Поставка оборудования с монтажом из германии налоговые риски

Опубликовано: 16.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 11 марта 2013 г. N 03-07-11/7135 О моменте определения налоговой базы по НДС и выставлении счетов-фактур по оборудованию, право собственности на которое переходит от поставщика к покупателю после его монтажа и пуско-наладки поставщиком

Вопрос: В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 167 НК РФ "моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из следующих дат:

1) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;

2) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

3. В случаях, если товар не отгружается и не транспортируется, но происходит передача права собственности на этот товар, такая передача права собственности в целях настоящей главы приравнивается к его отгрузке".

Как рекомендует ФНС с учетом разъяснений Минфина России в адрес ФНС России (Письмо от 13 декабря 2012 г. N ЕД-4-3/21217@), что поскольку положения Налогового кодекса не определяют понятия отгрузки (передачи) товаров для целей налога на добавленную стоимость, учитывая оговорку в ст. 11 Налогового кодекса, руководствуясь п. 1 и п. 4 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" для целей применения НДС датой отгрузки товаров признавать дату первого по времени составления первичного документа, оформленного на имя покупателя или перевозчика товаров.

Условиями договора, заключенного между Поставщиком и Покупателем, предусмотрена обязанность Поставщика поставить, осуществить монтаж и пуско-наладку сложного технологического оборудования. Право собственности на данное оборудование, а также риск случайной его гибели или повреждения переходит к Покупателю только после осуществления Поставщиком его монтажа, пуско-наладки и передачи Покупателю по Акту приема-передачи оборудования и накладной Торг-12, которые Поставщик составляет после окончания пуско-наладочных работ. Срок осуществления монтажных и пуско-наладочных работ составляет 51 рабочий день со дня доставки оборудования на площадку Покупателя. Единая цена договора включает в себя стоимость самого оборудования, его доставки, разгрузки и перемещения в зону монтажа на территории Покупателя, стоимость монтажа и пуско-наладки.

Правильно ли мы понимаем, что с учетом нижеперечисленных факторов:

- при доставке оборудования на монтажную площадку Покупателя грузополучателем является Поставщик;

- Поставщик несет все риски гибели и повреждения оборудования до окончания его монтажа, пуско-наладки и передачи оборудования по Акту Покупателю;

- до монтажа оборудования и его пуско-наладки объект фактически не является объектом передачи;

- первым по времени составления первичным документом, оформленным на имя. Покупателя, будет являться накладная Торг-12,

передача уже смонтированного и работоспособного объекта подпадает по действие п. 3 статьи 167 НК РФ, и соответственно, датой возникновения обязанности Поставщика по исчислению НДС и выставлению счета фактуры Покупателю будет дата передачи смонтированного и введенного в эксплуатацию оборудования Покупателю, указанная в Акте и накладной Торг-12?

Ответ: В связи с письмом о моменте определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость и выставлении счетов-фактур по оборудованию, право собственности на которое переходит от поставщика к покупателю после его монтажа и пуско-наладки поставщиком, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.

Согласно пункту 1 статьи 167 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), в том числе до их оплаты, является моментом определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость.

В соответствии с пунктом 1 статьи 454 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

На основании пункта 5 статьи 454 Гражданского кодекса договор поставки товаров относится к отдельным видам договора купли-продажи.

Как указано в письме, условиями договора предусмотрена обязанность поставщика поставить, осуществить монтаж и пуско-наладку сложного технологического оборудования. Право собственности на данное оборудование, а также риск случайной его гибели или повреждения переходит к покупателю после осуществления поставщиком его монтажа, пуско-наладки и передачи покупателю по акту приема-передачи.

Учитывая изложенное, если по договору поставки оборудования отгрузка оборудования была произведена в одном налоговом периоде, а право собственности на это оборудование переходит к покупателю в другом налоговом периоде (после завершения поставщиком монтажа и пуско-наладки), то начисление налога на добавленную стоимость следует произвести в том налоговом периоде, в котором осуществлена отгрузка оборудования, независимо от момента перехода права собственности.

Кроме того, отмечаем, что на основании пункта 3 статьи 168 Кодекса при реализации товаров соответствующие счета-фактуры выставляются не позднее пяти дней, считая со дня отгрузки товара.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

ВрИО директора Департамента С.В. Разгулин

Обзор документа

В рамках договора поставки оборудования отгрузка произведена в одном налоговом периоде, а право собственности на него перешло к покупателю в другом налоговом периоде (после завершения поставщиком монтажа и пуско-наладки).

Разъяснено, что в таком случае НДС начисляется в том налоговом периоде, в котором произошла отгрузка. Момент перехода права собственности значения при этом не имеет.

1. Организация приобрела по импортному контракту с украинским поставщиком производственное оборудование. Оборудование получено, растаможено и принято к учету на балансовом счете 07 «Оборудование к установке». Монтаж и наладку оборудования выполняет поставщик. Работы по монтажу оборудования закончатся в ноябре.

При растаможивании нами был уплачен НДС с таможенной стоимости ввезенного оборудования. Можем ли мы принять к вычету этот НДС при подаче декларации за 3 квартал 2013 г.?

2. Стоимость работ по монтажу выделена в контракте отдельно. Работы по монтажу и пуску оборудования мы будем оплачивать отдельно по завершении этих работ. В контракте указано, что работы НДС не облагаются. Поставщик на учете в российских налоговых органах не состоит. Надо ли нам платить НДС как налоговому агенту?

1 . Согласно п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления в отношении товаров, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения НДС.

Выпуск для внутреннего потребления - таможенная процедура, при помещении под которую иностранные товары находятся и используются на территории Российской Федерации без ограничений по их пользованию и распоряжению.

Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ вычеты сумм налога, уплаченных при ввозе на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, основных средств, оборудования к установке и (или) нематериальных активов, указанных в п. 2 ст. 171 НК РФ, производятся в полном объеме после принятия на учет данных основных средств, оборудования к установке и (или) нематериальных активов.

Согласно Инструкции к Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н) счет 07 "Оборудование к установке" предназначен для обобщения информации о наличии и движении технологического, энергетического и производственного оборудования (включая оборудование для мастерских, опытных установок и лабораторий), требующего монтажа. При этом к оборудованию, требующему монтажа, относится:

- оборудование, предназначенное для установки в строящихся (реконструируемых) объектах;

- оборудование, вводимое в действие только после сборки его частей и прикрепления к фундаменту или опорам, к полу, междуэтажным перекрытиям и прочим несущим конструкциям зданий и сооружений, а также комплекты запасных частей такого оборудования.

Оборудование к установке принимается к бухгалтерскому учету по дебету счета 07 "Оборудование к установке" по фактической себестоимости приобретения, складывающейся из стоимости по ценам приобретения и расходов по приобретению и доставке этих ценностей на склады организации.

В письме ФНС России от 22.04.2013 № ЕД-4-3/7543@ также указано, что для целей применения налоговых вычетов НДС принятие оборудования, требующего монтажа, к учету означает его принятие к бухгалтерскому учету на счете 07 "Оборудование к установке" при наличии соответствующих первичных документов.

Таким образом, для принятия к вычету НДС по оборудованию, требующему монтажа, ввезенному на территорию РФ для внутреннего потребления, необходимо выполнение следующих условий:

- на таможенной декларации имеется отметка «Выпуск разрешен»;

- сумма НДС уплачена, что подтверждается платежным документом;

- оборудование принято к бухгалтерскому учету на балансовом счете 07 на основании акта о приеме (поступлении) оборудования (унифицированной формы № ОС-14);

- оборудование предназначено для использования в операциях, облагаемых НДС.

Если все эти условия выполнены в 3 квартале 2013 года, то организация вправе отразить в налоговой декларации за 3 квартал 2013 г. налоговый вычет НДС, уплаченного при ввозе оборудования, по строкам 170 и 180 раздела 3.

2. Согласно п. 1 ст. 161 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога.

Согласно п. 2 ст. 161 НК РФ налоговая база определяется налоговыми агентами. При этом налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у иностранных лиц.

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации работ (услуг) признается территория Российской Федерации, если работы (услуги) связаны непосредственно с движимым имуществом, находящимися на территории Российской Федерации. К таким работам (услугам) относятся, в частности, монтаж, сборка, переработка, обработка, ремонт и техническое обслуживание.

Согласно п. 4 ст. 174 НК РФ в случаях реализации работ (услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, уплата налога производится налоговыми агентами одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств таким налогоплательщикам. Банк, обслуживающий налогового агента, не вправе принимать от него поручение на перевод денежных средств в пользу указанных налогоплательщиков, если налоговый агент не представил в банк также поручение на уплату налога с открытого в этом банке счета при достаточности денежных средств для уплаты всей суммы налога.

1) организация при перечислении оплаты за выполненные работы украинскому поставщику обязана исчислить с суммы оплаты НДС и перечислить его в бюджет;

2) оплата работ, выполненных украинским поставщиком, производится за минусом удержанного НДС;

3) сумму исчисленного налога организация - налоговый агент отражает в разделе 2 налоговой декларации по НДС за тот налоговый период, в котором осуществлена оплата работ иностранному партнеру;

4) уплаченную сумму налога организация - налоговый агент вправе заявить к вычету в этой же налоговой декларации по строке 210 раздела 3 при условии, что:

- передача оборудования в монтаж оформлена актом приема-передачи оборудования в монтаж (унифицированной формы № ОС-15) и работы по монтажу оборудования приняты к учету (по дебету субсчета 08-4) на основании акта приема-передачи результатов выполненных работ;

- удержанный налог уплачен в бюджет, что подтверждается платежным поручением;

- оборудование будет использоваться в операциях, облагаемых НДС.

На чем основана схема?

Начнем с того, что схема применяется в определенных ситуациях - когда в рамках контракта российским покупателем приобретается не товар, а оборудование, требующее установки и монтажа. То есть в комплекте приобретается не только имущество, но и услуги, а, как вы помните, правила их налогообложения различны. Это является решающим фактором, который иногда упускают из виду иностранные компании и более осведомленные в этом вопросе российские партнеры. Это приводит к тому, что две взаимосвязанные, но различные по сути операции облагают по одним и тем же правилам, а точнее не облагают вовсе, в результате чего стороны экономят на налогах и наносят ущерб бюджету.

Представляем действующих лиц

Выделим участвующих в схеме лиц: это головной офис иностранной организации, российский покупатель оборудования и филиал иностранной организации, занимающийся установкой, ремонтом и обслуживанием поставляемого российскому покупателю оборудования (так называемый "сервисный центр").

Основные участники схемы:

- Иностранный поставщик (головной офис)

- Филиал иностранной компании

- Российский покупатель оборудования

Кто из перечисленных лиц является плательщиком НДС? В первую очередь резидент РФ - покупатель, во вторую очередь - филиал иностранной компании. Он может даже не получать выручки на свой расчетный счет, но это не означает, что он не осуществляет предпринимательскую деятельность, облагаемую НДС.

Реализация услуг на территории РФ облагается налогом, кроме тех, для которых в целях исчисления НДС установлен отдельный порядок определения места их оказания. Установка оборудования является облагаемой операцией при условии, что она выполняется на территории РФ, а не ближнего или дальнего зарубежья. Напомним, монтаж, сборка, ремонт и техническое обслуживание относятся к работам, связанным с движимым имуществом, и если оно находится на территории РФ, то местом реализации считается РФ (пп. 2 п. 1 ст. 148 НК РФ), соответственно, указанные работы (услуги) подлежат обложению НДС.

Как работает схема?

Контракт на поставку оборудования заключает головной офис иностранной компании, расположенный за границей. Почему не филиал, представляющий в РФ интересы компании и осуществляющий все необходимые действия за головной офис в России? Потому что у филиала, во-первых, может не быть такого дорогостоящего оборудования, а только запасные части, используемые при монтаже, ремонте и обслуживании оборудования. Во-вторых, филиалу могут просто не доверять денежные потоки, составляющие основную выручку иностранной компании. В-третьих, иностранная компания может продавать не собственное, а закупаемое у другой зарубежной фирмы оборудование (при этом нередко бывает, что эти лица между собой взаимосвязаны и имеют общих учредителей). Филиал этого сделать не может, довольствуясь лишь монтажом дорогостоящего оборудования, его сервисным обслуживанием и ремонтом.

В контракте, который заключают головной офис иностранной компании и российский покупатель, поставка оборудования является главной услугой, а установка и наладка сложного оборудования, а также обучение работе на нем, выполняемые иностранными специалистами, - сопутствующими услугами. Интересно то, что за границей принято в инвойсе (счете) расписывать все, за что платит покупатель, но почему-то в контрактах на поставку оборудования нередко фигурирует общая сумма, включающая цену реализации, установку (монтаж) и последующий гарантийный сервис (на это заключают отдельное дополнительное соглашение). При этом, когда оборудование российский покупатель принимает за границей, налог с суммы продажи иностранным партнером не начисляется. Таким образом, получается, что налог с реализации не уплачивается.

Российскому покупателю следует помнить о другой подпадающей под налогообложение операции - ввозе товаров на таможенную территорию РФ. Если оборудование включено в льготный Перечень, не облагаемый НДС при ввозе на территорию РФ, утвержденный Постановлением Правительства РФ N 372, налог уплачивать не нужно. Если оборудования в этом Перечне нет, российскому покупателю придется уплатить НДС на таможне, после чего его можно будет принять к зачету на основании п. 2 ст. 171 НК РФ.

Что видно в учете и налогообложении?

Для ответа на этот вопрос рассмотрим на цифрах практическую ситуацию, когда главными участниками сделки являются поставщик (головной офис иностранной компании) и заказчик (российский покупатель имущества, требующего монтажа и наладки). При этом у иностранной организации есть филиал, но он на втором плане и не упоминается в договоре и уж тем более не участвует в расчетах между сторонами договора. То есть при оказании услуг он как бы есть, а по бумагам его как бы нет. Российскому покупателю, с одной стороны, проще, но простота эта кажущаяся.

Пример 1. Российская организация купила печи с инфракрасным излучением у иностранной компании по цене 150 000 евро (в цену включены установка и монтаж - 8000 евро). Оборудование реализуется на условиях самовывоза (транспортно-экспедиционные услуги - 100 000 руб.). Допустим, курс евро на дату перечисления средств иностранному поставщику и дату принятия ГТД составляет 38,2670 руб/евро. Таможенный сбор - 5500 руб., а таможенная пошлина - 10% таможенной стоимости.

В связи с тем что печи с инфракрасным излучением входят в Перечень не облагаемого налогом технологического оборудования, при его ввозе таможенный НДС не уплачивается. Организация уплачивает только таможенный сбор и таможенную пошлину, которая составит 574 005 руб. (150 000 евро x 38,2670 руб/евро x 10%). Стоимость оборудования в рублевом эквиваленте - 5 740 050 руб. (150 000 евро x 38,2670 руб/евро) плюс доставка (100 000 руб.). Выделим из общей цены услуги по установке и монтажу, они будут равны 306 136 руб. (8000 евро x 38,2670 руб/евро).

В бухгалтерском учете организации будут сделаны следующие проводки:

Произведена предоплата поставщику
(150 000 евро x 38,2670 руб/евро)

Оплачена ввозная таможенная пошлина
(150 000 евро x 38,2670 руб/евро x 10%)

Оплачены транспортные услуги по доставке

Оплачен таможенный сбор за оформление

Оприходовано импортное оборудование
(5 740 050 - 306 136) руб.

Транспортные расходы учтены в капитальных
затратах

Таможенные платежи учтены в капитальных
затратах

Отражены услуги по установке и монтажу
оборудования
(8000 евро x 38,2670 руб/евро)

Установленные печи учтены во внеоборотных
активах
(5 433 914 + 306 136 + 100 000 +
579 505) руб.

Подготовленные к работе печи введены в
эксплуатацию

Казалось бы, все правильно, не хватает только НДС, которого иностранный партнер не предъявляет, а российский покупатель, если захочет его уплатить, сделает это за счет собственных средств.

Поскольку стоимость услуг по монтажу определена в договоре без НДС, организация определяет сумму налога, подлежащую уплате в бюджет по ставке 18%, со стоимости работ, указанной в договоре: 8000 евро x 18% = 1440 евро (в рублевом эквиваленте налог составляет 55 104 руб.). Сумму уплаченного налога организация вправе принять к вычету (Письмо Минфина России от 28.02.2008 N 03-07-08/47).

Начисленный НДС перечислен в бюджет
(8000 евро x 18% x 38,2670 руб/евро)

Уплаченный налог отражен в составе НДС по
приобретенным товарам

Уплаченный НДС предъявлен к вычету

Отметим, что далеко не все российские покупатели, проявив инициативу, уплачивают налог за счет собственных средств, вместо того чтобы удержать его из вознаграждения иностранного партнера. Как было сказано выше, у последнего налоговых обязательств по НДС не возникает, так как он работает на экспорт. Например, в некоторых европейских странах, как и в РФ, эта операция льготируется либо нулевой ставкой, либо начислением и последующим возмещением налога из бюджета. Действуя в рамках одного и того же контракта, поставщик полагает, что ему не нужно ничего уплачивать в бюджет с доходов, полученных от монтажа (установки) оборудования. Но он ошибается.

Кто заблуждается и кого могут оштрафовать?

Следует признать, что иностранные компании, приходящие на российский рынок, особо не утруждают себя тонкостями российского налогообложения и удивляются, когда с их вознаграждения российским партнером удерживается налог. А удивительного в этом ничего нет потому, что НДС не относится к группе налогов, в отношении которых могут применяться нормы заключенных международных соглашений об избежании налогообложения. Поэтому, если налог по российскому законодательству должен уплачиваться в России, никакие нормы иностранного государства не изменят этот порядок.

Пойдем дальше. За монтаж, как и за поставку оборудования, российский покупатель расплачивается с головным офисом, и по идее он должен выступить в роли налогового агента и удержать НДС с вознаграждения иностранного партнера. Однако это вознаграждение в составе общей цены контракта он уже перечислил на этапе покупки оборудования (авансом или после передачи товара), поэтому удерживать налог ему в общем-то уже не с чего. В этой ситуации в голову приходит другое решение - понадеяться на русский "авось" и на филиал, который является плательщиком НДС и по сути должен заплатить налог с оказанных услуг по монтажу и установке оборудования. Кстати, так оно и происходит, когда дело касается сервисного обслуживания и ремонта ввезенного в РФ оборудования. Контракт заключается непосредственно с филиалом, которому российская компания перечисляет вознаграждение за сделанную работу, а из этой суммы уплачивается НДС в российский бюджет. Все чисто и законно.

Но в рассматриваемой схеме при установке оборудования денежные потоки проходят мимо филиала, который отправляет своих инженеров на проведение данных работ. Мало того, головной офис иностранной компании зачастую даже не ставит его в известность о стоимости работ по установке оборудования. За редким исключением выставляются внутренние инвойсы, в которых головной офис в целях управленческого учета указывает даже не настоящую цену монтажа, а уже сумму с накруткой, как будто он нанимает свой же филиал для установки проданного российскому клиенту оборудования. Занимательно, что эти внутренние инвойсы головной офис выставляет без НДС исходя из практики работы за рубежом, где часто нерезиденты попросту не являются плательщиками НДС. Однако при расчете налога на прибыль с таких внутренних инвойсов за границей уплачивается налог на прибыль, при этом для головного офиса "авизо" подтверждает расход, а для филиала - доход. Каковы действия филиала в такой ситуации: принимать во внимание внутренний инвойс или нет?

При положительном ответе доход нужно учесть не только при расчете НДС, но и налога на прибыль, что увеличивает налоговые обязательства иногда в несколько раз, и деятельность филиала становится убыточной не только по декларациям, но и по факту. Поэтому филиалы (иногда при прямом указании головного офиса) не показывают в облагаемых доходах ту часть выручки от продажи оборудования, которая приходится на филиал, осуществивший его монтаж. В итоге получается, что налог с установки оборудования не платит никто: ни российский покупатель, ни филиал иностранной компании, хотя оба являются плательщиками и имеют дело с налогооблагаемой операцией. Чем это грозит? Штрафными санкциями. Остается выяснить, кого привлекут к ответственности.

По логике неплательщиком является иностранная организация в лице своего филиала, который фактически оказывает облагаемые услуги и должен заплатить НДС, несмотря на то что деньги ему поступают не напрямую от заказчика, а опосредовано через головной офис.

Однако по документам получается, что платить налог должен российский покупатель, так как договорные отношения у него заключены с головным офисом, все бумаги по приемке и даже по установке оборудования выписаны на головной офис иностранной компании, который не является плательщиком НДС в отличие от филиала. Раз так, то по бумагам платить должен российский покупатель, а тот факт, что услуги оказывает филиал, можно поставить под сомнение. Ведь нужно еще доказать, что к установке привлекались сотрудники именно российского подразделения, а не головного офиса и иных филиалов иностранной компании. Хотя при проверке российского филиала четко прослеживаются командировочные расходы сотрудников для установки (монтажа), но это в случае, когда налоговиков встречает филиал.

Если же ревизоры приходят на проверку в российскую компанию, являющуюся покупателем оборудования, то по имеющимся документам они не "видят" филиала и могут предъявить резиденту претензии за то, что он не исполнил обязанности налогового агента.

Таким образом, налоговые риски присутствуют как у филиала, так и у российской компании, причем у последней их больше. У резидента РФ хорошо прослеживаются расходы через банковский счет, в то время как филиал иностранной компании может запросто скрыть доходы в составе средств целевого финансирования, поступающих из головного офиса. Как же российской компании снять с себя указанные налоговые риски?

Как работать и платить налоги правильно?

Из сложившейся ситуации есть несколько выходов. Главное - разделить хозяйственную операцию на две: приобретение оборудования и его установку. Это нужно сделать на этапе заключения договора поставки.

Российскому покупателю нужно настоять на том, чтобы разделить договор на два соглашения, одно из которых регулирует порядок купли-продажи, а другое закрепляет процесс оказания услуг по монтажу и наладке оборудования. При этом разграничение должно производиться не только в организационном и техническом плане, но и по расчетам, чтобы у российского покупателя была возможность исполнить обязанность налогового агента и сделать это не за счет собственных средств, а удержать налог из вознаграждения, причитающегося поставщику.

После того как в договоре разделены товары и услуги, российский покупатель может выбрать два законных способа расчетов и исполнения налоговых обязательств. Все зависит от того, с кем российская компания оформит договорные отношения на установку и наладку оборудования. Если это головной офис, можно не принимать во внимание, что услуги оказываются работниками филиала, состоящего на налоговом учете. Юридическим лицом является иностранная компания в целом, она выступает стороной договора и выставляет инвойсы без налога, поэтому российскому покупателю нужно исполнить обязанность налогового агента и при перечислении средств за монтаж удержать налог. Но зачем так усложнять жизнь, если можно заключить соглашение на установку и наладку оборудования непосредственно с филиалом зарубежного поставщика?

Нужно признать, что филиал иностранной компании продолжает для российского покупателя оставаться нерезидентом, который имеет право производить расчеты с покупателями и заказчиками в иностранной валюте. В то же время по договоренности стороны контракта могут осуществлять расчеты в рублях. В частности, филиал иностранной компании может выставлять заказчику счет в рублях на оплату услуг по монтажу и наладке оборудования исходя из курса, который ей устанавливает головной офис. Это освобождает российскую организацию от проведения валютных операций. К тому же ей не нужно исполнять обязанности налогового агента: зарегистрированный в налоговых органах филиал самостоятельно начислит и уплатит налог в бюджет.

Пример 2. Изменим условия предыдущего примера. Допустим, что на монтаж и наладку печей с инфракрасным излучением заключено дополнительное соглашение с филиалом компании поставщика оборудования. Филиал зарегистрирован на территории РФ, и по условиям договора расчеты производятся в рублях. Работы по установке и монтажу оборудования оценены в сумме 354 000 руб. (в том числе НДС - 54 000 руб.). Предположим, что фактическая стоимость печей с инфракрасным излучением без монтажа - 6 100 000 руб.

В бухгалтерском учете российской компании будут сделаны проводки:

Произведена предоплата за оборудование и
монтаж

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика ВЭД

Нередко организации необходимое им оборудование приобретают за рубежом. Одни не могут найти аналогичного отечественного, другие пользуются ситуацией с изменением курса валют, когда импортное оборудование становится дешевле российского. Не являются препятствием для импортеров хлопоты, возникающие в связи с таможенным оформлением. Тем не менее организация, решившая приобрести оборудование за границей, должна иметь ввиду возникающие при этом особенности, связанные, главным образом, с исчислением НДС. Об этом пойдет речь в данной статье.

Необходимые понятия

Налоговым кодексом предусмотрено, что ввоз товаров на таможенную территорию РФ облагается НДС. Товаром в целях налогообложения признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации (п. 3 ст. 38 НК РФ). При этом следует учитывать, что согласно п. 4 ст. 11 НК РФ в отношениях, возникающих в связи с взиманием налогов при перемещении товаров через таможенную границу РФ, используются понятия, определенные Таможенным кодексом РФ (ТК РФ), а в части, не урегулированной им, – НК РФ. Пунктом 3 ст. 38 НК РФ предусмотрено, что в целях регулирования отношений, связанных с взиманием таможенных платежей, к товарам относится также иное имущество, определенное ТК РФ. Так как согласно пп. 3 п. 1 ст. 318 ТК РФ к таможенным платежам относится и НДС, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, надо учесть, что ТК РФ причисляет к товарам любые перемещаемые через таможенную границу движимое имущество и отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства (ТС), кроме используемых в международных перевозках для платной перевозки лиц либо для платной или бесплатной промышленной или коммерческой перевозки товаров, а также их штатных запасных частей, принадлежностей и оборудования, если они перевозятся вместе с ТС (пп. 1 и 5 п. 1 ст. 11 ТК РФ).

Транспортное средство, используемое в международных перевозках, но вывозимое за границу для ремонта, также признается самостоятельным предметом переработки (товаром) в целях взимания таможенных платежей, – это следует из Постановления ФАС СКО от 04.05.06 № Ф08-1751/2006-747А. В этом постановлении указано, что согласно п. 1 ст. 276 ТК РФ при обратном ввозе на таможенную территорию РФ временно вывезенного ТС таможенные пошлины, налоги не уплачиваются, если ТС за пределами таможенной территории РФ не подвергалось переработке, за исключением операций:

– по ремонту, техническому обслуживанию и других подобных операций, необходимых для обеспечения его сохранности и эксплуатации, а также поддержания его в состоянии, в котором оно находилось на день помещения под таможенный режим временного вывоза;

– по ремонту, осуществляемых бесплатно в силу закона или договора;

– по ремонту, включая капитальный ремонт, осуществляемых для восстановления ТС после его повреждения вследствие аварии или действия непреодолимой силы, которые имели место за пределами таможенной территории РФ.

В случае осуществления капитального, среднего регламентированного, планового, межрейсового видов ремонта, а также ремонта по техническому состоянию, текущего или поддерживающего ремонта (при условии если техническое состояние ТС улучшилось по сравнению с техническим состоянием, в котором оно находилось на день помещения под таможенный режим временного вывоза) и иных видов ремонта, не соответствующих ст. 276 ТК РФ, льготы по уплате таможенных пошлин, налогов не предоставляются.

Товар будет считаться ввезенным на таможенную территорию РФ при фактическом перемещении таможенной границы и совершении с ним всех предусмотренных ТК РФ действий до разрешения таможенными органами пользоваться товаром в соответствии с таможенным режимом (пп. 8 и 23 п. 1 ст. 11 ТК РФ). Таким образом, товаром будет являться и оборудование, приобретенное за границей и ввозимое на территории РФ с целью его использования в интересах российской организации.

Начисление НДС на таможне

Согласно пп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ ввоз оборудования на таможенную территорию РФ является объектом обложения НДС за исключением случаев, указанных в ст. 150 НК РФ, когда ввоз оборудования освобождается от налогообложения. Обязаны уплачивать НДС при ввозе оборудования и те организации, у которых за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога не превысила в совокупности 2 000 000 руб. и которые в соответствии с п. 1 ст. 145 НК РФ освобождены от исполнения обязанностей плательщика НДС (п. 3 ст. 145 НК РФ), а также организации, применяющие спецрежимы (п. 3 ст. 346.1, п. 2 ст. 346.11 и абз. 3 п. 4 ст. 346.26 НК РФ). Таможенный кодекс, в соответствии со ст. 143 НК РФ, определяет лиц, которые признаются плательщиками НДС при перемещении товаров через таможенную границу РФ. Согласно ст. 320 ТК РФ за уплату НДС отвечает лицо, декларирующее товары, которым может быть и таможенный брокер.

Если предприятие помещает ввезенное оборудование под таможенный режим выпуска для внутреннего потребления, то есть оно остается на территории РФ без обязательства о его вывозе, в том числе с целью предварительной переработки, такое оборудование облагается НДС в полном объеме (пп. 1 и 7 п. 1 ст. 151 НК РФ). Налоговая база при этом, согласно ст. 322 ТК РФ, складывается из таможенной стоимости оборудования с учетом его количества. Методы определения таможенной стоимости приведены в разд. IV Закона РФ № 5003-1[1]. Кроме того, в налоговую базу включаются подлежащая уплате таможенная пошлина и акцизы (если товар подакцизный) (п. 1 ст. 160 НК РФ). В соответствии с п. 5 ст. 166 НК РФ НДС исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. НДС уплачивается не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на таможенную территорию РФ или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится вне места их прибытия (п. 1 ст. 329 ТК РФ, абз. 2 п. 1 ст. 174 и ст. 177 НК РФ).

Организация приобрела у иностранного контрагента оборудование, предназначенное для осуществления операций, подлежащих обложению НДС. Таможенная стоимость равна контрактной стоимости оборудования и с учетом курса, установленного ЦБ РФ на дату оформления ГТД, и уплаты таможенных платежей составила 200 000 руб. Таможенная пошлина – 10%, таможенный сбор – 1% таможенной стоимости.

Организация в учете сделает следующие проводки:

Вычет НДС по ввезенному оборудованию

Начисление НДС к уплате в бюджет при ввозе оборудования обычно не вызывает у налогоплательщиков споров с таможенными и налоговыми органами (за исключением применения льгот), так как этот процесс регламентирован, к тому же налогоплательщики стараются обосновать сумму налога таможенным органам до того, как она будет перечислена в бюджет. Товары в таможенных целях приобретают статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории РФ после уплаты таможенных пошлин, налогов и соблюдения всех ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (п. 1 ст. 164 ТК РФ).

Иная ситуация с последующим применением вычетов НДС. Сумма налога, уплаченная налогоплательщиком при ввозе оборудования на таможенную территорию РФ в таможенном режиме выпуска для внутреннего потребления, согласно п. 2 ст. 171 НК РФ подлежит вычету. Основанием для него, согласно п. 1 ст. 172 НК РФ, являются документы, подтверждающие уплату сумм налога, а также таможенная декларация, которая регистрируется в книге покупок наравне с платежными документами (п. 10 Постановления Правительства РФ от № 914[2]). Предъявление иных документов для подтверждения вычетов (технических паспортов, сведений о стороне, передающей оборудование, и т. д.) налоговым законодательством не предусмотрено (Постановление ФАС СЗО от 13.03.06 № А56-39168/2005). Организации, применяющие спецрежимы, как следует из Письма ФНС РФ от 19.10.05 № ММ-6-03/886@, НДС, уплаченный таможенным органам при ввозе оборудования, к вычету не принимают, а учитывают в стоимости ввезенного оборудования. Далее в этом письме указано, что такая организация, перейдя на общий режим налогообложения, вправе при соблюдении всех вышеперечисленных условий принять к вычету НДС, уплаченный при ввозе оборудования, если эти суммы налога в период применения организацией упрощенной системы налогообложения не были отнесены ею к числу расходов, учитываемых при определении объекта налогообложения.

При ввозе оборудования вычеты применяются после постановки его на учет (п. 1 ст. 172 НК РФ). В отношении оборудования, требующего монтажа, у контролирующих органов особое мнение. Ссылаясь на п. 5 ст. 172 НК РФ, они утверждают, что вычет по такому оборудованию возможен только с момента начала начисления амортизации (Письмо МФ РФ от 19.10.05 № 03-04-08/293). Однако начало эксплуатации оборудования в качестве условия предоставления вычета не предусмотрено, кроме того, не имеет значения, что оборудование первоначально учтено на счете 07 «Оборудование к установке» (см., например, Постановление ФАС ВВО от 30.08.06 № А31-1857/2005-19).

Отметим, налоговые органы упорно настаивают на своей позиции, несмотря на то, что по данной проблеме в 2004 году в Постановлении Президиума ВАС РФ от 24.02.04 № 10865/03 в пользу налогоплательщиков было указано, что при ввозе товаров на таможенную территорию РФ и фактической уплате таможенному органу НДС для применения налогового вычета следует руководствоваться не особым порядком, установленным п. 5 ст. 172 НК РФ для объектов завершенного или незавершенного капитального строительства, а абз. 2 и 3 п. 1 ст. 172 НК РФ, предусматривающими вычет НДС, уплаченного на таможне при ввозе товаров на таможенную территорию РФ. Арбитражные суды налоговиков не поддерживают (Постановление ФАС ВСО от 21.06.06 № А78-11833/05-С2-28/808-Ф02-2925/06-С1).

В связи с этим следует упомянуть и о попытках налоговых органов отказать в вычете НДС, уплаченного на таможне, организациям, ввозящим оборудование для последующей передачи его в лизинг. В Постановлении ФАС СЗО от 25.04.05 № А56-32673/04 суд, опровергая доводы налоговых органов, указал, что, во-первых, учесть оборудование можно и на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства», во-вторых, предназначенное для передачи в лизинг имущество, в соответствии со ст. 11 ТК РФ, признается товаром в целях уплаты таможенных платежей. То есть в этой ситуации организация выполнила все условия для правомерного вычета НДС.

В соответствии со ст. 330 ТК РФ налогоплательщик в счет предстоящих таможенных платежей может внести денежные средства на счет таможенного органа авансом. Обязанность по уплате НДС при этом будет считаться исполненной согласно п. 4 ст. 332 ТК РФ с момента зачета аванса в счет уплаты. Вычет в этом случае налогоплательщик получит при предъявлении платежного поручения на перечисление указанных авансовых платежей (Письмо ФНС РФ от 07.07.06 № ШТ-6-03/688@)[3]. Также суд допускает вычет, если авансовые платежи вносил за организацию ее контрагент. В Постановлении ФАС ДВО от 05.07.06 № Ф03-А37/06-2/1959 указано, что порядок уплаты НДС в составе таможенных платежей регулирует ТК РФ и внесение авансовых платежей контрагентом импортера не противоречит ст. 328 ТК РФ. Кроме того, судьи указали, что контрактом может быть предусмотрена уплата таможенных платежей, например, организацией-продавцом.

В случае если оборудование ввозил комиссионер по поручению комитента, и он же уплатил НДС таможенному органу, последний может применить вычеты, но для этого комиссионер должен предоставить ему копии платежного документа и таможенной декларации (Письмо МФ РФ от 23.03.06 № 03-04-08/67). Уплата налога комиссионером, заключившим договор поставки товаров с иностранным лицом от своего имени и за счет и по поручению комитента, не будет являться для него препятствием в применении вычетов (Постановление ФАС ЦО от 17.05.06 № А35-1884/04-С3).

Возникает вопрос: можно ли применять вычеты в том случае, если ввозимое оборудование предполагается использовать для операций, не признаваемых реализацией в соответствии с п. 2 ст. 146 НК РФ и не являющихся объектом обложения НДС, в том числе не признаваемых реализацией согласно п. 3 ст. 39 НК РФ? Минфин в Письме от 19.12.05 № 03-04-15/116 высказался против вычета сумм НДС, уплаченных таможенным органам российским учредителем организации при ввозе на территорию РФ товаров, передаваемых в последующем на территории РФ в качества вклада в уставный (складочный) капитал этой организации. Данная позиция обоснована тем, что в соответствии с п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию РФ в отношении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами обложения НДС. С финансистами согласился ФАС ДВО в Постановлении от 28.12.05 № Ф03-А51/05-2/4437, указав, что сумма налога в этом случае должна быть включена в стоимость приобретенного оборудования. Однако есть и иные судебные решения, в которых судьи считают, что оборудование, ввозимое в качестве вклада в уставный капитал, предназначено также для использования в определенной деятельности. Если целью этой деятельности является извлечение прибыли, то не может быть препятствий для применения вычетов по НДС в отношении такого оборудования (постановления ФАС СЗО от 16.06.06 № А56-42630/2005, ФАС МО от 10.10.05 № КА-А40/9827-05). Учитывая такой неоднозначный подход к решению данного вопроса, налогоплательщику следует оценить риски, которые могут возникнуть при его решении применить вычеты.

Освобождение ввоза товаров на территорию РФ от обложения НДС

Согласно п. 1 ст. 150 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на таможенную территорию РФ оборудования в качестве безвозмездной помощи (содействия) РФ в соответствии с Федеральным законом № 95-ФЗ[4]. В соответствии со ст. 1 данного закона отнесение оборудования, предоставляемого юридическим лицам в качестве гуманитарной или технической помощи (содействия) на безвозмездной основе международными и иностранными учреждениями или некоммерческими организациями, к безвозмездной помощи (содействию) подтверждается удостоверениями, форма и порядок выдачи которых установлены ПостановлениемПравительства РФ № 1335[5]. Удостоверение может быть получено как до, так и после ввоза товара – на предоставление льготы это не влияет (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.08.05 № 09АП-7954/05-АК).

Пунктом 2 ст. 150 НК РФ предусмотрено освобождение от обложения НДС ввоза в РФ медицинского оборудования, перечисленного в Постановлении Правительства РФ № 19[6]. Принадлежность медицинского оборудования к перечню, приведенному в данном постановлении, определяют по коду Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93 (ОКП)[7]. Из этого постановления также следует, что указанное оборудование должно иметь регистрационное удостоверение, выданное в установленном Минздравом РФ порядке.

Не облагается НДС ввоз технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций (п. 7 ст. 150 НК РФ). Таможенная служба ограничила применение данной льготы перечнем такого оборудования, приведенным в Приложении № 1 к Приказу ГТК РФ от 07.02.01 № 131. Как следует из Постановления Правительства РФ № 883[8], условием освобождения оборудования от таможенных платежей, в том числе НДС, является ввоз в сроки, установленные учредительными документами для формирования уставного (складочного) капитала.

В 2006 году ФАС СЗО рассматривал дела, из которых следовало, что таможня округа делает попытки отказать налогоплательщикам в предоставлении данной льготы, ссылаясь на Распоряжение ГТК РФ от 11.07.03 № 375-р[9] (не действует с 28.07.06), согласно которому если уставный капитал организации превышает 1 500 000 руб., то она может воспользоваться льготой по НДС, получив заключение ГТК РФ, подтверждающее освобождение от обложения НДС. ФАС СЗО указывал в постановлениях от 10.07.06 № А56-11488/2005 и от 29.06.06 № А26-9459/2005-22, что данное распоряжение, так же как и Приказ ГТК РФ от 07.02.01 № 131, не является нормативно-правовым актом и не вправе дополнять законодательство о налогах и сборах. При этом ни НК РФ, ни ТК РФ не связывают отнесение оборудования к технологическому с положительным заключением ГТК РФ или с определенным перечнем. Очевидно, что данный вывод суда можно распространить и на Постановление Правительства РФ № 883, определившее дополнительные условия для применения льготы, не предусмотренные НК РФ. Кроме того, по мнению судей, сфера деятельности, в которой будет использоваться технологическое оборудование, ввезенное в качестве вклада в уставный капитал, не имеет значения (Постановление ФАС СЗО от 10.07.06 № А56-11488/2005).

[1] Закон РФ от 21.05.93 № 5003-1 «О таможенном тарифе».

[2] Постановление Правительства РФ от 02.12.00 № 914 «Об утверждении правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость».

[3] Подробный обзор данного письма дан в журнале «АВБН» № 20, 2006, в статье В. А. Шеменева «Особенности применения нулевой ставки по НДС по отдельным видам операций».

[4] Федеральный закон от 04.05.99 № 95-ФЗ «О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации».

[5] Постановление Правительства РФ от 04.12.99 № 1335 «Об утверждении порядка оказания гуманитарной помощи (содействия) Российской Федерации».

[6] Постановление Правительства РФ от 17.01.02 № 19 «Об утверждении перечня важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость».

[7] Утв. Постановлением Госстандарта РФ от 30.12.1993 № 301.

[8] Постановление Правительства РФ от 23.07.96 № 883 «О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями».

[9] Распоряжение ГТК РФ от 11.07.03 № 375-р «Об освобождении от обложения НДС ввоза на таможенную территорию Российской Федерации технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций».

Импорт промышленного оборудования в Россию в 2020 году

Зависимость от импорта достигла критического уровня

Политика импортозамещения, объявленная российским правительством после резкого обострения отношений с Западом из–за конфликта с Украиной, провалилась.

Доля российских промышленных предприятий, не готовых отказаться от закупок импортного оборудования и сырья, с 2014 года не только не снизилась, а даже выросла, отмечается в февральском Мониторинге экономической ситуации в России РАНХиГС.


Правительство планировало заменить импорт отечественными аналогами, но вопреки этим ожиданиям число предприятий, готовых отказаться от импорта, сокращается. Об этом говорят опросы руководителей промышленных предприятий, проводимые академией в течение последних 3 лет. Так, в 2015 году 30% компаний были готовы отказаться от приобретения импортного оборудования, а в IV квартале 2017–го таких осталось лишь 7%. Аналогичные тенденции с сырьем: 3 года назад о планах перехода на отечественные аналоги заявляли 22% респондентов, а в прошлом году их доля опустилась до 8%.

Основной помехой на пути импортозамещения остается отсутствие производства на территории РФ нужного предприятиям оборудования, комплектующих и сырья, отмечается в мониторинге. Второй проблемой является низкое качество отечественной продукции. Причем эти проблемы обостряются: в 2015 году 62% респондентов заявляли, что не могут прекратить закупки импортного оборудования из–за того, что в России не производятся аналоги, а в 2017 году об этом заявили уже 69% респондентов. На низкое качество российского оборудования и сырья в 2015 году сетовали 35% опрошенных, а в 2017–м — 37%.

Эти факторы практически не изменились по сравнению с 2014 годом, когда оценки предприятий показали критическую зависимость российской промышленности от импорта. Отечественные предприятия вынуждены в абсолютном большинстве сохранять прежнюю долю импорта в своих закупках, резюмируют в РАНХиГС.

В 2017 году укрепление рубля и успешная адаптация промышленности к кризису привели к снижению масштабов импортозамещения в закупках предприятий до минимума за 3 года мониторинга. И это обстоятельство ярко подтверждается таможенной статистикой: за прошлый год ввоз машин, оборудования и аппаратуры по сравнению с 2016–м возрос на 9%, до $62 млрд, что, впрочем, пока на 34% ниже докризисного уровня 2013 года. Тогда машин и оборудования ввезли на $93 млрд рублей.


В потребительском секторе прогресс импортозамещения минимальный. Достаточно обозреть полки магазинов, где доминируют товары, произведенные в странах Таможенного союза, в том числе в РФ. Но при ближайшем рассмотрении можно заметить, что потребители получают вместо нормального импортного товара российский аналог худшего качества по более высокой цене. Более того, многие запрещенные к ввозу в Россию товары импортируются нелегально через сопредельные государства и продаются на местном рынке значительно дороже, чем Европе. А главное — если полностью очистить российскую розницу от любых импортных товаров, то в стране наступят дефицит и голод. Российская промышленность сегодня не в состоянии ни прокормить, ни одеть, ни обуть население страны.

Решение "Помощник закупок" для 1С

Основы основ. Права в 2020 году


Порядок импорта и таможенного оформления машин и оборудования на территорию Российской Федерации, Белоруссии, Казахстана регулируется Таможенным кодексом Таможенного союза и представляет собой стандартную регламентированную процедуру. Для отдельных видов оборудования могут применятся дополнительные законодательные акты РФ о таможенном деле.

Многие промышленные машины и технологическое оборудование освобождены от ввозных пошлин на основании соответствующих решений Коллегии Евразийской экономической комиссии. Для некоторых видов ввозимого оборудования имеются преференции по уплате ввозного НДС.

Порядок импорта и таможенного оформления машин и оборудования

Для таможенной очистки на территории РФ в таможенные органы подается стандартный набор документов, включающий в себя инвойс, внешнеторговый договор, таможенную декларацию, упаковочный лист. Кроме того, пакет документов может в себя включать описание продукции, экспертные заключения, фотографии заводских шильдов, технические паспорта, инструкции по эксплуатации, схемы и чертежи оборудования с указанием сферы применения.

Транспортировка оборудования от производителя до места использования требует специальной упаковки, крепления, фиксации, а в некоторых случаях специального транспорта.

Кроме того, ввозимое оборудование обязательно должно быть сертифицировано или иметь документальное подтверждение того, что оборудование не подлежит сертификации.

Сертификация машин и оборудования в 2020 году


Для таможенной очистки ввозимых машин и оборудования в России необходимо получить сертификат или декларацию соответствия Техническим регламентам Таможенного союза. Как правило, машины и оборудование попадают под действие следующих технических регламентов:

  • ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования»
  • ТР ТС 004/2011 «О безопасности низковольтного оборудования»
  • ТР ТС 012/2011 «О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах»
  • ТР ТС 020/2011 «Электромагнитная совместимость технических средств»

Для отдельных видов машин и оборудования могут применяться дополнительные технические регламенты, ГОСТ стандарты или иные нормы регулирования, в зависимости от области применения.

Не подлежит сертификации оборудование бывшее в употреблении, временно ввозимое на территорию Таможенного союза, а также запасные части.

Решение "Помощник закупок" для 1С

Правила ввоза бывших в употреблении машин и оборудования

Для импорта в Россию или страны Таможенного союза бывшего в употреблении оборудования необходимо наличие экспертного заключения для подтверждения таможенной стоимости продукции.

Экспертное заключения для импорта машин и оборудования оформляют Торгово-Промышленные палаты и иные аккредитованные органы. Оформление экспертного заключения происходит на основе процедуры оценки оборудования аккредитованным экспертом, включающим анализ таможенной статистики, изучения прайс-листов производителей, инвойса и внешнеторгового договора. В некоторых случаях требуется процедура осмотра оборудования.

Бывшее в употреблении машины и оборудование не подлежат обязательному подтверждению соответствия в виде сертификации или декларирования. В этом случае необходимо оформление отказного письма ВНИИС (Всероссийского Научно-Исследовательского Института Сертификации).

Временный ввоз машин и оборудования

Иногда требуется ввезти на территорию России или Таможенного союза оборудование для проведения конкретных краткосрочных работ, либо для проведения испытаний или участия в выставках. В этом случае к импортируемому оборудования применяется процедура временного ввоза. Данная процедура позволяет, как правило, полностью освободить ввозимые товары от уплаты таможенных пошлин и НДС.

Срок, на который могут быть ввезены машины оборудование по процедуре временного ввоза не может превышать 2 года.

Применение данной процедуры регулируется Таможенным кодексом Таможенного союза и требует документальное подтверждение сроков ввоза машин и оборудования и их своевременный возврат. В противном случае к данному оборудования применяются стандартные таможенные процедуры, требующие уплаты таможенных пошлин и НДС.

Санкции в отношении импорта машин и оборудования в 2020 году


В результате наложенных на Россию санкций, экспорт машин и оборудования из стран ЕС запрещен или серьезно ограничен. Серьезные ограничения наложены на вывоз из ЕС товаров двойного назначения, оборудования для нефтедобывающей и буровой промышленности, а также для глубоководного бурения и разведки нефтяных месторождений. Запрещены контракты на поставку машин и оборудования для российских оборонных НИИ и предприятий ВПК. Кроме того, запрещено отправлять машины и оборудование в Крым и Севастополь и крымским предприятиям.

От производителей в ЕС требуется проводить проверку Российских импортеров, получать Сертификат конечного пользователя.

Перед приобретением продукции необходимо тщательно проверить, не попадает ли данная продукция под ограничения, связанные с санкциями или экспортным контролем, и нет ли ограничений, наложенных на импортера.

Освобождение от уплаты НДС машин и оборудования в 2020 году

Импортируемые машины и оборудование, а также комплектующие к нему, могут быть освобождены от уплаты НДС при ввозе на территорию Российской Федерации согласно ст.150 Налогового Кодекса РФ, если данное технологическое оборудование не имеет аналогов на территории РФ. Перечень оборудования, освобожденного от уплаты НДС, приводится в Постановление Правительства РФ N 372 от 30.04.2009. Перечень постоянно изменяется и дополняется, и содержит указание на код товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и наименование оборудования.

Если ввозимое оборудование не содержится в данном Перечне, то его ввоз подлежит обложению НДС в общем порядке.

Для получения льготы по НДС импортеру необходимо обеспечить документальное подтверждение кода классификации товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ТН ВЭД. Применение льготы по НДС не сопряжено с каким-либо ограничением по пользованию или продаже ввезенного оборудования.

Импорт машин и оборудования в качестве вклада в уставной капитал

Импортируемые машины и оборудования могут быть внесены в уставной капитал предприятия, в этом случае предоставляются тарифные преференции в соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 № 728 «О порядке применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза».

Данное решение предусматривает, что товары, импортируемые в Россию в качестве вклада учредителя в уставной капитал, освобождаются от уплаты таможенных пошлин.

Для получения освобождения от уплаты таможенных пошлин должны соблюдаться следующие условия:

  • товары не являются подакцизными
  • товары относятся к основным производственным фондам
  • товары ввозятся в сроки, установленные учредительными документами

Кроме того, из положений Таможенного кодекса Таможенного Союза следует, что при предоставлении такой льготы не допускается отчуждение ввезённых машин и оборудования в течение как минимум 5 лет со дня их выпуска на территорию России.

Отдельные категории товаров показали рост экспорта на африканский континент

По итогам 2018 года вырос экспорт информационных носителей из Москвы в страны Африки. В числе лидеров по темпам роста и объемам экспорта в африканском направлении — столичная радиолокационная аппаратура, товары IT-сферы, машины, оборудование и электроника. Такие данные получены в ходе исследования, которое провели эксперты Московского экспортного центра (МЭЦ), подведомственного Департаменту предпринимательства и инновационного развития города Москвы. В нем проанализированы тенденции столичного экспорта на африканский континент.

Доля Москвы в российском экспорте в страны Африки в 2018 году составила 27,3%.

В ТОП-10 стран лидеров по импорту московских товаров несырьевого неэнергетического экспорта (ННЭ) в прошлом году вошли Египет, Алжир, Нигерия, Судан, Ливия, Танзания, Гана, Марокко, Эфиопия, Кения. С начала этого года Москва нарастила экспорт в Мали, Сенегал и Конго, которые сменили Ливию, Танзанию и Кению в десятке крупнейших импортеров Африки.

Отдельные категории столичных товаров показали значительный рост экспорта.

Египет в первые три месяца 2019 года стал в 99 раз больше импортировать московские жидкостные насосы, чем в аналогичный период 2018 года. В прошлом году по сравнению с 2017 годом Египет импортировал из Москвы в 6 раз больше книг, документации и листовок, в 25 раз больше — радиолокационной аппаратуры, в 30 раз — турбодвигателей и газовых турбин, а информационных носителей — в 3760 раз.

Импорт московских товаров в категории «прочие электронные приборы, устройства и машины» вырос по итогам 2018 года в 7,5 раз и составил 38,2 млн долларов США. А уже в первом квартале этого года по сравнению с аналогичным периодом 2018 года в 4 раза вырос экспорт «прочих не электронных приборов, устройств и машин» – его объем по итогам периода достиг 4,8 млн долларов США.

«Анализ тенденций показывает, что африканский континент становится одним из важнейших рынков сбыта для московских компаний, ориентированных на экспорт. Этому направлению город уделяет большое внимание. С начала 2019 года столичные компании уже несколько раз экспонировались под единым брендом «Сделано в Москве» на выставках в ОАЭ и ЮАР. Субсидиарная поддержка со стороны города позволяет открывать доступ все большему количеству московских экспортеров к рынкам Египта, Алжира, Нигерии, Судана и других стран. В прошлом году объем столичного экспорта несырьевых товаров в страны Африки составил 3,9 млрд долларов»

Импорт упадет в 2020 году

По данным нового сервиса SeaNews ТСВТ, за январь-май 2019 года импорт в Россию составил 51,2 млн тонн грузов, что на 7,6% меньше относительно аналогичного периода 2018 года. В денежном выражении импорт снизился на 2,9% и составил 92,4 млрд долларов.

Из России за первые 5 месяцев этого года было экспортировано 373 млн тонн грузов (-0,9%) на сумму 170,2 млрд долларов (-3,5%).

Импорт

Лидером по импорту товаров в Россию является Китай. За первые 5 месяцев 2019 года поставки товаров из Китая увеличились на 2,6% и составили 20,1 млрд долларов.

Из Германии в Россию было ввезено товаров на сумму 9,3 млрд долларов (-10,6%).

Импорт товаров из США увеличился на 11,5% до 5,8 млрд долларов.

БОльшая часть грузов, импортируемых в Россию, приходится на машины, оборудование и механизмы. Далее идут продукция химической промышленности и средства наземного транспорта. На эти товарные группы приходится более 50% всех поставок в денежном выражении.

Импорт в другие страны

Экспорт

По итогам января-мая 2019 года экспорт в Китай увеличился на 2% в физическом выражении и составил 56,7 млн тонн. В денежном выражении поставки выросли на 0,5% до 21,3 млрд долларов.

В Нидерланды из России за первые 5 месяцев этого года было вывезено 42,7 млн тонн грузов, что на 12,1% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В денежном выражении экспорт составил 20,6 млрд долларов (+15,7%).

Поставки в Германию сократились на 22% в денежном выражении до 11 млрд долларов, однако выросли в физическом (+8,5%) и составили 21,6 млн тонн.

Кроме того, и в денежном, и в физическом выражении экспорт вырос в Южную Корею и США.

В структуре экспорта более 50% в денежном выражении приходится на минеральные продукты (в основном, на нефть, нефтепродукты и уголь). Почти 10% – на недрагоценные металлы и изделия из них (черные металлы, алюминий, медь). 4,5% – на продукцию химической промышленности.

Импортные пошлины на оборудование могут обнулить


Импортные пошлины на импорт не производимого в России оборудования и комплектующих для промышленности и сельского хозяйства предлагают обнулить. Такую антикризисную меру для поддержки крупного бизнеса озвучили влиятельные бизнес-лоббисты — Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП). Письма с этой просьбой направлены в правительство и Центробанк, рассказал «Известиям» исполнительный вице-президент РСПП Александр Мурычев. В Минфине предложение поддержали.

При ввозе техники в Россию промышленные и сельхозкомпании платят таможенные пошлины (5–10% от стоимости импортной поставки), а уже с полученной суммы — налог на добавленную стоимость (НДС) в размере 18%. Идейная функция таможенной пошлины — регулятивная (не допустить, чтобы зарубежные товары имели преимущество перед российскими на отечественном рынке), но сейчас многие эксперты считают, что это предназначение пошлины потерялось из-за скачка валютных курсов, которые и так сработали как запретительные пошлины.

— Обнуление таможенных пошлин на не производимую в Россию продукцию, оборудование позволит российским компаниям дешевле на 5–10% закупать технику и комплектующие, — указывает Мурычев. — По прогнозам Минэкономразвития, в 2015 году объем импорта в РФ составит $263 млрд против показателя 2014 года на уровне $286,8 млрд. Более 80% российского импорта, по данным Федеральной таможенной службы, приходится на страны дальнего зарубежья, оставшееся на СНГ.

Читайте также: