Добровольный налог для богатых граждан афин

Опубликовано: 03.05.2024


А вы хорошо знаете историю? Слышали, что в древних Афинах только самые богатые люди платили прямые налоги, и они шли на финансирование самых важных национальных расходов города-государства: флота и почестей богам. Хотя сегодня это может показаться удивительным, большинство из этих крупнейших налогоплательщиков не только были полностью всем довольны, но и хвастались тем, сколько они заплатили.

Деньги были так же важны для древних афинян, как и для большинства людей сегодня, так что же объясняет эту восторженную реакцию на большой налоговый счет? Афинская финансовая элита чувствовала себя так, потому что заслужила общественное уважение со стороны других граждан своего полиса.


Современные потребности, современные финансы

Афины в пятом и четвертом веках до нашей эры имели население, состоявшее из свободных и порабощенных людей, превышающее 300 000 человек. Экономика в основном была сосредоточена на международной торговле, и Афинам приходилось тратить большие суммы денег, чтобы поддерживать порядок – от национальной обороны до бесчисленных общественных фонтанов, постоянно изливающих питьевую воду по всему городу.


Налогов на богатство не существовало

Большая часть этих доходов поступала от государственных сельскохозяйственных угодий и серебряных рудников, которые сдавались в аренду наиболее выгодным покупателям, но Афины также облагали налогами импорт и экспорт и взимали пошлины с иммигрантов и проституток, а также штрафы, налагаемые на проигравших во многих судебных делах. В общем, прямых налогов на доходы и богатство не существовало.

По мере того как Афины становились международной державой, строился большой и дорогостоящий флот, состоящий из нескольких сотен деревянных военных кораблей, называемых триремами (буквально это означает "трехрядные корабли"). Триремы стоили огромных денег, дорого их было построить, оборудовать и экипировать, и афинская финансовая элита оплачивала это.

Поддержка спасения Афин

Топ-1 % владельцев недвижимости мужского пола отвечали за безопасность Афин, а также поддерживали "сотерии" путем выполнения особого вида государственной службы, называемой "лейтургия", или литургия. Они брали на себя обязанности командира триремы или "триерарха", который лично финансировал эксплуатационные расходы в течение целого года и даже руководил экипажем во время миссий.

Эта общественная услуга была недешевой. Чтобы финансировать свою литургию в качестве триерарха, богатый налогоплательщик тратил то, что квалифицированный рабочий зарабатывал за 10-20 лет постоянной оплаты. Вместо того чтобы уклоняться от этой ответственности, большинство принимало ее.


Финансирование гражданской милиции

Управление военными кораблями было не единственной обязанностью богачей по отношению к национальной обороне. Когда Афины были в состоянии войны, а это было большую часть времени, богатые должны были платить взносы наличными, называемые "эйсфораи", чтобы финансировать гражданскую милицию. Эти взносы основывались на стоимости их собственности, а не на их доходах, что делало их в некотором смысле прямым налогом на богатство.

Служение богам

Для древних афинян физическая военная мощь была лишь частью уравнения. Они также верили, что спасение государства от внешних угроз зависит от менее ощутимого, но столь же важного и дорогостоящего источника защиты - милости богов.

Чтобы удержать на своей стороне этих могущественных, но непостоянных божественных покровителей, афиняне строили сложные храмы, совершали большие жертвоприношения и устраивали оживленные публичные религиозные праздники. Эти грандиозные зрелища включали в себя музыкальные феерии и театральные представления, которые посещали десятки тысяч людей, и были чрезвычайно дорогими для проведения.


Как и в случае с триремом, самые богатые афиняне платили за эти праздники исполнением праздничных литургий. Например, работа в качестве руководителя хора означала оплату обучения, костюмов и расходов на проживание для больших групп исполнителей в течение нескольких месяцев подряд.

Горжусь тем, что плачу

Никто из финансовой элиты древних Афин не гордился тем, что мошенничал с афинским эквивалентом налоговой службы. Как раз наоборот: они платили и даже хвастались публично, что часто платили больше, чем требовалось, когда служили триерархом или хормейстером.

Конечно, не каждый представитель сверхбогатых Афин вел себя как патриотический чемпион. Некоторые уклонисты пытались избежать своих богослужений, утверждая, что другие люди с большим имуществом должны нести расходы вместо них, но эта попытка уклониться от государственной службы никогда не становилась нормой.

Так что же стояло за этой гражданской, налоговой гордостью?

Древние афиняне открывали свои кошельки не только ради общего блага. Они рассчитывали получить высокий доход в общественном мнении от инвестиций в их общину, которые представляли собой их налоги.

Этот социальный капитал был так важен, потому что афинская культура высоко ценила гражданский долг. Если богатый афинянин копил свое богатство, его высмеивали и называли жадным человеком, который берет взаймы у гостей, живущих в его доме, и когда он продает вино другу, то продает его разбавленным!


Социальное, а не денежное богатство

Социальные выплаты, которые получали богатые, приносили им долгую жизнь. Литургист, финансировавший хор, получивший премию, мог построить себе впечатляющий монумент на видном месте в центре города, чтобы объявить о своем превосходстве всем желающим на все времена.

Прежде всего афинские богачи платили налоги, потому что они жаждали социального успеха, который исходил от их соотечественников, публично идентифицирующих их как граждан, которые хороши, потому что они полезны. Получение почетного звания полезного гражданина может показаться сегодня банальным.

Быть богатым налогоплательщиком, который был добр и полезен своим согражданам, значило даже больше, чем деньги в банке. И эта неоценимая государственная служба приносила пользу всем афинянам, поддерживая их демократию век за веком.

На Крите налоги, судя по всему, взимались начиная с Минойского и Микенского периодов. Вероятно, они представляли собой определенную долю произведенной продукции или некоторый объем принудительного труда. Впрочем, поскольку имеющиеся у нас свидетельства неточны, они постоянно оспариваются. До начала архаической эпохи мы, по сути дела, не располагаем больше никакими свидетельствами о систематическом сборе налогов. С введением монетных систем и усложнением экономических операций в греческих городах- государствах налоги стали взиматься на регулярной основе. Хотя некоторые тираны устанавливали высокие налоги, которые затем пускали на содержание наемных войск, в общем и целом налоги вплоть до начала греко-персидских войн (начало V века до н.э.), судя по всему, были сравнительно низкими.

В эпоху классики налогообложение становится главным методом получения средств городами-государствами. Большая часть свидетельств дошла до нас из Афин. Прямое налогообложение граждан и постоянные налоги на их собственность считались оскорбительными, хотя подобные налоги и вводились некоторыми тиранами. При этом, однако, считалось вполне разумным облагать налогами неграждан. Так, ежегодный подушный налог, взимавшийся с метеков, — метойкион (metoikion) составлял 12 драхм с мужчины и 6 драхм с женщины без работающего мужа или сына.

Продукты и товары, продававшиеся на рынке, облагались рыночным сбором, который ложился тяжелым бременем на метеков. На некоторые виды сделок, особенно заключаемых на агоре, накладывался акцизный сбор — эпония (eponia), который, по сути дела, представлял собой налог с продаж. Размер налога варьировался в зависимости от продаваемого товара. Средний уровень данного вида налогообложения составлял около 1% от стоимости товаров, хотя некоторые из них облагались более высоким налогом. Свидетельства из других городов- государств указывают, что налогами облагались также иностранцы, торговавшие на агоре. Существовали налоги на право разгрузки, рыбной ловли и якорной стоянки. Города также часто взимали воротные пошлины на въезд. Содержатели публичных домов платили особый акцизный сбор, который назывался «порникос тэлос» (pornikos telos).

Хотя прямое налогообложение граждан в Афинах не одобрялось, некоторые прямые налоги все же существовали. Одним из путей повышения государственного дохода была литургия (leitourgia)— весьма обременительная общественная повинность, которую богатые граждане отправляли полностью за свой счет. Подобных общественных обязанностей было много, и связаны они были в основном с различными празднествами. К этим обязанностям относилась хорегия (khoregia) — составление и оплата хора на театральных представлениях, гиппотрофия (hippotrophia) — содержание лошадей для военных нужд, архитеория (arkhitheoria) — от-правка делегаций своего государства на празднества в других областях и странах и гестиасис (hestiasis) — организация всеобщего пира для всей филы. Литургия для нужд военного флота называлась триерархией и предполагала службу в качестве триерарха в течение года. Изначально литургии были добровольными и рассматривались как оказанная гражданину честь, однако к началу IV в. до н.э. они, по сути дела, стали принудительной обязанностью.

Эйсфорой (eisphora) назывался прямой налог на собственность, налагавшийся на граждан и метеков в трудные для государства времена — например в случае войны. В 378—377 гг. до н.э. была проведена реформа этого налога, в результате которой для всех жителей, за исключением самых бедных граждан, была установлена фиксированная ставка. С перерывами эйсфора просуществовала вплоть до Эллинистического периода.

Эпидосис (epidosis) представлял собой добровольный взнос в государственную казну, прежде всего — во время войны. Обычно он осуществлялся вслед за призывом пополнить казну деньгами. Богатые граждане считали своим долгом делать эти взносы, и скорее всего в V в. до н.э. подобные взносы были действительно добровольными, однако в IV в. до н.э. они по сути дела стали принудительными.

В Эллинистический период, с образованием держав наследников Александра Великого, основным источником государственных доходов становится подать с городов и других политических структур внутри государства. Появились и новые налоги — например налог на соль, торговля которой была государственной монополией как в державе Селевкидов, так и в государстве Птолемеев, а также налоги на другие товары — кожи, пряности и благовония. Что касается греческих городов, то в рассматриваемое время произошло мало изменений в их системах налогообложения, лишь расширилось использование литургий. Хорегия была заменена ситонией (sitonia), которая требовала от богатых граждан закупать зерно для города. Если город был недостаточно богат, чтобы литургии работали эффективно, деньги на зерно, оливковое масло и рыбу приходилось собирать путем пожертвований, которые назывались «эпидосисами» (epidoseis). Формально добровольные, эти взносы на деле представляли собой обязательный налог.

Налоги обычно собирались откупщиками. Право собирать налог получал давший за это наибольшую цену на торгах. Государство устанавливало сумму налога на фиксированном уровне или в виде процента от стоимости договора с откупщиком. Доход откупщика складывался из той суммы, которую он был в состоянии собрать с налогоплательщиков за вычетом заплаченного на аукционе и собственных издержек. Данная система была открыта для коррупции и злоупотреблений, а откупщиков обычно боялись и ненавидели.

Адкинс Л., Адкинс Р. Древняя Греция. Энциклопедический справочник. М., 2008, с. 216-217.

  • Разбор
  • Для себя
  • Элементарно
  • Личный опыт
  • Повестка дня
  • Отдохнуть
  • Разбор
  • Для себя
  • Элементарно
  • Личный опыт
  • Повестка дня
  • Отдохнуть

Греция — одна из стран с самым высоким подоходным налогом и социальными отчислениями, а ещё она входит в пятерку лидеров по налогу на недвижимость.

Согласно исследованиям Tax Policy Raforms 2018, средняя процентная ставка по налогам возросла на 7,4% в период с 2007 по 2016 год и сейчас составляет 29%, а в остальных странах ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития) — 23%.

Cтавка по налогам для работников по найму и частных предпринимателей разная. Важно отметить, что в Греции прогрессивный подоходный налог.

Однако основу бюджета Греции составляет туризм, поэтому подоходный налог от сдачи в аренду недвижимости и автомобилей самый большой:

  • до 12 тыс. евро — 15%
  • от 12 до 35 тыс. евро — 35%
  • более 35 тыс. евро — 45

«Налоговая нагрузка в Греции довольно серьёзная: например, если моя заработная плата равна 1500€ в месяц, то 308€ составит подоходный налог. Плюс мне ещё нужно будет оплатить страховые и социальные взносы — 38,27€».

Греция — одна из самых привлекательных стран для инвесторов.

Например, купив один или несколько объектов на территории Греции общей стоимостью более 250 000€ (17 786 600₽), можно оформить вид на жительство категории «для инвесторов» — для себя и своей семьи на 5 лет с возможностью дальнейшего продления. Это выгодно для граждан стран, не входящих в состав ЕС, так как они получают право находится на территории ЕС неограниченное количество дней, чего не сможет предоставить виза. Но также есть и свои минусы: вид на жительство данной категории не дает права работать.

Несмотря на это, 8 из 10 греческих предпринимателей отметили, что не собираются делать значительных инвестиций в ближайшее время. Как показывают исследования Grant Thornton, это связано с высокой налоговой ставкой и осторожностью греков из-за кризиса.

«Греция — политически нестабильная страна с высокими налогами. Мы боимся инвестировать. Но чаще всего мои знакомые вкладывают в недвижимость, которую потом сдают туристам».

В Греции обязательное медицинское страхование. Без страховки вы не сможете ни попасть к врачу, ни вызвать скорую. Поэтому все греки, а также иностранцы, которые имеют вид на жительство или официально трудоустроены, должны иметь страховку.

В Греции есть два вида страховки — ИKA и ТЕБЕ.

ИКА — это страховка наёмных работников, её полностью оплачивает работодатель. Стоимость варьируется от 200 до 800€ в год и зависит от возраста, пола и условий труда. Она есть у большинства, без неё не примут на работу.

Частные предприниматели обязаны оплачивать для себя страховку ТЕБЕ, здесь цена уже зависит от размера годового дохода.

Обладателю государственной страховки, ИКА или ТЕБЕ, не придётся оплачивать в больнице консультацию специалиста и самые простые процедуры. Но важно помнить, что запись к врачам производится примерно за месяц, а иногда и больше. Однако, если дело касается серьёзных случаев, например, вызова скорой, реанимации или дорогих лекарств, тут уже придётся доплатить от 12% непосредственно в кассу, за роды — около 30%, за операцию — около 40%. Так же страховка не распространяется на услуги стоматолога.

Еще можно приобрести частную добровольную страховку стоимостью 1000-1500€ в год (зависит от возраста и рода деятельности). Эта страховка является более надёжной и покрывает практически всё.

У меня студенческий вид на жительство, официально в Греции я не трудоустроена, поэтому я обязана каждый год при подаче документов для продления вида на жительство обновлять свою страховку стоимостью около 100€ в частной компании. Она покрывает часть затрат: я могу записаться на приём к врачу в государственную клинику и, если у меня есть ИКА, мне предоставят простые процедуры и консультацию специалистов бесплатно.

«В Греции есть бесплатная медицина, но порой тебе придётся ждать своей записи к врачу до 2-3 месяцев. Поэтому иногда проще обратиться к платному специалисту».

Я живу недалеко от центра Афин. Мне повезло снять квартиру за 190€ (13500₽) в месяц плюс коммунальные платежи. Но найти квартиру по такой цене будет сложно, обычно они стоят от 250 - 300€. Также цена зависит от района: неблагоприятные районы в Афинах сосредоточены рядом с центром, там цены будут значительно дешевле. Самым дорогим районом считается север Афин. С большей охотой здесь сдают квартиры гражданам Греции, потому что они считаются более надёжными, чем приезжие.

Цены на покупку квартиры начинаются от 15 000 - 20 000€ (1 060 000₽ - 1 400 000₽): скорее всего, это будет студия, которая нуждается в капитальном ремонте и которая не всегда расположена в хорошем районе. А ценник на студию, сразу пригодную для жилья, начинается от 50 000€.

В Греции единый билет на все виды транспорта, с которым можно ездить 90 минут с момента первого использования. При этом существуют скидки для студентов и учеников более чем в 50%. То есть: обычный билет стоит 1,4€ (100₽), студенческий — 0,6€ (43₽). Безработные и пенсионеры могут пользоваться общественным транспортом бесплатно. Для этого нужно оформить карту безработного.

Если регулярно пользоваться общественным транспортом, выгоднее покупать проездной на месяц стоимостью в 30€ (2135₽), студенческий будет стоить 15€ (1067₽).

Для междугородних поездок есть поезда и автобусы, до островов можно добраться на корабле.

Но при этом порой выгоднее ухватить недорогой билет на самолет авиакомпании Ryanair. Например, при стабильной цене на поезд Афины - Салоники в 55€, цены на билеты на самолёт могут начинаться от 15€.

В Греции детское пособие рассчитывается исходя из доходов в родителей и составляет от 40 до 70€ (2 800 – 5 000₽) за первого ребёнка. Дополнительно платят 40-70€ за второго ребёнка, и от 50 до 80€ (3 500 – 5 700 ₽) за третьего и каждого следующего несовершеннолетнего ребёнка.

В государственный детский сад ребёнок может попасть, только если работают оба родителя. В 4 года дети идут в подготовительный класс, а в пять лет поступают в нулевой. После переводятся в начальную школу, где учатся до 11 лет.

В школе система оценок отличается в зависимости от возраста. Например, до 11 ребёнок будет получать оценке по системе A-C. А в старших классах его работы будет оцениваться по 10-бальной системе.

В 12 лет дети поступают в гимназию, где учатся до 16 лет. После чего у них есть право выбора: идти в лицей или в профессиональную школу двух уровней.

В чем же отличие этих школ?

После неё можно получить среднее техническое образование и отучиться в колледже. В ней упрощённая программа, некоторые предметы и вовсе отсутствуют.

После профессиональной школы высшего уровня можно поступить в университет, но придётся исключить медицинское и юридическое направления. В ней более сложная программа, но не настолько, как в лицее.

В нём учиться сложнее всего, но это дает право поступить в любой институт, если позволяют оценки.

В университет дети поступают на основании экзаменов Panelinis, что-то наподобие нашего ЕГЭ. После окончания школы ученики имеют право сдавать эти экзамены неограниченное количество раз, пока не поступят в желаемый институт.

В Греции бесплатное государственное образование, платить придётся только за детский сад или частный университет.

В Греции пенсия формируется из общенациональной (государственные выплаты) и дополнительной — это пенсия, основанная на доходе, из которого производились отчисления в пенсионный фонд до момента выхода на пенсию.

Главным условием для подачи заявления является: возраст 62 года и рабочий стаж 40 лет или возраст 67 лет и рабочий стаж 15 лет. Ещё есть возможность выхода на пониженную пенсию по достижению возраста в 62 года и рабочем стаже 15 лет.

Минимальная пенсия в Греции составляет 300-350€ (21344-24900₽) и равна прожиточному минимуму в стране, а средняя — 700€ (49800₽). Размер зависит от вида занятости. Например, высокая пенсия у госслужащих (800€), а у частных работников она будет ниже на 150-200€. Но стоит отметить, что греков с пенсией ниже 700 евро насчитывается около 60%. Пенсионерам, получающим минимальную пенсию, полагаются социальные выплаты в размере 150-200€.

До 2009 года Греция являлась страной с самыми выгодными условиями для пенсионеров: размер средней пенсии составлял 2000 евро и был равен 95% заработной платы.

В Афинах много клубов, кафе, торговых центров и ресторанов. Так что тут точно не соскучишься. К тому же в городе часто проходят разные выставки и фестивали.

Есть очень много мест для прогулок: например, гора Ликавитос, куда можно сходить бесплатно. Музеи и все археологические места для студентов ЕС и безработных бесплатные, студентам университетов, не входящих в состав ЕС, предоставляется скидка в 50%. Есть дни, в которые посетить бесплатно музей может любой желающий: эти даты лучше уточнять в интернете перед посещением.

Студентам часто предоставляют скидки в кинотеатры, бары, кафе.

В начале года можно купить абонемент в фитнес-зал с большой скидкой. Я, например, брала абонемент за 40€ (2850₽) на 1 год.

  1. В Греции высокие налоги. Например, если заработная плата равна 1500€ в месяц, то 308€ составит подоходный налог, плюс страховые и социальные взносы — 38,27€.
  2. В Греции очень популярны инвестиции в туризм и недвижимость, но чаще со стороны зарубежных предпринимателей.
  3. Около 5 лет назад в Греции вырос НДС до 23%, но на продукты греческого производства он остался равным 13%.
  4. В Греции обязательное медицинского страхование, но если нужно бесплатно попасть к врачу, то придётся ждать около 1 месяца, а иногда и дольше.
  5. Поступить на юридический или медицинский ты можешь только, если учился в лицее.
  6. Минимальная пенсия в Греции равна прожиточному минимуму и составляет 300-350€.
  7. Самые высокие заработные платы у банкиров и составляют более 3000€.
  8. Если заранее продумать свою поездку в Грецию, то можно бесплатно обойти все музеи.



  • Разбор
  • Для себя
  • Элементарно
  • Личный опыт
  • Повестка дня
  • Отдохнуть
  • Перейти на сайт
  • Контакты

Данные являются биржевой информацией, обладателем (собственником) которой является ПАО Московская Биржа. Распространение, трансляция или иное предоставление биржевой информации третьим лицам возможно исключительно в порядке и на условиях, предусмотренных порядком использования биржевой информации, предоставляемой ПАО Московская Биржа.

Материалы, представленные в данном разделе, не являются индивидуальными инвестиционными рекомендациями. Финансовые инструменты либо операции, упомянутые в данном разделе, могут не подходить Вам, не соответствовать Вашему инвестиционному профилю, финансовому положению, опыту инвестиций, знаниям, инвестиционным целям, отношению к риску и доходности. Определение соответствия финансового инструмента либо операции инвестиционным целям, инвестиционному горизонту и толерантности к риску является задачей инвестора. ООО «Компания БКС» не несет ответственности за возможные убытки инвестора в случае совершения операций, либо инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые в данном разделе.

Информация не может рассматриваться как публичная оферта, предложение или приглашение приобрести, или продать какие-либо ценные бумаги, иные финансовые инструменты, совершить с ними сделки. Информация не может рассматриваться в качестве гарантий или обещаний в будущем доходности вложений, уровня риска, размера издержек, безубыточности инвестиций. Результат инвестирования в прошлом не определяет дохода в будущем. Не является рекламой ценных бумаг. Перед принятием инвестиционного решения Инвестору необходимо самостоятельно оценить экономические риски и выгоды, налоговые, юридические, бухгалтерские последствия заключения сделки, свою готовность и возможность принять такие риски. Клиент также несет расходы на оплату брокерских и депозитарных услуг, подачи поручений по телефону, иные расходы, подлежащие оплате клиентом. Полный список тарифов ООО «Компания БКС» приведен в приложении № 11 к Регламенту оказания услуг на рынке ценных бумаг ООО «Компания БКС». Перед совершением сделок вам также необходимо ознакомиться с: уведомлением о рисках, связанных с осуществлением операций на рынке ценных бумаг; информацией о рисках клиента, связанных с совершением сделок с неполным покрытием, возникновением непокрытых позиций, временно непокрытых позиций; заявлением, раскрывающим риски, связанные с проведением операций на рынке фьючерсных контрактов, форвардных контрактов и опционов; декларацией о рисках, связанных с приобретением иностранных ценных бумаг.

ООО «Компания БКС», лицензия №154-04434-100000 от 10.01.2001 на осуществление брокерской деятельности. Выдана ФСФР. Без ограничения срока действия. 129110, Москва, Проспект Мира, 69, стр. 1, 3 подъезд.

…Ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части дохода, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им…

Во времена охотников на мамонтов и собирателей корешков с налогами было относительно просто. Каждый член человечьего стада получал свою долю от общей добычи – сильные повкуснее, слабые поплоше. Вожди без зазрения совести отбирали, что им понравится, и все были довольны.

Понятие частной собственности возникло вместе с понятиями «род», «семья» и «закон». Община стала делиться на тех, кто добывает пищу в поте лица и тех, кто защищает «работников», получая за это еду и всеобщее уважение.

Регулярные взносы с населения начали собирать не правители, а жрецы. Уже в Египте и Вавилоне взимание «десятины» в пользу богов был обычным явлением. Светская власть существовала за счёт эксплуатации рабского труда и сбора податей с покорённого и пришлого населения. В Египте политику «налоговых ножниц» фараоны применили к иудеям, разбогатевшим сверх всякой меры.

Афинские граждане вообще не платили регулярных податей – это считалось унизительным для свободного человека. При этом богатые афиняне вносили добровольные пожертвования в городскую казну, оплачивая благоустройство города, спортивные состязания и театральные представления. А на военные нужды взимались единоразовые отчисления с имущества.

Прообраз современной системы налогообложения оформился в древнем Риме. Изначально коренные римляне тоже не платили налогов, а магистраты и городские власти содержались за счёт обеспеченных граждан – это было почётно. Выворачивать карманы приходилось только во время войны, специальные клерки-цензоры обходили жителей и составляли налоговые декларации по доходам каждой семьи.

Когда из города-государства Рим стал великой империей, стало ещё легче – римляне жили в роскоши за счёт налогов с покорённых провинций. К сожалению, аппетиты императоров росли быстрей, чем доходы страны. Цезарь ввёл подоходные и поземельные подати, Октавиан Август – налог на наследство и налог с оборота, а Веспасиан – знаменитый налог на общественные уборные.

Когда сын предприимчивого императора попробовал возмутиться нововведением, Веспасиан сунул ему под нос золотой денарий со словами «Деньги не пахнут».

Сборщик по зёрнышку клюет

Знаменитый средневековый богослов святой Фома Аквинский считал, что «налоги это узаконенная форма грабежа». Незнатные жители средневековой Европы имели все основания с ним согласиться. Поземельные налоги и церковные подати собирались ещё со времён римского владычества, но власть имущие были воистину ненасытны.

Церковь вообще не платила налогов, благородное сословие получало от королей земли и деньги «за службу», а кормить всю эту ораву приходилось крестьянам и горожанам. Помимо регулярных налогов взимались подати по случаю рождения и посвящения в рыцари принцев, замужества королевских дочерей, на крестовые походы и выкуп из плена неудачливых монархов.

Так в Англии был введён специальный побор, чтобы выкупить Ричарда Львиное Сердце у германского императора. Платили деньгами, товарами и натурой – «барщиной», трудом на полях и в замках дворян. «Право первой ночи» тоже считалось налогом, законной долей сеньора.

Схема налогообложения менялась от государства к государству. В Англии взимали пошлину «с окна» (в зависимости от количества окон в доме), в Дании каждый житель, кроме солдат и детей, должен был ежегодно вносить в казну золотой талер, во Франции откупщики сдавали в казну оговоренную сумму налога, а затем выжимали с населения деньги в свои карманы.

Особым налогом облагались рудники и виноторговля, проезд по частной дороге или мосту, породистые скакуны и дамские украшения. Иноверцы (иудеи и мусульмане) тоже вносили особую плату за право жить и торговать на территории христианского государства.

К 16 веку сперва Англия, а за ней и другие европейские страны стали тратить налоги, в том числе и на социальную сферу. Английские приходы (микрорайоны) обязали самостоятельно содержать своих бедняков и поддерживать в порядке свои улицы, затем появились сборы на очистку рек, устройство плотин и содержание общественных больниц.

Систему откупщиков во Франции добила революция. А понятие о налогах, как об общественном долге каждого гражданина перед своим государством появилось вместе с профессией экономиста.

Шотландец Адам Смит, один из первых экономистов-теоретиков писал:

Соляной бунт

Киевская Русь собирала налоги просто «по куне (кунице) с дыма (жилья)». За возможность спокойно жить на своей земле и спокойно торговать в стольном граде славяне платили князьям твёрдую мзду. Неплательщиков продавали с торгов, иногда – вместе с семьями.

Помимо основного налога существовали всевозможные сборы – за право иметь склады, переезжать через реки и въезжать в города. За нарушения закона полагалось платить судебный налог – «виру». Убийство холопа, коня и кража бобра из логова стоили одинаково – 12 гривен с преступника.

Татарские завоеватели ввели подушный налог, «выход» - за каждого жителя и крупный скот. Откупщиками перед ханами выступали русские князья и тяжесть налога зависела от условий договора с конкретным Джаннибеком или Мамаем.

После освобождения от татарского ига, русские цари продолжили брать подушную подать, но добавили косвенные налоги - на топоры, свадьбы, мёд, икру и т.д. Государство взимало более 20% дохода населения, и, наконец, неподъёмный налог на соль (20 копеек с фунта) вызвал всеобщее возмущение. Для бедняков одним из основных источников пищи была рыба с Волги и Оки, с удорожанием соли её стало невыгодно перевозить, улов тух на берегах, а голодные люди взялись за вилы и косы. Многих бунтовщиков казнили и запороли до смерти, но подать всё же пришлось снизить.

Порядок в налогообложении навёл Пётр 1. С одной стороны он начал проводить политику налоговых льгот для успешных предпринимателей, армейских поставщиков и «социально незащищённых» граждан, с другой – ввёл единую ставку прямого налога и бессчётное число косвенных.

Россияне платили за арбузы, орехи, найм домов, право ходить в баню, молиться по католическому или раскольничьему канону и даже ставить печь в избе. Самым знаменитым стал налог на бороды – по 60р в год с купцов и дворян, по 30р с обывателей (корова стоила 6-7 рублей). Меры были жестокими, но по итогам петровских реформ Россия выплатила все внешние долги и стала «самоокупаемой» державой.

Теневые налоги

Современная налоговая система в России всё ближе подходит к американским стандартам. Ничто не ново под луной – американцы тоже ежегодно заполняют кучу бумажек по доходам и прибылям, а юристы, изыскивающие способы сократить налоги – одна из самых уважаемых профессий в стране.

Да и наше законодательство относительно гуманно обходится с населением. Знаете ли вы, что:

  • В Византии платили налог «за воздух» - ставкой облагалась постройка любого помещения больше определённого объёма;
  • В немецком городе Бюртемберге домовладельцам предписывалось ежегодно сдавать в казну 18 дохлых воробьёв;
  • В китайском городе Тяньцзин пары, состоящие во внебрачном сожительстве, обязаны ежегодно выплачивать 120 долларов «налога на грех»;
  • Налоги, собираемые с исполнительниц «танца живота» в Египте – пятый по значению источник доходов страны (более 260млн $ в год);
  • В Австрии горнолыжники платят «гипсовый» налог за каждый спуск с горы, вырученные суммы идут в пользу австрийских травматологических клиник;
  • В Гвинейской республике граждане платят налог «на мир» - за каждый год, в который государство не воюет;
  • В Венеции с 1996 года платят налог на тень – с тентов, навесов и зонтиков у магазинов и кафе для туристов.

Если вдруг вам не нравится заполнять налоговую декларацию – порадуйтесь, что по крайней мере за бороду, туалет и возможность целоваться в общественном месте налоги всё ещё не берут.

В древних Афинах только очень богатые люди платили налоги и эти деньги шли на финансирование самых важных расходов : содержание флота и воздаяние богам. Хотя сегодня это может показаться удивительным, большинство из крупнейших налогоплательщиков не только исправно платили, но и хвастались тем, сколько они отдали в казну.

Деньги были так же важны для древних афинян, как и для большинства людей сегодня, так чем же объясняется такая восторженная реакция на необходимость платить налоги? Афинская финансовая элита получала взамен бесценное общественное уважение со стороны других граждан.


Древние Афины
Картина Leo von Klenze (1846) / Wikipedia

Потребности Афин

Население Афин веков до нашей эры состояло из свободных людей и рабов общей численностью более 300 000 человек. Экономика, в основном, была ориентирована на международную торговлю и Афинам приходилось тратить много денег на поддержание жизни: от содержания армии до бесчисленных общественных фонтанов, разливающих питьевую воду по всему городу.

Большая часть дохода поступала от государственных сельскохозяйственных угодий и серебряных рудников, которые сдавались в аренду. Также Афины облагали налогом импорт и экспорт и взимали подати с иммигрантов и проституток, кроме того, на проигравших в суде налагались крупные штрафы.

По мере того, как Древняя Греция превращалась в международную державу, она построила большой дорогостоящий флот из нескольких сотен деревянных военных кораблей, называемых триерами. Постройка, оснащение и содержание экипажа триеры стоили огромных денег, которые платила в виде налогов афинская финансовая элита (при том, что прямого налога на богатство в Афинах не было).

Потребности богов

Для древних афинян военная мощь была лишь частью системы безопасности государства. Афиняне были уверены, что защитить их от всех невзгод под силу только богам, а значит, следует заручиться их благосклонностью.

Учитывая, сколь вздорными и непостоянными характерами обладали древнегреческие боги, их расположение обходилось недёшево. Афиняне строили тщательно спроектированные храмы, приносили большие жертвы, проводили масштабные религиозные празднования. Эти грандиозные зрелища включали в себя музыкальные феерии и театральные представления и привлекали десятки тысяч людей. И стоили бешеных денег, которые также взымались из кармана наиболее обеспеченных горожан.

Гордость

В современном мире никто не хочет платить налоги. Крупные корпорации и долларовые миллиардеры делают всё возможное, чтобы утаить от налоговых органов как можно больше прибыли, а порой и вовсе меняют гражданство, исходя из размеров экономии на налогах. Древние греки высмеяли бы такое поведение.

Ни одному богачу древних Афин не пришло бы в голову смошенничать с налогами. Наоборот: их финансовые обязательства перед обществом были предметом их гордости. Нередко они даже платили больше налогов, чем с них спрашивали. Они рассчитывали получить отдачу в виде уважения со стороны сограждан и благодарность за инвестиции в сообщество.

Этот социальный капитал был куда дороже денег. Афинская культура высоко ценила гражданский долг. Если богатый афинянин не желал делиться своим богатством, над ним смеялись, называя жадным, и осуждали как человека, который «берёт плату с гостей в своём доме» и «продавая вино другу, продаёт его разбавленным!»

Заработать титул почётного гражданина в наше время может показаться сомнительной целью в жизни, но для древнегреческих богачей это было важнее всего на свете. Вложив в государство достаточно денег в виде налоговых сборов, гражданин получал право воздвигнуть монумент в честь себя на видном месте города, чтобы и последующие поколения горожан помнили его щедрость. Звучит заносчиво, но обратной стороной подобной «заносчивости» было процветающее крепкое сообщество людей, гордившихся своим государством и, в том числе, своими богачами.

Читайте также: