Правительство пошло на увеличение налогов в изолированной экономике

Опубликовано: 30.04.2024

Конспект урока

Название предмета и класс: экономика, 11 класс

Номер урока и название темы: урок №13 «Бюджетно-налоговая политика»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • Понятие бюджетно-налоговой (фискальной) политики.
  • Цели фискальной политики.
  • Прямые и косвенные методы регулирования экономики.
  • Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика.
  • Дискреционная и автоматическая формы фискальной политики.
  • Фискальная политика как кратковременная мера регулирования экономики государства.

Глоссарий по теме: бюджетно-налоговая (фискальная) политика, дискреционная фискальная политика, автоматическая (недискреционная) фискальная политика, стимулирующая фискальная политика, сдерживающая фискальная политика.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Латинское слово «fiscus» имеет несколько значений и переводится как корзина, касса, казна, финансы. Следовательно, деятельность, касающуюся сбора финансов в кассу, корзину, т.е. в бюджет, можно считать фискальной или бюджетно-налоговой. Безусловно, эта деятельность – прерогатива государства, его политика.

Бюджетно-налоговая политика (фискальная) – это деятельность государства по регулированию налогов и государственных расходов в целях воздействия на экономику.

Цели фискальной политики совпадают с целями монетарной политики. Такими целями являются:

  1. экономический рост;
  2. полная занятость;
  3. стабильность цен.

Современная фискальная политика включает прямые и косвенные методы регулирования экономики. Прямые методы – это бюджетное финансирование чётко определённых направлений (например, содержание военно-промышленного комплекса, развитие социальной инфраструктуры, развитие науки т.д.).

Косвенные методы – это воздействие государства на совокупный спрос и совокупное предложение, используя систему налогообложения. При помощи системы налогообложения государство воздействует на совокупный спрос. В экономике его принято обозначать как AD (от англ. aggregate demand). Совокупный спрос – это средства, которые готовы потратить все субъекты хозяйственной деятельности страны (потребители, фирмы, правительство).

Помимо совокупного спроса, государство при помощи системы налогообложения воздействует и на совокупное предложение. Совокупное предложение (от англ. aggregate supply, AS) – вся конечная продукция (в стоимостном выражении), произведённая (предложенная) в обществе. Всё, что предприятия страны готовы предложить.

Именно манипулирование налогами (изменение налоговых ставок на различные виды доходов, предоставление налоговых льгот и т.п.) позволяет государству добиваться более устойчивых темпов экономического роста.

Для реализации фискальной политики в процессе достижения макроэкономического равновесия государство использует два основных инструмента:

  1. изменение ставок налогообложения;
  2. изменение государственных расходов.

В зависимости от целей, стоящих перед правительством, различают стимулирующую и сдерживающую фискальную политику.

Стимулирующая фискальная политика проводится в период спада экономической активности и предполагает:

  • снижение налогов на граждан и фирмы (снижение налога на физические лица ведёт к тому, что у людей будет увеличиваться часть дохода за счёт его сохранения, а у фирм снижение налога на прибыль приведёт к тому, что эта самая прибыль будет увеличиваться);
  • увеличение государственных расходов (повышение зарплаты гражданам, трудящимся в бюджетных организациях, пенсий, пособий, строительство различных учреждений социальной инфраструктуры);
  • увеличение трансфертов (финансовой помощи в виде пенсий, пособий, стипендий, дотаций, выплат по социальному обеспечению).

Применение данных мер, как правило, приводит к росту совокупного спроса, расширению производства, снижению безработицы, т.е. спад будет приостановлен за счёт использования стимулирующих фискальных мер.

Сдерживающая фискальная политика проводится в период инфляции, когда наблюдается так называемый экономический «бум», и предполагает:

  • увеличение налогов;
  • сокращение правительственных расходов;
  • сокращение трансфертов (финансовой помощи).

Применение данных мер приведёт к снижению совокупного спроса и будет сдерживать рост цен.

По характеру действий фискальных инструментов различают дискреционную (активную) и недискреционную (автоматическую, пассивную) формы фискальной политики.

Фискальная дискреционная политика – это определённые действия государства, в рамках которых оно вводит особые экономические меры, направленные на коррекцию финансового положения внутри страны с целью его стабилизации. Основные действия в рамках данной политики ориентированы на изменение доходной и расходной частей бюджета. Именно поэтому фискальную политику называют бюджетно-налоговой.

Дискреционная форма предполагает маневрирование налогами и государственными расходами для того, чтобы повлиять, изменить объём национального производства, а также контролировать темпы инфляции и уровень безработицы.

Автоматическая форма фискальной политики ориентируется на так называемую «встроенную стабильность», определённый «автоматизм», опирающийся на то, что стабилизаторы уже встроены в систему, и чтобы привести их в действие, не требуется властных решений (принятий законов), и они автоматически стабилизируют экономику, стимулируя её при спаде и сдерживая в период «разогрева».

К встроенным стабилизаторам относят: подоходный налог, косвенные налоги, пособия по безработице, пособия по бедности.

Например, если экономика находится в стадии спада, будет происходить естественное уменьшение налоговых поступлений и рост государственных расходов, а в условиях подъёма будет наблюдаться обратная картина.

Фискальная политика может служить действенным инструментом государственного регулирования рыночной экономики, но лишь как временная мера, поскольку имеет и некоторые негативные черты, снижающие её эффективность:

  • изменения (рост или сокращение) государственных расходов, необходимые для проведения стимулирующей или сдерживающей политики, могут не совпадать с другими государственными целевыми расходами, например, с необходимостью укреплять обороноспособность страны, охранять окружающую среду, финансировать научные исследования и т.п.;
  • для фискальной политики характерно некоторое «торможение», поскольку, во-первых, парламентёрам необходимо обсудить существующую ситуацию, законодательно её закрепить, и только после этого начнется процесс реализации принятых мер. Во-вторых, нужно время на то, чтобы изменение величины налогов и государственных расходов оказали желаемое воздействие на экономику, и на то, чтобы она начала откликаться. Если процесс будет затянут, то фискальная политика в таких случаях будет играть дестабилизирующую роль.

Эффективность фискальной политики значительно возрастает, если она сочетается с соответствующей денежно-кредитной политикой и опирается на стабильно высокий авторитет государственной власти, распространяющийся на управляемость всех звеньев экономики.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1. В представленном перечне только три элемента являются характеристиками бюджетно-налоговой политики. Вычеркните лишний элемент.

  • Прогрессивный подоходный налог и трансфертные платежи являются инструментами перераспределения дохода в пользу малоимущих.
  • Государственные расходы – основной инструмент фискальной политики.
  • Цели фискальной политики государства не совпадают с целями монетарной политики.
  • Автоматическая форма фискальной политики предполагает «встроенную стабильность».

Для того чтобы выполнить предложенное задание, предлагаем следовать следующему алгоритму:

  • актуализировать понятия «прогрессивный налог» (налог, характеризующийся повышением ставки пропорционально доходу) и «трансфертные платежи» (безвозмездная выплата гражданам со стороны государства: пенсии, пособия, стипендии, дотации, выплаты по социальному обеспечению других видов, а также бесплатные услуги, составляющие часть совокупных доходовграждан) – утверждение верное;
  • перечислить все основные инструменты фискальной политики (изменение ставок налогообложения и государственные расходы) – утверждение верное;
  • назвать цели монетарной политики и сравнить их с целями фискальной (экономический рост, полная занятость и стабильность цен – цели монетарной политики, они же цели фискальной) – значит, это утверждение неверное;
  • раскрыть сущность выражения «встроенная стабильность» (обеспечение налоговой системой бюджетных поступлений в зависимости от уровня экономической активности за счёт встроенных в систему стабилизаторов) – утверждение верное.

  • Прогрессивный подоходный налог и трансфертные платежи являются инструментами перераспределения дохода в пользу малоимущих.
  • Государственные расходы – основной инструмент фискальной политики.
  • Цели фискальной политики государства не совпадают с целями монетарной политики.
  • Автоматическая форма фискальной политики предполагает «встроенную стабильность».

2. Добавление подписей к изображениям.

Вашему вниманию представлены различные последствия действий правительства. Подберите к каждому элементу соответствующий тип деятельности (политики) правительства, который он реализует в рамках бюджетно-налоговой (фискальной) политики.


Рисунок 1 – Пример задания практического модуля

Для того чтобы корректно выполнить данное задание, вам необходимо:

  • актуализировать сущностно-содержательную характеристику понятия стимулирующая фискальная политика (комплекс правительственных мер, реализуемый в период спада экономической активности, состоит в расширении совокупного спроса путём увеличения государственных расходов, снижения налогов, способствующего росту частных расходов, или некоторого сочетания этих мер);
  • вспомнить, когда реализация этого вида политики целесообразна (проводится в период спада экономической активности);
  • актуализировать сущностно-содержательную характеристику понятия сдерживающая фискальная политика (комплекс правительственных мер, реализуемый в период экономического бума, направленный на сокращение правительственных закупок или на рост чистых налогов, проводимый для борьбы с инфляцией). Из определения следует, что данный вид фискальной политики целесообразно проводить, когда в стране экономический бум;
  • определить понятия, которые актуальны для реализации анализируемых видов фискальной политики.

Ответ: на рисунке 2.


Рисунок 2 – Пример решения задания практического модуля

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Королёва Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Г. Э. Королёва, Т. В. Бурмистрова. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 192 с. : ил. – С. 142–144.
  2. Шевчук В. А., Шевчук Д. А. Макроэкономика. Конспект лекций. – М.: Высшее образование, 2009. – 145 с. – С. 77–81.

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

На борьбу с COVID-19 во всем мире уже выделено 12,3 трлн. долларов. Страны G-20 обязались вложить 5 трлн. долларов в мировую экономику, чтобы смягчить негативные последствия пандемии. Во время видеоконференции лидеры «Большой двадцатки» заявили:

«Мы вкладываем более 5 триллионов долларов в мировую экономику в рамках целенаправленной налогово-бюджетной политики, экономических мер и гарантийных схем для борьбы с социальными, экономическими финансовыми последствиями пандемии».

Лидеры Европейского союза уже готовят пакет мер стимулирования экономики, подобный «плану Маршалла».

Сенат США 25 марта утвердил пакет помощи на сумму 2 трлн. долларов США. Благодаря ему каждый американец получит прямой платеж в размере до 1200 долларов на свои банковские счета с дополнительными выплатами в размере 500 долларов на ребенка. Выплаты безработным увеличатся на 600 долларов в неделю. Кроме того, правительство США выделило 127 млрд. долларов на больницы, маски, медикаменты, подготовку вакцины и медикаменты.

Власти также сообщают, что американцы получат трехмесячный оплачиваемый отпуск, если их коснулась пандемия COVID-19. А введение чрезвычайного положения позволит федеральному правительству распределять до 50 млрд. долларов финансовой помощи штатам, городам и округам.

В целом, правительство США и Федеральный банк объявили о выделении в общей сложности примерно 3,5 трлн. долларов на борьбу с пандемией.

Канада

Правительство под руководством Трюдо выделило 107 млрд. канадских долларов (75 млрд. долларов США). Пакет мер включает 52 млрд. канадских долларов в виде прямой поддержки для частных лиц и компаний и 55 млрд. канадских долларов во временных отсрочках текущих выплат для частных лиц и предприятий.

На прошлой неделе почти миллион канадцев подал заявки на пособия по безработице. Чтобы поддержать этих работников и помочь предприятиям сохранить своих сотрудников, канадское правительство предложило принять закон о введении Канадского пособия по чрезвычайным ситуациям (CERB). Эта налогооблагаемая льгота будет приносить 2000 долларов США в месяц на срок до четырех месяцев работникам, которые теряют свои доходы в результате пандемии COVID-19.

Германия

Правительство канцлера Ангелы Меркель выделило более 750 млрд. евро (810 млрд. долларов США) 25 марта. 13 марта государственному банку Германии KfW было разрешено выдать 550 млрд. евро (610 млрд. долларов США) в кредит предприятиям, чтобы они пережили пандемию.

Германия прекратила все религиозные службы, до дальнейшего уведомления. Правительство Меркель запретило проведение любых публичных собраний свыше 50 человек. Детям младше 16 лет запрещено посещать больницы, дома престарелых и реабилитационные учреждения. Кроме того, немецкая железнодорожная компания Deutsche Bahn ограничила региональные перевозки по всей стране, чтобы сдержать пандемию.

Великобритания

Соединенное Королевство выделило 330 млрд. фунтов (424 млрд. долларов США) на борьбу с коронавирусом, в том числе 12 миллиардов фунтов стерлингов - на помощь национальным службам здравоохранения. Правительство также объявило о предоставлении ссуды предприятиям, которым угрожает пандемия. В дополнение к этому правительство Великобритании объявило о снижении налогов на 20 млрд. фунтов стерлингов - трехмесячный отпуск по ипотечным платежам для заемщиков, пострадавших от COVID-19.

Кроме того, правительство Бориса Джонсона отказалось от налога на недвижимость за рубежом на этот финансовый год. Одновременно Банк Англии заявил, что создаст новую кредитную линию для пострадавших предприятий.

Италия

Премьер-министр Италии Джузеппе Конте объявил территорию страны «красной зоной» и ввел полный карантин в стране. Всех итальянцев попросили изолировать себя дома. 40000 человек были оштрафованы за нарушение порядка. Правительство Конте отменило свадьбы, похороны и спортивные мероприятия, закрыло кинозалы, театры и музеи до 5 апреля.

Правительство объявило о выделении 25 млрд. евро (28 млрд. долларов США). Пакет на 25 миллиардов евро включает - 10 миллиардов евро, выделенных на поддержку занятости; 3,5 миллиарда евро на укрепление системы здравоохранения; индивидуальные денежные бонусы итальянцам, вынужденным работать во время карантина; гарантии по кредитам малому и среднему бизнесу, пострадавшему от кризиса.

Власти также разработали меры по предоставлению гражданам финансовой помощи. Итальянские семьи теперь могут обратиться за разрешением приостановить выплаты по ипотечным кредитам, если кризис сказался на их бизнесе и временно лишил средств существования. Кроме того, родители имеют право требовать от правительства до 600 евро на оплату нянь в период пандемии COVID-19.

Франция

Французское правительство приняло строгие меры, чтобы максимально изолировать граждан. Полицейские проверяют всех, кто выходит из своих домов. 18 марта французская полиция вручила более 4000 штрафов тем, кого видели на улицах без существенной причины. В течение следующих 15 дней жители Франции могут покинуть свои дома, чтобы купить еду или по чрезвычайным обстоятельствам.

Власти приостановили выплату ренты и оплату коммунальных услуг для небольших компаний и выступило с инициативой по выплате заработной платы работникам, потерявшим работу.

Президент гарантировал кредиты на 300 млрд. евро (335 млрд. долларов США), чтобы помочь предприятиям преодолеть кризис. Правительство Франции также объявило, что оно мобилизует 45 млрд. евро (50,22 млрд. долларов США) на кризисные меры, чтобы помочь своим компаниям остаться на плаву.

Испания

Испанское правительство мобилизует сумму в 200 млрд. евро (220 млрд. долларов США) на борьбу с эпидемией коронавируса. Это самая большая финансовая помощь в демократической истории страны. Из 200 миллиардов евро 117 млрд. евро будет выделено государством, а остальное поступит от частных компаний. Правительство также пообещало кредитные гарантии в размере 100 млрд. евро для малых и средних предприятий, пострадавших от пандемии.

Китай

Китайские власти выделили 110,48 млрд. юаней (15,93 млрд. долларов США) на финансирование, связанное с коронавирусом. Центральный банк Китая предпринял стимулирующие меры в размере 79 миллиардов долларов, чтобы помочь экономике страны. Народный банк Китая сократил резервные требования для банков, которые выделят до 78,8 млрд. долл. США для помощи фирмам, пострадавшим от вспышки COVID-19.

Австралия

12 марта Австралия представила первый пакет мер для ограждения экономики от воздействия вспышки коронавируса. Страна выделила 17,6 млрд. австралийских долларов (11,4 млрд. долл. США) в дополнение к уже выделенным на здравоохранение 2,4 млрд.

19 марта Австралия объявила о предоставлении пакета помощи в размере 100 млрд. австралийских долларов (83,3 млрд. долларов), в рамках которого страна отложила погашение кредитов малого бизнеса на срок до шести месяцев.

Таиланд

Кабинет министров Таиланда утвердил сумму в 20,6 млрд. долл. США для смягчения воздействия коронавируса. Пакет включает в себя льготные кредиты под 2%. Правительство также объявило, что оно создаст фонд в 20 миллиардов батов, чтобы помочь фирмам или работникам, пострадавшим от вспышки коронавируса.

Объединенные Арабские Эмираты предоставили 100 млрд. дирхамов (27,2 млрд. долларов США) на борьбу со вспышкой коронавируса. Это включает 5 млрд. дирхамов на оплату воды и электричества для граждан и промышленности. ОАЭ также снизили налоги до конца 2020 года.

3 миллиарда дирхамов были выделены для схемы гарантирования кредитов. Пакет стимулов также включает 1 миллиард дирхамов на создание рыночных фондов для повышения ликвидности. Кроме того, правительство объявило о 20% возмещения арендной платы для сектора туризма и развлечений.

Центральный банк ОАЭ объявил о пакете мер стимулирования на 27 млрд. долл. США для борьбы с экономическими последствиями пандемии коронавируса. Деньги пойдут на поддержку банков страны. Нормативные ограничения по кредитам также были смягчены. При этом совокупный пакет стимулов для борьбы с эпидемией в ОАЭ достиг 61,4 млрд. долларов.

Саудовская Аравия

Саудовская Аравия представила пакет мер стимулирования в размере 32 млрд. долл. США для поддержки экономических разрушений, вызванных коронавирусом, а также снизила цены на нефть. Пакет мер включает в себя отсрочку уплаты пошлин частным сектором правительству и сбор таможенных пошлин на импорт. Кроме того, правительство Саудовской Аравии отменило налог на добавленную стоимость, подоходный налог и другие сборы с предприятий в течение следующих трех месяцев.

Индия

Чтобы поддержать во время вспышки коронавируса бедных, индийское правительство выделило 22,5 млрд. долларов США. Эти средства пойдут на денежные переводы фермерам, работникам MGNREGA, вдовам, пенсионерам. Также были увеличены пособия в соответствии с Jan Dhan Yojana, схемой Ujjwala и EPFO.

Д-р Арун Сингх, главный экономист Dun & Bradstreet India, сказал:

«Такие действия необходимы, чтобы помочь почти 800 миллионам людей, принадлежащих к группам с низким доходом, фермеров и пожилых. Это успокоит их и предотвратит беспорядки во время пандемии. Да, это добавит 1,7 триллиона рупий к бюджетному дефициту правительства, но, с другой стороны восстановит доверие людей, что, в свою очередь, поможет экономике восстановиться после того, как мы покончим с вирусом».

Индонезия

Правительство Индонезии первоначально объявило о спасательном пакете на сумму 10,3 трлн. рупий (727 млн. долларов США) для поддержки потребительских расходов и туризма в стране. Затем за объявлением последовал второй пакет мер стимулирования в размере 120 трлн. рупий (8,1 млрд. долларов США) для дальнейшей поддержки экономики в период вспышки COVID-19. Сумма в 22,9 трлн. рупий была выделена из пакета, чтобы помочь выплатить кредиты предприятиям, пострадавшим от пандемии. В дополнение к этому правительство предоставило 30% скидки на корпоративный налог в течение следующих шести месяцев.

Кроме того, работники производственного сектора с доходом ниже 200 миллионов рупий будут освобождены от уплаты подоходного налога в течение следующих шести месяцев.

Южная Корея

Южная Корея выделила 11,7 трлн. вон (9,8 млрд. долларов) для защиты своего бизнеса и экономики. Сумма в 2,3 триллиона вон будет направлена медицинским учреждениям, а 3 триллиона вон пойдут на борьбу предприятий и субсидирование ухода за детьми. Кредиты будут выдаваться на льготных условиях, а люди, потерявшие работу из-за эпидемии, получат пособия.

Япония

10 марта Япония приняла пакет мер по спасению в размере 1 трлн. иен (9,6 млрд. долларов США). Также было выделено 4 млрд. долларов США для финансирования ряда программ, включая пакет для увеличения производства масок и защиты домов престарелых.

В дополнение к этому Банк Японии объявил о новой программе процентных займов для увеличения кредитования предприятий, пострадавших от эпидемии.

Малазия

Кабинет министров Малайзии утвердил финансовый стимул в размере 4,8 млрд. долл. США для борьбы с последствиями пандемии. Правительство во главе с премьер-министром Махатхир Мохамад объявило, что туристические агентства, отели, авиакомпании, торговые центры получат 15% скидки на ежемесячные счета за электроэнергию в течение шести месяцев, начиная с апреля. Отели будут освобождены от налогов на обслуживание до августа.

Водители общественного транспорта и туристические гиды, пострадавшие от коронавируса, получат по 600 малайзийских ринггитов каждый. Врачам, медицинским работникам, которые занимаются локализацией коронавируса в Малайзии, будут предоставляться специальные ежемесячные критические пособия в размере 400 малайзийских ринггитов с февраля до конца вспышки. Иммиграционные и пограничные работники получат пособие в размере 200 малайзийских ринггитов за свои услуги.

Новая Зеландия

Правительство Новой Зеландии объявило о пакете стимулов в размере 12,1 млрд. новозеландских долларов (7,3 млрд. долларов США) для борьбы с пандемией. Из общей суммы 5 миллиардов новозеландских долларов будут выделены на субсидии по заработной плате; 2,8 миллиарда новозеландских долларов - на поддержку доходов; 2,8 миллиарда новозеландских долларов - на налоговые льготы для бизнеса; 600 миллионов новозеландских долларов было выделено авиационной индустрии.

Россия

Правительство России объявило о мерах поддержки экономики и граждан на фоне пандемии 16 марта. В число предложенных мер вошли создание антикризисного фонда на 300 млрд. рублей (3,8 млрд. долларов США), налоговые льготы для туроператоров и авиакомпаний, отмена ограничений для транспорта торговых сетей в городах. Также российские власти разрешили доставку безрецептурных лекарств, заказанных в интернете.

Украина

На борьбу с коронавирусом правительство выделило около 200 млн. гривен (7 млн. долларов США). Об этом сообщает РБК-Украина.

3 апреля обещают выплатить по 1000 гривен (35 долларов США) гражданам, получающим пенсию, размер которой меньше 5000 гривен (177 долларов США).

НБУ также разработал механизмы снижения кредитной нагрузки на бизнес и население в связи с введением карантина в стране.

«Льготный режим — это не прощение долгов. Это отсрочка уплаты долга и процентов для заемщиков, чье финансовое состояние ухудшилось», - отметила заместитель главы Национального банка Украины Катерина Рожкова, сообщает пресс-служба НБУ.

В то же время представители бизнеса считают предпринятые властью шаги по поддержке бизнеса недостаточными и призывают ввести реальные налоговые каникулы, беспроцентные или льготные кредиты для выплаты заработной платы и бюджетные компенсации потерь.

Украина также собирается попросить помощи у МВФ.

Беларусь

Президент Беларуси Александр Лукашенко не поддержал страны, закрывшие свои границы из-за пандемии коронавируса.

В данный момент правительство рассматривает комплекс мер для поддержки бизнеса.

«Сейчас посекторально обсуждаем со всеми ассоциациями, наиболее пострадавшими компаниями. Идет очень активный процесс, - сказал первый заместитель премьер-министра Дмитрий Крутой. - Там очень большой список. Плюс мы смотрим те решения, которые приняты европейскими странами, Россией, США. Посмотрим, может быть, что-то интересное из этих документов для себя возьмем».

В парламенте также готовят предложения по смягчению влияния коронавируса на экономику. Предприятиям планируется предоставить налоговые каникулы, а людям, бравшим займы в банках, - кредитные.

Фото: Донат Сорокин / ТАСС

Правительство одобрило предложение Минфина увеличить налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для производства удобрений, черных и цветных металлов за счет повышения «рентного коэффициента». Законопроект о введении соответствующих поправок в Налоговый кодекс был рассмотрен на заседании правительства в среду, 16 сентября. Теперь законопроект будет внесен в Госдуму.

Министр финансов Антон Силуанов объяснил на брифинге журналистам, что повышение налоговой нагрузки необходимо из-за потребности бюджета в дополнительных ресурсах, которые в первую очередь пойдут на реализацию антикризисных планов и на борьбу с пандемией коронавируса.

Насколько увеличатся налоговые сборы

Повышение НДПИ пополнит бюджет примерно на 56 млрд руб. в 2021 году, сообщил Силуанов. Законопроект повышает с 1 января 2021 года в 3,5 раза выплаты по налогу при добыче калийных солей (сейчас ставка — 3,8% от стоимости продажи), апатит-нефелиновых, апатитовых и фосфоритовых руд (4%), природных солей и чистого хлористого натрия, нефелинов, бокситов, а также горнорудного неметаллического сырья (6%), кондиционных руд цветных металлов (8%) и железной руды (4,8%).

Основная нагрузка ляжет на производителей удобрений — «ФосАгро», принадлежащий семье Андрея Гурьева, «Еврохим» Андрея Мельниченко, «Уралкалий» Дмитрия Мазепина, а также на металлургические компании — «Норникель» Владимира Потанина, НЛМК Владимира Лисина и UC Rusal, основанную Олегом Дерипаской. По оценке аналитиков «ВТБ Капитала», повышение налога обойдется «Норникелю» в 4,7% EBITDA в 2021 году, UC Rusal — в 1,2%, НЛМК — в 0,7%. РБК направил им запросы.

Глава Минфина объяснил, что идея увеличить налог именно для этих видов сырья состоит в том, чтобы «выйти примерно на мировые уровни изъятий и все-таки подтянуть эти уровни налогообложений к более высоким ставкам НДПИ по алмазам и золоту».

«Если посмотреть уровни налогообложения по многокомпонентным рудам в процентах от выручки, то у нас этот сектор вообще характеризуется одним из самых низких объемов налоговых изъятий. Я уж не говорю про общемировые уровни налоговых изъятий по такого рода компаниям, работающим в этих секторах», — пояснил Силуанов.

По его словам, в России большая дифференциация по уровню добычи и налогов в алмазном секторе, в золотом секторе, в секторе полиметаллов и так далее. «Поэтому мы стараемся здесь навести некую справедливость», — отметил министр. По его словам, доля НДПИ в выручке производителей драгоценных камней достигает 6%, а по многокомпонентным рудам — максимум 1,7%. «Многие [российские] компании не дотягивают и до 1%, например у производителей минудобрений — 0,3–0,5%. Если посмотреть, как в других странах, то этот показатель в основном 3, 4, 5%, где-то даже 10% есть», — заключил он.

Почему Минфин ищет деньги
В результате кризиса, наступившего из-за пандемии коронавируса и резкого снижения цен на нефть, налоговые поступления в российский бюджет сократились. Минфин предложил программу так называемой мобилизации доходов на 2021–2023 годы, которая должна в этот период пополнить казну на 1,8 трлн руб. Программа предусматривает ряд непопулярных мер, среди которых пересмотр льгот для нефтегазового сектора, повышение табачных акцизов, введение прогрессивной шкалы НДФЛ, налогообложение доходов населения от банковских вкладов. По оценке Минфина, дефицит бюджета в 2020 году может составить до 5% ВВП, в связи с этим ведомство планировало увеличить объем валовых заимствований до 5 трлн руб., говорил в июле замминистра финансов Владимир Колычев.

Какие аргументы против новых налогов у бизнеса

Глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП, в него входят собственники металлургических компаний и производителей удобрений) Александр Шохин направил 16 сентября письмо председателю правительства Михаилу Мишустину с критикой законопроекта Минфина. За поддержкой обратились и отраслевые ассоциации — «Русская сталь» (объединяет крупнейших металлургов, ее возглавляет владелец НЛМК Владимир Лисин) и Российская ассоциация производителей удобрений (РАПУ, глава — Андрей Гурьев из «ФосАгро»), каждая из которых написала по письму первому вице-премьеру Андрею Белоусову. У РБК есть копии всех трех писем, их подлинность подтвердили источники в трех компаниях, чьи представители входят в РСПП, и две отраслевые ассоциации.

  • Шохин отмечает, что законопроект Минфина о повышении НДПИ не обсуждался с предпринимательским сообществом и нарушает стабильность налоговых условий для бизнеса, о которой говорил президент Владимир Путин в послании Федеральному собранию. Дополнительный рост фискальной нагрузки вместо механизмов долгосрочной стабильности и государственной поддержки несет высокие экономические и социальные риски для регионов, вплоть до закрытия предприятий, сокращения рабочих мест, замечает он.
  • «Рост ставки НДПИ отрицательно повлияет на инвестиционную активность, развитие минерально-сырьевой базы, сделает невозможным достижение показателей национальных проектов, таких как «Международная кооперация и экспорт» и «Экология», — добавляет Шохин.
  • Увеличение налога приведет к неконкурентоспособности минеральных удобрений на внешнем рынке в текущих условиях нестабильности рынка фосфорсодержащих и калийных удобрений, а также действующих торговых ограничений на российские минеральные удобрения на основных рынках сбыта, пишет Гурьев Белоусову. Глава РАПУ напоминает, что производство апатитового концентрата сосредоточено за полярным кругом (на Кольском полуострове) в экстремально жестких климатических условиях, что требует постоянных капиталовложений.
  • Лисин отмечает, что дополнительная нагрузка ограничивает развитие минерально-сырьевой базы, ставя под сомнение целесообразность отработки зрелых месторождений, что приведет к ухудшению социально-экономической обстановки в горнодобывающих регионах, в моногородах, особенно расположенных в арктической зоне. По его мнению, инициатива может спровоцировать инфляцию затрат и рост цен на продукцию.

Первая попытка

Два года назад, в августе 2018 года, Белоусов, который на тот момент занимал должность помощника президента, предлагал Путину собрать средства на выполнение его майских указов у металлургов и производителей удобрений, а также у «Сибура». Речь шла об изъятии более 500 млрд руб. сверхдоходов. Путин поручил правительству проработать эту идею. Но Силуанов тогда встал на сторону компаний, посчитав введение такого сбора нецелесообразным. В итоге в ходе встреч с бизнесменами на площадке РСПП «план Белоусова» видоизменился: теперь речь идет об участии компаний в реализации нацпроектов.

РБК направил запрос в пресс-службу правительства и представителю Белоусова. Силуанов сообщил журналистам, что планирует уже в четверг, 17 сентября, встретиться с представителями бизнеса, чтобы обсудить законопроект.

У кого Мишустин возьмет деньги на медицину и образование?


Повышение налогов: У правительства руки чешутся



60% россиян готовы платить дополнительные налоги для решения общественных проблем. Такие выводы содержатся в свежем исследовании Высшей школы экономики о том, как граждане страны поддерживают увеличение разных статей расходов.

Выяснилось, что за увеличение расходов на здравоохранение выступило 65% опрошенных, на 13% больше, чем в 2018 году. 54% поддерживают рост расходов на образование (+11%), 45% - на выплату пенсий (+4%). В то же время, доля тех, кто поддерживает рост расходов на оборону и безопасность, уменьшились в два раза всего до 15% и 8% соответственно.

«60% опрошенных россиян согласны платить дополнительные налоги и сборы, которые будут идти на конкретные программы под контролем общественности. Приоритеты здесь все те же: улучшение качества медицинского обслуживания, социальная помощь и улучшение качества школьного образования», — говорят в ВШЭ.

В конце 2020 года министр финансов Антон Силуанов пообещал, что поднимать налоги в новом году правительство не планирует. Правда, такие же обещания власти давали и в предыдущие годы, однако с 1 января 2019 года ставка НДС была увеличена с 18% до 20%, а в 2020-м было объявлено о введении подоходного налога на проценты с банковских вкладов, повышении НДФЛ для обеспеченных россиян, увеличении НДПИ для металлургов и производителей удобрений, отмене части льгот для нефтяников и ряде других мер. Все это, по оценкам Минфина, составит 2 трлн. руб. за три года.

Кроме того, еще в декабре 2020 во время парламентских слушаний обсуждались и другие пути повышения налоговых поступлений в бюджет, и касались они, в основном, простых россиян. Парламентарии и экономисты предлагали снова увеличить НДС, следить за электронными кошельками и банковскими счетами россиян, сопоставлять стоимость имущества и доходов и выявлять тех, кто уклоняется от налогов.

Экономист Никита Масленников считает, что в этом году базовые ставки налогов подниматься не будут, но точечная «подкрутка» в пользу увеличения вполне возможна.

— Правительство в лице статс-секретаря Министерства финансов Алексея Сазонова уже дало ответ на вопрос о том, что будет с налогами в этом году. Выступая на Гайдаровском форуме в январе, он сказал, что у государства на сегодняшний день нет возможности для снижения налогов, но оно не намерено и утяжелять фискальную нагрузку, потому что ни экономика, ни граждане не готовы к дополнительным повышениям. Речь не идет об увеличении ставок базовых налогов в ближайшей перспективе. Тем не менее, какие-то точечные подкрутки и настройки в сторону увеличения возможны, как для населения, так и для бизнеса.

Например, с этого года существенно повысили налоговую нагрузку для нефтяников. Это компенсируется новыми льготами на труднодоступные месторождения, но пока баланс в пользу государства.

Так что правительство будет удерживать налоги на стабильном уровне, но в рамках этого стабильного уровня возможны увеличения точечного характера или дополнительные сборы. Вроде увеличения НДФЛ на 2% для людей с доходами свыше 5 миллионов рублей в год, которые планируется направлять в фонд помощи детям с орфанными заболеваниями.

Но главным образом траектория налоговой нагрузки будет зависеть от пересмотра налоговых льгот. Министерство финансов и ФНС будут оценивать, какие льготы работают и являются эффективными, а какие — нет. Все фискальные льготы в год составляют у нас как минимум 3,5 триллиона рублей. Это недополученные доходы бюджета, поэтому нужно разобраться, что дает результат, а что является просто размазыванием денег по тарелке. Но если какие-то льготы будут отменяться, это приведет к автоматическому увеличению налоговой нагрузки.

«СП»: — Появление таких исследований не может быть подготовкой почвы для новых решений в налоговой сфере?

— Мне кажется, это исследование является следствием позиции экспертов ВШЭ о том, что необходимо повышение НДФЛ для решения проблем бедности в стране. В частности, многие аналитики уверены, что России рано или поздно придется перейти к прогрессивной шкале налогообложения.

Помимо пересмотра расходов второй, и принципиальный источник этих средств, — это ускорение экономического роста. Я бы не зацикливался на налоговых подкрутках. Налоги можно сравнить с нарезанием пирога. Если бы этот пирог был больше, то и куски получались бы солиднее. А если он только сокращается, то повышение налогов не поможет, даже если население готово больше платить. Необходимо обеспечивать экономический рост через инвестиции, повышение производительности труда и так далее, что в итоге ведет к повышению как доходов, так и налоговых отчислений.

Депутат Саратовской областной думы от КПРФ Николай Бондаренко полагает, что новый раунд повышения налогов неизбежен, но сомневается, что население к нему готово.

— По данным Росстата и независимых социологов, почти половина граждан страны живет на доходы порядка 15−20 тысяч рублей в месяц. О каком повышении налогов может идти речь для людей, которые не могут удовлетворить свои базовые биологические потребности и приобретать самое необходимое?

Если говорить о бизнесе и производстве, очевидно, что повышение налогов в любой форме отразится на стоимости товаров для конечного потребителя, потому что магазины перекладывают все эти расходы именно на покупателя. Малое и среднее предпринимательство и так находится в глубочайшем кризисе и для него повышение налогов будет критическим.

«СП»: — Может ли такой опрос быть попыткой подготовить общественное мнение к очередному повышению налогов?

— Может, я совершенно в этом не сомневаюсь. Это излюбленный инструмент власти — вбрасывать различные инфоповоды и смотреть, как народ их воспринимает. Уверен на сто процентов, что налоги будут поднимать и дальше. Сейчас существует несколько рабочих групп при Госдуме, которые обсуждают не только увеличение налоговой нагрузки, но и сокращение государственной поддержки вплоть до второй волны повышения пенсионного возраста.

«СП»: — Как можно оценить то, что люди больше готовы платить за здравоохранение и образование, чем за оборону и безопасность?

— Главная причина такой тенденции — в падении качества предоставляемых услуг в системе здравоохранения и образования. Процесс оптимизации и системного сокращения расходов на эти стратегические направления отражается на самой возможности реализации этих услуг.

Например, в Конституции написано о праве на бесплатное и доступное здравоохранение. На деле же из-за сокращения каждой второй больницы за последние 20 лет, очереди к тем же узким специалистам достигают таких размеров, что реализовать это право у людей нет возможности, им приходится идти в платные клиники.

Все за сегодня

Политика

Экономика

Наука

Война и ВПК

Общество

  • Культура
  • История
  • Религия
  • Спорт
  • Россия глазами иностранцев

ИноБлоги

Подкасты

Мультимедиа

  • Фото
  • Инфографика
  • ИноВидео
  • ИноАудио

Владимир Путин, конечно же, доволен своими действиями. Российская экономика должна была находиться в кризисе, но этого не происходит. COVID-19 вызвал глобальный коллапс. Цена на нефть упала ниже 30 долларов за баррель, и теперь она стоит наполовину дешевле, чем два месяца назад. Продажа нефти и газа традиционно составляют две трети российского экспорта. В результате котировки рубля стали падать. Российская валюта потеряла почти треть своей стоимости с начала января.

Однако сегодня и самые богатые страны находятся в сложном положении. Чтобы смягчить удар, они занимают в долг внушительные суммы, тогда как российская экономика демонстрирует мало признаков паники. Это происходит не в результате диверсификации, побежденной коррупции, защиты права собственности, усиления конкуренции, притока инвестиции или роста экономики. Ничего из вышеперечисленного не отмечается. Вероятнее всего то, что российская экономика менее чувствительна к такого рода шокам, поскольку она уже занимается самоизоляцией на протяжении последних шести лет. Сразу после того, как Путин незаконно аннексировал Крым и спровоцировал войну на Украине, Запад ввел санкции в отношении России, а Россия ввела санкции в отношении Запада. После этого задача российской макроэкономики состояла не в том, чтобы способствовать росту, а в том, чтобы создать экономику в виде крепости, способной выдержать сильный шок. Эта политика была направлена на поддержку фискального правила 2017 года, согласно которому бюджет страны должен быть сбалансирован, исходя из цены на нефть чуть выше 40 долларов за баррель. Все, что выше этой отметки, направлялось с прицелом на «черный день» в специальный фонд, который в марте этого года уже составил 7,3% валового внутреннего продукта (ВВП).

В результате Россия в настоящее время имеет самые большие золотовалютные резервы в мире, которые составляют почти 570 миллиардов долларов. Олег Вьюгин, бывший сотрудник Центрального банка и Министерства финансов, так объясняет существующий подход: «Мы защищены от внешних потрясений и иностранных врагов, потому что у нас есть современное оружие и ракета, но еще и потому, что у нас есть золото и резервы». Кроме того, Россия повысила пенсионный возраст для своих граждан, а также увеличила сбор налогов за счет внедрения цифровых технологий. Михаил Мишустин, главный сборщик налогов, был недавно назначен на пост премьер-министра.

Разумеется, российская экономика продолжает оставаться крайне зависимой от цен на энергоносители и сырьевые товары. Резкое падение цен на нефть, частично вызванное решением самой России выйти из сделки со странами ОПЕК, может лишить правительство в этом году примерно 2 триллионов рублей (25 миллиардов долларов). Рискованная ставка России на то, что она может увеличить свою долю на рынке и выдавить из этого бизнеса американские сланцевые фирмы, может ударить в ответ по ней самой в том случае, если Америка решит заключить свою сделку с Саудовской Аравией за счет России, считает независимый аналитик Кирилл Рогов. Однако пока у России более чем достаточно резервов для того, чтобы продержаться несколько лет. Падение котировок рубля сократило ущерб, причиненный государственным финансам из-за обвала цен на нефть. Западные санкции также во многих случаях лишили особого смысла то обстоятельство, что западные товары сегодня стоят дороже в рублях.

Трансляция обращения президента России В. Путина к гражданам из-за ситуации с коронавирусом

Будучи отрезанными от международных рынков капиталов с 2014 года, российские компании вынуждены были сократить объемы заимствований. В то время как западные фирмы воспользовались низкими процентными ставками и накопили долгов, российский корпоративный долг упал ниже 50% ВВП, тогда как соотношение государственного долга к ВВП составляет значительно меньше 20%. С учетом того, что российский экспорт в большинстве своем состоит из сырья, он в меньшей степени уязвим в том случае, если происходят разрыв глобальных цепочек поставок. «Если вы путешествуете на лошади, то вам не надо беспокоится о том, что может закончится бензин», — замечает Наталья Орлова, главный экономист Альфа-Банка.

Кроме того, Россия теперь в большей мере может полагаться на свои собственные силы. Ее контрсанкции, введенные в отношении продовольственного импорта из стран Евросоюза, послужили стимулом для развития собственного сельского хозяйства, и в результате доля импортируемого продовольствия за последние пять лет сократилась на треть и теперь составляет всего 24%.

Жизнь в изоляции имеет свои негативные стороны, и это после вспышки коронавируса смогли открыть для себя многие, кто находится за пределами России. Россия беднее, чем ей следовало бы быть. Средний рост ее экономики с 2014 года составляет ничтожные 0,6%, то есть, всего пятую часть от среднего глобального уровня. Количество малых и средних предприятий сократилось. Квазигосударственные фирмы, контролируемые близкими друзьями Путина, расширились. Получение выгоды за счет манипулирования законодательством и экономическими условиями (rent-seeking) неуклонно распространяются, а это означает, что возможности для честных и старательных участников экономики оказываются крайне незначительными.

Экономическое воздействие коронавируса, распространение которого в России, возможно, является более масштабным, чем это утверждает правительство, скорее всего, лишь углубит существующие в России структурные проблемы. 25 марта Путин объявил о мерах в условиях распространения коронавируса, которые оказались бледной имитацией масштабных экономических пакетов, объявленных западными правительствами. В основном, оплата предложенной регулировки возложена на российский средний класс.

Вместо полного закрытия Путин объявил о введении в России недельных каникул. Кроме того, малые и средние предприятия получают налоговые каникулы сроком на шесть месяцев в отношении уплаты корпоративного налога (НДС все равно придется платить). Отчисления в социальные фонды, которые предприятия платят от имени своих сотрудников, сокращены наполовину и составят 15%.

Меры президента по поддержке благосостояния являются относительно скромными. Правительство собирается увеличить детские пособия до 5000 рублей (63 доллара), а пособие по безработице будет увеличено на треть и составит 12 тысяч рублей. Те люди, которые в результате болезни потеряют более 30% своего дохода смогут отсрочить выплаты по ипотеке, а также по некоторым другим кредитам.

Для компенсации такого удара по государственному бюджету Путин увеличил налоги на дивиденды, получаемые от офшорных активов с 2% до 15%, что, по сути, является новым налогом на богатых. Введенный пакет наглядно демонстрирует, что Путин больше беспокоится о поддержке государства, чем о сохранении российской рыночной экономики в том виде, в котором она находится в настоящее время.

Как отмечает Рубен Ениколопов из расположенной в Москве Высшей школы экономики, самый большой риск, с которым сталкивается Россия, связан не с экономическим, а с социальным коллапсом, который может произойти в том случае, если миллионы людей потеряют средства к существованию, а находящиеся в тяжелом состоянии частные фирмы еще больше сократятся. Путин уже давно говорит о возрождении социально ориентированного государства советского стиля. Нынешние риски могут показать, что вместо этого он создал корпоративное государство, которое мало интересуется жизнь простых граждан.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Читайте также: