Повышение таможенных пошлин приводит к

Опубликовано: 11.05.2024

С точки зрения торговца товарами таможенный тариф представляет собой разновидность транспортных издержек. Если Отечество введет налог, равный 2 долл. на каждый бушель импортируемой пшеницы, торговцы не будут привозить зерно до тех пор, пока разница в ценах не составит как минимум 2 долл.

На рис. 9.4 проиллюстрирован эффект специфической пошлины с долларов за единицу товара. В отсутствие тарифа цена пшеницы составляет величину Pw как в Отечестве, так и за границей. С введением таможенной пошлины торговцы не повезут пшеницу из Заграницы в Отечество до тех пор, пока отечественная цена не установится на уровне, превосходящем цену за рубежом как минимум на t долларов. Таким образом, цена в Отечестве будет возрастать, а цена за рубежом падать до тех пор, пока разница в уровнях цен не составит величину t долларов. Введение пошлины приводит к раздвиганию цен на двух рынках, графически имеющему клинообразную форму. Тариф поднимает цену в Отечестве до Рт и опускает цену за границей до величины, выражаемой p* - Рт- t. В Отечестве производители предлагают больше товара по более высокой цене, а потребители потребляют меньшее количество товара, сокращая потребность в импорте. За границей более низкая цена приводит к сокращению предложения и увеличению спроса и, следовательно, к меньшему объему предложения на экспорт. Количество поставляемой на рынок пшеницы сокращается с величины Qw при свободной торговле до величины Qr после введения пошлины. Если количество пшеницы, поставляемой из-за границы в Отечество, будет равно От, отечественный спрос на импорт будет равен зарубежному предложению на экспорт. При этом Рт- Рт = t. Рост отечественной цены с Pw до Рт оказывается при этом меньшим, чем размер таможенной пошлины, поскольку часть пошлины отражается в снижении экспортной цены Заграницы, что, однако, не дает выигрыша потребителям в Отечестве. Это обычный результат любой политики ограничения импорта. Масштабы этого эффекта на практике весьма малы. Когда маленькая страна вводит таможенные пошлины, ее доля в закупках товара на мировом рынке очень мала с самого начала, поэтому сокращение ее импорта оказывает слабое воздействие на мировую цену. Практически мировая цена на импортируемые товары может считаться заданной величиной. Эффект таможенной пошлины в случае "малой" страны, которая не оказывает влияния на мировые цены, показан

промышленность, а вторая, в которой сборочная промышленность уже существует, имеет намерение производить узлы и детали к автомобилям.

Для поддержки отечественной автомобильной индустрии первая страна вводит 25%-ную пошлину на импортируемые автомобили, позволяя тем самым отечественным производителям запрашивать 10 тыс. долл. вместо 8. В этом случае неправомерно утверждать, что уровень защиты отечественных сборщиков автомобилей составит 25%. До введения тарифа сборка автомобилей внутри страны была выгодной только в том случае, если она обошлась бы в 2 тыс. долл. или меньше (т.е. разница между 8 тыс. за готовый автомобиль и 6 тыс. за комплектующие узлы и детали). Теперь же эту сборку можно производить, даже если расходы на нее составят сумму 4 тыс. долл. (разница между ценой в 10 тыс. и стоимостью комплектующих). Таким образом, пошлина в 25% обеспечивает сборщиков реальным уровнем защиты в 100%. Теперь представим себе, что вторая страна для поощрения отечественных производителей деталей и узлов вводит 10%-ную пошлину на импортные компоненты, поднимая их стоимость для отечественных сборщиков с 6 тыс. долл. до 6600. Хотя пошлина на готовые автомобили не изменяется, описанная выше мера приводит к тому, что сборка автомобилей внутри страны становится невыгодной. До введения пошлины собирать машину внутри страны имело смысл за 2 тыс. долл. (8 тыс. - 6 тыс.), после введения пошлины сборку можно осуществлять, если это обойдется не дороже чем в 1400 долл. (8 тыс. - 6600). Таким образом, таможенное обложение узлов и компонентов, обеспечивая положительную защиту для производителей этих изделий, порождает отрицательную реальную защиту для сборщиков по ставке 30% (- 600/2000). Подобные рассуждения позволили экономистам провести расчеты, чтобы измерить степень реальной защиты, ежегодно предоставляемой некоторым отраслям промышленности с помощью таможенных пошлин и других видов торговой политики. Например: политика, направленная на поощрение экономического развития (см. гл. 11), часто приводит к установлению уровня защиты, гораздо более высокого, чем ставка пошлины сама по себе1.

Выигрыши и потери от таможенных пошлин Пошлина повышает цену товара в импортирующей стране и понижает ее в экспортирующей. В результате изменения цен потребители теряют в импортирующей стране и выигрывают в экспортирующей. Производители, наоборот, выигрывают в импортирующей и проигрывают в стране-экспортере. Государство, вводящее таможенную пошлину, получает доход. Для того чтобы сопоставить выгоды и потери, их необходимо выразить количественно. Метод такого измерения эффекта от таможенной пошлины предполагает использование понятий, широко применяющихся в микроэкономическом анализе: выигрыш производителя и выигрыш потребителя.

1 Реальный уровень защиты для отрасли формально определяется как (Vr - Vw)/Vw, где Vw добавленная стоимость в отрасли при мировых ценах, VT добавленная стоимость после принятия таможенных мер. Для нашего примера пусть Рл будет мировой ценой на собранный автомобиль, а Р. мировой ценой его сборочных компонентов, t ставка адвалорной пошлины на импортируемые автомобили, a tc адвалорной пошлины на компоненты. Можно выяснить, что если пошлина не влияет на мировые цены, они обеспечивают сборщиков реальным уровнем защиты, выраженным величиной: У-У" - t +Р (2-lfs). на рис. 9.5. В этом случае пошлина повышает цену импортируемого товара на всю величицу таможенной пошлины, т.е. с Pwjio Pw + t. Производство в этом случае растет с 5 до л, а потребление падает с D1 до D .

Кто и в какой срок уплачивает пошлины

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Ввозной таможенной пошлиной облагаются товары, перемещаемые через таможенную границу. Её уплачивают все импортеры.

Если вы ввозите товары на территорию РФ временно, пошлину платить не нужно. Будьте готовы, что по некоторым товарам уплату пошлины могут потребовать, а при вывозе вернуть. В операциях реимпорта уплата пошлины тоже не требуется.

Обязанность по уплате пошлины возникает с момента регистрации таможенной декларации. До отпуска товара с таможни оплатите пошлину рублями. Узнайте на таможне реквизиты счета, на который перечислять деньги.

Виды таможенных пошлин

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Таможенные пошлины бывают трех видов: адвалорные, специфические (твердые) или комбинированные.

Адвалорная ставка выражена в процентах от стоимости ввозимого товара. Например, импортная твердая пшеница облагается пошлиной 5% от ее стоимости.

Специфическая ставка выражена в твердой валюте за единицу физического показателя. Например, импортная пошлина за ввоз сигарет с гвоздикой — 2 евро за 1 000 штук, а за ботинки для сноуборда придется отдать 1,5 евро за пару.

Комбинированная ставка сочетает в себе две предыдущих. Поясним на примере: ввоз жареного зернового кофе сорта Арабика облагается пошлиной 8%, но не менее 0,16 евро/кг.

Помимо этого предусмотрены специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины (статья 71 ТК ЕАЭС). Эти пошлины вводятся государством для защиты внутренних производителей от иностранных конкурентов. Принцип действия следующий: повышенные пошлины делают импортный товар в России дороже, чем отечественные аналоги. Тем самым отечественные товары становятся более привлекательными для покупателя.

Как узнать размер таможенной пошлины

Таможенные пошлины на импорт

Сумма таможенной пошлины на импортированный товар зависит от таможенной стоимости и ставки.

Пошлины на ввоз рассчитываются по Единому таможенному тарифу, утвержденному Решением Совета Евразийской экономической комиссии. Он содержит свод ставок таможенных пошлин, систематизированный по товарный номенклутере (ТН ВЭД ЕАЭС).

Напомним, что в ТН ВЭД все товары разделены по происхождению, назначению, составу, степени обработки — это упрощает ориентацию. У каждого вида товара свой код из десяти цифр: первые две обозначают группу товара, четыре — товарную позицию, шесть — субпозицию, а весь код обозначает конкретный товар. При таможенном декларировании вы указываете его в декларации.

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Если вы выберете неверный код, таможня доначислит пошлины. В крайнем случае вам грозит административный штраф и конфискация товара. Чтобы этого избежать, обратитесь в Таможенную Службу с заявлением о классификации вашего товара. Это стоит 5 000 рублей и может занять три месяца.

Если в отношении вашего товара установлена адвалорная ставка, то для расчета таможенной пошлины понадобится таможенная стоимость импортированного товара. Она служит налоговой базой для расчета пошлины, на нее начисляют соответствующий процент. Для некоторых товаров (нефти, древесины) налоговая база зависит от количества ввозимого товара.

Таможенная стоимость — совокупность затрат на импорт товара. Она включает расходы на покупку, погрузку, доставку, страхование, лицензирование и т.п. Если товар получен в подарок или по взаимозачету, то за таможенную стоимость принимается цена товара по рынку с учетом износа.

Все шесть методов расчета таможенной стоимости перечислены в главе 5 ТК ЕАЭС. Подходящий метод зависит от вида товара, характера сделки, взаимоотношений с поставщиком.

Льготы, преференции и квоты

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Льгота

В договоре о Евразийской экономическом союзе предусмотрены тарифные льготы для товаров, ввозимых в Союз из третьих стран. Они установлены Приложением №6:

  1. Товары в качестве вклада иностранного учредителя в уставный капитал.
  2. Товары, ввозимые для исследования или использования космического пространства в рамках международного сотрудничества.
  3. Продукция морского промысла судов, находящихся в собственности или аренде у государств-членов ЕАЭС.
  4. Валюты государств-членов, третьих стран и ценных бумаг.
  5. Товаров, ввозимых для ликвидации последствий ЧС или в виде гуманитарной помощи.
  6. Товаров, кроме подакцизных, ввозимых в благотворительных целях.
  7. Могут быть и иные случаи предоставления льгот, если они установлены договором о ЕАЭС, решением Комиссии или международным договором Союза с третьей страной.

Преференция

Для товаров из развивающихся и наименее развитых стран предусмотрены торговые преференции. Если стандартная ставка пошлины составляет 100% от пошлин, указанных в Едином таможенном тарифе, то для развивающихся стран с преференцией она составляет 75%. А с товаров, ввозимых из наименее развитых стран пошлину платить вообще не нужно.

Перечень таких стран утвержден Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС и Комиссии таможенного союза. К развивающимся странам относится 103 государства, а к наименее развитым — 50.

Квота

Для зарубежных аналогов товаров, которые производятся на территории Союза, допустимо установление тарифных квот. Это ограничение на количество товаров, к которым применяется стандартная пошлина 100%. Если его превысить, пошлина увеличится.

Квота устанавливается в размере разницы между объемом потребления такого товара в Таможенном Союзе и объемом производства этого же товара в Союзе. На 2019 год квоты утверждены Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии № 141.

Автор статьи: Михаил Кобрин

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Эксперты объяснили, как изменение таможенных пошлин повлияет на производство, валютный рынок и инфляцию.


Как ранее писал Spot, Торгово-промышленная палата готовит предложения по внесению изменений и дополнений в действующие ставки импортных таможенных пошлин.

Предпринимателей призвали отправлять свои предложения по ставкам импортных таможенных пошлин. Так палата намерена создать условия для развития в стране экспортно ориентированных производств. Сбор заявок закончился 26 марта.

По мнению экономиста Юлия Юсупова, у предпринимателей не нужно спрашивать, повышать или снижать таможенные платежи. Такой подход к решению вопросов таможенно-тарифного регулирования не даст положительных результатов.

«Любой предприниматель заинтересован если не быть монополистом, то как минимум ограничить свою конкуренцию. Поэтому на вопрос о таможенных пошлинах они ответят, что на сырье и материалы нужно снижать ставки, на готовую продукцию — повышать», — сказал эксперт.

При оптимизации таможенных платежей не учитываются макроэкономические последствия, считает Юлий Юсупов. Повышение пошлин убивает экспорт, приводит к контрабанде товаров, увеличивает «давление» на валютный курс.

Узбекистан добился того, что значительная часть импорта вышла из тени. Изменение таможенных тарифов приведет к возврату в тень.

«Возможно, какие-то тарифы надо оптимизировать, ставки на некоторые из них даже поднять. Но такие решения не принимаются опросом предпринимателей. Для этого должно быть проведено исследование, которое покажет, где и что нужно оптимизировать. Тарифы выполняют не только протекционистскую функцию, но и фискальную», — отметил экономист.

Он также добавил, что нельзя только повышением импортных таможенных пошлин защитить местных производителей. Бизнес зависит от огромного количества факторов. Нельзя взять один из них, например, тарифное регулирование, и с помощью этого решить проблему. Научный подход предполагает, что на всё нужно смотреть комплексно.


Фото: Динора Зияева / Spot

Предприниматель, основатель сети супермаркетов korzinka.uz Зафар Хашимов перечислил 10 причин, почему не следует повышать импортные пошлины. Он отметил, что повышение тарифов приведет к искусственному росту цен и обеднению населения.

«Как любые налоги, тарифы имеют свойство сокращать размер экономики. Когда тарифы поднимают цены выше рыночных, снижается потребление товаров. И цены растут не только на импортную продукцию, но и местную», — говорит Зафар Хашимов.

Такая мера также ускоряет инфляцию, негативно отражается на экспортных отраслях, подавляет импорт, что приводит к подавлению спроса на иностранную валюту и укреплению национальной. Это также отражается на экспортерах, добавил эксперт.

Он также отметил, что, помимо импортных пошлин, есть другие факторы, защищающие местных предпринимателей. Например, по легкости международной торговли в Doing Business Узбекистан находится на 165-м месте. На импорт товаров в среднем уходит 111 часов, тогда как по региону этот показатель равен 12,5 часа.

«Высокие импортные тарифы у нас всегда были, но не всегда работали, потому что вызывали контрабандный ввоз. При этом есть „черный“ челночный ввоз и „серый“, когда идет занижение таможенной стоимости в целях ухода от налогов. Потом эти бизнесмены не могут прозрачно продавать на внутреннем рынке [импортный товар]. Валютную выручку, так как завезли нелегально, они тоже не могут официально из страны вывозить. И создают спрос на валютном черном рынке», — сказал предприниматель.

К косвенным последствиям повышения импортных тарифов он отнес правовой нигилизм бизнесменов, которые начинают искать лазейки и ухищрения. Это вызывает у государства реакцию, как известно по истории, еще более сильного контроля и введения репрессивных мер. Это, в свою очередь, приводит к увеличению коррупции.

Вчера вступило в силу постановление правительства РФ о повышении таможенных пошлин на ввоз иномарок, которое вызвало недовольство граждан и вылилось в масштабные акции протеста по всей стране. На таможенных терминалах, через которые ввозились подержанные машины, уже говорят о резком падении спроса на растаможку машин. Во Владивостоке подсчитали, что из-за нежелания предпринимателей ввозить машины по новым ставкам бюджет недополучит до $1 млрд, а в Калининграде перегонщики машин готовятся судиться с таможней. Вчера с протестом против повышения пошлин выступила и Еврокомиссия, где заявили, что действия правительства РФ противоречат соглашению о вступлении в ВТО.

Постановление о повышении ставок таможенных пошлин сроком на девять месяцев было подписано премьером Владимиром Путиным 5 декабря 2008 года, после чего, как неоднократно сообщал "Ъ", по стране прокатилась волна массовых акций протеста предпринимателей, которые жаловались, что действия властей оставят их без работы. Так, повышение пошлин привело к увеличению цен на иномарки на 20-80% в зависимости от года выпуска и объема двигателя автомобиля (см. таблицу на стр. 4). Самые громкие акции протеста прошли во Владивостоке, куда для разгона демонстрантов был даже переброшен подмосковный ОМОН "Зубр".

Вчера на Владивостокской таможне уже подсчитали, сколько средств недополучит местный бюджет из-за нежелания предпринимателей ввозить машины по новым ставкам. По словам заместителя начальника Владивостокской таможни по таможенному контролю Николая Лощинина, всего в 2008 году через его терминалы было ввезено почти 334 тыс. иномарок, что на 20% больше показателей 2007 года. За первые дни нового года таможней было оформлено 4,5 тыс. машин, и еще 3,5 тыс. автомобилей будут оформлены по старым ставкам пошлин, после чего ожидается резкое падение спроса на растаможку со стороны перегонщиков. Господин Лощинин уточнил, что склады Владивостокской таможни, которые могут вместить до 10 тыс. автомобилей и до последнего времени были заполнены на 70%, уже начали "постепенно пустеть".

В 2008 году местная таможня собрала 62 млрд руб., и 45% от этой суммы составили пошлины на ввоз иномарок. В этом году, по словам заместителя начальника Владивостокской таможни по экономической политике Леонида Гурина, сборы сократятся минимум на 40%. По подсчетам лидера движения "Общество защиты автомобилистов Приморского края" Дмитрия Пенязя, до 80 тыс. из 100 тыс. человек, занятых в регионе автобизнесом, останутся без работы уже в феврале. "Сохранится только сегмент рынка малолитражек до 1500 "кубиков", на все остальные цены из-за пошлин будут запредельными",— прогнозирует он.

На других таможенных пунктах, через которые ввозилась основная масса подержанных иномарок, подсчет убытков еще не провели, однако там также констатируют резкое падение спроса на свои услуги. В Калининграде, где автобизнесом, по подсчетам местных дилеров, заняты до 20 тыс. человек, полностью исчезли очереди на границе. За последние две недели через местную таможню, по словам ее пресс-секретаря Оксаны Ивановой, прошло лишь 1,8 тыс. машин. Хотя в середине декабря наблюдалась обратная картина. Тогда таможня резко сократила пропускную способность "в связи с усилением контроля", из-за чего на границе скопились тысячи автомобилей. Калининградским перегонщикам пришлось жить в своих машинах "в поле", и в дни католического Рождества их даже подкармливали жители окрестных польских и литовских деревень. 26 декабря 2008 года в накопителе "Кибартай-Чернышевское" от сердечного приступа, наступившего в результате переутомления, умер 33-летний перегонщик из Калининграда. Таможенники, по словам главы местной общественной организации "Справедливость" Константина Дорошка, намеренно затягивали прием документов накануне вступления в силу новых ставок, в связи с чем калининградские предприниматели планируют в ближайшее время обратиться в суд. По мнению господина Дорошка, из-за нерасторопности таможенников перегонщики "отказались гнать машины из Европы", а уже купившие их за границей вынуждены были продавать на месте, "чтобы не работать себе в убыток". В итоге, прогнозирует Константин Дорошок, у местных перегонщиков останутся лишь единичные заказы, а большинство останется без работы.

На Выборгской таможне также говорят об ажиотаже в конце декабря 2008 года, когда на терминалах "Торфяновка", "Брусничное" и "Светогорск" ежедневно собиралось не менее 200 автомобилей. По словам таможенников, один из отчаявшихся водителей даже умудрился в одиночку перегнать через границу два автомобиля одновременно, проезжая попеременно на каждом по 100 метров. В один из дней предприниматели, недовольные работой сотрудников терминала "Торфяновка", даже попытались перекрыть трассу в оба направления, но после "воспитательно-разъяснительной работы" открыли движение. По данным пресс-службы Северо-Западного таможенного управления, очереди на пограничных пунктах сохранялись до 30 декабря 2008 года, а затем их "как отрезало". С 1 по 10 января через посты Выборгской таможни перегонщики перевезли около 850 машин, что примерно втрое меньше обычного, а 11 января границу с Финляндией пересек и вовсе лишь один автомобиль.

Вчера против повышения таможенных пошлин резко выступила Еврокомиссия. По словам представителя Еврокомиссии, действия российского правительства противоречат двустороннему соглашению от 2004 года о вступлении во Всемирную торговую организацию. "Европейская комиссия серьезно сожалеет о такой позиции",— цитирует слова представителя комиссии агентство Reuters. Отметим, что ранее отменить новые ставки пошлин как "противоречащие принципам свободной торговли" призвал Россию и японский МИД. По подсчетам японского правительства, рынок экспорта автомобилей в Россию оценивается в $20 млрд, но с введением новых пошлин может сократиться вдвое.

О том, что ждет российских автопроизводителей при освоении рынка Дальнего Востока см. стр. 9.
Александр Ъ-Воронов; Алексей Ъ-Чернышев, Владивосток; Михаил Ъ-Суханов, Калининград; Владислав Ъ-Литовченко, Санкт-Петербург

Переработчики жалуются на нехватку сырья и говорят, что они из последних сил не увеличивают цену на свою продукцию для потребителей. А в странах АТР сою любят, отечественные фермеры с удовольствием ее продают пока за 35- 40 тысяч рублей за тонну. Это рентабельно, никто не спорит, тем более что на экспорт сои до сих пор существовала нулевая пошлина. Именно это позволило дальневосточным фермерам, занимающимся бобовыми, сделать культуру стратегической, распахать под нее тысячи гектаров и заявить о ДФО как о надежном поставщике сырья в страны АТР. А в ушедшем году еще и в беспрецедентном количестве закупить новую технику, рассчитаться с кредитами, приобрести удобрения.

Больше всего сои выращивается в Амурской области. Фермеры Приамурья обратились к вице-премьеру - полпреду президента РФ в ДФО Юрию Трутневу, губернатору Василию Орлову, в Госдуму. По мнению аграриев, решение правительства о пошлине убьет соевый бизнес на Дальнем Востоке. За рубеж идет сырье, выращенное в ДФО, на переработку российским предприятиям на западе страны поступает соя из других регионов, так что пошлина не прибавит этим маслокомбинатам дальневосточных бобов.

Перерабатывающие мощности есть и в ДФО: одно предприятие в Хабаровском крае и три - в Амурской области, которые получают в качестве сырья треть выращенного в Приамурье. Амурские переработчики работают вполсилы и могли бы брать больше сырья. Но фермерам выгоднее продавать его в страны АТР: закупочные цены у тех же китайцев, как правило, гораздо выше.

Введение таможенной пошлины в 30 процентов сделает экспорт сои нерентабельным, считают сельхозпроизводители, лишит их основного рынка сбыта и, как следствие, приведет к банкротству хозяйств. В свою очередь глава минсельхоза Приамурья Олег Турков подчеркивает, что, выбирая между экспортом и переработкой сои в Амурской области, региональные власти поддержат работу заводов.

- Вывоз сои в чистом виде - это как вывоз леса-кругляка. Каждые 100 тысяч тонн сои, которые вывезены с территории РФ, это потеря двух миллиардов руб­лей ВРП области, - говорит он.

Амурчане скрепя сердце согласны на введение экспортной пошлины, но разумной считают 20-процентную.

- Пошлина в 30 процентов запредельна. Это решение поддержит переработчиков, но задавит производителей. Надо искать баланс, - считает исполнительный директор Амурского отделения Ассоциации крестьянских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России Владимир Юсупов.

В Приморском крае сои выращивается в три раза меньше, чем в Приамурье, но структура производителей иная. Если в Амурской области соей занимаются 600 фермерских хозяйств, то в Приморье львиная доля приходится на компанию-монополиста "Русагро", а мелких хозяйств лишь несколько.

- Странное решение по отношению к дальневосточным производителям сои, ведь в регионе нет достаточных внутренних источников ее потребления (даже если переработать всю сою, на такое количество масла и шрота в ДФО нет покупателей. - Прим. ред.). А вывезти зерно в другие регионы невозможно: железнодорожные тарифы сделают его стоимость такой, что никто на западе страны не купит. В Приморье теперь нет перерабатывающего сою комбината. ОАО "Приморская соя", которое работало с мелкими производителями зерна, почило в бозе. "Русагро", выращивая сою на самых плодородных землях Михайловского, Хорольского, Октябрьского районов края, не стремится везти ее в центральные регионы страны переработчикам, а гонит за рубеж. Но оно-то, скорее всего, "переварит" вводимую пошлину, - машет рукой эксперт Елена Абашева.

Мелким производителям из Приморья остается пополнить нелегальный рынок экспорта, который, увы, существует. Или просто припрятать, придержать урожай. По словам главы "Совхоза Искра" Дмитрия Никифорова, уже сейчас наблюдается тенденция, когда крупные покупатели скупают сою с дисконтом 5 -10 тысяч рублей за тонну с тем, чтобы попридержать ее и через несколько месяцев спокойно вывезти за границу.

- Хотя в целом, конечно, странное решение. Существует национальный проект "Международная кооперация и экспорт", нам надо демонстрировать эту кооперацию. Для экспорта только-только открылись рынки Японии и Южной Кореи. Нам, например, удалось довести выращенную на приморских полях сою до тех стандартов качества, которые предъявляют корейские покупатели. В итоге через корейских партнеров "Совхоз Искра" выиграл один из аукционов, проводимых ежемесячно в этой стране. Я считаю, что нужны не пошлины, а квоты, чтобы не тащили с запада на Дальний Восток сою, не оформляли ее здесь по документам как местную и не гнали за рубеж, - говорит Дмитрий Никифоров.

В рамках мер по стабилизации цен на продовольственном рынке было принято решение о повышении экспортной пошлины и на другие масличные культуры. С 9 февраля по 30 июня 2021 года пошлина в размере 30 процентов, но не менее 165 евро за тонну будет действовать на подсолнечник и рапс.

- Мы подготовили письмо в адрес заместителя председателя правительства - полномочного представителя президента России в Дальневосточном федеральном округе Юрия Трутнева, в котором просим его оказать содействие в том, чтобы правительство страны с июля будущего года не продлевало экспортную пошлину на рапс, - сообщил министр сельского хозяйства Забайкальского края Денис Бочкарев. - Если кабинет министров решит продлить действие этой экспортной ставки, то просим, чтобы из списка исключили Забайкальский край и другие регионы Дальнего Востока. В субъектах ДФО небольшие объемы производства рапса в масштабах страны, в связи с этим наши хозяйства не являются конкурентами крупным предприятиям из западных регионов страны и никак не влияют на ценовую политику. Вывозить рапс в другие регионы слишком дорого, высокие транспортные расходы делают нерентабельной отрасль для забайкальских предприятий. Поэтому ставка на экспорт в соседний Китай, а также увеличение объемов производства с последующим строительством перерабатывающих мощностей на территории Забайкалья являются приоритетными направлениями программы развития сельского хозяйства в крае.

Читайте также: