Налоговая это внебюджетный фонд

Опубликовано: 16.05.2024

Задачи фондов предполагают следование конституционным гражданским правам на пенсию, соцстрахование и поддержку при безработице, охрану здоровья и лечение. Расходная и доходная ведомость предполагает разработку на базе законодательства и прочих нормативно-правовых документов.

Государственные внебюджетные фонды РФ разрабатываются при использовании закона, принятого в 1993 году и прочих законодательных документов, включая акты о федеральном бюджете на 12 месяцев. Несмотря на то, что данные денежные учреждения пребывают в собственности России, они все же выступают независимыми от средств местного и федерального уровня.

Задачи фондов предполагают следование конституционным гражданским правам на пенсию, соцстрахование и поддержку при безработице, охрану здоровья и лечение. Расходная и доходная ведомость предполагает разработку на базе законодательства и прочих нормативно-правовых документов.

Источники внебюджетных фондов, их использование и объемы применения оказывают воздействие на разделение понятий на фонды социально-экономической направленности.

Предназначение и функции

Понятие внебюджетный фонд включает комплекс финансов, пребывающих под контролем местного или централизованного правительства и обладающих четким предназначением. Они выступают значимым компонентом финансовой системы, а образование и цели применения находятся под управлением финансового права.

Данное определение возникло задолго до разработки общего централизованного денежного фонда страны в форме особых счетов и учреждений. Концентрация денег под их обеспечение происходила в специальных учреждениях и требовалась для специальных нужд. Подобные учреждения были временными, а когда страна исполняла намеченные мероприятия, в них больше не было нужды. Таким образом, число учреждений регулярно корректировалось, при этом одни появлялись, а другие исчезали, но явно прослеживалась тенденция к росту их числа и объема.

Распространенность и учет особых фондов отражались в некоторых финансовых трудностях, так как в одном бюджете была недостача денег, а в другом – избыточное количество, также были необходимы побочные расходы на управленческую деятельность. Когда произошло закрепление централизованной республики, стартовал отрезок унификации, когда при совмещении разнообразных учреждений был организован государственный бюджет и внебюджетные фонды.

Когда страна перешла на рыночные отношения, ей потребовалась разработка денежных учреждений, а ключевыми причинами для этого выступили следующие потребности:

  • Социальная охрана людей при снижении объемов производственной сферы, увеличении безработицы, обесценивании денежных средств, дефиците бюджетных денег, возрастании задолженности страны различного типа.
  • Применение денежных средств по назначению.
  • Быстрое исключение социальных трудностей, для чего использовались виды внебюджетных фондов, пребывающие под контролем исполнительных органов власти.
  • Созданные способы перераспределения денег для перевода государства на рыночную экономику.
  • Поддержка нужд регионов.

Основываясь на нормативах, органы власти получили возможность создавать целевые денежные учреждения, которые выступают самостоятельным юрлицом и не требуют использования правительственных средств. Система предполагает разработку государственных бюджетов посредством применения определенных актов правительства, где прописываются функции внебюджетных фондов.

Сегодня значимость финансовых структур растет, а расширение их численности и масштаба объясняется следующими факторами:

  • Органы госвласти получают дополнительные финансы для поддержания хозяйственности и денежной помощи предпринимателям, что особо важно при нестабильности экономической ситуации.
  • Особенности учреждений предполагают независимость от бюджета и использования для решения важнейших задач, нуждающихся в контроле правительства.
  • Финансовые структуры в конкретных условиях способны применяться для закрытия недостачи в бюджете посредством кредитования.

Формы, классификация, варианты доходов

Виды внебюджетных фондов их классификация в РФ предполагает наличие некоторых форм:

  • Пенсионный фонд;
  • Фонд соцстрахования и обязательного медицинского страхования;
  • Фонд занятости населения;
  • Прочие варианты фондов, чье количество сегодня превышает 40 видов.

Классификация данных учреждений предполагает наполнение путем конкретных финансовых поступлений от:

  • Специального налогообложения и специальных сборов, предписанных для конкретного учреждения;
  • Начислений из доходности компаний всевозможных форм деятельности;
  • Бюджетных финансов;
  • Прибыли коммерческого типа, производимой фондом в качестве юрлица;
  • Займы от ЦБ или прочих банковских структур;
  • Прочий доход на основе определенных законодательных актов;

Помимо этого, в виде денежного потока в финансовые структуры, как и в прочие элементы данной системы, выступает доход государства. Состав фондов, в основном, разрабатывается при реструктуризации именно государственной прибыли.

Ключевыми способами привлечения государственного дохода путем перераспределения при организации денежных структур являются особые сборы и налогообложение, бюджетные и займовые деньги. Основной же методикой выступают законодательные исчисления и налогообложение. Также внушительная доля структур разрабатывается посредством финансов из местных и централизованных бюджетов.

Финансовые начисления из бюджета передаются в форме субсидирования или конкретных оплат из налогообложения, также доходом для денежного учреждения способен выступать заем. В ситуациях положительного сальдо структуры, она может применяться для закупки акций и покупки дохода в виде процентной ставки или дивидендов.

С конца 1993 года каждое денежное учреждение, чья основа сформирована посредством обязательных выплат компаний, организаций и предприятий, входит в общий комплекс республиканского бюджета Российской федерации, но с сохранением целей консолидированных бюджетов.

Особенности внебюджетных фондов

Роль и назначение внебюджетных фондов предполагает наличие некоторых особенностей:

  • Планирование происходит со стороны органов управления и власти с четко поставленной целью;
  • Финансовое наполнение применяется для поддержки расходов страны, не имеющих отношения к бюджету;
  • Основная разработка посредством обязательных начислений от физических и юридических лиц;
  • Используемые страховые взносы и ситуации, происходящие при их выплате, обладают налоговым статусом, при этом тарификацией занимается государство;
  • Взаимоотношения по начислению, выплате и взысканию сборов для внебюджетных фондов регламентируются законодательными актами;
  • Финансовые средства пребывают в собственности страны, не относятся к бюджетам и прочим фондам, не могут быть изъяты для решения задач, которые не предполагает законодательство;
  • Использование фондовых денег производится на основе указа правительства страны или уполномоченных органов.

Основные виды внебюджетных фондов

Ключевыми формами национальных финансовых структур являются пенсионный фонд, соцстрахование и ФОМС.

Первая структура создается посредством национальных денег и бюджета, что становится его базой. Обеспечение выплат по страховым и накопительным элементам пенсий трудового типа осуществляется посредством аккумулирования, регламентируемого особой долей личного счета конкретного человека. Финансы пенсионного фонда пребывают в национальной собственности, не относятся к прочим видам денежных учреждений и никоим образом не изымаются.

Говоря о фонде социального страхования, он также обладает автономной и явно направленной структурой. Его назначение предполагает оплату всевозможных пособий по неработоспособности и родам, в ситуациях, предполагающих рождение ребенка, уход за ним до 2-летнего возраста, оздоровления в санаториях и курортах. Кроме того, учитывается программа по оздоровлению рабочего населения и их семейств. Возможно и прочее предназначение, отвечающее направленности структуры.

Утверждение акта о соцстраховании произошло в 1993 году по указу Правительства России. Среди ключевых задач создания, помимо обеспечения федеральных пособий, можно выделить организацию и рационализацию направлений страны, используемых для здравоохранения трудящихся и улучшения общего комплекса соцстрахования на уровне страны.

Еще одной значимой государственной структурой является ФОМС - обязательное медстрахование. Текущими нормативными актами предполагается наличие правовых, финансовых и организационных баз для медстрахования населения страны. В то же время, работа структуры предполагает повышение заинтересованности и ответственности человека, выступающего объектом страхования, а также различных государственных объектов, всевозможных организаций, компаний и прочих систем, нуждающихся в здравоохранении трудящихся.

Создание ФОМС происходит на базе республики и регионов. Посредством этого учреждения осуществляется передача финансов страховым структурам, где применяется местное администрирование. Страховые организации имеют возможность функционировать лишь с использованием специальных лечений на предоставление обязательного медстрахования, при этом они выбирают соответствующие требованиях медицинские структуры и занимаются оплатой их услуг.

Поступающие из фонда средства структурируются и перераспределяются на услуги медицины для населения, на развитие медицины, создание новых программ и прочих мероприятий, используемых для улучшения здоровья населения страны.

экономика внебюджетный фонд

С переходом России в начале 1990-х годов к рыночным отношениям, сопровождавшимся в течение последнего десятилетия прошлого века глубоким экономическим кризисом, кризисом финансовой сферы, неуклонным снижением уровня жизни населения, возникла необходимость образования государственных, социальных внебюджетных фондов. Задача общества в кризисных условиях развития экономики и финансов состоит в поддержке существования лиц, нуждающихся в помощи, что достигается созданием государственных внебюджетных социальных фондов.

В современных условиях наряду с бюджетом вновь повышается значение внебюджетных фондов, увеличивается объем этих фондов. Анализ направлений и результатов деятельности внебюджетных фондов является актуальной задачей. Ее значение в настоящее время существенно в связи с профицитом бюджета страны и необходимостью целенаправленного решения социальных проблем, финансируемых за счет этих фондов.

Внебюджетные фонды имеют ряд особенностей и преимуществ:

· у органов государственной власти появляются дополнительные средства для вмешательства в хозяйственную жизнь и финансовой поддержки предпринимательства, особенно в условиях нестабильной экономики;

· строго целевое использование средств этих фондов обеспечивает более эффективный контроль, так как их автономность от бюджета и предназначение требуют особого внимания;

· возможность использования для покрытия бюджетного дефицита при определенных условиях – наличии активного сальдо.

Таким образом, очевидна целесообразность и необходимость изучения и совершенствования способов образования, наполнения и перераспределения средств государственных внебюджетных фондов РФ.

1. Необходимость, роль и значение внебюджетных фондов в социально-экономическом развитии

Внебюджетные фонды – одна из форм перераспределения и использования национального дохода государства на социальные цели.

Предшественниками внебюджетных фондов являются специальные фонды, которые появились задолго до возникновения бюджета для решения государством конкретных задач. Они носили, как правило, временный характер, число их росло в связи с увеличением задач, стоявших перед государством.

Если рассматривать внебюджетные фонды как финансовую категорию, то они представляют собои? совокупность распределительных отношении?, в результате которых на основе обязательных страховых и налоговых взносов формируются государственные фонды финансовых ресурсов, предназначенные для осуществления важнеи?ших государственных расходов, не включенных в бюджет.

Государственные внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих актов федеральных органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования доходов, определяются порядок и направления использования денежных фондов. Внебюджетные фонды являются составной частью финансовой системы РФ. Они обладают следующими особенностями:

· создаются органами власти и управления и имеют целевую направленность;

· денежные средства фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;

· формируются фонды за счет обязательных отчислений юридических лиц и государства;

· денежные ресурсы фондов находятся в федеральной собственности и не подлежат изъятию на другие цели, прямо не предусмотренные законом;

· расходование средств фондов осуществляется по распоряжению Правительства РФ или специально уполномоченного на то органа (правления фонда);

· из внебюджетных фондов могут предоставляться субвенции для привлечения дополнительных средств на финансирование инвестиционных проектов и программ.

Внебюджетные фонды выполняют распределительную и контрольную функции. Распределительная функция выражается в перераспределении через внебюджетные фонды части национального дохода в пользу социальных слоев населения. Контрольная функция проявляется в отклонениях, связанных с распределением и использованием внебюджетных средств.

Внебюджетные фонды как и бюджет способствуют государственному регулированию социальных процессов, содействуют более справедливому распределению национального дохода между социальными слоями населения.

Государственный бюджет во многом определяет мобильность денежных средств. Однако нельзя допустить излишних переливов средств по статьям расходов, так как всегда существует опасность снижения расходов на социальные цели. Поэтому очень важно точно определить источники средств и обеспечить четкое их целевое использование.

Решение данной задачи может быть достигнуто двумя способами: выделением из федерального либо из местного бюджета средств или через образование нового внебюджетного фонда с конкретным назначением.

В настоящее время внебюджетные фонды создаются думя путями:

· выделением из бюджета части средств;

· формированием внебюджетного фонда за счет собственных источников доходов.

Расходы и доходы государственных внебюджетных фондов формируются самостоятельно и не включаются в федеральныи? бюджет, однако эти средства имеют бюджетную основу, и по каждому из перечисленных государственных внебюджетных фондов составляется самостоятельныи? бюджетный баланс.

Таким образом, внебюджетные фонды являются важным звеном финансо – вои? системы государства. Являясь одной из форм перераспределения национального дохода государства в пользу определенных групп населения, внебюджетные фонды позволяют достичь социального согласия в обществе и обеспечить условия для стабильного роста и развития в интересах всех слоев населения.

2. Классификация внебюджетных фондов: порядок формирования и использования

В зависимости от источников формирования, назначения и масштабов использования внебюджетные фонды подразделяются на централизванные и децентрализованные.

Централизованные (государственные) внебюджетные фонды имеют общегосударственное значение и используются для решения общегосударственных задач. В состав централизованных внебюджетных фондов входят следующие фонды.

1. Пенсионный фонд Российской Федерации;

2. Фонд социального страхования Российской Федерации;

3. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования населения.

К децентрализованным относятся территориальные внебюджетные фонды. Они формируются для решения территориальных, отраслевых, межотраслевых и других задач.

Источниками формирования внебюджетных фондов являются:

· обязательные платежи, установленные законодательством РФ, субъектов РФ, решениями местных органов власти (специальные целевые налоги, страховые взносы);

· добровольные взносы юридических и физических лиц;

· доходы, полученные от размещения временно свободных средств;

· другие доходы, предусмотренные законодательными актами.

Из рисунка видно, что с 2004 по 2014 год сумма средств, поступивших в пенсионный фонд увеличилась на 5143,265 триллионов рублей. По данным статистики на 2014 год сумма налогов и страховых взносов составила 3712,721 триллионов руб., а это составляет 60% от общей суммы поступлений в 2014 г.

Поступление средств Пенсионного фонда РФ

Пенсионный Фонд Российской Федерации (прил. 1) создан на основании Постановления Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. Деятельность его регулируется Положением о Пенсионном фонде от 27 декабря 1991 г.

В соответствии с Законом РФ «Об обязательном пенсионном страховании В РФ» от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ субъектами обязательного пенсионного страхования являются федеральные органы государственной власти, страховщики, страхователи и застрахованные лица.

Страховщиком является Пенсионный фонд РФ (ПФР). Страхователями являются лица, произыодящие выплаты физическим лицам (организации, индивидуальные предприниматели, физические лица) и адвокаты. Застрахованные лица – это лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование.

В советские времена на одного пенсионера приходилось 10-11 работающих, пенсионная система СССР считалась одной из самых прогрессивных в мире. В начале 1990-х годов с переходом России на рыночную экономику распределительный принцип пенсионных выплат, основанный на солидарности поколений, исчерпал себя.

С 1 января 2002 года в России нчала действовать смешанная, так называемая распределительно – накопительная система пенсионного обеспечения, предусматривающая переход на страховую систему пенсионного обеспечения, в которой размер пенсии зависит от числа лет уплаты страхоых взносов и их суммы.

Наиболее сложным вопросом, решаемым при переходе к накопительной системе, является выработка механизма инвестирования взносов с накопительных счетов в Пенсионном фонде РФ. В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2002 года №111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» страховые взносы, направленные на накопление, образуя пенсионные резервы, подлежат инвестированию Пенсионным Фондом России через независимые управляющие компании, список которых утверждается Правительсвом РФ по результатам проведения тендера. Управляющая компания не владеет, даже временно, средствами гражданина. Деятельность частной управляющей компании контролируют как минимум пять независимых организаций: Министерство финансов, Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, специализированный депозитарий, Независимый аудит и др.

В настоящее время пенсионная сиситема России состоит из следующих частей.

1. Государственное пенсионное обеспечение – часть пенсионной системы, обеспечивающая за счет сумм единого социального налога предоставление базовой части трудовых пенсий, а за счет социального ассигнований из федерального бюджета – социальных пенсий нетрудоспособным гражданам;

2. Обязательное пенсионное страхование – часть пенсионной системы, обеспечивающая за счет обязательных страховых взносов предоставление страховой и накопительной частей трудовых пенсий наемным и самозанятым работникам;

3. Дополнительное пенсионное страхование и обеспечение – часть пенсионной системы, обеспечивающая в дополнение к государственному пенсионному обеспечению и обязателбному пенсионному страхованию предоставление пенсий за счет накопительных добровольных взносов работодателей и застрахованных лиц.

Средний размер пенсий, который государство в состоянии выплачивать, можно расчитать исходя из макроэкономических показателей, усреденнных по всем ее получателям:

где – средний размер пенсии;

К – доля ВВП на выплату пенсий;

Чр – численность работающих, которые создают ВВП;

Чп – численность пенсионеров.

В Российской Федерации выплачиваются следующие виды пенсий:

§ по старости (мужчинам с 60 лет, женщинам с 55 при наличии не меннее 5 лет трудового стажа);

§ по случаю потери кормильца.

2. Государственные пенсии:

· по старости для граждан, пострадавших в результате радиационных и техногенных катастроф;

· по выслуге лет для федеральных государственных служащих и военнослужащих;

· по инвалидности для военнослужащих, участников ВОВ и др.;

· социальная для нетрудоспособных граждан, не имеющих права на получение трудовой пенсии;

· по потере кормильца для членов семей военнослужащих, пострадавших в результате техногенных или радиационных катастроф.

Фонд социального страхования (прил. 2) создан в 1990 г.в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 25 декабря 1990 г. в целях управления средствами государственного социального страхоания России. В доходах Фонда налоги и страховые взносы составляют примерно 80%, средства федерального бюджета – 18%, прочие доходы примерно 2%.

Средства ФСС направляются на:

· выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенека, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, на погребение;

· санаторно-культурное лечение и оздоровление работников, а так же другие цели государственного социального страхования;

· обеспечение текущей деятельности аппарата управления ФСС;

· финансирование деятельности подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих государственную защиту трудовых прав работников, охрану труда;

· проведение научно-исследоветельской работы по вопросам социальноо страхования и охраны труда и др.

Фонды обязательного медицинского страхования РФ (прил. 3) созданы в 1991 году в соответствии с Законом РСФСР «Об обязательном медицинском страховании в РСФСР» от 28 июня 1991 г. Фонды медицинского страхования предназначены для финансирования страховыми организациями медицинской помощи и иных услуг в соответствии с договорами обязательного медицинского страхования. Такие фонды были созданы на федеральном и территориальном уровнях. В соответствии с Налоговым кодексом РФ размер ставок в эти фонды зависит от категории налогоплатильщика и налоговой базы на каждое физическое лицо до 200 тыс. руб.:

· для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, организаций и индивидуальных предпринимателей ставка взносов в Федеральный фонд ОМС составляет 1,1%, в территориальные фонды – 2%;

· для налогоплательщиков – сельскохозяйственных товаропроизводителей,

организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин кореных малочисленных народов Севера ставка в Федеральный фонд ОМС – 1,1%, в территориальные фонды – 1,2%;

· для идивидуальных предпринимателей ставка в Федеральный фонд ОМС

– 0,5%, в территориальные фонды – 1,9%;

· для адвокатов ставка в Федеральный фонд ОМС – 0,8%, в территориальные фонды – 1,9%.

Основная часть (почти 90%) средств Федерального фонда ОМС направляется на выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов ОМС. На финансирование целевых программ выделяется примерно 10%.

Таким образом, в Российской Федерации действуют три основных фонда: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования. Эти фонды носят строго целевое назначение и выполняют определенные функции, возложенные на них государством.

3. Перспективы развития внебюджетных фондов в российской экономике

Процесс создания, распределения и использования внебюджетных фондов непосредственно связан со всеми экономическими, политическими, социальными и другими течениями в обществе. Поэтому при совершенствовании системы внебюджетных фондов необходимо учитывать внешние факторы, так как все отрасли национальной экономики тесно связаны друг с другом.

Очевидно, без решения проблем социального страхования эффективное функционирование и совершенствование деятельности внебюджетных фондов не удастся. В связи с этим разработана и реализуется Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, для решения социальных проблем, разработаны специальные меры, направленные на стабилизацию организационно-финансовой деятельности внебюджетных фондов.

В Концепции отмечается, что доминирующей негативной тенденцией в России остается снижение численности населения. Отсюда, целью государственной демографической политики является снижение темпов естественной убыли населения, стабилизация численности населения и создание условий для ее роста, а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни. Необходимо обеспечить стабилизацию численности населения на уровне не ниже 145 млн. и создать условия для повышения к 2025 году численности населения со средней продолжительностью жизни до 75 лет (89).

В последние годы государством были сделаны крупные инвестиции в здравоохранение, но накопленные проблемы остаются. Отставание российского здравоохранения от западных стран ощущается значительно сильней, чем многих других ключевых отраслей экономики. Для того чтобы противостоять новым вызовам, необходимо создать по существу новую систему здравоохранения, повысив ее технологический, организационный и профессиональный уровень. Для этого требуется заметное повышение роли здравоохранения в системе бюджетных приоритетов на всех уровнях власти.

Развитие пенсионной системы на основе заложенных в нее страховых принципов, направлено на повышение жизненного уровня всех категорий пенсионеров и обеспечение финансовой устойчивости, сбалансированности пенсионной системы. Для граждан, ориентирующихся на высокий размер пенсионных выплат, должны быть созданы дополнительные стимулы участия в добровольных пенсионных системах, а также более продолжительной трудовой деятельности. Гражданам, не выработавшим минимальной нормы страхового стажа, будет обеспечиваться минимальный федеральный стандарт пенсионного обеспечения.

Предусматривается реформирование единого социального налога и взносов на обязательное пенсионное страхование, для поддержания эффективного тарифа. Необходимо последовательно сокращать налоговую нагрузку на малообеспеченные слои населения, совершенствовать механизмы налогообложения доходов населения. Реформирование налогов и взносов на социальные нужды должно проводиться в увязке с реформой систем пенсионного, медицинского и социального страхования.

Таким образом, внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населению.

Подводя итоги, хотелось бы сказать, что внебюджетные фонды являясь одной из форм перераспределения национального дохода государства в пользу определенных групп населения, внебюджетные фонды позволяют достичь социального согласия в обществе и обеспечить условия для стабильного экономического роста и прогресса в интересах всех слоев населения.

В Российской Федерации действуют три основных фонда: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования. Эти фонды носят строго целевое назначение и выполняют определенные функции, возложенные на них государством.

Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населению.

Внебюджетные фонды, являясь важным звеном финансовой системы государства, аккумулируют денежные ресурсы и направляют их на решение различного рода социально-экономических задач, позволяют достичь социального согласия в обществе и обеспечить условия для стабильного экономического роста и прогресса в интересах всех слоев населения.

Основным выводом, на мой взгляд, следует считать то, что при всех недостатках, и недоработках, можно считать, что система социального страхования в России создана и работает.

Список использованной литературы

1. Закон РСФСР «Об обязательном медицинском страховании в РСФСР» от 28 июня 1991 г.;

2. Федеральный закон Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ;

3. Федеральный Законон РФ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ;

4. Федеральный закон РФ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. №166-ФЗ;

5. Федеральный законо «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» от 24 июля 2002 года №111-ФЗ;

6. Годин А.М. Бюджетая система Российской Федерации. – М., 2010 г.

7. Поляк Г.Б. Бюджетная система России. – М., 2010 г.

8. Подъяблонская Л.М. Финансы. – М., 2011 г.

9. Финансы/ под ред. Грязновой А.Г., Маркиной Е.В. – М., 2012 г.

10. Шуляк П.Н., Белотелова Н.П. Финансы. – М., 2013 г.

11. Климович В.П. Финансы, денежное обращение кредит.-М.:ИД ФОРУМ – ИНФРА-М, 2015 г.


К внебюджетным фондам в Российской федерации относятся наделенные статусом юридического лица самостоятельные кредитные организации. Государственные внебюджетные фонды формируются за пределами государственного бюджета и являются централизованными целевыми фондами. Такие фонды формируются за счет обязательных отчислений и платежей юридических лиц для реализации конституционных гражданских прав населения Российской Федерации. Средства, размещаемые в таких фондах, предназначаются для трат на конкретные цели – страхование, социальное обеспечение, пенсионное обеспечение, медицинскую помощь.

  1. Внебюджетные фонды документы
  2. Государственные внебюджетные фонды
  3. Органы внебюджетных фондов
  4. Система внебюджетных фондов
  5. Управление внебюджетными фондами

Внебюджетные фонды документы

После регистрации ООО или ИП в налоговой инспекции, вновь учрежденным юридическим лицам необходимо вставать на учет в государственные внебюджетные фонды для своевременного отчисления страховых взносов. Организациям необходимо вставать на учет в Пенсионном Фонде (ПФР), Фонде Обязательного Медицинского Страхования (ФОМС) и Фонде Социального Страхования (ФСС). Индивидуальным предпринимателям нужно встать на учет только в двух фондах – ФОМС и ПФР. Для того чтобы встать на учет в указанных фондах необходимо заполнить соответствующие бланки заявлений в двух экземплярах. За несвоевременную подачу документов в фонды в качестве страхователя предусмотрены штрафы.

Государственные внебюджетные фонды

К основным государственным внебюджетным фондам относятся следующие организации:

  • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – фонд, финансирующий медицинское обслуживание населения и регулирующий распределение целевых денежных средств;
  • Фонд социального страхования Российской Федерации – фонд, занимающийся вопросами обязательного социального страхования населения и обеспечения страховой поддержки гражданам РФ;
  • Пенсионный фонд Российской Федерации – фонд, созданный для обеспечения прав граждан на пенсионное обеспечение и управления денежными средствами пенсионной системы РФ.

Органы внебюджетных фондов

Каждый из трех основных внебюджетных фондов имеет собственные органы управления и территориальные подразделения, отвечающие за выполнение функций фондов на местах. Органы внебюджетных фондов несут на себе ту же ответственность, что и государственные, и налоговые органы.

Федеральный Фонд Обязательного Медицинского Страхования (ФОМС):

  • Районные филиалы территориальных фондов обя­зательного медицинского страхования;
  • Территориальные фонды;
  • Директор фонда;
  • Правление Фонда.

Фонд Социального Страхования (ФСС):

  • Филиалы отраслевых и региональных отделений Фонда соци­ального страхования РФ;
  • Отраслевые и региональные отделения;
  • Председатель Фонда.

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР):

  • Региональные организации Пенсионного фонда;
  • Исполнительная дирекция и Правление.

Система внебюджетных фондов

Система внебюджетных фондов содержит в себе как фонды целевые, так и общегосударственные. К целевым фондам относятся организации, призванные финансировать конкретные нужды образования, медицины, науки, снижать показатели безработицы. Перед общегосударственными внебюджетными фондами ставятся задачи решения более глобальных и программных вопросов – развития таможенной и экономической систем, поддержки конкретных отраслей промышленности, решение вопросов строительства, дорожного хозяйства, борьбы с преступностью. Некоторые функции внебюджетных фондов могут быть делегированы другим организациям, а сами фонды могут реформироваться.

Управление внебюджетными фондами

В зависимости от уровня управления внебюджетные фонды делятся на фонды местные, фонды региональные и фонды федерального масштаба. Деятельность внебюджетных фондов находится под контролем налоговых органов, которые контролируют определение объектов финансирования, формирование и пополнение фондов, распределение и отпуск денежных средств. Также работу внебюджетных фондов контролируют те же государственные органы, что и контролируют исполнение бюджетов. Отчетность внебюджетных фондов предоставляется в сроки, утвержденные Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Расчеты по страховым взносам перешли в сферу влияния налоговых органов. Ежемесячные перечисления контролируются ФНС, но у фондов осталась часть полномочий по отслеживанию расходования средств на социальные пособия. Обязательства по исчислению страховых взносов и подготовке отчетного материала по этим платежам возникают у всех категорий работодателей и самозанятых лиц.

Бухгалтерский и налоговый учет расчетов с внебюджетными фондами

Страховые взносы должны платиться в бюджет с учетом кодов КБК. Исключение составляют взносы, связанные с травматизмом – контролирующие функции остались у ФСС. Работодатели начисляют взносы четырех типов: на пенсионный тип, социальный и медицинский вид страхования, платежи по травматизму. Для категории самозанятых субъектов хозяйствования, у которых нет наемных сотрудников, сохранилось обязательство по уплате взносов на медицинское и пенсионное страхование.

Платежи, относящиеся к сфере контроля и регулирования разных фондов, должны быть показаны в учете обособленно. Облагаются страховыми взносами суммы доходов физических лиц, которые:

  • начисляются работодателем и выплачиваются персоналу на основании заключенных трудовых договоров;
  • образуются в соответствии с условиями действующих гражданско-правовых соглашений.

ВАЖНО! По всем страховым взносам ежеквартально сдается отчетность. В ФНС подается обобщенный бланк РСВ-1 по итогам каждого.

В учетных регистрах страховые начисления отображаются с привязкой к доходам каждого наемного работника. П. 3 ст. 431 НК РФ обязывает работодателей перечислять сумму взносов не позже 15 числа в месяце, следующим за периодом начисления зарплаты.

Каковы особенности исчисления и уплаты обязательных страховых взносов во внебюджетные фонды лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без привлечения наемного труда?

База для расчета величины взносов формируется накопительно за год. Новый отсчет начинается с 1 января следующего налогового периода. По каждому типу взноса установлены лимиты, при превышении которых до конца года прекращаются обязательства по начислению и уплате в бюджет страховых сумм. Пределы рассчитываются отдельно для каждого сотрудника путем суммирования всех его доходов.

По взносам действуют фиксированные ставки:

  • для средств, начисляемых в пользу пенсионного страхования, утверждена ставка 22% (если накопленный доход сотрудника находится в пределах лимита) и 10% (для сумм за пределами лимита);
  • по социальным взносам, предназначенным для покрытия расходов ФСС, ставка находится на уровне 2,9% (пониженная ставка 1,8% применяется в отношении иностранных граждан);
  • на медицинское страхование отчисления делаются в размере 5,1%.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если в роли работодателя выступает ИП, то расчеты с внебюджетными фондами будут отдельно вестись по доходам наемного персонала и заработку самого предпринимателя.

В 2018 году ИП при расчете страховых взносов за себя должны ориентироваться на обновленные показатели лимитов. Раньше они были привязаны к МРОТ и ежегодно корректировались при помощи коэффициентов-дефляторов. С этого года законодательно утверждены повышенные пределы доходов, на которые должны начисляться взносы. Эти величины были зафиксированы на несколько лет, их значение утратило привязку к уровню МРОТ.

Все начисляемые взносы на страховое обеспечение работодателями и самозанятыми лицами в учете причисляются к прочим расходам. Это правило применимо для субъектов хозяйствования, работающих по общей схеме налогообложения. Если компания осуществила переход на ЕНВД или УСН, то за счет страховых взносов можно уменьшить базу налогообложения. В случае с УСН обязательным условием является применение спецрежима с признаком «доходы минус издержки».

ЗАПОМНИТЕ! При патентной системе налогообложения величина страховых взносов не влияет на размер налоговых обязательств.

В ситуациях, когда производятся выплаты персоналу, которые не имеют отношения к производственной деятельности предприятия и не участвуют в расчете базы по налогу на прибыль, страховые взносы надо начислять и перечислять с этого вида доходов в обязательном порядке. Норма подтверждается Письмом Минфина от 08.04.2010 г. №03-03-06/1/244. Затраты на выплату непроизводственных вознаграждений персоналу не могут уменьшать доходы компании в целях налогообложения, а сумму начисленных на эти доходы страховых взносов можно зачесть при расчете налоговой базы.

При возникновении обязательств по оплате больничных листов схема действий работодателя может быть двух типов. При первом варианте работодатель выступает промежуточным звеном между ФСС и заболевшим сотрудником, средства на счет работника перечисляются фондом (та часть пособия, которая подлежит оплате из средств работодателя, выплачивается предприятием). Этот вариант актуален для регионов с действующим пилотным проектом.

Если работодатель зарегистрирован в субъекте РФ, в котором не внедрен пилотный проект по прямому взаимодействию ФСС и трудоустроенных граждан, то алгоритм действий будет таким:

  1. Бухгалтерия работодателя проверяет листок нетрудоспособности.
  2. Производится расчет среднего заработка и пособия за счет ФСС и за счет предприятия.
  3. Выводятся суммы взносов ФСС, подлежащих перечислению в отчетном периоде.
  4. Если размера страховых взносов достаточно для погашения обязательств по листку нетрудоспособности, то предприятие производит выплату пособия, на его величину уменьшает сумму к уплате по взносам.
  5. Если суммы взносов недостаточно для покрытия всего размера социального пособия, то предприятие производит выплату пособия, а на недостающие средства оформляет заявку на возмещение ФСС.

По нормам ст. 431 (п. 4) НК РФ на плательщиков страховых взносов возлагается обязанность ведения детализированного учета по начисляемым взносам по каждому работнику. Для этого используется произвольная форма карточки индивидуального учета. В нее помесячно заносятся данные о начисленных доходах по конкретному сотруднику, взносах с этого заработка и нарастающих итогах за год. Такой документ необходим для отслеживания момента, когда накопленный размер доходов физического лица достигнет предела, после которого страховые взносы должны рассчитываться по пониженной ставке или их начисление приостанавливается.

Форма карточки учета страховых взносов предполагает внесение числовых значений в рублях с копейками. Рекомендованный шаблон бланка приведен в Письме ПФ РФ от 09.12.2014 №АД-30-26/16030 и продублирован Письмом ФСС под №17-03-10/08/47380. Этот документ относится к категории бухгалтерских регистров. Его отсутствие является грубым нарушением порядка ведения бухучета – мера ответственности введена ст. 120 НК РФ. Штраф за однократное нарушение составит 10 тысяч рублей, за повторное – 30 тысяч рублей, при обнаружении факта занижения страховой расчетной базы санкция назначается в размере 20% от суммы недоплаты.

Счета и проводки

Для ведения учета расчетов с внебюджетными фондами предназначен счет 69. Для разделения страховых взносов по видам вводятся субсчета:

  • для расчетов в рамках социального страхования используется субсчет 69.1;
  • для взносов в системе обязательного или добровольного пенсионного страхования внедрен счет 69.2;
  • 69.3 отражает состояние расчетов с ФОМС;
  • через субсчет 69.11 раскрываются расчеты по взносам на травматизм и страхованию от несчастных случаев (процентная ставка для работодателей устанавливается с привязкой к присвоенного им классу риска).

К СВЕДЕНИЮ! Операции по начислению всех видов страховых взносов показываются кредитовыми оборотами по счету 69. Погашение обязательств работодателя производится дебетованием субсчетов 69 счета.

Типовые корреспонденции в сфере расчетов с фондами:

  • Д20 (25 или 26) – К69 – в производственной организации на доходы рабочего персонала начислены взносы;
  • Д44 – К69 – взносы начислены торговой организацией;
  • Д08 – К69 – величиной страховых взносов корректируется стоимость строящегося актива (зарплата задействованного персонала и страховые взносы с нее причисляются к общему размеру себестоимости объекта);
  • Д69 – К51 – произведено перечисление средств с расчетного счета в погашение обязательств по страховым взносам;
  • Д91 – К69/Пеня – отражено начисление пени по страховым взносам;
  • Д69/Пеня – К51 – начисленная пеня за просрочку платежа по страховым взносам была погашена с банковского счета субъекта предпринимательства;
  • Д69 – К70 – отражена сумма пособия, подлежащего возмещению из ресурсов ФСС (начисление части больничного, которая подлежит оплате фондом соцстраха).

Наталья Потапкина

Автор статьи — Аналитик-эксперт Контур.Бухгалтерии

Содержание статьи

  • Кто платит страховые взносы
  • Выплаты, подлежащие обложению страховыми взносами
  • Предельная база для начисления страховых взносов
  • Тарифы страховых взносов в 2020 и 2021 году
  • Сроки уплаты страховых взносов в 2020 и 2021году

Кто платит страховые взносы

Простой и удобный расчет страховых взносов в онлайн-сервисе Контур.Бухгалтерия!

Любой работодатель каждый месяц платит различные страховые взносы с выплат своим сотрудникам. Если они работают по трудовому договору, то это взносы:

  • в Пенсионный фонд России (в ПФР);
  • в Фонд медицинского страхования (в ФФОМС);
  • на социальное страхование от болезней и травм или по материнству (в ФСС).
  • на страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний (тоже в ФСС).

Также взносы платятся с выплат тем сотрудникам, которые оформлены в компании по гражданско-правовым договорам:

  • в ПФР;
  • в ФФОМС;
  • на социальное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, если это прописано в договоре.

Мы поговорим о взносах за сотрудников на пенсионное, медицинское страхование и страхование от болезней и травм или по материнству. Они регламентируются главой 34 НК РФ. О страховании от несчастных случаев и профессиональных заболеваний читайте в ФЗ от 24.07.98 N 125-ФЗ.

Выплаты, подлежащие обложению страховыми взносами


Страховыми взносами облагаются выплаты сотрудникам исходя из трудовых отношений и согласно гражданско-правовым договорам по выполнению работ, оказанию услуг и авторским заказам.

Выплаты, с которых взносы не уплачиваются, перечислены в ст. 422 НК РФ:

  1. Государственные и социальные пособия;
  2. Компенсационные выплаты при увольнении, выплаты по возмещению вреда, оплате жилья или питания, оплате спортивной или парадной формы, выдаче натурального довольствия и т.д.;
  3. Призы, доплаты к пенсии бывших сотрудников и стипендии по ученическим договорам;
  4. Полевое довольствие;
  5. Суммы единовременной материальной помощи, например, при рождении или усыновлении ребенка, при потере члена семьи, при стихийном бедствии и других чрезвычайных обстоятельствах;
  6. Доходы, помимо оплаты труда, полученные членами общин коренных малочисленных народов от реализации продукции традиционного промысла;
  7. Страховые платежи по обязательному и добровольному личному страхованию;
  8. Оплата обучения сотрудников, связанная с профессиональной необходимостью;
  9. Другие компенсации и выплаты.


В веб-сервисе Контур.Бухгалтерия легко начислять и учитывать взносы, формировать платежные поручения.

Предельная база для начисления страховых взносов

Простой и удобный расчет страховых взносов в онлайн-сервисе Контур.Бухгалтерия!

Взносы в ПФР и ФСС ограничены предельными базами для начисления взносов, которые ежегодно индексируются исходя из роста средней зарплаты:

Предельная база для взносов в ПФР в 2020 году — 1 292 000 рублей.

Предельная база для взносов в ПФР в 2021 году — 1 465 000 рублей.

Предельная база рассчитывается исходя из дохода работника нарастающим итогом. Как только его доход за год достигнет предельной базы — в дальнейшем взносы нужно платить по новым правилам. При выплате взносов по основному тарифу при превышении этой базы взносы уплачиваются по уменьшенной ставке — 10%. Если организация на льготном тарифе, то при превышении взносы не платятся.

Предельная база для взносов в ФСС в 2020 году — 912 000 рублей.

Предельная база для взносов в ФСС в 2021 году — 966 000 рублей.

Если база превышена, то взносы платить не нужно.

Для взносов на ОМС и травматизм предельная база не устанавливается, поэтому весь доход, полученный работником, облагается взносами.

Тарифы страховых взносов в 2020 и 2021 году

Простой и удобный расчет страховых взносов в онлайн-сервисе Контур.Бухгалтерия!

Рассмотрим основные тарифы страховых взносов за работников в 2020 и 2021 году. Они остаются неизменными:

  1. На обязательное пенсионное страхование — 22 %.
  2. На обязательное медицинское страхование — 5,1 %.
  3. На случай временной нетрудоспособности и материнства — 2,9 %;
  4. На травматизм — от 0,2 % до 8,5 % в зависимости от класса профессионального риска, присвоенного основному осуществляемому виду деятельности.

В таблице указаны специальные пониженные тарифы взносов для некоторых категорий плательщиков, установленные в 2020 и 2021 году.

В 2021 году большинство работодателей на УСН будут платить взносы по общему тарифу в 30 %, так как переходный период подошел к концу. До 2024 года льготной ставкой в 20 % смогут пользоваться благотворительные и некоммерческие организации на УСН.

С 2020 года на основные тарифы перешли еще несколько категорий страхователей:

  • хозяйственные общества и партнерства, которые применяют или внедряют результаты интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат их участникам или учредителям — бюджетным или автономным научным учреждениями либо образовательным учреждениям высшего образования;
  • организации и предприниматели, которые осуществляют технико-внедренческую деятельность и платят сотрудникам, работающим в технико-внедренческих или промышленно-производственных особых экономических зонах;
  • организации и ИП, заключившие соглашение о ведении туристско-рекреационной деятельности, которые платят сотрудникам, ведущим эту деятельность в особых экономических зонах.

С 2020 года эти категории платят взносы по общему тарифу — 30%, а при превышении предельной базы для начисления взносов на обязательное пенсионное страхование не отменяют уплату, а снижают процент взносов в ПФ до 10%.

Сроки уплаты страховых взносов в 2020 и 2021 году

Простой и удобный расчет страховых взносов в онлайн-сервисе Контур.Бухгалтерия!

Страховые взносы перечисляются в ИФНС за каждый месяц до 15-го числа последующего месяца. Если последний день уплаты — выходной или праздничный, то уплатить взносы можно в ближайший рабочий день. Со взносами на травматизм порядок аналогичный, но уплачивать их надо по-прежнему в ФСС.

Предприниматели уплачивают страховые взносы за себя в другие сроки. Взносы за прошедший год нужно уплатить до его окончания или в ближайший следующий рабочий день. За 2019 год деньги перечисляйте в налоговую до 31 декабря, а если ваш доход превысил 300 000 рублей, то сумму доплаты переведите в ИФНС до 1 июля 2020 года.

Автор статьи: эксперт Контур.Бухгалтерии Наталья Потапкина

Ведите учет в Контур.Бухгалтерии — удобном онлайн-сервисе для расчета зарплаты и отправки отчетности в ФНС, ПФР и ФСС. Сервис подходит для комфортной совместной работы бухгалтера и директора.

Читайте также: