Пошлина за размещение аудиторского заключения на федресурсе

Опубликовано: 15.05.2024

С начала 2013 г. у представителей бизнес - сообщества появилась обязанность вносить в иной, отличный от ЕГРЮЛ, специальный реестр сведения о юридически значимых событиях, происходящих в деятельности юридических лиц.

Тогда в законе о государственной регистрации юридических лиц и ИП появилась статья 7.1, которая именует этот реестр как «единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности». Иначе его называют «единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц» (ЕФРСДЮЛ) или Федресурс — по названию сайта в сети Интернет (https://www.fedresurs.ru).

Обязанность внесения сведений в ЕФРСДЮЛ предусмотрена как самим законом о государственной регистрации юридических лиц и ИП, так и иными нормативно-правовыми актами.

Представляется, что законодатель созданием упомянутого информационного ресурса решил два вопроса. Во-первых, деятельность юридических лиц стала более открытой и прозрачной. Во-вторых, данная информационная площадка позволяет в режиме реального времени получить сведения о контрагентах для оценки кредитных и прочих рисков без дополнительных издержек.


Сведения из ЕГРЮЛ налоговая служба размещает самостоятельно

Налоговая служба как регистрирующий орган самостоятельно вносит юридически значимые факты деятельности организаций в информационный реестр не позднее чем в течение 5 рабочих дней после внесения этих фактов в ЕГРЮЛ.

К таким фактам относятся записи: о создании юридического лица (в том числе путем реорганизации), о начале процесса реорганизации и ликвидации, об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ или его ликвидации, об уменьшении или увеличении уставного капитала, о принятии решения об изменении адреса организацией и о таком изменении, о смене руководителя, о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице.

Также регистраторы обязаны отразить в ЕФРСДЮЛ сведения о своем намерении исключить организацию из ЕГРЮЛ и о внесении записи в ЕГРЮЛ о прекращении унитарного предприятия, имущественный комплекс которого продан в порядке приватизации или внесен в качестве вклада в уставный капитал акционерного общества.

Сведения, которые в соответствии с законом о госрегистрации юр. лиц мы должны размещать самостоятельно

Организации и ИП обязаны размещать следующие сведения, предусмотренные ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и ИП»:

Во-первых, необходимо опубликовать сведения о стоимости чистых активов акционерного общества. Стоимость чистых активов ООО публикуется в случаях, предусмотренных Законом об обществах с ограниченной ответственностью.

Во-вторых, сообщения в реестре размещаются в ситуации, связанной с потенциальным банкротством компании. В частности, при возникновении признаков недостаточности имущества в соответствии с законодательством о банкротстве. Если же банкротство уже стартовало введением процедуры наблюдения, то сведения об этом также подлежат размещению.

В-третьих, если законом установлена обязанность по раскрытию финансовой и (или) бухгалтерской отчетности в СМИ.

В-четвертых, компания обязана разместить в электронном реестре сообщение о передаче движимого имущества в залог.

В-пятых, события, связанные с получением лицензии, приостановлением, возобновлением действия лицензии, переоформлением лицензии, ее аннулированием или прекращением.

В-шестых, сообщения о выдаче независимой гарантии с указанием регистрационных данных бенефициара и принципала, а также существенных условий данной гарантии;

В-седьмых, сообщения о заключении договора финансирования под уступку денежного требования между юридическими лицами или ИП.

Обязанность по размещению, предусмотренная специальными законами

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, на которых обязанность по размещению сведений в «федресурсе» возложена иными законами, опубликовывают такие сведения в течение 3 рабочих дней с даты возникновения соответствующего факта.

Перечень фактов, обязанность по размещению которых установлена особыми законами, носит исключительный характер.

  • Так, статьей 94 Закона об исполнительном производстве предусмотрена обязанность должника по исполнительному производству уведомить своих кредиторов об обращении судебным приставом взыскания на определенное недвижимое имущество, имущественные права и прочее имущество. В сообщении на «федресурсе» должны быть указаны размер требований и очередность обращения взыскания на имущество.
  • В целях обеспечения информационной открытости процедуры оценки имущества, имущественных прав в случаях проведения оценки, предусмотренных рядом законов (например, Законы об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о производственных кооперативах и другие), заказчик оценки обязан включить отчетную информацию об оценке в течение 10 рабочих дней с даты принятия отчета об оценке. Такую обязанность вменяет Закон об оценочной деятельности в РФ (ст.8.1 закона).
  • После проведения обязательного аудита на предприятии, в ЕФРСДЮЛ нужно разместить основные и регистрационные данные как самой компании, так и лиц, проводивших аудит, и данные о самом аудите. Дополнительно нужно приложить бухгалтерскую (финансовую) отчетность, в отношении которой провели аудит. Данные мероприятия регламентируются ч. 6 ст. 5 Закона об аудиторской деятельности.
  • На основании ч. 5 ст. 5 Закона о саморегулируемых организациях при вступлении в члены саморегулируемой организации или при прекращении такого членства в реестре юридически значимых фактов необходимо опубликовать сообщение об этом. Это касается и индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц, и граждан.
  • Как гласит статья 10 Закона о финансовой аренде (лизинге), в случае приобретения юридическим лицом или гражданином имущества по договору финансовой аренды (лизинга), такое лицо в обязательном порядке вносит в ЕФРСДЮЛ сведения о заключении указанного договора с упоминанием всех обязательных условий договора и индивидуализирующих имущество признаков.

Раскрытие информации при банкротстве

В соответствии с Приказом Минэкономразвития России №178 от 05.04.2013г. у ЕФРСДЮЛ имеется составная часть – единый федеральный реестр сведений о банкротстве (ЕФРСБ), учитывающий и включающий в себя вопросы банкротной специфики.

Сообщения подлежат публикации в реестре и саморегулируемыми организациями, и арбитражными управляющими, и операторами электронных торговых площадок, и организаторами торгов, и Агентством по страхованию вкладов, и ФНС, и ФССП, и Банком России.

Упомянутый ресурс позволяет третьим лицам, участникам банкротства (должникам, кредиторам), самому арбитражному управляющему полностью отслеживать судьбу предприятия-банкрота или гражданина; - отсутствии документов бухгалтерского учета и отчетности, искажении или отсутствии в них установленных законом данных.

Здесь размещается многочисленное количество публикаций (о собраниях и комитетах кредиторов, о составе, стоимости и реализации имущества банкрота, о признаках фиктивного и преднамеренного банкротства, об оспаривании сделок арбитражным управляющим, о привлечении лиц к субсидиарной ответственности). Отдельно публикуются итоговые и промежуточные отчеты по конкретным процедурам банкротства, информация для участников строительства и сведения о банкротстве финансовых и кредитных организаций.

Дополнительно существует возможность ознакомления с каталогом арбитражных управляющих с подробной информацией о них, с перечнем саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, торговых площадок и организаторов торгов.

Пределы ответственности за отказ от размещения сведений в ЕФРСДЮЛ

При нарушении обязанности по размещению сведений о юридически значимых фактах в ЕФРСДЮЛ рублем ответит руководитель компании. Так, за игнорирование требований закона предусмотрен штраф в размере от 5 000 до 10 000 тысяч рублей. Аналогичная ответственность на руководителя компании возлагается при размещении недостоверных сведений (ч. 7 ст. 14.25 КоАП РФ).

За повторное совершение данного правонарушения должностное лицо отделается штрафом в размере от 10 000 до 50 000 рублей. По усмотрению административного органа возможно применение дисквалификации на срок от 1 года до 3 лет.

В случае нарушения сроков размещения сообщения в специальном реестре, ответственность значительно мягче. Для должностного лица предусмотрен штраф в размере 5 000 рублей либо предупреждение.

Сведений о юридически значимых событиях, которые подлежат публикации в Федресурсе, все больше. Сроки, порядок публикаций и ответственность детально регламентированы законом. Хотя активности в вопросе привлечения к административной ответственности не наблюдается, настоятельно рекомендуем определить для своей фирмы или ИП перечень фактов, которые необходимо раскрывать перед третьими лицами.

Постарайтесь подготовиться заранее. Рано или поздно начнут привлекать и за это.

Для юридических лиц, в том числе ООО и АО, а также для ИП статьёй 7.1. Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установлена обязанность публиковать сведения о ряде фактов своей деятельности в «Едином федеральном реестре юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности» (ЕФРСФДЮЛ, Федресурс).

КАКИЕ СВЕДЕНИЯ НЕОБХОДИМО ПУБЛИКОВАТЬ:

Сведения о регистрационных действиях в ЕГРЮЛ и ЕГРИП:
1). Уведомление о прекращении физическим лицом деятельности в качестве Индивидуального предпринимателя
(Актуально для: ИП , подробнее: абз. 3 п. 11 ст. 7.1. Федерального закона № 129-ФЗ );
2). Уведомление об уменьшении уставного капитала
(Актуально для: ООО, АО , подробнее: пп. н.7 п. 7 ст. 7.1. Федерального закона № 129-ФЗ );
3). Уведомление о реорганизации юридического лица
(Актуально для: ООО, АО , подробнее: пп. н.6 п. 7 ст. 7.1. Федерального закона № 129-ФЗ );
4). Уведомление о ликвидации юридического лица
(Актуально для: ООО, АО , подробнее: пп. н.5 п. 7 ст. 7.1. Федерального закона № 129-ФЗ ).

Сведения о заключении Сделок и Договоров:
5). Сведения об обременении залогом движимого имущества
(Актуально для: ИП, ООО, АО , подробнее: пп. н.1 п. 7 ст. 7.1. Федерального закона № 129-ФЗ );
6). Сведения о заключении договора Лизинга
(Актуально для: ИП, ООО, АО , подробнее: п. 3 ст. 10 Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ );
7). Сведения о заключении договора Факторинга
(Актуально для: ИП, ООО, АО , подробнее: пп. н.3 п. 7 ст. 7.1. Федерального закона № 129-ФЗ );
8). Сведения о Продаже предприятия или передаче его в Аренду
(Актуально для: ООО, АО , подробнее: пп. н.4 п. 7 ст. 7.1. Федерального закона № 129-ФЗ).

Сведения о Лицензиях, СРО, Независимых гарантиях:
9). Сведения о Лицензии
(Актуально для: ИП, ООО, АО , подробнее: пп. м п. 7 ст. 7.1. Федерального закона № 129-ФЗ );
10). Сведения о членстве в СРО
(Актуально для: ИП, ООО, АО , подробнее: ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ );
11). Сведения о выдаче Независимой гарантии, за исключением Банковских гарантий
(Актуально для: ИП, ООО, АО , подробнее: пп. н.2 п. 7 ст. 7.1. Федерального закона № 129-ФЗ ).

Сведения об обязательных Оценке и Аудите:
12). Сведения об Отчете оценщика, если такая оценка обязательна в силу закона
(Актуально для: ИП, ООО, АО , подробнее: ст. 8.1. Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ );
13). Сведения о результатах проведения обязательного Аудита
(Актуально для: ИП, ООО, АО , подробнее: ч. 6 ст. 5. Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ ).

Сведения о Стоимости чистых активов, Финансовой и Бухгалтерской отчетности:
14). Сведения о стоимости чистых активов АО на последнюю отчетную дату
(Актуально для: АО , подробнее: пп. к п. 7 ст. 7.1. Федерального закона № 129-ФЗ );
15). Сведения о финансовой и бухгалтерской отчетности в случаях, если федеральным законом установлена обязанность по раскрытию такой информации в СМИ
(Актуально для: АО , подробнее: пп. л.2 п. 7 ст. 7.1. Федерального закона № 129-ФЗ );
16). Сведения о стоимости чистых активов, о финансовой и бухгалтерской отчетности – в случае публичного размещения ООО облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг
(Актуально для: ООО , подробнее: пп. л п. 7 ст. 7.1. Федерального закона № 129-ФЗ ; пп. л.2 п. 7 ст. 7.1. Федерального закона № 129-ФЗ ).

Сведения об Исполнительном производстве:
17). Сведения об обращении взыскания ФССП РФ по исполнительному документу на недвижимое имущество, на имущественные права и другие основные средства должника-организации
(Актуально для: ООО, АО , подробнее: ч. 3 ст. 94 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ ).

Сведения, связанные с Банкротством:
18). Сведения о возникновении признаков недостаточности имущества в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве)
(Актуально для: ООО, АО , подробнее: пп. л.1 п. 7 ст. 7.1. Федерального закона № 129-ФЗ );
19). Сведения о вынесении Арбитражным судом определения о введении Наблюдения
(Актуально для: ИП, ООО, АО , подробнее: пп. н п. 7 ст. 7.1. Федерального закона № 129-ФЗ );
20). Уведомление конкурсного кредитора о намерении обратиться с заявлением о признании должника банкротом – опубликовывается не менее чем за 15 дней до обращения в Арбитражный суд
(Актуально для: ИП, ООО, АО , подробнее: п. 2.1 ст. 7 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ );
21). Уведомление должника о намерении обратиться с заявлением о признании должника банкротом – опубликовывается не менее чем за 15 дней до обращения в Арбитражный суд
(Актуально для: ИП, ООО, АО , подробнее: абз. 2 п. 4 ст. 37 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ ).

КАК ОПУБЛИКОВАТЬ СВЕДЕНИЯ В ФЕДРЕСУРСЕ:

Срок подачи: в течении 3-х рабочих дней с даты возникновения соответствующего факта (есть исключения с большим сроком).

Куда подавать: сведения в Федресурс подаются через Интернет-сайт: http://www.fedresurs.ru.

Форма подачи: публикация сведений производится посредством отправления электронного сообщения, подписанного квалифицированной электронной подписью, подходящей для работы с Федресурсом.

Вариант 1 – Использовать свою электронную подпись.
Если у Вас ещё нет квалифицированной электронной подписи, подходящей для работы с Федресурсом, то в первый раз её придётся изготовить.
Электронная подпись действует в течение 1 года. В течение этого срока её можно использовать неограниченное количество раз.
Кроме подачи сведений в Федресурс, электронную подпись можно использовать:
– на некоторых электронных торговых площадках;
– для подачи судебных документов в электронном виде через систему «Мой арбитр»;
– для государственной регистрации изменений учредительных документов юридического лица, либо сведений о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ, либо сведений об индивидуальном предпринимателе, содержащихся в ЕГРИП – при направлении в ФНС документов в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.

Главное преимущество использования своей электронной подписи перед услугами нотариуса:
+ При сопоставимой стоимости, свою электронную подпись Вы сможете использовать в течение 1 года неограниченной число раз, в том числе и для других целей на других сервисах.

Вариант 2 – Использовать электронную подпись нотариуса.
Опубликовать сведения в ЕФРСФДЮЛ можно посредством обращения к нотариусу. В таком случае электронное сообщение, подписывается квалифицированной электронной подписью нотариуса.

Недостатки использования электронной подписи нотариуса:
– Стоимость одного обращения к нотариусу, соответствует стоимости изготовления своей электронной подписи. При этом свою электронную подпись Вы сможете использовать в течение 1 года неограниченной число раз, в том числе и для других целей на других сервисах.
– Нотариус только подписывает Ваше сообщение своей электронной подписью и отправляет его. Текст сообщения нотариус не составляет. Текст сообщения необходимо подготовить заранее – до обращения к нотариусу.
– Услугу по публикации сведений в Федресурсе оказывает далеко не каждый нотариус. При этом, как правило, у нотариусов большие очереди, и на приём необходимо записываться предварительно. Учитывая, что срок для публикации сведений всего 3 рабочих дня с момента возникновения соответствующего факта, за этот срок не всегда возможно найти нотариуса, занимающегося публикацией сведений в Федресурсе, и попасть к нему на приём.
– Обращаясь к нотариусу директору фирмы придётся взять с собой весь комплект «учредительных документов».

Как составить текст сообщения:
О том, как составить текст сообщения и непосредственно опубликовать сведения в личном кабинете Федресурса, Вы можете скачать официальные инструкции, разработанные оператором ЕФРСФДЮЛ:
– Инструкция по установке компонент электронной подписи на 38 стр. (версия 2.0 с 05.04.2019) ;
– Руководство пользователя для ИП – на 160 страницах ;
– Руководство пользователя для ЮЛ – на 185 страницах .
ВМЕСТО ЭТОГО ВЫ МОЖЕТЕ ОБРАТИТЬСЯ ЗА ДАННОЙ УСЛУГОЙ В ООО ФПК «КОНСАЛТ-МАСТЕР».

СТОИМОСТЬ ПУБЛИКАЦИИ СВЕДЕНИЙ В ФЕДРЕСУРСЕ:

1). Тариф оператора Федресурса

Стоимость размещения сведений в ЕФРСФДЮЛ: размещение сведений в Федресурсе платное.
За размещение каждого сообщения Оператор Реестра ЕФРСФДЮЛ взимает оплату в размере 860 рублей 35 копеек, в том числе НДС 20% (143 рубля 39 копеек).

2). Электронная подпись

Вариант 1 – Стоимость изготовления своей квалифицированной электронной подписи, подходящей для работы с Федресурсом составляет: 3 550 рублей.
В указанную стоимость входят: Выпуск электронной подписи на 1 год с неограниченным количеством использования, Носитель информации, Лицензия КриптоПро.
Указанная стоимость является ориентировочной. Итоговую стоимость определяет Удостоверяющий центр изготавливающий электронную подпись.

Вариант 2 – Стоимость услуг нотариуса по подписанию электронного сообщения в Федресурс квалифицированной электронной подписью нотариуса:
– для индивидуальных предпринимателей составляет: 2 865 рублей;
– для юридических лиц составляет: 3 400 рублей.
В указанную стоимость входит публикация только одного сообщения.
В указанную стоимость не входит составление текста сообщения. Текст сообщения необходимо подготовить заранее – до обращения к нотариусу.
Указанная стоимость является ориентировочной. Итоговую стоимость определяет нотариус.

3). Услуги ООО ФПК «Консалт-Мастер»

Стоимость услуг ООО ФПК «Консалт-Мастер»:
– по сопровождению процедуры изготовления квалифицированной электронной подписи, либо по сопровождению к нотариусу, составляет: 1 500 рублей;
– по подготовке сообщения для Федресурса составляет: 2 000 рублей.

При одновременном заказе сопровождения изготовления квалифицированной электронной подписи либо сопровождения к нотариусу и подготовки сообщения для Федресурса, Клиенту предоставляется скидка в размере 500 рублей.
В таком случае, итоговая стоимость услуг ООО ФПК «Консалт-Мастер» составляет: 3 000 рублей.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ОБЯЗАННОСТИ ПО ПУБЛИКАЦИИ СВЕДЕНИЙ В ФЕДРЕСУРСЕ:

Законодательством предусмотрена ответственность в отношении:
– Индивидуальных предпринимателей;
– Должностных лиц юридических лиц;
– Арбитражных управляющих;
– Субсидиарная ответственность для Контролирующих лиц при банкротстве юридического лица в случае нарушения требований об обязательном раскрытии сведений.

Ответственность Индивидуальных предпринимателей и Должностных лиц юридических лиц, предусмотрена ст. 14.25 КоАП РФ:

  • Представление сведений с опозданием – влечет Предупреждение или Штраф в размере 5 000 руб.
  • Непредставление сведений – влечет Штраф в размере от 5 000 руб. до 10 000 руб.
    За повторное нарушение – Штраф от 10 000 руб. до 50 000 руб. или Дисквалификация (лишение права быть директором) на срок от 1 года до 3-х лет.
  • Представление недостоверных сведений (например, сведений с ошибкой) – влечет Штраф в размере от 5 000 руб. до 10 000 руб.
    За повторное нарушение – Штраф от 10 000 руб. до 50 000 руб. или Дисквалификация (лишение права быть директором) на срок от 1 года до 3-х лет.

Ответственность Арбитражных управляющих, предусмотрена ст. 14.13 КоАП РФ:

Неисполнение арбитражным управляющим, обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве) – влечет Предупреждение или Штраф на Должностных лиц в размере от 25 000 руб. до 50 000 руб.; на Юридических лиц – от 200 000 руб. до 250 000 руб.
За повторное нарушение – Дисквалификация должностных лиц на срок от 6 мес. до 3-х лет; штраф на юридических лиц в размере от 350 000 руб. до 1 000 000 руб.

Субсидиарная ответственность Контролирующих лиц при банкротстве юридического лица в случае нарушения требований об обязательном раскрытии сведений, предусмотрена ст. 61.11. Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»:

Более подробную информацию Вы можете получить

по телефону 461-83-70 (юридический отдел ООО ФПК «Консалт-Мастер»).

Мы ответим на все интересующие Вас вопросы в ближайшее время

МАТЕРИАЛЫ

  • Cтатьи
  • Лучшее
  • Автоматизация учета
  • Аудит
  • Бухучет
  • Консалтинг
  • Оценка
  • Управление персоналом
  • Юриспруденция


АУДИТОРСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ СДАЕТСЯ В НАЛОГОВУЮ

АЗ.jpg

Давайте разберемся, что нужно знать?

В дополнение к годовой бухгалтерской отчетности, организация обязана предоставить в налоговую аудиторское заключение.

Также новая форма бухгалтерского баланса содержит отметку, обязателен ли для нее аудит (да / нет), в случае, если это так — заполняет в соответствующих полях наименование аудитора.

Важно понимать, что даты направления отчетности и результатов проведения аудиторской проверки могут не совпадать. Подать заключение в налоговую можно:

• Вместе с годовой отчетностью;
• либо не позднее 10 рабочих дней после даты, которой подписано аудиторское заключение , но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным.

Как и в каком формате, организация может уведомить налоговый орган?

• в ИФНС по месту нахождения организации;
• в электронном виде через операторов ЭДО (подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью);
• в формате PDF вместе с отчетностью либо в формате, утвержденном Приказом ФНС № ММВ-7-6/16@ (если документ направляется отдельно).

* Для малого бизнеса в текущем году сделано исключение: аудиторское заключение за 2019 год можно сдать в бумажном виде.
Остальным компаниям при неисполнении правил указанным выше – налоговый орган откажет в принятии заключения.

Что будет если сдать аудиторское заключение?

В случае, если организация аудиторское заключение в налоговую не предоставила (либо сделала это не вовремя), будут применяться санкции согласно ст. 19.7 КоАП РФ. Штраф до 5 000 рублей

*В случае, когда обязательный аудит проведен, есть заключение, но документ так и не поступил в ИФНС.

За непроведение обязательного аудита, грозят санкции применят согласно ст. 15.11 КоАП за грубое нарушение бухучета до 10 000 руб. за первичное нарушение, при повторном нарушении руководителя могут дисквалифицировать на срок до 2 лет.

НО И ЭТО ЕЩЕ НЕ ВСЕ

Не забудьте опубликовать аудиторское заключение на сайте Федерального ресурса, не позднее трех рабочих дней с даты подписания аудиторского заключения.

За не размещение сведений на сайте Федресурс предусмотрена административная ответственность согласно п. 6-8 ст. 14.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере до 50 000 рублей, а в случае повторного правонарушения - дисквалификация должностного лица от 1 года до 3 лет.

Можно ли заплатить штраф и не сдавать аудиторское заключение?

К сожалению, нет. Нужно понимать, что даже если вы оплатили штраф, аудиторское заключение все равно придется сдать. Эти положения закреплены в примечание 1, ст.15.11 КоАП, а также п.1 и п2. 2ст. 15.11 КоАП.

Как снизить стоимость проведения обязательного аудита?

На самом деле, способ снизить затратную часть только 1 - провести аудит удаленно.

Процесс практически ничем не отличается от классического аудита с выходом на предприятие аудитора. Выглядит это так:

• До начала проверки, аудитор высылает запрос с перечнем документов необходимых для начала проведения проверки.
• Аудитор удаленно, подключается к вашей базе 1С(или другой продукт), анализирует регистры бухгалтерского учета.
• На базе анализа регистров, формирует запрос необходимых для проверки первичных учетных документов, которые вы можете выслать по безопасному каналу связи в скане.
• Получаете аудиторское заключение заказным письмом и в электронном виде.

Экономия от проведения удаленного аудита может достигать 20% от первоначальной стоимости услуги. Рассчитать стоимость проведения аудита можно по ссылке КАЛЬКУЛЯТОР СТОИМОСТИ АУДИТА. https://www.avuar.ru/calc/

Кто подлежит обязательному аудиту?

Обязательному аудиту подлежат организаций вне зависимости от организационно-правовой формы(Полный перечень опубликован на сайте Минфина РФ.)

Также аудит финансовой(бухгалтерской) отчетности обязаны проводить организации отвечающие следующим критериям.

• Выручка юридического лица за предшествующий год превысила 400 млн.руб. и/или активы баланса превысили 60 млн. руб.
• Компании, которые составляют консолидированную бухгалтерскую отчетность.
• Акционерные общества
• Компании, публично размещающие ценные бумаги
• Банки, страховые компании и некоторые другие согласно ФЗ-307 «Об аудиторской деятельности», 208-ФЗ «О консолидированной отчетности

Автор: Анна Архипова, заместитель директора ООО «Первая Ростовская Налоговая Консультация», налоговый консультант, член Палаты налоговых консультантов

Материалы газеты «Прогрессивный бухгалтер», декабрь 2020

В 2020 г. многие при ликвидации или реорганизации компаний получили решение о приостановлении процедуры ликвидации или реорганизации, мотивированное тем, что не опубликовали сведения на Федресурсе. Причем в своей практике мы столкнулись с тем, что в сознании налогоплательщиков возникает путаница: Федресурс путают с уже привычным «Вестником государственной регистрации», а это совершенно разные вещи.

Что такое Федресурс

Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» № 377-ФЗ от 12.11.2019 были внесены изменения в Закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» № 129-ФЗ от 08.08.2001. Согласно этим изменениям на юридических лиц возложена обязанность по обязательному размещению сведений на Федресурсе (fedresurs.ru). Полное наименование – Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности (ЕФРСФДЮЛ). Оператором этого ресурса является АО «Интерфакс» в соответствии с положениями п. 2 Приказа Минэкономразвития РФ от 21.03.2011 №121 «Об определении оператора Единого федерального реестра сведений о банкротстве».

Как видим, сам Федресурс был создан довольно давно. И цель его создания была благая: защитить права кредиторов при недобросовестных действиях должника. Вначале с этим ресурсом хорошо познакомились те, кто проходил процедуру банкротства. Размещение на нем сведений носило рекомендательный характер, и сведений таких было немного. Но каждый год добавляются новые и новые сведения, которые необходимо публиковать на Федресурсе. И вот, начиная с прошлого года, это уведомления о реорганизации и ликвидации компании. Нововведения в законодательство произведены с целью защиты кредиторов. Мы уже давно привыкли публиковать уведомления о ликвидации или реорганизации юридических лиц в журнале «Вестник государственной регистрации». Но ведь трудно представить сегодня человека, начинающего свое утро с чтения этого журнала, тем более что чтение «Вестника государственной регистрации» не очень-то захватывающий процесс. И так как все у нас сейчас стремиться уйти в Интернет, то вполне логично, что посмотреть, не решил ли твой должник ликвидироваться или реорганизоваться, можно узнать, зайдя на сайт fedresurs.ru.

В Законе о госрегистрации (п. 7 ст. 7.1.) перечислены основные вехи хозяйственной жизни, о которых надо сообщать на Федресурсе. Большинство из сообщений осуществляет сам регистрирующий орган. Так, например, именно регистрирующий орган размещает на Федресурсе информацию о государственной регистрации организации, смене адреса, единоличного исполнительного органа, об увеличении или уменьшении уставного капитала, о недостоверных сведениях в ЕГРЮЛ, решения о предстоящем исключении юрлица из ЕГРЮЛ, о ликвидации юрлица.

Однако в этом же пункте ст. 7 перечислены и те сведения, которые обязан опубликовать сам налогоплательщик, и их совсем немало:

сведения о стоимости чистых активов АО и ООО в случаях предусмотренных Законом об обществах с ограниченной ответственностью № 14-ФЗ;

сведения об имеющихся признаках банкротства;

сведения о бухгалтерской или финансовой отчетности, если вы должны раскрывать эту информацию в СМИ;

сведения о получении, приостановлении, возобновлении, переоформлении, аннулировании лицензии;

сведения о введении арбитражным судом процедуры наблюдения;

сведения о залоге принадлежащего юрлицу движимого имущества;

информацию о выдаче гарантии, кроме гарантий, выдаваемых ВЭБ.РФ и банками;

информацию о заключении договора факторинга (финансирования под уступку денежного требования) между юрлицами или ИП;

информацию о передаче предприятия в аренду или его продаже;

уведомление о ликвидации юрлица с обязательным указанием сведений о дате принятия решения о ликвидации, назначении ликвидационной комиссии или ликвидатора общества, а также описания порядка, условий и сроков для предъявления требований кредиторами и иных сведений, которые предусмотрены федеральным законом;

информацию о реорганизации юрлица с обязательным указанием сведений об участвующем в реорганизации, создаваемом или продолжающем деятельность юрлице, а также форме реорганизации, с описанием порядка, условий и сроков для предъявления требований кредиторами, иных сведений, предусмотренных федеральным законом;

информацию об уменьшении уставного (складочного) капитала юрлица с обязательным указанием способа, условий и порядка уменьшения уставного (складочного) капитала, описания, сроков, условий и порядка для предъявления требований его кредиторами, а также иных сведений, предусмотренных федеральным законом.

Кроме того, есть еще и сведения, предусмотренные отдельными законами. Например, на Федресурсе необходимо размещать информацию:

об отчете об оценке (ст. 8.1. ФЗ от 29.07. 1998 № 135 «Об оценочной деятельности»,

уведомление об обращении в арбитражный суд с заявлением должника о банкротстве (ст. 37 п. абз. 2 ФЗ от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;

о заключении договора лизинга (п. 3 ст.10 ФЗ № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»;

уведомление кредиторов об обращении взыскания на принадлежащее должнику недвижимое имущество, непосредственно не участвующее в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг и на используемое в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг: объекты недвижимого имущества производственного назначения, сырье, материалы, станки и т.д. (п. 3 ст. 94 ФЗ от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве»);

сведения о вступлении в члены СРО и прекращении членства (п. 5 ст. 5 ФЗ от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»);

сведения о результатах обязательного аудита (п. 6 ст. 5 ФЗ от 30.12. 2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»).

Сроки

Как правило, нормой закона установлен и срок, в который необходимо разместить сведения на Федресурсе. Для уведомлений о ликвидации и реорганизации юридического лица – это три рабочих дня с даты принятия юрлицом решения о ликвидации или реорганизации.

Штрафы

За непредставление или несвоевременное представление сведений о юрлице предусмотрена ответственность – п. 6, 7,8 ст. 14.25 КоАП. Так, нарушение сроков размещения на Федресурсе информации влечет предупреждение или штраф на должностное лицо в сумме 5000 руб. Непредставление или представление недостоверных сведений влечет штраф от 5000 до 10000 руб. на руководителя.

Самое опасное – это совершить правонарушение повторно, потому что наказывается это штрафом от 10 000 до 50 000 руб. или дисквалификацией руководителя на срок от одного года до трех лет, что намного хуже. Однако, на практике, к административной ответственности не привлекают, поэтому создается впечатление, что процедура размещения сведений на Федресурсе, по-прежнему, носит не обязательный, а рекомендательный характер. Все дело в том, что в КоАП РФ не прописан порядок привлечения к ответственности по п. 6,7,8, ст. 14.25 КоАП РФ, то есть какой орган контролирует нарушения и привлекает к ответственности, он закреплен только в отношении арбитражных управляющих (ст. 23.86 и подст. 10 п. 2 ст. 28.3. КоАП РФ). Именно по этой причине в нашей практике еще не встречались случаи привлечения к ответственности кого-либо из руководителей юридических лиц.

Но тогда возникает справедливый вопрос: «А зачем нам вообще это надо, если за неразмещение сведений на Федресурсе не штрафуют?»

Во–первых, не стоит надеяться, что нормы, устраняющие этот пробел, не внесут в скором времени в законодательство.

А, во-вторых, кроме административной ответственности, предусмотренной ст. 14.25 КоАП, существуют еще и подпункты «с», «т» и п. 1 ст. 23 Закона о государственной регистрации ЮЛ и ИП, которыми предусмотрен отказ в государственной регистрации при неисполнении юридическим лицом в процессе реорганизации и ликвидации обязанности уведомить кредиторов в соответствии со ст. 7.1. Закона о госрегистрации ЮЛ и ИП. Именно поэтому о Федресурсе многие наши клиенты узнают из решений об отказе или приостановлении государственной регистрации ликвидации компаний.

Как разместить сведения на Федресурсе

Чтобы опубликовать информацию на портале Федресурс необходимо:

получить ЭЦП для работы на портале fedresurs.ru (далеко не все ЭЦП для этого подходят, перечень удостоверяющих центров размещен в разделе «Помощь» https://fedresurs.ru/help). При заказе электронной подписи вам следует указать на то, что электронная подпись должна содержать указание на ваше право размещать информацию в Реестре;

войти на портал с ЭЦП, при необходимости установить программное обеспечение;

составить и подписать сообщение;

выставить счет и оплатить его (на данный момент размер платы составляет 860 руб. 35 коп.);

ждать публикации, как правило, она происходит не позднее следующего рабочего дня после поступления оплаты на счет оператора;

получить выписку об опубликовании уведомления в Федресурсе (это может быть электронный документ или на бумажном носителе).

На настоящий момент есть два способа совершить публикацию на Федресурсе:

самостоятельно в электронной форме с использованием ЭЦП или через нотариуса, воспользовавшись ЭЦП нотариуса.

Далеко не все нотариусы освоили эту процедуру, поэтому необходимо уточнять у нотариуса: публикует ли он сведения на Федресурсе. Стоимость этой процедуры тоже очень разная в зависимости от нотариуса, в среднем около 5000 руб.

Конечно, все это знать и уметь необходимо, если вы ликвидируете или реорганизуете юрлицо самостоятельно. Если же вы прибегаете к помощи профессионалов, все это они должны знать и уметь, и помочь вам исполнить требованиям законодательства.

Аудиторское заключение представляет собой документ финансовой или бухгалтерской отчетности установленной формы. В нём содержится мнение как аудиторской организации, так и частного аудитора о достоверности финансовая или бухгалтерской документации.

Аудиторское заключение обладает достоверностью, то есть возможностью видения реального положения результатов хозяйственной деятельности предприятия и его финансовом и имущественном положении. За достоверность сведений, отображаемых в аудиторском заключении несёт ответственность аудитор. Но за сбор и подготовку и финансовой (бухгалтерской) отчетности несет ответственность руководство предприятия, заказавшее проведение аудита (аудируемое лицо). Аудиторское заключение составляется по инициативному, обязательному и аудиту по специальным аудиторским заданиям.

Цели аудита отчетности

Цель аудиторской проверки — выражение мнения о достоверности отчетности и правильности ведения учета в соответствии с законодательством. По итогам проверки специалисты составляют аудиторское заключение.

Для достижения обозначенной цели в ходе проверки нужно выполнить следующие задачи:

  • собрать достоверную исходную информацию о финансовой деятельности аудируемого лица;
  • опираясь на собранные аудиторские доказательства, сделать выводы о достоверности финансовой отчетности;
  • зафиксировать в отдельном документе замечания и рекомендации по их исправлению.

Юридическая сторона вопроса

Основной документ, который используется при составление аудиторского заключения, является стандарт № 6 «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 года за № 696. Он содержит единые требования к форме и содержанию аудиторского заключения.

Федеральный стандарт № 10 «События после отчетной даты» содержит требования по действиям аудитора в отношении событий, произошедших после даты подписания аудиторского заключения, но до даты представления пользователям финансовой отчетности.

Данные актуальны на конец 2021 г.

Возврат к списку

Аудит бухгалтерской отчетности

Аудит бывает обязательным и инициативным.

Обязательный аудит проходят организации согласно законодательству РФ.

Инициативный аудит проводят компании исходя из своих потребностей. Руководитель организации заключает с аудиторской фирмой договор, и в оговоренные сроки аудиторы проводят инициативную проверку. В этом случае можно проверить все участки учета, а можно выбрать отдельные объекты.

В ходе инициативного аудита можно:

Также аудит делится на внутренний и внешний. Внутренняя проверка чаще всего проводится штатными аудиторами организации. Внешний аудит осуществляют независимые аудиторские организации с целью объективной оценки состояния учета и отчетности.

Качественный аудит поможет реально оценить работу бухгалтерской службы предприятия, увидеть проблемы в документообороте и учете в целом.

Дополнительные этапы подготовки к публикации сообщения:

  1. Покупка и установка криптопровайдера (специальный программный продукт).
  2. Установка для ЭЦП сертификата ключа.
  3. Настроить синхронизацию программы с браузером (без специальных настроек применить ЦП не получится, размещение не удастся).

Важно! Можно использовать бесплатные и платные варианты криптопровайдера. Последний вид программных продуктов предпочтительнее. Его установку и настройку стоит доверить специалисту. В этом случае к стоимости публикации прибавится и цена его услуг.

Важно! Личный счет в кабинете пользователя федресурса формируется мгновенно, но вот зачисление средств на него проводится в течение 1-2 рабочих суток. Перепроверить подготовленное уведомление на соответствии законодательным нормам.

Кто подлежит обязательному аудиту

Обязательный аудит должны проходить организации, которые соответствуют определенным критериям.

В Федеральном законе от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» выделено шесть критериев:

  1. Организация имеет форму акционерного общества.
  2. Ценные бумаги компании допущены к организованным торгам.
  3. Компания является кредитной организацией, бюро кредитных историй, профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда.
  4. Выручка компании за предыдущий год превышает 400 млн рублей или валюта баланса свыше 60 млн рублей.
  5. Организация сдает или публикует консолидированную финансовую отчетность.
  6. Организация обязана проходить аудит в силу определенных законов. Например, застройщики, государственные корпорации и другие.

Обязательный аудит необходим, если организация соответствует хотя бы одному из перечисленных критериев.

Порядок проведения аудита бухгалтерской отчетности

Фиксированных сроков для проведения аудита законом не установлено. Одни организации предпочитают проводить аудит в несколько этапов, другие — приглашают аудиторов после завершения отчетного года.

Не все аудиторы вправе проводить обязательный аудит. Минфин размещает на своем сайте перечень организаций и индивидуальных аудиторов, которым разрешено проводить обязательный аудит. Привлекать к проверке индивидуальных аудиторов запрещено ряду компаний: кредитным и страховым организациям, негосударственным пенсионным фондам и т.д. (ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ).

Порядок проведения аудита зависит от разных факторов. В целом можно выделить следующие этапы работы с аудиторской компанией:

  1. Анализ задач и определение стоимости аудита.
  2. Утверждение сроков проверки.
  3. Формирование группы аудиторов.
  4. Аудиторская проверка ведения учета и бухгалтерской отчетности.
  5. Составление отчета и рекомендаций.
  6. Оформление аудиторского заключения.
  7. Консультирование заказчика, разъяснение предоставленных рекомендаций.

До подписания договора аудиторы тщательно изучают клиента. Независимые аудиторы смотрят на техническое оснащение и автоматизацию учета на предприятии, оценивают специфику деятельности и квалификацию штатных бухгалтеров, анализируют финансовое состояние, проверяют наличие обязательств и судебных разбирательств.

Далее аудиторская компания разрабатывает план проверки и график с указанием дат. Подбираются специалисты для каждого этапа работ.

Начинается проверка. Для получения доказательств аудиторы выполняют специальные процедуры: пересчет, осмотр, устный опрос сотрудников, подтверждение, инспектирование, изучение документов.

Собрав и проанализировав доказательства, специалист готовит аудиторский отчет и заключение. Аудиторское заключение будет положительным, если не найдено ни одного отрицательного факта. Если обнаружены ошибки и неточности, выдается модифицированное заключение. В некоторых случаях аудитор может оформить отказ в выражении мнения.

Аудиторское заключение передается в налоговую инспекцию. Компания может сдать заключение вместе с отчетностью или отдельно. Крайний срок подачи аудиторского заключения в ФНС — 31 декабря года, следующего за отчетным. При этом утвержденное заключение нужно сдать в течение десяти дней с момента его подписания.

До 2021 года нужно было представлять отчетность и аудиторское заключение в органы статистики. Сейчас такая обязанность отменена.

Размещение сведений об обязательном аудите на Федресурсе

Сведения о результатах обязательной аудиторской проверки необходимо размещать на Федресурсе (в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц).

В отличие от информации в ГИР БО, аудиторское заключение на Федресурсе публикуется не полностью, а только в части наиболее важной для пользователей информации (кто проводил аудит, в отношении какой отчетности и за какой период, какое мнение выразил аудитор и каковы были основания для этого мнения, а также другая информация, предусмотренная п. 6 ст. 5 закона об аудиторской деятельности).

Для размещения информации руководитель аудируемого лица должен получить ЭЦП в одном из удостоверяющих центров из списка на сайте Федресурса. Специальным программным обеспечением можно воспользоваться на этом сайте бесплатно. А вот размещение сведений является платным. При отсутствии у руководителя ЭЦП для размещения сведений об аудиторском заключении или другой информации, можно обратиться к нотариусу, который подпишет сообщение своей ЭЦП и разместит на Федресурсе.

За размещение одного сообщения на Федресурсе на момент написания статьи взимается плата 860,35 руб., в т. ч. НДС 20 %. Квалифицированные сертификаты ЭЦП для сайта Федресурс (а также других целей бизнеса, например: сдачи бухгалтерской и налоговой отчетности, регистрации онлайн-касс, получения финансовых услуг и др.) выдают уполномоченные удостоверяющие центры, стоимость оформления ЭЦП составляет от 2800 до 3000 руб.

Несоблюдение требования размещения информации является административным правонарушением (п. 6-8 ст. 14.25 КоАП РФ):

  • нарушение установленных сроков размещения информации на Федресурсе повлечет предупреждение или штраф на должностное лицо 5000 руб.;
  • непредоставление информации или размещение недостоверных сведений — штраф увеличивается и может составить от 5000 до 10000 руб.;
  • повторное нарушение может привести к штрафу на руководителя от 10000 до 50000 руб. или даже к его дисквалификации на срок до трех лет.

Таким образом, расходы на размещение обязательной информации на Федресурсе (в рассматриваемом случае — о результатах обязательного аудита) не идут ни в какое сравнение с возможными финансовыми последствия невыполнения этого требования.

Какие документы подлежат проверке

При аудите отчетности специалисты изучают не только годовую бухгалтерскую отчетность, но и различные реестры, договоры, счета, кадровые и прочие сопутствующие документы.

В частности, аудиторы могут запросить:

  • первичную документацию для проверки оформления и законности сделки;
  • инвентаризационные ведомости;
  • документы по созданным резервам;
  • договоры;
  • учредительные документы;
  • выписки банка;
  • бухгалтерскую отчетность и декларации;
  • оборотно-сальдовые ведомости, анализ и карточки счетов;
  • кадровые приказы;
  • авансовые отчеты;
  • штатное расписание и др.

Аудиторы проверяют не только документы, но и различные расчеты. Например, начисление зарплаты, расчет налогов и пеней, расчет курсовых разниц и материальной выгоды и т.п.

Аудиторская компания оценивает финансовые риски аудируемого лица. Анализирует переплаты и задолженность перед контрагентами и бюджетом. По результатам оценки аудиторы дают рекомендации по устранению ошибок и минимизации рисков.

Типичные ошибки и нарушения

Часть возможных нарушений зависит от специфики деятельности проверяемого лица. К общим и распространенным ошибкам независимо от сферы работы можно отнести:

  • неверные расчеты налоговых платежей;
  • расхождения отчетных показателей;
  • отсутствие разрешительной документации (лицензий, сертификатов, деклараций и прочих разрешительных документов);
  • инвентаризационные и арифметические ошибки;
  • несоблюдение контрольных соотношений в отчетности или противоречия в разных отчетах (например, выручка от реализации без видимых причин разная в декларациях по НДС и прибыли);
  • неверное заполнение реквизитов;
  • арифметические ошибки;
  • неправильный расчет доходов и расходов;
  • свернутое отражение дебиторской и кредиторской задолженности. Задолженность должна быть сформирована в разрезе договоров по каждому контрагенту, чтобы можно было разделить дебиторскую и кредиторскую задолженность;
  • уставный капитал по балансу не совпадает с капиталом, заявленным в уставе компании;
  • уставный капитал не оплачен или оплачен не полностью;
  • отсутствуют первичные документы;
  • не начислены положенные резервы;
  • нарушается лимит кассы и т.д.

Нарушения по основным средствам:

  • не проводятся реальные инвентаризации, в результате фактические остатки имущества и задолженности не совпадают с отраженными в учете;
  • не соблюдаются сроки постановки основных средств на учет;
  • отсутствует аналитический учет;
  • расходы на модернизацию или инвентаризацию учтены неправомерно;
  • документооборот разных операций нарушен.

Читайте также: