Правила ведения раздельного налогового учета

Опубликовано: 11.05.2024

Налог на добавленную стоимость – не абсолютное начисление. Ряд предпринимательских действий им облагается, другие же освобождены от НДС. Организация может заниматься и теми, и другими одновременно. Нередки также случаи, когда в компании действует одновременно несколько режимов налогообложения, например, общий и ЕНВД, общий и патент.

В таких случаях вести бухгалтерский и финансовый учет по таким видам деятельности или налоговым системам нужно по отдельности. Главное, выбрать для этого оптимальную методику. Рассмотрим принципы ведения раздельного учета по налогу на добавленную стоимость.

Если не вести раздельный учет

Раздельный учет по НДС обязателен для фирмы в таких случаях:

  • при параллельном ведении облагаемых и необлагаемых этим налогом видов деятельности;
  • при использовании сразу двух налоговых режимов;
  • при оказании услуг как коммерческого характера, так и таких, цены на которые регулируются государством;
  • при работе по государственным контрактам;
  • при совмещении коммерческой и некоммерческой деятельности.

ВНИМАНИЕ! К первому случаю относится и учет «входного» НДС для товаров (работ, услуг), приобретенных в рамках разных видов деятельности (облагаемых и необлагаемых). Это касается не только предметов, но и нематериальных активов (абзац 5 п. 4 ст. 170 НК РФ).

Если экономический субъект в этих случаях не вводит раздельный учет, он теряет права на:

  • вычеты по НДС;
  • уменьшение на сумму НДС базы налога на прибыль (п. 4 ст. 170 НК РФ);
  • налоговые льготы (п. 4 ст. 149 НК РФ).

Исключения: когда разделять учет не надо

Предпринимателю лучше знать, когда вести раздельный учет не имеет практического смыла, ведь без необходимости увеличивать затраты труда бухгалтерии невыгодно.

Существуют отдельные законодательно оформленные ситуации, при которых раздельный учет может не вестись даже при наличии вышеприведенных условий. Среди них – ведение торговли за пределами Российской Федерации (отечественная организация действует территориально в другом государстве). В этом случае оказанные услуги или отпущенные товары не являются базой для начисления НДС.

ВАЖНО! Отчетность в таком случае ведется по требованиям отечественного законодательства, однако рекомендуется в договоре дополнительно приписать указание на место продажи товаров или оказания услуг (для меньшей вероятности возникновения осложнений при проверках).

Тем не менее если предприятие хочет вести раздельный учет в случаях, где это законодательством не предусмотрено, никто не будет иметь ничего против. Цель такого учета может быть не только чисто коммерческой (предоставление к вычету НДС), но и информационной, например, детализация данных по управлению. Раздельный учет в таких ситуациях – это добровольное право любой организации.

5% порог

Это еще одно правило, которое обосновывает необязательность разделения входного НДС. Оно обосновано в абзаце 9 п. 4 ст. 170 НК РФ. Эту норму могут применять только те, кто обладает льготами по НДС, своевременно (ежеквартально) подтвержденными.

Правило 5% гласит: можно не учитывать входной НДС раздельно, если затраты на операции, подтвержденные льготами, не превышают 5% общепроизводственных расходов. В этом случае разрешено поставить к вычету весь входной НДС, не включая его в стоимость товаров, работ, услуг.

ВНИМАНИЕ! Правило 5% не касается раздельного учета доходов – вести его при соответствующих условиях обязательно.

Если же предприятие ведет только необлагаемые налогом операции и приобретает товары (работы или услуги) у другой стороны, правило 5% для этой ситуации неприменимо: НДС к вычету по этим приобретениям поставить нельзя (Определение Верховного Суда РФ от 12.10.2016 № 305-КГ16-9537 по делу № А40-65178/2015).

Долгое время было спорным применение правила 5% для плательщиков ЕНВД – Минфин РФ в письме от 08.07.2005 № 03-04-11/143 и ФНС в письме от 31 мая 2005 г. № 03-1-03/897/8@ утверждали, что на этот налоговый режим 5% порог не распространяется. Но судебный прецедент поставил точку в этом вопросе, и ФНС изменил свою позицию, отразив это в письме от 17.02.2010 № 3-1-11/117@).

5% порог в торговой деятельности

Приведенное правило говорит прежде всего о расходах на производство. Но ведь немалую долю организаций и предпринимателей составляют не производители, а налогоплательщики-коммерсанты, ведущие торговую деятельность. Будет ли действительна эта норма для торговли?

Министерство финансов РФ в письме от 29 января 2008 г. № 03-07-11/37 позволило распространить 5% порог и на торговые операции, однако не установило это определенно, а лишь указало на такую возможность.

Между тем существуют арбитражные прецеденты, устанавливающие отказ от раздельного учета по причине «правила 5%» для торговой деятельности. Причина проста: торговля, хоть оптовая, хоть розничная, не является производством, для отражения ее операций в бухучете не применяются «производственные» счета.

Точность учетной политики по учету НДС

Организация уполномочена сама выбирать систему введения раздельного учета. Естественно, принятые нормы следует зафиксировать в учетной политике (п. 2 ст. 11 НК РФ).

Но тут возможны некоторые казусы, которые стоит предусмотреть, связанные с льготами по НДС и правилом 5%. Неизвестно, как именно распределятся расходы по видам деятельности. Это будет ясно только по итогам квартала. Что, если порог в 5% окажется превышенным, а раздельный учет не велся? Придется его восстанавливать, а в ряде случаев еще и корректировать налоговые декларации, что затратно и неудобно. Поэтому нужно принять решение, оговаривать ли эту норму в учетной политике или нет, и если нет, то не использовать ее, даже если такой порог все же сложится.

Учетная политика устанавливается на годичный период. Но что, если у организации появилась необлагаемая НДС деятельность уже после ее сдачи в налоговую? Отказаться от возможности сэкономить на уклонении от раздельного учета? Нет, можно сформулировать и предоставить дополнение к учетной политике: это не будет считаться ее изменением, потому что такие операции возникли впервые, и в начале отчетного периода они не предусматривались (п. 16 ПБУ 1/98 «Учетная политика организации», утвержденный приказом Минфина России от 09.12.1998 г. № 60н).

К СВЕДЕНИЮ! В учетной политике стоит перечислить виды деятельности, которыми занимается организация: по отдельности – облагаемые и необлагаемые НДС.

Счета для раздельного учета

Сведения о процессах учета доходов/расходов с НДС нужно отображать на разных бухгалтерских счетах, а именно:

  • учитывать доходы по операциям, не подлежащим обложению НДС, по ПБУ необходимо на счетах 90.01. «Выручка» и 91.01 «Прочие доходы»;
  • входящий НДС для облагаемых НДС операций следует отражать на счете 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».

Расчет пропорции при ведении раздельного учета

Под пропорцией здесь имеется в виду определение той доли входного НДС, которая приходится на облагаемые и необлагаемые этим налогом операции. Ее необходимо рассчитывать, чтобы определить, какая доля НДС (в процентном соотношении) может быть представлена к вычету. Расходы нужно сгруппировать:

  • затраты на деятельность, облагаемую НДС;
  • расходы по необлагаемым НДС операциям;
  • прочие затраты, которые сложно однозначно отнести к первой или второй группе.

Формула для расчета пропорции НДС по облагаемым операциям:

ДВОбл. = (ВОбл._НДС + ДПрОбл._НДС / В_НДС + ДПр_НДС) х 100%, где:

  • ДВОбл. – доля выручки от операций, облагаемых налогом, за учетный период;
  • ВОбл._НДС – выручка от облагаемых налогом продаж без НДС;
  • ДПрОбл_НДС – прочие доходы по облагаемым операциям без НДС;
  • В_НДС – общая выручка от продаж без НДС;
  • ДПр_НДС – прочие доходы без НДС по всем операциям.

Все показатели учитываются без НДС для того, чтобы стоимость необлагаемых операций была сопоставима с льготными.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Учетным периодом по НДС является квартал, значит, и рассчитывать пропорцию необходимо поквартально.

Для расчета доли необлагаемых НДС операций применяется тот же принцип пропорции, только ищется соотношение выручки от необлагаемых НДС операций с общей суммой за учетный период.

Третью группу, смешанную, распределять для целей раздельного учета не обязательно. Проще всю ее отнести либо к первым, либо к вторым операциям.

А если доходов временно нет?

В практике иногда случаются определенные периоды, когда фирма не ведет хозяйственных операций, приносящих доходы, между тем затраты все же осуществляются. Такое нередко наблюдается, например, у свежезарегистрированных организаций. Случается, что среди операций по расходам встречаются как облагаемые НДС, так и льготированные. Нужно ли делить такие расходы в учете? Ведь реализации товаров и услуг по факту не было.

До 2015 года Министерство финансов РФ разрешало в таких случаях пренебречь раздельным учетом ввиду отсутствия операций со льготами по НДС. Однако в 2015 году им была озвучена иная позиция, регламентирующая раздельный учет по НДС и в таких «безотгрузочных» периодах.

Заемные операции и раздельный учет

Предоставление займов, продажа ценных бумаг и др. подобные операции являются облагаемыми НДС. Существенным нюансом расчета пропорции для таких операций является показатель сумм дохода, являющийся ключевым в формуле. Для операций того или иного вида он будет иметь разный состав, на что влияют актуальные положения федерального законодательства. ФЗ от 28 декабря 2013 года №420 предлагает для операций с ценными бумагами, не облагаемыми НДС, считать доходом следующую сумму:

  • Д – необлагаемый налогом доход;
  • Цр – цена реализации ценных бумаг (согласно положениям ст. 280 НК РФ);
  • Рпр – расходы на приобретение этих бумаг (и/или реализацию).

Если разница получится меньше 0 (то есть налицо будет убыток), то доход не учитывается.

Пропорциональный метод расчета для разделения облагаемых и необлагаемых операций в этой ситуации предполагает вычисление соотношения между стоимостью всего реализованного товара (и в России, и за рубежом) и интересующей позиции. В сумму доходов войдет также:

  • выручка субъекта;
  • стоимость его основных средств;
  • его внереализационные доходы.

В настоящее время нет единого мнения о необходимости вести раздельный учет по заемным операциям. Однако Минфин РФ все больше склоняется именно этой позиции ввиду внесения значительных изменений в Налоговый Кодекс РФ.

Проводки входного НДС по льготным видам деятельности

В бухгалтерском учете обложение входным НДС будет отражаться на счете 19 (используются разные субсчета для разных операций). Вот как будут выглядеть проводки:

  • дебет 41 «Товары», кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» ― отражение поступления товара от поставщика без учета НДС;
  • дебет 19 «НДС по приобретенным ценностям», кредит 60 ― выделение НДС, который впоследствии можно представить к вычету;
  • дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам», кредит 19 ― принятие входящего НДС к вычету;
  • дебет 41, кредит 19 ― отражение НДС для необлагаемых операций и входящая в стоимость купленного товара (услуги, работы).

В зависимости от вида деятельности фирмы нужно использовать наряду со счетом 41 «Товары» и другие счета – 10 «Материалы», 23 «Вспомогательное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» и другие.

Пример сопоставления расходов

Предприятие выпускает детскую обувь, в том числе делает медицинские ортопедические ботинки, реализация которых освобождена от налогообложения. В бухгалтерском учете отражены прямые расходы на изготовление осенних ботинок на счете 20 «Прямые расходы» – на субсчете «Ботинки» и «Ортопеды». За отчетный квартал прямые производственные расходы предприятия составили 9 000 000 руб. (из них 600 000 на ботинки и 200 000 на ортопедическую обувь), также понесены общехозяйственные расходы – 4 000 000 руб., и общепроизводственные – 3 000 000 руб.

Подсчитаем соотношение расходов, чтобы определить, подпадает ли этот случай под «правило 5%». 600 000 / (9 000 000 + 4 000 000 + 3 000 000) х 100% = 3,7%. Так как порог получился меньше заветных 5%, бухгалтерия может не вести раздельного учета по входному НДС, предъявив к вычету всю сумму налога на добавленную стоимость, выставленного поставщиками.

Но в налоговой декларации нужно будет отразить прямую себестоимость продукции с налоговыми льготами – 200 000 руб.

Проверка правильности распределения расходов

В современной практике бухгалтерские расчеты осуществляются с помощью специального программного обеспечения. Расчет пропорции для раздельного учета также автоматизирован. Чтобы проверить итоговые данные, удобно составить специальные таблицы, из которых будет виден весь расчет: отдельно для облагаемых НДС операций и для необлагаемых. В таблице будут сведены основные показатели, использованные для расчета пропорции:

  • расходы на приобретение/реализацию – операции, не подлежащие налогообложению (лучше перечислить все их виды);
  • соответствующие расходы по облагаемым налогом операциям;
  • итоговая строка прямых расходов;
  • смешанная группа расходов (также перечислить);
  • суммирование.

Чтобы вести раздельный учет НДС правильно и тогда, когда это действительно необходимо, нужно постоянно следить за обновлением актуальной информации. Правила ведения раздельного учета по НДС напрямую связаны с обновлениями в Налоговом Кодексе РФ, что происходит постоянно, и в последнее время – особенно интенсивно.

Раздельный учет НДС при осуществлении облагаемых и необлагаемых операций

Правила раздельного учета изложены в пункте 4 статьи 170 НК РФ.

Этот метод применяется, когда налогоплательщику точно известно, в какой деятельности – облагаемой или не облагаемой НДС – он будет использовать приобретенные товары, работы, услуги, имущественные права (далее – товары). Если они будут использоваться в производстве необлагаемых операций, то «входной» НДС учитывается в их первоначальной стоимости (абзац 2 пункта 4 статьи 170 НК РФ).

Если же товары одновременно используются и в облагаемых, и в не облагаемых НДС операциях, то нужно обратиться к абзацу 4 пункта 4 статьи 170 НК РФ.
В этом случае суммы НДС принимаются к вычету либо учитываются в стоимости товаров в той пропорции, в которой они используются для конкретного вида деятельности. Конкретный порядок этого устанавливает налогоплательщик в своей учетной политике для целей налогообложения.
По общему правилу суммы НДС, подлежащие вычету из бюджета, определяются на основании доли выручки от реализации товаров, подлежащих налогообложению, в общей стоимости товаров, отгруженных за налоговый период (абзац 5 пункта 4 статьи 170 НК РФ). При этом выручка берется без учета сумм НДС (см. письмо Минфина России от 20 января 2004 г. № 04-03-14/02). Данный показатель рассчитывают так:

Выручка
от облагаемых продаж
: Общая сумма
выручки
(без НДС)
= Доля
облагаемой
выручки

Когда раздельный учет не нужен

Как мы уже сказали, конкретный порядок ведения раздельного учета налогоплательщик разрабатывает самостоятельно с учетом специфики своей деятельности и закрепляет его в учетной политике (пункт 4 статьи 149 НК РФ). Общие правила раздельного учета мы разобрали выше.

В приказе (положении) об организации бюджетного и налогового учета утверждается рабочий план счетов организации, и в этом плане желательно предусмотреть субсчета, необходимые для раздельного учета НДС. В противном случае раздельный учет НДС придется организовывать за балансом и (или) в специальных регистрах налогового учета.
Ввод субсчетов для обеспечения раздельного учета НДС в рабочий план счетов бюджетного учреждения можно осуществить двумя способами:
– присвоив соответствующие отличительные признаки не используемым в настоящее время разрядам 26-значного счета бюджетного учета (например, разрядам с 14-го по 17-й);
– вводя дополнительный (например, 27-й) разряд в предусмотренный стандартным планом счетов счет бюджетного учета.
Раздел «Способы ведения раздельного учета по НДС» в организационно-распорядительном документе по организации бюджетного и налогового учета может выглядеть, например, таким образом.

Учреждение ведет раздельный учет налоговой базы по облагаемым и не облагаемым НДС оборотам, а также раздельный учет налоговой базы в разрезе применяемых ею ставок налога 0, 10 и 18% на следующих счетах бюджетного учета:
– 2 401 01 130.1 – «Доходы от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг» (НДС – 18%);
– 2 401 01 130.2 – «Доходы от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг» (не облагаемые НДС операции);
– 2 401 01 130.3 – «Доходы от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг» (НДС – 10%) и т.п.
Учреждение ведет раздельный учет расходов, относящихся к облагаемой и не облагаемой НДС продукции (работам, услугам), на следующих счетах бюджетного учета:
– 2 106 04 340.1 – «Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)» (облагаемых НДС);
– 2 106 04 340.2 – «Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)» (не облагаемых НДС);
– 2 106 04 340.3 – «Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)» (облагаемых и не облагаемых НДС).
С целью обоснованного предъявления сумм «входного» НДС к вычету:
– по приобретенным товарам (работам, услугам);
– основным средствам;
– нематериальным активам;
– имущественным правам,
которые используются для осуществления как облагаемых, так и не облагаемых налогом операций (указанных в пункте 2 статьи 146, статьях 147–149 НК РФ, переведенных на уплату ЕНВД, осуществляемых некоммерческими организациями в рамках целевого финансирования, облагаемых НДС по ставке 0%), учреждение ежеквартально составляет регистр-расчет (справку) по форме, приведенной в приложении.
Учреждение (производит или не производит) распределение «входного» НДС между деятельностью, облагаемой и не облагаемой НДС, в тех налоговых периодах, в которых доля совокупных расходов на производство товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5% общей величины совокупных расходов на производство.
Учреждение ведет раздельный учет НДС, предъявляемого к вычету, на следующих субсчетах бюджетного учета:
– 2 210 01 560.1, 2 210 01 660.1 – «Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам» (относящимся к облагаемым НДС операциям);
– 2 210 01 560.2, 2 210 01 660.2 – «Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам» (относящимся к не облагаемым НДС операциям);
– 2 210 01 560.3, 2 210 01 660.3 – «Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам» (относящимся к облагаемым и не облагаемым НДС операциям);
– 2 210 01 560.4, 2 210 01 660.4 – «Расчеты по НДС с полученных авансов».
В организационно-распорядительном документе можно привести также перечень прямых расходов по облагаемой и не облагаемой НДС деятельности, а также перечень тех расходов, которые нельзя отнести прямо ни к одному из видов деятельности. Чем точнее будет произведено это распределение, тем меньше потерь вычитаемого налога будет у налогоплательщика.
В учетной политике для целей исчисления НДС желательно привести перечень приобретаемых товаров (работ, услуг, имущественных прав), относящихся одновременно к облагаемой и не облагаемой НДС деятельности. Обычно они формируют общехозяйственные или коммерческие расходы.
В учетной политике указывают также, как рассчитывается стоимость отгруженных товаров. Удобнее воспользоваться данными бухгалтерского учета. В расчете должны участвовать сопоставимые показатели, поэтому стоимость отгрузки, облагаемой НДС, указывается без учета налога (письмо Минфина России от 29 октября 2004 г. № 03-04-11/185).

Регистр налогового учета

Ежеквартальное распределение НДС следует фиксировать в регистре-расчете или справке, форма которой утверждается в качестве приложения к учетной политике. Она должна содержать все обязательные реквизиты, предусмотренные пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», а также соответствовать всем требованиям к налоговым регистрам, перечисленным в статье 313 НК РФ. Ведь на основании этой справки часть «входного» НДС включается в расходы при исчислении налога на прибыль.

Основы налогового учета

Согласно пп.3 п.1 ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Данная норма означает, что налогоплательщик обязан обеспечить учет доходов и расходов и объектов налогообложения для целей исчисления налоговой базы по соответствующим налогам.

Если данные бухгалтерского учета дают полную информацию о налогооблагаемых доходах, расходах и объектах, то в составлении дополнительных налоговых регистров нет необходимости. При этом следует четко представлять, что полная информация для исчисления налоговой базы на счетах бухгалтерского учета может быть получена только при должной организации аналитического учета. Перечень аналитических счетов, которые организация применяет в бухгалтерском учете, приводится в Рабочем плане счетов, который является составляющей частью бухгалтерской учетной политики (см. гл.1/§6).

В случае, когда доходы и расходы для целей налогообложения признаются иначе, чем в бухгалтерском учете, организация обязана составлять специальные налоговые регистры и расчеты.

Порядок ведения налогового учета устанавливается в налоговой учетной политике организации (см. гл.10).

Налоговый учет по налогу на прибыль

Налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета (ст.313 НК РФ).

Цель налогового учета – сформировать налоговую базу по налогу на прибыль за отчетный (налоговый) период. Порядок формирования налоговой базы установлен в ст.315 НК РФ.

Подтверждением данных налогового учета являются:

1) первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);

2) аналитические регистры налогового учета;

3) расчет налоговой базы.

В качестве регистров налогового учета могут использоваться те регистры бухгалтерского учета, которые содержат информацию, достаточную для исчисления налоговой базы по налогу на прибыль.

В связи с различиями в бухгалтерском и налоговом учете бухгалтерские регистры должны быть дополнены специальными налоговыми регистрами.

В любом случае и специальные налоговые регистры, и бухгалтерские регистры, которые применяются для исчисления налоговой базы по налогу на прибыль, должны отвечать общим требованиям, установленным ст.313 и 314 НК РФ для аналитических налоговых регистров.

В частности, в ст.313 НК РФ установлен следующий перечень обязательных реквизитов для аналитических регистров налогового учета:

- период (дата) составления;

- измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;

- наименование хозяйственных операций;

- подпись (расшифровка подписи) лица, ответственного за составление регистров.

Статьей 313 НК РФ установлены также общие правила для ведения налогового учета:

1) система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому;

2) порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения;

3) изменение (или дополнение) порядка учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения осуществляется налогоплательщиком:

а) в случае изменения законодательства о налогах и сборах (в порядке, установленном соответствующими законами);

б) при изменении применяемых методов учета (только с начала нового налогового периода);

в) когда налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности (с даты начала осуществления новой деятельности).

В соответствии с требованиями ст.313 НК РФ в налоговых регистрах должны быть отражены следующие данные:

1) порядок формирования суммы доходов и расходов;

2) порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде;

3) сумма остатка расходов (убытков), подлежащая отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;

4) порядок формирования сумм создаваемых резервов;

5) сумма задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.

Применяемые аналитические регистры налогового учета (специальные налоговые регистры и регистры бухгалтерского учета) должны быть приведены в приложениях к налоговой учетной политике. В налоговой учетной политике также устанавливают порядок отражения в регистрах данных налогового учета и первичных документов. Такие требования содержатся в ст.314 НК РФ.

Налоговый учет по НДС

Налоговый учет по НДС состоит из следующих элементов:

1) ведение журналов регистрации выставленных и полученных счетов-фактур;

2) составление книги продаж и книги покупок;

3) организация аналитического учета на балансовых счетах по учету налоговой базы (в разрезе налоговых ставок);

4) организация аналитического учета на балансовых счетах «входного» НДС;

5) обособленный учет принятого к вычету НДС с авансов уплаченных;

6) организация раздельного учета «входного» НДС при осуществлении облагаемых и необлагаемых операций и (или) видов деятельности;

7) учет исчисленного НДС, в том числе обособленно – НДС с авансов полученных.

В налоговой учетной политике отражают необходимую информацию о порядке ведения в организации журналов регистрации, книг покупок и продаж, а также о порядке выставления счетов-фактур.

Информация об аналитическом учете на балансовых счетах содержится в рабочем плане счетов, утвержденном в составе бухгалтерской учетной политики.

Порядок раздельного учета НДС является элементом бухгалтерского учета. В связи с этим указанный порядок может быть описан в бухгалтерской учетной политике. В таком случае в учетной политике для целей налогообложения делают ссылку на бухгалтерскую учетную политику. Как правило, порядок учета НДС (в том числе раздельного учета) организации отражают в налоговой учетной политике.

Налоговый учет по налогу на имущество

Для исчисления налоговой базы по налогу на прибыль налогоплательщику нужна следующая информация:

1) состав основных средств (для выделения необлагаемых основных средств);

2) сведения о первоначальной стоимости и суммах начисленной амортизации по облагаемым основным средствам;

3) сведения по объектам недвижимости, находящимся вне места регистрации организации и ее обособленных подразделений;

4) при совмещении общего режима и ЕНВД: сведения по объектам основных средств, которые:

а) используются только в деятельности, переведенной на ЕНВД;

б) используются для управленческих нужд;

в) используются и в деятельности на общем режиме, и в деятельности на ЕНВД.

Указанная информация отражается в аналитическом учете. Аналитический учет ведут на аналитических счетах бухгалтерского учета и (или) в специальных бухгалтерских регистрах. Сведения об аналитическом учете содержатся в бухгалтерской учетной политике:

а) в рабочем плане счетов;

б) в формах бухгалтерских регистров, которые приводятся в приложениях к учетной политике.

Одним из условий получения государственной субсидии, участия в гособоронзаказе (ГОЗ) или госзаказе (ГОС) является обязанность вести специальный раздельный учет. Это требование законодательства. Казалось бы, подумаешь, раздельный учет. Этим сейчас никого не удивить. Но!

Беда в том, что:
во-первых, раздельный учет ГОЗ и ГОС существенно отличается от бухгалтерского и налогового учетов (другой состав затрат, порядок распределения накладных расходов, фин. результат и т.д.);
во-вторых, раздельный учет гособоронзаказа отличается от учета субсидий и госзаказа;
в-третьих, есть отличия в раздельном учете средств, полученных на основании государственных и муниципальных контрактов при банковском и казначейском сопровождении.

И только правильно выполненный раздельный учет поможет в случае необходимости подтвердить целевое использование бюджетных средств, размер фактической прибыли и, в конечном итоге, защитить руководителей, учредителей и главных бухгалтеров от уголовной ответственности.

Нарушение Санкции
Гособоронзаказ (ГОЗ)
Действие (бездействие), которые приводят или могут привести к необоснованному завышению цены на продукцию по ГОЗ. Штраф на от 300 тысяч до 1 миллиона рублей (ст. 14.55.2 КоАП РФ).
Включение в себестоимость производства (реализации) продукции по ГОЗ затрат, не связанных с ее производством (реализацией). Штраф в двукратном размере затрат, необоснованно включенных в себестоимость производства (реализации) продукции по ГОЗ (ст. 14.55.2 КоАП РФ).
Грубое нарушение требования о ведении раздельного учета (искажение сумм расходов не менее чем на 10 %) Штраф от 500 тысяч до 1 миллиона рублей (ст. 15.37.2 КоАП РФ).

Сходства и отличия раздельного учета при банковском и при казначейском сопровождении ГОЗ в 2020 году.
: +7 911 006 72 37 : info@apbhelp.ru

НТЦ АПБ. Сопровождение ГОС и ГОЗ: ответы на сложные вопросы, договорные документы, формы, отчеты и калькуляции, действия при проверке, рекомендации по раздельному учету в «1С:Бухгалтерия» и т.д.

Каким образом организовать раздельный учет - каждое предприятие решает самостоятельно. Конкретная методика является элементом учетной политики (ее разделом или приложением), но может быть оформлена и в виде самостоятельного положения по раздельному учету.

Итак, с чего начать постановку раздельного учета.

Во-первых, определиться с раздельный учетом ресурсов: производственных и коммерческих затрат, обязательств (дебиторская и кредиторская задолженности), денежных средств, имущественных прав, материальных запасов, основных средств, нематериальных активов и т.п.
Выбрать метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции, например:

    - по объектам учета затрат и калькулирования (позаказный, попередельный, попроцессный);
    - по полноте учитываемых затрат (калькулирование полной, неполной или сокращенной себестоимости);
    - по способам сбора информации и контроля за затратами (нормативный метод, метод суммирования фактических затрат, коэффициентный и т.д.).

Решить, как оценивать готовую продукцию, незавершенное производство. Как распределять накладные расходы. Как включать в себестоимость затраты на подготовку и освоение новых видов продукции, затраты на специальную технологическую оснастку, специальные затраты и т.д. Выбрать объект калькулирования (отдельный контракт, заказ, изделие, партия, этап выполнения работ, вид выполняемых работ (услуг). В 2021 году особое внимание стоит уделить ФСБУ 5/2019, ФСБУ 6/2020.

Исполнители ГОЗ применяют правила раздельного учета:
- при банковском сопровождении Постановление от 19 января 1998 г. N 47;
- при казначейском сопровождении:
2021 год - Приказ Минфина РФ от 30 декабря 2020г. №334н.
2020 год - Приказ Минфина РФ от 25 декабря 2019г. №255н.
2019 год - Приказ Минфина РФ от 10 января 2019г. №4н.

Во-вторых, обратить внимание на первичные учетные документы. Они должны быть в наличии и содержать все обязательные реквизиты, установленные Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".

Исполнители ГОЗ включают в первичный учетный документ дополнительно к обязательным реквизитам, реквизиты, позволяющие идентифицировать принадлежность отраженных в нем количественных и качественных показателей к соответствующему государственному контракту, соглашению, договору.

В-третьих, определить номенклатуру статьей затрат, приемлемую для вашего предприятия, и методы распределения накладных и коммерческих расходов.

Номенклатура затрат на создание продукции ГОЗ приведена в Приказе Минпромторга от 08.02.2019 г. N 334 (применяется к договорам, заключенным после 29 апреля 2019 г.), или Приказе Минпромэнерго РФ от 23.08.20016 г. № 200 (по ранее заключенным договорам).

Затраты на продукцию, поставляемую государственному заказчику должны быть оправданы. При проверке возникнет множество вопросов. Почему провели закупку у единственного поставщика? Вы уверены, что цена не завышена? О том, как обосновать затраты, можно прочитать здесь.

В-четвертых, спланировать направления расходования средств (составить плановую калькуляцию затрат, оценить величину прибыли).

Исполнители ГОЗ руководствуются Постановлением от 02.12.2017г. N1465. В котором:
1. Цели и принципы государственного регулирования цен;
2. Методы определения цен на продукцию;
3. Порядок и условия применения видов цен;
4. Список обосновывающих затраты документов;
5. Порядок определения рентабельности (прибыли).

В-пятых, определиться с инструментом (программным обеспечением) и алгоритмом учета ресурсов. На текущий момент, в самых распространенных программах фирмы 1С – «1С:Бухгалтерия 8 ПРОФ» и «1С:Бухгалтерия 8 КОРП» - не предусмотрена сквозная аналитика по счетам учета материально-производственных запасов, внеоборотных активов, счетам учета товаров, продукции, денежных средств, счетам взаиморасчетов с контрагентами и другим счетам бухгалтерского учета.
Можно провести кодировку счетов аналитического учета, например: субсчет первого порядка включает номер заказа (либо идентификатор государственного контракта), субсчет второго порядка — детализацию по виду затрат и т. д. Можно задействовать такие справочники, как:
- Номенклатурные группы
- Склады
- Расходы будущих периодов
- Основные средства
Для учета взаиморасчетов с контрагентами использовать реквизит субконто «Договоры контрагентов». Самое сложное – собрать данные в отчет об исполнении государственного контракта.

Организации, выполняющие ГОЗ, в которых созданы военные представительства Минобороны РФ (военная приемка), предоставляют отчет об исполнении государственного контракта в виде электронного документа ежемесячно не позднее 25 числа календарного месяца, следующего за отчетным (правила в Приказе МО РФ от 8 октября 2018 года № 554, формат в Приказе МО РФ от 19.11.2018 г. № 670, сроки в Приказе МО РФ от 21.11.2019 г. № 686). Иные организации представляют отчет по запросу Минобороны на бумажном носителе. Запрос считается полученным по истечении 10 дней с даты его направления в адрес, указанный в ЕГРЮЛ.

Возможность автоматического формирования и выгрузки отчета реализована:
- 1С:ERP Управление предприятием 2
- 1С:Комплексная автоматизация 8, редакция 2
Ручное заполнение отчетной формы с выгрузкой в формате МО РФ:
- 1С:Комплексная автоматизация 8, редакция 1.1
- 1С:Управление производственным предприятием 8, редакция 1.3
- 1С:Бухгалтерия предприятия 3.0
- 1С:Бухгалтерия предприятия КОРП 2.0 и 3.0
- 1С:Бухгалтерия государственного учреждения 1.0 и 2.0
- 1С:Налогоплательщик 8

Требуется квалифицированный сертификат подписи (ГОСТ Р 34.10-2012) и связанный с ним контейнер закрытого ключа. Файл ЭЦП - message.sign.

В-шестых, закрепить порядок раздельного учета в учетной политике. Хорошо составленная учетная политика поможет подтвердить не только сам факт раздельного учета, но и корректность целевого использования бюджетных средств.

И главное, раздельный учет должен быть не только «на бумаге», но и реальный: на складе, в производстве и т.д. Раздельный учет должен позволять, в случае необходимости, определить кто именно изготовил комплектующие (какая партия), где хранились комплектующие до их передачи в производство. То есть надо обеспечить специальную маркировку сырья, материалов, ПКИ. Алгоритм ГОЗ здесь

Как это ни странно, опытные главные бухгалтера, имеющие свой собственный взгляд на бух. учет, в ходе проверки ГОЗ бывают сильно удивлены. Казалось, сделали раздельный учет «как надо», а в результате получили постановление о возбуждении дела об административном правонарушении с резолюцией: «Анализ предоставленных документов показал, что ООО не ведет раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с Постановлением №47 от 19.01.1998». Происходит это потому, что в гособоронзаказе раздельный учет – это своего рода ритуал. Раздельный учет не просто должен быть, это должен быть учет, при котором соблюдены определенные процедуры, «танцы с бубном», касающиеся:
- ведения раздельного учета ГОЗ в бухгалтерской программе;
- формулировок в учетной политике;
- состава и требований к оформлению первичных документов и документооборота;
- составления плановой и отчетной калькуляции затрат, расходной декларации;
- обоснования (нормирования) затрат;
- распределения накладных и коммерческих расходов (с учетом изменений 2021);
- нормативов прибыли (рентабельности);
- отчета об исполнении государственного контракта;
- подготовки и защиты основных экономических нормативов ГОЗ и т.д.

Хорошо создавать раздельный учет ГОЗ предварительно проконсультировавшись со специалистом. Объем работы большой. Лучше сразу понимать, куда именно и как прикладывать усилия, чтобы не переделывать в дальнейшем.

НТЦ АПБ. Сопровождение ГОЗ.

Мы работаем с 8:00 до 19:00 по Московскому времени.
Запросить договор можно по эл.почте info@apbhelp.ru
Задать вопрос по тел. +7 911 006 72 37, или Контакты

Полный список законодательных актов ответственности исполнителей ГОЗ здесь.

К участникам закупок ГОЗ, осуществляемых путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляется требование о предоставлении справки об отсутствии у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, главного бухгалтера судимости по статьям 201.1, 238, 285, 285.4 и 286 УК РФ, выданной не ранее чем за 90 дней до окончания срока подачи заявки на участие в закупке (Постановление от 18.07.2019 N 932).

Типичные ошибки и неточности в учетной политике и раздельном учете ГОС и ГОЗ 2020.
: +7 911 006 72 37 : info@apbhelp.ru

НТЦ АПБ. Сопровождение ГОС и ГОЗ: ответы на сложные вопросы, договорные документы, формы, отчеты и калькуляции, действия при проверке, рекомендации по раздельному учету в «1С:Бухгалтерия» и т.д.

Сопровождение ГОЗ: ответы на сложные вопросы, договорные документы, формы, отчеты и калькуляции, действия при проверке, рекомендации по раздельному учету в «1С:Бухгалтерия» и т.д.

НТЦ АПБ info@apbhelp.ru,+7 911 006 72 37.

Гос.контракт часто бывает с казначейским сопровождением. Как открыть лицевой счет в казначействе, как проводить оплату и забирать остатки денежных средств здесь.

Как обосновать затраты на материалы, комплектующие изделия, услуги здесь.
Как обосновать трудоемкость здесь
Список нормативных документов ГОЗ. Ответ на вопросы :"Что делать в случае поставки продукции в рамках ГОЗ из имеющихся запасов? Как работать со специальным счетом?" здесь
Табель учета рабочего времени в разбивке по проектам и категориям сотрудников здесь

Все как-то забывают, что существует много льгот предприятиям из числа малого и среднего бизнеса (СМП), в том числе в ГОЗ. А это подавляющее большинство компаний. Кто относится к данной категории бизнеса, где можно получить информацию о финансовой поддержке (более 1500 видов субсидий), здесь.
Ответы на вопросы, касающиеся закупок:
- кто и в каком объеме должен закупать у СМП;
- льготы в обеспечении заявки;
- льготы в обеспечении исполнения контракта;
- льготы при демпинге;
- льготы при оплате;
- предельный размер штрафов и т.д. здесь.

Как малому бизнесу встроиться в технологическую цепочку предприятий ОПК в процессе конверсии и импортозамещенияможно узнать здесь .

Термины и определения ГОЗ. Общие положения здесь.

Термины и определения ГОЗ. Ценообразование здесь.

Термины и определения ГОЗ. Раздельный учет здесь.

А если расти не только за счет гособоронзаказа? Что делать, чтобы получить доход больше, активно развиваться и расширяться, не впутываясь в необоснованные долги и кредиты, можно узнать здесь .     Прочтите, отвлекитесь. Обещаем, будет полезно.

Если налогоплательщик занимается одновременно облагаемыми и не облагаемыми НДС операциями, у него может возникнуть необходимость вести раздельный учет. И, несмотря на то, что Налоговый кодекс вроде бы подробно прописывает порядок его ведения, вопросы все равно остаются.

Например, следующие неясности позволяют проанализировать на цифрах и выбрать наиболее выгодный для компании вариант расчета:

  • данные какого именно учета использовать для расчета 5-процентного лимита для определения самой необходимости вести раздельный учет и пропорции облагаемых и необлагаемых операций – бухгалтерского или налогового;
  • какой показатель использовать при расчете пропорции – выручку или себестоимость;
  • учитывать ли при расчете пропорции входной и исходящий НДС в составе соответственно себестоимости или выручки.

Выбрав оптимальный для себя вариант ответа на каждый из трех вопросов, компания может либо вообще снять с себя обязанность делить входной НДС, либо как минимум выгодно увеличить долю возмещаемого налога.

Налоговый кодекс умалчивает, какой вид учета использовать для целей правила 5 процентов

Напомним, что компания вправе не вести раздельный учет, если доля совокупных расходов на производство товаров, работ или услуг, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5 процентов от общей величины совокупных расходов на производство (абз. 9 п. 4 ст. 170 НК РФ). При этом с 1 октября вступает в действие новая редакция этой нормы, которая снимает много споров. В ней закреплено, что правило о 5 процентах могут применять не только производственные предприятия, но и все остальные.

Однако в статье 170 НК РФ нет ответа на вопрос, что такое «совокупные расходы». Как нет и разъяснений о том, данные какого учета необходимо использовать для расчета – бухгалтерского или налогового. Получается, что компания вправе самостоятельно определить в учетной политике, какие данные брать для расчета лимита и как распределять косвенные расходы по видам деятельности, получая «совокупные расходы». И стоит ли вообще их распределять для целей расчета 5-процентного лимита.

Профильные ведомства придерживаются мнения, что в расчет берутся все расходы, как прямые, так и косвенные (письма ФНС России от 13.11.08 № ШС-6-3/827@ и Минфина России от 29.12.08 № 03-07-11/387). Но есть и иная точка зрения. Например, в постановлении от 23.07.08 № А06-333/08 Федеральный арбитражный суд Поволжского округа признал правомерным учет только прямых расходов при определении доли производственных расходов на операции, не облагаемые НДС, как это было прописано в учетной политике организации, без учета косвенных.

Таким образом, многое зависит от порядка распределения общих расходов между облагаемыми и не облагаемыми НДС операциями. И не только от самой методики такого распределения – крайне важен и выбор вида учета, из которого берутся данные. Дело в том, что многие расходы не принимаются в налоговом учете, в отличие от бухгалтерского. В частности, затраты в виде сумм материальной помощи работникам, добровольных членских взносов, сверхлимитных процентов по займам и представительских расходов, убытков по объектам обслуживающих производств и хозяйств. И вообще любые расходы, не соответствующие критериям пункта 1 статьи 252 НК РФ.

В основном все это касается косвенных расходов. Но и прямые расходы в налоговом и бухгалтерском учете могут различаться. Хотя бы из-за несовпадающих методов начисления амортизации по основному производственному оборудованию и различий в формировании его первоначальной стоимости.

Выбрать наиболее выгодный вариант достаточно просто. Прежде всего, нужно произвести расчет по правилу 5 процентов, исходя только из прямых расходов. В двух вариантах – по бухгалтерским и по налоговым данным. Если хотя бы в одном случае доля прямых расходов на необлагаемые операции ниже 5 процентов от общей суммы прямых расходов, задача решена и компания освобождается от обязанности вести раздельный учет. Достаточно будет прописать в учетной политике использование данных того учета, который дал выгодный результат, и указать, что косвенные расходы распределяются пропорционально прямым. В этом случае такое распределение не изменит результата расчета.

Однако если тест на правило 5 процентов по прямым расходам дал отрицательный результат и по бухгалтерским, и по налоговым данным, компании необходимо разработать и прописать в учетной политике иную методику распределения косвенных затрат. Например, в зависимости от доли выручки от реализации не облагаемых налогом товаров в общем объеме реализации товаров без учета НДС.

При расчете самой пропорции у компании также есть несколько вариантов

Если, несмотря на все усилия, раздельный учет по НДС все-таки приходится вести, неопределенность норм Налогового кодекса и здесь позволяет выбрать вариант, позволяющий увеличить сумму НДС, принимаемую к вычету.

Напомним, что необходимая для ведения раздельного учета пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров, работ, услуг, не облагаемых налогом в общей стоимости товаров, работ или услуг, отгруженных за налоговый период (п. 4 ст. 170 НК РФ). Поэтому размер налогового вычета по НДС с общих расходов прямо зависит от того, насколько сильно пропорция будет смещена в пользу облагаемых операций.

Что такое «стоимость отгруженных товаров». НК РФ не поясняет, что понимается под стоимостью отгруженных товаров. Принято считать, что в статье 170 НК РФ подразумевается выручка от реализации. Поэтому расчет пропорции может производиться прямо по книге продаж за нужный период. Но под этой стоимостью не менее справедливо понимать и фактические затраты на производство или приобретение отгруженного товара.

Официальная позиция заключается в том, что под понятием стоимости отгруженных товаров понимается выручка (письма Минфина России от 03.08.10 № 03-07-11/339, от 17.03.10 № 03-07-11/64 и определение ВАС РФ от 30.06.08 № 6529/08). Поэтому в расчет не берутся доходы в виде процентов по банковским депозитам, процентов по остаткам на банковских счетах, дивидендов по акциям и дисконтов по векселям, дивиденды от участия в уставных капиталах дочерних и зависимых обществ. Отметим, что, как правило, размер выручки и в бухгалтерском, и в налоговом учете совпадает.

Однако если компания закрепит в учетной политике порядок расчета пропорции, исходя из себестоимости отгруженных товаров, работ, услуг, вопрос о виде учета, из которого необходимо брать данные, станет актуальным. Как уже упоминалось, часто величина бухгалтерских расходов больше, чем налоговых. За счет этого могут возникать различия при расчете пропорции по бухгалтерским и налоговым данным.

Считать пропорцию с учетом НДС рискованно. Независимо от того, рассчитывается ли пропорция исходя из выручки от реализации или себестоимости отгрузки, возникает вопрос, как поступать с НДС, учтенным в составе расходов и предъявленным в составе доходов. Есть мнение, согласно которому НДС может участвовать в расчете пропорции, так как это не противоречит статье 170 НК РФ (постановления федеральных арбитражных судов Московского от 28.06.07 № КА-А40/5984-07, Западно-Сибирского от 07.05.07 № Ф04-2637/2007(33744-А45-42), Поволжского от 09.02.06 № А55-6224/05-22 округов).

Однако позже Президиум ВАС РФ в постановлении от 18.11.08 № 7185/08 разъяснил, что если выручка по облагаемой деятельности берется с НДС, а по необлагаемой – без НДС, то доля принимаемого к вычету входного НДС завышается. Минфин в настоящий момент считает аналогично – стоимость отгрузки для расчета пропорции берется без учета НДС (письмо от 26.06.09 № 03-07-14/61).

Выбор варианта расчета зависит от многих факторов

Рассчитаем налоговую выгоду в различных вариантах на примере конкретных цифр (см. таблицу). Предположим, что по результатам деятельности за III квартал 2011 года компания получила следующие показатели.

По облагаемой НДС деятельности:

  • расходы по налоговому учету составили 5 млн рублей;
  • по бухгалтерскому – 5,4 млн рублей;
  • выручка от реализации – 6,5 млн рублей;
  • начисленный НДС – 1,17 млн рублей;
  • рентабельность – 30 процентов.

По не облагаемой НДС деятельности:

  • расходы по налоговому учету составили 3 млн рублей;
  • по бухгалтерскому – 3,2 млн рублей;
  • выручка – 3,3 млн рублей;
  • рентабельность – 10 процентов.

Общая сумма НДС, подлежащего распределению, – 0,5 млн рублей.

Как видно из таблицы, если подчиниться официальной позиции о невозможности учитывать НДС при расчете пропорции, то компании выгоднее всего для расчета пропорции использовать сведения о себестоимости отгруженной продукции из бухгалтерского учета. В этом случае вычет по общим расходам получается максимальным. Однако если компания готова доказывать возможность участия НДС в расчетах, то выгоднее всего считать пропорцию по выручке.

Конечно, эти выводы справедливы только для приведенных исходных данных. Но общий принцип определения выгодного варианта расчета таков. Компании наиболее выгодно, чтобы доля НДС, приходящаяся на облагаемые операции, была как можно больше. Поэтому выгодно опираться на те показатели, которые влияют на пропорцию в нужную сторону. Например, если рентабельность облагаемых операций выше, чем необлагаемых, скорее всего компании будет выгодно опираться при расчете пропорции на выручку, а не на расходы. И наоборот.

Точно так же, если бухгалтерские расходы по облагаемой деятельности имеют больший вес, нежели налоговые, то выгодно использовать первые. Меньший – вторые.

Читайте также: