Налоговые проверки охранных предприятий

Опубликовано: 15.05.2024

Малый бизнес освободили от плановых проверок на 2021 год. Но он не распространяется на внеплановые проверки - только на плановые, которые проводятся 1 раз в 3 года.

Какие проверки возможны, каких ожидать и что делать - читайте далее.

Какие проверки

Налоговым кодексом предусмотрены плановые и внеплановые проверки (согласно пп. 2 п. 1 ст. 32 НК РФ). Оформили информацию о них в таблице ниже.

Виды проверок / Свойства

Проверки, которые проводятся по заранее установленному плану.

Проверки, которые проводятся по уведомлению налогового органа.

по заявлению потребителей либо третьих лиц.

Основание для визитов налоговых инспекторов

Налоговые органы обязаны регулярный осуществлять контроль (согласно требованиям налогового законодательства).

отсутствие реакции на предписание налогового органа в рамках оговоренного срока;

если проверка является условием для выдачи специального разрешения (лицензии) или разрешения (согласования);

обращение граждан (с доказательствами) об угрозе и причинению вреда организацией или бизнесменом жизни, здоровью граждан, животных, растений, окружающей среде, объектам культурного наследия народов России, безопасности государства;

нарушение прав потребителей; нарушения требований к маркировке товаров;

обнаружение фактов, которые могут вести к нарушениям;

отдельное поручение Президента РФ, Правительства РФ, требование прокурора на основании предоставленных фактов.

Согласно налоговому Законодательству налоговая проверка обязательно произойдет по факту предоставления налоговой отчетности — сообщается на официальном сайте ФНС.

Плановые и внеплановые проверки бывают следующих подвидов:

Камеральная налоговая проверка – это проверка соблюдения налогового законодательства на основе налоговой декларации, данных бухгалтерского учета и других документов.

Проверка начинается после подачи декларации в налоговый орган без уведомления налогоплательщика и длится около 3-х месяцев.

Истребование документов у налогоплательщика,

Истребование документов у контрагентов,

Участие переводчика или стороннего эксперта,

Осмотр документов и предметов с согласия налогоплательщика.

Выездная налоговая проверка - проверка с посещением представительства организации и проводится в отношении налога на прибыль организации.

Срок проведения - 1-6 месяцев (зависит от вида проверки и используемых инструментов).

требование документов (информации),

получение экспертного заключения,

Вместе с этим в Налоговом Законодательстве закреплено понятие налоговых рисков — возможных финансовых убытков вследствии визита налоговой инспекции. Хотя четкого определения нет.

По результатам налоговой проверки в случае обнаружения нарушения предприниматель привлекается к ответственности (требования фнс об этом изложены в ст 101 НК РФ и Федеральном законе от 16.11.2011 N 321-ФЗ).

Так как же узнать об ожидаемых проверках и минимизировать налоговые риски? Читайте далее.

Актуальный ежегодный график планов проверок


Сайт Генеральной прокуратуры РФ.

Введите ИНН, ОГРН или наименование искомой организации — получите информацию из базы данных ФНС с информацией по проведению выездных и камеральных налоговых проверок.


Скриншот результата проверки

В 2021 году произошло обновление налогового законодательства.

На 2021 год мораторий продлен

Документ устанавливает, что в 2021 году действует мораторий (продолжается с 2020 года) на проведение плановых выездных проверок в отношении юридических лиц и ИП, субъектов малого бизнеса. Соответствующее постановление было подписано Михаилом Мишустиным, сообщает Министерство Экономического Развития.

Однако, как и раньше инспекторы ФНС будут проверять следующие субъекты мсп:

осуществляющие деятельность в социальной сфере,

сфера теплоснабжения, электроэнергетики и энергосбережения и повышения энергетической эффективности,

предприятия из области производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней.

Малые предприятия этих сфер будут подвергаться налоговому мониторингу и другим методам проверки налоговой инспекции — в соответствии с п.9 ст. 9 закона № 294-ФЗ.

Кроме этого, государственный орган контроля проверит:

компании, использующие производственные объекты из категории чрезвычайно высокого или высокого уровня налоговый рисков, либо попадающие в 1 и 2 класс опасности, либо в отношении которых установлен режим постоянного государственного контроля;

субъекты малого предпринимательства, в отношении которых есть вступившее в законную силу постановление о назначении административной ответственности за совершение грубого нарушения требований КоАП, дисквалификации или административного приостановления деятельности (с возможной блокировкой расчетного счета);

Также с проверкой придут, если ранее приняли решение о приостановлении действия лицензии или вообще ее аннулировали. Учтите условие для таких ревизий – с даты окончания налоговой проверки, по результатам которой вынесли постановление или приняли решение, прошло менее 3 лет.

ВНИМАНИЕ! Если вас не должны проверять, но включили в план — подайте заявление

Подготовьте следующие документы:

Заявление об исключении из плана проверок (форма по ссылке).

Если у вас ООО, сделайте копию бухгалтерской отчётности.

Если вы ИП, подготовьте копию отчета по УСН или НДФЛ.

Для организаций всех форм, нужна копия отчета для налоговой о численности персонала.

Эти документы подавайте в орган, который назначил проверку — информацию смотрите в плане проверок.

В течение 10 дней примут решение об отмене вашей проверки и до 2021 года включать вас в план больше не должны.

Несмотря на мораторий, государственный контроль в 2021 году будет осуществляться. Каким образом? Читайте далее.

В 2021 году ФНС может обойти мораторий на законном основании

Государственной думой был принят Федеральный Закон N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". Он одобрен Советом Федерации 24 июля 2020 года. Вступил в силу 1.07.2021 года.

Данный закон вводит новые формы внеплановых налоговых проверок, согласно которым налоговые инспекторы вправе проверять бизнес.

Контрольная закупка — создание ситуации для сделки — для оценки обязательных требований при продаже. Проводится без предварительного уведомления.

Мониторинговая сделка — сделка с последующим направлением товаров или услуг на экспертизу на соответствие их (приобретенных товаров или услуг) требуемому качеству. Также проводится без предварительного уведомления.

Выборочный контроль — отбор проб образцов продукции с целью определения соответствия продукции качеству. Проводится только по предварительному согласованию с прокуратурой (исключения — поручение Президента, требование прокурора, окончание сроков об устранении предварительно выявленного нарушения, наступление события из программы проверок и если есть сведения об угрозе охраняемым законом ценностям).

Инспекционный визит — осмотр предприятия без предварительного уведомления владельца (представителя бизнеса). Также проводится по согласованию с прокуратурой (исключения — те же, что и в пункте про выборочный контроль).

Рейдовый осмотр — мероприятие по оценке соблюдения обязательных требований по использованию (эксплуатации) объектов контроля, которыми владеют несколько лиц, осуществления деятельности или совершения действий контролируемых лиц на определенной территории.

Документарная проверка — проверка документов контролируемых лиц, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документов, используемых при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований контрольного органа.

Выездная проверка — мероприятие по проверке соблюдения обязательных требований и оценке качества выполнения этих требований.

Наблюдение за соблюдением обязательных требований — анализ данных об объектах контроля, имеющихся у контрольного (надзорного) органа, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах.

Выездное обследование — визуальная оценка соблюдения контролируемым лицом обязательных требований. Проводится без информирования о процедуре.

Также вводятся так называемые “профилактические мероприятия”:

информирование — размещение соответствующих сведений на официальном сайте контрольного (надзорного) органа, в СМИ, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах и в иных формах;

обобщение правоприменительной практики — подготовка доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики контрольного органа;

меры стимулирования добросовестности — мероприятия по нематериальному поощрению добросовестных контролируемых лиц. Подробная информация — на сайте контрольного органа;

объявление предостережения — объявление контрольным органом предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и предложение мер по обеспечению соблюдения обязательных требований;

консультирование — бесплатные разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля, муниципального контроля;

самообследование — самостоятельная оценка соответствия обязательным требованиям законодательства;

профилактический визит — беседа по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.

Порядок проведения данных мероприятий также обозначен в соответствующем федеральном законе.

Сдаем налоговую отчетность в 3 клика

Подготовить и сдать отчетность предпринимателю помогают специальные сервисы для ведения бухгалтерского учета. Например, “Контур.Эльба”, “Мое дело”, “1С-Бухгалтерия”. В силу своей доступности, наиболее популярен сервис “Мое дело”. Если у вас небольшой бизнес, то программа вполне заменит вам бухгалтера. А вам для работы в ней не потребуется специализированных знаний.

рассчитывают налоги, зарплату, отпускные и больничные

формируют и отправляют необходимые отчеты в ПФР, ФСС и ФНС

создают счета и договора

напоминают о приближении сроков сдачи отчетов.

Кстати, МТС Касса интегрирована со всеми упомянутыми бухгалтерскими сервисами. Поэтому вам не придется вводить вручную информацию по продажам, остаткам, возвратам выручке и деньгам. Все необходимые для бухучета данные будут передаваться из кассы автоматически.


Выбирайте правильные кассы и недорогих помощников в бизнесе.

Дата публикации: 02.04.2021

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Проверки


Правительство РФ ввело мораторий на плановые проверки субъектов малого предпринимательства — это вы наверняка слышали. Постановление будет действовать весь 2021 год. Важные нюансы о том, как теперь будут производить контрольно-надзорные мероприятия и чего ждать предпринимателям, читайте в статье.

Мораторий на проверки предприятий

Постановление, о котором было сказано выше, принято для снижения административной нагрузки на малый бизнес и быстрого экономического роста. Однако мораторий будет действовать не для всех субъектов предпринимательства и не всегда.

Полностью освобождены от плановых проверок:

  • некоммерческие объединения, в которых работает в среднем не более 200 сотрудников. Исключение — некоммерческие организации, признанные иностранными агентами, и политические партии;
  • ООО и ИП, которые относятся к малому и среднему бизнесу.

Причинами для внеплановой проверки таких предприятий могут быть:

  • персональные проверки — если мониторинг деятельности бизнеса производится в рамках поручения правительства или президента РФ относительно конкретного юридического или физического лица;
  • мероприятия, которые осуществляются для контроля выполнения предписаний предыдущей проверки. Предприниматель или ООО должны продемонстрировать, что приняты меры для предотвращения угрозы здоровью и жизни граждан;
  • факты угрозы или совершения вреда жизни и здоровью граждан, а также если имеется опасность возникновения чрезвычайной ситуации. Проверка должна быть согласована с прокуратурой;
  • выявление неправдивых сведений, указанных в лицензионных документах, а также проверки предприятия перед восстановлением действия лицензии;
  • требование прокуратуры, когда основанием для проверки служит обращение граждан или материалы дела;
  • выявление грубого нарушения законодательства предпринимателем или ООО;
  • принудительная приостановка деятельности бизнеса.

С 1 июля вступает в силу принятый ранее закон № 248 от 31.07.2020 г. Теперь инспекторы смогут проводить не выездные проверки, а инспекционные визиты, а длительность проверки составит максимум 10 дней. К тому же контрольные мероприятия могут проводиться дистанционно — онлайн через видеосвязь.

Проверку могут инициировать не только налоговики, но и другие ведомства: ФСС, ПФР, ФМС, Роспотребнадзор, пожарная служба, трудовая инспекция и др.

Что может стать причиной внеплановой проверки малого бизнеса

Если предприятие замечено в грубом нарушении законодательных норм, налогового кодекса или прав потребителя, то проверок от разных инстанций не избежать. В остальных случаях предсказать внеплановую проверку достаточно сложно — здесь играют роль множество факторов, в том числе и человеческий.

В первую очередь, должно насторожить то, что налоговики вдруг потребовали от ИП или организации полный пакет документов или какие-либо пояснения по своей предпринимательской деятельности. Нужно просмотреть, с какими контрагентами были совершены сделки за последнее время — возможно среди них есть субъект, давно находящийся под подозрением у ФНС.

Чаще всего налоговые проверки происходят по таким причинам:

  • налоговая база сформирована с ошибками и противоречиями;
  • отчисления бизнеса по налогам ниже, чем в среднем по данной отрасли;
  • в отчетности за этот год имеются значительные отличия финансово-хозяйственных показателей от значений в прошлом году;
  • ФНС получила сведения, которые противоречат показаниям предпринимателя в его отчетности;
  • налоги платятся с опозданием, отчетность сдается не вовремя.

Спровоцировать внеплановую проверку также может конфликт с конкурентом — владелец предприятия может подать заявление с серьезными обвинениями в прокуратору или в другие органы.

Что делать, если вы нашли себя в плане проверок, несмотря на мораторий по проверкам в 2021 году

Сейчас активно формируется новая система проверок ИП и ООО. При этом сокращается число и плановых, и внеплановых мероприятий, а информация о запланированных визитах имеется в открытом доступе.

Например, через онлайн-сервис Генпрокуратуры «Единый реестр проверок» можно найти информацию о запланированных проверках на 2021 год. ФНС публикует документ с данными по плановым контрольным мероприятиям на своем сайте — каждый может скачать документ и выполнить поиск своего предприятия по ИНН.

Если ООО или ИП нашел себя в списке проверяемых в 2021 году, но на него распространяется действие моратория, то просто игнорировать полученную информацию не стоит. Чтобы исключить себя из реестра проверяемых, нужно:

  1. подать заявление по форме № 1268 «Об утверждении правил подачи и рассмотрения заявления об исключении проверки юридического лица и ИП из ежегодного плана правовых проверок»;
  2. приложить к заявлению обосновывающую документацию (справку о численности сотрудников, копию книги учета доходов и расходов и др.).

У контролирующего органа будет 10 дней на рассмотрение полученного заявления. После чего данные о предприятии будут исключены из реестра или заявитель получит аргументированный отказ.

Писать заявление можно не только до начала проверки, но и если она уже инициирована сотрудниками ведомства. В этом случае на время рассмотрения заявления все мероприятия приостанавливаются.

Как подготовиться к проверке

Визит сотрудников надзирающих органов не означает, что они могут получать любые данные от любых работников предприятия. У проверяющего, как и проверяемого есть определенные права и обязанности. Например, проверять бизнес можно только в присутствии собственника или его доверенного лица, и только они могут давать разъяснения по вопросам финансово-хозяйственной деятельности. Наемные работники могут отвечать проверяющим только в рамках своих должностных инструкций — то есть только о своей работе, не давая оценку и не делая выводы о предприятии в целом.

По статистике, во время проверок малого бизнеса чаще всего выявляют семь основных видов нарушений. Соответственно, чтобы подготовиться к проверке, нужно проконтролировать правильное документальное оформление и аргументацию таких событий:

  • заключение гражданско-правового договора. В нем могут быть четко не прописаны обязанности работодателя и сотрудника;
  • оформление трудового договора. Часто работодатели составляют документ с ошибками или уклоняются от заключения соглашения с работниками;
  • выплата работнику зарплаты, соответствующей трудовому договору. Сотрудник предприятия может получать меньше, чем положено по документам;
  • обучение по технике безопасности и охране труда, медицинские осмотры. Работники должны допускаться к выполнению обязанностей только после успешной проверки знаний и предоставлении необходимых справок из поликлиники;
  • учет рабочего времени и оплаты при привлечении сотрудника к работе в выходные и праздничные дни, в ночное и сверхурочное время;
  • увольнение работника по инициативе работодателя. Больше всего нарушений выявляется при сокращении численности штата или ликвидации организации;
  • размер заработной платы. Он не должен быть ниже установленного законом МРОТ.

За каждое выявленное нарушение надзорными органами будет устанавливаться сумма штрафа. Она соответствует значимости правонарушения, иногда могут только вынести предупреждение.

Бизнес в России проверяют 30 ведомств, мы собрали их все в одну таблицу и разобрались, кто за чем следит.

Еще о проверках:

Артур Дулкарнаев

Какие органы проверяют бизнес

Название органа
Что проверяет
На основании Административного кодекса

Комиссия по делам несовершеннолетних

Как компании работают с несовершеннолетними сотрудниками

Органы внутренних дел, ОВД или полиция

Как магазины продают алкоголь и табак: есть ли лицензия и сертификаты, продают ли несовершеннолетним или по ночам

Федеральная налоговая служба, ФНС, ИФНС, налоговая

Предпринимательство без регистрации в налоговой;

регистрация ИП и компаний;

соблюдение ФЗ-115 — закона о противодействии отмыванию денег;

налоговые отчеты и оплата налогов;

«черные» и «серые» зарплаты;

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора

Государственные тендеры и закупки

Таможенные органы, таможня

Перевозка товаров через границы Таможенного союза;

таможенные декларации и документы;

международные автомобильные перевозки грузов и пассажиров;

перевозка опасных грузов: кислот, ядов или диких животных.

Федеральная служба по техническому и экспортному контролю или экспортный контроль

Экспорт товаров, информации, работ и услуг

Пограничные органы контроля

Рыболовство и охота, браконьерство;

перевозка минералов и живых ресурсов, например цветных металлов или медведей;

ведение судовых документов.

Передает ли работодатель в военкомат список сотрудников, которые должны встать на воинский учет

Государственная инспекция труда, ГИТ, Роструд, трудовая инспекция

Соблюдение трудового кодекса: трудовые договоры, зарплата без задержек, увольнение по правилам;

условия труда, проведение спецоценки, несчастные случаи на производстве.

Санитарные правила и гигиенические нормативы. СЭС следит, чтобы у всех поваров в кафе были медкнижки, а над плитой — вытяжка;

соблюдение запрета на курение в общественных местах, кафе, офисах и барах;

соблюдение законодательства о генно-инженерно-модифицированных организмах и продукции. Например, регистрация всех генно-модифицированных продуктов и организмов.

Соблюдение правил карантина животных, например при перевозке куриц или коров из одной страны в другую;

соблюдение технических регламентов;

использование пестицидов и агрохимикатов, сельскохозяйственной земли;

производство, продажа и перевозка семян;

безопасность зерна и его переработки;

производство, выпуск и продажа лекарств для животных.

Государственный земельный надзор, он же Росреестр

Покупка, продажа, аренда и использование земельных участков и недвижимости;

проведение мелиоративных работ — это работы, которые улучшают свойства сельскохозяйственной почвы. Например, посадка лесных растений по границам полей.

Государственный геологический надзор

Использование недр, выдача лицензий и контроль за техническими проектами;

застройка земель, на которых могут быть полезные ископаемые;

захоронение отходов в морских водах.

Государственный лесной надзор

Соблюдение пожарной безопасности в лесах;

соблюдение правил хозяйственной деятельности в лесопарковой зоне;

контроль за рубкой деревьев;

переуступка прав на лесные участки.

Использование водных объектов и водных биологических ресурсов, например добыча ископаемых со дна морей и строительство гидроэлектростанций;

соблюдение правил рыболовства, разведки минеральных ресурсов;

выброс вредных веществ в атмосферу. Это касается всех, у кого есть котельные или другие источники выбросов;

производство и импорт товаров в упаковке: от импорта роз в картонных коробках до выпечки булочек в крафтовых пакетах.

Государственный экологический надзор

Проверяет, как владелец бизнеса использует сельскохозяйственные и лесные земли;

добывает песок, гравий и глину, полезные ископаемые;

загрязняет ли воду и ледники.

Ростехнадзор, он же Государственный энергетический надзор

Использование электрических и тепловых сетей, энергоносителей и топлива;

контроль горячего, холодного водоснабжения и водоотведения;

установка и замена счетчиков;

контроль за тем, указывают ли производители класс энергоэффективности товаров;

соблюдение требований энергоэффективности зданий;

соблюдение технических регламентов;

перевозка опасных веществ, например ядерного топлива;

использование атомной энергии.

Министерство чрезвычайных ситуаций, МЧС, пожарная инспекция, пожарный надзор

Соблюдение требований пожарной безопасности, запрета на курение и технических регламентов.

Перевозка опасных веществ и крупногабаритных грузов, например баллонов с водородом или бурильных установок;

перевозка пассажиров и багажа;

страхование гражданской ответственности перевозчика;

Роскомнадзор, он же Надзор в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Использование радиоэлектронных сетей и высокочастотных устройств;

строительство сооружений связи;

работа СМИ, сотовых операторов, новостных агрегаторов, сайтов и мессенджеров;

хранение и обработка персональных данных.

Федеральный антимонопольный орган, ФАС или антимонопольная служба

Соблюдение закона «О рекламе»;

спонсорство, проведение стимулирующих мероприятий и акции;

конкуренция и злоупотребление монополией;

манипулирование ценами на оптовых и розничных рынках;

тарифы естественных монополий;

предоставление информации об иностранных инвестициях.

Как предприниматели соблюдают:

закон «О защите прав потребителей»;

правила продажи товаров и оказания услуг;

ветеринарно-санитарные правила перевозки животных;

правила продажи алкоголя;

правила производства, продажи и учета драгоценных металлов и камней.

Производство и оборот этилового спирта, алкоголя;

продажа поддельного алкоголя;

учет алкоголя в ЕГАИС;

соблюдение минимальных цен на алкоголь и максимальных на табак;

правил маркировки товаров;

Сдает ли предприниматель бухгалтерскую и статистическую отчетность

Госжилнадзор, или государственный жилищный надзор

Работа управляющих компаний;

перевод жилых помещений в нежилые и обратно;

соблюдение требований энергетической эффективности;

выдача лицензий на управление многоквартирными домами.

Госстройнадзор, или государственный строительный надзор

Технические регламенты и проектная документация при строительстве или капитальном ремонте зданий;

ввод зданий в эксплуатацию;

соблюдение владельцами нежилых зданий требований энергетической эффективности;

долевое строительство многоквартирных домов;

размещение информации о ходе строительства.

соблюдение требований по противодействию отмыванию денег.

Соблюдение требований организованных торгов;

работа банков и кредитных организаций;

ведение реестра владельцев ценных бумаг;

деятельность микрофинансовых организаций;

инсайдерская информация и манипулирование рынком;

работа страховых организаций.

Росздравнадзор или Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения

Оптовая и розничная торговля лекарствами;

соблюдение технических регламентов;

декларирование и маркировка лекарств;

контроль цен на лекарства;

регистрация медицинских изделий;

качество и безопасность медицинской деятельности;

Соблюдение требований для получения лицензии на образовательную деятельность

Узнать о проверках можно на сайте прокуратуры по ИНН

Проверки бывают плановые — по списку, который составляется на год вперед, и внеплановые — по жалобам покупателей, сотрудников или когда в компании что-то случилось, например сотрудник сломал ногу на рабочем месте или произошла утечка плутония.

Первые три года после регистрации бизнес не попадает в список плановых проверок — это требование закона «О защите прав предпринимателей и юридических лиц».

О плановых проверках можно узнать заранее на сайтах ведомств. О внеплановых иногда уведомляют за 1-3 дня, а иногда нет. Все плановые и некоторые внеплановые проверки есть в единой базе прокуратуры. Узнать о них можно по ИНН или названию компании:


В результатах поиска на сайте прокуратуры показываются тип проверки, дата проведения, ведомство, цель и вид: выездная или документарная.

d0b1d0b5d0b7d18bd0bcd18fd0bdd0bdd18bd0b91086

В процессе организации несения службы охранниками ЧОПов на объектах следует предусмотреть проведение контрольных мероприятий (проверок) со стороны руководства охранных предприятий.
Директор охранного предприятия должен организовать систему контроля несения дежурства всех объектов (постов).

Проверку объектов охраны могут осуществлять:
— руководитель охранного предприятия;
— уполномоченное руководителем предприятия лицо (заместитель руководителя, старший объекта охраны и т.д.);
— представитель заказчика.

Общие положения по проверке объектов охраны

1. Проверка должна производиться только уполномоченным лицом.
2. Проверка производится на основании утвержденных ранее документов, образцы которых должны быть доведены до сотрудников ЧОПа (при приеме на работу, инструктаже и т.п.).
3. Требования и действия проверяющего должны соответствовать инструкциям руководства ЧОПа по проверке объектов и нормативным документам, регламентирующим охранную деятельность.
4. Замечания по несению службы (кроме случаев, не терпящих отлагательства, или предусматривающие последующее снятие охранника с поста) не доводятся до проверяемого, а только фиксируются и в установленной форме докладываются руководству ЧОПа.
5. В ночное время проверка производится только по предварительному отзвону по телефону с возможностью контрольного звонка через дежурную службу ЧОПа.
6. В случае необходимости снятия охранника с поста и возникающей проблемой прибытия вновь заступающего охранника или охранника из состава резервной группы дежурной части проверяющий обязан дождаться его прибытия и проконтролировать правильность приема поста под охрану вновь заступившим охранником.

В ЧОПе может быть разработан внутренний документ в виде контрольного листа, который заполняется уполномоченным на проверку лицом.
При проверке объектов охраны запрещается:

  • производить проверку тайным проникновением на объект!
  • использовать при проведении проверки методы ОРД;
  • привлекать для проверки не уполномоченных на то лиц;
  • прибывать на проверку в нетрезвом виде;
  • использовать охранников, несущих дежурство на объекте, в мероприятиях, не имеющих отношения в охране конкретного объекта заказчика;
  • требовать от проверяемого выполнения действий, унижающих его честь и достоинство;
  • вносить изменения в табель поста без соответствующего распоряжения руководителя ЧОПа.

Проверка объекта учредителем ЧОПа

Учредители охранного предприятия или представители юридического лица имеют право проведения проверки несения дежурства в случае, если они имеют надлежащие полномочия (например, доверенность, оформленную руководителем ЧОПа).
Целями таких проверок являются:

  • контроль соответствия качества оказываемых заказчику охранных услуг;
  • оценка реального состояния дел в учрежденном предприятии;
  • оценка бытовых условий, в которых охранники несут дежурство;
  • наличие и состояние форменной одежды, обмундирования, имущества ЧОПа;
  • соответствие утвержденных должностных окладов реальным трудозатратам на постах охраны.

Проверка может быть плановая и внеплановая.

При планировании проверки директор ЧОПа уведомляется заранее. Он должен присутствовать в головном офисе и иметь возможность выезда на конкретные объекты.
При проведении внеплановой проверки, например при предъявлении претензий заказчика, учредитель или уполномоченный представитель юридического лица, имеющий надлежащие полномочия, согласовывает свое прибытие на тот или иной объект с руководством ЧОПа. Вполне допустимо, что согласование будет производиться по телефону, после чего директор ЧОПа дает команду разрешить допуск конкретному лицу.
Существующая на сегодняшний день практика проверки объектов учредителем или представителем юридического лица напрямую (без участия представителя руководства ЧОПа) считается неверной. Как правило, это происходит от недоверия учредителей.
С другой стороны, если проверку проводят учредители (учредитель) или их доверенное лицо (без привлечения директора ЧОПа) у руководства охранного предприятия возникают подозрения в предвзятости, излишней требовательности, необоснованных претензиях.
В случае необходимости подтверждения тех или иных негативных фактов, имевших место по информации от заказчика, учредителям целесообразно провести проверку, не афишируя проверяющего. Естественно, что такую проверку можно проводить только в местах свободного доступа и только в часы работы предприятия заказчика. При этом проверяющий должен составить максимально подробный отчет с указанием точных данных по фактам тех или иных нарушений со стороны охранников (в каком месте, в какое время, как выглядел охранник или клиент и т.п.). И все-таки данный вид проверки не должен быть основным критерием оценки работы ЧОПа в целом, так как он носит субъективный характер и выражает лишь мнение проверяющего.

Проверка руководителем охранного предприятия

Руководителю охранного предприятия целесообразно планировать и ежемесячно проводить проверки объектов и постов охраны.
Периодичность плановых проверок строго не устанавливается, а при большом количестве объектов может быть перепоручена заместителям директора ЧОПа.
Тем не менее рационально посещение всех объектов, взятых под охрану не реже одного раза в три месяца. Директор ЧОПа должен иметь представление о каждом объекте, взятом предприятием под охрану, чтобы иметь возможность обоснованно согласиться (или не согласиться) с мнением уполномоченного лица, проводившего проверку.
Кроме того, при планировании бюджета, а именно его расходной части, на развитие предприятия, на модернизацию охранных систем конкретных объектов директор, утверждая смету, также должен представлять реальный фронт работ. Зачастую же в больших ЧОПах директор присутствует только на открытии нового объекта, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций на объекте.

В ходе проверки руководитель ЧОПа должен провести ряд мероприятий:

  • произвести осмотр объекта на предмет соответствия необходимых условий для выполнения охранных мероприятий;
  • проверить соответствие дежурной смены в постовой ведомости, их внешний вид, экипировку, наличие оружия и спецсредств;
  • побеседовать с каждым охранником проверяемой смены;
  • побеседовать с управляющим и отдельными сотрудниками объекта об отношении к работе охранников, об их морально-деловых качествах.

По фактам проверок издается приказ, в котором указываются выявленные недостатки, охранники, заслуживающие поощрения или дисциплинарного взыскания.

Проверка заместителем руководителя предприятия

Периодичность проверки объектов заместителем руководителя охранного предприятия устанавливается непосредственно директором ЧОПа.
Заместитель директора представляет ему на утверждение график проверок всех объектов (желательно на календарный месяц). Старшие объектов должны быть ознакомлены с графиком и в установленный день проверки присутствовать на объекте.
Кроме того, заместитель директора ЧОПа может проводить внеплановые проверки, но обязательно согласовывая время и дату с директором ЧОПа, предоставляя ему основания (мотивацию) проверки. Например, для контроля устранения выявленных в ходе плановой проверки недостатков или проверки поступившей дополнительной (из других источников) информации о неудовлетворительном несении дежурства и т.п.
Во время плановой и внеплановой проверок заместитель директора также заполняет контрольный лист, который передается в аналитический отдел. По наиболее серьезным проблемам, выявленным в ходе проверки, заместитель докладывает непосредственно директору ЧОПа. Заместитель директора наделяется полномочиями по самостоятельному решению менее серьезных проблем, в том числе и по рассмотрению вопросов о дальнейшей целесообразности использования в качестве работников тех или иных сотрудников предприятия. При прекращении трудового договора следует руководствоваться статьями Трудового кодекса Российской Федерации, изложенными в главе 13.

Проверка старшим объекта охраны

Старший объекта охраны, как правило, имеет пятидневный график работы с 9.00 до 18.00. Тем не менее он должен привлекаться для проверки объекта в выходные и праздничные дни, а также в ночное время. С этой целью составляется график проверки объекта, который утверждается директором (заместителем) ЧОПа.
Выявленные недостатки оформляются в виде служебной записки на имя директора ЧОПа.
В случае подозрения в употреблении спиртных напитков одним из охранников дежурной смены старший объекта охраны предлагает ему пройти медицинское освидетельствование в наркологическом диспансере. В случае отказа составляется акт внутренней проверки, в котором ставят свои подписи очевидцы происшествия.

Некоторые ЧОПы используют практику контроля объектов охраны способом перетасовки старших объектов охраны. Иванов едет к Петрову, а Петров — к Семенову. К сожалению, не всегда данный способ проверки будет достаточно объективным. Причин может быть несколько.
Например, у Иванова и Петрова не сложились личные отношения, они ранее работали охранниками на одном объекте. Или предвзятое отношение может сформироваться во время совещаний старших объектов в головном офисе, на которых руководители ЧОПа, как правило, подводят итоги работы, отмечают лучших, премируют одних и соответственно указывают на недостатки других старших объектов. Естественно, что та же проблема возникает и при наличии даже здорового карьеризма среди старших объектов.
Кроме того, на проверяемом объекте может дежурить охранник, который был переведен именно с того объекта, где проверяющий исполняет обязанности старшего, и с которым у проверяемого не сложились отношения, в связи с чем его и перевели на другой объект.
Старший объекта должен объективно подходить к оценке действий подчиненных ему охранников. В свою очередь директор ЧОПа (заместитель) должен организовать работу старшего так, чтобы он не зависел от неисполнительности охранников.
Например, в некоторых ЧОПах старшие объектов умышленно утаивают выявляемые недостатки на своих объектах, чтобы не портить показатели, так как за недостатки они несут ответственность, в том числе и материальную. В такой ситуации охранник не несет наказания и пользуется этим при повторных нарушениях, которые рано или поздно становятся известны руководству ЧОПа.

Проверка представителем заказчика

Представитель заказчика (хозяйствующего субъекта, собственника) также может потребовать разрешения на выборочную проверку исполнения договора на охрану того или иного объекта.
Причинами такой проверки могут быть претензии, выдвигаемые к охранникам на том или ином объекте. Некоторые управляющие больших холдинговых компаний, отчитываясь перед руководством, утверждают, что охрана ведет себя некорректно с клиентами, ограничивает их возможности посещений объекта и т.п.
Естественно, возможности представителя заказчика по самостоятельной проверке ограничены, и при проведении контрольных мероприятий должен присутствовать представитель руководства ЧОПа.
К сожалению, в некоторых компаниях право проверки качества оказываемых охранных услуг руководитель заказчика предоставляет руководителям так называемых собственных служб безопасности (советникам по безопасности). Последние в свою очередь пытаются изыскать максимум негатива. Они не вникают порой в суть проблемы, а активизируют свое внимание только на контроле. Такие проверяющие, пытаясь доказать свою необходимость «хозяину» или, что еще страшнее, важность своей персоны директору ЧОПа, а порой и охраннику, выглядят в глазах последних дилетантами и сумасбродами, не имеющими представления о частной охранной деятельности в целом и тем самым дискредитирующими самого представителя заказчика.
В любом случае целесообразно составление акта проверки, в котором отмечаются конкретные недостатки с указанием фамилий проверяемых лиц. При этом представитель ЧОПа (как правило, старший объекта) личной подписью подтверждает выявленные недостатки или отказывается подтвердить (делает отдельную запись в конце акта) наличие тех или иных фактов.
Стоит заметить, что совместные именно плановые проверки выгодны и руководителям заказчика, и руководителям исполнителя, так как направлены на получение реальной картины состояния дел на объекте. В связи с этим более эффективной видится проверка в присутствии представителей руководства ЧОПа, например заместителя директора.

Проверка представителем органов внутренних дел

Проверка объекта охраны сотрудниками правоохранительных органов может осуществляться в двух случаях:
1. Проверка непосредственно самого хозяйствующего субъекта.
2. Проверка соблюдения ЧОПами лицензионных требований и условий (не реже одного раза в 3 месяца для ЧОПов, несущих службу с оружием).

В обоих случаях охранники обязаны беспрепятственно пропустить уполномоченных сотрудников правоохранительных органов.
По прибытии с проверкой сотрудника внутренних дел охранник, осуществляющий пропускной режим, обязан:

  • установить личность прибывшего сотрудника, проверив служебное удостоверение и предписание на проверку;
  • оповестить о прибытии старшего объекта охраны.

Участковый уполномоченный при проверке также должен иметь надлежащим образом оформленное предписание.
По результатам проверки проверяющие составляют акт в двух экземплярах, один из которых вручается уполномоченному представителю ЧОПа. В случае выявления нарушений лицензионных требований и условий в акте указывается, какие именно требования и условия нарушены, и устанавливается срок их устранения. Охранное предприятие в течение установленного срока должно устранить выявленные нарушения и известить об этом в письменной форме орган, производивший проверку (см. Постановление Правительства РФ № 600 от 14.08.2002 г.).

Генеральный прокурор

Заместители Генерального прокурора

Структура

  • Генеральная прокуратура
  • Прокуратуры субъектов
  • Главная военная прокуратура
  • gvp.gov.ru

О Генпрокуратуре России

  • История органов прокуратуры
  • Виртуальный музей

Документы

  • Правовые основы деятельности
  • Нормативные акты
  • Постановления Европейского Суда по правам человека
  • Судебная практика
  • Конституционный Суд
  • Верховный Суд
  • Научно-методические материалы
  • По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
  • По иным вопросам надзорной деятельности
  • Статистические данные
  • Об использовании выделяемых бюджетных средств
  • О деятельности органов прокуратуры

Международное сотрудничество

Взаимодействие со СМИ

  • Мероприятия и встречи
  • Интервью и выступления
  • Печатные издания
  • Видео
  • К сведению СМИ
  • Инфографика
  • Конкурс
  • Участие в конкурсе
  • Этапы конкурса
  • Итоги конкурса
  • Аккредитация СМИ

Правовое просвещение

Контакты

  • Порядок обращения граждан
  • График приема
  • Уведомления об экстремизме
  • Статусы уведомлений
  • Рус
  • Eng

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

Активизирован надзор за исполнением законодательства в сфере охранной деятельности

Генеральная прокуратура Российской Федерации. 18 февраля 2020, 10:42

Генеральная прокуратура Российской Федерации в прошедшем году выявила свыше 7 тыс. нарушений в сфере охранной деятельности. В целях их устранения внесено 2,9 тыс. представлений, по инициативе прокуроров к дисциплинарной и административной ответственности привлечено более 1200 лиц.

Установлено, что зачастую частные охранные предприятия ненадлежащим образом обеспечивали защиту охраняемого имущества.

Нередко их деятельность велась без необходимых разрешительных документов, а также с грубыми нарушениями лицензионных требований и условий. В этой связи за последние два года прокуроры направили в арбитражный суд свыше 400 заявлений о привлечении виновных лиц к административной ответственности.

Во Владимирской, Ивановской, Калужской, Кемеровской, Мурманской, Саратовской, Ульяновской областях и иных регионах охранные организации ненадлежащим образом организовывали защиту объектов от противоправных посягательств, не обеспечивали пропускной и внутренний режимы.

В отдельных случаях нарушения приводили к трагическим последствиям в виде убийств и других тяжких преступлений. Так, в октябре 2019 года в г. Нарьян-Маре сотрудник одного из ЧОП не выполнил свои обязанности, запустив в детский сад постороннее лицо. В дальнейшем было совершено убийство малолетнего воспитанника. По данному факту возбуждено уголовное дело.

В охранных предприятиях зачастую не исполняются требования трудового законодательства, не соблюдается порядок выплаты заработной платы, в трудовых договорах устанавливаются требования, ухудшающие положения работника.

Прокурорами по всей стране выявлялись случаи несвоевременного прохождения сотрудниками ЧОП ежегодных медицинских освидетельствований на наличие у них заболеваний, препятствующих работе. Многие охранники не проходят обучение и повышение квалификации.

Частные охранные организации повсеместно нарушают требования законодательства при учете, хранении и использовании оружия. Допускаются факты хранения и использования оружия в местах, не отвечающих требованиям технической укрепленности и пожарной безопасности.

Читайте также: