Правомерно ли введение налога по которому не установлены льготы

Опубликовано: 15.05.2024

Все бизнесмены хотят снизить затраты, в том числе – и по налогам. Закон дает им такую возможность, и даже – много возможностей. Рассмотрим, что такое налоговые льготы и какими они бывают.

Понятие и виды налоговых льгот

Налоговые льготы – это более благоприятный режим перечисления обязательных платежей в бюджет по сравнению со «стандартным». Предоставить преимущества можно по-разному:

  1. Вывод из-под налогообложения определенных объектов.
  2. Полное освобождение от отдельных налогов.
  3. Уменьшение облагаемой базы.
  4. Снижение налоговых ставок.
  5. Отсрочка или рассрочка по уплате.

Налоговые льготы не могут устанавливаться индивидуально для определенного физического или юридического лица (п. 1 ст. 56 НК РФ) Также льготы не должны зависеть от национальности, религии, гражданства или источника получения капитала (п. 2 ст. 3 НК РФ).

Зачем нужны налоговые льготы

Устанавливая преференции по налогам, государство стремится достичь следующих целей:

  1. Развитие определенных отраслей экономики.
  2. Стимулирование инвестиций в инфраструктуру.
  3. Оптимальное распределение средств между бюджетами различных уровней.
  4. Развитие социально-значимых направлений бизнеса.
  5. Поддержка незащищенных категорий налогоплательщиков, например – инвалидов.

Кто устанавливает льготы по налогам

Налоговая система в РФ состоит из трех уровней: федерального, регионального и местного. На каждом из них могут применяться те или иные преференции.

На федеральном уровне льготные режимы определяет только НК РФ. На региональном и местном уровнях льготы могут быть установлены НК РФ или нормативными актами субъектов РФ, либо муниципалитетов.

Также на «нижних» уровнях возможен и комбинированный вариант. В этом случае НК РФ определяет «рамочные» условия применения льгот, а региональные или местные власти – конкретизируют их.

Например, по налогу на имущество физических лиц для жилой недвижимости установлена базовая пониженная ставка – до 0,1%. А местные органы власти имеют право установить для этой категории объектов свои ставки в диапазоне от 0% до 0,3%. Налоговая нагрузка в данном случае может меняться в зависимости от стоимости объекта, его категории или местонахождения (ст. 406 НК РФ).

Вывод отдельных объектов из-под налогообложения

В первую очередь эта категория льгот применяется для обязательных платежей, которые взимаются с владельцев материальных объектов: налога на имущество, на землю или транспортного.

Например, налогом на имущество организаций не облагаются объекты культурного наследия, а транспортный налог не распространяется на автомобили небольшой мощности (до 100 л.с.), оборудованные для использования инвалидами.

Но выделение необлагаемых объектов возможно и для «оборотных» налогов. Компания в целом может являться плательщиком НДС, но при этом заниматься реализацией отдельных товаров или услуг, освобожденных от этого налога (ст. 149 НК РФ).

К таким освобождаемым категориям относятся, например, медицина, пассажирские перевозки или услуги в области культуры и искусства. Чтобы применить эту льготу бизнесмен должен вести раздельный учет по облагаемой и необлагаемой деятельности.

Полное освобождение от отдельных обязательных платежей

Один из распространенных вариантов, который позволяет бизнесмену избавиться сразу от нескольких обязательных платежей – это использование налоговых спецрежимов.

«Упрощенка», ЕНВД, единый сельхозналог и патентная система позволяют в общем случае не платить налог на прибыль, НДС и налог на имущество. Для перехода на эти режимы бизнесмен должен соответствовать определенным критериям: состав учредителей, вид деятельности, выручка, численность персонала и т.п.

Впрочем, здесь правильнее говорить не об отмене этих платежей в бюджет, а об их замене на один «специальный» налог. Хотя он в большинстве случаев и выгоднее «общих», но фискальная нагрузка все равно остается.

Но для некоторых категорий налогоплательщиков возможна отмена отдельных налогов без каких-либо замещающих выплат, например:

  1. Резиденты проекта «Сколково» могут не платить налог на прибыль в течение 10 лет (ст. 246.1 НК РФ).
  2. Получить освобождение от НДС могут представители «микробизнеса» с выручкой до 2 млн. руб. в квартал, а также уже упомянутые «сколковцы» и участники других инновационных программ (ст. 145, 145.1 НК РФ).
  3. Резиденты свободных экономических зон не платят земельный налог пять лет после покупки участка на территории СЭЗ (пп. 9 п. 1 ст. 395 НК РФ).

Уменьшение облагаемой базы (налоговые вычеты)

Применение этой льготы связано с исключением из налоговой базы определенных сумм.

Например, доход физического лица, который подлежит обложению НДФЛ, можно уменьшить на различные «социально-значимые» расходы налогоплательщика: приобретение жилья, обучение, лечение и т.п. (ст. 219 НК РФ). Кроме того, закон предусматривает и фиксированные вычеты по НДФЛ, которые работодатель должен применять для от отдельных категорий: сотрудников, имеющих детей, ветеранов, инвалидов и т.п. (ст. 218 НК РФ).

Своеобразным «вычетом» по налогу на прибыль можно считать использование ускоренной амортизации. В этом случае бизнесмен имеет возможность списать затраты на приобретение основных средств существенно быстрее, чем в стандартном режиме – коэффициент ускорения может достигать 3 (ст. 259.3 НК РФ). Условием для ускоренного списания является, например, повышенная интенсивность использования объектов ОС, либо их приобретение в лизинг.

Снижение налоговых ставок

Для большинства обязательных платежей предусмотрена возможность применения пониженных налоговых ставок. Льгота в данном случае может быть связана с категорией плательщика или видом объекта налогообложения, например:

  1. По налогу на прибыль льготные ставки (от 5% до 13,5%) применяются для участников свободных экономических зон (ст. 284 НК РФ).
  2. По НДС пониженная 10% ставка используется при реализации некоторых групп товаров и услуг: продуктов питания, детской одежды, лекарств, пассажирских перевозок и т.п. (п. 2 ст. 164 НК РФ).

Кроме пониженных тарифов по налогам, существует и льгота в виде применения нулевой ставки, например:

  1. По НДС при экспорте товаров или услуг (п. 1 ст. 164 НК РФ).
  2. По налогу на прибыль для организаций социальной направленности: медицинских, образовательных, культурных (ст. 284.1, 284.5 НК РФ).
  3. По УСН и патентной системе – в течение двух лет для вновь зарегистрированных ИП (закон от 29.12.2014 № 477-ФЗ).

Если бизнесмен имеет право на нулевую ставку, то он фактически не платит соответствующий обязательный платеж. Однако эту льготу следует отличать от полного освобождения от налога, рассмотренного выше.

Бизнесмен, использующий ставку 0%, должен сдавать декларации, а также исполнять другие обязанности налогоплательщика. Например, для НДС это – оформление счетов-фактур и ведение книг продаж и покупок.

Перенос срока уплаты

Уплата обязательных платежей в более поздний срок может быть реализована в двух вариантах.

  1. Отсрочка или рассрочка (ст. 64 НК РФ).

Заплатить налог позднее или частями бизнесмен может, например, в случае форс-мажорных обстоятельств (стихийное бедствие) или при угрозе банкротства. Период отсрочки может составлять от года до трех лет.

  1. Инвестиционный налоговый кредит (ст. 66, 67 НК РФ).

Эта форма поддержки предоставляется бизнесменам, деятельность которых особо важна для государства. Это, например, инновационные компании, исполнители по оборонному заказу или резиденты зон территориального развития.

Срок налогового кредита может составлять от года до десяти лет. В отличие от рассрочки, в данном случае за пользование бюджетными деньгами нужно будет заплатить. Правда, не очень дорого: процентная ставка не должна превышать 0,75 от действующей ставки рефинансирования ЦБ.

Всегда ли нужны льготы

В отличие от самой уплаты налогов, применение льгот – это право, а не обязанность. Налогоплательщик имеет право полностью отказаться от положенных ему преференций или приостановить их использование на время, с учетом особенностей исчисления конкретного платежа (п. 2 ст. 56 НК РФ).

Казалось бы – зачем отказываться от преимуществ, предусмотренных законом? Однако – такие ситуации бывают.

Предположим, малое предприятие перешло на один из спецрежимов и перестало платить НДС. В этом случае компания может потерять часть своих клиентов – плательщиков НДС или будет вынуждена предоставлять существенные скидки. Убыток в этом случае иногда оказывается сопоставимым с полученной экономией на налогах.

Также и физические лица далеко не всегда пользуются социальными вычетами по НДФЛ (например – за лечение). Люди, которые не обладают соответствующими знаниями, часто обращаются к консультантам для оформления документов на вычет. А если сумма затрат небольшая, то экономия на налогах может оказаться сопоставимой с гонораром консультанта.

Вывод

Налоговые льготы позволяют бизнесменам и «обычным» гражданам получить более выгодные условия по расчетам с бюджетом.

Задача льгот – перераспределять ресурсы в те области, которые государство считает приоритетными.

Налоговые льготы могут предоставляться различными способами – от скидок и отсрочек по уплате до полной отмены отдельных обязательных платежей.

Льготная ставка по налогу на прибыль предусмотрена законом для образовательных и медицинских организаций. Однако преференции можно лишиться, опоздав со сроком представления подтверждающих право на нулевую ставку документов всего на несколько дней. Так считают налоговики, а что по этому поводу думают арбитры, узнала Татьяна Нечаева, руководитель отдела оперативного консультирования клиентов ООО «ИК Ю-Софт».

В силу норм пункта 1.1 статьи 284 НК РФ организации, осуществляющие образовательную или медицинскую деятельность, вправе применять нулевую ставку по налогу на прибыль. Но делать это они могут, только если одновременно выполняются условия, установленные пунктом 3 статьи 284.1 НК РФ, а именно:

  • вид образовательной или медицинской деятельности учреждения включен в специальный Перечень, установленный Постановлением Правительства РФ от 10 ноября 2011 года № 917;
  • у компании есть лицензия на осуществление такой деятельности, выданная в соответствии с законодательством РФ (письмо Минфина России от 9 июля 2015 г. № 03-03-10/39635 (направлено ФНС России для использования в работе письмом от 21 июля 2015 г. № ЕД-4-3/12818));
  • доходы от медицинской или образовательной деятельности составляют за налоговый период не менее 90 процентов всей прибыли организации либо в этом периоде компания совсем не имела доходов (средства целевого финансирования в определении процентной доли доходов не учитываются (письмо Минфина России от 25 мая 2011 г. № 03-03-06/4/53)).

К обязательным условиям также относятся наличие сертификатов специалиста у 50 процентов медперсонала непрерывно в течение налогового периода, при этом количество сотрудников в штате должно быть не менее 15 человек.

Также в налоговом периоде не должно быть операций с векселями и производными финансовыми инструментами срочных сделок.

Еще одно важное требование

Дополнительным требованием для подтверждения нулевой ставки является представление в инспекцию сведений, содержащих информацию о выполнении требований, установленных НК РФ. В них указываются доля доходов от образовательной и медицинский деятельности и данные о сотрудниках. Сдавать сведения нужно раз в год по окончании налогового периода, в течение которого организации применяли нулевую ставку, в срок, установленный для представления декларации по форме КНД 115022, утвержденной Приказом ФНС России от 21 ноября 2011 года № ММВ-7-3/892@.

То есть крайний срок представления сведений – не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. По итогам отчетных периодов никакие сведения сдавать не нужно. Это следует из пункта 6 статьи 284.1 и пункта 4 статьи 289 НК РФ.

Таким образом, возможность применения ставки 0 процентов по налогу на прибыль обусловлена не только соблюдением организацией требований, установленных пунктом 3 статьи 284.1 НК РФ, но и своевременным представлением в ИФНС сведений, подтверждающих соблюдение этих условий. Непредставление или несвоевременное направление данных, подтверждающих правомерность применения нулевой ставки, влечет за собой потерю права на льготу (письма Минфина России от 30 августа 2017 г. № 03-03-06/1/55615, от 28 декабря 2012 г. № 01-02-03/03-482).

В случае нарушения

При несоблюдении требований подлежит применению общеустановленная ставка по налогу на прибыль, предусмотренная пунктом 1 статьи 284 НК РФ, в размере 20 процентов с начала налогового периода, в котором были не соблюдены условия или за который не представлены сведения (п. 4 и 6 ст. 284.1 НК РФ). В этом случае сумма налога на прибыль подлежит восстановлению и уплате в бюджет с уплатой соответствующих пеней, начисляемых со дня, следующего за установленным статьей 287 НК РФ днем уплаты налога (авансового платежа).

Также организации нужно сдать в ИФНС уточненные декларации за отчетные и налоговый периоды, исчислив авансовые платежи и сумму налога по общеустановленной ставке (письма Минфина от 6 июля 2018 г. № 03-03-06/1/47231, от 2 июля 2018 г. № 03-03-06/1/45429).

Выйти нельзя вернутся

Еще одно условие установлено пунктом 8 статьи 284.1 НК РФ, согласно ему организация, которая перешла на применение общеустановленной налоговой ставки, в том числе в связи с несоблюдением условий, установленных пунктом 3 статьи 284.1 НК РФ, не вправе повторно перейти на применение нулевой ставки в течение следующих пяти лет (письмо Минфина России от 7 июля 2017 г. № 03-03-06/ 3/43233). Ранее контролирующие органы считали, что такое ограничение не распространяется на ситуации, когда организация несвоевременно представила подтверждающие сведения, поскольку налог на прибыль в этом случае подлежит восстановлению и нулевая ставка фактически не применялась (письма Минфина России от 10 ноября 2014 г. № 03-03-10/ 56596, ФНС России от 18 сентября 2014 г. № ГД-4-3/18834@).

Чтобы избежать неблагоприятных последствий, организации должны строго следить не только за выполнением условий, установленных законодательством, но и за соблюдением срока и объема представления документов и сведений, содержащих информацию о выполнении указанных требований законодательства. Любая задержка может привести к утрате льготы.

А судьи что?

Судебная практика по вопросу отмены налоговой льготы за опоздание с декларацией по налогу на прибыль и представление сведений, подтверждающих соблюдение условий, установленных НК РФ, противоречива.

Интересен спор, рассмотренный в Постановлении АС Западно-Сибирского округа от 30 января 2018 года № Ф04-6027/2017 по делу № А81-813/ 2017. Из-за недельной просрочки представления сведений сумма налога на прибыль была пересчитана медицинской организации по общей ставке за весь предшествующий налоговый период. Доначислены пени и выписан штраф.

Медицинский центр представил декларацию и сведения для подтверждения права на применение налоговой нулевой ставки с опозданием. Декларация за 2015 год была представлена 4 апреля 2016 года вместо 28 марта. Затем были сданы уточненные декларации. В связи с непредставлением данных ИФНС на основании пункта 6 статьи 284.1 НК РФ сделала вывод о необоснованном применении нулевой ставки за 2015 год. Ревизоры выписали штраф, доначислили налог в размере 7,7 млн рублей и пени за несвоевременную уплату. Арбитражный суд поддержал налоговый орган.

Вместе с тем, по мнению медцентра, для применения льготной ставки факт несвоевременной подачи первичной декларации и последующие действия по представлению дополнительных документов не являются основаниями для лишения налоговой льготы, а доводы ревизоров являются формальными и экономически не обоснованными, поскольку все условия, предусмотренные статьей 284.1 НК РФ, организацией были соблюдены. Суды трех инстанций согласились с налоговиками, и тогда медцентр обратился в экономколлегию Верховного суда.

Высшие арбитры в Определении от 23 июля 2018 года № 304-КГ18-5513 по делу № А81-813/2017 отменили судебные акты нижестоящих инстанций, направив спор на новое рассмотрение.

По мнению арбитров, организация правомерно применяла ставку 0 процентов, поскольку представила эти сведения вместе с уточненной декларацией.

Некоторые суды и ранее поддерживали организации. Так, Арбитражный суд Поволжского округа в Постановлении от 11 марта 2015 года № Ф06-20409/2013 по делу № А06-4458/2014 признал правомерным применение учреждением здравоохранения нулевой ставки налога на прибыль. Несмотря на то, что налогоплательщик в установленные сроки не представил в инспекцию сведения о доле доходов организации от осуществления медицинской деятельности в общей прибыли, о численности работников и о численности медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста по установленной форме, суд отклонил довод ревизоров о невозможности применения такой ставки.

Арбитры тогда указали, что представление сведений позже установленных сроков не может являться основанием для отказа в применении льготы по налогу на прибыль, так как вышеуказанные сведения были представлены в инспекцию в верные сроки в произвольной форме. Главное, что компания соответствует условиям, установленным законодательством.

ФНС России в письме от 18 октября 2013 года № ЕД-4-3/18727 не возражала против этого. С такими действиями компании согласился суд в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 26 июня 2014 года № Ф07-4389/2014 по делу № А13-11586/2013. По мнению арбитров, организация правомерно применяла ставку 0 процентов, поскольку представила эти сведения вместе с уточненной декларацией.

Некоторые суды занимают позицию контролирующих органов. Так, Четырнадцатый Арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 3 апреля 2014 года по делу № А13-11586/2013 сделал вывод, что представление сведений, подтверждающих правомерность применения нулевой ставки с нарушением срока, влечет утрату права на применение льготы. Чтобы избежать разногласий с ревизорами, проще своевременно сдавать декларацию по налогу на прибыль вместе со сведениями, подтверждающими правомерность применения нулевой ставки по налогу на прибыль.

В связи с коронавирусом Правительство РФ обязало арендодателей недвижимого имущества предоставить отсрочку по арендной плате за 2020 год тем арендаторам (организации и ИП), которые осуществляют деятельность в отраслях экономики, наиболее пострадавших от коронавируса. Правила отсрочки предусмотрены постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 439 (см. комментарий).

Не забыли и про поддержку арендодателей, предоставивших такую отсрочку. Правительство РФ рекомендовало органам власти субъектов РФ и местного самоуправления предоставить им льготы по налогам на имущество организаций, имущество физических лиц и земельному налогу по арендованному объекту за период, на который предоставлена отсрочка (п. 2 постановления № 439).

Льготы по этим налогам могут устанавливаться законом субъекта или нормативно-правовыми актами органов муниципальной власти (п. 2 ст. 372, п. 2 ст. 387, п. 2 ст. 399 НК РФ).

ФНС России выпустила рекомендации по введению и применению налоговых льгот в субъектах и на местном уровне. Полагаем, что региональные и местные законодатели учтут их при разработке законопроектов.

Им может быть арендодатель, который предоставил отсрочку арендатору, работающему в наиболее пострадавшей отрасли. Для определения сферы деятельности ФНС России рекомендует руководствоваться Перечнем наиболее пострадавших отраслей с кодами ОКВЭД, который утвержден постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 434. Причем код деятельности должен быть указан у арендатора в качестве основного в ЕГРЮЛ или ЕГРИП на 01.03.2020.

Напомним, что Правительство РФ обязало предоставить отсрочку всем арендаторам недвижимого имущества, действующим в наиболее пострадавших отраслях. При этом в самом постановлении нет условия о том, что этот вид деятельности должен быть для них основным.

2. Объект налогообложения

Налоговые льготы возможны по арендованному имуществу при соблюдении следующих условий.

  • Арендодатель (организация или предприниматель) предоставил отсрочку по арендной плате и снизил ее размер за период применения налоговой льготы. Напомним, что Правительство обязало арендодателей давать отсрочку, но снижение арендной платы не является обязательным, оно рекомендуется.
  • Договор аренды заключен до принятия в 2020 году решения о введении режима повышенной готовности и не прекратил действия до его отмены.
  • В аренду сдается нежилое помещение.

3. Период действия налоговой льготы

Льгота устанавливается на период 2020 года с 1-го числа месяца, в котором принято решение о введении режима повышенной готовности, и до окончания месяца, в котором он отменен. В этот период должна действовать отсрочка уплаты арендной платы и ее снижение.

4. Размер налоговой льготы

На период действия льготы уменьшается сумма налога. Если сумма налога принимает отрицательное значение, то сумма налога к уплате должна равняться нулю. Это означает, что налоговая льгота применяется только к периоду 2020 года, на другой период не переносится.

5. Основания применения налоговой льготы

Налоговое ведомство привело документы, которые могут подтверждать льготу.

По налогу на имущество организаций – это документы, представляемые в налоговую вместе с декларацией за 2020 год:

  • договор аренды и дополнительные соглашения к нему, предусматривающие отсрочку арендной платы и снижение ее размера за период применения льготы. Напомним, что арендодатели обязаны предоставлять отсрочку, а снижение платы только рекомендовано им;
  • документы, подтверждающие взаимные расчеты сторон по договору аренды в течение 2020 года, включая период применения льготы;
  • иные подтверждающие документы.

По земельному налогу и налогу на имущество физических лиц – заявление о предоставлении льготы, предусмотренное п. 10 ст. 396, п. 6 ст. 407 НК РФ.

В заключение

Полагаем, что региональные и местные власти учтут рекомендации ФНС России при подготовке и принятии законов о налоговых льготах для арендодателей нежилых помещений. Они несколько отличаются от правил предоставления отсрочки, установленных Правительством РФ, поэтому не все арендодатели, предоставившие отсрочку, смогут рассчитывать на налоговые льготы.

Так, ФНС России рекомендует предоставлять льготы тем арендодателям, которые не только предоставили отсрочку, но и одновременно с этим снизили арендную плату. Поэтому советуем учитывать это при заключении дополнительных соглашений к договору аренды.

Справочную информацию о региональных льготах по имущественным налогам можно найти на сайте ФНС России.

Не пропускайте последние новости - подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:

  • десятки экспертов ежедневно мониторят изменения законодательства и судебную практику;
  • рассылка бесплатная, независимо от наличия договора 1С:ИТС;
  • ваш e-mail не передается третьим лицам;

Земельный налог

Налоговые декларации по земельному налогу в налоговые органы больше не представляются, начиная с налогового периода за 2020 год и последующие налоговые периоды.

Изменения порядка перерасчета земельного налога для физических лиц

Независимо от оснований перерасчет земельного налога для физических лиц проводится не будет, если это повлечет увеличение ранее уплаченной суммы налога (п. 2.1 ст. 52 НК РФ). Данные изменения направлены на защиту законных интересов добросовестных налогоплательщиков и стимулирование физлиц своевременно уплачивать имущественные налоги.

Новые правила расчета земельного налога

По общему правилу измененная кадастровая стоимость применяется при расчете земельного налога за будущие годы. С 1 января 2019 года введены случаи, когда возможен пересчет внесенных платежей за все периоды.

Земельный налог можно пересчитать за все периоды, когда применялась прежняя стоимость, если кадастровая стоимость участка согласно ст. 391 НК РФ:

  • изменилась из-за исправления технической ошибки о величине кадастровой стоимости;
  • уменьшилась из-за исправления ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости;
  • изменилась из-за решения комиссии или суда об установлении рыночной стоимости;
  • уменьшилась из-за решения комиссии или суда, подтвердивших недостоверность сведений.

Земельный налог

При изменении характеристик объекта земельный налог считается согласно ст. 391 НК РФ по новой кадастровой стоимости со дня внесения сведений в ЕГРН. Согласно ст. 396 НК РФ, по старой оценке, налог нужно платить за полные месяцы с начала года до изменения стоимости, по новой оценке – с момента изменения и до конца года. Согласно ст. 396 НК РФ месяц считается полным, если право собственности возникло не позднее 15-го числа или прекратилось после 15-го числа календарного месяца.

Впервые будет применяться коэффициент, ограничивающий рост налога не более чем на 10% по сравнению с предшествующим годом. Исключение составят участки для жилищного строительства, при расчете налога, по которым применяется повышающий коэффициент из-за их несвоевременной застройки (пп. 15 — 17 ст. 396 НК РФ).

Новые льготы

С 1 января 2019 года действуют льготы, освобождающие от уплаты земельного налога организации, признаваемые фондами в соответствии с законодательством об инновационных научно-технологических центрах, в отношении земельных участков, входящих в состав территории таких центров (пп. 13 п. 1 ст. 395 НК РФ).

Уменьшение налоговой базы

Налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении налогоплательщиков физических лиц, соответствующих условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года (пп. 9 п. 5 ст. 391 НК РФ).

С 15 апреля 2019 года уменьшается налоговая база для физических лиц, имеющих трех и более несовершеннолетних детей (пп. 10 п. 5 ст. 391 НК РФ).

Налог на недвижимость

Новые правила расчета налога на недвижимое имущество

По общему правилу измененная кадастровая стоимость применяется при расчете налога на имущество за будущие годы. С 1 января 2019 года введены случаи, когда возможен пересчет внесенных платежей за все периоды.

Налог на имущество можно пересчитать за все периоды, когда применялась прежняя стоимость, если кадастровая стоимость согласно ст. 378.2 НК РФ:

  • изменилась из-за исправления технической ошибки в величине кадастровой стоимости;
  • уменьшилась из-за исправления ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости;
  • изменилась из-за решения комиссии или суда об установлении рыночной стоимости;
  • уменьшилась из-за решения комиссии или суда, подтвердивших недостоверность сведений.

При изменении характеристик объекта налог на имущество согласно ст. 378.2 НК РФ считают по новой кадастровой стоимости со дня внесения сведений в ЕГРН. Соответственно, по старой оценке, налог нужно платить за полные месяцы с начала года до изменения стоимости, по новой оценке – с момента изменения и до конца года. Согласно ст. 382 НК РФ, месяц считается полным, если право собственности возникло не позднее 15-го числа или прекратилось после 15-го числа календарного месяца.

Установлен новый порядок определения кадастровой стоимости объектов недвижимости

Устанавливаются новые правила определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случаях:

  • осуществления государственного кадастрового учета в связи с образованием или созданием объекта недвижимости;
  • внесения сведений в ЕГРН о ранее учтенном объекте недвижимости;
  • осуществления государственного кадастрового учета в связи с изменением сведений об объекте недвижимости;
  • осуществления государственного кадастрового учета в отношении ряда объектов недвижимости (в частности, машиномест, помещений, единого недвижимого комплекса).

Налог на недвижимость

Результаты определения кадастровой стоимости отражаются в акте определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.

(см. подробнее: Приказ Минэкономразвития России от 24.09.2018 № 514)

Уменьшение налоговой базы

С 15 апреля 2019 года, согласно ч. 6.1 ст. 402 НК РФ, налоговая база в отношении объектов налогообложения (квартира, часть квартиры, комната, жилой дом, часть жилого дома), находящихся в собственности физических лиц, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, уменьшается на величину кадастровой стоимости 5 квадратных метров общей площади квартиры, площади части квартиры, комнаты и 7 квадратных метров общей площади жилого дома, части жилого дома в расчете на каждого несовершеннолетнего ребенка.

Налоговые льготы для образовательных организаций предусмотрены по всем видам налогов: федеральным, региональным, местным.

Обратимся к федеральным налогам. В соответствии со ст. 143 НК РФ образовательные организации являются плательщиками налога на добавленную стоимость и имеют льготный режим налогообложения. Льготы «привязаны» к определенным видам деятельности, связанной с выполнением работ, оказанием услуг и осуществлением операций, а также к источнику их финансового обеспечения. Так, в пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ сказано, что не признается объектом налогообложения «выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации». Не подлежат налогообложению и операции, перечисленные в пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ: услуги в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса, дополнительные образовательные услуги, которые соответствуют уровню и направленности образовательных программ. Освобождаются от налогообложения операции, связанные с выполнением научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств бюджетов, некоторых фондов, а также выполнение этих работ учреждениями образования и научными организациями на основе хозяйственных договоров (пп. 16 п. 3 ст. 149). К некоторым фондам относятся Российский фонд фундаментальных исследований, Российский фонд технологического развития и созданные специально внебюджетные фонды министерств, ведомств, ассоциаций.

Тем не менее, являются исключением и подлежат налогообложению консультационные услуги, услуги по сдаче в аренду помещений, операции по реализации некоммерческими образовательными организациями товаров (работ, услуг) как собственного производства (произведенных учебными предприятиями, в том числе учебно-производственными мастерскими, в рамках основного и дополнительного учебного процесса), так и приобретенных на стороне. Причем, режим налогообложения не зависит от направленности этого дохода, который может быть направлен в данную образовательную организацию или идти на нужды, обеспечение развития и совершенствования образовательного процесса (абз. 2 пп. 14 п. 2 ст. 149). В случаях, если образовательная организация осуществляет несколько видов деятельности, которые облагаются налогом и (или) освобождаются от него, то ей необходимо вести раздельный учет операций, подлежащих и не подлежащих налогообложению (п. 4 ст. 149 НК РФ).

Образовательные организации являются плательщиками другого федерального налога - налога на прибыль и имеют по нему существенные налоговые льготы. Объектом налогообложения признается полученная организацией прибыль (доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов). Законодатель определяет два вида доходов. К первому виду относятся доходы от реализации (выручка от реализации собственных и (или) приобретенных товаров (работ, услуг) и имущественных прав). Ко второму виду - внереализационные доходы, которые включают доходы от долевого участия в деятельности других организаций; штрафы, пени и (или) иные санкции за нарушение договорных обязательств; доходы от сдачи имущества в аренду (субаренду); проценты, полученные по договорам займа, кредита, банковского вклада, банковского счета, по ценным бумагам и долговым обязательствам; доходы, в виде использованных не по назначению имущества, работ, услуг, которые получены в рамках благотворительной деятельности, а также другие доходы.

Налоговые льготы по данному налогу касаются определенных видов доходов, которые не учитываются при определении налоговой базы. Так, не учитываются доходы, полученные налогоплательщиком, в виде в виде имущества, полученного государственными и муниципальными учреждениями по решению органов исполнительной власти всех уровней (пп. 8 п. 1 ст. 251); имущества в рамках целевого финансирования (пп.14 п. 1 ст. 251); имущества, безвозмездно полученного государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также негосударственными образовательными учреждениями, имеющими лицензии на право ведения образовательной деятельности, на ведение уставной деятельности (пп. 22 п. 1 ст. 251) и целевые поступления (п. 2 ст. 251). К доходам в виде имущества, полученного в рамках целевого финансирования, относятся лимиты бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений, а также субсидии, предоставленные бюджетным и автономным учреждениям; гранты; инвестиции; средства, полученные из фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности и другие (п. 1 ст. 251 НК).

Целевые поступления, которые также не учитываются при определении налоговой базы, перечислены в п. 2 ст. 251 НК РФ. К ним относятся взносы учредителей; пожертвования; имущество по завещанию в порядке наследования; средства из бюджетов бюджетной системы на осуществление уставной деятельности; использованные по целевому назначению поступления от собственников созданным ими учреждениям; имущественные права в виде права безвозмездного пользования государственным и муниципальным имуществом, полученные по решениям органов государственной власти и органов местного самоуправления некоммерческими организациями на ведение ими уставной деятельности и др. Все остальные доходы, полученные образовательной организацией, за исключением, указанным в ст. 251 НК РФ, учитываются образовательными организациями для целей налогообложения прибыли.

Более того, по данному виду налога для образовательных организаций предусмотрены дополнительные льготы: налоговая ставка 0 процентов, особенности применения которой определены в ст. 284.1. НК РФ. Так, образовательная организация вправе применять налоговую ставку 0 процентов в следующих случаях: если она имеет лицензию (лицензии) на осуществление образовательной деятельности; если доходы организации за налоговый период от осуществления образовательной деятельности и выполнения научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, учитываемые при определении налоговой базы, составляют не менее 90 процентов в общей сумме доходов, либо если организация за налоговый период не имеет доходов; если в штате организации непрерывно в течение налогового периода числятся не менее 15 работников; если организация не совершает в налоговом периоде операций с векселями и финансовыми инструментами срочных сделок (п.3 ст. 284.1). При несоблюдении хотя бы одного из перечисленных условий применяется налоговая ставка 20%.

Организации, применяющие налоговую ставку 0%, по окончании налогового периода обязаны предоставлять в налоговый орган декларацию с указанием доли доходов и численности работников в штате организации. Расчет налоговой базы осуществляется налогоплательщиком – образовательной организацией – самостоятельно. Налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

Образовательные организации на общих основаниях являются плательщиками региональных налогов, к которым относятся налог на имущество организаций (Гл. 30) и транспортный налог (Гл. 28). Объектом налогообложения по первому налогу признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств (п. 1 ст. 374 НК РФ). Также объектом налогообложения признается имущество, которое передано во временное владение, пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению. Образовательные организации являются плательщиками транспортного налога. В законах субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками, в том числе и образовательными организациями (п. 2 ст. 372 НК РФ).

Что касается местных налогов, то образовательная организация будет являться плательщиком только земельного налога и только в том случае, если обладает земельными участками на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 1 ст. 388 НК РФ). Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (п. 1 ст. 389 НК РФ).

Право на налоговую льготу, не использованную в предыдущих налоговых периодах, налогоплательщик может реализовать путем подачи в налоговый орган:

· уточненной налоговой декларации;

· заявления - в рамках проведения выездной налоговой проверки (в части льгот, имеющих отношение к предмету проверки и проверяемому налоговому периоду);

· заявления - при уплате налога на основании налогового уведомления.

Контактная информация
© 2021 ФГБНУ «Федеральный центр образовательного законодательства»

Читайте также: