Повышение налогов стимулирует развитие бизнеса да или нет

Опубликовано: 26.04.2024

Библиографическая ссылка на статью:
Ивашинникова Е.А., Голояд А.Н. Налоговое стимулирование развития малого бизнеса в РФ // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/01/62400 (дата обращения: 20.05.2021).

Налоговое стимулирование является важнейшим инструментом повышения привлекательности ведения малого бизнеса в стране. Под налоговым стимулированием мы понимаем целенаправленные действия органов государственной власти и местного самоуправления по установлению в законодательстве о налогах и сборах и реальному предоставлению налоговых льгот и иных мер налогового характера, улучшающих имущественное или экономическое положение отдельных категорий налогоплательщиков или плательщиков сборов для создания экономической заинтересованности осуществления ими общественно полезной или иной поощряемой деятельности [3].

Основным законом, определяющим общие положения государственной поддержки малого бизнеса, а также устанавливающим формы и методы государственного стимулирования и регулирования малого бизнеса, является Федеральный закон от 24 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Основные налоговые меры, которое государство приняло для стимулирования малого бизнеса, являются:

1) Упрощенная система ведения бухгалтерского учета

2) Льготные налоговые режимы

3) Налоговые каникулы

4) Рассрочка или отсрочка по уплате налога

Упрощенная система ведения бухгалтерского учета позволяет предприятию сэкономить на таком специалисте как бухгалтер, поскольку налогоплательщику не обязательно обладать углубленными знаниями бухгалтерского учета, а это существенно облегчает условия ведения бизнеса.

Если говорить про специальные налоговые режимы, то на данный момент существует 4 вида налоговых режимов для малого бизнеса: упрощенная система налогообложения (УСН), патентная система налогообложения (ПСН), единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН), единый налог на вмененный доход (ЕНВД).

Упрощенная система налогообложения – один из самых распространенных режимов налогообложения малого бизнеса. Но применять его можно только при соблюдении определенных критериев таких как годовой доход, средняя численность работников, остаточная стоимость основных средств предприятия[6]. При выборе такой системы налогообложения ставка налога будет зависеть от следующих факторов:

1) При выборе налогоплательщиком объекта налога «Доходы», налоговая ставка составит 6%

2) При выборе налогоплательщиком объекта налога «Доходы минус Расходы» ставка налога составит от 5 до 15%, в зависимости от субъекта РФ.

При выборе налогового объекта «Доходы», налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу на сумму уплаченных им страховых взносов за своих сотрудников, а также пособий по временной нетрудоспособности, но не более 50% от налоговой базы для организаций. Для ИП ограничений по уменьшению налоговой базы нет [7].

Применение УСН организациями освобождает их от уплаты следующих налогов:

  1. Налог на прибыль организаций;
  2. Налог на имущество организаций;
  3. Налог на добавленную стоимость.

Применение УСН индивидуальными предпринимателями освобождает их от уплаты следующих налогов:

  1. Налог на доходы физических лиц по предпринимательской деятельности;
  2. Налог на имущество физических лиц по имуществу, которое используется для предпринимательской деятельности;
  3. Налога на добавленную стоимость.

Патентная система налогообложения (ПСН) в общем случае предусматривает освобождение предпринимателя от ряда налогов, является добровольной и может совмещаться с другими режимами налогообложения.

Перечень видов предпринимательской деятельности, подлежащих налогообложению в рамках патентной системы налогообложения, ограничен. В частности, под патентную систему подпадают:

- розничная торговля через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более50 кв. мпо каждому объекту организации торговли;

- услуги общественного питания, оказываемые через объекты общественного питания с площадью зала обслуживания не более50 кв. м;

- парикмахерские и косметические услуги;

- оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом.

При выборе ПСН налоговым объектом будет величина не полученного дохода, а потенциально возможного дохода, предусмотренного законами субъектов РФ. При использовании ПСН, налогоплательщики также как и при УСН освобождаются от уплаты ряда налогов [4; 5].

Единый сельскохозяйственный налог имеет самую низкую налоговую ставку 6% от прибыли предприятия. Главным критерием применения ЕСХН является ведение сельского хозяйства в качестве основного вида деятельности предприятия. При использовании ЕСХН, налогоплательщик также освобождается от уплаты ряда налогов.

Единый налог на вмененный доход может применяться только для определенного перечня видов деятельности, указанных в ст. 346.26 Налогового кодекса РФ. Налоговая ставка при выборе ЕНВД равна 15% от вмененного дохода. Вмененный доход в свою очередь равен: Базовая доходность по определенному виду деятельности × К1 × К2 × Величина физического показателя по определенному виду деятельности, где:

К1 – коэффициент-дефлятор – отражает влияние инфляции, то есть изменения потребительских цен на товары (работы, услуги), за несколько лет.

К2 – коэффициент, который учитывает особенности ведения предпринимательской деятельности. В частности, ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность, режим работы, величину доходов, особенности места ведения предпринимательской деятельности и пр.

Физический показатель – количественный, характеризует деятельность налогоплательщика и различается в зависимости от ее вида (количество работников при оказании бытовых услуг; общая площадь стоянки при хранении автотранспортных средств и пр.). При использовании ЕНДВ, налогоплательщик освобождается от уплаты ряда налогов. [1]

Еще одной государственной льготой малому бизнесу является предоставление налоговых каникул – освобождение организации или индивидуального предпринимателя от уплаты налогов в течение некоторого периода [2; 3]. В РФ налоговыми каникулами вправе воспользоваться организации и ИП с момента их регистрации в налоговом органе и в течение 2-х последующих лет, а также основной вид деятельности должен попадать в список 4 пункта статьи 346.20 НК РФ. Доход организации или ИП не должен быть менее 70 процентов по основному виду деятельности.

Если налогоплательщик по каким-либо причинам не в состоянии заплатить налог в определенный промежуток времени, он вправе запросить у налогового органа рассрочку или отсрочку по уплате налогов. Для этого необходимо подать соответствующие заявление в ИФНС. В результате рассмотрения этого заявления, будет вынесено решение о предоставлении рассрочки или отсрочки налогоплательщику.

Таким образом, при выборе того или иного специального налогового режима, предприятие освобождается от уплаты различных налогов, таких как налог на прибыль организаций, НДС и другие, вместо них, оно платит один единственный налог, что определенно снижает налоговую нагрузку малого бизнеса и упрощает его ведение. Все вышеперечисленные государственные налоговые льготы существенно стимулируют развитие бизнеса на территории Российской Федерации.

Библиографический список

  1. Корень А.В., Гулян В.А. Сравнительная характеристика основных преимуществ и недостатков реформы единого налога на вменённый доход // Современные научные исследования и инновации. – 2014. – № 5-2 (37). – С. 8.
  2. Корень А.В., Краубергер Ж.Ю. Формирование и перспективы развития эффективной налоговой политики в сфере налогообложения микробизнеса // Экономика и предпринимательство. – 2014. – № 12-2. – С. 78-80.
  3. Корень А.В., Краубергер Ж.Ю. Специальные налоговые режимы в реализации государственной политики по поддержке малого и среднего бизнеса // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 6-3. – С. 479-483.
  4. Корень А.В., Лещенко Р.И. Механизмы и направления налогового планирования в малом бизнесе // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3. – С. 361.
  5. Корень А.В., Лещенко Р.И. Налоговые платежи организации и пути их оптимизации // Экономика и менеджмент инновационных технологий. – 2014. – № 4 (31). – С. 24.
  6. Лян М.А., Корень А.В. Налоговое планирование как элемент финансового менеджмента // Современные научные исследования и инновации. – 2014. – № 5-2 (37). – С. 7.
  7. Чие Е.Э., Корень А.В. Анализ направлений эффективного использования упрощённой системы налогообложения // Современные научные исследования и инновации. – 2014. – № 5-2 (37). – С. 6.

Количество просмотров публикации: Please wait

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк»
Фото Бориса Мальцева, Клерк.Ру

Минфин пришел к выводу, что фискальная нагрузка в России одна из самых низких среди стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Значит, есть возможности для повышения налогов. Своими выводами ведомство поделилось в очередных «Основных направлениях развития налоговой политки…». У тех, кто ознакомится с предложениями Минфина, вопросы появятся неизбежно.

Фискальная нагрузка на экономику России в 2015 году составила 30,77% ВВП, что значительно меньше, чем в среднем по странам ОЭСР (34,44%). Без нефтегазовых доходов еще ниже – 21,72%. О корректности методики расчетов, предложенной РСПП, и скрытом росте налогового бремени ведомство умолчало, ведь это не главное. Главное, что ведомство усмотрело возможность пополнить бюджет. Отнюдь не за счет сокращения расходов госаппарата, выведения теневых оборотов или прогрессивного налогообложения доходов.

Поднять пени

Принять за базу отсчета, к примеру, среднюю ставку по потребительским кредитам. Пени считать не в доле, а в полном размере, а то и выше, чем сама ставка. Размеры ставок и пени обнародовать на официальных порталах и обновлять ежемесячно. Баланс интересов государства и бизнеса поддерживается зеркально: процент за задержку возврата из бюджета переплаты по налогам увеличивается до величины пени за неуплату. Это гипотетическая возможность, Минфин ничего подобного не предлагает. Возможно, потому, что при таком ужесточении от налоговиков ожидается высочайший профессиональный уровень и отказ от трактовок закона в свою пользу. От законотворцев - прозрачные правила вместо расплывчатых формулировок с двойным дном.

Ввести новые налоги для малого бизнеса

Ответ на многие вопросы будет зависеть от того, как по факту назовут предлагаемую меру - налоговой амнистией или каникулами. Разница огромная.

Налоговая амнистия предполагает полную уплату налога с освобождением от пени и штрафа. Иными словами, гражданин должен сам о себе сообщить. Тогда доходы, попадающие под амнистию, можно собирать за три года (срок исковой давности). В рамках налоговых каникул плательщика освобождают от конкретного налога. Расчет на то, что высвобожденные суммы инвестируются в бизнес (и принесут в будущем рост налоговой базы). Но сейчас цель иная - сосчитать тех, кто нелегально занимается частным бизнесом (нередко сезонным), чтобы в дальнейшем обязать их зарегистрироваться в законном порядке и уплачивать налоги.

Пока границы дозволенного четко не обозначены, налогоплательщики вряд ли оценят привлекательность предложенных мер. И начинания Минфина будут восприниматься как очередная порция притеснений небольшого бизнеса.

Вернуть неналоговые платежи в налоги

Бизнесу, по большому счету, безразлично, платить налоги или «неналоговые платежи». Если под снижением административной нагрузки Минфин понимает передачу сбора налогов одному ведомству, то ожидания не оправдаются. Изменятся порядок, сроки уплаты, представления отчетности, порядок заполнения платежек. Перестройка информационных систем, освоение новых правил вызовут затраты, появятся новые вопросы. Иное дело - выгода бюджета. Налоговые платежи в нем обезличиваются. Когда те же взносы поступают в фонды, их можно использовать лишь по целевому назначению. Когда платеж индивидуально-обезличен, его можно перераспределять на приоритетные нужды и цели.

Применить антикризисную практику к налогу на прибыль

Ожидается, что налогоплательщик, который получил убыток и решил его перенести, вынужден будет показать положительную налоговую базу. Чем она выше, тем большую сумму убытка можно перенести, налог не вырастет. Поскольку обнулить налоговую базу теперь не получится, то бюджет будет подпитываться регулярно. Если же в прошлом убыток был существенным, то его часть можно будет учесть и за пределами 10-летнего периода.

Ставка налога на прибыль остается неизменной, однако меняется распределение по уровням бюджета: в федеральный пойдет 3% (вместо нынешних 2), в субъекты – 17% ( против 18 сейчас).

За 2019-2020 годы правительство стрясет с мелких предпринимателей дополнительные 7,4%

Неприятной новостью для предпринимателей стали недавние заявления Минэкономразвития — в 2020 году на 4,9% повысится единый налог на вмененный доход (ЕНВД), вырастет торговый сбор и вдобавок подорожает заменяющий налоги патент. В нынешнем году рост этих же налогов уже составил 2,5%. Для ЕНВД это грядет самое значительное повышение с 2015 года, когда налог подняли сразу на 7,5%. Примечательно, что с 2021 года Минфин не собирается продлевать действие ЕНВД на территории России, поскольку крупный бизнес уходит от налогообложения, прячась под личиной мелкого. Однако малое предпринимательство на это время станет для правительства «дойной коровой» — раз уж налог скоро отменять, то почему бы не стрясти с бизнесменов побольше денег?

В самом Минэкономразвития утверждают, что предлагали заморозить индексацию налогов для малого бизнеса, однако с ними не согласилось Министерство финансов. По данным ведомства, ЕНВД в России применяют около 280 тысяч организаций и 1,8 миллиона индивидуальных предпринимателей.

Исходя из важности темы, фракция «Справедливая Россия» внесла в Госдуму законопроект об изменении порядка вступления в силу новых актов налогового законодательства. Предлагаемые поправки в Налоговый кодекс (НК) должны повысить предсказуемость изменений законодательства о налогах. Эсеры считают, что необходимо установить запрет на введение новых сборов в период с 1 сентября по 31 декабря, чтобы у налогоплательщиков не возникла ситуация, при которой им приходилось бы в течение последнего месяца года приспосабливаться к новым правилам.


Михаил Емельянов
Михаил Емельянов

«Мы считаем, что у нас осталось не так много точек роста при такой экономической политике, которую проводит правительство. Экономический рост должен быть, и он насущно необходим! Малый бизнес как раз и может быть той точкой роста при адекватном к нему отношении. Правительство же ведет себя неадекватно. Очередное повышение налогов удушает малый бизнес, поэтому мы и хотим ввести мораторий», — прокомментировал инициативу первый замруководителя фракции «Справедливая Россия» в Госдуме Михаил Емельянов.

Ранее с резкой критикой новой инициативы Минэка выступил лидер КПРФ Геннадий Зюганов. «Я бы давно уже освободил от налогов малый и средний бизнес и сделал бы все для того, чтобы обложить крупными налогами миллионеров и миллиардеров», — высказался он на пресс-конференции по федеральному бюджету 8 октября и вновь призвал ввести прогрессивную шкалу налогообложения.

Однако пока малый бизнес от налогов не освобожден, имеем то, что имеем. Одной рукой государство декларирует всяческую поддержку начинающим и мелким предпринимателям, а другой — повышает им налоги и вводит косвенные сборы. Так или иначе любое повышение нагрузки на бизнес, а в данном случае — повышение так называемой вмененки (ЕНВД), в конечном итоге отразится на потребителе, и сейчас объясним почему.

Сколько россияне отдают налогов в государственную казну? (Спойлер — много)

Dailystorm - Сколько россияне отдают налогов в государственную казну? (Спойлер — много)

Что такое ЕНВД, патентная система налогообложения и торговый сбор

Единый налог на вмененный доход оплачивается предпринимателями с потенциально возможного дохода. В зависимости от региона, его ставка составляет от 7% до 15%. Перечень предпринимательской деятельности, в отношении которой применяется ЕНВД, достаточно широк. Ежедневно услугами такого бизнеса пользуются миллионы россиян:

  • бытовые услуги;
  • ветеринарные услуги;
  • ремонт, техническое обслуживание и автомойка;
  • автопарковка и автостоянка (за исключением штрафстоянки);
  • автоперевозка пассажиров и грузов, но не более 20 транспортных средств;
  • розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров;
  • розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети;
  • общественное питание с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 квадратных метров;
  • гостиницы общей площадью не более 500 квадратных метров и другое.

Почти с тем же самым мы имеем дело, когда говорим и о патентной системе налогообложения. Ее выбирают предприниматели, которые имеют не более 15 наемных рабочих и снова в тех же сферах: услуги ремонта, ателье, парикмахерские, сдача недвижимости в аренду и прочее.

Торговый сбор пока что введен только в Москве, но его имеют право ввести еще два города федерального значения — Санкт-Петербург и Севастополь. Им облагаются организации и индивидуальные предприниматели, которые занимаются торговлей в магазинах, киосках, палатках, на рынках и на складах, после приобретения клиентом товара в интернет-магазине.

Проще говоря, автомобилистам придется теперь платить больше за шиномонтаж или на автомойке, нуждающимся в стрижке — раскошелиться еще на 5%, дороже станет отремонтировать телефон или другие бытовые приборы, подорожают услуги лечения домашних питомцев, такси, общепит, ну и, естественно, вырастут цены на продукты в небольших ларьках.

Повышение НДС и НДФЛ больно ударит не только по населению, но и по бизнесу

Dailystorm - Повышение НДС и НДФЛ больно ударит не только по населению, но и по бизнесу

«Мы вынуждены поднимать цены для населения»

Как объяснил Daily Storm один из владельцев малого предприятия в сфере услуг, теперь, чтобы платить меньше налогов, придется сокращать площадь занимаемого помещения, от которого и зависит сумма ЕНВД.

«Но если я сокращу площадь занимаемого помещения, то я целенаправленно сокращу и обороты своего бизнеса. Мне придется сократить свои основные фонды, оборудование, поскольку мне же его надо где-то содержать, а соответственно — уменьшаю количество своих клиентов. Вот и вся математика!» — жалуется он.

Собеседник отмечает, что растущая налоговая нагрузка сказывается негативно не только на самом бизнесе, но и на потребителе.

«Подняли ставку НДС в прошлом году — что произошло? Подорожали грузоперевозки. Почему? Потому что бензин стоит денег и в него тоже входит НДС. Если подорожала логистика, значит, подорожает и стоимость товаров, которые перевозятся по всей стране. Я должен был заплатить этот процент за логистику, значит, чтобы компенсировать затраты, я накидываю этот процент на выходную стоимость. Конечно, повышение цен в цепочке ложится на потребителя, который выплачивает мои издержки по всей цепочке», — объясняет предприниматель, как цены напрямую зависят от решений правительства.

Одна из главных проблем российского бизнеса заключается в том, что даже те поблажки, которые дает государство, на деле превращаются в хождение по мукам. Вот, к примеру, есть такая полезная вещь для новоиспеченных предпринимателей, как налоговые каникулы — возможность не платить налоги два года после регистрации бизнеса. Однако оказывается, что право на налоговые каникулы нужно доказать.


Фото: © Global Look Press
Фото: © Global Look Press

«Ты должен грызть контролирующие органы, чтобы они вспомнили, что есть вообще есть такая вещь, — рассказал о своем опыте наш собеседник. — Налоговики дерут нас за все. Не сдал отчетность? Не заплатил налоги вовремя? Получи штрафы, получи пени. Ничего не платишь? Не из чего пока платить, поскольку нужно закупить все необходимое для работы, платить зарплаты и за аренду помещения? И тут на тебя подают в суд, накладывают арест на банковский счет. Неважно, есть ли у тебя налоговые каникулы или нет — пойди докажи для начала, что имеешь на них право».

Безудержный рост цены на бензин, или Еще один инструмент для пополнения бюджета

Dailystorm - Безудержный рост цены на бензин, или Еще один инструмент для пополнения бюджета

Нужно понимать, что рекордное с 2015 года повышение коэффициента-дефлятора, а вслед за ним и рост ЕНВД, стоимости патента и торгового сбора на 7,4% в 2020 году повлечет для россиян лишь новые издержки. В условиях стагнирующей экономики, которая за восемь месяцев 2019 года показала рост ВВП на 1,1%, в условиях сжатия платежеспособного спроса и падения уровня жизни, повышение налоговой нагрузки на предпринимателей нанесет удар в первую очередь по жителям регионов, где и так экономят каждую копейку.

Член президиума Столыпинского клуба и экспертного совета «Деловой России», экономист и финансовый аналитик Владислав Жуковский в разговоре с Daily Storm назвал лукавством заявления властей, согласно которым население не заметит повышения налогов для предпринимателей.


Фото: © vkontakte / Владислав Жуковский
Фото: © vkontakte / Владислав Жуковский

«Все это абсолютная ложь, о чем бы ни говорили. Всегда все издержки производителя товаров и услуг оплачивает конечный потребитель. Все это раскручивает маховик инфляции и провоцирует рост цен, что, естественно, негативно сказывается на платежеспособности населения», — говорит Жуковский.

Экономист отметил, что все издержки без исключения не получится возложить на плечи россиян, а это значит, рост налогов приведет к закрытию тысяч предприятий малого бизнеса по всей России, особенно вне крупных городов.

«У них оборот в основном несколько сотен тысяч рублей в год, в лучшем случае — несколько миллионов. Денег на финансирование оборотного капитала не будет, на капитальные вложения точно не останется. Сюда же присовокупим возросшую в прошлом году с 18% до 20% ставку НДС. Большинство микропредприятий закупают товары у юридических лиц, оплачивая в цене товара этот самый НДС. Сюда же добавляем кадастровую оценку недвижимости, рост тарифов на электроэнергию, газ, отопление и многое другое. После чего получаем, что власти делают все возможное, чтобы в России просто не было малого бизнеса», — объясняет он.

Единственный положительный эффект от повышения налогов — пополнение федерального бюджета. Однако в данном случае не совсем понятно — зачем? Повышение налоговой нагрузки для малого бизнеса на несколько процентов не принесет в казну существенных денег — в лучшем случае несколько десятков миллиардов рублей. Для государства это не так много, но для каждого владельца малого бизнеса это существенные затраты. Что уж говорить про россиян, к которым снова залезают в и так уже прохудившийся карман.

Напомним, в начале октября Федеральное казначейство сообщило, что консолидированный бюджет январе-августе 2019 года исполнен с профицитом почти четыре триллиона рублей. Доходы консолидированного бюджета за этот период составили около 25,7 триллиона рублей, расходы — примерно 21,7 триллиона.

Зюганов, Левченко и Клычков представили рецепты выхода России из кризиса

Dailystorm - Зюганов, Левченко и Клычков представили рецепты выхода России из кризиса

Издание «Daily Storm» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 20.07.2017 за номером ЭЛ №ФС77-70379 Учредитель: ООО "ОрденФеликса", Главный редактор: Сивкова А.С.

Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных.

Сообщения и материалы информационного издания Daily Storm (зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 20.07.2017 за номером ЭЛ №ФС77-70379) сопровождаются гиперссылкой на материал с пометкой Daily Storm.

*упомянутые в текстах организации, признанные на территории Российской Федерации террористическими и/или в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о запрете деятельности. В том числе:

Признаны террористическими организациями : «Исламское государство» (другие названия: «Исламское Государство Ирака и Сирии», «Исламское Государство Ирака и Леванта», «Исламское Государство Ирака и Шама»), «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»),«Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Движение Талибан», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), Джебхат ан-Нусра (Фронт победы)(другие названия: «Джабха аль-Нусра ли-Ахль аш-Шам» (Фронт поддержки Великой Сирии), Всероссийское общественное движение «Народное ополчение имени К. Минина и Д. Пожарского», Международное религиозное объединение «АУМ Синрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph)

Деятельность запрещена по решению суда : Межрегиональная общественная организация «Национал-большевистская партия», Межрегиональная общественная организация «Движение против нелегальной иммиграции», Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство», Межрегиональное общественное объединение – организация «Народная Социальная Инициатива» (другие названия: «Народная Социалистическая Инициатива», «Национальная Социальная Инициатива», «Национальная Социалистическая Инициатива»), Межрегиональное общественное объединение «Этнополитическое объединение «Русские», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», Общественное объединение «Меджлис крымскотатарского народа», Религиозная организация «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России» и входящие в ее структуру местные религиозные организации:,Межрегиональное общественное движение «Артподготовка»

Инвесторы получили стимул, но переживают из-за планов по повышению корпоративных налогов

Инвесторы обращают свое внимание на перспективы того, что более высокие налоги могут угрожать ралли акций США, поскольку администрация президента Джо Байдена продвигает свою повестку дня и ищет способы оплаты своих планов расходов.

В последние дни инвесторы сосредоточили внимание на росте доходности облигаций, что оказало давление на цены акций, хотя индексы остаются близкими к своим рекордным максимумам.

Тем не менее, некоторые участники рынка обеспокоены тем, что хотя бы частичный откат снижения корпоративных налогов, который стимулировал рост акций в эпоху Дональда Трампа, в конечном итоге может повлиять на акции, стоимость которых уже выросла благодаря некоторым предпринятым мерам.

«Это проблема», - сказал Куинси Кросби (Quincy Krosby), главный рыночный стратег Prudential Financial. «Об этом будут говорить, когда это станет реальностью. Но сейчас рынок явно сосредоточен на том, чтобы перейти на другую сторону этой пандемии».

В этом году индекс S&P 500 вырос более чем на 4%, а недавно принятый президентом план помощи в связи с коронавирусом на сумму 1,9 триллиона долларов стал последним импульсом для экономики и фондового рынка. Темпы восстановления экономики и вакцинация от COVID-19 будут по-прежнему в центре внимания инвесторов на следующей неделе, наряду с ростом доходности облигаций США, который оказал давление на технологические акции и акции экономического роста и дополнительно поддержал банковские и другие акции.

Во время своей президентской кампании Джо Байден пообещал поднять ставку корпоративного налога с 21% до 28% - это предложение было поддержано министром финансов США Джанет Йеллен. Инвестиционные стратеги ожидают ожесточенного сопротивления со стороны законодателей-республиканцев любому такому плану развития событий.

В начале недели пресс-секретарь Белого дома Джен Псаки заявила, что хотя администрация Байдена тесно сотрудничает с членами Конгресса в вопросе финансирования амбициозного инфраструктурного пакета, планы еще пока не согласованы.

Увеличение корпоративных налогов может сказаться на прибылях компаний, которые, как ожидается, вырастут в этом году, поскольку бизнес оправится от пандемии коронавируса.

Повышение ставки корпоративного налога с 21% до 25% может снизить общую прибыль компании S&P 500 на 4–5%, а повышение до 28% может снизить ее на 6–7%, по словам Тобиаса Левковича (Tobias Levkovich), главный стратег Citigroup по рынку акций США.

«Теоретически, если вы купили рынок в ожидании лучшей прибыли в результате стимулирования, вы можете потерять эту выгоду из-за более высоких налоговых ставок», - сказал он.

По состоянию на третий квартал индекс S&P 500 в целом имел ставку налога 17,54%, при этом ставка налога на недвижимость была самой низкой среди секторов S&P и равнялась 8,06%. По словам Ховарда Сильверблатта (Howard Silverblatt), старшего аналитика по индексам S&P Dow Jones Indices, доля технологий, крупнейшего сектора по рыночной стоимости, составила 14,76%.

Движение в сторону повышения корпоративных налогов последует за стремлением бывшего президента Дональда Трампа в пользу снижения ставки с 35% до 21%.

«Мы видели, как акции значительно выросли, мы видели, как значительно выросли доходы при администрации Трампа», - сказал Брэд Макмиллан (Brad McMillan), директор по инвестициям Commonwealth Financial Network. «Собираемся ли мы вернуть часть этой прибыли, если получим новый налоговый счет? Да, это вполне возможно, и даже вероятно».

Потенциал повышения налогов для богатых американцев также привлекает внимание инвесторов. В сообщении LinkedIn в понедельник Рэй Далио, основатель Bridgewater Associates, крупнейшего в мире хедж-фонда, сказал, что налог на богатство, предложенный сенатором Элизабет Уоррен, «скорее всего, приведет к большему оттоку капитала и другим мерам по уклонению от этих налогов».

Ранее в этом месяце Уоррен анонсировала законопроект, который, по ее словам, будет включать 3% налога на чистую стоимость активов выше 1 миллиарда долларов. Однако пресс-секретарь Белого дома Псаки заявила на этой неделе, что налоговые планы Байдена отличаются от планов Уоррен.

Инвесторы пока могут не решиться на оценку рисков, не зная подробностей плана, а также шансов на его реализацию.

Некоторые сомневались, что Байден будет пытаться протолкнуть более высокие налоги, пока экономика восстанавливается, или что он с такой же легкостью пойдет по пути принятия законопроекта по повышению налогов, как и в случае со своим законопроектом о стимулах, учитывая незначительное большинство его Демократической партии в Конгрессе.

Джонатан Голуб (Jonathan Golub), главный стратег Credit Suisse по акциям США, сказал, что шансы на повышение налогов в этом году могут возрасти, если экономика продемонстрирует особую силу.

«Рынок начнет больше беспокоиться по этому поводу через 6-8 месяцев», - сказал Голуб.

Материалы на эту тему также можно прочитать:

Минфин планирует в ближайшие годы повысить собираемость налогов без увеличения фискальной нагрузки для населения и бизнеса. Фото: diy13 / istock

В прошлом году были утверждены основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021-2023 годы, напоминают в ведомстве. Они разрабатывались с учетом сложившейся экономической ситуации и направлены на создание условий для восстановления деловой активности после пандемии, а также на долгосрочные структурные изменения. Чтобы реализовать эти направления, Минфин подготовил законопроект с рядом нововведений.

"Законопроект содержит как меры поддержки некоторых пострадавших отраслей, так и меры, направленные на повышение эффективности налоговой системы и собираемости налогов без увеличения фискальной нагрузки для населения и бизнеса. Предлагается ряд новаций по совершенствованию налогового администрирования и международного налогообложения, результативности инвестиционных налоговых льгот. Также предусмотрена донастройка законодательства по отдельным налогам и сборам, упрощение процедур", - цитирует ведомство статс-секретаря - замминистра Алексея Сазанова.

В законопроекте предложено тринадцать основных мер, следует из комментария Минфина. Так, предлагается освобождение от предоставления 3-НДФЛ при продаже имущества, находившегося в собственности менее минимального предельного срока владения, при условии, что сумма налоговых вычетов от продажи (250 тысяч рублей или 1 млн рублей) превышает доходы.

Кроме того, предлагается отменить с 2023 года налоговое декларирование объектов, налоговой базой по которым выступает кадастровая стоимость. Уплата налога будет производиться на основании данных Росреестра и в порядке, аналогичном транспортным и земельным налогам.

Также Минфин предлагает внедрить беззаявительный порядок предоставления льгот по земельному налогу для малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Это должно упростить администрирование. Детей-инвалидов (или их представителей) предлагается освободить от уплаты пошлины при обращении в суды общей юрисдикции или получении нотариальных услуг.

Кроме того, может расшириться перечень налогооблагаемых доходов иностранных компаний, полученных от российских источников, что необходимо для приведения норм Налогового кодекса в соответствие с практикой применения соглашений об избежании двойного налогообложения.

Также в рамках запущенной работы по повышению эффективности представляемых налоговых льгот предусмотрено ограничение суммы налоговых расходов по НДПИ для региональных инвестиционных проектов стоимостью финансирования конкретного проекта. Минфин предлагает применять понижающий коэффициент по НДПИ для компаний, добывающих трудноизвлекаемые запасы природного газа из залежей березовской свиты по аналогии с налоговым стимулированием разработки туронских залежей, отдельные характеристики которых практически идентичны.

До 2023 года может сохраниться пониженная ставка налога на имущество для организаций железнодорожной инфраструктуры, а с 2022 года будут уточнены условия для получения обратного акциза на этан и СУГ. Предлагается донастройка демпферного механизма по результатам обсуждения с нефтяными компаниями ситуации на топливном рынке и ценовой конъюнктуры на мировых рынках. В 2024 году могут быть скорректированы индикативные цены бензина и дизельного топлива для расчета демпфера, предусматривающая их индексацию на 1%.

Также Минфин предлагает проводить ежегодную плановую индексацию акцизов в 2024 году на уровень инфляции 4%. По инициативе регионов до 2024 года может сохраниться действующее 50%-ого ограничения на перенос убытков при исчислении налога на прибыль, что позволит повысить сбалансированность региональных бюджетов и компенсировать предусмотренное на аналогичный период перераспределение данного налога из регионального в федеральный бюджет.

Наконец, предлагается перенос для организаций культуры сроков уплаты налога на прибыль за 2020-2021 годы на март 2022 года с освобождением их в указанный период от уплаты аванса по этому налогу.

В Минфине указывают, что документ проходит межведомственное согласование и позднее будет размещен для общественного обсуждения.

Читайте также: