Правила определения налоговой базы для трансграничной реализации

Опубликовано: 16.05.2024

Елизавета Кобрина

Базу по налогу на добавленную стоимость надо определять для всех операций. При обычной продаже товаров она равна выручке с акцизами и без НДС. Кроме того, надо правильно определить момент начисления НДС к уплате. Порядок работы с базой по налогу зависит от сделки.

Что такое налоговая база по НДС

Как определить налоговую базу по НДС

Налоговая база по НДС — это сумма, на которую начисляется налог на добавленную стоимость.

Налоговый кодекс устанавливает несколько ставок по НДС: 0, 10 и 20 %. Если в вашей компании есть операции по разным ставкам, для каждой из них нужно рассчитать свою базу.

Рассмотрим самые распространенные ситуации и порядок определения налоговой базы для них.

Реализация товаров, выполнение работ, оказание услуг

При реализации товаров, работ или услуг база по НДС — это выручка, то есть стоимость по договору с учетом акцизов (если они есть) и без НДС (п. 1 ст. 154 НК РФ). Эти же правила действуют для безвозмездных и бартерных операций.

Принято считать, что в договоре установлены цены, которые соответствуют рыночным. Иногда налоговая проверяет сделки и доначисляет налоги, если находит нарушения в ценах.

Пример. В январе 2020 года ООО «Лобстер» отгрузило покупателю партию готовой продукции, облагаемой НДС по ставке 20 %. Себестоимость партии 50 000 рублей. Цена по договору и налоговая база по НДС — 100 000 рублей (НДС не включен). Сумма НДС — 20 000 рублей.

В бухучете нужно отразить реализацию так:

Выручка от реализации

Начислен НДС с выручки

Списана себестоимость реализованной готовой продукции

Момент определения налоговой базы, он же дата начисления НДС — дата отгрузки, выполнения работы, оказания услуги и/или день оплаты. Зависит от того, что произошло раньше. Если вы получали предоплату, то базу надо определять дважды.

Как определить дату отгрузки

  • в стандартном случае — дата первой товарной или товарно-транспортной накладной, составленной на имя покупателя или перевозчика;
  • отгрузка частями — дата накладной, составленной при отгрузке последней части;
  • товар не отгружается — дата перехода права собственности;
  • продажа недвижимости — день передачи покупателю по акту и пр.

Как определить дату оказания услуги

  • в стандартном случае — дата, в которую вы подписали акт об оказанных услугах;
  • длящиеся услуги — последний день месяца или квартала, в котором оказывали услуги.

Как определить дату выполнения работы

  • в стандартном случае — дата, в которую заказчик подписал акт о приемке работ.

Получение аванса

Включите в базу всю сумму предоплаты с учетом НДС (п. 1 ст. 154 НК РФ). Определять базу с аванса не нужно, если товар (работа, услуга):

  • не облагаются НДС;
  • ставка НДС 0%;
  • производственный цикл больше 6 месяцев (п. 1 ст. 154 НК РФ).

Если вы не знаете, какое количество товаров, отгруженных в счет аванса, будет облагаться НДС, начислите налог со всей полученной суммы.

Момент определения — день предоплаты и день отгрузки. НДС, который начислен с аванса, можно принять к вычету (ст. 171, 172 НК РФ).

Продажа имущества, учтенного с «входным» НДС

Если вы купили оборудование, чтобы использовать в своей работе, но потом решили продать, то вы не принимали НДС к вычету и учли имущество по стоимости с «входным» НДС.

В этом и аналогичных случаях базу определяйте по формуле (п. 3 ст. 154 НК РФ):

НБ = Цена реализации с НДС и акцизами — Стоимость покупки имущества или остаточная стоимость по балансу (с НДС)

Момент определения — день получения предоплаты и день отгрузки.

Передача товаров (работ, услуг) для собственных нужд

Налоговую базу надо определять, только если расходы на товары (работы, услуги) нельзя учесть при расчете налога на прибыль (п. 1 ст. 159 НК РФ). Например, по товарам для корпоратива.

База зависит от того, продавали ли вы в предыдущем квартале идентичные или однородные товары (работы, услуги):

  • если да — налоговая база равна цене продажи в прошлом квартале с учетом акцизов и без НДС;
  • если нет — налоговая база равна рыночной цене с акцизами и без НДС.

Момент определения базы — день передачи для собственных нужд.

Строительно-монтажные работы для собственного потребления

Включайте в базу все расходы, возникшие при выполнении строительно-монтажных работ (п. 2 ст. 159 НК РФ). Если работы частично выполняли подрядчики, уплаченные им суммы исключите из базы.

Момент определения — последнее число каждого квартала, пока идут работы.

Реализация по сниженным ценам за счет госрегулирования

Включайте в базу сниженную или льготную цену, то есть ту сумму, которую вам фактически заплатил покупатель (п. 2 ст. 154 НК РФ). Субсидии на покрытие разницы при расчете базы учитывать не нужно

Момент определения — день получения предоплаты и день отгрузки товаров.

Передача имущественных прав

Включайте в налоговую базу все доходы, полученные от передачи имущественных прав (п. 2 ст. 153 НК РФ).

Исключения перечислены в ст. 155 НК РФ. Например, передача прав на жилые дома, гаражи, машино-места и пр. Налоговую базу надо определять по формуле:

НБ = Цена продажи имущественного права с НДС — Расходы на покупку права

Момент определения — день уступки права по договору или день госрегистрации (если договор должен ее пройти).

Транспортные перевозки

Включайте в базу стоимость перевозок без НДС (п. 1 ст. 157 НК РФ). Операции, которые освобождены от налогообложения по ст. 149 НК РФ, в базу не включайте.

Напоминаем, что перевозки могут облагаться НДС по разным ставкам. В таком случае определяйте базу по каждой ставке отдельно.

Момент определения для ставок 20% и 10% — день получения предоплаты и день оказания услуги. Если в отношении услуги установлена ставка 0%, определяйте её на последнее число квартала, в котором собрали документы для подтверждения этой ставки.

Оказание услуг посредника

Посредники включают в базу только свое вознаграждение и прочие доходы, полученные за исполнение договора о посредничестве (п. 1 ст. 156 НК РФ). Деньги или товары, которые вы получили от заказчика или передали ему, в базу не включайте.

Посредник не включает в базу свое вознаграждение, если участвует в следующих сделках (п. 2 ст. 156 НК РФ):

  • сдает помещения в аренду иностранным компаниям и аккредитованным в РФ гражданам;
  • продает медицинские товары из перечня Правительства РФ;
  • оказывает ритуальные услуги;
  • продает товары народных художественных промыслов.

Момент определения — день получения предоплаты и день оказания услуги.

Переработка давальческого сырья

Включайте в базу только стоимость переработки с акцизами и без НДС (п. 5 ст. 154 НК РФ). Стоимость материалов и сырья, которые передал заказчик, в базе не учитывайте.

Момент определения — день получения предоплаты и день передачи результатов работы заказчику.

Импорт

Налоговая база при импорте в РФ (кроме импорта из ЕАЭС) равна сумме таможенной стоимости, пошлин и акцизов (п. 1 ст. 160 НК РФ).

Определите налоговую базу по каждой группе товаров одного наименования, вида и марки. Если внутри группы есть подакцизные товары, разбейте группы на подакцизные и неподакцизные (п. 3 ст. 160 НК РФ).

База для НДС при импорте из ЕАЭС равна цене товаров по договору с учетом акцизов. Определяйте ее на дату принятия товаров к учету.

Если по договору все расчеты идут в валюте, то пересчитайте выручку в рубли, чтобы определить базу по НДС. Проведите пересчет по курсу ЦБ РФ, действующему на момент определения базы (п. 3 ст. 153 НК РФ).

Ведите учет операций, облагаемых НДС, в Контур.Бухгалтерии. Добавляйте в сервис документы, ведите учет и определяйте налоговую базу. Сервис автоматически заполнит декларацию по НДС на основании сформированных проводок. Все новые пользователи могут бесплатно пользоваться Бухгалтерией в течение 14 дней.

Статья 161. Особенности определения налоговой базы налоговыми агентами

1. При реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога.

Налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации с учетом настоящей главы.

2. Налоговая база, указанная в пункте 1 настоящей статьи, определяется налоговыми агентами. При этом налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у указанных в пункте 1 настоящей статьи иностранных лиц, если иное не предусмотрено пунктом 3 статьи 174.2 настоящего Кодекса. Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные настоящей главой.

3. При предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

При реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога. При этом налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации (передаче) указанного имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

4. При реализации на территории Российской Федерации конфискованного имущества, имущества, реализуемого по решению суда (за исключением реализации, предусмотренной подпунктом 15 пункта 2 статьи 146 настоящего Кодекса), бесхозяйных ценностей, кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, перешедших по праву наследования государству, налоговая база определяется исходя из цены реализуемого имущества (ценностей), определяемой с учетом положений статьи 105.3 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров). В этом случае налоговыми агентами признаются органы, организации или индивидуальные предприниматели, уполномоченные осуществлять реализацию указанного имущества.

4.1. Утратил силу. - Федеральный закон от 24.11.2014 N 366-ФЗ.

5. При реализации товаров, передаче имущественных прав, выполнении работ, оказании услуг на территории Российской Федерации иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговыми агентами признаются состоящие на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность с участием в расчетах на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров с указанными иностранными лицами, если иное не предусмотрено пунктом 10 статьи 174.2 настоящего Кодекса. В этом случае налоговая база определяется налоговым агентом как стоимость таких товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них суммы налога.

5.1. При осуществлении российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте на территории Российской Федерации предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, предусматривающих оказание услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров (за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 2.1 и 2.7 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса), налоговыми агентами признаются российские перевозчики на железнодорожном транспорте. В этом случае налоговая база определяется налоговым агентом как стоимость указанных услуг без включения в нее суммы налога.

6. В случае реализации судна (гражданского воздушного судна) на территории Российской Федерации, если в течение 90 календарных дней со дня передачи этого судна (гражданского воздушного судна) налогоплательщиком покупателю (заказчику) государственная регистрация судна в Российском международном реестре судов (гражданского воздушного судна в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации) не осуществлена, налоговая база определяется налоговым агентом как стоимость, по которой это судно (гражданское воздушное судно) было ему реализовано, либо как стоимость реализованных работ (услуг) по строительству этого судна (гражданского воздушного судна).

Налоговым агентом является лицо, в собственности которого находится судно (гражданское воздушное судно) по истечении 90 календарных дней со дня передачи судна (гражданского воздушного судна) налогоплательщиком покупателю (заказчику).

Налоговый агент обязан исчислить по налоговой ставке, предусмотренной пунктом 3 статьи 164 настоящего Кодекса, соответствующую сумму налога и перечислить ее в бюджет.

В целях осуществления контроля за правильностью исчисления и уплаты налога федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), а также государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними, ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, сведения о включении данных о гражданских воздушных судах в Государственный реестр гражданских воздушных судов Российской Федерации, а также сведения об исключении данных о гражданских воздушных судах из Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации и о причинах исключения этих данных. Состав и порядок направления таких сведений утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), а также государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

6.1. В случае передачи по договору аренды (лизинга) гражданского воздушного судна на территории Российской Федерации, если в течение 90 календарных дней со дня передачи по договору аренды (лизинга) гражданского воздушного судна государственная регистрация гражданского воздушного судна в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации не осуществлена, налоговая база по услугам по передаче гражданских воздушных судов определяется налоговым агентом как стоимость этих услуг по договору аренды (лизинга).

Для целей применения настоящего пункта налоговым агентом является арендатор (лизингополучатель), получивший от арендодателя (лизингодателя) гражданское воздушное судно по договору аренды (лизинга), по истечении 90 календарных дней со дня передачи гражданского воздушного судна.

Налоговый агент обязан исчислить по налоговой ставке, предусмотренной пунктом 3 статьи 164 настоящего Кодекса, соответствующую сумму налога и перечислить ее в бюджет.

Положения настоящего пункта не распространяются на правоотношения, предусмотренные подпунктом 20 статьи 150 настоящего Кодекса.

6.2. При исключении данных о гражданском воздушном судне, реализованном на территории Российской Федерации, из Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации налоговая база определяется налоговым агентом как стоимость гражданского воздушного судна, по которой оно было реализовано, или как стоимость работ (услуг) по строительству этого гражданского воздушного судна.

Для целей применения настоящего пункта налоговым агентом является лицо, в собственности которого находится гражданское воздушное судно на дату исключения из Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации.

Налоговый агент обязан исчислить по налоговой ставке, предусмотренной пунктом 3 статьи 164 настоящего Кодекса, соответствующую сумму налога и перечислить ее в бюджет.

Положения настоящего пункта не распространяются на следующие случаи исключения данных о гражданском воздушном судне из Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации:

списание гражданского воздушного судна или снятие его с эксплуатации в связи с невозможностью использования данного судна по назначению (в качестве транспортного средства);

реализация гражданского воздушного судна или переход на иных законных основаниях права собственности на него иностранному государству, а также иностранному гражданину, лицу без гражданства или иностранной организации при условии вывоза гражданского воздушного судна за пределы территории Российской Федерации.

7. Утратил силу с 1 января 2017 года. - Федеральный закон от 23.07.2013 N 216-ФЗ.

8. При реализации на территории Российской Федерации налогоплательщиками (за исключением налогоплательщиков, освобожденных от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога) сырых шкур животных, лома и отходов черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов, а также макулатуры налоговая база определяется исходя из стоимости реализуемых товаров, определяемой в соответствии со статьей 105.3 настоящего Кодекса, с учетом налога.

В целях настоящего Кодекса:

сырыми шкурами животных признаются необработанные (невыделанные) шкуры, снятые с туш животных, парные или законсервированные в целях предотвращения их порчи и разложения (мокросоленые или сушеные), но не подвергнутые никакой дальнейшей обработке;

алюминием вторичным и его сплавами признаются алюминий вторичный и его сплавы, классифицируемые в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности;

макулатурой признаются бумажные и картонные отходы производства и потребления, отбракованные и вышедшие из употребления бумага, картон, типографские изделия, деловые бумаги, в том числе документы с истекшим сроком хранения.

Налоговая база, указанная в абзаце первом настоящего пункта, определяется налоговыми агентами, если иное не установлено настоящим пунктом. Налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) товаров, указанных в абзаце первом настоящего пункта, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные налоговые агенты обязаны исчислить расчетным методом и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные настоящей главой, или нет.

При реализации товаров, указанных в абзаце первом настоящего пункта, налогоплательщики-продавцы, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, и лица, не являющиеся налогоплательщиками, в договоре, первичном учетном документе делают соответствующую запись или проставляют отметку "Без налога (НДС)".

В случае установления факта недостоверного проставления налогоплательщиком - продавцом товаров, указанных в абзаце первом настоящего пункта, в договоре, первичном учетном документе отметки "Без налога (НДС)" обязанность по исчислению и уплате налога возлагается на такого налогоплательщика - продавца товаров.

Налогоплательщики-продавцы, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, и лица, не являющиеся налогоплательщиками, при утрате права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика либо на применение специальных налоговых режимов в соответствии с главами 26.1, 26.2, 26.3, 26.5 настоящего Кодекса исчисляют и уплачивают налог по операциям реализации товаров, указанных в абзаце первом настоящего пункта, начиная с периода, в котором указанные лица перешли на общий режим налогообложения, до дня наступления обстоятельств, являющихся основанием для утраты права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика либо на применение соответствующих специальных налоговых режимов.

Когда при приобретении работ и услуг НДС исчисляется налоговым агентом?

Налоговый агент по НДС обязан исчислить, удержать и уплатить в бюджет налог на добавленную стоимость при перечислении денежных средств иностранному партнеру (п.4 ст.173 и п.4 ст.174 НК РФ).

Если российская организация или ИП приобретает у иностранной компании работы или услуги, то обязанности налоговых агентов по НДС возникают при выполнении одновременно двух условий:

  • Местом реализации таких услуг (работ) является территория РФ;
  • Иностранные лица (налогоплательщики) не состоят на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков.

Исключение составляют иностранные компании, зарегистрированные на сайте ФНС РФ в качестве плательщиков НДС при оказании «интернет-услуг» физическим лицам на территории РФ (п.4.6 ст. 83 НК РФ, п.2 ст.161 НК РФ). Перечень таких услуг приведен в п.1 ст.174.2 НК РФ.

При приобретении «интернет-услуг» российские покупатели не являются налоговыми агентами только в том случае, если услуги оказываются через обособленное подразделение иностранной организации, расположенное на территории РФ, т. е. когда иностранная компания «физически» зарегистрирована в российской налоговой инспекции.

Если же иностранная компания (нерезидент) зарегистрирована только на сайте ФНС РФ, организации и ИП, приобретающие у нее «интернет-услуги», до 1 января 2019 года, придется исполнять обязанности налогового агента по НДС (п.2 ст.161 и п.9 ст.174.2 НК РФ).

С 1 января 2019 года иностранная организация, оказывающая услуги в электронной форме, должна будет встать на учет на сайте ФНС РФ не только в случае оказания «интернет-услуг» физическим лицам, но и юридическим лицам (п.4.6 ст. 83 НК РФ в ред. Федерального закона от 27 ноября 2017 г. N 335-ФЗ с 01.01.2019). Т. е. с 01.01.2019 г. она сама будет уплачивать НДС в бюджет и предъявлять его своим покупателям.

Такие поправки внесены в ст. 161 и 174.2 НК РФ Федеральным законом от 27 ноября 2017 г. N 335-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Таким образом, если работы (услуги) приобретаются у представительств иностранных компаний, зарегистрированных в налоговых органах на территории РФ, российский покупатель НЕ является налоговым агентом по НДС.

Если же работы и услуги приобретаются у компании — нерезидента, российская организация (или ИП), приобретающая такие услуги (работы) должна исполнять обязанности налогового агента по НДС, только в том случае, если местом реализации услуг (работ) является территория РФ.

Как определить место реализации услуг (работ)?

Чтобы определить место реализации правильно, необходимо разобраться, каким документом пользоваться. А это зависит от того, с налогоплательщиком какого государства заключен договор.

Если партнером российской организации или ИП является налогоплательщик государств — членов ЕАЭС (Беларусь, Казахстан, Армения, Киргизия), то место реализации услуг (работ) нужно определить в соответствии с Приложением N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее — Протокол), поскольку международные договоры имеют приоритет перед нормами НК РФ (Ст.7 НК РФ).

В остальных случаях заключения договоров с иностранными партнерами место реализации услуг (работ) определяется в соответствии со ст.148 НК РФ.

Приведем несколько примеров определения места реализации услуг (работ) для целей НДС.

Для услуг, связанных с недвижимостью:

Место реализации услуг, связанных с недвижимостью (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов) определяется по месту ее нахождения.

Иными словами, если иностранная организация выполняет строительно-монтажные работы по строительству недвижимости на территории иностранного государства или сдает в аренду недвижимость, находящуюся за рубежом, то территория РФ не является местом реализации таких услуг, а значит российский заказчик или арендатор не является налоговым агентом по НДС (пп.1 п.1 и пп.1 п. 1.1 ст.148 НК РФ, п.2 и пп.1 п.29 Протокола).

Для услуг, связанных с движимым имуществом:

Место реализации услуг, связанных с движимым имуществом (в частности, монтаж, сборка, переработка, обработка, ремонт и техническое обслуживание) определяется по месту нахождения имущества. Так, если, например, иностранная компания осуществляет ремонт оборудования (движимого имущества), находящегося на территории иностранного государства, то территория РФ не является местом реализации таких работ (пп.2 п.1.1 ст.148 НК РФ, пп. 2 п.29 Протокола).

Но если для ремонта оборудования специалисты иностранной компании выезжают к российскому клиенту и производят ремонт на территории РФ — у российского заказчика возникают обязанности налогового агента по НДС, поскольку местом реализации таких услуг будет территория РФ (пп.2 п.1 ст.148 НК РФ, пп. 2 п.29 Протокола).

Для услуг в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта:

Если фактически услуги оказываются на территории РФ, то местом их реализации является РФ (пп. 3 п.1 ст.148 НК РФ, пп.3 п.29 Протокола). И наоборот. Например, при проведении обучения за рубежом у российского покупателя обязанностей налогового агента по НДС не возникает.

Для услуг иностранного перевозчика (НЕ налогоплательщика ЕАЭС):

Местом реализации таких услуг будет являться территория РФ только в случае, если пункт отправления и пункт назначения находятся на территории РФ, т. е. если с иностранным перевозчиком заключен договор на перевозку груза по территории РФ. Исключение составляют услуги по перевозке пассажиров и багажа, оказываемых иностранными лицами не через постоянное представительство этого иностранного лица (пп.4.1 п.1, пп.5 п.1.1 ст.148 НК РФ).

Но если договор перевозки заключен с налогоплательщиком государства — члена ЕАЭС, местом реализации будет считаться территория этого государства ЕАЭС. Т. е. заключая договор на перевозку грузов с налогоплательщиком Беларуси, Казахстана, Армении или Киргизии, российская организация не должна исполнять обязанности налогового агента по НДС, независимо от маршрута пути такого перевозчика (пп.5 п.29 Протокола).

Место реализации многих услуг (работ) определяется «по покупателю», т. е. местом их реализации является территория РФ, если покупатель — российский налогоплательщик. Так, российская организация или ИП станет налоговым агентом по НДС, если приобретает у иностранной компании услуги по передаче, и предоставлению патентов и лицензий, консультационные, юридические, бухгалтерские, аудиторские, инжиниринговые, рекламные, маркетинговые услуги, услуги по обработке информации, в т. ч. через Интернет. (пп.4 п.1 ст.148 НК РФ и пп.4 п. 29 Протокола).

Также «по покупателю» определяется место реализации услуг по передаче прав на программы ЭВМ, в т. ч. через Интернет (пп.4 п.1 и п.2 ст.148 НК РФ и пп.4 п. 29 Протокола). Т. е. если российская организация или ИП приобретает у иностранной компании права на программы ЭВМ, местом реализации таких услуг является территория РФ.

Для услуг иностранных посредников (агентов, комиссионеров):

Территория РФ не является местом реализации услуг таких посредников, реализующих или оказывающих содействие в реализации товаров (работ, услуг) российских компаний или ИП, а также приобретающих для российского комитента или принципала товары (работы, услуги) от своего имени. Соответственно при приобретении таких услуг российский комитент или принципал не будет исполнять обязанности налогового агента по НДС (п.2 ст.148 НК РФ, пп.5 п.29 Протокола).

Как налоговому агенту исчислить и уплатить НДС?

Когда платить?

При приобретении работ или услуг налоговый агент должен исчислить и уплатить в бюджет НДС при перечислении денег иностранной компании (Письмо Минфина России от 21.01.2015 N 03-07-08/1467), т. е.:

  • при перечислении предварительной оплаты и (или)
  • при оплате уже оказанных услуг (выполненных работ).

Исчисленный и удержанный НДС налоговый агент, приобретающий услуги (работы), должен перечислить в бюджет одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств при работе с иностранными партнерами.

Причем банк, обслуживающий налогового агента, не вправе принимать от него поручение на перевод денежных средств в пользу указанных налогоплательщиков, если налоговый агент не представил в банк также поручение на уплату налога с открытого в этом банке счета при достаточности денежных средств для уплаты всей суммы налога (п.4 ст.174 НК РФ).

Когда исчислить?

Налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих услуг с учетом российского НДС (п.1 ст.161 НК РФ). Ставка НДС — 18/118 (п.4 ст.164 НК РФ).

Как правило, иностранные компании не включают в стоимость своих услуг (работ) сумму российского НДС, делая оговорку, что их стоимость не включает косвенные налоги, уплачиваемые в соответствии с законодательством РФ. В этом случае, чтобы определить налоговую базу по НДС налоговому агенту нужно увеличить стоимость, указанную в договоре на сумму НДС, т. е. начислить 18% сверх стоимости услуг (работ).

Также можно поступить, если о российском НДС (косвенном налоге) вообще нет упоминания в иностранном контракте (Письма Минфина России от 05.06.2013 N 03-03-06/2/20797, от 08.09.2011 N 03-07-08/276, от 04.02.2010 N 03-07-08/32, Постановление Президиума ВАС РФ от 03.04.2012 N 15483/11).

Пример: в договоре установлено, что стоимость услуг составляет 100 евро без учета НДС. В таком случае сумма дохода от реализации, с которой налоговому агенту придется удержать НДС, составит 118 евро (100 евро + 100 евро x 18%).

Если расчеты с иностранной компанией производятся в иностранной валюте, налоговую базу по НДС в рублях нужно определить по курсу ЦБ РФ, действующему на дату оплаты услуг, работ (на дату фактического осуществления расходов) (п. 3 ст. 153 НК РФ, Письмо Минфина России от 21.01.2015 N 03-07-08/1467).

Налоговый агент по НДС при исчислении налога должен составить счет-фактуру с учетом требований пп. 5 и 6 ст. 169 НК РФ (абз. 2 п. 3 ст. 168 НК РФ). Несмотря на то, что срок выставления счета-фактуры для налогового агента нормами НК РФ не установлен, сделать это лучше в течение пяти календарных дней считая со дня перечисления денег иностранному партнеру (предварительной оплаты или оплаты принятых на учет услуг (работ).

Так считают налоговые органы (Письмо ФНС России от 12.08.2009 N ШС-22-3/634@@) - данный документ размещен на официальном сайте ФНС России в разделе «Разъяснения ФНС, обязательные для применения налоговыми органами»)).

При приобретении работ и услуг в «агентском» счете-фактуре нужно указать:

в строке 5 - номер и дату «платежки» на перечисление НДС в бюджет. (п. п. «з» п. 1 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 (далее Правила заполнения счета-фактуры и Постановление N 1137 соответственно).

в строках 2 и 2а — полное или сокращенное наименование и место нахождения иностранца-продавца согласно договору, заключенному с иностранным контрагентом (абз. 2 пп. «в», абз. 2 пп. «г» п. 1 Правил заполнения счета-фактуры).

в строке 2б (ИНН/КПП продавца) ставится прочерк (абз. 2 пп. «д» п. 1 Правил заполнения счета-фактуры).

Остальные показатели счетов-фактур заполняются в обычном порядке. Единственное, что еще необходимо помнить — ставка НДС у налоговых агентов 18/118. Поэтому если российский покупатель-налоговый агент самостоятельно рассчитал налоговую базу по НДС, добавив сверх стоимости услуг 18%, в графе 7 счета-фактуры нужно указать расчетную налоговую ставку 18/118 (п. 4 ст. 164 НК РФ), а в графе 9 — стоимость услуг с учетом НДС. В графе 5 указывают стоимость оплаченных услуг без учета НДС (разность граф 9 и 8) (См. также письмо ФНС России от 12.08.2009 N ШС-22-3/634@).

Выставленный счет-фактуру нужно зарегистрировать в книге продаж, в том квартале, когда возникла обязанность по уплате НДС (т. е. в день перечисления денег иностранному партнеру), независимо от даты его выставления (п. п. 2 п.3 и п. 15 Правил ведения книги продаж, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением N 1137, Письмо Минфина России от 16.12.2015 N 03-07-11/73742). При заполнении книги продаж в графе 2 «Код вида операции» нужно указать код «06» (Приказ ФНС России от 14.03.2016 N ММВ-7-3/136@).

Самое трудное при приобретении услуг у иностранца определить, является ли наша организация налоговым агентом или нет? Должны ли мы платить за иностранного партнера НДС в бюджет? Цена такой ошибки — пени, штрафы, блокировка счета.

Читая Налоговый кодекс, мы просто «теряемся» в формулировках и не понимаем, что нам надо делать.

В этой статье предлагаем Вам схему по быстрому и четкому определению места реализации услуг (работ), а следовательно, понимания того, являемся ли мы налоговым агентом по НДС или можем просто произвести оплату иностранцу без НДС и спать спокойно.

Нормативные документы, регулирующие определение места реализации услуг

Для определения места реализации услуг (работ), приобретаемых у иностранных организаций, следует пользоваться разными нормативными документами. Поэтому в первую очередь надо установить, откуда иностранный продавец.

Контрагент из дальнего зарубежья и РФ

Контрагент из ЕАЭС

(Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия)

При работе с контрагентами из дальнего зарубежья налогоплательщики работают по нормам НК РФ.

На партнеров из ЕАЭС НК РФ не распространяется и юридической силы не имеет, поэтому следует учитывать требования Договора о ЕАЭС от 29.05.2014. При этом, если в Договоре о ЕАЭС идет ссылка на локальное законодательство страны- участницы ЕАЭС, то пользуемся именно им и в т.ч. НК РФ.

Формулировки ст. 148 НК РФ и Договора о ЕАЭС от 29.05.2014 практически идентичны, но отличия все-таки есть. Поэтому в нашей статье дается сравнительный анализ всех основных видов услуг и работ по НК РФ и Договору о ЕАЭС.

Организация заключила контракт с испанской компанией Transporten на оказание услуг по перевозке, транспортировке и связанные с ними услуги на территории РФ.

Место реализации услуг – РФ.

Т.к поставщик — иностранная организация, не состоящая на учете в налоговых органах, пункт отправления и пункт назначения находятся на территории РФ (пп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ).

Организация заключила контракт с казахской компанией Тасымал на оказание услуг по перевозке, транспортировке и связанные с ними услуги на территории РФ.

Место реализации услуг – не РФ (пп. 5 п. 29 Протокола ЕАЭС).

Т.к. в Договоре о ЕАЭС от 29.05.2014, Приложение N 18, нормы, аналогичной НК РФ (пп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ) нет.

Как определить место реализации услуг?

Общее правило по определению места реализации услуг (работ)

Общее правило определения места реализации – по месту деятельности исполнителя, т.е продавца услуг (работ).

Место деятельности в РФ или не в РФ определяется по месту регистрации организации (предпринимателя):

Продавец зарегистрирован в РФ

Продавец не зарегистрирован в РФ

Если государственная регистрация отсутствует, то место деятельности определяется:

  • на основании места, указанного в учредительных документах;
  • места управления организацией;
  • места нахождения постоянно действующего исполнительного органа организации;
  • места жительства индивидуального предпринимателя.

Для филиалов и представительств организации место деятельности определяется:

  • места нахождения постоянного представительства в РФ.

При приобретении услуг (работ) у иностранного партнера, который имеет постоянное представительство в РФ, российский покупатель уже не выступает в роли налогового агента по НДС. Налоговое бремя иностранец несет сам (ст. 306 НК РФ).

Указанные выше нормы, установлены в п. 2 ст. 148 НК РФ.

Что подразумевается под регистрацией в РФ?

Одновременно проводится постановка на налоговый учет и вносится запись в Единый государственный реестр налогоплательщиков (ЕГРН), присваиваются Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), Код постановки на учет (КПП).

Проверить сведения о государственной регистрации можно на портале ФНС РФ

Когда не действует общее правило – место реализации услуг определяется по месту деятельности исполнителя?

Из общего правила «место реализации определяется по месту деятельности продавца» есть ряд исключений.

Чтобы правильно определить место реализации надо проверить, поименованы ли приобретаемые или оказываемые услуги (работы) в списке исключений. Если ни в одном из блоков с исключениями услуги и работы не значатся, то применяется общее правило – место реализации определяем по месту деятельности продавца.

Начинать определение места реализации услуг, работ следует всегда с исключений и затем переходить к общему правилу.

Чтобы определить место реализации услуг, работ надо пройти по каждому блоку, представленному ниже, и найти свой предмет договора (контракта).

Блоки начинаются с исключений и заканчиваются общим правилом.

В таблице приведена информация и для случаев приобретения услуг (работ) у партнеров из дальнего зарубежья и из ЕАЭС.

Эта схема универсальная и может применяться зеркально для того, чтобы определить:

  • являемся ли мы налоговым агентом по НДС при приобретении услуг (работ) у иностранного продавца;
  • должна ли наша организация исчислить НДС, когда она сама оказывает услуги (работы) для иностранного покупателя.

Логика работы со схемой простая – следует определить:

  • свой статус по контракту – покупатель / продавец;
  • место реализации услуг (работ) — РФ / не РФ;
  • порядок исчисления НДС — исчисляется НДС / не исчисляется НДС.

В данных таблицах представлена общая схема порядка исчисления НДС при «импорте» и «экспорте» услуг и работ у иностранца.

Мы покупатель услуг, работ у иностранца

Место реализации РФ

Место реализации не РФ

Мы продавец услуг, работ иностранцу

Место реализации РФ

Место реализации не РФ

С помощью блок-схемы, приведенной далее, перейдем к конкретике и определим место реализации приобретаемых (реализуемых) услуг и работ у иностранца.

Блок-схема Определение места реализации услуг

Работы, услуги, связанные с недвижимым имуществом (исключение N 1)

Работы, услуги, связанные с недвижимым имуществом

Контрагент из дальнего зарубежья и РФ

Контрагент из ЕАЭС

Место реализации

Работы, услуги, связанные с движимым имуществом (исключение N 2)

Работы, услуги, связанные с движимым имуществом

Контрагент из дальнего зарубежья и РФ

Контрагент из ЕАЭС

Место реализации

Услуги в сфере культуры, искусства, образования, физической культуры, туризма, отдыха и спорта (исключение N 3)

Услуги в сфере культуры, искусства, образования, физической культуры, туризма, отдыха и спорта

Контрагент из дальнего зарубежья и РФ

Контрагент из ЕАЭС

Место реализации

Место деятельности покупателя услуг (исключение N 4)

Место деятельности покупателя услуг

Контрагент из дальнего зарубежья и РФ

Контрагент из ЕАЭС

аренда движимого имущества (кроме а/м)

аренда движимого имущества (кроме а/м)

Место реализации

Место нахождения пункта отправления и назначения (исключение N 5)

Место нахождения пункта отправления и назначения

Контрагент из дальнего зарубежья и РФ

Контрагент из ЕАЭС

Место реализации

Место деятельности Поставщика услуг (общее правило)

Место деятельности Поставщика услуг

Контрагент из дальнего зарубежья и РФ

Контрагент из ЕАЭС

Место реализации

Помогла статья?

Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 14 дней бесплатно

Похожие публикации

  1. Заплнение РСВ с иностранцамиДобрый день. Получила в «наследство» организацию, где есть работник-иностранец. Смотрю.
  2. Отчет 6 ндфл с иностранцамиДобрый день. При формировании отчета 6 ндфл за 1 кв.
  3. Облагаются ли НДС услуги по выкачке из септиков и выгребных ям жидких нечистот, а также услуг по вывозу и выгрузке их в места утилизации специализированным грузовым автотранспортомОблагаются ли НДС услуги по выкачке из септиков и выгребных.
  4. Места работы сотрудникаДобрый день! Подскажите, пожалуйста. В карточке сотрудника ссылка Трудовая деятельность.

Карточка публикации

(10 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Вы можете задать еще вопросов

Доступ к форме "Задать вопрос" возможен только при оформлении полной подписки на БухЭксперт8.
Оформить заявку от имени Юр. или Физ. лица вы можете здесь >>

Нажимая кнопку "Задать вопрос", я соглашаюсь с
регламентом БухЭксперт8.ру >>

Изменения в 2021 году, о которых нужно знать бухгалтеру

[06.04.2021 запись] Учетная политика на 2021 в 1С

Приобретение малоценных объектов сроком использования более 12 месяцев

[27.04.2021 эфир] Уточненная декларация: основания и последствия ее представления

Лариса, благодарю Вас за отличный семинар, вы прекрасно подаете материал, вас приятно слушать, много полезной информации. Благодарю всю команду БухЭксперт8 за возможность участвовать в семинаре.

от 17 июля 2003 года N 442

О трансграничном перемещении отходов

(с изменениями на 20 марта 2018 года)

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 года N 718 (Российская газета, N 269, 30.11.2006 (без приложений)) (вступило в силу с 1 января 2007 года);

постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2012 года N 97 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 7, 13.02.2012) (распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2012 года);

- Примечание изготовителя базы данных.

1. Утвердить прилагаемые Правила трансграничного перемещения отходов (далее именуются - Правила).

2. Установить, что:

ввоз на территорию Российской Федерации отходов, указанных в приложении N 1 к Правилам, в целях их использования и вывоз с территории Российской Федерации отходов, указанных в приложениях N 1 и 2 к Правилам, осуществляются по лицензии, выдаваемой в установленном порядке Министерством промышленности и торговли Российской Федерации на основании разрешения Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов на трансграничное перемещение отходов (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года N 108; в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2011 года N 78 - см. предыдущую редакцию);

транзит отходов по территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании разрешения Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года N 108; в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2011 года N 78 - см. предыдущую редакцию).

3. Министерству природных ресурсов Российской Федерации:

разработать и по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации в 3-месячный срок утвердить в установленном порядке правила обеспечения гарантий при трансграничном перемещении опасных и (или) других отходов, предусмотренных пунктом 11 статьи 6 Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением;

разработать и в 3-месячный срок утвердить формы уведомления о трансграничном перемещении отходов и документа о перевозке отходов;

разработать совместно с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерством транспорта Российской Федерации, Министерством путей сообщения Российской Федерации, Министерством здравоохранения Российской Федерации, Государственным таможенным комитетом Российской Федерации и Федеральным горным и промышленным надзором России и в 3-месячный срок утвердить нормативный правовой акт по вопросам контроля и надзора за трансграничным перемещением отходов.

4. Федеральной таможенной службе представлять ежегодно в согласованный срок в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования и Министерство промышленности и торговли Российской Федерации сводные данные о ввозе (вывозе, транзите) отходов на территорию (с территории, по территории) Российской Федерации для формирования отчетности, направляемой в секретариат Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года N 108; в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2011 года N 78 - см. предыдущую редакцию).

6. Настоящее постановление вступает в силу по истечении 3 месяцев со дня его официального опубликования.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Касьянов

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 17 июля 2003 года N 442

ПРАВИЛА
трансграничного перемещения отходов

(с изменениями на 20 марта 2018 года)

1. Настоящие Правила устанавливают порядок ввоза отходов на территорию Российской Федерации в целях их экологически безопасного использования, вывоза отходов с территории Российской Федерации, а также транзита отходов по ее территории (далее именуются - трансграничное перемещение отходов) (пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2011 года N 78 - см. предыдущую редакцию).

4. Транспортировка отходов осуществляется в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации.

5. Ввоз (вывоз) отходов согласно приложению N 1 на территорию (с территории) Российской Федерации осуществляется по лицензии Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, выдаваемой на основании разрешения Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ее территориальных органов) на трансграничное перемещение отходов (пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года N 108; в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2011 года N 78 - см. предыдущую редакцию).

6. Ввоз (транзит) отходов согласно приложению N 2 на территорию (по территории) Российской Федерации запрещается, а вывоз таких отходов с ее территории осуществляется по лицензии Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, выдаваемой на основании разрешения Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ее территориальных органов) на трансграничное перемещение отходов (пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года N 108; в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2011 года N 78 - см. предыдущую редакцию).

7. Вывоз отходов, указанных в приложениях N 1 и 2 к настоящим Правилам, с территории Российской Федерации на территорию государства, не являющегося стороной Базельской конвенции, запрещается. При наличии договора о трансграничном перемещении отходов, заключенного Российской Федерацией с государством, не являющимся стороной Базельской конвенции, такое перемещение осуществляется в соответствии с требованиями указанной конвенции.

8. Для получения разрешения на каждое трансграничное перемещение отходов заявитель представляет в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (ее территориальный орган) следующие документы (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года N 108; в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2011 года N 78 - см. предыдущую редакцию):

а) заявление о выдаче разрешения на трансграничное перемещение отходов с указанием наименования отхода согласно федеральному классификационному каталогу отходов, его количества, кода единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и перечень заинтересованных государств, участвующих в трансграничном перемещении отходов;

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 31 декабря 2010 года постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2010 года N 1002; в редакции, введенной в действие с 30 марта 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 20 марта 2018 года N 307, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 года. - См. предыдущую редакцию)

б) копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации заявителя в качестве юридического лица или копия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя;

в) копия свидетельства о постановке заявителя на учет в налоговом органе;

г) уведомление о трансграничном перемещении отходов (в 3 экземплярах);

д) документ о перевозке отходов;

е) копии лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV классов опасности и паспорта отхода (подпункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2006 года N 767; в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2011 года N 78 - см. предыдущую редакцию);

ж) копии контракта (договора) на перевозку и контракта между экспортером и лицом, отвечающим за удаление отходов, в котором оговаривается экологически безопасное использование этих отходов;

з) разрешение предусмотренного Базельской конвенцией компетентного органа государства, на территорию которого ввозятся отходы, в случае их вывоза (транзита) с территории (по территории) Российской Федерации;

и) копия документа, подтверждающего обеспечение заявителем гарантий в соответствии с правилами, разработанными в соответствии с пунктом 11 статьи 6 Базельской конвенции;

к) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины (пункт дополнительно включен с 10 февраля 2007 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2007 года N 50).

Копии документов, не заверенные нотариусом, представляются с предъявлением оригиналов.

Требовать от заявителя представления документов, не предусмотренных настоящими Правилами, запрещается.

За представление недостоверных или искаженных сведений заявитель несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

9. В случае необходимости регулярного трансграничного перемещения отходов с неоднократным пересечением государственной границы Российской Федерации Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (ее территориальный орган) может выдавать одному и тому же лицу, ответственному за экологически безопасное использование отходов, соответствующее разрешение сроком на один год, если выполняются следующие условия (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года N 108; в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2011 года N 78 - см. предыдущую редакцию):

отходы каждого наименования имеют одинаковые физические и химические свойства и поставляются по одному контракту;

таможенное оформление отходов осуществляется в одной и той же таможне и перемещение отходов осуществляется через одни и те же пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации.

В этом случае при наличии письменного согласия заинтересованных государств может применяться процедура общего уведомления, предусмотренная статьей 6 Базельской конвенции.

Перечень пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, через которые допускается трансграничное перемещение отходов, определяется Федеральной таможенной службой по согласованию с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, Министерством транспорта Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года N 108; в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2011 года N 78 - см. предыдущую редакцию).

10. Документы, представленные в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (ее территориальный орган) для получения разрешения на трансграничное перемещение отходов, принимаются по описи, копия которой направляется (вручается) заявителю с отметкой о дате приема документов (пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года N 108; в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2011 года N 78 - см. предыдущую редакцию).

11. При ввозе на территорию Российской Федерации отходов, указанных в приложении N 1 к настоящим Правилам, лицо, ответственное за экологически безопасное использование отходов, уведомляет о получении отходов Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (ее территориальный орган) путем представления подписанного им документа о перевозке отходов (пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года N 108; в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2011 года N 78 - см. предыдущую редакцию).

12. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (ее территориальный орган) принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче разрешения на трансграничное перемещение отходов в течение 30 дней со дня получения заявления о выдаче указанного разрешения со всеми необходимыми документами (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года N 108; в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2011 года N 78 - см. предыдущую редакцию).

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (ее территориальный орган) может привлекать в установленном порядке специализированные органы и организации, а также отдельных специалистов для проведения независимой оценки соответствия заявителя требованиям и условиям законодательства в области обращения с отходами (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года N 108; в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2011 года N 78 - см. предыдущую редакцию).

13. В случае установления Федеральной таможенной службой несоответствия отходов заявленным характеристикам разрешение на трансграничное перемещение отходов, выданное Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (ее территориальным органом), по представлению Службы аннулируется (пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года N 108; в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2011 года N 78 - см. предыдущую редакцию).

14. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования информирует Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство транспорта Российской Федерации, Министерство путей сообщения Российской Федерации, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Федеральную таможенную службу и Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору о выданных разрешениях на трансграничное перемещение отходов (пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года N 108; в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2011 года N 78 - см. предыдущую редакцию).

15. В случае незаконного трансграничного перемещения отходов по территории Российской Федерации, осуществленного в результате действий экспортера, находящегося под юрисдикцией государства экспорта, либо в случае такого перемещения по территории другого государства, допущенного экспортером, находящимся под юрисдикцией Российской Федерации, возвращение отходов в государство, с территории которого они были вывезены, либо другие действия, направленные на экологически безопасное удаление отходов, предусмотренные Базельской конвенцией, осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Приложение N 1
к Правилам трансграничного
перемещения отходов

ПЕРЕЧЕНЬ
отходов, ввоз (вывоз) которых на территорию (с территории) Российской Федерации осуществляется по лицензии Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, выдаваемой на основании разрешения Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ее территориальных органов) на трансграничное перемещение отходов* **

(с изменениями на 20 марта 2018 года)

* Принадлежность товара к перечню отходов определяется его наименованием (физическими и химическими характеристиками). Код по ТН ВЭД ЕАЭС приведен для удобства пользователей.

(Сноска в редакции, введенной в действие с 31 декабря 2010 года постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2010 года N 1002; в редакции, введенной в действие с 30 марта 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 20 марта 2018 года N 307, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 года. - См. предыдущую редакцию)

Читайте также: