в конце XVIII в. закладывались основы современного государства, проводящего активную экономическую, в том числе финансовую и налоговую, политику.

date image
2015-02-24 views image
13113

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Уже в XI в. во Франции стало складываться представление о трехзвенной структуре общества. Оно было впервые четко выражено в поэме епископа Адальберона Ланского, посвященной королю Роберту II (датируется примерно 1025–1030 гг.). Там было сказано: «Дом Господний. триедин: одни молятся, другие сражаются, третьи трудятся». Это представление затем воплотилось в создании трех основных сословий страны: духовенства, дворянства и третьего сословия (трудящихся). В реальной жизни могли существовать и более дробные социальные группы. Но в эпоху объединения страны и разрушения старых вассальных (иерархических) отношений горизонтальные связи начинают доминировать над вертикальными. Происходит внутренняя консолидация и юридическое оформление трех крупных сословий.

Духовенство

Оно было самым организованным и сплоченным сословием. В нем действовала жесткая дисциплина, соблюдалась строгая субординация.

Духовенство состояло из трех групп:

1) высшее – прелаты (архиепископы, епископы, аббаты и приоры, настоятели небольших обителей);

2) среднее – каноники (члены совета епископа) и дьяконы (помощники епископа при богослужении);

3) низшее – кюре (приходские священники).

Особое положение в составе духовенства занимало монашество. Юридически монахи находились в состоянии гражданской смерти, ибо приносили особые обеты целомудрия, бедности и послушания, они не принадлежали самим себе, но целиком посвящали себя Господу.

Духовенство подчинялось собственной церковной юрисдикции. Оно было освобождено от военной службы, обладало правом на взимание десятины и принимало пожертвования в свою пользу. Впрочем, церковь не была избавлена от поборов в королевскую казну и обязана была делать регулярные взносы государству (с согласия папы римского). Таким образом, налоговый иммунитет церкви был сильно поколеблен правящей властью.

Дворянство

Второе сословие тоже считалось привилегированным сословием, «благо-родным». Главной обязанностью дворян была военная служба. Дворяне платят «налог кровью», поэтому от большинства других налогов они были освобождены. В частности, они не должны были платить персональную тáлью (основной прямой налог). Дворяне обладали правом на владение землей и правом передачи ее по наследству. Они могли судиться судом равных себе, а самые знатные титулованные особы – судом пэров Франции при Парижском парламенте. Особый статус дворян подчеркивался наличием символических обычаев, титулов, гербов, орденов и других знаков особого положения и почета. Со временем дворянское сословие превратилось в замкнутое и наследственное (хотя поначалу доступ в него был открыт и простолюдинам).

В рыцари мог быть посвящен только сын рыцаря. Принятие в состав низшего рыцарства производилось в форме церемонии «рыцарского удара» (символического удара мечом). Право такого посвящения принадлежало любому рыцарю. Помимо наследственного дворянства в XIII в. появляется пожалованное дворянство, когда дворянские права закреплялись дарованной королевской грамотой (патенты на дворянство стали регистрироваться в Парижском парламенте). Постепенно сложилось и право на дворянское звание по службе. Оно являлось либо пожизненным, либо наследственным, если должность замещалась в двух поколениях или имела важное значение. В будущем из таких лиц составится целая сословная группа дворян мантии (gens de robe – «люди платья», робены), отличной от военного дворянства (gens d’épée – «люди шпаги»).

Третье сословие (tiers état).

В его состав вошли горожане и свободные крестьяне. Оно оформилось позже двух привилегированных сословий – в XV в.

Горожане

Процесс сословного оформления в городской среде был связан с развитием во Франции коммунального движения. Под ним понималась борьба городов за освобождение от сеньориальной власти. (Коммуна – тайный союз горожан, созданный для такой борьбы и скрепленный взаимной клятвой.) В XI–XII вв. в ряде городов Северной Франции происходят коммунальные революции. Города обретают свободу и права, закрепляемые в «хартиях вольностей». Такие хартии выдавались сеньорами и подтверждались королем. Города-свободные коммуны полностью разрывали поземельные отношения с сеньорами (земля переходила во владение города и горожан).




Горожане наделялись личной свободой, что распространялось и на пришлое население: крепостной, проживший в городе один год и один день, становился свободным. Они обладали правом на выборное самоуправление и подлежали городской юрисдикции; могли принимать участие в городском ополчении – милиции. Однако не все города Франции получили статус вольных коммун. Главные центры королевского домена и крупных сеньорий коммунами не являлись (в том числе и Париж). Это так называемые города буржуазии. Они были подчинены королю или сеньору, но имели и собственное самоуправление. Жители таких городов, буржуа, наделялись имущественными правами и личной свободой, но помимо выборного совета были подвластны королевским или сеньориальным административным и судебным органам. На юге же Франции города сохранили свое самоуправление с римских времен. Там сложились города-республики, обладавшие независимостью от сеньориальной власти.

В связи с усилением королевского влияния во Франции с конца XIII в. часть городских привилегий и коммунальных свобод была ликвидирована. В результате произошло относительное выравнивание прав жителей разных городов в общефранцузском масштабе. Это способствовало оформлению горожан в единое сословие.

Крестьяне

В отличие от других слоев общества французское крестьянство долгое время продолжало оставаться разрозненным. Оно состояло из трех основных групп: сервов, вилланов и цензитариев. Сервы – крепостные крестьяне, лично несвободные держатели земли. Сервильный статус лица определялся обычно уплатой шеважа – поголовной подати, которая по размеру не была значительной. Кроме шеважа серв должен был платить сеньору талью (taille – зарубка на деревянной бирке об уплате; талья – «бирочная подать»), размеры которой не были точно фиксированы и зависели от усмотрения господина (в натуральной и денежной форме это были самые значительные выплаты).

Кроме того, крестьянин отдавал сеньору часть своего урожая – шампар («снопов хлеба»)
и выполнял барщинные работы – корве. Действовали также баналитеты – монополии сеньора на средства производства, за пользование которыми крестьяне должны были делать определенные взносы (за использование винодельни сеньора, его мельницы и т.д.). При наследовании крестьянского имущества уплачивалась подать мэнморт (дословно «мертвая рука»). При заключении брака с лицом, не подчиненным данному господину, платился брачный побор – формарьяж. В отношении жены крестьянина сеньор обладал также «правом первой ночи» (ius primae noctis).

В отличие от серва вилланы и цензитарии были лично свободны и несли только поземельные повинности. Виллан платил денежный оброк – ценз, талью, шампар, выполнял некоторые барщинные работы. Но его повинности, как правило, были строго фиксированы и не являлись такими тяжелыми, как у серва. Так, барщина виллана не превышала 10 дней в году. Цензитарий тоже нес облегченные повинности: он платил лишь денежную ренту (ценз) за пользование господской землей.

Процесс освобождения крестьян от личной зависимости стал идти особенно интенсивно в эпоху крестовых походов: сеньоры старались получить средства на участие в военной экспедиции за счет выкупа крестьян. К XIV в. многие крестьяне во Франции получили личную свободу и были переведены на положение цензитариев. Это способствовало повышению правового статуса крестьян в обществе и их сословному оформлению. Хотя положение крестьян было отлично от положения горожан, общим было отсутствие широких прав. И те, и другие рассматривались как непривилегированные лица, которые своим трудом обеспечивают благополучие всего общества. Именно на них ложилось основное бремя тягот и государственных повинностей. Поэтому горожане и свободные крестьяне были включены в единое третье сословие.

Сословное представительство. Генеральные штаты

Задачи объединения страны побуждали королевскую власть искать широкую социальную опору для своей политики. Рост городов и влияния городских элит тоже вынуждал правительство считаться с их мнением и обращаться за советами к третьему сословию. В результате возникают собрания с участием представителей от трех сословий. Сначала в XII – XIII вв. их стали созывать на местном уровне – провинциальные штаты (штат, état – сословие) из представителей духовенства, дворянства и мэров городов. Они решали разные дела регионального уровня, но прежде всего вопрос об установлении единовременных сборов («помощей»). В общефранцузском масштабе такое собрание было созвано впервые в 1302 г.

Поводом послужил конфликт французского короля Филиппа IV Красивого с папой римским Бонифацием VIII из-за введенных королем финансовых поборов с французской церкви. Папа делать такие взносы запретил. Конфликт затронул и более широкую проблему соотношения светской и духовной власти на территории Франции, королевского суверенитета в отношении римской курии. Чтобы заручиться поддержкой сословий, по предложению главного советника короля Пьера Флота 10 апреля 1302 г. в соборе Нотр-Дам (Париж) было проведено заседание штатов. На нем присутствовали представители духовной и светской знати, от городов севера Франции – мэры и эшевены (члены городских советов), от городов юга – консулы. Собрание поддержало политику короля в церковном вопросе.

В будущем такие собрания сословных представителей, названные позднее «всеобщими сословиями» – Генеральными штатами (Etats Généraux), будут проводиться неоднократно. Собрание получит определенную структуру и порядок работы. Обычно каждое сословие на Генеральных штатах было представлено в особой палате (реже депутаты заседали все вместе). Для участия в собрании высшие духовные лица и высшая светская знать (герцоги, графы) получали именные приглашения от короля. Они являлись лично или присылали своих представителей. Вплоть до собрания в 1484 г. среднее и низшее духовенство на штаты не приглашалось. Светская знать на собрании заседала вместе с королем, отдельно от остальных депутатов дворянства, которые были выборными.

Третье сословие было представлено обычно верхушкой городов, членами городских администраций. В некоторых случаях выборность таких депутатов соблюдалась, в других – представители назначались королевскими чиновниками. Крестьяне впервые приняли участие в выборах при формировании штатов 1484 г., но их интересы представляли не крестьяне. Депутаты Генеральных штатов наделялись императивным мандатом – наказом избирателей, по которому депутаты должны затем перед ними отчитаться. Такая инструкция сковывала свободу депутатов, а королевская власть стремилась поставить содержание инструкций под свой контроль. Вопросы разбирались на штатах раздельно по палатам, где решение принималось простым большинством голосов. Далее общее решение принималось всеми тремя палатами, причем каждая палата имела только один голос, что давало явные преимущества двум привилегированным сословиям.

Строгой регулярности созыва Генеральных штатов не существовало, инициатива в этом принадлежала королю. Не были установлены точные квоты представительства от каждого сословия, выборы нередко подменялись назначением от правительства. Не существовало какого-то исполни-тельного органа штатов, который бы осуществлял работу между сессиями собрания. Отсутствовала система координации между Генеральными штатами и штатами на провинциальном уровне.

Генеральные штаты имели ограниченные функции: совещательные и финансовые. Хотя на их заседаниях могли обсуждаться проекты реформ и принятия новых законов, они не являлись законодательным органом. У них не было ни исполнительных, ни судебных полномочий. Важной функцией собрания было вотирование налогов. После того, как в 1439 г. был введен постоянный прямой налог – королевская талья, необходимость в его утверждении на штатах отпала, но введение дополнительных налогов требовало согласия сословного собрания.

Правда, еще в середине XIV в. штаты пытались расширить свои полномочия. В 1356 г. король Жан II Добрый попал в плен к англичанам в битве при Пуатье. Регентские полномочия на время отсутствия монарха перешли к наследнику престола дофину Карлу. Генеральные штаты, созванные в 1356 г. и наполовину состоявшие из представителей городов, встали в оппозицию к королевскому правительству, терпевшему поражение в войне. Депутаты потребовали отставки членов Королевского совета и замены его на Совет штатов. В состав нового совета должно было войти 34 депутата: 11 от духовенства, 6 дворян и 17 горожан. Совет должен был ограничивать полномочия дофина в военной и кадровой сферах.

Далее 3 марта 1357 г. дофин подписал Великий мартовский ордонанс, закрепивший новое положение Генеральных штатов в государстве. Они превращались в постоянный, регулярно созываемый орган власти. Штаты получали не только право назначения налогов, но также их сбора и расходования. Усиливалось воздействие штатов на центральную администрацию. Аппарат центральной власти должен был теперь формироваться из числа депутатов штатов. Внешняя политика тоже ставилась под контроль Генеральных штатов: без их согласия не мог быть заключен мирный договор с Англией. Эта попытка расширения полномочий штатов, однако, не получила продолжения. Привилегированные сословия не желали поддерживать радикальных требований оппозиции.

Неудачная финансовая политика штатов привела к разрыву парижского собрания с провинциями: они отказывались присылать своих представителей в столицу. Дофин тоже не собирался подчиняться депутатам. Покинув Париж в результате городского мятежа в 1358 г., он получил финансовую поддержку от Штатов Лангдойля (штатов севера Франции) и, собрав войска, подавил оппозицию в столице. Великий мартовский ордонанс утратил свое значение. В дальнейшем роль Генеральных штатов в жизни государства была понижена. Со времени Карла V Мудрого (бывшего дофина) (1364–1380) короли стали изредка созывать собрания нотаблей («именитых людей») в качестве альтернативы Генеральным штатам. В них могли принимать участие лица всех трех сословий, но эти собрания не имели значения сословно-представительных. Они формировались по принципу назначения, а не выборности и носили сугубо совещательный характер.


Отсюда
https://sherwood-arrow.livejournal.com/41937.html
Английское дворянство (в отличие от французского или германского) не имело налоговых привилегий — феодалы платили налоги (кроме ренты) наравне с другими категориями свободного населения.
Священники налогами не облагаются в принципе.

Какие бывают налоги
скрытый текст 1. Церковный налог – десятина (от совокупной стоимости имущества и полученного за «квартальный период» дохода; уплачивается деньгами или натурой). Право получать десятину было даровано английским церквям королем Этельвулфом в 855 г. Фермеры обычно уплачивали десятину продуктами, которые отправлялись на хранение в специальные «десятинные амбары» при церкви. Из этих амбаров нередко выдавалось пособие нуждающимся или голодающим. Этот налог платят все сословия (кроме священнослужителей).

«Саладинова десятина» (сбор на Третий крестовый поход в 1188 г.) была королевским налогом, но взималась при помощи церковных «рычагов». Этот налог распространялся на владения самого короля, его подданных и даже на духовенство (не облагались налогом лишь рыцарское вооружение и кони; церковные облачения и книги; драгоценные камни в необработанном виде); никто, в виду важности предприятия, не освобождался от платы «Саладиновой десятины». Наложение десятины на церковь, которая никогда не платила никаких налогов, а сама еще пользовалась сбором десятины, возбудило недовольство среди духовенства, которое начало ставить преграду этой мере и затруднять королевских чиновников в сборе «Саладиновой десятины».

2. Земельные налоги.

- Рента (арендная плата) ; виллане/свободные держатели земли платят своему господину/лорду, на земле которого они проживают, фиксированную сумму за пользование земельным участком. Помимо этого, сервы также обязаны лорду определенными отработками, о чем речь пойдет отдельно.

Генри, сын Томаса, имеет дом и надел земли в 1 руд (ок. 1000 кв.м.) и платит 2 шиллинга ренты лорду. Беатрис, вдова, имеет дом и надел земли в пол-руда; платит лорду 8 пенсов ренты.

Если йомен проживает на земле не конкретного лорда, а короля, то он платит ренту в казну.
Сервы, помимо ренты, вносят множество иных выплат: за право выдать дочь замуж, за пользование господской мельницей, за наточку кос/топоров/ножей в господской кузнице, за право собирать в господском лесу хворост… фактически, за все, что лорд сочтет нужным оговорить.

- В 1194 г., отчасти из необходимости собрать огромную сумму выкупа за короля Ричарда, был установлен дополнительный земельный налог – т.н. carucage (букв. «запашный», который варьировался в зависимости от размера территории, пригодной под запашку; в размере 2 шиллинга со 100 акров). Он взимался нерегулярно и всего шесть раз (в последний раз – в 1224 г.). Этот налог платят только свободные люди (как неблагородные, так и благородные).

3. Начиная с 1166 г. налог на движимое имущество и доход ; он мог взиматься в вариативном объеме. В 1194 г., в попытке собрать деньги на выкуп Ричарда, на все личное имущество и доход был наложен двадцатипятипроцентный налог. В другие годы устанавливалась иная сумма – например, 13 процентов в 1207 г. Этот налог платят все свободные люди . От уплаты освобождались те, кто собирался идти в крестовый поход.

4. Помимо налогов на землю и персональную собственность, в этот период были введены налоги на торговлю (например, таможенный сбор величиной в несколько процентов стоимости товара). К торговым относится налог на изготовление и продажу пива и эля, в размере 1 пенс за баррель (и в принципе на открытие трактира).

5. Также существуют т.н. вспомогательные налоги . Сумма такого налога была нефиксированной, в отличие от земельной ренты, которая представляла собой регулярный ежегодный платеж. Теоретически, это «добровольные» денежные взносы королю на покрытие неожиданных расходов (например, посвящение старшего сына короля в рыцари или выдача дочери замуж); когда король просит финансовой помощи, отказывать неразумно :). К таким налогам относился королевский таллаж ; он был по умолчанию обязательным и представлял собой единовременную выплату, которую местные власти должны были честно разложить на жителей – обычно это делалось в соответствии с персональным богатством, ценностью недвижимости и имущества. Этому налогу подлежали населенные пункты т.н. «королевского манора», т.е. принадлежащие королю. Так, в 1207 г. Иоанн Безземельный собрал «на королевские нужды» таллаж в размере 15 тысяч марок.
Также городские и окружные власти могли назначать собственный таллаж, например чтобы собрать средства для ремонта дороги или создать некий фонд. Поскольку такие налоги были особенно непопулярны, порой приходилось принимать специальные меры для защиты сборщиков.

Таллаж может накладываться и на отдельные социальные группы – например, по национальному признаку; часто накладывается таллаж на евреев (например, т.н. «Саладинов таллаж» в ходе подготовки к Третьего крестовому походу – в размере 60 тысяч фунтов в одном лишь городе Гилфорде).

6. Еще одним налогом был военный – его платили те, кто держал землю от короля в обмен на военную службу, но не мог или не хотел исполнять эту обязанность. В 1209 г. он, по разным данным, достигал 20 шиллингов (сумма могла быть увеличена в «неспокойных» областях – например, на границе с Уэльсом). Фактически, это откуп от необходимости идти с королем на войну за пределы страны, выставлять ополчение, участвовать в крестовом походе и т.д. Что, разумеется, не освобождает от необходимости соблюдать Оружейную ассизу.

7. Т.н. «традиционные» налоги , которые могут варьироваться в различных городах; одни из них установлены еще в англосаксонскую эпоху, другие появились в результате специальных указов, выпущенных городскими властями. Преимущественно, такие налоги направлены на обогащение города, который их устанавливает, - и, в первую очередь, их появление характерно для т.н. «вольных» городов (к коим относится и Ноттингем). Традиционным налогом может быть, например, налог на ввоз и вывоз из города определенного товара - либо, как в случае с Ноттингемом, пошлина с приезжих торговцев, а также с товаров, доставляемых по реке.

Между прочим, за позволение выдать дочь замуж платит своему господину не только серв, но и всякий благородный сэр - королю либо непосредственному сеньору, так что знатный барон в этом отношении не отличается от крепостного арендатора, особенно если дочь - богатая наследница. Казне нужны деньги. За уклонение от этой повинности могут быть предприняты разные меры - от штрафа до конфискации имущества. Сумма штрафа в среднем составляла 75 фунтов – примерно пятилетний земельный доход среднего рыцаря.

скрытый текст ЧТО, КОМУ И ЗА ЧТО ПЛАТИТ СЕРВ
- церкви – десятину (деньгами или продуктами)
- сеньору - ренту за землю (как правило,
частями – четыре или два раза в год)
- сеньору же – таллаж (единовременный сбор на нужды лорда – например, когда тот
собирается в крестовый поход или намерен выдать дочь замуж). Сумма таллажа – не
фиксированная, она определяется лордом и раскладывается на всю деревню/общину.
- сеньору – налог при вступлении в права наследства или во владение новым
участком земли.

- сеньору
– налог за помол, если в поместье есть мельница, за дозволение собирать в лесу
хворост или забирать упавшие деревья, за дозволение выдать дочь замуж/женить
сына/вступить в брак за пределами манора; за прелюбодеяние и рождение ребенка
вне брака; штрафы, если крестьянская скотина забрела на господское поле; если
не пришел работать в должный срок; если плохо работал; за самовольное
расширение границ участка; за прогон скота или проезд в телеге по господской
земле, и т.д.

- также серв обязан лорду многочисленными отработками (пахать господское поле
определенное количество дней в году, боронить, собирать урожай, косить сено, чинить
дороги и изгороди и т.д.).

ЕСЛИ
ВИЛЛАН НЕ МОЖЕТ ЗАПЛАТИТЬ


В таком случае, лорд имеет право
прибегнуть к мерам давления. Разумеется, есть смысл «давить» лишь в том случае,
если виллан трудоспособен, но по каким-то причинам (лень, болезнь, хроническое пьянство)
не платит налогов и скверно работает. Так, с нетрудоспособной одинокой старухи
вряд ли станут требовать денег в полном объеме – но зато, скорее всего, ее
земельный надел передадут трудоспособной семье, а ее саму обеспечат жильем «из
милости». Меры воздействия на платежеспособных должников могут быть следующими:
телесные наказания, колодки, увечье (например, отрубание уха); перевод семьи на
более маленький надел (чтобы только-только прокормиться); опись и продажа
имущества и скота; отсидка должника в замковой тюрьме, пока семья либо община
не соберет нужную сумму.

Разумеется, толковый и рассудительный лорд не
станет доводить своих сервов до такого состояния, чтобы им не на что было
платить налоги, а в случае уважительной причины даст отсрочку. J

2.
ЧТО ПЛАТИТ СЕРВ-ВОЛЬНООТПУЩЕННИК (если «вольная» сопровождалась передачей земли)
- церковную десятину
- сеньору – ренту за землю (как правило, частями)
- сеньору – таллаж
- сеньору – «взнос» при выдаче дочерей замуж
- в королевскую казну – подоходный налог (13 процентов общей стоимости имущества и дохода за год)
- в королевскую казну – запашный налог (зависит от количества годной под обработку земли)

Также должен регулярно исполнять службу (возчик, загонщик и т.д.) в пользу сеньора, а также короля

3.
ЧТО ПЛАТИТ СВОБОДНЫЙ АРЕНДАТОР (ЙОМЕН)
- сеньору – ренту за землю
- сеньору (а также местному аббату, епископу, королю) – таллаж в случае необходимости
- в казну – запашный налог
- в казну – подоходный налог
- церковную десятину
- в казну – торговый налог (если держит трактир или продает свои товары на городской ярмарке)
- в казну – налог при вступлении в права наследства

Йомен, живущий на королевской земле, платит королю все то, что в противном случае платил бы сеньору.

ЕСЛИ СВОБОДНЫЙ КРЕСТЬЯНИН ЛИБО ГОРОЖАНИН НЕ МОЖЕТ ЗАПЛАТИТЬ
такоже применяются меры воздействия, например: колодки или позорный столб; опись и
продажа имущества; отсидка должника в тюрьме, пока семья, гильдия либо община
не соберет искомую сумму.

Неуплата церковной десятины чревата отлучением от церкви.

4. ЧТО ПЛАТИТ БЛАГОРОДНЫЙ СЭР
- королю либо сюзерену – ренту, если это оговорено при передаче земли. Если не
оговорено, то держит землю в обмен на другие повинности. Так, вместо уплаты
ренты могут быть: военная повинность, церемониальные обязанности (например,
обязанность принять у себя короля со свитой, буде тот поедет на охоту),
передача подарков (как правило, предметов роскоши) или выполнение на своей
земле сельскохозяйственных работ в пользу лорда.

- королю либо сюзерену – военный налог (если держатель земли не может или не
хочет исполнять военную повинность – в том числе если землей владеет женщина).
- королю либо сюзерену - таллаж
- в казну – подоходный налог
- в казну – запашный налог
- в казну – налог при вступлении в права наследства
- церковную десятину


Безземельный сэр платит все, кроме земельных налогов.

БЛАГОРОДНЫЙ СЭР ЗА ХРОНИЧЕСКИЕ НЕУПЛАТЫ
РИСКУЕТ ЛИШИТЬСЯ ЗАМКА, ЗЕМЛИ, БЛАГОРАСПОЛОЖЕНИЯ СВОЕГО СЮЗЕРЕНА И ДАЖЕ СВОБОДЫ.

Богатые вассалы короля, владельцы крупных ленов, также обязаны:
- платить королю налог за позволение выдать
дочь замуж/женить сына (предварительно испросив разрешения на этот брак у
своего сюзерена);
- за позволение стать опекуном несовершеннолетнему наследнику (право на опеку
может быть куплено у короля).


Вдова вассала короля может заплатить «отступное», чтобы ее не принуждали выходить замуж вторично.

Сборщиками налогов в пределах округа или графства зачастую назначают
кого-нибудь из местных свободных арендаторов побогаче – йомена или ремесленника
(который, разумеется, дает присягу шерифу). Собирать налоги и прочие выплаты у
сервов, скорее всего, будет деревенский староста, а за десятиной явится монах.
Вполне возможно, что десятину и всякие выплаты в пользу лорда, не дожидаясь
сборщиков, арендаторы сами отвозят куда надо – в монастырь или в господский
дом.

5. ЛОРД ИМЕЕТ ПРАВО:
- собирать со своих арендаторов, как крепостных, так и свободных, таллаж на
собственные нужды (сумма нефиксированная, но – в идеале – в пределах вменяемого);
- требовать молоть муку только на господской мельнице, за дополнительную плату.
За самостоятельный помол муки налагается штраф. Хозяин на такой мельнице, как
правило, - серв.

- требовать, чтобы хлеб в деревни пекли в господской пекарне (опять же,
уплачивается определенный «взнос» пекарю, а за самовольное печение налагается
штраф). Как правило, хлеб из господской пекарни метят определенным знаком
(например, крестом через всю корку), чтобы можно было его узнать в случае
кражи.
- требовать точить топоры, косы, ножи и т.д. только в кузнице при маноре (опять же,
за отдельную плату). За самостоятельную заточку сельскохозяйственных орудий
взимается штраф.
- требовать платы за дозволение собирать в лесу хворост или забирать упавшие
деревья. Отсутствие «лицензии» на сбор хвороста чревато штрафом или иным
взысканием.

ВСЕ ЭТО МОЖЕТ ПРИМЕНЯТЬСЯ КАК К СЕРВАМ, ТАК И К ЙОМЕНАМ

PS
Примеры вилланских отработок:

В воскресенье виллан не должен работать на господском поле.

Если большой церковный праздник попадает на понедельник, когда виллану назначено
работать, то виллан не должен работать и в воскресенье, и в понедельник.
Виллан работает ТОЛЬКО на господском поле:
- 1 день каждой недели с Михайлова дня (29 сентября) до Рождества - должен
вспахать 1,5 акра (лорд дает все нужное для работы, и кормит рабочий скот)
- 1 день каждой недели со 2 февраля до Пасхи (т.е. восемь недель) - взборонить те
же 1,5 акра
и посеять овес (лорд дает семена и все нужное для работы, и кормит рабочий
скот)
- 1 день в неделю, от Троицы до 1 августа - должен пахать (лорд дает все нужное
для работы, и кормит рабочий скот)

От 1 Августа до Духова дня виллан должен:

- рубить жерди для забора
- 1 день в году чинить изгороди у дороги
- рубить дрова для растопки
- чинить стены и класть кровлю
- ездить с поручениями и возить грузы, куда и когда лорд скажет

Виллан также
- 3 дня за лето косит господские луга, раскладывает скошенное для просушки и
ворошит сено (не менее двадцати человек)
- возит сено с лугов и копнит его
- убирает первый урожай на господском поле, сколько лорд скажет
- 1 день работает на прополке
- должен вымыть и остричь 5 овец или 10 ягнят
- должен сжать 4 акра пшеницы и 4 акра овса, связать в снопы и отнести в амбар, и удобрить поле
- так же поступить с рожью, ячменем, фасолью и горохом
- выдергать стебли со жнивья
- и возить навоз на то поле, куда укажет лорд (15 куч навоза или семь с половиной телег)

- не продает приплод от своих лошадей и коров без позволения лорда
- следит, чтобы его овцы не лежали на господском поле

При должном выполнении требований виллану дозволено:

- за косьбу получить на всех одну овцу или 12 пенсов, а также полкварты пшеницы
(или один пшеничный хлеб), и 4 пенса на выпивку, и ведерко соли, и один сыр, и
связку хвороста или пук соломы, чтобы готовить пищу.

- взять для каждой упряжной скотины пол-охапки сена на прокорм.
- взять маленькую охапку травы, если отработал на косьбе, но только если не
сломал рукоятку косы и не менял лезвие

Виллан может быть освобожден от работы по болезни:
- если он болен и немощен, так что понадобится ему исповедаться и приобщиться, то
будет он свободен от всех обязанностей (кроме пахоты), но только на один месяц.
- если он в течение недели будет болен настолько, что понадобится ему
исповедаться, то освободить его ото всех работ на этот срок, но не долее; и
если он выздоровеет, то освободить его от работ еще на два дня

А если он будет болен долее одного месяца, то от работ его далее не освобождать. И если болезнь повторится, то более освобождения от работ ему не давать. И если кто умрет, то лорд возьмет лучшую скотину или 32 пенса деньгами, если скота нет, и жена покойного ото всех работ будет освобождена на 30 дней (не считая пахоты и уборки урожая), но ее сын и наследник покойного от работ освобожден не будет и должен работать, как прежде.

До XVIII века сословного строя в России не было. Общество многократно делилось и меняло состав социальных групп в зависимости от разных ситуаций. Петр I и его последователи подогнали российское общество к средневековым западноевропейским образцам и к XIX веку сформировали в стране сословный строй. Ситуация была закреплена в IX томе «Свода законов Российской империи». В 4-й статье все «природные обыватели России» делились на четыре основных сословия:

  1. Дворянство – высшее привилегированное главенствующее сословие.
  2. Христианское духовенство – привилегированное сословие служителей церкви.
  3. Городское население включало в себя привилегированных Почетных граждан, купцов 1-й и отчасти 2-й гильдии, а также податных купцов 3-й гильдии и мещан.
  4. Сельское население составляли крестьяне разных форм зависимости и привилегированное казачество.

Из этих сословий и инородческих групп к концу века сформировалось несколько категорий, условно составивших сословную структуру российского общества.

soslovija

Сословия в XIX веке: их права, привилегии и обязанности

Права и привилегии

Дворянство

Потомственные и личные.

  • владение населенными землями;
  • освобождение от налогов;
  • земских повинностей (до второй половины XIX в.);
  • освобождение от обязательной службы и телесных наказаний;
  • сословное самоуправление;
  • поступление на государственную службу и на получение образования в привилегированных учебных заведениях.

Личные дворяне не могли передавать свое достоинство по наследству.

Особых обязанностей для дворянского сословия Российское законодательство не предусматривало.

Духовенство

Белое (приходское) и черное (монашество).

Белое и Черное духовенство освобождалось от рекрутчины и телесных наказаний. Служители церкви имели право получить хорошее образование.

Представители Черного духовенства обязаны были посвятить свою жизнь церкви, отказавшись от семейных отношений и любых связей с внешним миром. Представители Белого духовенства обязаны были проповедовать слово Божие.

Почетные граждане

Потомственные и личные.

Пользовались свободой от рекрутской повинности, подушного налога и телесного наказания. Имели право участвовать в выборах на общественные должности, кроме права поступления на государственную службу.

Титул почетного гражданина не сопровождался особыми обязанностями.

Купечество

Первой, второй и третьей гильдии

  • Купцы 1-й гильдии имели крупный внутренний и внешний торговый оборот. Были освобождены от многих налогов, рекрутской повинности и телесных наказаний.
  • Купцы 2-й гильдии – были заняты ведением крупной внутренней торговли.
  • Купцы 3-й гильдии вели городскую и уездную торговлю.

Купечество имело права сословного самоуправления и имели доступ к приличному образованию.

Купцы 2-й и 3-й гильдий обязаны были нести рекрутскую, земские и налоговые повинности.

Казачество

Казаки имели право владеть землей, освобождались от выплаты податей.

Казаки обязаны были нести военную службу (срочную и в запасе) с собственным снаряжением.

Мещанство

Ремесленники, мастеровые и мелкие торговцы.

Мещане занимались городскими промыслами и уездной торговлей. Имели права сословного самоуправления и ограниченный доступ к образованию.

Мещане платили все существующие тогда подати, несли рекрутскую повинность, были основой для военной армии. К тому же, мещане не владели землей, обладали урезанными правами и широкими обязанностями.

Крестьянство

Государственные и крепостные до 1861 года (помещичьи, посессионные и удельные) 1861 года.

Государственные крестьяне имели право общинного владения землей и сословного самоуправления.

Крепостные прав не имели вообще.

После 1861 года крестьянское сословие унифицировалось, получив минимум гражданских и имущественных прав.

Крепостные крестьяне должны были отрабатывать барщину, платить оброк и нести другие повинности в пользу владельцев. Все крестьянство, до 1861 года и после несли рекрутскую повинность и большую часть тягла в пользу государства.

Инородцы

Восточные и евреи.

Инородцы имели ряд промысловых и административных прав на отведенных им территориях, а также гарантии государства от частных утеснений.

Обязанности инородцев различались в зависимости от разряда. Подати вносили в широком диапазоне, от ясака, до общепринятых налогов.

К XIX веку большинство европейских стран отказалось от четкого разделения сословий, но в Российской империи эта традиция продолжала существовать до середины века. Отмена крепостного права повлияла на улучшение положения крестьян, но не ослабила межсословных противоречий. Крестьянство, задавленное выкупными платежами, не могло, в массе своей, вырваться из тяжелой нужды. Привилегированные классы еще долго сохраняли свое доминирующее положение в Российском обществе.

  • Сословия в России в XVII веке
  • История развития сословия дворянства в России
  • Положение крестьян в первой половине XIX века

Мне почему-то всегда было сложно освоить и запомнить все сословия, существовавшие в Российском государстве. Данный материал довольно подробный многое для себя отметила и постаралась запомнить, но как мне кажется, статья в виде таблицы с подробным перечнем всех сословий, их прав и обязанностей была бы лучше. Такой материал в таблице с тезисами и запомнить легче, и использовать проще.

А почему здесь нету посадского населения? !

Посадское население — это и есть городское население.

Это невероятный позор для страны иметь в ХIX веке рабство. Иначе это не назвать. И отмена крепостного права не дала всей полноты свободы. А дворяне как были на вершине, так и остались. И виноват в этом не правитель, а страх остаться без трона. Кто бы ни был на троне, он будет поднимать дворянство.

Ничего, США имели рабство в это же время и все равно остаются «сияющим градом на холме».

Похоже, что ты мало смыслишь в истории, а если так, то не стоит ничего писать, потому что другие люди, такие как ты, могут это запомнить, хотя было все по-другому.

Скажи это американцам :))

Не все сословия написаны в таблице.

Нет боярство посатские люди приказные люди и приборные люди

Это сословия 19 века! поэтому и нет бояр и т.д.

В США индейцы и сейчас без прав и живут в резервации. А апартеид отменен и то формально, только в 1960-х годах.

Хотелось бы чтобы были написаны все сословия

Прочитай Первые декреты подписанные Лениным , там есть декрет об отмене всех сословий там подробно все перечислено. От себя добавлю : какая ни была система управления государством или строй , действует все таки один принцип .Чтобы хорошо жить , на это надо время и средства, которые возможны только от аренды, если этого нет тогда попадаешь в более низкое сословие — занимаешься бизнесом, в ущерб, свободному личному времени, если не можешь заниматься бизнесом , тогда попадаешь в еще более низкое сословие — будешь ходить всю жизнь от заката до рассвета на работу и получать копейки. Карл Маркс к сожалению в Капитале про это не написал.

Хотелось бы сначала краткое описание сословий, а потом уже превилегии и обязанности.

Эту таблицу необходимо дополнить. Ведь были ещё и почётные граждане, и разночинцы, и ремесленники, и войсковые обыватели. Пожалуйста, дополните таблицу необходимой информацией. Спасибо.

Во Франции до революции было официально три сословия: дворянство, духовенство и «третье сословие», в которое входили все остальные: и буржуазия, и крестьяне. В России всё намного сложнее, как видно из статьи. Слово «мещанство» со временем приобрело негативную окраску, хотя по сути оно отражает исторически всего лишь то, что сейчас входит в «средний класс». А привилегии хоть отменяй, хоть не отменяй — они останутся всегда.

Разве была революция во Франции?!

Была, была. Великая французская буржуазная революция 1789-1794гг.

Мне кажется, что таблицу сословий неплохо чуть подрихтовать: казачество нужно поставить выше крестьян и мещан. Это военное сословие, имеющее высокий статус. Возможно даже (в некоторых аспектах) выше купечества. Россия всегда была милитаризированной державой, и воин в ней ценился выше купца.

Казачество входило в сословие сельских обывателей-крестьян, но освобождалось от подушного оклада, поэтому было привилегированной группой.

Дворяне были обязаны явиться на смотр.

Когда? Во времена царя Алексея, да. А Петруха уже поставил армию на совершенно другую основу, в которой не было феодального ополчения.

Духовенство еще при Петре было освобождено от подушного оклада, как и дворяне.

Жаль что не все сословия здесь есть

Здесь сословия 19 века.

Класс, я за это сообщение на уроке получила 5!

Очень поверхностно составлена таблица. Уже в 18 веке были мастеровые и их не соединяли с мещанами. Мастеровых даже распределяли при строительстве новых заводов. Их и их семьи так и записывали — мастеровой или мастерская девка (дочь). Еще до отмены крепостного права были крепостные (зависимые) крестьяне и временно зависимые крестьяне. Все это указывалось в метрических книгах и ревизских сказках.

Да прикольно, я сейчас на уроке это читаю)

Не читайте через пятое на десятое. Статья называется «Российские сословия ХIХ века.

Для полноты картины очень не хватает процентного -количествеонного соотношения между сословиями.

по памяти выдам, на 19 век, но сразу скажу сведения могут бысть с ошибкой
дворян 1%,
духовенства, купцов 3-4%
все виды городского населения низких сословий, мещане, рабочие около 10%
казаки 5-7%
крестьяне 72-75%
инородцы 7-10%

Замечу что «нынешние» любят вспоминать хруст французкой булки и упоительные вечера. Да здорово! Но блага той цивилизации в полной мере были доступны дворянам 1% населения, а остальным в урезанных вариантах.

Мне все в таблице понравилось !

Не мог запомнить последовательность слоев. Сопоставил каждый с нынешнем и стало проще.
1. дворянство — президент, государственная дума, дипломаты.
2. духовенство — судьи, депутаты и чиновники.
3. почетные граждане-полиция, прокуратура.
4. купечество — крупный и средний бизнес.
5. казачество — военнослужащие.
6. мещанство — узкие специалист, инженеры,начальники.
7. крестьянство — работники бюджетной и промышленной сферы.
8. иногородние — гастробайтеры.

По поводу духовенства. На картинках изображены священнослужители не позднее начала XVIII века — Патриарх (слева) и архимандрит (справа). Т.е. оба относятся к черному духовенству. В XIX столетии одежды священнослужителей выглядели несколько иначе. Или авторам сей картинки недосуг было даже в Википедию заглянуть?

Добавить комментарий Отменить ответ

Histerl
Histerl © 2014-2021 :: Контакты :: Карта сайта :: Дворцовые перевороты :: Романовы :: Войны :: Правители :: ВОВ :: Все даты по истории ::

Продажа крепостных крестьян с аукциона. Худ. К. Лебедев

Крепостное право… какие ассоциации вызывает это словосочетание? На ум сразу приходит душераздирающие сцены продажи несчастных крестьян, истязание их до смерти за мельчайшие провинности, проигрыш их в карты барином. Много чего приходит на ум при упоминании данного феномена российской цивилизации. Классическая русская литература, созданная представителями высшего европеизированного сословия России - дворянами, четко укрепила в нашем сознании стереотип, в соответствии с которым крепостное право чётко ассоциируется нами ни с чем иным, как с юридически закрепленным рабством, сопоставимым с положением американских негров. Право собственности на людей позволяло помещикам на вполне законных основаниях делать с крестьянами всё, что угодно – истязать их, нещадно эксплуатировать и даже убивать. Недавно отмеченная 155-летняя годовщина отмен крепостной зависимости (1861г. - год отмены крепостного права в России) даёт нам повод осмыслить – были ли годы крепостного права в России рабством, и на каких этапах оно (крепостное право) таковым стало.

В XVI-XVII веках, когда было введено крепостное право, устройство Московской Руси, как государства, существенно отличалось от западных монархий, где отношения между королем и феодалами строились на договорных отношениях, и невыполнение королём обязательств освобождало вассалов от их обязанностей.Смотр служилых людей XVI–XVII веков. Худ. С. Иванов

В России сложилось «служилое государство», где каждое сословие имело свои обязанности перед государством, воплощением которого была сакральная фигура помазанника Божьего. Выполнение этих обязанностей давало представителям всех сословий определённые права. Лишены обязанностей перед государством были только холопы, но и они служили государю, являясь слугами служилых людей. На тот момент именно к холопам, лишенным личной свободы, более всего подходило определение рабов – они всецело принадлежали своим хозяевам, отвечавшим за них.

Исполнение обязанностей перед государством подразделялось на два вида: служба и тягло. Служилое сословие выполняло свой долг перед государством, служа в армии, либо трудясь на чиновничьих должностях. К служилому сословию относились бояре и дворяне. Тягловое сословие было освобождено от службы в армии. Это сословие платило тягло – налог в пользу государства. Он мог быть как в денежной форме, так и в натуральном виде. К этому сословию относились крестьяне, купцы и ремесленники. Представители этого сословия были лично свободными людьми, в отличие от холопов, на которых тягло не распространялось.Барщина - натуральный оброк владельцу земли

На первом этапе (до XVII века) крестьяне не были закреплены за сельскими обществами и помещиками. Они арендовали землю, беря ссуду у владельца оной - зерном, инвентарем, рабочим скотом, хозяйственными постройками. Для оплаты этой ссуды они платили владельцу земли натуральный оброк – барщину. При этом они оставались лично свободными людьми. На этом этапе у крестьян (не имеющих долгов) было право перехода в другое сословие. Ситуация изменилась в середине XVII века, когда крестьяне были прикреплены к определенным земельным участкам и владельцам этих участков – крепостная зависимость была утверждена по соборному уложению 1649 года при царе Алексее Михайловиче. При этом владельцы участков выступали в качестве представителей государства и, фактически, крепостные крестьяне принадлежали не помещику, а государству, и прикреплены были не к нему лично, а к земле, которой он распоряжался. Крестьяне обязаны были отдавать помещику часть своего труда. Именно этот период можно назвать началом окончательного закрепощения крестьян. Переход крестьян в другие сословия был запрещён. Впрочем, для крестьян, не способных выплатить ссуды, запрет перехода в другие сословия был настоящим спасением, поскольку спасал их от перспективы переведения в категорию кабальных холопов, или, попросту, рабов. Выгодно это было и государству, которому было не выгодно плодить холопов, не платящих тягло.

После смерти помещика поместье, вместе с прикреплёнными крестьянами, возвращалось в казну и вновь распределялось среди служилых людей. При этом далеко не факт, что поместье доставалось родственникам умершего помещика. Поместное землевладение фактически преобразовалось в частную собственность на землю лишь в XVIII веке.Бояре. Худ. П. Павлов

Впрочем, всё-таки полноценные владельцы земли на тот момент существовали – это были бояре, имевшие право передавать свои вотчины по наследству. Они более всего были похожи на западных феодалов. Но, начиная с XVI века, их права на землю были существенно ограничены царской властью – была затруднена продажа ими земель, после смерти бездетного вотчинника земля передавалась в казну и распределялась по поместному принципу. Кроме того, собственность на землю у вотчинников не распространялась на крепостных крестьян.

Крепостные крестьяне, не прикреплённые к определённому помещику (государственные крестьяне) были в более привилегированном положении. Они были прикреплены к земле (хотя временно могли заниматься промыслом), не могли переходить в другое сословие, но при этом были лично свободными, обладали собственностью, имели право участвовать в выборы в Земский собор. Единственной их обязанностью была выплата тягла в пользу государства. Крепостные рабочие на металлургическом производстве

Петровские реформы существенно усилили крепостную зависимость крестьян. На крестьян была возложена воинская повинность (ранее служба была обязанностью лишь дворян) – они обязаны были представлять рекрутов от определенного количества дворов. Государственные крепостные крестьяне практически все были переданы помещикам, лишившись лично свободы. В крепостные крестьяне обратили многочисленный свободный люд – бродячих торговцев, свободных ремесленников, просто бродяг. Тут очень кстати оказалась всеобщая паспортизация и внедрение аналога прописки. Появились крепостные рабочие, приписанные к заводам и мануфактурам. Холопов обязали платить государственное тягло, уравняв с крепостными. Правда, это нововведение скорее говорит в пользу Петра, поскольку закрепостив холопов, он дал им и определённые права, освободив их из рабства.

Несмотря на усиление крепостной зависимости, ни помещики, ни крепостные заводчики так и не превратились полноправных владельцев крестьян и рабочих. Более того – их власть над закрепощенными была ограничена государством. В случае притеснения крестьян, включая бывших холопов, поместье, вместе с крестьянами возвращалось государству и передавалось другому владельцу. Запрещено было вмешательство помещика в заключение браков между крестьянами. Запретили продавать крепостных врозь, разлучая семьи. Институт вотчинников был упразднён.

Проводилась целенаправленная государственная политика борьбы против торговли крепостными. Крепостного, даже холопа, нельзя было продать без участка земли, что делало такой торг невыгодным. Крепостных рабочих можно было продать (и купить) только вместе с заводом, что вынуждало заводчиков повышать квалификацию (в том числе и за рубежом) имеющихся в наличии рабочих.Петр I кардинально реформировал страну на европейский манер, но сохранил служилое государство

Парадоксально, но Петр, слепо преклонявшийся перед всем европейским, при реформировании страны сохранил русские институты служилого государства и даже максимально ужесточил их, а не использовал западную модель отношений между королём и феодалами-землевладельцами (где аристократы не зависели от службы).

Обязанности перед государством, возложенные на все сословия, были ужесточены не только в отношении крестьян - служилого сословия реформирование коснулось не в меньшей степени. Дворян обязали выполнять служебную повинность не от случая к случаю, как ранее, а на постоянной основе. С пятнадцатилетнего возраста дворянин обязан был выполнять пожизненную воинскую или гражданскую повинность, успев получить до этого образование. Служба начиналась с самых нижних чинов и длилась годами и десятилетиями, зачастую в отрыве от семьи.

Впрочем «страдали» дворяне не долго. Уже при первых преемниках Петра наметилось стремление аристократии сложить с себя тяжелые государственные повинности, сохранив за собой все привилегии. В 1736 году, при Анне Иоанновне, пожизненная служба для дворян была заменена 25 годами. Обязательная служба с 15-летнего возраста, начиная с младшего чина, превратилась в профанацию – дворянских детей записывали на службу с рождения и к 15 годам они «дослуживались» до офицерского чина.

При Елизавете Петровне безземельным дворянам разрешили иметь крепостных. Помещики получили право ссылать крепостных в Сибирь вместо отдачи их в рекруты.Екатерина II

Окончательно институт служилого государства, не имеющий аналогов в мире, был разрушен в России при Екатерине Второй. Немка по происхождению, она не знала стародавних русских обычаев и не понимала различий между крепостными и рабами.

Манифест от 18 февраля 1762 года, выпущенный Петром Третьим, но реализованный Екатериной Второй, освободил дворян от обязательной службы государству – служба становилась добровольной. Фактически была внедрена система западной аристократии: дворяне получили в частную собственность землю и крепостных крестьян, безо всяких условий, лишь по праву принадлежности к сословию. Крестьяне обязаны были служить помещику, который был освобожден от службы государству.

При Екатерине Второй крепостные крестьяне были превращены в полноценных рабов. За «предерзостное поведение» их можно было, без всякого ограничения в численности, ссылать в Сибирь. Крестьяне были лишены права жаловаться и обращаться в суд на помещика. Помещикам была жалована привилегия самостоятельно судить крестьян. Крепостных можно было продавать за помещичьи долги с публичного торга.

Размер барщины был увеличен до 4-6 дней в неделю. Это привело к тому, что в некоторых губерниях крестьяне могли работать на себя лишь ночью.Крестьяне ответили на екатерининские реформы крупнейшим восстанием. Картина

С 1785 года, согласно жалованной грамоте, крестьяне перестали считаться подданными короны и фактически приравнивались к сельскохозяйственному инвентарю помещика. В столь жалком состоянии крестьянство (более трети населения страны) было обречено просуществовать вплоть до середины XIX века.

Существенное послабление в своём положении крепостные крестьяне получили с приходом к власти (в 1825 году) Николая Первого, известного нам по отечественной истории как «реакционера и крепостника». При Николае Павловиче был выпущен ряд указов, смягчивших участь крестьян и возложивших определённые обязанности на дворян.

Было запрещено продавать людей отдельно от их семейств, запрещено покупать крепостных безземельным дворянам, помещикам запретили ссылать крестьян на каторгу. Была прекращена практика раздача крепостных дворянам за заслуги. Всем государственным крепостным выделили наделы земли и участки леса. Крестьянам разрешили выкупаться из продаваемых имений. За жестокое обращение с крепостными помещиков преследовали, и это было не фикцией – за время царствования Николая I имений лишилось несколько сотен помещиков. При Николае Первом крестьяне вновь стали подданными государства, перестав быть собственностью помещика.Освобождение крестьян. Худ. Б. Кустодиев

Окончательно рабство в России, учрежденное либеральными и прозападными правителями России, было отменено в 1861 году, в царствование Александра Второго. Правда, освобождение было не совсем полным – освободились только от зависимости от помещика, но не от зависимости от крестьянской общины, от которой крестьяне были освобождены в ходе крестьянской реформы в России, которая была проведена Столыпиным в начале XX века.

Впрочем, отмена рабства отнюдь не искоренила из российских реалий элементов крепостного права, регулярно возникающих в истории страны. Наиболее яркий пример из XX века – крепость, наложенная на крестьян-колхозников в виде приписки к определенному населенному пункту, определенному колхозу и заводу и ряд четко оговоренных обязанностей, исполнение которых даровало определенные права, практиковавшиеся во времена сталинской модернизации.

Читайте также: