Пошлина за въезд в город автотранспортных средств зарегистрированных в других регионах

Опубликовано: 14.05.2024

Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2008 г. N 1007
"О сборе за проезд автотранспортных средств, зарегистрированных на территории иностранных государств, по автомобильным дорогам Российской Федерации"

С изменениями и дополнениями от:

20 мая 2009 г., 20 июня 2011 г., 9 января 2014 г., 11 июня 2015 г., 19 апреля 2016 г., 12 декабря 2017 г., 23 января 2018 г.

ГАРАНТ:

См. комментарий к настоящему постановлению

В соответствии со статьей 45 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемый перечень иностранных государств, в отношении перевозчиков которых вводится сбор за использование автомобильных дорог Российской Федерации (далее - перечень).

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 22 декабря 2017 г. - Постановление Правительства РФ от 12 декабря 2017 г. N 1529

2. Установить, что сбор с иностранных перевозчиков за использование автомобильных дорог Российской Федерации (далее - сбор) взимается с грузовых автотранспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 3,5 тонн и до 12 тонн включительно, зарегистрированных на территории государств, указанных в перечне.

3. Установить размер сбора согласно приложению N 1.

4. Сбор взимается Федеральным дорожным агентством и должен уплачиваться иностранным перевозчиком не позднее суток с момента въезда автотранспортного средства иностранного перевозчика на территорию Российской Федерации.

Документом, подтверждающим уплату сбора, является квитанция об уплате соответствующей суммы.

Если предполагается превышение оплаченного срока нахождения автотранспортного средства на территории Российской Федерации, дополнительная оплата должна быть произведена не менее чем за сутки до истечения оплаченного срока.

Оплаченный срок пребывания на территории Российской Федерации не зависит от количества пересечений государственной границы Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 20 июня 2011 г. N 480 в пункт 5 настоящего постановления внесены изменения, вступающие в силу со дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 394-ФЗ

5. Контроль за уплатой сбора осуществляется в местах и порядке, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 1998 г. N 1272 "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок".

Выпуск автотранспортных средств с территории Российской Федерации осуществляется по факту предъявления должностному лицу таможенного органа документа, подтверждающего уплату сбора.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 20 июня 2011 г. N 480 в пункт 6 настоящего постановления внесены изменения, вступающие в силу со дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 394-ФЗ

6. Министерству транспорта Российской Федерации:

уведомить в установленном порядке компетентные органы иностранных государств о сроке введения и размерах сбора;

уведомлять в установленном порядке Федеральную таможенную службу о сроках введения и размерах сбора, а также о перечне иностранных государств, в отношении перевозчиков которых вводится сбор;

вносить в установленном порядке соответствующие предложения по изменению размеров сбора, а также перечня иностранных государств, в отношении перевозчиков которых вводится сбор.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 20 июня 2011 г. N 480 в пункт 7 настоящего постановления внесены изменения, вступающие в силу со дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 394-ФЗ

7. Федеральной таможенной службе обеспечить уведомление перевозчиков иностранных государств при пересечении государственной границы Российской Федерации, в отношении которых вводится сбор, о необходимости, размерах и порядке уплаты сбора.

При проведении мероприятий по транспортному контролю при въезде автотранспортного средства, зарегистрированного в иностранном государстве, на территорию Российской Федерации представителю перевозчика (водителю автотранспортного средства) выдается уведомление о сборе за использование автомобильных дорог Российской Федерации по форме согласно приложению N 2.

Представитель перевозчика обязан расписаться в соответствующем журнале регистрации выданных уведомлений.

В местах проведения транспортного контроля и в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации оборудуются информационные щиты, на которых размещается текст настоящего постановления на русском и английском языках.

8. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 24 июня 1998 г. N 638 "О сборе за проезд автотранспортных средств, зарегистрированных на территории иностранных государств, по автомобильным дорогам Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 26, ст. 3089);

пункт 17 постановления Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2000 г. N 100 "Об изменении и признании утратившими силу решений Правительства Российской Федерации по вопросам дорожного хозяйства" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 6, ст. 776).

9. Настоящее постановление вступает в силу с 1 февраля 2009 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации

24 декабря 2008 г.

Информация об изменениях:

Перечень изменен с 1 февраля 2018 г. - Постановление Правительства РФ от 23 января 2018 г. N 45

Перечень
иностранных государств, в отношении перевозчиков которых вводится сбор за использование автомобильных дорог Российской Федерации
(утв. постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2008 г. N 1007)

С изменениями и дополнениями от:

20 мая 2009 г., 9 января 2014 г., 19 апреля 2016 г., 23 января 2018 г.

* В соответствии с Соглашением между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Федеративной Республики Германии о взаимном освобождении от налогообложения дорожных транспортных средств, участвующих в международном сообщении, от 21 февраля 1980 г. сбор за проезд автотранспортных средств, зарегистрированных на территории иностранных государств, по автомобильным дорогам Российской Федерации взимается с автотранспортных средств, зарегистрированных на территории Германии, начиная с 22-го дня пребывания транспортного средства на территории Российской Федерации.

Устанавливаются размеры сбора за пользование иностранными перевозчиками автодорог РФ.

За 1 год пребывания транспортного средства в РФ уплачивается 60 тыс. рублей, за 1 месяц - 5 тыс. рублей, за 1 неделю - 1 154 рубля, за 1 сутки - 385 рублей.

Сбор взимается с транспортных средств грузоподъемностью свыше 3,5 тонны, зарегистрированных на территории некоторых иностранных государств. В их числе: Австрия, Великобритания, Венгрия, Греция, Дания, Кипр, Польша, Португалия, Эстония.

Сбор уплачивается в течение суток с момента въезда транспортного средства в РФ. За дополнительное пребывание транспортного средства в РФ нужно заплатить за сутки до окончания первоначально запланированного срока.

Оплаченный срок пребывания не зависит от количества пересечений госграницы РФ.

Выпуск транспортных средств с территории РФ осуществляется по предъявлению квитанции об уплате сбора должностному лицу Ространснадзора.

О необходимости уплаты сбора представителю перевозчика (водителю автотранспортного средства) выдается уведомление. Помимо размеров сбора и порядка его уплаты, в уведомлении содержатся реквизиты банка или кредитной организации, по которым представитель перевозчика (водитель) должен уплатить сбор.

Ранее установленные размеры сбора и порядок его уплаты признаны утратившими силу.

Постановление вступает в силу с 1 февраля 2009 года.

Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2008 г. N 1007 "О сборе за проезд автотранспортных средств, зарегистрированных на территории иностранных государств, по автомобильным дорогам Российской Федерации"

Настоящее постановление вступает в силу с 1 февраля 2009 г.

Текст постановления опубликован в "Российской газете" от 14 января 2009 г. N 2, в Собрании законодательства Российской Федерации от 12 января 2009 г. N 2 ст. 216

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Постановление Правительства РФ от 23 января 2018 г. N 45

Изменения вступают в силу с 1 февраля 2018 г.

Постановление Правительства РФ от 12 декабря 2017 г. N 1529

Изменения вступают в силу с 22 декабря 2017 г.

Постановление Правительства РФ от 19 апреля 2016 г. N 326

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления

Постановление Правительства РФ от 11 июня 2015 г. N 575

Изменения вступают в силу со дня вступления в силу пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 68-ФЗ

Постановление Правительства РФ от 9 января 2014 г. N 11

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления

Постановление Правительства РФ от 20 июня 2011 г. N 480

Изменения вступают в силу со дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 394-ФЗ

Постановление Правительства РФ от 20 мая 2009 г. N 440

Зарегистрировать транспорт можно в любом месте

Как следует из приведенной ситуации, автомобиль зарегистрирован за компанией.

Регистрируют транспорт в соответствии с Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения…утвержденными приказом МВД России от 24 ноября 2008 г. № 1001 (далее – Правила № 1001).

Собственник обязан зарегистрировать автомобиль в течение 10 суток после приобретения. Этого требует пункт 4 Правил № 1001.

За юридическими лицами транспорт регистрируют по местонахождению юрлиц либо по местонахождению их обособленных подразделений (п. 24.3 Правил № 1001). При этом под местонахождением компании понимают место ее государственной регистрации.

Между тем в пункте 24.5 Правил № 1001 установлено, что регистрационные действия осуществляет любое регистрационное подразделение ГИБДД вне зависимости от места регистрации или нахождения юрлица либо его обособ ленного подразделения.

В данном случае автомобиль зарегистрировали не там, где расположена организация, что не противоречит Правилам № 1001.

Налог нужно платить по месту учета организации или подразделения

Рассмотрим, какие нормы регламентируют порядок уплаты транспортного налога и представления отчетности по нему.

Плательщики транспортного налога – это лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения (ст. 357 Налогового кодекса РФ). Налог, согласно пункту 1 статьи 363 Налогового кодекса РФ, указанные лица должны платить по местонахождению транспорта.

Аналогичная норма предусмотрена и для сдачи отчетности. Налоговую декларацию по транспортному налогу организация подает тоже по местонахождению транспортных средств. Такой порядок установлен в пунк те 1 статьи 363.1 Налогового кодекса РФ.

В свою очередь, местом нахождения транспорта (в частности, автомобилей) признают местонахождение организации или ее обособленного подразделения, по которым зарегистрировано транспортное средство (подп. 2 п. 5 ст. 83 Налогового кодекса РФ).

Таким образом, на сегодняшний день порядок уплаты транспортного налога и представления отчетности не зависит от места регистрации автомобиля.

Напомним: налоговый период по налогу – календарный год. Декларацию подают один раз в год не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. 360, 363.1 Налогового кодекса РФ).

Проверить, правильно ли вы ее заполнили, можно самостоятельно, воспользовавшись контрольными соотношениями. Они приведены в письме ФНС России от 7 апреля 2015 г. № БС-4-11/5693@.

Писать заявление в ИФНС не надо

В отношении постановки организации на налоговый учет отметим следующее.

Датой постановки организации на учет в ИФНС будет являться дата регистрации автомобиля в Госавтоинспекции (п. 8 Порядка постановки на учет… утвержденного приказом Минфина России от 5 ноября 2009 г. № 114н).

Данный вывод подтверждают письма Минфина России от 20 ноября 2013 г. № 03-05-05-04/49748, от 7 ноября 2013 г. № 03-05-05-04/47596, от 14 октября 2013 г. № 03-05-05-04/42748.

Другими словами, строительная фирма, зарегистрировав автомобиль в Госавтоинспекции, никаких действий для постановки автомобиля на учет в ИФНС предпринимать не обязана. Поскольку действующий порядок этого не требует. Но если уведомление о постановке на учет от налоговиков компания в силу каких-либо причин не получила, то рекомендуем ей обратиться в свою налоговую инспекцию – туда, где компания зарегистрирована, чтобы выяснить причину.

Даже когда организация зарегистрировала автомобиль в ГИБДД другого города (не там, где находится сама), транспортный налог по этому автомобилю она платит по своему местонахождению. И декларацию сдает в свою налоговую инспекцию (исходим из того, что обособленных подразделений у организации нет).

Если подразделения есть – все то же самое, только налог нужно платить и сдавать декларацию в ту ИФНС, где стоит на учете подразделение. Такой порядок будет действовать, если организация зарегистрирует автомобиль в ГИБДД не за собой, а за своим обособленным подразделением. В этом случае Госавтоинспекция сообщит о регистрации автомобиля в ИФНС по местонахождению этого подразделения. И соответствующее уведомление о постановке на учет строительной организации пришлет эта местная налоговая инспекция.

Важно запомнить

Сдать декларацию и уплатить транспортный налог нужно по местонахождению транспортных средств. Указанным местом признается местонахождение организации или ее обособленного подразделения, по которым зарегистрирован транспорт.

И.С. Милакова, директор департамента налогового консультирования и разрешения налоговых споров АО "2К"

Введение платы за въезд в города позволит снизить количество ДТП. Фото: Сергей Михеев

Нашумевший законопроект начал разрабатываться минтрансом в 2014 году - с прицелом ввести платный въезд в города уже в 2015 году. Однако реакция СМИ и общественности на информацию об этом оказалась крайне негативной. Но два года спустя инициативу все же реанимировали: минтранс после долгой паузы внес свой законопроект в апреле нынешнего года, а профильный думский комитет по транспорту в начале июня одобрил ее к принятию в первом чтении. В Интернете опять поднялась сильная волна: депутатам и чиновникам вменили, в частности, то, что они-то будут наверняка ездить бесплатно.

Отметим, что, несмотря на рекомендацию к принятию, глава транспортного комитета Евгений Москвичев ("Единая Россия") тогда заявил: "Мы будем работать над тем, чтобы никаких платных въездов в законопроекте не было". Однако после долгих консультаций с правительством спорная норма в поправках все же осталась.

Фото: depositphotos.com

Почему надо принять законопроект минтранса, депутатам постарался объяснить на "пленарке" замминистра Сергей Аристов. В первую очередь он обратил внимание народных избранников на то, что в законопроекте "Об организации дорожного движения" речь идет не только о платном въезде в города. Замминистра заметил, что в России до сих пор нет отдельного закона, в котором были бы закреплены общие принципы борьбы с заторами. Каждый субъект Федерации это делает по-своему, а ведь все знают поговорку про семь нянек. В новом законе этот пробел ликвидируется: описываются полномочия по организации дорожного движения, критерии ее эффективности. В результате хаоса на дорогах растет себестоимость автоперевозок, число ДТП, сказал Аристов, качество жизни россиян снижается, а экономика теряет деньги.

Объяснив это, представитель минтранса представил введение платного въезда в части населенных пунктов как необходимую меру по борьбе с вышеописанным хаосом. Если не ввести такого рода ограничений, многие населенные пункты, целые агломерации просто невозможно будет развивать, сказал он.

Итак, какой механизм предлагают авторы?

Регионы получат право вводить разного рода ограничения для проезда или вовсе его запрещать. Например, городские власти могут запретить проезд в определенные зоны всех машин или имеющих двигатель определенного экологического класса.

При этом запреты на движение смогут действовать в разное время суток. Позволяется вводить и платный въезд в отдельные районы. Прописаны условия - сперва местные власти должны запустить новые автобусные маршруты, организовать достаточное количество парковок и создать инфраструктуру для велотранспорта. Местные жители при этом должны быть предупреждены об этих нововведениях заранее - как минимум за 30 дней.

Представителей парламентской оппозиции не устроил и компромисс в виде изложенных Аристовым условий. Они усмотрели в законопроекте нарушение конституционной нормы о праве граждан на свободное передвижение. Получается: если бедный, то езжай на трамвае.

В ответ замминистра сослался на другую конституционную норму, позволяющую вводить разного рода ограничения прав и свобод граждан в разного рода благих общественно значимых целях. Ведь граждане, проживающие в исторических частях городов, "задыхаются", сказал Аристов.

Депутаты, впрочем, не поверили, что чиновники на местах не воспользуются щедрым предложением. Не поверила и "Единая Россия", которая голосовала за спорную поправку, и транспортный комитет, который рекомендовал документ к одобрению.

В партии большинства признали, что законопроект "сырой". У многих муниципалитетов бюджеты сейчас дефицитные, не отрицал вице-спикер Госдумы от "ЕР"Петр Толстой. А значит, если разрешить взимать плату местным властям, то это приведет к "локальному, местечковому феодализму".

Еще одно важное условие от "ЕР" - гражданам должны быть предложены альтернативные - бесплатные - маршруты. Необходимо прописать и протяженность таких маршрутов, сказал Евгений Москвичев. Например, бесплатная дорога не должна быть в три раза длиннее. Все это депутатам еще предстоит продумать. Ведь в нынешней редакции гражданам в качестве альтернативы можно предложить, например, велодорожку, как заметили критики поправок.

И третье условие - вводить платный проезд или запрещать проезд на определенных участках можно будет только в том случае, если утверждена комплексная система развития то-го или иного населенного пункта.

Как технически реализовать плату за въезд? Эксперты уже предложили устанавливать на авто виньетки, которые можно продавать на бензозаправках. Такая виньетка будет иметь чип, дистанционно считывающийся сотрудниками ДПС.


Слухи о том, что Москва готова пойти на платный въезд в город, ходят давно. Особенно они активизировались еще в 2014 году, когда такую рекомендацию столичным властям высказали международные эксперты.

Мэр города Сергей Собянин вынужден был внести ясность. В декабре того же 2014-го на Московском урбанистическом форуме он сообщил, что столичное правительство не обсуждало вопрос о платном въезде в Москву:

- Разговоры о том, что правительство Москвы приняло решение о платном въезде, не более чем газетная утка, - заявил он тогда. - Никаких решений по этому вопросу мы не принимали, более того, ни разу всерьез не обсуждали. Считаю, что в нынешней непростой ситуации, когда падают доходы населения, по крайней мере, не так бурно растут, как в предыдущие годы, такие решения принимать чрезвычайно сложно и вредно.

По мнению Собянина, это вопрос можно обсуждать на общественных площадках:

- У нас для этого достаточно экспертных площадок. Но этот вопрос должен очень серьезно и очень внимательно обсуждаться с жителями города. И только после этого возможны какие-либо решения.

С тех пор в Москве многое изменилось. За последние 6 лет построено 500 км новых дорог, создана целая система платных парковок, дошедшая местами уже до МКАД. С помощью тарифов на эти парковки и одновременно внимания города к модернизации общественного транспорта удается сдерживать приток автомобильного транспорта в центр Москвы.

Кстати, платные парковки и гибкое регулирование тарифов на стоянку в центре города значительно разгрузило центр мегаполиса. А сейчас по всей Москве организовано 67 тысяч парковочных мест. Москвичам выдано 168 тысяч резидентных разрешений на бесплатную парковку. Получили около 100 тысяч таких разрешений также многодетные семьи и 139 тысяч - инвалиды.

Позиция же правительства Москвы по отношению к введению платного проезда остается неизменной. Об этом говорил 16 августа этого года на "Деловом завтраке" в "РГ" заммэра по вопросам транспорта Максим Ликсутов. На вопрос, есть ли все-таки такие планы у столичных властей, он ответил:

- Вообще существуют разные способы регулирования трафика: и платный въезд, и ограничения для машин с четными и нечетными номерами, и запрет на постановку на учет автомобиля, если у хозяина нет места для парковки. Но все города, которые ввели подобные ограничительные меры, сначала прошли эволюционный путь от самых основ: пересмотр дорожного движения, внедрение интеллектуальной транспортной системы. Мы сейчас делаем то же самое: организация дорожного движения, создание комфортного пространства для пешеходов, выделенные полосы для наземного транспорта, платная парковка. У нас еще есть резервы, где мы можем, используя уже привычные москвичам способы, улучшать дорожное движение, и пробки становятся меньше. В ближайшие годы мы не собираемся вводить платный въезд ни в границы МКАД, ни на Садовое кольцо, ни в центр города.

Вот и 16 декабря, уже после того, как Госдума приняла на этот счет закон в первом чтении, в департаменте транспорта напомнили: "Как ранее сообщалось, правительство Москвы не рассматривает вопрос введения платного въезда в город или в отдельные его районы". Вот и пресс-секретарь мэра столицы Гульнара Пенькова также подтвердила: "Мы не рассматриваем вопрос платного въезда, наша позиция не меняется".

Подготовила Любовь Проценко


Андрей Косолапов, глава Волгограда:

- Принятый в первом чтении законопроект, безусловно, интересен нам, муниципалам. Прежде всего тем, что дает дополнительные возможности для обновления и модернизации транспортной инфраструктуры. Кроме того, для Волгограда, в силу его протяженности, актуальна проблема ограничения на движение транзитного большегрузного транспорта через центр города. Проезд тяжелых грузовиков вызывает постоянную повышенную нагрузку на городские автомагистрали, которые в связи с этим чаще обычного требуют ремонта. Вместе с тем очевидно, что механизм реализации закона пока не проработан до конца.

Евгений Первышов, мэр Краснодара:

- При создании новых городских магистралей, инвестиционных транспортных проектов, введение системы платного въезда в город можно будет рассмотреть. И в этом плане, например, при строительстве платных участков дорог внутри Краснодара за счет внебюджетных источников, принятый закон имеет большие перспективы.

Валерий Владыкин, глава города Кирова:

- Принятие такого закона вполне целесообразно. Инфраструктура центральной части города сложилась очень давно и не была рассчитана на такое количество транспорта. Сейчас определены границы исторического центра, там не допускается строительство. Но он перегружен транспортом. Чтобы снизить нагрузку на инфраструктуру центральной части города, мы рассматриваем возможность ограничения движения, создания пешеходной зоны. И данный закон дает такую возможность.

Олег Булеков, глава администрации Рязани:

- Пока законопроект принят только в первом чтении, поэтому нюансов мы не знаем. Но уже сейчас можно сказать, что для Рязани в данный момент важнее создать альтернативу въезду в областной центр для транзитного транспорта. Так, у нас построен Северный обход города, но пока нет Южного. Мы над этим работаем совместно с областной и федеральной властью. Что же до легкового транспорта, который едет непосредственно в город, тут надо очень внимательно смотреть детали. К примеру, мы не должны отпугивать туристов. Так что здесь важно избежать поспешности. Поскольку предполагается, что право принятия решения отдадут губернаторам, уверен, что у нас непродуманных действий не будет.

Сергей Златогорский, мэр города Кузнецка, Пензенская область:

- Ранее в регионе вводились ограничения для въезда большегрузов в города, особенно зимой, когда они создавали помехи на дорогах. Очередной платеж для них отразится на ценниках в магазинах. Если платный въезд затронет абсолютно всех автомобилистов, это не очень хорошо. У нас город малого бизнеса. Не уверен, что на нем это положительно отразится. Главное - не убить малый бизнес.

Предлагаемая мера призвана пополнить городские бюджеты. Сегодня у нас самые проблемные - это муниципалитеты. Хотя все хозяйственные обязанности, в том числе содержание дорог, лежат именно на нас. Существует дисбаланс между требованиями и возможностями. Если перераспределить зачисление налогов в бюджеты разных уровней и оставлять большую часть там, где зарегистрированы налоговые агенты, мы справимся и с дорожной ситуацией. Если будет достаточно средств, будут нормальные дороги.

Иналь Гашоков, зампредседателя Думы Черкесска:

- Платный въезд в столицу республики мы вводить не будем, хотя ежедневно в город приезжают 15-20 тысяч автомобилей. Мы не будем применять данную меру по двум причинам. Во-первых, большинство жителей республики живут довольно бедно, и потому они вынуждены из сел и аулов постоянно ездить на заработки в Черкесск. Тут же находятся официальные структуры, учебные заведения, больницы и т.д. Поэтому введение платы за въезд ударит по семейному бюджету жителей. Во-вторых, наш, кавказский менталитет, когда в небольшой республике все друг друга знают, не позволяет требовать денег с друзей и знакомых. А все транспортные проблемы, связанные с пробками, нехваткой парковочных мест и плохими дорогами, я думаю, администрация Черкесска и правительство республики решат собственными силами. Тем более сейчас рассматривается проект строительства вокруг Черкесска перехватывающих парковок, когда люди из сельской местности будут оставлять машины на въезде в город и передвигаться по центру на общественном транспорте.

Подготовили: Роман Мерзляков, Юрий Гень, Андрей Андреев, Елеша Шулепова, Наталья Саванкова, Николай Грищенко

Во ФРАНЦИИ нет-нет да и заговорят о введении оплаты за проезд в центры городов. Но пока безрезультатно. Въезд автомобилей в Париж по-прежнему бесплатный. Во французской столице нет и районов, где за проезд по улицам и площадям надо было бы раскошеливаться, как это происходит в ряде других европейских мегаполисах, таких как Лондон, Дублин, Милан (там тарифы варьируются от 3 до 12 евро). Такая же картина в других французских городах, хотя, справедливости ради, надо отметить, что вопрос о платном проезде, и не только в Париже, время от времени возникает. Правда, противников этого нововведения здесь гораздо больше, чем сторонников. Главный аргумент оппонентов: взимание денег приведет к дискриминации в вопросе доступности автомобилистов в центральные районы города. Мол, только люди со средствами смогут себе это позволить. Да и вообще французы в своей массе крайне отрицательно относятся к ситуациям, когда их заставляют платить за то, что ранее было бесплатным.

Тем не менее ситуация может измениться после того, как в Париже, а затем в Гренобле в декабре из-за невиданного ранее смога дважды вводилось поочередное движение частного транспорта (во французской столице игра в "чет-нечет" на автомобильных номерах затронула даже нынешний уикенд). Сейчас раздаются голоса, которые заявляют, что введение платы за въезд в город или на перемещение в ряде округов смогло бы серьезным образом уменьшить количество машин на парижских улицах, что самым благотворным образом сказалось бы на качестве воздуха в городской черте. Прислушаются ли к ним в столичной мэрии, покажет время.

В ГЕРМАНИИ за въезд в центры городов плата не взимается. Вопрос об этом периодически вставал, однако в окончательное решение все же не воплотился. В Берлине между тем нашли другие способы бороться с загазованностью и загруженностью исторического центра города. Вот уже несколько лет водители могут въехать в центральные районы только с "зеленой виньеткой". Ее можно заказать в инспекции техосмотра. За въезд в центр или даже за проезд по центральным улицам с севера на юг города без "зеленой" маркировки полагается штраф в размере 60 евро.

Хотя окончательно разгрузить центр германской столицы все же не удается, многие принятые администрацией города меры все же оказывают свое воздействие. Например, строительство больших парковок на конечных станциях городских электричек привело к тому, что многие работающие в Берлине жители окрестностей города оставляют там машины. Кроме того, в Берлине с недавних пор стал популярным так называемый "автомобиль в складчину" - форма совместного пользования одной взятой в аренду машиной. Благодаря этому нововведению несколько живущих рядом человек могут за небольшую месячную плату ездить от дома до работы и обратно на одном автомобиле. В некоторых городах ФРГ в последнее время получили распространение маленькие электромобили, которые стоят на важных точках в центре города и могут арендоваться зарегистрированными на специальном портале водителями. Преимущества налицо: машины на электрическом приводе не нуждаются в "зеленой виньетке", не производят шума и занимают мало места.

В ИТАЛИИ при въезде в исторический центр практически любого населенного пункта автомобилисты часто сталкиваются с аббревиатурой ZTL ("зона ограниченного движения"). В этот район проезд разрешен, но только для тех, кто имеет на это специальное разрешение. В случае же несанкционированного въезда в ZTL водителю грозит штраф от 80 до 335 евро.

На сегодняшний день из всех итальянских городов взимать плату за въезд решился пока только Милан. "Северной столице" Италии удалось пойти на этот шаг со второй попытки в 2012 году при поддержке экологической общественности. При этом за несколько лет до этого подъезд к центру тоже стал платным для старых машин с двигателем стандарта Евро-3 и ниже. Стоимость въезда для местных жителей - 2 евро, для "чужаков" - 5 евро. Грузовикам въезд запрещен.

Подготовили Вячеслав Прокофьев (Париж), Анна Розэ (Берлин), Нива Миракян (Рим).

Поставить машину на учет и оформить документы

Этот материал обновлен 15.04.2021

Если вы стали собственником автомобиля, нельзя просто взять и начать свободно ездить по дорогам. Сначала его нужно зарегистрировать в ГИБДД.

Каждое транспортное средство, которое ездит по дорогам, должно быть зарегистрировано. Регистрацией транспортных средств занимаются подразделения ГИБДД и специализированные организации.

Правила и процесс регистрации транспортных средств и прицепов к ним описан в следующих документах:

  1. Автомобили и мотоциклы с мощностью двигателя более 4 кВт или 50 см³.
  2. Автомобили и мотоциклы со скоростью более 50 км/ч .
  3. Прицепы к автомобилям и мотоциклам.
  4. Автотранспорт, который стоит на учете в других странах и временно ввезен на территорию России на срок более 1 года.

В статье расскажу именно про регистрацию автомобиля на примере своего опыта.

Новые правила регистрации автомобиля в 2020 году

Я регистрировал свой автомобиль в 2019 году. В 2020 году правила регистрации транспортных средств были изменены. Например, теперь при покупке нового авто в салоне не обязательно ехать в ГИБДД — номера и документы можно получить у дилера, если у него есть разрешение на регистрацию.

Расскажу о регистрации с учетом новых поправок.

Что такое регистрация в ГИБДД и зачем она нужна

При регистрации государство проверяет, не находится ли автомобиль в угоне, нет ли какого-нибудь запрета на регистрационные действия. Это важно для покупателя: если автомобиль был похищен, на учет его не поставят.

Постановка на учет автомобиля дает государству гарантию, что автомобиль соответствует своей конструкции, а установленное в нем оборудование, например газовое, безопасно для окружающих. А также что владелец авто следит за его техническим состоянием.

Когда автомобиль зарегистрирован, выдают свидетельство о регистрации — СТС. Это заламинированный документ, в котором указаны данные собственника и основные данные автомобиля. После регистрации в паспорт транспортного средства вписывают серию и номер СТС, дату и место его выдачи, номера автомобиля.

Регистрировать автомобиль в ГИБДД может собственник лично или его доверенное лицо. В основном собственники автомобиля — это физические лица. На учет машину могут ставить владельцы, которым исполнилось 16 лет. Если собственнику меньше 16 лет, автомобиль регистрируют на родителей, опекунов, усыновителей или попечителей.

Также собственником авто может быть юридическое лицо. Это относится, например, к автомобилям каршеринга, грузовикам предприятия, инкассаторским фургонам банка, автомобилям такси, которые принадлежат транспортной компании.

Срок постановки автомобиля на учет

Владелец автомобиля обязан поставить его на учет в течение 10 суток после приобретения. Неважно, новая машина или подержанная.

Опоздание — это нарушение правил регистрации. Если нарушение выявят при попытке зарегистрировать машину, выпишут штраф от 1500 Р до 2000 Р . Несмотря на штраф, машину на учет поставят.

Если нарушение выявят сотрудники ГИБДД на дороге, выпишут штраф от 500 Р до 800 Р . При повторном выявлении нарушения — если не поставить машину на учет после первого штрафа — оштрафуют на 5000 Р или лишат водительских прав на срок от одного до трех месяцев.

Если водитель просто забыл СТС дома — это не нарушение правил регистрации, но санкции за такое все равно есть: предупреждение или штраф 500 Р . Если друзья или родственники не привезут водителю документы, гаишники могут задержать автомобиль и отвезти его на штрафстоянку.

Что нужно для регистрации автомобиля

Документ о праве собственности. Автомобиль или другое транспортное средство — это собственность. Нельзя просто сказать, что автомобиль принадлежит водителю. Право собственности на автомобиль подтверждается:

  1. Договором купли-продажи, мены или дарения.
  2. Документом о выделении автомобиля инвалиду — его выдают органы соцзащиты.
  3. Решением суда, судебным приказом или постановлением пристава-исполнителя.
  4. Выпиской из передаточного акта при изменении формы юридического лица, например при реорганизации предприятия и передаче его имущества другой компании.
  5. Свидетельством о праве на наследство.
  6. Заверенной выпиской протокола и актом передачи автомобиля в качестве выигрыша в лотерею и др.

Я покупал подержанный автомобиль и в качестве документа о праве собственности предоставлял в ГИБДД договор купли-продажи.

Договор купли-продажи б/у автомобиля составляется между продавцом и покупателем на обычном листе бумаги. О том, как правильно составить такой договор, мы рассказывали в статье «Как оформить договор купли-продажи автомобиля», там же можно скачать бланки такого договора для разных случаев.

Заверять у нотариуса не нужно, хотя это и не запрещено. В договоре должны быть отражены:

  1. Данные продавца и покупателя.
  2. Данные об авто из ПТС.
  3. Сумма автомобиля прописью.
  4. Подписи сторон.

Также в договоре обязательно должен быть указан факт передачи транспортного средства от предыдущего владельца новому. Договор составляется в 3 экземплярах: по одному для сторон договора и один — в ГИБДД.

Паспорт транспортного средства. В ПТС необходимо вписать нового владельца — это можно сделать самостоятельно при подписании договора купли-продажи, — указать место жительства, дату покупки и поставить подписи прежнего и нового собственников.

Если не вписать данные, это сделают сотрудники ГИБДД при регистрации. Но подписи двух собственников — прежнего и нового — придется ставить самостоятельно.

С 1 ноября 2020 года бумажные ПТС в ГИБДД больше не выдают. Вместо них начали оформлять электронные. Рукописную подпись поставить не получится. Придется зарегистрироваться на портале «Электронный паспорт». Для этого потребуется усиленная квалифицированная электронная подпись либо учетная запись на портале госуслуг.

Инструкция по регистрации на портале СЭП:

ГИБДД записи в электронный ПТС не вносит. Продавец должен сделать это самостоятельно на портале. Покупатель подтверждает свое согласие кодом из смс.

Полис ОСАГО. Автомобиль нужно застраховать до регистрации в ГИБДД не позднее 10 дней после приобретения. Поставить автомобиль на учет без ОСАГО не получится.

Для оформления полиса потребуются:

  1. Паспорт нового собственника.
  2. Договор купли-продажи или другой документ о праве собственности.
  3. Водительское удостоверение.
  4. Действующая диагностическая карта техосмотра — в случае, если возраст автомобиля не позволяет без нее обойтись.

Техосмотр нужен для безопасности водителя и пешеходов от случайных аварий, например из-за неисправностей тормозной или рулевой систем. А также для того, чтобы страховая компания была уверена в надежности автомобиля и застраховала его.

Сотрудники ГИБДД и страховой компании не эксперты, а автомобиль — сложный механизм, и с первого взгляда сложно сказать, исправен ли он. Поэтому техосмотр проводят специализированные организации. Они изучают все необходимые параметры и выписывают диагностическую карту. В ней указано, может ли автомобиль передвигаться по дороге безопасно. Если нет — в оформлении страхового полиса откажут, а без него откажут и в постановке на учет. Нет техосмотра — нет полиса ОСАГО.

С 2020 года для легковых автомобилей старше 4 лет техосмотр проводится раз в два года. Раз в год техосмотр проходят:

  1. Легковые такси.
  2. Автобусы.
  3. Грузовики, оборудованные для перевозки более 8 пассажиров или с максимальной массой более 3,5 тонны.
  4. Машины со спецсигналами.
  5. Транспортные средства, предназначенные для обучения вождению.

Если ОСАГО не оформить, вся ответственность по возмещению убытков при ДТП ляжет на собственника автомобиля. Воспользоваться полисом бывшего владельца уже не получится.

При регистрации автомобиля данные о новом полисе ОСАГО уже будут в базе ГИБДД — приносить экземпляр полиса не нужно.

Регистрационный знак. После покупки автомобиля за новым собственником остается право сохранить госномер, тогда пошлину за их выдачу платить не нужно. Но номера можно поменять при регистрации в ГИБДД, заплатив 2000 Р — или 1400 Р , если платить на госуслугах.

Номера обязательно нужно менять, если:

  • регистрационный знак утратил внешний вид и не читаем;
  • на номерах появилась ржавчина;
  • есть механическое повреждение, из-за которого знак не читаем;
  • отсутствует один из двух номерных знаков.

Бывает так, что прежний хозяин автомобиля хочет сохранить номера. В этом случае тоже придется получить новые в ГИБДД.

Заявление в ГИБДД. Чтобы ГИБДД начала процедуру постановки на учет автомобиля, нужно подать заявление. Его можно написать от руки в ГИБДД или заполнить в электронном виде на госуслугах.

Проще и удобнее подать заявление на регистрацию автомобиля на госуслугах. К тому же на уплату госпошлины будет скидка 30%.

Нужна ли система ЭРА-ГЛОНАСС. Система ЭРА-ГЛОНАСС устанавливается на новые автомобили на российских заводах с 2017 года. Если покупать подержанное авто, специально устанавливать эту систему для постановки на учет не нужно: физические лица, которые не используют машину для предпринимательской деятельности, не обязаны устанавливать на нее систему ЭРА-ГЛОНАСС.

Куда обращаться, чтобы поставить машину на учет

Зарегистрировать автомобиль можно в любом подразделении ГИБДД вне зависимости от места регистрации владельца автомобиля и бывшего собственника.

Например, если водитель зарегистрирован в Казани, но машину купил в Москве, гнать автомобиль в Казань не нужно — на учет его можно поставить в Москве. Зарегистрировать авто можно и в любом другом городе — там, где удобно новому владельцу.

Но если автомобиль новый или старый владелец забирает свои номера, московское МРЭО не выдаст новый номерной знак — только укажет в СТС. Изготавливать знак придется за отдельные деньги вне МРЭО. И все из-за постоянной регистрации нового владельца в Казани.

Заявление на регистрацию авто через госуслуги

В появившемся окне услуги указана общая информация: сроки, стоимость и алгоритм получения. Там же необходимо выбрать тип услуги. «Электронная услуга» позволяет заполнить заявление на сервисе и записаться в ГИБДД. Если выбрать «Личное посещение», доступна только опция записи — заполнять заявление придется от руки в ГИБДД.

Если нажать на кнопку «Получить услугу», появится форма из 13 разделов, которые разделены на категории. Некоторые заполнять не требуется.

Транспортное средство. Сначала необходимо выбрать вид транспортного средства: автомобиль или автобус, прицеп или прочие транспортные средства. Затем выбрать, кто подает заявление: собственник или доверенный представитель.

Ваши данные. Персональные и паспортные данные заполняются автоматически из личного кабинета на госуслугах. Если какие-то данные не указаны, их нужно дописать.

Адрес проживания необходимо заполнить по месту постоянной регистрации, временной регистрации или фактического проживания. У меня постоянная регистрация, поэтому я указал адрес как в паспорте.

Информация о транспортном средстве. После нужно заполнить информацию о транспортном средстве. Сначала необходимо выбрать, нужен ли новый госномер на автомобиль. Можно оставить номера от предыдущего собственника и не платить госпошлину за их выдачу. Я так и сделал. Если будете менять номера, в заявлении нужно указать старые.

Если требуется замена номера, необходимо указать его тип и цифро-буквенное обозначение. К какому типу принадлежит номер, можно посмотреть в госте.

Далее нужно выбрать, что делать с ПТС: получить новый или внести изменения в действующий. Новый ПТС нужно выбирать, когда в старом не осталось места для сведений о новом собственнике. За новый ПТС нужно уплатить госпошлину 560 Р . Если место еще есть, выбирайте второй вариант. В этом случае госпошлина будет 245 Р . Электронные ПТС будут введены к 1 ноября 2020 года.

В разделе «Категория транспортного средства» выбирайте категорию, которая указана в свидетельстве о регистрации ТС. В моем случае это была категория В. Она у всех легковых автомобилей массой до 3,5 тонн.

Для заполнения раздела «Описание транспортного средства» — вин-номер , номер кузова и номер шасси — потребуется ПТС. Все данные есть в нем.

Марку, модель и год выпуска автомобиля в разделе «Данные транспортного средства» заполнять обязательно. Эти данные есть в ПТС. Необязательные поля — тип транспортного средства, тип двигателя, организация изготовитель и цвет автомобиля — также можно заполнить из ПТС.

Информация о документах. Раздел «Наименование регистрационного документа» — это СТС прежнего владельца.

«Данные страхового полиса» заполнять не обязательно: страховая компания передаст данные полиса в ГИБДД.

Выбор подразделения ГИБДД. Последний раздел — выбор подразделения ГИБДД, где будете ставить автомобиль на учет: по адресу проживания или по иному адресу. Я выбрал второй вариант, так как купил машину в регионе, в котором не прописан.

В обоих случаях нужно указать адрес проживания в городе, где планируете ставить автомобиль на учет. Система на карте покажет ближайшие подразделения ГИБДД.

После выбора подходящего подразделения нужно выбрать удобную дату и время посещения ГИБДД. Если выбранный день не рабочий или все места уже заняты, появится надпись: «Нет свободного времени для записи». Если места для записи есть, появятся окошки со свободным временем.

После заполнения заявления нужно поставить галочку, что вы ознакомлены с порядком подачи заявления в электронном виде, и нажать кнопку «Подать заявление».

Заполнение заявления по доверенности. Если вы не можете самостоятельно поставить автомобиль на учет, можно попросить друга или родственника. Для этого потребуется доверенность от нотариуса или написанная от руки. Но во втором случае еще могут спросить паспорт собственника, чтобы избежать подлога.

В доверенности обязательно должны быть указаны:

  1. Данные собственника автомобиля: ФИО, дата рождения, паспортные данные, прописка. Если автовладелец — юрлицо, потребуются наименование, юридический адрес и другие реквизиты организации.
  2. Данные доверенного лица: ФИО, дата рождения, паспортные данные, прописка.
  3. Данные автомобиля: марка, модель, цвет, год выпуска, вин-номер , номер кузова и двигателя, номерные знаки.
  4. Перечень полномочий в ГИБДД, которые собственник доверяет представителю: поставить на учет автомобиль, быть представителем при возникновении спорных ситуаций.
  5. Дата и место составления документа.
  6. Подпись доверителя.

По доверенности заявление в ГИБДД на госуслугах заполняет не собственник, а доверенное лицо. Поэтому во втором разделе необходимо выбрать, например, «Доверенный представитель физического лица». Появятся дополнительные графы:

  1. Сведения о доверенности: номер, дата выдачи, кем выдана.
  2. Сведения о собственнике: ФИО, дата рождения, пол, контактный телефон.
  3. Паспортные данные собственника.
  4. Адрес проживания собственника.

При выборе пункта «Доверенный представитель юридического лица» — если заявление заполняет представитель компании — появятся такие дополнительные графы:

  1. Сведения о доверенности: номер, дата выдачи, кем выдана.
  2. Персональные данные собственника (юридического лица): наименование, ИНН, контактный телефон.
  3. Юридический адрес.

Уплата госпошлины. После подачи заявления на адрес электронной почты придет ссылка на уплату госпошлины со скидкой 30%. Если не менять номера автомобиля, можно дополнительно сэкономить 1400 Р .

Я заплатил всего 595 Р — за СТС и внесение записи в ПТС.

26 апреля 2021 г. 12:00

Пропускная система Москвы в вопросах и ответах

Официальный сайт мэра Москвы

Изменения правил въезда грузовых автомобилей в Москву, которые должны были вступить в силу с 5-го мая, все-таки перенесли на 15-е июня. Напомним: одно из основных планируемых нововведений — это необходимость получения пропуска на грузовики от 3,5 тонн не только для того, чтобы передвигаться по Третьему транспортному кольцу (ТТК) и в его пределах, но и в принципе для того, чтобы въехать в пределы МКАД. Однако это не единственное существенное изменение. И хотя не исключено, что к 15-му июня некоторые из них пересмотрят, мы пока объясняем новые правила так, как они предполагались.

Так что именно изменится с 15 июня?

На самом деле изменения, которые вступят в силу с 15-го июня, можно разделить на два блока.

Первый непосредственно регулирует правила въезда в Москву, а второй больше касается административного регламента и пересматривает перечень документов, которые необходимо предоставить для получения пропуска.

Из первого блока можно выделить три наиболее важных изменения:

1. с 15-го июня пропуска для въезда на МКАД и в пределы МКАД понадобятся грузовым автомобилям разрешенной максимальной массой более 3,5 тонн, в то время как сейчас это требование распространяется на транспортные средства от 12 тонн;

2. движение грузовых автомобилей будет ограничено круглосуточно — и в дневное, и в ночное время. Это значит, что пропуск придется получать и для того, чтобы въехать на МКАД и в пределы МКАД ночью (до недавнего времени, до февраля этого года, проезд в ночное время для грузовиков был в принципе свободным).

При этом сами пропуска будут делиться на дневные и ночные, а ночное время будет установлено на период с 23.00 до 07.00 (сейчас — с 22.00 до 06.00);

3. для получения пропуска транспортное средство надо будет подключить к Региональной навигационной информационной системе (РНИС). При этом отслеживать маршрут автомобиля будут не только по адресам погрузки/разгрузки, но и по точкам пересечения МКАД, ТТК и Садового кольца, которые тоже придется указывать при оформлении заявки на пропуск.

Из второго блока отметим вот какие изменения:

— предусмотрена возможность получения пропуска иностранными перевозчиками;

— для международных перевозчиков убрали требование о наличии отметки таможенного органа на CMR-накладной;

— при оформлении заявки на пропуск можно будет не прикладывать диагностическую карту и водительское удостоверение — допускается подавать сведения о водительском удостоверении и регистрационный номер диагностической карты;

— вместо паспорта транспортного средства можно будет прилагать выписку из электронного ПТС;

— при перевозке скоропортящихся грузов будет дан выбор: предоставлять либо документы с информацией о сроках и условиях хранения продукции, либо номер свидетельства СПС;

— для пропуска, необходимого для того чтобы проехать к месту стоянки, надо будет прикладывать документ, где будет указано предельное количество размещаемых на этой стоянке грузовиков;

— увеличивается срок подачи заявления на новый пропуск: заявку на разовый пропуск можно будет получить за четыре дня до срока истечения действующего пропуска (сейчас — за два дня), на многоразовый — за 60 рабочих дней (сейчас — за 30 рабочих дней);

— исключается возможность оформления пропуска, если срок водительского удостоверения истекает раньше, чем заявленный срок пропуска;

— расширяется перечень оснований, по которым может быть отказано в оформлении пропуска.

Вернее, он расширяется за счет тех оснований, по которым сейчас документы на пропуск в принципе не принимают: наличие искаженных сведений или незаверенных исправлений, представление нечитаемых копий документов, отсутствие указанных в документах приложений, несоответствие транспортного средства экологическому классу, наличие в диагностической карте заключения о несоответствии транспортного средства требованиям безопасности.

То есть: с 5-го мая, несмотря на наличие перечисленных оснований, документы могут принять, а после 14 дней ожидания сообщить, что в выдаче пропуска отказано.

А где именно перечислены все грядущие изменения?

Изменения вводятся двумя постановлениями Правительства Москвы.

Первое — №191-ПП от 16-го февраля этого года (по ссылке) — по большей части переписывает сам регламент получения пропусков.

Второе — №399-ПП от 6-го апреля (можно найти здесь) — вносит также правки в первое постановление и вводит те самые наиболее существенные изменения: получения пропусков для грузовиков от 3,5 тонн, разделение пропусков на дневные и ночные, подключение к навигационной системе.

Как можно подключиться к Региональной навигационной системе?

Для этого необходимо зайти на сайт rnis.mos.ru и выполнить по порядку все шаги, указанные в инструкции по ссылке.

Сама по себе регистрация в РНИС бесплатная, однако при этом в транспортном средстве должно быть установлено телематическое оборудование, которое и обеспечит передачу в систему навигационных данных.

На данный момент система поддерживает следующие модели терминалов: Гранит 2.07, Автограф GSM, GALILEO 5.0-5.1, Орбита.Навигатор.02, Hiton, Автограф GSM, Сигнал. Navtelecom, Neomatika и Teltonica.

В то же время на сайте РНИС указано, что к системе можно подключить и другие модели, однако это рассматривается индивидуально: по заявке владельца транспортного средства и только при наличии соответствующей технической возможности.

Нет, будут. По крайней мере, такая возможность по-прежнему предусмотрена.

Как раз совсем недавно Министерство транспорта Московской области, которое и отвечает за выдачу транзитных пропусков на МКАД, подготовило проект изменений в действующий регламент.

В соответствии с ним с 15-го июня транзитные пропуска на МКАД тоже будут делиться на дневные и ночные и понадобятся они точно так же грузовикам от 3,5 тонн (сейчас — от 12 тонн).

Однако уже даже в действующем регламенте есть одно интересное положение: в выдаче транзитного пропуска могут отказать, если существует альтернативный маршрут без заезда на МКАД. То есть: открывшуюся полгода назад ЦКАД вполне могут посчитать таким альтернативным маршрутом.

Единственное: только в том случае, если объезд увеличивает весь путь автомобиля не более чем на 50 км.

Тем, кто зарегистрирован в Москве, тоже необходимо получать пропуска?

Да, это требование распространяется на всех владельцев грузовиков от 3,5 тонн (а для проезда внутрь ТТК — от 1 тонны), в том числе и для резидентов Москвы.

А что будет с теми пропусками, которые уже используются?

Такие пропуска останутся действующими, но с одним уточнением: они будут считаться дневными.

Можно ли уже получить пропуска по новым правилам?

Возможность подать заявление на пропуск сроком до одного года по новым правилам открыта уже с 14-го апреля.

С этого же числа те, у кого пропуска уже оформлены, могут подать заявку на ночной пропуск, поскольку, повторимся, выданные ранее пропуска будут считаться дневными.

А вот разовые пропуска по новым правилам оформить действительно пока нельзя. Такую возможность, вероятно, предоставят накануне, ведь максимальное ожидание разового разрешения, по регламенту, составляет только 8 часов.

То есть я смогу получить одновременно и ночной, и дневной пропуск? Или мне все-таки придется выбирать какой-то один вариант?

Нет, какой-то один вариант выбирать не придется. В Департаменте транспорта Москвы заверили, что на одно и то же транспортное средство можно будет оформить и дневной, и ночной пропуск. Правда, для этого на каждый пропуск придется подавать отдельное заявление.

А если у меня в собственности находится грузовой автомобиль, но я не зарегистрирован как индивидуальный предприниматель, я смогу получить пропуск на въезд в Москву?

Да, физические лица, владеющие грузовым транспортом, тоже могут получить пропуск на въезд в Москву, но только для проезда к месту жительства или на стоянку.

Пропуск для осуществления грузовых перевозок им не выдают.

Какие в принципе документы необходимы для получения пропуска?

Все зависит от того, для каких целей вы получаете пропуск.

В целом, обязательными для всех являются: паспорт транспортного средства (или выписка из электронного ПТС) и свидетельство его регистрации, регистрационный номер диагностической карты, сведения о водительском удостоверении, а также, если вы не являетесь непосредственным собственником автомобиля, документы, подтверждающие основания владения и пользования грузовиком.

Физическим лицам, которые, повторимся, могут получить пропуск только для проезда к месту жительства или к стоянке, еще необходимо приложить: документ, подтверждающий факт регистрации по месту жительства, договор на размещение транспортного средства на стоянке или регистрационный номер парковочного разрешения.

Для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих грузовые перевозки, требуется, естественно, договор (со всеми приложениями к нему), подтверждающий необходимость доставки груза в Москву.

При этом обязательно должны быть указаны:

  • адреса погрузки и разгрузки;
  • характер груза;
  • ежесуточный объем перевозимых грузов (причем он должен быть не меньше 80% от вместимости транспортного средства);
  • периодичность перевозок (для многоразового пропуска) — не реже четырех раз в месяц;
  • вид деятельности грузоотправителя или грузополучателя;
  • обоснование погрузочно-разгрузочных работ в дневное и ночное время.

К договору также должны прилагаться документы, касающиеся специфики доставляемых грузов, — специальное разрешение на перевозку опасных грузов, специальное разрешение на движение тяжеловесного/крупногабаритного транспортного средства, свидетельство СПС или информация о сроках и условиях хранения скоропортящегося груза.

А какие документы необходимы международным перевозчикам?

Здесь комплект документов зависит от того, зарегистрирован перевозчик, выполняющий международную перевозку, в России или в другом государстве.

Первый, являющийся резидентом РФ, должен представить CMR-накладную (с 15-го июня отметка таможенного органа станет необязательной), карточку допуска на грузовик и, естественно, сведения о российском национальном водительском удостоверении.

Иностранный перевозчик — сведения о водительском удостоверении, CMR-накладную и документ, подтверждающий регистрацию транспортного средства в компетентном органе иностранного государства.

То есть перевозчик, зарегистрированный в иностранном государстве, тоже сможет получить пропуск на въезд в Москву? Но ведь для оформления пропуска необходимо прикладывать российское национальное удостоверение.

Поскольку въезд в Москву ограничивается круглосуточно и свободно проехать в ночное время, как это было прежде, уже не получится, с 15-го июня в регламент специально вносится изменение, которое учитывает интересы и иностранных перевозчиков.

В новом варианте постановления (п. 2.5.1.1.9.4 Приложения 1) указывается, что в таком случае требуются просто сведения о водительском удостоверении.

Однако есть два «но». Во-первых, иностранный перевозчик сможет получить только разовый пропуск. Пропуск сроком до года ему оформить по-прежнему будет нельзя.

А во-вторых, лично подать заявление на пропуск иностранный перевозчик не сможет — только через уполномоченное лицо, являющееся резидентом РФ. Потому что документы принимаются исключительно через портал госуслуг, где иностранные граждане не могут зарегистрироваться.

А что с грузовыми транспортными средствами, которые используются не для перевозок, а для выполнения специальных работ (автокраны, автобетононасосы, передвижные лаборатории и пр.)? Им тоже необходимо получать пропуск? Но какие для них тогда документы прикладывать, если договора на перевозку нет и не может быть?

Да, таким транспортным средствам тоже необходимо получать пропуск на въезд в Москву. Для этого их владельцы должны предоставить сведения о ежесуточно проводимой работе каждым автомобилем. Что важно: время использования транспортного средства на объекте проведения работ должно «не менее чем вдвое превышать простой».

При этом указывать адрес проведения работ тоже обязательно.

А какие-нибудь вообще исключения из правил пропускной системы Москвы есть?

Есть. Это транспортные средства оперативных служб и почтовой связи, автомобили, которые закреплены за федеральными органами власти, органами власти Москвы и Московской области, а также автомобили-эвакуаторы.

Однако их исключение проявляется только в том, что на них пропуск оформляется не через портал госуслуг, а путем прямого направления документов непосредственно в ЦОДД Москвы.

То есть: разрешение на въезд в Москву им все равно требуется.

А если мы являемся военным предприятием? Как мы для получения пропуска можем прикладывать требующиеся документы, если в них может быть информация, которую мы не имеем право разглашать?

В таком случае, если требующиеся документы составляют государственную тайну, регламент разрешает представлять только заверенные выписки из этих документов, где такой тайны не содержится.

А если мы торговая сеть и осуществляем перевозки собственным транспортом, какой такой договор на перевозку мы можем приложить?

Торговым сетям в случае, если они осуществляют перевозки собственным транспортом, прикладывать договор на перевозки не надо. Им необходимо предоставить учредительные документы и документы, подтверждающие право собственности или иные законные права в отношении торговых объектов, находящихся на начальной и/или конечной точках маршрута.

Если у меня действие водительского удостоверения истекает через полгода, я никак не смогу получить годовой пропуск?

Вы сможете получить многоразовый пропуск на тот срок, пока действует водительское удостоверение. То есть: при оформлении заявки просто укажите дату до окончания действия водительского удостоверения.

При оформлении пропуска сроком до одного года тоже нужно указывать все адреса погрузки/разгрузки и точки пересечения МКАД? А как я могу заранее их знать, если у меня регулярно появляются новые клиенты, но при этом я все равно постоянно работают по Москве?

В Департаменте транспорта Москвы советуют оформлять пропуск на те адреса, которые вы точно знаете, заявляя срок действия разрешения, соответствующий сроку договорных обязательств. В случае, если появятся новые клиенты, вы сможете аннулировать действующий пропуск и оформить новый, учитывающий новые маршруты движения.

Кроме того, вы всегда можете получить разовый пропуск на конкретную перевозку.

В каком случае уже выданный пропуск могут аннулировать?

На самом деле, оснований для аннулирования пропуска не мало. Это:

— лишение водительских прав заявителя или водителя, указанного в заявлении на пропуск;

— выявление более двух нарушений ПДД во время действия пропуска, допущенных при эксплуатации указанного в пропуске автомобиля;

— наличие непогашенной задолженности по уплате штрафа за нарушение ПДД, выявленное во время действия пропуска;

— отклонение транспортного средства от указанного маршрута движения, в том числе и при пересечении МКАД, ТТК и Садового кольца;

— движение по городу без прибытия к адресам погрузки/разгрузки или проведения других работ (с 5-го мая);

— непредоставление информации в Региональную навигационную информационную систему (тоже с 5-го мая);

— несоблюдение заявленных периодичности и объема перевозок;

— предоставление документов, содержащих заведомо ложные сведения;

— передача транспортного средства другому собственнику и его «перерегистрация» (изменение государственного регистрационного знака);

— ликвидация юридического лица или индивидуального предпринимателя, подававшего заявку на пропуск, или всех контрагентов, указанных в заявке;

— неуведомление о начале осуществления деятельности по указанию услуг по грузоперевозкам автомобильным транспортом грузоподъемностью более 2,5 тонн.

Кроме того, сам заявитель может подать запрос на аннулирование пропуска. Например, если он хочет изменить указанные маршруты или получить пропуск с большей зоной действия.

А при аннулировании пропуска учитываются все-все нарушения ПДД?

Нет, не все. В постановлении четко прописаны конкретные статьи КоАП РФ, а также Кодекса об административных правонарушениях Москвы, более чем двукратное привлечение к ответственности по которым грозит аннулированием пропуска.

К таковым нарушениям относятся:

— превышение скорости более чем на 60 км/ч;

— движение по автомагистрали далее второй полосы;

— проезд на запрещающий сигнал светофора или регулировщика;

— выезд на встречную полосу;

— остановка/стоянка в запрещенном месте;

— въезд в зону, закрытую для движения грузовиков;

— непредоставление преимущества специальному транспортному средству;

— движение по выделенной (для маршрутных транспортных средств) полосе;

— непропуск пешеходов на пешеходном переходе;

— превышение допустимых весовых и габаритных параметров без оформления специального разрешения;

— нарушение правил перевозки опасных грузов;

— причинение легкой или средней тяжести вреда здоровью человека;

— невыполнение требований должностного лица (сотрудников полиции, Ространснадзора, таможенных органов и т.д.) об остановке;

— оставление места ДТП;

— выпуск на линию транспортного средства с неисправностями, не прошедшего технический осмотр или не поставленного на учет в ГИБДД;

— повреждение дорожной инфраструктуры, в том числе технических средств организации дорожного движения;

— парковка на газоне;

— отсутствие платы за пользование платной парковкой в Москве.

Кстати, при аннулировании пропуска из-за задолженности по погашению штрафа тоже учитываются именно эти нарушения.

Читайте также: