По итогам выездной налоговой проверки налогоплательщик может быть привлечен к ответственности

Опубликовано: 14.05.2024

Данная статья подготовлена экспертами в рамках Недели бератора «Защита бизнеса». Вы можете бесплатно ознакомиться с авторскими материалами из разделов бератора, которые обычно доступны только платным пользователям.

По итогам налоговой проверки инспекция может привлечь предпринимателя, фирму или ее должностных лиц к налоговой или административной ответственности. К уголовной ответственности налоговики не привлекают. Это прерогатива правоохранительных органов.

Если, проверяя фирму или предпринимателя, налоговики обнаружат признаки налогового преступления, они направят материалы в Следственный комитет РФ.

Уголовно наказуемыми являются следующие налоговые правонарушения:

  • уклонение от уплаты налогов и сборов путем непредставления налоговой декларации или иных документов либо включения в них заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере (в аналогичном порядке – при неисполнении обязанностей налогового агента) – к должностному лицу применяется штраф до 300 000 рублей, или принудительные работы, или арест, или лишение свободы на срок до двух лет (п. 1 ст. 199 УК РФ);
  • сокрытие денежных средств либо имущества организации, за счет которых производится взыскание налоговой недоимки, совершенное собственником, руководителем или иным управляющим лицом, наказывается штрафом до 500 000 рублей, или принудительными работами, или лишением свободы на срок до пяти лет (ст. 199.2 УК РФ).

Крупный и особо крупный размер налогового преступления определены в примечании 1 к статье 199 Уголовного кодекса.

  • сумма налоговой задолженности превышает 2 000 000 рублей, если доля неуплаченных налоговых платежей составляет более 10% от суммы налогов и сборов, подлежащей уплате в бюджет в течение трех лет подряд;
  • сумма налоговой задолженности превышает 6 000 000 рублей.

  • сумма налоговой задолженности превышает 10 000 000 рублей, если доля неуплаченных налоговых платежей составляет более 20% от суммы налогов и сборов, подлежащей уплате в бюджет в течение трех лет подряд;
  • сумма налоговой задолженности превышает 30 000 000 рублей.

Ответ знает Бератор

Помимо выездных и камеральных проверок налоговая инспекция проводит и другие проверки. Они не связаны с уплатой налогов, поэтому их принято называть неналоговыми → Смотрите в Бераторе



Вам понравилась эта статья?

Более 3000 актуальных материалов на тему проверок, споров с сотрудниками и судебных разбирательств ждут вас в бераторе «Защита бизнеса». Закажите бератор «Защита бизнеса» прямо сейчас. Специальная скидка – 25% всем читателям портала Бухгалтерия.ru. Заказать сейчас


Выбор читателей

Responsive image

С 1 июля новые правила блокировки расчетных счетов

Responsive image

Авансовый отчет 2021: шпаргалка для бухгалтера

Responsive image

Не все ошибки в СЗВ-М приводят к штрафам

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Указанный документ служит основанием для взыскания с виновных лиц штрафов, предусмотренных законодательством РФ.

Порядок вынесения решения

Логическим завершением мероприятий, выявивших признаки нарушений, выступает вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки.

Однако возможны ситуации, когда возражения налогоплательщика будут приняты и при производстве решится вопрос об отказе привлекать его к ответственности.

Нормы, устанавливающие правила вынесения такого документа, а также реализацию прав лиц на его обжалование, предварительные обеспечительные меры и другие моменты этой процедуры, предусмотрены ст. 101 НК РФ.

Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения предполагает соблюдение ряда норм налогового законодательства России. Неисполнение процессуальных правил позволит привлекаемому лицу успешно обжаловать принятый документ. Его исполнение окажется под угрозой.

Первой обязанностью лиц, у которых в производстве находится дело, является извещение налогоплательщика о месте и времени проведения разбирательства. Оно предусмотрено ч. 2 ст. 101 НК РФ.

Исполнение этой обязанности может быть осуществлено как посредством личного вручения, так и путем направления уведомления почтой, либо другими возможными способами.

Закон не устанавливает каких-либо ограничений. Специальное понятие надлежащего извещения также не установлено.

Права лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка

Процедура предусматривает достаточно широкие права привлекаемого к ответственности лица. Они определяются ст. 101 НК РФ:

  • первая группа возможностей включает участие в производстве. Налогоплательщики могут это делать как лично, так и посредством представителя;
  • другие возможности связаны с ознакомлением с материалами, находящимися в производстве. Для этого требуется подать ходатайство, которое подлежит удовлетворению в 2-дневный срок. Способы получения информации в органах ФНС России определяются в ч. 2 ст. 101 НК РФ. Понятие «ознакомление» включает в себя как чтение, так и совершение выписок, а также снятие копий;
  • также в число прав этих лиц входит возможность представления возражений. При этом должен быть соблюден предусмотренный срок (месяц со дня получения акта проверки и 10 дней с момента получения акта, составленного по итогам дополнительных мероприятий).

К материалам налоговой проверки относятся все доказательства, имеющие значение для рассмотрения дела.

В число должностных обязанностей лиц, ведущих расследование, входит использование только допустимых материалов. Таковыми считаются все документы, полученные с соблюдением требований законодательства России.

Помимо письменных доказательств, возможно участие граждан. Привлечение эксперта, свидетеля или специалиста возможно на основании соответствующих требований как налогоплательщика, так и должностных лиц, ведущих расследование.

Правила рассмотрения материалов налоговой проверки

Круг субъектов, которым предоставлены полномочия при производстве по делу, ограничен. В состав таких должностных лиц входят руководитель ИФНС России или другого налогового органа, а также его заместитель.

Стандартное время рассмотрения акта проверки составляет 10 дней.

Если требуются дополнительные мероприятия (опрос свидетеля или другого лица, а также истребование документов у контрагентов налогоплательщика), то ко времени процедуры может быть добавлено не более 1 месяца.

Права и обязанности налоговых органов в отношении КГН могут быть реализованы в 2-месячный период. В указанных рамках, периоды отложения определяются налоговыми органами самостоятельно.

Рассмотрение дела по существу предполагает предварительное установление явки привлекаемого к ответственности лица. Если его присутствие обязательно, то разбирательство откладывается. Как правило, это не служит проблемой для того, чтобы наложить взыскание.

Процесс рассмотрения материалов предполагает ведение протокола. В нем отражаются данные об изучаемых и оглашаемых материалах проверки.

В ходе производства, в права и обязанности налоговых органов входит решение следующих вопросов:

  • о наличии факта нарушения законодательства РФ;
  • о том, предусмотрена ли для таких нарушений ответственность;
  • о наличии основания привлечь лицо к ответственности;
  • о возможности применения ряда норм, касающихся наказания. Имеются в виду основания освобождения от ответственности, а также обстоятельства смягчающего или отягчающего вину характера.

Итогом указанных процедур служит вынесение решения по делу.

Решение и его содержание

Итоговый документ может как предусматривать взыскание, так и обходиться без него. Варианты, которыми определяются меры ответственности, должен включать следующую информацию:

  • имеющие значение для дела обстоятельства, установленные проверкой;
  • контрдоводы налогоплательщика в пользу того, что исполнение им своих обязанностей было надлежащим, и их оценку;
  • ссылку на норму НК РФ, устанавливающую наказание за нарушение;
  • данные о размере недоимки, пеней, а также полагающийся к уплате штраф.

Если решение не предполагает привлечения ответственности, то оно должно содержать основания принятия. В случаях, когда проверкой подтверждена недоимка, ее необходимо указать вместе с размером пени.

Если законодательством об административных правонарушениях предусматривается отдельная ответственность, то в отношении проверяемого может быть оформлено соответствующее постановление, устанавливающее взыскание. Такие правила определяются нормами КоАП.

Возможны и признаки преступления. Если они обнаруживаются, то происходит приостановление исполнения решения, а материалы направляются в правоохранительные структуры. Если последние выносят постановление о прекращении расследования или об отказе в возбуждении дела, то налоговики отменяют указанное выше приостановление. Аналогичен и порядок в случае оправдательного приговора.

Основания для отмены решения налогового органа

Решение вступает в силу не сразу. Привлекаемому лицу дается месячный срок на обжалование документа в апелляционном порядке. Оспорить решение возможно путем подачи жалобы через орган, принявший первоначальное решение.

Итогом рассмотрения жалобы может стать как ее удовлетворение, так и отказ. Также заявление может быть удовлетворено частично. Кроме того, во вышестоящем исполнительном органе могут отменить решение и принять новое.

Любое решение, не связанное удовлетворением требований жалобщика переводит оспариваемый документ в статус действующего в части или полностью.

После неудачной апелляции, возможна подача исковых заявлений в суд. Эта жалоба направляется в соответствующую структуру по месту нахождения органа, принявшего решение. Требования к содержанию исковых заявлений при подаче и допустимые сроки содержатся в процессуальном законодательстве РФ.

Причины для отмены могут быть как фактическими, так и процессуальными, обусловленными грубым нарушением прав привлеченного лица.

Также основанием для отмены служит обвинительный приговор в отношении физлица, ранее привлеченного к налоговой ответственности.

Обеспечительные меры

Применение обеспечительных мер служит гарантией того, что лицо не уклонится от обязанности возместить предусмотренные решением суммы. Такое понятие известно по судебной процедуре. Истец подает заявление о принятии обеспечительных мер, если принятый акт нарушает его права. Закон устанавливает единственное основание такого решения.

Обеспечительные меры применяются, если есть достаточные основания полагать недобросовестность проверяемого субъекта. Отсутствие конкретизирующих условий нередко приводит к избыточному использованию такого института.

Часто принимается немедленное решение. Возможно обоснование заключается во внутренних инструкциях налоговиков, действие которых не придается огласке, признающих непринятие обеспечительных мер недопустимым. Однако, согласно закону, их введение является правом, а не обязанностью инспекции.

В зависимости от статуса принятого решения, выделяют предварительные обеспечительные меры (связанные с не вступившим в силу документом) и обеспечительные меры, направленные на исполнение действующего решения. Первый вариант связан с долгим сроком, предоставляемым для подачи жалоб. Предварительные обеспечительные меры позволяют подстраховаться от возможности реализации субъектом своих активов в период апелляции.

Существует и законная классификация. Ч. 10 ст. 101 НК предусматривает отдельные виды обеспечительных мер. К ним относится следующее:

  • запрет на реализацию, либо передачу в залог имущества. При применении обеспечительных мер такого типа устанавливается последовательность от более мягких к более жестким ограничениям, если имеет место неисполнение решения. Первый шаг касается недвижимости. Обеспечительные меры следующего уровня предполагают ограничение в отношении транспорта, а также ценных бумаг различных видов. Также они касаются предметов, составляющих дизайн офисов. Под следующие обеспечительные меры попадает все остальное имущество. Исключение составляют сырье, необходимые в производстве материалы, а также готовая продукция. Последний шаг устанавливает абсолютные ограничения. Они не будут отменены, пока цель не реализуется;
  • решение о применении обеспечительных мер может заключаться в приостановлении операций по банковским счетам. Такая информация доступна налоговикам, поэтому они наиболее часто прибегают к этому виду. Очень часто банковского счета касаются предварительные обеспечительные меры.

Решение о применении обеспечительных мер может быть комбинированным. Закон не ограничивает налоговиков выбором единственного вида.

Круг уполномоченных субъектов ограничен. Решение о применении обеспечительных мер может принять руководитель инспекции, либо его заместитель.

Аналогичен и порядок, когда они прекращают действие. Отмена обеспечительных мер осуществляется этими же лицами.

Возможна ли замена

Налогоплательщик может обратиться к налоговикам, предъявив ходатайство о принятии обеспечительных мер альтернативного характера.

Речь идет о добровольной замене указанных ограничений на банковскую гарантию с полным покрытием, залогом высоколиквидных ценных бумаг или иного имущества. Также возможно поручительство третьих лиц.

Если предъявляется гарантия, выданная банком, числящимся в специальном перечне, то замена должна осуществляться в обязательном порядке после оформления, поскольку обязательства кредитного учреждения надежны, а обеспечительными мерами, прекращения которых добивается налогоплательщик, компании наносится вред.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоговые проверки

В судебной практике сложились различные, подчас противоречивые подходы к вопросу о законности в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля.

Порядок привлечения к ответственности по результатам применения иных, за исключением выездной налоговой проверки, форм налогового контроля в НК РФ не установлен. Однако налоговые инспекции привлекают налогоплательщиков к ответственности за нарушение срока постановки на учет в налоговом органе по статье 116 НК РФ, за уклонение от постановки на учет по статье 117 НК РФ, за нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке по статье 118 НК РФ, за непредставление налоговой декларации по статье 119 НК РФ, рассматривая эти действия как факты правонарушений.

По смыслу пункта 2 статьи 50 Конституции РФ и пункта 1 статьи 108 НК РФ принятие руководителем налогового органа или его заместителем решения о привлечении налогоплательщика (налогового агента) к ответственности по результатам иных, кроме выездной налоговой проверки, форм налогового контроля незаконно. Налоговым законодательством не установлен иной порядок привлечения к ответственности и не обеспечивается законное получение доказательств. Однако в практике налоговых органов и арбитражных судов зачастую имеют место отступления от этого правила. Даже в тех случаях, когда порядок привлечения к ответственности за налоговые правонарушения по результатам выездной налоговой проверки урегулирован в НК РФ, должностные лица налоговых органов допускают нарушения процессуальных норм НК РФ, привлекая налогоплательщиков (налоговых агентов) к ответственности, которые, как считает Пленум ВАС РФ, «не влекут безусловного признания судом соответствующего решения налогового органа недействительным».

По мнению ВАС РФ, при нарушении должностными лицами налоговых органов порядка привлечения налогоплательщиков (налоговых агентов) к ответственности за налоговые правонарушения суд должен оценивать характер допущенных нарушений и их влияние на законность и обоснованность решения, вынесенного налоговым органом. Из статей 101 и 1011 НК РФ в соотношении с другими нормами глав 14 и 15 НК РФ следует, что привлечение к ответственности налогоплательщиков (налоговых агентов) возможно только по результатам выездной налоговой проверки, а иных лиц - по результатам любых форм налогового контроля, предусмотренных НК РФ.

Налогоплательщики (налоговые агенты) привлекаются к ответственности по результатам иных, кроме выездной налоговой проверки, форм налогового контроля незаконно, так как порядок получения и оформления доказательств и привлечения их к ответственности установлен в НК РФ только по результатам выездной налоговой проверки, а положения пункта 2 статьи 50 Конституции РФ и пункта 1 статьи 108 НК РФ предусматривают получение доказательств совершения налоговых правонарушений и привлечение к ответственности за их совершение только в установленном законом порядке. Отсутствие в законе такого порядка исключает привлечение лица к ответственности.

Как налогоплательщик может быть привлечен к ответственности

Налогоплательщик (налоговый агент) может быть привлечен к ответственности за налоговое правонарушение только по правилам, указанным в статьях 100 и 101 НК РФ. В соответствии с требованиями этих статей решение о привлечении налогоплательщика (налогового агента) к ответственности за совершение налогового правонарушения принимают руководитель налогового органа или его заместитель на основании акта, составленного по результатам выездной налоговой проверки (а не по результатам иных форм налогового контроля).

При проведении иного, за исключением выездной налоговой проверки, налогового контроля налоговым законодательством не предусматривается выполнение установленных в статье 101 НК РФ обязательных правил, в частности, рассмотрение письменных объяснений или возражений по акту выездной налоговой проверки, учет и оценка доводов по выводам налогового органа, изложенным в акте проверки. Таким образом, в случае привлечения налогоплательщика (налогового агента) к ответственности не по результатам выездной налоговой проверки допускаются нарушения пункта 5 статьи 100; пункта 3 статьи 101 НК РФ, которые выражаются в несоблюдении процедуры привлечения к ответственности.

Привлечение налогоплательщиков (налоговых агентов) к ответственности за налоговые правонарушения, выявленные при камеральной проверке, противоречит сущности этой проверки, которая заключается в контроле налогового органа за правильностью заполнения налоговых деклараций с целью выявления ошибок и информирования налогоплательщиков (налоговых агентов) о правилах исчисления и уплаты налогов, заполнения деклараций и необходимости исправления ошибок, допущенных ими при исчислении и уплате налогов или при заполнении деклараций. Такой вывод следует из содержания статьи 88 НК РФ, согласно которой по результатам камеральной проверки налоговый орган направляет требование об уплате суммы доначисленного налога и пеней.

По смыслу налогового законодательства налоговые санкции по результатам камеральной проверки не применяются. Это подтверждается положениями статей 88, 100, 101 и 108 НК РФ и сложившейся арбитражной практикой в постановлениях ФАС Московского округа от 22.12.2000 по делу № КА-А40/5775-00; от 23.10.2000 по делу № КА-А41/4820-00; от 13.09.2000 по делу № КА-А41/4147-00; от 15.06.2000 по делу № КА-А41/2286-00; от 14.05.2001 по делу № КА-А41/2195-01; в постановлениях ФАС Уральского округа от 12.09.2000 по делу № Ф09-1014/2000-АК; от 11.09.2000 по делу № Ф09-1011/2000-АК; а также в постановлении ФАС Поволжского округа от 25.08.2000 по делу № А 72-844/2000-63ю.

Однако в пункте 37 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» указано, что при исчислении срока давности взыскания санкции «необходимо иметь в виду, что исчисление данного срока со дня составления акта производится в случае привлечения налогоплательщика (налогового агента) к ответственности по результатам выездной налоговой проверки, а также в случае привлечения к установленной НК РФ ответственности лиц, не являющихся налогоплательщиками (налоговыми агентами), поскольку только в этих случаях НК РФ предусматривает составление акта (п. 1 ст. 100 и п. 1 ст. 1011).

Учитывая, что НК РФ не предусматривает составления налоговым органом акта по результатам использования в отношении налогоплательщика (налогового агента) иных, помимо выездной налоговой проверки, форм налогового контроля, установленный срок давности взыскания санкции в этих случаях должен исчисляться со дня обнаружения соответствующего правонарушения, который определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления».

Таким образом, ВАС РФ признает позицию, когда налогоплательщики (налоговые агенты) могут привлекаться к ответственности за совершение налоговых правонарушений и при отсутствии в налоговом законодательстве установленного порядка привлечения к ответственности, который предполагает нормативное регулирование процедуры получения доказательств совершения лицом налогового правонарушения.

Установление в законе и соблюдение порядка привлечения лиц к ответственности является гарантией как всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела о налоговом правонарушении, так и соблюдения конституционных прав лиц, привлекаемых к ответственности, прежде всего права на защиту (п. 1 ст. 48 Конституции РФ).

Такая позиция ВАС РФ противоречит не только пункту 1 статьи 108 НК РФ, согласно которому никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как в порядке, предусмотренном НК РФ. Эта позиция нарушает конституционные нормы и принципы о недопустимости для правосудия, в частности, при рассмотрении дел о взыскании налоговых санкций использовать доказательства совершения лицом налогового правонарушения, полученные с нарушением Федерального закона (п. 2 ст. 50 Конституции РФ); принципов законности (ст. 15 Конституции РФ), равенства всех перед законом и судом (п. 1 ст. 19 Конституции РФ), презумпции невиновности (ст. 49 Конституции РФ; п. 6 ст. 108 НК РФ).

Порядок привлечения к ответственности, предусмотренный НК РФ, несовершенен

В соответствии с пунктом 1 статьи 82 НК РФ должностные лица налоговых органов вправе проводить мероприятия налогового контроля только в формах, предусмотренных НК РФ. Как следует из пункта 1 статьи 93, статей 87 и 89 НК РФ, должностные лица налоговых органов вправе истребовать у налогоплательщика (налогового агента) документы, проводить проверки документов, а также встречные проверки только при проведении камеральных и выездных налоговых проверок. Согласно статье 89 НК РФ выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. В исключительных случаях срок проведения выездной налоговой проверки может быть продлен вышестоящим налоговым органом до трех месяцев.

В соответствии с пунктом 2 статьи 101 НК РФ по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки руководитель налогового органа или его заместитель выносят решение либо о привлечении налогоплательщика (налогового агента) к ответственности, либо об отказе от привлечения к ответственности. При недостаточности материалов для принятия решения о привлечении к ответственности и при отсутствии оснований для отказа в привлечении к ответственности руководитель налогового органа принимает решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Мероприятия проводятся после окончания выездной проверки, оформления и рассмотрения акта и иных материалов выездной проверки руководителем налогового органа или его заместителем.

Имеют место случаи, когда при проведении дополнительных мероприятий налогового контроля на основании решения руководителя налогового органа должностные лица налогового органа истребуют документы у налогоплательщика (налогового агента), проводят проверки документов, а также встречные проверки. Однако подобными полномочиями налоговые органы обладают только при проведении налоговой проверки, которая в данном случае уже окончена. Истребование документов, проверка документов и встречная проверка при проведении дополнительных мероприятий налогового контроля недопустимы, так как такие действия налоговых органов в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля не предусмотрены НК РФ и фактически являются повторной выездной налоговой проверкой. Проведение таких проверок запрещено в части 3 статьи 87 НК РФ.

Обстоятельства, установленные в результате незаконных дополнительных мероприятий налогового контроля, не могут быть использованы как доказательства по делу о налоговом правонарушении, так как это противоречит пункту 2 статьи 50 Конституции РФ и пункту 1 статьи 108 НК РФ. Однако в судебной практике сложились различные, подчас противоречивые подходы к вопросу о законности в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля.

Все это свидетельствует о несовершенстве правовой регламентации отдельных процедур налогового контроля и в целом порядка привлечения к ответственности, предусмотренного НК РФ.

Статистика показывает, что самые значительные объемы доначислений обеспечивают налоговым органам выездные налоговые проверки (средние доначисления по Москве сейчас 65 млн руб.). Каждому налогоплательщику необходимо понимать процедуру проведения проверки, знать пределы полномочий инспекции, а также знать свои права и обязанности, чтобы не допустить злоупотреблений со стороны налоговиков и снизить риски необоснованных доначислений.

Выездная налоговая проверка — один из самых удобных для налоговых органов способов контроля за добросовестной и своевременной уплатой налогов налогоплательщиком. Выездная налоговая проверка проводится на территории налогоплательщика, может охватывать все уплачиваемые налогоплательщиком налоги за 3 года деятельности.

При этом проверке может быть подвергнут любой налогоплательщик: и организация, и индивидуальный предприниматель. Проверка осуществляется налоговым органом, в котором налогоплательщик стоит на учёте. Кроме того, Налоговым кодексом РФ предусмотрена самостоятельная проверка филиалов и представительств организации (то есть проверка обособленных подразделений без проверки головной организации). В этом случае проверку проводит налоговый орган по месту расположения этих обособленных подразделений.

Что проверяют в ходе выездной проверки налоговой инспекции

Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления, полнота и своевременность уплаты налогоплательщиком налогов. При этом налоговый орган может проверить как один налог, так и все налоги, исчисляемые налогоплательщиком.

Глубина проверки (период, который может быть проверен) по общему правилу составляет не более трех лет, предшествующих году вынесения решения о назначении проверки.

Пример: если решение о проведении проверки было вынесено в 2018 году под проверку попадают 2015, 2016 и 2017 годы. При этом не имеет значения дата вынесения решения в 2018 году и даты получения его налогоплательщиком. То есть даже если решение будет вынесено в конце декабря, а получено налогоплательщиком в январе 2019 у инспекции всё равно сохранится право проверить полные 2015, 2016 и 2017 годы.

Указание в Налоговом кодексе РФ на трехлетний период, не препятствует налоговому органу в рамках выездной налоговой проверки проверять отчётные периоды текущего года. На это в частности указал Верховный суд РФ в Определении от 09.09.2014 № 304-КГ14-737.

Но проверка может коснуться и более давних периодов, если по ним подавалась уточненная налоговая декларация. В этой ситуации налоговый орган в рамках выездной проверки вправе проверить период, за который подана уточненная декларация, даже если он выходит за пределы трехлетнего периода.

Нарушение инспекцией правила трехлетнего периода приводит к тому, что все выводы и доначисления, сделанные за пределами периода, являются незаконными, и решение в соответствующей части будет подлежать отмене.

Налоговый кодекс также устанавливает определённые рамки для проведения выездных налоговых проверок.

Во-первых, налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Во-вторых, по общему правилу инспекция не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение одного календарного года. В исключительных случаях этот лимит может быть превышен, но для этого налоговому органу необходимо получить разрешение вышестоящего налогового органа.

Порядок проведения выездной налоговой проверки

Решение о проведении выездной налоговой проверки

Решение о проведении выездной налоговой проверки принимается налоговым органом. Инспектор должен предъявить его налогоплательщику перед началом проверки.

При этом решение должно быть составлено по специально установленной форме (форма решения утверждена Приказом ФНС России от 08.05.2015 №ММВ-7-2/189@) и содержать следующие обязательные данные:

  1. полное и сокращенное наименование либо фамилия, имя, отчество налогоплательщика;
  2. предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке. В данной графе налоговый орган вправе указать просто «по всем налогам и сборам»;
  3. периоды, за которые проводится проверка;
  4. должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки. Следует отметить, что налоговая вправе менять состав проверяющих во время проверки. Соответствующие изменения вносятся в решение.

Получив решение о проведении проверки, налогоплательщику необходимо оценить его на соблюдение ограничений, установленных в отношении выездных налоговых проверок. В частности, необходимо установить соблюдение налоговиками трехлетнего периода глубины проверки. Также следует убедиться, что налоговым органом соблюдены ограничения по допустимому количеству проверок в течение календарного года.

Предъявление налогоплательщику решения о проведении выездной проверки свидетельствует о её начале.

Налоговый орган не обязан заблаговременно информировать налогоплательщика о предстоящей выездной проверке (Письмо ФНС России от 18.11.2010 №АС-37-2/15853).

С этого момента налоговики получают право доступа на территорию налогоплательщика для проверки. По общему правилу проверка проводится на территории налогоплательщика. Однако Налоговый кодекс предусматривает, что если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.

Контрольные мероприятия

В ходе проведения проверки налоговый орган вправе проводить следующие контрольные мероприятия:

  1. истребование документов у налогоплательщика, а также у его контрагентов и иных лиц, которые обладают необходимыми документами или информацией о деятельности налогоплательщика;
  2. допрос свидетелей
  3. экспертиза;
  4. выемка документов и предметов;
  5. осмотр;
  6. инвентаризация имущества.

В случае необходимости налоговый орган также может привлекать специалиста и переводчика.

Налоговый кодекс РФ не содержит конкретный перечень документов, которые налоговые органы вправе истребовать при выездной проверке. Таким образом, в ходе выездной проверки налоговый орган может истребовать широкий спектр документов: регистры бухгалтерского и налогового учета, договоры, первичные документы, счета, платежные документы, счета-фактуры и т.д.

Главное правило, которое должно соблюдаться, истребуемые документы должны быть необходимы для проверки. Иными словами, они должны непосредственно относиться к тем налогам, по которым ведется проверка, и к тем периодам, за которые она проводится.

Срок проведения выездной налоговой проверки

Многих налогоплательщиков волнует вопрос: каковы сроки проведения выездных налоговых проверок? Выездная налоговая проверка не может длиться вечно. По общему правилу срок выездной налоговой проверки — не более двух месяцев. В определенных случаях это срок может продлен до 4 месяцев, а в исключительных случаях до 6 месяцев. Самостоятельная выездная налоговая проверка филиалов и представительств налогоплательщика не может длиться более одного месяца.

Основания для продления выездной проверки установлены Приказом ФНС России от 08.05.2015 №ММВ-7-2/189@. В частности ими могут быть проведение проверки налогоплательщика, отнесенного к категории крупнейших, проведение проверок организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений, получение в ходе проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) нарушений законодательства о налогах и сборах, требующей дополнительной проверки. Перечень является открытым.

Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

Кроме того, Налоговым кодексом РФ предусмотрено право инспекции приостанавливать проведение выездной налоговой проверки. Приостановление осуществляется на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Проверка может быть приостановлена для

  1. истребования документов (информации) у контрагентов налогоплательщика;
  2. получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;
  3. проведения экспертизы;
  4. перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Налоговый орган вправе приостанавливать налоговую проверку неоднократно, однако общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки по общему правилу не может превышать шесть месяцев (в исключительных случаях, когда приостановление проверки связано с получением информации от иностранных государственных органов, срок приостановления может быть увеличен на три месяца).

На период приостановления проверки налоговый орган должен прекратить все действия по истребованию документов у налогоплательщика, вернуть все подлинники, прекратить все проверочные действия на территории налогоплательщика.

Оформление результатов выездной налоговой проверки

Об окончании налоговой проверки свидетельствует составление налоговым органом справки о проведении выездной налоговой проверки. Справка составляется в последний день налоговой проверки и подлежит вручению налогоплательщику. Справка не содержит каких-либо выводов по существу проверки, а лишь фиксирует срок ее окончания. После составления справки проверяющие должны покинуть территорию налогоплательщика и прекратить все контрольные мероприятия.

Непосредственные результаты проверки отражаются в акте налоговой проверки. При этом акт составляется вне зависимости от того были ли выявлены нарушения в ходе налоговой проверки. Если нарушений не выявлено в акте указывается на их отсутствие. Акт составляется в течение двух месяцев со дня составления справки и подлежит вручению налогоплательщику в течение пяти рабочих дней с даты его вынесения.

При этом, к сожалению, законодатель не предусмотрел каких-либо санкций в отношении в случае пропуска инспектором указанных сроков. То есть если налоговый инспектор просрочит установленные сроки составления и вручения акта, то никаких правовых последствий для него это не повлечет.

Если налогоплательщик не согласен с выводами акта, он вправе подать в налоговый орган письменные возражения на акт. На представление возражений законодатель выделил месяц со дня получения акта. Следует отметить, что представление возражений является правом, а не обязанностью налогоплательщика. Отсутствие письменные возражений не лишает налогоплательщика права изложить свои доводы устно непосредственно при рассмотрении материалов проверки.

Налоговый орган обязан уведомить налогоплательщика о рассмотрении акта и материалов проверки, по результатам которого будет вынесено итоговое решение. Зачастую такое уведомление направляется одновременно с актом.

На практике были ситуации, когда налоговый орган выносил решение по итогам проверки до истечения срока для представления возражений на акт. Следует отметить, что участие налогоплательщика в рассмотрении материалов проверки является его правом, реализация которого обязательно должна быть ему обеспечена. Если налогоплательщик не был уведомлен о дате рассмотрения материалов налоговой проверки и не участвовал в нем, решение, которое было принято до истечения срока подачи возражений, может быть отменено по формальным основаниям.

Рассмотрев материалы проверки, акт и возражения налогоплательщика, налоговый орган в течение 10 дней выносит итоговое решение по результатам проверки. Срок рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения соответствующего решения может быть продлен, но не более чем на один месяц.

По итогам проверки может быть вынесено одно из следующего вида решений:

  1. решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля;
  2. решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  3. решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решение вступает в силу по истечении одного месяца со дня вручения налогоплательщику. Если налогоплательщик не согласен с выводами решения, он вправе обжаловать его в вышестоящий налоговый орган. Вот так выглядит порядок оформления результатов выездной налоговой проверки.

Практические рекомендации для налогоплательщиков

Рассмотрим, как налогоплательщик может сделать приход налогового органа наиболее безболезненным.

Критерии отбора налогоплательщиков для проверки

Выездная налоговая проверка с высокой степенью вероятности коснется каждого налогоплательщика, активно ведущего бизнес. В то же время необходимо понимать критерии, при наличии которых налогоплательщики относятся к «группе риска», т.е. в отношении них с высокой долей вероятности может быть принято решение о проведении выездной налоговой проверки. Это значит, что требуется усиленная подготовка.

Приказом ФНС России от 30.05.2007 №ММ-3-06/333@ была утверждена «Концепция системы планирования выездных налоговых проверок», которая содержит сведения о критериях, которыми налоговые органы руководствуются при принятии решения о проведении выездной налоговой проверки конкретного налогоплательщика.

Указанной Концепцией предусмотрены факторы для самостоятельной оценки рисков назначения выездной налоговой проверки. В частности, ожидать скорого прихода инспекторов у налогоплательщика есть основания при наличии следующих обстоятельств:

  1. низкая налоговая нагрузка;
  2. отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков в течение нескольких налоговых периодов;
  3. отражение значительных сумм налоговых вычетов;
  4. значительное превышение роста расходов над ростом доходов;
  5. зарплаты сотрудников находятся ниже среднего уровня по отрасли в регионе;
  6. налогоплательщик неоднократно приближался к предельному значению установленных НК РФ показателей, позволяющих применять специальные налоговые режимы;
  7. «миграция» между налоговыми органами (неоднократное снятие и постановка на учёт в связи со сменой места нахождения);
  8. ведение хозяйственной деятельности преимущественно с контрагентами — посредниками, перекупщиками (построение цепочки контрагентов без явной деловой цели такого построения);
  9. низкий уровень рентабельности деятельности (исходя из уровня рентабельности в сфере деятельности налогоплательщика согласно статистики).

Этот перечень является далеко не исчерпывающим.

Подготовка к приходу налоговиков

Если налогоплательщик чувствует, что приход налоговиков неминуем, самое время провести подготовительные мероприятия.

В частности, налогоплательщику следует привести в порядок первичную документацию, а также документацию, свидетельствующую о проявлении должной степени осмотрительности при выборе контрагента (особенно это касается контрагентов, обладающих признаками «однодневок»). Кроме того, следует пообщаться с контрагентами и предупредить их о возможности скорого прихода к ним встречной налоговой проверки. Также необходимо подготовить офис, убрав документы, печати, которые содержат лишние сведения.

Кроме того, целесообразно определить сотрудников, которые будут работать с инспекторами, обсудить с ними нюансы представления информации. Зачастую нелишним будет заручиться поддержкой сторонних консультантов, юристов, которые смогут помочь оценить риски, а также грамотно сопроводят налогоплательщика во время самой налоговой проверки.

Когда инспекторы придут в офис, в первую очередь, необходимо проверить полномочия проверяющих, сверив в частности данные служебных удостоверений с решением. Следует помнить, что только лица указанные в решении могут быть допущены к проверке. Далее проверяющих необходимо разместить в удобном месте, где исключен доступ к нежелательным документам и информации. Передачу документов налоговикам следует оформлять актами приема-передачи. Более того, следует контролировать правомерность каждого действия налогового органа. Здесь также очень полезной может быть помощь квалифицированных юристов.

Ответственность и решения выездной налоговой проверки

Решение, которое принимается по результатам проверки, принимает либо начальник, либо заместитель начальника налоговой инспекции.
Решение может быть трех видов:
1. Решение о привлечении к налоговой ответственности.
2. Решение об отказе в привлечении к налоговой ответственности.
3. Решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Если налогоплательщик в своих возражениях представил какие-то доказательства, новые документы, которые не были предметом рассмотрения налоговой проверки, или требуется провести встречную проверку, то руководитель, рассматривая данный акт и, придя к выводу о необходимости что-то дополнительно проверить, может вынести решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Чаще всего выносится решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.
Существует два вида ответственности, которые могут быть применены по результатам выездной налоговой проверки.
Первая ответственность – за грубое нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения, которая предусмотрена ст. 120 НК. Второй вид ответственности – за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы либо неправильного исчисления налога (ст. 122 НК). Такие похожие между собой статьи предполагают возможность привлечения к ответственности за одно и то же сразу по двум статьям. Двойная ответственность противоречит нашей Конституции. Поэтому в свое время один из арбитражных федеральных судов, рассматривающий конкретный спор между налогоплательщиком и налоговым органом по привлечению к ответственности одновременно по двум статьям, обратил на это внимание и направил запрос в Конституционный суд. По запросу федерального арбитражного суда Восточно-сибирского округа о возможности применения этих двух статей, 18.01.2001 г. Конституционный суд вынес определение № 6-о. Он указал следующее. По мнению суда, положения этих двух статей недостаточно разграничены между собой. Поэтому эти две статьи не должны применяться одновременно за одно и то же нарушение, что не исключает возможности их самостоятельного применения. Поэтому налоговые органы применяют какую-то одну статью. Размер ответственности по ст. 120 равен пяти тысячам руб., если факта неуплаты налога не выявлено. Если произошло занижение налога, то штраф составляет 10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 тыс. руб. По ст. 122 ответственность за неуплату или неполную уплату налога установлена в виде штрафа в размере 20% от суммы неуплаченного налога. Чаще всего на практике применяется ст. 122. В ст. 122 есть п. 2 – неуплата или неполная уплата налогов, если неуплата совершена умышленно. В этом случае штраф составляет 40% от неуплаченной суммы. Понятие умысла и неосторожности в юридической трактовке относится к действиям физического лица и говорить об умышленном уклонении от уплаты налога юридического лица можно только применительно к действиям лица, виновного в неуплате налога, если оно совершало это умышленно. А это может постановить только суд.
Освобождение от ответственности. Основное освобождение от ответственности, даже если установлен факт неуплаты, если у налогоплательщика в предшествующих периодах имеется переплата по данному налогу.
Следующее основание освобождения от ответственности – обстоятельства, предусмотренные ст. 111 НК “Обстоятельства, исключающие вину лица, в совершении налогового правонарушения”. Здесь перечислены три обстоятельства. Два из них носят общий характер, например, совершение правонарушения в результате стихийного бедствия, чрезвычайных обстоятельств. От штрафа эта статья освобождает в тех случаях, когда налогоплательщик или налоговый агент выполнил письменное разъяснение по вопросам применения законодательства по налогам и сборам, которое было дано налоговым органом. Это основание освобождения от налоговой ответственности на практике порождает много споров. Какое разъяснение освобождает налогоплательщика? В Постановлении Пленума № 5 от 28.02.2001 г. сказано, что такое разъяснение, которое освобождает налогоплательщика от налоговой ответственности, должно быть дано налогоплательщику уполномоченным лицом или налоговым органом. По мнению суда, к ним относятся разъяснения, подписанные руководителем налогового органа или его заместителем. Причем, разъяснение не обязательно должно быть обращено к конкретному налогоплательщику. Если оно даже адресовано неопределенному кругу лиц, его тоже можно принимать к сведению.
Еще одно основание для освобождения от налоговой ответственности предусмотрено п. 4 ст. 81 НК. Оно касается больше всего тех случаев, когда вашу организацию привлекают к ответственности по результатам камеральной проверки. Например, налогоплательщик представил налоговую декларацию, потом решил в ней что-то уточнить. Если идет уточнение налоговой декларации после срока предоставления основной декларации, после срока уплаты налога, то ответственность такая же, как и при выездной проверке. За недоплату этой суммы по ст. 122 – 20%. Если налог уплачен, то есть понятие освобождения от налоговой ответственности. Освобождение от ответственности наступает, если вы уплатили и налог, и пени. Поэтому нужно самому посчитать пени, исходя из 1/300 ставки рефинансирования, за весь период, заплатить и налог и пени, а после этого нести уточненную декларацию.
Если у вас нет возможности заплатить штраф и пени, наложенные на вас налоговой инспекцией, то существуют способы его снижения. НК предусмотрена статья, которая говорит о смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельствах (ст. 112 НК). Перечень обстоятельств не исчерпывающий. Суду дано право рассматривать любые доводы, которые приводит налогоплательщик, как смягчающие обстоятельства, если суд сочтет нужным. В этом случае суд может уменьшить размер санкций даже более чем в два раза. Штраф взыскивается только в судебном порядке. При рассмотрении спора в суде вы можете указать на такое смягчающее обстоятельство, как самостоятельное выявление ошибки. Как правило, в большинстве случаев суды идут на снижение размера штрафа и удовлетворяют ходатайства.
Взыскание штрафа, который выявлен по результатам выездной или камеральной проверки, осуществляется в том же порядке, что и при бесспорном взыскании, т.е. после решения в течение 10 дней выставляется требование на уплату налога и пени. Если налогоплательщик добровольно не исполняет обязанности, указанные в требовании, то налоговая служба имеет право выставить инкассовое поручение на взыскание налога в течение 60 дней с момента окончания срока, указанного в требовании. Если в течение 60 дней налоговая инспекция по каким-то причинам не выставляет инкассовое поручение, то она может взыскать налог и пени только в судебном порядке. В судебном порядке срок для взыскания налога и пени равен 6 месяцам с момента истечения 60 дней. Срок 6 месяцев установлен и для взыскания штрафа (ст. 115 НК). 6 месяцев начинают исчисляться с момента составления акта проверки.
Исходя из требований арбитражно-процессуального законодательства, решение налогового органа – это ненормативный акт. Поэтому при обращении в арбитражный суд предъявляется иск о признании недействительным ненормативного акта налогового органа, т.е. решения о привлечении к налоговой ответственности. Есть другая категория исков – о возврате из бюджета необоснованно взысканных сумм. Если вы заявляете требование о признании недействительным решения налогового органа, то пошлина составляет 1000 рублей. А если вы требуете деньги обратно, то речь идет о споре имущественного характера, и пошлина уплачивается в процентном отношении от суммы, начиная от 5%. По нормам АПК срок для предъявления в суд иска о признании недействительным решения составляет 3 месяца с момента получения решения. Если вы его лично не получали, то решение считается полученным в течение 6 дней с момента отправки налоговой заказным письмом в ваш адрес. По действующему АПК представлять интересы налогоплательщика или любое другое юридическое лицо в суде может любой работник организации или адвокат, являющийся членом коллегии адвокатов. Представление интересов организации не работником не является основанием для отмены в последующем решения суда. Главное, чтобы все документы были подписаны уполномоченным лицом организации.
Факт обращения в суд с заявлением о признании недействительным решения не приостанавливает его исполнение, т.е. это не препятствует налоговой инспекции производить бесспорное взыскание налогов и пени. Действие налоговой инспекции может ограничить определение суда о мерах по обеспечению иска. Когда подается заявление о признании недействительным решения налоговой инспекции, можно подать заявление о мерах по обеспечению иска, в котором попросить суд до момента вынесения окончательного решения по делу приостановить исполнение данного решение и запретить совершение различных действий, направленных на исполнение данного решения. Если суд удовлетворяет это заявление, то налоговая на период рассмотрения дела не может производить никакие бесспорные взыскания по данному делу. Заявление рассматривается судьей в течение 3 дней.
Процедура рассмотрения дела в арбитражном суде сводится к трем инстанциям – первая инстанция, апелляционная и кассационная инстанции. ВАС рассматривает дело крайне редко. В апелляционной инстанции обжалуется решение суда первой инстанции в течение месяца. Кассационная инстанция рассматривает уже состоявшееся, вступившее в законную силу решение. Жалоба в кассационную инстанцию подается в течение 2 месяцев. На всех этих стадиях налогоплательщик должен доказывать, что выводы, которые содержатся в решении, либо не соответствуют законодательству, либо деятельность организации или первичные документы не подпадают под действие данных статей. Налоговая инспекция должна доказывать, что она действовала правомочно, и все выводы подтверждены всеми документами и материалами. Здесь действует общее правило состязательности сторон, и многие результаты дела зависят от субъективного мнения судьи, потому что налоговые споры очень сложные. При рассмотрении дела обязательно оценивают определенность налоговой нормы, т.е. достаточно ли четко прописано законодательство. В НК есть ст. 3 п. 7, которая говорит, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
В суде часто оцениваются нормы, которые, по мнению налоговой инспекции, нарушены. Согласно ст. 1 НК, у нас налоговое законодательство состоит из НК и принятых в соответствии с ним налоговыми законами. А какая сила налоговых инструкций, методических писем и т.д.? Ответ на этот вопрос дан в ст. 4 НК, где сказано, что МНС, Минфин и т.д. могут издавать обязательные для своих подразделений письма, указания, приказы и др., которые к актам законодательства о налогах и сборах не относятся. Поэтому все выводы и доводы этих писем судом не будут приниматься во внимание. Можно ссылаться только на законы.
Суды часто принимают к рассмотрению даже те документы, которые не были предметом проверки. Впоследствии вы можете ссылаться на них в арбитражном суде. Поэтому шансы выиграть дело с налоговой достаточно велики. Не нужно бояться обращаться в суды с исками.

Читайте также: