Правовой режим имущества формируется на основе норм законодательства гражданского налогового

Опубликовано: 06.05.2024

date image
2015-02-27 views image
5974

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



1. Целью предпринимательской деятельности по российскому законодательству является:

1) удовлетворение общественных потребностей;

2) получение прибыли;

3) производство товаров, выполнение работ, оказание услуг.

2. Предпринимательская деятельность возможна на базе собственности:

4) государственной, муниципальной и частной.

3. Предшествующей учебной дисциплиной по отношению к предпринимательскому праву является:

1) коммерческое право;

2) гражданское право;

3) хозяйственное право.

4. Предметом правового регулирования предпринимательского права являются:

1) имущественные отношения между субъектами предпринимательской деятельности;

2) имущественные отношения между субъектами предпринимательской деятельности, некоммерческие отношения, связанные с предпринимательскими, отношения по контролю за предпринимательской деятельностью, внутрихозяйственные отношения;

3) имущественные отношения между субъектами предпринимательской деятельности и отношения по контролю за предпринимательской деятельностью.

5. Квалифицирующими признаками предпринимательского права являются:

1) предмет правового регулирования;

2) методы правового регулирования;

3) особый субъектный состав;

4) предмет и методы правового регулирования, особый субъектный состав.

6. Методом правового регулирования предпринимательского права является:

3) гражданско-правовой, административно-правовой и рекомендаций.

7. К числу источников предпринимательского законодательства не относятся:

1) акты бывшего Союза ССР;

2) нормы и принципы международного права, международные договоры СССР и РФ;

3) Постановления Пленумов Высшего Арбитражного Суда РФ и Верховного Суда РФ;

4) локальные акты.

8. К числу субъектов предпринимательского права не относятся:

1) предприниматели без образования юридического лица;

2) хозяйственные общества;

3) физические лица;

4) финансово-промышленные группы.

9. К числу субъектов предпринимательского права не относятся:

1) коммерческие организации;

2) некоммерческие организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность для достижения уставных задач;

3) союзы и ассоциации коммерческих организаций.

10. Некоммерческая организация:

1) может осуществлять предпринимательскую деятельность;

2) может осуществлять предпринимательскую деятельность только для достижения уставных задач;

3) не может осуществлять предпринимательскую деятельность.

11. Обязательным признаком каждого субъекта предпринимательского права является:

1) наличие имущества в собственности, хозяйственном ведении и оперативном управлении;

2) государственная регистрация;

3) наличие лицензии на осуществление предпринимательской деятельности.

12. Порядок государственной регистрации для субъектов предпринимательской деятельности предусмотрен:

2) различный в зависимости от наличия или отсутствия статуса юридического лица;

3) различный в зависимости от наличия или отсутствия статуса юридического лица, а так же особенностей вида осуществляемой предпринимательской деятельности.

13. Государственная регистрация коммерческой организации -юридического лица осуществляется:

1) органами местного самоуправления;

2) органами министерства юстиции;

3) органами Министерства по налогам и сборам РФ.

14. Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется:

1) органами местного самоуправления;

2) органами министерства юстиции;

3) органами Министерства по налогам и сборам РФ.

15. Для коммерческой организации - юридического лица характерно наличие следующего типа хозяйственной компетенции:

16. Государственное и муниципальное предприятие вправе осуществлять следующие виды деятельности:




1) только прямо предусмотренные в их Уставах;

2) любые, не запрещенные действующим законодательством;

3) соответствующие предмету деятельности предприятия, предусмотренному его Уставом.

17. Хозяйственное общество вправе осуществлять следующие виды деятельности:

1) только прямо предусмотренные в его Уставе;

2) любые, не запрещенные действующим законодательством;

3) соответствующие предмету деятельности, предусмотренному его Уставом.

18. Учредительных документов коммерческой орга­низации является:

1) учредительный договор;

2) договор о создании юридического лица;

4) учредительный договор, либо устав, либо тот и другой вместе.

19. Учредительным договором хозяйственного товарищества как юридического лица является:

2) учредительный договор;

3) учредительный договор и устав.

20. Учредительным договором общества с ограниченной ответственностью как юридического лица является:

2) учредительный договор;

3) учредительный договор и устав.

21. Учредительным договором акционерного общества как юридического лица является:

2) учредительный договор;

3) учредительный договор и устав.

22. Учредительным договором предприятия как юридического лица является:

2) учредительный договор;

3) учредительный договор и устав.

23. Учредительным договором производственного кооператива как юридического лица является:

2) учредительный договор;

3) учредительный договор и устав.

24. Хозяйственные товарищества и общества – это коммерческие организации:

1) с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом;

2) основанные на личном трудовом и ином участии членов (участников) и объединении их имущественных паевых взносов;

3) не наделенные правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.

25. Производст­венные кооперативы – это коммерческие организации:

1) с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом;

2) основанные на личном трудовом и ином участии членов (участников) и объединении их имущественных паевых взносов;

3) не наделенные правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.

26. Предприятия – это коммерческие организации:

1) с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом;

2) основанные на личном трудовом и ином участии членов (участников) и объединении их имущественных паевых взносов;

3) не наделенные правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.

27. Филиалы и представительства как структурные подразделения юридического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность:

1) могут иметь статус юридического лица;

2) не могут иметь статус юридического лица;

3) могут иметь статус юридического лица, если это предусмотрено в положении о них.

28. Товарные, фондовые и валют­ные биржи:

1) коммерческие организации;

2) некоммерческие организации;

3) статус определяется в учредительных документах.

29. Критериями отнесения к субъектам малого предприниматель­ства по российскому законодательству является:

1) численность работающих;

2) численность работающих и состав учредителей;

3) численность работающих, состав учредителей, форма собственности.

30. Финансово-промышленная группа – это совокупность юридических лиц, действующих как:

1) основное и дочерние общества;

2) полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании финансово-промышленной группы;

3) основное и дочерние общества, а так же полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора.

31. Российской Федерации, субъ­екты Российской Федерации, муниципальные образования:

1) являются субъектами предпринимательской деятельности;

2) не являются субъектами предпринимательской деятельности;

3) являются субъектами предпринимательской деятельности при наличии специальной регистрации и лицензий.

32.Правовые формы имущественного обособления основаны:

1) на обязательственных правах;

2) на вещных правах;

3) на всеобщем признании принадлежности имущества конкретному лицу.

33. Уровни имущественного обособления:

1) органов управления, товаропроизводителей, структурных подразделений;

2) юридического лица, структурных подразделений юридического лица;

3) администрация юридического лица, структурные подразделения юридического лица.

34. Имущество как материально-техническая база предпринимательской деятельности и объект имущественного обособления – это:

1) вещи и наличные деньги;

2) вещи, наличные и безналичные денежные средства;

3) вещи, наличные и безналичные денежные средства, нематериальные активы в виде прав требования.

35.Состав имущественных фондов коммерческой организа­ции:

1) производственные фонды, фонды обращения, специальные денежные фонды, уставный капитал, резервный фонд;

2) производственное оборудование, денежные средства на р.с. и в кассе, готовая продукция, товарные запасы;

3) фонд накопления, фонд потребления, резерв сомнительных долгов.

36.Правовой режим имущества формируется на основе норм законодательства:

1) административного, налогового, уголовного;

2) гражданского (предпринимательского), налогового, о бухгалтерском учете;

3) гражданского, административного, о бухгалтерском учете.

37. Правовой формой существования хозяйственных связей служат:

1) предпринимательские договоры;

3) правовые нормы.

38.Родовые признаки договоров, используемых при осуще­ствлении предпринимательской деятельности:

1) сделка, имеют имущественное содержание;

2) реальный, имеет имущественное или неимущественное содержание;

3) консенсуальный, имеет имущественное или неимущественное содержание;

4) сделка, имеют имущественное содержание или подкреплен имущественной санкцией;

39.Содержание предпринимательских договоров – это:

1) права и обязанности сторон договора;

2) совокупность условий договора;

3) предмет договора, срок действия договора, обязательства сторон и т.п.

40. Предпринимательский договор не считается заключенным без достижения сторонами соглашения по:

1) всем его условия;

2) по существенным условиям;

3) по иным условиям.

41.Порядок заключения предпринимательских договоров установлен:

1) в правовых нормах;

2) в предварительном договоре;

3) в правовых нормах или в предварительном договоре.

42. Принудительное заключение предпринимательского договора возможно:

1) по требованию одной из сторон;

2) в случаях, предусмотренных нормативными актами;

3) при наличии предварительного договора, в случаях, предусмотренных Гражданским Кодексом, иными нормативными актами.

43.Предпринимательский договор должен быть заключен в:

1) в письменной форме, а в случаях предусмотренных законодательством в нотариальной форме и (или) подлежать государственной регистрации;

2) письменной форме;

44.Несостоятельности (банкротство) субъекта предпринимательской деятельности – это:

1) признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей;

2) неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, в связи с превышением обязательств должника над его имуществом или в связи с неудовлетворительной структурой баланса должника.

45.Процедуры несостоятельности (банкротства) реорганизационного характера – это:

1) досудебной санации, внешнее управление и ми­рового соглашения;

2) конкурсное производство и доброволь­ное объявление о банкротстве В) наблюдение и мировое соглашение.

46.Процедуры несостоятельности (банкротства) ликвидационного характера – это:

1) досудебной санации, внешнее управление и ми­рового соглашения;

2) конкурсное производство и доброволь­ное объявление о банкротстве В) наблюдение и мировое соглашение.

47.Центральной фигурой процесса несостоятельности (банкротства) является:

1) арбитражный суд;

4) арбитражные управляющие.

48. К тарифным способам регулирования внешнеэкономической деятельности относится:

1) квоти­рование и лицензирование;

2) установление таможенных пошлин;

3) валютный контроль.

49. К нетарифным способам регулирования внешнеэкономической деятельности относится:

1) квоти­рование и лицензирование;

2) установление таможенных пошлин;

3) валютный контроль.

50.Уровни государственного воздействия на предпринимательскую деятельность в Российской Федерации в условиях рынка:

1) Федерация и субъекты Федерации;

2) Федерация, субъекты федерации, муниципальные образования;

51. Правовые формы государственного воздействия на предприни­мательскую деятельность – это:

2) плановые задания;

52. К числу правовых форм государственного воздействия на предприни­мательскую деятельность относятся:

1) акты планирования, акты регулирования, акта контроля;

2) нормы и нормативы;

3) акты государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и лицензии на осуществление отдельных видов деятельности.

53. Правовые инструменты государственного нормирования предпринимательской деятельности – это только:

1) нормы и нормативы;

2) нормы, нормативы, лимиты, квоты и т.п.;

3) лимиты и квоты;

54.В отношении каких коммерческих организаций допускается директивное планирования их деятельности:

1) хозяйственных товариществ и обществ;

2) государственных и муниципальных предприятий;

3) государственных предприятий на праве оперативного управления;

4) государственных учреждений.

55. Государственный порядок лицензирования предпринимательской деятельности предусматривает получение лицензий:

1) всеми субъектами предпринимательской деятельности;

2) прямо названными в законе субъектами предпринимательской деятельности;

3) субъектами, осуществляющими лицензируемые виды деятельности.

56.Организации, зани­мающей доминирующее положение на рынке, должна обладать долей на рынке определенного товара:

57.Организации, не может зани­мать доминирующее положение на рынке, обладая долей на рынке определенного товара:

58.Правовые формы управления качеством товаров (работ, услуг) являются:

1) стандартизация, обеспечение единства измерений, сертификация;

2) обязательная сертификация;

59. Государственное регулирование цен на товары (работы, услуги) осуществляется в отношении:

1) субъектов, занимающих особое положение на рынке, например, естественные монополии, и в отношении отдельных видов товаров;

2) субъектов, занимающих особое положение на рынке, например, естественные монополии;

3) в отношении отдельных видов товаров.

60.Приватизации – это:

1) возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

2) безвозмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

3) возмездное или безвозмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

61.К способам приватизации не относиться:

1) преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;

2) продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;

3) продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;

4) дарение в собственность физических и (или) юридических лиц.

62. Ответственность коммерческой организации за нарушения условий ведения предпринимательской деятельности имеет место в сфере:

1) управ­ления, за нарушения договорных обязательств, перед собственником имуще­ства (учредителями(участниками), товарищами, акционерами), за нарушения прав работников.

2) уголовной, административной, гражданской.

3) моральной, имущественной.

63.Споры, вытекающие из предпринимательской деятельности, рассматриваются:

1) арбитражном суде;

2) в административных органах;

3) судах общей юрисдикции.

64. Для защиты своих нарушенных прав предприниматель вправе использовать следующие порядки защиты прав и законных интересов:

1) арбитражный, судебный, третейский, нотариальный, административный;

Распоряжение имуществом учреждения без полученного от собственника согласия не допускается, если организация является частной.

Нахождение имущества у учреждений предполагает целый набор возможных видов титулов. Оно может принадлежать организации на праве собственности и быть в оперативном управлении. Возможна и аренда объектов. Распоряжение имуществом учреждения предполагает применение множества правил, зависящих как от характера этой организации, так и от особенностей источника образования прав на объекты.

Базовые правила, определяющие возможности отчуждать вещи или совершать иные сделки с ними определены в ст. 298 ГК.

Правовой режим имущества учреждения

Действующие правила не предусматривают единства правового режима имущества учреждений. Если источником его образования стала деятельность этой организации, выполняемая в соответствии с требованиями закона и учредительного документа, то оно подлежит учету на специальном балансе.

Распоряжение ими и имуществом, приобретенным за их счет, может осуществлять само учреждение, за редким исключением. При этом, право собственности на указанные объекты будет принадлежать учредителю.

Порядок, действующий в отношении других объектов, зависит от конкретного вида этой организации.

В части закрепленного на оперативном управлении или приобретенного собственником для автономного учреждения имущества действуют иные правила. Они зависят от категории объектов. Если речь идет об обычном имуществе, то возможно даже распоряжение вещами, находящимися в оперативном управлении. Исключением выступает ограничение прав автономного учреждения передавать это имущество в уставный или складочный капитал коммерческих структур.

Оно не имеет права распоряжения недвижимостью и вещами, отнесенными к особо ценным.

Распоряжение имуществом учреждения без полученного от собственника согласия не допускается, если организация является частной.

Если учреждение бюджетное, то оно также не вправе самостоятельно совершать сделки в отношении закрепленного за ним, либо приобретенного на средства собственника, особо ценного движимого имущества. Также установлено правило, предусматривающее одобрение собственником любых сделок с недвижимостью. Кроме того, предусматривается запрет на размещение средств на депозитах.

Наиболее жесткие ограничения действуют в отношении казенного учреждения. Оно не может совершать сделки без согласия собственника в отношении вещей и доходов, полученных из любого источника.

Что такое особо ценное движимое имущество учреждения?

Чтобы сделки с активами учреждений имели законный характер, важно определить круг имущества, относящегося к категории особо ценного.

В случаях с автономными учреждениями, таковыми признаются объекты, без которых деятельность этих организаций станет затруднительной. Базовые критерии отнесения установлены в Постановлении Правительства N 538.

Документ исключает из числа таких объектов все вещи, которые не связаны с основным видом осуществляемой деятельности. Критерии отнесения в отношении федеральных учреждений включают следующее.

  • имущество с балансовой стоимостью свыше 500 тыс. рублей.
  • объекты, необходимые для ведения основной деятельности юрлица, если их балансовая стоимость находится в пределах до 500 тыс. рублей.
  • предметы, относящиеся к музейным коллекциям.

Стоимостные критерии носят динамичный характер. Списание этих предметов приводит к тому, что они выпадают из категории особо ценных вещей. Такая процедура осуществляется в соответствии с правилами бухучета. Если произошло списание, а предмет реализован за сумму, попадающую в указанный диапазон, то это не повлечет последствий. Рыночная цена может существенно отличаться от данных бухгалтерских регистров.

Если списание произошло, имущество было реализовано, но проверка выявила нарушение правил учета, сделка окажется под угрозой отмены. По этой причине, приобретателям нужно быть внимательными. Списание, проведенное с нарушениями правил, может обернуться потерями.

Перечни особо ценных вещей

Указанные списки формируются совместно органами, ответственными за конкретную сферу деятельности учреждений, и структурами, осуществляющими управление госимуществом. Речь идет о принятии совместных актов.

Примером выступают учреждения, являющиеся СМИ. Приказ Минсвязи и агентства по управлению госимуществом N 138/300 относит к особо ценному имуществу учреждений, являющимся СМИ, предметы компьютерной и оргтехники с балансовой стоимостью более 30 тыс. руб. Аналогичный критерий применен и к используемым программным средствам.

Аналогичный акт в сфере образования устанавливает отнесение к такой категории предметов любой стоимости, применяемых исключительно в образовательных целях. Если речь идет о множестве направлений использования, то балансовая стоимость закрепленного на оперативном управлении имущества должна составлять более 50 тыс. рублей.

Дополнительные особенности распоряжения имуществом

Возможны и другие основания, по которым устанавливаются запреты или ограничения. Они должны быть специально предусмотрены нормами законодательства. Как правило, речь идет о вопросах, связанных с участием в коммерческих организациях: как их учреждение, так и принятие других важных решений.

Аренда закрепленного за учреждением имущества

Одним из способов распоряжения выступает аренда. Общие правила совершения таких сделок установлены в ст. 298 ГК. Согласие собственника может потребоваться в зависимости от вида учреждения и типа имущества.

Бывает и ряд особенностей. Примером служит образовательная сфера. Соответствующие учреждения могут передавать в аренду медицинское оборудование. Пользователем последнего может быть медицинское учреждение, в котором проходят обследования как обучающиеся, так и преподавательский состав, а также другие работники. При этом, допускается нахождение имущества у пользователя на безвозмездной основе.

Виды режимов имущества

В результате заключения брака между супругами возникают имущественные правоотношения. Виды режимов имущества определяют регулирование данных отношений и говорят о том, что этот вопрос является диспозитивным и остается на усмотрение самих брачующихся.

  1. Правовой статус супругов
  2. Законодательство
  3. Классификация видов режимов имущества
  4. Законный режим
  5. Личное имущество каждого из супругов
  6. Совместное имущество супругов
  7. Общая долевая собственность
  8. Добровольный раздел имущества
  9. Договорной режим
  10. Признание личного имущества
  11. Практика судов
  12. Имущество супругов: Видео

Правовой статус супругов

Как известно, заключение в органах ЗАГСа брачных отношений влечет за собой наступление определенных прав и обязанностей. Отечественное законодательство не ставит на одну ступень с официальным созданием семьи гражданский брак, поэтому основные супружеские права и обязанности возникают со дня регистрации брака.

Вместе с тем правовой статус супругов включает в себя права и обязанности, возникающие в различных сферах семейной жизни. Они касаются и вопросов имущества, и воспитания детей, и личной жизни каждого, а также многого другого как во время брака, так и после его расторжения. Исходя из этого, все права и обязанности можно поделить на две большие группы: имущественные и личные неимущественные.

Законодательство

Все вопросы, касающиеся брака, отношений между супругами, детьми и родителями, а также всего, что связанно с семьей, регулирует семейное законодательство. Как и в других сферах, главным нормативно-правовым актом здесь выступает Конституция РФ. Она закрепляет основные права и обязанности граждан, в том числе и семейные. Отраслевым актом считается Семейный кодекс РФ, а также принятые в соответствии с ним федеральные законы и законы субъектов федерации.

Семейный кодекс РФ предусматривает в отношении имущества супругов режимы, а также особенности каждого из них. Принимаемые в данной области подзаконные акты должны в обязательном порядке соответствовать кодексу, в противном случае нормы СК РФ имеет высшую юридическую силу по сравнению с ними. Как правило, законы и подзаконные акты принимаются для более детального урегулирования того или иного вопроса либо для упорядочивания отношений, не охваченных кодексом.

Семейное право регламентирует широкий спектр правоотношений, которые касаются не только случаев заключения и расторжения брака, но и усыновления, опеки и попечительства, другого родства. Затрагивает имущественные отношения супругов и Гражданский кодекс РФ.

Классификация видов режимов имущества

Как уже было отмечено, виды режимов устанавливаются Семейным кодексом РФ. Общая характеристика имущественных отношений дает возможность выделить два таких режима:

  • законный,
  • договорной.

Как уже понятно по названию, последний возникает не всегда, а только при наличии определенного соглашения (в нашем случае это брачный договор). Но его заключают далеко не все состоящие в браке граждане России, поэтому при отсутствии данного договора по общему правилу будет действовать режим, предусмотренный законодательством.

Во время брака при длительном совместном проживании супруги приобретают большое количество материальных ценностей При этом каждый из них, как правило, имеет и личную собственность. Вопрос об урегулировании отношений, связанных с имуществом, обычно возникает при расторжении брака. Разберемся, чем отличается законный режим имущества от договорного.

Законный режим

Законный режим имущества – это режим совместной собственности супругов. Он действует в том случае, если брачным договором не установлено другое. При этом под общей собственностью ст. 34 СК РФ предполагает имущество, нажитое супругами во время брака. Права и обязанности супружеской пары относительно него определены ГК РФ.

Законный режим имущества супругов означает, что все нажитое в браке считается совместной собственностью. Сюда относят:

  • доходы каждого из супругов от трудовой, предпринимательской и интеллектуальной деятельности;
  • пенсии, пособия и другие выплаты без целевого назначения;
  • движимое и недвижимое имущество;
  • паи, вклады, ценные бумаги и иное, нажитое во время брака.

Каждый из супругов может распоряжаться имуществом, это говорит о том, что за ними обоими признается право собственности. Однако распространяется оно не на все составляющие, независимо от того, кто конкретно ими пользуется.

У каждого супруга может быть личная собственность, на которую муж или жена права не имеют, что нужно учитывать при разделе имущества. Таким образом, принимайте во внимание, что при расторжении брака можно делить только те средства или предметы, которые к личной собственности не относятся.

Личное имущество каждого из супругов

Как уже говорилось, существует помимо совместного также имущество, которое общим не считается. Во время брака использовать его могут как муж, так и жена, но в случае развода право собственности остается за тем из супругов, кому оно принадлежало изначально. Обращайте на это особое внимание при составлении и подаче искового заявления в судебную инстанцию. При действии законного режима личным имуществом супруга является:

  • принадлежащее мужу или жене до заключения брака;
  • полученное во время пребывания в браке в качестве подарка, наследства либо по безвозмездной сделке;
  • разного рода материальная помощь;
  • вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и так далее).

Исключение составляют драгоценности и другие предметы роскоши, даже если ими пользовался только один из пары.

Личное имущество супругов

Личная собственность каждого из супругов априори принадлежит им по праву собственности по закону. Несмотря на это, часто возникают ситуации, когда свои права на собственность необходимо доказать в судебном порядке.

Во время заключения брака люди редко задумываются о документальном подтверждении личного имущества, необходимость в котором может возникнуть при расторжении брачных уз и материальных спорах. По этой причине режим раздельной собственности супругов все чаще стали прописывать в брачном договоре.

Совместное имущество супругов

По общему правилу, нажитое во время брака имущество супругов считается их совместной собственностью. Из этого вытекают определенные правовые последствия как во время существования брачных отношений, так и после их прекращения. В первую очередь это тот факт, что владение, пользование и распоряжение общим имуществом осуществляется супругами совместно.

Муж и жена имеют равные права относительно совместного имущества, независимо от того, на кого из них оно официально оформлено, а также кто из них внес денежные средства для его приобретения.

Такое правило распространяется даже на те случаи, когда работает только один из супругов. Предполагается, что если люди состоят в браке, то право собственности на общее имущество супругов принадлежит им обоим.

При совершении одним из супругов сделки по распоряжению общим имуществом предполагается, что он действует от имени обеих сторон. Вторая сторона может добиться признания в суде такой сделки недействительной, если докажет, что она была совершена без ее согласия. Кроме того, законодательством предусмотрено, что необходимо получить нотариальное удостоверенное согласие второго супруга при совершении одним из супругов сделки по распоряжению общей недвижимостью.

Общая долевая собственность

В общей собственности может находиться и имущество, в котором определены доли каждого из участников. При этом такие доли могут устанавливаться в разных размерах. Стороны также несут и определенные обязанности, связанные с содержанием общего имущества пропорционально своей доле.

Доля выражается в виде процента и может меняться в зависимости от тех или иных обстоятельств. Особенно распространена в нашей стране общая долевая собственность на квартиру. В таком случае недвижимостью владеют несколько человек, а часть каждого четко определена.

Добровольный раздел имущества

Думая о разделе имущества, почти каждый из нас представляет себе постоянные ссоры и длительные судебные разбирательства по этому поводу. На сегодняшний день можно обойтись без всего этого, если обе стороны могут договориться обо всех нюансах в добровольном порядке.

Добровольное соглашение о разделе общего имущества в 2021 году может быть заключено как во время брака, так и после его расторжения. В таком случае супруги самостоятельно определяют доли, принадлежащие каждому из них. Они не обязательно должны быть одинаковыми, главное – найти консенсус и наиболее подходящий выход из сложившегося положения для каждой из сторон.

Также необходимо запомнить, в каком случае такое соглашение будет иметь юридическую силу. Многих сразу интересует вопрос – нужно ли заверять у нотариуса данный документ. Законодательство предусматривает такое требование. Кроме того, в СК РФ также сказано, что предоставить подобный договор на рассмотрение суда можно и во время расторжения брака. Для этого необходимо написать мировое соглашение о разделе имущества между бывшими супругами.

Договорной режим

В современном мире все больше людей стремятся обезопасить себя и предусмотреть все наперед. Вопросы, касающиеся развода, не является исключением. С этой целью составляют брачный договор.

Брачный договор – это соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности каждого из них на случай развода. Муж и жена определяют в нем все положения по общему согласию. Так, данным образом могут быть установлены три режима собственности супругов:

  • совместный,
  • долевой,
  • раздельный.

Важно, чтобы договор соответствовал всем установленным законодательством требованиям (письменная форма, нотариальное удостоверение и так далее). При этом регулироваться могут отношения как насчет уже имеющегося имущества, так и того, которое появится в будущем.

Брачный договор

Таким образом, договорной режим супружеского имущества – это, по сути, права и обязанности, которые устанавливает брачный договор.

Признание личного имущества

Как уже было отмечено ранее, не все имущество супругов будет считаться совместным, кто бы из них им не пользовался, даже если оно и было приобретено во время брака. Но не всегда все так очевидно, как кажется на первый взгляд. Поэтому, несмотря на то, что законный правовой режим предполагает наличие личного имущества супругов, это часто приходится доказывать через суд.

Данная процедура необходима, чтобы не делить свою собственность со второй стороной, ведь по закону личное имущество разделу не подлежит. Личным имущество можно признать в устной форме или обозначить в договоре. В случае, когда добиться соглашения на добровольной основе невозможно, нужно подать в суд иск о признании имущества личной собственностью супруга.

Практика судов

Все ситуации о разделе имущества разные. Многие пары сталкиваются с тем, что при разрыве брачных отношений собственность приходится делить. Судом принимаются во внимание в индивидуальном порядке различные факторы, которые могут повлиять на конечное решение о материальных ценностях и праве собственности на них (момент приобретения, за чьи средства осуществлялась покупка, каким образом установлен режим владения и так далее).

Именно поэтому особую популярность сейчас получает брачный договор, ведь он дает возможность избежать многочисленных прений и судебных разборок. Все решается полюбовно, когда отношения между супругами еще не испорчены. Если вы не заключали договор, чтобы заранее гарантированно избежать данного рода разбирательств и прений, прийти на помощь может судебная практика по делам с похожими обстоятельствами.

Имущество супругов: Видео

author

Юрист. Член Адвокатской палаты г. Санкт-Петербурга. Опыт работы более 10 лет. Окончил Санкт-Петербургский государственный университет. Специализируюсь в сфере гражданского, семейного, жилищного, земельного права.

В сфере хозяйствования

Правовой режим имущества субъекта хозяйствования– этосистема правоотношений между субъектом хозяйствования и иными участниками хозяйственных отношений, объектом которых является целостный имущественный комплекс субъекта хозяйствования либо его составная часть, а предметом – права и обязанности участников хозяйствования, связанные с вещными правомочиями на целостный имущественный комплекс в хозяйственной деятельности.

Структурными элементами правового режима имущества является:

1) вещественные права, в первую очередь, право собственности в той или другой форме, правохозяйственного веденияи право оперативного управления, а также права пользования объектами аренды, лизинга;

2) структура имущества, порядок и условия распределения имущества, на фонды и их использования в процессе осуществления хозяйственной деятельности;

Порядок получения от использования имущества прибыли и порядок его распределения.

Источники формирования имущества.

Основу правового режима имущества субъекта хозяйствования составляютвещные правомочия. Причем эти правомочия, распространяясь на весь целостный имущественный комплекс, одновременно могут принадлежать различным участникам хозяйственных правоотношений. Например, целостный имущественный комплекс арендного предприятия, созданного до 1995 г., принадлежит государству на праве собственности; государственному предприятию – на праве хозяйственного ведения, цехам государственного предприятия – на праве оперативного пользования, а организации коллектива арендаторов (собственно арендному предприятию) – на правах арендатора.

Украинское право использует теорию единого права собственности, в силу которой признается существование лишь одного собственника имущества. Собственник может передавать имущество другим лицам на условиях, производных от права собственности.

Хозяйственно-правовые отношения здесь не исключение. Субъекты хозяйствования, получающие целостный имущественный комплекс от собственника, обладают более узкими правомочиями (как в примере выше), чем последний. Такая теория права собственности разработана академиком А.В. Бенедиктовым.

Различаются 4 основных вещно-правовых режима имущества субъекта хозяйствования (в порядке убывания объема правомочий):

1) право собственности;

2) право хозяйственного ведения;

3) право оперативного управления;

Право оперативного пользования имуществом.

Любой из режимов имущества не исключает наличия других. Так, на различные части целостного имущественного комплекса субъект хозяйствования может обладать различными правомочиями. 4-й режим – оперативного пользования имуществом – является в некотором роде исключением – в него включены лишь правомочия владения и пользования; правомочие распоряжения может включаться по усмотрению вышестоящего (головного) хозяйственного органа.

Понятие права собственности и его форм основывается на том тезисе, что право собственности является абсолютным вещным правом, предоставляющим его обладателю наиболее широкие правомочия из всех возможных.

Право собственности – это основное вещное право в сфере хозяйствования, которое позволяет субъекту хозяйствования по своему усмотрению, единолично или совместно с другими субъектами владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему (им) имуществом (ст. 134).

Право собственности как вещное право субъекта хозяйствования характеризуется следующими свойствами:

1) правом следования, которое означает, что указанное право следует за вещью независимо от ее правомерных переходов от одного субъекта к другому;

2) правом преимущества, означающим, что в случае возникновения коллизии права собственности и обязательственных прав более «сильным» традиционно считается именно право собственности и предпочтение отдается ему;

3) исключительностью, предполагающей, что «никакое иное лицо не может иметь на одну и ту же вещь того же права» (имеется в виду, права собственности), хотя из этого правила могут быть исключения, например, когда речь идет о праве общей собственности;

4) абсолютным характером, означающим, что в отношениях собственности всегда есть две стороны – собственник, управомоченное лицо и иные лица, на которых лежит обязанность воздерживаться от нарушений этого права;

5) эластичностью, благодаря которой правомочия субъекта хозяйствования – собственника восстанавливаются в полном объеме как только исчезают законные ограничения права собственности;

6) неприкосновенностью, характеризующейся тем, что право собственности не может быть, по общему правилу, ограничено без законных оснований; в Украине действует конституционный запрет на внесудебное лишение права собственности;

7) бессрочностью, поскольку традиционно право собственности не имеет сроков, так как они не устанавливаются в момент приобретения такого права;

8) независимостью, которая означает, что субъект хозяйствования свободен и независим от воли иных лиц в отношении вещи, принадлежащей ему на праве собственности и т.д.

Право хозяйственного ведения – это вещное право субъекта предпринимательства, который владеет, пользуется и распоряжается имуществом, закрепленным за ним собственником (уполномоченным им органом), с ограничением правомочности распоряжения относительно отдельных видов имущества с согласия собственника (ст. 136 ХК Украины).

Права хозяйственного ведения является первым производным от права собственности режимом целостного имущественного комплекса субъекта хозяйствования. Только собственник имущества может передать его субъекту хозяйствования – юридическому лицу на праве хозяйственного ведения, получая взамен права учредителя.

Как правило, право хозяйственного ведения, возникает у субъектов хозяйствования, ведущих коммерческую (предпринимательскую) хозяйственную деятельность (ст. 136 ХК Украины). Право хозяйственного ведения прямо не предусмотрено в ГК Украины, однако ч. 2 ст. 395 ГК Украины указывает, что «законом могут быть предусмотрены другие вещные права на чужое имущество».

Обладая имуществом на праве хозяйственного ведения, субъект хозяйствования – юридическое лицо может владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом в своем интересе и по своей воле в пределах, установленных законом и учредительными документами субъекта хозяйствования (статьи 74, 75, 136 ХК Украины). В учредительных документах или в законе могут устанавливаться случаи осуществления правомочий по отношению к имуществу, требующие согласования с собственником (уполномоченным им лицом). Кроме того, собственник может осуществлять контроль за целевым использованием имущества без вмешательства в хозяйственную деятельность (ч. 2 ст. 136 ХК Украины). На практике это означает, как правило, контроль «постфактум» в виде отчета субъекта хозяйствования собственнику об осуществлении правомочий в отношении полученного имущества или, в более редких случаях, утверждение уже совершенных сделок и заключенных договоров, уже ставших обязательными для сторон.

Субъект хозяйствования учитывает на своем балансе имущество, принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения, и самостоятельно вступает по поводу такого имущества с третьими лицами. При защите своих прав от нарушения третьими лицами обладатель права хозяйственного ведения приравнивается к собственнику имущества.

Следует учитывать, что право хозяйственного ведения по природе должно распространяться на основные фонды. Ведь оборотные фонды, состоящие из заменяемых вещей, не могут находиться у лица иначе, чем на праве собственности.

В отличие от РФ, в Украине право хозяйственного ведения не ограничивается государственным и коммунальным секторами экономики Напротив, законодательство Украины позволяет сделать вывод, что любой собственник вправе закрепить имущество за созданным им субъектом хозяйствования на праве хозяйственного ведения (ХК Украины, статьи 136-137). К сожалению, нет прямого ответа в законодательстве на вопрос: каков правовой режим имущества субъекта хозяйствования, если его учредители не указали это в учредительных и правоустанавливающих документах. Существует точка зрения, что, как правило, субъект коммерческой деятельности (субъект предпринимательства) получает имущество на праве хозяйственного ведения, а субъект некоммерческой деятельности – на праве оперативного управления, если иное специально не предусмотрено законом или локальными документами. Такой вывод заслуживает внимания, в том числе и исходя из формулы действующего законодательства: имущество, «переданное ему [субъекту хозяйствования] участниками на праве собственности», находится в собственности такого субъекта (ст. 115 ГК Украины).

Ограничения прав субъекта хозяйствования в отношении имущества, принадлежащего ему на праве хозяйственного ведения, должны закрепляться в законе. В частности: по использованию имущества в качестве обеспечения собственных обязательств и обязательств других лиц, по передаче в аренду, внесению в капитал связанных субъектов хозяйствования. Вместе с тем, правомерность ограничения права хозяйственного ведения в локальных документах в пределах, выходящих за рамки закона, вызывает сомнения, поскольку основы осуществления права собственности должны устанавливаться законом согласно ст. 92 Конституции, что подтверждает общее правило ч. 3 ст. 134 ХК Украины.

Право хозяйственного ведения возникает на основании решения собственника имущества и оформляется актом приема-передачи, что, в свою очередь, позволяет субъекту хозяйствования – получателю имущества принять его на баланс. Право полного хозяйственного ведения прекращается:

а) на основании решения собственника (уполномоченного орга­на) в соответствии с законом и локальными актами субъекта хозяйствования – путем передачи имущества, что оформляется соответствующим актом приема-передачи;

б) после передачи имущества третьим лицам в собственность на основании договора, решения суда либо в силу закона;

в) после прекращения существования объекта прав, что должно подтверждаться соответствующим документом.

Право оперативного управления – это вещественное право субъекта предпринимательства, который владеет, пользуется и распоряжается имуществом, закрепленным за ним собственником (уполномоченным им органом), для осуществления некоммерческой хозяйственной деятельности (ст. 137 ХК Украины).

Право оперативного управления по содержанию близко к праву хозяйственного ведения. Оперативное управление может быть охарактеризовано как вещное право юридического лицасубъекта хозяйствования по поводу владения, пользования и распоряжения целостным имущественным комплексом в соответствии с

2) целью деятельности субъекта хозяйствования,

3) назначением имущества и, наконец,

4) заданиями собственника имущества (уполномоченного им органа).

Как видно из определения, правомочия обладателя права оперативного управления имеют дополнительные ограничения по сравнению с правом хозяйственного ведения.

Как правило, режим оперативного управления устанавливается по отношению к имуществу субъекта хозяйствования, занятого не­коммерческой хозяйственной (неприбыльной) деятельностью (ст. 137 ХК Украины). Ведь такие субъекты финансируются, зачастую, за счет внешних источников, а не собственной деятельности. Оперативное управление применяется, в частности, для казенных предприятий, предприятий потребкооперации, предприятий общественных и религиозных организаций. Режим оперативного управления целесообразно устанавливать также для целостного имущественного комплекса холдинговых организаций, учебных заведений, других форм хозяйствования в сфере предоставления услуг.

Режим оперативного управления устанавливается собственником или уполномоченным им органом. Таким уполномоченным органом, среди прочих, может считаться субъект хозяйствования, наделенный имуществом на праве хозяйственного ведения, если собственник прямо не запретил подобного распоряжения имуществом.

Следует учитывать, что целевое назначение имущества может вытекать как из объективных характеристик имущества, так и из предварительных указаний собственника. Собственник имеет право контролировать использование имущества и при необходимости вмешиваться для устранения негативных последствий такого использования. ХК Украины не предусматривает запрет на вмешательство собственника в оперативную хозяйственную деятельность юридического лица, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления. Более того, он вправе изымать у субъекта хозяйствования излишнее имущество, а также не используемое имущество и имущество, используемое им не по назначению (ч. 2 ст. 137 ХК Украины).

В отличие от права хозяйственного ведения, закон не предусматривает прямо защиты прав оперативного управления от собственника имущества (ч. 3 ст. 136 и ч. 3 ст. 137 ХК Украины). Собственник может изменить компетенцию субъекта права оперативного управления, что лишает последнего независимости от собственника. Однако широкая компетенция собственника в режиме права оперативного управления предполагает расширение его ответственности: собственник несет субсидиарную ответственность по долгам субъекта хозяйствования, обладающего имуществом на праве оперативного управления (ч. 7 ст. 77 ХК Украины (казенные предприятия).

Правовой режим обособленного подразделения заключается в использовании имущества в пределах, определенных субъектом хозяйствования, передающим имущество. Очевидно, субъект хозяйствования, передающий имущество, не может передать больше полномочий, чем имеет сам. Право собственности, право хозяйственного ведения и право оперативного управления однозначно исключены из правового режима имущества обособленного подразделения, однако фактический режим может ненамного от них отличаться.

Правовой режим имущества зависит от формы собственности, а также от функционального назначения готовой продукции или использования в непроизводственной сфере.

Форму собственности следует рассматривать как порядок (способ) закрепления имущества за конкретными субъектами, а форму права собственности – как правовой режим регулирования отношений собственности. В связи с этим форма права собственности не совпадает с экономической формой собственности, а система права собственности не тождественна системе форм собственности (присвоения).

Формы права собственности в Украине регулируется Конституцией Украины, ГК Украины и ХК Украины (ст.ст.324-327 ГК Украины), где не указан исчерпывающий перечень форм собственности: 1) право собственности Украинского народа, 2) право частной собственности (физических и юридических лиц), 3) право государственной собственности, и 4) право коммунальной собственности.

по теме 3.2. Использование в хозяйственной деятельности отдельных видов имущества

ГЛАВА 5. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ИМУЩЕСТВА СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

1. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ КАК ОСНОВА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
2. ПРАВО ХОЗЯЙСТВЕННОГО ВЕДЕНИЯ И ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3. ПРАВО АРЕНДАТОРА КАК ВЕЩНОЕ ПРАВО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ
4. ПРАВО ВНУТРИХОЗЯЙСТВЕННОГО ВЕДЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ
5. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО РЕЖИМА ИМУЩЕСТВА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР
6. КЛАССИФИКАЦИЯ И ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ИМУЩЕСТВА ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ

1. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ КАК ОСНОВА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Собственность на средства производства является важнейшим условием производственной деятельности, составляет имущественную основу хозяйствования. К. Маркс характеризовал производство как процесс потребления средств производства (производительное потребление). Собственнику, принадлежат средства производства, на базе которых осуществляется предпринимательская деятельность. Собственник организует предприятия, определяет его задачи, устанавливает уполномоченному-предпринимателю границы имущественных прав и долю прибыли, которую он будет получать за использование переданного имущества. Эти положения в полной мере относятся к современной рыночной экономике нашей страны.
В соответствии с Конституцией РФ (п. 2 ст. 8), Гражданским кодексом РФ в России признаются и защищаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении своего имущества любые действия, не противоречащие закону. Сферой регулирования предпринимательских отношений является производительное потребление, отношения предпринимательства на основе различных форм собственности. Такие собственники как государство в лице Российской Федерации, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования реализуют его, создавая предприятия, организации и учреждения, сдавая имущество в аренду. Им предоставляется право хозяйственного ведения или оперативного управления.
Итак, право частной собственности реализуется самим собственником (группой собственников). Эти отношения составляют основу предпринимательских отношений.
Содержание правовой регламентации отношений по поводу хозяйственной деятельности (производительного потребления) раскрывается через категорию правового режима имущества. Правовой режим имущества — это установленный в юридических нормах порядок формирования имущества и наделения им различных хозяйственных образований, порядок управления им со стороны этих образований и других звеньев народного хозяйства. Есть и более ограничительное понимание правового режима имущества как совокупности прав и обязанностей, осуществляемых в отношении тех или иных видов имущества организациями, за которыми это имущество закреплено. В этом определении отсутствует ссылка на порядок формирования имущества и наделения им хозорганов. Говоря о государственной собственности, мы исходим из того, что единым собственником всего имущества является государство. Хозяйственная деятельность осуществляется не государством непосредственно, а создаваемыми им специально для этой цели различными коммерческими и некоммерческими формированиями. Последние наделяются государством из единого фонда государственной собственности имуществом, необходимым для предпринимательской или иной деятельности, комплексом прав и обязанностей в отношении этого имущества. Эти формирования друг от друга обособлены, они являются владельцами закрепленного за ними имущества. Но государство также не утрачивает своего права собственности на это имущество. Государство осуществляет свои правомочия собственника в различных правовых формах (в форме нормативно-правового регулирования порядка управления государственным имуществом и определения объема имущественных прав и обязанностей предприятий и организаций, в форме закрепления за ними имущества из единого государственного фонда, определения направлений использования ресурсов, последующей их реализации, создания, реорганизации и ликвидации хозорганов и т.п.).
Несколько по-иному обстоит дело с собственностью обществ, хозяйственных товариществ и кооперативных организаций. Здесь уровень обобществления собственности, как правило, совпадает с уровнем имущественного обособления хозяйствующих субъектов: собственниками являются отдельные коммерческие организации — акционерные общества, хозяйственные товарищества, общества с ограниченной ответственностью, кооперативы, колхозы, полностью распоряжающиеся на правах собственника принадлежащим им имуществом. Поэтому государственные и муниципальные органы не могут вмешиваться в их имущественные отношения. Воздействие таких органов на имущественную сферу возможно не путем прямого распоряжения имуществом, а лишь косвенно, путем нормативного регулирования, организации, руководства, планирования и контроля деятельности.Обособление имущества характерно для звеньев общественного производства на всех уровнях — предпринимательских структур, их союзов и объединений, подразделений хозяйствующих субъектов, органов хозяйственного руководства. Состав имущества, обособленного на каждом из уровней общественного производства, предопределяется характером и целями деятельности данного конкретного звена, его местом в системе общественного производства, выполняемыми им функциями.
Наиболее широкой имущественной базой наделяются предпринимательские, коммерческие звенья, в рамках которых происходит процесс материального производства и которые для осуществления этой деятельности должны располагать всем необходимым комплексом имущества: в натурально-вещественной форме (основные и оборотные фонды); в форме денежных средств.
Имущество предпринимательских структур частично распределяется между их подразделениями (цехами, филиалами, представительствами). Состав закрепляемого за ними имущества предопределяется сферой и характером их деятельности.
Внутренние подразделения предприятий функционируют только во внутрипроизводственной сфере и не вступают во внешние отношения с другими организациями. В связи с этим круг закрепляемого за ними имущества ограничивается в основном средствами производства, предназначенными для непосредственного производительного потребления, предпринимательской деятельности. Денежные средства цехам, как правило, не предоставляются, поскольку распоряжение ими связано с участием во внешних отношениях. Исключение составляют средства, предназначенные для материального поощрения работников (премии, вознаграждения, материальная помощь и др.), т.е. используемые без выхода во внешние отношения. Подразделениям, находящимся вне места нахождения предприятий, могут открываться в кредитных учреждениях текущие счета для средств зарплаты и административно-управленческих расходов.
Отнесение вопроса о пределах и формах имущественного обособления внутренних подразделений к компетенции предприятий, в состав которых они входят, обусловлено ограничением деятельности таких подразделений внутрипроизводственной сферой, организация которой является функцией этих субъектов предпринимательской деятельности.
По-иному обстоит дело с имущественным обособлением дочерних предприятий, филиалов. Они являются хозрасчетными, крупными хозяйствующими образованиями с широкой компетенцией в различных отраслях производственно-хозяйственной деятельности. Иногда дочерние фирмы территориально удалены от основного предприятия. В связи с этим они нуждаются в более широкой имущественной базе, чем внутренние подразделения предприятий.
Эта специфика указанных хозяйственных образований закреплена в законодательстве: имущественный статус филиалов, дочерних предприятий определяется не только на базе создаваемых основным предприятием локальных норм, но и в первую очередь путем общенормативного определения состава закрепляемого за ними имущества и основного содержания их прав на него. Филиалы дочерних предприятий могут заключать от имени предприятия хозяйственные договора. В состав их имущества входит имущество, используемое во внешних отношениях с другими организациями.
Вместе с тем, следует подчеркнуть, что имущественное обособление как внутренних подразделений предприятий, так и филиалов дочерних предприятий — это обособление на базе имущества, принадлежащего самим предприятиям. Будучи закрепленным за их структурными звеньями, соответствующее имущество не выбывает из состава имущества предприятий и объединений, сохраняющих свои права на него. В то же время эти подразделения наделяются собственной имущественной правосубъектностью, в которой находит выражение их имущественная самостоятельность. Определенная часть финансовых ресурсов народного хозяйства аккумулируется в органах хозяйственного руководства — центрах хозяйственных систем в виде различных резервов и фондов денежных средств. Они используются в целях экономического регулирования и финансового обеспечения бесперебойной хозяйственной деятельности подчиненных хозяйственных органов и в интересах развития системы в целом, а также для премирования и удовлетворения культурно-бытовых потребностей работников аппарата управления.
Создание в органах хозяйственного руководства таких фондов и резервов — объективная необходимость. Она обусловлена их положением как центров хозяйственных систем, организующих и руководящих деятельностью хозяйственных органов, несущих ответственность за ее результаты, за состояние и развитие отрасли (подотрасли). При отсутствии у центра необходимых средств такое руководство было бы невозможно хотя эта функция министерств в настоящее время резко сокращается. В настоящее время в распоряжении центров хозяйственных систем могут создаваться централизованные фонды развития производства, материального поощрения, социально-культурных мероприятий, жилищного строительства либо резервы по этим фондам, единый фонд развития науки и техники, централизованный премиальный фонд за создание, освоение и внедрение новой техники, фонд содействия внедрению изобретений и рационализаторских предложений, централизованный фонд ширпотреба, резерв капитальных вложений и др.
Кроме этого, все органы хозяйственного руководства наделяются имуществом, необходимым для работы аппарата управления.
Сделаем некоторые выводы.
1) Для осуществления предпринимательской деятельности, участия в хозяйственных отношениях, сочетающих планово-организационные и имущественные элементы, субъект предпринимательства должен обладать определенным имуществом. Ведь предпринимательская деятельность связана с использованием имущества для достижения определенных целей, для получения прибыли.
2) Принадлежащее субъекту хозяйственного права имущество может находиться в частной, государственной, муниципальной и иной собственности. За государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями и организациями имущество закрепляется путем передачи его в хозяйственное ведение или оперативное управление последних. Обществам, товариществам, кооперативам имущество принадлежит на праве собственности.
3) Субъекты предпринимательского права должны отвечать за результаты своей деятельности. Эта ответственность используется как средство экономического стимулирования. Она может выражаться в двух формах: в виде экономической ответственности и в виде имущественной ответственности.
4) Субъект хозяйственного права не только обязан отвечать за результаты деятельности, но и иметь возможность обращаться за защитой своих хозяйственных прав в случае их нарушения.
5) Возможность осуществления предпринимательской деятельности предопределяется необходимой имущественной самостоятельностью. Понятие имущественной самостоятельности неоднозначно. В широком смысле под ней понимают возможность самостоятельного, от своего имени и за своей ответственностью, участия в различных имущественных отношениях, приобретения прав и обязанностей. Такая самостоятельность опосредствуется различными правовыми формами, среди которых одно из ведущих мест занимает обязательство.
Но об имущественной самостоятельности можно говорить и в более узком смысле — как об объеме прав хозяйственных звеньев на закрепленное за ними имущество, дающих им возможность самостоятельно, по своему усмотрению совершать действия на базе и поводу этого имущества. Такая трактовка имущественной самостоятельности обосновывается разными уровнями обособления имущества.
В тех случаях, когда уровень имущественного обособления совпадает с обособлением собственника, имущественная самостоятельность предпринимательских субъектов опосредствуется институтом права собственности (предприятие с частной формой собственности). Но когда уровни обособления имущества и обобществления собственности не совпадают, т.е. субъект обособления собственником не является, институт права собственности не может опосредствовать имущественную самостоятельность хозяйственных звеньев.
В этих случаях в качестве юридической формы имущественной самостоятельности хозяйствующих звеньев, не являющихся собственниками имущества, выступает право хозяйственного ведения или оперативного управления.

Читайте также: