Пошлины на уголь китай

Опубликовано: 16.05.2024

таможенные пошлины в Китае

В последние десятилетия все большее количество отечественных коммерческих структур и частных предпринимателей начинают свой бизнес в Китае. Те предприниматели, которые занимаются этим недавно, часто сталкиваются с различными проблемными ситуациями при таможенном оформлении продукции по причине незнания особенностей законодательства Страны восходящего солнца. Таможенные пошлины в Китае, как и в любом другом государстве, являются одной из основных составляющих правительственной программы, а именно она отвечает за стимуляцию или ограничение импорта или экспорта различных групп изделий. Их конкретное количество и наименования определяются в зависимости от экономической ситуации. Также существует продукция, запрещенная к вывозу или ввозу, а что касается остальных, то они подлежат лицензированию в обязательном порядке.

таможенные пошлины в Китае

Для таких товаров создан специальный список, в который входит 49 наименования. При таможенном оформлении данной продукции декларацию принимают только после того, как будет предоставлена вся требуемая документация разрешительного характера. Также стоит учитывать то, что существует несколько групп товаров (включая продовольственную продукцию), на вывоз периодически вводятся ограничительные квоты. Таким методом правительство спасает внутренний рынок от опустошения.

Поэтому, начиная предпринимательскую деятельность на территории Китая, необходимо еще на этапе планирования узнать, не стоит ли интересующая продукция в таких списках. Если нет, то еще потребуется получить разрешение на ее вывоз или ввоз, а также реализацию.

Как рассчитывается стоимость таможенного оформления

С размером таможенной пошлины можно ознакомиться в импортно-экспортных тарифах, которые зависят, в основном, от себестоимости товара. Сюда входят совокупные расходы на покупку, страхование и транспортирование продукции до границы.

Также существуют особые районы и предприятия, товары из которых облагаются пошлиной по льготной либо абсолютно нулевой ставке. Есть и другие ситуации, в которых действует такой тариф.

  1. При таможенном оформлении торговых, выставочных и рекламных образцов и стендов, которые не обладают конкретной коммерческой стоимостью.
  2. Продукция, которая была повреждена или утеряна до пересечения таможенного контроля.
  3. Изделия, которые по суммарной стоимости или количественно укладываются в рамки установленных лимитов.

Также существует перечень товаров на основании международных соглашений, которые являются беспошлинными, либо облагаются сниженными размерами ставки. При планировании экспортно-импортных отношений необходимо ознакомиться с нормативным документом, который обновляется каждый год. В нем указаны действующие ставки.

Другие платежи, которые могут возникнуть при прохождении таможенной границы

Помимо таможенной пошлины, при ввозе продукции на территорию КНР могут возникнуть и другие платежи. В эту группу входят такие товары, как:

  • автотранспорт;
  • табачные изделия;
  • парфюмерия;
  • брендовые кожаные изделия;
  • спиртные напитки и пр.

Данные товарные группы облагаются дополнительным потребительским налогом, а также налогом, который взимают с так называемых предметов роскоши. Данные расчеты необходимо осуществлять одновременно с оплатой основной таможенной пошлины.

В Китае, как и во многих других государствах, при ввозе различных изделий и сырья налог начисляется на стоимость, которая должна быть документально подтвержденной. При вывозе действует обратная норма, то есть часть НДС с оборудования и другой продукции может быть возвращена экспортеру.

Как проходит оплата всех таможенных сборов

Все необходимые расчеты по начислению таможенных и других обязательных сборов необходимо проводить до того, как груз покинет таможенный пункт. Некоторые сборы разрешается оплачивать в срок 7 дней, причем это контролируют максимально строго, и за любую просрочку начисляют пеню. Если просрочка окажется длительной, то таможня может потребовать компенсацию, которую получит за счет реализации части товаров, или же взыскать при помощи банка виновного.

Если при таможенном оформлении возникают какие-либо спорные вопросы, то по действующему законодательству их можно решить в течение одного года. За этот срок таможенные органы должны взыскать с предпринимателя или организации все требуемые платежи. Если импортер или экспортер не согласен с размером начисленных сумм, то по существующему порядку он должен вначале их оплатить, и после этого в течение 30 дней оспорить. Если таможня отказывается пересмотреть размер таможенных пошлин, то дело необходимо продвигать далее – сначала в Главное управление таможенной службы, а если и это не помогло, тогда обращайтесь напрямую в суд.

Российские угольщики спешат воспользоваться конфликтом Китая и Австралии, взвинтившем цены в КНР, чтобы увеличить свою долю на крупнейшем в мире угольном рынке. «Эльгауголь», входящая в «А-Проперти» Альберта Авдоляна и разрабатывающая самое крупное в РФ месторождение коксующихся углей, создает СП с китайским судоходным оператором GH-Shipping. Компания планирует увеличить поставки в Китай с 1 млн тонн до 30 млн тонн к 2023 году, а в дальнейшем — до 50 млн тонн. Другие угольщики также планируют увеличить поставки в КНР, хотя, по мнению аналитиков, нынешний всплеск цен не станет долгосрочным.

«Эльгауголь», входящая в «А-Проперти» Альберта Авдоляна, намерена увеличить поставки угля в Китай. Для этого создается СП с китайской Guohang Ocean Shipping (GH Shipping). В сообщении «Эльгаугля» сказано, что предварительный срок сотрудничества составляет пять лет с дальнейшим продлением на аналогичный период. GH Shipping, указано на ее сайте, контролирует флот балкеров общим дедвейтом в 2 млн тонн и осуществляет перевозки на 40 млн тонн в год, входя в тройку крупнейших перевозчиков угля в Китае в сегменте судов «река—море». Компания входит в состав группы Fujian Guohang Ocean Shipping.

Как отмечают в «Эльгаугле», СП будет заниматься продвижением угля Эльги на рынке Китая, обеспечением импорта, содействием его таможенному оформлению, взаимодействием с государственными органами Китая и поиском потенциальных конечных потребителей. Согласно планам, объемы поставок должны будут увеличиться с 1–1,5 млн тонн угля в 2020 году до 15–18 млн тонн угля в 2021 году, 20–24 млн тонн в 2022 году и 30 млн тонн начиная с 2023 года. В дальнейшем планируется нарастить поставки до 50 млн тонн.

«Поставки эльгинского коксующегося угля позволят заместить значительный объем австралийского и американского угля схожего качества»,— говорит гендиректор «Эльгаугля» Александр Исаев.

Российские угольщики намерены воспользоваться напряженностью в отношениях между Китаем и Австралией. О том, что Китай практически официально запретил импорт австралийского угля, 13 декабря сообщила китайская The Global Times (подразделение «Жэньминь жибао»). По данным издания, Государственный комитет по делам развития и реформ (ГКРР) КНР на минувших выходных провел совещание с представителями десяти крупнейших китайских энергокомпаний, где до них донесли, что они могут свободно импортировать уголь без таможенных ограничений из любых стран, кроме Австралии. Австралия тут же запросила официальные разъяснения. Премьер страны Скотт Моррисон заявил, что запрет импорта австралийского угля может идти вразрез с правилами ВТО и соглашением о свободной торговле. Представитель китайского МИДа Ван Вэньбинь, в свою очередь, на брифинге сообщил, что Китай действует в соответствии с законом и международными практиками. Утром 15 декабря заметка The Global Times перестала быть доступна на сайте издания.

Проблемы с австралийским углем начались еще в октябре на фоне конфликта между странами, начало которому положил призыв Австралии к международному расследованию происхождения и причин пандемии коронавируса. Китай уже ввел заградительные пошлины против австралийского ячменя и вина, запретил импорт ряда товаров, а в ожидании китайскими покупателями запрета импорта железной руды из Австралии мировые цены выросли на 65% (см. “Ъ” от 15 декабря).

По данным S&P Platts, знакомого с документами к совещанию с ГКРР, китайским энергетикам предписали не закупать китайский уголь 5500 ккал FOB по цене выше 640 юаней ($97,7) за тонну, а ТЭС должны координировать свои запасы так, чтобы избежать закупки по высоким ценам. Рыночная цена на 14 декабря была 750–770 юаней ($114,5–117,5), пишет S&P Platts. ГКРР, согласно документам, провел переговоры с товарно-сырьевой биржей Чжэнчжоу относительно мер, которые могут сгладить излишние колебания фьючерсов на уголь. В результате цена фьючерсов на январь 15 декабря на этой бирже резко упала — с 753 до 719,2 юаня.

В рамках стимулирования снижения цен Китай откроет морские границы для всего угля, кроме австралийского, говорилось в цитируемых агентством документах. «Китайская таможня больше не вмешивается в наш импорт из Индонезии или России и не запрашивает об импортных квотах»,— сообщил источник S&P Platts в одной из китайских энергокомпаний.

Почему Кузбасс едва ли нарастит поставки на Восток в 2021 году

Председатель совета директоров «Колмара» Анна Цивилева заявила “Ъ”, что из-за отказа от закупок Китаем угля из Австралии наблюдается большой спрос и существенный рост цен на российские угли.

« На рынке прецедент — цены по китайским контрактам на 50–70% выше цен на отгрузки на исторически премиальный японский рынок. Единственное, что тормозит рост поставок углей из России в целом,— внутренняя логистика»,— отметила госпожа Цивилева.

Впрочем, пока не все препятствия для российских угольщиков устранены. Как сообщал “Ъ” в августе, угольные компании отмечали большие трудности с экспортом угля через погранпереходы с Китаем, поскольку покупатели принимали уголь в объеме половины нормы из-за новых таможенных требований к его качеству (см. “Ъ” от 21 августа). В ОАО РЖД “Ъ” пояснили, что проблема сохраняется, причем распространяется не только на уголь, но и на другие грузы. С 8 и 12 декабря введены конвенции по Забайкальску, который принимает 50% обычного объема, и Гродеково, который не принимает груз вообще, пояснили в компании.

По словам Максима Худалова из АКРА, сложившаяся ситуация, когда цены на уголь на внутреннем рынке Китая достигают $150 за тонну CFR, тогда как высококачественный австралийский уголь торгуется в районе $110, едва ли продлится долго. Он предполагает, что в течение трех-четырех месяцев Австралия пойдет на уступки.

Эксперт из КНР о реальной картине на крупнейших угольных рынках в Азии.

Предлагаем вашему вниманию фрагмент записи интервью и техническую расшифровку всей беседы.

Антон Лементуев: Евгений Алексеевич, мы нередко слышим заявления руководства Кемеровской области о том, что Китай является на столько перспективным рынком сбыта угля из Кузбасса, что может стать альтернативой европейскому рынку, который постепенно закрывается для угольного экспорта, и принять едва ли не любое количество угля, которое только пожелают наши производители. На сколько это правда?
Евгений Симонов: Надо спросить, конечно, у Си Цзиньпина, но насколько я понимаю ситуацию у нас тут в Китае, здесь нет сколько-нибудь серьёзного потенциала для большого роста импорта угля. Просто с одной стороны здесь есть своя политика декарбонизации. Она, кстати, может быть в численном выражении более существенна, чем в большинстве европейских стран. Ну, просто потому, что Китай страна большая и угля он потребляет 50% от мирового. Но у нас всерьёз закрывают значительную часть шахт, многие угольные разрезы, закрывают большое количество старых угольных станций. Стараются поставить оборудование, вырабатывающее больше продукции, прожигая меньшее количество угля. Это такая важная национальная задача. Соответственно, даже если представить себе, что у Китая будет продолжаться бурный рост экономики, что, насколько я знаю, не самый правдоподобный прогноз на данный момент, то всё равно увеличение потребление электроэнергии вряд ли результирует в увеличение закупок [угля]. Ну, прежде всего, потому что закупки будут конкурировать со своими собственными поставками [угля] со своих разрезов. И естественно, что государственные преференции, в большинстве случаев, будут предполагать закупку со своих разрезов, нежели чем из других стран.
Ну, а если брать негативный сценарий, то есть затянувшуюся торговую войну Китая и США и некоторую уже наметившуюся стагнацию экономики Китая, то он предполагает ещё меньшую вероятность существенного увеличения объёмов закупок [угля] за рубежом, просто потому, что надо будет самим выживать. Более того, заметьте, мы, почему-то, по автомату с вами обсуждаем, что если Китай будет покупать уголь, то он будет покупать его в России, а к этому показаний не так много: российские угольные компании производят достаточно дорогой уголь, особенно, если подумать, как далеко мы его везём. Китай, прежде всего, будет ориентирован на закупки наиболее дешёвого угля. Так, например, несмотря на все политические дрязги, он продолжает покупать существенное количество австралийского угля, он будет при возможности покупать индонезийский уголь, то есть, любой уголь, который находится близко от океанских портов. А у нас [в России] основной уголь добывается чёрт знает где в середине континента. Поэтому, его закупки сопряжены, в среднем, с существенно большими транспортными издержками, и Китай за них платить вряд ли будет.
А.Л.: В Европе мы наблюдаем большой рост доли возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в энергетике промышленно развитых стран. Какова ситуация в Китае?
Е.С.: Возобновляемая энергетика развивается очень бурно, с существенной части типов ветрогенерации и некоторых типов солнечной генерации. В этом году сняты субсидии [с ряда типов ВИЭ], потому что считается, что [ВИЭ] рыночно конкурентоспособны, и проходящие конкурсы показывают, что они действительно способны конкурировать с другими видами генерации весьма успешно. Значительная часть ресурсов, особенно ветровой энергетики, ну, и солнечной тоже, более доступна на менее заселённом Западе Китая, а спрос у нас на Востоке. Поэтому построено уже более 11 сверхкрупных ЛЭП, которые соединяют Запад с Востоком и позволяют большие объёмы энергии передавать в центры потребления без потерь. Если 3-4 года назад большой проблемой было неиспользование значительной части вырабатываемой солнечными и ветровыми электростанциями энергии, то сейчас эта проблема в значительной степени решена. Во всяком случае, в прошлом году процент неиспользуемой энергии был снижен до вполне приемлемого.
Даже в регионах, где тепловая генерация обусловлена холодными зимами, например, провинция Хэйлунцзян, где существует в 2,5 раза больше тепловых электростанций, чем требуется для удовлетворения местных нужд, так как это угледобывающая провинция, ранее были большие промышленные предприятия, такое у неё наследие, тем не менее, даже там возобновляемая энергетика развивается довольно быстро и активно. Причём, в самых неожиданных секторах: последняя инновационная идея, с которой я знакомился, – создание новых жилых массивов с электроотоплением от ветропарков. Я не знаю, полностью ли это реализовано сейчас, но идея сама была очень интересной. Сказать, что возобновляемая энергетика существенно вымещает уголь, сложно, потому что уголь всё ещё составляет подавляющий процент от генерации, но этот процент падает от года к году в связи с осознанной государственной политикой его снижения. Разницу занимает именно ветер и солнце (ну и ядерная генерация).
А.Л.: в одной из наших бесед, если я верно понял, своего рода «Госплан», который в Китае имеет ключевое значение в установке объемов импорта угля из других стран. Расскажите о нем подробнее.
Е.С.: Есть вместо «госплана» Национальная комиссия по развитию и реформам. Это организация регламентирует производство и потребление в той мере, в какой государство считает целесообразным. В частности, в прошлом году активно обсуждалось, что для импорта ключевых продуктов, производимых государственными корпорациями, конкурирующего с их производством, а уголь относится именно к таким продуктам, были назначены квоты. И то, что экспорт [из России] угля в последний месяц прошлого года сильно упал, было связано с тем, что квоту выбрали и стали питаться из домашних источников. В этом году было предсказание, что квоту выберут раньше, но это было где-то в мае, с тех пор новых прогнозов не видел. То есть, соответственно, есть квота, которая предписывает оптимальное или максимальное количество того, что может быть ввезено из-за рубежа, а всё остальное, будьте добры, купите отечественное. Так как уголь производится на огромном количестве предприятий огромной мощности, то понятное дело, что это вопрос национальной значимости, и эти квоты, скорее всего, будут существовать и в будущем. Ну, а кроме того, есть ещё местный национализм на уровне провинциальных властей. Так, в самом Китае существует конфликт: ряд властей районов, где производят и уголь, и теплоэлектростанции на угле, очень не хочет закупать возобновляемую энергию с Запада Китая, потому что им хочется использовать собственный уголь для собственного энергопотребления. Точно так же они относятся с ещё большей агрессией к импортируемому углю.
Ну, последний важный аргумент, который следует учитывать, что между нами и Китаем лежит невероятно богатая углём Монголия, которая в ряде лет существенно конкурирует с Россией по поставкам угля в Китай. И если Китай будет всерьёз озабочен созданием баз поставки в других странах, то Монголия выглядит как гораздо более логичный континентальный выбор, чем Российская Федерация. Она ближе и она подконтрольнее. Монголия существенно нарастила поставки угля, абсолютное большинство её поставок идёт на китайский рынок. Существенный процент её угледобывающих предприятий, особенно новых, не только рассчитан на китайский рынок, но и имеет владельцами или совладельцами китайские корпорации. Таким образом, будучи ближайшей континентальной страной к восточным рынкам потребления Китая, хотя и при существенном плече в 1,5-2 тысячи километров, Монголия – очень удобное место, чтобы развивать континентальные поставки.
Узким бутылочным горлышком было отсутствие общей колеи, потому что в Монголии российская колея, и единственная железная дорога в совладении России и Монголии – Улан-Баторская железная дорога. Но, надо же понимать, что уже на сносях несколько проектов создания железнодорожных веток непосредственно от крупнейших месторождений Монголии, типа Таван-Толгоя, в Китайскую Народную Республику через Внутреннюю Монголию. И как только эти железнодорожные ветки будут завершены, возможность экспортировать уголь существенно возрастёт, потому что пропускная способность железной дороги будет существенно больше, чем пропускная способность имеющихся не очень хороших автомобильных дорог, которыми сейчас пользуются. Ну, и с этого момента конкурентоспособность монгольского угля по сравнению с российским будет ещё выше, поэтому я думаю, что Монголия выиграет эту конкуренцию просто в силу геополитических, географических и технических причин.
Вячеслав Кречетов: с Китаем, более-менее все понятно. В Восточном направлении есть ряд так называемых точек роста, это Вьетнам, Камбоджа, Индия. Можно ли эти страны рассматривать как перспективные направления?

Е.С: Вы сначала нарисуйте, как вы в Камбоджу уголь доставите. А если серьезно, то есть крупнейший потребитель нашего угля – Южная Корея. Если смотреть на национальные программы по её зелёному развитию, на ней, как и на европейских странах, в ближайшее время можно ставить крест. Уж увеличивать импорт угля они не будут точно, а скорее всего в среднесрочной перспективе будут его жестоко сокращать. Просто потому, что у них записано, каким образом они перейдут на безуглеродные технологии. Если смотреть на Вьетнам, у него довольно сбалансированный энергетический пакет, который включает угольный сегмент. Я не могу вам сказать в цифрах, что там происходит, но у него есть большой выбор поставок как из Австралии, так и из Индонезии, так и из других стран, где, как я уже говорил, добыча находится близко к портам. Соответственно, существенную конкуренцию во Вьетнаме будет составить довольно сложно. Кроме того, я не знаю, происходит ли это в реальности, но вполне можно себе представить поставки во Вьетнам и из Китая, с которым он граничит непосредственно.
Теперь Индия. Ну, действительно, потенциально кажется, что это огромный рынок, но с одной стороны, все крупные угольные [электро]станции Индии в течение последних 5 лет в южных штатах, где они получают с моря уголь, практически загибаются. Так, например, знаменитая афера с продажей индийцам Крутогоровского месторождения на Камчатке – это взаимовыгодное пудрение мозгов своим финансовым институтам и публике, потому что дочке Tata Power, Gujarat Energy, необходимо показать, что в будущем им будет откуда обеспечивать дешёвым углём безумный проект под названием Tata Mundra, который они хотят продать как можно быстрее, а с российской стороны перспективы проекта c Tata Power позволяют распилить бюджетные деньги под строительство дополнительной инфраструктуры, на чём можно погреть руки. Вот и вся формула, никаких поставок угля с Крутогоровского месторождения на умирающую станцию Tata Mundra я не ожидаю в ближайшие годы. Есть масса существующих достаточно дешёвых месторождений у океана, которые по прямой гораздо ближе к этому самому штату Гуджарат к станции Tata Mundra. Да, Индия выглядит как огромный рынок, но как-то он последние 5 лет не только для нас, но и для куда более близких углепроизводителей, не очень-то работает. И конкурировать с теми, кто находится к Индии в 2-3 раза ближе и у моря, мы вряд ли сможем. А главное, у Индии план наращивать безуглеродные виды генерации, так что на расширение там угольноо рынка рассчитывать не стоит.
В.К.: В России, в последние годы, реализовано с аукциона невероятное количество лицензионных участков на добычу недр. Эти участки располагаются в Кемеровской области и в Хакасии. Предполагается, что одна только Кемеровская область должна практически удвоить добычу угля. Возникает вопрос: для чего, если его невозможно будет продать? Для чего сегодня активно развивается угольная промышленность? Не приведет ли это к экономическому коллапсу?
Е.С.: Это к психиатру. Со всей очевидностью, значительное количество людей у власти отказываются верить в то, что происходит. Потому что то, что происходит, означает, что в скором времени они будут не у власти. Потому что власть чётко построена на обладании различным углеводородным и прочим карбоновым ресурсом, продажей его за рубеж. С другой стороны, мы только что наблюдали, и нельзя не отдать должное этому, что российским угольщикам удалось увеличить в некоторой степени экспорт за рубеж. Он, если я не ошибаюсь, теперь составляет то ли 50%, то ли больше, чем 50% от добычи. Тут вы меня поправьте, если я не прав. Это много, это, кстати, большой фактор будущей нестабильности в этой отрасли. Есть много других аспектов, в которых власть тоже не хочет глядеть в зеркало и на окружающий мир, делает какие-то свои умозаключения. Достаточно упомянуть сегодняшнюю дискуссию о разработке арктического шельфа, столь же безумную. Но ведь есть же крупные силы, которые требуют государственных субсидий на арктический шельф. Точно также будут крупные силы, которые будут требовать государственных субсидий, предположим, на расширение железнодорожного транспорта в целях экспорта угля.
Антон Лементуев: Как обстоят дела в Китае с экологией в районах, где добывается уголь? Есть ли там что-либо похожее на наш Киселевск, и что делает правительство для жителей таких мест?

Е.С.: Лично я видел один такой городок, Чжалайнор, на востоке Внутренней Монголии. С момента строительства КВЖД там лет 90 добывали уголь, прямо в городе. И подземным, и открытым способом. Местность стала непригодной для жизни и сейчас городок переселили на 15 километров ближе к российской границе, в степь, и теперь стоит новый город в степи, а старый заброшен.
А.Л.: Можно ли так сделать в Кузбассе?
Е.С.: Ну, можно воспользоваться примером соседей, вопрос в том, что это такой чрезвычайно болезненный опыт. В Плане 13 пятилетки для северо-восточных провинций четко записано «реабилитация старых центров угледобычи- очень сложная и часто нерешаемая проблема. Поэтому, при возможности, необходимо переселять целиком населенные пункты на участки где нет чрезмерной геологической опасности». Одновременно с этим тогда надо, чтобы власти понимали, что расходовать эти баснословные накопленные за счёт экономии на пенсии миллиарды, которые в России сейчас в каком-нибудь Фонде национального благосостояния, надо не на освоение арктического шельфа, как это обсуждают сейчас, не на расширение БАМа под вывоз ещё большего количества угля, а на создание лучших условий переселяемым людям из тех районов, которые этой угледобычей уничтожены. Это революция мысли, я не уверен, что к ней готовы.
А.Л.: Происходят ли экологические протесты в Китае в регионах, где добывают уголь?

Е.С.: Лет 5 назад эти протесты были очень распространены, и узнать о них можно было из китайской прессы. Сейчас, когда сильно укрепился авторитарный режим, пресса гораздо меньше отражает эти протесты, и, по всей видимости, они жёстче подавляются властью, потому что 5-6 лет назад, когда было 180 тысяч протестов в год, не только экологических, но в основном экологических, то это было заметно. Сейчас я не сказал бы, что это так заметно, хотя время от времени, особенно из Внутренней Монголии или от других регионов, где есть национальные меньшинства, появляется информация, что там пастухи протестовали против угольной шахты, которая заняла их пастбище, их арестовали. В связи с этим, я уверен что протесты, безусловно, есть, недовольство безусловно есть, но оно больше ушло в Сеть, в Интернет, к которому китайские власти, кстати, чётко прислушиваются, ухо их приложено к социальным сетям не только для того, чтобы сажать написавших не тот иероглиф, но и для того, чтобы понимать, реагировать на народные настроения. Поэтому я не могу сказать, что интерес и внимание китайского руководства к решению проблем уменьшилось по мере укрепления авторитарного режима, это разница с российской ситуацией.

Материал подготовлен Вячеславом Кречетовым и Антоном Лементуевым. Техническая расшифровка: Лев Гяммер.

Источник: Клуб КП Материал предложил к публикации Lementuev

КНР намерена увеличить закупки угля, но Россия не в состоянии воспользоваться ситуацией

Торговая война Китая с Австралией вышла на новый уровень: власти КНР запретили импорт угля из Австралии на неопределенный срок. У берегов КНР не могут разгрузиться около 80 судов с углем на 1 млд долл. Австралия лишилась второго по величине покупателя угля. Но страдает и КНР, где фиксируются перебои с энергоснабжением. У РФ появился теоретический шанс нарастить поставки угля в КНР. Но добыча угля в РФ на пределе возможностей, а увеличивать поставки трудно чисто технически, предупреждают эксперты.

В конце ноября Китай ввел запретительные импортные пошлины на австралийское вино. А в конце года китайская Национальная комиссия по развитию и реформам объявила о прекращении импорта угля из Австралии на неопределенный срок.

По информации агентства Bloomberg, распоряжение о приостановке закупок было сделано трейдерам в устной форме. Наблюдатели предполагают, что торговые запреты Китая – это ответ Канберре за поддержку политики Вашингтона в отношении КНР.

Китай является крупнейшим рынком экспорта для Австралии. Так, только в прошлом году КНР закупила у Австралии сырья и товаров на 104 млрд долл. При этом Австралия поставляет Поднебесной около 60% коксующегося угля и почти 25% энергетического угля. По итогам 2019 года Австралия экспортировала в Китай угля на сумму в 10,4 млрд долл.

В прошлом году около 21% экспорта австралийского угля приходился на Китай. Еще 27% угля Австралия продавала Японии, а 16% – экспортировала в Индию. Освободившуюся нишу на китайском рынке Пекин надеется заполнить за счет расширения собственной добычи, а также за счет увеличения импорта из России, Монголии и Индонезии, пишет Sydney Morning Herald.

Запрет на импорт австралийского угля привел к тому, что у берегов КНР ожидают выгрузки около 70 судов, загруженных от 8 до 10 млн т угля с Зеленого материка на общую сумму свыше 1 млрд долл.

Для удовлетворения внутреннего спроса Китаю необходим угольный импорт. По итогам прошлого года потребление угля внутри страны составило около 4 млрд т. Тогда как собственная добыча остается на уровне 3,6 млрд т. При этом импорт угля снизился в ноябре на 44% в годовом выражении. По итогам 11 месяцев поставки угля в Поднебесную сократились на 11%.

Дефицит сырья в результате привел к перебоям с энергоснабжением в самом Китае. Некоторые китайские провинции нормировали потребление электроэнергии. Как пишет South China Morning Post (SCMP), в многомиллионных городах власти приказали ограничить использование кондиционеров, отопления и лифтов.

Угольный конфликт сами стороны оценивают по-разному. Так, премьер Австралии Скотт Моррисон обвиняет КНР в несоблюдении принципов открытого рынка. Западная пресса называет эту ситуацию «местью Китая» за поддержку Канберрой США в торговой войне с КНР. Китайское издание Global Times отмечает, что заморозки поставок связаны с политикой декарбонизации. Параллельно с введением эмбарго на импорт угля из Австралии китайские власти сняли ограничения на импорт угля из других стран.

Однако международные эксперты заметили стагнацию добычи угля в РФ. Согласно оценкам Международного энергетического агентства (МЭА), по итогам текущего года в стране будет добыто 394 млн т, что на 8,3% ниже значений 2019 года. По данным Росстата, за 11 месяцев этого года производство угля в стране снизилось на 10% в годовом выражении. Добыча каменного угля составила 296 млн т, бурого – 65 млн т.

Сокращается и экспорт топлива. По итогам 10 месяцев этого года РФ поставила за рубеж свыше 160 млн т угля, что на 5,5% ниже значений прошлого года. В денежном выражении экспорт провалился на существенные 24%, составив 10,2 млрд долл. Для сравнения: по итогам 2019 года Россия экспортировала свыше 205 млн т угля на сумму в 16 млрд долл. Из этого объема в Китай ушло около 35 млн т.

Тем не менее рост интереса к российскому углю есть. По итогам первого полугодия поставки сырья в КНР увеличились на 10%, до 16,25 млн т, сообщали в Минэнерго. Российские угольщики строят планы по завоеванию китайского рынка. Так, компания «Эльгауголь», разрабатывающая крупнейшее в России месторождение коксующихся углей, рассчитывает на рост продаж в Китай в 30 раз за четыре года – с 1 млн т в 2020 году до 30 млн в 2023-м.

Эксперты «НГ» сомневаются в реалистичности подобных планов.

В ближайшие два-три года Россия действительно может увеличить свою долю на китайском рынке, но не заменить Австралию, считает старший аналитик аналитического центра «Альпари» Анна Бодрова. Она напоминает: до 2020 года Китай импортировал около 70 млн т австралийского угля. «Осенью текущего года российские угольщики увеличили поставки в Китай почти на 30%, общий объем экспорта российского угля в Поднебесную по итогам года составит около 40 млн т», – говорит эксперт.

По мнению Бодровой, ни производственные мощности, ни транспортная инфраструктурная составляющая сегодня декларируемый прорыв обеспечить не смогут. «Российская угольная отрасль работает на гране своих возможностей, у нее масса заказчиков внутри РФ и за рубежом, и для ее роста потребуются крупные инвестиции, в несколько раз выше, чем годовая доля Австралии на китайском рынке», – говорит аналитик.

Кроме того, продолжают эксперты, Китай, возможно, уже сегодня начнет реализовывать давно проработанную ранее политику декарбонизации, постепенно отказываясь от угля.


Российские угольщики, ОАО РЖД и чиновники жалуются на проблемы с экспортом угля через погранпереходы с Китаем: власти страны снизили объем импорта российского угля по железной дороге в 2020 году на 14%. По данным ОАО РЖД, сейчас КНР принимает уголь в объеме половины нормы из-за новых таможенных требований к качеству. Российские угольщики считают, что Китай таким образом пытается поддержать собственных производителей.

Угольные компании отмечают проблемы с прохождением груза через погранпереходы с Китаем. Как сообщалось в материалах к августовскому заседанию рабочих групп Госсовета, в мае объемы были снижены более чем наполовину. «Простаивают ежедневно 29 поездов с углем, не принимаемых КНР,— сообщается в документах.— Китайской стороной объемы принимаемого угля на 2020 год снижены по сравнению с прошлым годом на 14%». Проблема требует скорейшего решения на межгосударственном уровне, отмечалось в материалах.

О проблеме стало известно еще в начале года, когда КНР резко сократила объемы принимаемого через погранпереходы угля. Тогда за декабрь—январь только в направлении погранперехода Гродеково вводились конвенционные ограничения на 29 дней, что стоило ОАО РЖД более 500 тыс. тонн недопоставленного топлива и объяснялось в том числе общим снижением интереса к импорту российского угля. По итогам семи месяцев экспорт угля через погранпереходы на Восточном направлении снизился на 10,7%, до 4,9 млн тонн, следует из материалов ОАО РЖД.

Как пояснили в ОАО РЖД, проблема сохраняется: из-за ограничений приема со стороны КНР на подходах к приграничным станциям простаивает большое количество вагонов с углем. Из-за скопления поездов ОАО РЖД было вынуждено ввести конвенционный запрет на погрузку угля в направлении станции Камышовая с 11 по 20 августа. «Прием грузов китайской стороной проводится на уровне порядка 50% от нормативных параметров»,— констатируют в монополии.

По информации ОАО РЖД, полученной от китайских коллег, проблема связана с новыми требованиями таможенных органов КНР к качеству угля.

— В связи с этим на приграничных станциях китайской стороной проводится отбраковка отдельных вагонов с углем по качеству продукции,— поясняют в монополии.— Это нарушает технологию передачи грузовых поездов, увеличивая время на их прием китайской стороной.

ОАО РЖД, поясняют там, находится в постоянном контакте с китайскими партнерами. С целью разрешения сложившейся ситуации компанией инициированы обращения в Минтранс, Минэнерго и МИД по выработке совместных решений на межгосударственном уровне.

Российские угольщики считают, что ограничения — это следствие политики властей КНР по поддержке своих производителей.

— Пропускная способность пограничных переходов с КНР — достаточная, а снижение пропуска угля через погранпереходы с Китаем связано с искусственным ограничением со стороны китайского правительства для поддержки местных производителей угля,— говорит председатель совета директоров «Колмара» Анна Цивилева.— Мы надеемся на скорое решение данной проблемы, но пока реальных сдвигов в положительную сторону не наблюдается.

Источник «Коммерсанта» на металлургическом рынке добавляет, что заводы в Китае сократили закупку угля из-за импортных квот. «Большая часть объемов импорта, который разрешен в соответствии с квотами, уже ввезена или проходит таможенные процедуры»,— отмечает он.

Максим Худалов из АКРА отмечает, что удельный вес экспорта угля через погранпереходы в Китай относительно морского экспорта невелик, поскольку он обходится дороже. Он подчеркивает, что глобального снижения спроса на российский уголь в Китае не отмечается: до мая такое снижение действительно наблюдалось в связи с карантинным фактором, однако с мая спрос как на уголь, так и на руду восстановился, а по руде даже образовался дефицит. Нет признаков и какой-либо предвзятости Китая к российскому импорту, подобной той, что наблюдалась в 2019 году в отношениях КНР с Австралией, когда импорту австралийского угля чинились явные препятствия. По его мнению, у снижения импорта через погранпереходы три причины: эпидемиологическая ситуация, экологические ограничения, которые вводятся Китаем каждую зиму, а также несоответствие российского подвижного состава и угля китайским нормативам.

Читайте также: