Правовая культура в сфере бизнеса налоги

Опубликовано: 15.05.2024

п.культура

СОДЕРЖАНИЕ.

  1. Понятие правовой культуры. Правовая культура в узком и широком смысле.
  2. Структура правовой культуры.
  3. Функции правовой культуры.
  4. Уровни правовой культуры.
  5. Формы правовой культуры.
  6. Правосознание: понятие, уровни, виды, структура.
  7. Правовое воспитание, пути и методы.
  8. Виды правовой деформации: правовой нигилизм, инфантилизм, фетишизм.
  9. Правотворчество и его виды.
  10. Законность и правопорядок.
  11. Значение правовой культуры для граждан и общества.

Правовая культура. Понятие.

Правовая культура — это особое социальное явление, качественно характеризующее правовое состояние как отдельной личности, так и общества в целом.

Правовая культура в узком смысле – образ мышления, стандарты и нормы поведения конкретных людей.

Правовая культура в широком смысле – уровень развития права в обществе, правовое сознание, правомерное поведение, правовые отношения, правовые учреждения.

Структура правовой культуры:

• состояние правосознания в обществе;

• действенность функционирования правовых органов и учреждений;

• уровень правотворческой деятельности (правотворчества);

  • состояние законности и прочность правопорядка.

Функции правовой культуры.

  • Познавательно-преобразовательная — теоретическое осознание и обоснование необходимых мероприятий по формированию правового государства, организация их проведения: инициативы органов государственной власти или общественных организаций о внесении поправок, дополнений или изменений в существующие законы, выявление противоречий в системе законодательства.
  • Праворегулятивная — обеспечение устойчивого, слаженного и эффективного функционирования всех элементов правовой системы и общества в целом: четкие представления граждан о необходимости соблюдения законности и правопорядка, о недопустимости нарушать своими действиями права других людей.
  • Ценностно-нормативная — оценочное отношение личности к цели и результатам правовой деятельности, изучение этого отношения: реакция граждан на принятый закон, деятельность органов прокуратуры или милиции, а также изучение закономерностей данной реакции.
  • Правосоциализаторская — формирование правовых качеств личности (через организацию правового просвещения, правовой помощи, самовоспитание): уроки правоведения и обществознания в школе, работа юридических консультаций, самостоятельное изучение гражданами правовых проблем, знакомство с новыми законами и т. п.
  • Коммуникативная — регулирование общения граждан в правовой сфере: наличие у граждан представления о необходимости юридического оформления сделок, поступления на работу и т. п.
  • Прогностическая — анализ тенденций, характерных для правовой системы общества: использование элементов научного прогнозирования и планомерности в законодательной деятельности.

Уровни правовой культуры:

  • обыденный — ограничивается рамками повседневной жизни людей, не поднимаясь до уровня теоретических обобщений;
  • профессиональный — свойствен лицам, занимающимся юридической деятельностью на профессиональном уровне — присуща высокая степень знания права и понимания правовых проблем, целей и задач правовой деятельности.
  • теоретический — включает в себя высокий уровень не только знания права, но и понимания его глубинных свойств и ценностей, механизма действия и т.д.

Формы правовой культуры.

1.Правовая культура личности – отражает степень и характер развития личности, которые выражаются в уровне правомерности ее деятельности. Включает в себя:

  • правосознание человека;
  • привычку к правомерному, законопослушному поведению;
  • правовую активность личности, т. е. умение эффективно использовать правовые средства для достижения своих целей.

Проявления правовой культуры личности: знание Конституции, основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина; уважительное отношение к праву; стремление строить свое поведение в соответствии с предписаниями правовых норм; готовность остановить правонарушение и др.

2.Правовая культура общества — отражает обеспечение прав и свобод человека, безопасность личности, является гарантом ее правовой защиты и гражданской активности.Складывается из правовой культуры отдельных граждан.

Проявления правовой культуры общества: незыблемость конституционного строя, признание верховенства законов; уважение к демократическим правовым институтам, правам и свободам человека и гражданина; системность и доступность законодательства; строгое и неуклонное соблюдение законности и др.

3. Правовая культура социальных групп – свойственна отдельным социальным группам, зависит от правосознания данной группы (правовых ценностей данного общества);

Важнейшим элементом правовой культуры является уровень правосознания в обществе.

Правосознание.

Правосознание (правовое сознание) — это совокупность идей, представлений, чувств, выражающих отношение людей к действующему или желаемому праву.

Уровни правосознания:

• обыденное (эмпирическое): уровень правосознания обычного человека, который не обладает какими-либо особыми познаниями в праве.

• профессиональное: правосознание юристов, которые облагают глубокими знаниями в юриспруденции.

• научное (теоретическое): характерно для ученых-юристов, которые на глубоком теоретическом уровне анализируют право.

Виды правосознания:

• индивидуальное: формируется у конкретного индивида.

• групповое: формируется в отдельных социальных группах (например, у бюрократов).

• общественное.

Структура правосознания:

  • правовая идеология;
  • правовая психология.

Правовая идеология – это понимание права, включающее правовые знания, идеи, концепции, теории, представления. Это рациональный уровень правосознания, формирующийся в процессе интеллектуального осмысления права.

Правовая психология – это эмоционально-чувственная оценка правовых явлений, включающая чувства, эмоции, настроения, переживания, иллюзии, привычки, стереотипы. Это стихийный, интуитивный, неконтролируемый разумом уровень правосознания. Эмоциональное состояние человека непосредственно влияет на выбор того или иного поведения — правомерного или неправомерного. Человек воспринимает право не только интеллектуально — разумом, рассудком, но и эмоционально — ощущая, чувствуя правовое воздействие.

Правовое воспитание.

Правовое воспитание — целенаправленная система мер, просветительских, образовательных и иных, формирующая установки уважения и соблюдения права, профилактики правонарушений.

Целью правового воспитания является совершенствование правовой культуры и правосознания граждан.

Основной задачей правового воспитания является привитие индивиду осознанного стремления к правомерному поведению. В то же время, развитие правосознания определяет выбор индивидом правомерного или неправомерного поведения, а следовательно, и общее состояние законности и правопорядка.

Пути и методы правового воспитания:

  • правовое обучение (обучение основам права в школе, профессиональная правовая подготовка в юридических вузах и др.);
  • правовая пропаганда через средства массовой информации,
  • выпуск разнообразной юридической литературы,
  • создание компьютерных баз данных («Гарант», « Консультант-плюс», «Кодекс»).

Виды деформации правосознания:

  • правовой нигилизм– это негативное отношение к праву, отрицание его социальной ценности, осознанный выбор неправомерного поведения;
  • правовой фетишизм– это преувеличение, абсолютизация роли и значения правового регулирования в жизни общества;
  • правовой инфантилизм– это недооценка роли права, плохое знание права.

Правовой нигилизм. Формы проявления:

  • равнодушное отношение к роли и значению права;
  • скептическое отношение к возможностям права;
  • полное неверие в возможности права и негативное отношение к нему.

Пути профилактики правого нигилизма:

  • обеспечение качества принимаемых законов;
  • упрочение законности и правопорядка;
  • совершенствование юридического образования;
  • наличие в стране действенного и справедливого правосудия;
  • повышение уровня правовой культуры населения, государственных и муниципальных служащих, профессиональной культуры юристов.

Правотворчество.

Правотворчество (правотворческая деятельность) — специальный вид деятельности компетентных органов государства, в ходе которой они устанавливают нормы права путем издания, изменения или отмены правовых актов.

В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на следующие виды:

  • непосредственное правотворчество народа (референдум);
  • правотворчество государственных органов (Государственной Думы, Правительства и др.);
  • правотворчество отдельных должностных лиц (Президента, губернатора и др.);
  • правотворчество организаций, учреждений, предприятий. Основой правотворчества государства является законотворческая деятельность.
  • Законотворческая деятельность (законотворчество)— это правотворческая деятельность высших представительных органов — парламентов, в процессе которой издаются нормативные акты высшей юридической силы — законы, принимаемые в соответствии с усложненной процедурой.
  • В числе структурных элементов политической культуры выделяются законность и правопорядок.
  • Законность — это неукоснительное исполнение законов и соответствующих им других правовых актов всеми органами государства, должностными и иными лицами.
  • Для проведения данного принципа в жизнь от всех участников правоотношений требуется: — соблюдение и уважение права; — понимание его культурной и духовной ценности. Реализация принципа законности способствует утверждению в обществе правопорядка. Правопорядок — установленный в обществе порядок отношений, основанный на точном исполнении закона и отвечающий его требованиям. Правопорядок характеризуется следующими критериями: Основой правотворчества государства является законотворческая деятельность.
  • Законотворческая деятельность (законотворчество) — это правотворческая деятельность высших представительных органов — парламентов, в процессе которой издаются нормативные акты высшей юридической силы — законы, принимаемые в соответствии с усложненной процедурой. В числе структурных элементов политической культуры выделяются законность и правопорядок.
  • Законность — это неукоснительное исполнение законов и соответствующих им других правовых актов всеми органами государства, должностными и иными лицами.
  • Для проведения данного принципа в жизнь от всех участников правоотношений требуется: соблюдение и уважение права; понимание его культурной и духовной ценности.
  • Реализация принципа законности способствует утверждению в обществе правопорядка. Правопорядок — установленный в обществе порядок отношений, основанный на точном исполнении закона и отвечающий его требованиям. Правопорядок характеризуется следующими критериями:

— высоким уровнем соблюдения законов; — обеспечением и реализацией субъективных прав; — исполнением юридических обязанностей всеми гражданами, организациями, государственными органами.

Значение правовой культуры для гражданина и общества:

  • способствует гармоничному развитию человека, созданию правовых ценностей;
  • накапливает юридические знания и опыт человечества, что позволяет сочетать и саморегулировать отечественные и иностранные источники правового прогресса;
  • отражает своеобразие национальной государственности, правопорядка и правовой системы;
  • является предпосылкой укрепления законности и правопорядка, без чего невозможно построить демократическое государство.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Правовой культура — это совокупность представлений людей о праве, его реализации, правоприменительной деятельности, сформированных в виде знаний, убеждений, норм и установок, принятых социумом. Также правовую культуру можно рассматривать в узком и широком смысле:

  • в узком смысле под правовой культурой подразумевают систему взаимоотношений, сложившуюся между людьми и различными организациями в результате их длительного взаимодействия. Естественно, подобные взаимоотношения регулируются нормами права и находятся под охраной государства.
  • в широком смысле к данному понятию относят весь багаж юридических знаний, накопленный человечеством ранее и реализуемый людьми в повседневной жизни, в отношениях друг с другом, в трудовой деятельности и иных сферах. В этом смысле правовая культура является основой законопослушного поведения граждан.

Сущность описываемого феномена заключается в знании, уважении индивидом норм права и их соблюдении. По этой причине правовая культура во многом перекликается с правосознанием, поскольку отчасти тоже базируется на понятиях о правомерности и неправомерности тех или иных деяний.

Помимо этого, в ее состав включается поведение, соответствующее не только юридическим нормам, но и требующее от каждого члена общества соблюдения норм морали, прав других людей, а также выполнения им взятых на себя обязательств. По этой причине указанное понятие требует от человека развития ряда положительных личных качеств, включая честность, совестливость и справедливость.

Структура правовой культуры

К структуре раскрываемого явления относят перечень компонентов, из которых и складывается позитивное правовое поведение граждан. Существуют три группы указанных компонентов:

  • познавательные;
  • поведенческие;
  • ценностно-ориентационные.

К группе познавательных компонентов относят полноту юридической информированности граждан, уровень правовой образованности населения, знание и понимание отдельным человеком действующих внутри страны законов.

К поведенческим компонентам относят устойчивые формы правомерного поведения, заключающиеся в повседневном осознанном соблюдении и исполнении человеком законов и различных оговоренных в законодательстве обязанностей, а также в использовании им своих прав. При этом гражданин сознательно отказывается от применения любых противозаконных средств при решении спорных ситуаций, выбирая в качестве единственной приемлемой для себя модели правомерное поведение.

К группе ценностно-ориентационных компонентов относят различные правовые установки, касающиеся, в частности, желания гражданина соблюдать закон, его готовности воспринимать, усваивать и оценивать правовую информацию, отстаивать свои законные интересы и др. Эти установки оказывают существенное воздействие на мировоззрение индивидуума.

Следовательно, именно уровень развития правовой культуры является основным показателем той роли, которую играет право в жизни конкретного социума.

Как формируется правовая культура?

Формирование правовой культуры всегда протекает поэтапно. Изначально образуется своеобразный фундамент этого феномена, основанный на человеческих взаимоотношениях и способах разрешения возникающих между индивидами споров. В дальнейшем первичные знания и правила взаимоотношений между членами социума конкретизируются, в них выделяются отдельные, самостоятельные отрасли и направления (к примеру, семейное, гражданское, уголовное право). Параллельно растет и уровень правосознания граждан, увеличивается степень их юридической информированности и понимания ими ценности права как способа законного и наиболее справедливого урегулирования споров между людьми.

Но для формирования полноценной правовой культуры недостаточно одних лишь знаний о праве, остающихся на обыденном, повседневном уровне. Немалое значение имеет и оценка правовой практики. Она заключается в оценке индивидуумом не только нравственной, но и правовой стороны любого явления или события, при которой человек делает выводы о законности либо о незаконности данного события в правовом контексте.

Ступени правовой культуры

Правовую культура принято разграничивать на несколько разновидностей, которые называют «ступени», поскольку в них прослеживается определенная последовательность. Выделяют следующие ступени:

  • Правовая культура личности. Это степень правового воспитания и образования отдельной личности, ее способность пользоваться нормами права для собственной защиты и твердое намерение выстраивать свое поведение исключительно в рамках закона;
  • Правовая культура социальной группы. Это степень правового воспитания и образования уже не отдельного человека, а группы людей, определенного слоя общества. Различные социальные группы отличает различный уровень правовой культуры – к примеру, люди, имеющие юридическое образование и работающие в правовой сфере отличаются большим, по сравнению с другими группами граждан, уважением к праву и его институтам;
  • П равовой культура социума. Это масштаб юридического воспитания и образования уже в пределах всего общества.

В целом, правовая культура является важнейшей составляющей любого правового государства, сильнейшим стимулом по воспитанию в гражданах чувства взаимного уважения друг к другу, а также доверия к закону и правопорядку.

Уровни правовой культуры

В науке принято выделять три уровня правовой культуры, к числу которых относятся:

  1. Обыденный уровень. Для данного уровня характерна определенная ограниченность при понимании индивидом сути права, а равно и некоторая поверхностность его суждений и взглядов. Естественно, такой культурный уровень не позволяет человеку объективно осмыслить и понять все стороны практики правоприменения и юридической деятельности в целом. Однако именно наличие у граждан обыденного уровня правовой культуры делает их законопослушными и ответственными, учит не только выполнять свои обязанности, но и защищать собственные права.
  2. Профессиональный уровень. Характерен для лиц, имеющих юридическое образование и осуществляющих профессиональную деятельность в данной сфере. Ежедневное соприкосновение юристов со специфическими понятиями и терминологией способствует выработке у них собственного, более высокого, по сравнению с обыденным, уровня правовой культуры, для которого характерно понимание юридических проблем и задач, глубокие познания в области права и следование нормам профессионального поведения.
  3. Теоретический уровень. Встречается у профильных научных работников и состоит из совокупности обширных научных знаний в области права, а также гипотез, идей и теорий, касающихся поиска сути и толкования учеными содержания различных правовых норм. Данный уровень достигается коллективными усилиями большого числа теоретиков и дополняется опытом практических работников, а потому для него характерно понимание сущности правовых явлений и порядка взаимодействия юридической сферы с другими сферами человеческой деятельности.

Все перечисленные выше уровни правовой культуры тесно связаны между собой, они взаимно дополняют и взаимно обуславливают собственное существование. К тому же, различный уровень решаемых человеком задач требует от него соответственного уровня правовой культуры (к примеру, находящийся на обыденном уровне понимания права индивидуум не сможет полноценно участвовать в законотворческой деятельности).

Функции правовой культуры

На правовую культуру возлагается сразу несколько важных функций, а именно:

  • Познавательная, под которой понимается изучение и освоение людьми юридического опыта прошлых эпох и поколений, а также перенимание полезных особенностей указанного опыта;
  • Регулятивная, основной задачей которой является формирование и обеспечение существования стабильного правопорядка;
  • Нормативно-ценностная, главной целью которой стало сопоставление человеком совершаемых им поступков с известными ему образцами правомерного поведения (с осуждением неправомерных действий и поощрением правомерных поступков);
  • Коммуникативная функция обеспечивает гражданам возможность вести диалог между собой, чтобы обсуждать и согласовывать важные для них личные, групповые и общественные интересы;
  • Прогностическая функция относится в первую очередь к сферам правотворчества, укрепления правопорядка, к области реализации гражданами их прав и свобод и к любым вопросам, касающимся внесения изменений в действующую правовую систему.

Отличия правовой культуры от правосознания

Правосознание отличается от правовой культуры наличием в его составе ряда теорий, отражающих отношение социума и отдельных граждан к юридическим нормам, а правовая культура выражается, прежде всего, в положительном отношении индивидуумов к правовой сфере и юридическим институтам. По этой причине правовую культуру относят к более широким, нежели правосознание, понятиям, отражающим уровень знания гражданами собственных прав и обязанностей, состоянием правосудия и правоохранительной системы, соблюдением законов представителями власти и т.д.

К высшей степени проявления правовой культуры причисляют правовую активность отдельной личности, выражающуюся как в строгом соблюдении индивидуумом законов, так и в его активной деятельности, затрагивающей области применения права и правового регулирования.

Значение правовой культуры

Развитые государства отличает высокий уровень развития правовой культуры — именно она является фундаментом общественной и гражданской активности, способствует формированию институтов гражданского общества и прививает населению чувство ответственности за происходящее в стране.

Наличие правовой культуры помогает оптимизировать работу правоохранительной системы, наладить взаимодействие между различными группами населения и слоями общества, предупредив возможную конфронтацию между ними. К тому же, высокий уровень правовой культуры прямо влияет на правоприменительную и правотворческую сферы, повышая эффективность их работы и помогая усовершенствовать взаимоотношения между различными государственными институтами.

Помимо этого, правовая культура включает в свой состав практику правового общения между гражданами и представителями власти, развитость юридической науки, соблюдение прав человека и ряд других важных аспектов. В ее состав входит и правосознание, но исключительно в развитых формах его выражения. Следовательно, правовая культура объединяет в себе весь спектр ценностей, относящихся к правовой деятельности человека, включая правовые отношения между государством и гражданином, юридический менталитет населения, сферы правопорядка и правоприменения.

Заключение

Таким образом, именно наличие развитой правовой культуры является обязательным условием как для сознательного исполнения людьми принятых законов, так и для предотвращения правового произвола государства по отношению к гражданам. Наличие у населения научно обоснованных юридических представлений относится к важнейшей гарантии по сохранению правопорядка внутри страны, без которого невозможно стабильное и поступательное развитие современного государства.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2015 в 22:21, контрольная работа

Краткое описание

В рыночной экономике налоги выполняют столь важную роль, что можно с уверенностью сказать: без хорошо налаженной, четко действующей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика невозможна.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3
1. НАЛОГОВАЯ КУЛЬТУРА. 4
1.1 Что такое "налоговая культура". 4
1.2 Приоритетные направления повышения уровня налоговой культуры. 5
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 9
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 12

Прикрепленные файлы: 1 файл

контр.Налоговая культура.docx

1. НАЛОГОВАЯ КУЛЬТУРА. . . . 4

1.1 Что такое "налоговая культура". . . 4

1.2 Приоритетные направления повышения уровня налоговой культуры. 5

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. . 12

В рыночной экономике налоги выполняют столь важную роль, что можно с уверенностью сказать: без хорошо налаженной, четко действующей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика невозможна.

Налоги выступают основным источником доходов бюджетной системы, включая бюджеты всех трех уровней и, следовательно, решающим фактором в создании финансовой базы, необходимой для выполнения социально-экономических и других задач государства. Именно поэтому необходимо чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

Таким образом, актуальность темы обуславливается важностью и необходимостью совершенствования налогообложения, реформирования налоговой системы, формирования и развития налоговой культуры населения, которые бы отвечали современным условиям развития отечественной экономики.

1. НАЛОГОВАЯ КУЛЬТУРА

1.1 Что такое "налоговая культура"?

В современном российском обществе роль и значение налоговой культуры стремительно возрастают, так как современная Россия находится в сложных социально-экономических условиях, в которых большинство населения живет бедно, а многие организации и предприятия никак не могут адаптироваться в условиях рыночной экономики, борясь с высоким налогообложением. Граждане не понимают, ради чего их принуждают платить налоги, лишая значительной части заработанных средств. Поэтому те, кто уклоняется от уплаты налогов, вызывают восхищение и одобрение у других. Именно поэтому сегодня есть смысл задуматься над тем, что есть налоговая культура.
Налоговая культура представляет собой систему ценностей, норм, установленных правил и принципов в сфере налоговых отношений; некую модель, которая включает в себя правомерные действия, как налогоплательщиков, так и налоговых органов. В качестве налогоплательщиков выступают, как рядовые граждане, так и индивидуальные предприниматели, собственники малого, среднего и крупного бизнеса. У каждого налогоплательщика своя, отличная от других, налоговая культура. К тому же у налоговых органов существует свой свод ценностей, норм и правил.
Налоговая культура складывается из понимания гражданами всей важности для государства и общества уплаты налогов и знания своих прав и обязанностей по их уплате. Законопослушный налогоплательщик полностью осознает, что на его деньги государство содержит армию, флот, милицию, образование, здравоохранение и т.д. В современном российском обществе налоговой культуры практически нет, либо она находится на стадии зарождения, так как существует целый ряд препятствующих ее развитию факторов.

1.2 Приоритетные направления повышения уровня налоговой культуры

Масштабы уклонения от уплаты налогов в России создают угрозу для экономической безопасности государства. В современном мире возникает вопрос о необходимости совершенствования системы налогообложения и рассмотрения ее с позиции социальных проблем. В настоящее время в России в сфере налогообложения сложился негативный стереотип поведения. Наблюдается достаточно низкая налоговая культура общества, недоверие физических и юридических лиц к налоговой системе, стремление уклониться от уплаты налогов. Обо всем этом свидетельствуют как данные о росте правонарушений и преступлений, связанных с сокрытием доходов от налогообложения, в том числе в крупных и особо крупных размерах, так и результаты многочисленных социологических исследований.

В этой связи необходимо формировать и развивать налоговую культуру населения. Процессу формирования налоговой культуры препятствует ряд проблем. Среди них можно выделить:

  • нестабильное налоговое законодательство РФ;
  • недостаточная система информирования, консультирования граждан;
  • низкий уровень качества исполнения налоговых процедур;
  • недоверие со стороны населения по отношению к налоговым органам;
  • проблема взаимной социальной ответственности между субъектами налоговых отношений;
  • непрестижность работы в налоговых органах, низкая социальная мотивация, большая текучесть кадров;
  • процесс глобализации как причина роста конкуренции фирм и вследствие этого - постоянный поиск хозяйственными субъектами способов минимизации налоговых платежей.

Налоговая система - важнейший инструмент в обеспечении экономического, социального и культурного развития страны. Нестабильность налогового законодательства страны выступает одним из самых острых проблем в развитии налоговой культуры. Правительство РФ предпринимает различные меры в области реформирования налогового института. Данные меры направлены на упрощение налогообложения и ужесточение налогового администрирования, но прогресса в развитии налоговой дисциплины и налоговой культуры не наблюдается.

Приоритетными направлениями повышения уровня налоговой культуры являются:

  • принятие мер по упрощению налогового законодательства РФ и совершенствованию механизма разрешения налоговых споров;
  • существенное повышение эффективности взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками;
  • повышение информирования, развитие налогового консультирования граждан, рекламно-информационные мероприятия, использование каналов СМИ;
  • внедрение схем по улучшению качества исполнения налоговых процедур;
  • повышение имиджа и престижа работы в налоговых органах.

Следует отметить, что направления повышения уровня налоговой культуры вытекают из проблем, препятствующих ее развитию. Профессионализм и взаимная ответственность являются основными показателями нового уровня сотрудничества государства и налогоплательщиков, а также высокой налоговой культуры и налоговой дисциплины.

Менталитет, в том числе и налоговый, обладает одновременно и устойчивостью, и изменчивостью. Основная цель налоговых органов должна быть направлена на противостояние закреплению в общественном сознании уклонение от уплаты как акт, сохраняющий личную выгоду.

Для этого налоговыми органами успешно создаются условия для налогоплательщика, исходя из которых, он будет строить свое поведение. Это комфортные условия пребывания в центрах по приему налоговой отчетности, работа web-ресурсов, возможность получить налоговые услуги в электронном виде, функционирование call-центров, телефонов доверия, проведение массово-разъяснительной работы (семинары, «круглые столы», заседания), размещение информации с использованием средств массовой информации, информационных стендов, буклетов и иных печатных материалов, а также видео-, аудио- и других технических средств, применяемых для распространения информации, средств телефонной и сотовой связи. Все эти мероприятия позволяют сформировать определенный стереотип поведения, как налогоплательщика, так и представителя налогового органа. В свою очередь, стереотип является базой формирования менталитета через восприятие, группировку и оценку ситуаций.

Налоговый менталитет - совокупность отношений, убеждений, норм, установок, разделяемых налоговыми органами и налогоплательщиками, который диктует тенденции поведения. Важно формирование не только положительного образа работника налогового органа, но и добросовестного налогоплательщика. Следует акцентировать внимание на том, что высокий результат не может быть достигнут при ориентации всех мер на конкретных субъектов налоговых отношений, иначе говоря, необходимо рассматривать весь комплекс отношений, без выделения определенных единиц из него. Налоговый менталитет - целостная система взаимоотношений между налогоплательщиками и налоговыми органами. Неправомерные действия одной из сторон приводят к нестабильности всей системы и неэффективности применяемых мер.

В поведении налогоплательщиков отсутствует стереотип престижности исполнения налогового обязательства налогоплательщиком, а значит, не наблюдается активного участия в экономической и социальной жизни общества, полноправным членом которого он является.

Задача повышения уровня налоговой культуры достаточно сложна, так как такая система налогообложения теоретически требует:

  • высококвалифицированного профессионального обеспечения;
  • хорошо организованной службы отслеживания и контроля за уплатой налогов;
  • высокого уровня законопослушания.

Между тем физические лица во всех странах мира - самая трудно контролируемая категория налогоплательщиков. Но в целом, нужно отметить, что налоговая система РФ в отношении налогоплательщиков физических лиц достаточно упрощена. Данная категория налогоплательщиков не исчисляет и не рассчитывает суммы налоговых платежей, подлежащих уплате в бюджет, что значительно улучшает их положение в системе налогообложения. Таким образом, можно отметить, что данный фактор является стимулирующим моментов в отношении налоговой культуры.

Полагаю, что о проблематике правовой культуры нашего общества должны говорить правоведы. Так же как о проблемах экологии говорят экологи, а о здравоохранении говорят медики.

Голосовое сообщение на WhatsApp в разгар рабочего понедельника я проигнорировала. Коллеги мне пишут на e-mail, клиенты – звонят на мобильный, а звонкий сигнал мессенджера свидетельствует о внимании от родных и друзей. Последних очень люблю и ценю, но у меня 7 судебных исков об оспаривании кадастровой стоимости, которые нужно закончить и отнести на почту до конца дня. Поймите правильно.

И вот, после того, как огромные конверты с исками и приложениями были сформированы, описи перепроверены, дошла очередь и до истошно трезвонящего мессенджера. «…сам трудовой договор был подписан в июне… зарплата единоразовая, которая должна была быть выплачена до конца августа… работали мы на одну компанию, договор заключили с другой, но они взаимосвязаны… денег до сих пор никто не получил… такие дела, подскажи, что делать…» – повествовала 25-секундная запись голосом хорошего знакомого.

Ситуация довольно банальна на самом деле. И далее речь пойдет даже не о ней. Я просто вспомнила, сколько раз за последние два года ко мне обращались знакомые с проблемами в сфере трудового права. Как на прошлой работе новенькая сотрудница просила взять ее на работу без трудовой книжки, потому что ей «на предыдущей работе ее не отдавали, мотивируя разными глупыми причинами, а ехать сейчас, что бы забрать, некогда и лень, да и на телефонные звонки в офисе не отвечают». Или как знакомый сетовал, что лишается части дохода из-за штрафов, которыми работодатель облагает его и коллег в качестве дисциплинарного взыскания за незначительные «проступки». Это действительно великолепные люди, с высшим образованием, большие профессионалы своего дела. Но их уровень базовых знаний в сфере права не вызывает восхищения.

Друзья, трудовую книжку работнику обязаны выдать на руки в день увольнения. Не выдали? Следует прийти в отдел кадров и попросить выдать, от руки на клочке бумаги написать претензию и отдать; если это не приносит результата – прогуляться в прокуратуру и написать заявление на нерадивого работодателя, подать в суд, в конце концов. Просто потому, что эта книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. И не получив ее вовремя, работник даже имеет право обратиться в суд для взыскания среднего заработка за каждый день задержки выдачи трудовой книжки.

Работодатель не имеет права применять к вам никакие другие дисциплинарные взыскания, кроме замечания, выговора и увольнения. Работодатель не вправе взыскивать денежные штрафы с работника за нарушение трудовой дисциплины. Это незаконно. Работодатель лишает вас вашего имущества, потому что по ГК РФ деньги – это имущество.

Не нужно иметь юридическое образование, что бы это знать. Это базовые аспекты вашей трудовой деятельности, а на работе большинство людей проводит добрую часть своей жизни. А значит – это важно.

Вышеизложенные ситуации – капля в океане, таких историй каждый юрист на своей практике соберет с десяток. Знаете, что именно меня во всем этом беспокоит? Уровень правовой культуры нашего общества. Я считаю его низким. Он не отсутствует совсем, но, все же, его уровень оставляет желать лучшего.

Вы можете задать мне вопрос: «Кого это должно волновать?»

«Каждого» – отвечу вам я.

Когда люди подписывают договор не читая, а затем не получают ожидаемого результата, потому что договор его просто-напросто не предусматривает – это низкая правовая культура.

Когда люди получают явно ошибочный штраф ГИБДД и не оспаривают его, а затем искренне удивляются, когда через 3 месяца сумма штрафа списывается с их зарплатной карты – это низкая правовая культура.

Когда граждане считают взятки при поступлении в вуз нормальным явлением – это низкая правовая культура.

Когда люди ставят знак равенства между понятиями «преступное инакомыслие» и «нормальный плюрализм мнений» – это низкая правовая культура.

Продолжать этот перечень примеров можно долго.

Ясно одно – все эти моменты формируют то общество, в котором мы живем. Нет смысла вдаваться в поиск единого определения понятия «правовая культура общества», так как это явление многогранное.

Кто-то из современников полагает, что «…Подлинно культурным обществом является то, где разработана и действует развернутая и непротиворечивая система законодательства, отражающая общечеловеческие духовные ценности, где права личности обеспечиваются и защищаются, господствует режим законности и законопослушания…»1. Мне ближе следующее высказывание, которое гласит, что «…правовая культура выступает продуктом деятельности человека и находит свое отражение в совокупности правовых ценностей…»2.

Мое скромное мнение состоит в том, что проблема правовой культуры в нашем обществе существует и об этом стоит говорить. Но давайте будем честными: на планете не существует ни одного государства с идеальной правовой культурой, потому что речь идет о человеческом факторе, а люди, как нам известно, разные. Мы, конечно, можем начать с себя, прививать правовую грамотность нашим детям. Но достаточно ли этого, что бы через 50 лет ситуация изменилась? Считаете ли вы уровень правовой культуры в нашей стране низким и есть ли в этом проблема вообще? Может ли юридическое сообщество способствовать улучшению ситуации и как? Любопытно будет почитать мнение уважаемых коллег.

1 Мельников В.Ю. Значение правовой культуры для развития человека и гражданского общества // Культура: управление, экономика, право. 2016. №3. С. 18 – 26

2 Филимонова И.В., Беденков В.В. Проблема повышения уровня правовой культуры молодежи в России // Современный юрист. 2016. №2. С. 33 - 51

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2015 в 22:21, контрольная работа

Краткое описание

В рыночной экономике налоги выполняют столь важную роль, что можно с уверенностью сказать: без хорошо налаженной, четко действующей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика невозможна.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3
1. НАЛОГОВАЯ КУЛЬТУРА. 4
1.1 Что такое "налоговая культура". 4
1.2 Приоритетные направления повышения уровня налоговой культуры. 5
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 9
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 12

Прикрепленные файлы: 1 файл

контр.Налоговая культура.docx

1. НАЛОГОВАЯ КУЛЬТУРА. . . . 4

1.1 Что такое "налоговая культура". . . 4

1.2 Приоритетные направления повышения уровня налоговой культуры. 5

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. . 12

В рыночной экономике налоги выполняют столь важную роль, что можно с уверенностью сказать: без хорошо налаженной, четко действующей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика невозможна.

Налоги выступают основным источником доходов бюджетной системы, включая бюджеты всех трех уровней и, следовательно, решающим фактором в создании финансовой базы, необходимой для выполнения социально-экономических и других задач государства. Именно поэтому необходимо чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

Таким образом, актуальность темы обуславливается важностью и необходимостью совершенствования налогообложения, реформирования налоговой системы, формирования и развития налоговой культуры населения, которые бы отвечали современным условиям развития отечественной экономики.

1. НАЛОГОВАЯ КУЛЬТУРА

1.1 Что такое "налоговая культура"?

В современном российском обществе роль и значение налоговой культуры стремительно возрастают, так как современная Россия находится в сложных социально-экономических условиях, в которых большинство населения живет бедно, а многие организации и предприятия никак не могут адаптироваться в условиях рыночной экономики, борясь с высоким налогообложением. Граждане не понимают, ради чего их принуждают платить налоги, лишая значительной части заработанных средств. Поэтому те, кто уклоняется от уплаты налогов, вызывают восхищение и одобрение у других. Именно поэтому сегодня есть смысл задуматься над тем, что есть налоговая культура.
Налоговая культура представляет собой систему ценностей, норм, установленных правил и принципов в сфере налоговых отношений; некую модель, которая включает в себя правомерные действия, как налогоплательщиков, так и налоговых органов. В качестве налогоплательщиков выступают, как рядовые граждане, так и индивидуальные предприниматели, собственники малого, среднего и крупного бизнеса. У каждого налогоплательщика своя, отличная от других, налоговая культура. К тому же у налоговых органов существует свой свод ценностей, норм и правил.
Налоговая культура складывается из понимания гражданами всей важности для государства и общества уплаты налогов и знания своих прав и обязанностей по их уплате. Законопослушный налогоплательщик полностью осознает, что на его деньги государство содержит армию, флот, милицию, образование, здравоохранение и т.д. В современном российском обществе налоговой культуры практически нет, либо она находится на стадии зарождения, так как существует целый ряд препятствующих ее развитию факторов.

1.2 Приоритетные направления повышения уровня налоговой культуры

Масштабы уклонения от уплаты налогов в России создают угрозу для экономической безопасности государства. В современном мире возникает вопрос о необходимости совершенствования системы налогообложения и рассмотрения ее с позиции социальных проблем. В настоящее время в России в сфере налогообложения сложился негативный стереотип поведения. Наблюдается достаточно низкая налоговая культура общества, недоверие физических и юридических лиц к налоговой системе, стремление уклониться от уплаты налогов. Обо всем этом свидетельствуют как данные о росте правонарушений и преступлений, связанных с сокрытием доходов от налогообложения, в том числе в крупных и особо крупных размерах, так и результаты многочисленных социологических исследований.

В этой связи необходимо формировать и развивать налоговую культуру населения. Процессу формирования налоговой культуры препятствует ряд проблем. Среди них можно выделить:

  • нестабильное налоговое законодательство РФ;
  • недостаточная система информирования, консультирования граждан;
  • низкий уровень качества исполнения налоговых процедур;
  • недоверие со стороны населения по отношению к налоговым органам;
  • проблема взаимной социальной ответственности между субъектами налоговых отношений;
  • непрестижность работы в налоговых органах, низкая социальная мотивация, большая текучесть кадров;
  • процесс глобализации как причина роста конкуренции фирм и вследствие этого - постоянный поиск хозяйственными субъектами способов минимизации налоговых платежей.

Налоговая система - важнейший инструмент в обеспечении экономического, социального и культурного развития страны. Нестабильность налогового законодательства страны выступает одним из самых острых проблем в развитии налоговой культуры. Правительство РФ предпринимает различные меры в области реформирования налогового института. Данные меры направлены на упрощение налогообложения и ужесточение налогового администрирования, но прогресса в развитии налоговой дисциплины и налоговой культуры не наблюдается.

Приоритетными направлениями повышения уровня налоговой культуры являются:

  • принятие мер по упрощению налогового законодательства РФ и совершенствованию механизма разрешения налоговых споров;
  • существенное повышение эффективности взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками;
  • повышение информирования, развитие налогового консультирования граждан, рекламно-информационные мероприятия, использование каналов СМИ;
  • внедрение схем по улучшению качества исполнения налоговых процедур;
  • повышение имиджа и престижа работы в налоговых органах.

Следует отметить, что направления повышения уровня налоговой культуры вытекают из проблем, препятствующих ее развитию. Профессионализм и взаимная ответственность являются основными показателями нового уровня сотрудничества государства и налогоплательщиков, а также высокой налоговой культуры и налоговой дисциплины.

Менталитет, в том числе и налоговый, обладает одновременно и устойчивостью, и изменчивостью. Основная цель налоговых органов должна быть направлена на противостояние закреплению в общественном сознании уклонение от уплаты как акт, сохраняющий личную выгоду.

Для этого налоговыми органами успешно создаются условия для налогоплательщика, исходя из которых, он будет строить свое поведение. Это комфортные условия пребывания в центрах по приему налоговой отчетности, работа web-ресурсов, возможность получить налоговые услуги в электронном виде, функционирование call-центров, телефонов доверия, проведение массово-разъяснительной работы (семинары, «круглые столы», заседания), размещение информации с использованием средств массовой информации, информационных стендов, буклетов и иных печатных материалов, а также видео-, аудио- и других технических средств, применяемых для распространения информации, средств телефонной и сотовой связи. Все эти мероприятия позволяют сформировать определенный стереотип поведения, как налогоплательщика, так и представителя налогового органа. В свою очередь, стереотип является базой формирования менталитета через восприятие, группировку и оценку ситуаций.

Налоговый менталитет - совокупность отношений, убеждений, норм, установок, разделяемых налоговыми органами и налогоплательщиками, который диктует тенденции поведения. Важно формирование не только положительного образа работника налогового органа, но и добросовестного налогоплательщика. Следует акцентировать внимание на том, что высокий результат не может быть достигнут при ориентации всех мер на конкретных субъектов налоговых отношений, иначе говоря, необходимо рассматривать весь комплекс отношений, без выделения определенных единиц из него. Налоговый менталитет - целостная система взаимоотношений между налогоплательщиками и налоговыми органами. Неправомерные действия одной из сторон приводят к нестабильности всей системы и неэффективности применяемых мер.

В поведении налогоплательщиков отсутствует стереотип престижности исполнения налогового обязательства налогоплательщиком, а значит, не наблюдается активного участия в экономической и социальной жизни общества, полноправным членом которого он является.

Задача повышения уровня налоговой культуры достаточно сложна, так как такая система налогообложения теоретически требует:

  • высококвалифицированного профессионального обеспечения;
  • хорошо организованной службы отслеживания и контроля за уплатой налогов;
  • высокого уровня законопослушания.

Между тем физические лица во всех странах мира - самая трудно контролируемая категория налогоплательщиков. Но в целом, нужно отметить, что налоговая система РФ в отношении налогоплательщиков физических лиц достаточно упрощена. Данная категория налогоплательщиков не исчисляет и не рассчитывает суммы налоговых платежей, подлежащих уплате в бюджет, что значительно улучшает их положение в системе налогообложения. Таким образом, можно отметить, что данный фактор является стимулирующим моментов в отношении налоговой культуры.

Читайте также: