Предельная норма налога пример расчета

Опубликовано: 13.05.2024

Помимо фиксированных страховых взносов все предприниматели должны платить 1% с доходов свыше 300 000 рублей. А вот что именно считать доходом — зависит от системы налогообложения. Рассказываем про расчёт на каждой системе и приводим примеры.

Из чего состоят фиксированные и дополнительные взносы

Любой предприниматель каждый год должен платить за себя фиксированные взносы на два вида обязательного страхования: пенсионное и медицинское. Это не зависит от дохода, системы налогообложения и вида деятельности.

В 2020 году фиксированный взнос — 40 874 рублей, из них 32 448 рублей на пенсионное страхование, 8 426 — на медицинское. Общая сумма взносов для ИП из пострадавших отраслей на 2020 год меньше — 28 744 рублей.

Дополнительные взносы в размере 1% платят предприниматели с доходом больше 300 тысяч рублей. Этот процент идёт на пенсионное страхование.

Общая сумма пенсионных взносов, включая фиксированный и дополнительные, за год не должна превышать 8-кратного фиксированного взноса на пенсионное страхование. В 2020 году это 32 448 * 8 = 259 584 рублей.

Фиксированные взносы нужно заплатить до конца отчётного года, а дополнительные — до 1 июля следующего после отчётного.

Для субъектов МСП из пострадавших отраслей продлили срок уплаты дополнительных взносов за 2019 год — их можно заплатить до 1 ноября 2020 года.

Как считать дополнительные страховые взносы

Дополнительный взнос считают с доходов, превышающих 300 000 рублей. Какую сумму брать за доход — зависит от системы налогообложения.

На общей системе налогообложения для расчёта берут доходы за минусом профессиональных вычетов, то есть расходов. Эту сумму нужно взять из строки 060 раздела 2 декларации 3-НДФЛ. Из неё вычитают 300 000 рублей и умножают на 1%.

Пример. Доходы предпринимателя ИП на ОСНО за 2020 год составили 2 250 000 рублей, а расходы — 1 180 000 рублей.

Дополнительный взнос составит:

(2 250 000 — 1 180 000 — 300 000) * 1% = 7 700 рублей.

С 2021 года ЕНВД отменят, но предпринимателям ещё предстоит до 1 июля 2021 года заплатить дополнительные взносы за 2020 год. А для ИП из пострадавших отраслей до 1 ноября 2020 года продлили срок уплаты допвзносов за 2019 год.

Предприниматели на ЕНВД платят налог не с фактического дохода, а с вменённого, который считают по формуле. Дополнительные взносы тоже нужно считать с вменённого дохода, реальные доходы значения не имеют. Если вменённый доход за год окажется меньше 300 тысяч рублей, дополнительного взноса не будет, даже если фактические доходы будут намного больше.

ИП на ЕНВД сдают декларации каждый квартал. Чтобы определить годовой вменённый доход, нужно сложить суммы из строк 100 всех деклараций.

Пример. Вменённый доход предпринимателя по декларациям составил 475 000 рублей:

  • За I квартал — 135 000 рублей
  • За II квартал — 135 000 рублей
  • За III квартал — 110 000 рублей
  • За IV квартал — 95 000 рублей

Дополнительный взнос составит:

(475 000 — 300 000) * 1% = 1 750 рублей.

Патентная система

Предприниматели на патенте тоже не платят налог с фактических доходов. Стоимость патента рассчитывают по формуле от потенциально возможного дохода. И 1% взносов тоже нужно считать с потенциального дохода, независимо от реального заработка.

Сумму потенциального дохода нужно брать из приложения к патенту, который выдаёт налоговая инспекция. В нём есть таблица с расчётом налога. Первый пункт этой таблицы с кодом строки 010 под названием «Налоговая база» — это и есть потенциальный доход.

Если в течение года предприниматель покупал несколько патентов, нужно сложить все суммы потенциального дохода. Если общая сумма по всем патентам окажется меньше 300 тысяч рублей, дополнительного взноса не будет.

Пример. Предприниматель в течение года покупал два патента. В одном потенциальный доход 250 300 рублей, а в другом 115 150 рублей.

Дополнительный взнос составит:

(250 300 + 115 150 — 300 000) * 1% = 654,5 рублей.

Здесь всё зависит от объекта налогообложения: «Доходы» или «Доходы минус расходы».

На УСН «Доходы» из всех полученных доходов нужно вычесть 300 000 рублей и умножить на 1%. Сумму дохода нужно брать из строки 113 раздела 2.1.1 годовой декларации по УСН.

При доходах в 400 000 рублей на УСН дополнительный взнос будет 1 000 рублей.

По поводу расчёта 1% на «Доходы минус расходы» до последнего времени шли споры. Налоговики считали, что платить нужно так же, как и в случае с УСН «Доходы», то есть со всех доходов без вычета расходов.

Но судебная практика была на стороне предпринимателей, поэтому 1 сентября 2020 г. ФНС выпустила письмо, в котором сообщила, что расходы вычитать можно. Теперь ИП на доходно-расходной УСН могут считать взносы с разницы между доходами и расходами. Но нельзя считать расходами убытки прошлых лет.

Татьяна Никанорова, налоговый консультант, владелица бухгалтерской фирмы «Профдело»

Татьяна Никанорова, налоговый консультант, владелица бухгалтерской фирмы «Профдело»:

«В некоторых регионах налоговики уже сами пересчитывают взносы по-новому и сообщают предпринимателям о переплате. Но это не значит, что всем пересчитают автоматически. Если вы уже платили взносы с доходов, за периоды с 2017 по 2019 год их можно пересчитать и вернуть переплату, обратившись с заявлением в налоговую инспекцию. Но имейте в виду, что при уменьшении взносов уменьшатся и расходы в том периоде, в котором вы их учитывали».

Есть два варианта действий в таких случаях:

  1. Пересчитать налоговую базу по налогу на УСН и сдать уточненные декларации за те периоды, в которых учитывали расходы.
  2. Включить разницу в доходы текущего периода.

Рекомендуем уточнить в своей налоговой инспекции, как по их мнению лучше поступить.

Расчёт при совмещении режимов

Если ИП совмещает разные налоговые режимы, нужно сложить доходы от деятельности на каждом из режимов.

Пример. У предпринимателя есть интернет-магазин на УСН «Доходы» и точка в торговом центре на ЕНВД.

Фактические доходы за год от деятельности на УСН составили 800 000 рублей, а вменённый доход на ЕНВД за четыре квартала — 550 000 рублей.

Дополнительный взнос составит:

(800 000 + 550 000 — 300 000) * 1% = 10 500 рублей.

Что будет, если неправильно рассчитать взносы

Если вы заплатите больше, чем нужно, у вас образуется переплата. Вы сможете вернуть её на расчётный счёт по заявлению или зачесть в счёт будущих платежей. О переплате вы можете узнать, когда будете сверяться с налоговой инспекцией. Если переплату первыми обнаружат сотрудники налоговой инспекции, согласно п. 3 ст. 78 НК РФ они должны сообщить вам об этом в течение 10 рабочих дней.

Если заплатить меньше — будет недоимка. Когда налоговики её обнаружат, они пришлют требование об уплате взносов и пеней на недоплаченную сумму. Пени рассчитывают исходя из 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки.

Коротко

  1. Все предприниматели помимо фиксированных взносов платят дополнительные в размере 1% с доходов свыше 300 000 рублей.
  2. Дополнительный взнос нужно внести до 1 июля следующего после отчётного года.
  3. ИП на ОСНО считают этот взнос с разницы между доходами и расходами, на ЕНВД — с вменённого дохода, на ПСН — с потенциального дохода, а на УСН «Доходы» — со всех полученных доходов.
  4. Предприниматели на УСН «Доходы минус расходы» по мнению налоговиков должны считать со всех доходов без вычета расходов. Но судебная практика говорит об обратном — расходы вычитать можно. У тех, кто готов спорить с налоговой, большие шансы выиграть и сэкономить.
  5. При совмещении режимов нужно сложить доходы от деятельности на каждом режиме.

Полезная рассылка для бизнеса

Рассказываем про налоги, законы, чужой опыт и полезные инструменты для бизнеса. Оставьте свою почту и получите в подарок книгу «Сила эмоционального интеллекта».

Налоговая система и ее принципы. Как писал Бенджамин Франклин, «в жизни нет ничего неизбежного, кроме смерти и налогов». Налог – это принудительное изъятие государством у домохозяйств и фирм определенной суммы денег не в обмен на товары и услуги (безо всякого встречного удовлетворения).

Налоги появляются с возникновением государства, поскольку представляют собой основной источник доходов государства. Государство должно иметь средства для выполнения своих функций, основными из которых являются:

1) определение правил ведения экономической деятельности – «правил игры» (антимонопольное законодательство, поддержание развития частного сектора экономики, защита прав собственности, свободы конкуренции, защита прав потребителей и др.);

2) поддержание экономической стабильности (борьба с инфляцией и безработицей, обеспечение экономического роста);

3) производство общественных благ (обеспечение безопасности, правопорядка, образования, здравоохранения, развития фундаментальной науки);

4) социальная политика (социальное обеспечение малоимущих за счет перераспределения доходов, выплата пенсий, стипендий, пособий по безработице и т. д.);

5) борьба с отрицательными внешними эффектами (экологическая безопасность и др.).

Средствами для оплаты расходов государства в первую очередь выступают налоги. Поскольку услугами государства (которые, разумеется, не могут предоставляться бесплатно) пользуются все члены общества, то государство собирает плату за эти услуги со всех граждан страны. Таким образом, налоги представляют собой основной инструмент перераспределения доходов между членами общества и имеют целью уменьшение неравенства в доходах.

Налоговая система включает в себя: а) субъект налогообложения (кто должен платить налог); б) объект налогообложения (что облагается налогом); в) налоговые ставки (процент, по которому рассчитывается сумма налога).

Величина, с которой выплачивается налог, называется налогооблагаемой базой. Чтобы рассчитать сумму налога (T), следует величину налогооблагаемой базы (BT) умножить на налоговую ставку (t):

Принципы налогообложения были сформулированы еще Адамом Смитом в его великом произведении «Исследование о природе и причинах богатства народов», опубликованном в 1776 г. По мнению Смита, налоговая система должна быть, во-первых, справедливой (она не должна обогащать богатых и делать нищими бедных); во-вторых, понятной (налогоплательщик должен знать, за что он платит тот или иной налог и почему именно он); в-третьих, удобной (налоги должны взиматься тогда и таким образом, когда и каким образом это удобно налогоплательщику, а не налогосборщику); в-четвертых, недорогой (сумма налоговых поступлений должна существенно превышать расходы по сбору налогов).

В основу современной налоговой системы положены принципы справедливости и эффективности. Налоговая система должна обеспечивать эффективное распределение и использование ресурсов на микроуровне (уровне отдельного производителя). Справедливость должна быть вертикальной (это означает, что люди, получающие разные доходы, должны платить неодинаковые налоги) и горизонтальной (подразумевающей, что люди с равными доходами должны платить равные налоги).

Виды налогов. Различают два основных вида налогов: прямые и косвенные. Прямой налог – это налог на определенную денежную сумму (доход, наследство, денежную оценку имущества и т. п.). К прямым налогам относятся подоходный налог, налог на прибыль, налог на наследство, налог на имущество, налог с владельцев транспортных средств и др. Особенностью прямого налога является то, что налогоплательщик и налогоноситель – это один и тот же агент.

Косвенный налог – это часть цены товара или услуги. Поскольку данный налог входит в стоимость покупок, то он носит неявный характер. Косвенный налог может быть включен в цену товара либо как фиксированная сумма, либо как процент от цены. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость – НДС (этот налог имеет наибольший вес в налоговой системе России), налог с оборота, налог с продаж, акцизный налог (подакцизными товарами являются сигареты, алкогольные напитки, автомобили, ювелирные изделия, меха), таможенная пошлина (включаемая в цену импортных товаров).

Особенностью косвенного налога является то, что налогоплательщик и налогоноситель – разные агенты. Налогоплательщиком является покупатель товара или услуги (именно он оплачивает налог при покупке), а налогоносителем – фирма, которая произвела этот товар или услугу (она выплачивает налог государству).

В развитых странах две трети налоговых поступлений составляют прямые налоги, а в развивающихся странах и странах с переходной экономикой аналогичную долю налоговых поступлений составляют косвенные налоги. Это связано с тем, что косвенные налоги собирать легче и объем налоговых поступлений в этом случае зависит от цен товаров и услуг, а не от доходов экономических агентов (которые они по возможности, если позволяет налоговая система, пытаются укрыть от налогообложения). По этой же причине государству выгоднее использовать косвенные, а не прямые налоги в период инфляции. Это позволяет минимизировать потерю реальной стоимости налоговых поступлений в условиях обесценения денег.

В зависимости от того, как устанавливается налоговая ставка, различают три типа налогообложения: 1) пропорциональный налог; 2) прогрессивный налог; 3) регрессивный налог.

При пропорциональном налоге налоговая ставка не зависит от величины дохода, поэтому сумма налога пропорциональна величине дохода. Прямые налоги (за исключением подоходного налога и в некоторых странах налога на прибыль) являются пропорциональными. С точки зрения способа установления налоговой ставки пропорциональными налогами выступают также косвенные налоги.

Пропорциональный налог

При прогрессивном налоге налоговая ставка увеличивается по мере роста величины дохода и уменьшается по мере сокращения величины дохода. Пример прогрессивного налога – подоходный налог. Такая система налогообложения в максимальной степени способствует перераспределению доходов, однако она вряд ли содействует повышению эффективности производства.

Прогрессивный налог

При регрессивном налоге налоговая ставка увеличивается по мере сокращения дохода и уменьшается по мере роста дохода.

Регрессивный налог

В явном виде регрессивная система налогообложения в современных условиях не наблюдается – прямых регрессивных налогов нет. Однако все косвенные налоги с точки зрения доли, которую они занимают в доходе покупателя (а не с точки зрения установления ставки налога), являются регрессивными, причем чем выше ставка налога, тем в большей степени регрессивным он является.

Наиболее регрессивный характер имеют акцизные налоги. Поскольку косвенный налог – это часть цены товара, то в зависимости от величины дохода покупателя доля этой суммы в его доходе будет тем больше, чем меньше доход, и тем меньше, чем больше доход. Например, если акцизный налог на пачку сигарет составляет 10 руб., то доля этой суммы в бюджете покупателя, имеющего доход 1000 руб., равна 0,1 %, а в бюджете покупателя, имеющего доход 5000 руб. – лишь 0,05 %.

В макроэкономике налоги также делятся на автономные и подоходные. Автономные (или аккордные) налоги (?Т) – это налоги, которые не зависят от уровня дохода. Подоходные налоги зависят от уровня дохода, их величина определяется по формуле: tY, где t – налоговая ставка, Y – совокупный доход (национальный доход или валовой внутренний продукт).

Сумма налоговых поступлений (налоговая функция) равна


Различают среднюю и предельную ставки налога. Средняя ставка налога – это отношение налоговой суммы к величине дохода:

tср = (Т / Y) ? 100 %.

Предельная ставка налога – это величина прироста налоговой суммы на каждую дополнительную единицу увеличения дохода (она показывает, на сколько увеличивается сумма налога при росте дохода на единицу).

Предположим, что в экономике действует прогрессивная система налогообложения и доход до 50 тыс. долл. облагается налогом по ставке 20 %, а свыше 50 тыс. долл. – по ставке 50 %. Если человек получает 60 тыс. долл. дохода, то он выплачивает сумму налога, равную 15 тыс. долл. (50 ? 0,2 + 10 ? 0,5 = 10 + 5 = 15), т. е. 10 тыс. долл. с суммы в 50 тыс. долл. и 5 тыс. долл. с суммы, превышающей 50 тыс. долл., т. е. с 10 тыс. долл. Средняя ставка налога будет равна 15 / 60 = 0,25, или 25 %, а предельная ставка налога равна 5 / 10 = 0,5, или 50 %.

Соотношение средней и предельной налоговых ставок позволяет определить систему налогообложения: а) при прогрессивной системе налогообложения предельная ставка налога больше средней; б) при пропорциональной системе налогообложения средняя и предельная ставки налога равны; в) при регрессивной системе налогообложения предельная ставка налога меньше средней.

Ставка процента (t), которая используется в формуле макроэкономической налоговой функции, представляет собой предельную налоговую ставку, и величина налоговой суммы рассчитывается по отношению к приросту величины валового внутреннего продукта или национального дохода.

Воздействие налогов на экономику. Налоги оказывают влияние как на совокупный спрос, так и на совокупное предложение.

1. Совокупный спрос. Налоги воздействуют на два основных компонента совокупного спроса – потребительские расходы и инвестиционные расходы и поэтому оказывают косвенное влияние на совокупный спрос.

Рост налогов ведет к снижению и потребительских (поскольку сокращается располагаемый доход), и инвестиционных расходов (поскольку сокращается величина прибыли фирм после выплаты налогов, часть которой служит источником чистых инвестиций) и, следовательно, к сокращению совокупного спроса (рис. 10.1, б). И наоборот, снижение налогов увеличивает совокупный спрос (рис. 10.1, а).


Рис. 10.1. Воздействие изменения налогов на совокупный спрос:

а) снижение налогов; б) рост налогов

Снижение налогов ведет к сдвигу кривой AD вправо (от AD1 до AD2), что обусловливает рост реального ВВП (от Y1 до Y*). Следовательно, эта мера может использоваться для стабилизации экономики и борьбы с циклической безработицей в период спада, стимулируя деловую активность и уровень занятости. Однако одновременно с ростом ВВП снижение налогов обусловливает и рост уровня цен (от Р1 до Р2) и вследствие этого является проинфляционной мерой (провоцирует инфляцию). Поэтому в период бума (инфляционного разрыва), когда экономика «перегрета», в качестве антиинфляционной меры, инструмента снижения деловой активности и стабилизации экономики может использоваться увеличение налогов (рис. 10.1, б).

2. Совокупное предложение. Поскольку фирмы рассматривают налоги как издержки, то рост налогов ведет к сокращению совокупного предложения, а уменьшение налогов – к росту деловой активности и объема производства. Опыт подробного изучения воздействия налогов на совокупное предложение принадлежит экономическому советнику президента США Р. Рейгана, американскому экономисту, одному из основоположников концепции экономической теории предложения Артуру Лафферу. Лаффер построил гипотетическую кривую (рис. 10.2), с помощью которой показал воздействие изменения ставки налога на общую величину налоговых поступлений в государственный бюджет. (Гипотетической эта кривая называется потому, что свои выводы Лаффер делал не на основе анализа статистических данных, а на основе гипотезы, т. е. логических рассуждений и теоретического умозаключения.) В своем анализе Лаффер исходил из налоговой функции: Т = tY, т. е. рассматривал воздействие изменения ставки подоходного налога на уровень деловой активности и величину налоговых поступлений.


Рис. 10.2. Кривая Лаффера

Лаффер показал, что существует оптимальная ставка налога (tопт), при которой налоговые поступления максимальны (Тmax). Если увеличить ставку налога (например, до t1), то уровень деловой активности снизится и налоговые поступления сократятся (до Т1) вследствие уменьшения налогооблагаемой базы. Поэтому в целях борьбы со стагфляцией (одновременным спадом производства и инфляцией) Лаффер в начале 1980-х гг. предложил такую меру, как снижение ставки налога (и на доходы экономических агентов, и на прибыль корпораций). По его мысли, ставки подоходных налогов, существовавшие в американской экономике, превышали оптимальную величину, поэтому экономика находилась на «плохой стороне» кривой (точка А). Снижение ставок подоходного налога (от t1 до tопт), по его мнению, должно было послужить стимулом повышения деловой активности (т. е. роста совокупного предложения), что одновременно позволило бы решить две проблемы: во-первых, преодолеть стагфляцию и, во-вторых, увеличить (в результате роста налогооблагаемой базы) налоговые поступления в бюджет, который находился в состоянии хронического дефицита. При этом Лаффер исходил из предположения, что в отличие от воздействия снижения налогов на совокупный спрос, увеличивающего объем производства, но провоцирующего инфляцию (рис. 10.1, а), влияние снижения налогов на совокупное предложение имеет антиинфляционный характер. Рост производства (от Y1 до Y *) сочетается в этом случае со снижением уровня цен (от Р1 до Р2) (рис. 10.3) и поэтому может служить средством борьбы со стагфляцией.


Рис. 10.3. Воздействие снижения налогов на совокупное предложение

Таким образом, налоги являются не только основным источником доходов государства, но и важным инструментом стабилизации экономики.

Налоговая нагрузка – один из главных показателей, по которым вычисляется определенный минимум по уплате взносов в бюджет. Если предприятие по результатам деятельности не «дотянуло» до минимума в своей сфере, то это может стать поводом для выездной проверки налоговиками. Федеральная налоговая служба на своем сайте опубликовала новые значения налоговой нагрузки по видам экономической деятельности за 2021 год – рассмотрим, что поменялось и как вычислить свою налоговую нагрузку.

Что такое налоговая нагрузка

Этот термин обозначает долю выручки, уплаченную предприятием в бюджет. Зачастую по значению данного коэффициента налоговая инспекция понимает, достаточно ли честно ведется бизнес. ФНС рассчитывает средние значения нагрузки по каждому виду деятельности и публикует таблицы с коэффициентами.

Также значение налоговой нагрузки используют банки, когда принимают решение о выдаче кредита или обслуживании компании. Если размер выплат в бюджет от общего оборота по счету меньше, чем установленный законом, то бизнес считается недобросовестным.

Безопасные значения налоговой нагрузки в 2021 году

Данные значения меняются каждый год и публикуются ФНС в соответствии с данными статистической отчетности. Ниже представлена таблица с коэффициентами, которыми руководствуются налоговики в 2020 году.

До середины 2021 года налоговики используют показатели за 2019-й, и только к середине года будут рассчитаны новые данные, собранные за 2020 год. Ниже представлена таблица с актуальными коэффициентами, которыми сейчас руководствуется ФНС.

Налоговая нагрузка, %

Справочно: фискальная нагрузка по СВ, %

Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство, рыбоводство – всего

растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях

лесоводство и лесозаготовки

Добыча полезных ископаемых — всего

добыча топливно-энергетических полезных ископаемых — всего

добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических

Обрабатывающие производства – всего

производство пищевых продуктов, напитков, табачных изделий

производство текстильных изделий, одежды

производство кожи и изделий из кожи

обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения

производство бумаги и бумажных изделий

деятельность полиграфическая и копирование носителей информации

производство кокса и нефтепродуктов

производство химических веществ и химических продуктов

производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях

производство резиновых и пластмассовых изделий

производство прочей неметаллической минеральной продукции

производство металлургическое и производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования

производство машин и оборудования, не включенные в другие группировки

производство компьютеров, электронных и оптических изделий

производство электрического оборудования

производство прочих транспортных средств и оборудования

производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов

Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха - всего

производство, передача и распределение электроэнергии

производство и распределение газообразного топлива

производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха

Если предприятие занимается несколькими видами деятельности, то нужно ориентироваться на значения налоговой нагрузки для того, который указан основным. В случае, когда компания перешла на работу в другой отрасли, необходимо своевременно вносить данные об этом в ЕГРЮЛ. Если деятельность предприятия не попадает ни под один из видов, указанных в списке выше, то нужно искать значения для ближайшего по своей отрасли.

Как посчитать налоговую нагрузку

В первую очередь нужно понимать, что именно брать для расчета. Согласно последним указаниям налоговиков:

  • выручка берется без акцизных сборов и НДС;
  • страховые взносы исключаются из расчета;
  • доход берется из строки 2110 годового отчета о финансовых результатах;
  • в сумму налогов включается уплаченный НДФЛ.

Коэффициент налоговой нагрузки вычисляется по формуле:

Налоговая нагрузка = Сумма уплаченных налогов / Доходы * 100.

Пример расчета

Из налоговой декларации машиностроительного предприятия следует, что компания за прошлый год выплатила налоги на сумму 850 000 руб. При этом страховые взносы составили 330 000 руб. Выручка компании – 9,5 млн. руб. (без НДС). Рассчитаем имеющуюся налоговую нагрузку:

850 000 / 9 500 000 * 100 = 8,94.

Нагрузка по страховым взносам равна:

330 000 / 9 500 000 * 100 = 3,47.

Теперь нужно сравнить полученные величины со средними отраслевыми. Для машиностроения общая нагрузка равна 9,9, а по страховым взносам – 4,4. Можно подвести итог, что данное предприятие платит меньше налогов, чем компании в среднем в этой отрасли предпринимательства. Поэтому бизнес находится под пристальным вниманием фискалов – предприятие может быть включено в план выездных проверок налоговой или потребуется объяснение с ФНС.

Формулы расчетов для разных видов налогообложения

Налоговая инспекция рассчитывает нагрузку для каждого предприятия отдельно, в зависимости от типа налогообложения и разновидности налогов. Рассмотрим подробнее методы вычисления для каждого частного случая.

Для организаций на ОСНО

Налоговая нагрузка = (Сумма НДС к уплате в бюджет + Сумма налога на прибыль, посчитанная к уплате) / Выручка * 100,

  • сумма НДС берется из стр. 40, разд. 1 декларации НДС;
  • величина налога – из стр. 180, лист 2 декларации на прибыль;
  • выручка – из стр. 2110 бухгалтерской отчетности.

Для индивидуальных предпринимателей на ОСНО

Налоговая нагрузка = НДФЛ / Общая сумма налогооблагаемого дохода * 100,

  • НДФЛ берется из стр. 40, разд. 1 декларации 3-НДФЛ;
  • величина дохода – из стр. 60, разд. 2 декларации 3-НДФЛ.

Для индивидуальных предпринимателей и организаций на УСН

Налоговая нагрузка = Сумма перечисленного налога / Сумма полученного дохода * 100,

  • сумма налога берется из стр. 133, разд. 2.1.1, 2.1.2 и стр. 273, 280, разд. 2.2 декларации по УСН;
  • сумма доходов – из стр. 113, разд. 2.1.1, 2.1.2 и стр. 213, разд. 2.2 декларации по УСН.

Для индивидуальных предпринимателей и организаций на ЕСХН

Налоговая нагрузка = Сумма исчисленного налога / Сумма полученных доходов * 100,

  • величина налога берется из стр. 50, разд. 2 декларации по ЕСХН;
  • сумма дохода берется из стр. 10, разд. 2 декларации по ЕСХН.

Если у предприятия есть обязанности по уплате транспортного, водного и земельного налогов, акцизным сборам, НДПИ, пользованию ресурсами, то они тоже включаются в подсчет.

Нагрузка по НДС

Для компаний, использующих этот вид налога, фискальная служба рассчитывает также удельный вес вычетов по следующей формуле:

Удельный вес вычетов = Общая сумма вычетов / Общая сумма начисленного НДС * 100%,

  • сумма вычетов берется из строки 190, разд. 3 декларации НДС;
  • сумма НДС – из строки 118, разд. 3 декларации НДС.

Если результат вычислений больше 89%, то предприятие будет отнесено к группе риска, поэтому стоит перед каждой подачей декларации проверять удельный вес вычетов по НДС. В случае превышения лучше перенести часть вычетов на будущее либо оставить как есть и подготовить ответы на вопросы налоговиков и подтверждающие документы.

Нагрузка по НДФЛ

Вычисление налоговой нагрузки по НДФЛ определяется по формуле:

Налоговая нагрузка по НДФЛ = Исчисленный НДФЛ / Общая сумма доходов от этой деятельности * 100%.

Налоговая инспекция потребует объяснений, если полученное значение будет слишком низким. Для юридических лиц важным показателем здесь будет динамика выплат, ФСН обратит пристальное внимание на компанию, если:

  • Суммы НДФЛ уменьшились относительно прошлых периодов более чем на 10% по итогам квартала или года.
  • По размеру НДФЛ было выявлено, что на предприятии выплачиваются заработные платы ниже среднего уровня по региону.
  • Также просматриваются суммы страховых взносов – не снизились ли они при том же самом количестве сотрудников.

Как контролировать налоговую нагрузку

Налоговики при составлении плановых проверок в первую очередь включают в нее компании:

  • работающие с отрицательными показателями доходности;
  • с большой долей вычетов по НДФЛ или НДС;
  • с заниженным уровнем нагрузки по основным взносам, соответствующим выбранной системе налогообложения;
  • с долгами по оплате налогов;
  • с уменьшенными относительно прошлых годов объемами взносов в бюджет;
  • применяющие необоснованные льготы на уплату налогов.

Все эти факторы ведут к тому, что фискальная служба начинает сомневаться в «добросовестности» предприятия и на имя руководителя отправляется официальный запрос с требованием объяснить несоответствия. Если ответ будет невнятным или не соответствующим реальному положению дел, то не избежать проверки.

С другой стороны, анализ обязан проводиться и внутри предприятия для своевременного обнаружения проблем с налоговой политикой и выявления ее нерациональности. В этом случае можно будет выполнять ряд мер, корректирующих налогооблагаемую базу с планированием налоговой нагрузки. Этим может заниматься лично руководитель или главный бухгалтер под контролем владельца бизнеса.

Нужно будет внимательно следить, чтобы налоговая нагрузка не была меньше более чем на 1% среднестатистической по отрасли. Коэффициент может быть больше указанного ФНС, но это будет означать, что предприятие переплачивает налоги. Чтобы спланировать нагрузку по взносам в бюджет, нужно:

  • проверить текущий требуемый уровень налоговой нагрузки;
  • спланировать нагрузку по каждому виду налогов и по предприятию в целом;
  • определить методы, которыми можно будет достигнуть намеченный результат;
  • контролировать выполнение задания и периодически самостоятельно делать расчеты.
  • Своевременная смена налоговой политики позволит избежать выездной проверки налоговиками.

Как объяснить низкую налоговую нагрузку

Практически у каждого недавно открывшегося предприятия уровень будет ниже требуемого по законодательству. Обычно фискальные службы учитывают дату создания компании при каждой проверке документов, но может понадобиться дополнительно предоставить разъяснения в ФНС.

Сложнее будет тем компаниям, которые работают не один год, и за последнее время налоговая нагрузка уменьшилась. В этом случае чаще всего причиной указывается деятельность по нескольким ОКВЭД – налоговики часто используют для просчетов только основной вид экономической деятельности, поэтому данные могут быть завышены. В этом случае можно:

  • сменить основной ОКВЭД и сообщить в фискальную службу, что и раньше работали по нему – законодательно это не запрещено;
  • самостоятельно посчитать налоговую нагрузку отдельно по каждому виду деятельности компании.

Пересчет нагрузки может быть полезен и в плане проверки – включили ли в расчет налоговой нагрузки НДФЛ. Об этом налоге в ФНС нередко забывают, и в итоге получается завышенный показатель.

Если все значения рассчитаны правильно, то предприятие может объяснить свой заниженный коэффициент налоговой нагрузки так:

  • осуществляется не только производственная деятельность, но есть и инвестиционные вложения;
  • много усилий направлено на развитие производственной (или торговой) сети;
  • началось осваивание нового вида деятельности (подойдет для компаний, работающих уже несколько лет).

Можно также указать налоговикам данные из статистики по конкретному региону и отрасли, что за данный период были объективные причины ухудшения дел. Это может быть упадок в сфере деятельности бизнеса или в смежной сфере, где находятся главные покупатели и т. д. Например, часто указываются такие объективные обстоятельства уменьшения налоговой нагрузки:

  • снижение объемов продаж продукции;
  • сильное повышение стоимости сырья у поставщиков;
  • рост административных расходов, заработных плат сотрудников, других издержек.

Все данные необходимо подкреплять отчетами из прошлых периодов, где все было в порядке и налоговая нагрузка была выше. Тогда будет видно, что компания действительно в данное время столкнулась с проблемами, которые потянули за собой уменьшение перечислений в бюджет.

Некоторые послабления для клиентов банков

До конца сентября 2020 года предусмотрены некоторые послабления для юридических лиц в качестве меры поддержки бизнеса в посткарантинный период. Они касаются клиентов банков – теперь организации с налоговой нагрузкой менее 0,9% от оборота не будут считаться подозрительными, как это было раньше. Предельная граница доли налоговых платежей от суммы оборота по счету может составлять минимум 0,5%.

Главными критериями, по которым банки определяют благонадежность своих клиентов, теперь являются:

  • Минимальная налоговая нагрузка – временно от 0,5%, с начала октября вернется к докризисным 0,9%.
  • Отсутствие в списке у компании-клиента банка покупателей или поставщиков из списков 550-П и 639-П, уличенных в нарушении законодательства.

Наличие платежей, которые свидетельствуют о реальности деятельности бизнеса. Например, оплата со счета предприятия за воду, интернет, канцтовары, аренду офиса, телефон, зарплаты и других социальных взносов сотрудникам, страховых взносов, НДФЛ и т. д.

Достаточно частые снятия наличности или вывод средств с корпоративной карты через займы физическим лицам, в том числе руководителю.

Все эти меры направлены на отслеживание компаний, которые занимаются «отмыванием» денег. Поэтому чем реальнее траты и поступления на счет предприятия, тем благонадежнее бизнес в глазах банков.

Порядок расчета УСН-налога зависит от того, с каким объектом налогообложения работает «упрощенец»: доходы или доходы за минусом расходов. Практика показывает, что если ваши расходы невелики (вы не платите за аренду офиса, не привлекаете наемных работников), выгоднее применять объект налогообложения «доходы». Если же вы ведете деятельность, связанную с крупными расходами (к примеру, оптовая торговля товарами), выгоднее выбрать объект налогообложения «доходы минус расходы». О том, как рассчитать «упрощенный» налог в обоих случаях, расскажет статья, подготовленная экспертами бератора «УСН на практике».

Если налог платят с доходов

Итак, если в качестве объекта налогообложения вы выбрали доходы, то налоговая база по единому налогу это денежное выражение доходов вашей организации. В состав доходов включают (п. 1, 2 ст. 248 НК РФ):

  • доходы от реализации продукции (товаров, работ, услуг);
  • доходы от реализации имущества и имущественных прав;
  • внереализационные доходы.

В этом случае единый налог рассчитывают по формуле.

Формула расчета единого налога при доходной УСН

формула расчета единого налога доходной УСН.jpg

Доходы от реализации определяются в порядке, установленном статьей 249, а внереализационные доходы – в порядке, установленном статьей 250 Налогового кодекса.

Доходы определяют нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания I квартала, полугодия, 9 месяцев. Налоговый период по единому налогу – календарный год. Отчетные периоды – I квартал, полугодие и 9 месяцев.

В течение года «упрощенцы» платят авансовые платежи по налогу. Сумму квартального авансового платежа рассчитывают по итогам каждого отчетного периода исходя из ставки налога (6%) и фактически полученных доходов.

Читайте в бераторе

Начисленный налог (авансовый платеж) можно уменьшить, но не более чем на 50% от его величины:

  • на сумму уплаченных взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование;
  • на сумму взносов «по травме»;
  • на сумму пособий по временной нетрудоспособности, выплаченных за счет собственных средств фирмы (за исключением пособий, выплаченных в связи с несчастным случаем на производстве и профзаболеванием);
  • на сумму платежей по договорам добровольного личного страхования, заключенным в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности со страховыми компаниями, имеющими лицензии на такой вид страхования (п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ).

Кроме того, в дополнение к этому перечню вычетов, которые предусмотрены для всех «упрощенцев», те, кто занимается торговлей, могут уменьшать начисленный налог на сумму торгового сбора, уплаченного за отчетный период или год (п. 8 ст. 346.21 НК РФ).

Читайте в бераторе

Уменьшение УСН-налога

Существуют некоторые особенности уменьшения единого налога.

  1. Начисленный налог уменьшают на сумму страховых взносов, которая была фактически уплачена (в пределах исчисленных сумм) в данном налоговом (отчетном) периоде, а не за этот же период (п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ). Неважно, за какой период уплачены взносы. Например, страховые взносы за декабрь 2015 года, уплаченные в январе 2016 года, уменьшают авансовый платеж по УСН за I квартал 2016 года.
  1. Единый налог можно уменьшить на сумму больничных пособий, выплаченных работникам только за счет средств организации, то есть за первые три дня болезни (пп. 2 п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ).

Если из средств работодателя к пособию по временной нетрудоспособности работника была начислена доплата до фактического среднего заработка, уменьшить «упрощенный» налог на сумму такой доплаты нельзя (письмо Минфина РФ от 6 февраля 2012 г. № 03-11-06/2/20).

  1. Уменьшить единый налог на сумму страховых платежей за работников можно только в случае, если страховая выплата по договорам добровольного страхования на случай временной нетрудоспособности не превышает размера больничного пособия за первые три дня болезни работника, определяемого в соответствии с законодательством (пп. 3 п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ).
  2. «Упрощенный» налог можно уменьшить на сумму страховых взносов, уплаченных за счет заемных средств. Из каких средств перечисляются страховые взносы за работников – собственных или привлеченных за счет займа или кредита – значения не имеет. Главное, чтобы взносы были уплачены в том же налоговом (отчетном) периоде, за который начислен «упрощенный» налог (письмо Минфина России от 20 июля 2015 г. № 03-11-06/41618).
  3. Помимо суммы уплаченных (в пределах исчисленных сумм) страховых взносов из исчисленной суммы «упрощенного» налога можно вычитать и недоимку по страховым взносам, погашенную в этом же периоде. Но опять-таки при условии, что налог уменьшается не более чем на 50% (письмо Минфина России от 7 августа 2015 г. № 03-11-11/45839).
  4. Индивидуальный предприниматель без наемных работников, применяющий УСН с объектом «доходы», может уменьшить сумму налога на переплату по страховым взносам. Но только после того, как Пенсионный фонд примет решение о зачете переплаты (письмо Минфина России от 16 ноября 2016 г. № 03-11-11/67299).
  5. С 1 июля 2015 года в Москве введен торговый сбор, под уплату которого подпадают и «упрощенцы».

Те из них, которые применяют объект налогообложения «доходы» в дополнение к суммам, на которые сейчас можно снизить сумму единого налога (страховые взносы, больничные пособия, платежи по договорам добровольного личного страхования) могут уменьшить «упрощенный» налог на сумму фактически уплаченного торгового сбора. С условием, что налог перечислен в бюджет города, в котором введен торговый сбор (п. 8 ст. 346.21 НК РФ).

Этот вывод подтверждают финансисты. Например, если предприниматель на «упрощенке» проживает в Московской области и одновременно торгует в Москве через объект недвижимости, уменьшать сумму УСН-налога на сумму торгового сбора, уплаченного в бюджет города Москвы, он не вправе (письмо Минфина России от 15 июля 2015 г. № 03-11-09/40621).

Фирмы и предприниматели, применяющие УСН, имеют право вести несколько видов бизнеса. Но в этом случае те из них, которые применяют объект «доходы», могут уменьшать единый налог на сумму торгового сбора только по той деятельности, в отношении которой уплачен этот сбор. Такие «упрощенцы» обязаны вести раздельный учет доходов и сумм единого налога, который уплачивается в отношении деятельности, подпадающей под торговый сбор (письмо Минфина России от 27 марта 2015 г. №03-11-11/16902).

В отличие от «упрощенцев» с объектом «доходы», у фирм и ИП на «доходно-расходной» УСН не возникает сложностей с учетом торгового сбора. Поскольку подпунктом 22 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса предусмотрено, что при УСН с объектом «доходы минус расходы» «упрощенцы» вправе учесть налоги и сборы, уплаченные в соответствии с законодательством РФ, в составе расходов.

Поэтому вести раздельный учет доходов и расходов, относящихся к «упрощенной » деятельности и к виду деятельности, по которому платится торговый сбор, им не нужно (письмо Минфина России от 30 октября 2015 г. № 03-11-06/2/62729).

Кстати, если «упрощенец» с объектом «доходы» вычтет из суммы исчисленного единого налога уплаченные страховые взносы, больничные и платежи по договорам добровольного личного страхования, но не более чем из 50% налога (п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ), всю оставшуюся половину налога он может уменьшить на сумму уплаченного торгового сбора, причем вплоть до нуля (п. 8 статьи 346.21 НК РФ).

Торговый сбор введен с 1 июля 2015 года пока только на территории Москвы. Согласно статье 415 Кодекса периодом обложения сбором признается квартал. Уплатить его нужно в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом (п. 2 ст. 417 НК РФ).

Если налог платят с разницы между доходами и расходами

В этом случае единый налог рассчитывают по формуле.

Формула расчета единого налога при доходно-расходной УСН

формула расчета единого налога доходно-расходной УСН.jpg

Разницу между доходами и расходами определяют нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания I квартала, полугодия, девяти месяцев. Налоговый период по единому налогу – календарный год. Отчетные периоды – I квартал, полугодие и девять месяцев.

В течение года «упрощенцы» платят авансовые платежи по налогу. Сумму квартального авансового платежа рассчитывают по итогам каждого отчетного периода исходя из ставки налога (15%) и фактических доходов и расходов.

Причем взносы на обязательное социальное страхование (в том числе взносы «по травме»), больничные пособия, оплаченные за счет фирмы и платежи по договорам добровольного личного страхования, включают в состав «упрощенных» расходов. Таким образом, при этом способе определения налоговой базы взносы, «больничные» и страховые платежи единый налог не уменьшают.

ИП на доходно-расходной «упрощенке» имеют право включать с состав расходов не только страховые взносы, уплаченные за страхование своих работников, но и взносы, перечисленные за себя в виде фиксированного платежа (письмо Минфина России от 29 апреля 2013 года № 03-11-11/15001).

Кроме того, «упрощенцы» с объектом налогообложения «доходы минус расходы» могут учесть сумму уплаченного торгового сбора в УСН-расходах, воспользовавшись нормой подпункта 22 пункта 1 стати 346.16 Налогового кодекса. Эта норма позволяет учесть в расходах суммы налогов и сборов, уплаченные в соответствии с законодательством.

Читайте в бераторе


Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование


Субъекты предпринимательской деятельности уплачивают налоги в бюджеты согласно законодательству РФ. Государство заинтересовано в поступлении как можно большего количества платежей, которые идут на решение социальных вопросов. Однако слишком большие суммы налоговых платежей делают работу компании нерентабельной. Предприниматели не получают запланированную прибыль и теряют мотивацию заниматься бизнесом.

Поэтому важно правильно выполнить необходимые расчеты и проанализировать результаты последующего планирования работы компании. Рассмотрим, как производится расчет налоговой нагрузки и для чего необходимо проводить эту работу.

  • Основные понятия
  • Коэффициент нагрузки по налогам
  • Как рассчитать налоговую нагрузку организации
  • Формулы расчета по видам налогообложения
  • Налоговая нагрузка по НДФЛ
  • Налоговая нагрузка по налогу на прибыль и формула для расчета
  • Налоговая нагрузка по НДС и формула расчета
  • Зачем производить анализ налоговой нагрузки организации
  • Методы анализа нагрузки по налогам
  • Как оценить степень налогового давления
  • Опасность низкой налоговой нагрузки
  • Налоговая стратегия как способ снижения налоговой нагрузки

Основные понятия

По д термином «налоговая нагрузка» понимают количество налоговых платежей, которые компания платит государству по результатам своей работы и с заработной платы своих сотрудников. Рассчитывается абсолютная и относительная налоговая нагрузка. Разница заключается в следующем:

1. Абсолютная. Обязательные платежи, которые компания уплачивает в госбюджет. Она исчисляется в рублях за отчетный период. Не является объективной характеристикой, так как не учитывает результаты деятельности субъекта предпринимательства. Например, налог в 1 млн рублей будет большим, если компания за год зарабатывает 2 млн. Но маленьким, если валовый доход составляет 100 млн.

2. Относительная. Процент от финансовых показателей компании, который уходит на уплату налогов. Этот показатель и необходим для большинства финансовых расчетов. Он показывает, сколько денег из доходов уходит на уплату налогов.

Далее речь пойдет именно об относительной нагрузке.

Коэффициент нагрузки по налогам

Под этим термином имеется в виду понимают процент налогов в сравнении с общим доходом субъекта предпринимательства. Он очень важен для налоговиков. При слишком низком показателе ИФНС делает вывод о том, что субъект предпринимательства уклоняется от уплаты обязательных платежей, его ожидают налоговые проверки. В приказе № ММ-3−06/333@, принятом в мае 2007 г., указано, что компанию необходимо обязательно проверять, если коэффициент у нее ниже, чем у других субъектов в этой же отрасли.

Также коэффициент налоговой нагрузки рассматривают кредитные организации. На основе результатов анализа принимается решение о кредитовании субъекта предпринимательства.

Банковские учреждения могут отказать в обслуживании счета и заблокировать операции по нему, если размер налоговых платежей ниже 0,9% от всего объема операций. Это требование введено согласно закону 115-ФЗ и методическим рекомендациям 18-Р, принятым Центральным банком РФ.

Как рассчитать налоговую нагрузку организации

Коэффициент налоговой нагрузки учитывает размер всех начисленных и уплаченных налогов, независимо от их видов. Это требование закреплено в приказе № ММ-3−06/333@. Налоговая служба дополнительно в своем письме (№ БА-4−1/12 589@ от 29 июня 2018 г.) разъяснила порядок расчетов:

  • Полученная на счет выручка в денежном выражении учитывается без включенных в нее сумм НДС и акцизного сбора.
  • Размер налоговых платежей включает в себя НДФЛ, который компания перечислила за своих сотрудников.
  • Страховые взносы в расчетах не участвуют.

После вычисления коэффициент сравнивается с таблицами средних показателей по отрасли, которые публикует ИФНС. Если он ниже, следует ожидать повышенного внимания со стороны налоговых органов.

Например, компания по продаже недвижимости заплатила в государственных бюджет 1 200 000 рублей, в том числе налоговые платежи сотрудников. Страховые взносы составили 520 000 рублей. Общий размер выручки от оказания услуг, из которого уже был вычтен налог на добавленную стоимость, составил 13 000 000 рублей.

Налоговая нагрузка считается следующим образом

1,2 млн рублей / 13 млн рублей * 100% = 9,23%

Таблица средних показателей по отрасли:


Из таблицы видно, что коэффициент в примере существенно ниже среднеотраслевого. Это означает, что проверку компании следует ожидать в ближайшее время.

Обратите внимание, что иногда должностные лица ИФНС неправильно определяют налоговую нагрузку, так как при расчетах используют только один из налогов. Например, на прибыль. После чего требуют у компании пояснения. В этом случае достаточно предоставить копии документов, подтверждающих начисление и уплату всех налоговых платежей с письменными объяснениями.

На официальном сайте налоговой службы РФ есть отдельный раздел, посвященный налоговой нагрузке. В нем имеется налоговый калькулятор. С его помощью можно вычислить нужные коэффициенты компаниям, которые используют общую систему налогообложения.


Следует понимать, что минимизация налоговой нагрузки на предприятие не является незаконной. Однако для уменьшения налогов можно использовать только законные методы, предусмотренные НК РФ и подзаконными нормативными актами. С другой стороны, платить минимум налогов нецелесообразно из-за постоянного повышенного внимания со стороны контролирующих органов.

Поэтому обычно субъекты предпринимательства прибегают к оптимизации налогообложения с помощью консалтинговых компаний. С их помощью производится оценка налоговой нагрузки и вырабатывается налоговая стратегия, позволяющая уменьшить налоги без дополнительных рисков.

Формулы расчета по видам налогообложения

В расчет налоговой нагрузки также включаются другие обязательные платежи, если компания уплачивает их по результатам своей деятельности:

  • Налоги на полезные ископаемые;
  • Акцизные платежи;
  • Водный налог и платеж за пользование природными ресурсами;
  • На имущество и транспорт;
  • На землю.

Налоговая нагрузка по НДФЛ и формула для расчета

Порядок расчета налоговой нагрузки для предпринимателей, которые платят налог на доходы физлиц, указан в письме налоговой службы под номером ЕД-4−15/14 490@. Он определяется как частное от деления начисленного и уплаченного налога на общую сумму выручки. ФНС указывает, что при низкой нагрузке возможен вызов в инспекцию. Но само значение коэффициента, ниже которого показатель опускать не рекомендуется, нет.

Кроме того, в этом же документе указан дополнительный критерий риска — процент профессиональных вычетов при расчете налога на доходы физлиц. Если он составляет более 95%, возможен вызов в налоговую.

Для юридических лиц размер НДФЛ не регламентируется. Здесь во внимание принимается периодичность поступления денежных средств в бюджет. Анализ производится по отчетности формы 6-НДФЛ. Риск возникает в случае:

  • Если поступления платежей уменьшились более чем на 10% в сравнении с предыдущим отчетным периодом;
  • Если размер поступающего НДФЛ на сотрудника слишком низкий, то есть компания платит своим работникам меньшую зарплату, чем в среднем по региону.

Аналогичные исследования ИФНС может проводить и по страховым взносам.

Налоговая нагрузка по налогу на прибыль и формула для расчета

Налоговая нагрузка по НДС и формула расчета

Регламентация расчетов коэффициента по НДС такая же, как по прибыли. Однако здесь для анализа с точки зрения налоговой службы важна не общая нагрузка, а удельный вес НДС, который предъявляется к вычету, в сравнении с уплаченным.

В письме налоговой службы под номером ММ-3−06/333@ указано, что компания будет попадать в группу риска, если размер вычисленного коэффициента будет более 89% (показатель немного варьируется в зависимости от региона).

Негативные последствия при превышении указанного предела:

  • Включение субъекта предпринимательства в план проверок;
  • Направление запроса для получения пояснений и подтверждающих документов;
  • Вызов на комиссию в налоговую службу. На ней в большинстве случаев предпринимателя убеждают подать уточненную декларацию и уменьшить размер вычетов.

Зачем производить анализ налоговой нагрузки организации

В законодательстве нет точного понятия налоговой нагрузки и значений, которые будут оптимальными с точки зрения государства и предпринимателя. Налоговая нагрузка может быть разной в зависимости от налоговой политики страны, степени контроля и других факторов. Поэтому однозначного ответа на вопрос, достаточно ли компания платит налогов, нет.

Если для государства важно получать максимум налоговых платежей, то компания должна так рассчитывать нагрузку по налогам, чтобы сохранить возможность работы и получения прибыли. Для этого предпринимаются меры по оптимизации платежей, но с одновременным уменьшением возможных рисков.

Правильная оценка налоговой нагрузки позволяет оценить степень ее влияния на хозяйственную деятельность компании, но при этом не выделить компанию среди аналогичных по отрасли и не стать объектов внимания должностных лиц налоговой службы.

Предприниматели, стремясь минимизировать свои расходы, делают это за счет налоговых платежей, в том числе и с помощью «серых» схем. Однако такой подход может привести к большим проблемам в будущем, когда ИФНС начислит штрафы и пени после проведения выедной проверки. Поэтому важно так спланировать налоговую стратегию, чтобы оставаться в рамках действующего в нашей стране законодательства.

Для этого необходимо досконально знать действующее законодательство и умело его применять в зависимости от особенностей работы компании, общих тенденций в экономике. Часто у администрации субъекта предпринимательства нет достаточного количества знаний в налоговой сфере, которые помогут правильно оптимизировать налоговую нагрузку. Поэтому целесообразно в этом случае прибегать к помощи квалифицированных налоговых консультантов.

Методы анализа нагрузки по налогам на субъект предпринимательства

В сфере налогообложения в России отсутствует четкая методика оценки нагрузки по налогам. Иногда из-за недостатка знаний предприниматели используют формулы для расчет аналогового потенциала, что делает невозможным использование полученных результатов для анализа и планирования.

Кроме того, формулы могут изменяться в зависимости от изменения налогового и иного законодательства, выхода новых усредненных показателей по отраслям, изменения местных показателей рентабельности. Поэтому грамотные налоговые консультанты используют несколько методов оценки. Такой поход позволяет учесть влияние большого количества факторов. Полученный по результатам таких расчетов результат поможет принять правильное управленческое решение.

Обратите внимание, что налоговая нагрузка рассматривается ФНС как размер обязательств, которые должны быть уплачены в виде налогов. То есть, ее нельзя уменьшат за счет повышения цен или других факторов, а также уменьшать с помощью налогового планирования и другими способами.

Как оценить степень налогового давления

Для владельца предприятия или индивидуального предпринимателя важна не величина налоговой ставки, а размер прибыли, который остается у субъекта предпринимательства после завершения расчетов с государством.

Поэтому для оценки налогового давления нецелесообразно использовать формулы, предложенные налоговой службой. В них не учитываются доли каждого из налоговых платежей. То есть невозможно проследить, как влияет каждый из налогов на финансовое состояние компании.

Для должностных лиц налоговой службы, которые разрабатывали эту формулу, важен размер поступающих налогов, а не результаты работы компании, то есть рентабельность бизнеса

Министерство финансов РФ разработало свою методику, при использовании которой можно определить общую долю налоговых платежей в выручке. В этой методике также не учитываются отдельные налоги, то есть степень давления каждого проследить невозможно.

Но и проводить вычисления по каждому налогу также необязательно из-за высокой трудоемкости. Поэтому целесообразно выделить только наиболее крупные платежи. Например, если компания работает на общей системе налогообложения, то рассчитывать и анализировать нужно только прибыль и НДС.

Примерные расчеты можно сделать и самостоятельно без использования сложных формул и методик. Например, если вам приходится платить до 40% налогов в сравнении с прибылью, то работа компании однозначно требует оптимизации. Нормальной считается нагрузка, когда размер платежей находится в промежутке между 20% и 40%. Все, что ниже — слишком рискованно, так как обязательно вызовет повышенное внимание со стороны сотрудников.

Опасность низкой налоговой нагрузки

Одним из инструментов контроля соблюдения действующего налогового законодательства плательщиками является вычисление и анализ налоговой нагрузки. Если она ниже, чем общие показатели по отрасли, компании следует ожидать следующих негативных последствий:

  • Вызова должностных лиц для выяснения отдельны вопросов и легализации налоговой базы;
  • Требования о предоставлении документации, которая подтверждает правильность начисления и уплаты налоговых платежей.

Низкая нагрузка по налоговым платежам будет понятной, если субъект предпринимательства начал работать только недавно. Поэтому размер его налоговых платежей может быть меньше, чем у аналогичных компаний в отрасли. Чтобы объяснить маленький размер платежей достаточно предоставить письменное объяснение в ИФНС.

Большие сложности возникают в случае, если предприятие работает долго. Низкий показатель по отрасли может быть вызван тем, что компания работает в нескольких сферах, а налоговики во время анализа используют только основной код экономической деятельности.

Например, компания производит какую-либо продукцию в сфере, где коэффициент нагрузки составляет 20−22%, но одновременно с этим занимается торговлей, где этот же показатель составляет 10%. Если анализировать работу только по первому коду, нагрузка будет заниженной, но по второму она может находиться в пределах нормы. Этот момент необходимо объяснять представителям налоговой службы. Например, посчитать коэффициенты отдельно по каждой сфере деятельности.

Другие причины, которые могут привести к уменьшению размера налогов в сравнении со среднеотраслевым:

  • Большое количество инвестиций в развитие бизнеса за счет собственной прибыли компании.
  • Развитие производственных комплексов или сетей продаж, что требует использования всей выручки, то есть затраты практически равняются получаемой прибыли.
  • Общее снижение спроса на продукцию и уменьшение рентабельности работы предприятий в целом по отрасли.
  • Увеличение закупочных цен на сырье в сравнении с предыдущими налоговыми периодами.
  • Снижение объемов реализации и увеличение административных расходов.

Налоговая стратегия как способ снижения налоговой нагрузки

Цель расчета налоговой нагрузки на субъекта предпринимательской деятельности — разработка оптимальной налоговой стратегии. В ее состав включается учетная политика и средства управления налоговыми рисками, которые дают возможность уменьшить размер платежей законными методами.

От того, насколько эффективной будет выбранная налоговая стратегия, зависят взаимоотношения с подразделениями ИФНС. Поэтому задача собственника компании или ее руководителя — правильно и строго в рамках действующего законодательства проводит коррекцию налоговой нагрузки.

Сделать это вам помогут специалисты компании «Мегаконсалт». Мы специализируемся на предоставлении аутсорсинговых услуг по ведению бухгалтерского и налогового учета для предприятий среднего и крупного бизнеса. Наши сотрудники, имеющие большой опыт работы в предпринимательстве и налоговой службы, разработают и реализуют налоговую стратегию для получения максимальной прибыли.

Для получения консультаций по этому вопросу и оформления заявки на услугу обращайтесь к нашим менеджерам.

Читайте также: