Право собирать налоги ведать торговым судом и возглавлять в походах городское ополчение

Опубликовано: 19.09.2024

Главные политические центры Руси

Первый вариант

Выберите правильный ответ.

1. В битве с половцами на реке Альте:

а) русская рать была разгромлена

б) половецкие воины потерпели поражение

в) ни одна сторона не смогла одержать победу

г ) войска противников простояли два месяца про­тив друг друга, но так и не начали сражения

2. Начало правления в Киеве Владимира Мономаха:
а) 1097 г. б) 1111 г. в) 1113 г. г) 1116 г.

3. На съезде князей в Любече было принято решение:

а) подчиниться власти киевскому князю

в) передать вече часть власти в землях-волостях

г) создать совет князей для решения спорных вопросов

а) наследственные земельные держания бояр

б) территория, признающая власть того или иного князя

в) наследственные земельные держания младших членов княжеского рода

г) земельные держания дружинников, предоставляемые на время службы у князя

5. Первое летописное упоминание о Москве:
а) 1125 г. б) 1132 г. в) 1147 г. г) 1157 г.

6. Особенность северо-восточных земель заключалась в том, что они:

а) сначала осваивались восточнославянскими племенами, а затем здесь возникала княже­ская власть

б) были захвачены угрофинскими племенами, а затем отвоеваны в период правления Яросла­ва Мудрого

в) раньше всех земель освободились от Киева

г) осваивались по инициативе уже существующей княжеской власти

7. В начале XII в. в Новгороде установилась:

а) республика в) власть аристократии

б) монархия г) деспотия

8. Высшим должностным лицом в Новгороде был:

а) князь в)архиепископ

б) тысяцкий г) посадник

9. В результате заговора бояр во Владимире был убит князь:

а) Юрий Долгорукий в) Юрий Всеволодович

б) Андрей Боголюбский г) Роман Мстиславович

10. В Галицко-Волынской земле установилась:

а) княжеская власть, ограниченная боярской знатью

в) власть небольшой группы бояр-землевладельцев

г) наследственная монархия

11. Укажите верные утверждения:

а) сыновья Ярослава Мудрого создали новый свод законов «Правда Ярославичей»

б) со второй половины XI в. наибольшую угрозу для Руси представляли набеги печенегов

в) в середине XII в. Древнерусское государство рас­палось на несколько самостоятельных частей

г) Киев сохранил в раздробленном Древнерусском
государстве свое значение крупнейшего торгово­го центра и самого богатого из русских городов

д) раздробление Древнерусского государства привело кисчезновению понятия «Русская земля» как единого целого

е) за исключением Новгородской земли все кня­жества дробились на внутренние уделы, число которых росло

ж) эксплуатация — это присвоение результатов чужого труда

з) большинство новгородских земель было мало­ пригодно для земледелия

и) должность архиепископа в Новгороде была по­жизненной

к) князь и бояре имели обширные владения в Новгородской земле

12. Выберите правильные ответы.

Определите причины установления периода раз­дробленности на Руси:

а) стремление бояр и местных князей собирать дань с подвластных земель и делить военную добычу

б) отсутствие четкого и определенного порядка наследования киевского престола

в) построение системы управления на принципе личной верности киевскому князю

г) сложившийся порядок управления, при кото­ром наместники киевского князя чувствовали себя самостоятельными правителями

д) эксплуатация зависимого сельского населения внутри вотчины становится основным источни­ком для получения богатства боярами и мест­ным князем

е) наличие большой территории, населенной много­численными народами, которые не имели между собой ничего общего

13. Установите соответствие:

1) посадник а) осуществлял контроль за налогами

2) тысяцкий б) ведал всеми новгородскими землями

в) возглавлял суд Новгорода

г) назначал и смещал различных
должностных лиц

д) ведал торговым судом

е) возглавлял в походах городское
ополчение

ж)наблюдал за деятельностью князя

з) руководил внешней политикой

О ком идет речь?

Свое прозвище он получил за стремление « протя­гивать руки» с далекой северо-восточной окраины в самые разные концы Русской земли. Он имел прямые права на великокняжеский престол и добивался его. Дважды он захватывал Киев, но ему не удавалось надолго занять престол. После оче­редного великого князя он вновь захватил Киев. Но прокняжил в нем два года и внезапно умер.




О чем идет речь?

Среда бояр созрел заговор. Ночью с мечами и копьями заговорщики ворвались в спальню к князю. Князь хотел схватиться за свой меч, но его не оказалось рядом, так как управитель княжеским хозяйством тайком унес его. Заговорщики нанесли князю множество ран и ушли, думая, что он мертв. Но князь очнулся и попытался спрятаться. Однако его стоны были услышаны; Заговорщики по крова­вому следу нашли князя и убили его.

16. Восстановите последовательность событий:

а) правление Всеволода Большое Гнездо

б) первый крупный набег половцев на Русь

в) съезд в Любече

г) правление Владимира Мономаха

По какому принципу образован ряд?

Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большой Гнездо

Что является лишним ряду?

Последствия княжеских усобиц: упадок торгово­го пути «из варяг в греки»; потеря обороноспособ­ности; разорение хозяйства; потеря Киевом значения центра Руси.

II. Политическая раздробленность Руси

Первый вариант

1 — а; 2 — в; 3 — б; 4 — в; 5 — в; 6 — г; 7 — а; 8 — г; 9 — б; 10 — а; 11 — а, в, е, ж, з, и; 12 — б, г, д; 13 — 1 — б, в, г, ж, з, 2 — а, д, е; 14 — о Юрии Долгору­ком;

15 — о заговоре бояр и гибели Андрея Боголюбского; 16 — б, г, в, а;

17 — князья Северо-Восточной Руси;

18 — упадок торгового пути из «варяг в греки».

Битва на реке Альте — сражение в 1068 году на реке Альте близ Переяславля между русскими дружинами князей Изяслава Ярославича, Святослава Ярославича и Всеволода Ярославича и половецкими войсками во главе с Шаруканом Старым. Не хотели собираться в новый поход и боялись выдать народу оружие. Поэтому восстание в Киеве и смещение князя.

Цели и задачи: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Русь в середине XII — начале XIII в.»; развивать познавательную активность учеников; определить степень усвоения изученного материала.

Планируемые результаты: предметные: актуализировать и обобщать знания по истории Руси в середине XII — начале XIII в.; соотносить события истории Руси по хронологическому признаку; применять понятийный аппарат исторического знания; соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве; характеризовать существенные признаки культуры Руси; доказывать, что история России является частью мировой истории; соотносить и систематизировать информацию из различных исторических источников; метапредметные УУД — 1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; развивать навыки учебного сотрудничества входе индивидуальной и групповой работы; развивать коммуникативные действия, направленные на систематизации знаний по данной теме; 2) регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий; самостоятельно определять цели обучения; осознавать уровень и качество усвоения учебного материала; собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную; 3) познавательные: осуществлять анализ объектов и явлений с выделением существенных и несущественных признаков; находить и обрабатывать дополнительную информацию об изучаемом периоде истории; владеть общими приемами решения учебных задач; личностные УУД: формировать и развивать устойчивую мотивацию учения; расширять оценочную деятельность; овладевать способами обобщения и систематизации знаний; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений; уважать культурные достижения своего народа.

Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация.

Тип урока: урок развивающего контроля.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

В.О. Ключевский говорил: «Изучая дедов, узнаем внуков, т. е., изучая предков, узнаем самих себя. Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего в нем живем, как и к чему должны стремиться. »

Мы закончили изучать тему «Русь в середине XII — начале XIII в.». Проверим, насколько хорошо вы усвоили изученный материал.

Тема нашего урока «Повторение, обобщение и систематизация знаний по теме “Русь в середине XII — начале XIII в.”».

— Как вы думаете, какие задачи нам предстоит решить?

— На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения.)

Предлагаю вам вспомнить интересные исторические факты, даты, решить различные задачи и выполнить ряд заданий.

III . Работа по теме урока

Задания

1. Существуют две точки зрения на вопрос о последствиях политической раздробленности на Руси: 1) политическая раздробленность имела серьезные негативные последствия; 2) политическая раздробленность имела позитивные последствия. Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более убедительной. Приведите не менее трех аргументов, подтверждающих ваше мнение.

2. Определите имя исторического деятеля.

1) Этот князь стал правителем в четырехлетием возрасте, но вскоре лишился своих земель, однако смог вернуть их обратно. Получил католическую корону от римского папы.

В его судьбе есть нечто трагическое: всю жизнь он провел в постоянной борьбе за целостность своей земли, но после его смерти эти земли были поглощены соседними государствами (Даниил Галицкий).

2) Свое прозвище этот князь получил из-за постоянного посягательства на чужие земли. Активно участвуя в княжеских усобицах, превратил Ростово-Суздальскую землю в независимое княжество. Он дважды захватывал Киев. После его смерти киевляне разграбили княжеский двор, убив многих его приближенных (Юрий Долгорукий).

3) При этом правителе Владимирское княжество достигло наивысшего могущества. Был признан старейшиной рода потомков Владимира Мономаха. По мнению автора «Слова о полку Игореве», его войско было настолько велико, что могло «Дон шлемами вычерпать». Объявив о походе на Чернигов, он разгромил войско союзников противника в Рязанском княжестве, пленил 6 князей и сжег Рязань (Всеволод Большое Гнездо).

3. Представьте, что вы получили задание написать главу «Русь в середине Х II — начале XIII в.» для нового учебника. Работая в группах, озаглавьте параграфы, составьте план-конспект главы и подготовьте презентацию своей работы.

4. Ответьте на вопросы.

1) Почему один из районов (концов) Господина Великого Новгорода назывался Плотницким?

2) О чем могут рассказать старинные названия новгородских улиц: Щитная, Кузнецкая, Кожевники, Железная, Гончарная?

3) Чем отличалась система управления, принятая в Новгородской земле, от традиционной княжеской власти? Можно ли считать систему управления в Новгороде демократической?

4) Почему Андрей Боголюбский не захотел поселиться ни в одном из старых городов, а выбрал недавно основанный Владимир?

5. Соотнесите должности и должностные обязанности.

Цели и задачи: обобщить и систематизировать знания учащих­ся по теме «Русь в середине XII — начале XIII в.»; развивать по­знавательную активность учеников; определить степень изученного материала.

Планируемые результаты: предметные: актуализировать и обобщать знания по истории Руси в середине XII — начале XIII в.; соотносить события истории Руси по хронологическому при­знаку; применять понятийный аппарат исторического знания; соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве; харак­теризовать существенные признаки культуры Руси; доказывать, что история России является частью мировой истории;соотно­сить и систематизировать информацию из различных историче­ских источников; метапредметные УУД –1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятель­ность с учителем и сверстниками; развивать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; раз­вивать коммуникативные действия, направленные на система­тизации знаний по данной теме; 2) регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий;самостоятельно определять цели обучения; осознавать уровень и качество усвоения учебного материала; собирали фиксировать информацию, выделяя главную и второстепен­ную; 3) познавательные: осуществлять анализ объектов и явлений с выделением существенных и несущественных признаков; находить и обрабатывать дополнительную информацию об изучаемом периоде истории; владеть общими приемами решения учебных задач; личностные УУД. формировать и развивать устойчивую мо­тивацию учения; расширять оценочную деятельность; овладевать способами обобщения и систематизации знаний; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений; ува­жать культурные достижения своего народа.

Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для рабо­ты в группах, мультимедийная презентация.

Тип урока: урок развивающего контроля.

  1. Организационный момент
  2. Мотивационно-целевой этап

В.О. Ключевский говорил: «Изучая дедов, узнаем внуков, т. е., изучая предков, узнаем самих себя. Без знания истории мы дол­жны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего в нем живем, как и к чему должны стремиться…»

Мы закончили изучать тему «Русь в середине XII — начале XIII в.». Проверим, насколько хорошо вы усвоили изученный материал.

Тема нашего урока «Повторение, обобщение и систематиза­ция знаний по теме «Русь в середине XII — начале XIII в.»».

  • Как вы думаете, какие задачи нам предстоит решить?
  • На какие вопросы нам предстоит ответить? (Ученики высказывают свои предположения.) Предлагаю вам вспомнить интересные исторические факты,

Даты, решить различные задачи и выполнить ряд заданий.

«I. Работа по теме урока

  1. Существуют две точки зрения на вопрос о последствиях по­литической раздробленности на Руси: 1) политическая раздроб­ленность имела серьезные негативные последствия; 2) политиче­ская раздробленность имела позитивные последствия. Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более убедительной. Приведите не менее трех аргументов, подтверждающих ваше мнение.

2- Определите имя исторического деятеля

И этот князь стал правителем в четырехлетнем возрасте, но вскоре лишился своих земель, однако смог вернуть их обратно. Получил католическую корону от римского папы.

В его судьбе есть нечто трагическое: всю жизнь он провел в постоянной борьбе за целостность своей земли, но после его смерти эти земли были поглощены соседними государ­ствами (Даниил Галицкий).

  1. Свое прозвище этот князь получил из-за постоянного пося­гательства на чужие земли. Активно участвуя в княжеских усобицах, превратил Ростово-Суздальскую землю в незави­симое княжество. Он дважды захватывал Киев. После смерти киевляне разграбили княжеский двор, убив много его приближенных (Юрий Долгорукий).
  2. При этом правителе Владимирское княжество достиг наивысшего могущества. Был признан старейшиной потомков Владимира Мономаха. По мнению автора «Слова о полку Игореве», его войско было настолько велико что могло «Дон шлемами вычерпать». Объявив о поход на Чернигов, он разгромил войско союзников противни ка в Рязанском княжестве, пленил 6 князей и сжег Рязань.(Всеволод Большое Гнездо).

3.Представьте, что вы получили задание написать главу «Рус в середине XII — начале XIII в.» для нового учебника. Работа в группах, озаглавьте параграфы, составьте план-конспект глав и подготовьте презентацию своей работы.

Ответьте на вопросы.

1) Почему один из районов (концов) Господина Велико Новгорода назывался Плотницким?

2) О чем могут рассказать старинные названия Новгороде улиц: Щитная, Кузнецкая, Кожевники. Железная, Гончар»

3) Чем отличалась система управления, принятая в Новгород ской земле, от традиционной княжеской власти? Можно считать систему управления в Новгороде демократической?

4) Почему Андрей Боголюбский не захотел поселиться ни в одном из старых городов, а выбрал недавно основанный Владимир?

  1. Соотнесите должности и должностные обязанности.

1 Посадник Г
2 Архиепископ А
3 Тысяцкий Б
4 Князь В

А. Хранил казну Новгорода, ведал государственными делами, участвовал в руководстве внешней политикой, наблюдал за торговыми мерами

Б. Осуществлял контроль за налоговой системой, ведал тор­говым судом, возглавлял в походах городское ополчение
В. Возглавлял все вооруженные силы Новгородской респуб­лики в случае войны

Г. Ведал всеми Новгородскими землями, назначал и смещал различных должностных лиц, руководил внешней поли­тикой

Отметьте верные утверждения

1) Новгородцы, сосредоточили все свои усилия на развитии земледелия и скотоводства.

2) Верховной властью в Новгороде обладаю вече.

3) Посадника, тысячника и владыку (епископа) назначал нов­городский князь.

4)Отсутствие собственной княжеской династии позволило Новгородской земле избежать дробления и сохранить свое единство.

5)Правнуку Владимира Мономаха — Роману Мстиславичу — удалось объединить Волынское и Галичское княжества.

6) В политической жизни Галицко-Волынского княжества бояре играли незначительную роль.

7) Первое упоминание о Москве относится к 1147г.

8) Младшему сыну Владимира Мономаха Юрию Долгорукому удалось объединить русские земли в единое государство.

9) Карелы и другие народы, проживавшие на территории от Финского залива до Уpaла, от Северного Ледовитого океа­на до верховьев Волги, платили дань Новгороду.

Тестовый контроль Вариант 1

  1. Высшим должностным лицом в Новгороде был:

1)князь 3) наместник

2)владыка 4) посадник

  1. Верховной властью в Новгороде обладал (о):

1) князь 3) тысяцкий

2)военный совет 4) вече

  1. Героями новгородских былин были купцы и мореплаватели , потому что:

1)одним из главных занятий новгородцев была торговля

2)новгородцы строили и продавали корабли

3)территория Новгородской земли была значительно от­далена от моря

4)правителей Новгорода выбирали из числа мореплавателей.

  1. Во Владимиро-Суздальском княжестве:

1)князья не имели права вмешиваться в дела городского управления

2)вопросы войны и мира решало народное собрание

3)князья были полноправными властителями в своем княжестве

4)боярство контролировало деятельность князей

  1. Большое количество берестяных грамот, найденных археологами в Новгороде, свидетельствуете (об):

1) развитии ремесла

2) отсутствии на Руси книг

3) образованности населения

4) обилии леса в Новгородской земле

  1. Дважды захватывал Киев (в 1149 и 1155 гг.) князь:

1)Всеволод Большое Гнездо

  1. Во фрагменте летописи: «И рубили его мечами и саблями,
    и раны копьем наносили… Бесчестные же эти, решив, что убили его окончательно, взяв раненого своего, понесли его вон и, вздрагивая, ушли. Князь же, внезапно выйдя за ними, начал стонать от внутренней боли, пробираясь к крыльцу. Те же, услышав голос, воротились снова к нему… И тут проклятые подскочили и прикончили его», — говорится о смерти:

4)Всеволода Большое Гнездо

  1. Одна из причин возвышения Владимиро-Суздальского княжества:

1)близость к степному побережью

2)защита от внешних врагов полосой высоких гор

3)обилие удобных для пашни плодородных земель

4)наличие выхода к Балтийскому морю

  1. Слова «Приде ко мне, брате, в Москов» принадлежат:

4)Всеволоду Большое Гнездо

  1. «Пригородами» Новгорода и важными торговыми пунктами были:

1)Псков, Изборск и Торжок

2)Псков, Юрьев-Польский и Кострома

3)Галич, Полоцк и Рязань

4)Изборск, Дмитров и Витебск

  1. Владимиро-Суздальское княжество — это:

  1. Владимиро-Суздальское княжество раздробилось на не-
    сколько уделов после смерти:

1)Юрия Долгорукого 3) Андрея Боголюбского

2)Всеволода Большое Гнездо 4) Ярослава Мудрого

13.Крупнейшее литературное произведение Северо-Восточной Руси ХП-XIII

1)«Повесть временных лет»

3)«Слово и Законе и Благодати»

4)«Слово Даниила Заточника»

Определяющие черты новгородской архитектуры:

1)монументальность и торжественность

2)простота и доступность

3)пышность и многообразие декоративных элементов

4)влияние западноевропейских традиций

Галицко-волынский князь, получивший от римского папы
королевский титул:

1)Ярослав Мудрый 3) Даниил Романович

2)Иван Калита 4) Симеон Гордый

Церковь Покрова на Нерли была построена в:
1) концеXI в. 3)Х11в.

2) начале XI в. 4) XIII в.

  1. В «Слове о полку Игореве» описывается:

1)разгром половцев войсками князя Игоря Святославича

2)неудачный поход на половцев новгород-северского князя

3)неудачный поход князя Игоря Святославича на Киев

4)победа новгород-северского князя над печенегами

  1. К середине XII в. Русь распалась на:

1)105 самостоятельных княжеств

3)5 самостоятельных княжеств

4)15 самостоятельных княжеств

3.- Юрий Долгорукий получил свое прозвище благодаря тому, что:

I)имел длинные руки

2) любил присваивать плоды чужого труда

3) стремился присоединить к своему княжеству другие земли

4)имел много сыновей, которые стали правителями многих княжеств

4. Юрий Долгорукий повелел заложить град — крепость на месте населенного пункта около впадения реки Неглинной в Москву-реку в:

2) 1139 г. А) 1156 г.

  1. Юрий Долгорукий был одновременно:

1)киевским и суздальским князем

2)киевским и ростовским князем

3)смоленским и черниговским князем

4)киевским и новгородским князем

  1. Андрей Боголюбский был Юрию Долгорукому:

2)братом 4) племянником

Годы правления Андрея Боголюбского:

1)1157-1174 гг. 3) 1121-1154 гг.

2)1148-1162 гг. 4) 1125-1157 гг.

  1. Андрей Боголюбский взял штурмом Киев и разграбил город в:

1)1157 г. 3) 1196 г.

Всеволод Большое Гнездо получил свое прозвище, потому что:

1)построил большой дом, в котором жили все его дети с семьями

2)у него было много детей

3)раздавал уделы всем своим сыновьям и родственникам

4)отправлял своих сыновей в походы против соседних княжеств

  1. С 1095 по 1304 г. на новгородском престоле побывало около:

1)40 князей 3) 140 князей

2)40 посадников 4) 14 князей

  1. Форма правления в Новгородской земле:

1)республика 3) империя

2) монархия 4)анархия

  1. Право собирать налоги, ведать торговым судом и возглавлять в походах городское ополчение в Новгороде принадлежало-

1)посаднику 3) владыке

2)тысяцкому 4) князю

Важное значение для экономики Галицко-Волынского княжества имела(о):

1)охота 3) добыча соли

2)рыболовство 4) бортничество

  1. Галицко-волынский князь Роман Мстиславович стал великим князем киевским в:

1)1199 г. 3) 1225 г.

2)1212 г. А) 1202 г.

  1. Во Владимиро-Суздальском княжестве князья стали полновластными правителями потому, что:

1)северо-восточные земли осваивались по инициативе князей, которые не допускали вечевых вольностей

2)этим краем владели князья, отличавшиеся крутым нравом

3)деятельность князей поддерживала Церковь

4)князей поддерживало вече

  1. Родоначальник черниговской княжеской династии:

1) Олег Святославич 3) Владимир Мономах

2) Ярослав Остромысл 4) Мстислав Великий

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия

Подведем итоги нашей работы. Предлагаю вам оценить свою работу на уроке.

  • Поделитесь своими впечатлениями от урока. (Ответы учеников.)
  • Продолжите следующие фразы.

1)Я научился(ась)…Сегодня мне удалось…

2)Я смог(ла)…После урока мне захотелось…

3)Я выполнил(а) задания…У меня получилось…

4)Было трудно…Было интересно…

Домашнее задание: Подготовить творческий проект по изученной теме.

Подробное решение параграф § 11 по истории Россия в мире для учащихся 10 класса, авторов Волобуев О.В., Клоков В.А., Пономарев М.В., В.А. Рогожкин Базовый уровень 2013

1. Что общего и в чем различия между раздробленностью на Руси и в средневековой Европе?

Х-ХII вв. раннесредневековые государства в Западной и Центральной Европе переживают два важнейших процесса: феодальную раздробленность и бурный экономический рост. Для Руси начала ХII в. также характерны технико-экономический и культурный подъем и распад единого государства на отдельные уделы.

ХIII век стал переломным для многих государств. Но если в Западной Европе шел процесс преодоления раздробленности и становление централизованных национальных государств, формирования сословно-представительных органов (парламента в Англии в 1265 г. и Генеральных штатов во Франции в 1302 г.), возникновения сословно-представительной монархии, то Русь в ХIII в. подверглась страшному монголо-татарскому нашествию. Наступило 240-летнее ордынское иго, имевшее огромные негативные последствия для судеб России.

2. Как сказалась раздробленность на внешней политике Древней Руси?

Раздробленность вызвала постоянную борьбу между отдельными княжествами за обладание престижным Киевским княжеством.

Кроме того, в условиях отсутствия политического единства, постоянных усобиц и борьбы за великокняжеский стол у каждого княжества были свои внешнеполитические интересы. Главными соперниками Галицко-Волынской Руси были Венгрия и Польша, правители которых неоднократно вмешивались в противостояние между князьями и боярством. Противниками Киевской, Переяславской, Муромо-Рязанской и Черниговской земель стали половцы. Для князей Владимиро-Суздальской Руси главными внешнеполитическими соперниками в Поволжье были волжские булгары. Им приходилось совершать походы на Булгарию, чтобы обеспечить защиту торговых интересов. В конце XII — первой половине XIII в. землям и княжествам северной Руси пришлось отражать наступление немецких рыцарей, шведских и датских феодалов. Ареной борьбы стала Прибалтика, где русские имели важные политические и экономические интересы.

Практически всем русским князьям удалось сохранить в неприкосновенности свои внешние границы, обеспечить торговые интересы Руси.

3. Каковы были основные направления политики владимиро-суздальских князей?

Основными направлениями политик владимиро-суздальских земель были:

- во внешней политике - укрепление независимости и борьба за Киевский престол, что было осуществлено Юрием Владимировичем Долгоруким;

- во внутренней политике - борьба за самовластие и укрепление княжеской власти, которую проводили Андрей Боголюбский и Всеволод Юрьевич.

4. Какую роль играла в Новгороде княжеская власть? Почему Новгородская земля избежала дальнейшего дробления?

Княжеская власть не играла большой роли в Новгороде. С 1136 г., когда из города на Волхове был изгнан Всеволод, сын Мстислава Великого, князей приглашали в город только в качестве военных предводителей. Князь не имел права вмешиваться в дела городского управления. Ему и его боярам не разрешалось иметь владения в Новгородской земле и вести здесь торговлю. Князя, нарушившего договор, новгородцы прогоняли («указывали путь»). Городом управляли представители трехсот знатных боярских родов — так называемые «золотые пояса», контролировавшие все выборные должности в Новгороде.

Верховная власть принадлежала вечу, решавшему вопросы войны и мира, избиравшему высших должностных лиц, приглашавшему князя. Высшим должностным лицом был посадник. Он управлял новгородскими землями, возглавлял суд, наблюдал за деятельностью князя, выступая с ним во главе войска, руководил внешней политикой. Тысяцкий осуществлял контроль за сбором налогов, ведал торговым судом и возглавлял в походах городское ополчение. Глава новгородской церкви — архиепископ — хранил казну, ведал государственными землями, участвовал в руководстве внешней политикой, возглавлял церковный суд.

Таким образом, Новгородская земля не была подвергнута дроблению, потому что боярство оказалось способным полностью подчинить себе князей, превратив Великий Новгород в своеобразную боярскую республику

5. Какие изменения произошли в период раздробленности в культурном развитии Древней Руси?

В период раздробленности в культурном развитии Древней Руси произошли следующие изменения:

- формирование архитектурных школ (южнорусская, владимиро-суздальская, новгородская и др.);

- строительство маленьких храмов (Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире; церковь Покрова на Нерли; церковь Спаса на Нередице и Параскевы Пятницы на Ярославовом дворище);

- формирование национальной школы древнерусской живописи;

- исчезновение дорогостоящей мозаики, расцвет иконописи и фресковой живописи;

- развитие древнерусской литературы.

1. Продолжите составление хронологической таблицы: «Основные события истории Древней Руси в IX — начале XIII в.».

Продолжите составление хронологической таблицы: «Основные события истории Древней Руси в IX — начале XIII в.»

2. Прочитайте отрывок из «Повести временных лет»: «В лето________. Пришли Святополк, и Владимир, и Давид Игоревич, и Василько Ростиславич, и Давыд Святославич, и брат его Олег и собрались в Любече для устроения мира. И обращались к себе, говоря: «Зачем рубим Русскую землю, сами на себя вражду воздвигая, а половцы землю нашу терзают на части и радуются, что между нами войны и доныне. С этого времени соединимся в одно сердце и будем охранять Русские земли. Пусть каждый держит отчину свою. » и на том целовали крест: «если кто пойдет на кого, то на того будем все . » и принеся клятву, разошлись восвояси. » В каком году состоялся княжеский съезд, о котором повествует летописец? Чем князья объяснили новый принцип наследования, принятый съездом?

Любечский съезд происходил в 1097 году. Князья объяснили новый принцип наследования тем, что таким образом хотели избежать междоусобиц и не терзать друг друга войнами в условиях существования еще и внешней угрозы со стороны половцев.

3. Пользуясь картой № 7 (стр. VI), определите, каким образом географическое положение Владимиро-Суздальского княжества и Новгородской земли сказалось на их экономическом и политическом развитии.

Владимиро-Суздальское княжество располагалось в междуречье Волги и Оки и районе Белоозера. Географическое положение княжества было достаточно выгодным. Рязанские и муромские земли прикрывали его от набегов степных кочевников. Власть киевского князя и его администрации была ограничена в силу удаленности Владимира от Киева. Отряды варягов также должны были попадать на территорию княжества не напрямую водным путем, как попадали в Новгород Великий или Киев, а через систему волоков в Валдайских лесах. Эти факторы обеспечивали относительную безопасность княжества. Кроме того, под контролем княжества был и значительный отрезок торгового пути по Волге, что позволяло не только извлекать прибыль от торговли, но и влиять на Новгород, который торговал со странами Востока через земли Владимиро-Суздальского княжества

Новгородская земля находилась на северо-западе и севере Руси. Климат Северо-Запада Руси не располагает к успешному земледелию, Новгородские земли были еще болотисты и нечерноземны. Это вызвало, во-первых, необходимость компенсировать недостатки сельского хозяйства за счет развития промышленности и торговли и, во-вторых, продовольственную зависимость Новгорода от более южных княжеств. Новгород располагался на водном пути из «варяг в греки», что создавало еще одну предпосылку для развития торговли.

48. Установите соответствие между должностью в Новгороде и ее задачами.

Занимался сбором налогов и городского ополчения

Возглавлял городскую администрацию

Был предводителем дружины, военным вождем

Занимался внешней политикой, распоряжался казной, ведал церковным судом

Впишите правильное сочетание букв

49. Выберите характерные черты Новгородской аристократической республики в 12-15 веках

Имела торговые связи со странами Европы

Специализировалась на выращивании хлеба, поставляя его в другие земли

Отличалась широко развитыми ремеслами и промыслами, прежде всего пушным и солеварением

Отличалась сильным влиянием городских низов на жизнь общества

Избирала должностных лиц, включая архиепископа и главного игумена монастырей

Выберите правильное сочетание букв:

50. О какой земле идет речь: «Князь здесь не играл главной роли, его приглашали из другой земли для защиты города от врагов. Князь и его дружина размещались в пригороде. В случае нарушения договора, князю могли объявить, что путь его прочь из города чист»?

Галицкой

51. Отметьте три признака, характеризующих положение архиепископа в Новгороде.

скреплял печатью международные договора

ведал городской казной

руководил городской администрацией

являлся главой епархии

52. Позже других земель были освоены славянами земли

53. Князем, укрепляющим границы Суздальской земли, основателем многих приграничных крепостей является

54. . В чьих землях основан Ростов и Суздаль?

кривичей и ильменских славян

вятичей, муромов и мещеры

дреговичей и древлян

радимичей и северян

55. В связи с чем Москва впервые упоминается в летописях под 1147 годом?

в Москве должен был состояться общероссийский съезд князей

в Москве была построена крепость по велению Юрия Долгорукова

в Москве должна была пройти встреча Киевского митрополита Климентия и Юрия Долгорукова

. в Москве должна была пройти встреча Юрия Долгорукова и Святослава Ольговича Северского

56. Походами на Вожскую Булгарию и буртасов прославились князья

Владимиро-Суздальская земля закрепилась за князьями из рода

Укажите причины возвышения Владимиро-Суздальской земли

близость к степному порубежью

защита от внешних врагов полосой густых лесов

обилие удобных для пашни плодородных земель

наличие выхода к Балтийскому морю

приток населения в Междуречье Волги и Оки

Выберите правильное сочетание букв:

Название какого из городов, по одной из версий, происходит от древнебалтских слов «узловая вода»?

Днем рождения Москвы считается дата

1 сентября 1156 года

4 апреля 1147 года

27 августа 1157 года

5 мая 1174 года

В чьем владении находилась Москва до записи ее Юрием Долгоруким в княжеские владения?

Кому принадлежат слова: «Приде ко мне, брате, в Москов»?

Всеволоду Большое Гнездо

Старые города Владимиро-Суздальской земли отличались

сильными позициями местного боярства

слабостью вечевых органов

активностью городских низов

О ком идет речь: «Князь, долгие десять лет боровшийся за Киев и дважды признававшийся в нем князем. Умер в Киеве в 1157 году, останки его были захоронены в соборе Киево-Печорского монастыря»?

Первым из суздальских князей, кто отказался бороться за киевский престол и сосредоточившийся на укреплении позиций своего края стал

Всеволод Большое Гнездо

Первым сделал свое суздальское княжество старшим среди других русских земель

Всеволод Большое Гнездо

Сыном русского князя и половецкой княжны является

Всеволод Большое Гнездо

Всеволод Юрьевич Большое гнездо вступил на княжеский престол в … году

Установите соответствие между владимиро-суздальскими князьями князьями и их характеристиками.

Боролся за сохранение престола, доставшегося от отца со своими братьями

Основал ряд городов Суздальской земли, много лет боролся за Киевский престол

Всеволод Большое Гнездо

Считался самым могущественным князем Руси, чъе войско, по словам современника, «могло шеломами вычерпать воду Дона»

Перенес столицу княжества в город Владимир-на-Клязьме и основал храм Покрова-на-Нерли

Впишите правильное сочетание букв

Задания повышенного уровня сложности.

1. Укажите две причины возвышения Владимиро-Суздальской земли в 12 веке. Приведите три примера, доказывающие, что князья владимирские укрепляли позиции своей земли.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

1. В качестве основных причин могут быть указаны:

Прохождение торговых путей;

Защищенность от границ со степью полосой лесов;

Наличие удобных для земледелия плодородных земель;

Приток населения из других княжеств.

Могут быть указаны и иные причины.

Указания к оцениванию

Указаны две причины

Указана одна причина

Причины не указаны или указаны неверно

2.В числе примеров могут быть указаны:

Строительство городов вдоль границ княжества Юрием Долгоруким;

Войны с соседями, расширение границ своей земли;

Перевезение церковных ценностей из Киевской земли, строительство величественных храмов.

Могут быть указаны и другие примеры.

Указания к оцениванию

Указаны не менее трех примеров

Указаны два примеры

Указан один пример, примеры не указаны или указаны неверно

Максимальный балл за все задание

2. О гибели какого князя рассказывает фрагмент летописи: «И рубили его мечами и саблями, и раны копьем ему нанесли… Бесчестные же эти, решив, что убили его окончательно, взяв раненого своего, понесли его вон и, вздрагивая, ушли. Князь же, внезапно выйдя за ними начал стонать от внутренней боли, пробираясь к крыльцу. Те же, услышав голос, воротились снова к нему… И тут проклятые подскочили и прикончили его»? Впишите имя князя в строку.

Ответ: _________________________ (Боголюбский)

Сравните политический строй Владимиро-Суздальского княжества и Новгородской боярской республики. Укажите три общие и три различные позиции.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Наличие княжеского правления;

Подчинение князю народного ополчения;

Наличие княжеской дружины;

Наличие вечевых органов в городах.

Могут быть указаны и иные общие позиции.

Указания к оцениванию

Указаны три позиции

Указана одна-две позиция

Позиции не указаны или указаны неверно

Власть князя носила авторитарный характер;

Слабость вечевых органов, подчинение их княжеской власти;

Власть князя не ограничена законом

Церковь поддерживает княжескую власть;

Боярство подчинилось княжеской власти.

Князь приглашался вечевыми органами, контролировался вече и посадником;

Вече принадлежит полнота законодательной власти, ему подотчетны должностные лица;

Власть князя ограничена рядом-договором.

Существует выборная должность архиепископа;

Реальная власть принадлежит боярству.

Указания к оцениванию

Указаны не менее трех позиций

Указаны две позиции

Указан одна позиция, позиции не указаны или указаны неверно

Читайте также: