Правовое регулирование имущественного налогообложения

Опубликовано: 07.05.2024

1.1 Сущность и принципы построения налоговой системы РФ

Налогообложение – это закрепленная действующим законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов. Эта процедура в Российской Федерации регламентируется законодательством о налогах и сборах, представляющим собой упорядоченную систему норм и правил, содержащихся в законах и регулирующие отношения в сфере налогообложения.

Основным документом в законодательстве о налогах и сборах является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), состоящий из двух частей. Первая часть НК РФ вступила в действие 1 января 1999 г., вторая – двумя годами позже.

Согласно статье 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законах о налогах и сборах. В целом законодательство о налогах и сборах Российской Федерации можно представить как трехуровневую иерархическую систему, состоящую из:

  • федерального законодательства, включающего в себя Налоговый кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты на федеральном уровне;
  • регионального законодательства. В соответствии с НК РФ субъекты РФ вправе принимать нормативно-правовые акты, касающиеся региональных налогов и сборов;
  • нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, которые регулируют порядок начисления и уплаты местных налогов и сборов.

Нормы, устанавливаемые законодательством о налогах и сборах нижестоящего уровня, должны приниматься во исполнение и не противоречить нормам вышестоящего уровня и Налоговому Кодексу РФ.

Налоговый Кодекс устанавливает (ст. 2 НК РФ):

  • 1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
  • 2) основания возникновения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов;
  • 3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
  • 4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
  • 5) формы и методы налогового контроля;
  • 6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
  • 7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий их должностных лиц.

В соответствии со статьей 7 НК РФ если международным договором Российской Федерации, установлены иные правила, чем в НК РФ, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных НК РФ представляет собой налоговую систему.

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).

Сбор – обязательный взнос, который взимается за оказание законно установленных услуг или предоставление определенного права (разрешения).

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.

Формирование налоговой системы РФ проходило в несколько этапов:

1 этап (1991–1993) – принятие закона об основах налоговой системы РФ.

2 этап (1994–1998) – характеризуется внесением большого количества изменений и дополнений, что, безусловно, создавало нестабильность налоговой системы.

3 этап (1998–наше время) – этап введения в действие единого документа по налогам (НК РФ части 1 и 2).

В современную налоговую систему РФ входят четыре блока:

  • система налогов и сборов РФ;
  • система налоговых правоотношений;
  • система участников налоговых правоотношений;
  • нормативно-правовая база сферы налогообложения.

Функции налогов

Более полно сущность налоговой системы раскрывается в функциях налогов.

    Фискальная функция заключается в обеспечении государства за счет налоговых поступлений финансовыми ресурсами, необходимыми для покрытия его расходов.

Регулирующая (экономическая) функция. Она заключается в воздействии налогов на общественно-экономические отношения в государстве.

С помощью регулирующей функции осуществляется:

  • 1) регулирование спроса и предложения на товары (работы, услуги);
  • 2) выравнивание доходов бюджетов отдельных субъектов РФ.
  • Воспроизводственная функция заключается в существовании налогов, за счет которых осуществляется воспроизводство природных ресурсов (например, НДПИ, водный налог, земельный налог и т.п.).
  • Контрольная функция состоит в том, что в процессе налогообложения появляется возможность сопоставления фактических налоговых поступлений в бюджеты различных уровней с заранее запланированными показателями.
  • Принципы построения налоговой системы

    Условием оптимального использования функций налогов являются принципы налогообложения. Принципы налогообложения – это сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления.

    Классическими принципами построения налоговой системы (по А. Смиту) являются:

    • принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
    • принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
    • принцип удобства – налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
    • принцип экономии – сокращение издержек взимания налогов.

    Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией РФ и НК РФ (ст. 3 ч. 1 НК РФ):

    • Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
    • Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер.
    • Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физического лиц или места происхождения капитала.
    • Налоги и сборы должны иметь экономическое основание.
    • Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации.
    • Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.
    • Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

    Качество налоговой системы можно оценить по следующим критериям: сбалансированность государственного бюджета; эффективность и рост производства; стабильность цен; эффективность социальной политики; полнота и своевременность уплаты налогов.

    Все принципы, лежащие в основе налога, можно объединить в три группы: юридические, организационные, экономические принципы.

    К правовым относятся принципы: обязательности; отрицания обратной силы закона; законности; экономической целостности; приоритетности налогового законодательства.

    К экономическим относятся принципы: эффективности налогообложения, заключающийся в минимизации издержек государства по взиманию налога; прогнозирования налогообложения; нейтральности, предполагающей, что налог должен способствовать созданию конкурентной среды; справедливости.

    К организационным принципам относятся: универсализация налогообложения, обеспечивающая одинаковые требования для всех плательщиков; удобство уплаты налогов; исчерпывающий перечень налогов; гармонизация, учитывающая международные нормы и правила.

    Классификация налогов и сборов

    Классификация налогов – это группировка налогов, обусловленная их назначением, методами взимания, источниками уплаты, характером применяемых ставок и др. признаками.

    Действующие в Российской Федерации налоги и сборы можно классифицировать по нескольким признакам (рисунок 1.1).

    Рисунок 1.1 – Типовая классификация налогов и сборов в РФ

    Рассмотрим подробно представленную на рисунке 1.1 классификацию налогов.

    1. По уровню управления

    Федеральные налоги вводятся федеральными органами власти; действуют в обязательном порядке на всей территории РФ; являются источником доходов, как правило, федерального бюджета РФ.

    Налоги федерального уровня могут перечисляться в пропорциональной величине: часть – в федеральный бюджет, часть – в нижестоящие бюджеты с целью оказания последним финансовой поддержки. Например, в соответствии со ст. 284 Налогового кодекса РФ, налог на прибыль организаций является федеральным, взимается по ставке 20 %, из которой 2 % перечисляются в федеральный бюджет, а остальные 18 % – в бюджет субъекта РФ, где функционирует фирма-налогоплательщик.

    К федеральным налогам относятся:

    • 1) налог на добавленную стоимость (НДС);
    • 2) акцизы;
    • 3) налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
    • 4) налог на прибыль организаций;
    • 5) водный налог;
    • 6) сбор за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;
    • 7) налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
    • 8) государственная пошлина.

    Кроме того, существуют два вида обязательных страховых взносов федерального значения, перечисляемых в государственные внебюджетные фонды РФ:

    • 1) страховые взносы, перечисляемые работодателями за своих работников:
      • в Пенсионный фонд РФ (ПФР) – на цели обязательного пенсионного страхования;
      • в Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) – на цели обязательного социального страхования;
      • в фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) – на цели обязательного медицинского страхования.

      Указанные взносы взимаются с 01.01.2010 г. вместо Единого социального налога (ЕСН), отмененного с 01.01.2010 г.;

    • 2) взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний («взносы на травматизм»).

    Среди федеральных налогов особое место занимают специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замену нескольких налогов одним (единым налогом).

    К специальным налоговым режимам в Российской Федерации относятся:

    • 1) упрощенная система налогообложения (УСН);
    • 2) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
    • 3) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН);
    • 4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
    • 5) патентная система налогообложения (ПСН, с 1 января 2015 года).

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) вводятся органами власти конкретного субъекта РФ только на территории конкретного субъекта РФ и являются источником доходов бюджетов субъектов РФ.

    Важно, что органы власти субъектов РФ вправе ввести на своей территории только те налоги и сборы, которые разрешены НК РФ.

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) включают:

    • 1) налог на имущество организаций;
    • 2) транспортный налог;
    • 3) налог на игорный бизнес.

    Основные правила взимания налогов субъектов РФ определяют федеральные власти в НК РФ. Власти субъектов РФ могут изменять или дополнять эти правила, но лишь в пределах, установленных НК РФ.

    Налоговым кодексом РФ региональных сборов не предусмотрено.

    Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах. Местные налоги перечисляются исключительно в местные бюджеты.

    К местным налогам относятся:

    • 1) земельный налог;
    • 2) налог на имущество физических лиц;
    • 3) торговый сбор (введен с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ).

    2. По способу взимания налога

    Прямые налоги взимаются с конкретного налогоплательщика – юридического или физического лица (например, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, транспортный налог, НДФЛ, земельный налог и т.п.).

    Косвенные налоги входят в цену готовой продукции (товаров, работ, услуг) и, как следствие, увеличивают ее. Так как косвенные налоги входят в цену, их фактическим плательщиком является покупатель, но перечисляет их в бюджет продавец за счет части выручки, полученной от покупателя. К косвенным налогам относятся НДС и акцизы.

    3. Источники уплаты налога

    К налогам, включаемым в себестоимость готовой продукции (товаров, работ, услуг) относятся земельный налог, водный налог, НДПИ (т.е. налоги на пользование природными ресурсами), а также страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, включая «взносы на травматизм».

    К налогам, относимым на выручку от реализации готовой продукции (товаров, работ, услуг), которые увеличивают ее величину, относятся НДС и акцизы.

    На прибыль, оставшуюся в распоряжении организации до налогообложения прибыли, относится налог на прибыль организаций.

    К налогам, взимаемым за счет доходов физических лиц, относится НДФЛ.

    На прочие расходы, не включаемые в себестоимость готовой продукции, товаров, работ, услуг, относятся налоги, учитываемые в составе прочих расходов организации. Например, налог на имущество организаций, государственная пошлина, уплачиваемая фирмой при судебных разбирательствах и т.п.

    4. В зависимости от применяемых ставок

    Фиксированные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых не зависит от изменения величины налоговой базы (например, НДС, налог на прибыль организаций, НДФЛ, налог на имущество организаций и др.).

    Прогрессивные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых увеличивается по мере увеличения налоговой базы, например: акцизы (чем выше доля спирта в спиртосодержащей продукции, тем выше ставка акциза, и наоборот).

    Элементы налога

    Законодательное основание является важнейшим принципом налога. Каждый установленный налог характеризуется несколькими обязательными параметрами – элементами налога. Выделяют существенные и факультативные элементы налога.

    Существенные элементы – элементы налога, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определёнными.

    Факультативные элементы – элементы, отсутствие которых не влияют на определённость налога.

    В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

    1. Субъект налога (налогоплательщик) – это тот, кто обязан уплачивать налог в бюджет государства. Налогоплательщиками могут являться: юридические лица, физические лица, индивидуальные предприниматели. К субъектам налоговых правоотношений относятся налоговые агенты – это лица, на которых возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению налогов в соответственный бюджет.
    2. Объект налогообложения (объект налога) – это то, что облагается налогом.
    3. Налоговая база – это величина, которая фактически облагается конкретным налогом, и по отношению к которой производится исчисление налога.
    4. Ставка налога – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
    5. Налоговый период – это отрезок времени (месяц, квартал, год), по завершении которого рассчитывается и уплачивается налог. Налоговый период может состоять из нескольких промежуточных отчетных периодов, по итогам которых исчисляются и уплачиваются промежуточные авансовые платежи.
    6. Порядок исчисления и сроки уплаты налога, предоставления отчетности показывает, кто и в каком порядке должен исчислять и уплачивать конкретный налог.

    Основным факультативным элементом налога являются налоговые льготы.

    Можно выделить пять групп налоговых льгот по элементам налога, представленные на рисунке 1.2.

    Рисунок 1.2 – Виды налоговых льгот по элементам налога в соответствии с НК РФ

    Также существуют льготы, не привязанные к элементам налогов – это специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов.

    Извините, доступ к дальнейшему материалу закрыт в демо-версии.

    ← предыдущая следующая → Наверх © ФГБОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет
    Институт дополнительного профессионального образования
    Уфа 2015

    Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
    «Клерк» Рубрика НК РФ

    Терминология налогового законодательства может иметь особенности, но не должна использовать устоявшиеся в других отраслях права понятия и термины в ином значении и наполнять их иным содержанием.

    А.В. Чуркин , юрисконсульт юридической компании «Горизонт»,
    канд. юрид. наук

    Первоначальная редакция части первой НК РФ на понятие «имущество» распространяла положения гражданского законодательства, квалифицирующие данную категорию. Под имуществом понимались виды объектов гражданских прав, относящихся к имуществу. Однако редакцией Федерального закона от 09.07.99 № 154-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» законодатель изменил формулировку пункта 2 статьи 38 НК РФ, указав на исключение из состава имущества имущественных прав. Определение имущества в НК РФ содержит бланкетную норму. Рассмотрим положения гражданского законодательства, касающиеся определения имущества. В соответствии со статьей 128 ГК РФ к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права. Как видим, гражданское законодательство включает имущественные права в состав имущества. В налоговом праве, как следует из смысла пункта 2 статьи 38 НК РФ, закреплен иной подход к определению имущества, что вполне допустимо в соответствии со статьей 11 НК РФ. Попытаемся проанализировать, насколько оправданно отдельное налогово-правовое регулирование понятия имущества. По своему юридическому содержанию имущественное право представляет собой особую юридическую конструкцию, состоящую из юридических возможностей, предоставленных субъекту.

    Управомоченный субъект, удовлетворяя свои интересы, может требовать от обязанного субъекта совершения определенных действий либо воздержания от таковых. Подобная модель свойственна для отношений обязательственно-правового характера. В вещно-правовых отношениях имущественные права закрепляют определенный объем правомочий обладателя по отношению к вещи. Имущественное право опосредует возможность воздействия на вещь (либо иной объект материального мира). Возникновение и реализация гражданских прав и обязанностей происходят в процессе деятельности, которая всегда направлена на существующие материальные и идеальные блага либо на их создание. Именно поэтому, по нашему мнению, в гражданском праве категория имущественных прав содержательно охватывается понятием имущества. Налоговое законодательство относит имущество к наиболее распространенному виду объектов налогообложения. Чем обусловлено определение имущества в качестве объекта налогообложения? Очевидно, наличием определенной материальной выгоды, связанной с владением имуществом. Налоговые обязательства субъектов предпринимательской деятельности в большинстве случаев являются прямым следствием именно их предпринимательской деятельности и тем самым воспринимаются как неразрывно с ней связанные [ сноска 1 ] . Хозяйственное использование имущественных прав вполне допустимо рассматривать в качестве обстоятельства, влекущего обязанность уплаты налога. Важно то, что право, каким-либо образом использующееся в экономических целях, приносит его владельцу определенный доход. Примечательно, что законодатель в качестве критерия отнесения того или иного блага к нематериальным активам (которые, по сути, есть имущественные права) установил именно способность такого блага приносить налогоплательщику экономическую выгоду (п. 3 ст. 257 НК РФ).

    Корректировка налогового законодательства необходима

    Неопределенность законодательства может привести к серьезным спорам, ибо многие недоразумения возникают лишь из-за того, что стороны в одни те же термины и определения вкладывают разный смысл.

    Выход видится в корректировке законодательства. Высказываются разные мнения о том, какими должны быть изменения. Так, А.В. Брызгалин утверждает, что в данном случае не оправданно определение имущества в целях налогообложения исходя из норм гражданского права.

    Целесообразнее понятие имущества как самостоятельного объекта рассматривать в контексте законодательства о налоге на имущество [ сноска 4 ] . Безусловно, при этом в соответствующих главах НК РФ должны быть определены особенности, специфика объектов обложения имущественными налогами в том числе имущественных прав, таких как нематериальные активы - для предприятий и имущественные и земельные доли (паи) и паенакопления в кооперативах - для физических лиц, получающих имущество в порядке наследования и дарения. Однако подобные положения войдут в противоречие с пунктом 2 статьи 38 НК РФ.

    Имущество не нуждается в особом определении

    Как отмечает С.Г. Пепеляев, «ситуация, когда один термин имеет несколько значений (одно из которых - “в целях налогообложения”), приводит к созданию казуистичного законодательства. Оно становится непонятным для тех граждан, кому непосредственно адресовано. Поэтому по возможности термины других отраслей должны применяться в налоговом законодательстве в общеправовом значении» [ сноска 5 ] . Разумеется, терминология налогового законодательства может иметь некоторые особенности, обусловленные спецификой отношений, регулируемых данной отраслью. Но это вовсе не значит, что она должна порывать связь с другими отраслями действующего законодательства и использовать устоявшиеся понятия и термины (тем более общеправовые) в ином значении, наполняя их иным содержанием, когда для этого нет явных причин ни юридического, ни экономического характера.


    [ сноска 1 ] См.: Витрянский В.В., Герасименко С.А. Налоговые органы, налогоплательщик и Гражданский кодекс. - М.: МЦФЭР, 1995 - С. 4.

    [ сноска 2 ] «Российская газета» от 10 марта 1992 года.

    [ сноска 3 ] Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 31. - Cт. 3825.

    [ сноска 4 ] Комментарии к части первой Налогового кодекса/Под ред. А.В. Брызгалина. - М.: Аналитика-Пресс, 1999. - С. 221

    [ сноска 5 ] Налоговое право: Учебное пособие/Под ред. С.Г. Пепеляева. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2000. - С. 224.


    Под налоговым правом понимается совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по установлению и взиманию в бюджет и государственные внебюджетные фонды обязательных, индивидуально безвозмездных денежных платежей. Согласно ст.1 НК РФ, законодательство РФ о налогах и сборах состоит из самого НК РФ, а также принятых в соответствии с ним федеральных законов. К сферам общественных отношений, которые регулируются законодательством о налогах и сборах относятся:
    • установление видов налогов и сборов, взимаемых в РФ;
    • основания возникновения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов ;
    • принципы введения в действие и прекращения действия введенных ранее налогов и сборов;
    • права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений;
    • формы и методы налогового контроля;
    • ответственность за совершение налоговых правонарушений;
    • порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействий) их должностных лиц.
    Налоговое право является самостоятельным Разделом юриспруденции и имеет свой особенный характер. Главным отличием налогового права от других видов права (коммерческого, гражданского и пр.) является то, что налоговое право защищает в первую очередь не частные интересы налогоплательщика, а общественные интересы, интересы государства. Государство в данном случае выступает в качестве субъекта публичного права, получая от общества полномочия по определению и взиманию налогов, их дальнейшему перераспределению, исходя из общественных потребностей. При этом налоги, по существу, являются трансфертными платежами налогоплательщиков, которые централизуются в государственном бюджете и возвращаются налогоплательщикам через предоставление общественных благ и услуг.
    Большинство отраслей права содержат множество отсылочных норм к понятиям и терминологии другой отрасли права. При этом понятия другого права применяются в своем первоначальном значении. Т.е. понятия семейного права используются, например, в уголовном праве без каких-либо оговорок. В итоге возникает определенная связанность множества отраслей права между собой. Все это никак не относится к налоговому праву. Статья 11 НК РФ постулирует, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях, если иное не предусмотрено НК РФ. В тоже время, и гражданский кодекс содержит в себе оговорки подобного рода. Так ст.2 Гражданского кодекса гласит что, к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым, финансовым и административным отношениям гражданское законодательство не применяются, если иное не предусмотрено законодательством. Все эти нормы выделяют налоговое право из системы отраслей права и ставят его особняком. Таким образом, планируя какие-либо действия нужно всегда иметь в виду те определения, хозяйственных отношений которые содержаться в НК РФ.
    В отличие от уголовного права в налоговом праве действует неоспоримая презумпция виновности, т.е. налогоплательщик должен доказать перед налоговыми службами и судебными инстанциями свою невиновность в махинациях по уклонению от налогообложения, свое законопослушание и неукоснительную уплату причитающихся налоговых сумм. Но, несмотря на это, НК РФ содержит в себе нормы, которые ограничивают неоспоримую презумпцию виновности. Так ст.108 НК РФ гласит, что никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены в кодексе. Там также указывается на то, что никто не может быть повторно привлечен к ответственности за совершение одного и того же правонарушения. Кроме того, ст.3 НК РФ предусматривает, что неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщиков.
    Предметом налогового права являются налоговые правоотношения, т.е. урегулированные налогово-правовыми нормами общественные отношения, возникающие в связи с выполнением юридическими лицами своих обязанностей по уплате налогов, а т.ж. в связи с осуществлением государством контроля за уплатой налогоплательщиками налоговых платежей. То есть к налоговым правоотношениям, являющимся предметом регулирования налогового права, относятся две группы отношений: отношения, возникающие в связи с уплатой налоговых платежей и отношения, связанные с осуществлением компетентными органами контроля за правильностью уплаты налога. Следовательно, можно сделать вывод о тех объектах, которые регулируются налоговым правом.
    Объектами налогового права являются:
    1) доходы и имущество юридических и физических лиц, выраженные в денежной форме;
    2) налоговые отношения, входящие в общую группу общественных отношений, складывающихся в процессе формирования бюджетов, и имеющие самостоятельный характер.
    Метод налогового права – властно-имущественный, обусловленный необходимостью применения не допускающих выбора норм налогового права в целях формирования бюджетов за счет доходов налогоплательщиков как одного из главных источников доходов бюджетов. Данный метод предопределяет обязательства налогоплательщиков перед государством.
    Основные принципы правового регулирования налоговых отношений:
    • законность;
    • отрицание обратной силы закона;
    • однократность налогообложения;
    • льготность налогообложения;
    • обеспечение равных требований со стороны государства ко всем хозяйствующим субъектам;
    • создание равных условий для использования налогоплательщиками заработанных ими средств;
    • обязанности юридических и физических лиц, получающих доходы, платить налоги;
    • единый подход к определению прав и обязанностей налогоплательщиков и налоговых органов, ограничение налогового администрирования;
    • равенство защиты прав и интересов налогоплательщиков и государства;
    • резидентство.
    Источниками налогового права являются акты компетентных органов государства, устанавливающие нормы права в сфере налоговой политики. Акты подразделяются на нормативные и ненормативные. Нормативные акты включают законы и подзаконные акты. Законы принимаются на основе всенародного одобрения через референдум или выборные законодательные органы, проходящие через порядок государственной регистрации и официального опубликования в печати. Подзаконные акты принимаются органами государственного управления на основе действующих законов (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и другие документы, прошедшие регистрацию в Минюсте РФ). Ненормативные акты, в отличие от нормативных, не содержат правовые нормы общего характера, являются актами индивидуального применения. К ним относятся решения судебных инстанций по конкретным делам, международные договоры, письма и указания налоговых органов не прошедшие государственную регистрацию в Минюсте РФ и т.п.

    Имущество организаций облагается налогом в зависимости от того, является оно недвижимостью или нет. Этот критерий не имеет однозначного толкования, из-за этого на практике возникает большое количество гражданско-правовых и налоговых споров. Какие цели ставил законодатель, освобождая движимое имущество организаций от налога? Как можно решить проблему с определением объектов налогообложения?

    С 2019 года компании освобождены от уплаты налога на движимое имущество (п. 1 ст. 374 НК РФ). Таким образом законодатель предложил определять имущество, которое облагается налогом, используя классификацию из ГК РФ.

    Ст. 130 ГК РФ относит к недвижимым вещам землю и объекты, которые имеют прочную связь с землей. На практике критерий разделения вещей на движимые и недвижимые вызывает много споров даже в сфере гражданских правоотношений.

    Споры о том, какие объекты в принципе являются объектами прав

    Не все объекты, которые имеют прочную связь с землей, имеют самостоятельное значение. Если у объекта отсутствует собственное хозяйственное назначение, он является составной частью или свойством земельного участка, то такой объект не признается объектом гражданских прав.

    Например, суды не признавали объектами прав:

    • мелиоративную систему (Постановление Президиума ВАС РФ от 17.01.2012 № 4777/08),
    • ограждение (Постановление Президиума ВАС РФ от 24.09.2013 № 1160/13),
    • земляную насыпь — результат работ по подсыпке грунта (Постановление Президиума ВАС РФ от 26.01.2010 № 11052/09),
    • асфальтовую площадку и газон (Определение ВС РФ от 10.06.2016 № 304-КГ16-761, Определение ВС РФ от 30.09.2015 № 303-ЭС15-5520),
    • футбольное поле (Постановление Президиума ВАС РФ от 28.06.2013 № 17085/12).

    Однако в некоторых случаях суды приходили к противоположным выводам. Например, в одном раннем деле Президиум ВАС РФ признал недвижимостью открытую автостоянку с твердым покрытием для 100 грузовых автомобилей, имеющую песчаную подушку, щебеночную подготовку и слой бетона (Постановление Президиума ВАС РФ от 16.12.2008 № 9626/08). Главный аргумент: без этого покрытия участок нельзя использовать как автостоянку, а значит покрытие имело собственное хозяйственное назначение.

    На заметку

    Эту проблему можно было бы решить, закрепив в законе принцип единого объекта недвижимости (земельного участка и построек на нем), при котором единственной недвижимой вещью является земельный участок (исключение делается только для помещений, которые также остаются недвижимыми вещами). Тогда подобные объекты сразу признавали бы составными частями земельного участка, без споров о том, являются ли они самостоятельной недвижимой вещью.

    Споры о строениях, которые можно перемещать

    Критерий прочной связи с землей означает, что вещь невозможно переместить без несоразмерного ущерба ее назначению (ст. 130 ГК РФ).

    Современный уровень техники позволяет передвигать здания и сооружения, однако это не делает такие объекты движимыми вещами. Здесь проявляется дополнительный критерий недвижимости – перемещение такого объекта не соответствует обычному режиму его использования. Правда, есть еще и сборно-разборные ангары, к основным опциям которых относится как раз их перемещение без существенных затрат.

    Например, споры возникали по поводу квалификации:

    • стационарной холодильной камеры (Постановление Президиума ВАС РФ от 12.10.1999 № 2061/99),
    • модульного торгового павильона (Постановление Президиума ВАС РФ от 24.01.2012 № 12576/11),
    • торгового сооружения (Постановление Президиума ВАС РФ от 04.09.2012 № 3809/12).

    Суды и участники оборота нередко квалифицируют объект, основываясь не на норме закона, а на собственном восприятии его свойств. Например, в подобных спорах нередко большое внимание уделяют качеству и основательности фундамента. Кроме того, на первый план могут выходить не физические характеристики объекта, а экономическая целесообразность перемещения.

    Споры о квалификации линейных объектов

    Трубопроводы, линии электропередачи, линейно-кабельные сооружения и другие подобные объекты можно демонтировать, разобрать и собрать на новом месте, и после переноса они будут соответствовать своему назначению. Правда, это все равно не делает такие объекты движимыми вещами.

    С одной стороны, здесь работает уже упомянутый критерий экономической целесообразности. Расходы на демонтаж и перемещение сетей на новое место будут превышать затраты на новое строительство аналогичных сетей. Но дальше необходимо разбираться:

    • имеют ли линейные сооружения самостоятельное хозяйственное значение?
    • могут ли они в обороте выступать в качестве отдельной вещи?

    В некоторых случаях суды не признают линейные объекты самостоятельной вещью и определяют их как составную часть других вещей, с которыми они технологически связаны, например, межцеховой трубопровод (Постановление АС Уральского округа от 27.05.2016 № А47-5430/2015).

    Но если это самостоятельная вещь (магистральный трубопровод, ЛЭП), то это все-таки недвижимость.

    Проблемы квалификации вещей в качестве недвижимости в налоговых спорах

    Проблемы, связанные с гражданско-правовой квалификацией объектов в качестве недвижимости, закономерно порождают сложности при определении объекта налогообложения.

    ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ

    Компания приобрела и приняла к учету в качестве отдельных объектов основных средств здание цеха, трансформаторную подстанцию, а также установленные в здании объекты:

    • оборудование линии по производству древесных гранул,
    • поперечный транспортер подачи щепы,
    • поперечный транспортер подачи щепы и опилок,
    • поперечный транспортер подачи коры,
    • автоматическую систему защиты от пожаров и пылевых взрывов.

    Налоговики считали, что все эти объекты относятся к недвижимому имуществу — зданию и его составным частям. А значит все облагаются налогом на имущество организации.

    Суды согласились с выводами налоговиков, однако ВС РФ занял иную позицию.

    Он указал, что машины и оборудование, выступавшие движимым имуществом при их приобретении и правомерно принятые на учет в качестве отдельных инвентарных объектов, исключаются из объекта налогообложения по налогу на имущество организации.

    Сам по себе факт монтажа оборудования в специально возведенном для его эксплуатации здании, даже если последующий демонтаж и перемещение оборудования потребуют несения дополнительных затрат и частичной ликвидации здания, не означает, что назначением оборудования становится обслуживание здания.

    Это знаковое дело, в котором ВС РФ прямо исключил оборудование из понятия недвижимости в налоговых целях. При этом он не стал применять критерии недвижимости, а использовал правила бухгалтерского учета.

    В спорах о налогообложении линейных объектов суды в целом применяют подходы, выработанные в гражданско-правовых спорах:

    • стоимость линейных сооружений формирует налоговую базу, если они признаются в качестве самостоятельных недвижимых вещей, а также составных частей объектов недвижимости (зданий, сооружений);
    • если линейные сооружения являются составной частью оборудования (движимых вещей), то их стоимость не учитывается при налогообложении.

    ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ

    ВС РФ отнес технологические трубопроводы и газоходы к недвижимости, поскольку они:

    • проектировались как объекты капитального строительства, объединенные единым технологическим процессом (назначением) с установкой прокаливания кокса,
    • смонтированы на специально возведенном фундаменте (эстакадах), наличие которого обеспечивает прочную связь с землей,
    • по своей конструкции не предназначены для последующей разборки, перемещения и сборки на новом месте,
    • перемещение объектов нанесет несоразмерный ущерб их назначению, целостности конструкции, предусмотренной проектной документацией.

    Обратите внимание: апелляция в этом деле пришла к противоположным выводам, отметив сборно-разборный характер сооружений и возможность перемещать их на новое место при сохранении эксплуатационных качеств.

    Обе позиции спорные, особенно с учетом того, что термин «объект капитального строительства», которые использовали кассация и ВС РФ, относится к градостроительному законодательству и не может подменять собой понятие «недвижимая вещь».

    Еще один спорный момент связан с таким критерием недвижимости, как наличие фундамента, который часто используется на практике.

    ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ

    Завод, определяя налоговую базу по налогу на имущество, разделил трансформаторную подстанцию на две составляющих:

    • здание (строение на железобетонном фундаменте со стенами из железобетона), и
    • трансформаторы.

    Завод заплатил налоги только на здание, поскольку считал трансформаторы движимым имуществом. Их можно без ущерба извлечь из подстанции и эксплуатировать самостоятельно вне здания.

    Однако суды не согласились с этим доводом завода и посчитали трансформаторы недвижимостью, которая имеет прочную связь с землей, поскольку они:

    • сооружены на монолитном железобетонном фундаменте,
    • соединены подземными коммуникациями со снабжающими объектами (кабельными электролиниями, проложенными в подземных траншеях).

    Подобные проблемы вообще не должны возникать в налоговых спорах. Если развивать логику законодателя и судов, получается, что стоимость объекта учитывается или не учитывается при исчислении налога на имущество в зависимости от характера его монтажа. Можно ли назвать такой критерий корректным?

    Как правильно определить объект налогообложения по налогу на имущество организации?

    Возможны несколько вариантов решения сложившейся проблемы.

    • Изменить практику применения действующей нормы.

    Сама по себе норма п. 1 ст. 374 НК РФ уже сейчас позволяет уйти от гражданско-правовых критериев недвижимости и применять правила бухгалтерского учета. Именно этот подход применил ВС РФ в Определении от 12.07.2019 № 307-ЭС19-5241 по делу № А05-879/2018, исключив машины и оборудование из налогооблагаемых объектов.

    • Исключить из действующей нормы критерий недвижимости и использовать категории градостроительного законодательства.

    В ст. 374 НК РФ можно указать, что налогообложению подлежат не объекты недвижимости, а объекты капитального строительства: здания и сооружения, за исключением замощений, асфальтовых, бетонных покрытий и иных элементов благоустройства земельных участков. Таким образом будут использоваться категории не гражданского, а градостроительного законодательства. Это решение не идеальное, но все-таки более определенное, чем текущее регулирование.

    • Полностью изменить норму и облагать имущество организации налогом в зависимости от даты его создания/производства.

    В 2019 году движимое имущество организаций исключили из числа объектов налогообложения для того, чтобы стимулировать компании инвестировать в средства производства, модернизировать их, приобретать новые и развивать существующие, а также повышать на них спрос (Постановлении КС РФ от 21.12.2018 № 47-П). Однако средства достижения этой цели оказались спорными.

    Добиться поставленной цели можно было бы, не разделяя объекты налогообложения на движимые и недвижимые, а освободив от налогообложения объекты, которые недавно построили/произвели или модернизировали, например, в пределах 5 лет. Речь идет в том числе о зданиях.

    Разграничить ставки налога или сроки применения льготы можно было бы по сферам экономики. Еще можно было бы не применять освобождение от налогообложения для объектов, приносящих рентный доход.

    Подготовлено по материалам статьи Виктора Бациева «Что такое «недвижимость» и есть ли у этой категории собственное налоговое прочтение?», опубликованной в Сборнике статей «Проблемы гражданского права в судебной практике и законодательстве», посвященном юбилею профессора В.В. Витрянского


    7.10. Правовое регулирование имущественного налогообложения

    К имущественным налогам следует отнести такие виды налоговых платежей, как транспортный налог, налог на имущество организаций, земельный налог и налоги на имущество физических лиц.

    Транспортный налог. Налогообложение транспортных средств - широко распространенное во всем мире явление.

    При этом транспортные налоги являются по преимуществу целевыми, направляемыми в дорожные фонды. Считается, что налогоплательщику психологически проще уплатить налог на свое транспортное средство, если он знает, что эти средства будут направлены па улучшение сети автомобильных дорог.

    В нашей стране до 1 января 2003 г. налогообложение владения транспортными средствами регулировалось Законом РФ от 18 октября 1991 г. № 1761-ФЗ "О дорожных фондах в Российской Федерации"1 и Законом РФ "О налогах на имущество физических лиц".

    В настоящее время общие правила порядка исчисления и уплаты транспортного налога установлены и регулируются гл. 28 НК РФ. Налог является региональным, в связи с чем, будучи установлен на федеральном уровне, вводится в действие законами субъектов РФ в соответствии с требованиями ст. 356 НК РФ. Этими законами определяются ставка налога, порядок и сроки уплаты, форма отчетности. Налог подлежит к уплате на территории соответствующего субъекта РФ. При установлении налога законами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Будучи региональным, налог, соответственно, является государственным.

    Данный налог в широком смысле слова относится к категории имущественных налогов, поскольку предметами материального мира, подлежащими налогообложению, являются специфические виды имущества, т.е. транспортные средства.

    Транспортный налог является прямым налогом, условием возникновения налогового обязательства по которому предполагается факт наличия в собственности у субъекта транспортного средства, указанного в законе. По аналогии с прочими налогами на имущество рассматриваемый налог является количественным и регулярным.

    Транспортный налог относится к категории налогов, взимаемых как с юридических, так и с физических лиц.

    Рассмотрим данный налог в соответствии с элементами, установленными ст. 17 ПК РФ.

    Плательщиками налога (ст. 357 НК РФ) являются лица (как физические, так и юридические), на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы определенные в законе транспортные средства, т.е. их собственники.

    Объектом налогообложения являются виды имущества, установленные в ст. 358 НК РФ (автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы).

    Налоговая база (ст. 359 НК РФ) определяется в натуральном исчислении.

    Налоговым периодом признается календарный год (ст. 360 НК РФ). Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций являются кварталы - первый, второй, третий.

    Налоговые ставки (ст. 361 НК РФ) являются специфическими или твердыми. Они устанавливаются законами субъектов РФ соответственно в твердой сумме (в рублях). При этом налоговые ставки могут быть увеличены или уменьшены законами субъектов РФ.

    Порядок исчисления (ст. 362 НК РФ) налога различен в зависимости от того, является налогоплательщик организацией или физическим лицом.

    Сумма налога исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

    Уплата налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ.

    В качестве льгот п. 2 ст. 358 НК РФ установлены налоговые изъятия для отдельных видов транспортных средств.

    Налог на имущество организаций. Имущественные налоги принадлежат к- числу традиционных сборов, которые хорошо известны большинству современных государств. За время своего существования этот вид налогообложения постоянно находится в процессе эволюции. Изменения обусловлены историческими, географическими, демографическими и другими факторами, например появлением новых видов имущества, изменениями в характере имущественных отношений в стране.

    В Российской Федерации на современном этапе влияние на эволюцию имущественного налогообложения оказывают проходящие в данный момент глобальная налоговая реформа, земельная реформа, в частности предположительное установление нового вида налога - налога на недвижимость. Изменения направлены в основном на расширение базы обложения и перечня облагаемых видов имущества.

    Согласно общетеоретической классификации налогов налог на имущество организаций - это прямой, количественный (так как его величина непосредственно зависит от имущественного ценза налогоплательщика, т.е. от количества и совокупной стоимости имущества, которым располагает организация) налог.

    В соответствии со ст. 14 НК РФ налог является региональным. Таким образом, он относится к категории государственных налогов.

    Будучи региональным налогом, налог устанавливается НК РФ и вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов РФ. Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъектов РФ определяют налоговую ставку в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, форму отчетности по налогу. При введении налога законами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

    Налог является общим и не имеет целью покрытие каких-либо определенных целевых расходов. Налог регулярный, поскольку взимается с определенной периодичностью на протяжении всего периода, в течение которого налогоплательщик владеет имуществом.

    Первоначально налог на имущество организаций регулировался Законом РФ № 2030-1 "О налоге на имущество предприятий", который был принят 13 декабря 1991 г1., после чего в него вносились многократные изменения и дополнения, не носящие, однако, принципиальный характер.

    С 2004 г. отношения по поводу налогообложения имущества организаций регулируются гл. 30 ПК РФ.

    Налог на имущество организаций относится к категории налогов, уплачиваемых только организациями.

    Согласно ст. 373 НК РФ плательщиками налога на имущество организаций являются российские и иностранные организации.

    Объект налогообложения определяется в зависимости от субъекта (ст. 374 ПК РФ). Так, для российских организаций объектом признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

    Налоговая база измеряется исключительно в стоимостном выражении. При этом данные относительно стоимости облагаемого имущества по состоянию на начало любого периода заключены в балансе организации. Баланс - это форма бухгалтерской отчетности, содержащая сведения об остатках средств (имуществе) и остатках источников этих средств организации по состоянию на определенную дату (как правило, на первое число каждого месяца).

    В соответствии со ст. 379 ПК РФ налоговым периодом, в течение которого завершается процесс формирования налоговой базы, признается календарный год, из чего следует, что порядок исчисления налога производится кумулятивным (накопительным) способом. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Поскольку налог является прямым, налоговый и отчетные периоды не совпадают.

    Ставки налога являются адвалорными (процентными), носят пропорциональный характер (см. ст. 380 НК РФ). Поскольку налог региональный, конкретные ставки налога на имущество организаций, определяемые в зависимости от видов их деятельности, устанавливаются законодательными (представительными) органами субъектов РФ. При этом предельный размер налоговой ставки на имущество организаций не может превышать 2,2% налогооблагаемой базы.

    Порядок исчисления налога (ст. 382 НК РФ) предполагает использование кумулятивной системы, согласно которой начисление налога осуществляется нарастающим итогом с начала года, а сумма, причитающаяся к уплате, определяется как разница между начисленной суммой налогового обязательства и суммами налога, уже уплаченными рапсе (по итогам предыдущих периодов).

    Порядок и сроки уплаты налога определяются законами субъектов РФ в соответствии со ст. 383 НК РФ. По общему правилу налог уплачивается по месту нахождения организации.

    Льготы по налогу на имущество организаций предусмотрены в соответствии со ст. 381 НК РФ.

    Читайте также: