Постановка на учет в качестве медиатора в фнс что это

Опубликовано: 01.05.2024

Кто может быть медиатором и почему ими не могут быть госслужащие и муниципальные служащие?

Вопрос о том, кто может быть медиатором не является второстепенным. И ответ на него особенно значим в условиях, когда законодательство формируется при зарождении вида деятельности, а практика еще не сформирована. Для ответа на этот вопрос, прежде всего, нужно задуматься о возможных сферах применения медиации, о ее потенциале как способа урегулирования и предупреждения споров все больше раскрывающемся в последние годы. Также немаловажно определить роль медиатора. Что должен уметь делать медиатор?

Роль медиатора

Модель медиации, на которую ориентируется действующий Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)", предполагает, что роль медиатора – это роль организатора процесса, ведущего процедуру медиации, с предельным вниманием относясь к потребностям участников конфликта в отношении процесса, остающегося на протяжении всей процедуры их равноудаленным и равноприближенным помощником в ходе выработки договоренностей по существу спора. В России за основу взята содействующая модель медиации, но с возможностью так называемого "предложения медиатора" полностью оставленной на усмотрение сторон. Такой подход предполагает, что ключевой задачей медиатора является обеспечение сторонам помощи в понимании их реальных потребностей и интересов, налаживании диалога. Медиатор содействует сторонам спора в поиске такого выхода из конфликта, который приемлем для них в равной степени, с которым они согласятся, выполнят добровольно, и с последствиями которого смогут качественно жить. Медиатор должен уметь помочь сторонам спора в восстановлении способности конструктивно общаться между собой, обеспечить условия для формирования общего (разделенного/разделяемого) понимания проблемы (то есть медиатор не заставляет стороны соглашаться друг с другом, но помогает им понять точку зрения, интересы и потребности другого), содействовать сторонам в поиске (выработке и оценке) решения, которое должно быть их собственным, реалистичным, жизнеспособным решением.

Чтобы выполнить эту задачу медиатор должен быть независим от сторон и не иметь заинтересованности в содержательном аспекте разрешения спора. Стороны должны доверять медиатору и полагаться на его профессионализм.

Медиатор опирается на принципы медиации и старается неуклонно следовать этим принципам и требованиям профессиональной этики. Только таким образом, возможно, достичь успеха в медиации.
Одним из самых сложных может оказаться соблюдение нейтральности и беспристрастности. Медиация – это не состязание в доказывании фактов и собственной правоты, а сотрудничество, объединение усилий с оппонентом для разрешения общей проблемы. Такое отношение к процессу разрешения спора не является чаще всего привычным для его участников. Ведь большинство сторон по сегодняшний день считает, что бороться нужно не с проблемой, а с другой (ими) стороной (ами), именно на нее возлагая вину и к ней предъявляя требования. Соответственно стороны чаще всего, стараются привлечь симпатии медиатора на свою сторону. Одновременно, неизбежно постоянно возникает опасность восприятия его сторонами пристрастным или сочувствующим больше одной из сторон.

Медиатор, действует в равной степени в интересах всех сторон спора, поощряя сотрудничество. Он не должен позволять втягивать себя в противостояние сторон (а противостояние есть естественная составляющая конфликта с которой сторонам, даже при самых мирных намерениях, приходится совладать в собственных же интересах). Одна из основополагающих идей медиации – наделение сторон силой и ответственностью за принятие решений по их собственному конфликту. Поэтому, медиатор, каким бы ни было его первоначальное образование – юрист, учитель, психолог, врач, инженер и т.д., находясь в этой роли, главное, чтобы он был медиатором – профессионалом, опирающимся, на свой опыт. Один из сложных навыков медиатора – это умение не позволять его знаниям, опыту, суждениям в той или иной сфере оказывать влияние на его поведение, высказывания, чтобы не нанести ущерб процессу разрешения спора собственниками, которого являются сами стороны.

Медиатор должен быть добропорядочным человеком, с непогрешимой репутацией, вызывающим уважение и доверие у сторон. В странах, где развитие медиации, в большей степени, происходит "снизу" и, уже, на основе сложившейся практики формируется правовая база, во-первых, гораздо ниже риски ограничения доступа к медиативной деятельности на основании принадлежности к той или иной профессии, во-вторых, как показывает практика, в медиацию приходят представители самых разных профессий и, наконец, в-третьих, успешными, востребованными медиаторами также становятся, люди самых разных профессий – юристы, психологи, социологи, политологи, врачи, учителя, инженеры, менеджеры и т.д. Главное, чтобы тот, кто называет себя медиатором, действительно владел навыками этой деятельности на профессиональном уровне.

Теперь можно вернуться к вопросу: Кто же может быть медиатором в России?

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)", создавая условия для распространения медиации, позволяет заниматься медиацией на непрофессиональной и профессиональной основе. Статьей 15 этого закона установлены общие требования к медиатору, который может действовать на непрофессиональной основе – достижение совершеннолетия, отсутствие судимости и пр. В соответствии с той же статьей для ведения медиативной деятельности на профессиональной основе необходимо достижение возраста 25 лет, высшее профессиональное образование (медиаторами могут быть представители неограниченного круга профессий) и обучение по специальной программе подготовки медиаторов 1 . Часто задают вопрос, а зачем такое деление? Например, человек обучился медиации, но не занимается этой деятельностью на постоянной основе, не имеет намерений строить карьеру в сфере медиации, не вступает в организацию медиаторов, то есть он занимается медиативной деятельностью на непрофессиональной основе. Или, ученик в школе в рамках проекта "школьная медиация" обучился медиации, и время от времени принимает участие в процедурах медиации, или учитель обучился "школьной медиации" и урегулирует споры в образовательном учреждении – все это деятельность медиатора на непрофессиональной основе 2 . В соответствии с законом, единственное ограничение, которое применяется, к так называемым непрофессиональным медиаторам – споры, которые разрешаются с помощью медиации после обращения сторон в суд, могут урегулироваться лишь с участием медиатора ведущего деятельность на профессиональной основе. В связи с этим, сторонам, обращающимся к процедуре медиации до суда, нужно тщательнее выбирать медиатора. Если медиатор не прошел соответствующую подготовку, он может вместо помощи создать дополнительные трудности сторонам. Поэтому, конечно для разрешения серьезных споров желательно прибегать к помощи профессиональных медиаторов. Более того, медиаторы, всерьез занимающиеся медиативной деятельностью, стараются вступать в сообщества, быть аффилированными с провайдерами медиативных услуг и/или организациями, объединяющими медиаторов, уделяют большое внимание повышению квалификации, своему профессиональному росту.

Медиация – это не предпринимательская деятельность и ее можно осуществлять наряду с иной деятельностью, кроме случаев, прямо предусмотренных законом. Сначала остановимся на прямо прописанных ограничениях: "Медиаторами не могут быть лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы, должности муниципальной службы, если иное не предусмотрено федеральными законами". В связи, с чем существует подобное ограничение? Здесь одновременно можно указать на ряд факторов: медиация – это независимый институт гражданского общества. Совмещение государственными и муниципальными служащими своей работы с медиативной деятельностью в таком контексте невозможно. Они являются представителями власти, выразителями интересов государства, имеют определенные ограничения в связи с таким статусом и не могут выступать в роли независимых медиаторов в спорах связанных с гражданскими правоотношениями. Возможность коррупции, конфликта интересов ставят под вопрос независимость и беспристрастность служащих-медиаторов.

Вместе с тем, необходимо отметить сколь значимым является владение медиативными навыками для государственных служащих самых разных уровней и направлений деятельности. Владение навыками медиации позволяет им повысить конфликтную и, как следствие, профессиональную компетентность в целом. Качество работы государственных служащих напрямую влияет на качество жизни граждан и на доверие общества к власти в целом. Поэтому очень важно понимать, что российским государственным служащим медиативный подход3 необходим в качестве инструментария в повседневной деятельности.

Медиация действительно является сферой деятельности доступной представителям самых разных профессий. Вместе с тем юристы, психологи, менеджеры становятся медиаторами чаще. Среди представителей юридических профессий судьи, адвокаты, нотариусы в силу существования законодательно закрепленного статуса имеют ряд ограничений.

Например, после принятия Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" встал вопрос о возможности судей в отставке заниматься медиативной практикой. Действующее законодательство не позволяет действующим судьям и судьям в отставке быть медиаторами 4 . Во многих странах судьи, вышедшие на заслуженный отдых, играют значительную роль в оказании медиативных услуг и развитии медиации. Но занимаются они этой деятельностью на общих основаниях, то есть следуя всем требованиям, которые предъявляются медиаторам в целом и обязательно при условии прохождения обучения медиации. Судьи в отставке, безусловно, имеют значительные предпосылки для занятия деятельностью в области урегулирования споров и консультирования сторон, особенно в части правовой оценки спора и возможного исхода судебного разбирательства. Однако сложность состоит в том, что для занятия медиативной деятельностью необходимо выйти из парадигмы состязательного процесса и переориентироваться на сотрудничающий процесс. В процедуре медиации не допускается консультирование сторон и оценка ситуации медиатором. С другой стороны, если говорить об альтернативных способах урегулирования споров, потенциал судей и судей в отставке может быть использован в компетентном направлении сторон на медиацию и/или содействии их примирению. Кроме того, уже действующее законодательство предписывает судье содействовать примирению сторон. Для осуществления этих функций, а значит, выполнения возложенной миссии судьям необходимо обучаться медиативному подходу.

Что касается занятия медиативной деятельностью адвокатами, то на этот счет до последнего времени не было однозначного ответа, так как действующий Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" ничего не говорит о медиации. Вместе с тем 22 апреля 2013 года в Москве, в Центральном доме ученых, состоялся VI Всероссийский съезд адвокатов, где были утверждены изменения и дополнения в Кодекс профессиональной этики адвоката: адвокату разрешено за деньги заниматься урегулированием споров, в том числе в качестве медиатора или третейского судьи.

Таким образом, если говорить о буквальном толковании закона об адвокатуре, сегодня нет однозначного мнения о возможности совмещения статуса адвоката с медиативной деятельностью – это вопрос перенесен в сферу профессиональной адвокатской этики. Возможно, в будущем возникнет необходимость во внесении изменений в этот закон.

Итак, сегодня в России профессиональным медиатором может стать любой дееспособный человек, достигший возраста 25лет, с любым высшим образованием, прошедший обучение по программе подготовки медиаторов. Медиатор должен следовать Кодексу профессиональной этики, который был разработан Некоммерческим партнерством "Национальная организация медиаторов" и утвержден 28 апреля 2012 года.

1 На основании статьи 16 Закона о медиации было принято постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2010 года № 969 "О программе подготовки медиаторов", в соответствии с которым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 февраля 2011 года была утверждена Программа подготовки медиаторов.

2 Метод "школьная медиация" разработан АНО "Центр медиации и права".

3 Медиативный подход разработан АНО "Центр медиации и права".

Минфин России дал разъяснения по ряду вопросов, связанных с налогообложением при осуществлении процедуры медиации
С 1 января 2011 г. действует Федеральный закон от 27.07.2010 N 193-ФЗ (далее - Закон N 193-ФЗ), которым в России в гражданский оборот была введена процедура медиации. Минфин России в первую очередь отметил, что Налоговым кодексом РФ для тех, кто занимается медиативной деятельностью (как физических, так и юридических лиц) не предусмотрены какие-либо особенности налогообложения в части осуществления медиативных услуг.

Относительно исчисления НДС и налога на прибыль организациями, осуществляющими медиативную деятельность, Минфин России указал, что согласно подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ, объектом обложения НДС признается, в том числе, реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ. Следовательно, реализация услуг организацией, осуществляющей медиативную деятельность, облагается данным налогом в общем порядке. Никаких особенностей не предусмотрено и для налога на прибыль: доходы подобной компании уменьшаются на расходы и облагаются данным налогом в соответствии с гл. 25 НК РФ.

Следующий рассмотренный вопрос касается организации, приобретающей услуги медиатора: в каком порядке учитываются расходы, связанные с проведением процедуры медиации? Ведомство отметило, что в силу ст. 252 НК РФ расходами признаются любые экономически обоснованные и документально подтвержденные затраты, если они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 01.03.2012 N 384-О-О, обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться исходя из обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской деятельности. Следовательно, для того чтобы расходы налогоплательщика на оплату услуг медиатора были учтены в целях налогообложения, приобретение таких услуг должно быть обусловлено получением какой-либо экономической выгоды, например возможностью избежать судебных расходов в случае разрешения спора с участием медиатора.

Однако следует иметь в виду, что наличие соглашения о проведении процедуры медиации и само ее проведение не являются препятствием для обращения в суд, в том числе без учета положений медиативного соглашения (ч. 3 ст. 7 Закона N 193-ФЗ). Кроме того, согласно ч. 2 ст. 12 этого закона медиативное соглашение исполняется на принципах добровольности и добросовестности сторон.

Ведомство ограничилось нейтральной формулировкой, указав, что на основании изложенного учесть расходы на медиацию можно будет только в случае их соответствия требованиям ст. 252 НК РФ, то есть как и любые другие расходы по налогу на прибыль. Однако из приведенных ссылок на Закон N 193-ФЗ можно сделать вывод, что фактически признать такие расходы смогут только те организации, у которых процедура медиации прошла успешно и позволила обойтись без судебного разбирательства. В остальных случаях возможность учесть данные расходы остается под большим вопросом. Для того чтобы обезопасить себя от конфликтов с налоговыми органами и избежать судебных разбирательств, налогоплательщикам, приобретающим такие услуги, стоит заранее подготовить детальное обоснование этих расходов: аналитические документы, свидетельствующие о выгоде медиации, расчет потенциальных судебных расходов и т.п.

Минфин России также ответил на ряд вопросов, связанных с медиативным соглашением. Указанное соглашение, достигнутое в результате процедуры медиации, проведенной после передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда, может быть утверждено судом или третейским судом в качестве мирового соглашения (ч. 3 ст. 12 Закона N 193-ФЗ). В связи с этим расходы, понесенные сторонами на проведение медиации, могут быть отнесены к судебным расходам, а расходы стороны, которая имеет обязательство по мировому соглашению, - к расходам в виде задолженностей, признанных должником, или задолженностей, подлежащих уплате на основании решения суда, а также к расходам на возмещение причиненного ущерба. Если же медиативное соглашение было достигнуто без передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда, оно представляет собой гражданско-правовую сделку. В таком случае нормы об учете расходов на мировое соглашение не могут быть автоматически применены.

Ведомство рассмотрело вариант отношений, касающихся проведения медиации, в которых медиатор является физлицом, а его услуги приобретает организация, и отметило следующее. В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физлицам, признаются плательщиками страховых взносов. При этом каких-либо особенностей для организаций, производящих выплаты медиаторам за оказанные услуги, данным Федеральным законом не предусмотрено. Также в силу п. 1 ст. 226 НК РФ указанные юрлица являются налоговыми агентами по НДФЛ.

Соответственно, приобретая медиаторские услуги у физлица, организация обязана уплачивать за него страховые взносы, а также удерживать с суммы его вознаграждения НДФЛ и перечислять налог в бюджет.


Если не можете разрешить спор с контрагентом — не обязательно сразу идти в суд. Можно сначала обратиться к медиатору — специалисту, который помогает договариваться.

С 2019 года медиативное соглашение, заверенное у нотариуса, приравнивается к судебному решению. Если вторая сторона отказывается выполнять договоренности — можно обращаться к приставам.

Расскажу, в каких случаях подходит медиация и как с ее помощью разрешить конфликт.

Медиация — это способ мирно разрешить конфликт так, чтобы обе стороны остались довольны результатом и сохранили хорошие или нейтральные отношения. Добиться такого решения помогает беспристрастный специалист — медиатор. В конце процедуры стороны могут подписать документ, фиксирующий договоренности — медиативное соглашение.

В российском законодательстве медиация появилась в 2011 году, но особого распространения не получила. Это связано с тем, что медиативное соглашение раньше не имело реальной юридической силы: если одна из сторон не соблюдала договоренность, все равно приходилось идти в суд.

В 2019 году в закон внесли поправки, и теперь медиативное соглашение можно заверить у нотариуса. Тогда в случае неисполнения условий соглашения можно сразу идти к судебному приставу.




  • Решить, с кем останется ребенок и поделить имущество при разводе.
  • Договориться с контрагентом о новых условиях сотрудничества.
  • Разрешить спор между работодателем и сотрудником.
  • Договориться с клиентом, который недоволен дорогой покупкой.


  • Уговорить ГИБДД простить штраф за превышение скорости.
  • Разрешить спор с конкурентом, который незаконно использовал вашу интеллектуальную собственность и не хочет решать конфликт.
  • Убедить ИФНС, что вам не нужно платить налог на имущество.
  • Передоговориться, хотя суд уже вынес решение.

Если иск в суд уже подали и процесс начался, все равно можно попробовать мирно решить вопрос. Причем не важно, на какой стадии находится процесс. Подайте письменное ходатайство, чтобы приостановить или отложить судебное разбирательство.

Суд обязан удовлетворить ходатайство и дать сторонам время на переговоры. Но по закону оно ограничено — нужно успеть за 2 месяца. В случае успеха стороны заключают мировое соглашение, а государство возвращает 50% от оплаченной госпошлины.

Медиация строится на нескольких принципах, которые во многом противоположны принципам судебного разбирательства:

Добровольность. Обе стороны принимают участие в медиации только по собственному желанию. Если одна из сторон не хочет, то заставить ее нельзя. Напротив, участие в суде обязательно для обеих сторон.

Равноправие сторон. В суде стороны автоматически делятся на «пострадавшую» и «виновную» — истец и ответчик. Это изначально накладывает эмоциональный отпечаток и определяет разное отношение к участникам. В медиации же нет цели определить, кто прав, а кто виноват. Цель в том, чтобы обе стороны услышали друг друга и смогли договориться.

Взаимоуважение. Обстановка в суде напряженная, даже безобидный процесс может вызвать стресс. На медиации атмосфера неформальная и непринужденная. Медиатор следит за тем, чтобы участники спора не переходили на личности, не оскорбляли друг друга.

Конфиденциальность. О том, что вы участвуете в судебном процессе, можно будет узнать из открытых источников. Процесс медиации, напротив, полностью конфиденциален. Медиатор и участвующие стороны не имеют права разглашать информацию об участниках, результате или самом процессе. Это условие есть в соглашении о проведении медиации, которое стороны подписывают в начале процедуры.

Можно без последствий остановиться в любой момент. Если вы обратились в суд, то сказать «я передумал» и просто отступить не получится. Как минимум оппонент может потребовать компенсацию затрат на юристов. А медиацию можно остановить на любом этапе, если не получается договориться — максимум заплатите медиатору.

Беспристрастность медиатора. Медиатор — полностью нейтральная сторона. Он не может вести процесс, если у него есть родственная или дружеская связь с кем-то из участников. Это единственный принцип, который совпадает с принципами судебного процесса.

Стороны сами принимают решение. К медиатору обращаются не за решением, а за помощью в переговорах. Итоговая договоренность может быть любой, если не противоречит закону. В суде так не бывает: судья либо удовлетворяет требование истца полностью или частично, либо не удовлетворяет вовсе. Изменить требования в процессе нельзя.

В Минфине России объяснили, какие налоги должен платить медиатор с получаемых вознаграждений.

Медиатор – это профессиональный посредник, выступающий третьей стороной при разрешении спора и помогающий оппонентам достигнуть соглашения. В отличие от традиционной системы разрешения споров, функции медиатора в медиативной процедуре отличны.

Медиатора стороны выбирают по взаимному согласию. Кроме того, стороны могут просмотреть несколько кандидатур, обратившись в саморегулируемую организацию медиаторов.

Заметим, что участие в саморегулируемой организации является обязательным условием для осуществления профессиональной деятельности медиатора. Профессиональный медиатор должен быть не моложе 25 лет, иметь высшее образование и получить дополнительное профессиональное образование по вопросам применения процедуры медиации.

Медиатор не вправе:

  • состоять на государственной или муниципальной службе;
  • быть представителем какой-либо стороны;
  • оказывать какой-либо стороне юридическую, консультационную или иную помощь;
  • осуществлять деятельность медиатора, если при проведении процедуры медиации он лично (прямо или косвенно) заинтересован в ее результате, и быть родственником одной из сторон;
  • делать без согласия сторон публичные заявления по существу спора.

В случае если спор уже рассматривается судом, то процедура медиации может проводиться только медиаторами, осуществляющими свою деятельность на профессиональной основе.

Обратите внимание: деятельность медиатора не является предпринимательской деятельностью.

В комментируемом письме отмечается, что деятельность медиатора может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной основе (ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 193-ФЗ – далее Закон № 193-ФЗ). Также Закон № 193-ФЗ устанавливает требования к осуществлению деятельности медиаторов на профессиональной основе. Поэтому полученное медиатором вознаграждение за процедуру проведения медиации не является доходом от предпринимательской деятельности и не может облагаться налогом, уплачиваемым в связи с применением УСН. Значит, доходы медиатора, полученные от указанной деятельности, облагаются НДФЛ.

Оплата деятельности медиатора осуществляется сторонами в соответствии с условиями соглашения о проведении медиации. Как правило, расходы участники конфликта несут поровну, но Закон № 193-ФЗ не запрещает согласовать иное.

Обратите внимание: с 1 января 2017 года медиатору предписано встать на учет в налоговой инспекции по месту жительства (месту его пребывания – при отсутствии у него места жительства на территории РФ) путем подачи заявления в любую инспекцию по своему выбору (п. 6 ст. 83 НК РФ).

Процедура медиации

После соблюдения всех предварительных условий стороны и посредник могут начинать процедуру медиации.

При проведении процедуры медиации посредник может встречаться и поддерживать связь как со всеми сторонами вместе, так и с каждой из них в отдельности. При этом он не вправе ставить своими действиями какую-либо из сторон в более выгодное положение и без разрешения сторон вносить свои предложения об урегулировании спора.

Максимальный срок медиации – 180 дней, а если медиация начата в период судебного рассмотрения спора – 60 дней. Однако следует иметь в виду, что в соглашении нельзя сразу заложить 180-дневный срок. Закон № 193-ФЗ обязывает стороны и медиатора принять меры для завершения данной процедуры в течение 60 дней. Лишь в исключительных случаях стороны могут продлевать срок медиации. Результатом медиации должно стать медиативное соглашение, заключаемое в письменной форме. Медиативное соглашение должно содержать сведения о сторонах, предмете спора, проведенной процедуре медиации, медиаторе, а также согласованные сторонами обязательства, условия и сроки их выполнения. В нем стороны принимают обязательства совершить какие-либо действия по разрешению своего спора.

Ведущий эксперт “НА” Е.П. Соколова


Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

от 5 мая 2015 года N ГД-17-3/53

[Налогообложение вознаграждений медиатора]

Федеральная налоговая служба рассмотрела Ваше обращение от 10.04.2015 N МРМ-4/673/44533 по вопросам, связанным с деятельностью профессиональных медиаторов, и в пределах своей компетенции сообщает следующее.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" (далее - Федеральный закон N 193-ФЗ) медиатором признается независимое физическое лицо, привлекаемое сторонами в качестве посредника в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора.

Согласно статье 15 Федерального закона N 193-ФЗ деятельность медиатора может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной основе.

Деятельность медиатора не является предпринимательской деятельностью.

Медиатор не вправе оказывать какой-либо стороне юридическую, консультационную или иную помощь.

Деятельность по проведению процедуры медиации осуществляется медиатором как на платной, так и на бесплатной основе (пункт 1 статьи 10 Федерального закона N 193-ФЗ).

Статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Согласно пунктам 1 и 3 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) упрощенная система налогообложения применяется организациями и индивидуальными предпринимателями наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате, в частности, налога на доходы физических лиц в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности.

Поскольку полученное медиатором вознаграждение за осуществление регулируемой Федеральным законом N 193-ФЗ деятельности по проведению процедуры медиации не является доходом от предпринимательской деятельности, то оно не может облагаться налогом, уплачиваемым в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Как разъяснил в соответствии со статьей 34.2 Кодекса Минфин России в письме от 25.07.2011 N 03-04-05/3-529, доходы медиатора, полученные от указанной деятельности, облагаются налогом на доходы физических лиц в порядке, установленном главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса.

Одновременно Федеральная налоговая служба сообщает, что согласно пункту 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, ФНС России осуществляет, в частности, контроль и надзор за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329 федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налоговой деятельности, является Министерство финансов Российской Федерации.

Что касается вопроса уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с вышеназванных выплат, то согласно статье 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" плательщики страховых взносов имеют право получать от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, письменные ответы на вопросы, касающиеся применения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

Таким образом, согласно подпункту 5.19 пункта 5 Положения о Министерстве труда и социальной защиты РФ, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 N 610, за разъяснениями по вопросам, касающимся применения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в Пенсионный фонд РФ и Фонд социального страхования РФ, необходимо обращаться в Министерство труда и социальной защиты РФ, а о страховых взносах на обязательное медицинское страхование - в Министерство здравоохранения РФ (подпункт 5.16 пункта 5 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 N 608).

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
III класса
Д.Ю.Григоренко

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

Нормативные акты для бухгалтера,
N 11, 26.05.2015

Читайте также: