Предоставление информации о налогах

Опубликовано: 11.05.2024

Приказ ФНС России от 15.10.2020 N ЕД-7-11/753@ утвердил новую форму справки о доходах и суммах налога за 2021 год, которая выдается физическим лицам по месту работы в ответ на их письменный запрос. При этом по доходам, начисленным в 2020 году, документ нужно оформлять по ранее действовавшей 2-НДФЛ.

Данный документ может предъявляться в различных структуры, учреждения для подтверждения размера заработка и удерживаемого НДФЛ. Кроме того справка выдается при увольнении работника в обязательном порядке.

Когда нужна справка о доходах и суммах налога физического лица?

Работник вправе в любой момент обратиться к своему работодателю за получением сведений о начисленном заработке за определенный период и удержанном НДФЛ.

Запрос на предоставление информации оформляется в письменном виде в форме заявления в свободном виде. В ответ на просьбу работодатель в течение 3-х дней оформляет справку, где отражаются данные о доходах и суммах налога за необходимый период, указанный в заявлении сотрудника.

Такая справка может понадобиться сотруднику для различных целей:

  • для оформления декларации 3-НДФЛ с целью получения вычетов и возврата налога — оформляется за прошедший календарный год;
  • для предъявления в банк для взятия кредита или ипотеки;
  • для предъявления в соцзащиту для оформления различных пособий и социальных выплат;
  • для получения визы на заграничные поездки.

Кроме того, работодатель сам оформляет ее и выдает по умолчанию при увольнении сотрудника из компании.

Справку можно оформить не только за календарный год, но и за любой другой период, если работнику это нужно. В своем заявлении он вправе указать то количество месяцев или лет, за которые нужны сведения, работодатель вправе использовать для оформления бланк типовой формы, указав в нем заработок и налог только за нужные месяцы.

В 2021 году работодатели обязаны выдавать справки в обновленном формате — при этом в новой форме отражаются данные о доходе и налоге с 01.01.2021. По начислениям и НДФЛ, имевшим место в 2020 году, предоставлять сведения работнику нужно по прежней форме 2-НДФЛ.

Новая форма для 2021 года

По доходам, полученным с 1 января 2021 года работникам по их запросу выдается справка по новой форме, утвержденной Приказ ФНС России от 15.10.2020 N ЕД-7-11/753@. Данный приказ в приложении 1 содержит новый бланк 6-НДФЛ, а в приложении 4 — новый бланк справки для выдачи персоналу.

Работникам сведения по новой форме нужно выдавать уже в 2021 году, однако в справке отражаются сведения только по выплатам 2021 года. Доходы и налоги, начисленные в 2020 году, отражаются в форме 2-НДФЛ, утвержденной Приказом ФНС от 02.10.2018 № ММВ-7-11/566.

Важно: Если работник просит сведения за 2020 год, нужно оформить 2-НДФЛ из Приложения 5 Приказа от 02.10.2018 № ММВ-7-11/566. Если нужны данные за 2021 году — по форме из Приложения №4 из Приказа от 02.10.2018 N ММВ-7-11/566@.

Новый бланк справки, как и раньше, содержит 5 разделов:

  • 1 — информация о работодателе, выполняющем роль налогового агента по НДФЛ;
  • 2- сведения о работнике, которому выдается справка;
  • 3 — помесячный перечень доходов;
  • 4 — суммы применяемых вычетов;
  • 5 — общие суммы заработка, удержанного и неудержанного налога.

Как заполнять — пошаговая инструкция

Чтобы в 2021 году выдать справку работнику, нужно сначала получить от него письменное заявление с просьбой предоставить сведения о доходах и суммах налога за год. Заявитель указывает, за какой период ему нужна информация.

→ Если сведения нужны за 2020 год, например, для заполнения 3-НДФЛ для получения вычетов и возврата налога, то подготовить документ нужно по старой форме.

→ Если сведения нужны за 2021 год, то следует взять приложение №4 к новому расчету 6-НДФЛ и заполнить пять разделов, содержащихся в этом бланке.

В целом, содержание разделов в обеих формах практически одинаково, поэтому процесс заполнения будет индентичен. Ниже приведены образцы заполнения справки по форме 2-НДФЛ за 2020 год и новой формы за 2021 год.

Так как содержание новой и старой формы одинаково, то особенности их заполнения можно рассмотреть в одной таблице ниже:


ИФНС может истребовать у плательщиков документацию, подтверждающие ту или иную хозяйственную операцию. Налогоплательщик обязан предоставить ответ в установленные законом сроки. За неисполнение этого требования предусмотрена ответственность в виде штрафа, который взыскивается с директора компании или главного бухгалтера.

Рассмотрим подробнее, как предоставляется ответ налоговой на требование о предоставлении документов, форму ответа и сроки его подачи.

  • В каких случаях ИФНС требует документы
  • Какие документы могут истребовать должностные лица ФНС у компании
  • Сроки предоставления документов по требованию налоговой
  • Как подготовить ответ налоговой на требование о предоставлении документов
  • Последствия ненаправления ответа на запрос
  • Как поступить при отсутствии документов
  • Как правильно организовать взаимодействие с налоговой службой

В каких случаях ИФНС требует документы

Первичные документы, отражающие взаимоотношения между контрагентами, могут понадобиться налоговой службой для проверки законности операции, а также правильности начисления обязательных платежей в бюджет. Истребовать документацию должностные лица ИФНС могут у проверяемой компании, а также юридических лиц и предпринимателей, которые с ней работали.

Отказ от предоставления документов и нарушение установленных нормативно-правовыми актами сроков влечет серьезные последствия вплоть до блокировки счета, что делает невозможным работу компании.

Обратите внимание, что форма требования строго регламентирована приказом ММВ-7−2/628@. В запросе налоговой обязательно указывается исчерпывающий перечень первичных документов, которые компания или ИП обязаны предоставить.

Что могут истребовать должностные лица ФНС у компании

Дополнительно направляются другие документы, подтверждающие наличие взаимоотношений между субъектами предпринимательства:

  • Гражданско-правовые договора с приложениями;
  • Дополнения к договорам
  • Выставленные и оплаченные счета;
  • Акты выполненных работ;
  • Декларации;
  • Счета-фактуры по НДС.

Сроки предоставления документов по требованию налоговой

Согласно действующему порядку, срок предоставления документов по требованию налоговой в 2020 году составляет:

  • Для компании, которая проходит проверку или предоставляет документы по конкретной гражданско-правовой сделке — 10 дней;
  • При передаче данных по контрагенту (если они есть) — 5 дней.

Важно не допустить нарушение сроков предоставления документов. Для этого нужно помнить, что первым днем, с которого начинается отчет, является следующий за получением требования. А именно:

  • Если запрос отправлен по почте — 6 день с момента отправки;
  • Если налоговая выставила требование в личном кабинете — следующий за днем размещения;
  • Если используется ТКС — день отправки подтверждения о получении запроса.

Как подготовить ответ налоговой на требование о предоставлении документов

Форма документа, который направляет компания в ответ на запрос ИФНС, строго не регламентирована. Необходимо указать реквизиты требования и перечислить список копий документов, которые к нему прилагаются с указанием числа страниц.

Иногда в запросе должностные лица налоговой службы требуют дать пояснения по конкретной сделке. В этом случае их необходимо предоставить в письменной форме, текст ответа может быть произвольным.

Если у компании отсутствуют запрошенные документы, необходимо написать об этом и указать причину отсутствия первичной или итоговой документации.

Правила предоставления копий документов:

Если компания или ИП физически не может предоставить ответ в указанное законом время по объективным причинам, она просит у налоговой отсрочку. Перенос сроков возможен только после направления письменного уведомления в адрес должностных лиц налоговой службы.



Последствия ненаправления ответа на запрос

Субъект предпринимательства, который не хочет иметь проблем с налоговой службой, имеет только три варианта действий в ответ на запрос налоговиков:

Плательщик несет ответственность за отказ в предоставлении документов. Причем налоговые инспектора считают отказом факт непредоставления даже 1 документа из запрошенного списка. В этом случае виновное должностное лицо штрафуется согласно нормам административного кодекса.

Ответственность за предоставление документов в налоговую службу несет руководитель предприятия, он же привлекается к ответственности (статья 126 НК РФ). Главный бухгалтер отвечает только в том случае, если обязанность по взаимодействию с ФНС прямо прописана в его должностной инструкции.

Отсрочка по предоставлению документов дается руководителем налогового органа в ответ на запрос плательщика. Он направляется на следующий день после получения запроса и рассматривается в течение 2 дней.

Как поступить при отсутствии документов

Потеря документации, ее уничтожение до истечения срока хранения или неотражение сделки в первичных документах и бухучете влечет такие последствия:

  • Доначисление налоговых платежей вместе с санкциями за их несвоевременную уплату;
  • Привлечение к административной ответственности за нарушение правил учета хозяйственных операций;
  • Привлечение к уголовной ответственности, если представителями правоохранительных органов будут доказаны умышленные действия, направленные на уклонение от налоговых платежей.

Как правильно организовать взаимодействие с налоговой службой

Хотите правильно организовать взаимодействие с налоговой службой и избежать проблем, связанных с нарушением порядка предоставления документов? Обращайтесь за помощью в компанию «Мегаконсалт». Мы предоставляем услуги по ведению бухгалтерского учета на условиях аутсорсинга. Наши бухгалтера и юристы досконально знают порядок взаимодействия с ИФНС и не допустят нарушений, которые могут повлечь негативные последствия для вас.

Для получения консультаций и оформления заявки на услуги по ведению бухучета в компании «Мегаконсалт» обращайтесь к нашим менеджерам по указанным телефонам.

Начиная с 2021 года, налоговики должны направлять организациям сообщения об исчисленных суммах транспортного налога.

Как налоговики составляют и направляют сообщение?

Основу сведений для составления сообщения составляет информация, которую налоговики получают от органов, осуществляющих государственную регистрации транспортных средств.

На основании этой информации они составляют сообщение для организации.

В сообщении налоговики укажут объект налогообложения, налоговую базу, налоговый период, налоговую ставку, сумму исчисленного налога.

Форма сообщения утверждена приказом ФНС России от 05.07.2019 г. № ММВ-7-21/337@.

Сообщения направляются организациям по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика, а в случае невозможности передачи указанными способами - по почте заказным письмом.

В этом случае оно считается полученным по истечении 6-ти дней с даты направления заказного письма.

Передать сообщение могут и лично под расписку руководителю организации.

Когда налоговики направят сообщение?

Направление Сообщений осуществляется за истекший календарный год.

Сообщение организации направят по месту нахождения принадлежащих ей транспортных средств.

Организация должна получить сообщение в следующие сроки:

  • в течение 10-ти дней после составления сообщения об исчисленной сумме налога, подлежащей уплате за истекший налоговый период, но не позднее 6-ти месяцев со дня истечения установленного срока уплаты налога за календарный год;
  • не позднее 2-х месяцев со дня получения ИФНС документов или иной информации, влекущих исчисление (перерасчет) суммы транспортного налога, которую следует уплатить за предыдущие годы;
  • не позднее 1-го месяца со дня получения налоговиками сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, о том, что соответствующая организация находится в процессе ликвидации.

Исполнение обязанности по уплате транспортного налога не поставлено в зависимость от направления сообщений.

Рассчитывать налог организации должны самостоятельно. (письмо ФНС России от 17 июля 2020 г. № БС-4-21/11555@).

Тем не менее, если организация не получила сообщение от инспекции, ей следует уведомить об этом налоговиков (п. 2.2 ст. 23 Налогового кодекса).

Нужно заранее заявить о льготах по транспортному налогу

Чтобы налоговики рассчитали сумму транспортного налога правильно, надо заранее позаботиться о представлении документов, подтверждающих право на налоговую льготу (при наличии права на использование таковой).

Поскольку сообщение составляется на основе информации, имеющейся у налогового органа, в т. ч. результатов рассмотрения заявления о льготе.

Если налоговики на дату составления сообщения не будут обладать информацией о предоставленной налоговой льготе, они включат в сообщение суммы исчисленных налогов без ее учета (письмо ФНС России от 03.12.2019 г. № БС-4-21/24690@).

Заявление о льготе следует представить по форме, утвержденной приказом ФНС России от 25.07.2019 № ММВ-7-21/377@.

Подавать заявление нужно только за налоговые периоды, начиная с 2020 года.

Поскольку налоговые льготы за предшествующие налоговые периоды, а также за период в течение 2020 года заявлялись в соответствии с ранее действовавшими положениями нормативных правовых актов.

Что делать, если получено сообщение без учета льгот по транспортному налогу?

Если сообщение было направлено организации без учета имеющихся у нее налоговых льгот, она имеет право в течение 10-ти дней с момента его получения представить в ИФНС пояснения и документы, подтверждающие обоснованность применения льготы.

О результатах их рассмотрения налоговый орган должен проинформировать организацию.

Если на то будут основания, он проведет перерасчет налогов и направит уточненное сообщение.

Если с учетом результатов рассмотрения пояснений или документов суммы исчисленных налогов, отраженные в сообщении, превысят суммы уплаченных организацией налогов, то инспекция фиксирует недоимку и приступает к ее взысканию в общеустановленном порядке.

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

Бератор нового поколения
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА

То, что нужно каждому бухгалтеру. Полный объем всегда актуальных правил учета и налогообложения.

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование


Заместитель директора ДМАиК

Понравилась статья? Поделитесь!

ВОПРОС:

Является ли дача финансовым органом письменных разъяснений налогоплательщику по вопросам применения нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах, предусмотренная статьей 34.2. Налогового кодекса РФ, муниципальной услугой по смыслу норм Федерального закона №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»? (вопрос от муниципального образования Нижегородской области).

ОТВЕТ:

Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия (пункт 1 статьи 1 закона).

В частности, установлено, что в целях реализации Федерального закона от 27 июля 2009 г. № 210-ФЗ исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации можно выделить следующие группы услуг:

  • государственные услуги, предоставляемые непосредственно исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации:
  • такие услуги предоставляются по запросам заявителей (физических или юридических лиц) в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги (часть 1 статьи 1 Федерального закона от 27 июля 2009 г. № 210-ФЗ);
  • предоставление данных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами (часть 1 статьи 12 Федерального закона от 27 июля 2009 г. № 210-ФЗ).
  • услуги, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг, оказываются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг:
  • к необходимым и обязательным услугам относятся услуги, в результате оказания которых заявитель может получить документ, необходимый в соответствии с нормативными правовыми актами при обращении за государственной услугой, а также услуги, обращение за которыми необходимо для получения государственной услуги в соответствии с нормативными правовыми актами.
  • перечень услуг, оказываемых в целях предоставления исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации государственных услуг, утверждается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (пункт 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2009 г. № 210-ФЗ).
  • услуги, предоставляемые государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ):
  • соответствующие услуги подлежат включению в реестр государственных или муниципальных услуг и предоставлению в электронной форме в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2009 г. № 210-ФЗ, в том случае, если указанные услуги включены в перечень, установленный Правительством Российской Федерации.
  • к данным услугам не относятся услуги, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг, указанные выше в пункте 2 данных разъяснений;
  • высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе утвердить дополнительный перечень услуг, оказываемых в субъекте Российской Федерации государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) субъекта Российской Федерации или муниципальное задание (заказ) (часть 3 статьи 1 Федерального закона от 27 июля 2009 г. № 210-ФЗ).

Понятие «муниципальная услуга» определено в п. 2 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ как деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется:

  • по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги,
  • по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований,
  • в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), в установленных законом случаях.

Анализ норм Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ в части вопросов местного значения свидетельствует о том, что ни в одном из перечней, установленных соответствующими статьями данного закона, не содержится упоминания о «даче финансовым органом письменных разъяснений налогоплательщику по вопросам применения нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах» (см. в т.ч. ст. 14. Вопросы местного значения городского, сельского поселения, ст. 15. Вопросы местного значения муниципального района и ст. 16. Вопросы местного значения муниципального, городского округа).

В текущем году в целях обеспечения систематизации Казначейством России сведений, размещенных в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение реестров государственных и муниципальных услуг, в текущем году распоряжением Правительства РФ от 18.09.2019 № 2113-р был утверждён перечень типовых государственных и муниципальных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями, а также органами местного самоуправления (начало действия документа - 18.09.2019). Указанный перечень не содержит упоминания о деятельности, связанной с предоставлением финансовым органом письменных разъяснений налогоплательщику по вопросам применения нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах.

Выборочный анализ действующих нормативных правовых актов муниципальных образований, размещённых в СПС «КонсультантПлюс Регион», также не выявил в составе перечней услуг, утверждённых на уровне муниципальных образований, подобных видов деятельности. Так, например, такой перечень в отношении муниципальных услуг утверждён постановлением администрации городского округа Навашинский Нижегородской области от 20 ноября 2018 г. № 897 «Об утверждении перечня муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления, муниципальными учреждениями и организациями, участвующими в оказании муниципальных услуг на территории городского округа Навашинский Нижегородской области» (действует в редакции от 16.10.2019 № 983)[1].

Указанный перечень включает 58 муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления, муниципальными учреждениями и организациями, участвующими в оказании муниципальных услуг на территории городского округа Навашинский Нижегородской области (см. приложение) в разрезе следующих сфер - услуги в сфере образования, услуги в сфере жилищных отношений, услуги в сфере культуры, услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства, услуги в сфере земельных отношений, услуги в сфере градостроительства, услуги в сфере имущества и недвижимости, услуги в сфере строительства, услуги в сфере предпринимательской деятельности, иные услуги.

При этом в составе услуг в разрезе соответствующих направлений указаны такие виды деятельности как, например:

  • прием заявлений о зачислении детей в муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады), а также постановка на соответствующий учет;
  • предоставление информации об образовательных программах и учебных планах, рабочих программах учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), годовых календарных учебных графиках;
  • запись на обзорные, тематические и интерактивные экскурсии, проводимые историко-краеведческим музеем;
  • выдача выписки из домовой книги;
  • утверждение схем расположения земельных участков на кадастровом плане;
  • выдача градостроительного плана земельного участка;
  • заключение (изменение), выдача дубликата договора социального найма жилого помещения;
  • выдача разрешения на размещение нестационарного торгового объекта мелкорозничной сети и т.п.

В перечне иных услуг указаны - выдача архивных справок, заверенных копий и выписок из архивных документов, выдача выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок, выдача справки о наличии печного отопления и т.п.

Кроме того, в приложении к перечню отражены семь государственных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления, муниципальными учреждениями и организациями, по переданным полномочиям на территории городского округа Навашинский Нижегородской области. В их числе - прием и выдача отдельных видов документов и разрешений.

Следует отметить, что соответствующие услуги предоставляются на основании Административных регламентов, являющихся неотъемлемой частью и обязательным элементом реализации норм Федерального закона № 210-ФЗ (см. главу 3 закона).

Что касается положений Налогового кодекса Российской Федерации, установленных статьёй 34.2. «Полномочия финансовых органов в области налогов, сборов, страховых взносов», то следует отметить следующее.

Сложившаяся практика реализации данной нормы свидетельствует о том, что разъяснения по вопросам применения налогового законодательства, которые в силу ст. 34.2 НК РФ дают Минфин России, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, не являются нормативными правовыми актами, не подлежат подготовке, регистрации и обязательной публикации в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, установленными Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009. Эти письма имеют информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах[2] и не подлежат обязательному официальному опубликованию.

Размещение письменных разъяснений, в т.ч. Минфина России (Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России), в различных правовых базах данных и средствах массовой информации не носит статуса обязательного официального опубликования[3]. Такие письменные разъяснения необязательны для исполнения налоговыми органами, налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами. В случае возникновения спорных вопросов налоговые органы руководствуются сложившейся судебной практикой и вступившими в законную силу судебными решениями[4].

РЕЗЮМЕ:

С учетом вышеизложенного, предоставление финансовым органом письменных разъяснений налогоплательщику по вопросам применения нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах, предусмотренное статьей 34.2. Налогового кодекса РФ, не является муниципальной услугой по смыслу норм Федерального закона №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

[1] СПС КонсультантПлюс Регион

[2] Письмо ФНС России от 26.11.2013 № ГД-4-3/21097 «О направлении письма Минфина России (вместе с Письмом Минфина России от 07.11.2013 № 03-01-13/01/47571 «О формировании единой правоприменительной практики»)

Ответ подготовила:

Заместитель директора Департамента методологии, анализа и консалтинга (ДМАиК) Зенцова Елена

Поправки к закону вступили в силу

Налоговая сможет получить от банка больше информации, но только по запросу

Налоговая сможет получить от банка больше информации, но только по запросу

Фото: Роман Данилкин / 63.RU

С сегодняшнего дня в силу вступают поправки к Налоговому кодексу, которые заранее успели всех взбудоражить. Много говорилось о том, что у ФНС стало больше доступа к банковской тайне, а делиться тайнами (особенно банковскими) мало кому захочется. Мы разобрались, что именно поменялось и какую информацию налоговая теперь может получить.

Что произошло?

В феврале Владимир Путин подписал закон о внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации. Среди прочего изменения вносятся в статью 86, которая регламентирует обязанности банков, связанные с осуществлением налогового контроля. В ней появляется подпункт 2.1, обязующий банки по запросу в течение трех дней делиться с налоговой дополнительной информацией.

Что теперь будет знать налоговая?

На самом деле ФНС и так получала много информации — банки обязаны сообщать налоговикам об открытии или о закрытии счетов, вкладов, изменении реквизитов и многом другом. Изменения дают налоговой возможность узнать информацию не только о том, на кого счет открыт, но и о том, кто пользуется им по доверенности. По запросу банк должен предоставить копии паспортов лиц, имеющих доступ к деньгам на счете, доверенности, договор на открытие счета и использование интернет-банка, карточки с образцами подписей и оттиска печати, а также информацию о бенефициарных владельцах, выгодоприобретателях и представителях клиента.

Данные могут узнать в любой момент?

Нет, информация предоставляется по запросу. Законом предусмотрен конкретный список ситуаций, когда ФНС может затребовать информацию у банка. Например, основанием для запроса про организацию или ИП может стать налоговая проверка, истребование документов, решение о взыскании налога, приостановлении операций или отмене приостановления. Данными физлица могут поинтересоваться при согласии руководителя вышестоящего налогового органа, руководителя ФНС или его заместителя, а также при проведении налоговой проверки либо истребовании у него документов. И, наконец, данные могут потребовать на основании запроса уполномоченного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами.

Зачем это нужно?

В ФНС объясняют, что изменения «вводятся для повышения эффективности риск-ориентированного подхода при проведении налогового контроля и предотвращения ущерба от недобросовестных налогоплательщиков, применяющих различные схемы для ухода от налогов». Если совсем просто: налоговая сможет увидеть всех аффилированных лиц, а не только номинальных директоров компаний или владельцев счета.

— Раньше налоговая видела компанию и директора, а кто совершал операции, было непонятно, потому что это уже были внутренние документы, — объясняет экономист Максим Марамыгин. — В налоговую документы уходили за подписью директора. Сейчас они могут посмотреть, кто помимо директора имеет доступ к счету, хотя формально никак не числится.

— Эти нововведения — первый шаг по выводу из тени физических лиц. По юридическим лицам и ИП налоговая и так может получить достаточный объем информации, и всем было понятно, что попытка пролить свет на финансовые отношения рано или поздно доберется и до «физиков», — объясняет Денис Валдеев, юрист компании «Бенефактум». — У принятого закона свои цели: во-первых, преследование обналичивания денег. Во-вторых, тот же 115-й закон о легализации денежных средств, полученных преступным путем. Сейчас достаточно большой объем граждан, которые не имеют официального заработка, налоги не отчисляют, при этом по их счетам бегают огромные денежные суммы. Соответственно, у налоговой задача номер один — обложить эти доходы налогом.

Но принятый закон эту задачу полностью не решает, уверен эксперт: с одной стороны, ФНС получит больше информации о счете и его владельцах, с другой стороны, в законе прописан механизм, по которому информация предоставляется только в рамках камеральных проверок и только по согласованию с вышестоящим налоговым органом.

— Этот механизм частично является защитным от злоупотреблений налоговиками. Но принятый закон — это только первый шаг, ФНС однозначно будет добиваться того, чтобы все денежные операции в стране были прозрачными, — отмечает юрист.

Читайте также: