Правовые проблемы проведения налоговых проверок

Опубликовано: 07.05.2024


Одним из важнейших инструментов государственного регулирования является налоговый контроль. Он представляет собой совокупность форм и методов государственного регулирования, обеспечивающих экономическую безопасность России и соблюдение фискальных интересов страны. Налоговый контроль проводится, прежде всего, в целях проведения эффективной финансовой политики государства [1].

Необходимость налогового контроля во многом определяется степенью уклонения от уплаты налогов. Существует большое количество способов ухода от налогов, из-за которых бюджет теряет значительные суммы потенциальных налоговых доходов. В последнее время особенно вырос процент налоговых правонарушений, выявленных по результатам контрольных мероприятий. Наиболее эффективной мерой в борьбе с налоговыми правонарушениями является направление требований об уплате непосредственно по адресу налогоплательщиков [2].

Главное место среди основных форм контроля занимают налоговые проверки. Налоговая проверка – это совокупность контрольных действий налогового органа по документальной, а также фактической проверке законности исчисления, удержания и перечисления налоговых платежей налогоплательщиками и налоговыми агентами. Налоговые проверки делятся на камеральные и на выездные налоговые проверки. Первый вид проверок связан с проверкой документооборота, второй представляет собой фактическую проверку, осуществляемую по месту ведения основной деятельности налогоплательщика.

Камеральная проверка проводится в целях проверки соблюдения законодательства о налогах и сборах на основе налоговой декларации и документов, которые налогоплательщик самостоятельно подал в налоговую инспекцию, а также документов, имеющихся у налогового органа [3].

Основной задачей камеральных проверок является проверка правильности заполнения и составления налоговых документов, деклараций, различных документов о деятельности налогоплательщика. Камеральная проверка начинается с предоставления документов в налоговые органы.

Данный вид налогового контроля предназначен для всех налогоплательщиков, представивших налоговую отчетность в налоговые органы, в то время как выездные проверки охватывает лишь 20–25 % налогоплательщиков. При этом каждый налогоплательщик подвергается камеральной налоговой проверке практически каждый квартал. Для наиболее крупных налогоплательщиков камеральная проверка может проводиться один раз в месяц [4].

Процесс камеральной проверки осуществляется в течение трех месяцев со дня предоставления декларации в налоговые органы. Если в ходе камеральной налоговой проверки были установлены нарушения, то налогоплательщику направляется сообщение с требованием внести изменения в декларацию, предоставить необходимые документы или пояснения. Когда налоговый орган просит налогоплательщика предоставить пояснения, как правило, это связанно с тем, что в первичной декларации и банковской выписке операций по счетам могли быть выявлены:

1) расхождения между доходами и расходами,

2) экономическая необоснованность проводимых операций;

3) операции, проводимые с целью личной выгоды (выдача беспроцентных займов, кредитов родственникам).

Налоговый орган вправе запросить дополнительные сведения или документы у налогоплательщика в тех случаях, когда:

1) заявлен НДС к возмещению,

2) заявлены льготы;

3) заявлены имущественные, профессиональные или социальные вычеты;

4) предоставлена отчетность по НДПИ или связанные с использованием природных ресурсов;

5) предоставлены декларации по налогу на прибыль организаций или на доходы физических лиц участниками инвестиционного договора или товарищества.

В ходе проведения камеральной проверки налоговый орган вправе:

1) истребование документов у налогоплательщика,

2) истребование документов контрагентов;

3) привлечение переводчика или эксперта;

4) проведение налоговой экспертизы;

5) устроить допрос свидетелей [7].

Еще одной формой налогового контроля являются выездные налоговые проверки. Эта форма подразумевает проверку правильности уплаты налогов и сборов, проводимую непосредственно по месту осуществления основного вида деятельности.

Процедура проведения такой проверки у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, и юридических лиц, имеет некоторые различия. Выездная проверка проводится на территории налогоплательщика, но в случае с физическим лицом без согласия налогоплательщика и всех проживающих в жилых помещениях поверка проводится по месту нахождения налоговой инспекции. Исключением являются индивидуальные предприниматели [5]. В случае, если плательщик препятствует проведению проверки, налоговые органы вправе определить сумму налога расчетным путём на основании имеющихся о налогоплательщике данных. Проверка проводится в течение двух месяцев. Срок может быть продлен до 4–6 месяцев в следующих случаях:

1) информация, полученная налоговым органом, свидетельствует о возможном нарушении законодательства или требует дополнительной проверки;

2) на территории проверки случилось чрезвычайное происшествие;

3) налогоплательщик не представил необходимые документы, востребованные налоговыми органами.

Налогоплательщик обязан предоставить все необходимые документы по требованию инспекторов для ознакомления. Для юридических лиц выездная проверка проводится в отношении налога на прибыль организаций. В этом заключается ещё одно отличие проведения выездной проверки у физических и юридических лиц. Остальные пункты проведения проверки одинаковы для всех участников [7].

За последние годы сильно изменился подход к организации налоговых проверок. Основной акцент сделан на комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, что влечет за собой переход к проверкам, основанным на критериях риска. Это предусматривает новый подход к отбору объектов для выездных налоговых проверок. В силу всех принятых во внимание факторов Федеральной налоговой службой была разработана концепция планирования налоговых проверок, утвержденная приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 [10].

Суть концепции состоит в том, что планирование выездных налоговых проверок представляет собой открытый процесс для лучшего понимания законодательства о налогах и сборах самим налогоплательщиком. Данная концепция придерживается следующих целей:

1) создать единую систему выездных налоговых проверок;

2) обеспечить рост доходов государства за счет добросовестных налогоплательщиков;

3) повысить налоговую грамотность налогоплательщиков;

4) информировать налогоплательщиков об основных критериях отбора для проведения выездных налоговых проверок [8].

Таким образом, главной целью камеральной и выездной налоговой проверки является выполнение налоговыми органами фискальной функции. Кроме того, в настоящее время не прекращает увеличиваться важность оценки эффективности налоговых проверок.

Методика оценки эффективности налоговых проверок является составляющей частью общей методики оценки эффективности контрольной работы налоговых органов. Эта методика была утверждена Министерством Российской Федерации по налогам и сборам. В ней приведены расчеты показателей результативности и различных коэффициентов доначислений на одного сотрудника [6].

Для того чтобы наглядно продемонстрировать показатели оценки эффективности камеральных и выездных налоговых проверок, рассмотрим таблицу.

Результативность выездных налоговых проверок в среднем за год приближена к максимальной. Несмотря на то, что в 2014 году результативность по выездным налоговым проверкам снизилась, приведенные в таблице данные говорят об эффективном отборе налогоплательщиков для этого вида налоговых проверок и тщательном сборе налоговыми органами доказательственной базы по нарушениям. Результативность камеральных налоговых проверок значительно ниже и в среднем за исследуемый период составила 4,35 %.

Необходимо добавить, что в строке «камеральные проверки, выявившие нарушения» учтены данные только тех проверок, по окончанию которых налогоплательщик так и не исправил установленные нарушения. Тем не менее, показатель 4,35 % – это лишь средний уровень результативности. Это связанно с ограниченным количеством запрашиваемых документов, а также с большим объемом документации для обработки налоговыми органами. Проводимая работа по камеральным проверкам удовлетворительна.

Подводя итоги, можно сказать, что налоговая система России нуждается в постоянной доработке. Эффективность налоговых проверок напрямую зависит налогового законодательства и условий, в которых проводятся эти проверки [11].

Анализ результативности выездных и камеральных налоговых проверок, проводимых ИФНС по Ленинскому району г. Владивостока за 2013–2014 годы



Аннотация. Статья посвящена исследованию правовой природы налогового контроля: его места в системе российского законодательства, целям и значению. Также рассматриваются субъекты и объекты налогового контроля, проводится анализ статистики налоговых преступлений за последние годы в России.

Говоря о месте налогового контроля в системе финансового контроля, стоит обязательно уточнить, что налоговый контроль, прежде всего, является государственным, и только уполномоченные органы вправе его осуществлять. Необходимость налогового контроля вызывает существование самих налогов, и возникающих вследствие этого налоговых правоотношений между субъектами.

Что же представляет собой налоговый контроль и какова его роль в системе финансовых правоотношений? Это совокупность методов и приемов, обеспечивающих соблюдение налогового законодательства.[4] Субъекты, осуществляющие налоговый контроль, проводят следующие мероприятия:
- ведут наблюдение за объектами хозяйственных отношений;
- анализируют данные налогового учета, строят прогнозы тенденций в сфере налогообложения;
- проводят мероприятия, направленные на предупреждение и пресечение налоговых нарушений.
- разыскивают нарушителей налогового законодательства и привлекают их к ответственности. [2]

Функции налогового контроля могут быть возложены как на государственные органы, так и на частные компании – их бухгалтерские и финансовые подразделения, а также на аудиторов. В ст. 82 Налогового кодекса РФ определены формы налогового контроля.

Говоря о методах налогового контроля, следует выделить наиболее основной из них, осуществляемый Федеральной налоговой службой РФ. Это учет налогоплательщиков, который регулируется нормами ст. 83-86 НК РФ.[1] Налоговому учету подлежат самые различные объекты. Ими могут быть как предприятия, компании, так и их подразделения и филиалы, индивидуальные предприниматели. Кроме того, налогом облагается недвижимость и транспортные средства – следовательно, они тоже будут являться объектами налогового учета.

Что касается сроков постановки на учет в налоговом органе, то она должна быть проведена не позднее десяти дней с момента регистрации объекта, а со стороны территориального органа ФНС такая обязанность ограничивается пятидневным сроком с момента регистрации налогоплательщика. [3]

Назначение налогового контроля, прежде всего, в его функции проверки поведения субъектов-налогоплательщиков, которыми являются государственные органы, организации, физические лица) на предмет соответствия предписанным нормам закона.

Правом на проведение налоговых проверок наделены государственные органы специальной компетенции: осуществляют полноценный налоговый контроль налоговые органы. Но существуют также и те органы власти, которым частично предоставлены контролирующие полномочия: таковыми, например, являются таможенные органы, органы внутренних дел. Согласно п. 3 си. 82 НК РФ, между таким структурами должно осуществляться взаимодействие путем информирования об имеющихся материалах по налоговым нарушениям, проводимым ими налоговым проверкам, случаям пресечения нарушений и т.д.

На что же направлен налоговый контроль? Вся деятельность вышеперечисленных субъектов, которая касается хозяйственно-финансовых вопросов, подпадает под определение объекта налогового контроля. В качестве предмета такого контроля можно назвать различную финансовую документацию организаций – сметы, журналы, планы, декларации и пр.

Целью проведения налогового контроля выступает проверка именно законности в действиях того или иного финансового субъекта, но никак не целесообразности в его деятельности. В обязанность государства входит регулярная проверка правомерности и обоснованности с точки зрения законодательства действий участников налоговых правоотношений. В случае, если выявлены нарушения, в задачи государства входит обеспечение путем убеждения и принуждения соблюдения действующего налогового законодательства. Следует подчеркнуть, что к одной из важнейших задач налогового контроля относится не только профилактика правонарушений в финансовой сфере, но также и разработка мер, которые бы эффективно могли устранять причины таких нарушений. В целом, акцент должен быть сделан на развитие и поддержание налоговой дисциплины в РФ в среде налогоплательщиков, а также на воспитание налоговой культуры в современном российском обществе.

Если обратиться к официальным данным статистики налоговых преступлений в России за последнее время, то мы наблюдаем в целом положительную динамику: так, за прошедший 2018 год со стороны Следственного комитета РФ было отмечено снижение на 15% общего числа сообщений о налоговых преступлениях, так как в 2017 году таких сообщений было гораздо больше. Однако картина по понесенному финансовому ущербу, напротив, стала ухудшаться: так, по предварительным оценкам экспертов, ущерб от налоговой преступности уже составил почти 50 млрд. рублей. Тем не менее, практически половину названной суммы в ходе доследственной проверки и расследования дел удалось возместить.

Первое полугодие минувшего 2018 года показало, что Федеральная налоговая служба улучшила свою работу: по неуплате налогов было возбуждено 1700 уголовных дел, что на 6% меньше, чем в 2017 году за его первую половину. Значительно больше таких дел из стадии возбуждения перешло в судебное разбирательство – за полгода эта цифра составила 510 дел. По сравнению с первыми годами работы СК РФ, это – довольно хороший показатель, так как в 2012 году возбуждение уголовного дела происходило лишь в 14% случаев. [5]

Следует обратить внимание на особенности проведения контрольных налоговых мероприятий: все они так или иначе напрямую касаются прав и свобод человека, в связи с чем, ведущую роль играет соблюдение с точностью всех установленных процедур. Это обусловлено процессуальным характером правоотношений, которые возникают в ходе проведения налогового контроля. Однако на данном этапе развития всей правовой системы налогового контроля, все же имеется ряд проблем. Основная из них – большая часть решений налоговых органов легко обжалуется недобросовестными плательщиками в арбитражных судах. Причины этому разные: так, например, некоторые предприниматели предоставляют поддельную отчетность, таким образом пытаясь повлиять на суд, убедив в незаконном доначислении налогов, и что самое страшное, такие действия иногда сходят с рук.

Подытожив рассмотренное нами выше, можно прийти к выводу, что налоговый контроль в РФ выступает одним из видов управленческой деятельности государства, приобретая вследствие этого, властный характер. Полномочия субъектов налогового контроля довольно широкие: им представлено право на проведение ревизий, проверок, инвентаризаций, а для их успешного проведения они могут беспрепятственно находиться в любых производственных и торгово-складских помещениях организаций. Более того, представители таких органов могут потребовать предоставить необходимые объяснения, в случае несоответствия деятельности компании закону, либо нарушения норм налогового законодательства. Также налоговым и иным уполномоченным на проведение проверок органам дано право на блокировку счетов предприятия, арест имущества, изъятие вещественных доказательств, привлечение виновных к ответственности. И это далеко не исчерпывающий перечень действий, входящих в компетенцию указанных органов.

В ходе осуществления хозяйственной деятельности многие организации сталкиваются с выездной налоговой проверкой. Для того, чтобы избежать проблем и санкций со стороны сотрудников ФНС, важно знать ответы на следующие вопросы — в чем заключается суть выездной налоговой проверки? Как правильно подготовиться к этой процедуре? Каковы предпосылки ее проведения и как она протекает?

Разобраться во всех этих нюансах поможет настоящая статья.

  • Как избежать налоговой проверки
  • Предпосылки проверки
  • Подготовка к проверке (пошаговая инструкция)
  • Как проходит проверка
  • Результаты

Как избежать налоговой проверки

Как правило, главная цель налоговой проверки заключается в установлении факта соблюдения организацией положений законодательства о налогах и сборах, а в случае обнаружения нарушений — применение к недобросовестному налогоплательщику определенных санкций.

Таким образом, для того чтобы избежать проверки налоговой инспекции необходимо тщательно следить за тем, чтобы деятельность компании не выходила за рамки закона. Обратить внимание необходимо на следующие ключевые моменты, которые могут привлечь налоговиков:

1. Уплата налогов и сборов должна производиться в полном соответствии с действующим законодательством. При этом обязательно нужно следить за средним значением налоговой нагрузки по отрасли. Оно должно быть сопоставимо с показателями предприятия.

2. Тщательная проверка контрагентов перед началом сотрудничества — это еще один метод, позволяющий избежать проверки налоговыми органами. Как показывает практика одной из частых претензий, поступающих со стороны сотрудников ФНС, выступает работа с фирмами-однодневками.

Чтобы избежать проблем, необходимо внимательно ознакомиться со следующими документами потенциального контрагента:

  • учредительные бумаги (устав, свидетельство о регистрации в ЕГРЮЛ, протокол о создании ООО и т.д.),
  • образцы договоров,
  • выданные лицензии,
  • проверить соответствие печатей и подписей и т.д.

3. Периодически рекомендуется приглашать на предприятие аудитора для проведения проверки бухгалтерской и налоговой отчетности. По итогу данной процедуры опытный специалист укажет, какие недостатки были установлены и даст грамотные рекомендации по их устранению.

4. Следует понимать, что в отношении каждого субъекта хозяйственной деятельности у налоговых органов есть свои ожидания по объёму отчислений в бюджет. Важно стараться соответствовать этим планам и не допускать отклонение более 10%. У представителей ФНС должно сложиться мнение о том, что компания является небогатым, но добросовестным налогоплательщиком.

5. Не стоит использовать льготные режимы (УСН, ЕНВД), как способ ухода от уплаты налогов. Особенно эта рекомендация актуальна для бизнеса, который старается разделиться на множество отдельных частей для применения таких налоговых режимов. Представители ФНС достаточно быстро распознают эту схему. Причем суды в данном случае принимают сторону налоговых органов.

6. Настоятельно не рекомендуется игнорировать требования, поступающие из налоговой инспекции, о предоставлении тех или иных форм отчетности. В дальнейшем это может вызвать лишние подозрения и стать одной из причин организации выездной налоговой проверки.

В целом, можно отметить, что эффективным способом ухода от проведения налоговых проверок выступает стиль поведения, при котором компания старается как можно меньше попадать в поле зрения налоговых органов и привлекать их внимание.

Предпосылки проверки

Можно обозначить несколько факторов, которые объективно свидетельствуют о неминуемом приближении выездной налоговой проверки. Сюда можно отнести частое возникновение следующих ситуаций:

  • из налоговой инспекции поступают письменные запросы о предоставлении информации в части движений по расчётному счету организации,
  • в адрес контрагентов от сотрудников ФНС поступают уведомления о предоставлении тех или иных документов,
  • в адрес партнеров по бизнесу поступили извещения о грядущей налоговой проверке контрагента. В 99% случаев это означает, что и в отношении конкретной компании будут предприняты контрольные мероприятия,
  • банк, в котором оформлено РКО (расчётно-кассовое обслуживание), все чаще запрашивает информацию, подтверждающую доходные и расходные операции по счету (это могут быть договора, накладные, счет-фактуры и т.д.),
  • представителя компании вызвали в налоговую инспекцию для предоставления пояснений по отдельным хозяйственным операциям.

Все перечисленные выше события могут сигнализировать о приближающейся выездной налоговой проверке.

Кроме того, на законодательном уровне установлены 12 критериев, по которым организации самостоятельно могут определить вероятность попадания в список объектов, отобранных для проверки налоговыми органами в выездном порядке. Утверждены эти показатели Приказом ФНС России от 30 мая 2007 года №ММ-3−06/333@. Сюда можно отнести следующие критерии:

  1. Налоговая нагрузка конкретной организации ниже аналогичного показателя, действующего в среднем по отрасли. Для расчета можно использовать методику, приведенную в Приложении № 3 к упомянутому выше Приказу ФНС РФ.
  2. На протяжении нескольких лет в бухгалтерских и налоговых отчетах компании отражены убытки.
  3. В налоговой отчетности предприятия числится большой объем налоговых вычетов за тот или иной период. По НДС больше либо равно 89% (в течение 12 месяцев).
  4. Скорость роста расходов компании в разы опережает темпы роста доходов.
  5. Средняя месячная зарплата, приходящаяся на одного работника, ниже среднего уровня, установленного для конкретного вида деятельности в том или ином субъекте РФ.
  6. Регулярное приближение к предельным показателям, после достижения которых у хозяйствующего субъекта появляется право на использование специальных налоговых режимов.
  7. Если у ИП расходы за конкретный период максимально приближены к сумме доходов.
  8. Заключение договоров с перекупщиками и посредниками при отсутствии на это обоснованных причин (с экономической и иной точки зрения).
  9. Игнорирование предприятием требований налоговых органов о предоставлении документов или же направлении пояснений по отдельным фактам хозяйственной деятельности.
  10. Многократное изменение юридического адреса компании, в связи с чем она регулярно снимается и ставится на учет в налоговых органах.
  11. Существенное отклонение показателя рентабельности организации от рентабельности, установленной для субъектов, осуществляющих деятельность в аналогичной сфере (по данным статистики).
  12. Если финансово-хозяйственная деятельность организации сопровождается высоким уровнем налогового риска.

Подготовка к проверке (пошаговая инструкция)

Если стало очевидным скорое приближение налоговой проверки организации, необходимо предпринять максимум усилий для того, чтобы по итогу ее проведения не были выявлены нарушения.

У многих предприятий встает вполне логичный вопрос — если назначена налоговая проверка, как подготовиться, чтобы избежать санкций от ФНС?

Итак, подготовительный процесс должен включать в себя следующие основные шаги:

1. В первую очередь необходимо изучить положения налогового законодательства в части прав и обязанностей налогоплательщиков и налоговых органов. Главным образом речь идет о НК РФ, а также других нормативных актах, регулирующих порядок налоговой проверки.

2. На следующем этапе важно удостовериться в том, что вся документация компании в порядке. Нужно произвести полную инвентаризацию документов, уделяя внимание следующим моментам:

  • наличие всех необходимых оригиналов бумаг (учредительных, разрешающих, регистрационных и т.д.),
  • наличие и содержание учетной политики в организации (она должна быть подготовлена в полном соответствии с требованиями закона и утверждена надлежащим образом),
  • документальное оформление правоотношений с контрагентами (нужно проверить наличие договоров, дополнительных соглашений, актов, накладных и т.д.),
  • также нужно проверить правильность оформления первичной документации (на ней должны присутствовать все обязательные реквизиты) и т.д.

3. Немаловажным шагом при подготовке к налоговой проверке организации выступает анализ контрагентов, с которыми сотрудничает хозяйствующий субъект. На данном этапе в отношении поставщиков, подрядчиков и прочих партнеров по бизнесу нужно выполнить следующие действия:

  • удостовериться в том, что фирма зарегистрирована в ЕГРЮЛ,
  • проверить есть ли у контрагента долг по налогам,
  • сдает ли компания отчетность,
  • если ли долги в рамках исполнительных документов и т.д.

4. Сбор доказательств экономической обоснованности проведения той или иной сделки — в рамках такого направления организации нужно подготовить, как можно больше документов, подтверждающих соблюдение принципов осмотрительности при планировании сотрудничества с новым контрагентом. Сюда относятся копии учредительных бумаг, свидетельства о регистрации фирм, справки о постановке на учет в ФНС и прочие документы.

5. Обязательно нужно подготовить помещение, где представители ФНС будут знакомиться с документами при проведении налоговой проверки, и совершать прочие контрольные мероприятия.

Это должно быть отдельное помещение, оборудованное всем необходимым для реализации такой процедуры.

6. На завершающем этапе подготовки к проверке налоговыми органами необходимо произвести инструктаж персонала. Тут нужно обратить внимание на следующие важные нюансы:

  • рекомендуется исключить свободное общение кадров с проверяющей комиссией,
  • ведение переговоров с сотрудниками ФНС следует поручить специалистам, имеющим достаточный опыт и знания в области бухучета, налогов и юриспруденции,
  • следует предупредить сотрудников, чтобы тщательно анализировали информацию, которую будут сообщать налоговым органам в ходе опроса свидетелей. Важно, чтобы не было противоречий,
  • все показания кадров должны основываться на реальных фактах, а также быть краткими и понятными.

Как проходит проверка

Ход налоговой проверки подробно описан в ст. 89−89.2 НК РФ, а также в Письме ФНС России от 25 июля 2013 года № АС-4−2/13 622.

Так, порядок налоговой проверки можно представить в виде следующего поэтапного процесса:

1. Вначале руководитель налогового органа, находящегося по месту размещения организации, принимает решение о проведении в отношении нее выездной проверки. Форма такого документа утверждена Приказом ФНС РФ от 7 ноября 2018 года № ММВ-7−2/628@.

2. Налогоплательщик, в отношении которого планируется налоговая проверка по статье 89 НК РФ, заранее уведомляется об этом событии. При этом ему также вручается копия решения.

3. В назначенное время представители ФНС прибывают по адресу нахождения организации и приступают к своим прямым обязанностям.

В рамках налоговой проверки хозяйствующих субъектов могут применяться следующие процедуры, предусмотренные НК РФ:

  • инвентаризация,
  • допрос свидетелей,
  • осмотр производственных, торговых и складских помещений компании, за счет которых она получает доход,
  • вызов третьих лиц для предоставления свидетельских показаний,
  • истребование бумаг,
  • запрос экспертного заключения,
  • выемка документов,
  • использование услуг переводчика в случаях, когда это необходимо,
  • назначение проведения экспертизы.

4. После завершения налоговой проверки сотрудники ФНС в установленном порядке оформляют ее результаты (об этом подробнее написано ниже по тексту).

Общая продолжительность контрольных мероприятий не может превышать 2 месяцев. Однако в исключительных случаях допускается продление этого срока до 4 или 6 месяцев. Это возможно в следующих ситуациях:

  • представители ФНС выявили нарушения, и для их окончательного подтверждения требуется проверка дополнительных фактов,
  • на территории, где организовывалась выездная проверка, произошли непредвиденные события в виде потопа, пожара и т.д.,
  • компания не представила запрашиваемые документы в установленный срок,
  • иные причины для продления периода проверки.

Результаты

Согласно установленному порядку результат налоговой проверки оформляется в два этапа:

1. Вначале налоговый орган должен подготовить справку, подтверждающую факт проведения контрольных мероприятий. Составляется она в последний день проверки.

Форма этого документа утверждена Приказом ФНС РФ № ММВ-7−2/628@ (Приложение № 9).

2. Далее в течение следующих 2 месяцев после окончания налоговой проверки действия сотрудников ФНС должны быть направлены на подготовку соответствующего акта. Его типовой образец размещен в приложении № 27 к Приказу ФНС РФ № ММВ-7−2/628@, а в приложении № 28 подробно расписаны правила его составления.

Компания должна получить акт налоговой проверки под роспись. В случае, если она будет уклоняться от этого, то сотрудники ФНС поставят в этом документе соответствующую отметку и направят его по почте (заказным письмом) по месту нахождения организации.

Отдельно стоит отметить, что, если компания, в отношении которой проводилась выездная налоговая проверка, не согласна с содержанием акта, она вправе подать свои возражения в установленном законом порядке.

Секреты предпроверочного анализа хранятся в специальных отделах территориальных налоговых инспекций и управлений ФНС России по субъектам РФ. Алгоритм действий сотрудников этих отделов в законе четко не прописан. При выборе претендентов на выездную налоговую проверку они в большей степени руководствуются внутренними регламентами, программным обеспечением ФНС России и отработанной практикой поиска проблемных налогоплательщиков.

От результата предпроверочного анализа зависит налоговая безопасность компании. Так как если проверку назначат, то «негласный» план доначислений будет известен заранее. Поэтому одним из способов минимизации налоговых рисков является создание условий, при которых по результатам предпроверочного анализа компания в план выездных налоговых проверок не попадет. Чтобы это сработало, достаточно заранее предпринять некоторые меры безопасности.

Предпроверочные мероприятия сейчас в почете

Предварительный анализ финансово-хозяйственной деятельности компании повышает качество и результативность налоговых проверок. За 2015 и 2016 годы качество налоговых проверок существенно возросло. Глава ФНС России Михаил Мишустин с 2014 года выделяет среди прочих цель по повышению эффективности системы налогового администрирования. Руководство налоговой службы уже отмечает, что снижение количества и повышение качества проводимых налоговых проверок дает свои плоды («Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов»).

По официальным данным ФНС России, количество выездных проверок снизилось на 10% (14,6 в 2015 году и 13,1 в 2016 году). Число камеральных проверок выросло на 3% (16 617,3 в 2015 году и 17156,5 в 2016 году).

В 2016 году сумма дополнительных начислений по камеральным проверкам по сравнению с предыдущим годом увеличилась на 87 % (33 549,8 тыс. руб. в 2015 году и 62 320,3 тыс. руб. в 2016 году). Из них 74% налоговых доначислений. По выездным проверкам картина такова – количество проверок уменьшилось примерно на 10%. А сумма начислений выросла почти на 33% (140 404,2 тыс. руб. в 2015 году и 184 377, 3 в 2016 году).

Учитывая такие тенденции и планы ФНС России, возражать по поводу сути нарушений нужно основательно. Для этого в первую очередь важно знать, на основании какой информации и по каким критериям налоговики будут искать нарушителей, а также кого включат в ежеквартальный план выездных проверок.

Действия налоговых разведчиков помогают сформировать предварительные суммы доначислений

Тайна предпроверочных мероприятий налоговиков кроется в сумме — сколько по итогам их проведения доначислят компании предварительно. То есть, когда инспекторы приходят в офис с проверкой, они уже знают, на какую сумму у компании есть нарушения.

В каждом субъекте РФ «свой» негласный план доначислений. Например, в Москве сейчас эта сумма составляет около 10 млн. рублей. В Московской области – примерно 4 млн. рублей. Именно такие результаты ждет руководство налоговых служб от сотрудников территориальных инспекций. И компаниям нужно быть к этому готовым.

Как сейчас налоговики анализируют финансово-хозяйственную деятельность

Основной алгоритм сотрудников предпроверочного анализа сводится к хорошо всем известным и общедоступным критериям оценки рисков. Они перечислены в приказе ФНС России от 30.05.07 № ММ-3-06/33@. Так, по результатам предварительного анализа компанию обвинят в связях с однодневками, если у нее нет:

— личных контактов руководства компании-контрагента;

— документов, подтверждающих полномочия руководителя компании-контрагента, копии его паспорта;

— сведений о том, как нашли партнера (интернет, знакомства);

— информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ.

Минусом для компании будет, если сотрудники предпроверочного анализа установят следующие факты:

— контрагент с признаками однодневки выступает в роли посредника;

— условия договоров отличаются от обычаев делового оборота (длительные отсрочки платежа, поставка крупных партий товаров без предоплаты или гарантии оплаты);

— есть доказательства того, что контрагент не мог исполнить договор с учетом времени, необходимого на доставку или производство товара, выполнение работ или оказание услуг;

— товар приобретался через посредников товаров, которые традиционно производятся физлицами, не являющимися ИП (сельхозпродукция, вторичное сырье, продукция промысла);

— существует рост задолженности плательщика (или его контрагента) на фоне продолжения поставки в адрес должника крупных партий товаров или существенных объемов работ (услуг);

— контрагент выпускает или продает векселя, ликвидность которых не очевидна или не исследована. А также выдает или получает займы без обеспечения;

— присутствует существенная доля расходов по сделке с «проблемными» контрагентами в общей сумме затрат налогоплательщика. При этом спорная сделки экономически нецелесообразна.

Анализ бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках – действенный способ обнаружить в учете схемы

Практика показывает, что в последнее время инспекторы все чаще исследуют данные бухгалтерской отчетности. Это помогает им собрать доказательства отсутствия реальности взаимоотношений. В поле пристального внимания проверяющих — бухгалтерский баланс (разделы: основные средства; оборотные активы; дебиторская задолженность) и отчет о прибылях и убытках (разделы: выручка; управленческие расходы; себестоимость продаж) и отчет о движении денежных средств (разделы: денежные потоки от текущих операций; арендные платежи; платежи поставщикам за сырье, материалы, работы, услуги).

По мнению налоговиков, нулевые показатели бухгалтерской отчетности свидетельствует об отсутствии реальной хозяйственной деятельности экономического субъекта. Логично, ведь к примеру, компания, осуществляющая, например, реализацию приобретенных товаров должна отразить в бухгалтерском учете их себестоимость (форма № 1), а в отчете о движении денежных средств (форма № 4) должна быть отражена выручка, полученная от их реализации (конечно, при условии их оплаты покупателем).

В декларации по налогу на прибыль отражаются прямые расходы, относящиеся к реализованным товарам; стоимость реализованных товаров; выручка от реализации покупных товаров. Данные разделы бухгалтерской и налоговой отчетности имеющие нулевые показатели свидетельствуют о том, что хозяйствующий субъект не приобретал имущество (товар) и не реализовывал его третьим лицам. Позицию налоговых органов поддерживают и суды (Решение Арбитражного суда города Москвы от 09.10.2015 по делу № А40-111253/15)

Избегайте попадания в «черный список» СУР АСК НДС-2

2017-05-24 (1)

Помимо стандартного способа поиска компаний с высоким налоговым риском на основе предпроверочного анализа, у налоговиков появился новый действенный инструмент. В 2016 году в инспекциях появилась СУР АСК НДС-2 (автоматическая система контроля налога на добавленную стоимость в версии № 2). СУР – система управления рисками.

Этот программный комплекс в автоматическом режиме анализирует информацию в отчетности налогоплательщика и сопоставляет ее со сведениями, предоставленными контрагентами и посредниками. В единой системе содержится информация от налогоплательщиков, налоговых агентов и иных лиц, ведущих журналы учета счетов-фактур. Теперь инспекторы могут в автоматическом режиме проследить всю цепочку реализации товаров, работ и услуг и отследить возникновение базы по НДС.

2017-05-24 (5)

В соответствии с СУР АСК НДС-2 все налогоплательщики делятся на три категории (письмо ФНС России от 03.06.16 № ЕД-4-15/9933@):

  • Налогоплательщики, которые работают только в соответствии с законом. У них никаких проблем с контрагентами, с оформлением счетов-фактур и уплатой НДС.
  • Налогоплательщики, которые в целом работают легально, но у них есть разрывы в отчетности и неточности в документах.
  • Налогоплательщики, которые обладают признаками несамостоятельного и недобросовестного юридического лица.

Так теперь налоговики группируют всех плательщиков НДС. Соответственно, третья группа компаний с высоким налоговым риском привлечет внимание налоговиков. Но организации из второй группы также могут попасть в список претендентов на проверку. Так как часто эти налогоплательщики связаны с третьей группой.

При этом если уровень риска «СУР АСК НДС-2» не соответствует уровню риска «АСК НДС», то для оценки налогоплательщика будут использовать уровень риска новой «СУР АСК НДС-2».

2017-05-24 (3)

Чтобы не попасть в «черный список» этой программы компании целесообразно предпринять следующие действия:

  1. Проверить, если ли у нее документы о правоспособности юридических лиц (своих контрагентов) и правомочности лиц на подписание документов. В ином случае эти бумаги нужно запросить.
  2. Выяснить, отражены ли в отчетности контрагента основные средства, нематериальные активы и иные активы, наличие которых обусловлено условиями сделок.
  3. Сверьте документы по сделке с аналогичными бумагами партнера. Особое внимание уделите обязательным реквизитам счетов-фактур. Подпишите акты сверки.
  4. Посмотрите интернет-сайт партнера. Сделайте скриншот страницы. Поищите отзывы об организации в интернете на других сайтах. Практика показывает, что скрины таких страниц часто срабатывают в пользу налогоплательщиков еще на этапе подачи возражений на акт проверки.
  5. Убедитесь, что у контрагента на самом деле есть офис или склад. Сделайте фотографии, сохраните заявки на пропуск в эти помещения при визите к партнеру.
  6. Проверьте, не судится ли ваш контрагент. Для этого зайдите в справочную систему или на сайт http://www.arbitr.ru/ в картотеку арбитражных дел. Введите наименование юрлица в поисковую строку и просмотрите судебные дела.

Такие меры позволят избежать несоответствий в налоговой отчетности. А также оперативно представить пояснения в случае предъявления претензий со стороны проверяющих. Тем самым избежать попадания в план выездных проверок.

Что ФНС России рекомендует делать сейчас сотрудникам предпроверочного анализа

Такие рекомендации налоговое ведомство дает во внутренних ДСП (документах для служебного пользования). Они рассылаются нижестоящим налоговым органам и активно применяются в работе.

В недавнем ДСП одного из региональных ведомств в рамках предпроверочного анализа рекомендовано делать следующее. Во-первых, заранее оценивать достаточность доказательств – чтобы их хватило для опровержения реальности или обвинений в связях с однодневками. Не ограничиваться стандартами признаками, а проявлять больше творчества и устанавливать причинно-следственные связи.

Во-вторых, заранее проверять не только налогоплательщика « разработке», но и его контрагентов. Как они сдают отчетность, сколько у ниих сотрудников, по какому адресу располагаются и т.п.

В-третьих, уже в рамках предварительного анализа обратить внимание на перемещение товара, если есть подозрения в том, что он фиктивный. Продумать, какие доказательства подкрепят соответствующие доводы.

В-четвертых, сотрудникам предпроверочного анализа рекомендовано не замыкаться на отчетности налогоплательщиков, а активнее использовать другие источники для получения сведений, которые могут доказать налоговые нарушения. В частности, интернет-сайты контрагентов, банки, справочные системы, базы госорганов и т.п.


Стимулирование позитивных структурных изменений в экономике, последовательное снижение налоговой нагрузки, качественное улучшение налогового администрирования и повышение собираемости налогов являются основными приоритетами налоговой политики нашей страны, которые определил Президент Российской Федерации на 2015-2017 гг. Налоговая система должна сохранить свою конкурентоспособность по сравнению с налоговыми системами государств, ведущих на мировом рынке борьбу за привлечение инвестиций, а процедуры налогового администрирования должны быть максимально комфортными для добросовестных налогоплательщиков [3].

Решением поставленных задач может стать дальнейшее развитие налогового контроля и повышение эффективности деятельности налоговых органов в России. Налоговый контроль играет ключевую роль в системе государственного контроля и представляет собой контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет. Перечень мероприятий или форм налогового контроля достаточно обширен. В соответствии со ст. 82 НК РФ «Общие положения о налоговом контроле» налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода, в других формах, предусмотренных Налоговым кодексом РФ. Основной формой налогового контроля является налоговая проверка, которая представляет собой действие налогового органа по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью перечисления налоговых платежей в бюджет. Налоговые проверки в соответствии с российским законодательством о налогах и сборах подразделяются на камеральные и выездные и регламентируются ст. 88 «Камеральная налоговая проверка» (далее КНП) и ст. 89 «Выездная налоговая проверка» (далее ВНП). По своей эффективности и значимости именно налоговые проверки занимают ведущее положение среди контрольных мероприятий налогового контроля.

В современных условиях государством должны быть созданы условия для налогоплательщиков, которые позволят ему добросовестно исполнять обязанности по уплате налогов и сборов, уменьшить количество фактов уклонения от уплаты налогов. Актуальным сегодня является выявление, предупреждение и пресечение налоговых правонарушений, а не тотальный налоговый контроль.

Следует заметить, что практика налогового контроля в различных странах весьма разнообразна. При этом важнейшей проблемой любой налоговой системы в целом и налогового администрирования в частности является проблема направленности деятельности налоговых органов на повышение собираемости налогов. Так, в иностранных государствах для осуществления налогового контроля создаются специализированные налоговые управления. В одних случаях эти ведомства обособлены от министерства финансов, например, в Японии и Швеции, а в других - являются его структурными подразделениями, например, в Италии, США, Великобритании.

В зарубежной практике организации налогового контроля большое внимание уделяется услугам и отдельным мероприятиям, направленным на добровольное исполнение налогоплательщиками своих обязанностей по уплате налогов - это активное информирование через средства массовой информации, использование Call-центров для консультирования и просвещения налогоплательщиков, распространение бесплатных буклетов по составлению налоговых деклараций и т.д. Налоговые органы многих стран, в отличие от России, имеют больший круг полномочий, которые влияют, в конечном итоге, на эффективность налогового контроля. Так, например, во Франции, Швеции, Германии, проводя налоговые проверки, налоговые органы имеют право получить доступ к электронным базам данных бухгалтерского и налогового учета проверяемых налогоплательщиков. В ряде стран налоговые органы при проведении налоговых проверок имеют доступ к базам данных национальных банков, а также иных ведомств и организаций, обладающих необходимой для налогового контроля информацией. В Норвегии разрешено проведение осмотра территорий, помещений, документов и предметов налогоплательщика, а также проведение инвентаризации вне рамок выездных налоговых проверок [7].

В Российской Федерации в ходе налоговых реформ значительно изменен подход к организации и проведению налогового контроля. Налоговые органы постепенно отказались от всеохватывающего контроля и сделали акцент на комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, на контроль, основанный на критериях риска. Долгое время одним из основных показателей, характеризующих результативность и эффективность выездных (ранее документальных) налоговых проверок, был показатель «охвата» выездными налоговыми проверками. Данный показатель отражал долю проведенных выездных налоговых проверок в общем количестве налогоплательщиков, стоящих на учете в налоговой инспекции. Чтобы обеспечить рост данного показателя, требовалось постоянное увеличение количества проведенных выездных проверок, однако это снижало их качество. Сегодня данная проблема решена посредством применения налоговыми органами Концепции планирования выездных налоговых проверок [4]. Согласно данной Концепции, планирование выездных налоговых проверок - это процесс, построенный на отборе налогоплательщиков для проведения выездного контроля по общедоступным критериям риска совершения налогового правонарушения. Отбор налогоплательщиков, подлежащих проверке, производится на основе анализа финансово-экономических показателей деятельности организаций. Для планирования выездных проверок налоговые органы в настоящее время используют более чем 20 программных комплексов, среди которых: ЭОД - местный уровень, FIRA-Pro, ПК «Визуальный анализ информации», а также «Однодневка», «Схемы», «Досье рисков» и т.д.; ведется учет отраслевой принадлежности бизнеса. Большой объем информации специалисты налоговой службы получают из «открытых» источников, а также неофициальных источников, например, интернет-ресурсы, средства массовой информации. Таким образом, у налогоплательщиков и налоговых органов возникла некая общая цель - рост налоговой дисциплины и снижение количества и объема налоговых споров. Эффективность предпроверочного мониторинга налогоплательщиков показала практика его применения, если рассматривать такие показатели, как увеличение доначислений по результатам выездных налоговых проверок и снижение количества проверок (таблица 1).

Результаты проведения выездных налоговых проверок налоговыми органами Российской Федерации в 2012-2014 гг.

Читайте также: