Предложение со словом налоговая система

Опубликовано: 02.05.2024

Примеры предложений, а также известные цитаты, в которых употребляется слово «налоговая.

Юрисконсульт взаимодействует с бухгалтерской службой в ходе проведения проверок налоговыми органами, при обжаловании их решений, которые затрагивают интересы общества.

Кроме того, инвентаризацию отдельных видов имущества имеет право проводить налоговая инспекция при выездных проверках.

Современная российская налоговая система находится в процессе реформирования.

Суды разных стран толкуют нормы международного налогового права неодинаково.

Но вот что скажут сотрудники налоговой службы, когда попытаются озвучить это название.

И данная методика раздельного учёта налоговому законодательству не противоречит.

Кроме экономического, в отношении налоговых льгот действуют социальные, политические и правовые факторы, которые нельзя не учитывать.

Под системой налогового учёта в широком смысле следует подразумевать систему его правового, методического, технологического и организационного обеспечения.

И она до сих пор оставалась лишь рядовым инспектором налоговой полиции.

Таким образом, за налогоплательщиком остаётся обязанность по уплате налога на доходы физических лиц за 2002 г., доначисленного по результатам камеральной проверки налоговой декларации.

Цитаты со словом «налоговая»

Участник: Налоговая полиция.

АМНИСТИЯ- правовой акт объявляемый в отношении индивидуально неопределенного круга лиц, совершивших нарушение налогового законодательства и освобождаемых от применения санкций, если они в определенный временной срок объявят о своей задолженности и внесут к бюджет все налоговые платежи в полном объеме. Впервые была объявлена Указом Президента Российской Федерации от

10.93 г. № 1773 "О проведении налоговой амнистии в 1993 году".

БАЗА• в налоговом праве — понятие, служащее для того, чтобы количественно выразить предмет налогообложении. Н.б. необходима именно для исчисления налога, но она непосредственно не является обстоятельством, порождающим обязанность уплатить налог (объектом налогообложения) . В практике налогообложения весьма распространено необоснованное отождествление понятий "объект налогообложения" и "Н.б.", что приводит к неправильной квалификации действий налогоплательщиков в качестве налоговых правонарушений.

ДЕКЛАРАЦИЯ(лет. declaratio — обьяс. некие) — официальное заявление налогоплательщика о полученных им подлежащих налогообложению доходах за определенный период времени и распространяющихся на них налоговых скидках и льготах. Н.д. служат одной из форм установления величины подлежащего уплате налога и контроля за уплатой налогов со стороны налоговой инспекции. На основе Н.д. облагаются доходы предпринимателей, лиц свободных профессий и взимается дополнительная (прогрессивная) часть подоходного налога с физических лиц.

ИНСПЕКЦИЯ- государственный контрольный орган, призванный следить за своевременной и полной уплатой налогов, применять меры наказания к лицам, уклоняющимся от уплаты налогов, способствовать нормальному функционированию налоговой системы, вести налоговую документацию. В Н.и. в установленные сроки сдается налоговая декларация физическими лицами, а тж. квартальные (ежемесячные) отчеты юридическими лицами. При затруднениях во взыскании платежей налоговые инспектора обращаются за помощью в налоговую полицию.

КВОТА- ставка налога, выраженная в процентах от дохода налогоплательщика. См. тж. НАЛОГОВАЯ СТАВКА.

ЛАЗЕЙКА(англ. loophole) (сленг.) — техническая возможность для налогоплательщика уклониться при формировании финансовой отчетности от части налоговых сумм, обозна-ченных в законодательных предписаниях, не нарушая явно буквы закона.

ОГОВОРКА- условие во внешнеторговых контрактах, договорах об оказании услуг, кредитных соглашениях, устанавливающее, что каждая из договаривающихся сторон обязуется оплатить за свой счет все налоги и сборы, полагающиеся по данной сделке на территории своей страны. Н.о. регулирует отношения между экспортерами и импортерами по поводу уплаты налогов.

ОПТИМИЗАЦИЯ- процесс, связанный с достижением определенных пропорций всех финансовых аспектов сделки или проекта.

ПОЛИТИКА- система мер, проводимых государством в области налогов и налогообложения. Включает установление круга налогоплательщиков и объектов налогообложения, видов применяемых налогов, величин налоговых ставок и налоговых льгот ит.д.

ПОЛИЦИЯ- в РФ — один из видов правоохранительных органов, государственная организация, призванная способствовать деятельности налоговой инспекции, выявлять предупреждать и пресекать налоговые преступления и правонарушения. Деятельность Н.п. регулируется Налоговым кодексом РФ и Законом РФ "О федеральных органах налоговой полиции" от 24 июня 1993 г. (в части, не противоречащей НК) и рядом других федеральных законов. Общее руководство деятельностью федеральных органов Н. п. и координацию их деятельности осуществляет директор Департамента налоговой полиции Российской Федерации, назначаемый на должность Президентом РФ.

РАЗНИЦА- сумма недоплат или переплат по налогу, образующаяся у организаций, уплачивающих налог по средним процентам.

СИСТЕМА-совокупность взаимосвязанных налогов, сборов, пошлин, взимаемых в государстве, и методов налогообложения, сбора и использования налогов, а тж. налоговых органов. См. тж. НАЛОГИ; ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ.

СЛУЖБА- см. МИНИСТЕРСТВО РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ .

СТАВКА- величина налога в расчете на единицу налогообложения. Если налог взимается с доходов в денежной форме, то Н.с. устанавливается в виде процента с облагаемого налогом дохода. Н.с. могут тж. устанавливаться в виде денежной суммы, приходящейся на один объект налогообложения или на показатель, характеризующий этот объект, например налог на транспортное средство, или с единицы земельной площади, с кубического сантиметра объема двигательной установки. Различают твердые Н. с., устанавливаемые в абсолютной сумме независимо от величины дохода (реальные налоги) , пропорциональные ставки, действующие в одинаковом проценте к доходу вне зависимости от его величины (пропорциональное обложение) и прогрессивные ставки, возрастающие по мере роста облагаемого дохода прогрессивное обложение). Н.с., выраженная в процентах к доходу налогоплательщика, обычно называется налоговой квотой.

ЮРИСДИКЦИЯ- территория, на которой действуют самостоятельные налоговые законы.

\u0414\u0435\u043a\u043b\u0430\u0440\u0430\u0446\u0438\u044e \u043e \u0434\u043e\u0445\u043e\u0434\u0430\u0445 \u0432 \u043d\u0430\u043b\u043e\u0433\u043e\u0432\u044b\u0439 \n

1. \u0444\u0438\u0437\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0435 \u043b\u0438\u0446\u0430, \u043e\u0441\u0443\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u043b\u044f\u044e\u0449\u0438\u0435 \n

\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c, \u2013 \u043f\u043e \u0441\u0443\u043c\u043c\u0430\u043c \u0434\u043e\u0445\u043e\u0434\u043e\u0432, \u043f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0435\u043d-\n

\u043d\u044b\u0445 \u043e\u0442 \u043e\u0441\u0443\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u043b\u0435\u043d\u0438\u044f \u0442\u0430\u043a\u043e\u0439 \u0434\u0435\u044f\u0442\u0435\u043b\u044c-\n

2. \u043d\u043e\u0442\u0430\u0440\u0438\u0443\u0441\u044b, \u0430\u0434\u0432\u043e\u043a\u0430\u0442\u044b \u0438 \u0434\u0440\u0443\u0433\u0438\u0435 \u043b\u0438\u0446\u0430, \n

\u0437\u0430\u043d\u0438\u043c\u0430\u044e\u0449\u0438\u0435\u0441\u044f \u0447\u0430\u0441\u0442\u043d\u043e\u0439 \u043f\u0440\u0430\u043a\u0442\u0438\u043a\u043e\u0439, \u2013 \n

\u043f\u043e \u0441\u0443\u043c\u043c\u0430\u043c \u0434\u043e\u0445\u043e\u0434\u043e\u0432, \u043f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0435\u043d\u043d\u044b\u0445 \u043e\u0442 \u0442\u0430-\n

3. \u0444\u0438\u0437\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0435 \u043b\u0438\u0446\u0430 \u2013 \u0438\u0441\u0445\u043e\u0434\u044f \u0438\u0437 \u0441\u0443\u043c\u043c \n

\u0432\u043e\u0437\u043d\u0430\u0433\u0440\u0430\u0436\u0434\u0435\u043d\u0438\u0439, \u043f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0435\u043d\u043d\u044b\u0445 \u043e\u0442 \u0444\u0438-\n

\u0437\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0445 \u043b\u0438\u0446, \u043d\u0435 \u044f\u0432\u043b\u044f\u044e\u0449\u0438\u0445\u0441\u044f \u043d\u0430\u043b\u043e\u0433\u043e-\n

\u0432\u044b\u043c\u0438 \u0430\u0433\u0435\u043d\u0442\u0430\u043c\u0438, \u043d\u0430 \u043e\u0441\u043d\u043e\u0432\u0435 \u0437\u0430\u043a\u043b\u044e\u0447\u0435\u043d-\n

\u043d\u044b\u0445 \u0434\u043e\u0433\u043e\u0432\u043e\u0440\u043e\u0432 \u0433\u0440\u0430\u0436\u0434\u0430\u043d\u0441\u043a\u043e-\u043f\u0440\u0430\u0432\u043e\u0432\u043e\u0433\u043e \n

\u0445\u0430\u0440\u0430\u043a\u0442\u0435\u0440\u0430, \u0432\u043a\u043b\u044e\u0447\u0430\u044f \u0434\u043e\u0445\u043e\u0434\u044b \u043f\u043e \u0434\u043e\u0433\u043e\u0432\u043e-\n

\u0440\u0430\u043c \u043d\u0430\u0439\u043c\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0434\u043e\u0433\u043e\u0432\u043e\u0440\u0430\u043c \u0430\u0440\u0435\u043d\u0434\u044b \u043b\u044e-\n

4. \u0444\u0438\u0437\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0435 \u043b\u0438\u0446\u0430 \u2013 \u0438\u0441\u0445\u043e\u0434\u044f \u0438\u0437 \u0441\u0443\u043c\u043c, \n

\u043f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0435\u043d\u043d\u044b\u0445 \u043e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0436\u0438 \u0438\u043c\u0443\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u0430, \n

\u043f\u0440\u0438\u043d\u0430\u0434\u043b\u0435\u0436\u0430\u0449\u0435\u0433\u043e \u044d\u0442\u0438\u043c \u043b\u0438\u0446\u0430\u043c \u043d\u0430 \u043f\u0440\u0430-\n

5. \u0444\u0438\u0437\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0435 \u043b\u0438\u0446\u0430 \u2013 \u043d\u0430\u043b\u043e\u0433\u043e\u0432\u044b\u0435 \u0440\u0435\u0437\u0438-\n

\u0434\u0435\u043d\u0442\u044b \u0420\u0424, \u043f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0430\u044e\u0449\u0438\u0435 \u0434\u043e\u0445\u043e\u0434\u044b \u043e\u0442 \u0438\u0441\u0442\u043e\u0447\u043d\u0438\u043a\u043e\u0432, \u043d\u0430\u0445\u043e\u0434\u044f\u0449\u0438\u0445\u0441\u044f \u0437\u0430 \u043f\u0440\u0435\u0434\u0435\u043b\u0430\u043c\u0438 \n

\u0420\u0424, \u2013 \u0438\u0441\u0445\u043e\u0434\u044f \u0438\u0437 \u0441\u0443\u043c\u043c \u0442\u0430\u043a\u0438\u0445 \u0434\u043e\u0445\u043e\u0434\u043e\u0432;\n

6. \u0444\u0438\u0437\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0435 \u043b\u0438\u0446\u0430, \u043f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0430\u044e\u0449\u0438\u0435 \u0434\u0440\u0443\u0433\u0438\u0435 \n

\u0434\u043e\u0445\u043e\u0434\u044b, \u043f\u0440\u0438 \u043f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0438 \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0445 \u043d\u0435 \n

\u0431\u044b\u043b \u0443\u0434\u0435\u0440\u0436\u0430\u043d \u043d\u0430\u043b\u043e\u0433 \u043d\u0430\u043b\u043e\u0433\u043e\u0432\u044b\u043c\u0438 \u0430\u0433\u0435\u043d-\n

\u0442\u0430\u043c\u0438, \u2013 \u0438\u0441\u0445\u043e\u0434\u044f \u0438\u0437 \u0441\u0443\u043c\u043c \u0442\u0430\u043a\u0438\u0445 \u0434\u043e\u0445\u043e\u0434\u043e\u0432;\n

7. \u0444\u0438\u0437\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0435 \u043b\u0438\u0446\u0430, \u043f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0430\u044e\u0449\u0438\u0435 \u0432\u044b\u0438\u0433-\n

\u0440\u044b\u0448\u0438, \u0432\u044b\u043f\u043b\u0430\u0447\u0438\u0432\u0430\u0435\u043c\u044b\u0435 \u043e\u0440\u0433\u0430\u043d\u0438\u0437\u0430\u0442\u043e\u0440\u0430-\n

\u043c\u0438 \u043b\u043e\u0442\u0435\u0440\u0435\u0439, \u0442\u043e\u0442\u0430\u043b\u0438\u0437\u0430\u0442\u043e\u0440\u043e\u0432 \u0438 \u0434\u0440\u0443\u0433\u0438\u0445 \n

\u0438\u0433\u0440, \u2013 \u0438\u0441\u0445\u043e\u0434\u044f \u0438\u0437 \u0441\u0443\u043c\u043c \u0442\u0430\u043a\u0438\u0445 \u0432\u044b\u0438\u0433\u0440\u044b-\n

\u044d\u0442\u043e \u0432\u0441\u0435 \u0447\u0442\u043e \u044f \u0437\u043d\u0430\u044e

Классификация налогов может отличаться в зависимости от основания. Чаще всего налоги подразделяют на прямые и косвенные, эта дифференциация зависит от того, где именно формируется источник их выплаты.

В чем состоит их главное отличие для предпринимателя, какие налоги относятся к прямым, а какие ­ к косвенным, и могут ли эти два вида переходить один в другой, стараемся разобраться ниже.

Прямые налоги – исторически первые

Когда в мире появился прообраз налоговой системы, первыми податями, которыми облагались люди, были как раз прямые налоги. Их нужно было платить со своего имущества или всего того, что составило прибыль за тот или иной период.

В принципе, основной смысл прямого налога и сегодня остался таким же.

Прямой налог – это платеж, производимый физическим или юридическим лицом в пользу государства с полученного дохода и/или имущества.

Плательщиком такого налога является лицо, получившее доход или владеющее имуществом, если этот доход или имущество составляют налоговую базу.

Налоговый агент (лицо, перечисляющее налог в государственную систему) и фактический плательщик в случае прямого налога полностью совпадают.

Свойства прямых налогов

Прямым налогам присущи:

  • обязательность – их взимают независимо от воли плательщика;
  • непосредственность – прямая связь между государством и предпринимателем: налоговое бремя ощущается плательщиком постоянно и регулярно;
  • направленность – сразу по перечислении средства от этих налогов получает федеральный, региональный или местный бюджет;
  • расчетность – вычисляются по специальной формуле: произведение процентной налоговой ставки на количественный эквивалент законодательно установленной базы;
  • диференцированность – для определенных категорий плательщиков возможны налоговые льготы или даже возможность не уплачивать определенный налог;
  • декларированность – государственные органы заранее имеют информацию о сумме перечисляемого налога, так как предприниматель подает соответствующую налоговую декларацию или другой отчетный документ;
  • прямое влияние на экономику – от прямого налогообложения во многом зависит управление экономическими процессами: от поддержки приоритетных отраслей бизнеса до подавления менее приемлемых.

Виды прямых налогов

  1. По факту получения прибыли прямые налоги могут быть разделены на:
    • налогообложение фактического дохода: плательщик отчисляет процент с реально полученной прибыли, исходя из своей платежеспособности (например, налог на прибыль, подоходный налог и т.п.);
    • налогообложение предполагаемой прибыли: объект, облагаемый налогом, потенциально представляет собой источник прибыли, с которой и будет снят определенный процент (налог на имущество, земельный, транспортный и др. налоги).
  2. Определив, подлежит ли плательщик к специальному режиму налогообложения, можно выделить:
    • реальные налоги – уплачиваемые на общих основаниях, в зависимости от реальных доходов (например, НДФЛ, налог на добычу полезных ископаемых и пр.);
    • личные – начисляемые с учетом индивидуальных особенностей плательщика, если ему предоставляются какие-либо льготы (например, подоходный налог с населения, налог с наследства или дарения, налог на прирост капитала и др.).
  3. От того, кто именно будет плательщиком, зависит, предназначен налог для:
    • физических лиц – например, НДФЛ, на воду, транспортный, на земельный участок и др.;
    • юридических лиц (организаций) – НДФЛ с сотрудников, на водные ресурсы и т.п.;
    • уплаты как теми, так и другими.

Косвенные налоги: кто платит, их свойства и виды

Другая форма налогов, в отличие от прямых, имеет отношение к реализации товаров, услуг, работ. Источник его находится в составе другого платежа, который будет производить потребитель. Предприниматель закладывает в стоимость определенную наценку, в которую включает, помимо себестоимости и доли прибыли, еще и часть на уплату налога.

Таким образом, косвенный налог – это платеж, взимающийся с реализации товаров, услуг или выполнения работ, заложенный в виде той или иной надбавки, включенной в цену или тариф.

Плательщиком налога считается собственник предприятия – производитель или организатор оказания услуг, но формироваться налог будет из средств потребителей, то есть на самом деле плательщиком является покупатель товара или услуги. Сам предприниматель в случае косвенного налога выступает налоговым агентом (сборщиком).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Существуют варианты, когда косвенный налог не перекладывается на потребителя. Например, покупатель заложил в цену товара НДС, но такая цена вызвала понижение спроса, и ее пришлось снизить. В таком случае, косвенный налог будет выплачен частично из прибыли предпринимателя, тем самым став в какой-то степени прямым.

Свойства косвенных налогов

Косвенные налоги обладают следующими особенностями:

  • полная или частичная включенность – в надбавку может быть включен как весь налог полностью, так и его определенная часть;
  • ответственность предпринимателя – на самом деле, предприниматель является посредником между государством и фактическим плательщиком налога, но именно с него спросят за несвоевременность или неполную уплату налога;
  • закрытость – потребитель не знает, какую именно сумму из цены товара или услуги он платит государству;
  • неуклонность – не уплатить такой налог невозможно, так как потребитель автоматически дает на него средства, заплатив за товар или услугу;
  • неравномерность – такие налоги распределяются неодинаково, они вводятся большей частью на товары и услуги, спрос на которые повышен.

Виды косвенных налогов

  1. Индивидуальные налоги (их еще называют акцизами) – установлены на товары повышенного спроса, чтобы государство могло получить в свой бюджет процент от сверхприбыли реализаторов или производителей. Также ими облагаются товары, неумеренное потребление которых может причинить вред здоровью, чтобы ограничить их реализацию, например, алкогольные и табачные изделия. Распространены они и на некоторые предметы роскоши. Индивидуальный налог представляет собой процент от цены, по которой продается товар.
  2. Универсальные налоги – начисляются, исходя из той наценки, которая устанавливается на товар (услугу) на разных этапах ее производства и реализации. Облагаются все товары, кроме отдельно оговоренных социально-значимых групп. Примером является налог на добавленную стоимость.

Не подлежат обложению НДС:

  • некоторые медицинские товары и услуги;
  • сдача в аренду помещений иностранцам;
  • услуги по воспитанию детей дошкольного возраста;
  • услуги архивов;
  • организация питания в медицинских и образовательных учреждениях;
  • пассажирские перевозки внутри города или другой территориальной единицы;
  • ритуальные услуги;
  • некоторые другие виды услуг, перечисленные в п.9-30 ст.149 НК РФ.
  • Фискальная монополия – взнос, который платит физическое лицо или организация за определенные правовые действия государственных органов (оказание ими предусмотренных законом услуг). Примером может служить сбор за лицензию, разрешение, регистрацию, оформление документов, а также налоги с оборота.
  • Сочетание прямых и косвенных налогов составляет систему налогообложения Российской Федерации.

    Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
    «Клерк» Рубрика Налоги, взносы, пошлины
    Фото Всеволода Альшанского, Кублог

    К экономическим принципам налогообложения относят принцип справедливости, принцип соразмерности налогообложения, принцип максимального учета интересов и возможностей налогоплательщиков, принцип экономической эффективности налогообложения, принцип рентабельности налоговых мероприятий. Второй уровень — юридические принципы налогообложения. Рассмотрим выделяемые в настоящее время принципы налогообложения.

    Впервые принципы налогообложения были сформулированы в XVIII в. великим шотландским исследователем экономики и естественного права Адамом Смитом (1725-1793) в его знаменитом труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) Сегодня эти постулаты называют классическими принципами налогообложения. Назовем важнейшие из них.

    1. Мировая история

    Известно, что справедливость — категория чрезвычайно тонкая, сложная для определения. Недаром это распространенное в повседневной риторике понятие юридически не определено. С точки зрения права «справедливость» — чистая абстракция, ей нет мерила, определения, эталона. Справедливо то, что справедливо в каждом конкретном случае. Поэтому понимание справедливости зависит от исторического этапа развития, экономического устройства общества, социального и правового статуса лица, его политических взглядов и пристрастий.

    Смит выступал за всеобщность налогообложения и равномерность распределения налогов между гражданами «…соответственно их доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства». Таким образом, по Смиту, справедливость налогообложения — это равная обязанность всех платить налоги, но исходя из реальной платежеспособности фискально обязанных лиц.

    При этом проблема справедливости налогообложения напрямую увязывалась с вопросами равенства налогового бремени (равенства при изъятии части доходов) и переложения налоговых тягот. Ведь на практике абсолютное равенство невозможно в первую очередь в силу различий в доходах и в имущественном положении налогоплательщиков.

    Вместе с тем справедливость налогообложения на практике обретает одну из двух крайностей. В налоговых системах со слабо развитыми механизмами налогового администрирования (например, в России) налоги платят в основном экономически слабые хозяйствующие субъекты. В государствах с сильным налоговым администрированием налогообложение «наказывает» экономически эффективные предприятия.

    2. Принцип определенности налогообложения. Смит так формулирует содержание этого принципа: «Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа — все это должно быть ясно и определенно для плательщика и для всякого другого лица», ибо неопределенность налогообложения — большее зло, чем неравномерность налогообложения.

    3. Принцип удобства налогообложения. Смысл этого принципа заключается в том, налогообложение должно осуществляться тогда и так (тем способом), когда и как плательщику удобнее всего платить его.

    4. Принцип экономии. Сегодня данный принцип рассматривается как чисто технический принцип построения налога. Трактуется он обычно следующим образом: расходы по взиманию налога должны быть минимальными по сравнению с доходом, который приносит данный налог.

    По Смиту, содержание указанного принципа сводится к тому, что «каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству».

    Приведенные классические принципы дополнил немецкий экономист Адольф Вагнер (1835-1917):

    1. Финансовые принципы организации налогообложения:

    • достаточность налогообложения;
    • эластичность (подвижность) налогообложения.
    2. Народнохозяйственные принципы:

    • надлежащий выбор источника налогообложения, т.е. решение вопроса о том, должен ли налог падать только на доход или капитал отдельного лица либо населения в целом;
    • правильная комбинация различных налогов в такую систему, которая считалась бы с последствиями и условиями их предложения.
    3. Этические принципы, принципы справедливости:

    • всеобщность налогообложения;
    • равномерность налогообложения.
    4. Административно-технические правила или принципы налогового управления:

    • определенность налогообложения;
    • удобство уплаты налога;
    • максимальное уменьшение издержек взимания.
    Исторически принципы налогообложения первоначально формировались как элемент налоговой идеологии на доктринальном уровне. Впоследствии, в конце XIX — начале XX в., они были положены в основу первых построенных «по науке» налоговых систем (в первую очередь в европейских государствах) и получили свою практическую реализацию.

    2. Российская современность

    1. Принцип законности налогообложения;
    2. Принцип всеобщности и равенства налогообложения;
    3. Принцип справедливости налогообложения;
    4. Принцип публичности налогообложения;
    5. Принцип установления налогов и сборов в должной правовой процедуре;
    6. Принцип экономической обоснованности налогообложения;
    7. Принцип презумпции толкования в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах;
    8. Принцип определенности налоговой обязанности;
    9. Принцип единства экономического пространства Российской Федерации и единства налоговой политики;
    10. Принцип единства системы налогов и сборов.
    Основные критерии выявления и включения принципов налогообложения в вышеприведенную систему следующие:

    • Во-первых, принципы налоговых правоотношений должны иметь социально-экономическое основание (т.е. быть экономически обоснованными для целей развития налоговой системы страны).
    • Во-вторых, указанный принцип должен реализовываться в процессе функционирования и развития налоговой системы Российской Федерации (т.е. он должен быть закреплен в российском налоговом законодательстве).
    • В-третьих, представляется, что в силу трансграничности налоговой науки дополнительным подтверждением обоснованности включения какого-либо принципа в выше приведенную систему может выступать то, что этот принцип не чужд налоговым правоотношениям в государствах, которые, как и Российская Федерация, стремятся к демократическому политическому режиму и построению правового государства.
    Рассмотрим выделяемые в настоящее время принципы налогообложения.

    1. Принцип законности налогообложения. Данный принцип общеправовой и опирается на конституционный запрет ограничения прав и свобод человека и гражданина иначе чем федеральным законом (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). Налогообложение — это ограничение права собственности, закрепленного в ст. 35 Конституции РФ, но ограничение законное, т. е. основанное на законе, в широком смысле, направлено на реализацию права (через финансирование государственных нужд по реализации государством и его органами норм права). НК РФ также указывает на то, что каждое лицо должно уплачивать лишь законно установленные налоги и сборы (п. 1 ст. 3 НК РФ).

    2. Принцип всеобщности и равенства налогообложения. Принцип всеобщности налогообложения конституционный и закреплен в ст. 57 Конституции Российской Федерации, согласно новелле этой статьи «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». Кроме того, ч. 2 ст. 6 Конституции РФ устанавливается, что каждый гражданин несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ. Указанные положения Конституции развиваются в налоговом законодательстве (п. 1 и п. 5 ст. 3 НК РФ).

    В соответствии с этим принципом каждый член общества обязан участвовать в финансировании публичных затрат государства и общества наравне с другими. Всеобщность налогообложения состоит в том, что определенные налоговые обязанности устанавливаются, по общему правилу, для всего круга лиц, соответствующего конкретным родовым требованиям (например, земельный налог, по общему правилу, уплачивают все владельцы земельных участков), при этом налогообложение строится на единых принципах.

    Равенство налогообложения вытекает из конституционного принципа равенства всех граждан перед законом (ч. 1 ст. 19 Конституции Российской Федерации). Конституционные положения рассматриваемого принципа развиваются в абз. 1 п. 2 ст. 3 НК РФ: налоги или сборы не могут не только устанавливаться, но и фактически взиматься различно, исходя из социальных (принадлежность или не принадлежность к тому или иному классу, социальной группе), расовых или национальных (принадлежность либо не принадлежность к определенной расе, нации, народности, этнической группе), религиозных и иных различий между налогоплательщиками.

    В развитие этих положений в абз. 2 п. 2 ст. 3 НК запрещено устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, а также налоговые льготы в зависимости от формы собственности (государственная — федеральная и субъектов РФ, муниципальная, частная), гражданства физических лиц (граждане РФ, граждане иностранных государств, лица без гражданства, лица с двойным гражданством) или места происхождения капитала.

    3. Принцип справедливости налогообложения. В Российской Федерации до принятия первой части НК РФ данный принцип первоначально был сформулирован в п. 5 постановления Конституционного Суда РФ от 4 апреля 1996 г. № 9-П: «В целях обеспечения регулирования налогообложения в соответствии с Конституцией Российской Федерации принцип равенства требует фактической способности к уплате налога исходя из правовых принципов справедливости и соразмерности. Принцип равенства в социальном государстве в отношении обязанности платить законно установленные налоги и сборы (часть 2 ст. 6 и ст. 57 Конституции Российской Федерации) предполагает, что равенство должно достигаться посредством справедливого перераспределения доходов и дифференциации налогов и сборов».

    Впоследствии данный принцип был закреплен в п. 1 ст. 3 НК РФ, правда, в несколько ином виде (без упоминания о справедливом распределении собранных налогов): «…При установлении налогов учитывается фактически способность налогоплательщика к уплате налога исходя из принципа справедливости», т. е. налоги должны быть справедливыми. При этом, как видим, справедливость налогов и налогообложения понимается через призму догмы «с каждого налогоплательщика по его возможностям».

    4. Принцип публичности налогообложения. Публичность цели взимания налогов обосновывается доктриной финансового (Япония, Корея, Бирма), налогового (США) и (или) экономического (Франция) права многих зарубежных стран, прямо или косвенно закреплена в конституциях многих стран мира. Принцип публичной цели предполагает поиск баланса интересов отдельных лиц — налогоплательщиков и общества в целом. «Поэтому государство вправе и обязано принимать меры по регулированию налоговых правоотношений в целях защиты прав и законных интересов не только налогоплательщиков, но и других членов общества» (Пункт 3 постановления КС РФ от 17 декабря 1996 г. № 20-П «По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года «О федеральных органах налоговой полиции» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. Ст. 197.).

    5. Принцип установления налогов и сборов в должной правовой процедуре. Данный принцип закреплен и реализуется, в частности, через конституционный запрет на установление налогов иначе как законом (установление его в ином порядке противоречит ст. 57, ч. 3 ст. 75 Конституции Российской Федерации), а в ряде государств — специальной (более жесткой) процедурой внесения в парламент законопроектов о налогах. В России такое правило содержится в ч. 3 ст. 104 Конституции Российской Федерации.

    6. Принцип экономической обоснованности налогообложения. Налоги и сборы не только не должны быть чрезмерно обременительными для налогоплательщиков, но и должны обязательно иметь экономическое основание (другими словами, не должны быть произвольными). В соответствии с п. 3 ст. 3 НК РФ «Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными».

    7. Принцип презумпции толкования в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах. Этот принцип закреплен в п. 7 ст. 3 НК РФ. В соответствии с указанной нормой все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах должны трактоваться в пользу налогоплательщика.

    8. Принцип определенности налоговой обязанности. Он закреплен в п. 6 ст.3 НК РФ. В соответствии с указанным принципом акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

    9. Принцип единства экономического пространства Российской Федерации и единства налоговой политики.Данный принцип конституционный, закреплен в ч. 1 ст. 8 Конституции Российской Федерации, п. 3 ст. 1 ГК РФ и п. 4 ст. 3 НК РФ. В соответствии с рассматриваемым принципом не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации, в частности прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств.

    10. Принцип единства системы налогов и сборов. Правовое значение необходимости существования рассматриваемого принципа налогового права продиктовано задачей унифицировать налоговые изъятия собственности. Как указано в абз. 4 п. 4 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 21 марта 1997 г. № 5-П, такая унификация необходима для достижения равновесия между правом субъектов Федерации устанавливать налоги, с одной стороны, и соблюдением основных прав человека и гражданина, закрепленных в ст. 34 и 35 Конституции Российской Федерации, обеспечением принципа единства экономического пространства — с другой. Поэтому закрепленный налоговым законодательством Российской Федерации перечень региональных и местных налогов носит закрытый, а значит, исчерпывающий характер.

    Конспект урока

    Обществознание, 11 класс

    Урок № 22. Налоговая система в РФ

    Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

    1. Налоговая система в РФ.
    2. Виды налогов.
    3. Функции налогов.
    4. Налоги, уплачиваемые предприятиями.

    Косвенные налоги — налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу.

    Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

    Налоговая система России – это совокупность налогов, пошлин, сборов и всех иных обязательных платежей, взимаемых в установленном законом порядке с плательщиков (физических и юридических лиц) на территории Российской Федерации.

    Прогрессивное налогообложение - система, при которой налоговые ставки увеличиваются по мере роста дохода налогоплательщика.

    Пропорциональное налогообложение — система налогообложения, при которой налоговые ставки устанавливаются в едином проценте к доходу налогоплательщика независимо от величины дохода;

    Прямые налоги — это налоги, взимаемые государством непосредственно с доходов или с имущества налогоплательщика.

    Регрессивное налогообложение – система, при которой ставка налога снижается при увеличении доходов и растет при их уменьшении.

    Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

    Специальные налоговые режимы - особый порядок определения элементов налогов, а также освобождение от уплаты налогов и сборов при определенных условиях.

    Основная и дополнительная литература по теме урока:

    Боголюбов Л. Н., Аверьянов Ю. И., Белявский А. В. и др. / Под ред. Боголюбова Л. Н., Лазебниковой А. Ю., Телюкиной М. В. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень. – М.: Просвещение, 2016 г. – С.80-91

    Налоги и налоговая система Российской Федерации : учебник и практикум для академического бакалавриата / под науч. ред. Л. И. Гончаренко. — М. : Издательство Юрайт, 2015. — С. 541

    Пансков, В. Г. Налоги и налогообложение. Практикум : учебное пособие для вузов / В. Г. Пансков, Т. А. Левочкина. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — С.319

    Теоретический материал для самостоятельного изучения

    Налоговая система России – это совокупность налогов, пошлин, сборов и всех иных обязательных платежей, взимаемых в установленном законом порядке с плательщиков (физических и юридических лиц) на территории Российской Федерации.

    Налоговая система Российской Федерации включает в себя налоги (в которых еще заключаются акцизы) и сборы (с государственными пошлинами в составе).

    Необходимо отметить, что таможенные пошлины относятся к сфере таможенного регулирования и не входят в состав налоговой системы России.

    Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

    Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

    Различают иды налогов по объекту: прямые и косвенные.

    Налоги, которые взимаются непосредственно с физических и юридических лиц называются прямыми. К ним относят налог на прибыль, на имущество, подоходный налог.

    Товары и услуги, ресурсы и виды деятельности облагаются косвенным налогом.

    Налог на добавленную стоимость, акцизы, налог с продаж, импортные пошлины – это основные косвенные налоги.

    Существуют следующие виды налогов по субъекту: центральные и местные.

    В России существует трехуровневая система налогообложения:

    - федеральные налоги, которые устанавливаются федеральным правительством и идут в федеральный бюджет;

    - региональные налоги, находящиеся в сфере полномочий субъектов Российской Федерации;

    - местные налоги, устанавливаются и собираются органами местного самоуправления.

    По характеру налогообложения различают виды налогов:

    пропорциональные (ставка налога с ростом или уменьшением доходов не меняется);

    прогрессивные (доля налога увеличивается с ростом дохода);

    регрессивные (доля налога в доходе падает с ростом дохода).

    Прогрессивными обычно бывают подоходные налоги. Налогоплательщик вынужден платить государству больше денег, если его доходы растут

    Регрессивные налоги, как правило, падают на плечи бедной части населения.

    Особый порядок установления элементов налогов устанавливают специальные налоговые режимы. Особым порядком налогообложения также может быть предусмотрено освобождение от уплаты налогов, если существуют установленные законом определенные условия.

    Специальные режимы налогообложения в России представлены четырьмя системами:

    система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;

    упрощенная система налогообложения;

    система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

    система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

    Фискальная, регулирующая, распределительная, контролирующая. Это было перечисление четырех основных функций налогов.

    Фискальная функция налогообложения является основной. Так как из налогов состоит большая часть государственного бюджета.

    С помощью распределительной функции государство перераспределяют общественные доходы.

    Регулирующая функция призвана обеспечить государству возможность посредством налоговых сборов проводить экономическую политику.

    Налоги также помогают государству контролировать пополнение бюджета и измерять состояния финансовых ресурсов. Эта функция налогов называется контрольной.

    Налоги, которые уплачивает предприятие.

    На величину прибыли предприятия оказывают влияние не только издержки производства, но и сумма уплачиваемых им налогов.

    При организации своего дела предпринимателю необходимо учитывать не только издержки производства, но и налоги, которые придется платить, а это значительная статья расходов.

    Список налогов, уплачиваемых предприятиями:

    - налог на добавленную стоимость;

    - акцизы на отдельные группы и виды товаров;

    - налог на прибыль;

    - налог на операции с ценными бумагами;

    - отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

    - платежи за пользование природными ресурсами и др.

    - налог на имущество предприятий;

    - плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем;

    - сбор на нужды образовательных учреждений;

    -налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне;

    -целевые сборы с предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовых форм на содержание милиции, благоустройство территорий и др.

    Налоги – это один из признаков государства. Без регулярного пополнения бюджета государство не сможет выполнять свои функции. Поэтому каждый член общества должен осознавать, что налоги - это вклад в общее дело, на свое благо и благо общества.

    Основные принципы налогообложения

    • Справедливость
    • Четкая определенность и точность налогов
    • Удобство взимания налогов
    • Эффективность
    • Обязательность

    Пример и разбор решения заданий

    1. Запишите слово, пропущенное в таблице

    Обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

    Обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

    Правильный вариант/варианты: сбор.

    2. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

    Основным источником__________ (А) бюджета являются налоги. __________ (Б) налоги взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщиков, __________ (В) налоги – это налоги на потребление товаров и услуг, устанавливаемые в виде надбавок к __________ (Г) и тарифам товаров и услуг. В зависимости от порядка установления различают __________ (Д) налоги, которые обязательны к уплате на всей территории страны и все элементы которых установлены центральной властью, __________ (Е) и местные налоги, которые обязательны к уплате на соответствующих территориях, и некоторые элементы налогов могут устанавливаться субъектами РФ и местным самоуправлением.

    Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

    1) прямой 4) унитарный 7) косвенный

    2) расход 5) доход 8) региональный

    3) федеральный 6) акциз 9) цена.

    Правильный вариант: доход, прямой, косвенный, цена, федеральный, региональный.

    Читайте также: