Повышение налогов на бензин выражение недоверия правительству

Опубликовано: 16.05.2024

За 2019-2020 годы правительство стрясет с мелких предпринимателей дополнительные 7,4%

Неприятной новостью для предпринимателей стали недавние заявления Минэкономразвития — в 2020 году на 4,9% повысится единый налог на вмененный доход (ЕНВД), вырастет торговый сбор и вдобавок подорожает заменяющий налоги патент. В нынешнем году рост этих же налогов уже составил 2,5%. Для ЕНВД это грядет самое значительное повышение с 2015 года, когда налог подняли сразу на 7,5%. Примечательно, что с 2021 года Минфин не собирается продлевать действие ЕНВД на территории России, поскольку крупный бизнес уходит от налогообложения, прячась под личиной мелкого. Однако малое предпринимательство на это время станет для правительства «дойной коровой» — раз уж налог скоро отменять, то почему бы не стрясти с бизнесменов побольше денег?

В самом Минэкономразвития утверждают, что предлагали заморозить индексацию налогов для малого бизнеса, однако с ними не согласилось Министерство финансов. По данным ведомства, ЕНВД в России применяют около 280 тысяч организаций и 1,8 миллиона индивидуальных предпринимателей.

Исходя из важности темы, фракция «Справедливая Россия» внесла в Госдуму законопроект об изменении порядка вступления в силу новых актов налогового законодательства. Предлагаемые поправки в Налоговый кодекс (НК) должны повысить предсказуемость изменений законодательства о налогах. Эсеры считают, что необходимо установить запрет на введение новых сборов в период с 1 сентября по 31 декабря, чтобы у налогоплательщиков не возникла ситуация, при которой им приходилось бы в течение последнего месяца года приспосабливаться к новым правилам.


Михаил Емельянов
Михаил Емельянов

«Мы считаем, что у нас осталось не так много точек роста при такой экономической политике, которую проводит правительство. Экономический рост должен быть, и он насущно необходим! Малый бизнес как раз и может быть той точкой роста при адекватном к нему отношении. Правительство же ведет себя неадекватно. Очередное повышение налогов удушает малый бизнес, поэтому мы и хотим ввести мораторий», — прокомментировал инициативу первый замруководителя фракции «Справедливая Россия» в Госдуме Михаил Емельянов.

Ранее с резкой критикой новой инициативы Минэка выступил лидер КПРФ Геннадий Зюганов. «Я бы давно уже освободил от налогов малый и средний бизнес и сделал бы все для того, чтобы обложить крупными налогами миллионеров и миллиардеров», — высказался он на пресс-конференции по федеральному бюджету 8 октября и вновь призвал ввести прогрессивную шкалу налогообложения.

Однако пока малый бизнес от налогов не освобожден, имеем то, что имеем. Одной рукой государство декларирует всяческую поддержку начинающим и мелким предпринимателям, а другой — повышает им налоги и вводит косвенные сборы. Так или иначе любое повышение нагрузки на бизнес, а в данном случае — повышение так называемой вмененки (ЕНВД), в конечном итоге отразится на потребителе, и сейчас объясним почему.

Сколько россияне отдают налогов в государственную казну? (Спойлер — много)

Dailystorm - Сколько россияне отдают налогов в государственную казну? (Спойлер — много)

Что такое ЕНВД, патентная система налогообложения и торговый сбор

Единый налог на вмененный доход оплачивается предпринимателями с потенциально возможного дохода. В зависимости от региона, его ставка составляет от 7% до 15%. Перечень предпринимательской деятельности, в отношении которой применяется ЕНВД, достаточно широк. Ежедневно услугами такого бизнеса пользуются миллионы россиян:

  • бытовые услуги;
  • ветеринарные услуги;
  • ремонт, техническое обслуживание и автомойка;
  • автопарковка и автостоянка (за исключением штрафстоянки);
  • автоперевозка пассажиров и грузов, но не более 20 транспортных средств;
  • розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров;
  • розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети;
  • общественное питание с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 квадратных метров;
  • гостиницы общей площадью не более 500 квадратных метров и другое.

Почти с тем же самым мы имеем дело, когда говорим и о патентной системе налогообложения. Ее выбирают предприниматели, которые имеют не более 15 наемных рабочих и снова в тех же сферах: услуги ремонта, ателье, парикмахерские, сдача недвижимости в аренду и прочее.

Торговый сбор пока что введен только в Москве, но его имеют право ввести еще два города федерального значения — Санкт-Петербург и Севастополь. Им облагаются организации и индивидуальные предприниматели, которые занимаются торговлей в магазинах, киосках, палатках, на рынках и на складах, после приобретения клиентом товара в интернет-магазине.

Проще говоря, автомобилистам придется теперь платить больше за шиномонтаж или на автомойке, нуждающимся в стрижке — раскошелиться еще на 5%, дороже станет отремонтировать телефон или другие бытовые приборы, подорожают услуги лечения домашних питомцев, такси, общепит, ну и, естественно, вырастут цены на продукты в небольших ларьках.

Повышение НДС и НДФЛ больно ударит не только по населению, но и по бизнесу

Dailystorm - Повышение НДС и НДФЛ больно ударит не только по населению, но и по бизнесу

«Мы вынуждены поднимать цены для населения»

Как объяснил Daily Storm один из владельцев малого предприятия в сфере услуг, теперь, чтобы платить меньше налогов, придется сокращать площадь занимаемого помещения, от которого и зависит сумма ЕНВД.

«Но если я сокращу площадь занимаемого помещения, то я целенаправленно сокращу и обороты своего бизнеса. Мне придется сократить свои основные фонды, оборудование, поскольку мне же его надо где-то содержать, а соответственно — уменьшаю количество своих клиентов. Вот и вся математика!» — жалуется он.

Собеседник отмечает, что растущая налоговая нагрузка сказывается негативно не только на самом бизнесе, но и на потребителе.

«Подняли ставку НДС в прошлом году — что произошло? Подорожали грузоперевозки. Почему? Потому что бензин стоит денег и в него тоже входит НДС. Если подорожала логистика, значит, подорожает и стоимость товаров, которые перевозятся по всей стране. Я должен был заплатить этот процент за логистику, значит, чтобы компенсировать затраты, я накидываю этот процент на выходную стоимость. Конечно, повышение цен в цепочке ложится на потребителя, который выплачивает мои издержки по всей цепочке», — объясняет предприниматель, как цены напрямую зависят от решений правительства.

Одна из главных проблем российского бизнеса заключается в том, что даже те поблажки, которые дает государство, на деле превращаются в хождение по мукам. Вот, к примеру, есть такая полезная вещь для новоиспеченных предпринимателей, как налоговые каникулы — возможность не платить налоги два года после регистрации бизнеса. Однако оказывается, что право на налоговые каникулы нужно доказать.


Фото: © Global Look Press
Фото: © Global Look Press

«Ты должен грызть контролирующие органы, чтобы они вспомнили, что есть вообще есть такая вещь, — рассказал о своем опыте наш собеседник. — Налоговики дерут нас за все. Не сдал отчетность? Не заплатил налоги вовремя? Получи штрафы, получи пени. Ничего не платишь? Не из чего пока платить, поскольку нужно закупить все необходимое для работы, платить зарплаты и за аренду помещения? И тут на тебя подают в суд, накладывают арест на банковский счет. Неважно, есть ли у тебя налоговые каникулы или нет — пойди докажи для начала, что имеешь на них право».

Безудержный рост цены на бензин, или Еще один инструмент для пополнения бюджета

Dailystorm - Безудержный рост цены на бензин, или Еще один инструмент для пополнения бюджета

Нужно понимать, что рекордное с 2015 года повышение коэффициента-дефлятора, а вслед за ним и рост ЕНВД, стоимости патента и торгового сбора на 7,4% в 2020 году повлечет для россиян лишь новые издержки. В условиях стагнирующей экономики, которая за восемь месяцев 2019 года показала рост ВВП на 1,1%, в условиях сжатия платежеспособного спроса и падения уровня жизни, повышение налоговой нагрузки на предпринимателей нанесет удар в первую очередь по жителям регионов, где и так экономят каждую копейку.

Член президиума Столыпинского клуба и экспертного совета «Деловой России», экономист и финансовый аналитик Владислав Жуковский в разговоре с Daily Storm назвал лукавством заявления властей, согласно которым население не заметит повышения налогов для предпринимателей.


Фото: © vkontakte / Владислав Жуковский
Фото: © vkontakte / Владислав Жуковский

«Все это абсолютная ложь, о чем бы ни говорили. Всегда все издержки производителя товаров и услуг оплачивает конечный потребитель. Все это раскручивает маховик инфляции и провоцирует рост цен, что, естественно, негативно сказывается на платежеспособности населения», — говорит Жуковский.

Экономист отметил, что все издержки без исключения не получится возложить на плечи россиян, а это значит, рост налогов приведет к закрытию тысяч предприятий малого бизнеса по всей России, особенно вне крупных городов.

«У них оборот в основном несколько сотен тысяч рублей в год, в лучшем случае — несколько миллионов. Денег на финансирование оборотного капитала не будет, на капитальные вложения точно не останется. Сюда же присовокупим возросшую в прошлом году с 18% до 20% ставку НДС. Большинство микропредприятий закупают товары у юридических лиц, оплачивая в цене товара этот самый НДС. Сюда же добавляем кадастровую оценку недвижимости, рост тарифов на электроэнергию, газ, отопление и многое другое. После чего получаем, что власти делают все возможное, чтобы в России просто не было малого бизнеса», — объясняет он.

Единственный положительный эффект от повышения налогов — пополнение федерального бюджета. Однако в данном случае не совсем понятно — зачем? Повышение налоговой нагрузки для малого бизнеса на несколько процентов не принесет в казну существенных денег — в лучшем случае несколько десятков миллиардов рублей. Для государства это не так много, но для каждого владельца малого бизнеса это существенные затраты. Что уж говорить про россиян, к которым снова залезают в и так уже прохудившийся карман.

Напомним, в начале октября Федеральное казначейство сообщило, что консолидированный бюджет январе-августе 2019 года исполнен с профицитом почти четыре триллиона рублей. Доходы консолидированного бюджета за этот период составили около 25,7 триллиона рублей, расходы — примерно 21,7 триллиона.

Зюганов, Левченко и Клычков представили рецепты выхода России из кризиса

Dailystorm - Зюганов, Левченко и Клычков представили рецепты выхода России из кризиса

Издание «Daily Storm» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 20.07.2017 за номером ЭЛ №ФС77-70379 Учредитель: ООО "ОрденФеликса", Главный редактор: Сивкова А.С.

Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных.

Сообщения и материалы информационного издания Daily Storm (зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 20.07.2017 за номером ЭЛ №ФС77-70379) сопровождаются гиперссылкой на материал с пометкой Daily Storm.

*упомянутые в текстах организации, признанные на территории Российской Федерации террористическими и/или в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о запрете деятельности. В том числе:

Признаны террористическими организациями : «Исламское государство» (другие названия: «Исламское Государство Ирака и Сирии», «Исламское Государство Ирака и Леванта», «Исламское Государство Ирака и Шама»), «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»),«Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Движение Талибан», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), Джебхат ан-Нусра (Фронт победы)(другие названия: «Джабха аль-Нусра ли-Ахль аш-Шам» (Фронт поддержки Великой Сирии), Всероссийское общественное движение «Народное ополчение имени К. Минина и Д. Пожарского», Международное религиозное объединение «АУМ Синрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph)

Деятельность запрещена по решению суда : Межрегиональная общественная организация «Национал-большевистская партия», Межрегиональная общественная организация «Движение против нелегальной иммиграции», Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство», Межрегиональное общественное объединение – организация «Народная Социальная Инициатива» (другие названия: «Народная Социалистическая Инициатива», «Национальная Социальная Инициатива», «Национальная Социалистическая Инициатива»), Межрегиональное общественное объединение «Этнополитическое объединение «Русские», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», Общественное объединение «Меджлис крымскотатарского народа», Религиозная организация «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России» и входящие в ее структуру местные религиозные организации:,Межрегиональное общественное движение «Артподготовка»

Правительство РФ ограничит импорт дешёвого топлива, чтобы защитить внутренний рынок. С таким предложением выступило Минэнерго и вице-премьер Юрий Борисов. Ограничение на ввоз бензина планируется до сентября 2020 года. В течение этого периода, по прогнозам Минэнерго, цены на нефть будут держаться на низком уровне. Источник NEWS.ru в аппарате кабмина эту информацию подтвердил, однако комментировать не стал.

В ближайшее время будет устное распоряжение, которое позднее закрепят документами. Данная мера вступит в силу в апреле: сначала о новых правилах известят компании, а затем закрепят на законодательном уровне, уточнил изданию РБК источник в правительственных структурах.

После появления информации о низких ценах на топливо на Западе пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков парировал вопросы прессы в адрес главы государства, заявив, что президент, конечно же, «не согласен с тем, чтобы не было понижения цен на бензин» на российских АЗС.

К сведению, сейчас бензин в Европе намного дешевле, чем в России, из-за резко упавших цен на нефть. При этом российские нефтекомпании не могут снизить цену внутри страны, так как выплачивают в бюджет отчисления по «демпфирующему механизму».


Сергей Булкин/NEWS.ru

По некоторым данным, бензин в РФ стоит дороже ввозного на 6–8 тысяч рублей за тонну.

Государство защищает население от роста цен на топливо, стабильно обеспечивая темп прироста не выше инфляции. В этой логике население должно принять то, что иногда, при таком резком падении цен на нефть, как сейчас, оно будет покупать топливо дороже, чем за границей.


Редкая ситуация

Нынешняя ситуация — редкая и балансирует на грани уникальности. Причина такого явления — резкое падение стоимости нефтяного сырья для НПЗ.

Вспомните, много ли на вашей памяти было таких периодов за последние 15 лет, когда нефть падала в цене более чем в два раза? В 2009 году — до 36 долларов за баррель, в 2016 году — до 27 долларов за баррель. И долго ли длились эти периоды низкой нефти? От силы — 4–6 месяцев.


Алексей Калачёв

эксперт-аналитик ГК «ФИНАМ»

То есть в любом случае это слишком нестандартная и краткосрочная ситуация, полагает эксперт.

По мнению Калачёва, действия правительства против дешёвого импорта могут применяться и применяются практически во всех странах для защиты собственных производителей.

Так, например, все страны, имеющие свою металлургию, защищаются от дешёвой китайской стали. В последние годы в нефтепереработку были вложены большие средства российских нефтегазовых компаний, в модернизацию и расширение производственных мощностей, в повышение качества топлива до современных экологических стандартов. Если не защищать собственных производителей в неблагоприятных условиях, можно на каком-то этапе просто потерять отрасль, уверен экономист.

Местные механизмы

Однако важно понимать, что проблема кроется ещё и в том, что в текущих условиях российские производители топлива элементарно не могут снизить цены. Может быть и хотели бы, учитывая высокую конкуренцию их между собой и падение спроса. Основная причина — фискальная политика государства. Ведь до половины стоимости бензина составляют налоги, пошлины и акцизы.

Вдобавок — действующий с начала прошлого года демпфирующий механизм. Этот механизм был введён, чтобы стабилизировать ценовую ситуацию на рынке топлива, защитить её от резкого колебания цен. Прежде всего — от роста цен, чего тогда все боялись. Но как теперь выяснилось — и от падения цен тоже.


Сергей Булкин/NEWS.ru

Тяжёлые времена

Снижение экспорта почти на 30% сулит нам ежедневные потери в размере более 1 млрд рублей, объясняет доцент кафедры экономики промышленности РЭУ им. Г.В. Плеханова Олег Каленов.

При этом дальнейшие перспективы остаются весьма туманными. Ожидается, что эпидемия коронавируса будет остановлена не раньше лета 2020 года, а значит, российскую нефтянку ожидают тяжёлые времена.


Олег Каленов

доцент кафедры экономики промышленности РЭУ им. Г. В. Плеханова

Понижение спроса на нефть также обусловлено и остановкой промышленности в Китае из-за эпидемии. Поэтому теперь связанное с этим снижение спроса на китайскую продукцию будет выступать ограничивающим фактором для восстановления прежних темпов роста китайской экономики, полагает доцент кафедры организационно-управленческих инноваций РЭУ им. Г.В. Плеханова Сергей Кукушкин.

А это, в свою очередь, будет негативно влиять на восстановление прежних темпов роста потребления нефти, отмечает он.

Цены не снизятся

«Красивые рассказы» о том, что если открыть наши рынки для свободного доступа любых импортных товаров, то цены обязательно снизятся и будет нам счастье, на практике не работают, уверяет заместитель руководителя информационно-аналитического центра «Альпари» Наталья Мильчакова.

По крайней мере, такими сказками нас «кормили» в 2010–2011 годах, как раз накануне вступления России в ВТО. Чем закончилась сказка, уже известно — в ВТО вступили, чуть было не лишились целых сегментов рынка (этому воспрепятствовали только известные политические и экономические события 2014 года), но никакого снижения цен простой покупатель так и не заметил.


Наталья Мильчакова

заместитель руководителя информационно-аналитического центра «Альпари»

Экономист уточняет, что весь «дешёвый» бензин в Восточной Европе делается из российской нефти Urals, по крайней мере, НПЗ в Венгрии, Румынии, Польше «заточены» под Urals. Её переработка обходится дороже, чем лёгкой нефти Brent.

Поэтому все байки о «дешёвом бензине» в Европе нужно тщательно проверять — они чаще всего оказываются вымыслами. Единственный имеющий отношение к этой теме вопрос, который действительно мог бы обсуждаться во властных структурах, это теоретическое ограничение на ввоз моторного топлива из Белоруссии, разница в стоимости литра бензина в Белоруссии по сравнению с российскими ценами — примерно в 1,5–2 раза дешевле, — сказала Мильчакова.

Прогноз

Покуда демпфирующий механизм не изменён и не отменён, можно не ожидать значительных ценовых колебаний на розничном рынке топлива. Цены на АЗС сохранятся до конца года примерно на том же уровне, что и сейчас, с изменениями максимум на плюс-минус 2-3%.


Алексей Калачёв

эксперт-аналитик ГК «ФИНАМ»

Ограничений быть не должно, хотя бы потому, что этот сказочный дешёвый бензин в Россию просто некому поставлять. К осени можно ожидать 45-46 руб. за литр бензина в среднем. Существенного скачка цен быть не должно в условиях обвала цены на нефть.


Наталья Мильчакова

заместитель руководителя информационно-аналитического центра «Альпари»

Рост цен на АЗС будет в соответствии с инфляцией в этом году, то есть по текущей оценке ЦБ, до 4%.


Кардинального снижения рублёвых цен на нефтепродукты мы не ожидаем, ибо в долларовом выражении российские нефтепродукты уже подешевели.


Yandex news

Добавить наши новости в избранные источники

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоги, взносы, пошлины


Когда власти хотят повысить акциз на топливо, любимое прикрытие — отмена транспортного налога. Мы это не проходили в 2013 году, и вот опять.

Отменить транспортный налог с 2021 года предложил депутат Госдумы Андрей Барышев. Это уже третья инициатива, касающаяся реформирования этого налога, высказанная в ГД за минувшее лето, и одна из самых живучих идей за последние десять лет — аналогичные предложения возникают наверху каждый год, однако ситуация не меняется. Якобы в наших интересах: в случае его отмены нам придется платить еще больше. Но так ли это?

Как считается транспортный налог?

В России под обложение транспортным налогом попадают автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, машины на гусеничном ходу, морские, речные и воздушные суда. Некоторые категории транспортных средств освобождаются от уплаты этого налога. Например, это легковые автомобили, оборудованные для использования инвалидами, или же сельхозтехника.

Ставка налога зависит от мощности двигателя: чем он мощнее, тем больше приходится платить за каждую лошадиную силу. Например, базовая ставка на легковые автомобили в Москве начинается с 12 рублей за л. с. для двигателей мощностью до 100 л. с. и доходит до 150 рублей за каждую.

Как потопали, так и полопали?

«Полная замена транспортного налога доходами от продажи топлива (акцизом) приведет к более справедливому распределению бремени покрытия расходов, связанных с развитием дорожной инфраструктуры в стране», — пишет депутат-единорос Барышев в пояснительной записке к законопроекту.

«Расходы» — болезненное слово в эпоху коронавируса. Из-за пандемии доходы граждан и компаний резко упали, личный транспорт используется реже, чем в предыдущие годы: отчасти из-за локдауна, отчасти опять-таки из-за падения доходов. А транспортный налог, будь добр, уплати.

В такой ситуации более справедливой выглядит схема платить государству не за факт владения имуществом, а за интенсивность его использования: чаще пользуешься машиной — больше покупаешь бензина — больше платишь государству. Именно в этом логика отказа от транспортного налога в пользу повышения акциза на топливо. Почему же власть так держится за транспортный налог?

Так ли важен для бюджета транспортный налог?

Транспортный налог — региональный, то есть поступает в бюджет региона. Регион вправе решать, кому предоставлять льготы на уплату налогов, обычно, например, это многодетные семьи и/или индивидуальные предприниматели.

В бюджете региона транспортный налог занимает не очень много места. В прошлом году транспортный налог принес 1,6% от всех региональных налогов, или 175 млрд рублей, подсчитал аналитик управления торговых операций на российском фондовом рынке «Фридом Финанс» Александр Осин. Конечно, от региона к региону эта цифра отличается, но, в любом случае, вряд ли можно говорить о критически большой потере в случае отмены налога. Тем более в условиях, когда поступления от акцизов в местные бюджеты растут уже сегодня.

Акцизы на топливо поступают и в федеральный, и в региональные бюджеты, причем с каждым годом пропорция распределения все больше меняется в пользу региональных бюджетов. В этом году регионы получат 66,6% топливных акцизов, в 2023-м — уже 91,6%, приводит пример Осин. Доля акцизов на топливо в доходах региональных бюджетов составила в прошлом году около 6,75%, добавляет аналитик.

Акциз на топливо: цена для государства и потребителя

Акцизы на топливо были введены в России в 1994 году. Вначале они брались исходя из октанового числа, а с 2011 года — исходя из класса экологической безопасности. Чем ниже этот показатель, тем выше акциз.

В 2020 году акциз на бензин Евро-5 составляет 12 752 рубля за тонну, а на дизельное топливо Евро-5 — 8 835 рублей за тонну. «Исходя из оценки потребления бензина в РФ в 2020 году на уровне 35,5 миллиона тонн, а дизтоплива — в 76 миллионов тонн, получим, что консолидированные доходы от акцизов на бензин и дизтопливо составляют 1,13 триллиона рублей в год», — подсчитал Александр Осин.

А что значат акцизы для нас с вами?

Помните эту шутку? «Нефть дорожает — бензин дорожает. Нефть дешевеет — бензин дорожает. Будь как бензин!» А секрет бензина — в акцизах. Они постоянно растут. И именно поэтому мы видим удивительную ситуацию, что и цена на бензин в России идет вверх, вне зависимости от того, растет или падает цена на нефть на мировых рынках. «За последние четыре года ставка акциза выросла на 39%, что увеличило цену на бензин на 8%», — говорит руководитель департамента финансовых услуг сети автосалонов Fresh Auto Дарья Тимченко.

В розничной цене бензина АИ-92 доля акциза составляет в среднем 17,6%, а в цене «дизеля» — 12,5%, это расчеты на основе данных Росстата за 2018 год.

Сколько нефти в бензине?

Акциз — далеко не единственный налог, который заложен в розничную цену бензина. Есть еще НДС (вместе с акцизом он составляет примерно 30,5% от розничной цены бензина АИ-92) и налог на добычу полезных ископаемых. Сейчас фискальная доля в розничной цене бензина в России составляет, по различным расчетам, от 70% до 80%. Остальные 20–30% делят между собой АЗС и нефтяные компании.

Каждый год мы с друзьями.

О том, что надо отказываться от транспортного налога в пользу акцизов, активно говорили еще в 2010 году. О том, что налог надо отменить, заявлял в 2012 году сам Владимир Путин, как только был в очередной раз избран президентом. Было даже решено, что транспортный налог будет отменен с 2016 года, и с этой целью с 2013 года начали повышать акциз на топливо. 2016 год наступил, а транспортный налог никуда не делся. Почему?

«В 2016-м тогдашний премьер Дмитрий Медведев заявил, что отмена „сильно ударит по интересам наших регионов“, — вспоминает генеральный директор федерального агрегатора техпомощи и эвакуации МЭТР Виталий Овчинников. — Потери он оценил в 145 миллиардов рублей, отметив, что „если мы лишимся такого источника, то у нас просто дорог нормальных не будет“. В том же 2016 году Госдума приняла закон о частичной отмене налога для большегрузных автомобилей».

Поводом сохранить транспортный налог стал шок на рынке деривативов на сырье и товарном рынке и последовавший кризис, считает Александр Осин. «Причина же в том, что любое снижение налогов фактически противоречило бы основному тренду в политике финансово-экономических властей РФ по крайней мере последних восемь лет».

Ловкость рук

На самом деле Дмитрий Медведев немного лукавил. На росте акцизов власти хорошо заработали, по крайней мере в тот год.

В 2016 году акцизы повышались дважды — в январе и апреле. Причем в тот период власти намеревались понизить акциз на топливо 5-го класса. Предполагалось, что акциз на бензин Евро-5 поднимется в январе 2016 года до 7 530 рублей за тонну, зато в 2017 году снизится до 5 830 рублей. Но потом в правительстве передумали. В феврале 2016 года было решено поднять цены второй раз за год, в итоге с апреля акциз на бензин Евро-5 вырос на треть, до 10 130 рублей, а ставка на 2017 год увеличилась до 7 430 рублей. Только за счет апрельского повышения правительство рассчитывало получить в бюджет дополнительные 89,3 млрд рублей.

Интересно, что тогда, в феврале 2016 года, комментируя повышение акцизов, министр финансов Антон Силуанов заявлял: «Это не должно привести к росту цен. Рублевая цена нефти снижается, на опте цена на бензин определяется методом net back, соответственно, и цена на бензин должна снижаться. Поэтому мы считаем, что автолюбители не должны почувствовать этого изменения».

К слову сказать, сейчас нефтяные цены тоже низкие. Нефть марки Urals подешевела за восемь месяцев 2020 года на треть и сегодня стоит на 25% ниже, чем годом ранее (август 2020-го к августу 2019 года). Но сейчас почему-то повышение акцизов стало угрожать инфляцией.


* Акцизы на 2021–2022 годы приводятся на основании закона об акцизах на топливо, подписанного Владимиром Путиным в сентябре 2019 года.

Старая песня о главном

Идея о реформировании транспортного налога вплоть до его отмены в счет акциза продолжает, тем не менее, звучать практически каждый год. Только этим летом в Госдуме родилось целых три предложения. Помимо Барышева с такой инициативой выступили и другие депутаты.

Евгений Федоров, депутат от «Единой России» и член комитета Госдумы по налогам, предложил освободить от уплаты транспортного налога тех, кто редко пользуется своим автомобилем. Его инициатива состоит в том, чтобы дать право не платить налог тем, кто не использует автомобиль больше шести месяцев. Правда, чтобы воспользоваться этим правом, придется сдать регистрационные номера на машину в автоинспекцию.

Василий Власов, депутат от ЛДПР, предложил отменить транспортный налог на автомобили российских марок, чтобы поддержать отечественный автопром, а также тех, кто вынужден пользоваться его продукцией. «Такие автомобили приобретают граждане с невысоким уровнем благосостояния», — объяснил свою позицию депутат.

Есть ли у депутатов шанс реализовать свои идеи? Что думают об этом эксперты?

Три причины сказать «нет»

«Наиболее эффективный вариант — полная отмена транспортного налога и перевод этой платы на акциз, тем более что рост акцизов — это и есть те самые деньги, заменяющие налог, — говорит Виталий Овчинников. — Частичные послабления, будь то отмена налога для „пассивных“ автовладельцев или скидки, ничего не дадут». Дарья Тимченко полагает, что отмена налога на авто российского производства действительно станет хорошим стимулом для роста продаж отечественных моделей.

Но есть и мнение, что отменять налог в текущей ситуации не следует. Аргументы противников сводятся к следующим пунктам:

1. Нельзя лишать региональные бюджеты дохода

Пусть это и меньше 2% всех доходов местного бюджета, но курочка по зернышку.

«В условиях падения нефтегазовых доходов бюджеты всех уровней, в том числе региональные, находятся в сложной ситуации, — обращает внимание управляющий партнер консалтинговой компании „ЮКЕЙ“, генеральный директор „Юкей-Аудит“ Евгений Южанинов. — Любые действия по отмене налогов еще более усугубят их положение».

Ряд экспертов использовали традиционный аргумент: отмена транспортного налога сократит размеры региональных дорожных фондов, что грозит неотремонтированными дорогами.

2. Цена на бензин вырастет

«По данным Минфина РФ, по итогам 2019 года поступление акцизов в региональные бюджеты составило 632 миллиарда рублей, а доходы от транспортного налога — 175,1 миллиарда рублей, — говорит Евгений Южанинов. — То есть, чтобы компенсировать региональным бюджетам потерю транспортного налога, поступления от акцизов придется увеличить почти на 30%».

В какой-то степени увеличение произойдет за счет уже запланированного увеличения доли регионов в распределении собранных акцизов (как мы писали выше, если в этом году в регионы направляется 66,6% всех собранных акцизов, то в 2021 году это будет уже 74,9%). Однако без увеличения суммы самих акцизов не обойтись.

«Спрогнозировать, насколько поднимется цена на бензин в результате такого роста акцизов, достаточно сложно», — говорит Южанинов. Но в том, что цена на бензин и «дизель» вырастет, можно не сомневаться.

3. Это вызовет инфляцию

Да, акциз на топливо можно рассматривать как косвенный налог на владение или пользование автомобилем. И действительно, в некотором смысле это более справедливый налог, ведь плата привязана к потреблению. Однако рост акцизов на топливо гораздо больше влияет на рост инфляции, чем рост транспортного налога. Остановимся на этом моменте подробнее.

Почему акцизы разгоняют инфляцию?

Повышение акцизов приведет к росту цен практически на все группы товаров, заявил Минфин. «Топливо так или иначе используется в транспортировке сырья, материалов, товаров. Поэтому затраты на него учитываются в себестоимости практически любого товара или услуги», — поясняет Евгений Южанинов.

Суть в том, что транспортный налог платит конечный пользователь — гражданин или компания, и в случае его повышения это станет нагрузкой только для владельца авто. Если же повысить акциз на топливо, то он будет учитываться при каждом производственном переделе — точно так же, как НДС.

«То есть при повышении акцизов возникнет мультиплицирующий эффект, который будет разгонять цены по всей цепи взаимодействующих друг с другом экономических агентов, — объясняет Александр Осин. — Каждый экономический агент будет учитывать и сам налог, и эффект от этого налога на ценах смежников и в условиях отсутствия объективных данных о таких ценах будет повышать налог с запасом, стимулируя инфляцию».

Насколько вырастет инфляция? На 20–30%, считает Осин.

«Для примера, повышение НДС всего на 2 процентных пункта до 20% с 1 января 2019 года, судя по статистике аналогичных мер в других странах и исходя из параметров администрирования этого налога в РФ, должно быть в среднесрочном периоде оценочно отыграно ускорением инфляции в РФ в размере от нескольких десятых до нескольких процентов в годовом исчислении, — продолжает эксперт. — Этого не происходит по причине кризисного шока и жесткой политики регулятора, а также на фоне общего ужесточения налогово-регулятивных условий в РФ в последние годы, несмотря на застой последних восьми лет».

Как решают вопрос за рубежом?

По-разному. Сказать, что транспортный налог — пережиток прошлого и в цивилизованном мире не применяется, уж точно нельзя.

Транспортный налог применяется в Германии, Франции, Италии, Великобритании. Только если в России величина налога рассчитывается, исходя из объема двигателя, а также стоимости автомобиля и его возраста, то в странах ЕС учитывается, помимо объема двигателя, также и объем выбросов СО2. Неслучайно иногда этот налог называют экологическим.

В некоторых странах, в их числе Франция и США, налог уплачивается при покупке автомобиля или же при постановке его на учет. Но редко в какой стране этим дело и ограничивается. Посмотрим на некоторые цифры на примере экологического налога во Франции.

В конце 2019 года во Франции повысили налог на автомобили, которые выбрасывают более 212 граммов СO2 на километр. Если раньше владельцы таких машин платили по 12 500 евро в год, то теперь они платят по 20 000 евро. О каких машинах идет речь? Вот пара примеров. Mercedes-AMG GLC 43 (390 л. с.) выбрасы­вает 234 грамма углекислого газа на километр, Jaguar F-Type R (575 л. с.) — 269 граммов, а 1500-сильный Bugatti Chiron — 516 граммов.

По подсчетам министерства финансов Франции, увеличение налога должно приносить в казну дополнительные 50 млн евро в год, которые власти хотят пустить на развитие экологически чистого транспорта.

А в США как раз реализована идея с акцизами: уплатив при покупке от 1% до 7% от стоимости автомобиля, последующие платежи в казну автовладелец делает, расплачиваясь за топливо на бензоколонке.

Так отменят ли транспортный налог с 2021 года?

Минфин уже выступил против отмены налога — как он выступал против все предыдущие годы. Ровно с той же аргументацией: региональные бюджеты и дорожные фонды лишатся денег, а «значительное увеличение ставки акциза на топливо приведет к росту цен практически на все товары». Удастся ли ведомству отстоять свою позицию и в этот раз? Ведь в пояснительной записке к законопроекту депутат Андрей Барышев отметил, что ранее сам Владимир Путин высказался за отмену транспортного налога. И это действительно так.

Но, несмотря на это, большинство экспертов считает, что традиция отклонять законопроекты об отмене транспортного налога будет продолжена. Так, Евгений Южанинов напомнил, что в 2017 году в Госдуму было внесено аж пять аналогичных законопроектов и все они были отклонены. Тем более после очередной негативной резолюции Минфина.

Максимум, на что можно рассчитывать, — это на то, что «в связи с тяжелой экономической обстановкой и снижением уровня доходов населения в текущем году в связи с пандемией возможна временная отмена транспортного налога, например, за 2020 год», предполагает Дарья Тимченко.

«В существующих условиях я считаю более эффективным сохранение налоговой стабильности, — говорит Евгений Южанинов. — На мой взгляд, сейчас важнее не допустить роста или введения новых налогов».

Чтобы поддержать пострадавшие от «коронакризиса» отрасли, компании или группы населения, российское правительство выбрало путь адресной помощи, которая для бюджета более выгодна, чем снижение налога для всей группы налогоплательщиков, считает Евгений Южанинов.

Правда, вот ведь какое дело. Объяснение, что повышение акцизов вызовет инфляцию, вовсе не означает, что акцизы не будут повышаться. Исторический опыт подсказывает: будут. Но не ради компенсации транспортного налога, а просто так.

Авито

В Минфине не собираются брать налог с тех, кто продает вещи на Avito. Новость, опубликованная "Ведомостями" в четверг, 3 сентября, заставила многих переволноваться. В последние годы государство взяло курс на борьбу с "серой" или "гаражной" экономикой, создание специальной налоговой системы для самозанятых вывело многих из тени. Однако неформальную экономику в то время, когда граждане теряют работу, лучше оставить в покое, она помогает выживать.

Планы властей обложить налогом продавцов старых велосипедов и подержанных комбинезонов на популярном сервисе Avito вызвали целый всплеск эмоций. О том, что продажа подержанных вещей от одного человека другому облагается 13-процентным налогом, напомнили "Ведомостям" в Минфине. Как отмечало издание, НДФЛ от продаж бывших в употреблении вещей может принести бюджету до 80 млрд рублей в год.

Вскоре после выхода статьи в Минфине заявили, что никаких новых налогов на доходы физлиц от реализации подержанных вещей ведомство вводить не собирается. Налоговый кодекс предусматривает освобождение от уплаты налогов с вещей, срок владения которыми больше трех лет, напомнили в ведомстве.

Желающие продать бабушкин шкаф пока могут спать спокойно. Львиная доля сделок на сайте - продажа вещей стоимостью меньше 250 тыс. рублей, с которых платится налог.

"Одновременно это не отменяет тот факт, что такие доходы должны быть отражены в налоговой декларации, в случае если продаваемое имущество находилось в собственности менее трёх лет, о чем, вероятно, и напомнило фискальное ведомство", - сказал Finam.ru руководитель Лаборатории исследований налоговой политики Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС Николай Милоголов. Эксперт отметил, что Минфин России лишь разъяснял уже существующие положения НК РФ, а не выступал с какой-либо новой инициативой в сфере налоговой политики.

Самозанятые, выйти из тени!

Сам факт подобных разъяснений может выглядеть как попытка "прощупать почву" для новых налоговых сборов. В последние годы государство активно взялось за то, чтобы привести граждан, получающих доходы "мимо кассы", к налоговой дисциплине. С 1 июля 2020 года репетиторы, няни и уборщицы апартаментов, водители частного транспорта, зарегистрированные как самозанятые, начали платить налоги по специальной схеме. Лица, чей доход не выше 200 тыс. рублей в месяц, могут вместо 13% НДФЛ платить налоги по специальной ставке. Она составляет 4%, если услуги оказываются физлицам, и 6% - юрлицам.

Создание специального налогового режима для самозанятых граждан - попытка вывести их из "серого" сегмента экономики. Стоит отметить, что, когда эксперимент по созданию системы налогообложения самозанятых вводился, в Минфине называли его повышением прозрачности системы. "Это будет мотивировать граждан для входа в режим и поспособствует более полной легализации самозанятых", - отмечали в Минфине.

Всего с начала действия нового налогообложения самозанятые граждане, по данным Федеральной налоговой службы, вывели из тени 130 млрд рублей и выплатили 3,5 млрд рублей налогов. Российский премьер и бывший налоговик Михаил Мишустин рассказал на днях, что треть из тех, кто сегодня работает как самозанятые, раньше налоги на платили.

Налог на самозанятых затронул и владельцев квартир, сдающих их в аренду. Правда, и без этих мер правосознание "ответственных квартиросдатчиков" росло. В 2017 году "Ведомости" со ссылкой на правительство Москвы писали, что, начиная с 2012 года, количество легально сдаваемых квартир в Москве увеличилось на 70%.

Однако, аналитик "ФИНАМа" Алексей Коренев считает, что полностью вывести тех, кто сдает квартиры, в легальное поле невозможно. Обнаружить, что у человека проживают посторонние, нетрудно, однако факт того, что с них берется плата, доказать практически невозможно. "Остается только стоять с камерой в момент передачи средств", - рассуждает эксперт.

После пандемии самозанятых, по объективным причинам, может стать больше. В их число входят как граждане, потерявшие основное место работы, так и те, кто ищет заработок на фоне выпадающих доходов. Как рассказал в беседе с "Российской газетой" директор Центра конъюнктурных исследований ИУ ВШЭ Георгий Остапкович, неформальный сектор экономики в этих условиях может "стать спасением, с ее помощью удастся снять многие социальные вопросы".

По данным мэрии Москвы, количество самозанятых горожан за время карантина увеличилось на 70%. По всей России их стало больше 850 000 человек, отмечали в министерстве экономического развития.

На помощь российским самозанятым пришла и международная торговая площадка Aliexpress, которая разрешила им открывать на ней собственные магазины. Как рассказал "Известиям" директор компании по развитию Дмитрий Селихов, уже сегодня на AliExpress можно приобрести товары от 14 тыс. российских предпринимателей, 80% из них - представители малого бизнеса.

"Гаражная" экономика должна быть "гаражной"

Несмотря на желание властей "повысить прозрачность" системы, доля серой экономики в стране еще достаточно велика. Речь о так называемой "гаражной экономике", которую с 2015 года исследует фонд "Хамовники". На территории собственных гаражей работают миллионы граждан, которые занимаются всем: от ремонта автомобилей до производства мебели. Часть работает, не платя налоги, однако есть и те, кто регистрируется как индивидуальный предприниматель.


По оценкам фонда, в Москве автосервис, расположенный на территории гаража, приносит владельцу до 300 тыс. рублей в месяц.

Объем "ненаблюдаемой экономики" России составляет примерно 11 трлн рублей, в ней заняты около 15 млн человек. Самая крупная доля скрытого производства - в сфере недвижимости, сельском хозяйстве, торговле и строительстве, рассказывает Коренев из "ФИНАМа".

Эксперт отмечает, что из тени после послаблений для самозанятых на свет вышло две категории предпринимателей. Это те, кого налоговикам легко найти, и те, кто нуждается в публичной рекламе своей деятельности, - пекари, массажисты, таксисты:"Все остальные, кто только имеет возможность не "высвечивать" свою деятельность, как работали нелегально, так и продолжают работать нелегально".

Немало экспертов считает, что тех, кто трудится в "гаражной экономике", лучше не трогать, тем более в сегодняшней экономической ситуации. "Муниципалы хорошо понимают, что любое давление на "гаражников" может вызвать социальный взрыв, чего у нас боятся больше всего", - писал еще в 2016 году в РБК исследователь "гаражной экономики" Александр Павлов.

В том или ином виде "гаражная экономика" существует не только в России. В США существует термин "подпольная экономика" (underground economy). К ней относится деятельность, с которой не уплачиваются налоги. Здесь и помощники по хозяйству, и строители, или самозанятые, работающие за "нал". Объем подобной экономической активности, согласно экспертным оценкам, составляет до 12% ВВП США. Правда, статистика учитывает любую экономическую активность - от починки трубы у соседа рукастым сантехником, до продажи нелегальных веществ на улице каким-нибудь барыгой.

Как пишет журнал Foreign Affairs, "подпольная экономика" начала активно развиваться в США с 1980-х годов, когда при президенте Рональде Рейгане многие положения, касающиеся бизнеса, были ослаблены. Это позволило компаниям переложить риски производства на различных подрядчиков и субподрятчиков без их официального оформления.

Свой сектор "подпольной экономики" есть и во вполне благополучной Швейцарии. В 2015 году этот сектор составлял 6,9% ВВП страны, рассказывал в интервью порталу Swissinfo.ch профессор экономики австрийского Университета Йоханнеса Кеплера Фридрих Шнейдер.

Профессор, который занимается исследованием этого феномена много лет, рассказал, что в Швейцарии в неформальной экономике трудится около 460 тыс. человек. По словам эксперта, даже если житель Швейцарии где-то работает, он проводит в теневой экономике четыре-шесть часов в неделю своего свободного времени. Правительство об этом знает, однако каких-либо мер не предпринимает, так как это "ничтожная часть рабочей силы".

Так что на вопрос "Хотите, как в Америке?" можно ответить "Хотим, как в Швейцарии!". Хотя бы в сфере "гаражной экономики".

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

В. Путин услышал В. Алекперова?

Москва, 12 апр - ИА Neftegaz.RU. Президент РФ В. Путин поручил правительству проработать вопрос о стимулировании добычи вязкой нефти и других трудноизвлекаемых запасов (ТрИЗ) в рамках параметров налога на добавленный доход (НДД) в нефтяной отрасли промышленности.
Об этом сообщается на официальном сайте президента России.

Такое поручение В. Путин дал по итогам совещания о мерах стимулирования инвестиционной активности 1 марта 2021 г.

С учетом ранее данных поручений правительству необходимо:

  • рассмотреть вопрос о принятии дополнительных мер, направленных на поддержку проектов:
    • добычи высоковязкой и сверхвязкой нефти (СВН),
    • разработки ТрИЗ,
    • добычи нефти из высокообводненных скважин;
  • возможно, предоставить реализующим такие проекты организациям права на применение НДД от добычи углеводородного сырья;
  • вопросы рассмотреть при участии нефтяных компаний;
  • отчитаться перед президентом в срок - до 1 мая 2021 г;
  • ответственный - М. Мишустин.
8 апреля 2021 г. В. Путин обсуждал с главой ЛУКОЙЛа В Алекперовым вопросы:
  • стимулирования добычи ТрИЗ и СВН;
  • возможных налоговых льготах, чтобы избежать падения добычи и даже возможной консервации месторождений.
Суть вопроса на примере на месторождении им. Корчагина в Каспийском море:
  • из-за изменения налогового законодательства в 2020 г. в среднесрочной перспективе добыча на Каспии становится операционно убыточной.
  • в письме 1 му вице-премьеру А. Белоусову В. Алекперов предложил перевести месторождения во 2 ю группу по НДД или продлить каникулы по НДПИ для месторождения на 5 лет;
  • против выступал Минфин, который считает, что:
    • норма доходности разработки месторождении им. Корчагина, превышающая 16,3%, является хорошим показателем,
    • норма доходности соответствует установленному правительством целевому уровню и свидетельствует о достаточности уже предоставленных льгот.
Судя по всему, В. Алекперов на встрече с президентом был достаточно убедительным, и вопрос с НДД будет решен.
Хотя, не факт.
В. Путин в 2013 г. обещал ЛУКОЙЛу порешать вопрос с Хатангой, но в 2015 г. - не порешал.

Напомним, что после налоговой реформы Минфина осенью 2020 г:

  • ЛУКОЙЛ, как и многие нефтяные компании:
    • лишился льгот по добыче СВН,
    • лишился льгот по экспортной пошлине;
  • компании стали сокращать инвестиции в рост добычи на проектах с высоковязкой и обводненной нефтью.
Минфин вступил в переговоры с компаниями:
  • в качестве компенсации за отмену льгот Минфин предлагал нефтекомпаниям перейти на НДД;
  • компании:
    • отказались, назвав его нынешние параметры экономически неэффективными для роста добычи на таких проектах,
    • просили выделить для трудных и шельфовых проектов отдельную категорию в НДД.
  • Минфине ответил, что это будет возможно не ранее 2024 г;
  • компании попросили ввести новый режим раньше, с 2022 г., чтобы:
    • планировать свои инвестиции,
    • чтобы Россия смогла адекватно нарастить добычу после отмены ограничений по Венскому соглашению ОПЕК+ ;
  • ВИНКи выразили недовольство новым законопроектом:
    • по отмене льгот по уплате налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ),
    • пошлине для зрелых нефтяных месторождений и СВН;
  • Минфин законопроект доработал в интересах нефтяников, которые смогли частично компенсировать отмененные льготы:
    • Роснефть частично компенсирует потери за счет новой льготы по НДПИ для Приобского месторождения на 12 лет (по 46 млрд руб./год);
    • Татнефть и Газпром нефть смогут получить налоговый вычет по НДПИ в объеме до 36 млрд руб. за 3 года в расчете на компанию;
    • о льготах для ЛУКОЙЛа пока не слышно.

Читайте также: