Налоговое стимулирование деятельности банков

Опубликовано: 11.05.2024


Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 17.01.2021 2021-01-17

Статья просмотрена: 22 раза

Библиографическое описание:

Рожкова, И. А. Основные направления совершенствования налогового регулирования банковской деятельности на современном этапе / И. А. Рожкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 3 (345). — С. 325-326. — URL: https://moluch.ru/archive/345/77708/ (дата обращения: 20.05.2021).

Банки оказывают существенное влияние на развитие организаций и экономики в целом. Поскольку банки являются крупными налогоплательщиками и экономическими субъектами, и их платежеспособность имеет большое общественное значение, следовательно, проблема регулирования банковской деятельности чрезвычайно сложная.

Ключевые слова: экономика, налогообложение, банки, налоговое регулирование, платежеспособность, прибыль, доход.

В системе государственного регулирования экономики важное место занимает банковский сектор. Он оказывает существенное влияние на развитие организаций и экономики в целом, так как является центром перераспределения капитала. Значительная часть расчетов между организациями идет через банки, осуществляющими большой спектр финансовых операций.

Банки входят в число ключевых элементов экономического регулирования.

В экономике страны в условиях мирового финансового кризиса, где наблюдаются: банкротства предприятий, спад производства, уменьшение прибыли, чрезвычайно актуальным здесь является банковское кредитование реального сектора.

Многие предприятия, которые активно использовали банковские кредиты, сейчас столкнулись с проблемой поиска источника финансирования своей деятельности. Руководители таких организаций оказались в ситуации нехватки денежных средств на развитие и поддержание бизнеса.

Налогообложение оказывает влияние на действия двух сторон, участвующих в кредитных операциях. Это как банки, так и его клиенты. В связи с этим можно выделить два сектора налогового регулирования:

– налоговое стимулирование кредитора;

– налоговое стимулирование заемщика.

Состав расходов на проведение кредитных операций значительно влияет на доходность кредитных операций, которые учитываются при расчете налога на прибыль и на формирование налоговой базы созданных резервов.

В настоящее время одним из средств снижения налоговой нагрузки на кредитные учреждения является формирование резерва по сомнительным долгам. Сомнительным долгом называется любая задолженность перед налогоплательщиком, которая возникает в связи с выполнением работ и оказанием услуг, а также реализацией товара [1, c. 31].

Сектор налогового регулирования определяется условиями, где оказались экономические субъекты.

На заинтересованность заемщика в получении кредита через величину предельных процентов влияет налогообложение. Предельные проценты учитываются в составе расходов при пересчете налога на прибыль.

Для стимулирования кредитования банкам реального сектора наиболее актуальными могут быть следующие рекомендации:

– расширить перечень льгот банкам и предприятиям, которые учувствуют в лизинговых операциях;

– предоставить банкам возможность не формировать или относить расходы по формированию резерва на возможные потери по ссудам;

– расширить перечень видов обеспечения, которые учитываются в целях формирования резервов на возможные потери по ссудам;

– освободить от налога проценты, полученные по кредитам, которые выданы приоритетным отраслям;

– предоставить льготную ставку по налогу на прибыль банкам, где доля предоставленных кредитов принадлежит приоритетным отраслям экономики.

Совершенствование налога на прибыль организаций включает в себя введение ограничения по переносу на будущее убытков приобретаемых или поглощаемых компаний, а также изменение отчислений процентов по долговым обязательствам на расходы [2, c. 54].

Можно выделить следующие направления совершенствования действующего механизма налогового регулирования:

  1. Введение единого порядка учета процентов по привлеченным средствам для целей налогообложения. То есть проценты по займам аналогично процентам по кредитам и депозитам должны уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль.
  2. Увеличение прав банков по созданию резервных фондов за счет себестоимости, что позволит банкам активнее проникать на зарубежные рынки и принимать участие в кредитовании реального сектора экономики. Здесь предлагается формализовать порядок создания резервных фондов или увеличить контроль за порядком его формирования.
  3. Установление единого порядка отнесения на себестоимость убытков от купли-продажи валютных контрактов для спекулятивных сделок и убытков от сделок, которые заключена в целях уменьшения риска изменения рыночной цены.

Также можно выделить еще одно усовершенствование налогового регулирования — налоговое администрирование. То есть сюда входит повышение качества налогового администрирования, которое включает устранение административных барьеров, препятствующих добросовестному исполнению налоговых обязанностей и обеспечению эффективного использования инструментов, что противодействует уклонению от уплаты налогов.

Коммерческие банки образуют систему обеспечивающую жизнеспособность национальной экономики. Поскольку коммерческие банки являются и крупными налогоплательщиками, и экономическими субъектами и их платежеспособность имеет большое общественное значение, то проблема налогообложения коммерческих банков чрезвычайно сложная. Поэтому есть необходимость формирования такой системы налогообложения, которая стимулировала бы деятельность банков в увеличении вложений средств в реальный сектор экономики, а также позволила увеличить их доходы, балансовую прибыль и способствовала увеличению суммы уплаченных налогов, которые поступают в бюджеты разных уровней.

  1. Долгов С. И. Налоговый учет и отчетность в современных условиях: Учебное пособие — М: Юристъ, 2017. — 584 с.
  2. Костина Л. С. Перспективы налогообложения организаций финансового сектора экономики России // Вестник университета. — 2018. — № 10.

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 23:32, доклад

Краткое описание

Современная экономика не может стабильно развиваться без постоянного поступления финансовых ресурсов. Одним из важных институтов, обеспечивающих перераспределение финансовых потоков во времени и пространстве, являются банки. На инвестиционную направленность финансовых потоков банков оказывает влияние множество факторов, среди которых немаловажную роль играет эффективная государственная экономическая политика.

Файлы: 1 файл

ПРОБЛЕМЫ НАЛОГОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВ.doc

ПРОБЛЕМЫ НАЛОГОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВ *.

Современная экономика не может стабильно развиваться без постоянного поступления финансовых ресурсов. Одним из важных институтов, обеспечивающих перераспределение финансовых потоков во времени и пространстве, являются банки. На инвестиционную направленность финансовых потоков банков оказывает влияние множество факторов, среди которых немаловажную роль играет эффективная государственная экономическая политика. И хотя проблема налогового стимулирования инвестиций в России возникла в начале рыночных реформ, она сохраняет свою актуальность и в настоящее время. Это связано с тем, что, несмотря на неуклонное увеличение объемов кредитования банками реального сектора экономики, вклад банковской системы в поддержание экономического роста остается скромным.

Основная часть кредитов реальному сектору носит краткосрочный характер и в большей степени направлена на пополнение оборотных средств предприятий. Доля долгосрочных кредитов (сроком свыше трех лет) в кредитном портфеле российских банков составляет всего 7, 5%(1). Крупнейшие предприятия-экспортеры и естественные монополии получают дешевые долгосрочные ресурсы из-за рубежа (в 2004 г. на иностранные кредиты приходилось 55-60% ссудной задолженности российских компаний сроком более одного года), но для основной массы компаний малого и среднего бизнеса, ориентированных на внутренний рынок, роль кредита как источника инвестиций остается незначительной. На 1.01.05 г. доля банковских кредитов в инвестициях предприятий в основной капитал составила 7, 3%(2).

Одной из причин недостаточного развития инвестиционных операций банков является их низкая доходность. Вследствие снижения процентной маржи банки с большей долей доходов от кредитования в общем доходе показывают меньшую рентабельность, у банков же с высокой рентабельностью эта доля значительно ниже средней. Причем доля процентных доходов в общей структуре банковских доходов так и не вернулась к докризисному уровню и остается низкой. За период с 1 июля 1998 г. по 1 января 2005 г. доля доходов по предоставленным кредитам, депозитам и иным размещенным средствам в общей структуре банковских доходов сократилась с 31, 3 до 13, 3%. Доля доходов от операций с ценными бумагами в структуре банковских доходов также существенно снизилась - с 34, 9 до 7, 8% (см. рис. 1). Сохраняющаяся в течение последних лет тенденция к увеличению средней доходности операций с ценными бумагами обеспечивает высокую рентабельность банков, в деятельности которых они занимают значительный удельный вес. Тем не менее доля инвестиционного портфеля в структуре вложений банков в ценные бумаги сократилась с 54, 6% на 1.01.03 г. до 41, 2% на 1.01.05 г. и продолжает снижаться.

Снижение инвестиционной активности банков происходит на фоне значительного улучшения их финансового положения: за 5 лет объем прибыли, полученной действующими кредитными организациями, увеличился более чем в 10 раз (с 17 млрд. руб. в 2000 г. до 178 млрд. руб. в 2004 г.). Немаловажную роль в этом сыграла налоговая реформа, позволившая существенно снизить налоговое бремя: были понижены ставки налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, единого социального налога, отменен налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте, и налог на пользователей автомобильных дорог, расширен список расходов, учитываемых при расчете налога на прибыль, в том числе расширены возможности создания резервов, и т.д. Причем данные изменения не повлияли негативно на величину налоговых доходов бюджета. Фискальная роль налоговых платежей банков хотя и невелика, но стабильна - на протяжении последнего десятилетия налоговые поступления от кредитных организаций в консолидированный бюджет неизменно составляют 2-3%.

Налоговая реформа не оказала стимулирующего воздействия на инвестиционную деятельность банков в силу ряда причин. Прежде всего потому, что с помощью одних только налоговых рычагов повысить инвестиционную активность банковского сектора невозможно. В основу системы налогового стимулирования инвестиционной деятельности банков должен быть положен принцип комплексности: соответствующий потенциал системы налогообложения должен использоваться государством наравне с иными рычагами стимулирования инвестиционной деятельности - денежно-кредитной политикой, формированием эффективной инфраструктуры финансового рынка, активной промышленной и структурной политикой.

Другой важнейший принцип налогового стимулирования инвестиционной деятельности банков - системность: для переориентации финансовых потоков из банковского в реальный сектор экономики необходимо налоговое стимулирование как инвестиционных операций банков, так и инвестиционного спроса и предложения. Причем высокая рискованность инвестиционных операций банков и необходимость отвлечения значительных ресурсов на длительный срок требуют стабильного и четкого налогового законодательства, а также эффективной судебной защиты прав и интересов налогоплательщиков и государства. В противном случае частые и значительные изменения налогового законодательства могут заметно снизить доходность инвестиционных операций для банков и повысить стоимость ресурсов для заемщиков. Кроме того, при крупных инвестициях в случае нарушения налогового законодательства может возникнуть необходимость уплаты больших штрафов и пени.

Все эти факторы необходимо учитывать при выработке системы налогового стимулирования инвестиций (см. рис. 2). Данная система должна быть нацелена на создание институционально-правовой и экономической среды, содействующей инвестициям в реальный сектор экономики.

Влияние налогообложения на доходность инвестиционных операций банка

Главный критерий, лежащий в основе выработки банком инвестиционной стратегии, - соотношение "доходность - риск - ликвидность", различающееся при операциях банка на кредитном рынке, рынке капитала и денежном рынке. В то же время налогообложение влияет на доходность банковских операций, что дает возможность с помощью налоговых льгот создать конкурентные преимущества инвестиционным операциям банка и сформировать благоприятные условия для активизации инвестиционной деятельности. Необходимость разделения налоговых режимов для инвестиционных и спекулятивных операций обусловлена тем, что долгосрочные банковские инвестиции способствуют удовлетворению инвестиционных потребностей экономики и обеспечивают прирост общественного капитала. Соответственно в отличие от спекулятивных операций, которые хотя и увеличивают доход конкретного банка, но сопряжены с перераспределением общественного дохода, инвестиционная деятельность банков позволяет получить доход на уровне не только банка, но и общества в целом.

Однако введение для банков специфических льгот может еще больше усложнить и без того непростую систему налогообложения банков. Некоторые специальные схемы налогового стимулирования при сомнительных результатах могут привести лишь к снижению бюджетных доходов. Во избежание этого состав конкретных мер в данной области должен определяться исходя из принципа адекватности, то есть при их введении следует принимать во внимание особенности реальной экономической ситуации. Так, льготирование приоритетных направлений деятельности эффективно только при прочих равных условиях, но достижение желаемого результата маловероятно при низкой доходности или высокой рискованности инвестиций.

Примером может служить существовавшее до 1996 г. освобождение от налогообложения банковской прибыли, полученной вследствие предоставления целевых кредитов на срок 3 года и более предприятиям, использующим полученные кредиты для капитальных вложений в развитие их производственной базы. В 1994 г. только 2, 1% общей суммы кредитов было выдано на соответствующий срок. Банки не могли проконтролировать их целевое использование, в результате более 60% кредитов было выдано холдингам без определенной отраслевой принадлежности, основная деятельность которых была сконцентрирована в сфере обращения, и только 30% было направлено в промышленный сектор экономики. По тем же причинам не действовала и существовавшая до 1997 г. налоговая льгота в виде снижения до 8% ставки налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, если не менее половины кредитного портфеля банка составляли вложения в сельскохозяйственное производство и переработку, а также в развитие малого бизнеса (кроме предприятий розничной, оптово-сбытовой, снабженческо-сбытовой торговли). Несмотря на предоставленную льготу, банки не кредитовали предприятия агропромышленного комплекса и малого бизнеса из-за их критического финансового состояния и высоких кредитных рисков.

Для оценки эффективности предоставления налоговых льгот банкам, занимающимся средне- и долгосрочным кредитованием, проанализируем влияние налогообложения на доходность кредитных операций. Теоретически снижение уровня налоговых изъятий повысит привлекательность кредитных операций для банков, а рост прибыли расширит их ресурсную базу. В общем виде данную зависимость можно представить следующим образом:

Очевидно, чем меньше значение коэффициента налоговой нагрузки, тем выше эффективность кредитных операций. Если кредитные операции будут освобождены от налогообложения (при Ktk = 0), то их доходность возрастет в 1/(1 - Ktk) раза. Например, при действующей ставке налога на прибыль в 24% доходность кредитных операций может повыситься на 32%. Однако это потребует внесения изменений в действующее налоговое законодательство.

В настоящее время ставка налога на прибыль также может быть снижена законами субъектов РФ, но не более чем на 4 п.п. В этом случае доходность кредитных операций возрастет лишь на 5%. Вместе с тем реализация подобных мер значительно осложнит порядок налогообложения банков, поскольку потребует формирования отдельной налоговой базы и ведения раздельного учета доходов (расходов) по данным операциям. Действующий в настоящее время "котловой" метод исчисления налога на прибыль предполагает, что доходы и расходы от кредитных операций смешиваются с доходами и расходами от иных операций (кроме случаев, установленных НК РФ). На практике, как отмечают специалисты(3), сложно из общего объема прибыли банка за отчетный период выделить ту ее часть, которая получена от кредитных операций. В то же время налоговое стимулирование инвестиционной деятельности банков должно отвечать принципу эффективности: при определении его направлений необходимо учитывать не только прямые, но и косвенные издержки.

Таким образом, введение налоговых льгот в качестве способа повышения эффективности кредитных операций будет действенным лишь в случае полного освобождения от налогообложения соответствующих доходов. Однако, как показывает зарубежный опыт, льготирование процентных доходов характерно в основном для оффшорных государств, что позволяет использовать "проводящие" (conduit) банки для перевода финансовых ресурсов в виде кредитов и процентов по ним. В Нидерландах процентная маржа до определенного предела полностью исключается из налогообложения. Поскольку эта страна имеет с Россией соглашение об устранении двойного налогообложения, то проценты за кредит банку могут быть уплачены без каких-либо дополнительных налогов "у источника". В большинстве развитых стран налоговые реформы конца XX в. были направлены, напротив, на унификацию налогообложения прибылей компаний и сближение принципов обложения банковских и небанковских корпораций.

Вместе с тем возможные пути налогового воздействия на доходность инвестиционных операций банков не ограничиваются предоставлением налоговых льгот. Существенное значение имеют порядок признания доходов и расходов, состав расходов, учитываемых при расчете налога на прибыль (например, расходов на оценку залога, его страхование), а также учет при формировании налоговой базы созданных резервов (резерва на возможные потери по ссудам, резерва по сомнительным долгам). Проводимая налоговая реформа позволила решить многие проблемы, однако отдельные положения налогового законодательства по-прежнему не учитывают специфику банковской деятельности и являются источником потенциальных налоговых рисков для банка. В частности, более четкого определения требует момент прекращения начисления процентов по просроченным ссудам.

Налоговые риски банка при осуществлении инвестиционных операций

Инвестиционные операции банков сопряжены с отвлечением значительных ресурсов на длительный срок. В связи с этим еще на этапе стратегического планирования банк должен оценить не только тенденции развития денежного рынка и рынка капиталов, но и все возможные риски при выборе той или иной стратегии. Одним из источников потенциальных рисков для банка является наличие в налоговом законодательстве норм, предполагающих проверку соответствия рыночному уровню тарифов по кредитам, цены реализации ценных бумаг (ст. 40, 280 НК РФ). В действующем законодательстве данный порядок прописан недостаточно четко, арбитражная практика зачастую не позволяет разрешить все проблемные ситуации.

Так, в вопросе о возможности проверки налоговыми органами соответствия рыночному уровню применяемых банком тарифов по кредитам отсутствует не только согласие специалистов, но и единая линия в решениях федеральных арбитражных судов. Кроме того, и сам порядок проверки соответствия рыночному уровню процентных ставок по кредитам имеет множество недостатков(4). Например, до сих пор не сформировался экономически обоснованный подход к определению рыночной цены кредита. Это создает для банка дополнительную неопределенность и негативно сказывается на его заинтересованности в инвестиционных операциях, поскольку цены (тарифы), рассчитанные в соответствии с нормами налогового законодательства, могут отличаться от фактических на несколько порядков.

Специфика кредитных операций затрудняет применение к ним общих принципов определения цены услуг для целей налогообложения, однако у налоговых органов должен быть механизм, позволяющий препятствовать уклонению от налогов с помощью трансфертного ценообразования и сделок между взаимозависимыми лицами. Ведь нередко крупнейшими заемщиками банка выступают члены той же ФПГ, к которой он сам принадлежит, а когда акционером банка является управляющая компания (холдинг), то такая ситуация становится не исключением, а правилом. По оценкам экспертов, доля внутри-групповых кредитов составляет около 40% всего кредитного портфеля российских банков(5). Кэптивные банки собирают ресурсы со всех клиентов, а кредитуют в основном группу привилегированных, остальные же получают кредиты по остаточному принципу. При этом кредитование компаний из родственного холдинга производится по пониженным ставкам и комиссионное вознаграждение кэптивному банку также выплачивается редко.

Библиографическая ссылка на статью:
Литвинова С.А. Налогообложение коммерческих банков: особенности и направления развития // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 4. Ч. 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/04/52143 (дата обращения: 20.05.2021).

В современной рыночной экономике банковская система является одним из важных элементов сложившейся структуры экономических взаимоотношений. Тесное переплетение товарного производства с банковской системой исторически обусловлено и постоянно развивалось. В данном взаимодействии банки служат катализатором роста эффективности производства. Основная роль банков в этом процессе – посредническая, поскольку их деятельность в основном направлена на перераспределение капиталов.

Кредитные учреждения являются посредниками в перераспределении капиталов и относятся к группе финансовых посредников. Прежде всего, надо отметить, что банк, как кредитная организация, для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Банка России имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные законодательством (ст. 1 Федерального закона № 395-1 «О банках и банковской деятельности»)[1]. В конкретном случае – при предоставлении кредита – банк, привлекая денежные средства физических и юридических лиц и затем, размещая их от своего имени и за свой счет (т. е. проводя банковские операции), осуществляет реальную экономическую деятельность, направленную на получение дохода и, соответственно, прибыли, что является основной целью его деятельности.

Поскольку банки являются одним из основных элементов финансовой системы России, они оказывают большое влияние на ее современное развитие.

Особый статус банков обоснован возможностью осуществления посреднических операций между хозяйствующими субъектами. Кроме того, банки являются источником заемных ресурсов для юридических и физических лиц. Предоставление ресурсов, необходимых для осуществления производственного процесса на фоне осуществления посреднических операций, позволяют оптимизировать размещение и потоки денежных средств.

Перечисленные особенности банков как субъекта рыночной экономики свидетельствуют о наличии некоторых исключительных черт в сущности банков как субъектов налогообложения.

Главной особенностью банков во взаимоотношениях с налоговой системой РФ является их неоднородный характер. Банк выступает в качестве:

  • плательщика налогов;
  • посредника между налоговой системой и другими налогоплательщиками;
  • налогового агента, осуществляющего исчисление и удержание налогов и перечисления их в бюджет.

На сегодняшний день можно смело утверждать, что нет систематической методологии по исчислению налоговой нагрузки кредитных организаций.

Развитие системы налогообложения банков должно быть скоординировано и взаимосвязано с развитием иных отраслей. Налоговое законодательство банков на современном этапе является сложным и динамичным. Это является проблемой, так как неоднозначность его требований, норм, правил в результате значительно увеличивает риски, которые впоследствии отражаются на финансовом состоянии банков, и их репутации. Для решения этой проблемы необходимо разработать новые или усовершенствовать действующие методы идентификации, систему формирования налоговой базы, и в целом пересмотра методики налогового учета в России.

Также, недостатком определим полное отсутствие определенности в реализации порядка налогообложения относительно банковского продукта, ведения бухгалтерского учета, так как эти критерии зачастую подталкивают к судебным спорам налоговые органы и банки. Рассматриваемая проблема подразумевает необходимость разработать и применить новые формы, методику налогового администрирования, которые непременно будут учитывать волатильность этих связей.

Необходимо отметить, что методология налогообложения банков и налогового контроля, мониторинг банков и налоговый анализа должны быть взаимосвязаны. Это в результате поспособствовало бы гармонии интересов и банка и налоговых органов России.

Определим проблематику налогообложения банков России с развитием интеграционных процессов.

Основным направлением развития послужит максимальное присутствие иностранных банков, что непосредственно усилит экономическое развитие России, с помощью увеличения делового оборота, его размеров, а соответственно, росту налоговых отчислений. Также наличие иностранных банков повысит уровень конкуренции с ними. Так как конкуренция в настоящее время является основой развития банковского сектора, и необходимостью стабильности к созданию высокого уровня мотивации для роста.

На сегодняшний день основной причиной оптимизации вопросов налогообложения банков России является закономерность совершенствования национальной налоговой системы, а также особая роль налогов в банках.

Помимо этого, перспективы развития налогообложения коммерческих банков России обусловлены современным статусом банков для налоговых правоотношений, тем самым стремлением участников­ налогообложения совершенствовать обращение денежных потоков.

Таким образом, чтобы развивать налогообложение банковской деятельности необходимо:

1. Внести ясность, справедливость, простоту системы налогообложения.

2. Постоянно совершенствовать учетную и контрольную деятельность кредитный учреждений. Проводить мониторинг операций банков, которые могут нести риск или угрозу законодательства.

Эти направления позволят избежать рисковых решений и приведут к урегулированию налоговых споров.

Также целесообразно повысить уровень информатизации налоговых органов в России, тем самым максимально применять возможности Интернет и существующих программ по реализации исполнения налоговых обязательств налогоплательщиков.

Реализация в полной мере предложенного направления развития налогообложения банков России, предоставит возможность для борьбы с коррупцией, а также наладит систему профессиональной этики специалистов налоговых органов России. Также это будет гораздо удобнее, и обеспечит полный контроль доходов и расходов налогоплательщика.

За последний период времени совершенствование банковской системы связано также с вопросами, фундаментом которых выступают недостатки внутренних ресурсов для обеспечения в полной мере потребностей современной экономики, в связи с эти банки должны постоянно пополнять активы за счет зарубежных банков.

Отметим, что действующая налоговая система, не беря во внимание предложенные нами направления, в малой степени рассматривает привлечение долгосрочных ресурсов, и реализацию их на финансирование экономики страны. Следовательно, банки направляют свою деятельность на краткосрочное кредитование, тем самым снизив интересы экономики.

Предложенные направления развития предопределят повышение и стабилизацию финансового состояния банков, рассмотрение вопроса налоговой базы на величину доходов, это поспособствует росту объемов долгосрочного кредитования, поможет снизить вложение денежных средств банков в спекулятивные операции. Это значительно улучшит прогнозные перспективы в совершенствовании инструментальных аспектов налоговой системы.

Развитие банковского бизнеса в России и налоговой системы – это два взаимодействующих и в тоже время параллельных аспекта. Ведь с помощью совершенствования налогообложения банков можно добиться возможности снизить финансовые недочеты и стабилизировать экономику страны­ в целом.

Для создания эффективных условий развития налогообложения банков России, необходимо совершенствовать систему как изнутри, чтобы повысить уровень ее качества, так и в окружении, тем самым устранить существующие барьеры в банковской системе.

Многолетний анализ совершенствования налогообложения банков России отечественных и зарубежных авторов, позволяет сделать вывод, что в настоящее время необходимо в большей степени ориентироваться на реформирование налоговой системы, на перспективы развития мировой налоговой политики, но при этом беря во внимание опыт и динамику отечественных исследований налогообложения банков России.

Проанализировав налогообложение банков России, отметим, что необходимо систематически дорабатывать законодательные азы банковской и налоговой деятельности, возможно заимствование за рубежом.

Важнейшим звеном модели изменения системы налогообложения коммерческих банков в соответствии со Стратегией развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года, основной целью которой являлось создание совершенно новой национальной инновационно-ориентированной экономики и усиление инвестиционной направленности коммерческих банков, где система налогообложения должна была стимулировать банки вкладывать деньги в приоритетные национальные проекты.

Как показывает анализ инвестиционной деятельностью на сегодняшний день в основном занимаются крупные коммерческие банки, имеющие для этого достаточные ресурсы и возможности. Но и перед некоторыми из них стоит проблема наличия соответствующим образом разработанной технологии, позволяющей до минимума снизить кредитные риски, временные издержки, издержки, связанные с процедурой проведения комплексной экспертизы представленного предприятием проекта и финансового состояния потенциального заемщика.

Рассматривая налоговую политику государства последних лет в области стимулирования инвестиционной деятельности банков можно говорить о том, что исходя из обозначенных долгосрочных целей государства и общемировой тенденции экономики данное воздействие осуществляется косвенно, используется смешанная модель налоговой системы. Такая модель в условиях сравнительной нестабильности экономики России и специфичностью ее развития, наиболее эффективна, так как позволяет быстро корректировать элементы в зависимости от внешних условий. Так, изменяя структуру налоговых баз, процентные ставки и предоставляя льготы, государство стимулирует отдельные виды деятельности коммерческих банков или отдельные операции (например, при общем изменении ставки налога на прибыль воздействие осуществляется на все виды банков, при изменении порядка налогообложения операций с ценными бумагами – только операции банков-участников рынка ценных бумаг). Однако для стимулирования инвестиционной деятельности в целом (не только покупки-продажи ценных бумаг, но и инвестиций в реальный сектор экономики и инвестиций в инновационные проекты) не предусмотрено никаких специальных регуляторов[2].

Анализируя систему налогообложения инвестиционной деятельности коммерческих банков, наблюдается тенденция к унифицированию налогообложения банков и организаций, что характеризуется неэффективностью налоговых ставок, множественностью элементов налогооблагаемых баз, ограниченным и жестким режимом льготирования. Самым собираемым налогом с банков остается налог на прибыль, который является абсолютно фискальным и не преследует целей стимулирования конкретных видов деятельности.

Сейчас механизм налогообложения инвестиционной деятельности коммерческих банков не предполагает специального режима и базируется на общих нормах налогового законодательства, не смотря на всю свою специфичность. На начальном этапе формирования устойчивых инвестиционных потоков со стороны коммерческих банков, целесообразно было бы ввести пониженную ставку налога на прибыль в том случае, если банк регулярно направляет прибыль не на выплату процентов и увеличение собственного капитала, а на инвестиционную деятельность, кредитование реального сектора экономики, поддержку инновационных проектов. Так как налоги от основной деятельности уплачиваемые коммерческими банками, снижают чистую прибыль неравномерно, необходимо внести ряд поправок в законодательство, которые способствовали бы накоплению определенных банковских доходов[3].

Дальнейшее совершенствование системы налогообложения инвестиционной деятельности коммерческих банков должно происходить в рамках «Стратегии развития банковского сектора РФ на период до 2015 года», а именно применение дифференцированных налоговых ставок по налогу на прибыль организаций, изменение состава налоговых баз и механизма формирования резервов (расширение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль).

В заключение целесообразно отметить, что налогообложение банков России носит поступательный характер, это отражено в повышенной эффективности реального механизма и инструментария налогообложения, которые учитывают специфику и налогового аппарата и банковских учреждений России.

На данный момент законодательство предусматривает такие меры налогового стимулирования инвестиционной деятельности, как установление особого порядка взимания налогов и сборов при выполнении соглашений о разделе продукции; налоговые льготы при осуществлении предприятиями производственной сферы затрат на осуществление капитальных вложений, а также при использовании лизинга хозяйствующими субъектами; предоставление инвестиционного налогового кредита.

Инвестиционная деятельность банков стимулируется мерами налогового стимулирования лишь опосредованно - путем предоставления льгот предприятиям, использующим банковские кредиты на цели осуществления капиталовложений. Так, облагаемая прибыль производственных предприятий уменьшается на суммы, направленные на погашение банковских кредитов (включая проценты по ним), полученных и использованных на финансирование капитальных вложений производственного назначения (ч. 7 ст. 6 Закона "О налоге на прибыль").

Очевидна необходимость изменения налогового законодательства для более масштабного привлечения банковских ресурсов в государственный инвестиционный процесс.

Предлагаемые в научных исследованиях изменения в налоговое законодательство для стимулирования инвестиционной активности банков сводятся, как правило, к обоснованию необходимости установления льгот по налогу на прибыль, полученную банками от финансирования капиталовложений .

Поляк А.А. Налогообложение кредитных организаций (практические вопросы): Автореф. дисс. к.ю.н. М., 1998. С. 5.

Подобное льготирование участия банков в инвестиционной деятельности на региональном уровне закреплено в Законе Саратовской области "О стимулировании инвестиционной деятельности": в августе 1999 года в него были внесены изменения, позволяющие банкам, которые предоставляют инвестиционные кредиты, ежеквартально уменьшать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль в части, зачисляемой в областной бюджет, на величину отрицательной разницы между фактически полученными доходами по процентам за пользование инвестиционными кредитами и доходами, рассчитанными при начислении процентов из расчета 4/5 ставки рефинансирования Банка России (то есть налоговая льгота направлена на субсидирование процентов по банковским кредитам предприятиям на инвестиционные цели из бюджета субъекта РФ, заинтересованного в развитии предприятий, расположенных на его территории).

Суслов М.А. Некоторые проблемы региональных банков // Деньги и кредит. N 2. 2000. С. 49 - 51.

Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 17.05.1993 года N 467 "О мерах по повышению роли банков в обеспечении государственных инвестиционных программ" Минфину РФ поручалось в целях обеспечения государственной поддержки деятельности банков внести в Верховный Совет РФ предложение об уточнении порядка налогообложения доходов (прибыли) банков, в частности, об освобождении от налогообложения доходов, получаемых от долгосрочных кредитов и иных вложений в рамках целевых государственных программ, и о распространении на банки порядка налогообложения прибыли, направляемой на пополнение резервных и страховых фондов, установленного п. 10 ст. 2 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций", с учетом специфики банковской деятельности (п. 6).

Однако эффект от предоставления налоговой льготы не сразу и не во всех случаях отвечает интересам государства, так как восстановление государственных доходов, утраченных вследствие уменьшения налогового бремени для отдельной категории налогоплательщиков, происходит либо за счет этих же налогоплательщиков в других сферах их деятельности, либо за счет всех остальных экономических субъектов. Учитывая высокие риски кредитования, не стоит ожидать скорого достижения цели масштабного участия банков в инвестиционном процессе только путем введения налоговой льготы.

Поэтому представляется целесообразным рассмотреть возможность усовершенствования норм об инвестиционном налоговом кредите для использования средств банковской системы при реализации государственной инвестиционной политики. При этом не отрицается необходимость предоставления льготы по налогу на прибыль для банков, финансирующих капиталовложения, но в форме субсидирования процентов по кредитам, предоставленным банком, обращающимся за предоставлением льготы, конкретным предприятиям на осуществление капиталовложений (разумеется, необходимо разработать и законодательно закрепить критерии кредитования, подпадающего под льготное налогообложение).

Содержание правового понятия "инвестиционный налоговый кредит" по Налоговому кодексу РФ претерпело существенные изменения относительно положений Закона РФ от 20 декабря 1991 года N 2071-1 "Об инвестиционном налоговом кредите" (в ред. Закона РФ от 16.07.92 N 3317-1) и Закона РФ от 27 декабря 1991 года N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", согласно которым налоговые кредиты (отсрочка взимания налогов) рассматривались как целевые налоговые льготы. Существовало внутреннее противоречие между индивидуальным характером предоставления налогового кредита и положением, закрепленным в 1992 году, о запрещении предоставления налоговых льгот, носящих индивидуальный характер, если иное не установлено законодательными актами Российской Федерации (Закон РФ от 16.07.92 N 3317-1 в ред. Закона РФ от 22.12.92 N 4178-1). Отчасти эту противоречивость должна была разрешить приведенная оговорка о возможности установления индивидуальных налоговых льгот законодательными актами РФ, но в результате весьма сомнительным оказалось соблюдение принципа равенства налогообложения.

Согласно Закону РФ "Об инвестиционном налоговом кредите" под инвестиционным налоговым кредитом понималась отсрочка налогового платежа, предоставляемая органами государственной власти или налоговыми органами в порядке и на условиях, установленных названным Законом (ст. 1 Закона).

Получателями инвестиционного налогового кредита могли быть лица, отвечающие определенным условиям: предприятия со среднесписочной численностью работающих не выше установленного законом предела, приватизированное предприятие - товарищество, образованное членами трудового коллектива для выкупа всего или части имущества этого предприятия, предприятия любых организационно-правовых форм и форм собственности, выполняющие особо важные заказы по социально-экономическому развитию территорий или предоставление особо важных услуг населению данной территории (ст. 12 Закона).

С вступлением в силу части первой Налогового кодекса РФ нормы об инвестиционном налоговом кредите содержатся в главе 9 "Изменение срока уплаты налога и сбора, а также пени". На наш взгляд, это свидетельствует о большей четкости законодательного регулирования принципа справедливости налогообложения, предполагающего соразмерность и равенство налогообложения .

Демин А. Общие принципы налогообложения (анализ судебно-арбитражной практики) // Хозяйство и право. 1998. N 2 - 3.

Ст. 56 НК РФ дает следующее определение льгот по налогам и сборам: это предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор или уплачивать их в меньшем размере. Налоговые льготы не могут носить индивидуального характера, исходя из основных начал налогового законодательства (ст. 3 НК РФ) и смысла статьи 56 НК РФ.

Однако стимулирование определенных направлений общественной деятельности (в том числе отдельных направлений инвестиционной деятельности) предполагает наравне с установлением общих для всех правил налогообложения также учет способности отдельного налогоплательщика в установленных законом случаях к уплате налога на данном отрезке времени.

Данный индивидуальный подход реализуется в результате предоставления отсрочки, рассрочки по уплате налога или сбора, а также при предоставлении налогового кредита или инвестиционного налогового кредита. Не создаются преимущества для налогоплательщика, получившего право на уплату налога или сбора в более поздний срок, так как не устраняется его налоговая обязанность по уплате отсроченного или рассроченного налога.

К основаниям, дающим право на изменение срока уплаты налога и сбора, относятся четко определенные в налоговом или таможенном законодательстве случаи, когда экономически обоснованно и целесообразно не требовать такой уплаты в установленный Законом срок. Это может быть связано с причинением налогоплательщику ущерба вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы (пп. 1 п. 2 ст. 64 НК РФ), с задержкой ему финансирования из бюджета или оплаты выполненного им государственного заказа (пп. 2 п. 2 ст. 64 НК РФ), угрозой банкротства налогоплательщика в случае единовременной выплаты им налога (пп. 3 п. 2 ст. 64 НК РФ), с невозможностью единовременной выплаты им налога в связи с имущественным положением (пп. 4 п. 2 ст. 64 НК РФ), с сезонным характером деятельности налогоплательщика (пп. 5 п. 2 ст. 64 НК РФ). Основания, перечисленные в подпунктах 1 - 3 пункта 2 статьи 64 НК РФ, являются общими для предоставления отсрочки, рассрочки, налогового кредита. Основания для предоставления инвестиционного налогового кредита специфичны, и эта специфика диктует наибольший срок его предоставления по сравнению с другими видами изменения сроков уплаты налогов и сборов.

Отсрочки и рассрочки предоставляются на срок от одного до шести месяцев соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности (п. 1 ст. 64 НК РФ), налоговый кредит - на срок от трех месяцев до одного года (п. 1 ст. 65 НК РФ). Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на срок от одного года до пяти лет (п. 1 ст. 66 НК РФ). Такой длительный срок связан с долгосрочным и общественно значимым характером деятельности организации-налогоплательщика, стимулируемой в результате предоставления инвестиционного налогового кредита (пункт 1 ст. 67 НК РФ):

  1. Научно-исследовательские или опытно-конструкторские работы либо техническое перевооружение собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами;
  2. Внедренческая или инновационная деятельность, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;
  3. Выполнение особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление особо важных услуг населению.

Очевидно, что предоставление инвестиционного налогового кредита охватывает такие направления государственной инвестиционной политики, как поддержка инноваций, модернизация производства, причем уделяется повышенное внимание социальной направленности инвестиционной деятельности.

Законодатель различает степень общественной значимости каждого из вышеперечисленных видов деятельности, устанавливая в пункте 2 ст. 67 НК РФ различный порядок определения возможной суммы инвестиционного налогового кредита.

Сумма кредита на техническое перевооружение собственного производства ограничивается 30 процентами стоимости приобретенного заинтересованной организацией оборудования, используемого исключительно для перечисленных в подпункте 1 пункта 2 статьи 67 НК РФ целей.

В остальных случаях суммы кредита определяются по соглашению между уполномоченным органом и заинтересованной организацией.

Инвестиционный налоговый кредит, как и по ранее действовавшему налоговому законодательству, во всех случаях является срочным, возвратным и платным. Если отсрочка, рассрочка, налоговый кредит в определенных случаях предоставляются безвозмездно (по основаниям, установленным подпунктами 1 и 2 пункта 2 статьи 64 НК РФ), то за пользование инвестиционным налоговым кредитом всегда взимается плата в виде процентов на сумму кредита по ставке не менее 2/3 и не более 3/4 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (пункт 2 статьи 67 НК РФ). Различный подход обусловлен тем, что инвестиционный налоговый кредит, в отличие от других форм изменения срока уплаты налогов, стимулирует развитие определенных направлений деятельности налогоплательщиков, а не просто поддержание их жизнеспособности.

Принцип бюджетной самостоятельности субъектов РФ и муниципальных образований нашел отражение в норме, закрепленной в пункте 7 статьи 67 НК РФ: Законом субъекта Российской Федерации и нормативными правовыми актами, принятыми представительными органами местного самоуправления по региональным и местным налогам, соответственно могут быть установлены иные основания и условия предоставления инвестиционного налогового кредита, включая сроки действия инвестиционного налогового кредита и ставки процентов на сумму кредита. Приведенные нормы Закона позволяют утверждать о возможности использования инвестиционного налогового кредита как в общегосударственном инвестиционном процессе, так и в региональных (местных) программах развития.

В ситуации недостаточности бюджетных средств следует рассмотреть возможность вовлечения в государственный инвестиционный процесс ресурсов, аккумулируемых банковской системой, путем предоставления инвестиционного налогового кредита банкам в случае кредитования ими социально-значимых инвестиционных проектов. В договоре с уполномоченным органом о предоставлении инвестиционного налогового кредита эта деятельность кредитных организаций может быть расценена как выполнение особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление особо важных услуг населению. Однако во избежание административного произвола при предоставлении инвестиционного налогового кредита представляется необходимым закрепить в законодательстве критерии, позволяющие четко определить "особую важность" заказа по социально-экономическому развитию или услуг населению. При этом важнейшими критериями представляются срок кредитования и процентная ставка по кредиту, здесь важно стимулировать долгосрочность и доступность кредита. Срок кредита можно, в частности, соотнести со сроком рентабельности инвестиционного проекта, а процентную ставку - с платежами за пользование инвестиционным налоговым кредитом (причем следует закрепить во второй части НК РФ особый порядок налогообложения банковских операций по предоставлению долгосрочных кредитов на инвестиционные цели по ставке ниже ставки рефинансирования ЦБ РФ).

Считаем, что банковское инвестиционное кредитование, обусловленное инвестиционным налоговым кредитом, позволит уменьшить суммы государственных и муниципальных капитальных вложений, что будет способствовать экономии финансовых ресурсов при одновременном решении задач государственной инвестиционной политики (федерального, регионального или местного ее аспекта).


Банковский сектор как неотъемлемая часть финансовой и экономической систем оказывает существенное влияние на процессы, происходящие в рамках как национальной, так и глобальной экономик. Налогообложение кредитных организаций, осуществляемое в рамках общей концепции налогообложения, определено их специфической ролью, поскольку они являются крупными налогоплательщиками и экономическими субъектами, чья платежеспособность имеет большое общественное значение.

Банки, осуществляя кредитование организаций и физических лиц, получают процентные доходы, служащие основой совокупных доходов и оказывающие значительное влияние на финансовый результат деятельности.

Банковская система РФ на современном этапе характеризуется появлением на рынке банковских услуг новых крупных коммерческих банков, трансформацией многих крупных банков в банки-банкроты, вырастающих из числа средних банков, усиливающейся конкуренцией между различными финансовыми посредниками за средства населения и организаций; высокой динамичностью изменений и значительной неопределенностью в нормативно-правовых основах регулирования, что влияет на принятие рациональных управленческих решений, проблемой ликвидности коммерческих банков, деятельность которых во многом зависит от внешних источников и подвержена сильному влиянию факторов внешней среды, прекращением деятельности целого ряда средних и мелких банков, особенно в регионах. Так, по данным ЦБ РФ на 01.01.2016 г., по сравнению с 01.01.2014 г. отозвано на 140 лицензий больше. Прибыль банков сократилась на 276449,1 млн руб. В Республике Дагестан количество банков сократилось с 76 до 15 за этот же период [9]. Настоящий период характеризуется неустойчивостью банковской системы, неэффективностью управления и достижения финансовых результатов деятельности. Для государства банковская система не смогла оказать достойной опоры ни в вопросах обеспечения банками своевременных налоговых перечислений юридических и физических лиц в бюджеты различных уровней, ни в вопросах собираемости налогов непосредственно от банковской деятельности [2, с. 18].

Актуальность вопросов налогообложения коммерческих банков не вызывает сомнения. Данная тема гармонично вписывается в общероссийскую дискуссию о проблемах совершенствования налоговой политики РФ, формирования единой национальной налоговой системы и доработки Налогового кодекса.

Рассматривая различные виды финансовой политики коммерческих банков, можно уточнять, конкретизировать методы и цели проведения рассматриваемой финансовой политики. Налоговая политика выражает последствия от реализации той или иной финансовой политики. С ее помощью, например, можно оптимизировать налог на прибыль при формировании доходов от реализации кредитной или валютной политики и расходов, связанных с реализацией дивидендной или эмиссионной политики [3, с. 32]. Налогооблагаемая база по налогу на имущество формируется как результат инвестиционной политики, а НДС – как результат реализации процентной политики. В этом и прослеживается связь налоговой политики с остальными видами финансовой политики.

Налоговая политика коммерческих банков имеет исключительное значение для внутреннего анализа эффективности их деятельности, а также для оценки влияния налогового законодательства на формирование кредитного рынка, и, в частности, кредитование реального сектора экономики [8, с. 3].

В направлении целевых установок банковского менеджмента можно дать следующее определение налоговой политики. Налоговая политика банка – система среднесрочных целевых установок в области трансформации банковских ресурсов в налоговые платежи, а также система принципов и методов, увязанных с достижением стратегических финансовых целей [4, с. 6]. По сравнению с целями налоговой политики банка целевые установки финансовой стратегии банка представляются более конкретными. определенными и приспособленными к налоговой ситуации, формирующейся в среднесрочном периоде [1, c. 56].

Если рассматривать задачи формирования налоговой политики современных коммерческих банков в контексте финансовой стратегии, то их можно определить следующим образом:

– создание банку условий, позволяющих получение ею приемлемой прибыли при лимитировании общего кредитного риска;

– подбор разнообразных вариантов вложения банками своих средств в виде кредитов с более тщательным расчетом операционных доходов;

– обеспечение баланса по срокам, затратам и объемам между ресурсами кредитных организаций.

С учетом этого, можно выделить следующие важнейшие факторы формирования налоговой политики кредитных организаций на современном этапе развития Российской Федерации:

– частые изменения в налоговом законодательстве и, как результат – принятие ведомственных нормативных актов и разъяснений по вопросам уплаты коммерческими банками налога на прибыль и НДС;

– повышающаяся конкуренция между коммерческими банками, возрастающая «борьба» за клиента, увеличение расходов и маркетинговых издержек, не относящихся к операционным, что связано с проблемой формирования налоговой базы по налогу на прибыль;

– стремление банков к повышению своего влияния в определенных частях банковского рынка, расширение географии банковской деятельности, что связано с проблемой улучшения налогообложения прибыли дочерних банков;

– формирование банковских инноваций в русле депозитных, кредитных и расчетно-кассовых операций, особенно за счет покупки современных информационных технологий, непосредственно сказывающихся на налоге на имущество;

– международный характер банковского бизнеса, связанный с проблемой избежания двойного налогообложения прибыли, полученной в зарубежном отделении банка;

– изменение норм резервирования и процентная политика ЦБ РФ;

– влияние изменения международных финансовых санкций и валютных курсов (отчетливо наблюдающиеся за послед-
ние месяцы).

Позиции коммерческих банков России по кредитному обслуживанию в большей мере зависят от перспектив развития банковского рынка, во многом определяющихся валютными курсами. В случае, когда иностранная валюта становится ненадежной для банковской деятельности, необходимо свести к минимуму использование данной валюты, в то же время более активно внедряя рублевую валюту, включая валюту и по кредитным сделкам.

Предполагается, что в целом банковская система России будет расти и активно развиваться [10]. И вправду, за последние годы активы банковского сектора РФ неуклонно растут, и по сравнению с 2013 годом в 2015 году они выросли на 25576,6 млрд руб., или на 44,54 % (таблица).

Динамика активов российских кредитных организаций в 2013–2015 гг., млрд руб.

Читайте также: