Право на уменьшение налоговой базы

Опубликовано: 17.05.2024

Преимущества минимизации налогов

Начнем с анализа доводов за выбор стратегии на минимизацию обязательных платежей. Прежде всего, оптимальная налоговая нагрузка на бизнес стимулирует деловую активность, производство продукции, инвестирование в новые проекты, развитие наукоемких производств. Продукция предприятия становится более конкурентно-способной на рынке за счет сокращения издержек производства. Производитель получает возможность продавать продукцию по более низкой цене.

От снижения цены выигрывает конечный потребитель. И не только в том, что повышается его покупательская способность, но и в том, что он, как фактический плательщик косвенных налогов, сокращает свои расходы.

В работе коммерческих организаций возникают самые разнообразные расходы. В бухгалтерском учете они учитываются в полном объеме. Однако для того чтобы уменьшить налогооблагаемую прибыль организации нужно выполнить массу условий: доказать, что расходы являются экономически обоснованными; документально подтвердить расходы; продемонстрировать прямую связь расходов с приносящей доход деятельностью.

Выполнить эти условия удается далеко не каждой компании. Как показывает практика, одной из любимых претензий налоговиков является упрек в экономической необоснованности тех или иных расходов фирмы. В итоге часть затрат бизнес несет за счет чистой прибыли.

Такая ситуация экономически не выгодна для бизнеса, поскольку приводит к тому, что прибыль для целей бухгалтерского учета становится меньше, чем прибыль для целей налогового учета. Акционеры получают дивиденды из расчета бухгалтерской прибыли, а государство получает налог на прибыль исходя из налоговой прибыли. Выходит, что база для исчисления платежей в пользу казны превышает базу для расчета дивидендов собственникам бизнеса.

С учетом изложенного включение в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, реальных затрат бизнеса позволит сбалансировать показатели чистой прибыли для целей выплаты дивидендов и налогов.

Недостатки минимизации налогов

Теперь рассмотрим негативные стороны налоговой оптимизации. Сразу скажем, что участие в схемах минимизации налогов может повлечь включение организации в план выездных налоговых проверок. Это следует из Концепции системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденной Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@.

По итогам проверки налоговые органы могут не согласиться с правомерностью применения налоговых преференций и начислить организации сумму налогов, пеней и штрафов. Как следствие, после ревизии у компании возникнет крупная сумма непредвиденных расходов. Если компания своевременно не исполнит требование об уплате налогов, инспекция заблокирует ее банковские счета.

В том случае если организация не рассчитается с бюджетом по налоговым платежам, инспекторы передадут информацию следователям. В отношении руководства компании будет возбуждено уголовное дело по статье 199 Уголовного кодекса, которая предусматривает ответственность за уклонение от уплаты налогов. Для подозрений в совершении преступления организации достаточно задолжать бюджету сумму свыше 15 млн рублей.

Кроме того, директор фирмы рискует стать ответчиком по гражданскому иску, который вправе предъявить налоговый орган в рамках уголовного процесса. По одному из дел суд установил, что генеральный директор организации совершал противоправные действия, направленные на уклонение от уплаты налогов, в результате чего причинен ущерб бюджету. Суд решил, что ущерб казне в виде неуплаченных налогов причинен по вине руководителя организации, который и должен отвечать за возмещение причиненного ущерба (Апелляционное определение Московского городского суда от 16.06.2020 по делу N 33-21214/2020).

Когда налогоплательщик использует не противоречащие закону механизмы уменьшения налоговых платежей или допускает неуплату налога по неосторожности об уголовной ответственности не может быть и речи. Закон предусматривает уголовную ответственность лишь за такие деяния, которые совершаются умышленно и направлены непосредственно на избежание уплаты налога в нарушение правовых правил (Постановление Конституционного Суда РФ от 27.05.2003 N 9-П).

Топ-менеджеры и акционеры принимают на себя риски персональной финансовой ответственности в случае признания предприятия банкротом. Такое развитие событий вполне вероятно при крупной сумме налоговых начислений по итогам мероприятий налогового контроля. Например, суд привлек контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности, поскольку они в целях минимизации налоговых платежей создали фиктивный документооборот и привели предприятие к банкротству (Определение Верховного Суда РФ от 01.09.2020 N 304-ЭС20-10986 по делу N А03-4188/2018).

Схемы дробления бизнеса применяют лица, которые стараются минимизировать налоговые платежи за счет работы на специальных режимах. Подобные схемы распространены, в частности, в розничной торговле, при оказании бытовых услуг и услуг общественного питания. Налоговые преимущества в форме специальных режимов предусмотрены только для малого бизнеса и призваны создать равные конкурентные условия для всех участников рынка. Злоупотребление ими нивелирует налоговую поддержку малого бизнеса. Налоговые органы выработали методику выявления искусственных реорганизаций бизнеса и привлечения к ответственности налогоплательщиков за создание подобных налоговых схем.

В обычаях делового оборота широко укоренилась практика регистрации бизнеса в офшорах юрисдикциях. Многие годы офшоры привлекали зарубежных инвесторов низкими налоговыми ставками, простотой регистрации компаний и возможностью оставить в тени реальных бенефициаров.

Однако сегодня международное сообщество объединило усилия в борьбе с размыванием налоговой базы и смещением доходов в низконалоговые юрисдикции. Происходит обмен информацией между налоговыми службами различных государств. Повышаются налоговые ставки в международных налоговых договорах. Поэтому в современных условиях прежние схемы налоговой минимизации выглядят устаревшими и неэффективными.

Пределы налоговой оптимизации

Налоговый кодекс построен на императивных нормах, устанавливающих строгие правила уплаты налогов. И тут организации не остается ничего другого, как исполнять предписания закона. Между тем некоторые статьи закона сформулированы так, что позволяют компании выбирать наиболее удобный для себя вариант исчисления и уплаты налогов. Важно при этом правильно оформить принятое решение – закрепить его в учетной политике. Это поможет отстоять свою правоту в судебных спорах с налоговыми органами.

Учетная политика является, пожалуй, единственным документом, в котором организация может сама определять правила игры в налоговых правоотношениях. Поэтому положения этого документа нужно тщательно продумывать, ведь разработанная фирмой учетная политика утверждается приказом руководителя и последовательно применяется из года в год.

Пределы налогового планирования установлены в ст. 54.1 Налогового кодекса, согласно которой основной целью совершения сделки не может являться неуплата или возврат налога.

В этой связи основной целью сделки должна быть конкретная разумная хозяйственная (деловая) цель, а не налоговая экономия. Примером такой сделки может служить бизнес-решение, не свойственное деловому обороту, например, присоединение компании с накопленным убытком без актива при отсутствии экономического обоснования.

Итак, основной целью финансово-хозяйственной операции не может являться налоговая оптимизация. Вместе с тем недопустима ответственность за такие действия налогоплательщика, которые, хотя и имеют своим следствием неуплату налога, но заключаются в использовании предоставленных налогоплательщику законом прав, связанных с освобождением от уплаты налога или с выбором наиболее выгодных для него форм предпринимательской деятельности и соответственно – оптимального вида платежа. На это обращено внимание в Постановлении Конституционного Суда РФ от 27.05.2003 N 9-П.

Как выявить направления налоговой оптимизации

Коммерческие компании регулярно проверяются самыми различными организациями как государственного, так и частного сектора.

Между тем, налоговые органы обращают внимание только на случаи неуплаты налогов, оставляя без внимания ситуации, когда налогоплательщик не воспользовался своими правами и не уменьшил налоговую базу по конкретному налогу. При этом налоговые органы стараются истолковать закон в пользу бюджета.

Аудиторские фирмы проверяют правильность составления бухгалтерской отчетности. Налогам уделяется крайне мало внимания. При этом правила налогового учета имеют существенные отличия от положений по бухгалтерскому учету. К тому же стандарты бухгалтерского учета нацеливают организации на большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов.

Отчет аудиторской фирмы с хорошей репутацией может помочь подтвердить достоверность финансовой отчетности организации и обеспечить получение кредита в банке. Однако в отчете о проведенном аудите вряд ли будут содержаться указания на выявленные в ходе проверки налоговые резервы.

Для выявления налоговых резервов оптимизации необходимо провести отдельную проверку – налоговый аудит. В компаниях, у которых создана служба внутреннего налогового контроля, можно поручить проведение налогового аудита работникам этой службы. В тех случаях, когда подобной штатной структуры нет, для проведения налогового аудита целесообразно обратиться к внешним консультантам.

Выявление скрытых налоговых резервов позволит вернуть из бюджета излишне уплаченные налоги и пополнить оборотные средства организации. Здесь важно не пропустить срок для подачи заявления о возврате налога – 3 года с момента уплаты налога.

В отношении прошедших налоговых периодов риски финансовых потерь минимальны. Дело в том, что компания уже уплатила все налоги и сейчас пытается переосмыслить правильность произведенных расчетов. Если по итогам налогового аудита будут выявлены налоговые резервы, организация произведет перерасчет налоговой базы и представит уточненные налоговые декларации.

При согласии инспекторов с новыми расчетами компания вернет свои деньги. При несогласии проверяющих с расчетами организации ничего доплачивать в бюджет не придется, поскольку налоги уже давно и полностью уплачены. В случае необходимости спорные вопросы можно передать на рассмотрение суда.

Нам нравится ваше стремление экономить деньги. Ниже вас ждут 45 способов снизить налоги.

Только представьте — все способы разрешены законом. Поэтому читайте, находите подходящие варианты и применяйте!

45 способов снизить налоги

№ 1. Часть стоимости товара оформить как необлагаемую операцию.

В статье 149 Налогового кодекса РФ есть список операций, по которым платить НДС не надо. Например, не облагаются проценты по коммерческому кредиту. Вы можете сделать цену на товар подешевле, а остаток стоимости «добрать» процентами, которые покупатель вам платит за отсрочку платежа. Так, если пол миллиона рублей оформить как проценты за отсрочку, НДС с них платить не надо, и вы экономите 83 333,33 рубля.

№ 2. Использовать специальные режимы налогообложения, чтобы не быть плательщиком НДС.

Это имеет смысл, если контрагентам не нужен входящий НДС, и фирма соответствует условиям, при которых разрешено применение льготного режима.

№ 3. Получить освобождение от НДС по статье 145 НК РФ.

Если вы не хотите платить НДС, и вам не нужны вычеты по НДС, но вы по какой-то причине не можете применять УСН или не успели вовремя перейти на «упрощенку», можете подать ходатайство на освобождение от НДС, которое будет действовать на протяжении календарного года. Это право есть только у тех, чья налогооблагаемая выручка на протяжении трех последовательных месяцев без НДС не превышает двух миллионов рублей.

№ 4. Управлять затратами.

Если вы работаете с НДС, то и поставщиков нужно выбирать тех, в ценах которых тоже выделен НДС, тогда вы сможете принимать «входящий» НДС к вычету. Покупая товар у поставщиков, которые не платят НДС и не выделяют его в документах, со своих продаж вы должны будете платить НДС, а к вычету ничего принять не сможете.

№ 5. Заключать агентские договоры вместо договоров поставки.

Тогда НДС будет облагаться не вся сумма реализации, а только агентское вознаграждение, указанное в договоре. Нужно грамотно оформлять договоры и счета-фактуры, а также иметь подтверждающие документы, чтобы у налоговой не возникло претензий.

№ 6. Платить больше авансов в конце квартала.

Тогда НДС с авансов можно будет принять к вычету и уменьшить налог к уплате в текущем квартале. Правда, потом НДС по авансам придется восстановить. Это способ перенести уплату НДС на более поздний срок.

№ 7. Увеличить долю экспортных сделок.

Операции по экспорту облагаются по ставке 0% (п.п.1 п.1 статьи 164 НК РФ).

№ 8. Создать потребительский кооператив.

Такие кооперативы создают для удовлетворения нужд пайщиков. Вместо платы за товар члены кооператива вносят паевые взносы, а получают товар, то есть удовлетворяют нужду в товаре. Удовлетворение нужды пайщика – это не реализация (п.п. 4 пункта 3 статьи 39 НК РФ), а значит НДС не облагается. Работу потребительских кооперативов регулирует Закон №3085-1 от 19.06.1992 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в РФ».

№ 9. Включать стоимость доставки в цену товара.

Подходит для тех, кто продает товары, облагаемые НДС по льготной ставке 10%. Дело в том, что если выделить доставку отдельной строкой, с нее нужно будет заплатить НДС по стандартной ставке 20%. А если включить расходы по доставке товара покупателю в стоимость товара и не прописывать отдельно, то со всей суммы товара вы заплатите только 10%, а к вычету за услуги транспортных компаний примете 20%. Пропишите в договоре, что цена товара включает доставку, и в учетной политике, что расходы по доставке включаются в себестоимость товара.

№ 10. Реорганизация путем выделения.

Когда компания переходит с ОСНО на УСН, она должна восстановить НДС пропорционально остаточной стоимости основных средств, который до этого приняла к вычету. Если создать новую компанию на УСН путем реорганизации путем выделения, и перевести туда имущество, то НДС восстанавливать не придется. Передача имущества правопреемнику при реорганизации – исключение из общих правил восстановления НДС, предусмотренных пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ.

№ 11. Передать имущество с помощью простого товарищества.

Если одна компания продает имущество другой, то должна заплатить НДС. Но можно создать простое товарищество, где одна компания вносит в качестве вклада в совместную деятельность имущество, другая – деньги. Когда участники товарищества расторгают договор, они могут распорядиться вкладами как хотят (п. 1 ст. 252 ГК РФ). Тогда прежний владелец имущества забирает деньги, а вторая компания – имущество. Так происходит смена собственника без реализации (подп. 5 и 6 п. 3 ст. 39 НК РФ), а значит НДС платить не надо. Чтобы налоговики не признали сделку фиктивной, нужно, чтобы товарищество просуществовало некоторое время и вело какую-либо деятельность.

№ 12. Выделить отдельные юрлица под клиентов, которым нужен входной НДС, и которым не нужен.

Для последних выгоднее будет ООО на спецрежиме (УСН, ЕНВД), а с первыми будет работать компания на ОСНО. Но будьте осторожны, налоговики активно выявляют схемы по дроблению бизнеса и штрафуют. У любого дробления должна быть деловая цель. Все компании должны заниматься самостоятельными видами деятельности, которые не являются частью единого производственного процесса. Вам пригодится обзор судебной практики по дроблению из письма ФНС России от 11.08.2017 № СА-4-7/15895@.

№ 13. Заменить часть стоимости товара штрафами и неустойками по договору.

Суть такая же, как с процентами по коммерческому кредиту. Вы делаете товар подешевле, прописываете в договоре штрафы за нарушения и разницу получаете в виде штрафа за такие нарушения – они не облагаются НДС. Главное, не переборщить со снижением цены, чтобы не вызвать подозрения у налоговых инспекторов.

№ 14. Применять льготные ставки страховых взносов.

Список льготников есть в статье 427 НК РФ. К сожалению, с 2019 года список заметно сократился, т.к. перестали действовать льготы для плательщиков УСН и ПСН, но по-прежнему действуют пониженные ставки для «спецрежимников» из IT-сферы, участников особых экономических зон, проекта «Сколково» и т.д.

№ 15. Вместо части зарплаты делать необлагаемые выплаты.

Список выплат, на которые не нужно начислять страховые взносы, есть в статье 422 НК РФ. Заменив часть зарплаты такими выплатами, вы сэкономите на взносах. Так вы можете компенсировать сотруднику проценты по ипотеке, проезд к месту работы, оплачивать обучение и т.д.

№ 16. Вместо испытательного срока заключать ученические договоры с новыми сотрудниками-стажерами.

Это не трудовой договор, поэтому выплаты по нему взносами не облагаются (письмо Минфина от 3 июля 2017 г. N 03-15-06/41745), но НДФЛ платить надо. Обучать стажера можно прямо на производстве, закрепив за ним наставника. Когда срок ученического договора заканчивается, с ним заключают трудовой договор без испытательного срока.

№ 17. Передать часть функций на аутсорсинг.

Тогда вы будете платить только вознаграждение аутсорсинговой компании вместо зарплаты, НДФЛ и взносов за штатного сотрудника. На аутсорс можно передать бухгалтерское и юридическое обслуживание, уборку, задачи дизайнера, маркетолога и т.д. Бонусом вы получите более качественные услуги, т.к. аутсорсеры несут ответственность за качество работы по договору и одного аутсорсера всегда можно поменять на другого, а вот обоснованно уволить штатного сотрудника и взыскать с него ущерб за некачественную работу сложнее.

№ 18. Привлекать для оказания услуг ИП или самозанятых.

Но не физлиц без предпринимательского статуса. За последних вы будете платить страховые взносы, а ИП и самозанятые платят за себя сами.

№ 19. Создать производственный кооператив.

Такие кооперативы регулирует Федеральный закон от 08.05.1996 № 41-ФЗ «О производственных кооперативах», в них может быть не меньше пяти человек. Если звено фирмы превратить в кооператив, а сотрудников сделать участниками такого кооператива, то можно оформить минимальную зарплату, а остальное они будут получать в виде части прибыли кооператива по аналогии с дивидендами. С этих денег нужно будет платить только НДФЛ, но не страховые взносы.

№ 20. Нанимать квалифицированных иностранцев.

С доходов таких сотрудников свыше 167 тыс. рублей в месяц не нужно платить взносы (подп. 3 п. 1 ст. 13.2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ).

№ 21. Передать имущество на баланс фирмы на УСН внутри холдинга или внести его в уставный капитал.

«Упрощенцы» не должны платить налог на имущество (если оно не оценивается по кадастровой стоимости). Основная компания на общей системе будет арендовать это имущество у «упрощенца» и включать арендные платежи в расходы, а значит снижать еще и налог на прибыль. Важно, чтобы все эти операции были реальными, а не формальными, и арендные платежи соответствовали рыночным ценам.

№ 22. Пересмотреть кадастровую стоимость имущества.

Часто государственные оценщики эту стоимость берут «с потолка», и она не соответствует рыночной. Если вы обратитесь в Росреестр или сразу в суд и добьетесь пересмотра кадастровой стоимости, то сможете снизить и налог на имущество. В 2019 году вступил в силу закон от 3 августа 2018 г. № 334-ФЗ и теперь при определенных условиях можно не только снизить налог текущего года, но и вернуть переплату за последние три года. Все это касается и земельного налога. Заодно можно добиться, чтобы из кадастровой стоимости убрали НДС, чтобы не было двойного налогообложения (Определение от 15 февраля 2017 г. по делу №5-КГ17-258 и от 9 августа 2018 г. по делу №5-КГ18-96).

№ 23. Льготные ставки.

Вы можете поставить имущество на баланс филиала, который находится в регионе со льготной ставкой по налогу на имущество.

№ 24. Приобретать имущество в лизинг.

Тогда можно будет применять ускоренную амортизацию, и остаточная стоимость имущества, с которой платят налог, будет снижаться быстрее.

№ 25. Не платить налог с ликвидированного имущества.

Запись в ЕГРН может «висеть» еще несколько месяцев после ликвидации, но платить налог за это время уже не нужно (письмо от 24.09.2018 № БС-4-21/18577@).

№ 26. Списать устаревшее оборудование.

Провести инвентаризацию на предмет выявления морально устаревшего технологического оборудования для выпуска снятой с производства продукции. Такое оборудование можно списать и уменьшить налоговую базу.

№ 27. Уменьшать налог на страховые взносы ИП за себя и сотрудников (ООО только за сотрудников).

Подходит для УСН «Доходы». Вы можете вычесть из налога (авансового платежа) страховые взносы, что уплатили в том периоде, за который рассчитываете налог. ИП без работников могут так уменьшить налог вплоть до нуля, с работниками – до 50%.

№ 28. Зарегистрировать фирму в регионе, где действуют льготные ставки по УСН.

По закону регионы могут сами устанавливать пониженные ставки по УСН для всех или отдельных видов деятельности: для УСН «Доходы» – от 1% до 6%, для УСН «Доходы минус расходы» – от 5% до 15%. Узнайте ставки по регионам на сайте ФНС.

№ 29 Заключать агентские договоры.

Тогда в налогооблагаемую базу попадет только агентское вознаграждение, а не вся сумма по сделке. Это особенно выгодно, если применять УСН 6%.

№ 30. Воспользоваться налоговыми каникулами.

Власти субъектов РФ имеют право устанавливать двухлетние налоговые каникулы для впервые зарегистрированных предпринимателей на УСН и ПСН. Узнайте, есть ли такие каникулы в вашем регионе.

№ 31. Уменьшать налог на страховые взносы ИП за себя и сотрудников (ООО только за сотрудников).

ИП без сотрудников могут уменьшить налог вплоть до 100%, ИП без сотрудников и ООО – до 50%. Важно платить взносы поквартально равными частями. Если не заплатить взносы в каком-то квартале, налог придется заплатить полностью и уменьшить его будет уже нельзя.

№ 32. Уменьшить площадь торгового зала.

Актуально для розничной торговли через объекты стационарной торговой сети, где ЕНВД считается с торговой площади. Если отгородить часть помещения капитальными перегородками, например, под склад или офис, с этой части платить ЕНВД не нужно. Но все должно быть зафиксировано в документах на помещение.

№ 33. Получить вычет за покупку онлайн-кассы в соответствии с законом от 27.11.2017 № 349-ФЗ.

Доступно только для ИП. Сумма вычета – 18 000 рублей. Чтобы получить вычет, нужно успеть зарегистрировать кассу до 1 июля 2019 года. Кроме ИП с сотрудниками, которые занимаются розничной торговлей или оказывают услуги общественного питания – для них срок истек 1 июля 2018 года.

№ 34. Применить инвестиционный налоговый вычет по закону от 27.11.2017 № 335-ФЗ.

Это позволит уменьшить налог на прибыль на стоимость приобретения основных средств и затрат на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств (статья 286.1 НК РФ). Региональную часть налога можно уменьшить на сумму до 90% от таких расходов, федеральную часть – до 10%. Для того, чтобы воспользоваться вычетом, на вашей территории должен быть принят местный закон, устанавливающий такой вычет.

№ 35. Создавать резервы по сомнительным долгам (статья 266 НК РФ).

Сумма резерва считается расходом и уменьшают базу по налогу на прибыль. Если долг вернут, нужно будет восстановить часть резерва на эту сумму и заплатить налог. Предельный лимит для резерва – 10% от годовой выручки (п.4 ст.266 НК РФ). Решение о создании резерва пропишите в учетной политике.

№ 36. Использовать другие резервы, предусмотренные Налоговым кодексом.

Это резервы на оплату отпусков, на предстоящий ремонт основных средств и т.д. Так вы сможете равномерно признавать расходы и переносить уплату налога на более поздний срок. Изучите правила создания таких резервов и предусмотрите их в учетной политике.

№ 37. Воспользоваться амортизационной премией.

Вы можете включить в расходы до 30% от стоимости основных средств, если они относятся к третьей-седьмой амортизационным группам, и 10% по остальным группам (п. 9 ст. 258 НК). Амортизационную премию учитывают в расходах в первом месяце амортизации. Премию применяют со следующего года после того, как внесут соответствующее положение в учетную политику.

№ 38. Применять специальные налоговые режимы: УСН, ЕНВД и ПСН.

«Спецрежимники» не платят налог на прибыль.

№ 39. Покупать оборудование в лизинг.

В отличие от банковского кредита, при котором на расходы можно относить только проценты, платежи по договору лизинга можно полностью относить на себестоимость и уменьшать налог на прибыль.

№ 40. Увеличить долю прибыли обособленного подразделения фирмы, которое зарегистрировано в регионе с пониженной ставкой.

Порядок расчета доли прибыли, приходящейся на обособленное подразделение, установлен пунктом 2 статьи 288 НК РФ. Чтобы увеличить долю подразделения, нужно увеличить либо численность персонала, который числится в подразделении, либо его фонд оплаты труда, либо стоимость имущества. Выбранный показатель, на основе которого распределяется прибыль, нужно закрепить в учетной политике.

№ 41. Воспользоваться амнистией по объектам интеллектуальной собственности.

Если провести инвентаризацию до 31.12.2019 года, выявить объекты ИС, оценить их и поставить на баланс фирмы, с их стоимости не нужно платить налог на прибыль (п.п 3.6 п.1 статьи 251 НК РФ).

№ 42. Провести инвентаризацию и списать недостачу.

Если есть документ об отсутствии виновных, расходы в виде недостачи и убытки от хищений относят к внереализационным расходам (п.п.5 п.2 ст. 265 НК), которые уменьшают базу по налогу на прибыль.

№ 43. Сделать правообладателем товарного знака третье лицо на УСН 6% или иностранную компанию.

Это должен быть реальный хозяйствующий субъект. Вы будете платить правообладателю по лицензионному договору и учитывать эти платежи в расходах по налогу на прибыль (п.п.37 и 49 п.1 ст. 264 НК). Правообладатель на УСН платит с этих денег 6% налога, а вы экономите 20%. Чтобы реализовать эту схему, нужно воспользоваться услугами юриста по интеллектуальному праву.

№ 44. Сменить «прописку» транспорта.

Вы можете зарегистрировать транспорт на филиал, который находится в регионе с более низкой ставкой транспортного налога.

№ 45. Уменьшить мощность двигателя.

Это нужно сделать в специализированном центре и получить подтверждающий документ. Ставка транспортного налога зависит от мощности двигателя. Больше всего могут сэкономить владельцы дорогих автомобилей. Это далеко неполный перечень путей налоговой экономии. Грамотно оперируя нормами законодательства, можно существенно снизить налоговую нагрузку. Главное при этом – быть осторожными, чтобы налоговики не обвинили в получении необоснованной выгоды. Поэтому прежде чем применять любой из этих способов, проконсультируйтесь со специалистом, чтобы экономия не обернулась штрафами и доначислениями.

Важные налоговые поправки, случаи применения пониженных ставок и тенденции в мире льгот

Налог на прибыль: нововведения 2021 года

Если компания не применяет специальные налоговые режимы, то расчет и уплата налога на прибыль неизбежны. Бухгалтеры по окончании месяца/квартала (в зависимости от того, какой порядок выбран для уплаты авансовых платежей) и года производят расчет полученных доходов, понесенных расходов и налоговой базы.

Ежегодно законодатель вносит в гл. 25 Налогового кодекса РФ («Налог на прибыль организаций») большое количество изменений с целью усовершенствования порядка расчета налога, и 2020 г. не стал исключением.

Налоговые нововведения

Рассмотрим нововведения, которые коснутся широкого круга налогоплательщиков.

  1. Федеральный закон от 15 октября 2020 г. № 335-ФЗ.

Расходы в виде стоимости безвозмездно переданного в государственную и (или) муниципальную собственность имущества (имущественных прав), финансирование которых осуществлено за счет средств субсидий, указанных в абз. 3 п. 4.1 ст. 271 НК РФ, в размере, не превышающем величину доходов, признаваемых в порядке, установленном абз. 3 п. 4.1 ст. 271 НК РФ, возможно учесть в составе внереализационных расходов. При этом норма распространяется и на 2020 г.

  1. Федеральный закон от 9 ноября 2020 г. № 368-ФЗ.
  • Доход, полученный при выходе из общества (при его ликвидации), можно уменьшить не только на стоимость доли участника, но и на сумму его вклада в имущество общества, внесенного деньгами. Положительная разница признается дивидендами и облагается налогом на прибыль как внереализационный доход.
  • С 2021 г. к средствам целевого финансирования приравниваются средства участников долевого строительства, размещенные на счетах эскроу в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ.
  • При реализации объекта основных средств, в отношении которого налогоплательщик использовал право на применение инвестиционного налогового вычета в части стоимости основного средства, доход можно уменьшить на остаточную стоимость (т.е. часть стоимости, в отношении которой не использовано право на применение инвестиционного налогового вычета (далее – ИНВ)).
  • Затраты на основные средства в части расходов, понесенных в случаях приобретения, создания, сооружения, достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, которые не учитываются налогоплательщиком при определении размера ИНВ в отношении данного объекта, могут быть списаны посредством амортизации.
  • Расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение объекта основных средств, в отношении которого налогоплательщик воспользовался правом на применение ИНВ, понесенные после окончания применения ИНВ в отношении данного объекта, списываются через амортизацию.
  • Сумма уменьшения налога (авансового платежа) за счет ИНВ, подлежащая зачислению в федеральный бюджет, в части превышения над расчетной суммой налога может быть перенесена на следующие налоговые (отчетные) периоды в последующих налоговых (отчетных) периодах.
  1. Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ.
  • Передача имущественных прав от материнской компании в пользу дочерней организации не облагается налогом на прибыль наравне с переданным имуществом. Освобождение действует ретроспективно с 2020 г.
  • Налоговая ставка 0%, применяющаяся к налоговой базе, определяемой по доходам от операций по реализации или иного выбытия (в том числе погашения) акций (долей) российских организаций, с 2021 г. применяется и к доходам от акций (долей) иностранных компаний.
  • ИНВ разрешено применять к расходам на научные исследования и опытно-конструкторские разработки: на 90% расходов можно уменьшить налог, зачисляемый в бюджет субъекта РФ, на 10% расходов – налог, зачисляемый в федеральный бюджет.

(О внесенных в НК РФ изменениях, которыми предусмотрены случаи отказа в приеме налоговой декларации и беззаявительный порядок перечисления процентов за несвоевременный возврат налогоплательщику переплаты по налогам, читайте в статье «Шесть значимых для юрлиц налоговых поправок»).

  1. Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 195-ФЗ.
  • Статья 288 НК РФ дополнена положением, согласно которому если налогоплательщик ведет раздельный учет доходов и расходов для определения налоговой базы, к которой применяются отличные от установленных абз. 1–3 п. 1 ст. 284 НК РФ налоговые ставки, то определение указанной доли прибыли осуществляется применительно к каждой такой налоговой базе.
  • Появилась новая особая экономическая зона – Арктическая зона – с пониженными ставками налога на прибыль.
  1. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 265-ФЗ.

Организациям, осуществляющим деятельность в сфере информационных технологий, предоставлено право на льготную налоговую ставку. Ставка 3% по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, сохраняется. А налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в бюджет субъекта РФ, установлена в размере 0%. Правом на льготу можно воспользоваться при выполнении определенных в ст. 284 НК РФ условий.

Налоговые ставки

Налоговые ставки по налогу на прибыль установлены в ст. 284 НК РФ. В 2021 г. общая ставка все так же будет составлять 20%: 3% зачисляется в федеральный бюджет, 17% – в бюджет субъекта РФ (такой порядок распределения действует до 2024 г.).

Для некоторых категорий организаций и по отдельным видам доходов/операций действуют пониженные ставки.

Остановимся на некоторых случаях применения пониженных ставок.

Государство заинтересовано в привлечении инвестиций в реальный сектор экономики. Согласно Основным направлениям бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 г. и на плановый период 2022 и 2023 гг., стимулирование инвестиционной активности является одним из приоритетных направлений. В связи с этим в последние годы наблюдается принятие ряда изменений в налоговое законодательство, направленных на стимулирование инвестиций, в том числе и в регулировании налогообложения прибыли.

Основными законными инструментами снижения налоговой нагрузки, если компания планирует существенные инвестиции, являются инвестиционный налоговый вычет и региональные инвестиционные проекты.

Инвестиционный налоговый вычет (ИНВ)

ИНВ предоставляет компаниям-налогоплательщикам право на уменьшение налога (не налоговой базы!), исчисленного как в региональный, так и в федеральный бюджет. Правила применения ИНВ установлены в ст. 286.1 НК РФ. Однако стоит обратить внимание, что для применения ИНВ в субъекте, где осуществляется деятельность, в региональном законодательстве должно быть установлено право налогоплательщиков на уменьшение налога.

Налог, исчисленный в региональный бюджет, может быть уменьшен на:

  • не более 90% суммы расходов, составляющей первоначальную стоимость основного средства;
  • не более 90% суммы расходов, составляющей величину изменения первоначальной стоимости основного средства (т.е. модернизации, реконструкции и т.д.);
  • не более 100% суммы расходов в виде пожертвований, перечисленных государственным и муниципальным учреждениям, осуществляющим деятельность в области культуры, некоммерческим организациям (фондам) на формирование целевого капитала;
  • не более 85% суммы расходов в виде денежных средств, перечисленных по договорам финансирования деятельности по созданию на территории предоставившего ИНВ субъекта РФ или в прилегающей к нему акватории объектов инфраструктуры, которые могут находиться исключительно в федеральной собственности;
  • не более 100% суммы расходов на создание объектов транспортной и коммунальной инфраструктур, а также не более 80% суммы расходов на создание объектов социальной инфраструктуры в рамках договора о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья;
  • не более 90% суммы расходов на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (с 1 января 2021 г.).

Указанные размеры являются максимальными. Законодатель субъекта имеет право на установление иных предельных размеров расходов (например, не 90% расходов, составляющих первоначальную стоимость основных средств, а 50%), может ограничить круг организаций, имеющих право воспользоваться ИНВ, или установить дополнительные условия. Налог в региональный бюджет не может быть снижен до нуля. Уплачивается он по ставке, установленной в законе субъекта РФ.

Из вышеприведенного списка особый интерес представляют расходы на основные средства, формирующие первоначальную стоимость или стоимость модернизаций/реконструкций, поскольку каждая компания в процессе осуществления деятельности приобретает необходимые объекты, улучшает их, проводит реконструкцию. Поэтому далее более подробно рассмотрим механизм ИНВ в отношении именно этих расходов.

Необходимо оговориться, что ИНВ может применяться выборочно к объектам основных средств, относящимся к 3–10-й амортизационным группам (за исключением относящихся к 8–10-й амортизационным группам зданий, сооружений, передаточных устройств), по месту нахождения организации и (или) ее обособленных подразделений. То есть основные объекты для применения ИНВ – оборудование, производственные машины, инвентарь.

Налог, исчисленный в федеральный бюджет, может быть уменьшен на 10% перечисленных расходов и снижен до нуля.

Экономический эффект от применения ИНВ к расходам на основные средства

Выгода от применения ИНВ по сравнению с «классическим» вариантом списания расходов, т.е. начислением амортизации, больше в пять раз (если региональное законодательство позволяет применить вычет к 90% расходов на основные средства), что видно на примере ниже.

Предположим, что доходы компании за год составили 1 000 000 руб. В расходы включается только амортизация основных средств – оборудования, первоначальная стоимость которого составляет 100 000 руб., срок полезного использования – год (т.е. за год должна быть списана вся первоначальная стоимость).

  • Списание первоначальной стоимости через амортизацию:

налоговая база = 1 000 000 – 100 000 = 900 000 руб.;

налог = 900 000 * 20% = 180 000 руб.

  • Списание первоначальной стоимости через ИНВ:

налоговая база = 1 000 000 руб.;

налог = 1 000 000 * 20% = 200 000 руб.;

ИНВ = 100 000 (при условии, что региональным законом установлена возможность учесть 90% понесенных расходов);

налог к уплате = 200 000 – 100 000 = 100 000 руб.

Экономический эффект = 180 000 – 100 000 = 80 000 руб.

Получается, что при списании расходов через амортизацию компания учтет в расходах всего лишь 20% затрат (в данном случае 20 000 руб.), а при применении ИНВ имеет право списать все 100% потраченных денежных средств (100 000 руб.). Выгода в применении ИНВ очевидна.

Если налог, исчисленный за календарный год, составил меньшую величину, чем предельная сумма вычета, то компания вправе «доиспользовать» ИНВ в следующем году и «выбрать» всю сумму. При этом до 2021 г. был возможен перенос вычета только в региональной части, а с 1 января 2021 г. компании имеют право перенести на следующий год вычет, относящийся к федеральной части налога.

Недостатки механизма ИНВ

Несмотря на очевидность экономического эффекта, ИНВ – механизм, не лишенный недостатков, которые необходимо учитывать:

  • решение о применении ИНВ должно быть принято в начале года и закреплено в учетной политике;
  • изменить решение о применении ИНВ можно только по истечении трех лет, т.е. если в одном из трех последующих периодов есть вероятность получения компанией убытка, эффективность ИНВ существенно сократится (так как компании просто нечего будет уменьшать на вычет);
  • если налогоплательщик не успел списать расходы на объект основных средств в полном объеме, то эти затраты уже не могут быть списаны посредством амортизации;
  • при продаже объекта основных средств, в отношении которого налогоплательщик использовал ИНВ, до истечения срока его полезного использования сумма налога, не уплаченная в связи с применением такого вычета, подлежит восстановлению и уплате в бюджет с уплатой соответствующих сумм пеней.

Региональные инвестиционные проекты (РИП)

Особенности налогообложения прибыли, полученной в рамках РИП, установлены в гл. 3.3 и ст. 284.3 НК РФ.

Обратите внимание: в настоящей статье приводится информация о применении и прекращении применения налоговых льгот участниками региональных инвестиционных проектов, для которых требуется включение в реестр, поскольку внереестровые РИП могут быть использованы ограниченным кругом налогоплательщиков.

Стать участником РИП целесообразно для предприятий-производителей, которые планируют осуществить крупные вложения в производство товаров. Важно учитывать, что компании, оказывающие услуги и выполняющие различного рода работы, не могут получить статус участника РИП.

Условия получения статуса участника РИП

Целью РИП может быть создание нового производства или расширение/модернизация действующего.

Как и в случае с ИНВ, возможность получения льгот в качестве участника РИП должна быть закреплена в законодательстве субъекта РФ. Поэтому изначально необходимо убедиться в выполнении этого условия.

Льготные ставки применяются к прибыли, полученной в результате реализации инвестиционного проекта, и составляют:

  • от 0 до 10% в региональный бюджет;
  • 0% в федеральный бюджет.

Льготы применяются ко всей налоговой базе (при условии, что доля доходов от проекта составляет более 90% всех доходов) либо к налоговой базе от деятельности, осуществляемой в рамках реализации инвестиционного проекта (при этом налогоплательщик обязан вести раздельный учет доходов и расходов).

Объем капитальных вложений должен составлять:

  • от 50 млн до 500 млн руб. в срок, не превышающий трех лет со дня включения организации в реестр участников РИП, либо за период с 1 января 2016 г. до 1 января 2019 г.;
  • не менее 500 млн руб. в срок, не превышающий пяти лет со дня включения организации в реестр участников РИП, либо за период с 1 января 2016 г. до 1 января 2021 г.

Также компания, претендующая на статус участника РИП, должна соответствовать условиям, закрепленным в ст. 25.9 НК РФ.

Порядок включения в реестр участников РИП

Если все перечисленные условия выполняются, сумма инвестиций соответствует указанным критериям, то необходимо подготовить следующие документы:

  • инвестиционную декларацию;
  • бизнес-план;
  • финансовую модель;
  • заверенные копии учредительных документов.

Пакет документов направляется в уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ, который в течение 3 дней выносит решение о принятии или об отказе в принятии документов, а затем в течение 30 дней принимает решение о включении или невключении заявителя в реестр.

После того как инвестор приобретает статус участника регионального инвестиционного проекта, он вправе использовать установленные региональным законодательством льготы с момента получения первой прибыли от реализации товаров, произведенных в рамках проекта. Льгота по налогу на прибыль не может превышать суммы осуществленных капитальных вложений (т.е. выгода от льготы максимум составит сумму инвестиций).

Кроме того, положениями региональных законов могут быть не только установлены пониженные ставки по налогу на прибыль, но и предоставлены льготы по другим налогам. Так, например, в Московской области инвесторы имеют право на применение нулевой ставки к построенным в рамках РИП объектам недвижимости в первые четыре года после ввода их в эксплуатацию, а в последующие три периода – на пониженную ставку в размере 1,1% (ставка действует, если сумма капитальных вложений превысила 500 млн руб.).

Тенденции в мире льгот

Вероятно, в условиях экономического кризиса государство продолжит стимулировать налогоплательщиков к осуществлению инвестиций в реальный сектор экономики, а значит, могут устанавливаться более лояльные условия получения льгот на федеральном и региональном уровнях. Ярким примером таких смягчений может быть СПИК 2.0, «пришедший» на смену СПИК 1.0.

Финансовым службам компаний целесообразно отслеживать изменения в законодательстве и пользоваться предоставленными возможностями по снижению налогового бремени, направляя больше денежных средств на развитие своей деятельности.

Светлана Петрухина

Автор: Светлана Петрухина заместитель руководителя группы внутреннего аудита, контроля и методологии

Светлана Петрухина

Автор: Светлана Петрухина
заместитель руководителя группы внутреннего аудита, контроля и методологии

Что произошло?

Приняты поправки в Налоговый кодекс, которые ужесточают налоговый контроль

Налоговый кодекс дополнен новой статьей, которая запрещает компаниям оптимизировать свои налоги за счет легальных налоговых схем (закон 163-ФЗ).

С 19 августа 2017 года налогоплательщиков ждет «приятный» подарок от государства в виде дополнительных ограничений по легальному сокращению (минимизации) налогов.

В первой части Налогового кодекса РФ появилась новая статья 54.1 «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов» ( Федеральный закон № 163-ФЗ от 18.07.2017).

В средствах массовой информации принятые поправки «рекламировались» как нововведение, упрощающее доказывание реальности сделок и осложняющее использование налоговых схем. Но вывеска «презумпция добросовестности» теряет смысл, если вдумчиво вчитаться в документ. На деле закон 163-ФЗ значительно усложнит доказывание того, что компания проводила сделки с целью получения прибыли, а не ухода от налогов.

Что это значит?

Любые способы налоговой оптимизации связаны с большим риском

Запрет на использование налоговых схем прямо прописан в Налоговом кодексе (ст. 54.1 НК РФ). С конца августа 2017 года налоговые органы будут проводить камеральные и выездные проверки с учетом положений новой статьи, а значит, будут повально снимать расходы и вычеты по сделкам, в которых усмотрят отсутствие деловой цели.

Федеральный закон 163-ФЗ фактически усиливает полномочия налоговых органов в рамках камеральных и выездных проверок. Авторы законопроекта хотели перенести в Налоговый кодекс нормы 53-го постановления ВАС, которое активно использовалось в сфере получения налоговых выгод, но по факту получилось иначе – новые термины в законе появились, однако самого механизма реализации норм закона для инспекций еще не придумали.

Статья 54.1 НК РФ гласит:

Не допускается уменьшение налоговой базы и (или) суммы налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика (п. 1 ст. 54.1 НК РФ).

Если данные обстоятельства отсутствуют, то налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу или сумму налога, но только при одновременном соблюдении двух условий:

  1. основной целью совершения сделки (операции) не являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога;
  2. обязательство по сделке (операции) исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки (операции) передано по договору или закону.

Все эти положения распространяются и на плательщиков сборов, и на плательщиков страховых взносов, и на налоговых агентов. То есть на всех.

Как следует из названия новой статьи Налогового кодекса, налогоплательщиков ограничат в правах по уменьшению налоговой базы. Ограничения, как нам видится, распространяются даже на вполне законные способы оптимизации.

Для этого инспекторам достаточно доказать, что:

  • Сделка была нереальной;
  • Сделка заключалась с целью ухода от налогов;
  • Контракт исполнила не та компания (ИП), с которой налогоплательщик заключил договор.

После внимательного прочтения ст. 54.1 НК РФ можно сделать следующие выводы:

  1. Если раньше достаточно было собрать правоустанавливающий пакет на контрагента, тем самым проявив налоговую осмотрительность, то теперь этого будет мало.Теперь компаниям придется доказывать, что они не обладали информацией, например, о том, что у поставщика нет достаточных ресурсов для исполнения контракта (техники, складских помещений, персонала и пр.). Теперь компаниям нужно будет доказывать, что заключая тот или иной договор, они не преследовали цель «минимизации налога», а сделка заключалась с определенной деловой целью.
  2. Налоговые органы будут «влезать» в заключаемые сделки с точки зрения бизнеса, доначисляя налоги.То есть, если компания оплачивает товар посреднику, инспекторы снимут расходы, поскольку никто не мешал приобрести товар у производителя.

Важный момент: в отношении камеральных проверок закон 163-ФЗ действует в отношении деклараций, сданных после вступления в силу данных изменений. А по выездным проверкам ситуация другая – нормы ст. 54.1 НК РФ будут применяться в отношении выездных проверок, решения о которых вынесены после вступления в силу данных изменений, но только в отношении сделок между взаимозависимыми лицами. То есть период, охваченный налоговыми проверками, может включать 2016, 2015, 2014 годы, когда Федеральный закон 163-ФЗ еще не был придуман!

Ложка меда для налогоплательщиков

Вместе с тем закон 163-ФЗ содержит и ложку меда. Правда, очень маленькую: налоговики не смогут снимать расходы и вычеты по формальным основаниям.

Итак, отныне инспекторы не смогут придираться к сделкам, если:

  • «первичка» была завизирована неустановленным лицом либо лицом без доверенности;
  • контрагент компании совершал налоговые нарушения;
  • можно было заключить сделку с другим контрагентом на более выгодных условиях.

Другими словами, согласно НК РФ, компания теперь не обязана следить за добросовестностью своих контрагентов. Главное – чтобы сделка была реальной. Но это не означает, что по фирмам-однодневкам будут приняты к налоговому учету расходы и НДС к вычету.

Количество налоговых споров, несомненно, возрастет. Вместо презумпции добросовестности в Налоговом кодексе, по сути, появится презумпция виновности налогоплательщиков – то есть надо будет доказать, что, заключая те или иные сделки, компания не преследовала цели уменьшить свои налоги.

Особенно это касается предыдущих налоговых периодов, когда компании не заботились о необходимости так серьезно подходить к защите своих «тылов».

от 1 августа 2006 года N 03-06-02-02/102

[О порядке уменьшения налоговой базы по земельному налогу на не облагаемую налогом сумму, установленном пунктом 5 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации]

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо о порядке уменьшения налоговой базы по земельному налогу на не облагаемую налогом сумму, установленном пунктом 5 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), и сообщает следующее.

Согласно пункту 5 статьи 391 Кодекса налоговая база по земельному налогу уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10000 рублей на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении категорий налогоплательщиков, указанных в данном пункте статьи 391 Кодекса.

Таким образом, если налогоплательщик (в том числе индивидуальный предприниматель), имеющий право на льготу в виде уменьшения налоговой базы на не облагаемую налогом сумму, обладает несколькими земельными участками, которые расположены на территории одного муниципального образования, то уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму должно осуществляться в отношении только одного из этих участков.

При этом налогоплательщик должен самостоятельно определить в отношении какого земельного участка налоговая база будет уменьшена на не облагаемую налогом сумму, оповестив об этом налоговый орган по месту нахождения земельного участка, путем подачи заявления вместе с документами, подтверждающими право на уменьшение налоговой базы по земельному налогу в порядке, предусмотренном пунктом 6 статьи 391 Кодекса.

Если налогоплательщик, обладающий правом на льготу в виде уменьшения налоговой базы на не облагаемую налогом сумму, имеет по одному земельному участку в нескольких муниципальных образованьях, то уменьшение налоговой базы должно осуществляться в отношении каждого из этих участков.

В отношении земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, отмечаем, что согласно пункту 1 статьи 392 Кодекса налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.

Поэтому по данному земельному участку уменьшение на не облагаемую налогом сумму применяется только к налоговой базе, приходящейся на долю земельного участка, которая принадлежит налогоплательщику, имеющему право на уменьшение налоговой база в соответствии с пунктом 5 статьи 391 Кодекса.

На основании пункта 1 статьи 56 Кодекса льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

При этом пунктом 15 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 февраля 2001 года N 5 определено, что впредь до момента введения в действие соответствующих глав части второй Кодекса надлежит применять принятые в установленном порядке нормы закона, касающиеся налоговых льгот, независимо от того, в какой законодательный акт они включены: связанный или не связанный в целом с вопросами налогообложения.

Учитывая изложенное, полагаем, что поскольку лица, определенные в пункте 8 статьи 154 Федерального закона 122-ФЗ, не относящегося в соответствии со статьей 1 Кодекса к законодательству о налогах и сборах, не указаны в пункте 5 статьи 391 Кодекса, бывшие несовершеннолетние узники фашизма не вправе применять льготу в виде уменьшения налоговой базы по земельному налогу на не облагаемую налогом сумму.

В то же время, если бывшие несовершеннолетние узники фашизма относятся к указанным в пункте 5 статьи 391 Кодекса налогоплательщикам, например, к инвалидам имеющим III степень ограничения способности к трудовой деятельности или имеют I и II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности, либо являются инвалидами с детства (подпункты 2 и 3 пункта 5 статьи 391 Кодекса), то они вправе уменьшить налоговую базу по земельному налогу в установленном пунктом 5 статьи 391 Кодекса порядке.

В соответствии со статьей 388 Кодекса налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

Таким образом, лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, при передаче земельных участков в аренду остаются налогоплательщиками земельного налога и, следовательно, в отношении указанных в пункте 5 статьи 391 Кодекса налогоплательщиков, сохраняется право на уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму, установленное Кодексом.

Приложение
письмо ФНС
от 4 июля 2006 года N 01-2-02/729

Федеральная налоговая служба в связи с запросами налоговых органов и налогоплательщиков о налогообложении земельным налогом земельных участков, находящихся в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении налогоплательщиков, имеющих право на льготу по земельному налогу в виде не облагаемой налогом суммы, установленной в соответствии с пунктом 2 статьи 387 и пунктом 5 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), сообщает следующее..

В соответствии с пунктом 1 статьи 388, пунктами 1 и 3 статьи 391, пунктом 3 статьи 396 Кодекса налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Сумма налога (сумма авансовых платежей по налогу), подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

Налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

Согласно пункту 5 статьи 391 Кодекса налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10000 рублей на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении категорий налогоплательщиков указанных в пункте 5 статьи 391 Кодекса.

Пунктом 2 статьи 387 Кодекса определено, что при установлении земельного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера необлагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков (пункт 2 статьи 387 Кодекса).

Учитывая, что порядок налогообложения земельных участков, находящихся в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении налогоплательщиков, имеющих право на льготу по земельному налогу в виде не облагаемой налогом суммы, в некоторых случаях главой 31 "Земельный налог" Кодекса не урегулирован, ФНС России просит дать разъяснения по следующим вопросам:

- в каком порядке учитывается льгота по земельному налогу в виде не облагаемой налогом суммы, если налогоплательщик владеет несколькими земельными участками, которые расположены на территории одного муниципального образования и облагаются по различным налоговым ставкам;

- в каком порядке учитывается льгота по земельному налогу в виде не облагаемой налогом суммы, если налогоплательщик владеет несколькими земельными участками, которые расположены на территории двух и более муниципальных образований, курируемых разными налоговыми органами;

- налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности. В этом случае не облагаемая налогом сумма распространяется на каждую из долей земельного участка или только на одну долю данного земельного участка;

- налогоплательщик - индивидуальный предприниматель владеет двумя земельными участками в одном муниципальном образовании, один из которых использует в коммерческих целях, второй участок - под личным подсобным хозяйством. По первому участку он исчисляет сумму налога самостоятельно, по второму - исчисляет налоговый орган. Налогообложение земельных участков производится по разным ставкам. Имеет ли право индивидуальный предприниматель, уменьшив налоговую базу за один земельный участок на не облагаемую налогом сумму, недоиспользованную не облагаемую налогом сумму заявить по другому участку;

- налогоплательщик - физическое лицо имеет несколько земельных участков в одном муниципальном образовании. Если не облагаемая налогом сумма применяется к одному земельному участку, то к какому - с наибольшей кадастровой стоимостью земельного участка или с наименьшей? Будет ли в рассматриваемом случае учитываться заявление налогоплательщика на применение не облагаемой налогом суммы или налоговый орган будет сам определять такой земельный участок;

- пунктом 8 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ установлено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период. Второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих. Имеют ли право на льготу по земельному налогу в виде не облагаемой налогом суммы указанные категории лиц;

- налогоплательщик - физическое лицо, указанное в перечне, поименованном в пункте 5 статьи 391 Кодекса, предоставляет в аренду свой земельный участок другому лицу, при этом по договору аренды получает арендную плату. Возможно ли в данном случае применить льготу по земельному налогу в виде не облагаемой налогом суммы к земельному участку арендодателя?

Читайте также: