База для целей исчисления сезонной таможенной пошлины

Опубликовано: 13.05.2024

Обязательное условие для экспорта и импорта товаров — внесение таможенных платежей. К ним относятся ввозные и вывозные пошлины, ввозные акциз и НДС, а также таможенные сборы. Они определяются участниками внешнеэкономической деятельности самостоятельно. Таможня производит расчет платежей только в некоторых случаях, предусмотренных законом. В статье мы приводим общий порядок вычисления сумм для уплаты при экспорте и импорте.

База для расчета платежей и вычисление пошлины

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Шаг 1. Определяем базу

В качестве основы для расчета пошлины принимается либо таможенная стоимость товара, либо его физическая характеристика — как правило, количество. Иногда базы комбинируются. Какую выбрать базу, зависит от типа тарифа. Ставки пошлины могут быть:

  • адвалорными (процент от стоимости);
  • специфическими (фиксированная сумма за каждую единицу провозимого товара);
  • смешанными (сочетание двух предыдущих типов ставок).

Специфическая ставка требует знания количества единиц для обложения (партии, метры и т.д.) Эти сведения берутся из документов на поставку. При определении базы для адвалорного тарифа могут возникнуть вопросы. В Таможенном кодексе ЕАЭС представлены пять основных способов расчета стоимости товаров при импорте. Они выстроены по приоритету в зависимости от точности. Если невозможно применить более корректный способ, используется следующий по значимости.

Расчет таможенных платежей

  1. Метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами. Стоимость товаров равна сумме денежных средств, которые вы перечислили (или перечислите) зарубежному поставщику за товар. Помимо цены продукции к таким платежам могут относиться расходы на доставку, упаковку, услуги посредников и т.д.
  2. Метод по стоимости сделки с идентичными товарами. Под идентичностью понимается совпадение физических характеристик, качества и репутации. Такие товары должны быть ввезены в ЕАЭС за ранее, чем за 90 дней до импорта оцениваемой продукции. Они обязательно должны быть произведены в той же стране, где вы закупили товар. Их стоимость в свою очередь определяется по первому методу.
  3. Метод по стоимости сделки с однородными товарами. Способ аналогичен предыдущему методу. Отличие заключается в том, что однородные товары хотя и не идентичны оцениваемой продукции, но имеют сходные функции, состав и характеристики. Действует условия совпадения страны производства, как и для идентичных товаров.
  4. Метод вычитания. Заявляемая стоимость будет равна цене продажи оцениваемых товаров (или идентичных/однородных) на территории страны импортера.
  5. Метод сложения. Этот способ предполагает расчет стоимости на основе суммирования расходов на создание таких товаров.

Кодекс предусматривает резервный метод, который используется, если невозможно сделать подсчет другим способом. Например, можно взять стоимость идентичных или однородных товаров, привезенных из других стран, а не из государства-экспортера.

При экспорте продукции применяются те же способы вычисления стоимости за исключением метода вычитания.

Шаг 2. Считаем размер пошлины

Формула для адвалорной пошлины — это произведение стоимости товара и ставки. Для специфического тарифа пошлина равна произведению количества единиц товара на нужную ставку.

Ставки по импортируемой продукции представлены в документе под названием «Единый таможенный тариф ЕАЭС» (утвержден Решением Совета ЕАЭС от 16 июля 2012 № 54). Ставки по экспорту установлены Постановлением Правительства РФ от 30 августа 2013 № 754.

Прочие таможенные платежи: НДС, акцизы и сборы

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Шаг 3. Начисляем акцизы

При импорте подакцизных товаров придется начислить акцизы. Ставка налога, как и пошлина, может быть адвалорной, специфической и смешанной. Правила расчета также совпадают. За базу для адвалорной ставки берется сумма стоимости товаров и рассчитанной пошлины.

При поставке товаров на экспорт акциз не уплачивается. От продавца потребуются только документы, подтверждающие экспортную операцию.

Шаг 4. Начисляем НДС

При экспорте ставка налога составляет 0%. Поэтому сумма к уплате не увеличивается. Как и в случае с акцизами, понадобится пакет документов, подтверждающих экспорт.

Импортный НДС начисляется по ставке 0%, 10% или 20% (с 1 января 2019) в зависимости от вида товаров. Она умножается на сумму таможенной стоимости, пошлины и акциза.

Шаг 5. Прибавляем таможенные сборы

Сбор уплачивается за операции, которые совершает таможня в процессе пересечения товарами границы, в том числе, за хранение или сопровождение такой продукции. Как правило, сбор зависит от стоимости товаров. При этом его величина фиксирована. Например, если стоимость товаров равна 100 000 рублей, сбор составит 500 рублей. Точную сумму ищите в Постановлении Правительства РФ от 28 декабря 2004 № 863.

Пример расчета ввозных платежей

Российское предприятие занимается пошивом изделий из хлопковых тканей. Руководство заключило контракт на поставку материалов с иностранной компанией (не из ЕАЭС).

1. Стоимость для начисления пошлины определяется на основе стоимости сделки. Оплата поставщику за ткани составила 10 000 евро. Также компания возмещает контрагенту стоимость доставки до границы в размере 1 000 евро.

Стоимость товара = 10 000 + 1 000 = 11 000 евро.

2. Предположим, код номенклатуры ввозимого товара — 5209 19 000 0. Ставка единого тарифа равна 10% от стоимости.

Пошлина за импорт = 11 000 * 10% = 1 100 евро.

3. Акцизы и ввозной НДС. В нашем случае товар не подакцизный. Поэтому сверх суммы стоимости товаров и пошлины начисляем только НДС. Ставка будет равна 20%.

НДС = (11 000 + 1 100) * 20% = 2 420 евро.

Также в сумму платежей войдет таможенный сбор. Для нашей стоимости товаров он составит 2 000 руб.

Ведите бухгалтерский и налоговый учет импорта и экспорта в Контур.Бухгалтерии — облачном сервисе для малого бизнеса. Здесь есть простой учет, зарплата, отчетность, автоматизация операций и поддержка специалистов, без доплат. Первые 14 дней бесплатны для всех новых пользователей.

Автор статьи: Валерия Текунова

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

таможенная пошлина, расчет таможенной пошлины, таможенная пошлина стоимость, уплата таможенных пошлин

Таможенная пошлина – это обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу Союза (ст. 2 ТК ЕАЭС) (далее в тексте “пошлина” и “ТП”).

Правительство Российской Федерации, как и власти любых других стран, стремится решить две главные задачи внешнеэкономической деятельности. Первая – поддержать отечественного товаропроизводителя, в какой-то степени оградив его от конкуренции со стороны иностранных производителей. Вторая – обеспечить российским гражданам доступ к лучшим импортным товарам. Решение этих задач требует сбалансированной внешнеэкономической политики государства. Инструментом выступают методы тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности. Тарифные методы регулирования это различные тарифы и сборы, взимаемые при совершении внешнеторговых операций. К нетарифным мерам регулирования относятся, прежде всего, лицензирование, квотирование, сертификация товаров или услуг и некоторые другие методы.

Большинство внешнеторговых операций облагаются таможенными платежами (таможенная пошлина, налог и сбор), задачей которых пополнять бюджет государства. А так как цели внешнеэкономических сделок могут быть разными (коммерческими, образовательными или благотворительными), то и размер пошлин тоже может разным – для каких-то видов деятельности она взимается в полном размере, а для каких-то видов государство вводит преференции в виде льготных пошлин (вплоть до 0%).

На территории Таможенного союза ставки таможенных пошлин определяются согласно единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД) и Единого таможенного тарифа Таможенного союза (со вставками ввозных пошлин). Согласно этим документам, объектом обложения пошлиной являются товары, которые перемещаются через таможенную границу. Пошлина накладывается на таможенную стоимость товара или на его физические характеристики (потребительская единица: кол-во, ед., шт., кг., литры, объем и т.д.).

Как мы уже сообщали, пошлины далеко не единственный вид таможенных платежей. Также на таможне подлежат оплате:

  • Таможенные сборы или сбор за таможенное оформление.
    Рассчитывается и уплачивается от стоимости ввозимого товара. При экспорте-вывозе с 04.09.2018 эта сумма не уплачивается! Ранее сбор за таможенное оформление был 750 рублей. "Федеральный закон от 3 августа 2018 года N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
  • Налог на добавленную стоимость (НДС).
    Начисляется только на ввозимые товары и составляет в РФ: 0% , 10% или 20% (до 31.12.18 составлял 18%)
  • Акцизы.
    Начисляются только на акцизные товары: нефтепродукты, автомобили, алкоголь, табак, и др.

Виды таможенных пошлин

Ввозная таможенная пошлина (импортная) – это обязательный платеж, взимаемый таможенными органами государств – членов Евразийского экономического союза в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза (п. 2 ст. 25 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года), является инструментом таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности. В условиях функционирования Евразийского экономического союза устанавливается и применяется Единый таможенный тариф и иные единые меры регулирования внешней торговли с третьими странами (Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года) (далее – Договор о Союзе). Подробнее >>>

Вывозная таможенная пошлина (экспортная) – это обязательный платеж, взимаемый таможенными органами государств – членов Евразийского экономического союза при вывозе товаров за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза.

Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины относятся к группе особых таможенных тарифов, устанавливаются международными договорами или законодательством государств - членов Таможенного союза. Они взимаются в том же порядке, что и ввозная ТП (ФЗ от 8 декабря 2003 года №165-ФЗ (ред. От 4 июня 2014 года) “О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров”). Образец «Антидемпенговая пошлина»

Другая группа таможенных тарифов – сезонные пошлины. Они носят сезонный характер и применяются по отношению к сельскохозяйственной продукции. Их цель – защитить отечественного товаропроизводителя и простимулировать собственное сельское хозяйство. Они применяются в период сбора и реализации урожая и заменяют собой привычные ставки пошлин, действующих в другое время года.

Виды таможенных ставок

Единый Таможенный Тариф позволяет применять к одним и тем же товарам разные виды таможенных ставок: адвалорные, специфические и комбинированные. Зная виды таможенных ставок, можно произвести расчет ставки таможенной пошлины.

Адвалорная ставка не имеет фиксированной суммы и представляет процент от таможенной стоимости товара (стоимость товара+стоимость доставки товара до границы). Например, при ввозе партии вешалок для одежды оплате на таможне подлежит сумма равная 9% от таможенной стоимости партии.

Формула расчета пошлины

Специфическая ставка имеет фиксированную сумму, которая накладывается на каждую отдельную единицу товара (масса, кол-во, объем и т.д.). Например, при ввозе партии кроссовок будет начислена пошлина в размере 0,47 евро за пару.


Формула расчета специфической ставки

Комбинированная ставка представляет собой комбинацию из адвалорной и специфической ставок. ЕТТ ТС предусматривает два способа подсчета пошлины: либо исходя из количественных характеристик или массы товара (специфическая ставка), либо исходя из его стоимости (адвалорная ставка). Оплате на таможне подлежит наибольшая из полученных сумм. Например, ввозится партия свежих экзотических фруктов: бананов (код ТН ВЭД 0803901000), лимонов (код ТН ВЭД 0805501000) или помело (код ТН ВЭД 0805400000). По отношению к данной товарной позиции применяется комбинированная ставка, которая гласит, что ТП должна составить 4% от таможенной стоимости партии (адвалорная ставка), но она должна быть меньше суммы, если бы расчеты проводились по формуле 0,015 евро/кг (специфическая ставка).

Размер пошлины на импортируемые товары определяется по коду ТН ВЭД в соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза “О едином таможенно-тарифном регулировании” от 27 ноября 2009 года. Размер пошлины на экспортируемые товары определяется по коду ТН ВЭД в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2013 года №754.

Плательщиками таможенных пошлин, налогов является декларант или иные лица, у которых возникла обязанность по уплате ТП и налогов (ст. 50 ТК ЕАЭС).

Льготы по уплате таможенных пошлин

Льготы по уплате ТП распространяются на товары, произведенные в странах, с которыми у Российской Федерации действует международный договор о предоставлении взаимных преференций в области внешней торговли. Право на такую льготу участник ВЭД может подтвердить, предоставив в таможенный орган Сертификат о происхождении товара (Общей формы, Form A, СТ-1 или СТ-2).

Льготы по уплате ТП бывают следующих видов:

  • Тарифные преференции;
  • Тарифные льготы;
  • Льготы по уплате налогов;
  • Льготы по уплате таможенных сборов.

Перечень льгот, действующих на территории РФ, представлен в Приказе ФТС России от 26 мая 2010 года №1022 (ред. От 20 декабря 2012 года).

Таможенное оформление товаров без уплаты таможенных пошлин в 2019 году

Особенности таможенного оформления при ввозе товаров без уплаты таможенных пошлин в 2019 году участниками ВЭД:

Физическим лицом: от уплаты таможенных пошлин освобождаются грузы и товары перевозимых для личного пользования, при условии что:

  • Их вес не превышает 50 кг, а общая стоимость не превышает 10000 евро (для воздушного транспорта - сопровождаемым багажом);
  • Их вес не превышает 25 кг, а общая стоимость не превышает 500 евро (исключая воздушный транспорт - сопровождаемым багажом);
  • Их вес не превышает 31 кг, а общая стоимость не превышает 500 евро (для почтовых отправлений и товаров доставляемых перевозчиком - несопровождаемым багажом).

При превышении любого из данных показателей гражданин должен оплатить таможенные платежи из расчета 30% от суммы превышающей допустимую стоимость, либо 4 евро за каждый килограмм перевеса.

Также гражданин вправе провозить через таможенную границу без уплаты пошлин:

  • До 50 сигар, или 200 сигарет, или 250 г табака;
  • До 3 литров алкогольной продукции.

Юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем: грузы и товары без уплаты таможенных пошлин и налогов могут ввозиться стоимостью не превышающей 200 евро. Но при этом таможенная декларация подается таможенному органу в любом случае.

Уплата таможенных пошлин

Срок оплаты таможенных пошлин начинается с момента регистрации таможенной декларации до выпуска товаров под заявленной таможенной процедурой. Иными словами все таможенные платежи должны быть внесены в срок до того момента, когда таможня завершит таможенное оформление груза. Однако в некоторых случаях этот срок может быть увеличен еще на 10 дней (например, когда инспектору и декларанту необходимо провести корректировку таможенной стоимости товара).

Порядок оплаты таможенной пошлины

Согласно ст. 61 ТК ЕАЭС, платежи уплачиваются в том таможенном органе, где происходит процедура выпуска товара (за исключением случаев, когда товары помещаются под таможенную процедуру таможенного транзита). Способы уплаты таможенных пошлин: оплата может вноситься в кассу таможенного органа (срок зачисления на счет – от одного до нескольких дней), или перечисляться электронным способом с помощью платежной системы “Раунд” или таможенной карты (срок зачисления на счет – до нескольких часов). Платежи выплачиваются в валюте государства, в котором производится таможенное оформление товара по курсу, зафиксированному на день подачи декларации. Оплата, как правило, производится двумя платежными поручениями: первое платежное направляется на оплату пошлины, второе – НДС, акциза (при необходимости) и таможенного сбора. Правила заполнения платежного поручения определены в Приказе Министерства финансов РФ от 12 ноября 2013 года №107н “Об утверждении правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации”.

Услуги и помощь в расчете стоимости таможенных пошлин

Наша компания “Универсальные Грузовые Решения” оказывает услуги и оформлению товаров, подбору кодов ТН ВЭД, производит расчет необходимых к уплате на таможне: таможенных платежей, пошлин, налогов (НДС), сборов и акцизов. И при этом стоимость и сроки оформления в нашей компании – минимальны, а консультации бесплатны!

Мы уверены, что станем Вам надежным партнером на таможне!

Статья 75. Объект обложения таможенными пошлинами, налогами и база (налоговая база) для исчисления таможенных пошлин, налогов

1. Объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу.

2. Базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товаров и применяемых видов ставок является таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса с учетом его первичной упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи, объем или иная характеристика).

3. Налоговая база для исчисления налогов определяется в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза.

Статья 76. Исчисление таможенных пошлин, налогов

1. Таможенные пошлины, налоги исчисляются плательщиками таможенных пошлин, налогов самостоятельно, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и (или) международными договорами государств – членов Таможенного союза.

2. При взыскании таможенных пошлин, налогов исчисление подлежащих уплате сумм таможенных пошлин, налогов производится таможенным органом государства – члена Таможенного союза, в котором подлежат уплате таможенные пошлины, налоги.

3. Исчисление сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате, осуществляется в валюте государства – члена Таможенного союза, таможенному органу которого подана таможенная декларация, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами государств – членов Таможенного союза.

4. Сумма таможенных пошлин, подлежащих уплате и (или) взысканию, определяется путем применения базы для исчисления таможенных пошлин и соответствующего вида ставки таможенных пошлин, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Сумма налогов, подлежащих уплате и (или) взысканию, определяется в соответствии с законодательством государства – члена Таможенного союза, на территории которого товары помещаются под таможенную процедуру, либо на территории которого выявлен факт незаконного перемещения товаров через таможенную границу, если иное не установлено настоящей статьей.

5. В случае, установленном частью второй пункта 2 статьи 84 настоящего Кодекса, суммы таможенных пошлин, налогов подлежат исчислению в соответствии с законодательством того государства – члена Таможенного союза, в котором они подлежат уплате.

6. Общая сумма ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении иностранных товаров не может превышать сумму таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате, в случае если бы иностранные товары были выпущены для внутреннего потребления, без учета льгот по уплате таможенных платежей, указанных в подпунктах 2) и 3) пункта 1 статьи 74 настоящего Кодекса (далее – льготы по уплате таможенных пошлин, налогов), пеней и процентов, за исключением случаев, когда сумма таможенных пошлин, налогов увеличивается вследствие изменения ставок таможенных пошлин, налогов, когда к иностранным товарам применяются ставки таможенных пошлин, налогов, действующие на день принятия таможенной декларации таможенным органом при заявлении иной таможенной процедуры, в отношении этих иностранных товаров.

Статья 77. Применение ставок таможенных пошлин, налогов

1. Для целей исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и (или) международными договорами государств – членов Таможенного союза.

2. Для целей исчисления ввозных таможенных пошлин применяются ставки, установленные Единым таможенным тарифом Таможенного союза, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и (или) международными договорами государств – членов Таможенного союза.

Для целей исчисления вывозных таможенных пошлин применяются ставки, установленные законодательством государств – членов Таможенного союза в отношении товаров, включенных в сводный перечень товаров, формируемый Комиссией Таможенного союза в соответствии с международными договорами государств – членов Таможенного союза, регулирующими вопросы применения вывозных таможенных пошлин в отношении третьих стран.

Для целей исчисления налогов применяются ставки, установленные законодательством государства – члена Таможенного союза, на территории которого товары помещаются под таможенную процедуру либо на территории которого выявлен факт незаконного перемещения товаров через таможенную границу, если иное не установлено настоящим пунктом.

Для целей исчисления налогов в случае, если будет установлено (подтверждено) в порядке, определенном международным договором государств – членов Таможенного союза, что товары, помещенные под процедуру таможенного транзита, находятся на территории другого государства – члена Таможенного союза, применяются ставки, установленные законодательством этого государства – члена Таможенного союза.

Статья 78. Пересчет иностранной валюты для целей исчисления таможенных пошлин, налогов

В случае если для целей исчисления таможенных пошлин, налогов, в том числе для определения таможенной стоимости товаров, требуется произвести пересчет иностранной валюты в валюту государства – члена Таможенного союза, в таможенный орган которого подана таможенная декларация, применяется курс валют, устанавливаемый в соответствии с законодательством этого государства – члена Таможенного союза и действующий на день регистрации таможенной декларации таможенным органом, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и (или) международными договорами государств – членов Таможенного союза.

Статья 79. Плательщики таможенных пошлин, налогов

Плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом, международными договорами государств – членов Таможенного союза и (или) законодательством государств – членов Таможенного союза возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.

Статья 80. Возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов. Случаи неуплаты таможенных пошлин, налогов

1. Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает в соответствии со статьями 81, 161, 166, 172, 197, 211, 214, 227, 228, 237, 250, 261, 274, 283, 290, 300, 306 и 360 настоящего Кодекса.

2. Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов прекращается в следующих случаях:

1) уплаты или взыскания таможенных пошлин, налогов в размерах, установленных настоящим Кодексом;

2) помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с предоставлением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, не сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами;

3) уничтожения (безвозвратной утраты) иностранных товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения;

4) если размер неуплаченной суммы таможенных пошлин, налогов не превышает сумму, эквивалентную 5 (пяти) евро по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства – члена Таможенного союза, на территории которого возникла обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, действующему на момент возникновения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов;

5) помещения товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства, если обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникла до регистрации таможенной декларации на помещение товаров под эту таможенную процедуру;

6) обращения товаров в собственность государства – члена Таможенного союза в соответствии с законодательством этого государства – члена Таможенного союза;

7) обращения взыскания на товары, в том числе за счет стоимости товаров, в соответствии с законодательством государства – члена Таможенного союза;

8) отказа в выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой, в отношении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, возникшей при регистрации таможенной декларации на помещение товаров под эту таможенную процедуру;

9) при признании ее безнадежной к взысканию и списании в порядке, определяемом законодательством государств – членов Таможенного союза;

10) возникновения обстоятельств, с которыми настоящий Кодекс связывает прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.

3. Таможенные пошлины, налоги не уплачиваются:

1) при помещении товаров под таможенные процедуры, не предусматривающие такую уплату, при соблюдении условий соответствующей таможенной процедуры;

2) при ввозе товаров, за исключением товаров для личного пользования, в адрес одного получателя от одного отправителя по одному транспортному (перевозочному) документу, общая таможенная стоимость которых не превышает суммы, эквивалентной 200 (двумстам) евро по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства – члена Таможенного союза, таможенным органом которого осуществляется выпуск таких товаров, действующему на момент возникновения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов;

3) при перемещении товаров для личного пользования в случаях, установленных международными договорами государств – членов Таможенного союза;

4) если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством и (или) международными договорами государств – членов Таможенного союза, товары освобождаются от обложения таможенными пошлинами, налогами (не облагаются таможенными пошлинами, налогами) и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение.

4. Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает и прекращается при установлении таможенных процедур в соответствии с:

1) пунктом 2 статьи 202 настоящего Кодекса – в соответствии с международными договорами государств – членов Таможенного союза;

2) пунктом 3 статьи 202 настоящего Кодекса – в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза.

Статья 81. Возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов и сроки их уплаты при незаконном перемещении товаров через таможенную границу

1. Обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу возникает при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза.

Обязанность по уплате вывозных таможенных пошлин при незаконном перемещении товаров через таможенную границу возникает при вывозе товаров Таможенного союза с таможенной территории.

2. Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу возникает солидарно у лиц, незаконно перемещающих товары, лиц, участвующих в незаконном перемещении, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения, а при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза – также у лиц, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности ввоза.

3. Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу прекращается у лиц, указанных в пункте 2 настоящей статьи, в случаях, установленных пунктом 2 статьи 80 настоящего Кодекса.

4. При незаконном перемещении товаров через таможенную границу, за исключением случая, указанного в части второй настоящего пункта, сроком уплаты таможенных пошлин, налогов считается день пересечения товарами таможенной границы, а если этот день не установлен, – день выявления факта незаконного перемещения товаров через таможенную границу.

В случае незаконного перемещения товаров через таможенную границу с недостоверным декларированием сроком уплаты таможенных пошлин, налогов считается день регистрации таможенным органом таможенной декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита.

5. При незаконном перемещении товаров через таможенную границу таможенные пошлины, налоги подлежат уплате, за исключением случая, указанного в части второй настоящего пункта:

1) при ввозе товаров на таможенную территорию – в размерах, соответствующих суммам ввозных таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при помещении таких товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, без учета тарифных преференций и льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, исчисленным исходя из ставок таможенных пошлин, налогов и курса валют, устанавливаемого в соответствии с законодательством государства – члена Таможенного союза, таможенным органом которого осуществляется взыскание таможенных пошлин, налогов, и действующих на день пересечения товарами таможенной границы, а если этот день не установлен, – на день выявления факта незаконного перемещения товаров через таможенную границу;

2) при вывозе товаров Таможенного союза с таможенной территории – в размерах, соответствующих суммам вывозных таможенных пошлин, которые подлежали бы уплате при помещении таких товаров под таможенную процедуру экспорта, без учета тарифных преференций и льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, исчисленным исходя из ставок таможенных пошлин и курса валют, устанавливаемого в соответствии с законодательством государства – члена Таможенного союза, таможенным органом которого осуществляется взыскание таможенных пошлин, налогов, и действующих на день пересечения товарами таможенной границы, а если этот день не установлен, – на день выявления факта незаконного перемещения товаров через таможенную границу.

В случае незаконного перемещения товаров через таможенную границу с недостоверным декларированием таможенные пошлины, налоги подлежат уплате в размерах, соответствующих суммам таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате на основании достоверных сведений при помещении таких товаров под заявленную таможенную процедуру на день регистрации таможенным органом таможенной декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита. При этом фактически уплаченные при таможенном декларировании суммы таможенных пошлин, налогов повторно не уплачиваются (взыскиваются), а излишне уплаченные (взысканные) суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату в соответствии с настоящим Кодексом.

6. Таможенные пошлины, налоги при незаконном перемещении товаров через таможенную границу исчисляются в соответствии с настоящей главой.

Если определение сумм подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов невозможно в силу непредставления в таможенный орган точных сведений о характере товаров, их наименовании, количестве, стране происхождения и таможенной стоимости, суммы таможенных пошлин, налогов определяются исходя из наибольшей величины ставок таможенных пошлин, налогов, а также количества и (или) стоимости товаров, которые могут быть определены на основании имеющихся сведений.

При установлении впоследствии точных сведений о товарах производится возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов либо взыскание неуплаченных сумм в соответствии с главами 13 и 14 настоящего Кодекса.

ГАРАНТ:

В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить, что таможенные сборы за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаров (далее - таможенные сборы за таможенные операции), если иное не установлено настоящим постановлением, уплачиваются по следующим ставкам:

775 рублей - за таможенные операции в отношении товаров, сведения о которых заявлены в таможенной декларации, общая таможенная стоимость которых не превышает 200 тыс. рублей включительно;

1550 рублей - за таможенные операции в отношении товаров, сведения о которых заявлены в таможенной декларации, общая таможенная стоимость которых составляет 200 тыс. рублей 1 копейку и более, но не превышает 450 тыс. рублей включительно;

3100 рублей - за таможенные операции в отношении товаров, сведения о которых заявлены в таможенной декларации, общая таможенная стоимость которых составляет 450 тыс. рублей 1 копейку и более, но не превышает 1200 тыс. рублей включительно;

8530 рублей - за таможенные операции в отношении товаров, сведения о которых заявлены в таможенной декларации, общая таможенная стоимость которых составляет 1200 тыс. рублей 1 копейку и более, но не превышает 2700 тыс. рублей включительно;

12 тыс. рублей - за таможенные операции в отношении товаров, сведения о которых заявлены в таможенной декларации, общая таможенная стоимость которых составляет 2700 тыс. рублей 1 копейку и более, но не превышает 4200 тыс. рублей включительно;

15500 рублей - за таможенные операции в отношении товаров, сведения о которых заявлены в таможенной декларации, общая таможенная стоимость которых составляет 4200 тыс. рублей 1 копейку и более, но не превышает 5500 тыс. рублей включительно;

20 тыс. рублей - за таможенные операции в отношении товаров, сведения о которых заявлены в таможенной декларации, общая таможенная стоимость которых составляет 5500 тыс. рублей 1 копейку и более, но не превышает 7000 тыс. рублей включительно;

23 тыс. рублей - за таможенные операции в отношении товаров, сведения о которых заявлены в таможенной декларации, общая таможенная стоимость которых составляет 7000 тыс. рублей 1 копейку и более, но не превышает 8000 тыс. рублей включительно;

25 тыс. рублей - за таможенные операции в отношении товаров, сведения о которых заявлены в таможенной декларации, общая таможенная стоимость которых составляет 8000 тыс. рублей 1 копейку и более, но не превышает 9000 тыс. рублей включительно;

27 тыс. рублей - за таможенные операции в отношении товаров, сведения о которых заявлены в таможенной декларации, общая таможенная стоимость которых составляет 9000 тыс. рублей 1 копейку и более, но не превышает 10000 тыс. рублей включительно;

30 тыс. рублей - за таможенные операции в отношении товаров, сведения о которых заявлены в таможенной декларации, общая таможенная стоимость которых составляет 10000 тыс. рублей 1 копейку и более.

В отношении вывозимых из Российской Федерации товаров, по которым установлены адвалорные или комбинированные ставки вывозных таможенных пошлин, за исключением товаров, указанных в пунктах 8 и 9 настоящего постановления, таможенные сборы за таможенные операции уплачиваются по ставкам, предусмотренным настоящим пунктом.

2. В случаях если таможенная стоимость товаров, ввозимых в Российскую Федерацию, не определяется и не заявляется, а также если в отношении вывозимых из Российской Федерации товаров (за исключением товаров, указанных в пункте 26 части 1 статьи 47 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также в пунктах 8 и 9 настоящего постановления) не установлены ставки вывозных таможенных пошлин или установлены специфические ставки вывозных таможенных пошлин, таможенные сборы за таможенные операции уплачиваются по следующим ставкам:

6 тыс. рублей - за таможенные операции в случае, если количество товаров, указанных в абзаце первом настоящего пункта, в таможенной декларации не превышает 50 товаров;

12 тыс. рублей - за таможенные операции в случае, если количество товаров, указанных в абзаце первом настоящего пункта, в таможенной декларации составляет 51 товар и более, но не свыше 100 товаров включительно;

20 тыс. рублей - за таможенные операции в случае, если количество товаров, указанных в абзаце первом настоящего пункта, в таможенной декларации составляет 101 товар и более.

3. В случае если при вывозе из Российской Федерации в одной таможенной декларации заявляются сведения о товарах, указанных как в пункте 2 настоящего постановления, так и в абзаце тринадцатом пункта 1 настоящего постановления, кроме случаев, указанных в пунктах 8 и 9 настоящего постановления, таможенные сборы за таможенные операции уплачиваются по ставкам, установленным соответственно пунктами 1 и 2 настоящего постановления по каждому из перечисленных видов товаров.

В случае заявления в одной таможенной декларации для целей помещения под таможенную процедуру экспорта товаров, не облагаемых вывозными таможенными пошлинами, и товаров, облагаемых вывозными таможенными пошлинами, кроме случаев, указанных в пунктах 8 и 9 настоящего постановления, таможенные сборы за таможенные операции уплачиваются по ставкам, установленным абзацем первым настоящего пункта в отношении указанных в настоящем пункте видов товаров, облагаемых вывозными таможенными пошлинами.

4. При совершении таможенных операций в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию физическими лицами для личного пользования, за исключением ввозимых физическими лицами без уплаты таможенных пошлин, налогов либо с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также товаров, указанных в пунктах 5 и 6 настоящего постановления, таможенные сборы за таможенные операции уплачиваются в размере 500 рублей.

5. При совершении таможенных операций в отношении автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств, классифицируемых кодами 8702, 8703, 8704 21 и 8704 31 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и указанных в пунктах 1, 3 и 4 таблицы 2 приложения N 2 к решению Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 г. N 107 "Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования", ввозимых в Российскую Федерацию любым способом для личного пользования, таможенные сборы за таможенные операции уплачиваются в соответствии с пунктом 1 настоящего постановления.

6. При совершении таможенных операций в отношении водных и воздушных судов, указанных в пункте 2 таблицы 2 приложения N 2 к решению Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 г. N 107 "Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования", таможенные сборы за таможенные операции уплачиваются по следующим ставкам:

5 тыс. рублей - за таможенные операции в отношении судна, стоимость которого не превышает 100 тыс. рублей включительно;

10 тыс. рублей - за таможенные операции в отношении судна, стоимость которого составляет 100 тыс. рублей 1 копейку и более, но не превышает 500 тыс. рублей включительно;

20 тыс. рублей - за таможенные операции в отношении судна, стоимость которого составляет 500 тыс. рублей 1 копейку и более.

7. При совершении таможенных операций в отношении воздушных, морских, речных судов, судов смешанного (река-море) плавания, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации в качестве товаров в соответствии с таможенными процедурами временного ввоза (допуска), временного вывоза, переработки на таможенной территории и переработки вне таможенной территории (если операцией по переработке является ремонт таких судов), а также при завершении действия таможенных процедур временного ввоза (допуска) помещением под таможенную процедуру реэкспорта, временного вывоза помещением под таможенную процедуру реимпорта, переработки на таможенной территории помещением продуктов переработки под таможенную процедуру реэкспорта, переработки вне таможенной территории помещением продуктов переработки под таможенную процедуру реимпорта либо помещением продуктов переработки под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления таможенные сборы за таможенные операции уплачиваются в размере 20500 рублей за судно.

8. При подаче временной таможенной декларации в отношении товаров, к которым применяется временное периодическое таможенное декларирование, за исключением товаров, указанных в пункте 26 части 1 статьи 47 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", таможенные сборы за таможенные операции уплачиваются по ставке 7750 рублей за каждую временную (в том числе дополнительную временную) таможенную декларацию.

При последующей подаче таможенному органу полной таможенной декларации на те же товары таможенные сборы за таможенные операции уплачиваются по ставке 22250 рублей за каждую полную таможенную декларацию.

При заявлении во временной (в том числе дополнительной временной) или полной таможенной декларации для целей помещения под таможенную процедуру экспорта сведений о товарах, облагаемых вывозными таможенными пошлинами, и товарах, не облагаемых вывозными таможенными пошлинами, таможенные сборы за таможенные операции уплачиваются по ставкам, установленным настоящим пунктом.

9. При применении к товарам неполного таможенного декларирования и (или) периодического таможенного декларирования таможенные сборы за таможенные операции при вывозе товаров, за исключением товаров, указанных в пункте 26 части 1 статьи 47 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", уплачиваются по следующим ставкам:

в отношении товаров, по которым не установлены ставки вывозных таможенных пошлин и (или) по которым установлены специфические ставки вывозных таможенных пошлин, - по ставке, предусмотренной абзацем вторым пункта 8 настоящего постановления, за каждую таможенную декларацию;

в отношении товаров, по которым установлены адвалорные или комбинированные ставки вывозных таможенных пошлин, - по ставкам, предусмотренным пунктом 1 настоящего постановления, за каждую таможенную декларацию.

При применении к товарам неполного таможенного декларирования и (или) периодического таможенного декларирования в случае заявления в одной таможенной декларации для целей помещения под таможенную процедуру экспорта товаров, не облагаемых вывозными таможенными пошлинами, и товаров, облагаемых вывозными таможенными пошлинами, таможенные сборы за таможенные операции уплачиваются по ставкам, установленным абзацами вторым и третьим настоящего пункта в отношении перечисленных в них категорий товаров, облагаемых вывозными таможенными пошлинами.

При применении к товарам периодического таможенного декларирования таможенные сборы за таможенные операции при ввозе товаров уплачиваются по ставкам, предусмотренным пунктом 1 настоящего постановления, за каждую таможенную декларацию.

10. Признать утратившими силу акты Правительства Российской Федерации по перечню согласно приложению.

11. Настоящее постановление вступает в силу с 1 августа 2020 г.

Ключевые слова: ТАМОЖЕННАЯ ПОШЛИНА; СЕЗОННАЯ ПОШЛИНА; ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ; СЕЗОННОСТЬ, ВНУТРЕННИЙ РЫНОК; ЕАЭС; CUSTOMS DUTIES, SEASONAL DUTIES; CUSTOMS AND TARIFF REGULATION; THE SEASONALITY OF THE DOMESTIC MARKET; EEU.

Одной из главных целей таможенно-тарифной политики государств-членов ЕАЭС является поддержка национальных производителей и стимулирование притока иностранных товаров в те области производства, которые пока что малоразвиты или вовсе нет возможности развития данного направления.

Все это обусловлено введением сезонных пошлин, которые помогают государству поддерживать отечественных производителей и стимулировать ввоз иностранных товаров (или сокращать ввоз иностранной продукции).

Под таможенно-тарифным регулированием (далее — ТТР) понимается метод государственного регулирования внешней торговли товарами, который осуществляется путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин[1].

В соответствии со ст. 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее ТК ЕАЭС) «таможенная пошлина» — обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу Союза.

Объектом обложения таможенными пошлинами являются товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, а также иные товары в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС.

В соответствии с ТК ЕАЭС базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товара и применяемых видов ставок являются таможенная стоимость товаров и их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса, в том числе с учетом первичной упаковки товара, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи, объем или иная характеристика товара), если иное не установлено ТК ЕАЭС [2].

Как правило, выделяют три главных функции таможенной пошлины, такие как:

  1. регулирующая;
  2. защитная;
  3. фискальная.

Регулирующая функция таможенной пошлины позволяет поддерживать на внутреннем рынке соответствующий баланс рентабельности реализации импортной продукции и производства отечественной продукции и эффективности их потребления, а также рентабельности поставок одинаковой продукции на экспорт и внутренний рынок.

Регулирующая функция таможенной пошлины может перерастать в защитную функцию, когда таможенная пошлина используется для защиты отечественного производителя, или в стимулирующую, когда путем снижения таможенных пошлин стимулируется ввоз иностранных товаров[3].

Фискальная функция таможенной пошлины применяется как при импорте, так при экспорте товаров. При импорте применяется данная функция, если аналоги таких товаров производятся в данной стране. При экспорте товаров, одновременно поставляемых на внутренний рынок, подчинена ее регулирующей функции.

Фискальная функция при импорте товаров имеет более самостоятельное значение, если аналоги таких товаров не производятся в стране. На такие товары таможенные пошлины устанавливаются с учетом возможностей их использования для увеличения доходов государственного бюджета [4].

В теории и практике таможенно-тарифного регулирования, как правило, используются различные виды таможенных пошлин, классифицированные по различным признакам:

  • вид внешнеторговой операции;
  • способ фиксации в таможенном тарифе и порядок расчета пошлин;
  • основы их формирования и границы распространения;
  • страна происхождения товаров;
  • период действия.

С целью регулирования экспорта и импорта товаров в стране устанавливаются определенные виды таможенных пошлин: ввозные и вывозные таможенные пошлины.

Применение ввозных таможенных пошлин необходимо для оказания защиты национальных производителей, их продукции, рынков от неблагоприятной, иностранной конкуренции, а также создания условий для импортозамещающей продукции и достижения как фискальной, так торгово-политических целей государства.

Вывозные таможенные пошлины применяются в целях ограничения вывоза необработанного сырья, стимулирования развития национального перерабатывающего производства, а также применение вывозной пошлины в фискальных целях, а иногда и политической целесообразности.

Вывозные таможенные пошлины, которые влияют на сдерживание продвижения общенациональной продукции на зарубежные рынки, снижая ее конкурентоспособность, применяются в значительной степени реже.

В зависимости от способа фиксации ставок пошлин в таможенном тарифе и правил расчета их суммарной величины таможенные пошлины подразделяются на:

  • адвалорные;
  • специфические;
  • комбинированные.

Адвалорные пошлины – это ставка, выраженная в процентах по отношению к цене (стоимости) товара соответствующей позиции Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (далее — ТН ВЭД) таможенного тарифа. Адвалорные пошлины наиболее распространены в международной торговой системе и охватывают до 90% импортных тарифов большинства стран.

Формула расчета адвалорной пошлины имеет следующий вид:

где ТП — таможенная пошлина;
ТС — таможенная стоимость;
СТ — ставка адвалорной пошлины, выраженная в %.

Специфические пошлины представляют собой ставки, обозначенные в таможенном тарифе в виде фиксированной денежной величины по отношению к физическому объему товара, выраженному в соответствующих единицах измерения (тоннах, килограммах, литрах, штуках и т.д.). Такие пошлины напрямую не связаны со стоимостью товаров, и их размер зависит лишь от объема ввозимой продукции.

Специфическая пошлина рассчитывается по формуле:

где ТП — таможенная пошлина;
КлТ — количество товара (килограммы, литры, штуки);
СТ — ставка специфической пошлины, выраженная в денежном выражении за один килограмм, один литр, одну штуку.

Комбинированные или по-другому смешанные пошлины предполагают использование по отношению к некоторым видам товаров адвалорных и/или специфических пошлин по ставкам, указанным в таможенном тарифе. Как правило, их выбор сопровождается в таможенном тарифе рекомендацией о целесообразности взимания той пошлины, которая в денежном эквиваленте имеет большую величину таможенного обложения. В таком случае начисленная пошлина считается альтернативной.

От периода действия таможенные пошлины различаются на:

  • сезонные;
  • постоянные;
  • переменные.

Постоянные таможенные пошлины предполагают, что единовременно установленные ставки не подлежат изменению в зависимости от конъюнктурно-экономических обстоятельств.

Переменные ставки таможенных пошлин применяются крайне редко, в отдельных случаях, таких как:

  1. существенное колебание уровня мировых или внутренних цен на рынке;
  2. негативное влияние мировых финансовых кризисов на национальную экономику страны;
  3. изменение уровня государственных субсидий в отдельных секторах производства.

Например, из практики ТТР в России переменные экспортные пошлины устанавливаются чаще всего на нефть и нефтепродукты в зависимости от изменения уровня мировых цен [5].

Сезонные пошлины — пошлины, применяемые для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной. Устанавливаются на несколько месяцев в году. На срок их действия прекращается действие обычных таможенных пошлин [6].

Чаще всего сезонные пошлины присуще для сельскохозяйственного сырья, продуктов его переработки и плодоовощной продукции, поставки которых связаны с сезонным характером их выращивания и производства. Во время массового сбора урожая и переработки, обработки сельхоз сырья, плодов ставки пошлин повышаются, регулируя тем самым структуру товарного предложения и цен на внутреннем рынке с целью защиты национальных сельхозпроизводителей.

Из определения «сезонные пошлины» следует, что данные пошлины вводятся в тех случаях, когда в значительной мере функционирование национальной отрасли с сезонным характером производства подвергается неблагоприятным экономическим влияниям.

В качестве примера может служить снижение мировых цен или рост издержек производства аналогичных отечественных товаров, когда иностранный производитель получает некоторые преимущества на внутреннем рынке импортера и создается потенциальная угроза отечественному производству. В такой ситуации сезонная таможенная пошлина позволяет относительно быстро реагировать на изменяющуюся рыночную ситуацию для отдельных товаров, носящих сезонный характер.

Необходимо затронуть такой аспект, как сезонность производства. Новиков В.Е., писал о том, что сезонность производства может быть связана с различными факторами[7]:

  • в сельском хозяйстве — с созреванием урожая и его переработкой в определенное время года;
  • в рыболовстве — с естественными стадиями воспроизводства рыбопромыслового сырья.

В зависимости от периода года происходят изменения производства и ряда других товаров, которые также потребляются обычно только в определенное время года.

В сезонных производствах в зависимости от времени года изменяются объем производства, уровень издержек и цен, а также качество производимой продукции, что, главным образом, необходимо учитывать при определении и установлении ставок таможенных пошлин и применении других мер таможенного регулирования к сезонным товарам[8].

Как правило, рынки сезонных товаров более изменчивы и динамичны, чем рынки несезонных товаров, то есть на их производство не влияет время года. На потоки импортной продукции сезонных отраслей сельскохозяйственного производства оказывает влияние изменение затрат на производство, которое в значительной степени зависит от урожайности культур в конкретном году. Иными словами, конкурентоспособность импортных и отечественных товаров на внутреннем рынке изменяется как по временам года, так и по годам, т. е. по не зависящим от производителей причинам.

Сезонность устойчиво влияет на функционирование многих производств и отраслей народного хозяйства, что, естественно, требует соответствующего учета сезонности при формировании таможенного тарифа.

В зависимости от того, какая ситуация складывается на рынке определенных сезонных товаров, ставка сезонной пошлины может:

  • снижаться для насыщения рынка, если его объем недостаточен по уровню потребления сезонной продукции;
  • увеличиваться, если наблюдается перенасыщение рынка сезонными товарами.

Увеличиваться могут, в большинстве случаев, только импортные пошлины, чтобы создать преимущество для отечественных товаров, повысить их конкурентоспособность.

Снижаться могут также, в большинстве случаев, только импортные пошлины с целью насыщения рынка, в том случае, когда отечественные товары не могут удовлетворить потребности внутреннего рынка, то есть наблюдается явный дефицит определенной группы товаров, носящий сезонный характер.

В рамках таможенно-тарифного регулирования сезонные пошлины вводятся для регулирования импорта или экспорта только товаров имеющих сезонный характер; применяются в целях стабилизации внутреннего рынка товаров, защиты отечественных потребителей и производителей от неблагоприятного влияния импортной продукции; могут в рамках календарного года вводиться неограниченное количество раз.

Заключая все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что сезонные пошлины позволяют регулировать рынок в отдельно взятый период времени:

  1. если необходимо насытить рынок сезонным товаром – пошлина низкая, для того, чтобы не было дефицита сезонного товара;
  2. если национального сезонного товара в избытке – то пошлина высокая, для того, чтобы защитить внутренний рынок от конкуренции со стороны импортной сезонной продукции.

Целью введения сезонных пошлин является:

  1. защита отечественных производителей сезонных товаров;
  2. защита отечественных потребителей сезонных товаров;
  3. насыщение внутреннего рынка;
  4. краткосрочное регулирование соотношения спроса и предложения на сезонный товар внутри страны;
  5. регулирование внутренних цен на сезонный товар.

Читайте также: