Влияние налоговой системы на развитие малых инновационных предприятий

Опубликовано: 18.05.2024

Библиографическая ссылка на статью:
Ивашинникова Е.А., Голояд А.Н. Налоговое стимулирование развития малого бизнеса в РФ // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/01/62400 (дата обращения: 23.04.2021).

Налоговое стимулирование является важнейшим инструментом повышения привлекательности ведения малого бизнеса в стране. Под налоговым стимулированием мы понимаем целенаправленные действия органов государственной власти и местного самоуправления по установлению в законодательстве о налогах и сборах и реальному предоставлению налоговых льгот и иных мер налогового характера, улучшающих имущественное или экономическое положение отдельных категорий налогоплательщиков или плательщиков сборов для создания экономической заинтересованности осуществления ими общественно полезной или иной поощряемой деятельности [3].

Основным законом, определяющим общие положения государственной поддержки малого бизнеса, а также устанавливающим формы и методы государственного стимулирования и регулирования малого бизнеса, является Федеральный закон от 24 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Основные налоговые меры, которое государство приняло для стимулирования малого бизнеса, являются:

1) Упрощенная система ведения бухгалтерского учета

2) Льготные налоговые режимы

3) Налоговые каникулы

4) Рассрочка или отсрочка по уплате налога

Упрощенная система ведения бухгалтерского учета позволяет предприятию сэкономить на таком специалисте как бухгалтер, поскольку налогоплательщику не обязательно обладать углубленными знаниями бухгалтерского учета, а это существенно облегчает условия ведения бизнеса.

Если говорить про специальные налоговые режимы, то на данный момент существует 4 вида налоговых режимов для малого бизнеса: упрощенная система налогообложения (УСН), патентная система налогообложения (ПСН), единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН), единый налог на вмененный доход (ЕНВД).

Упрощенная система налогообложения – один из самых распространенных режимов налогообложения малого бизнеса. Но применять его можно только при соблюдении определенных критериев таких как годовой доход, средняя численность работников, остаточная стоимость основных средств предприятия[6]. При выборе такой системы налогообложения ставка налога будет зависеть от следующих факторов:

1) При выборе налогоплательщиком объекта налога «Доходы», налоговая ставка составит 6%

2) При выборе налогоплательщиком объекта налога «Доходы минус Расходы» ставка налога составит от 5 до 15%, в зависимости от субъекта РФ.

При выборе налогового объекта «Доходы», налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу на сумму уплаченных им страховых взносов за своих сотрудников, а также пособий по временной нетрудоспособности, но не более 50% от налоговой базы для организаций. Для ИП ограничений по уменьшению налоговой базы нет [7].

Применение УСН организациями освобождает их от уплаты следующих налогов:

  1. Налог на прибыль организаций;
  2. Налог на имущество организаций;
  3. Налог на добавленную стоимость.

Применение УСН индивидуальными предпринимателями освобождает их от уплаты следующих налогов:

  1. Налог на доходы физических лиц по предпринимательской деятельности;
  2. Налог на имущество физических лиц по имуществу, которое используется для предпринимательской деятельности;
  3. Налога на добавленную стоимость.

Патентная система налогообложения (ПСН) в общем случае предусматривает освобождение предпринимателя от ряда налогов, является добровольной и может совмещаться с другими режимами налогообложения.

Перечень видов предпринимательской деятельности, подлежащих налогообложению в рамках патентной системы налогообложения, ограничен. В частности, под патентную систему подпадают:

- розничная торговля через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более50 кв. мпо каждому объекту организации торговли;

- услуги общественного питания, оказываемые через объекты общественного питания с площадью зала обслуживания не более50 кв. м;

- парикмахерские и косметические услуги;

- оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом.

При выборе ПСН налоговым объектом будет величина не полученного дохода, а потенциально возможного дохода, предусмотренного законами субъектов РФ. При использовании ПСН, налогоплательщики также как и при УСН освобождаются от уплаты ряда налогов [4; 5].

Единый сельскохозяйственный налог имеет самую низкую налоговую ставку 6% от прибыли предприятия. Главным критерием применения ЕСХН является ведение сельского хозяйства в качестве основного вида деятельности предприятия. При использовании ЕСХН, налогоплательщик также освобождается от уплаты ряда налогов.

Единый налог на вмененный доход может применяться только для определенного перечня видов деятельности, указанных в ст. 346.26 Налогового кодекса РФ. Налоговая ставка при выборе ЕНВД равна 15% от вмененного дохода. Вмененный доход в свою очередь равен: Базовая доходность по определенному виду деятельности × К1 × К2 × Величина физического показателя по определенному виду деятельности, где:

К1 – коэффициент-дефлятор – отражает влияние инфляции, то есть изменения потребительских цен на товары (работы, услуги), за несколько лет.

К2 – коэффициент, который учитывает особенности ведения предпринимательской деятельности. В частности, ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность, режим работы, величину доходов, особенности места ведения предпринимательской деятельности и пр.

Физический показатель – количественный, характеризует деятельность налогоплательщика и различается в зависимости от ее вида (количество работников при оказании бытовых услуг; общая площадь стоянки при хранении автотранспортных средств и пр.). При использовании ЕНДВ, налогоплательщик освобождается от уплаты ряда налогов. [1]

Еще одной государственной льготой малому бизнесу является предоставление налоговых каникул – освобождение организации или индивидуального предпринимателя от уплаты налогов в течение некоторого периода [2; 3]. В РФ налоговыми каникулами вправе воспользоваться организации и ИП с момента их регистрации в налоговом органе и в течение 2-х последующих лет, а также основной вид деятельности должен попадать в список 4 пункта статьи 346.20 НК РФ. Доход организации или ИП не должен быть менее 70 процентов по основному виду деятельности.

Если налогоплательщик по каким-либо причинам не в состоянии заплатить налог в определенный промежуток времени, он вправе запросить у налогового органа рассрочку или отсрочку по уплате налогов. Для этого необходимо подать соответствующие заявление в ИФНС. В результате рассмотрения этого заявления, будет вынесено решение о предоставлении рассрочки или отсрочки налогоплательщику.

Таким образом, при выборе того или иного специального налогового режима, предприятие освобождается от уплаты различных налогов, таких как налог на прибыль организаций, НДС и другие, вместо них, оно платит один единственный налог, что определенно снижает налоговую нагрузку малого бизнеса и упрощает его ведение. Все вышеперечисленные государственные налоговые льготы существенно стимулируют развитие бизнеса на территории Российской Федерации.

Библиографический список

  1. Корень А.В., Гулян В.А. Сравнительная характеристика основных преимуществ и недостатков реформы единого налога на вменённый доход // Современные научные исследования и инновации. – 2014. – № 5-2 (37). – С. 8.
  2. Корень А.В., Краубергер Ж.Ю. Формирование и перспективы развития эффективной налоговой политики в сфере налогообложения микробизнеса // Экономика и предпринимательство. – 2014. – № 12-2. – С. 78-80.
  3. Корень А.В., Краубергер Ж.Ю. Специальные налоговые режимы в реализации государственной политики по поддержке малого и среднего бизнеса // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 6-3. – С. 479-483.
  4. Корень А.В., Лещенко Р.И. Механизмы и направления налогового планирования в малом бизнесе // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3. – С. 361.
  5. Корень А.В., Лещенко Р.И. Налоговые платежи организации и пути их оптимизации // Экономика и менеджмент инновационных технологий. – 2014. – № 4 (31). – С. 24.
  6. Лян М.А., Корень А.В. Налоговое планирование как элемент финансового менеджмента // Современные научные исследования и инновации. – 2014. – № 5-2 (37). – С. 7.
  7. Чие Е.Э., Корень А.В. Анализ направлений эффективного использования упрощённой системы налогообложения // Современные научные исследования и инновации. – 2014. – № 5-2 (37). – С. 6.

Количество просмотров публикации: Please wait

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Сегодня малый бизнес является важнейшим элементом любой рыночной экономики. Значимость малого предпринимательства определяется функциями и задачами, которые он выполняет: формирование диверсифицированного производства и сбыта продукции, развитие конкуренции, создание значительного количества рабочих мест и т.п.

По данным аналитического исследования группы Внешэкономбанка за июнь 2013 года. Вклад сектора малого и среднего предпринимательства в ВВП в большинстве развитых стран колеблется от 50% до 60%. В России предприятия МСП обеспечивают лишь 21% ВВП (Рисунок 1).


Рис.1. Доля вклада в ВВП малого и среднего предпринимательства в разных странах

Помимо этого сектор МСБ ЕС составляет 99,8% предприятий ЕС и обеспечивает рабочими местами 67,4% занятого населения Европы. В России аналогичный показатель составляет 27% [1].

Для обеспечения стабильного функционирования и увеличения предприятий малого и среднего бизнеса развитые страны мира используют стимулирующую политику государства в сфере содействия сектору МСП, которая, как правило, базируется на положении о необходимости поддержки и устранения барьеров.

Как показывает практика, применение общего налогового режима в сфере малого предпринимательства способствует неуклонному уводу его доходов «в тень». Поэтому использование относительно более льготных режимов налогообложения в большинстве стран является своеобразной платой за сокращение теневого оборота и легализацию деятельности со стороны малого бизнеса.

Проанализировав статистические данные о развитии МСБ в Российской Федерации за последние 10 лет, следует выделить следующие факторы, тормозящие развитие данного сектора бизнеса:

1. недостаточно эффективная налоговая система;

2. слабая предпринимательская активность и иждивенческие настроения населения;

3. технологическая отсталость.

Недостаточная эффективность налоговой системы оказывает значительное влияние на функционирование МСБ. Поскольку данная проблема прямым образом влияет на общественное настроение, в частности на экономическую активность. Низкая экономическая активность и отсутствие стимулов к развитию порождают технологическую отсталость.

По результатам совместного исследования PwC и World Bank «Paying Taxes 2015: The global picture» было выявлено, что Россия занимает 49 позицию из 189 стран, по степени эффективности налоговой системы.

В данном исследовании эффективность налоговой системы определяется по результатам трёх показателей: уровня налоговой нагрузки, времени на подготовку документов, количества платежей (Табл.1).

Таблица 1 Рейтинг эффективности налоговых систем по странам [4]

Уровень налоговой нагрузки

Время на подготовку документов

Объединенные Арабские Эмираты

Из представленной таблицы видно, что в Российской Федерации очень высокий уровень налоговой нагрузки, и на оформление документов уходит сравнительно много времени. Однако стоит отметить, что по сравнению с предыдущим годом время на подготовку документов сократилось на 9 часов, а уровень налоговой нагрузки уменьшился на 1,8% [4]. Конечно, это не существенная, но стабильная тенденция, существующая на протяжении последних лет.

Исследуя проблемы становления и развития малого бизнеса в Российской Федерации в 2013 году, Департамент Науки промышленной политики и предпринимательства города Москвы совместно с аудиторско- консалтинговой группой PWC Russia подготовили проект «Налогообложение малого бизнеса в условиях глобального рынка. Москва и мегаполисы мира».

В данной работе они определили налоги как один из факторов, определяющих инвестиционный и предпринимательский климат мегаполиса. На основании исследования об уровне налоговой нагрузки на малых предприятия в Москве и двадцати мегаполисах мира, сопоставимых с Москвой по масштабу и уровню развития экономики, были сделаны выводы касательно эффективности и рациональности налоговой системы по отношению к деятельности малого бизнеса. Ключевыми выводами являются следующие:

2. Специальные налоговые режимы приобретают все большую популярность у малых предприятий в Москве: за последние 5 лет число предприятий, использующих УСН в Москве выросло (Рисунок 2), [2].

Рис.2. Рост числа организаций, использующих УСН

1. Потенциал специальных налоговых режимов в Москве пока еще не использован на все 100%. Кроме этого их дальнейшее совершенствование будет способствовать развитию малого бизнеса в Российской Федерации.

Однако на сегодняшний день в России существует тенденция к сокращению предприятий МСБ. По данным Правительства Российской Федерации за прошедший год количество индивидуальных предпринимателей в стране сократилось с 4 млн. до 3,5 млн., что составило 13% [3]. Причин сложившейся ситуации много. Это и повышение страховых взносов для индивидуальных предпринимателей в 2013 году, чрезмерно высокая налоговая нагрузка на малый бизнес, а также проблемы с государственным заказом, куда малые предприятия фактически не допускают.

Таким образом, налоговая система государства оказывает прямое влияние на формирование и дальнейшее функционирование малого предпринимательства. Для роста и развития малого бизнеса в России требуется смягчение налоговой политики, предоставление большего количества налоговых льгот. Но осуществить это на сегодняшний день не так просто в связи со сложившейся неблагоприятной экономической ситуацией. Однако за экономическим спадом, как правило, следует подъём. При улучшении состояния российской экономики, государству следует уделить особое внимание проблеме развития малого бизнеса, в частности совершенствованию налогообложения данного сектора.

1. Группа Внешэкономбанка. МСП БАНК / Развитие малого и среднего предпринимательства. Сравнительный анализ российского и международного опыта - Москва, 2013 - 15с.

2. Департамент Науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы, PWC Russia / Налогообложение малого бизнеса в условиях глобального рынка. Москва и мегаполисы мира - Москва, 2013 - 12с.

3. Новые известия / Большие проблемы «малышей». – Режим доступа: http://www.newizv.ru/economics/2014- 03-03/197951-bolshie-problemy-malyshej.html (дата обращения: 23/10/2015)

4. PwC, World Bank Group / Paying Taxes team. Taxes 2015: The global picture - 170 с.


Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 04.12.2019 2019-12-04

Статья просмотрена: 1368 раз

Библиографическое описание:

Фадеева, Л. Л. Влияние налоговой политики государства на развитие малого предпринимательства / Л. Л. Фадеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 49 (287). — С. 136-139. — URL: https://moluch.ru/archive/287/64753/ (дата обращения: 18.05.2021).

Разработаны основные направления совершенствования налоговой политики государства в разрезе ее влияния на малый бизнес как основы государственного управления в сфере налогообложения.

Ключевые слова: государственное регулирование, основа государственного управления в сфере налогообложения, малый бизнес, налоговые платежи, система налогообложения.

The main directions of improving the tax policy of the state in the context of its impact on small business as the basis of public administration in the field of taxation have been developed.

Keywords: state regulation, the basis of government in the field of taxation, small business, tax payments, the tax system.

Вступление. Отечественная система налогообложения малого бизнеса сегодня несовершенна, ее характерными чертами на данном этапе развития является наличие множества проблем, которые возникают на пути ее эволюционного и динамического развития. Объективная необходимость обеспечения поступления соответствующих налоговых платежей, соблюдения налоговой дисциплины как условия надлежащего выполнения субъектами хозяйствования обязательств перед государством обусловили подъем государственного управления в сфере налогообложения на более высокий уровень проведения налогового контроля.

Таким образом, ситуация в сфере налогообложения малого бизнеса, является основным источником наполнения бюджетов, характеризуется недоработанностью и несправедливостью распределения налоговой нагрузки, чиновничьим искажением законодательства, ростом проявлений организационной преступности и коррупции в этой сфере, что приводит к увеличению сектора теневой экономики, замораживанию экономических процессов и росту уровня инфляции.

Анализ последних научных исследований. Проблематике и влияния налоговой политики на малый бизнес посвящены работы многих отечественных ученых. В частности, вопросы теории исследовали Айтхожина Г. С., Гончаров А. И., Мороз В. В., Альпидовская М. Л., и др.

Постановка задачи:

− Определить направления налоговой политики государства в разрезе ее влияния на малый бизнес;

− Обосновать совершенствование налоговой политики государства в разрезе ее влияния на малый бизнес.

Результаты исследования. Смомента краха советской командно-административной системы и формирования на экономическом пространстве нашей страны рыночной торговой системы малое и частное предпринимательство явилось «краеугольным камнем» распространения и развития свободной торговли. Появилась необходимость формирования в их отношении налоговой системы. С тех пор наша страна успела «примерить» на себе все три условно разделяемых типа налоговой политики. В 1990-х гг. Россия в начале становления налоговой системы избрала политику максимальных налогов. В таком случае государство вводит большое количество налогов с высокими налоговыми ставками и низкими налоговыми льготами [4].

В результате экономическое положение ухудшилось, массовый характер приобрела «теневая экономика» и налоговое укрывательство. Второй тип — политика социальной направленности была характерна в середине 90-х гг. Характерной чертой явилось высокая степень налогов на ряду с высокой степенью социальной защиты и налоговых льгот. Это привело в свою очередь к потере доходной части бюджета.

В настоящее время моно сказать, что мы проходим через третий тип — это политика оптимальных налогов. Характеризуется сокращением общего числа налогов и введением специальных «упрощенных» налоговых режимов направленными на снижение налоговой нагрузки. Данная налоговая политика в большей степени способствует развитию предпринимательства.

Малый бизнес является неотъемлемой частью высокоразвитой рыночной экономики, атрибутом современной модели рыночного хозяйства, который предоставляет экономике гибкости, мобилизует значительные финансовые и производственные ресурсы, создает благоприятную среду для конкуренции. Весомыми преимуществами малых предприятий по сравнении со средними и большими является то, что они более мобильны к изменениям в экономике, способны оперативно осваивать новые виды производства, обеспечивает окупаемость капитала и у них не возникает необходимости в сложной процедуре регистрации [3].

Важная экономическая роль малого бизнеса заключается в создании большого количества новых рабочих мест и содействии социально — экономическом развития малых населенных пунктов. Поддержка и развитие малого бизнеса относятся к приоритетным направлениям экономической политики большинства стран мира. Формами поддержки малого бизнеса в развитых странах зачастую являются специальные режимы налогообложения, льготные условия кредитования, процедур регистрации и отчетности, государственная поддержка конкуренции на рынке. В России такого специального органа нет, задача поддержки малого бизнеса производится в рамках госпрограммы Развитие малого и среднего предпринимательства.

В частности, доля малых и средних предприятий в об ем количестве зарегистрированных предприятий в России составляет около 35 %. Доля ВВП, созданная малыми и средними предприятиями, значительно ниже аналогичного показателя среди развитых стран, поскольку в Российской Федерации около половины ВВП создается большими системными предприятиями. Отметим, что доля трудоспособного населения, занятая в субъектах малого предпринимательства (малые предприятия) составляет в Российской Федерации 35 %, а доля ВВП, созданная этими субъектами хозяйствования — лишь 20 %. Такое несоответствие свидетельствует недостаточной развитости малого бизнеса, ограниченность конкурентной среды и несовершенство макроэкономической политики государства в отношении малого бизнеса.

Из всех видов макроэкономической политики налоговая политика в наибольшей степени определяет условия функционирования малых предприятий в стране, поскольку напрямую влияет на их финансовые результаты и инвестиционные возможности. По данным статистических опросов, налогообложения занимает первое место среди проблем, затрудняя существование малого бизнеса. При этом наиболее неблагоприятным фактором предприниматели считают сложность налоговой системы и нестабильность требований к отчетности, на втором месте — высокая налоговая нагрузка. Необходимость создания специальных режимов налогообложения для малых и микропредприятий в течение последних десятилетия стала очевидной не только для развитых стран, но и для иных стран. Для этого предприятиям малого бизнеса предложены специальные прогрессивные ставки налога и особый режим налогообложения.

Целесообразность применения благоприятной системы налогообложения для малого бизнеса обусловлена его экономической природой, в частности, следу ими факторами:

 ограниченные возможности внешнего финансирования,

 преобладание собственных средств в структуре инвестиционных ресурсов.

В России более половины субъектов малого предпринимательства применяют банковские кредиты, что связано, прежде всего с недостаточным предложением услуг микрокредитования и высокими требованиями банков к кредитам. Уменьшенная налоговая нагрузка на малый бизнес повышает потенциальные возможности самофинансирования предприятий. Российская налоговая система является одной из самых сложных в мире. На практике большинство предпринимателей могут оплатить услуги профессионального бухгалтера, поэтому ведут налоговый учет и платят налоги самостоятельно. На малых предприятиях работает большая часть занятого населения России. Владельцы малого бизнеса самостоятельно создают рабочие места себе и другим, лишая государство необходимости заботиться обеспечением рабочих мест или выплат по безработице. Значение этого фактора особенно возрастает в кризисный и посткризисный периоды, когда крупные и средние предприятия увольняют работников, вследствие чего растет безработица. Малый бизнес также создает предпосылки для регионального развития, поскольку во многих селах и городках России малые предприятия стали единственной возможность трудоустройства.

Поддержка малого бизнеса в сфере налогообложения в Российской Федерации действует в виде введения упрощенной системы налогообложения, эту систему на 1 января 2018 выбрали около 85 % субъектов малого предпринимательства [1]. Кроме России, данную систему налогообложения в виде уплаты единого налога используют во многих странах, среди которых Украина, Италия, Франция, Словакия, страны Латинской Америки и тому подобное. Например, за 20 лет своего существования в Украине система доказала эффективность с точки зрения стимулирования деловой активности предпринимателей. За это время доля малых и микропредприятий в стране увеличилась с 4 % до 70 % об его количества зарегистрированных предприятий, а доля ВВП, созданная в малом бизнесе — с 1 % до 20 %. [5]

Опыт налогообложения малого бизнеса в России свидетельствует о следу их основных пробелах данной системы:

 злоупотребление со стороны предпринимателей; — недостаточный объем уплаты социальных взносов предпринимателями;

 низкая фискальная роль системы.

Злоупотребление в основном реализуется в форме создания фиктивных субъектов хозяйствования, сокрытие доходов, превышают их норму для системы и участие в схемах перевода денег в наличные. Эти проблемы частично решаются посредством принятия следу их мер:

 увеличение ставки единого налога и предельной границы валового дохода субъектов малого предпринимательства;

 повышение банковского контроля денежными потоками;

 внедрение административной и уголовной ответственности предпринимателей за осуществление фиктивных операций и другие нарушения норм системы налогообложения;

 процедуры ликвидации субъектов малого предпринимательства. Определенными недостатками уплаты единого взноса является достаточно сложная форма отчета и ежемесячная отчетность;

 к плюсам можно отнести возможность электронного отчета.

При условии представления обоих отчетов (об уплате единого налога и единого взноса) в электронном виде затраты времени предпринимателей значительно снижается.

Совершенно очевидно, что разрыв между фискальным давлением на предпринимателей, работа их на об их основаниях, и тех, кто выбрал единый налог, не должен быть настолько глубоким, поэтому вопрос об увеличении ставок единого и фиксированного налогов остается актуальным. Однако, налогообложение малых предприятий должно выполнять не фискальную, а регулирующую у функции [2]. Необходимо отметить, что в Налоговом кодексе право применения специальных налоговых режимов не обусловлено наличием статуса субъекта малого предпринимательства. Право применения специальных режимов определено соответствием критериев Налогового кодекса. А статус субъекта малого предпринимательств определен критериями ФЗ от 24.07.2007 N 209-ФЗ О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации.

Мировой опыт показывает, что основной задачей крупных предприятий является создание ВВП, в то время как малые предприятия более эффективно обеспечивают занятость населения. Таким образом, малые предприятия априори не могут эффективно выполнять функции, поэтому увеличение налоговой нагрузки на них безрезультатным с фискальной точки зрения. Негативный эффект от увеличения фискального давления на малый бизнес в виде роста безработицы и социальной нестабильности, как правило, превышает положительный эффект в виде увеличения налоговых поступлений. Именно этим вызвано неравномерное распределение налоговой нагрузки между большими и малыми предприятиями в пользу последних в большинстве стран мира.

Малое и среднее предпринимательство является одним из главных факторов роста рыночной экономики и обеспечения занятости населения, посредством вовлечения значительной части общества в экономически активную деятельность Принимая этот факт, государство в рамках своей политики в области экономики принимает программы по поддержке малого бизнеса. Данные программы представляют собой комплекс мер по стимулированию малого предпринимательства, суть которых обычно заключается в упрощении процедур финансирования малых предприятий.

Для целей стимулирования частного предпринимательства важнейшее значение имеет предоставление налоговых льгот. Льготная политика хоть и снижает поступления финансовых средств в бюджет, однако через предоставление более выгодных условий малым предприятиям решает важный экономико-социальный вопрос. Кроме льготного налогообложения, возможны различные виды финансовых субсидий, инвестиции или займы из специальных государственных фондов.

Поэтому, на первый взгляд, закономерной представляется целесообразность смещения налоговой нагрузки с крупного на малый бизнес, с цель смещения производства на более эффективные предприятия [4]. Однако подробный анализ позволяет сделать вывод, что это справедливо только при условии, если предельная социальная ценность налоговых поступлений является сравнительно низкой.

Итак, несмотря на определенные недостатки, эффективной альтернативы упрощенной системе налогообложения нет, поэтому, по нашему мнению, она останется актуальной по крайней мере в течение ближайшего десятилетия. На сегодня в России действу три режима данного налогообложения для субъектов малого предпринимательства: единый налог, единый налог на вмененный доход и патентная система налогообложения.

Функционирование специальных налоговых режимов для субъектов малого бизнеса позволяет максимально упростить учет этих субъектов, контроль за их налогообложением, а также снизить нагрузку на малый бизнес. При современном налоговом законодательстве в России упрощенная система налогообложения является оптимальным способом взимания налогов с малого бизнеса, поскольку общая система налогообложения является слишком сложной и обременительной.

Однако, как показывает практика развитых стран, макроэкономическая политика в отношении малого бизнеса должна прежде всего учитывать не фискальные функции, а способность малых предприятий создавать устойчивый положительный социально-экономического эффект.

Выводы. Таким образом, на сегодняшний день основной задачей налоговой политики в России остается формирование условий для развития малого бизнеса, что будет способствовать развитию предпринимательской деятельности в стране.

  1. Захарян А. Г. Совершенствование налогового законодательства как средство стимулирования деятельности малых и средних предприятий Армении //Актуальные вопросы экономики и управления. — 2018. — С. 51–60.
  2. Малис Н. И. Совершенствование налоговой политики на региональном уровне: основные направления //Финансовый. — 2018. — С. 51.
  3. Мамедов А. А. и др. Налоговая политика России в условиях дестабилизации государственной системы хозяйствования //Постулат. — 2018. — №. 1.
  4. Муравлева Т. В. Налоговая безопасность как составная часть экономической безопасности малого бизнеса //Экономическая безопасность и качество. — 2018. — №. 1 (30).
  5. Смородина Е. А. Влияние методов налогового регулирования на развитие малого и среднего бизнеса в России //Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление.—2018.—№ 2. — 2018. — Т. 17. — №. 2. — С. 329–355.
  6. Туманянц К. А., Фишер О. В., Синицына Е. Д. Влияние налоговой ставки на деятельность российского малого бизнеса в обрабатывающей промышленности и строительстве //Вестник НГУЭУ. — 2018. — №. 4. — С. 161–173.
  7. Филиппова Н. А., Шелудякова О. Ю. Оценка современного состояния налогообложения субъектов малого и среднего бизнеса Республики Мордовия: на примере упрощенной системы налогообложения //Регионология. — 2018. — №. 2 (103).
  8. Цветков В. А. и др. Совершенствование налогообложения субъектов малого предпринимательства в агропромышленном секторе //Финансы: Теория и Практика. — 2018. — Т. 22. — №. 6.
  9. Чупина И. П. Развитие малого предпринимательства в аграрном секторе России //Исследование различных направлений современной науки. — 2018. — С. 166–170.

3.5. Основные формы и методы поддержки малых инновационных предприятий.

Малые инновационные предприятия нуждаются в постоянной поддержке со стороны органов государственной власти, местного самоуправления и некоммерческих организаций. В первую очередь необходима широкая правовая среда для функционирования МИП. Формирование правовой среды малых инновационных предприятий является обязательным и непременным условием, обеспечивающим им экономическую свободу, права и гарантии, позволяющие осознанно заниматься бизнесом, разрешенным законом. В то же время законодательными и нормативными актами устанавливаются обязанности и ответственность МИП перед хозяйствующими субъектами, партнерами, потребителями (покупателями), бюджетами разного уровня за выполнение обязательств в установленные сроки и в полном объеме.

Законодательные и нормативные акты формируют систему экономических, финансовых, материальных и других стимулов, гарантирующих необходимую поддержку определенным категориям малых предприятий. Устанавливаются общие правила их поведения в рыночной экономике, одновременно вводятся запреты на ведение незаконного предпринимательства. Одновременно законодательными актами устанавливаются меры защиты субъектов предпринимательства от негативного влияния внешней среды, в том числе от незаконных действий органов власти разного уровня. С принятием законодательных и нормативных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность, происходит совершенствование инфраструктуры малого инновационного бизнеса и объединение предпринимательских организаций в ассоциации (союзы). В системе поддержки малого предпринимательства (в том числе инновационного) особое место занимают проблемы финансово-кредитной поддержки, применения налоговых льгот и решения других актуальных вопросов, оказывающих существенное влияние на развитие малых инновационных предприятий.

Государственная поддержка осуществляется на федеральном, региональном и местном уровнях. В основе мер государственной поддержки на любом из уровней лежит Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. (в редакции от 21 марта 2002 г.). Предусмотренные на всех уровнях меры поддержки малых инновационных предприятий можно разделить на две группы: первая группа связана с налогообложением, учетом и бухгалтерской отчетностью, вторая – со льготами и преимуществами (например, упрощенная регистрация, льготное кредитование и т. д.). В свою очередь, первые из них можно разделить на нормы об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности и на льготы для предприятий малого инновационного предпринимательства, подпадающих под обычную систему налогообложения (льготы по налогу на прибыль).

В целях стимулирования инновационной активности МИП методы воздействия государства подразделяются на прямые и косвенные. Прямые методы государственного регулирования развития МИП проявляются в различных формах финансирования, в стимулировании кооперации малых инновационных предприятий с вузами, крупными предприятиями и научно-производственными комплексами, в преимущественном праве на получение заказов по освоению и производству продукции и выполнению услуг для государственных нужд. К прямым методам следует отнести и целевые программы поддержки малых предприятий в инновационной сфере. К косвенным методам воздействия государства относятся законодательно-правовые акты, которые весьма разнообразны и касаются многих областей деятельности МИП. К косвенным методам относится либерализация налогообложения, в частности применение налоговых льгот (снижение ставок налогов, «налоговые каникулы» и др.). Кроме того, к ним следует отнести формы информационного и консультационного обеспечения.

Разделение государственной поддержки малых инновационных предприятий на прямые и косвенные методы является необходимым, но недостаточным. Ведь формы поддержки весьма разнообразны, одни из них отработаны (законодательно, организационно и т. д.), другие только пробивают себе дорогу. Так, финансовая поддержка может быть в виде субвенций (субсидий), финансирования инновационных проектов, компенсации расходов на выплату процентов по кредитам, предоставления бюджетных кредитов, финансово-имущественной помощи через механизм лизинга и др. По содержанию государственные формы поддержки МИП можно сгруппировать следующим образом:

• административно-организационная (порядок регистрации, лицензирования и сертификации);

• кадровая (подготовка и переподготовка);

Кадровая и товарная формы поддержки относятся к новым. Кадровая поддержка предполагает поэтапное введение в действие многоуровневой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов для работы на малых инновационных предприятиях. Под товарной поддержкой в данном случае понимается доведение результатов инновационной деятельности (НИОКР) до стадии коммерциализации и продвижения товаров МИП на рынок (внутренний и внешний).

Процесс возрастания роли одних форм поддержки, снижения значения других, отказа от использования третьих форм неизбежен и необходим. Но независимо от роли тех или иных форм поддержки они на всех этапах развития МИП должны применяться в совокупности, комплексно. Только в таком случае можно достичь наибольшей эффективности их использования. Формам государственной поддержки развития предприятий характерно следующее: они разнообразны по характеру и содержанию; различны по значимости; подвержены изменениям структуры и состава; пока отличаются непропорциональностью и несоотносительностью; не оценивается эффективность их применения; многие из них в регионах не используются; нередко местные органы власти не представляют характер и объем работы с малыми предприятиями в этом направлении.

При выборе методов и форм поддержки основополагающим является Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», который предусматривает создание фонда поддержки малого предпринимательства. Основным направлением использования этого фонда является поддержка инновационной деятельности предпринимательских структур, стимулирование разработки и производство принципиально новых видов продукции, а также оказание помощи в освоении новых технологий и изобретений. В решении этих проблем важная роль принадлежит специальному фонду, созданному по постановлению правительства РФ «О фонде содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере» от 3 февраля 1994 г. (с изменениями от 26 октября 2000 г.).

Фонд содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере образован для развития малого бизнеса (создание малых наукоемких фирм, бизнес-инкубаторов, инновационных, инжиниринговых центров и др.). Кроме того, этот фонд поощряет конкуренцию в научно-технической сфере путем оказания финансовой поддержки высокоэффективным наукоемким проектам, разрабатываемым малыми предприятиями. Фонд является государственной некоммерческой организацией, являясь юридическим лицом, имеет свой расчетный счет. Фонд имеет свой баланс и право оперативного управления находящимся в его распоряжении государственным имуществом. Он отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении имуществом и денежными средствами. Источниками формирования средств фонда являются: бюджетные ассигнования в размере 1,5 % средств, предусматриваемых ежегодно в федеральном бюджете на финансирование науки; добровольные взносы предприятий, учреждений, организаций и граждан (в том числе иностранных), юридических и физических лиц; иные поступления от деятельности фонда.

За реализацию поддержки малых предприятий отвечают многие органы власти. К ним относятся Федеральная антимонопольная служба, Министерство экономического развития и торговли РФ, Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса и его региональные отделения, Комитет Государственной Думы по экономической политике, предпринимательству и туризму, Министерство финансов РФ, Торгово-промышленная палата и департаменты (комитеты, комиссии и т. п.) по поддержке малого предпринимательства, которые входят в структуру органов местного самоуправления. Кроме того, поддержкой малых предприятий занимаются многочисленные некоммерческие союзы и ассоциации. Значительную роль в поддержке малого инновационного предпринимательства должно сыграть Объединение предпринимательских организаций России (ОПОРА), которое учреждено в сентябре 2001 г. по инициативе более 50 общественных предпринимательских организаций. Цель объединения – консолидация усилий общественных организаций малого и среднего бизнеса для защиты интересов российских предпринимателей на разных уровнях управления.

Успешно защищает интересы предприятий малого инновационного бизнеса Российская ассоциация малого и среднего предпринимательства. Ассоциация оказывает информационную, консультативную, методическую, правовую и иную помощь малым и средним предприятиям, организует взаимодействие и взаимопомощь между объединениями предпринимателей, региональными структурами поддержки малых предприятий и др. Ассоциация издает еженедельную газету «Бизнес для всех», является учредителем многих региональных организаций поддержки предпринимательства и бизнес-образований, является членом Европейской конфедерации ассоциаций малых и средних предприятий.

Общее число организаций (включая региональные), которые относятся к инфраструктуре поддержки малого предпринимательства (в том числе инновационного), составляет более 1500. Для сравнения приведем следующие данные. В США поддержкой малых инновационных предприятий занимаются Администрация по делам малого бизнеса, Министерство внутренних дел, Национальный научный фонд, центры развития малого бизнеса, торгово-промышленные палаты (всего около 3000 организаций).

Small innovation business in a modern market economy

12.12.12 18:24
4423

Выходные сведения: Зайцев А.Н., Харламова Н.С. Малый инновационный бизнес в современной рыночной экономике // Иннов: электронный научный журнал, 2012. №4 (13). URL: http://www.innov.ru/science/economy/malyy-innovatsionnyy-biznes-v-sovremennoy-rynochnoy-ekonomike/

Авторы:
Александр Николаевич Зайцев, доцент НГТУ им. Р.Е. Алексеева Харламова Наталья Сергеевна, юрист ООО «ВолгаСтальПроект»

Authors:
Alexander Nikolaevich Zaitsev, associate Professor NSTU named after R.E. Alekseev Kharlamova Natalia Sergeevna, lawyer LLC "VolgaStalProject"

Ключевые слова: экономика России, инновационное развитие, роль инноваций в развитии России, малые инновационные предприятия, переоснащение экономики, современная рыночная экономика

Keyword: Russia's economy, innovative development, the role of innovation in the development of Russia's small innovative businesses, re-economy, modern market economy

Аннотация: Толчком к инновационному переоснащению экономики страны в сложившейся экономической ситуации могло бы стать проведение эффективной государственной политики в области поддержки развития малого инновационного бизнеса

Annotation: The impetus for the innovative re-equipment of the national economy in the current economic situation would be to conduct effective public policies to support the development of small innovative businesses

Малый инновационный бизнес в современной рыночной экономике

В итоге экономических преобразований, проведенных в России за последние 20 лет, никакого технического перевооружения промышленного производства не произошло. Износ оборудования практически во всех отраслях превысил 70 - 80%. Многие виды выпускаемой сейчас продукции неконкурентоспособны не только на внешнем, но и на внутреннем рынках, включая продукцию военно-промышленного комплекса (ВПК) – главного экспортера машиностроительной отрасли. Пока говорить о качественно новом, инновационном развитии реального сектора российской экономики, в частности, обрабатывающей промышленности и, особенно, машиностроения не приходится [1, 2, 3].

Толчком к инновационному переоснащению экономики страны в сложившейся экономической ситуации могло бы стать проведение эффективной государственной политики в области поддержки развития малого инновационного бизнеса (МИБ). Как показывает опыт экономически развитых стран, малые инновационные предприятия (МИП), потребляя менее 3% общих инвестиций на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИР и ОКР), на мировом рынке осуществляют почти половину крупнейших нововведений [4, 5].

У малого инновационного бизнеса значительно короче период внедрения изобретений, они получают больше патентов на единицу затрат и т.д. В то же время, учитывая, что для малого инновационного предпринимательства высок риск потери первоначально вложенного капитала, многие правительства стран с развитой рыночной экономикой рассматривают этот сектор бизнеса не только как неотъемлемый элемент инновационного механизма, но и как важнейший объект инвестирования в будущее.

Ориентированный на разработку, создание и реализацию нового товара малый инновационный бизнес всегда является генератором развития экономики. Инновационный бизнес по-своему уникален и сложен, так как затрагивает все возможные виды предпринимательской деятельности, а именно: генерацию идеи, разработку, производство и продажу нового товара и, конечно же, менеджмент, маркетинг и логистику.

По разным статистическим данным, инновационный бизнес в общей структуре малого бизнеса России составляет всего лишь 2-3% от общего оборота, по мнению авторов – даже меньше. При этом постоянно обсуждается в позитивном плане мощный научный потенциал страны. Однако даже по официальным данным только менее 10% действующих предприятий считаются инновационными. Они как бы постоянно проводят научные исследования, охраняют свою интеллектуальную собственность и занимаются коммерциализацией новшеств на рынке. Эта оценка является весьма завышенной.

Малый инновационный бизнес вносит большой вклад в формирование материальной основы благосостояния и социальной стабильности всех индустриально развитых стран мира. Развитие малого бизнеса имеет большое значение для будущего превращения экономики России по-настоящему в инновационную, конкурентоспособную и, желательно, совсем «несырьевую».

Ключ к экономической мощи современного государства дают новые высокие и конкурентоспособные технологии. Но дело не столько в самих новых технологиях и не только в способности общества непрерывно их генерировать, сколько в умении быстро и качественно передавать их на рынок в виде новых товаров и услуг, востребованных потребителями.
Многие товары, определяющие лицо современного общества, появились благодаря именно малому наукоемкому бизнесу. Основное его преимущество заключается в повышенной творческой инициативности собственников и работников МИП, способности к быстрым переменам, восприятию новшеств различного характера, самостоятельности в принятии стратегических решений [6].

Роль сектора малого предпринимательства в инновациях многогранна: с одной стороны, он обеспечивает инновационные процессы в экономике, способствуя совершенствованию производства и управления, с другой - будучи непосредственно вовлеченным в производство наукоемкой продукции и услуг, порождает спрос на новые разработки, новые технологии и продукты, обеспечивая непрерывный прогресс в производстве и потреблении.

Россия располагает мощным интеллектуальным потенциалом, поэтому развитие малых предприятий в сфере исследований и разработок в принципе открывает необозримое поле деятельности для наших ученых и инженеров из многочисленных вузов и НИИ. В США 55% новых товаров создано на малых инновационных предприятиях. Инновационный потенциал малого бизнеса обусловлен его экономической и технологической гибкостью в реализации новых идей, позволяющей быстро реагировать на требования рынка. Малое инновационное предпринимательство основано на коммерциализации новейших достижений науки и техники, «ноу-хау», изобретений и открытий. Это особый и еще малоразвитый сегодня в России бизнес.

Совсем недавно после десяти лет непрерывного экономического роста и повышения благосостояния людей, Россия, вместе со всем миром, столкнулась с серьезнейшими экономическими вызовами. Глобальный экономический кризис обострил и главную проблему российской экономики – высокую зависимость от экспорта природных ресурсов [7]. В последние годы государство сделало многое в плане развития отраслей перерабатывающей промышленности, услуг, транспорта, но ключевую роль в экономике все еще играет нефтегазовый экспорт, экспорт иного сырья, металлов. В результате кризиса практически на все товары российского сырьевого экспорта снизились не только цены, но и спрос. И вот в этой непростой ситуации приоритетным направлением развития экономики страны был провозглашен инновационный бизнес.

В Программе антикризисных мер, предложенной Правительством РФ в середине 2009 года, записано: «Кризис - не повод отказаться от долгосрочных приоритетов модернизации страны. Такая работа будет активизирована и ускорена. Главная модернизационная задача Правительства РФ - смена сложившейся модели экономического роста. Вместо «нефтяного» роста мы должны перейти к инновационному. Будут поддержаны важнейшие инновационные процессы, включая повышение энергоэффективности экономики. Инвестиции в человеческий капитал - образование и здравоохранение - будут ключевым приоритетом бюджетных расходов. Инфраструктурные объекты, необходимые для повышения эффективности экономики, должны быть реализованы, при этом будет значительно повышена эффективность расходования как бюджетных, так и частных средств».

Весьма значимую роль в экономическом развитии многих государств играют субъекты малого предпринимательства, разрабатывающие новые научно-технические решения и технологии, осваивающие выпуск качественно новой продукции или способов оказания новых услуг. Важно, что многие из инновационных разработок, созданных в МИП, произвели качественный прорыв на важных направлениях научно-технического прогресса (НТП) и принесли авторам идей и собственникам МИП значительные прибыли. Однако большинство МИП не имеют необходимых финансовых ресурсов для организации крупносерийного производства. Подобная ситуация существенным образом ограничивает возможности ускоренного развития экономики России без специальной государственной поддержки такого вида предпринимательской деятельности. В этой связи, целесообразно рассмотреть опыт развитых стран в сфере поддержки инновационной деятельности малых предприятий.

Малое предпринимательство (МП) в развитых странах составляют важнейший сектор национальных экономик. Если крупные предприятия определяют уровень научно-технического и производственного потенциала страны, то МП, являясь наиболее массовой формой деловой жизни, обеспечивают социально-экономическую стабильность общества.

Сектор МП отличается повышенной динамичностью, гибкостью, инновационной активностью, способностью к быстрому созданию новых производств и к генерации новых рабочих мест [8]. Быстрый и устойчивый рост МП в Европейских странах объясняется заинтересованностью правительств государств ЕС в развитии этого сектора экономики путём вовлечения широчайших масс населения в творческую предпринимательскую деятельность. Известно, что любой инновационный бизнес проходит несколько стадий своего развития, на которых ему необходима поддержка, как в области финансирования, так и в области создания необходимой организационной инфраструктуры. Такая поддержка может быть государственной, частной или государственно-частной.

Высокоразвитым зарубежным странам с рыночной экономикой удалось отработать разнообразные эффективные административные и экономические механизмы, основанные на следующих принципах:
- динамичный, адекватный складывающейся ситуации отраслевой и предметно-тематический подход государства к определению того, что именно считать инновациями, какие виды достижений научно-технического и технологического прогресса должны рассматриваться в качестве ключевых на данный период времени;
- весомая и законодательно закрепленная экономическая и политическая поддержка инноваций со стороны власти;
- автоматическое «включение» мер государственной поддержки инноваций по формальным основаниям независимо от воли государственных чиновников.

К прямым методам экономического регулирования, как правило, относятся: государственное инвестирование в виде финансирования (целевого, проектно-ориентированного, проблемно-направленного), кредитования, лизинга, фондовых операций; планирование и формирование целевых программ и др.

Особое место в системе прямых экономических мер воздействия государства на инновационные процессы занимают меры, стимулирующие кооперацию промышленных корпораций в области научных исследований, а также кооперацию университетов с промышленностью.

Малый бизнес играет важную роль во всем мире. В последние десятилетия в странах Западной Европы, в США и Японии он приобрел большое значение. Малые предприятия обеспечивают 2/3 прироста новых рабочих мест, что позволило значительно сократить безработицу в этих странах.

В Великобритании отнесение предприятий к субъектам малого бизнеса основано на данных оборота и численности занятых (различных по отраслям экономики). К мельчайшим относят фирмы с числом занятых от 1 до 25 чел., к мелким - от 25 до 99. При этом в обрабатывающей промышленности малыми считаются фирмы с занятостью ниже 200 человек, в то время как в торговле это предприятие с годовым оборотом менее 400 тыс. фунтов стерлингов.

В Швеции действуют еще и такие показатели, как: стадии роста, отраслевая принадлежность, географическая сфера деятельности, специфические характеристики владельцев и управляющих (женщины-предприниматели, иностранцы), типы проблем, характерные для предприятия.

В Германии определенное понятие о малом бизнесе отсутствует, но в США федеральным законом о малом бизнесе установлено, что малая фирма - это предприятие с числом занятых не больше 500 чел., величиной активов не больше 5 млн. долларов и годовой прибылью не свыше 2 млн. долларов.

Следует отметить что здесь, как и во многих других странах, играет роль и отраслевая структура предприятия. Причем в одних отраслях играет определяющую роль количество занятых (обрабатывающая и добывающая промышленность), а в других - величина оборота (строительство, торговля, услуги). Нормы критериев различны для предприятий, работающих в разных отраслях экономики США.

В США малыми считаются предприятия, управляемые независимыми собственниками и не занимающие доминирующего положения на товарных рынках.

Малые предприятия эффективны не только в потребительской сфере, но и как производители отдельных узлов, полуфабрикатов и других элементов, необходимых для производства конечной продукции, однако, выпуск которых невыгоден крупным предприятиям. Все это обосновывает необходимость комплексного подхода к определению места и роли малых предприятий в экономике.

Например, малые и средние фирмы США производят 40% валового национального продукта и половину валового продукта частного сектора. На этих предприятиях сосредоточена половина всех занятых в частном секторе работников. Они обеспечивают создание и освоение около половины всех нововведений, относящихся к сфере научно-технического прогресса.

В последние годы ускорились концентрация и централизация капитала в странах Европы, например, в стальной промышленности Бельгии, нефтяных концернах Испании, в агропромышленном комплексе Дании и Нидерландов, а также концернах стали, фармацевтики, деревообработки Швеции, в часовой промышленности Швейцарии, в автомобильной промышленности Германии. Важнейшая черта концентрации и централизации капитала состоит в том, что разорение многих мелких и средних фирм не привело к исчезновению малого бизнеса. Он выжил, проявил способность к воспроизводству и вызвал интерес к себе со стороны крупных концернов. Мелкие и средние фирмы отыскивают специализированные ниши, где выступают субподрядчиками концернов в крупносерийном производстве.

В Западной Европе примерно половина продукции обрабатывающей промышленности изготавливается на мелких и средних предприятиях. Не являясь монопольными, они все свои усилия направляют на приспособление к внутренним условиям производства и сбыта. Транснациональные корпорации предоставляют им возможность первыми апробировать новую продукцию, чтобы самим перейти к массовому производству. Место разоряющихся мелких фирм занимают новые, таким образом идет их воспроизводство.

За рубежом инновационный бизнес давно провозглашен как приоритетный. Производство наукоемкой продукции обеспечивают всего 50 - 55 видов макротехнологий. Семь наиболее развитых стран, обладая 46 макротехнологиями, держат 80 % этого рынка. США ежегодно получают от экспорта наукоемкой продукции около 700, Германия - 530, Япония - 400 млрд. долл.

В мировой экономической науке считается доказанным, что вклад научных достижений в рост ВВП может превышать 50 %. Объем мирового рынка наукоемкой продукции составляет сегодня 2 трлн. 300 млрд. дол. США. Из этой суммы 39 % - это продукция США, 30 % - Япония, 16 % - Германии. Доля же России составляет всего 0,3 %!

По данным исследований Европейской Комиссии и Европейского Инвестиционного Фонда, проведённых в 29 государствах установлено, что малые предприятия, в большинстве стран начиная с 4-го квартала 2008 г. претерпевают значительные трудности, связанные с резким снижением спроса на их продукцию и услуги, вызванные нынешним кризисом . Во всех странах «Организации экономического сотрудничества и развития» (Organisation for EconomicCo-operation and Development – ОЕСD), начиная с 4-го квартала 2008 г., наблюдалось резкое уменьшение количества заявок на получение кредитов со стороны крупных, средних и малых предприятий, которое продолжилось и в 2009 г., причём основное снижение происходило в запросах на получение долгосрочных кредитов.

Самое большое падение, достигающее 75-80%, было отмечено во Франции. В среднем по странам Еврозоны такое падение превысило 40%. Это вызвано тем, что в условиях кризиса и возрастающей неуверенности в перспективах будущего развития, все предприятия значительно сократили программы капиталовложений, привлекаемых на основе банковских кредитов. Одновременно уменьшились требования в получении оборотных средств при резком сокращении инвестиционных капиталовложений. В условиях кризиса, во всех странах произошло ужесточение банковской кредитной политики по отношению ко всем заёмщикам, включая и МП, в части гарантийных обязательств, обеспечения кредитов и сокращения размера кредитов при общем снижении процентных ставок за пользование кредитом. Таким образом, в большинстве обследованных стран значительно ухудшились условия кредитования для предприятий сектора МП.

Библиографический список

1. Кавелина П.Н. Развитие предпринимательства в условиях экономических преобразований // Инновационное развитие экономики. 2012. № 2 (8). С. 44-45.

2. Разумовская Е.А. Влияние финансовой политики на эффективность социально-экономических преобразований в российском обществе // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2012. № 4 (151). С. 168-175.

3. Суховей А.Ф., Голова И.М. Инновационные возможности как ресурс социально- экономических преобразований в РФ // Журнал экономической теории. 2012. № 2. С. 35a-47.

4. Дорошенко Ю.А., Комиссаров С.А. Источники финансирования инвестиционных процессов в малых предприятиях // Белгородский экономический вестник. 2012. № 2 (66). С. 3-7.

5. Мандрощенко Ольга Валентиновна Влияние налоговой политики на эффективность инвестиционной деятельности малых предприятий // монография / О. В. Мандрощенко. Москва, 2010.

6. Зюзин О.В. Роль стратегического инвестиционного анализа в процессе упpавления инвестиционной деятельностью на малом предприятии // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2012. № 1. С. 128-132.

7. Фияксель Р.Э. Малые инновационные предприятия на ранних стадиях развития: инвестиционная привлекательность и возможности взаимодействия с региональными институтами // Экономические науки. 2011. № 81. С. 82-85.

8. Гижгиева З.И. Роль бизнес-образования в системе подготовки кадров для инновационной сферы экономики // Экономические науки. 2009. № 57. С. 383-384.

1. Kavelina P.N. Razvitie predprinimatel'stva v uslovijah jekonomicheskih preobrazovanij Innovacionnoe razvitie jekonomiki. 2012. No 2 (8). P. 44-45.

2. Razumovskaja E.A. Vlijanie finansovoj politiki na jeffektivnost' social'no-jekonomicheskih preobrazovanij v rossijskom obshhestve Nauchno-tehnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politehnicheskogo universiteta. Jekonomicheskie nauki. 2012. No 4 (151). P. 168-175.

3. Suhovej A.F., Golova I.M. Innovacionnye vozmozhnosti kak resurs social'no- jekonomicheskih preobrazovanij v RF Zhurnal jekonomicheskoj teorii. 2012. No 2. P. 35a-47.

4. Doroshenko Ju.A., Komissarov P.A. Istochniki finansirovanija investicionnyh processov v malyh predprijatijah Belgorodskij jekonomicheskij vestnik. 2012. No 2 (66). P. 3-7.

5. Mandroshhenko Ol'ga Valentinovna Vlijanie nalogovoj politiki na jeffektivnost' investicionnoj dejatel'nosti malyh predprijatij monografija . O. V. Mandroshhenko. Moskva, 2010.

Читайте также: