Повышение эффективности проведения выездных налоговых проверок

Опубликовано: 16.05.2024

Липецкий филиал Российской Академии Народного Хозяйства и Государственной Службы

Филатова Ирина Ивановна, Липецкий филиал РАНХИГС, доцент, кафедра экономика и финансы, кандидат экономических наук

УДК336.221.4

Введение. Очевидным является тот факт, что без налогов государство не способно существовать. От эффективности системы налогового контроля зависит собираемость налогов и наполнение бюджета Российской Федерации. Основной формой налогового контроля являются налоговые проверки. Они позволяют выявить факты неполной уплаты или неуплаты налогов и сборов. Основной задачей налоговых проверок является выявление и пресечение нарушений налогового законодательства.

Актуальность. Эффективность выездной налоговой проверки связана с тем, что она базируется на изучении объективных фактических сведений, которые не всегда предоставляются налогоплательщиками в налоговые органы в ходе камерального контроля. Удельный вес доначислений произведенных с помощью выездной налоговой проверки, составляет приблизительно 75% всех доначислений по итогам работы, выполненной налоговыми органами.

Целью выездной налоговой проверки является контроль за соблюдением налогового законодательства о налогах и сборах, то есть правильностью начислений, полнотой и современностью перечисленных налогов и сборов в бюджет. Несмотря на то, что данная форма налогового контроля достаточно эффективна, проведение таких проверок связано с многочисленными проблемами. Рассмотрим главные из них. На данный момент вопросы планирования и организации выездных налоговых проверок являются наиболее актуальными проблемами. [1]

Цель работы заключается в изучении аспектов выездной налоговой проверки, влияющие на ее эффективное проведение. То есть затраты на проведение которой многократно перекроются суммами дополнительно начисленных платежей.

Одними из важных критериев отбора фирмы для проведения выездной налоговой проверки являются налоговая нагрузка и рентабельность налогоплательщика, которые сравниваются со средними показателями в данной отрасли. Такое сравнение является не совсем корректным, так как среднеотраслевые показатели не могут являться ориентиром для выводов о наличие нарушений налогового законодательства. Организации могут по субъективным причинам иметь низкий уровень или наоборот резкий рост упомянутых показателей. Кроме того, среднеотраслевые характеристики находятся в зависимости от таких факторов, как количество работников и вид деятельности. Если фактические данные не соответствуют среднеотраслевым, это не означает, что налогоплательщик занижает свои доходы, которые отражены в налоговой отчетности или что он завышает расходы в целях снижения налоговой базы.

Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает последовательную процедуру формирования доказательств, свидетельствующих о совершении налогового правонарушения. Необходима камеральная проверка налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, далее проводится комплексный анализ основных показателей финансово- хозяйственной деятельности. После изучения документов анализируется информация из внешних и внутренних источников о налогоплательщике, и подготавливаются вопросы, подлежащие более углубленной проверке.

Одна из основных проблем, в подготовке и проведения выездных налоговых проверок выражается в отсутствии необходимых правовых норм и несоответствии определенных юридических конструкций. Такое состояние нормативно-правовой базы приводит к необходимости разработки конкретных комплексных мер, которые смогли бы обеспечить высокую эффективность проводимых налоговых проверок.

Задачи статьи:

  1. Проанализировать статистические данные прошлых лет.
  2. Выявить взаимосвязь между количеством выездных налоговых проверок и количеством доначисленных сумм по ним.
  3. Предложить свои методы увеличения продуктивности выездных налоговых проверок.

Научная новизна заключается в сопоставлении статистических данных прошлых лет и выявление новых мер для повышения эффективности налоговых проверок.

Рассмотрим количество выездных проверок в Российской Федерации. В 2014г. было проведено 26184 выездных налоговых проверок, в 2015г. - 22247, а в 2016г. - 19138. (рис.1)[3]


Рис.1. Динамика проведения выездных налоговых проверок в Российской Федерации.

Далее рассмотрим, сколько дополнительно начислено платежей, включая налоговые санкции и пени. В 2014 году составляет 242 266 757 тыс. рублей, в 2015 году -213 438 782 тыс. рублей, в 2016 году 257 212 794 тыс. рублей. (рис. 2)


Рис. 2. Доначисленные платежи в результате проведения выездных налоговых проверок в Российской Федерации за 2014 г., 2015 г. и 2016 г.

Результаты. Проанализировав рис. 1 и рис. 2 , можно сделать следующий вывод. Несмотря на то, что количество выездных проверок с каждым годом становится все меньше, сумма «доначислений» выросла. Так в 2014 году эта сумма составляла 9252 тыс. рублей на одну выездную проверку, в 2015 году -9594 тыс. рублей, а в 2016 году - 13439 тыс. рублей. Это говорит о высоком качестве проведения выездных налоговых проверок. Особенно в 2016 году, мы можем увидеть на графике, что количество выездных проверок снизилось, а доначисленные платежи увелись по сравнению с 2015 годом на 18 %.

Под «эффективной» налоговой проверкой можно понимать такую проверку, затраты на проведение которой многократно перекроются суммами дополнительно начисленных платежей.

Несмотря на положительную динамику проведения выездных налоговых проверок в 2016 году, необходимо совершенствовать систему отбора налогоплательщиков для выездных налоговых проверок, так как в 2015 году, по сравнению с 2014 годом доначисленения в результате проведения выездных налоговых проверок заметно сократились.

Для повышения результативности и эффективности выездных налоговых проверок, необходимы следующие меры:

1) Создание единой методики анализа, планирования и проведения выездной налоговой проверки;

2) Совершенствование критериев отбора налогоплательщиков. Приведенный перечень критериев является далеко не полным. Систему критериев необходимо сделать более гибкой, что бы анализируя результаты проверок неэффективные критерии заменить другими. Кроме того, формулировка ряда критериев требует серьёзных уточнений в целях устранения возможной неоднозначности их трактовки.

3) Изучать и использовать положительный опыт зарубежных стран в организации и проведении налоговых проверок. Например, в Соединённых Штатах Америке налоговым органом является Служба Внутренних Доходов. Все поступающие сведения попадают в компьютеризованную систему, автоматически обрабатываются и сопоставляются с данными находящихся в налоговых декларациях. Это позволяет проводить отбор деклараций для более тщательной проверки, которая уже будет проводиться налоговыми инспекторами. [4]

Заключение. Таким образом, для достижения наилучших результатов при организации и проведении выездных налоговых проверок, необходимо оптимизировать работу налоговой службы, направленной как на повышение эффективности выездных налоговых проверок, так и на избежание низкорезультативных проверок, и как следствие, расхода бюджета на такие проверки.

23.03.2017, 11:30 Безуглая Наталия Сергеевна
Рецензия: Предложенная автором тема безусловно актуальна. Но заявленные тезисы весьма спорны, например, научная новизна не является новизной. Далее автор голословно утверждает, что "Одна из основных проблем, в подготовке и проведения выездных налоговых проверок выражается в отсутствии необходимых правовых норм и несоответствии определенных юридических конструкций." Необходимы примеры для таких заключений. Анализ статистических данных весьма спорен, если взять поправки на инфляцию, а не текущее стоимостное выражение ( а как мы знаем цены 2014г и 2016г существенно различаются) взысканий, то возможно выводы о росте эффективности неверны. Предложенные автором методы повышения эффективности выездных налоговых проверок поверхностны и не содержат конкретики и каких-либо исследовательских выводов, заключение статьи также носит общий характер и его необходимо конкретизировать. Поставленная цель не достигнута. Ввиду изложенного статья не рекомендуется к печати.

image_pdf
image_print

Количество выездных налоговых проверок год от года уменьшается, причем существенно. 5 лет назад их проводил порядка 45 тыс. в год, теперь же менее 14 тыс. За тот же период средняя сумма доначисления на одну проверку выросла в почти два раза: с 6,5 млн в 2012 году до 12,5 млн в 2017. Так что дело вовсе не в лояльности ФНС, а в том, что проверки стали гораздо «прибыльнее». А главное — точнее. Сегодня налоговые органы ошибаются, то есть не находят нарушений в результате ВНП, всего лишь в одном случае из 100!

Добиться этого удалось благодаря точечному подходу к отбору объектов контроля, то есть тщательному предпроверочному анализу. Именно о нем и расскажем в сегодняшней статье.

Что такое предпроверочный анализ

Львиная доля работы, необходимой в процессе осуществления налогового контроля, проводится в ходе предпроверочного анализа. Он представляет собой изучение информации о налогоплательщике, которая имеется в распоряжении налогового органа. В итоге аналитик ИФНС приходит к выводу относительно целесообразности проведения выездной налоговой проверки конкретного субъекта бизнеса.

Можно сказать, что цель проверочного анализа — установка двух обстоятельств:

  1. Есть ли причины для доначисления налогов, то есть допускал ли субъект налоговые нарушения?
  2. Есть ли перспективы взыскания доначисленных сумм?

Когда ответы на оба эти вопроса положительны, и предварительно рассчитанная сумма доначислений превышает определенный минимум, то принимается решение о проведении выездной налоговой проверки.

Автоматический отбор

На первом этапе отбор проводится с помощью различных информационных систем и программных комплексов, которых насчитывается около двух десятков. Это, так сказатью, грубый фильтр, через который налогоплательщики пропускаются автоматически. Далее расскажем о наиболее значимых программах и базах данных.

В первую очередь, это ПИК ВНП-отбор. Программа анализирует налогоплательщика по определенным критериям и сравнивает с другими представителями бизнеса с таким же ОКВЭД. В итоге она проставляет баллы. Если баллов слишком много — «клиент» рекомендуется к ВНП.

Также внимания заслуживают две программы семейства АСК НДС, которые работают совместно: СУР АСК НДС-2 и, собственно, сам программный комплекс АСК НДС-2.

Система управления рисками АСК НДС-2 автоматически распределяет все компании и ИП в три группы:

  1. Низкорисковые. Уплачивают НДС, не имеют дел с однодневками, располагают необходимыми ресурсами для бизнеса.
  2. Высокорисковые. Уплачивают мало НДС либо не платят его вовсе, имеют связи с подозрительными контрагентами и не имеют ресурсов.
  3. Средний риск. Все субъекты бизнеса, которые не попали в перечисленные выше категории.

Матрица

Высокие технологии помогают ФНС отбирать налогоплательщиков для проведения выездных проверок

АСК НДС-2, которой запуганы все плательщики НДС, сопоставляет данные по сделке, указанные в отчетах покупателей и продавцов. Они попадают в декларации из счетов-фактур. Цель состоит в анализе цепочек НДС и поиске разрывов. При обнаружении расхождений система требует у налогоплательщиков пояснений.

Уже в 2018 году будет внедрено новое поколение комплекса — АСК НДС-3. Система даст проверяющим еще больше возможностей.

В итоге субъекты попадают в ту или иную группу. И если это не категория с низким риском, то далее работать с потенциальным проверяемым будет уже аналитик.

Работа аналитика

Использование технических возможностей

В своей работе аналитик, впрочем, также использует информационные системы. В частности, «Налог 3», в которой содержится досье налогоплательщика. Комплекс дает представление о том, как движутся денежные средства по его счетам, помогает анализировать имущество компании, а также ее собственников и руководства. В отношении физических лиц подлежат анализу не только их доходы и личное имущество, но и активы их близких родственников.

Цель такого анализа — установить, можно ли взыскать потенциально доначисленные суммы. Делается вывод о том, ведет ли компания реальную деятельность. Если ведет, значит, с нее можно что-то взять.

Еще одна небезынтересная программа — ПК «ВАИ» (визуальный анализ информации). Она помогает выявить взаимозависимости лиц, источники их доходов и другие сведения.

После того как все технические возможности исчерпаны, аналитик переходит к «ручному» анализу потенциального проверяемого.

«Ручной» анализ

Цель работы на этом этапе — найти операции, в результате которых налогоплательщик получил необоснованную налоговую выгоду. Работа ведется по двум направлениям:

  1. Поиск подозрительных контрагентов. Речь о сотрудничестве с однодневками для «обналички» или применении серых схем налоговой оптимизации.
  2. Поиск подконтрольных лиц — компаний и предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, а также признаков дробления бизнеса.

Применяя такие механизмы, недобросовестные налогоплательщики уходят от уплаты НДС и занижают налог на прибыль.

Анализ взаимодействия с партнерами по бизнесу

Ручной анализ позволяет исследовать операции налогоплательщика и найти среди его контрагентов однодневки и подконтрольные лица

Применение баз данных и специальных систем

Однако «ручной» анализ тоже предполагает использование программ и баз данных. Так, для поиска ненадежных контрагентов применяется ПИК «Однодневка». Это база, в которой собраны компании с признаками анонимных структур. С ее помощью аналитики выясняют, нет ли среди контрагентов потенциально проверяемого лица таких организаций. Если таковые будут найдены, на следующем этапе проверяются уже их контрагенты и так далее. В итоге выявляется вся сеть проблемных компаний, с которыми имел дело налогоплательщик. Проанализировав сделки с ними, аналитик определяет примерно сумму к доначислению.

Таким образом, в результате анализа делаются два вывода:

  1. Налогоплательщик определенно участвовал в серых схемах, а значит, ему есть что доначислить.
  2. При проведении выездной проверки нужно двигаться именно в сторону взаимодействия субъекта с однодневками и зависимыми лицами.

Упомянем и специальные системы проверки контрагентов, которые налоговики тоже используют в своем анализе. Они позволяют на основе открытых данных устанавливать взаимосвязи между лицами через руководство, собственников, адреса и прочие реквизиты.

Работа с открытыми источниками

При анализе открытых источников специалисты ИФНС могут не только искать упоминания о налогоплательщике и его собственниках в СМИ и интернете, но и посещать личные страницы представителей руководства (владельцев) в соцсетях, смотреть фото с корпоративов и так далее. Сами бизнесмены зачастую подставляют свои компании и увеличивают риски ВНП собственными неосторожными высказываниями.

Например, упоминание бизнесменом о своем холдинге или группе компаний может указывать на наличие сети подконтрольных организаций. А значит, может иметь место дробление бизнеса либо применение прочих не совсем белых схем налоговой оптимизации.

Весьма показателен анализ картотеки арбитражных дел. По статистике, в качестве одной из сторон арбитражного процесса никогда не выступала лишь малая часть субъектов бизнеса — порядка 5%. А значит, большинство налогоплательщиков, которые реально ведут деятельность, есть в базе данных арбитража. Соответственно, если контрагент налогоплательщика в этой базе отсутствует, то, вероятнее всего, он является однодневкой.

Запрос сведений у банков и госслужб

Банки активно сотрудничают с ФНС — это ни для кого не секрет. И помогают они налоговикам не только тем, что блокируют счета и отказывают в проведении операций «подозрительным» налогоплательщикам. Но и тем, что по запросам предоставляют информацию о движении денежных средств обслуживаемых компаний и ИП.

В ходе анализа инспекторы запрашивают в банках сведения о счетах самого субъекта и его сомнителных контрагентов. В особенности если это индивидуальные предприниматели.

Пример. Компания совершает периодические платежи в адрес ИП. Выписка по счету предпринимателя говорит о том, что он все полученные средства переводит на личный счет. Вывод: операции между компанией и ИП могут носить транзитный характер.

Чтобы проверить это предположение, аналитик запросит в банках, обслуживающих счета компании и предпринимателя, информацию по IP и MAC адресам. Нередко выясняется, что соответствующие адреса совпадают. Это говорит о том, что управление счетами организации и ИП осуществляется с одного компьютера, то есть эти бизнес-структуры подконтрольны одному лицу. А значит, есть шанс исключить платежи в адрес ИП из состава расходов компании. Соответственно, можно будет доначислить налог на прибыль.

Офис Альфа-Банка в Москве на ул. Пятницкой

Банки предоставляют ФНС информацию о своих клиентах по запросам

Причем запросы в банк могут быть сделаны как по активным, так и по недействующим счетам. Таким образом, закрытие счета компании или ИП в данном примере бизнесмена, которому принадлежат эти структуры, не спасет.

Запросы могут направляться налоговиками не только в банки, но и государственные службы, например, ГИБДД или Росреестр. Цель очевидна — выяснить состав имущества, которое принадлежит руководству компании, собственникам и их близким. Делается это для того, чтобы оценить реальность взыскания доначислений. Однако есть еще одна цель — сопоставить доходы упомянутых лиц с уровнем жизни. Явный диссонанс может свидетельствовать о том, что на каком-то этапе бизнес-процессов (до налогообложения) деньги из компании попросту выводятся.

Работа с архивом

Прочие факторы, влияющие на отбор

Нельзя не упомянуть и о других критериях, которые имеют существенное, а иногда и решающее, значение в вопросе о проведении ВНП.

В первую очередь, это размер бизнеса. Субъекты, выручка которых менее 100 млн рублей в год, мало интересуют налоговые органы. Почему? Ответ вытекает из следующего критерия — это показатель эффективности налогового инспектора по ВНП. Речь о том, что сумма доначислений, ради которых стоит затевать выездную проверку, должна быть не менее определенного минимума:

  • для Москвы — 11 млн рублей;
  • для других крупных городов России — 5 млн рублей.

Если сумма потенциального доначисления ниже, то ВНП, скорее всего, проводить пока не будут — это попросту невыгодно бюджету. Но это не значит, что о налогоплательщике забудут — за ним будут пристально наблюдать.

Купюры по 5 тыс. рублей

Чтобы налоговый орган решил провести ВНП, предполагаемая сумма доначислений должна быть весьма внушительной

Есть еще один критерий, который можно даже назвать главным. Мы о нем уже неоднократно упоминали — это реальность взыскания доначисленных сумм налогов. Если в результате анализа выясняется, что с субъекта нечего взять, то смысла проводить ВНП нет. Именно поэтому аналитики тщательно исследуют активы не только компании, но и связанных с ней лиц — подконтрольных структур, собственников, руководителей, а также членов их семей.

Пара слов об одном распространенным мифе — о критерии трех лет. У бизнесменов ест уверенность, что проверка грядет не ранее, чем через 3 года. Якобы до этого опасаться нечего, а через 3 года фирму можно и закрыть. Это заблуждение может дорого обойтись. Не стоит забывать, что декларация по НДС сдается каждый квартал. И если налоговики увидят предпосылки для доначисления, ждать «положенные» 3 года они не станут.

Более того, закрыв организацию через 3 года и зарегистрировав новую, бизнесмен лишь убеждает налоговые органы в своей недобросовестности. Подобные схемы легко прослеживаются через передачу новому лицу активов, контрактов, сотрудников. Судебная практика показывает, что такую «новую» организацию не составит труда привлечь к ответственности за налоговые долги «старой» компании.

Выводы аналитика

Пропустив налогоплательщика через фильтр информационных систем и обработав вручную, аналитик делает выводы о целесообразности проведения ВНП. Причем от него требуется не просто выдать положительное решение (если есть к тому предпосылки), но и раскрыть информацию:

  • о сумме минимального доначисления по НДС и налогу на прибыль;
  • о мероприятиях, которые следует провести в отношении налогоплательщика при подготовке к выездной проверке;
  • о том, что следует делать в рамках самой ВНП — какие мероприятия проводить, какие документы запрашивать у контрагентов и так далее.

Итогом проведения предпроверочного анализа является документ — заключение. Оно состоит из 6 частей. С его содержимым можно познакомиться в следующей таблице.

Таблица 1. Разделы заключения предпроверочного анализа

Название

Примерное содержание

Основная информация о налогоплательщике

Оценка финансово-хозяйственной деятельности

Оценка по 12-ти критериям риска

Результаты анализа по критериям из Приказа ФНС от 30.05.07г. №ММ-3-06/333. Среди них уровень налоговой нагрузки, убытки, значительные суммы вычетов, выплата ЗП ниже среднего по отрасли, низкая рентабельность, сотрудничество с однодневками, непредставление пояснений по требованию ИФНС и некоторые другие

Сведения из информационных и иных источников

Информация, полученная о налогоплательщике как из открытых источников (СМИ, интернет), так и из специальных поисково-информационных комплексов и аналитических инструментов

Сведения о проведенных мероприятиях НК

Результативная часть

Подведем итоги

Итак, из всего сказанного выше можно сделать такие выводы:

  1. Если вам назначили выездную проверку, то с вероятностью 99% у вас найдут нарушения и доначислят налоги.
  2. Скорее всего, сумма доначисления будет более 5 млн рублей для крупных российских городов и 11 млн рублей для Москвы. Также эта сумма практически на 100% будет выше минимума для привлечения к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов.
  3. C большой долей вероятности налоговый орган уже знает, за счет чего сможет взыскать доначисленные суммы. Это могут быть активы не только самой организации, но и связанных с ней лиц.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоговые проверки


На протяжении нескольких лет статистика, публикуемая ФНС на своём сайте, свидетельствует об уменьшении количества налоговых проверок. Суммы доначислений при этом растут. Как же так выходит, что в план проверок попадает 99% «виновных»?

Сегодня с экспертами taxCoach мы посмотрим на этот вопрос с точки зрения системного подхода налоговой службы к организации процесса планирования выездных налоговых проверок, на основе рекомендаций ФНС (Письмо ФНС России от 12 февраля 2018 года № ЕД-52/307ДСП@ - письмо с отметкой для служебного пользования) для нижестоящих органов.

Всего работа налоговой по планированию ВНП делится на несколько этапов и схематично выглядит следующим образом:

Стадии формирования плана ВНП.jpg

Особый интерес вызывают первые два этапа, поскольку именно в ходе их проведения налоговая даёт некую первичную оценку действиям налогоплательщика.

Отбор налогоплательщиков

Представляет из себя сбор информации. Результатом отбора является решение проводить или не проводить в отношении налогоплательщика предпроверочный анализ. Ключевую роль на данном этапе играют сведения полученные из внешних и внутренних источников информации.

К первой категории в том числе относится информация:

  • полученная от иных контролирующих (правоохранительных) органов;
  • общедоступная информация из интернета;
  • жалобы физических и юридических лиц.

Внутренние источники информации — это специализированные информационные ресурсы (ИР), автоматизированные системы контроля (АСК) и программные комплексы (ПК/ПИК), находящиеся в пользовании сотрудников ФНС. Их перечень впечатляет. Мы насчитали десятки таких помощников, предоставляющих инспекторам на местах огромный объём информации. Например:

  • ИР «Сведения о доходах ФЛ» позволяет проверяющим получить сведения о доходах конкретных физических лиц, в том числе чтобы установить их реальное место работы;
  • ИР «Допросы и осмотры» предоставляет информацию обо всех поручениях провести допрос, о проведенных допросах и осмотрах или о невозможности их проведения;
  • ПИК «Таможня-Ф» — предоставляет данные об экспорте и импорте;
  • ИР «Ограничения» -содержит перечень объектов недвижимости, в отношении которых собственниками в налоговый орган поданы заявления о запрете на регистрацию в их помещениях юридических лиц;
  • ППО «Анализ на основе среднеотраслевых индикаторов» — автоматически формирует информацию по всем налогоплательщикам отрасли за 3 года и проводить анализ уровня уплаты налогов в увязке с результатами финансово-хозяйственной деятельности конкретной организации. Задача — выявить уровень отклонений и отнести в определённую группу риска.

Принципы работы этих роботов широко известны, поэтому сейчас подробно останавливаться на них не будем.

Помимо сбора информации, налоговый орган оценивает поведение налогоплательщика в ретроспективе. В частности, информацию об уточнениях налоговых обязательств в результате направления требований о представлении письменных пояснений или вызове в инспекцию.

В целом, в своих рекомендациях, ФНС акцентирует внимание на том, что приоритетными для включения в проект Плана ВНП являются налогоплательщики, обладающими максимальными рисками совершения правонарушений. Соответственно, эта же категория налогоплательщиков является первыми кандидатами на проведение в отношении них предпроверочного анализа.

Предпроверочный анализ

Предпроверочный анализ включает в себя проведение инспекторами ряда обязательных процедур:

1) Истребование документов по конкретным сделкам

Безусловно, требования от налогового органа поступают налогоплательщикам постоянно и не всегда это означает инициацию проведения предпроверочного анализа. Тем не менее, участившиеся требования от ИФНС — первый звонок.

2) Проведение допросов должностных лиц контрагентов налогоплательщика

Как правило проводится в целях установления реальности сделок.

3) Анализ банковских выписок и информации из АСК «НДС 2»

  • сопоставить данные о товарных потоках с денежными потоками;
  • установить звенья вывода денежных средств (обналичивание) либо факт возврата денег налогоплательщику.

4) Запрос в банках информации о представителях налогоплательщика и его контрагентов

Конечно, речь идёт не обо всех контрагентах, а лишь о подозрительных (потенциально подконтрольных). В ходе данной процедуры инспекторы запрашивают сведения: (а) о личности лиц, участвовавших в открытии расчётных счетов, лиц и/или имеющих право распоряжаться деньгами; (б) данные таких представителей: контактные телефоны, IP и MAC адреса устройств, с которых они управляют счетами.

5) Анализ обстоятельств сделки

Цель анализа — определить, было ли вообще возможно её реальное исполнение, с точки зрения экономических и физических обстоятельств.

6) Истребование информации о сделках налогоплательщика у его контрагентов

«Встречной проверкой», в целом, тоже никого не удивишь и получение требований контрагентами также не гарантирует проведение предпроверочного анализа. Однако, как и в пункте 1, при получении информации от контрагентов об участившихся требованиях в отношении компании, стоит быть начеку.

7) Установление подконтрольности между контрагентом и анализируемым налогоплательщиком

Речь идёт о выявлении некого перечня связанных с налогоплательщиком субъектов, которые используются им в целях уклонения от уплаты налогов. Данный процесс носит вероятностный характер. То есть налоговый орган выдвигает некоторые предположения о подконтрольности на основе собранных к текущему моменту доказательств, что вовсе не гарантирует верность их предположений.

8) Изучение информации о контрагенте налогоплательщика

В рамках данного мероприятия, налоговый орган должен собрать в отношении контрагентов информацию, аналогичную той, что была собрана в отношении самого налогоплательщика на этапе отбора, то есть с использованием внешних и внутренних источников информации.

9) Установления факта «злоупотребления» именно налогоплательщиком

Иными словами, налоговый орган должен убедиться, что именно анализируемый налогоплательщик организовал схему уклонения от уплаты налогов. Кроме того, он или его бенефициары являются выгодоприобретателями от схемы уклонения.

10) Составление графической схемы товарных и денежных (в т.ч. заёмных) потоков

Данная процедура предполагает условное изображение модели ведения деятельности конкретным налогоплательщиком и его взаимодействия с иными контрагентами, отношения с которыми вызывают подозрения.

11) Расчёт предполагаемых сумм доначислений

Здесь в целом всё понятно, налоговый орган должен прикинуть потенциальный куш, для определения целесообразности проведения проверки в отношении налогоплательщика.

12) Передача материалов в другой субъект

Эта процедура выполняется в случае, если проверяющими будет выявлен иной налогоплательщик, стоящий на учёте в другом регионе и являющийся выгодоприобретателем от схемы.

Декларируемая ФНС цель всех вышеописанных процедур — собрать доказательства совершения налогового правонарушения. Однако совершенно очевидно, что помимо сбора доказательств, инспекторы решают вопрос целесообразности проведения проверки с точки зрения возможных доначислений и перспектив взыскания денежных средств.

Добровольное уточнение

В своих рекомендациях ФНС прямо указывает, что при наличии объективных доказательств совершения налоговых правонарушений, перед включением налогоплательщика в план проверок, ему должна быть предоставлена возможность добровольно заплатить налоги.

Обязательность данной процедуры подтверждается текущей практикой, поскольку так называемые комиссии по легализации стали чуть ли не главным средством налоговой службы для повышения собираемости налогов.

Тем не менее, в ряде случаев работа, направленная на добровольное уточнение налоговых обязательств, может не проводиться:

  • имеется поручение вышестоящего органа о включении налогоплательщика в проект плана ВНП;
  • есть основания полагать, что в случае проведения комиссии, налогоплательщик предпримет меры реорганизации или миграции в другой регион;
  • в пределах трёх лет до рассмотрения вопроса, налогоплательщику направляли требования о даче пояснений, и он на них никак не отреагировал, в том числе не уточнил сумму налогов к уплате и не отказался от применения схемы по уклонению от уплаты налогов.

Сама по себе комиссия по легализации является безусловным благом. Во-первых, участие в данном мероприятии позволяет налогоплательщику донести до инспекторов свою позицию, что, возможно, вообще снимет все претензии. Во-вторых, она предоставляет возможность доплатить налог без штрафов.

Важно! Рекомендации ФНС прямо указывают на то, что уточнение налоговых обязательств не является 100% гарантией избежание проверки. После доплаты компанию могут не включать в проект плана ВНП, а могут и включить. Соответственно, даже после, казалось бы, удачного завершения комиссии, у налогоплательщика не должна возникать иллюзия безопасности.

Кроме этого, важно понимать, что само по себе уточнение налоговых обязательств по итогам комиссии, свидетельствует о том, что инспекторы работают в верном направлении и налогоплательщику есть что скрывать. Подача уточнённой декларации предоставляет основание для проведения камеральной проверки прошлого периодаСм. Письмо Федеральной налоговой службы от 26 сентября 2016 г. № ЕД-4-2/17979, чем иногда пользуются инспекторы, забывая о «джентльменских» договорённостях.

Миграция, реорганизация, ликвидация

Не секрет, что ликвидация, реорганизация или изменение адреса, могут спровоцировать выездную налоговую проверку. Анализируемые рекомендации подтверждают этот тезис.

ФНС разъясняет, что в отношении реорганизуемых или ликвидируемых организаций должна быть проведена оценка наличия рисков совершения налоговых правонарушений. Данную оценку даёт управление налоговой службы соответствующего субъекта. При выявлении указанных рисков, принимается решение о включении субъекта в план ВНП.

Фактически это означает, что Управления ФНС в регионах имеют установку анализировать любую реорганизационную процедуру или ликвидацию на предмет целесообразности проведения проверки.

Что касается смены адреса, то с точки зрения рекомендаций потенциально подозрительным является смена региона. На этот случай у налоговой есть три сценария, применение которых зависит от определённых вводных условий:

1) Юридическое лицо включено в план ВНП на текущий квартал

В этом случае текущий налоговый орган в течение одного рабочего дня с момента получения сведений о предстоящей смене региона инициирует назначение выездной налоговой проверки.

2) В отношении компании проводится предпроверочный анализ

В этом случае текущий налоговой орган в течение 5 рабочих дней направляет в налоговую по новому адресу материалы предпроверочного анализа, дабы налогоплательщика могли включить в план ВНП на текущий квартал.

3) Компании нет в плане ВНП и предпроверочный анализ в отношении неё не проводится

В этом случае налоговому органу по новому адресу предоставлен месяц на проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика на основе рекомендаций по проведению предпроверочного анализа. Иными словами, в отношении компании проводят предпроверочный анализ.

Формирование и утверждение плана ВНП

Сам по себе порядок формирования и утверждения плана ВНП мало интересен налогоплательщику, поскольку повлиять на этот процесс снаружи — невозможно. Однако, в рекомендациях ФНС затронуты два интересных нюанса данного процесса:

Например, то, что план ВНП по крупнейшим налогоплательщикам утверждается один раз в полугодие. А вот по обычным налогоплательщикам — один раз в квартал. Соответственно, среднестатистический налогоплательщик «играет в рулетку с налоговой» 4 раза в год.

Эти особенности должны быть интересны любителям договариваться. Во-первых, договорённость, достигнутая с конкретным лицом в начале года, вовсе не гарантирует, что к третьему кварталу лицо не сменится и в следующем квартале инспекция выйдет на проверку.

Во-вторых, даже имея договорённости в своей инспекции, нельзя исключать ситуацию, при которой указание проверить, прилетит от вышестоящего органа.

Вместо резюме

Анализ рекомендаций ФНС, в целом, подтверждает сложившиеся в последние несколько лет тренды.

  1. Налоговая служба делает ставку на автоматизацию механизмов отбора налогоплательщиков, которые ориентируются на соответствие неким усреднённым статистическим показателям. В этой связи принципиально важно (а) знать необходимые параметры и (б) соответствовать им.
  2. На стадии допроверочных мероприятий налоговая служба проделывает большую работу, в результате которой уже рождаются доказательства, обосновывающие доначисления налогов.
  3. Приоритетом перед проведением ВНП пользуются комиссии по легализации. Очевидно, что налоговая служба стремится сделать больше, меньшими средствами, поскольку «стоимость» выездной проверки гораздо выше процедуры стимулирования для добровольного уточнения своих налоговых обязательств.


Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 23.04.2018 2018-04-23

Статья просмотрена: 3475 раз

Библиографическое описание:

Черникова, С. В. Анализ выездных налоговых проверок: пути совершенствования и повышения результативности / С. В. Черникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 16 (202). — С. 177-179. — URL: https://moluch.ru/archive/202/49573/ (дата обращения: 21.05.2021).

Наиболее приоритетным направлением работы ФНС России является осуществление своих полномочий по контролю и надзору за соблюдением налогового законодательства. Как и на любой другой государственный орган, на ФНС возложены некоторые задачи, позволяющие выполнять свои функции качественно и эффективно. Осуществление такой задачи ФНС как организация эффективного налогового контроля за налогоплательщиками требует особого внимания.

Законодательство о налогах и сборах предусматривает несколько форм налогового контроля. В данной статье рассмотрен выездной налоговый контроль.

Определение «выездной контроль» в Налоговом кодексе отсутствует, но информация, содержащаяся в статье 89 НК РФ, дает полную характеристику и раскрывает суть данного понятия. Выездной налоговый контроль, как и любой контроль, начинается с планирования и отбора налогоплательщиков для проверки. Исходным документом выступает Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3–06/333@ (ред. от 10.05.2012) «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок», где четко сформулированы принципы планирования и структура отбора налогоплательщиков для выездной налоговой проверки. Процедура проверки подробно рассматривается Письме ФНС России от 25.07.2013 N АС-4–2/13622 «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок»

После отбора налогоплательщиков налоговый орган по местонахождению организации выносит решение о проведении выездной налоговой проверки. Собственно так и начинается выездная налоговая проверка. Итогом всех этих действий становится в идеале взыскание ранее не уплаченных сумм налогов и сборов, начисление штрафов и пеней. Но планируемые результаты иногда отличаются от фактически полученных и теперь следует перейти к анализу результатов выездных налоговых проверок. Ниже представлена диаграмма о реальном поступлении денежных средств от доначислений в ходе выездных налоговых проверок.


Рис. 1. Сравнение данных о суммах доначисленных и взысканных по выездным налоговым проверкам за 2015-2017 г. (млрд. руб.)

В 2015 году по результатам выездных налоговых проверок было доначислено 270,3 млрд. р., в 2016 352,5 млрд. р., в 2017 324,3 млрд. р. Но суммы доначислений не всегда равны суммам, реально полученным в бюджет. По результатам выездных проверок реально взыскано в 2015 г. 144,56 млрд. руб., в 2016 г. 172,9 млрд. руб., в 2017 г. 184,83 млрд. руб. Сопоставив данные о доначисленных суммах и реально взысканных можно сделать вывод, что имеется разрыв в 1,5–2 раза: в 2015 году реально в бюджет поступили только 53,48 % от сумм доначислений, в 2016 49,04 %, а в 2017 56,99 %.

После подсчета стоит задуматься, почему в бюджет не поступают суммы недоимки, ведь казалось, что законодательством четко регламентирован порядок взыскания недоимки и доначислений, но система почему-то не работает.

При выявлении налоговым органом недоимки и доначислении сумм налогов по результатам проверки, налогоплательщик не позднее 20 рабочих дней с того момента, когда вступило в силу решение, вынесенное по итогам проверки, обязан заплатить эти суммы в бюджет. Налогоплательщик не заплатил — налоговый орган взыскивает через арбитражный суд. Если денег на счетах налогоплательщика нет, то налоговый орган вправе взыскать недоимку через реализацию имущества налогоплательщика. В большинстве случаев имущество, которым пользуется налогоплательщик, не принадлежит самому налогоплательщику, а взято в аренду: получается, что взыскать не с чего. Это первая причина недополучения сумм в бюджет.

Вторым фактором, снижающим поступления, является неэффективная служба внутреннего контроля в организациях. Об обязанности осуществлять внутренний контроль указывается в 19 статье 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», но о том, как и какие конкретно проводить мероприятия контроля, в законе не сказано. Возможно, законодательно прописанные, конкретные мероприятия контроля за ведением бухгалтерского, а также налогового учета, позволили бы снизить «внезапные» для организации доначисления, и вовремя и правильно исполнять налоговые обязательства.

Одним из немаловажных факторов служит проверка контрагентов самой организацией. При применении организацией общей системы налогообложения стоит уделить особое внимание проверке контрагентов (т. к. применяется метод начисления). Стоит отметить, что сейчас много способов проверить контрагентов. На сайте ФНС РФ запущен сервис по проверке контрагентов через ИНН/ОРГН, либо наименование юр. лица. Также в открытых ресурсах можно найти много информации, но как показывает практика, даже такие меры не всегда дают положительный результат.

Результативность зависит от качества методик, которые используют налоговые инспекторы во время осуществления налоговых проверок. Тщательно должна разрабатываться программа выездной проверки: здесь важна работа отдела предпроверочного анализа для более подробной детализации фактов нарушений налогового законодательства.

Очень важно совершенствовать законодательство, регулирующее проведение выездных проверок. Ввиду отсутствия в настоящее время единой системы подхода к проведению выездных налоговых проверок следует разработать методику проведения выездных налоговых проверок по каждому налогу. Следует разделить процесс выездного контроля на проверку методологии налогового учета и проведение налоговых расследований, выявление фактов нарушений налогового законодательства.

Для того, чтобы усовершенствовать процесс выездного контроля, необходимо подробно изучить этапы выездного контроля и понять, какой этап требует доработки.

Первый этап — ознакомление руководителя организации с решением о проведении выездной налоговой проверки и подписание им решения.

Второй этап содержит истребование документов у налогоплательщика посредством предоставления ему требования, где содержится перечень документов. В срок 10 календарных дней руководитель обязан предоставить истребуемые документы.

Третий этап самый наполненный и сложный: проводится собственно сама проверка. На данном этапе проверяются:

‒ правильность составления документов и наличие в них необходимых реквизитов;

‒ правильность и полнота учета документов;

‒ правильность определения налогоплательщиком объекта налогообложения, налоговой базы и др.;

‒ полнота и правильность исчисления налога, а также своевременность, полнота и правильность уплаты его в соответствующий бюджет;

‒ своевременность и правильность представления отчетности в налоговый орган.

Документы анализируются и сопоставляются в том числе с документами, полученными от сторонних организаций и контрагентов налогоплательщика.

Сличаются записи по первичным документам с записями по бухгалтерскому и налоговому учету. Делается вывод о наличии или отсутствии налогового правонарушения.

В случае выявления фактов налогового правонарушения устанавливается событие и состав правонарушения, формируется доказательственная база, доначисляются налоги, пени.

Четвертый этап содержит в себе кропотливую работу инспектора, но уже в налоговом органе. Инспектор на основе полученных данных делает выводы о фактах совершения/не совершения налоговых правонарушений, тщательно изучает доказательную базу. По необходимости, инспектор может провести встречную проверку у контрагентов организации, привлечь сотрудников других исполнительных органов, может приостановить проверку в связи с различными запросами в разные органы о налогоплательщике.

На этом этапе очень важен профессионализм налогового инспектора и точное соблюдение всех требований законодательства, умение использовать все технические средства и информационные ресурсы для сбора нужной информации и доказательной базы. На сегодняшний день для совершенствования работы налоговых органов, и в том числе выездных отделов, ФНС разрабатывает программное обеспечение, заключает межведомственные соглашения об обмене информацией, применяет различные способы для отслеживания реальных денежных потоков (на примере онлайн-касс), ужесточает меры ответственности за налоговые правонарушения.

Пятый этап — составление справки об окончании проверки и составление акта выездной налоговой проверки, вручение акта руководителю организации. Этот этап может быть последним, но чаще всего возникают несогласия с вынесенным решением, которые рассматриваются для принятия окончательного решения на шестом этапе проверки.

Шестой этап проходит непосредственно в арбитражном суде, где стороны предъявляют свои доказательства и суд выносит решение. Здесь необходимо внести некоторые поправки. Как показывает практика, арбитражные суды разных регионов по схожим делам выносят разные решения, это создает неопределенность для ведения учета бухгалтерами, т. к. в некоторых ситуациях при внесении фактов хозяйственной жизни в учетные регистры возникают спорные вопросы, для решения которых необходимо использовать альтернативные источники информации, например как раз арбитражную практику. Следует принять нормативные акты, где будут прописаны четкие инструкции для учета нетипичных фактов хозяйственной деятельности. Для совершенствования процесса выездных проверок поможет ускорение взаимодействия между исполнительными органами, а именно сокращение сроков обработки запросов при межведомственном взаимодействии, что поможет сократить время проверки и соответственно провести больше проверок, повысить итоговые результаты работы.

Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что налоговые органы совершенствуют свои методики посредством внедрения новых технологий, разрабатывают информационные системы, базы данных, различные программы для обмена с другими органами исполнительной власти. Возможно, что через несколько лет контакт с налогоплательщиками будет сведен к минимуму, что сейчас и происходит небольшими шагами. Автоматизация многих действий исключает человеческий фактор, делает систему прозрачной и полностью подконтрольной, что дает отличный результат.

Налоговый контроль признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Налоговым Кодексом Российской Федерации [1].

Основной формой налогового контроля является налоговая проверка, представляющая собой специфическую деятельность налоговых органов за соблюдением налогоплательщиками налогового законодательства. В ходе проведения налоговых проверок выполняется фискальная функция налогов, выявляются нарушения налогового законодательства и проводятся доначисления.

Налоговая проверка также является наиболее актуальным и самым эффективным способом осуществления налогового контроля, так как полностью обеспечивает фискальную функцию налогов и несет в себе принцип прямого воздействия на налогоплательщиков.

Налоговый Кодекс выделяет два вида налоговых проверок: камеральные и выездные. Сравнение их основных характеристик представлено в Табл.1.

Сравнение основных характеристик налоговых проверок

Камеральная налоговая проверка

Выездная налоговая проверка

По месту нахождения налогового органа

На территории (в помещении)

Подача налогоплательщиком налоговой

декларации (расчета) и иных документов в инспекцию

Решение руководителя налогового органа

В течение 3 месяцев со дня представления

Не более двух месяцев со дня

налогоплательщиком декларации (расчета)

вынесения решения о назначении

продления срока проведения

Продлеваться не может

Может быть продлен до четырех

месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев

Ошибки в налоговой декларации (расчете),

противоречия или несоответствия сведений декларации и иных документов (или сведений налогового органа)

Правильность исчисления и своевременность уплаты налогов

Полномочия представителей ФНС

Истребование пояснений (пояснительной записки) налогоплательщика (иные документы могут быть представлены только по усмотрению плательщика), а также документов, подтверждающих право на налоговые льготы

Ознакомление с налоговой отчетностью

плательщика по месту его нахождения, истребование документов, относящихся к предмету проверки, инвентаризация имущества, осмотр помещений и территорий, выемка документов и предметов, привлечение эксперта (специалиста)

Акт проверки (в случае выявления нарушений) – в течение 10 дней с окончания

Справка о проведении проверки

(составляется в последний день проверки)

Акт налоговой проверки (в течение 2 месяцев со дня составления справки)

Источник: таблица составлена авторами самостоятельно на основе [1].

На основании сравнительной Табл.1 мы можем сделать вывод, что камеральные проверки проводятся с целью постоянного мониторинга за финансовой деятельностью налогоплательщика. Такие проверки проводятся регулярно и систематически, таким образом, выявляются ошибки в оформлении, сопоставляются данные и подготавливается база для проведения выездной налоговой проверки.

В то же время выездная налоговая проверка – наиболее эффективная форма налогового контроля, проводимая налоговыми органами с целью контроля за правильностью исчисления и уплаты налогов, осуществляемая на территории самого налогоплательщик на основании специального решения руководителя налогового органа, длящаяся в течение 2 месяцев с момента подачи вынесения такого решения. Достижение такой цели становится возможным за счет расширенного перечня полномочий должностных лиц налогового органа проводящего проверку. Однако при этом особое внимание при проведении выездных налоговых проверок уделяется соблюдению установленных законом ограничений, призванных защитить добросовестного налогоплательщика от возможных неправомерных действий налогового органа. В качестве правовых гарантий для проверяемого лица установлены двухмесячный срок проведения выездной налоговой проверки, трехлетний срок давности для проверки коммерческой деятельности налогоплательщика, возможность проведения только одной проверки в течение календарного года, запрет налогового органа проводить две и более проверки по одним и тем же налогом за один и тот же период, а также другие гарантии, закрепленные в Налоговом Кодексе Российской Федерации.

Выездные проверки играют ключевую роль в результативности реализации налогового контроля. Налоговые органы могут более подробно исследовать особенности ведения налогового учета в организации, проверить различные физические показатели, используя при этом различные методы. Многие налоговые нарушения могут быть могут быть обнаружены только в ходе проведения выездных проверок, что влечет доначисление налогов и наложение санкций в большей мере, чем это представляется возможным при камеральной налоговой проверке.

Оценку показателей выездных проверок следует начать с их количества. Динамика выездных налоговых проверок за 2013-2015 гг. представлена на Рисунке 1.

По приведенным выше данным, можно заметить, что наблюдается тенденция снижения количества проводимых выездных налоговых проверок. За весь рассматриваемый период 2013 – 2015 годы это снижение составило 25,8%. Однако это не значит, что снизилась их эффективность. Так в 2007 году вступил в силу Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ, тем самым был ужесточен порядок проведения выездных налоговых проверок. Снижение количества выездных налоговых проверок обусловлено комплексом проводимых налоговыми органами края процедур и мероприятий, направленных на создание условий для наиболее эффективного проведения проверок, обеспечения оптимального выбора налогоплательщиков по критериям риска совершения налогового правонарушения.

Количество выездных налоговых проверок, в результате которых были выявлены нарушения в период с 2013 по 2015 год, уменьшается. Однако такое уменьшение незначительно в общей структуре проведенных проверок. Это свидетельствует об улучшении качества предпроверочных контрольных мероприятий по отбору налогоплательщиков. Данные о количестве проведенных выездных налоговых проверок, в результате которых были выявлены нарушения, представлены на Рисунке 2.

Количество выездных налоговых проверок, в результате которых были выявлены нарушения в период с 2013 по 2015 год, уменьшается. Однако такое уменьшение незначительно в общей структуре проведенных проверок. Это свидетельствует об улучшении качества предпроверочных контрольных мероприятий по отбору налогоплательщиков.

При отнесении налогоплательщиков к претендентам на включение в план выездных налоговых проверок немаловажное значение имеет так называемая «предполагаемая сумма доначислений», которую налоговый орган должен взыскать с налогоплательщика по завершению выездной налоговой проверки. Динамика дополнительно начисленных платежей по выездным проверкам организаций и физических лиц (включая налоговые санкции и пени) представлена Рисунке 3.

По данным Рисунка 3 можно сделать вывод, что в 2013 году сумма дополнительно поступающих платежей увеличилась на 3%, однако уже за 2014-2015 гг. наблюдается тенденция к снижению доначисленных платежей по выездным проверкам организаций и физических лиц. В абсолютном выражении это снижение достигает 19 898 190 руб., что составляет 6,8 %. Однако тот факт, что сумма доначисленных платежей по выездным налоговым проверкам снизилась, не говорит о том, что уменьшилась и эффективность работы налоговых органов. Рассчитаем сумму доначислений, приходящуюся на 1 проведенную выездную налоговую проверку, выявившую нарушения. Динамика показателей эффективности выездных налоговых проверок за 2013-2015 гг. представлена в Табл.2.

Динамика показателей эффективности выездных налоговых проверок в РФ за 2013-2015 гг.

Читайте также: