Нестеров налоги и сборы

Опубликовано: 01.05.2024

ФНС выпустила письмо от 10.03.2021 № БВ-4-7/3060@, в котором разъяснила инспекциям, как применять ст. 54.1 НК РФ в борьбе с уклонением от уплаты налогов. Мы подготовили разбор этих рекомендаций и расскажем, что может вызвать вопросы со стороны налоговой, а что законно и не должно приводить к доначислениям.

Когда применяется ст. 54.1 НК РФ

Статья 54.1 НК РФ называется «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов». По мнению ФНС, её основная цель — противодействовать налоговым злоупотреблениям и получению необоснованной налоговой выгоды за счёт уклонения от уплаты налогов.

Такими злоупотреблениями могут быть незаконные уменьшения как налоговой базы, так и суммы самого налога. Но причина всегда в том, что налогоплательщик исказил сведения о фактах хозяйственной жизни или объектах налогообложения. Такое искажение может быть трёх видов:

  1. Скрыли реальные операции. Например, не отразили в составе основных средств фактически используемую недвижимость, в частности под предлогом «недостроя».
  2. Отразили ложные показатели по реальным операциям. Например, исказили данные о производимой продукции, чтобы сделать её неподакцизной, или параметры деятельности, чтобы снизить показатель потенциально возможного дохода. Дробление бизнеса тоже попадает в эту группу.
  3. Отразили фиктивные операции, которых не было на самом деле. Здесь речь в том числе об использовании фиктивных контрагентов, о которых мы поговорим ниже.

Посмотрите на свою компанию глазами налоговой и оцените вероятность выездной проверки

Для каждого вида злоупотреблений в письме есть правила, по которым налоговики должны доначислять налоги.

Так, фиктивные операции вообще не будут учитывать в целях налогообложения. Все расходы и вычеты по ним «снимут» в полном размере. В остальных случаях инспекторы должны выявить истинный экономический смысл операции и доначислить налоги так, как если бы налогоплательщик не допускал нарушений.

Как выявляют сделки с фиктивными контрагентами

Одно из основных условий, которое даёт налогоплательщику право учесть расходы и использовать вычеты — исполнение обязательств по сделке надлежащим лицом (п. 2 ст. 54.1 НК РФ). Это означает, что обязательства должна выполнять сторона договора или лицо, на которое эта обязанность возложена.

Цель этого положения — борьба с использованием документов, составленных от лица фиктивных контрагентов. Это компании, которые работают только «на бумаге», не ведут деятельности и не выполняют в сделке реальных функций, а нужны только для оформления от их имени соответствующих документов. В письме такие компании называют «техническими».

Чтобы квалифицировать сделку как фиктивную и доначислить по ней налоги, инспекторы доказывают, что контрагент относится к «техническим» компаниям, а налогоплательщик должен был знать об этом, но не проявил должной осмотрительности.

Доказывают, что контрагент — техническая компания

Налоговики должны сами доказать, что документы составлены не реальным, а техническим контрагентом. В письме отмечают, что для этого не хватит заключения эксперта-почерковеда о том, что документы подписаны неустановленными лицами, или протокола допроса тех, кто их подписал. Чтобы закрепить факт участия в сделке «технической» компании, нужно найти сразу несколько косвенных доказательств:

  • нет признаков, которые подтверждали бы реальную экономическую деятельность контрагента: отсутствует персонал, сайт, информация о деятельности компании и т.п.;
  • нет условий для исполнения обязательств: персонала, основных средств, активов, складских помещений, транспортных средств, обязательных разрешений и лицензий и т.п.;
  • «техническое» лицо не могло осуществить операцию с учётом времени, места нахождения и объёма необходимых ресурсов;
  • расходы по счёту не соответствуют виду деятельности, по которому совершены спорные операции;
  • поведение участников сделки при заключении договора и принятии исполнения по нему отличалось от общепринятого;
  • документооборот по сделке был нетипичным, а документы заполнены с недочетами или не полностью, в них есть ошибки, которые связаны с формальным подходом (в т. ч. их составлением до операции) и тем, что стороны не планируют как-то защищать свои права (обращаться в суд, подавать претензии и т.п.);
  • в договорах есть условия, отличающиеся от обычных, например, длительные отсрочки платежа, санкции, размер которых намного меньше или больше ущерба от нарушения;
  • цены по договору существенно ниже или выше рыночных;
  • нет документов, которые должны быть исходя из характера исполнения, например, при договоре строительного подряда отсутствует акт о передаче подрядчику стройплощадки;
  • нет оплаты;
  • в расчётах использованы неликвидные активы: небанковские вексели, права требования к третьему лицу и пр.;
  • не приняты меры по защите нарушенных права — отсутствуют претензии, заявления об отказе от договора, обращения в суд;
  • обналичивание денег и их использование на нужды налогоплательщика, его учредителей, должностных или иначе связанных с ним лиц;
  • деньги, перечисленные «техническому» контрагенту, возвращаются налогоплательщику или связанным с ним лицам;
  • печати и документация контрагента на территории налогоплательщика.

По мнению ФНС, у налоговых органов есть все полномочия, чтобы выявить эти обстоятельства. Нужно лишь правильно их использовать и получать от всех участников договора пояснения. При этом налоговикам рекомендовано не ограничиваться формальным набором вопросов, а детально выяснять полномочия, функциональные и должностные обязанности каждого опрашиваемого. И во всех нюансах изучать обстоятельства сделки.

Помимо этого, инспекторам «на местах» рекомендовано проводить осмотры территорий и помещений, а также использовать своё право проводить инвентаризацию имущества и применять её результаты для анализа и воссоздания полного баланса предприятия (товарного баланса, складского учёта и т.п.).

Доказывают, что налогоплательщик не проявил осмотрительность

Если участие «технического» контрагента доказано, инспекторы должны подтвердить, что налогоплательщик не мог не знать о характере деятельности контрагента и хотел уклониться от налогов.

Основное доказательство в таком случае — прямой контакт налогоплательщика с исполнителем по сделке. Например, переговоры и деловая переписка с обсуждением условий сделки, обеспечения, гарантий. Если такого контакта не было, налоговики проверят, проявил ли налогоплательщик должную осмотрительность, когда выбирал контрагента и заключал договор.

ИФНС вправе проводить доначисления, если установлены следующие факты:

  • налогоплательщик не знал о фактическом местонахождении контрагента, его производственных, складских и иных площадей;
  • налогоплательщик не пытался получить информацию о контрагенте: у него нет копий документов, подтверждающих направление запросов;
  • налогоплательщик не анализировал открытые данные о контрагенте;
  • у налогоплательщика нет информации о том, как и почему был выбран контрагент, заключена сделка;
  • нет реального взаимодействия с руководителем, должностными лицами, ответственными сотрудниками контрагента при обсуждении условий и подписании договора;
  • отсутствуют документы, подтверждающие полномочия участников сделки со стороны контрагента;
  • у налогоплательщика нет информации о том, как он узнал о существовании контрагента (реклама в СМИ, сайт, рекомендации).

Доначисляют налоги

Когда налоговики доказали, что в сделке участвовал фиктивный контрагент, а налогоплательщик не мог не знать об этом, они вправе доначислить налоги.

Как правило, саму сделку налоговая не оспаривает — товар получен, работы выполнены, услуги оказаны, но все это делала не «техническая» компания, а кто-то другой. В таком случае все расходы и вычеты по фиктивному контрагенту снимают и заменяют на таковые по реальному исполнителю. Но только при условии, что налогоплательщик сам предоставит информацию о фактическом контрагенте и все документы. Иначе ни вычеты, ни расходы расчётным путем ИФНС определять не будет.

Единственное исключение — когда сам факт расходов налоговая тоже не оспаривает. В этом случае инспекция применит расчётный способ, но только в отношении налога на доходы (налог на прибыль, НДФЛ, УСН, ЕСХН). Вычеты по НДС и в этом случае будут сняты полностью.

Деловая цель и дробление бизнеса

Ещё одно условие, которое должно выполняться для учёта расходов и применения вычетов: целью операции не должна быть только налоговая выгода.

Проверять это предлагают с помощью «экспресс-теста». Его будут проводить по каждой отдельной операции в совокупности сделок, которые все вместе привели к достижению деловой цели. Тут налоговикам надо будет ответить на вопрос, совершил бы налогоплательщик эту операцию, если бы не было остальных сделок, и не была ли её основной целью налоговая выгода. При этом невыгодность сделки для налогоплательщика саму по себе нельзя приравнять к отсутствию деловой цели.

Если результат «экспресс-теста» отрицательный, то налоговой нужно будет дополнительно доказать, что конечная деловая цель могла быть достигнута без спорной операции.

Все эти положения применяются и к дроблению бизнеса, которое можно назвать частным случаем операций без деловой цели с элементами «технических» компаний. Дополнительные критерии, которые позволяют ИФНС установить, что речь идёт о дроблении:

  • одни и те же работники и ресурсы;
  • тесное взаимодействие всех участников схемы;
  • разные, но неразрывно связанные направления деятельности, которые составляют единый производственный процесс для достижения общего результата.

При доначислении налогов в связи с дроблением налоговикам рекомендовано выявлять действительные налоговые обязательства налогоплательщика. Это значит, что будут учитываться не только вменяемые ему доходы, но и соответствующие расходы, вычеты по НДС, а также суммы уже уплаченных налогов.

Переквалификация сделок

Авторы письма отдельно остановились на переквалификации сделок и операций. ФНС предостерегает инспекторов «на местах» от подмены понятий.

То, что аналогичный результат можно было получить с помощью других сделок или операций — не основание для переквалификации, даже если есть налоговая экономия (п. 3 ст. 54.1 НК РФ). По мнению ФНС, налогоплательщики вправе сами выбрать способ достижения результата с учётом налоговых последствий. Главное, чтобы у этого способа был экономический смысл и не было признаков искусственности.

Чем опасны фиктивные сделки

НДС-разрывы

ФНС обращает внимание инспекторов на то, что нельзя снимать вычеты только из-за того, что контрагент не заплатил налоги. Это возможно, только если получится доказать, что налогоплательщик знал о нарушениях, допущенных контрагентом, и получил от этого выгоду.

Сверяйте счета-фактуры с контрагентами и находите расхождения до налоговой

При этом знать о таких нарушениях налогоплательщик может не только при взаимозависимости и иной подконтрольности. Аналогичные выводы инспекторы сделают и если выявят, что стороны согласовали эти действия и намеренно допустили разрыв.

  • Что можно узнать о контрагенте из арбитражных дел и бухотчётности
  • Допросы, осмотры, требования: права бухгалтера
  • Новый регламент проверок деклараций по НДС: что о нем нужно знать?

Алексей Крайнев, налоговый юрист

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Научная тема: « РАЗВИТИЕ МЕХАНИЗМОВ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ »

Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:

  1. раскрыты теоретико-методологические основы организации налогового контроля в системе обеспечения экономической безопасности государства исходя из транснационального характера угроз со стороны мировой финансовой системы, усиления влияния криминальных элементов на налоговую систему и деятельность органов налогового контроля;
  2. определена сущность организации налогового контроля как совокупность экономико-правовых отношений, являющихся составной частью налоговых правоотношений, обладающих особыми признаками такими, как государственный властный характер, регламентированность, независимость и объективность, информированность, непрерывность;
  3. предлагается к сфере налогового контроля отнести деятельность по поиску экономических объектов, скрывающих свои доходы от налогообложения, так как в ее основе лежит проверка достоверности информации, поступающей в налоговые органы, которая осуществляется различными методами, то есть содержание налогового контроля включает в себя не только контроль соблюдения налогового законодательства, но и выявление экономических объектов, фальсифицирующих информацию о своей деятельности, оценку степени достоверности этой информации, получение достоверной информации на основе косвенных (расчетно-аналитических) методов определения налоговых обязательств;
  4. раскрыта сущность процесса налогового контроля как совокупность проявления внутреннего содержания фискальной (формирование государственного денежного фонда), контрольной (контроль правильности исчисления, полноты уплаты налогов и сборов) и стимулирующей (обеспечение надлежащего исполнения налогового законодательства на основе комплекса предупредительных мероприятий) функций по обеспечению экономической безопасности; определены экономико-правовые основы контрольной деятельности, включая следующие этапы: подготовительной, планирования контрольных мероприятий, осуществление контрольных действий, оформление их результатов, обмен информацией с уполномоченными органами, принятие корректирующих мер;
  5. предложены показатели эффективности деятельности органов налогового контроля на основе сопоставления суммы доначислений по результатам проверок с величиной затрат на проведение этих проверок;
  6. раскрыта сущность налогового планирования как целенаправленной деятельности организации, ориентированная на максимальное использование всех аспектов действующего налогового законодательства с целью уменьшения налоговых платежей в бюджеты различных уровней; деятельность налогоплательщика должна быть направлена не на нарушение налогового законодательства, а на поиск легальных путей использования всех существующих льгот и особенностей налогового права для минимизации налоговых платежей; основными критериями налогового планирования являются законность (обеспечение точности расчета налогов в соответствии с действующими нормами закона и обеспечение своевременности уплаты налогов); экономическая целесообразность (соответствие целям деятельности предприятия, обоснованность действий с экономической точки зрения); эффективность (с точки зрения соотношения затрат и результатов); оперативность (учет изменений в налоговом законодательстве, прогнозирование налоговых рисков);
  7. конкретизировано содержание понятия «организация налогового контроля», объединяющего комплекс налогового законодательства (правовая база); субъектов налогового контроля, объектов налогового контроля , формы и методы налогового контроля, последовательность (процедуры) проведения контрольных действий;
  8. определены методы налогового контроля как конкретного способа практического действия или познания изучаемых явлений; конкретные способы, применяемые при осуществлении контрольных функций; выделены следующие группы методов налогового контроля: общенаучные методические приемы исследования объектов контроля (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, моделирование), собственно эмпирические методические приемы (инвентаризация, контрольные замеры работ, контрольные запуски оборудования, формальная, арифметическая и логическая проверки, способ обратного счета, сопоставление однородных фактов, сканирование, опросы и др.), специфические приемы смежных экономических наук (экономический анализ, экономико-математические методы, теория вероятностей, математическая статистика); конкретные методы налогового контроля подразделены на следующие группы: документальные, фактические, расчетно-аналитические и информативные;
  9. обобщен опыт взаимодействия налоговых и правоохранительных органов в системе обеспечения экономической безопасности государства в условиях сужения сферы государственного финансового контроля за результатами финансово-хозяйственной деятельности, использования товарно-материальных ценностей и денежных ресурсов в условиях экономической независимости субъектов; возможность реализации комплексного подхода к сбору, анализу и оценке соответствующей информации в сфере экономики; реальной возможностью успешного использования в борьбе с преступностью в сфере экономики, средств и методов оперативно-розыскной деятельности; требованиями законов и подзаконных нормативных актов о взаимодействии органов внутренних дел и налоговых органов;
  10. предложен алгоритм организации налоговых проверок и раскрыто содержание каждого этапа проверочных действий и обоснована последовательность их осуществления.

Список опубликованных работ

1. Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК РФ

1. Нестеров Г.Г., Суслов Д.А. Становление и развитие налога на добавленную стоимость.// Налоги, 1998, №1.- 1 п.л., автора 0,8 п.л.

2. Нестеров Г.Г., Суслов Д.А. Налог на добавленную стоимость и налоговое бремя.// Налоги, 1998, №2.- 0,3 п.л., из них автора 0,2 п.л.

3. Нестеров Г.Г. Налоговое законодательство и налоговые споры. // Налоги, 1999, №1.- 0,7 п.л.

4. Нестеров Г.Г., Хохлов В.В. Особенности формирования затрат и налогообложения туристических фирм. //Налоги, 1999, №3.- 1,0 п.л, из них автора 0,9 п.л.

5. Нестеров Г.Г. Административно-правовая деятельность налоговых органов в налоговом производстве.//Налоги, 2009, № 3. – 0,5 п.л.

6. Нестеров Г.Г. Налоговая безопасность в системе обеспечения экономической безопасности.//Вестник Академии экономической безопасности МВД России, 2009, № 7. – 0,8 п.л.

7. Нестеров Г.Г. Налоговая безопасность России и экономический кризис.//Вестник Академии экономической безопасности МВД России, 2010, № 5. – 0,8 п.л.

8. Нестеров Г.Г. НДС и организованная преступность.//Вестник Академии экономической безопасности МВД России, 2009, № 11. – 0,5 п.л.

9. Нестеров Г.Г. Налоговая составляющая инвестиционной политики.// Вестник Академии экономической безопасности МВД России, 2010, № 10. – 0,4 п.л.

10. Нестеров Г.Г. Налоговое производство: исчисление, уплата, возврат. - М.: Финансы и статистика, 2009.- 14,5 п.л.

11. Нестеров Г.Г., Попонова Н.А., Терзиди А.В. Налоговый контроль. - М.: Эксмо, 2009.- 22,3 п.л., из них автора 15,8 п.л.

3. Книги, учебные пособия

12. Нестеров Г.Г., Попонова Н.А., Терзиди А.В. Организация налогового учета и налогового контроля. - М.: Эксмо, 2006.- 30,8 п.л., из них автора 17,2 п.л.

13. Нестеров Г.Г.Организация налогового учета и ведение налоговых регистров.- Учебное пособие. - М.: РИО АЭБ МВД России, 2006.- 12,4 п.л., из них автора 8,5 п.л.

14. Нестеров Г.Г. Налоговый учет и налоговая отчетность. Учебное пособие. - М.: РИО АЭБ МВД России, 2005.- 6,1 п.л

15. Нестеров Г.Г. и др. Организация финансового обеспечения и контроля в соединении. Учебное пособие. - М.: МФИ, 1988.- 15,5 п.л., из них автора 5,4 п.л.

16. Нестеров Г.Г. Международные стандарты бухгалтерского учета. Учебное пособие. - М.: РИО АНП ФСНП России., 1998.- 4,6 п.л.

17. Нестеров Г.Г. Нормативное регулирование и основы организации бухгалтерского учета в коммерческих организациях. Учебное пособие. - М.: РИО АНП ФСНП России, 1998. – 7,6 п.л.

4. Статьи в сборниках, журналах и учебно-методические материалы

18. Нестеров Г.Г. Серые схемы в налоговой сфере: принципы и предпосылки. /Экономическая безопасность финансовой системы России: сборник научных трудов под ред. А.В. Молчанова, 2007.- 1,2 п.л.

19. Нестеров Г.Г. Методика разработки программ проверок отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности воинской части. Учебное пособие. - М.: МФИ, 1988.- 2,0 п.л.

20. Нестеров Г.Г. Связь и взаимодействие в работе начальника финансовой службы соединения по обеспечению боевой готовности. Учебное пособие.- М.: МФИ, 1988.- 2,5 п.л., из них автора 1,0 п.л.

21. Нестеров Г.Г. Проведение ревизии финансово-хозяйственной деятельности воинской части. Учебное пособие. - М.: МФИ, 1988. -2,5 п.л., из них автора 1,0 п.л.

22. Нестеров Г.Г. Методика ревизии расходов по смете Министерства обороны. Учебное пособие. М.: МФИ, 1989.- 8,0 п.л., из них автора 3,0 п.л.

23. Нестеров Г.Г. Организация финансового обеспечения и контроля в соединении. Учебное пособие. - М.: МФИ, 20,1 п.л., из них автора 5 п.л.

24. Нестеров Г.Г. Справочное пособие специалистам ФСНП России. - М.: РИО АНП ФСНП России, 1996. – 0,5 п.л.

25. Нестеров Г.Г. Нормы, ставки, нормативы, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг). Справочное пособие. - М.: РИО АНП ФСНП России, 1999. – 4,0 п.л., из них автора 3,0 п.л.

5. Учебно-методические пособия

26. Нестеров Г.Г. Организация и методы проведения налогового контроля. Рабочая учебная программа. - М.: РИО АЭБ МВД России, 2007.- 1,9 п.л.

27. Нестеров Г.Г. Налоговый учет и налоговая отчетность. Рабочая учебная программа. - М.: РИО АЭБ МВД России, 2007.- 1, 7 п.л.

28. Нестеров Г.Г. Организация налогового учета и ведение налоговых регистров. Рабочая учебная программа. - М.: РИО АЭБ МВД России, 2007.- 1,1 п.л.

29. Нестеров Г.Г. Составление акта и проекта приказа о результатах ревизии финансово-хозяйственной деятельности соединения. - М.:МФИ, 1984.- 2,5 п.л.

30. Нестеров Г.Г. Финансовый контроль в Министерстве обороны. - М.: МФИ, 1985.- 4,0 п.л., из них автора 2,0 п.л.

31. Нестеров Г.Г. Составление годового отчета о результатах контрольно-ревизионной работы финансовой службы соединения. - М.: МФИ, 1986. – 0,6 п.л.

32. Нестеров Г.Г. Анализ акта ревизии финансово-хозяйственной деятельности: подготовка письменного заключения по качеству обработки ревизионного материала. - М.: МФИ, 1987.- 1,5 п.л.

33. Нестеров Г.Г. Программа спецкурса «Налоговая система Российской Федерации». - М.: РИО АНП ФСНП России, 1998.- 0,2 п.л.

34. Нестеров Г.Г. Программа спецкурса «Организация предпринимательской деятельности и налогообложения предпринимателей без образования юридического лица. - М.:РИО АНП ФСНП Росси, 1998.- 0,2 п.л.

35. Нестеров Г.Г. Программа спецкурса «Формирование себестоимости продукции (работ, услуг) в различных отраслях народного хозяйства». - М.: РИО АНП ФСНП России, 1998.- 0,2 п.л.

36. Нестеров Г.Г. Налоги и сборы. Сборник задач и упражнений. М.: РИО АНП ФСНП России, 1999.- 1,4 п.л.

37. Нестеров Г.Г. Учебно-методическое пособие «Налоги и сборы с юридических лиц». - М.: РИО АНП ФСНП России, 1999.- 2,1 п.л., из них автора 1,5 п.л.

38. Нестеров Г.Г. Учебно-методическое пособие «Налоги и сборы с физических лиц». - М.: РИО АНП ФСНП России, 1999.- 1,2 п.л., их них автора 0,2 п.л.

39. Нестеров Г.Г. Учебно-методическое пособие «Налоги и сборы с юридических лиц». М.: РИО АНП ФСНП Росси, 1999.- 3,0 п.л., из них автора 2,0 п.л.

40. Нестеров Г.Г. Учебные программы и планы, методические рекомендации по проведению семинарских занятий по дисциплине «Налоги и сборы». - М.: РИО АНП ФСНП России, 1999.- 2,0 п.л., их них автора 1,8 п.л.

41. Нестеров Г.Г. Учебно-методическое пособие «Организация и методы налогового контроля» - М.: РИО АНП ФСНП России, 2000.- 1,5 п.л.

42. Нестеров Г.Г. Учебно-методическое пособие «Налоговый учет и налоговая отчетность». - М.: РИО АНП ФСНП России, 2000.- 1,5 п.л.

43. Нестеров Г.Г. Учебно-методическое пособие «Методика налоговых проверок предприятий». - М.: РИО АНП ФСНП России, 2000.- 5,6 п.л., их них автора 5,0 п.л.

ФНС выпустила письмо от 10.03.2021 № БВ-4-7/3060@, в котором разъяснила инспекциям, как применять ст. 54.1 НК РФ в борьбе с уклонением от уплаты налогов. Мы подготовили разбор этих рекомендаций и расскажем, что может вызвать вопросы со стороны налоговой, а что законно и не должно приводить к доначислениям.

Когда применяется ст. 54.1 НК РФ

Статья 54.1 НК РФ называется «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов». По мнению ФНС, её основная цель — противодействовать налоговым злоупотреблениям и получению необоснованной налоговой выгоды за счёт уклонения от уплаты налогов.

Такими злоупотреблениями могут быть незаконные уменьшения как налоговой базы, так и суммы самого налога. Но причина всегда в том, что налогоплательщик исказил сведения о фактах хозяйственной жизни или объектах налогообложения. Такое искажение может быть трёх видов:

  1. Скрыли реальные операции. Например, не отразили в составе основных средств фактически используемую недвижимость, в частности под предлогом «недостроя».
  2. Отразили ложные показатели по реальным операциям. Например, исказили данные о производимой продукции, чтобы сделать её неподакцизной, или параметры деятельности, чтобы снизить показатель потенциально возможного дохода. Дробление бизнеса тоже попадает в эту группу.
  3. Отразили фиктивные операции, которых не было на самом деле. Здесь речь в том числе об использовании фиктивных контрагентов, о которых мы поговорим ниже.

Посмотрите на свою компанию глазами налоговой и оцените вероятность выездной проверки

Для каждого вида злоупотреблений в письме есть правила, по которым налоговики должны доначислять налоги.

Так, фиктивные операции вообще не будут учитывать в целях налогообложения. Все расходы и вычеты по ним «снимут» в полном размере. В остальных случаях инспекторы должны выявить истинный экономический смысл операции и доначислить налоги так, как если бы налогоплательщик не допускал нарушений.

Как выявляют сделки с фиктивными контрагентами

Одно из основных условий, которое даёт налогоплательщику право учесть расходы и использовать вычеты — исполнение обязательств по сделке надлежащим лицом (п. 2 ст. 54.1 НК РФ). Это означает, что обязательства должна выполнять сторона договора или лицо, на которое эта обязанность возложена.

Цель этого положения — борьба с использованием документов, составленных от лица фиктивных контрагентов. Это компании, которые работают только «на бумаге», не ведут деятельности и не выполняют в сделке реальных функций, а нужны только для оформления от их имени соответствующих документов. В письме такие компании называют «техническими».

Чтобы квалифицировать сделку как фиктивную и доначислить по ней налоги, инспекторы доказывают, что контрагент относится к «техническим» компаниям, а налогоплательщик должен был знать об этом, но не проявил должной осмотрительности.

Доказывают, что контрагент — техническая компания

Налоговики должны сами доказать, что документы составлены не реальным, а техническим контрагентом. В письме отмечают, что для этого не хватит заключения эксперта-почерковеда о том, что документы подписаны неустановленными лицами, или протокола допроса тех, кто их подписал. Чтобы закрепить факт участия в сделке «технической» компании, нужно найти сразу несколько косвенных доказательств:

  • нет признаков, которые подтверждали бы реальную экономическую деятельность контрагента: отсутствует персонал, сайт, информация о деятельности компании и т.п.;
  • нет условий для исполнения обязательств: персонала, основных средств, активов, складских помещений, транспортных средств, обязательных разрешений и лицензий и т.п.;
  • «техническое» лицо не могло осуществить операцию с учётом времени, места нахождения и объёма необходимых ресурсов;
  • расходы по счёту не соответствуют виду деятельности, по которому совершены спорные операции;
  • поведение участников сделки при заключении договора и принятии исполнения по нему отличалось от общепринятого;
  • документооборот по сделке был нетипичным, а документы заполнены с недочетами или не полностью, в них есть ошибки, которые связаны с формальным подходом (в т. ч. их составлением до операции) и тем, что стороны не планируют как-то защищать свои права (обращаться в суд, подавать претензии и т.п.);
  • в договорах есть условия, отличающиеся от обычных, например, длительные отсрочки платежа, санкции, размер которых намного меньше или больше ущерба от нарушения;
  • цены по договору существенно ниже или выше рыночных;
  • нет документов, которые должны быть исходя из характера исполнения, например, при договоре строительного подряда отсутствует акт о передаче подрядчику стройплощадки;
  • нет оплаты;
  • в расчётах использованы неликвидные активы: небанковские вексели, права требования к третьему лицу и пр.;
  • не приняты меры по защите нарушенных права — отсутствуют претензии, заявления об отказе от договора, обращения в суд;
  • обналичивание денег и их использование на нужды налогоплательщика, его учредителей, должностных или иначе связанных с ним лиц;
  • деньги, перечисленные «техническому» контрагенту, возвращаются налогоплательщику или связанным с ним лицам;
  • печати и документация контрагента на территории налогоплательщика.

По мнению ФНС, у налоговых органов есть все полномочия, чтобы выявить эти обстоятельства. Нужно лишь правильно их использовать и получать от всех участников договора пояснения. При этом налоговикам рекомендовано не ограничиваться формальным набором вопросов, а детально выяснять полномочия, функциональные и должностные обязанности каждого опрашиваемого. И во всех нюансах изучать обстоятельства сделки.

Помимо этого, инспекторам «на местах» рекомендовано проводить осмотры территорий и помещений, а также использовать своё право проводить инвентаризацию имущества и применять её результаты для анализа и воссоздания полного баланса предприятия (товарного баланса, складского учёта и т.п.).

Доказывают, что налогоплательщик не проявил осмотрительность

Если участие «технического» контрагента доказано, инспекторы должны подтвердить, что налогоплательщик не мог не знать о характере деятельности контрагента и хотел уклониться от налогов.

Основное доказательство в таком случае — прямой контакт налогоплательщика с исполнителем по сделке. Например, переговоры и деловая переписка с обсуждением условий сделки, обеспечения, гарантий. Если такого контакта не было, налоговики проверят, проявил ли налогоплательщик должную осмотрительность, когда выбирал контрагента и заключал договор.

ИФНС вправе проводить доначисления, если установлены следующие факты:

  • налогоплательщик не знал о фактическом местонахождении контрагента, его производственных, складских и иных площадей;
  • налогоплательщик не пытался получить информацию о контрагенте: у него нет копий документов, подтверждающих направление запросов;
  • налогоплательщик не анализировал открытые данные о контрагенте;
  • у налогоплательщика нет информации о том, как и почему был выбран контрагент, заключена сделка;
  • нет реального взаимодействия с руководителем, должностными лицами, ответственными сотрудниками контрагента при обсуждении условий и подписании договора;
  • отсутствуют документы, подтверждающие полномочия участников сделки со стороны контрагента;
  • у налогоплательщика нет информации о том, как он узнал о существовании контрагента (реклама в СМИ, сайт, рекомендации).

Доначисляют налоги

Когда налоговики доказали, что в сделке участвовал фиктивный контрагент, а налогоплательщик не мог не знать об этом, они вправе доначислить налоги.

Как правило, саму сделку налоговая не оспаривает — товар получен, работы выполнены, услуги оказаны, но все это делала не «техническая» компания, а кто-то другой. В таком случае все расходы и вычеты по фиктивному контрагенту снимают и заменяют на таковые по реальному исполнителю. Но только при условии, что налогоплательщик сам предоставит информацию о фактическом контрагенте и все документы. Иначе ни вычеты, ни расходы расчётным путем ИФНС определять не будет.

Единственное исключение — когда сам факт расходов налоговая тоже не оспаривает. В этом случае инспекция применит расчётный способ, но только в отношении налога на доходы (налог на прибыль, НДФЛ, УСН, ЕСХН). Вычеты по НДС и в этом случае будут сняты полностью.

Деловая цель и дробление бизнеса

Ещё одно условие, которое должно выполняться для учёта расходов и применения вычетов: целью операции не должна быть только налоговая выгода.

Проверять это предлагают с помощью «экспресс-теста». Его будут проводить по каждой отдельной операции в совокупности сделок, которые все вместе привели к достижению деловой цели. Тут налоговикам надо будет ответить на вопрос, совершил бы налогоплательщик эту операцию, если бы не было остальных сделок, и не была ли её основной целью налоговая выгода. При этом невыгодность сделки для налогоплательщика саму по себе нельзя приравнять к отсутствию деловой цели.

Если результат «экспресс-теста» отрицательный, то налоговой нужно будет дополнительно доказать, что конечная деловая цель могла быть достигнута без спорной операции.

Все эти положения применяются и к дроблению бизнеса, которое можно назвать частным случаем операций без деловой цели с элементами «технических» компаний. Дополнительные критерии, которые позволяют ИФНС установить, что речь идёт о дроблении:

  • одни и те же работники и ресурсы;
  • тесное взаимодействие всех участников схемы;
  • разные, но неразрывно связанные направления деятельности, которые составляют единый производственный процесс для достижения общего результата.

При доначислении налогов в связи с дроблением налоговикам рекомендовано выявлять действительные налоговые обязательства налогоплательщика. Это значит, что будут учитываться не только вменяемые ему доходы, но и соответствующие расходы, вычеты по НДС, а также суммы уже уплаченных налогов.

Переквалификация сделок

Авторы письма отдельно остановились на переквалификации сделок и операций. ФНС предостерегает инспекторов «на местах» от подмены понятий.

То, что аналогичный результат можно было получить с помощью других сделок или операций — не основание для переквалификации, даже если есть налоговая экономия (п. 3 ст. 54.1 НК РФ). По мнению ФНС, налогоплательщики вправе сами выбрать способ достижения результата с учётом налоговых последствий. Главное, чтобы у этого способа был экономический смысл и не было признаков искусственности.

Чем опасны фиктивные сделки

НДС-разрывы

ФНС обращает внимание инспекторов на то, что нельзя снимать вычеты только из-за того, что контрагент не заплатил налоги. Это возможно, только если получится доказать, что налогоплательщик знал о нарушениях, допущенных контрагентом, и получил от этого выгоду.

Сверяйте счета-фактуры с контрагентами и находите расхождения до налоговой

При этом знать о таких нарушениях налогоплательщик может не только при взаимозависимости и иной подконтрольности. Аналогичные выводы инспекторы сделают и если выявят, что стороны согласовали эти действия и намеренно допустили разрыв.

  • Что можно узнать о контрагенте из арбитражных дел и бухотчётности
  • Допросы, осмотры, требования: права бухгалтера
  • Новый регламент проверок деклараций по НДС: что о нем нужно знать?

Алексей Крайнев, налоговый юрист

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

«Налоги и сборы, уплачиваемые государственными (муниципальными) учреждениями» (Нестеров В.), ISBN 9785801806204 - обложка книги

Автор Нестеров В.
Год2013
Количество страниц192
ПереплетМягкая бумажная
Формат260x165x7
ISBN9785801806204
ИздательствоДело и Сервис
СерияВ помощь бухгалтеру бюджетной сферы
Тираж1000
Языкрусский
Вес238

Аннотация

В книге дается обстоятельный анализ обязательных платежей, уплачиваемых государственными (муниципальными) учреждениями. Раскрыты особенности исчисления и уплаты данными учреждениями налога на добавленную стоимость, налога на прибыль, налога на имущество, транспортного и земельных налогов, налога на доходы физических лиц, платежей с фонда оплаты труда в виде страховых взносов.

Отдельное внимание уделено классификации доходов учреждений в условиях бюджетной реформы и формирования учетной политики для целей налогообложения.

Книга адресована руководителям и работникам финансовых структур федеральных и территориальных органов исполнительной власти, государственных (муниципальных) учреждений, бухгалтерам и юристам данных учреждений, работникам контрольно-ревизионных органов и органов финансового надзора. Издание будет полезно студентам и преподавателям профильных учебных заведений экономических специальностей.

Если Вы искали, где можно недорого купить книгу «Налоги и сборы, уплачиваемые государственными (муниципальными) учреждениями», смотрите список интернет-магазинов на вкладке «Цены». Там Вы сможете быстро найти продавца с оптимальным для Вас предложением.

Купить за 596 ₽

При клике по кнопке "Купить" будет осуществлен переход на сайт соответствующего интернет-магазина. Обращаем ваше внимание на то, что конечная цена в выбранном вами магазине может отличаться от информации на этой странице. Будьте внимательны при оформлении заказа.

Содержание

  • ВСТУПЛЕНИЕ
  • Список принятых сокращений
  • Глава 1. Доходы государственных (муниципальных) учреждений
  • 1.1. Доходы учреждений
  • 1.2. Администрирование доходов бюджетов
  • 1.3. Оказание платных услуг государственными (муниципальными) учреждениями
  • 1.4. Порядок определения размера платы за оказание услуг
  • 1.5. Приносящая доход деятельность образовательных учреждений
  • 1.6. Услуги, оказываемые медицинскими учреждениями
  • Глава 2. Общие вопросы налогообложения
  • 2.1. Постановка учреждений на учет в налоговых органах
  • 2.2. Учетная политика для целей налогообложения
  • 2.3. Отдельные обязанности государственных (муниципальных) учреждений в рамках реализации требований налогового законодательства
  • 2.4. Обязанность по представлению отчетности по налогам
  • 2.5. Уточнение представленных учреждениями налоговых деклараций и иных форм отчетности
  • Глава 3. Налог на добавленную стоимость
  • 3.1. Объект обложения налогом на добавленную стоимость
  • 3.2. Формирование объекта обложения налогом казенными учреждениями
  • 3.3. Формирование объекта обложения налогом бюджетными и автономными учреждениями
  • 3.4. Налоговая база по налогу на добавленную стоимость
  • 3.5. Льготы по налогу на добавленную стоимость
  • 3.6. Вычеты сумм НДС по приобретенным товарно­материальным ценностям (работам, услугам)
  • 3.7. Ведение раздельного учета по налогу на добавленную стоимость
  • 3.8. Обязанности государственных (муниципальных) учреждений по ведению книг учета и выставлению счетов-фактур
  • 3.9. Сроки уплаты налога, отчетность по налогу на добавленную стоимость
  • Глава 4. Налог на прибыль
  • 4.1. Порядок формирования налоговой базы по налогу на прибыль
  • 4.2. Доходы, учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль
  • 4.3. Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль
  • 4.4. Особенности налогообложения деятельности казенных учреждений
  • 4.5. Особенности налогообложения деятельности бюджетных и автономных учреждений
  • 4.6. Резерв предстоящих расходов некоммерческой организации
  • 4.7. Расходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль
  • 4.8. Методы признания доходов и расходов в целях налогообложения прибыли
  • 4.9. Льготы по налогу на прибыль
  • 4.10. Право на применение налоговой ставки в размере 0%
  • 4.11. Порядок и сроки уплаты налога на прибыль
  • 4.12. Отчетность по налогу
  • 4.13. Организация и ведение налогового учета по налогу на прибыль
  • Глава 5. Налог на доходы физических лиц
  • 5.1. Налогооблагаемые доходы по налогу на доходы физических лиц
  • 5.2. Ставки налогообложения
  • 5.3. Налоговые вычеты
  • 5.4. Особенности предоставления стандартных налоговых вычетов с 2012 года
  • 5.5. Налогообложение доходов в денежной и натуральной форме
  • 5.6. Налогообложение доходов в виде материальной выгоды
  • 5.7. Включение в налоговую базу доходов по договорам гражданско­правового характера
  • 5.8. Включение в налоговую базу сумм авторских вознаграждений
  • 5.9. Не облагаемые налогом доходы
  • 5.10. Порядок перерасчета обязательств по налогу
  • 5.11. Порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц
  • 5.12. Учет и отчетность по налогу на доходы физических лиц
  • Глава 6. Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды
  • 6.1. Объект обложения страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды
  • 6.2. Выплаты и вознаграждения, не включаемые в объект обложения страховыми взносами
  • 6.3. База для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды
  • 6.4. Деление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на части тарифа
  • 6.5. Новые категории застрахованных лиц
  • 6.6. Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами во все государственные внебюджетные фонды
  • 6.7. Вопросы формирования объекта обложения страховыми взносами и расчетной базы для их исчисления
  • 6.8. Тарифы страховых взносов.
  • Общеустановленная ставка
  • 6.9. Тарифы страховых взносов в 2012 году.
  • Шкала, используемая при расчете выплат в пользу лиц, являющихся инвалидами I, II или III группы
  • 6.10. Шкала, используемая при расчете выплат и вознаграждений в пользу лиц, занятых в рамках предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, переведенной на специальные налоговые режимы
  • 6.11. Учреждения, осуществляющие производство, выпуск в свет (в эфир) и (или) издание средств массовой информации
  • 6.12. Шкала, используемая хозяйственными обществами, созданными научными учреждениями
  • 6.13. Особенности уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с иностранных граждан и лиц без гражданства
  • 6.14. Новые и уточненные санкции
  • 6.15. Определение даты осуществления выплат и вознаграждений
  • 6.16. Порядок исчисления и уплаты страховых взносов
  • 6.17. Порядок возмещения суммы перерасхода по средствам социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством
  • 6.18. Страховые взносы в рамках социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
  • 6.19. Отчетность по взносам
  • Глава 7. Налог на имущество
  • 7.1. Объект обложения по налогу на имущество
  • 7.2. Налоговая база по налогу на имущество
  • 7.3. Порядок определения среднегодовой (средней) стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения
  • 7.4. Льготы по налогу на имущество
  • 7.5. Порядок исчисления сумм налога на имущество
  • 7.6. Порядок уплаты налога на имущество
  • 7.7. Отчетность по налогу на имущество
  • Глава 8. Транспортный налог
  • 8.1. Обязанности учреждения по уплате транспортного налога. Объект налогообложения
  • 8.2. Налоговая база и налоговые ставки по транспортному налогу
  • 8.3. Порядок исчисления и уплаты транспортного налога
  • 8.4. Отчетность по транспортному налогу
  • Глава 9. Земельный налог
  • 9.1. Объект налогообложения по земельному налогу
  • 9.2. Налоговая база по земельному налогу
  • 9.3. Льготы по земельному налогу
  • 9.4. Налоговые ставки по земельному налогу
  • 9.5. Порядок исчисления земельного налога
  • 9.6. Порядок и сроки уплаты земельного налога
  • 9.7. Отчетность по земельному налогу

Отзывы

Читали эту книгу? Пожалуйста, поделитесь мнением:

Никита Михалков

Российский союз правообладателей (РСП) — одна из аккредитованных при Минкультуры организаций по коллективному управлению правами — опубликовала отчет за 2018 год. Сборы за прошлый год выросли на 46%, превысив 4,4 млрд руб. Соответственно, резко, в полтора раза, до 2,9 млрд руб., увеличились и выплаты союза владельцам авторских и смежных прав.

РСП был создан в 2009 году Российским авторским обществом и Союзом кинематографистов под председательством Никиты Михалкова. В РСП режиссер занимает должность президента совета. В него также входят, в частности, дирижер Юрий Башмет, композитор Владимир Пресняков, певец Николай Расторгуев.

РСП осуществляет сборы вознаграждений за прослушивание и просмотр аудиовизуальных произведений в личных целях. Взимать вознаграждение с каждого человека практически невозможно, поэтому так называемый «налог на болванки» выплачивают производители и импортеры электроники, которая воспроизводит музыкальные произведения, а также записывает аудио и снимает видео. Перечень этих устройств утвержден постановлением правительства № 829 от 14 октября 2010 года. В списке — диктофоны, магнитофоны, кассетные проигрыватели, телефоны, ноутбуки, телевизоры, электронные часы, ЭВМ. Размер вознаграждения определен в 1% от стоимости товара.

На конец 2018 года у РСП было заключено 5 тыс. договоров с правообладателями, что на 11% больше, чем годом ранее. С плательщиками за отчетный период союз заключил лишь восемь новых договоров, теперь их общее число достигло 113.

Ранее резкий рост сбора «налога на болванки» РСП демонстрировал лишь в 2013 году — тогда отчисления производителей и импортеров увеличились почти в три раза, с 1,2 млрд до 3,4 млрд руб. После этого наиболее заметный рост — на 23%, до 2,7 млрд руб., — был зафиксирован в 2016 году, что было обусловлено восстановлением после кризисного 2015 года.

Увеличившиеся почти в полтора раза в 2018 году сборы гендиректор РСП Сергей Филиппов объяснил РБК возросшим потребительским спросом на электронные устройства, указанные в постановлении правительства.

Данные исследовательской компании GfK (есть у РБК) свидетельствуют, что в 2018 году выросли продажи музыкальных центров (+20,5% в абсолютном выражении и +22,3% в денежном), колонок и саундбаров (+37,8 и +32,4% соответственно), телевизоров (+17,6 и +15%), смартфонов (+2,3 и +19,3%). В свою очередь, упали продажи MP3-плееров (-27,2 и -25,2%), DVD-плееров (-5,1 и -13,3%), кнопочных мобильных телефонов (-2,2 и -12,6%).

В отчете РСП указано, что 930 млн руб. из перечисленных правообладателям денег достались авторам произведений, 767 млн руб. — исполнителям, 1,2 млрд руб. — изготовителям фонограмм и других аудиовизуальных произведений. На собственные расходы союз удержал 655 млн руб.

«Налог на болванки» давно устарел, считает директор по связям с общественностью Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники Антон Гуськов. Он отмечает, что сейчас практически никто не копирует произведения на магнитофоны и MP3-плееры, большая часть аудитории использует облачные сервисы. Прозрачность отчетности РСП «оставляет желать лучшего», добавил Гуськов.

Интересы правообладателей представляют также две другие аккредитованные при Минкультуры организации: Российское авторское общество (РАО) и Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС). Но они собирают сборы на публичное исполнение фонограмм: РАО в интересах авторов, ВОИС — исполнителей и записывающих студий. Плательщиками выступают радиостанции и телеканалы, предприятия торговли и общественного питания, а также любые другие общественные места, где звучит музыка. С магазинов и ресторанов, к примеру, взимается фиксированный ежемесячный платеж.

За 2018 год уже отчиталась ВОИС. Ее сборы увеличились лишь на 4,8%, до 1,2 млрд руб. Российское авторское общество пока свой отчет за 2018 год не опубликовало.

Читайте также: