Практика применения особых пошлин

Опубликовано: 18.05.2024

Какие отрасли попадут под расследования, как предпринимателям инициировать антидемпинговые, специальные защитные и компенсационные расследования? И пойдет ли это на пользу нам, покупателям товаров? На эти и другие вопросы "Российской газете" ответил директор департамента защиты внутреннего рынка ЕЭК Владимир Ильичев.

Так для каких отраслей более всего сегодня актуальны такие расследования?

Владимир Ильичев: Сегодня одно из самых известных и значимых антидемпинговых расследований ведет Евросоюз в отношении китайских панелей для солнечных батарей. Этот товар популярен в южных странах Европы, где крыши зданий буквально "усеяны" устройствами, позволяющими использовать солнечную энергию.

Объем импорта, который затрагивает это расследование, составляет несколько миллиардов долларов в год. В Китае широко используется механизм "скрытого субсидирования", льготного кредитования через банки, и только за один 2010 год китайские производители солнечных панелей получили кредитов на 38 миллиардов долларов. Прежде и предположить было невозможно, что против таких товаров будут применяться антидемпинговые меры.

Если говорить про отечественный рынок, то в России до сих пор защитными мерами пользовались больше именно металлурги и трубники. В этих отраслях существует избыток производственных мощностей, которые из года в год нарастают, поэтому конкуренция обостряется, и кому-то приходится искать защиты у регуляторов. Но сейчас к нам обращаются компании-производители потребительских товаров самого разного назначения. Например, фарфоровой посуды. А в июне прошлого года мы открыли антидемпинговое расследование в отношении чугунных эмалированных ванн из Китая.

И что стало поводом для этого?

Владимир Ильичев: Для начала расследования необходимо наличие нескольких факторов. Во-первых, демпинговой маржи. Во-вторых, причинение материального ущерба и вытеснение с рынка производителей стран Таможенного союза. За один год при продажах китайских ванн демпинговая маржа превысила размер минимально допустимой, составив 35,9 процента. При этом поставки импортных ванн с 2009 по 2011 год выросли на 66,6 процента. На этом фоне объемы производства и реализации продукции производителей в государствах - членах Таможенного союза упали на четверть, убытки от продаж выросли в 4,8 раза. Да и темп роста цены китайских производителей был ниже темпов роста цен производителей Таможенного союза. В итоге разрыв между импортной ценой из КНР и ценой товара, произведенного на территории Союза, резко увеличился.

Для потребителей, между прочим, эти расследования - одно расстройство. Без них они новую китайскую ванну купили бы гораздо дешевле!

Владимир Ильичев: Я тоже редко встречаю потребителей, которые заинтересованы в том, чтобы было меньше возможностей покупать более дешевый китайский товар. Но свободный доступ на рынок дешевых иностранных товаров - палка о двух концах. С одной стороны, все мы - потребители и хотели бы покупать как можно дешевле, а с другой - без собственного производства товаров и оказания услуг можем остаться только с нефтью, газом и ценными породами деревьев. Все остальное придется закупать в Китае. Так что это всегда вопрос разумного баланса.

Сегодня мы расследуем девять дел: 5 антидемпинговых и 4 спецзащитных. Они затрагивают широкий перечень товаров - от химических тканей для изготовления спецодежды до легких коммерческих автомобилей для перевозки пассажиров и грузов. Практика показывает, что компании из разных стран Таможенного союза объединяются и достаточно успешно отстаивают совместные интересы. Наметилась тенденция к созданию бизнес-ассоциаций производителей Таможенного союза. Такие объединения уже есть у аграриев, представителей трубной промышленности, пищевых отраслей. Нам это на руку: компаниям в рамках ассоциации проще собрать данные от нужного числа участников рынка, дать более объективную картину.

Какой эффект от введенных мер наступает для рынка при доказанном демпинге?

Владимир Ильичев: Первая антидемпинговая пошлина в Таможенном союзе введена сроком на пять лет по стальному прокату с полимерными покрытиями китайского производства. Объем продаж этой отрасли на общем рынке приблизительно составляет миллиард долларов в год. По нашим оценкам, эта мера расширит рынок для производителей Таможенного союза на несколько сот миллионов долларов в год. В некоторых случаях антидемпинговая пошлина может быть очень высокой и полностью закрывать рынок. Это один из долгоиграющих механизмов защиты от иностранной конкуренции.

В чем суть защитных расследований?

Владимир Ильичев: Для введения специальных защитных мер по правилам ВТО необходимо представлять доказательства "непредвиденных обстоятельств", которые существенно и неожиданно изменили ситуацию на рынке. То есть не только установить факт роста импорта, но и то, что этот рост был резким и внезапным.

Например, мы ведем специальное защитное расследование в отношении посуды из фарфора. Объем импорта за три года вырос по отношению к объемам производства такой же посуды в Таможенном союзе на 189,4 процента. Это, действительно, резкий рост импорта. Насколько он был непредвиденным? Сейчас как раз по поводу таких обстоятельств собираем данные. О большем пока сказать не могу. Расследование - вещь конфиденциальная, обоснования нашей защиты могут быть использованы против нас же.

Сколько времени уходит на все процедуры расследования?

Владимир Ильичев: Есть решение комиссии коллегии ЕЭК, которое определяет сроки проведения расследований и принятия решений. Специальное защитное расследование должно завершаться в течение девяти месяцев, но может быть продлено на 3 месяца. Норма по антидемпинговым и компенсационным расследованиям - 12 месяцев с возможным полугодичным продлением.

Первая введенная в Таможенном союзе антидемпинговая пошлина в отношении китайского стального проката с полимерным покрытием потребовала 14-месячного расследования. Понятно, это достаточно долгий срок. Поэтому в ближайшем будущем в случаях, когда для этого есть основания, мы будем предлагать вводить предварительные защитные меры еще на этапе проведения расследования.

Такой опыт уже есть?

Владимир Ильичев: Да. Накануне 2013 года ЕЭК впервые приняла решение о введении предварительной антидемпинговой пошлины на китайские чугунные эмалированные ванны и предварительной специальной защитной пошлины на зерноуборочные комбайны и их модули.

Пошлина на ванны в размере 51,87 процента от таможенной стоимости будет действовать 4 месяца. На комбайны (27,5 процента) - до 5 июля 2013 года включительно. Вместе с тем отраслевые ведомства с настороженностью относятся к введению предварительных пошлин. Если по итогам расследования основания для введения пошлин не подтвердятся, деньги придется полностью возвращать компаниям, которые ввезли за это время товар.

А что из себя представляют компенсационные меры?

Владимир Ильичев: Компенсационных мер в России сегодня не применяется, и в Таможенном Союзе нет ни одного подобного расследования. Но американские органы власти в последние годы активно используют компенсационные меры против Китая. Компенсационная мера применяется в виде компенсационной пошлины на таможне, выплачивается дополнительно к таможенной пошлине. Для того чтобы ее ввести, надо доказать наличие субсидий, их специфику, что не так просто.

Хватает вам, кстати, сотрудников, чтобы такими делами ворочать?

Владимир Ильичев: Девять расследований у нас ведут 20 человек. В США защитными расследованиями занимаются порядка 200 человек. Но и расследований у них на порядок больше. В Египте на одно расследование выделяется порядка 9 человек.

Планируется, что количество сотрудников департамента с 2013 года вырастет до 35 человек. Но не так просто нанять подходящих специалистов - проведение расследований требует очень специфических знаний. Хороший специалист, занимающийся защитными мерами, это смесь юриста, экономиста и аудитора со знанием нескольких иностранных языков. Кадры по этой специальности не готовят нигде.

Наши конкуренты в каких случаях будут подавать иски в орган по разрешению споров в ВТО?

Владимир Ильичев: Будут или не будут иски, сказать сложно. С большей долей вероятности будут, если будут решения о введении защитных мер. У нас есть сейчас расследования, которые вызывают очень большое неудовольствие иностранных коллег. Например, специальное защитное расследование по зерноуборочным комбайнам. Американские и европейские производители не хотят, чтобы мы защищали этот рынок, и возражают не только против возможного применения защитных мер, но даже против факта проведения расследования. Мы это расследование еще не завершили. Однако при принятии решения будем учитывать мнения представителей европейской и американской сторон.

В Российской Федерации действуют принципы всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. Налоги и сборы не носят дискриминационного характера. Дифференциация ставок налогов и сборов, налоговые льготы не зависят от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. Особые виды пошлин, дифференцированные ставки ввозных таможенных пошлин могут устанавливаться в зависимости от страны происхождения товара. [c.531]


В целях защиты экономических интересов Российской Федерации к ввозимым товарам временно применяются особые виды пошлин [c.570]

Для принятия решения о применении особых видов пошлин проводится расследование сложившейся ситуации. Ставки соответствующих пошлин устанавливаются Правительством РФ по итогам проведенного расследования для каждого отдельного случая, их размер соотносится с величиной установленного расследованием демпингового занижения цены, субсидий и выявленного ущерба. [c.571]

В целях защиты экономических интересов Российской Федерации к ввозимым товарам временно применяются особые виды пошлин специальные пошлины антидемпинговые пошлины компенсационные пошлины. [c.580]

Законом предусмотрено, что в нашей стране применяются адвалорные, специфические и комбинированные виды ставок пошлин. Особыми видами пошлин являются специальные, антидемпинговые [c.156]

В целях защиты экономических интересов Российской Федерации Правительством РФ устанавливаются особые виды пошлин специальные, антидемпинговые, компенсационные. [c.130]


Статья 7. Особые виды пошлин [c.361]

Статья 11. Процедура применения особых видов пошлин [c.361]

Применению особых видов пошлин (специальных, антидемпинговых и компенсационных) предшествует расследование, проводимое в соответствии с законодательством Российской Федерации по инициативе государственных органов управления Российской Федерации. [c.366]

Также могут применяться сезонные и особые пошлины. Сезонные пошлины могут устанавливаться Правительством РФ для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров, срок их действия не может превышать шести месяцев в году. В целях защиты экономических интересов Российской Федерации к ввозимым товарам могут временно применяться особые виды пошлин [c.504]

Совокупная налоговая нагрузка — расчетный суммарный объем денежных средств, подлежащих уплате в виде ввозных таможенных пошлин (за исключением особых видов пошлин, вызванных применением мер по защите экономических интересов Российской Федерации при осу- [c.9]

Допускается установление особых видов пошлин либо дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны [c.15]

Допускается установление особых видов пошлин либо дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара в соответствии с настоящим Кодексом и таможенным законодательством Российской Федерации. [c.11]

Совокупная налоговая нагрузка — расчетный суммарный объем денежных средств, подлежащих уплате в виде ввозных таможенных пошлин (за исключением особых видов пошлин, вызванных применением мер по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами в соответствии с законодательством РФ), федеральных налогов (за исключением акцизов, НДС на товары, производимые на территории РФ) и взносов в государственные внебюджетные фонды (за исключением взносов в Пенсионный фонд РФ) инвестором, осуществляющим инвестиционный проект, на день начала финансирования инвестиционного проекта. [c.449]


В целях защиты экономических интересов РФ к ввозимым товарам могут временно применяться особые виды пошлин [c.852]

Закон предусматривает в целях защиты экономических интересов РФ временное применение к ввозимым товарам особых видов пошлин специальных, антидемпинговых и компенсационных. Например, специальные пошлины применяются, когда товары ввозятся на таможенную территорию РФ в количествах и на условиях, угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров. Эти ставки также устанавливаются Правительством РФ, но с соблюдением специально установленной процедуры. [c.407]

Какие особые виды пошлин, защищающие экономические интересы страны, вы знаете [c.255]

Антидемпинговая пошлина (для целей применения Закона о таможенном тарифе) — особый вид пошлины, применяемой в случаях ввоза на таможенную территорию РФ товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза в момент этого ввоза, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в РФ (ст. 9). [c.31]

КОМПЕНСАЦИОННЫЕ ПОШЛИНЫ — особый вид пошлин, установленный в ст. 10 Закона о таможенном тарифе ввозная таможенная пошлина. Компенсационные пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию РФ товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии иностранного государства (союза иностранных государств), если такой ввоз [c.284]

ОСОБЫЕ ВИДЫ ПОШЛИН [c.540]

ОСОБЫЕ ВИДЫ ПОШЛИН — таможенные пошлины, временно применяемые к ввозимым товарам в целях защиты экономических интересов РФ. В соответствии со ст. 7 Закона о таможенном тарифе могут применяться следующие особые виды таможенных пошлин 1) специальные пошлины 2) антидемпинговые пошлины 3) компенсационные пошлины. [c.540]

Введение особых видов пошлин в целях защиты экономических интересов РФ осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 14 апреля 1998 г. № 63-ФЗ. [c.540]

Применению особых видов пошлин (специальных, антидемпинговых и компенсационных) предшествует расследование, проводимое в соответствии с законодательством РФ по инициативе государственных органов управления РФ. Решения в ходе расследования должны основываться на количественно определяемых данных. Ставки соответствующих пошлин устанавливаются Правительством РФ по итогам проведенного расследования для каждого отдельного случая, и их размер должен быть соотносим с величиной установленного расследованием демпингового занижения цены, субсидий и выявленного ущерба (ст. 11 Закона о таможенном тарифе). [c.540]

Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. Допускается установление особых видов пошлин либо дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара в соответствии с НК и таможенным законодательством РФ [принцип недискриминации, принцип нейтральности налогообложения в отношении форм экономической деятельности]. [c.617]

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПОШЛИНЫ — особый вид пошлин, установленный в ст. 8 Закона о таможенном тарифе. Специальные пошлины применяются [c.740]

Основой для исчисления таможенной пошлины является таможенная стоимость товаров и транспортных средств, определяемая в соответствии с Законом РФ О таможенном тарифе (ст. 117 ТК). Ставки таможенных пошлин устанавливаются Правительством РФ в соответствии с Законом РФ О таможенном тарифе . В РФ применяются сезонные пошлины и особые виды пошлин. [c.777]

В целях защиты экономических интересов РФ к ввозимым товарам могут временно применяться особые виды пошлин специальные пошлины антидемпинговые пошлины компенсационные пошлины. Введение особых видов пошлин в целях защиты экономических интересов РФ регламентировано Федеральным законом от 14 апреля 1998 г. № 63-ФЗ. Применению особых видов пошлин (специальных, антидемпинговых и компенсационных) предшествует расследование, проводимое в соответствии с законодательством РФ по инициативе государственных органов управления РФ. Положение о проведении расследования, предшествующего введению специальных защитных мер, антидемпинговых мер или компенсационных мер, утверждено постановлением Правительства РФ от И марта 1999 г. № 274. Решения в ходе расследования должны основываться на количественно определяемых данных. Ставки соответствующих пошлин устанавливаются Правительством РФ по итогам проведенного расследования для каждого отдельного случая, и их размер должен быть соотносим с величиной установленного расследованием демпингового занижения цены, субсидий и выявленного ущерба. [c.778]

Особые виды пошлин 540 [c.903]

Обычно эти особые виды пошлин применяются страной либо в одностороннем порядке в чисто защитных целях от попыток недобросовестной конкуренции со стороны ее торговых партнеров, либо как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы страны, со стороны других государств и их союзов. Введению особых пошлин обычно предшествует расследование, проводимое по поручению правительства или парламента, конкретных случаев злоупотреблений положением на рынке со стороны торговых партнеров. В процессе расследования проводятся двусторонние переговоры, определяются позиции, рассматриваются возможные объяснения возникшей ситуации и предпринимаются другие попытки решить разногласия политическим путем. Введение особой пошлины обычно становится крайним средством, к которому прибегают страны, когда все остальные способы урегулирования торговых разногласий исчерпаны. [c.119]

Исключением из этого правила является допущение устанавливать особые виды или дифференцированные ставки таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара. [c.74]

Таможенные пошлины взимаются с товаров, перевозимых через границу. Установление, отмена и изменение таможенных пошлин, в том числе на предметы личного пользования, производятся в порядке, определяемом Президентом страны. Различают ввозные и вывозные таможенные пошлины Их величина определяется либо в процентах к таможенной стоимости товаров и иных предметов, либо в абсолютном размере на единицу облагаемых товаров (предметов). На отдельные товары (предметы) могут устанавливаться сезонные пошлины на срок не более четырех месяцев с момента их установления в исключительных случаях могут применяться особые виды таможенных пошлин — антидемпинговые, компенсационные, специальные. [c.155]

ОСОБЫЕ ВИДЫ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН - пошлины (специальные, антидемпинговые и компенсационные), применяемые в качестве защитной меры в исключительных случаях, когда ввоз и вывоз товаров наносит или угрожает нанести ущерб экономике страны. [c.150]

Под налоговой системой государства понимается совокупность установленных законодательно налогов, сборов, пошлин, акцизов и других обязательных платежей в бюджеты различных уровней, уплачиваемые налогоплательщиками в процессе своей жизни и деятельности на территории РФ. Упомянутые выше сборы, пошлины, акцизы и прочее являются особыми видами налогов, взимаемых с налогоплательщиков. [c.233]

Кроме того, в соответствии с признанным ГАТТ правом на защиту национальных экономик российский Закон "О таможенном тарифе" предусматривает три вида особых защитных пошлин [c.261]

Закон "О таможенном тарифе" предусматривает три вида особых защитных пошлин. Какие это пошлины [c.275]

ПОШЛИНА - особый вид налогов и сборов, взимаемых государством в лице государственных органов с юридических и физических лиц за определенные виды услуг (при заключении договоров об аренде, передаче ценных бумаг, регистрации предприятий, оформлении наследства, провозе товаров через границу и в ряде других случаев). Пошлины обычно существуют в виде регистрационных и гербовых сборов, почтовых, таможенных, судебных, наследственных, патентных, биржевых пошлин. [c.253]

ПОШЛИНА, особый вид налогов и сборов, взимаемых с тех граждан и юридических лиц, которые вступают в специфические отношения с государством в лице государственных органов или между собой. [c.225]

В целях защиты экономических интересов РФ к ввозимым товарам могут временно применяться особые виды пошлин специальные пошлины антидемпинговые пошлины компенсационные пошлины. Введение особых видов пошлин в целях защиты экономических интересов РФ регламентировано Федеральным законом от 14 апреля 1998 г. № 63-ФЗ. Применению особых видов пошлин (специальных, антидемпинговых и компенсационных) предшествует расследование, проводимое в соответствии с законодательством РФ по инициативе государственных органов управления РФ. Положение о проведении расследования, предшествующего введению специальных защитных мер, антидем- [c.445]

Организационные расходы — )пю затраты, произведенные в период создания предприятия (па разработку учредительных документов, оплату консультационных и посреднических услуг, пошлин и сборов и др.). Особым видом нематериальных активов является цена фирмы (англ, goodwill — право продолжать производство или торговлю под фирмой предшественника). Цена фирмы шпражает-уровень деловой репутации предприятия и представляет собой разницу между ценой покупки фирмы и стоимостью ее активов. В частности, в ходе приватизации государственных предприятий их имущество может быть выставлено по цене, превышающей оценочную стоимость. В данном случае сумма превышения уплаченной цены над оценочной стоимостью объекта составляет цену фирмы и учитывается у покупателя в составе нематериальных активов. [c.242]

В отдельную группу принято выделять так называемые особые виды таможенных пошлин, применяемых с целью защиты внутреннего рынка от импорта определенного вида товара или видов товаров. К ним относятся специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины.

В России вопросы применения защит­ных мер регулируются Федеральным законом от 08.12 2003 г. № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпин­говых и компенсационных мерах при импорте товаров», который разраба­тывался исходя из требований ВТО и заменил первый законодательный акт в этой области - Федеральный закон от 14 апреля 1998 г. № 63-ФЗ «Об эко­номических интересах Российской Фе­дерации при осуществлении внешней торговли товарами».

Дополнительным подзаконным актом в области расчета размера субсидии является постановление Правительс­тва Российской Федерации от 13 ок­тября 2004 г. № 546 «Об утверждении правил расчета размера специфичес­кой субсидии иностранного государс­тва (союза иностранных государств) и о признании утратившими силу неко­торых актов Правительства Российской Федерации, регулирующих вопросы применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер при импорте товаров».

Специальная пошлина — это пошлина, которая приме­няется при введении специальной защитной меры и взима­ется таможенными органами независимо от взимания ввоз­ной таможенной пошлины. При этом специальная защитная мера — это мера по ограничению возросшего импорта на та­моженную территорию, которая при­меняется посредством введе­ния импортной квоты или специальной пошлины, в том числе предварительной специальной пошлины.

Специальные пошлины используются либо в качестве защитной меры от ввоза - товаров в количестве и на условиях, способных нанести непоправимый ущерб россий­ским производителям подобных товаров, либо в качестве ответной меры на дискриминационные действия в отноше­нии России со стороны других государств или их союзов. В качестве примера можно привести Постановление Прави­тельства РФ от 5 декабря 2005 г. № 732 «Об импорте говя­дины, свинины и мяса домашней птицы в 2006 — 2009 го­дах» (в редакции от 5 мая 2007 г.).

Антидемпинговая пошлина — это пошлина, которая применяется при введении антидемпинговой меры и взима­ется таможенными органами неза­висимо от ввозной таможенной пошлины. При этом анти­демпинговая мера — это мера по противодействию демпин­говому импорту (т.е. импорту то­вара по цене ниже нормальной стоимости такого товара), которая применяется; посред­ством введения антидемпинговой пошлины, в том числе пред­варительной антидемпинговой пошлины, или одобрения це­новых обязательств, принятых экспортером. Антидемпинговые пошлины предназначены для защиты внутреннего рынка России от импорта в нее товаров по дем­пинговым ценам, т.е. когда экспорт таких товаров и их реа­лизация в нашей стране осуществляются по более низким ценам, чем на внутреннем рынке страны-производителя.

Компенсационная пошлина — это пошлина, которая применяется при введении компенсационной меры и взи­мается таможенными органами независимо от взимания ввозной таможенной пошлины. При этом компенсационная мера - это мера по нейтрализации воздействия специфической субсидии иностранного государ­ства (союза иностранных государств) на отрасль российской экономики, принимаемая по решению Правительства РФ посредством введения компенсационной пошлины, в том числе предварительной компенсационной пошлины, либо одобрения обязательств, принятых уполномоченным органом субсидирующего иностранного государства (союза иностран­ных государств) или экспортером. Компенсационные пошлины, как уже отмечено, приме­няются к ввозимым на таможенную территорию России то­варам, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались государственные, субсидии. Необ­ходимость таких пошлин обусловлена тем, что применение субсидий приводит к искусственному занижению затрат на производство товаров и, следовательно, — к снижению цен на них при экспорте (в том числе и в нашу страну).

В соответствии с Федеральным зако­ном меры защиты внутреннего рынка могут быть введены только в результа­те расследования, в ходе которого ор­ган, проводящий такие расследования, установит наличие условий для приме­нения мер защиты внутреннего рынка. В России таким органом расследования являлось Министерство экономическо­го развития и торговли. Расследование, по итогам которого могут быть введены меры защиты внутреннего рынка, мо­жет быть начато по заявлению россий­ских производителей, производящих не менее половины от объема производс­тва данного товара в России.

Федеральный закон предусматривает возможность введения в качестве спе­циальных защитных мер специальных пошлин или квот на импорт товаров. По итогам антидемпинговых и компенсационных расследований могут быть введены соответственно антидемпин­говые или компенсационные пошлины или приняты обязательства.

Пошлина, которая применяется при введении мер защиты внутреннего рын­ка, взимается таможенными органами РФ независимо от взимания ввозной таможенной пошлины и сверх ее став­ки. Решение о введении мер защиты внутреннего рынка принимается Пра­вительством Российской Федерации.

На практике меры защиты внутрен­него рынка становятся заметным инс­трументом регулирования внешней торговли в России. Существует ряд причин, обуславливающих «выгод­ность» мер защиты внутреннего рын­ка для российских производителей по сравнению с другими инструментами регулирования внешней торговли. Во-первых, процедура введения мер защиты внутреннего рынка - это до­статочно подробно прописанная пра­вовая процедура, т.е. при определен­ных условиях у производителей есть законодательно установленное право на эту защиту Во-вторых, эти инстру­менты активно используются в меж­дународной практике и признаны в ВТО. В-третьих, в отличие от обычных таможенных пошлин специальные, ан­тидемпинговые и компенсационные пошлины применяются в отношении товаров, происходящих из СНГ, в отно­шении которых действует беспошлин­ный режим свободной торговли.

Меры защиты внутреннего рынка все активнее используются отечественны­ми производителями для защиты от импорта. С момента принятия в Рос­сии законодательства о мерах защи­ты внутреннего рынка в 1998 году их было принято 15 (9 - специальных за­щитных, 4 - антидемпинговых и 2 ком­пенсационных). При этом большинство мер было введено в последние годы. Только в 2005 году и первом полугодии 2006 года были введены 7 мер. Кроме того, в ходе расследований было применено 7 предварительных, что позволяет обеспечить более эффективную и быструю защиту для производителей. В качестве примера применения предварительных защитных пошлин можно привести Постановление Правительства Российской Федерации от 1 марта 2003 года N 137 «О временных мерах по защите свеклосахарного комплекса», в соответствии с которым устанавливалась временная специальная пошлина на свеклосахарное сырье сроком на 180 дней в размере 45% от таможенной стоимости, но не менее 0, 2 евро за 1 кг сухого веществf.

Большинство из в веденных в России мер защиты внутреннего рынка - это специальные защитные меры. Обусловлен такой факт в первую очередь тем, что для российских производителей проще собрать необходимую для начала расследования информацию, так как нет необходимости получать данные о ценах на товар на иностранных рынках или о субсидиях, которые получают иностранные производители от своих государств. Кроме того, в случае введения специальных защитных мер (в отличие от антидемпинговых или компенсационных), действие такой меры будет затрагивать поставки товара из всех стран, а не только из тех, в отношении которых будет доказано наличие демпингового или субсидируемого импорта.

. Причинами перехода от специальных защитных мер к ан­тидемпинговым и компенсационным является то, что в части специальных защитных мер, во-первых, их срок ог­раничен, во-вторых, доказательства ущерба - серьезнее, в-третьих, ан­тидемпинговые и компенсационные меры приводят, как правило, к вы­теснению импорта, в-четвертых, в рамках специальных защитных мер необходимо доказательство непредви­денных обстоятельств, и с российских производителей берется своего рода обязательство выполнения плана по адаптации. Кроме того, необходимо отметить, что как в российской, так и в международной практике проще бороться с поставками из одной или нескольких стран, чем с импортом в целом. В случае с антидемпинговыми мерами еще одним плюсом является достаточно высокий средний уровень вводимых антидемпинговых пошлин. В среднем их уровень составляет 15-20 процентов, однако в отношении неко­торых товаров и производителей вво­дятся пошлины и в 50 процентов. Кро­ме того, степень ущерба российским производителям, которую достаточно доказать для целей введения анти­демпинговых и компенсационных мер, существенно ниже, чем для целей спе­циальных защитных мер. Для таковых ущерб должен быть серьезным, а для антидемпинговых и компенсационных достаточно и материального ущерба.

На сегодняшний день, в соответствии с ТК ТС п.2 ст.70 Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины устанавливаются в соответствии с международными договорами государств – членов ТС и (или) законодательством государств – членов ТС и взимаются в порядке, предусмотренном ТК ТС для взимания ввозной таможенной пошлины.

Дата добавления: 2018-05-02 ; просмотров: 1682 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Положение о проведении расследования предшествующего введения специальных защитных мер, антидемпинговых мер или компенсационных мер утверждено Постановлением Правительства РФ от 11 марта 1999 года N 274 . В соответствии с этим нормативным правовым актом заявление о применении особых видов пошлин принимается к рассмотрению:
--------------------------------
Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 11. Ст. 1310.
а) в случае специальных пошлин - если на долю российских производителей, поддерживающих такое заявление, приходится не менее чем 50% общего объема производства аналогичного или непосредственно конкурирующего товара в Российской Федерации;
б) в случае антидемпинговых и компенсационных пошлин - если на долю российских производителей, поддерживающих такое заявление, приходится не менее чем 25% общего объема производства аналогичного или непосредственно конкурирующего товара.
В отдельных случаях для принятия заявления о применении особых пошлин требуется заключение Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства о последствиях влияния специальных защитных мер, антидемпинговых мер или компенсационных мер на конкуренцию на внутреннем рынке Российской Федерации. Такое заключение необходимо получить, если на одного российского производителя, поддержавшего заявление о применении особых пошлин, приходится более чем 35% российского производства аналогичного или непосредственно конкурирующего товара либо если общий объем импорта товара, являющегося объектом расследования, составляет менее чем 25% общего объема реализации аналогичного или непосредственно конкурирующего товара на внутреннем рынке Российской Федерации.
Для проведения расследования, предшествующего введению особых пошлин, требуется значительный объем специальной информации. Поэтому вместе с заявлением в Министерство экономического развития и торговли РФ передается большое количество документов согласно перечням, содержащимся в приложениях N 1 (специальные защитные меры), N 2 (антидемпинговые меры), N 3 (компенсационные меры) к Положению о проведении расследования (Постановление Правительства РФ от 11 марта 1999 года N 274). Если представленных заявителем материалов оказывается недостаточно для принятия решения о проведении расследования, Министерство экономического развития и торговли РФ направляет заявителю запрос о представлении дополнительных сведений. В случае представления в Министерство недостоверных сведений заявителю может быть отказано в рассмотрении заявления.
По результатам рассмотрения заявления на предмет наличия в нем сведений, достаточных для проведения расследования, и их достоверности Министерство экономического развития и торговли РФ в течение 30 календарных дней с даты принятия заявления вносит в установленном порядке на рассмотрение Комиссии Правительства РФ по защитным мерам во внешней торговле и таможенно - тарифной политике предложение о проведении расследования или об отказе в расследовании.
Обязательным этапом процедуры расследования является уведомление заинтересованных лиц. В таком уведомлении, направляемом в соответствии с пунктами 5 и 7 статьи 18 Федерального закона "О защите экономических интересов. ", должен быть также указан срок, в течение которого заинтересованные лица могут запросить консультации по предмету расследования. С момента получения уведомления о проведении расследования заинтересованные лица вправе предоставлять в письменной форме все доказательства, которые, по их мнению, имеют отношение к проводимому расследованию.
В случае если в расследование вовлечено более двух иностранных экспортеров и (или) производителей, Министерство экономического развития и торговли РФ вправе уведомить только уполномоченные органы страны происхождения товара, являющегося объектом расследования или экспорта такого товара, либо уполномоченный орган союза иностранных государств, в который входят страны происхождения такого товара или его экспорта, о принятии решения о проведении расследования.
Одновременно с уведомлением о начале расследования, предшествующего введению антидемпинговых или компенсационных мер, Министерство экономического развития и торговли РФ направляет известным иностранным экспортерам и (или) производителям товара перечень вопросов, на которые в целях проведения расследования им следует ответить в письменной форме на русском языке в течение 30 календарных дней с даты их получения.
--------------------------------
Речь идет об иностранных экспортерах и производителях товара, являющегося объектом расследования, о которых имеется информация в материалах расследования.
После принятия Правительством РФ решения о применении специальных защитных мер, антидемпинговых мер или компенсационных мер либо решения о прекращении их действия Министерство экономического развития и торговли РФ уведомляет о нем уполномоченные органы соответствующих иностранных государств (союза государств), а также известных иностранных экспортеров и производителей товара (только в случае принятия решения, касающегося антидемпинговых или компенсационных мер).
В Положении, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 11 марта 1999 года N 274, детально определены полномочия Министерства экономического развития и торговли РФ, которыми оно наделено на период проведения расследования. К ним, в частности, относятся:
- право обращаться за содействием в проведении расследования и с запросом о предоставлении необходимой информации к ГТК России, Госкомстат России, другим федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации (п. 19);
- право запрашивать у коммерческих организаций необходимую информацию, в том числе конфиденциальную (п. 20);
- право определять длительность периода, охватываемого расследованием (п. 21);
- право вести банк данных, необходимых для проведения расследования, и обязанность сохранять конфиденциальную информацию (п. 26);
- право предоставлять заинтересованным лицам информацию, полученную в ходе расследования и не являющуюся конфиденциальной (п. 27);
--------------------------------
Порядок предоставления такой информации определен в Приказе Минторга России от 3 сентября 1999 года N 396. См.: Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1999. N 41.
- право проводить расследование на территории страны местонахождения иностранного экспортера и (или) производителя товара, являющегося объектом расследования, с целью проверки достоверности информации или получения дополнительных материалов, сбора недостающей информации (п. 31);
- право проводить консультации и переговоры с заинтересованными лицами, анализировать собранные материалы, знакомиться с образцами товара, являющегося объектом расследования (п. 33), и др.
Расследование, предшествующее введению антидемпинговых мер, может быть прекращено без введения временных или окончательных антидемпинговых мер при получении от иностранного экспортера (в письменной форме) добровольно принятого на себя обязательства об отказе от демпинговых цен или о сокращении до приемлемого объема демпингового импорта товара, при условии, что существенный ущерб или угроза причинения существенного ущерба вследствие демпингового импорта аналогичного или непосредственно конкурирующего товара будут устранены. Указанное обязательство иностранного экспортера принимается Правительством РФ.
Расследование, предшествующее введению компенсационных мер, может быть приостановлено или прекращено без введения временных или окончательных компенсационных пошлин после получения от иностранного государства (союза государств) в лице соответствующего уполномоченного органа добровольно принятого им на себя обязательства об отказе от субсидии или о сокращении субсидии до приемлемого размера или при получении от производителя (экспортера) иностранного государства в письменной форме добровольно принятого им на себя обязательства о повышении экспортной цены товара в размере субсидии, достаточного для устранения существенного ущерба или угрозы его причинения отрасли российской экономики вследствие импорта товара, субсидируемого иностранным государством. Такое обязательство принимается Правительством РФ или по его поручению Министерством экономического развития и торговли РФ.
Результаты расследования, проводимого Министерством экономического развития и торговли РФ, оформляются в виде доклада, представляемого в Правительство РФ. Доклад Министерства должен содержать следующую информацию:
1) описание товара, являющегося объектом расследования, с указанием кода ТН ВЭД;
2) доказательства возросшего импорта товара, осуществляемого на таможенную территорию Российской Федерации, либо демпингового импорта, либо импорта товара, при производстве или экспорте которого использовались субсидии иностранного государства (союза государств);
3) доказательства наличия существенного ущерба или угрозы его причинения отрасли российской экономики;
4) доказательства причинно - следственной связи между существенным ущербом или угрозой его причинения отрасли российской экономики и возросшим импортом товара на таможенную территорию Российской Федерации, либо демпинговым импортом такого товара, либо импортом такого товара, при производстве или экспорте которого использовались субсидии иностранного государства;
5) описание предлагаемой меры по защите экономических интересов Российской Федерации, в том числе:
- специальной защитной меры, которая может быть реализована посредством введения импортной квоты или специальной пошлины, в том числе временной специальной пошлины;
- антидемпинговой меры, которая может быть реализована посредством введения антидемпинговой пошлины, в том числе временной, либо принятия обязательств об отказе от демпинговых цен или о сокращении до приемлемого объема демпингового импорта;
- компенсационной меры, которая может быть реализована посредством введения компенсационной пошлины, в том числе временной, либо принятия обязательств об отказе от субсидии, сокращении субсидии до приемлемого размера или о повышении экспортной цены товара в размере субсидии;
6) предполагаемую дату введения и срок действия предлагаемой меры, а также проект плана мероприятий по адаптации отрасли российской экономики к работе в условиях иностранной конкуренции на период действия предлагаемой меры, разработанного заявителем от имени отрасли российской экономики, или предложение о неприменении мер в случае, если их введение, как стало известно в ходе расследования, может причинить существенный ущерб отрасли российской экономики, экономике Российской Федерации в целом или интересам значительной части потребителей товара, являющегося объектом расследования, либо нецелесообразно по иным существенным причинам, имеющим государственное значение.
Доклад Министерства экономического развития и торговли РФ рассматривается на заседании Комиссии Правительства РФ по защитным мерам во внешней торговле и таможенно - тарифной политике (Постановление Правительства РФ от 7 октября 1998 года N 1171, в ред. Постановлений Правительства РФ от 13 июня 1999 года N 629, от 23 августа 2000 года N 623) .
--------------------------------
Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 41. Ст. 5033; 1999. N 25. Ст. 3121; 2000. N 35. Ст. 3591.
Комиссия проводит свои заседания регулярно, но не реже одного раза в квартал. Заседание считается правомочным, если на нем присутствует не менее 2/3 членов Комиссии. Решения принимаются простым большинством голосов от общего числа членов Комиссии и оформляются протоколом, который подписывает председатель Комиссии или его заместитель.
Если по результатам расследования Комиссия принимает решение о нецелесообразности введения защитных мер, повторное заявление может быть принято к рассмотрению в отношении того же товара не ранее чем через год с даты публикации о результатах расследования. Если Комиссия принимает решение о целесообразности введения защитных мер, то ею разрабатывается проект соответствующего постановления Правительства РФ.
Таким образом, Комиссия является координационным органом, обеспечивающим рассмотрение на межведомственном уровне предложений Правительству РФ о введении защитных мер во внешней торговле. Как уже отмечалось, она принимает решение о начале расследования, выносит по его результатам заключение о наличии или отсутствии факта нанесения существенного ущерба или угрозы такового в отношении отечественных производителей, анализирует влияние введенных защитных мер на состояние соответствующих товарных рынков и т.д.
Для выполнения возложенных на нее задач Комиссия имеет право запрашивать от федеральных органов исполнительной власти, государственных учреждений и организаций материалы и информацию по вопросам, входящим в ее компетенцию, а также привлекать при необходимости экспертов и консультантов для проработки вопросов, вносимых на рассмотрение Комиссии.
Законодательство закрепляет основные принципы процедуры применения особых видов пошлин.
Любое решение, принимаемое в ходе расследования, должно основываться на количественно определяемых данных.
Размер ставок особых пошлин, устанавливаемых Правительством РФ, должен быть соотносим с величиной установленного в каждом конкретном случае демпингового занижения цен, субсидий и выявленного ущерба.
Срок действия особых видов пошлин, их досрочная отмена или продление устанавливаются Правительством РФ с учетом международных обязательств Российской Федерации.
И наконец, закрепляется принцип гласности и открытости на всех этапах процедуры введения особых видов пошлин. Как уже отмечалось, если Комиссия принимает решение о начале расследования или такое расследование открывается по поручению Правительства РФ, в средствах массовой информации публикуется "Уведомление о начале расследования", в котором должна содержаться следующая информация:
- название страны экспортера и страны производителя соответствующего товара с указанием наименования товара и его кода по ТН ВЭД;
- факты, обосновывающие необходимость введения защитных мер, приведенные в заявлении, в том числе оценка материального ущерба, понесенного российскими производителями;
- адреса и телефоны, куда заинтересованные стороны могут обратиться по данному вопросу, а также сроки, в течение которых они могут изложить свою позицию.
Процедура введения защитных мер предусматривает официальное опубликование решения Правительства РФ о введении защитной меры в виде особой пошлины с указанием общего количества и стоимости товаров, подпадающих под действие указанной пошлины.
Раздел III. ТАМОЖЕННАЯ СТОИМОСТЬ ТОВАРА

1.2 Специфика применения сезонных и особых пошлин

Следует уделить особое внимание пошлинам, которые по своей природе, безусловно, являются таможенными, поскольку взимаются таможенными органами при перемещении товаров через таможенную границу РФ, однако в буквальном смысле таковыми рассматриваться не могут.

К таким пошлинам в соответствии с разделом II Закона «О таможенном тарифе» относятся сезонные и особые пошлины. Дело в том, что согласно п. 5 ст. 5 Закона «О таможенном тарифе» пошлина - таможенная пошлина, а также иные виды пошлин, предусмотренные настоящим законом. Эти иные виды пошлин и называются сезонными и особыми пошлинами. Более того, при установлении, например, сезонных пошлин, ставки таможенных пошлин, предусмотренные таможенным тарифом, не применяются (ст. 6 Закона «О таможенном тарифе»). Максимальный срок действия сезонных пошлин составляет шесть месяцев. Как отмечает Козырин А.Н.: «Сезонные пошлины применяются в отношении сельскохозяйственных продуктов и других товаров. Они связаны с так называемыми сезонными ценами, под которыми понимаются закупочные и розничные цены на некоторую продукцию сельского хозяйства (овощи, фрукты, картофель), циклически меняющиеся по временам года» 8 .

Специальные пошлины могут вводиться как по причинам экономического характера, так и по политическим соображениям. В первом случае специальные пошлины используются как защитная мера, если товары ввозятся на территорию РФ в количествах и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям конкурирующих товаров. Во втором случае специальная пошлина используется в качестве ответной меры на дискриминационные действия в отношении ввоза российских товаров в какую-либо страну.

Сезонные пошлины, применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной. Могут включаться в тариф и применяться за пределами тарифа. Обычно срок их действия не может превышать нескольких месяцев в год, и на этот период действие обычного таможенного тарифа по этим товарам приостанавливается. В отечественной практике этот вид пошлин использовался, например, при регулировании ввоза сахара-сырца, обычно применяется при регулировании ввоза в страну овощей и фруктов.

Особые виды таможенных пошлин подразделяются на: антидемпинговые, компенсационные, специальные таможенные пошлины.

Антидемпинговые пошлины, применяются при ввозе на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров.

Антидемпинговая пошлина - рассматривается как составляющая антидемпинговой меры и взимается таможенными органами независимо от взимания ввозной таможенной пошлины. Антидемпинговая мера - мера по противодействию демпинговому импорту, которая применяется посредством введения антидемпинговой пошлины или одобрения ценовых обязательств, принятых экспертом 9 .

Назначение антидемпинговых пошлин раскрывается в ст. 9 Закона «О таможенном тарифе» и, как отмечается в литературе, связано с наличием трех обстоятельств:

1) фактом ввоза товаров на российскую таможенную территорию по цене более низкой, чем их нормальная цена, сложившаяся на момент ввоза товаров в стране экспорта;

3) причинно-следственной связью между ввозом таких товаров, с одной стороны, и нанесением (угрозой нанесения) материального ущерба отечественным производителям подобных товаров либо препятствием организации или расширению производства подобных товаров в РФ, с другой стороны 10 .

Содержание и назначение компенсационных пошлин во многом схоже с антидемпинговыми. Разница заключается в том, что компенсационные пошлины применяются в случаях ввоза на территорию РФ товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии (ст. 10 Закона «О таможенном тарифе»).

Компенсационные пошлины взимаются при импорте тех товаров, в процессе производства которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров.

Компенсационная пошлина является составляющей компенсационной меры и взимается таможенными органами независимо от взимания ввозной таможенной пошлины. Компенсационная мера - мера по нейтрализации воздействия специфической субсидии иностранного государства (союза иностранных государств) на отрасль российской экономики посредством введения компенсационной пошлины, в том числе предварительной компенсационной пошлины, либо одобрения обязательств, принятых уполномоченным органом субсидирующего государства (союза иностранных государств) или экспортером.

Специальные пошлины устанавливаются на определенный срок в тех случаях, когда какой-либо товар импортируется в таких количествах, что причиняет или угрожает причинить серьезный ущерб отечественным производителям конкурирующих товаров.

Специальная пошлина - пошлина, которая применяется при введении специальной защитной меры и взимается таможенными органами Российской Федерации независимо от взимания ввозной таможенной пошлины. Специальная защитная мера - мера по ограничению возросшего импорта на таможенную территорию страны посредством введения импортной квоты или специальной пошлины, в том числе предварительной специальной пошлины 11 .

Обычно особые виды пошлин применяются страной либо в одностороннем порядке для зашиты от недобросовестной конкуренции со стороны ее торговых партнеров, либо как ее ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы страны. Введению особых пошлин обычно предшествует расследование, проводимое по поручению правительства уполномоченным органом. В процессе расследования проводятся двусторонние переговоры, определяются позиции, рассматриваются возможные объяснения возникшей ситуации и предпринимаются другие попытки решить разногласия политическим путем. Введение особой пошлины можно рассматривать как крайнее средство, которое используют страны, когда все остальные способы урегулирования торговых разногласий исчерпаны.

Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации о мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами, устанавливаются на определенный срок и взимаются по правилам, предусмотренным Таможенным кодексом Российской Федерации для взимания ввозной таможенной пошлины. Один и тот же товар не может быть подвергнут одновременно антидемпинговой и компенсационной пошлине 12 .

Обязательным условием применения особых пошлин является наличие существенного ущерба отрасли российской экономики или угрозы его причинения вследствие ввоза зарубежных товаров. Ущерб оценивается на основе анализа последствий импорта, установления причинной связи между импортом товаров и национальной отраслью промышленности.

Читайте также: