Практикум налоги и налогообложение 8 класс

Опубликовано: 17.05.2024

Цель: Формирование элементарного уровня экономической грамотности, необходимого для адаптации учащихся в современных социально-экономических условиях.

Задачи:

Образовательные: Развить представления о назначении налогов в демократическом государстве. Выработка адекватных представлений о повседневной экономической деятельности.

Коррекционно-развивающие: Учить давать полные ответы на вопросы, развивать внимание, память, логическое мышление, анализировать и делать самостоятельные выводы.

Воспитательные: Воспитывать законопослушного гражданина России, знающего свои права и обязанности.

Оборудование: Конституция РФ, схема «Государственный бюджет», образец налоговой декларации, памятка налогоплательщика.

Тип урока: деловая игра.

Эпиграф: «Сперва расплатись, а потом падай в обморок!» С.Лец

«Ленивые и праздные люди в государстве подобны трутням в улье, пожирающим труд пчел-работниц.» М.Сервантес

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Сообщение темы, цели и задачи урока.

3. Словарная работа.

Налог – установленный государством обязательный сбор.

Налогоплательщик – гражданин, который платит налоги.

Налоговая декларация – заявление лица, налогоплательщика о размерах его дохода, имущества и т.д.

Налоговая инспекция – государственный орган, осуществляющий надзор за уплатой налогов гражданами и юридическими лицами.

Подоходный налог – основной вид налога взимаемый с доходов физических и юридических лиц (заработная плата, прибыли ит.д.)

Юридическое лицо – организация, которая имеет в собственности хозяйственном ведении или управлении имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом. Имеет печать и расчетный счет в банке.

Физическое лицо – налогоплательщик.

Бюджет – это роспись доходов и расходов.

4. Тема урока.

Таблица: «Государственный бюджет»

Доходы

Расходы

От использования государственной собственности, от сбора налогов, от внешнеторговых сборов

На оборону, содержание правоохранительных органов госаппарата, образование, здравоохранение, культуру

Беседа по таблице:

Учитель: Из чего состоит государственный бюджет?

Ученик: Государственный бюджет состоит из доходов и расходов.

Учитель: Откуда берутся доходы государства?

Ученик: Доходы поступают в виде налогов, которые платят предприятия и граждане. В виде прибыли от работы государственных предприятий. В виде сбора от внешней торговли.

Учитель: Из чего состоит расходная часть бюджета?

Ученик: Расходная часть бюджета состоит из расходов на оборону, содержание правоохранительных органов, государственного аппарата управления, затраты на образования, здравоохранения, культуры.

Учитель: Что такое налоги?

Ученик: Налоги – обязательные платежи, устанавливаемые и взимаемые с граждан и юридических лиц.

Учитель: С кого взимаются налоги в нашем государстве?

Учитель: В Российской Федерации налоги взимаются с физических и юридических лиц.

Учитель: Что такое физическое лицо?

Ученик: Физическое лицо – это граждане нашего государства.

Учитель: Что такое юридическое лицо?

Ученик: Юридическое лицо – это различные предприятия, объединения, убеждения, общественные организации, которые имеют в собственности хозяйственном ведении имущество и отвечают по своим обязательствам этим имуществом. Имеют печать и расчетный счет в банке.

Учитель: (Рассказ о налоговой инспекции.) Для того чтобы лучше понять для чего необходимо платить налоги мы с вами проведем деловую игру «Налоговая инспекция». У нас в гостях 2 налоговых инспектора, а остальные будут физические и юридические лица.

Учитель: А сейчас, ребята, для того, чтобы вы лучше усвоили и запомнили с кого и каких размерах берутся прямые налоги, мы проведем две деловые игры и решим такие задачи, которые могут возникнуть при уплате налогов в налоговой инспекции.

Задача № 1

Налоговый инспектор – ученик.

Физическое лицо – ученик.

На доске вывешивается краткое условие задачи:

Задача:

Доход предпринимателя – 53802 р.

Налог на доход физического лица - ?

Налоговый инспектор: Где у нас предприниматель Вахмин Д.О.?

Физическое лицо: Я. А в чем дело?

Налоговый инспектор: Ваш доход в этом году по нашим сведениям составил 53802 р. Почему вы до сих пор не заплатили налог государству?

Физическое лицо: Извините, но я просто не знал, сколько процентов я должен уплатить от своих доходов.

Налоговый инспектор: (вписывая в условие). Запомните! Налог на доход физического лица составляет 13%. Понятно? Идите и высчитывайте, сколько же вы задолжали государству?

Физическое лицо: (решает у доски, а остальные учащихся в тетрадях).

Решение: 13% от 53802 р. = 53802 р.:100 х 13 = 538,02 х 13 = 6994,26 р. = 6 994 р. 26 к.

Ответ: 6994 р. 26 к. налог на доход.

Я должен заплатить налог в размере 6994 р. 26 к.

Налоговый инспектор: Это хорошо, что вы подсчитали налог. Идите и платите, иначе на вас будет наложен штраф. И в следующий раз не задерживайтесь с уплатой налогов, а если возникнут какие-то вопросы, то сразу обращайтесь в налоговую инспекцию.

Учитель: Итак, сейчас предприниматель Вахмин Д. вычислил налог на доход физического лица. Он правильно нашел % от числа, верно произвел действия умножения и деления, преобразовал именное число, комментировал свои действия. Думаю, что он заслуживает отличной оценки своей работы. Сейчас мы с вами разыграем следующую ситуацию. Но в данном случае платить налоги будет уже не физическое лицо, а юридическое.

Задача № 2.

Налоговый инспектор – Волошин Т.

Юридическое лицо – Евсюкова В.

На доске вывешивается краткое условие задачи:

Доход – 72832,5 р.

Затраты – 38082,5 р.

Налог на прибыль - ?

Налоговый инспектор: Итак, где у нас главный бухгалтер фирмы «Эра»?

Юридическое лицо: Я главный бухгалтер. А в чем дело?

Налоговый инспектор: Вы абсолютно неверно составили отчет вашей фирмы и неверно подсчитали налоги, которые ваша фирма должна уплатить государству! Вы хотя бы знаете, какой налог на прибыль должна платить ваша фирма?

Юридическое лицо: Нет, мне кажется 15 или 20%.

Налоговый инспектор: Безобразие! Запомните, налог на прибыль с юридического лица составляет 35% (записывает в условие). Сейчас я вам покажу, как правильно вычислять, а вы садитесь, пишите за мной и учитесь. Запомните, прежде чем искать налог на прибыль. Для этого мы должны от дохода отнять затраты. И только после этого мы будем искать налог на прибыль, а именно – 35% от прибыли.

1) 72832,5 – 38082,5 = 34750,0(р.) – прибыль

2) 35% от 34750 р. = 34750 р. : 100 х 35 – 347,5 х 35 =12162,5 р. == 12162,5 = 12162 р. 50 к. – налог на прибыль

Ответ: 12162 р. 50 к.

Итак, ваша фирма «Эра» должна заплатить государству налог в размере 12162 р.50 к. Вы хорошо усвоили, как правильно вычислять налог на прибыль? Сколько он составляет процентов от прибыли?

Юридическое лицо: Налог на прибыль юридического лица составляет 35%.

Учитель: Какие грамотные у нас налоговые инспекторы! Все объяснили, рассказали нам. А вот как вы запомнили то что они нам рассказали?

Учитель: Какие существуют виды налогов?

Ученик: Налоги бывают прямые и косвенные.

Учитель: Какие налоги относятся к прямым?

Ученик: К прямым налогам относятся подоходный налог с граждан. Налог на прибыль предприятия, налог на имущество и наследство.

Учитель: Почему налоги на доходы имущество граждан и предприятий называются прямыми?

Ученик: Прямой налог непосредственно, то есть прямо выплачивает тот, с кого он взимается, поэтому и называется прямым.

Учитель: Какие налоги относятся к прямым?

Ученик: К прямым налогам относятся: налог на доход физического лица, налог на прибыль юридического лица.

Учитель: Сколько процентов составляет налог на доход физического лица?

Ученик: Налог на доход физического лица составляет 13%.

Учитель: А каков налог на прибыль юридического лица?

Ученик: Налог на прибыль с юридического лица составляет 35%.

Учитель: Хорошо, вы запомнили данный материал. Какие налоги относятся к косвенным?

Ученик: К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизный сбор.

Учитель: Сейчас вы говорили о косвенных налогах. Я предлагаю вам разрешить ситуацию, которая произошла в магазине «Ткани», а заодно посмотреть – не обманывают ли здесь покупателей, честно ли работают?

Задача № 3

Налоговый инспектор – Волошин Т.

Продавец – Белецкая Л.

На доске вывешивается образец материала (шелк) с ценником: Цена 180,2 р. +НДС. Итого 189, 21 рублей.

Налоговый инспектор: Так, хороший, чистый магазин. Красивые ткани. А вот мне понравился этот зеленый шелк. Взять, что ли! Вот и ценник. Цена тоже подходящая. Только вот не указано. Сколько % составляет НДС. Где продавец?

Продавец: Я здесь. Что вы хотели? Купить в нашем магазине материал?

Налоговый инспектор: Я налоговый инспектор Волошин Т. (показывает удостоверение). Я хочу купить у вас материал, но у вас не совсем точно составлен ценник. Почему не указан, сколько % составляет НДС?

Продавец: НДС составляет 5% от цены товара.

Налоговый инспектор: Так вы так и напишите на ценнике, чтобы люди знали.

Продавец записывает в ценник 5%.

Налоговый инспектор: Теперь покажите мне, как вы подсчитываете новую цену с учетом НДС.

Продавец: Сначала я находила 5% от прежней цены, заменив 5% на 1/20, а затем к прежней цене прибавила найденные 5% и получила новую цену.

1) 5% от 180,2 р. = 1/20 от 180,2 р. = 180,2 р. : 20 х 1 = 9,01 р. – НДС.

2) 180,20+9,01=189,21 р. – новая цена.

Налоговый инспектор: Ну что ли верно. На ценнике стоит именно такая сумма. Значит в вашем магазине все верно подсчитывают и не обманывают покупателей. Я обязательно куплю у вас ткань и другим посоветую.

Учитель: Ой, ребята, а у нас большая радость! Пока мы здесь занимались, ученица нашего класса Евсюкова В. Выиграла главный приз игра «Русское лото» - 1 млн.рублей. Давайте поздравим Валю! Только скажи, пожалуйста, Валя, все ли деньги из этого 1 млн. ты получишь, или что-то должна будещь заплатить государству?

Валя: Я должна заплатить государству налог с выигрыша в размере 35%.

Учитель: Подсчитай нам, какую сумму ты должна будешь заплатить в виде налога государству и сколько останется тебе.

Ученица: 1) 35% от 1000000=1000000:100х35=10000х35=350000 р. – налог на прибыль.

2)1000000-350000=650000 р. Остается.

Учитель: Молодец, ты правильно подсчитала.

Учитель: Вы сейчас решили 4 задачи. Давайте посмотрим и выясним какие виды налогов вы запомнили?

Ученик: В первой задаче – прямой налог на доходы физического лица.

Ученик: Во второй задаче – прямой налог на прибыль.

Ученик: В третьей задаче – косвенный налог НДС.

Ученик: В четвертой задаче – прямой налог на прибыль.

Учитель: Кто знает к какому сроку надо уплатить налоги и подать декларацию о своих доходах?

Ученик: Сведения о своих доходах и декларацию необходимо подать до 1 декабря.

Учитель: Итак ребята, мы весь урок говорили с вами о налогах, узнали какие бывают виды налогов, как и в каком количестве вычисляются налоги с разных лиц. Пришло время показать, насколько глубоки и серьезны ваши знания. Как вы знаете, все налогоплательщики должны заполнить и сдать в налоговую инспекцию до 1 декабря налоговую декларацию. Мы тоже приготовили для каждого из вас налоговую декларацию и отдельно лист, на котором представлены данные для внесения в декларацию. Сейчас налоговый инспектор Харченко К. познакомит вас с порядком заполнения декларации. После чего вы самостоятельно ее заполните, вычислите причитающийся с вас налог. После этого вы сдадите их налоговым инспекторам, а они, проверив правильность их заполнения, поместят ваши налоги в казну государства. И помните, чем точнее вы вычислите свой налог и не будете скрывать свои доходы, тем полнее будет казна государства и богаче мы все.

Образец на доске и учеников.

Налоговый инспектор: А сейчас проведем курсы обучения граждан заполнению налоговой декларации. Налоговая декларация – это заявление лица-налогоплательщика о размерах его дохода, имущества. (Заполняет образец на доске).

Ученики заполняют налоговую декларацию.

При решении этой задачи каждый относит в казну государства налог. Пока идет подсчет работаем по таблице «Государственный бюджет».

Учитель: Из чего состоит доходная часть бюджета?

Ученик: Доходная часть бюджета состоит от использования государственной собственности, от сбора налогов, от внешнеторговых сборов.

Учитель: Из чего состоит расходная часть бюджета?

Ученик: Расходная часть бюджета состоит из расходов на оборону, содержание правоохранительных органов госаппарата, образование, здравоохранения, культуру.

Учитель: Чем меньше вы будете стараться платить налоги, тем меньше государство даст нам.

Работа с «Памяткой налогоплательщика» Раздать памятку всем ученикам и зачитать.

Памятка налогоплательщика

- Каждый гражданин Российской Федерации должен уплачивать налоги со всех видов своих доходов.

- Основной вид налога, который платит гражданин – это подоходный налог, то есть налог, исчисляемый «по доходам».

- В конце каждого года гражданин обязан представить в налоговую инспекцию специальный документ – налоговую декларацию.

- За уклонение от уплаты налогов гражданин подлежит административной или уголовной ответственности (С.57 Конституции Российской Федерации).

5. Закрепление.

Учитель: Итак, ребята, какой темы был посвящен сегодняшний урок?

Ученик: Тема нашего урока «Налоговая инспекция». Наш урок посвящен уплате налогов.

Учитель: Налоги платили, платят и будут платить граждане во все времена и во всех странах. Давайте послушаем, что говорили об этом известные люди.

Ученик: (читает) «Сперва расплатись, а потом падай в обморк». С.Лец.

«Ленивые и праздные люди в государстве подобны трутням в улье, пожирающим труд пчел-работниц». М.Сервантес.

Ответы учеников, как они понимают эти высказывания.

Учитель: Что такое бюджет? Из каких 2-х частей он состоит?

Ученик: Бюджет состоит из доходной и расходной части.

Учитель: Что такое налог?

Ученик: Налог – это обязательные платежи, устанавливаемые и взимаемые государством с граждан и юридических лиц.

Учитель: С какими видами налогов вы познакомились на уроке?

Ученик: На уроке мы познакомились с двумя видами налогов. Это прямые и косвенные налоги.

Учитель: К какому числу каждый налогоплательщик должен подать налоговую декларацию?

Ученик: Налогоплательщик должен подать налоговую декларацию к 1 декабря.

Учитель: Какова величина налога на доход физического лица?

Ученик: Налог с физического лица составляет 13%.

Учитель: Сколько процентов составляет налог на прибыль?

Ученик: Налог на прибыль составляет 35%.

Учитель: Какие существуют виды косвенных налогов и сколько процентов он составляет?

Ученик: К косвенным налогам относится налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизный налог. Он составляет 5%.

Учитель: Молодцы! Вы все очень хорошо усвоили, какие бывают налоги и научились правильно их вычислять.

А какой главный вывод все мы должны сделать из нашего урока?

Ученики хором: Нужно платить налоги!

6. Подведение итогов. Оценки.

Цели и задачи: обобщить и систематизировать знания по теме «Экономика».

Планируемые результаты: предметные: применять и объяснять основные понятия изученной темы; обобщать и систематизировать полученные знания; оценивать значение экономических знаний и уметь применять их в учебной и познавательной деятельности, а также в повседневной жизни; описывать основных участников экономической деятельности, анализировать основу экономических отношений; выявлять связь между участниками мирового рынка; характеризовать роль государства в регулировании экономики; метапредметные УУД — 1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; 2) регулятивные: владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; соотносить свои действия с планируемым результатом, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения цели; оценивать правильность решения учебной задачи; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 3) познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения; использовать таблицы, схемы, модели для получения информации; развивать навыки поиска, анализа, сопоставления и оценивания обществоведческой информации; применять начальные исследовательские навыки при решении поисковых задач; личностные УУД: формирование и развитие экономической грамотности; определение жизненных ценностей, направленности на активное и созидательное участие в общественной жизни; умение выражать собственное отношение к явлениям современной жизни; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.

Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах, проектор, мультимедийная презентация.

Тип урока: урок рефлексии.

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

Мы изучили тему «Экономика». На сегодняшнем уроке мы повторим и обобщим материал в ходе практической деятельности.

Вопросы к классу

— Как вы думаете, какие задачи нам предстоит решить?

— На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения.)

Предлагаю вам выполнить различные задания.

III. Работа по теме урока

1. Экономика — это:

1) наука о законах развития хозяйства и способах его рационального ведения

2) совокупность всех средств производства, используемых людьми в целях обеспечения своих потребностей

3) хозяйство конкретной страны, включающее определенные отрасли и виды производства

4) все перечисленное

2. Из двух суждений: а) рациональный выбор — это лучший вариант поведения с учетом доходов и расходов семьи; б) рациональный выбор всегда совершается в условиях ограниченности ресурсов:

1) верно только а

2) верно только б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

3. Альтернативная стоимость — это:

1) средство удовлетворения потребностей

2) процесс создания экономических благ

3) цена потери, на которую идет потребитель, чтобы приобрести желаемое благо

4) все, что является полезным для человека, ценится им как средство удовлетворения своих потребностей

4. К возобновляемым природным ресурсам относится:

1) солнечный свет

5. Главная проблема экономики:

1) взаимодействие спроса и предложения

2) низкий уровень экономических знаний

3) ограниченность ресурсов

4) высокая степень специализации в мировом хозяйстве

6. Из двух суждений: а) благами являются средства производства; б) благами являются предметы потребления:

1) верно только а

2) верно только б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

7. Чувство самоуважения относится к потребностям:

8. Подъемный кран относится к ресурсам:

9. Из двух суждений: а) потребности человека безграничны; б) потребности человека не изменяются со временем:

1) верно только а

2) верно только б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

10. Из двух суждений: а) прибыль — это цена продукта; б) стремление получить прибыль заставляет предпринимателя внедрять новые технологии:

1) верно только а

2) верно только б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

11. Совокупность правовых норм, закрепляющих, регулирующих и охраняющих принадлежность материальных благ конкретным людям:

1) право собственности

2) форма собственности

3) субъект собственности

4) объект собственности

12. Муниципальная собственность — это имущество, принадлежащее:

4) городским поселениям

13. Из двух суждений: а) в рыночной экономике господствующее положение занимает частная собственность; б) главным механизмом рыночной экономики является регулирование цен:

1) верно только а

2) верно только б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

14. В рыночной экономике, в отличие от командной:

1) принимаются четкие государственные планы по выпуску продукции

2) устанавливаются фиксированные цены

3) взимаются государственные налоги с населения

4) существует конкуренция

15. В командной экономике, так же как и в рыночной:

1) отсутствует обмен

2) у работников нет мотивации к труду

3) существуют прямые налоги

4) происходит свободное ценообразование

16. В 1930-е гг. в СССР проводилась индустриализация — ускоренное промышленное развитие страны. Власть разрабатывала планы развития промышленности на пять лет (пятилетку). Пятилетние планы должны были неукоснительно выполняться. Это пример действия:

1) традиционной экономической системы

2) командной экономической системы

3) рыночной экономики

4) отмены товарно-денежных отношений

17. Налоги в Российской Федерации устанавливаются:

2) общим голосованием населения

3) политическими партиями

4) Центральным банком РФ

18. Из двух суждений: а) местные власти вправе взимать налоги в местный бюджет; б) сбор налогов является необходимым для деятельности любого государства:

1) верно только а

2) верно только б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

19. Конкуренция производителей и продавцов на рынке приводит к:

1) повышению цен

2) росту затрат производителей на изготовление товаров

3) улучшению качества обслуживания

4) увеличению числа производителей на рынке

1. К экономической сфере жизни общества относится:

1) потребление материальных благ

2) создание политических партий

3) получение образования

4) организация местного самоуправления

2. Экономическое благо:

2) вода из родника

3. Ограниченность ресурсов — это:

1) основная причина кризиса современной России

2) основная проблема экономики

3) основная проблема философии

4) основная проблема политики

4. Рынок регулирует отношения в сфере:

5. Из двух суждений: а) потребитель изготавливает и продает товары, предоставляет услуги; б) в роли потребителя благ может выступать человек, фирма и общество в целом:

1) верно только а

2) верно только б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

6. Признак, характеризующий рыночную экономику:

1) государственная собственность на средства производства

2) уравнительное распределение производимых благ

3) свободная конкуренция товаропроизводителей

4) незаинтересованность производителя в результатах труда

7. Гражданин, покупая в магазине комплект мебели, расплатился кредитной картой. В данном случае деньги выступают как:

1) мера стоимости

2) мировые деньги

3) средство накопления

4) средство обращения

8. В современных развитых странах большая часть трудоспособного населения занята в сфере:

1) тяжелой промышленности

2) легкой промышленности

3) сельского хозяйства

9. Рост конкуренции среди покупателей возникнет, если:

1) произойдет снижение цен

2) вырастет качество производимых товаров

3) возникнет дефицит товаров

4) вырастет производство товаров

10. Из двух суждений: а) цена зависит от спроса, но не зависит от предложения; б) на более редкие товары устанавливаются более высокие цены:

1) верно только а

2) верно только б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

11. К способам воздействия государства на экономику относится:

2) предоставление льгот

3) правовое регулирование

4) все вышеперечисленное

12. Для командной экономики характерно(а):

1) преобладание натурального хозяйства

2) жесткое регулирование государством производства, обмена и распределения

3) свобода действий производителя

4) свобода действий потребителя

13. В городе Н организацией свадебных торжеств занимается фирма «Два кольца». Сотрудники ЗАГСа рекомендуют вступающим в брак воспользоваться ее услугами. Услуги фирмы стоят очень дорого, но других компаний, занимающихся организацией торжеств, в городе нет. Фирма «Два кольца» является примером:

2) командной экономики

4) рыночной экономики

14. Государственный бюджет в Российской Федерации утверждается:

1) Центральным банком РФ

2) Правительством РФ

3) Федеральным собранием РФ

15. Рационально вести хозяйство — значит:

1) правильно расходовать ресурсы и получать наибольшую прибыль

2) экономить средства

3) копить материальные средства

4) сдавать материальные ресурсы в аренду

16. Для командной экономической системы характерно(а):

1) свобода предпринимательской деятельности

2) многообразие форм собственности

3) преобладание сельского хозяйства

4) централизованное ценообразование

17. Из двух суждений: а) производитель может влиять на формирование спроса на свои товары и услуги; б) производитель стремится получать большую прибыль с наименьшими затратами:

1) верно только а

2) верно только б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

18. В небольшом городе М частные предприниматели построили несколько обувных фабрик. Продукция фабрик стала поступать на прилавки магазинов города. В результате в городе М.:

1) резко возросли цены на обувь

2) произошло насыщение рынка обувной продукцией

3) увеличился спрос населения на обувь

4) закрылись все обувные фабрики

19. Мастер по результатам работы за год получил от фирмы крупную денежную премию. Этот пример иллюстрирует отношения в сфере:

— Разделившись на пять групп выполните задания рубрики «Практикум» на с. 243—246 учебника.

Первая группа выполняет задания 1,3.

Вторая группа — задания 2, 4.

Третья группа — задания 5, 10.

Четвертая группа — задания 6,7.

Пятая группа - задания 8, 9.

(Проверка выполнения заданий. Обсуждение результатов работы на уроке.)

Оцените свою работу на уроке, продолжив следующие фразы.

• На уроке я работал(а) (активно / пассивно).

• Своей работой на уроке я (доволен (довольна) / недоволен (недовольна)).

• Мне больше всего удалось.

• Я похвалил(а) бы себя за то, что.

Повторить материал курса «Обществознание. 8 класс».

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2021 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.

Цели и задачи: обобщить и систематизировать знания по теме «Экономика».

Планируемые результаты: предметные: применять и объяснять основные понятия изученной темы; обобщать и систематизировать полученные знания; оценивать значение экономических знаний и уметь применять их в учебной и познавательной деятельности, а также в повседневной жизни; описывать основных участников экономической деятельности, анализировать основу экономических отношений; выявлять связь между участниками мирового рынка; характеризовать роль государства в регулировании экономики; метапредметные УУД — 1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; 2) регулятивные: владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; соотносить свои действия с планируемым результатом, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения цели; оценивать правильность решения учебной задачи; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 3) познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения; использовать таблицы, схемы, модели для получения информации; развивать навыки поиска, анализа, сопоставления и оценивания обществоведческой информации; применять начальные исследовательские навыки при решении поисковых задач; личностные УУД: формирование и развитие экономической грамотности; определение жизненных ценностей, направленности на активное и созидательное участие в общественной жизни; умение выражать собственное отношение к явлениям современной жизни; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.

Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах, проектор, мультимедийная презентация.

Тип урока: урок рефлексии.

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

Мы изучили тему «Экономика». На сегодняшнем уроке мы повторим и обобщим материал в ходе практической деятельности.

Вопросы к классу

— Как вы думаете, какие задачи нам предстоит решить?

— На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения.)

Предлагаю вам выполнить различные задания.

III. Работа по теме урока

1. Экономика — это:

1) наука о законах развития хозяйства и способах его рационального ведения

2) совокупность всех средств производства, используемых людьми в целях обеспечения своих потребностей

3) хозяйство конкретной страны, включающее определенные отрасли и виды производства

4) все перечисленное

2. Из двух суждений: а) рациональный выбор — это лучший вариант поведения с учетом доходов и расходов семьи; б) рациональный выбор всегда совершается в условиях ограниченности ресурсов:

1) верно только а

2) верно только б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

3. Альтернативная стоимость — это:

1) средство удовлетворения потребностей

2) процесс создания экономических благ

3) цена потери, на которую идет потребитель, чтобы приобрести желаемое благо

4) все, что является полезным для человека, ценится им как средство удовлетворения своих потребностей

4. К возобновляемым природным ресурсам относится:

1) солнечный свет

5. Главная проблема экономики:

1) взаимодействие спроса и предложения

2) низкий уровень экономических знаний

3) ограниченность ресурсов

4) высокая степень специализации в мировом хозяйстве

6. Из двух суждений: а) благами являются средства производства; б) благами являются предметы потребления:

1) верно только а

2) верно только б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

7. Чувство самоуважения относится к потребностям:

8. Подъемный кран относится к ресурсам:

9. Из двух суждений: а) потребности человека безграничны; б) потребности человека не изменяются со временем:

1) верно только а

2) верно только б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

10. Из двух суждений: а) прибыль — это цена продукта; б) стремление получить прибыль заставляет предпринимателя внедрять новые технологии:

1) верно только а

2) верно только б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

11. Совокупность правовых норм, закрепляющих, регулирующих и охраняющих принадлежность материальных благ конкретным людям:

1) право собственности

2) форма собственности

3) субъект собственности

4) объект собственности

12. Муниципальная собственность — это имущество, принадлежащее:

4) городским поселениям

13. Из двух суждений: а) в рыночной экономике господствующее положение занимает частная собственность; б) главным механизмом рыночной экономики является регулирование цен:

1) верно только а

2) верно только б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

14. В рыночной экономике, в отличие от командной:

1) принимаются четкие государственные планы по выпуску продукции

2) устанавливаются фиксированные цены

3) взимаются государственные налоги с населения

4) существует конкуренция

15. В командной экономике, так же как и в рыночной:

1) отсутствует обмен

2) у работников нет мотивации к труду

3) существуют прямые налоги

4) происходит свободное ценообразование

16. В 1930-е гг. в СССР проводилась индустриализация — ускоренное промышленное развитие страны. Власть разрабатывала планы развития промышленности на пять лет (пятилетку). Пятилетние планы должны были неукоснительно выполняться. Это пример действия:

1) традиционной экономической системы

2) командной экономической системы

3) рыночной экономики

4) отмены товарно-денежных отношений

17. Налоги в Российской Федерации устанавливаются:

2) общим голосованием населения

3) политическими партиями

4) Центральным банком РФ

18. Из двух суждений: а) местные власти вправе взимать налоги в местный бюджет; б) сбор налогов является необходимым для деятельности любого государства:

1) верно только а

2) верно только б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

19. Конкуренция производителей и продавцов на рынке приводит к:

1) повышению цен

2) росту затрат производителей на изготовление товаров

3) улучшению качества обслуживания

4) увеличению числа производителей на рынке

1. К экономической сфере жизни общества относится:

1) потребление материальных благ

2) создание политических партий

3) получение образования

4) организация местного самоуправления

2. Экономическое благо:

2) вода из родника

3. Ограниченность ресурсов — это:

1) основная причина кризиса современной России

2) основная проблема экономики

3) основная проблема философии

4) основная проблема политики

4. Рынок регулирует отношения в сфере:

5. Из двух суждений: а) потребитель изготавливает и продает товары, предоставляет услуги; б) в роли потребителя благ может выступать человек, фирма и общество в целом:

1) верно только а

2) верно только б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

6. Признак, характеризующий рыночную экономику:

1) государственная собственность на средства производства

2) уравнительное распределение производимых благ

3) свободная конкуренция товаропроизводителей

4) незаинтересованность производителя в результатах труда

7. Гражданин, покупая в магазине комплект мебели, расплатился кредитной картой. В данном случае деньги выступают как:

1) мера стоимости

2) мировые деньги

3) средство накопления

4) средство обращения

8. В современных развитых странах большая часть трудоспособного населения занята в сфере:

1) тяжелой промышленности

2) легкой промышленности

3) сельского хозяйства

9. Рост конкуренции среди покупателей возникнет, если:

1) произойдет снижение цен

2) вырастет качество производимых товаров

3) возникнет дефицит товаров

4) вырастет производство товаров

10. Из двух суждений: а) цена зависит от спроса, но не зависит от предложения; б) на более редкие товары устанавливаются более высокие цены:

1) верно только а

2) верно только б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

11. К способам воздействия государства на экономику относится:

2) предоставление льгот

3) правовое регулирование

4) все вышеперечисленное

12. Для командной экономики характерно(а):

1) преобладание натурального хозяйства

2) жесткое регулирование государством производства, обмена и распределения

3) свобода действий производителя

4) свобода действий потребителя

13. В городе Н организацией свадебных торжеств занимается фирма «Два кольца». Сотрудники ЗАГСа рекомендуют вступающим в брак воспользоваться ее услугами. Услуги фирмы стоят очень дорого, но других компаний, занимающихся организацией торжеств, в городе нет. Фирма «Два кольца» является примером:

2) командной экономики

4) рыночной экономики

14. Государственный бюджет в Российской Федерации утверждается:

1) Центральным банком РФ

2) Правительством РФ

3) Федеральным собранием РФ

15. Рационально вести хозяйство — значит:

1) правильно расходовать ресурсы и получать наибольшую прибыль

2) экономить средства

3) копить материальные средства

4) сдавать материальные ресурсы в аренду

16. Для командной экономической системы характерно(а):

1) свобода предпринимательской деятельности

2) многообразие форм собственности

3) преобладание сельского хозяйства

4) централизованное ценообразование

17. Из двух суждений: а) производитель может влиять на формирование спроса на свои товары и услуги; б) производитель стремится получать большую прибыль с наименьшими затратами:

1) верно только а

2) верно только б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

18. В небольшом городе М частные предприниматели построили несколько обувных фабрик. Продукция фабрик стала поступать на прилавки магазинов города. В результате в городе М.:

1) резко возросли цены на обувь

2) произошло насыщение рынка обувной продукцией

3) увеличился спрос населения на обувь

4) закрылись все обувные фабрики

19. Мастер по результатам работы за год получил от фирмы крупную денежную премию. Этот пример иллюстрирует отношения в сфере:

— Разделившись на пять групп выполните задания рубрики «Практикум» на с. 243—246 учебника.

Первая группа выполняет задания 1,3.

Вторая группа — задания 2, 4.

Третья группа — задания 5, 10.

Четвертая группа — задания 6,7.

Пятая группа - задания 8, 9.

(Проверка выполнения заданий. Обсуждение результатов работы на уроке.)

Оцените свою работу на уроке, продолжив следующие фразы.

• На уроке я работал(а) (активно / пассивно).

• Своей работой на уроке я (доволен (довольна) / недоволен (недовольна)).

• Мне больше всего удалось.

• Я похвалил(а) бы себя за то, что.

Повторить материал курса «Обществознание. 8 класс».

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2021 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.

Решение задач по налогам и налогообложению и ответы на тест [15.10.16]

Тема: Решение задач по налогам и налогообложению и ответы на тест

Тип: Задача | Размер: 22.68K | Скачано: 163 | Добавлен 15.10.16 в 11:28 | Рейтинг: +1 | Еще Задачи

Задача 1

Рассчитайте сумму НДС к уплате в бюджет хлебозаводом ОАО «Восток» если известно, что в январе были произведены следующие расчеты

Таблица 1 – Исходные данные

Реализовано хлеба по цене 19 руб. за 1 булку ( в ценах без НДС), тыс. булок

Получена предоплата под отгрузку хлеба, тыс. руб.

Оплачен счет транспортной организации с учетом НДС, тыс. руб.

Оплачены счета за потребленную электроэнергию с учетом НДС, тыс. руб.

Оплачены счета за потребленную воду с учетом НДС, тыс. руб.

Оплачены счета за муку на сумму, тыс. руб., кроме того:

Решение

  1. Начислено НДС:

(19*115000) · 18% = 2185000 · 18% =393 300 руб.

115 000 · 18% = 20 700 руб.

Итого начислено 393300+20700=414000 руб.

  1. Налоговые вычеты:

563000 · 18 ÷118 = 85 881,36 руб.

30000 · 18 / 118 = 4576,27 руб.

Итого вычетов 85881,36+4576,27 +11500= 101957,63 руб.

  1. НДС в бюджет:

414000 – 101957,63 = 312042,37 руб.

Задача 2

Определите налоговую базу и сумму налога на прибыль предприятия ОАО «Машзавод» при следующих данных

Таблица 2 – Исходные данные, тыс. руб.

Доходы от реализации продукции

Расходы на изготовление продукции, кроме того:

-расходы на ликвидацию при выводе из эксплуатации основных средств

-затраты на содержание законсервированных производственных мощностей

-расходы на услуги банков

-расходы ЖКХ сверх нормы

Решение

Расходы составляют: 15500+25+18+10+31+5 = 15 592 тыс. руб.

Налогооблагаемая прибыль: 17000-15592=1408 тыс. руб.

Сумма налога на прибыль: 1408 · 20% = 281,6 тыс. руб., в т.ч для перечисления в федеральный бюджет – 1408 · 2% = 28,16 тыс. руб., в местные бюджеты – 1408 · 18% = 253,44 тыс. руб.

Задача 3

Гражданин Иванов П.И.имеет троих детей: двух школьников, одного студента очной формы обучения в возрасте 22 лет. С 1 марта текущего года оформил инвалидность второй группы. Рассчитайте налог на доходы физических лиц за период с 1 января по 1 апреля текущего года при данных, приведенных в таблице 3.

Таблица 3 – Исходные данные, руб.

Доходы по месяцам

Решение

Общая сумма налогового вычета на детей составила

1400*2+3000 =5800 рублей в месяц.

НДФЛ январь = (10 000– 5 800) · 13% = 546 руб.

НДФЛ февраль = (10 000– 5 800) · 13% = 546 руб.

НДФЛ март = (10 500– 5 800) · 13% = 611 руб.

НДФЛ апрель = (9 000 – 5 800 -500) · 13% = 351 руб.

НДФЛ за период с января по апрель текущего года

546 + 546 + 611 + 351 = 2054 руб.

1400*2+3000 =5800 руб.

Задача 4

По данным таблицы 4 рассчитайте сумму авансового платежа по налогу на имущество организации за 1 квартал текущего года. Ставку налога на имущество принимается в размере 2,2%.

Таблица 4 – Исходные данные, млн.руб.

Остатки по данным бухгалтерского учета по счетам

Решение

При определении налоговой базы имущество учитывается по его остаточной стоимости, которая составляет разницу между первоначальной стоимостью и суммой начисленной амортизации.

на 01.01. 27-7= 20 млн.руб.

на 01.02. 27-7,2= 19,8 млн.руб.

на 01.03. 27-7,5= 19,5 млн.руб.

на 01.04. 27-7,8= 19,2 млн.руб.

Средняя стоимость имущества в целях расчета налога на имущество составит:

(20+19,8+19,5+1 9,2)÷4 = 19,625 млн. руб.

Сумма налога, подлежащая уплате в 1 квартале, составит:

19 625 000 · 2,2% = 431 750 руб.

Задача 5

Рабочий ОАО «РЖД» получил 20 марта 2012г. в организации по месту работы ссуду сроком на 2 месяца из расчета 5% годовых. Условиями договора предусмотрено, что уплата процентов и возврат ссуды производится одновременно не позднее 20 мая 2012г. Работник внес ссуду и уплатил проценты в срок. Рассчитайте по данным таблицы 5 сумму НДФЛ в материальной выгоде работника, если известно, что ставка рефинансирования на момент пользования ссудой равнялась 8%.

Таблица 5 – Исходные данные, тыс. руб.

Решение

75 000 руб. ÷365 дн. · 62 дн. ((2/3·8% -5%)÷100)= 42,47 руб.

НДФЛ с материальной выгоды:

42,47 руб. · 35% = 15 руб.

Тестовые задания

  1. Налоговая система – это:

а) совокупность принципов и способов взимания налогов;

б) совокупность форм и методов взимания налогов;

в) совокупность действующих в данный момент в конкретном государстве существенных условий налогообложения;

г) права и ответственность участников налоговых отношений;

  1. Какой налог является федеральным?

а) налог на имущество организаций;

б) земельный налог;

в) налог на прибыль организаций. (К федеральным налогам и сборам: Налог на добавленную стоимость; Налог на прибыль; Акцизы; Налог на доходы физических лиц; Налог на добычу полезных ископаемых; Водный налог; Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; Государственная пошлина.

  1. Какой налог является региональным?

а) налог на доходы физических лиц;

б) земельный налог;

в) транспортный налог; (К региональным налогам относятся: налог на имущество организаций; налог на игорный бизнес; транспортный налог.)

  1. Какой налог является местным?

а) налог на добычу полезных ископаемых;

б) налог на добавленную стоимость;

в) налог на имущество физических лиц; (К местным налогам относятся: земельный налог; налог на имущество физических лиц; налог на рекламу; налог на наследование или дарение; местные лицензионные сборы.)

г) плата за пользование лесным фондом.

  1. Какой налог относится к специальным налоговым режимам?

а) таможенные платежи;

б) сборы за пользование объектами животного мира;

в) единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности; (Специальный налоговый режим — особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определённого периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных Налоговым кодексом и принимаемыми в соответствии с иными федеральными законами. Специальные налоговые режимы: система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, упрощённая система налогообложения, единый налог на вменённый доход, система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции, патентная система налогообложения.)

  1. Какой налог не учитывает личность и доходность субъекта?

а) налог на прибыль (прямой налог, взимаемый с прибыли организации (предприятия, банка, страховой компании и т. д.). Прибыль для целей данного налога, как правило, определяется как доход от деятельности компании минус сумма установленных вычетов и скидок.);

б) налог на доходы физических лиц;

в) транспортный налог;

г) налог на имущество физических лиц.

  1. Кто не является участником налоговых отношений?

а) Министерство финансов и финансовые органы;

б) Федеральная таможенная служба и ее подразделения;

в) Президент РФ – как орган власти; (Участниками налоговых отношений являются: организации и физические лица, признаваемые Налоговым кодексом налогоплательщиками; организации и физические лица, признаваемые Налоговым кодексом налоговыми агентами; Министерство по налогам и сборам и его подразделения; Министерство финансов Российской Федерации, министерства финансов республик, финансовые управления территориальных образований; Государственный таможенный комитет и его подразделения; государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления; органы государственных внебюджетных фондов; Федеральная служба налоговой полиции.)

г) Государственные исполнительные органы власти по взиманию налогов и контролю за их уплатой.

  1. Какой орган власти уполномочен принимать решение по изменению сроков уплаты федеральных налогов и сборов?

а) Министерство финансов РФ;

б) Исполнительные органы государственных внебюджетных фондов;

в) Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные по контролю и надзору в области налогов и сборов; (в ред. Федеральных законов от 29.07.2004 N 95-ФЗ, от 26.11.2008 N 224-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

г) Государственная дума.

  1. При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает:

в) пеню; ри уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК РФ. Кроме того, в подобных случаях к нему при определенных обстоятельствах могут быть применены меры ответственности за налоговые правонарушения.)

г) разовую доплату.

  1. Какой вид изменения сроков уплаты применяется для сборов?

а) налоговый кредит;

б) налоговая льгота;

в) отсрочка;

г) инвестиционный налоговый кредит.

  1. Лицо, уполномоченное взимать сумму налога у налогоплательщика:

а) Министерство финансов РФ;

б) Исполнительные органы государственных внебюджетных фондов;

в) налоговый агент;( налоговые агенты — лица, на которые в соответствии с Налоговым кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению (частные нотариусы, частные охранники, частные детективы и др.) в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов);

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Конспект урока

Обществознание, 11 класс

Урок № 22. Налоговая система в РФ

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Налоговая система в РФ.
  2. Виды налогов.
  3. Функции налогов.
  4. Налоги, уплачиваемые предприятиями.

Косвенные налоги — налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу.

Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоговая система России – это совокупность налогов, пошлин, сборов и всех иных обязательных платежей, взимаемых в установленном законом порядке с плательщиков (физических и юридических лиц) на территории Российской Федерации.

Прогрессивное налогообложение - система, при которой налоговые ставки увеличиваются по мере роста дохода налогоплательщика.

Пропорциональное налогообложение — система налогообложения, при которой налоговые ставки устанавливаются в едином проценте к доходу налогоплательщика независимо от величины дохода;

Прямые налоги — это налоги, взимаемые государством непосредственно с доходов или с имущества налогоплательщика.

Регрессивное налогообложение – система, при которой ставка налога снижается при увеличении доходов и растет при их уменьшении.

Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Специальные налоговые режимы - особый порядок определения элементов налогов, а также освобождение от уплаты налогов и сборов при определенных условиях.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Боголюбов Л. Н., Аверьянов Ю. И., Белявский А. В. и др. / Под ред. Боголюбова Л. Н., Лазебниковой А. Ю., Телюкиной М. В. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень. – М.: Просвещение, 2016 г. – С.80-91

Налоги и налоговая система Российской Федерации : учебник и практикум для академического бакалавриата / под науч. ред. Л. И. Гончаренко. — М. : Издательство Юрайт, 2015. — С. 541

Пансков, В. Г. Налоги и налогообложение. Практикум : учебное пособие для вузов / В. Г. Пансков, Т. А. Левочкина. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — С.319

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Налоговая система России – это совокупность налогов, пошлин, сборов и всех иных обязательных платежей, взимаемых в установленном законом порядке с плательщиков (физических и юридических лиц) на территории Российской Федерации.

Налоговая система Российской Федерации включает в себя налоги (в которых еще заключаются акцизы) и сборы (с государственными пошлинами в составе).

Необходимо отметить, что таможенные пошлины относятся к сфере таможенного регулирования и не входят в состав налоговой системы России.

Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Различают иды налогов по объекту: прямые и косвенные.

Налоги, которые взимаются непосредственно с физических и юридических лиц называются прямыми. К ним относят налог на прибыль, на имущество, подоходный налог.

Товары и услуги, ресурсы и виды деятельности облагаются косвенным налогом.

Налог на добавленную стоимость, акцизы, налог с продаж, импортные пошлины – это основные косвенные налоги.

Существуют следующие виды налогов по субъекту: центральные и местные.

В России существует трехуровневая система налогообложения:

- федеральные налоги, которые устанавливаются федеральным правительством и идут в федеральный бюджет;

- региональные налоги, находящиеся в сфере полномочий субъектов Российской Федерации;

- местные налоги, устанавливаются и собираются органами местного самоуправления.

По характеру налогообложения различают виды налогов:

пропорциональные (ставка налога с ростом или уменьшением доходов не меняется);

прогрессивные (доля налога увеличивается с ростом дохода);

регрессивные (доля налога в доходе падает с ростом дохода).

Прогрессивными обычно бывают подоходные налоги. Налогоплательщик вынужден платить государству больше денег, если его доходы растут

Регрессивные налоги, как правило, падают на плечи бедной части населения.

Особый порядок установления элементов налогов устанавливают специальные налоговые режимы. Особым порядком налогообложения также может быть предусмотрено освобождение от уплаты налогов, если существуют установленные законом определенные условия.

Специальные режимы налогообложения в России представлены четырьмя системами:

система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;

упрощенная система налогообложения;

система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Фискальная, регулирующая, распределительная, контролирующая. Это было перечисление четырех основных функций налогов.

Фискальная функция налогообложения является основной. Так как из налогов состоит большая часть государственного бюджета.

С помощью распределительной функции государство перераспределяют общественные доходы.

Регулирующая функция призвана обеспечить государству возможность посредством налоговых сборов проводить экономическую политику.

Налоги также помогают государству контролировать пополнение бюджета и измерять состояния финансовых ресурсов. Эта функция налогов называется контрольной.

Налоги, которые уплачивает предприятие.

На величину прибыли предприятия оказывают влияние не только издержки производства, но и сумма уплачиваемых им налогов.

При организации своего дела предпринимателю необходимо учитывать не только издержки производства, но и налоги, которые придется платить, а это значительная статья расходов.

Список налогов, уплачиваемых предприятиями:

- налог на добавленную стоимость;

- акцизы на отдельные группы и виды товаров;

- налог на прибыль;

- налог на операции с ценными бумагами;

- отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

- платежи за пользование природными ресурсами и др.

- налог на имущество предприятий;

- плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем;

- сбор на нужды образовательных учреждений;

-налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне;

-целевые сборы с предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовых форм на содержание милиции, благоустройство территорий и др.

Налоги – это один из признаков государства. Без регулярного пополнения бюджета государство не сможет выполнять свои функции. Поэтому каждый член общества должен осознавать, что налоги - это вклад в общее дело, на свое благо и благо общества.

Основные принципы налогообложения

  • Справедливость
  • Четкая определенность и точность налогов
  • Удобство взимания налогов
  • Эффективность
  • Обязательность

Пример и разбор решения заданий

1. Запишите слово, пропущенное в таблице

Обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Правильный вариант/варианты: сбор.

2. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Основным источником__________ (А) бюджета являются налоги. __________ (Б) налоги взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщиков, __________ (В) налоги – это налоги на потребление товаров и услуг, устанавливаемые в виде надбавок к __________ (Г) и тарифам товаров и услуг. В зависимости от порядка установления различают __________ (Д) налоги, которые обязательны к уплате на всей территории страны и все элементы которых установлены центральной властью, __________ (Е) и местные налоги, которые обязательны к уплате на соответствующих территориях, и некоторые элементы налогов могут устанавливаться субъектами РФ и местным самоуправлением.

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

1) прямой 4) унитарный 7) косвенный

2) расход 5) доход 8) региональный

3) федеральный 6) акциз 9) цена.

Правильный вариант: доход, прямой, косвенный, цена, федеральный, региональный.

Читайте также: