Предложили ввести новый налог

Опубликовано: 01.05.2024

В России предложили ввести единый оборотный налог
Ai825 / Depositphotos.com

Минэкономразвития России ежегодно формирует проект плана проведения оценки фактического воздействия нормативных правовых актов (п. 5-6 Правил проведения оценки фактического воздействия нормативных правовых актов, утв. постановлением Правительства РФ от 30 января 2015 г. № 83). Соответствующий проект на 2021 год 1 ведомство представило на обсуждение вчера.

При формировании проекта указанного плана были рассмотрены все предложения заинтересованных лиц независимо от формы их представления. Одним из предложений, включенных в план, предусмотрено внесение поправок в Налоговый кодекс – в главы 21, 23, 25, 30 и 34 НК РФ. Рассмотрим его подробнее.

Предпосылки внесения поправок

Разработку инициативы ее авторы связывают с проблемами реализации в правоприменительной практике принципа равенства налогообложения, закрепленного в п. 1 ст. 3 НК РФ. Он означает, что хозяйствующие субъекты, юридически признаваемые плательщиками одного налога и осуществляющие одинаковые облагаемые налогом операции, не должны подвергаться различному налогообложению.

Как отметил Конституционный суд Российской Федерации в своем Постановлении от 22 июня 2009 г. № 10-П, в налогообложении равенство понимается, прежде всего, как равномерность, нейтральность и справедливость налогообложения. "Это означает, что одинаковые экономические результаты деятельности налогоплательщиков должны влечь одинаковое налоговое бремя и что принцип равенства налогового бремени нарушается в тех случаях, когда определенной категории налогоплательщиков предоставляются иные по сравнению с другими налогоплательщиками условия, хотя между ними нет существенных различий, которые оправдывали бы неравное правовое регулирование", – подчеркивается в документе.

Может ли решение налогового органа стать основанием для уплаты налога в большем размере, чем установлено законом? С правовыми позициями судов по данному вопросу ознакомьтесь в "Энциклопедии судебной практики" системы ГАРАНТ . Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Разработчики инициативы указывают, что в соответствии с главами 21, 23, 25, 30 и 34 НК РФ налогоплательщики на общеустановленной системе налогообложения при прочих равных условиях начисляют и уплачивают следующие дифференцированные налоги и взносы: НДС (по ставке 20% к выручке), налог на прибыль (20% к прибыли), НДФЛ (13% к фонду оплаты труда), страховые взносы в фонды (30% к фонду оплаты труда), налог на имущество (не более 2,2% от среднегодовой стоимости имущества). Причем в зависимости от функционала, определяемого с учетом долей фонда оплаты труда, материальных затрат и налога на имущество в выручке, налоговая нагрузка организаций из сфер строительства, транспорта, ЖКХ, сельского хозяйства и машиностроения составляет примерно 24-27% к выручке, а аналогичный показатель для организаций из ТЭК и ритейла в 2-4 раза меньше (6-14% к выручке).

Это подтверждается не только анализом функционала, но и тем, что в соответствии с приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@ налоговые нагрузки отраслей (без учета НДПИ и акцизов), находящихся на общеустановленной системе налогообложения, варьируют в пределах от 5% до 30%. Такое соотношение нагрузок приводит к неравенству, возникающему из-за различного соотношения материальных и трудовых затрат в себестоимости продукции различных отраслей. Кроме того, материало- и фондоемкие отрасли получают экономию по НДС, страховым взносам и НДФЛ, а трудо- и наукоемкие отрасли имеют сверхвысокую нагрузку по тем же налогам, отмечается в обосновании инициативы.

"В результате сегодняшняя дифференцированная система налогообложения (пять налогов и сборов), установленная в главах 21, 23, 25, 30 и 34 НК РФ, превращается в преференциально-дискриминационную. Она дает в скрытой, ползучей форме односторонние налоговые преимущества (преференции) одним отраслям (нефть, газ, энергетика, металлургия, химия, ритейл) за счет остальных отраслей, подвергающихся, также в завуалированной форме, налоговой дискриминации, то есть фактически попадающих в налоговое рабство (машиностроение, строительство, ЖКХ, сельское хозяйство, транспорт)", – считают авторы предложения. В связи с этим они предлагают кардинально перестроить систему налогообложения в России.

Суть инициированных поправок сводится к введению единого оборотного налога, исчисляемого в процентах к выручке, вместо четырех основных налогов и сборов – НДС, налога на прибыль, страховых взносов и НДФЛ. По замыслу разработчиков, признаки и элементы нового налога будут выглядеть следующим образом:

  • налогоплательщик – организация или ИП, на чей расчетный счет поступают доходы от реализации товаров (работ, услуг) покупателям;
  • объект налогообложения – реализация товаров, работ или услуг организацией или ИП путем передачи на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ, возмездное оказание услуг;
  • налоговая база – выручка организации от реализации;
  • налоговый период – каждое событие, связанное с реализацией;
  • налоговая ставка – 6,2%;
  • порядок исчисления налога – произведение налоговой ставки на налоговую базу.

Предусмотрены и особенности уплаты налога, а именно – безакцептное изъятие суммы налога при каждом поступлении на расчетный счет денежных средств от покупателей. То есть безналичное списание суммы налога при каждом поступлении денег на расчетный счет организации или ИП от покупателей, заказчиков или при инкассации наличных денег в ритейле. По мнению авторов идеи, упрощенному сбору данного налога будут способствовать современные банковские технологии.

В числе предполагаемых результатов введения единого оборотного налога указаны следующие:

  • оптимизация системы налогообложения за счет замены одним налогом четырех других – НДС, налога на прибыль, страховых взносов и НДФЛ;
  • обеспечение реализации принципа равенства налогообложения;
  • устранение налоговой дискриминации;
  • избавление от такого явления, как теневая зарплата;
  • обеспечение максимальной простоты налогового администрирования и защиты от уклонения от уплаты налогов;
  • построение профицитного пенсионного бюджета, который позволит снять с повестки дня вопрос повышения пенсионного возраста;
  • восстановление инвестиционной активности и построение гармоничной отраслевой структуры экономики.

Реализация предлагаемой инициативы, по мнению ее авторов, будет способствовать экономическому росту во всех отраслях.

Позиция заинтересованных органов

Стоит отметить, что идея введения единого оборотного налога выдвигалась уже давно. Так, позиция Минфина России по этому вопросу была озвучена еще в 2006 году в ответах на вопросы интернет-конференции Президента России Владимира Путина. Тогда в целях упрощения налоговой системы России предлагалось оптимизировать налоговую систему, исключив из нее лишние налоги. Речь шла о сохранении только двух налогов (НДФЛ и налога на прибыль) и введении третьего – единого оборотного налога при условии корректировки порядка распределения между бюджетами разных уровней доходов от их уплаты. Минфин России отметил, что налоговая система РФ включает в себя совокупность налогов, применяемых во многих странах мира с развитой экономикой, и предлагаемый переход на три налога может создать неоправданные трудности с наполнением доходными источниками бюджетов различных уровней. А значительные различия в налогооблагаемой базе по субъектам и муниципалитетам потребуют применения более сложного механизма перераспределения между ними собираемых налоговых доходов, подчеркнули в ведомстве. "Кроме того, произойдет неоправданное выпадение из налоговой системы имущественных и других видов налогов", – отмечалось в ответе.

Что касается ФНС России, то она не высказала свою позицию по рассматриваемому вопросу, подчеркнув в своем письме от 17 мая 2019 г. № СД-3-3/4898@ "О рассмотрении обращения", что служба не наделена правом законодательной инициативы, которым обладает Минфин России.

НК РФ находится в числе лидеров среди федеральных законодательных актов по числу ежегодно вносимых в него поправок. Помимо корректировки норм, касающихся конкретных налогов и сборов, совершенствуется и сама налоговая система страны. Так, если в момент принятия НК РФ в 1998 году было установлено 16 федеральных, 7 региональных и 5 местных налогов и сборов, то в настоящее время их насчитывается 9, 3 и 3 соответственно (ст. 13-15 НК РФ). Однако заданный курс на оптимизацию системы налогообложения не означает, что государство готово к таким радикальным мерам, как исключение традиционных и устоявшихся в российской системе НДС, налога на прибыль, страховых взносов, НДФЛ и замена их единым оборотным налогом. Даже если законодатель посчитает такую корректировку целесообразной и возможной к осуществлению, потребуется немало времени для подготовки необходимых законодательных решений и анализа всех возможных последствий их принятия.

Согласно проекту плана проведения оценки фактического воздействия нормативных правовых актов на 2021 год рассматривать возможность внесения предлагаемых поправок в НК РФ будет Минфин России. Обсуждение проекта плана продлится до 26 августа.

1 С текстом Проекта Плана проведения ОФВ НПА на 2021 год и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 05/16/07-20/00106559).

13 изменений в налогах с 2021 года, о которых должен знать каждый инвестор

В прошлом году власти заверяли, что фискальная нагрузка расти не будет. Такие обещания правительство давало после повышения ставки НДС с 1 января 2019 года и включения в Налоговый кодекс неналоговых платежей. Тогдашний премьер-министр Дмитрий Медведев говорил о введении моратория на изменение налогов на 6 лет.

Прошел год с небольшим, и уже в 2021 году налогоплательщиков ждет рост акциза на табак, увеличение НДПИ и даже прогрессивная ставка НДФЛ. Как с этими изменениями работать и с какими новшествами предстоит столкнуться в 2021 году, рассказываем в этой статье.

Новшества, которые повлияют на работу и финансовые результаты эмитентов

Информационные технологии. Для IT-компаний с 2021 года действуют новые льготы по налогу на прибыль и страховым взносам (Федеральные законы от 31.07.2020 № 265-ФЗ, от 23.11.2020 № 374-ФЗ).

Чтобы применять пониженные ставки по налогу на прибыль и страховым взносам, компании должны соответствовать условиям. Первое - количество сотрудников должно быть не менее семи. Второе - доля доходов от реализации программных продуктов и услуг должна составлять не менее 90%. Третье условие - компания должна быть аккредитована Минкомсвязи, а изделия разработчиков должны быть включены в реестр Минпромторга.

Льготы предназначены для разработчиков электронных изделий и компаний, которые работают в сфере информационных технологий. Не смогут применять льготы только те компании, которые занимаются сопровождением продуктов других IT-компаний.

Налог на прибыль. Компании будут платить налог на прибыль по льготным ставкам: 3% - для налога, поступающего в федеральный бюджет; 0% - для налога, поступающего в региональные бюджеты.

Страховые взносы. Компании смогут использовать бессрочные пониженные тарифы страховых взносов: 6% - пенсионное страхование, 1,5% - социальное страхование, 0,1% - медицинское.

Торговля. Ставки акцизов на табачные изделия увеличатся на 20% (Федеральный закон от 15.10.2020 № 321-ФЗ). В Налоговом кодексе уже было предусмотрено увеличение акциза на 4% с 2021 года. Но законодатели внесли поправку и увеличили ставку на 2021 год на 20% по сравнению со ставкой, которая действует в 2020 году. Минфин предложил увеличить ставку для компенсации расходов из-за пандемии.

Стоит учесть, что с 31 июля к табачным изделиям относят не только обычные сигареты, а всю продукцию, которая содержит никотин (Федеральный закон от 31.07.2020 № 303-ФЗ).

Фармацевтический сектор. В следующем году еще более 20 позиций медицинских товаров будут освобождены от НДС при импорте и реализации (Постановление правительства от 01.10.2020 № 1574). Например, к этому перечню добавили ирригаторы, компрессоры стоматологические, хирургические, гинекологические и акушерские наборы, офтальмологические инструменты, эндоскопы и другие товары.

Финансы. С нового года законодатели вводят понятия цифровые финансовые активы и цифровая валюта (Федеральный закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ).

Цифровыми финансовыми активами называют цифровые права, которые удостоверяют денежное требование, возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, право на участие в капитале непубличного акционерного общества и право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, которые предусмотрены решением о выпуске цифровых финансовых активов. Учет цифровых прав ведет оператор, а реестр операторов - Банк России.

Цифровой валютой называют информацию, которая принимается в качестве средства платежа или в качестве инвестиций. Цифровая валюта не обеспечивается валютой РФ, валютой иностранного государства или международной валютой. Также цифровая валюта безлична.

Российским компаниям запрещено принимать цифровую валюту в качестве оплаты за товары, работы или услуги.

Кроме того, закон о цифровых валютах могут ужесточить. Минфин предложил обязать владельцев криптоактивов отчитываться в ФНС о получении цифровой валюты, о сделках с ней и ее остатках в кошельке. Если в течение трех лет более двух раз не представить данные в инспекцию или включить ложные сведения, могут лишить свободы до трех лет. Но пока это только проект.

Добыча полезных ископаемых. Рассчитывать НДПИ нужно будет с коэффициентом Крента. Коэффициент может принимать значение от 1 до 3,5 в зависимости от степени выработанности запасов и от участия компании в соглашении о защите и поощрении капвложений. Увеличивать налог на коэффициент нужно не по всем полезным ископаемым. Так, к примеру, не нужно этого делать при добыче торфа природных алмазов, драгоценных камней. Весь перечень можно посмотреть в пункте 11 статьи 1 Федерального закона от 15.10.2020 № 342-ФЗ.

Добыча полезных ископаемых

Также компании смогут воспользоваться двумя новыми вычетами при расчете НДПИ. Первый вычет для компаний, которые добывают нефть на участках недр в Сургутском и Ханты-Мансийском районах Ханты-Мансийского округа – Югры по лицензиям, выданным до 2018 года. Такие компании могут уменьшить налог на 3830 млн рублей. Получить вычет можно только за периоды, когда цена нефти Urals будет выше базовой величины, то есть $40 за баррель. Еще одно условие - компаниям нужно заключить инвестиционное соглашение о добыче нефти до 1 июля 2021 года (Федеральный закон от 15.10.2020 № 340-ФЗ).

Второй вычет для резидентов Арктической зоны (Федеральный закон от 13.07.2020 № 195-ФЗ). Компании смогут уменьшить НДПИ на фактически оплаченные расходы, связанные с приобретением, сооружением и вводом в эксплуатацию некоторых основных средств. К ним относят объекты дорожной, транспортной, инженерной и энергетической инфраструктуры, необходимой для добычи полезного ископаемого, по которому применяется вычет. А применять вычет можно по всем видам полезных ископаемых, помимо углей и углеводородного сырья.

Резиденты Арктической зоны. Власти ввели новую особую экономическую зону – Арктическую. Арктическая зона включает сухопутные территории Мурманской области, Ненецкого, Чукотского, Ямало-Ненецкого автономных округов. Также в нее входит часть территорий республик Карелия, Коми, Саха (Якутия), Красноярского края и Архангельской области. Закон затрагивает практически все крупные сырьевые компании России. Например, это "НОВАТЭК", "Газпром нефть", "Норникель", "АЛРОСА".

Любая компания, зарегистрированная в Арктике и готовая заключить инвестиционное соглашение, может получить статус резидента. Для резидентов предусмотрен целый ряд льгот.

Одна из таких льгот вступит в силу с 1 января 2021 года. Резиденты арктической зоны могут платить налог на прибыль по ставке, которую установит регион. В федеральный бюджет ничего платить не нужно. Но это относится к тем компаниям, которые не добывают полезные ископаемые, не производят сжиженный природный газ и не перерабатывают углеводородное сырье в продукты нефтехимии (Федеральный закон от 13.07.2020 № 193-ФЗ).

Новшества, которые коснутся инвесторов-физлиц

Расширили перечень доходов, с которых нужно платить НДФЛ. Теперь в России будет действовать прогрессивная ставка НДФЛ (Федеральный закон от 23.11.2020 № 372-ФЗ).

Физлица, чей доход превысит 5 млн рублей в год, будут платить больше налога. Так, доход до 5 млн рублей облагается по ставке 13%, а доход более 5 млн рублей - по ставке 15%. Исключение - доход от продажи недвижимости. Тут независимо от суммы нужно будет платить 13%, как и раньше. Новая ставка будет работать в отношении дивидендов и зарплаты.

Также инвесторам придется платить НДФЛ с доходов в виде: процентов от обращающихся облигаций российских организаций, номинированных в рублях и эмитированных после 1 января 2017 года; дисконта от погашения таких облигаций; процентов по государственным казначейским обязательствам, облигациям и другим государственным ценным бумагам бывшего СССР, государств - участников Союзного государства и субъектов Российской Федерации.

13 изменений в налогах с 2021 года, о которых должен знать каждый инвестор

Кроме того, теперь облагаются налогом на доходы в виде процентов по вкладам и остаткам на счетах в банке, которые превысят необлагаемый процентный доход, равный произведению 1 млн рублей и ключевой ставки, установленной на 1 января. Проценты 2020 года не облагаются. А доходы в виде процентов 2021 года – нужно рассчитать и заплатить до 1 декабря 2022 года. Но только если доход за 2021 год превысит 42500 рублей. Самим считать ничего не придется - инспекторы рассчитают налог и пришлют уведомление об уплате.

Но есть и хорошая новость. Сейчас правительство рассматривает проект, которым предлагают облегчить получение налогового вычета. Например, инвесторы смогут вернуть НДФЛ с ИИС, только лишь заполнив заявление на сайте ФНС. Ведомство само соберет подтверждающие документы и вернет налог.

Отчитываться в ФНС о доходах нужно по новой форме. Когда будете отчитываться о доходах за 2020 год, нужно будет использовать новую форму декларации 3-НДФЛ (приказ ФНС от 28.08.2020 № ЕД-7-11/615). Ее дополнили приложением, в котором нужно заполнить заявление о зачете или возврате излишне уплаченного налога. Раньше для этого нужно было заполнять отдельный документ.

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

31.12.2020 1797
Фото: duma.gov.ru

С первым боем курантов в России традиционно вступает в силу большое число законов, одобренных в 2020-м. Этот год серьезно изменил подход к законодательству. Из-за пандемии коронавируса властям пришлось оперативно реагировать и вводить новые правила, например, об удаленной работе. Кроме того, с 1 января в стране начнут действовать десятки норм, прямо затрагивающих большинство жителей России. L.R рассказывает про основные нововведения.

Новые налоги

С 1 января вступает в силу ряд изменений в Налоговый кодекс РФ. В частности, повышается налоговая нагрузка на граждан, чей годовой доход превышает 5 млн рублей. Ставка НДФЛ для превышающих эту цифру сумм составит 15%. Если доход равен 5 млн рублей или меньше этой суммы, ставка составит 13%. С соответствующей инициативой в своем телеобращении к нации в июне выступил президент РФ Владимир Путин. Он предложил с января 2021 года отказаться от плоской шкалы налога на доходы физических лиц, отметив, что такое решение даст бюджету порядка 60 млрд рублей. «Эти средства предлагаю, как говорят специалисты, «окрасить», защитить от любого другого использования и целевым образом направлять на лечение детей с тяжелыми, редкими заболеваниями, на закупку дорогостоящих лекарств, техники и средств реабилитации, на проведение высокотехнологичных операций», — заявил президент. Госдума без каких-либо проблем поддержала предложение главы государства.

Еще одно налоговое нововведение касается доходов по вкладам (остаткам на счетах). С процентного дохода по вкладам, который получен в 2021 году и превышает 42,5 тыс. рублей, вкладчикам придется заплатить подоходный налог — 13%. Под НДФЛ попадет соответствующий совокупный процентный доход в российских банках, выплаченный физлицу за год, за минусом необлагаемой суммы. Он рассчитывается как произведение 1 млн рублей и ключевой ставки Банка России, установленной на 1 января данного года. Проценты, выплаченные физлицу по валютным счетам, будут пересчитываться в рубли по официальному курсу ЦБ на день фактического получения этого дохода. При этом изменение размера валютного вклада, вызванное курсовыми колебаниями, при расчете суммы НДФЛ не учитывается.

С 1 января 2021 года изменяются реквизиты банковских счетов Федерального казначейства для уплаты налогов. При заполнении платежного поручения, предупреждает налоговая служба, необходимо обращать особое внимание на заполнение реквизита 17 — «Номер счета получателя средств». Станет обязательным указание номера банковского счета (корреспондентского счета), значение которого будет указываться в реквизите 15 — «Номер счета банка получателя средств» платежного поручения.

Трудовое законодательство и деньги

С Нового года россиянам, впервые устроившимся на работу, будут оформлять только электронные трудовые книжки. Электронная форма является практически полным аналогом бумажной. В ней есть информация о сотруднике, месте работы, дате приема и увольнения, причине прекращения трудового договора. Посмотреть электронную книжку можно в личном кабинете на сайте Пенсионного фонда, на портале госуслуг, а также через приложения этих ресурсов для смартфонов. Кроме того, сведения из электронной книжки можно получить в виде бумажной выписки у последнего работодателя, в Пенсионном фонде или МФЦ. При выборе электронной формы бумажная трудовая книжка выдается на руки, а работодатель перестает отвечать за ее ведение. Право на сохранение бумажной трудовой остается и при смене работы. Изменить решение и перейти на электронную версию книжки можно в любой момент после 2021 года. Если же работник не подаст никакого заявления, то за ним сохранится бумажная трудовая.

С 1 января вступает в силу закон «Об особенностях удаленной работы», ставший первым серьезным переосмыслением законодательства з-за пандемии коронавируса. Проект закона был внесен в Госдуму в июне, автором документа стала группа парламентариев во главе со спикерами обеих палат Валентиной Матвиенко и Вячеславом Володиным. Так, в действующей главе 49.1 ТК РФ закрепили новые режимы дистанционной работы: временный и комбинированный. Это сделано «в целях повышения гибкости занятости». Сотрудникам «на удаленке» разрешено максимально широко использовать электронный документооборот. Ограничивается перечень оснований для увольнения дистанционных работников. Впервые вводится понятие неприкосновенности личного времени работника. Для этого устанавливается график взаимодействия работника и работодателя. Работу за пределами графика предлагается оплачивать как сверхурочную — по ст. 157 ТК РФ.

С 1 января вступает в силу закон «О цифровых финансовых активах», который вводит в правовое поле понятие криптовалюты, однако не регулирует ее обращение. Среди прочего в законе указывается, что юридические лица, в том числе филиалы иностранных компаний, а также налоговые резиденты России не вправе принимать цифровую валюту в качестве оплаты за товары, работу и услуги. Под запрет подпадает и реклама оплаты с помощью криптовалют.

Зарплаты и выплаты

С боем курантов в России начнут по-новому рассчитывать размер МРОТ и прожиточного минимума. Отныне прожиточный минимум будут считать не от потребительской корзины, а от среднедушевого дохода граждан, а МРОТ — от медианной заработной платы. МРОТ при новом подходе будет составлять 42% от этой медианы. Но сам МРОТ не может быть снижен ни при каких обстоятельствах, даже если снизится медианная зарплата. Его размер будет устанавливаться ежегодно, а методика рассчитана на пять лет.

Впрочем, повышение зарплат в 2021 году ждет далеко не всех. С 1 января приостанавливается ежегодная индексация зарплат судей. Норма будет действовать следующие 12 месяцев. Как сообщал L.R, комитет Госдумы РФ по госстроительству и законодательству ранее рекомендовал отклонить законопроект. Инициативу кабмина раскритиковали и в Совете судей РФ. Там напомнили, что уменьшение финансирования российских судов не более чем на 5% может произойти только с согласия Совета судей страны, а более — только с согласия Всероссийского съезда судей. В декабре министр финансов России Антон Силуанов убедил членов Совета судей РФ в необходимости принятия законопроекта. Повышения окладов также не стоит ждать прокурорам, сотрудникам СК и чиновникам.

Но есть приятные новости для молодых мам. С 2021 года материнский капитал будет проиндексирован на 3,7%. Его размер составит 483 тыс. 882 рубля на первого ребенка и 639 тыс. 432 рубля — на второго. Отныне на оформление сертификата полагается пять дней. А решение по заявлениям о распоряжении средствами Пенсионный фонд будет принимать в течение десяти дней, а не месяца.

С нового года индексация страховых пенсий составит 6,3%, а средний размер выплат составит 17 тыс. 444 рубля. Есть и неприятная новость — на один год повышается возраст выхода на пенсию: для женщин — 56,5 года, для мужчин — 61,5 года.

Электронные документы

С 1 января пациентам смогут выдавать электронные медицинские справки. Запросить их можно в личном кабинете на портале госуслуг с помощью суперсервиса «Мое здоровье». Запрос должен быть подписан усиленной квалифицированной электронной подписью или простой электронной подписью посредством Единого портала госуслуг или иных государственных информационных систем в сфере здравоохранения. Электронные справки и медзаключения также выдаются гражданам или их законным представителям при личном обращении. По запросу гражданина копии справок и медицинских заключений выдаются на бумажном носителе.

Другое нововведение касается автомобилистов. С 2021 года «красивые» номера начнут продавать через портал госуслуг. Их стоимость может варьироваться от 10 тыс. до 10 млн рублей. Автовладельцы смогут зарезервировать за собой желаемый государственный регистрационный номер на сайте госуслуг. Но для его получения придется либо заплатить повышенную госпошлину, размер которой пропишут в Налоговом кодексе, либо победить в аукционе. Процедура проведения аукционов для предоставления права предварительного резервирования «красивого» номера будет определяться каждым субъектом Российской Федерации отдельно.

Еда и алкоголь

Сотни СанПиНов перестают действовать с Нового года, взамен них вступают в силу новые санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания. Таким образом Роспотребнадзор реализует механизм так называемой регуляторной гильотины. В общей сложности прекращает действие 241 нормативно-правовой акт в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Среди них, например, требования к «Шуму на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки», «Безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов», «Размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» и многие другие. Также отменяется ряд СанПиНов в области общественного питания — их станет в пять раз меньше.

Сигареты и алкоголь подорожают из-за роста акцизов. Так, стоимость сигарет увеличится на 20%, а алкоголя — на 4%.

Рассмотрение споров по «упрощенке»

С 1 января 2021 года вступает в силу обязательный порядок досудебного урегулирования споров потребителей с банками, кредитными потребительскими кооперативами, ломбардами и негосударственными пенсионными фондами. Устанавливается, что клиент таких финансовых организаций для защиты своих нарушенных прав до обращения в суд должен обратиться к финансовому уполномоченному. Обращения рассматриваются в заочной форме без вызова сторон в течение 15 рабочих дней. Если финансовая организация не исполнила решение в 10-дневный срок, потребитель может обратиться к финансовому уполномоченному за выдачей удостоверения, являющегося исполнительным документом.

Партнер и руководитель корпоративной и налоговой практик в O2 Consulting

Министерство финансов России предложило включить в Налоговый кодекс пять новых глав. Наталья Кузнецова, партнер и руководитель корпоративной и налоговой практик в O2 Consulting, объясняет, в чем суть законопроекта, действительно ли речь идет о новых налогах и как все это может повлиять на бизнес и обычных граждан.

26 апреля заканчивается период публичных обсуждений законопроекта Минфина «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части включения отдельных неналоговых платежей в Налоговый кодекс Российской Федерации)».

Несмотря на то, что на первый взгляд законопроект не несет в себе какую-то налоговую революцию и лишь переносит в кодекс уже и так существующие не первый год платежи, тем не менее принятие этого закона повлечет вполне конкретные последствия для налогоплательщиков и может привести к чисто юридическим казусам.

Конкурс ВТБ – придумай имя голосовому помощнику и выиграй Iphone 12

В связи с этим и законопроект, и сама идея включения дополнительных платежей в Налоговый кодекс вызвала бурную дискуссию и между бизнесом и властью, и в научных кругах, среди юристов.

В чем суть?

Законопроектом расширяется перечень налогов добавлением четырех «новых» федеральных налогов и одного местного. Минфин предлагает ввести:

  • экологический налог вместо платы за негативное воздействие на окружающую среду (сбросы и выбросы загрязняющих веществ в атмосферу и водные объекты, а также в связи с размещением отходов);
  • утилизационный сбор вместо экологического и утилизационного сборов, уплачиваемых производителями и импортерами товаров и упаковки в первом случае и производителями или импортерами транспортных средств – во втором;
  • сбор за пользование автомобильными дорогами федерального значения вместо платы, взимаемой через систему «Платон» для возмещения вреда, причиненного автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн (уплачивается собственниками таких транспортных средств);
  • налог на операторов сети связи общего пользования заменяет отчисления операторов связи на формирования резерва универсального обслуживания по закону «О связи» (отраслевой сбор);
  • гостиничный сбор (местный налог) вместо курортного сбора (отраслевой и региональный сбор), существующего сейчас только в четырех субъектах Федерации; сбор может вводиться для пополнения местных бюджетов и предполагает обложение сбором гостиниц и провайдеров временного размещения, взимаемым с «гостя в сутки».

Помимо этого, предлагается придать статус государственной пошлины значительному списку платежей, которые сейчас взимаются за предоставление сведений, внесение изменений, просмотр сведений из государственных реестров (регистров), например, за предоставление сведений из реестра саморегулируемых организаций, или автомобильных дорог, или прав на воздушные суда и сделок с ними и так далее.


В публичных выступлениях представители власти постоянно подчеркивают, что перенос отдельных платежей в Налоговый кодекс не повлечет увеличения налоговой нагрузки на бизнес. Отчасти такое заявление верно.

Действительно, если сравнивать ранее существовавшие ставки, а также порядок расчета платежей, размеры платежей, после их «перемещения» в Налоговой кодекс не вырастут (исключением, пожалуй, можно считать лишь гостиничный сбор, который может начать действовать для налогоплательщиков в большем количестве городов, чем это было раньше).

То есть формально все это укладывается в концепцию «настройки» налоговой системы России, которая, правда, жаль, что пока продолжает расстраивать бизнес.

Что просили?

Проблему неналоговых платежей неоднократно поднимал сам бизнес. Пока государство гордо заявляло о том, что налоговая нагрузка в стране не растет, бизнес жаловался, что это иллюзия. Не росла нагрузка по налогам, указанным в налоговом кодексе, но постоянно появляются дополнительные оброки (так называемые неналоговые платежи) то за одно, то за другое, которые бизнес не мог не платить, то есть для бизнеса это, по сути, тот же налог, но с другим названием.

Государство их при расчете не учитывает (название-то другое), а для бизнеса суть не меняется – налог или не налог, но платить приходится.

В свою очередь это влечет удорожание ведения деятельности в России. По разным данным, называлось от 50 до 80 таких дополнительных «неналоговых» налогов.

Основной аргумент бизнеса был не столько в том, что приходится нести дополнительные расходы, а в том, что появление таких расходов непредсказуемо; вводятся такие платы бесконтрольно, на разных уровнях. Из-за этого бизнес не может делать долгосрочное планирование, а это один из факторов, снижающих инвестиционную привлекательность страны.


Проблема неналоговых платежей в 2017 году попала в повестку Петербургского международного экономического форума с участием президента России. После этого в начале 2018 года за вопрос с новой силой взялся Минфин (до этого, летом 2017 года Минфин предлагал проект другого закона «О регулировании отдельных обязательных платежей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», посвященной этой же проблематике).

С 2018 года финансовое ведомство начало ревизию всех существующих неналоговых платежей.

Предполагалось, что Минфин должен разобраться в их сути, эффективности и определить наилучший порядок их регулирования и по возможности инициировать отмену неэффективных и чрезмерных платежей, на что смел надеяться бизнес.

1 марта 2019 года Минфин ревизию завершил и отчитался о результатах. Финансовое ведомство констатировало, что все неналоговые платежи проанализированы и по каждой группе выработан оптимальный подход к решению проблемы.

Что получили?

Единственным видимым сейчас результатом работы Минфина является предложенный им законопроект о переносе пяти платежей из отраслевых законодательных и подзаконных актов в Налоговый кодекс. Предложений по остальным неналоговым платежам не последовало.

По сути, Минфин выбрал наиболее интересные для бюджета платежи и сосредоточился на их регулировании, оставив все остальное в режиме «как было».

Вряд ли можно говорить о том, что Минфин, проводя ревизию неналоговых платежей, думал о том, как удовлетворить просьбу бизнеса о введении понятных и предсказуемых правил введения новых сборов с бизнеса.

Из пояснительной записки ясно следует, что преследуемая цель одна – повысить собираемость платежей, вносимых в Налоговый кодекс, за счет передачи их администрирования налоговым органам, а также введения более жесткой ответственности за неуплату и механизмов обеспечения уплаты.


Все это вместе, конечно, ухудшает положение бизнеса. С одной стороны, остается неограниченная возможность введения новых неналоговых платежей, так как какое-то общее регулирование неналоговых платежей пока не предполагается принимать.

С другой стороны, регулирование пяти конкретных ранее неналоговых платежей ужесточается за счет придания им статуса налогов. Для налогоплательщиков это будет означать большую неотвратимость уплаты всех этих «новых» налогов. Так, в полной мере будут применяться все механизмы и рычаги воздействия, имеющиеся сейчас у налоговых органов:

  • возможность списания задолженности по налогам со счетов налогоплательщика без обращения в суд;
  • право блокировать счета налогоплательщика при неуплате налога;
  • дополнительные способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, в том числе начисление пеней;
  • риск уголовной ответственности за неуплату налога.

Минфин для успокоения бизнеса пока осторожно заявляет, что еще ничего не решено и не принято окончательное решение о переносе пяти неналоговых платежей в Налоговый кодекс, аккуратно указывая на то, что все решит Кремль.

Более того, власти используют и точечное успокоение. В частности, появились заявления о том, что введение новых правил уже планируется отложить с 2020 года на 2021, а также предусмотреть освобождение от уголовной ответственности чуть ли не на 10 лет переходного периода. А премьер-министр пообещал, что после завершения «настройки» налоговой системы в течение шести лет никаких изменений не будет.

Честности ради, надо отметить, что проект ничего такого пока не предусматривает. Единственное послабление, которое сейчас в нем содержится, – это уменьшение размера штрафа за неуплату или несвоевременную уплату «новых» налогов с 20% до 10% в течение первых 10 лет действия «новых» правил.

Заявление о неизменности налоговой системы после такой частичной «настройки» может оказаться старой ловушкой, через которую мы уже прошли – «налоги не меняются, а про неналоговые платежи никто ничего не обещал». Поэтому текущий итог пока можно констатировать пословицей «за что боролись, на то и напоролись».

А что юристы?

Примечательно, что в профессиональных и научных кругах вопрос тоже активно обсуждается юристами, и мнения о том, как проблема должна быть решена, расходятся.

Если глубоко не погружаться в теорию, то принятие законопроекта Минфина повлечет забавный и печальный одновременно юридический казус.


Одной из основ налоговой системы в том виде, в котором она закладывалась ее отцами-основателями 20 лет назад, является правило о том, что ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие признаками налогов или сборов, не предусмотренные налоговым кодексом (П. 5 ст. 3 Налогового кодекса РФ).

В прошлом те же самые платежи по системе «Платон» и плата за загрязнение окружающей среды были признаны судами НЕ налогами и, как следствие, законными, несмотря на то, что устанавливались не налоговым кодексом.

Сейчас же получится, что суть этих платежей останется той же, но государство просто может переназвать их «налогом», и по мановению волшебной палочки название изменит суть платежа.

Какой в этом случае можно будет сделать вывод? Операции налогоплательщиков налоговые органы и суды разбирают по сути, а не по названию. Зато совсем иные правила государство готово позволить для себя – по сути, прямо показав, что то, как именно государство называет платеж, makes the real difference. Справедливо ли это? Вопрос философский, и поэтому судьба законопроекта весьма и весьма интересна.

Власти хотят отменить НДС и НДФЛ и ввести новый налог

Экономический кризис – не лучшее время для налоговой реформы, но в правительстве так не считают. Премьер Михаил Мишустин и первый вице-премьер Андрей Белоусов через Минэкономразвития запустили идею радикального упрощения налоговой системы. Они предлагают заменить четыре наиболее популярных налога одним – налогом с продаж. Новый налог подавит потребление и ударит по отраслям с небольшой рентабельностью, предупреждают эксперты.

Новый налог в разгар кризиса

  • В 2019 году федеральный бюджет пополнялся на 40% сырьевыми налогами, на 35% – НДС и на 5,5% налогом на прибыль. Минэкономразвития предлагает от них отказаться и заменить одним – налогом с продаж в размере 6,2%. По мнению ведомства, эта мера позволит обеспечить равенство налогообложения между сырьевыми и технологическими компаниями, а также избавиться от теневых зарплат.
  • Как пишет министерство, сейчас налоговая нагрузка на организации из сферы строительства, транспорта, ЖКХ, сельского хозяйства и машиностроения достигает 24-27% от выручки, а в ТЭК и ретейле – 6-14%. Это дает односторонние налоговые преимущества одним отраслям (нефть, газ, энергетика, металлургия, химия, ретейл) за счет остальных отраслей, которые подвергаются «налоговой дискриминации» и попадают в «налоговое рабство». Поэтому единый оборотный налог обеспечит «равенство налогообложения», которое декларируется в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса РФ.
  • Налог предлагается удерживать с компаний и ИП автоматически – при поступлении суммы на расчетный счет с нее будет списываться налог. В ретейле эта операция может производиться при инкассации наличных денег. Предельная простота налогового администрирования позволит «получить идеальную защиту от присущего современной системе налогообложения уклонения от уплаты налогов», считают в правительстве.
  • Эксперты оценивают новацию как «достаточно радикальное изменение налоговой системы». Оборотный налог может подавить потребление и ударить по отраслям с низкой рентабельностью. По словам главного экономиста Альфа-банка Наталии Орловой, любые изменения налогового законодательства в момент падения экономики – «это не очень хорошо». Новый налог будет «дополнительным фактором негативного воздействия» на экономику, пока Россия не выйдет на траекторию роста.

Александр Мельников

Написать комментарий


Только ЗА . Правильно,кто должен платить НДС,его не платит в полном объеме,находят кучу схем. А малый бизнес задыхается

Я думаю. что НДС придумали не случайно Это самый коррумпированный налог. Он появился в 1993 году, когда в стране наступил хаос, хозяйничали бандиты. С помощью НДС деньги до сих пор обналичиваются. А кто против отмены НДС, -это как раз ОЧЕНЬ заинтересованные люди! И все красивые слова в позьзу данного налога-это фальш! Если заменить НДС на налог с оборота, то налогообложение будет прозрачным и легко проверяемым. В Бюджет деньги потекут рекой! Сразу исчезнет повод обналичивать деньги.

Орлова могла бы быть и более логичной - сообразно занимаемой должности. В 1992г. острейший экономический кризис в стране почему-то не помешал Егору Гайдару ввести НДС, а в 2020г. какой-то коронавирусный чих якобы может мешать. Нежелание менять что-то к лучшему - вот чем продиктованы подобные лже-опасения.

Рост объема поступлений будет кратковременным и переведет часть бизнеса в тень

Поддерживаю комменты за единый налог, за равенство налогообложения. Может наведут в стране порядок?

Все будет зависеть от того что будет входить в налогооблагаемую базу. Если действительно доход, то да, идея хорошая! Если же любой приход на р/с и на баланс, то это идиотизм, так как не все деньги приходящие на счет это доход.

Журналисты эта самые несведущие люди на земле, которые пишут обо всем. как можно заменить четыре налога одним расскажите мне , когда один "налог" он ведь не налог , а страховые взносы (ВЗНОСЫ). НДФЛ вообще уплачивают физические лица получающие к примеру заработную плату, а лица выплачивающие эту плату являются налоговыми агентами, которые удерживают налог на доходы физ. лиц и перечисляют его в бюджет. Я помню как пришел работать в налоговую инспекцию в 1993 году. И был тогда налог на фонд оплаты труда 2%, как во всех СМИ трубили о то, что это "плохой налог" сдерживающий рост фонда оплаты труда. Сейчас это налог завётся "Социальные взносы"35%, Но СМИ молчат дружно, команды не было.

Налог с продаж -правильный и справедливый налог. При этом нужно отменить все налоги дохода. Это позволит автоматизировать сборы, избавиться от раздутых штатов налогов инспекторов, которые далеко не бесплатно выполняют свою работу. Важно также чтобы налог с продаж зависел от класса продукта. На продукты питания и первой необходимости он должен быть минимальным на роскошь-максимальным.

Если властям не хватает денег для реализации взятых на себя обязательств, то может стоит начать экономить на содержании этой самой власти?

НДФЛ надо прогрессивным сделать, а НДС как в штатах каждый регион пусть регулирует сам. Это было бы идеальным вариантом.

Надо вообще убрать все налоги оставив налог с оборота. Тогда в тени ничего не останется, весь бизнес будет белым,зарплаты белыми а для распределения средств в бюджете бюджетный кодекс сделать пропорциональным с секвестром отдельных частей бюджета по малозначимости, например расходы на гос. аппарат, помощь братским народам и т.д. Это будет стимулировать всякие администрации к оптимизации штатов и качеству работы. Можно оставить акцизы на алкоголь, табак, газировку и т.д.

Давно пора. Мишустин красавчик. Работать будет легче. Штат бухгалтерии меньше, претензий со стороны налоговой будет меньше. Махинаций контрагентов меньше.

что не день, то новая идиотическая новость от наших тупых властей!

Поддерживаю, давно пора

Отличная идея давно пора

И это было бы правильно. Упрощается бухгалтерия, налог легко собирается и контролируется, уничтожаются цепочки посредников и, как следствие, уменьшаются цены для конечного потребителя, значительно упрощается жизнь тех, кто что-то производит. Но все разумное при нынешней власти произойти не может по определению!

Прежде чем что-то вводить новое- надо перетряхнуть старое: все отраслевые министерства и ведомства, Минэкономразвитие (непонятная абракадабра) и так в Регионах, постепенно наводить порядок. Новое Правительство- новая система исполнения! Иначе нам удачи не видать!.

Давно пора. В Советском Союзе предприятия платили налог с оборота, не было никаких НДСов, налогов на прибыль, взнос в Пенсионный 1% брали, и ничего страна жила и заводы строились. Еще бы курс рубля сделать 36 за доллар, тогда и модернизацию страны можно проводить полноценно))

Всех под одну гребенку-Что может быть страшнее? Это как НДФЛ для всех единый - 13% и для миллионеров и для нищих. Как можно было такое придумать? Или для того, чтобы потом милости раздавать как сейчас это делают для малоимущих?

Для производственников однозначно будет лучше, НДС убивает нас.

Власти хотят свести нас с ума. Это уж точно. А что бы они не делали, всё направлено именно на эту цель. И как следствие снижение численности населения России. И чтобы все умирали тихо, молча и не создавали проблем этой кровожадной власти.

А если просто все перейдут на наличный расчет, то как они узнают сколько выручка?

Я думая это лучшее, что можно вообще придумать . Налог с продаж - самый удобный налог и нет заморочек с, как с НДС!

Все верно. Такая реформа приведет к улучшению экономической ситуации, когда (и если) Россия выйдет из кризиса. Однако проблема состоит ровно в том, что существующая власть, за 20 лет выработавшая массу механизмов коррупционного давления на экономику и отъема денег, никогда не выведет Россию из кризиса. Помимо внешних проблем, частично этой же властью вызванных, огромное значение имеют проблемы внутренние, созданные коррупционными механизмами, тормозящими и убивающими экономику России. Поэтому для любого человека, разбирающегося в экономике, единственный путь спасения России - в смене руководящих субъектов при сохранении конституционного и государственного устройства. Сегодня вопрос не в государственном строе, а в личностях, приватизировавших государственный строй. Полная смена руководства - от президента до руководителей департаментов госкомпаний и ведомств, люстрация и тщательное расследование источников собственности вплоть до родственников 2-го уровня (внуки, дедушки-бабушки, племянники) и полная конфискация имущества, по которому не доказаны легальные источники доходов. Для госслужащих - презумпция виновности при сохранении властных полномочий и высокого уровня содержания. Только так.

От теневых зарплат можно избавиться только в одном случае- когда платежи в ПФР м другие фонды будет осуществлять каждый работник, а не работодатель.

Нужно делать так, что бы малым бизнесом могли заниматься в стране те кто считает себя готовым к этому не легкому труду. В этом случае очень многие социальные проблемы в стране будут решены. При этом жесткий контроль по ценообразованию со стороны государства должен быть постоянным, чтобы никто не был бы обделенным в итоге.

В путинской воровской системе ни чего хорошего из этого не получиться. Могу доказать, но это получиться целая статья.

Это просто идеальное предложение! А еще принять кардиальные реальные меры по обеспечению широкого дешевого финансирования быстрого развития экономики, в первую очередь промышленности и машиностроения! При этом щедро дотировать реального сельхозпроизводителя, а не гигантские олигархические сельскохозяйственные корпорации!

Как бухгалтер с 30 летним стажем поддерживаю. Будут меньше скрывать налоги и будет меньше коррупции, исчезнет куча "тупых" законов. Для честного бизнеса - это очень выгодно.

А налог на секас будет? Нет. Ну тогда слава Путину!

А мы за!!) Если заменят НДС, Прибыль, НДФЛ и социалку (на всех сотрудников), то это будет круто. Не надо деклараций, не надо содержать бухгалтеров и бояться налоговой, если что-то эти бухи сделают не так- занимайся себе бизнесом и развитием.

Мы на упрощёнке платим 15% от дохода, плюс НДФЛ, плюс социальные налоги, плюс НДС (налоговый агент). Мы отстаёмся без трусов. А 6% от дохода - это красота. Я ЗА. Появились умные люди в налоговой системе. ЧЕМ БОЛЬШЕ ДОХОД, ТЕМ бОЛЬШЕ НАЛОГ. ОТЛИЧНОЕ РЕШЕНИЕ.

Если действительно заменят НДС, налог на прибыль ,страховые взносы и НДФЛ на налог с оборота 6.2% , то пожалуй это дельное предложение. Конкретный пример по моему предприятию. Система налогообложения УСН доходы -расходы. Оборот за прошлый год 80млн. ФОТ-19.8 млн. Уплочено УСН-800 т.руб. страховые взносы-6 млн, НДФЛ- 2.5 млн. Итого 9.3 млн.руб. При том же обороте при 6.2 % составит около 5 млн.руб. Что то слабо вериться , в такой подарок.

Правильно, конечно, только взимать налог у ретейла сразу при поступлении наличности, а не инкассации. И отменить платные услуги бюджетных госучреждений, т.е. исключить двойное налогообложение граждан и двойную маржу госучреждений.

это лучше чем делали наши предки. 10% считалось (десятиной)от дохода,а здесь 6,2%. можно упростить бухгалтерию или вовсе закрыть ее.

Я наверное отношусь к тем людям которые (как говорит Алексей) несут ахинею. Не давно прочитал о новых налогах слегка не разобрался. Кто нибудь может объяснить на пальцах какая выгода для государства и как всё будет отслеживаться, чтобы предприятия не смогли их обмануть.

я за к стати если такое случится то может и заживет в стране кто нибудь еще кроме нефтянки а то всех уже задушили но радоваться рано посмотрим что получится

на мой взгляд решение правильное - проще , понятней и лучше

Читайте также: