Повышение налоговой грамотности налогоплательщиков

Опубликовано: 22.04.2024


Современный мир стоит на пороге больших перемен, вызванных стремительным развитием информационных технологий. Лидером применения новых технологий сегодня, безусловно, является финансовый сектор. И именно здесь наиболее заметны перемены, которые, так или иначе, касаются каждого из нас. Федеральная налоговая служба является амбассадором этих изменений и идет по пути развития диалога с налогоплательщиком.

Сегодня всем уже ясно, что публичное обсуждение планов государства в сфере налогообложения, является фундаментом для формирования жизнеспособной, взвешенной и прогнозируемой налоговой политики, обеспечивающей, как рост экономики, так и успешность самих налогоплательщиков. Об этом поговорим с руководителем Управления ФНС России по Красноярскому краю Дмитрием Бураковым.

- Дмитрий Сергеевич, все больше мы понимаем, как важно уметь правильно ориентироваться в мире финансов, ведь от этого напрямую зависит наш семейный бюджет. Считаем доходы, следим за расходами, таким образом, становимся финансово грамотными людьми. Как главные «добытчики» бюджета, налоговые органы, наверняка, непосредственно участвуют в данной работе?


- Действительно, если говорить о финансовой грамотности в масштабах государства, то надо понимать, что в глобальном смысле существует большой огромный многомиллиардный бюджет, над пополнением которого и трудятся налоговые инспекции, в том числе, нашего региона. От того насколько финансово грамотными будут налогоплательщики и как вовремя они заплатят налоги, а налоговики соберут данные платежи, зависит без преувеличения многое: это и реализация социальных программ в крае, и строительство новых детских садов, школ, больниц. Ведь мы все являемся налогоплательщиками и соответственно наш общий бюджет – это в том числе уплаченные налоги.

- Наверняка многие заметили, что в последнее время налоговая служба кардинально изменилась. Инновационные проекты, удобные интернет-сервисы на сайте nalog.ru, а также передовые технологии во всем, что касается налогов. Кроме внешней формы изменилось и содержание?

Комфортные налоговые инспекции – это «визитные карточки» ФНС: светлые, просторные, оборудованные по последнему слову техники залы по приему налогоплательщиков, где работает электронная очередь.

Кроме того, мы активно проводим открытую информационную политику. Это и открытые уроки с учащимися общеобразовательных школ, студентами средних профессиональных и высших учебных заведений, направленные на формирование у молодежи налогового правосознания, а также профессиональной ориентации на работу в налоговых и финансовых органах.

На открытых уроках в школах проводятся викторины и квэсты на знание основ налогового законодательства среди учащихся образовательных учреждений. Эти конкурсы проводятся для детей, чтобы с самого раннего детства заложить налоговую культуру, которая не укоренится в сознании человека одними распоряжениями или законами сверху, она воспитывается «с пеленок».

Сегодня именно молодежь должна способствовать развитию этих навыков у своих близких и знакомых с помощью консультаций и советов, способствующих повышению эффективности использования личных сбережений и инвестиций, своевременно рассчитываться с бюджетом, правильно и грамотно использовать налоговые льготы и преференции, знать права и обязанности налоговых органов и их должностных лиц.

Еще одним направлением работы в повышении налоговой грамотности является ежегодное участие представителей налоговых органов в различных открытых форумах, конференциях, семинарах, где созданы все условия для того, чтобы представители бизнес-сообщества и налоговые инспекторы смогли обменяться мнениями по актуальным в современном бизнесе вопросам, таким, как налогообложение и финансы.

К тому же не реже, чем один раз в квартал для налогоплательщиков организуются публичные слушания. Скажу честно, что поначалу представителям краевых организаций было удивительно, что налоговики делятся с ними своими успехами в открытом диалоге. Конечно, бизнесу интересно, пользуясь случаем, задать первоисточнику и свои наболевшие вопросы, при этом и узнать о новшествах, которые уже внедрены или будут внедряться в работу ФНС России с налогоплательщиками. А таких моментов уже много. Например, так называемый риск-ориентированный подход при проведении налоговых проверок. Теперь нет, во многом бездумного, плана проверок наугад, налоговики выезжают только к заранее выявленным нарушителям и другие не менее актуальные вопросы администрирования налогов.

- В настоящее время ФНС России позиционирует себя сервисной компанией, которая продолжает осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства, но в тоже время оказывает содействие в том, чтобы налоги были своевременно и добровольно уплачены потенциальными налогоплательщиками. В чем секрет такого эффективного взаимодействия?

Поясню - сегодня весь технологический процесс от начисления до уплаты налогов полностью компьютеризирован. В корне изменилась система проверок, если раньше, раз в три года обязательно проверяли предпринимателя, невзирая на то, нарушает он законодательство или нет, сегодня применяется риск-ориентированный предпроверочный контроль, и в поле зрения налоговой попадают лишь налогоплательщики с высокой степенью риска.

Тут тоже, как ни странно на первый взгляд, помогает работа по повышению финансовой грамотности независимо от возрастного состава, будь это молодежь или старшее поколение, работает ли гражданин по найму или занимается предпринимательской деятельностью самостоятельно, является формирование четкого представления о налоговой системе РФ; привитие населению, прежде всего молодежи, умение находить необходимую информацию о налогообложении, о налоговых рисках, благоприятных налоговых режимах, налоговых льготах и преференция.

Сегодня мы понимаем, что необходимо подробно и доступно отвечать на все вопросы налогоплательщиков, используя все возможные информационные каналы, обеспечивая качественные услуги, потому что основная наша задача – активная помощь налогоплательщикам в исполнении их гражданского долга по уплате налогов.

Подготовила Ольга Юркова
пресс-секретарь Управления ФНС России по Красноярскому краю

Интервью размещено в рамках рубрики «Финансовая грамотность»

На повестке дня важный документ о дополнительных планах ФНС России. Я уже я уже рассказывал вам про Планы ФНС России на 2021 год, про АИС «Налог-3». Сегодня поговорим о «дополнениях».

Приказ ФНС России от 05.03.2021 №ЕД-7-1/173@ «Об утверждении Стратегической карты ФНС России на 2021 — 2023 годы»

Господин Егоров в своих многочисленных выступлениях объявил нам следующее:

  • налоговые органы превратятся в цифровую компанию по обслуживанию налогоплательщиков;
  • налогоплательщики смогут спокойно работать и зарабатывать деньги, не связываясь ни с какой отчетностью. Налоговики смогут контролировать каждый рубль, они самостоятельно будут считать за налогоплательщика, какие налоги он должен заплатить. А уже на следующем этапе государство сможет взыскивать налоги буквально с каждой транзакции. Это уже объявлено;
  • объявлено, чтобы налоговые органы стали работать таким образом, что они были даже незаметны для налогоплательщиков;
  • сервисы должны быть очень простыми для всех налогоплательщиков как для физических лиц, так и для юридических лиц. Чтобы можно было без проблем отчитаться, зарегистрироваться, вести деятельность и прочее. То есть чтобы не было никаких препятствий на пути к тому, чтобы деньги в бюджет поступали беспрепятственно;
  • введена отдельная программа, которая должна приучить налогоплательщиков платить налоги и сделать так, чтобы они согласились, что это нормально. Именно этому посвящена налоговая система «Налог на профессиональный доход», где налоговые ставки низкие, а зарегистрироваться можно за 5 минут.

Какие цели преследуют налоговики?

1.Создание клиент-ориентированной системы предоставления услуг, в том числе цифровых, и снижение издержек бизнеса при взаимодействии с государством.

2.Снижение издержек государственного управления.

3.Обеспечение высокого уровня эффективности налогового администрирования, в том числе сокращение теневой экономики за счет цифровой трансформации.

Например, «задача 3.1. Развитие администрирования имущественных налогов». Чтобы все взыскивалось с вас в автоматическом режиме.

«Задача 3.2. Создание аналитической подсистемы «Налоговые расходы». Зачем она нужна? Ты деньги потратил? Вау! А где ты их взял? А почему налоги не заплатил, уважаемый «физик», ИП-шник или организация? Вот для чего нужна эта подсистема.

«Задача 3.3. Реализация системы налогового администрирования «под ключ» (техническая помощь и обмен опытом в области цифровизации налогового администрирования в рамках международного сотрудничества)». Тут Россия впереди планеты всей, и она готова делиться своим опытом.

«Задача 3.4. Развитие инструментов риск-анализа и дистанционного автоматизированного контроля».

Разрабатывается целая платформа, чтобы узнать и контролировать, как ты, бизнесмен, работаешь и как ты платишь налоги, и как ты там осуществляешь транзакции и правильно ли ты ставишь НДС к вычету.

«Задача 3.5. Создание системы электронного документооборота».

Чтобы все было стандартизировано. И в качестве первого шага будут полностью стандартизированы счета-фактуры, которые будут только в электронном виде. Вы понимаете, к чему это приведет.

Вернемся к целям.

4.«Обеспечение высокого уровня надежности и безопасности информационных систем, информационно-технологической инфраструктуры».

Егоров заявил, что от них ничего никуда не уйдет.

5.«Обеспечение равных для всех условий ведения бизнеса».

Что значит, равные условия ведения бизнеса? И здесь тоже процитирую задачи.

«Задача 5.1. Обеспечение достижения результатов национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» по вопросам, входящим в компетенцию ФНС России».

Все малое и среднее предпринимательство уравняют, все будет хорошо. И еще будут поддерживать.

«Задача 5.2. Создание условий для развития блокчейн-технологий и криптоэкономики».

И тут тоже будут взиматься налоги. НДС вы с этого платить не будете, но налог на прибыль и НДФЛ — будете. Условия для развития блокчейн-технологий будут созданы в 2021 году.

«Задача 5.3. Создание типовой технологии удостоверяющего центра».

Это отдельная тема. Все нормально, вся биометрия уже законами предусмотрена.

Давайте углубимся в цели Стратегической карты ФНС России на 2021-2023 годы.

«Создание цифровой платформы оценки налогоплательщиков на основании данных ФНС России»

В качестве критериев оценки будут использоваться:

«Количество кредитных организаций — участников информационного взаимодействия в режиме онлайн в целях сокращения издержек бизнеса для оценки риска при оказании налогоплательщикам финансовых услуг и предоставления мер поддержки».

Что будет сделано в 2021-2023 годах

Естественно, у налоговиков все будет как на ладони. В 2021 году все будет разработано, в 2022 году будет введено в опытную эксплуатацию, а с 2023 года — в промышленную. Во время опытной эксплуатации 60 коммерческих банков будет охвачено этим делом, при введении в промышленную эксплуатацию — 100. Поэтому ждем начала 2022 года.

Будет усовершенствована процедура регистрации ИП-шников. Я уже сказал, что налоговики сделают все возможное, чтобы налоговые органы стали незаметны для вас. Чтобы вы могли быстро зарегистрироваться, быстро платить налоги с каждой транзакции и чтобы вы могли спокойно работать и зарабатывать деньги. Государство эти деньги взыщет с вас самостоятельно. Вам со временем больше ни о чем не придется беспокоиться.

Отдельно будет введена в промышленную эксплуатацию система по борьбе с преднамеренным и умышленным банкротством. Эта система будет введена в опытную эксплуатацию уже в этом году. А начиная с 2022 года, она будет введена в промышленную эксплуатацию.

Также вводится система по так называемому налоговому мониторингу. Налоговики будут погружаться во «внутренности» компаний, и, что называется, отслеживать каждую операцию, каждую транзакцию по следующим критериям:

  • по НДС;
  • по акцизам;
  • по налогу на прибыль;
  • по НДПИ.

Короче, по абсолютно всем критериям.

Пока под эту раздачу попадут только крупные компании. У которых совокупные налоги составляют больше 300 млн рублей, оборот больше 3 млрд рублей и активов тоже больше 3 млрд рублей. И даже среди таких компаний под контроль в 2021 году попадут только 9 %, в 2022 — 10 %, в 2023 году — 11 % налогоплательщиков.

Но Егоров в своем интервью на 1 канале объявил, что в будущем налоговики, когда все это заработает, научатся взыскивать налоги с каждой транзакции по каждому бизнесмену.

В апреле этого года будет запущен супер-сервис «Рождение ребенка». Это хороший сервис, на самом деле. Также будет запущен хороший сервис, когда вы взяли кредит в банке на покупку квартиры, налоговики должны будут возвращать вам НДФЛ в автоматическом режиме. Там тоже поэтапная трехфазная программа разработана.

Запланировано много всего, эти планы расписаны на 90 страницах. Давайте еще кое-какие вещи вам расскажу.

На базе АИС «Налог-3» будет создана платформа, где вся бухгалтерская отчетность будет систематизирована и автоматизирована. И будет еще одна платформа, которая позволит иметь доступ ко всей информации, собранная на нас с вами, и на нашу бухгалтерскую отчетность другими ведомствами и министерствами, чтобы они могли посмотреть, как мы там живем.

Создан сервис предоставления банками сведений по начисленным процентам на банковские вклады, который заработает с апреля 2021 года. И налоговики смогут видеть, какие проценты по банковским вкладам вы получили и взыскивать с вас налоги в автоматическом режиме.

Про Единый реестр населения и унификацию налогоплательщиков

Это совершенно замечательный сервис. Потому что, с точки зрения налоговых органов, это пойдет нам во благо. Они будут видеть все о нас. Всех поставят в равные условия, с точки зрения налоговых органов. Нам от этого будет только хорошо.

Все эти системы планируется использовать во благо. Но вы, наверное, догадываетесь, как их можно использовать еще и во вред. Поэтому посмотрим, как это все будет происходить. Единый реестр населения заработает уже в этом году.

По ИП-шникам будут активно разрабатывать единый портал. Также разработают единый налоговый счет для всех налогоплательщиков. И с 2023 года все юридические лица смогут иметь единый налоговый счет. Можно заранее загонять туда деньги, а налоговики сами будут платить все налоги. Этот сервис окончательно заработаете в 2023 году. Запускать этот сервис будет Управление по работе с заложенностью, а законопроект подготовлен Минфином России и направлен на рассмотрение Правительства.

Также у нас потихонечку вводится прогрессивная шкала налогообложения по НДФЛ. Сейчас это запускается в опытную эксплуатацию, а с 1 апреля 2022 года все это ПО по автоматическому взиманию НДФЛ и по автоматическим расчетам прогрессивной шкалы, будет запущено в промышленный оборот.

Приказ ФНС России от 20.07.2020 №СД-7-15/459@

Будет резко расширено международное взаимодействие. И наши налоговики будут делиться успешным опытом с другими странами. Будет осуществляться автоматический обмен данных с органами правопорядка, в том числе с ФСБ. И в опытную эксплуатацию это будет запущено в 2021 году. А в 2022 году система обмена данными с правоохранителями будет запущена в промышленную эксплуатацию, в том числе в части, касающейся регулирования валютного рынка.

Речь идет о соглашении об информационном обмене между ФНС России и ФСБ России. И самое главное, что будут побеждены схемы. Вот, по мнению налоговиков, является главным в борьбе за деньги налогоплательщиков. И здесь, в части, касающейся того, как победить схемы, налоговики ссылаются на Приказ ФНС России от 20.07.2020 №СД-7-15/459@. И в 2021 году запускается в опытную эксплуатацию прикладное ПО аналитических инструментов для целей контрольной работы в рамках единой информационно-аналитической подсистемы АИС «Налог-3». И здесь будет введено несколько, а конкретно, 5 технологических процессов.

  1. «Взаимодействие налоговых органов при проведении мероприятий налогового контроля в отношении потенциальных участников схем».
  2. «Анализ налоговой отчетности и окружения налогоплательщика в целях выявления кооперации, подконтрольности, согласованности действий».
  3. «Управление рисками контрольно-надзорной деятельности».
  4. «Управление типологией схем уклонения от уплаты налогов».
  5. «Ведение реестра паспортов рисков налогоплательщиков, возникающих в ходе проведения камеральных налоговых проверок».

И весь этот запуск делится на 4 очереди. И, например, в первую очередь входит «Единая информационно-аналитическая подсистема (ЕИАП) в части модуля „Досье проверки“ информационно аналитической системы контрольного блока». То есть автоматическое создание досье на каждого налогоплательщика в части камеральных проверок. Еще выйдет система управления рисками, разработка программного обеспечения с целью создания и тестирования профилей рисков. Визуально-сетевой анализ загрузки основных источников.

Какой будет визуально-сетевой анализ загрузки основных источников?

Первая очередь. АБД — Анализ банковской деятельности. Это то, что происходит у вас в банке, сколько тратите, сколько получаете.

ЦУН — прикладная подсистема «Централизованная система учета налогоплательщиков» АИС «Налог-3». Здесь же будет осуществлена подгрузка ЦУН, ЦСР и НБО.

ЦСР — прикладная подсистема «Централизованная система регистрации» АИС «Налог-3».

НБО — налоговая и бухгалтерская отчетность.

И все это на первом этапе загружается в визуально-сетевой анализ, чтобы потом искусственный интеллект все это типировал, обрабатывал и выдавал налоговикам предположительно схему ухода от уплаты налогов. Не верите? Цитирую:

«- типизация схем уклонения: реализация функций по созданию шаблонов схем (на основе существующих и экспертных);

— реестра рисков: интеграция реестра рисков с результатами расчета рисков в части КНП, интеграция АРМ-методолога и реестра рисков в части КНП».

Мы с вами понимаем, что уже первой очереди достаточно, чтобы мы задумались над необходимостью легальной работы.

Вторая очередь:

  • «досье проверки: чат и форум;
  • система управления рисками: проектирование проверки рисков СУР в „песочнице“ ЕИАП;
  • типизация схем уклонения: поиск схем на основе шаблонов (экспертные правила) в части КНП;
  • визуально-сетевой анализ: разработка части АРМ по управлению связями, в т.ч. оценки их эффективности в ВСА».

Также будет еще и третья очередь. Много всего перечислено. Но один пункт все-таки назову. На каждого налогоплательщика будет создано досье проверки.

«В досье проверки: реализация системы уведомлений пользователей (новое событие, приближается срок исполнения, просрочено); реализация автоматического назначения задания инспектору».

В этом документе 19 страниц и я не вижу ни малейшей возможности это как-то более-менее расшифровать в этой статье. А этот 19-страничный документ расшифровывает только один из пунктов плана, который направлен на борьбу со схемами в 2021-2023 году. В январе 2021 года это введено в промышленную эксплуатацию, потому что приказ от 2020 года.

Про электронный документооборот

Вернемся к ПриказуФНС России от 05.03.2021 № ЕД-7-1/173@. Все счета-фактуры в электронной форме. Это ПО первой очереди будет введено в промышленную эксплуатацию, и в 2021 году 10 % налогоплательщиков перейдут на электронный документооборот. В 2022 году — 20 %, а к 2023 году — минимум 50 %.

Но, зная, как работает господин Егоров¸ я вас уверяю, все это произойдет гораздо быстрее.

Также будет разработана платформа по открытости перед властями и организовано межведомственное взаимодействие. Министерства и ведомства всей этой информацией смогут пользоваться. Чтобы все это заработало, налоговики будут выпускать разъясняющие письма о том, как все эти системы будут работать. И в 2021 году запланировано выпустить не меньше 230 писем ФНС России, в 2022 году — не меньше 240, а в 2023 году — не меньше 250 писем с разъяснениями для налогоплательщиков.

Отдельно будет организовано межведомственное взаимодействие, и разработано соответствующие соглашения с правоохранительными органами в борьбе по неуплате налогов. Я уже говорил про ФСБ, плюс к ним присоединятся и иные правоохранительные органы.

«Актуализация и совершенствование межведомственного взаимодействия, в том числе разработка предложений по внесению изменений в соглашения Федеральной налоговой службы с органами исполнительной власти, правоохранительным и органами и др. по вопросу противодействия от уклонения уплаты налогов».

Тут несколько блоков написано, что и как будет сделано в 2021-2023 годах с каждым конкретным органом.

Отдельно блок Плана предназначен для полной легализации сельскохозяйственных, транспортных и логистических компаний. Все грузоперевозки будут на 100 % легализованы и взяты под автоматизированный контроль.

Дальше идет раздел про НПД-шников, и что это программа автоматического взыскания налогов будет расширена на дополнительные категории налогоплательщиков, в том числе, всю торговлю и рынки. Петрушку бабушка на рынке продает — с этого тоже собираются брать налоги.

Отдельный бок посвящен легализации криптовалюты на территории России. Точнее, она уже легализована № 259-ФЗ. И в 2022 году вам придется сдавать отчетность и платить налоги с криптовалюты. Но налоговики для себя поставили задачу развития АИС «Налог-3» в части получения сведений от юридических и физических лиц об операциях с цифровой валютой, а также сведений от крпитобирж. И они будут получать сведения от криптобирж, контролировать вход в цифру, выход из цифры, вход в биток, выход из битка, чтобы в автоматическом режиме взыскивать с вас налоги.

Ну и, конечно же, налоговики будут заботиться о повышении качества услуг. В планах написано, что налогоплательщики будут удовлетворены качеством работы налоговых органов не менее чем на 90 %.

Также будет организована работа по повышению престижа государственной гражданской службы в ФНС России среди молодежи, школьников, студентов, выпускников вузов. То есть налоговики будут поднимать престиж работы на государство.

Также будет организована работа по созданию системы управления талантами, и организация мониторинга гражданских служащих в период прохождения гражданской службы. То есть налоговики будут привлекать таланты в свои ряды.

«Организация работы по планированию найма и отбора кадров для замещения должностей государственной гражданской службы в налоговых органах».

Короче, благодаря всему этому планируется резко поднять качество работы налоговиков. Ну, разве не шикарный план: организация работы по разработке и внедрению единой корпоративной культуры ФНС России. Вы же не против, чтобы налоговики ввели свои этические стандарты и ввели единую корпоративную культуру? И чтобы мы с вами больше чем на 90% были удовлетворены деятельностью налоговых органов и гордились тем, какая качественная у нас налоговая инспекция.

Вывод

Шутки шутками, а это план. И давайте скажем честно, с точки зрения государства, налоговый орган — это фискальный орган. Что такое налог? Налог — это безвозмездный платеж в пользу государства. То есть государство вам за это ничего не должно, в виде безвозмездно отчуждаемого у вас имущества, денег и всего остального.

И вот в части, касающейся именно фискальной цели, налоговики работают великолепно и работают с каждым годом все лучше и лучше. Любой премьер-министр и президент должны гордиться качеством работы такого ведомства. Цифровизация, ИИ, мгновенное обслуживание, личные кабинеты, единые правила игры для всех налогоплательщиков, контроль каждой копейки и взыскание налогов с каждой транзакции, биткоины под контролем, все электронные деньги под контролем, государство эмитирует электронную валюту, которая будет оцифрована. Все полностью под контролем. Любое государство, конечно, должно гордиться таким налоговым органом. И естественно, мы, как налогоплательщики, тоже должны гордиться нашими налоговыми органами.

Другое дело, что хотелось бы, чтобы кроме налоговых органов и другие министерства и ведомства, которым предписано о нас заботиться, заботились о нас также качественно, как налоговики. Хочется, чтобы у нас была лучшая в мире медицина, лучшие в мире дроги, образование, социальное обеспечение, лучшее в мире отношение к молодым людям, которые получают среднее и высшее образование. Чтобы все было таким же качественным, как взыскание налогов. Хотелось бы, чтобы это было все уравновешено.

Пока мы с вами, по моему мнению, наблюдаем однобокость.

Совершенствуются механизмы контроля, взыскания и наказания, но почему-то государство забывает точно также усовершенствовать механизмы заботы о своих гражданах. И напрочь забывает усовершенствовать механизмы честного распределения бюджетных денег.

Хочется, наверное, чтобы вторая сторона медали тоже была направлена на заботу о нас с вами, а не против нас.

Что вы думаете, о том, что я рассказал? Выскажитесь, пожалуйста, в комментариях.


Налоговая Конференция, посвященная вопросам налоговой грамотности и культуры, при участии Ассоциации налоговых консультантов.

«Повышение налоговой грамотности и налоговой культуры: современные тенденции и роль средств массовой информации»

Дата проведения: 10.11.2017 г.

Время проведения: с 10:00 до 16:10

Место проведения: Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, д. 69 (конференц-зал, 4 этаж).

Организаторы:
Редакция журнала «Налоговая политика и практика»
УФНС России по Ростовской области
Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)
Ассоциация налоговых консультантов

Модераторы:
Паскачев А.Б. – главный редактор журнала «Налоговая политика и практика»
Фотинов Д.В. – руководитель УФНС России по Ростовской области
Беляков Б.В. – заместитель начальника Управления информационных технологий ФНС России

Тематика: планируется обсудить применение прогрессивных форм и методов информирования налогоплательщиков (плательщиков страховых взносов) об обязанностях по уплате налогов и страховых взносов, способах их исполнения, об изменениях в НК РФ, о принятии новых нормативных правовых документов, а также формирование в общественном мнении негативного восприятия уклонения от уплаты налогов и незаконной минимизации налоговых обязанностей (обязанностей по уплате страховых взносов).

Первая панель. 10.00—12.20

Повышение налоговой грамотности и налоговой культуры как основа успешного экономического развития региона

Открытие. Приветственное слово главного реактора журнала «Налоговая политика и практика» Паскачева А.Б.

«Роль ведомственного издания в информировании налогоплательщиков, повышении налоговой грамотности и налоговой культуры»

Вольвач Д.В. — начальник Управления стандартов и международного сотрудничества ФНС России.

Основные тенденции и направления работы ФНС России по повышению качества и доступности государственных услуг и работы с налогоплательщиками

Папушенко М.В. — министр экономического развития Ростовской области

Налоговая грамотность как фактор эффективного ведения бизнеса и экономического развития региона

Фотинов Д.В. — руководитель УФНС России по Ростовской области

Комплексный подход в реализации концепции налоговой грамотности и воспитании социально ответственного налогоплательщика

Альбеков Адам Умарович – ректор РГЭУ «РИНХ», доктор экономических наук, профессор

Ключевые компетенции и налоговая грамотность: современные тенденции

– заместитель руководителя УФНС России по Крыму

Роль информационной политики в реализации задачи вхождения Республики Крым в российское законодательное поле (тема уточняется)

Балина Л.В. — министр общего и профессионального образования Ростовской области

Повышение налоговой грамотности населения — важный аспект системы образования

Дереза О.В. — уполномоченный по правам предпринимателей Ростовской области

Социально-экономический аспект развития партнерских взаимоотношений налоговых органов и бизнеса

Акперов И. Г. — ректор Южного университета (ИУБиП), доктор экономических наук, профессор, Председатель Общественного совета при УФНС России по Ростовской области

Вопросы взаимодействия вуза и налоговых органов в повышении налоговой грамотности населения

Боровик В.В. — председатель Ростовского регионального отделения «Опора России»

Взаимодействие налоговых органов и общественных организаций в информировании предпринимательского сообщества

Сидорова Анастасия Викторовна — заведущая кафедрой социально-правовых дисциплин Приволжского института повышения квалификации ФНС России, кандидат наук

Роль и задачи профильных вузов ФНС России в разработке и внедрении новейщих форм и методов информационной работы налоговых органов

Перерыв 12.00—13.00

Вторая панель. 13.00—14.40

Налоговое консультирование как один из аспектов повышения налоговой грамотности и налоговой культуры, а также эффективности налогового администрирования

Засько В.Н. — заместитель председателя правления Ассоциации налоговых консультантов

«Налоговая грамотность как основной элемент финансовой устойчивости бизнеса»

Новоселов К.В. — заместитель начальника Контрольного управления ФНС России

Обеспечение правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налога на прибыль организаций. Необходимость учета произошедших изменений в законодательстве при формировании налоговой базы. Об ожидаемых изменениях в налогообложении прибыли с 2018 года (20 мин.)

Ответы на вопросы (собрать заранее) (10 мин.)

Представитель УФНС России по Ростовской области (Согласовать)

Онлайн-кассы как новая реальность: необходимость разъяснения целей и задач, обязательности внедрения. Первые результаты применения в регионе (20 мин.)

Ответы на вопросы (собрать заранее) (10 мин)

Саськов В.А. – Директор ООО «Международная консалтинговая группа»

«Исполнение налоговых обязательств. Современные тенденции контроля за исполнением налоговых обязательств»

Перерыв 14.30—15.00

Третья панель. 15.00—16.10

СМИ как инструмент реализации налоговой политики. Взаимодействие налоговых органов и СМИ

Беляков Б.В. — заместитель начальника Управления информационных технологий ФНС России

Реализация единых подходов и учет типологических особенностей печатных и электронных изданий в процессе взаимодействия налоговых органов и СМИ

Тюрин С.В. — начальник Управления информационной политики Правительства Ростовской области

Современная модель взаимоотношений органов государственной власти с масс-медиа

Ковалев В.Т. — генеральный директор ГТРК «Дон-ТР»

Роль и место налогового информирования в редакционной политике СМИ в современных условиях

Строителев С.Ю. — главный редактор деловой газеты «Город N»

Эффект взаимодействия со специализированными экономическими изданиями по вопросам информирования. Возможность обратной связи.

Представитель УФНС России по субъекту ЮФО

Работа со СМИ как отдельная функция налоговых органов по созданию в общественном мнении негативного восприятия уклонения от уплаты налогов и незаконной минимизации налоговых обязанностей (обязанностей по уплате страховых взносов

Финансовая грамотность более сложное понятие и подразумевает под собой совокупность знаний о финансовых рынках, особенностях их функционирования и регулирования, профессиональных участниках и предлагаемых ими финансовых инструментах, продуктах и услугах, умение их использовать с полным осознанием последствий своих действий и готовностью принять на себя ответственность за принимаемые решения. Финансовый аспект затрагивает практически все сферы жизнедеятельности современного человека. Финансовая грамотность дает возможность управлять своим финансовым благополучием. Отсутствие элементарных финансовых знаний и навыков ограничивает возможности граждан по принятию правильных решений для обеспечения своего финансового благополучия [2].

В 2010 более 1200 европейцев приняли участие в исследовании об отношении к финансовой грамотности. Выяснилось, что термин «финансовая грамотность» означает: деньги, знание, планирование, ответственность, достаток, понимание, стабильность, инвестиции, заработок, бюджет. При этом, более 65% опрошенных на вопросы о сущности финансов и как начать зарабатывать деньги обращаются за советом и помощью к членам семьи. При этом подрастающее поколение предпочитает обучение финансам проходить с родителями (68%), педагогами (71%), в банках (29%) и в государственных программах (14%).

Сегодня весьма актуально исследование одного из направлений финансовой грамотности - налоговой грамотности, так все чаще и чаще на практике приходится сталкиваться с серьезными налоговыми правонарушениями возникшими не по злому умыслу и даже не в связи с недостаточным знанием российского налогового законодательства, а в силу банального непонимания элементарных основ налогообложения.

Сегодня роль налогов в существовании и развитии государства не только не уменьшается, но и растет стремительными темпами. Россия, сейчас динамично развивающаяся страна, но при этом, большая часть населения живет бедно, да многие промышленные предприятия никак не могут найти свое место в условиях рыночной экономики, но в тоже время наметилась устойчивая тенденция увеличения доли так называемого экономически активного населения. При этом именно налоговая составляющая играет существенную роль в развитии экономических субъектов.

Маленький пример: повышение ставок страховых взносов по обязательному социальному страхованию в 2013 году привело к повальному закрытию предприятий малого бизнеса! С 1 января 2013 года размер отчислений в страховые фонды для индивидуальных предпринимателей увеличился с 13 до 32 тысяч рублей. Одновременно малые предприятия оказались перед необходимостью вести полноценный бухгалтерский учет (вместо практиковавшихся на них ранее упрощенных схем). Поправки к закону о бухгалтерском деле, которые бы установили градацию для предпринимателей и предприятий с разным уровнем дохода, были разработаны еще осенью 2012. Однако процесс их принятия затянулся, а закон тем временем вступил в силу. В результате за январь-февраль 2013 года, по различным данным, ликвидировали свой бизнес от 140 до 200 тысяч индивидуальных предпринимателей страны и этот процесс продолжается. Таким образом, вместо предполагавшегося увеличения поступлений в Пенсионный фонд произошло сокращение налогооблагаемой базы.

Повышение взносов стало проблемой прежде всего для начинающих предпринимателей, пока не имеющих стабильных оборотов. Особенно пострадали предприниматели из небольших городов, не обладающих достаточным спросом на товары и услуги, чтобы сделать необходимую выручку. В связи с этим в малых городах в налоговых службах стоят очереди на закрытие ИП, что создает риск роста теневого сектора в экономике России. Это один, но не единственный пример, демонстрирующий, что в современных условиях знание основ налоговой грамотности населения действительно приобретает особое значение.

Отсутствие элементарных налоговых знаний и навыков ограничивает возможности граждан по принятию правильных решений для обеспечения своего финансового благополучия.

Повышение налоговой грамотности и культуры научит разумно и ответственно относиться в будущем к налогам, ведь они - налоги - есть неизбежная плата за жизнь в цивилизованном обществе. Помните известную рекламу со слоганом "Заплати налоги и спи спокойно!"? Правильные слова - только вот налоговая грамотность до сих пор оставляет желать лучшего.

Налоговая служба в начале этого, 2013 года провела опрос для выявления уровня налоговой грамотности населения.

Были опрошены работники сферы торговли и общественного питания в возрасте до 30 лет. Оказалось, что большинство опрошенных ничего не знают о своих налоговых правах и обязанностях: о декларировании доходов, обязательствах по уплате налогов, налоговых вычетах, постановке на учет.

При этом 25% респондентов выразили неуверенность в официальном трудоустройстве, 30% работают более 8 часов в день, 50% получают зарплату ниже минимальной и только раз в месяц. Некоторые собственники запретили своим сотрудникам общаться с интервьюерами. В налоговой связывают это с наличием нарушений трудового законодательства.

Мало кто может похвастаться четкими знаниями российского налогового законодательства и пониманием, сколько и за что он должен заплатить. Но если раньше поход в налоговую инспекцию воспринимался как кошмар - огромные очереди, злые инспекторы, бесконечные бланки, написанные будто на иностранном языке, - то сейчас ситуация меняется

В тоже время ФНС запустило множество электронных сервисов, облегчающих жизнь налогоплательщиков. В 2010 году Федеральная налоговая служба (ФНС) создала сайт, помогающий решать многие вопросы дистанционно. Сейчас это солидный портал, освоив который, можно забыть о личном посещении налоговой http://nalog.ru/) и два самых востребованных его сервиса: “Узнай свой ИНН” и “Задолженность по налогам”. Задолженность, кстати, можно сразу же и оплатить по банковской карте, либо распечатать платежный документ.

Более того, сегодня существует много интересных, неофициальных сайтов, позволяющих разобраться в вопросах налогов и налогообложения не только профессионалам: налоговикам, бухгалтерам и аудиторам, но и людям, не имеющим отношения к налогам. В частности, форум налоговиков (fiscali.ru/index.php), сайт палаты налоговых консультантов (www.palata-nk.ru) или сайт «налоговая неделя в России» (www.taxweek.ru).

Быть юридически подкованным, знать основные положения налогового законодательства, чтобы корректировать реализацию своих стратегических планов, оптимизировать возникающую налоговую нагрузку просто необходимо. Поэтому налоговая грамотность сегодня актуальна не только для крупных компаний или индивидуальных предпринимателей, но и для простых граждан. Ведь не повышая налоговую грамотность, сложно побороть правовой нигилизм, который, к сожалению, сегодня присущ россиянам.

В последние десятилетия очень в различных странах активизировалась работа по повышению финансовой и налоговой грамотности населения. Так, например, в США правительство создало Комиссию по финансовой грамотности и образованию ( Financial Literacy and Education Commission) и специализированный интернет-ресурс , а также Консультативный Совет по финансовой грамотности при Президенте США. В докладе Консультативного совета по финансовой грамотности финансовая грамотность определена как "умение эффективно использовать знания и навыки по управлению финансовыми ресурсами для достижения финансового благополучия." Отмечается, что «финансовая грамотность» должна рассматриваться как динамическое понятие, так как грамотность предполагает возможность "каждому человеку эффективно реагировать на постоянно меняющиеся личные и внешние экономические обстоятельства [2]."

Количество людей, которые интересуются финансами и налогами, по сравнению с 2008 годом увеличилось практически в два раза. Это связано с населения вследствие финансовых кризисов, финансовыми потерями населения и громкими делами, связанными с налоговыми правонарушениями. Все каналы комментировали падение покупательной способности рубля, были проведены десятки передач, посвященных делу Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, появилась социальная реклама со сроками уплаты транспортного налога и подачи деклараций по налогу на доходы физических лиц. На текущий момент какое-то приедание информационной составляющей происходит. Невозможно не финансисту жить постоянно в биржевых сводках. Кризисы негативно отражаются на бюджетах граждан и положительно на их финансовой грамотности. И в этот момент роль государства должна быть более ведущей. Сложившаяся ситуация свидетельствует о необходимости системной политики, направленной на повышение налоговой и финансовой грамотности населения.

Первоочередной задачей становится также выработка национальной стратегии повышения финансовой грамотности населения. Реализация данной стратегии предполагает создание устойчивых институтов на федеральном и региональном уровне, вовлеченных в программы финансового образования и информирования населения, поддержку региональных инициатив по повышению финансовой грамотности, укрепление системы защиты потребителей финансовых услуг и построение системы оценки уровня финансовой грамотности и оценки эффективности мероприятий, направленных на ее увеличение. Формирование высокого уровня налоговой и финансовой грамотности является основой формирования успешного государства и общества.

1. Свободная энциклопедия Википедия

2. Зеленцова А.В., Блискавка Е.А., Демидов Д.Н. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика. М. Кнорус 2012.

Налоговая начала тотальный контроль расходов граждан с 2021 года

С 2021 российская ФНС начала тотальный контроль расходов граждан. Если ранее в поле зрения попадали только денежные поступления и крупные расходные операции, например, покупка недвижимости или автомобиля, то теперь контролю будут подвергаться абсолютно все операции, вплоть до пополнения мобильного счета или оплаты коммунальных услуг. Для этих целей в ЛК налоговой был создан специальный сервис «Мои чеки онлайн», на котором сохраняются данные обо всех платежах, совершенных налогоплательщиками. Обо всем этом подробнее поговорим далее в статье.

  1. Сервис учета расходов «Мои чеки онлайн»
  2. ФНС начала контроль расходов граждан
  3. Как подтвердить свои расходы перед налоговой?
  4. Минусы контроля за расходами граждан

Сервис учета расходов «Мои чеки онлайн»

С середины февраля 2021 года ФНС запустила онлайн-сервис «Мои чеки онлайн», на котором и сохраняются данные о совершенных расходах. Сервис находится по адресу lkdr.nalog.ru . Свои учтенные расходы там может увидеть любой желающий, для этого нужно ввести свой номер телефона и подтвердить его кодом из СМС.

Сервис

После этого вы сможете увидеть список уже зарегистрированных чеков по своим покупкам. Примечательно, что в сервисе уже содержится информация о покупках, совершенных в прошлом, 2020 году, а некоторые граждане обнаружили даже операции за 2019 год.

Сервис «Мои чеки онлайн» создан недавно, пока еще не «обкатан», и сейчас там представлена информация не обо всех платежах и не по всем налогоплательщикам. Некоторые пользователи, проверяющие информацию по себе, писали, что по ним нет вообще никаких данных. Путем сопоставления комментариев, можно сделать выводы, что в момент запуска сервиса там была доступна информация только о покупках, совершенных при помощи расчетов картой в интернете. А по покупкам, оплаченных картой в розничной сети, данных не было.

Обсуждая нововведение, пользователи пришли к выводу, что в сервис подтянулись чеки, при оплате которых покупатель указывал номер телефона. Если указать еще и электронную почту (что вам предложит сервис) — подтянется больше покупок: добавятся те, в которых номер телефона не был указан, но был е-мейл.

Ранее в ФНС заявляли, что планируют интегрировать этот сервис с сервисом онлайн-касс, это означает, что в ЛК будут отображаться данные обо всех расходах, оплаченных не только картами, но и наличными через онлайн-кассы предпринимателей и предприятий.

Примечательно также, что в пресс-службе ФНС заявляли о том, что сервис будет добровольным — «электронные чеки будут храниться в облаке ФНС только по желанию граждан и не будут содержать информацию о банковских картах». Но согласия о хранении своих чеков никто не давал, а информация уже собирается, хранится и отображается полным ходом.

Понятно, что сервис «Мои чеки онлайн» только тестируется, в дальнейшем туда будет добавляться все больше информации о совершенных покупках.

ФНС начала контроль расходов граждан

Из всего этого можно сделать вывод, что налоговая начала тотальный контроль над расходами налогоплательщиков. Если раньше ее интересовали только доходы, то теперь собирается огромная база данных расходов. Не составит проблем провести сравнение доходов с расходами и выявить несоответствия. Ведь если человек тратит больше, чем он официально зарабатывает, значит, у него имеется незадекларированный доход. Поиск таких доходов, на мой взгляд, и является главной целью ФНС.

Хотя в самой ФНС преподносят нововведение как дополнительное удобство для получения налоговых вычетов. Мол, теперь вся информация о расходах, предполагающих получение вычета, будет уже собрана, не нужно будет собирать никакие справки, и саму заявку на вычет можно будет подать онлайн. Действительно, это удобно. Но сам сервис вряд ли создавался именно с такой целью.

Как подтвердить свои расходы перед налоговой?

По сути, теперь ФНС может обращаться с запросами к гражданам, чьи расходы покажутся им несоответствующими доходам. Таких людей по факту может оказаться очень много, и по каким именно критериям будут отбирать тех, к которым появятся вопросы, неизвестно. Можно предположить, что начнут с людей, у которых несоответствие окажется самым существенным. Например, расходы в несколько раз будут превышать доходы.

Думаю, ни для кого не секрет, что в России много людей, получающих не только черную, но и серую зарплату. То есть, они оформлены на МРОТ или около того, а по факту получают в несколько раз больше. Так работают сотрудники не только маленьких, но и даже крупных компаний. Подобные схемы поставлены «на поток», и сам работник никак не может на это повлиять. Естественно, и расходы работника в этом случае будут соответствовать его реальной зарплате, а не той, что проходит по бухгалтерии. И что ему делать, в случае, если к нему «пристанет» ФНС? «Сдать» своего работодателя? Самостоятельно заплатить налог с серых доходов? Я вообще не представляю… У меня нет ответа на эти вопросы.

Многие имеют незадекларированные доходы с деятельности по оказанию разного рода частных услуг, сдачи недвижимости в аренду, подработок. В этом случае лучше всего стать самозанятым, декларировать доходы и платить маленький налог (при получении оплаты от физлиц — всего 4%). Все осуществляется через специальное приложение, ФНС посещать не нужно, а сумма налога невелика, в сравнении с той, что с вас могут потребовать при выявлении незадекларированных доходов (13% + штрафы).

Минусы контроля за расходами граждан

Желание ФНС взять под контроль расходы граждан, заставить всех декларировать доходы и платить налоги вполне понятно. Но методы, которыми она пытается этого достичь в российских условиях вызывают вопросы.

К примеру, в СМИ уже прошли новости о том, что россияне начали массово снимать деньги со счетов и переводить в наличные. Объем снятий в первом квартале 2021 года на 30% превысил даже аналогичный период кризисного 2020-го. По этому показателю Россия вышла в мировые лидеры, чуть выше показатель оказался только у Бразилии. Центробанк назвал ситуацию «парадоксом наличных» и удивился, почему так происходит. Разве в этом есть что-то удивительное? Вполне закономерная реакция на подобное нововведение. Люди будут стараться уходить от безналичных расчетов, минимизировать их. Причем даже те, кто имеет официальные доходы, по причине, которую я опишу далее.

Сформированные базы данных обязательно будут попадать на черный рынок, как это уже давно происходит с данными по картам, мобильным разговорам, персональными данными и т.д. То есть, при желании ее сможет купить любой. И эти данные смогут использовать, в лучшем случае, для персонализированной рекламы, в худшем — с какими-то криминальными целями.

Многие уже не раз сталкивались с телефонными мошенниками, купившими базы данных у банков и другие персональные данные. Уверен, что такие люди отнесутся очень негативно к тому, что теперь где-то «гуляют» и базы данных с их расходами. Даже если им нечего скрывать от налоговой.

Вот такие новости. Как дальше будут развиваться событий с контролем расходов со стороны ФНС — остается только наблюдать. Но уже сейчас можно констатировать, что контроль ужесточается и будет ужесточаться еще сильнее. А к какому результату это приведет — желаемому или противоположному — увидим.

Оставайтесь на Финансовом гении и повышайте свою финансовую грамотность!

Читайте также: